2 принципы государственной службы

Принцип равного доступа граждан к государственной службе. В соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Часть 4 ст. 32 Конституции РФ определяет государственную службу как наиболее важный институт непосредственного участия граждан в управлении делами государства. Согласно этому положению граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Указанная конституционная норма соответствует ст.25 (п. «с») Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., в соответствии с которым каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. Принцип равного доступа к государственной службе означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ». Положение о федеральной государственной службе определяет, что право поступления на федеральную государственную службу имеют граждане России, достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, если иное не установлено законом. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией РФ и федеральным законом, а равно других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность и способности отвечают требованиям соответствующей гос. должности.

Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях: признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; лишения е его судом права занимать государственные должности гос. службы в течение определенного срока; Наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; наличия близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или непосредственной подконтрольностью одного из них другому; наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями; отказа от представления сведений, предусмотренных ст. 12 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ».

Принцип внепартийности государственной службы, отделения религиозных объединений от государства. В соответствии с Конституцией РФ Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ», а также Положение о федеральной государственной службе такой принцип предусматривают впервые. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных

объединений, за исключением профессиональных союзов. Государственные служащие руководствуются законодательством Российской Федерации и не связаны при исполнении должностных обязанностей решениями партий, политических движений, общественных объединений. Принцип внепартийности государственной службы (политического нейтралитета государственных служащих) означает, с одной стороны, запрет отбора кадров для государственной службы по их политическим взглядам, а с другой стороны — обязанность государственных служащих в рамках своих полномочий оставаться вне политических пристрастий и убеждений.

Главным ориентиром деятельности государственного служащего должны быть общественные (следовательно и государственные) интересы; служащие не могут принимать участие в политической деятельности(в непосредственном понимании этого термина) при исполнении ими своих должностных обязанностей; они обязаны нейтрально относиться к политической борьбе различных партий и движений. Всё, что связывает гос. служащего с политикой должно признаваться его частным делом, несовместимым с гос. службой.

Рассматривая принцип внепартийности государственной службы, не обойтись без краткого анализа такого явления, как многопартийная система, включающая в себя политические партии, объединения и движения, поскольку они участвуют в выработке и реализации управленческой (административно-политической) политики. Партийное влияние на определение стратегии и тактики управленческой деятельности государства является очевидным фактом современной государственно-политической жизни. Прежние советские конституции и конституции РСФСР устанавливали такой принцип, как руководящая роль КПСС в организации системы управления. Действующая Конституция РФ, закрепляя многопартийную систему, дает возможность говорить о влиянии политических партии на организацию и функционирование как самой государственной власти, так и осуществляющих ее функции органов и государственных служащих.

После путча 19 — 21 августа 1991 г. в России появилось около двух десятков новых партий, движений и коалиций, при чем не только среди демократов, но и среди вчерашних оппонентов. На базе одной лишь КПСС за короткое время было образовано

восемь партий в той или иной форме проповедующих верность социалистической идее. В выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в декабре 1995 г. участвовало 43 избирательных блока, политических партий, движений и объединений. В настоящее время, когда старые общественные структуры и связи (система экономических отношений, система государственного управления, социальная структура общества и т.д.) дезинтегрированы либо полностью разрушены, а новые только складываются, можно считать закономерным, что размываются прежние социально-политические основы формирования политических партий. Поэтому партии этого периода, как правило, обречены на неустойчивость, и можно сказать, что практически все политические партии находятся в стадии становления. Мнение о том, что в России сложилась многопартийная система, поскольку список зарегистрированных партий достаточно велик, вряд ли обоснованно. Многопартийность — это не просто множество политических партий; это определенным образом

организованное единство, где составляющие его элементы тесно взаимосвязаны и взаимодействуют. Многопартийность как систему характеризуют следующие признаки:

Понятие и сущность государственной службы.

Понятие ГС определяется ФЗ-58 «О системе госслужбы РФ»:

Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

— Российской Федерации,

— федеральных органов государственной власти,

— субъектов РФ,

— органов государственной власти субъектов РФ,

— лиц, замещающих государственные должности РФ, а также государственные должности субъектов РФ.

Сформулированное законом определение гос службы указывает, прежде всего, на ее сущность.

Сущностные признаки государственной службы:

1. Государственная служба — это государственная деятельность, т.е. сущность и назначение государственной службы определяются сущностью и назначением государства. Госслужба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но должна обеспечивать их практическое осуществление. Государственный служащий всегда действует от имени и по поручению государства.

2. Важный признак государственной службы — профессиональная служебная деятельность, т.е. деятельность профессионального характера, отвечающая специальным квалификационным требованиям и обеспечивающая решение задач государственного управления. Государственный служащий не просто профессионально работает в этой сфере, он служит. Гражданская служба состоит, прежде всего, в управлении обществом в различных сферах, в реализации функций государственных органов.

3. Государственная служба — это обеспечение исполнения полномочий госорганов, а не само исполнение таковых. Имеется в виду интеллектуальное, аналитическое, организационное, информационное, прогностическое, контрольное и иное профессиональное обеспечение исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности.

4. Государственная служба по определению — публичная служба, т.е. служба в органах публичной государственной власти. Она имеет официальный, открытый характер и обеспечивает общий, совокупный интерес государства и общества. Проще говоря, государственная служба — служба государству, а через него — стране, народу.

5. Государственная служба осуществляется только в государственном органе лицом, которое находится на должности государственной службы, включенной в реестр. Не все должности, включенные в штатное расписание тех или иных государственных органов, являются должностями государственной гражданской службы. Так, не является государственной гражданской службой работа в штате государственного органа на должностях обслуживающего персонала (водители, вахтеры, уборщицы, повара и т.д.).

6. Государственные служащие получают денежное содержание только из госбюджета.

2. Принципы государственной службы.

ФЗ-58 «О системе госслужбы РФ» Статья 3.

1) Федерализм, обеспечивающий единство системы госслужбы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос власти и органами госвласти субъектов РФ

2) Законность

3) Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип вытекает из ст. 2 и 18 Конституции РФ, в которых человек, его права и свободы определены как высшая ценность. Обязанностью государства и всех госслужащих является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

4) Равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также от др обстоятельств, не связанных с проф и деловыми качествами гражд служащего.

5) Единство правовых и организационных основ госслужбы, предполагающ единый подход к организации госслужбы. Принцип вытекает из федеративного устройства РФ, основанного на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и ее субъектов, что закреплено в ст. 5 Конституции РФ.

6) Взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы

7) Открытость. Данный принцип вытекает из ст. 24 Конституции РФ, согласно которой органы государственного управления и органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Одновременно на государственной гражданской службе действуют определенные ограничения, связанные с сохранением государственной тайны и неразглашением служебной информации. Поэтому на практике гражданской службы действует сочетание гласности и конфиденциальности, что не всегда способствует необходимой осведомленности граждан.

8) Профессионализм и компетентность гражданских служащих. На реализацию данного принципа направлена не только система отбора кандидатов на госслужбу, но и система подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих, а также стимулирование их стремления к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной деятельности.

9) Защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их проф служебную деятельность. В соответствии со ст. 14 ФЗ № 79 закрепляет защиту сведений о гражданском служащем, а также государственную защиту его жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему имущества.

20. Понятие, виды и принципы государственной службы

В настоящее время вопросы прохождения гражданами РФ государственной службы регулирует Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», которым определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления этой службой.

Государственная служба Российской Федерации — это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

В современном Российском государстве система государственной службы включает в себя следующие виды:

— государственная гражданская служба;

— военная служба;

— правоохранительная служба.

Кроме того, исследуя понятие «государственная служба», следует сделать вывод о том, что государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, а военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Государственная служба построена на следующих принципах:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

21. Административно-правовой статус государственных служащих

Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. Государственным служащим предоставлен значительный объем служебных (должностных) прав. Наиболее существенными из них являются следующие: • принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями; • ознакомление со всеми документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности; • получение информации и материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей; • посещение для исполнения должностных обязанностей различных объектов независимо от формы собственности; • ознакомление со всеми материалами своего личного дела; • проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство. Служащий вправе участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы. Ему предоставлено право продвижения по службе (должностная карьера), на увеличение денежного содержания, а также на переподготовку и повышение квалификации. В соответствии со стажем государственной службы он имеет право на социальное обеспечение. Для защиты своих интересов государственные служащие вправе объединяться в профсоюзы. Для разрешения споров, связанных с государственной службой, служащий может обратиться в соответствующие государственные органы или в суд (например, по вопросам квалификации и аттестации, приема на службу, ее прохождения, реализации своих прав). Основные обязанности государственных служащих связаны с: • соблюдением законности; • обеспечением прав и законных интересов граждан; • исполнением приказов, распоряжений и указаний руководителей (за исключением незаконных); • соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций; • своевременным рассмотрением обращений граждан и организаций и принятием по ним решений; • хранением государственной и служебной тайны. При несении государственной службы служащий обязан ежегодно представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности и являющихся объектами налогообложения. Законодательством установлен ряд ограничений, связанных с государственной службой. Служащий не вправе: • заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме педагогической, научной и иной творческой); • быть депутатом любого представительного органа; • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; • состоять членом органа управления коммерческой организации; • быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе, в котором он состоит на службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему; • использовать в неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию; • получать гонорары за публикации или выступления в качестве государственного служащего; • получать от физических и юридических лиц подарки, денежное вознаграждение, оплату отдыха и развлечений и т.п., если это связано с исполнением должностных обязанностей; • принимать участие в забастовках; • использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных организаций.

Принцип равного доступа к государственной службе

Согласно ч. 4 ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Это означает равный доступ граждан к государственной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т.п.

Таким образом, запрещена всякая дискриминация при поступлении и прохождении государственной службы по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, что в качестве общего принципа предусмотрено в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.
Требования к кандидату на государственную должность обу-словливаются исключительно характером должностных обязанностей. Поэтому в Законе об основах государственной службы указывается, что в квалификационные требования входит требование соответствия кандидата государственной должности по своим способностям и профессиональной подготовке. Эти требования частично совпадают. Различаются интеллектуальные, моральные и физические способности. Интеллектуальные способности практически выливаются в форму условий, предъявляемых к профессиональной подготовке. Вся система государственной службы Российской Федерации основана на предварительном получении соответствующего профессионального образования.
В законе ничего не говорится о физических и моральных качествах государственных служащих. Однако совершенно ясно, что государственным служащим может быть лишь гражданин, способный по состоянию здоровья и своим деловым качествам профессионально обеспечивать выполнение функций, возложенных на соот-ветствующий государственный орган. Что касается условий доступа граждан к государственной службе в соответствии с профессиональной подготовкой, то речь идет о следующем: претенденту необходимо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий этой должности. При этом принцип равного доступа к государственной службе реализуется посредством участия граждан в конкурсе на замещение вакантных государственных должностей государственной службы. На практике такие конкурсы проводятся формально, так как кандидатура на вакантное место опрелена заранее.

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОССУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ГОССУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правовая природа государственной службы

С точки зрения современного законодателя, государственная служба РФ — это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности как Российской Федерации, так и ее субъектов. Государственная служба осуществляется только в таких организациях, которые называются государственными органами или службами, формированиями и учреждениями, реализующими функции государственных органов.

Государственный орган представляет собой учрежденное в системе государственной администрации структурное организационно-правовое образование, имеющее специальные цели и задачи, а также наделенное в нормативном порядке функциями, задачами и специальной компетенцией. Каждый государственный орган имеет свои структурные особенности.

Федеральный закон от № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации и ее субъектов;федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;субъектов Российской Федерации;органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Каждый пишущий о государственной службе имеет по поводу ее понимания свое мнение.С позиции Г.В. Атаманчука государственная служба:»Это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах»Теория государственного управления/Под ред. Г.В.Атамачук.2004.с 27. Достоинства такого понятия видятся в его комплексном содержании. Оно организует взаимосвязь трех элементов: государства, государственного органа, государственной должности, и определяет, что главным в активности гражданина в государственном органе и по государственной должности является осуществление целей и функций государства. В центр определения введен термин «исполнения государственных должностей», означающий, что речь идет об использовании полномочий для реализации установленных функций государственного органа, для решения общественных проблем, регулирования поведения и деятельности людей, обслуживания их интересов. Государственная служба вписывается в систему институтов государства и в них приобретает свое основание.

Вне должностей государственной службы государственная власть реально не существует. Государственная служба существует не столько и не только для «обеспечения полномочий государственных органов», то есть для подготовки решений власть предержащих, а для того, чтобы таким образом и так исполнялась компетенция государственных органов, в результате которых сполна бы осуществлялась общественная сущность государства, его предназначение обеспечивать потребности и интересы своих граждан. В противном случае все превращается бюрократическую игру, при которой властеотношения и государственное управление остаются на низком уровне.

Важнейшим вопросом является реализация компетенции Российской Федерации и компетенции ее субъектов в сфере установления и правового регулирования государственно-служебных отношений. Статья 72 Конституции РФ указывает, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся административное и трудовое законодательство, которые главным образом и регулируют государственно-служебные отношения. Статья 71 Конституции РФ однозначно устанавливает, что федеральная государственная служба относится к ведению Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов принимаются федеральные законы, а на их основе — законы субъектов Федерации.

Нормативными правовыми актами, регулирующими государственно-служебные отношения государственной службы как в широком смысле, так и в узком ее понимании являются следующие:

  • 1. Конституция Российской Федерации;
  • 2. Конституции республик, являющихся субъектами РФ, в которых наряду с принципами государственной службы устанавливаются и некоторые другие важные положения государственно-служебного характера;
  • 3. Уставы субъектов РФ, содержащие нормы о государственной службе субъектов Федерации;
  • 4. Специальные федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные законодательные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения в сфере государственной службы или в какой-то степени относящиеся к институту государственной служб. (Например, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 в редакции Федеральных законов от 28.11.2009 №303-ФЗ);
  • 5. Указы и распоряжения Президента РФ (Например, Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12.08.2002 №885 в редакции Указов Президента РФ от 16.07.2009 №814);
  • 6. Нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам государственной службы (Например, Анкета гражданина РФ, изъявившего желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 №667-р);
  • 7. Нормативные правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, службами, агентствами);
  • 8. Постановления Конституционного Суда РФ.

Результатами административной реформы явились федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года №79-ФЗ.

Вопрос о принципах государственной службы является важнейшим в структуре института государственной службы, правовой системы РФ. Термин «принципы государственной службы» указывает на основополагающие черты, сущностные характеристики, важнейшее содержание и значение самой государственной службы, а также на главнейшие юридические положения в структуре этого правового института. Изучение принципов государственной службы дает ответ на вопросы, что является главным в институте государственной службы, что постоянно сопутствует системе государственно-служебных отношений.

Принципы государственной службы — это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов. Принципы государственной службы закрепляются в главных федеральных законах — «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года №79-ФЗ.

Так, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года №79-ФЗ предусматривает следующие принципы гражданской службы:

  • 1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации; 3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
  • 4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;
  • 5) стабильность гражданской службы;
  • 6) доступность информации о гражданской службе;
  • 7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  • 8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Конституционными принципами государственной службы являются:

  • 1. Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав. В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации»О системе государственной службы Российской ФедерацииФедеральный закон Российской Федерации от 27.05.2013 г. № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) // Российская газета № 104 31.05.2013 от 27 мая 2003 года №58-ФЗ этот принцип называется принципом законности. Государственный служащий обязан выполнять все свои действия только в пределах компетенции государственного органа, в которой он занимает государственную должность, и в соответствии с законодательством РФ. В структуру принципа законности входит принцип верности государственных служащих государству при осуществлении служебных обязанностей и принцип доверия служащим как со стороны государства, так и со стороны граждан.
  • 2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязательность их признания, соблюдения и защиты. Конституция РФ провозглашает высшей ценностью права и свободы человека и гражданина. Сущность этого принципа подразумевает организацию такой деятельности государственного аппарата, которая бы гарантировала права и законные интересы каждого гражданина в социальной, экономической и других сферах жизни.
  • 3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ определяет этот принцип как принцип федерализма, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
  • 4. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. Главным содержанием этого принципа является создание государственной службы во всех ветвях органов российской государственной власти.
  • 5. Принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Он означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой бы то ни было дискриминации.
  • 6. Принцип внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства. Этот принцип формально не закреплен в федеральных законах, однако в них содержатся очень важные положения, которые составляют содержание принципа внепартийности государственной службы. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности. Государственные служащие не связаны при исполнении должностных обязанностей решениями партий, политических движений и иных общественных объединений.

Организационно-функциональными принципами государственной службы являются:

  • 1. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ. Другое его название — принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и деятельности государственных служащих. Он может быть раскрыт в двух главных положениях — во-первых, нижестоящие (подотчетные лица) государственные служащие обязаны исполнять принятые вышестоящими государственными органами и руководителями решения; во-вторых, эти решения должностных лиц должны быть законными.
  • 2. Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе. Согласно этому принципу едиными должны быть все установленные в законодательных актах требования как к государственной службе, так и к государственному служащему, квалификационные требования к служащим, требования к выполнению ими своих должностных обязанностей, проведению аттестации государственных служащих, применению к ним мер дисциплинарной ответственности и так далее.
  • 3. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих. Этот принцип заключается в том, что государственный служащий исполняет должностные обязанности на профессиональной основе, то есть выполняет основную работу, за которую получает денежное содержание. У государственного служащего предусматривается наличие одной специализации соответствующего профессионального образования. Одна из основных обязанностей гражданского служащего — поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.
  • 4. Принцип гласности в осуществлении государственной службы. Это означает открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих. Государственный служащий обязан соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
  • 5. Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Этот принцип сводится к установлению законодателем ответственности (дисциплинарной, административной, материальной, уголовной) за неправомерные действия или бездействие государственных служащих.
  • 6. Принцип стабильности государственной службы. Это постоянство государственно-служебных отношений. Она проявляется в поддержании управления государственной службы на уровне, позволяющем ей качественно осуществлять функции государства. Она обеспечивается мерами систематического поддержания высокого уровня управления, учебой, проведением занятий, переподготовкой. Государственная служба должна быть политически нейтральной и не зависеть от смены политической власти.
  • 7. Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы. Государственная и муниципальная служба являются видами единой публичной службы, имеют похожее правовое регулирование, одинаковую практическую значимость для общества. Поэтому и их развитие должно происходить во взаимосвязи.
  • 8. Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Обеспечению принципа защиты государственных служащих служат установленные законом государственные гарантии служащих. Например, государственному служащему гарантируется его защита и защита членов его семьи от насилия. Угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.
  • 9. Принцип социально-правовой защиты государственных служащих означает создание необходимых условий для нормальной деятельности управленческого персонала; повышение престижа труда государственных служащих и самой государственной службы; установление достаточно высокой заработной платы, использование системы премиальных выплат, медицинского обслуживания, государственного страхования, оптимального решения вопросов пенсионного обеспечения.

Таким образом, работа в государственных организациях уже не рассматривается как государственная служба. Это обычная наемная работа, не имеющая ничего общего с государственной службой. Статус лиц, которые ее выполняют, определяется трудовым законодательством. Специальное законодательство о государственной службе на них не распространяется.