289 ФЗ о таможенном регулировании

Федеральный Закон «О таможенном регулировании» от 03.08.2018 № 289-ФЗ

С 04 сентября 2018 года в законную силу вступает новый Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который принят на замену Закону от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

На данный момент большинство юристов и экспертов околотаможенного сообщества проводят комплексный анализ нового Федерального Закона, со своей стороны отметим часть главных изменения в ФЗ «О таможенном регулировании», важных для декларантов и профессиональных участников ВЭД.

Изменения в части таможенного контроля:

Значительная часть поправок в новом ФЗ «О таможенном регулировании» посвящена именно изменениям в части проведения таможенными органами мер таможенного контроля. В частности, предусмотрена возможность передачи третьим лицам условно выпущенных товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде, для монтажа и наладки. Также зафиксирован срок проведения камеральной таможенной проверки – 90 календарный дней с возможностью его продления до 120 дней, что усложняет сопровождение таможенных проверок.

Нововведения в части порядка выдачи предварительных решений таможенного органа

  • Срок получения предварительного классификационного решения сокращен с 90 до 60 дней со дня регистрации таможенным органом заявления о принятии предварительного решения о классификации товара;
  • Предусмотрена возможность получения предварительного решения о происхождении товаров, которые позволят декларанту подтвердить страну происхождения. Срок выдачи такого решения также составит 60 дней.
  • Предусмотрена возможность получения предварительного решения по вопросу применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Такое решение должно позволить декларанту избежать принятия таможней решения о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости и возможной корректировки таможенной стоимости (КТС). Срок выдачи такого решения составит 30 дней.

Отличия в части порядка возврата авансовых таможенных платежей

Предусмотрен отдельный порядок возврата авансовых таможенных платежей. Кроме того, зафиксирован сокращенный срок рассмотрения заявления о возврате авансовых таможенных платежей, принятия по нему решения и непосредственного возврата денежных средств – вся процедура должна занимать не более до 10 рабочих дней со дня, следующего за днём поступления заявления о возврате авансовых платежей в таможенный орган.

Изменения в части возврата излишне уплаченных таможенных платежей

Зафиксирована ответственность таможенного органа в случае, если нарушение таможней срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей привело к негативным для декларанта последствиям. К этому же случаю относятся все ситуации, связанные с возвратом излишне уплаченных таможенных платежей, в результате незаконного решения о корректировке таможенной стоимости или решения о классификации товара, по факту которого декларантом были уплачены дополнительно начисленные таможенные платежи. Размер неустойки составит 1/360 ключевой ставки Центробанка РФ от суммы излишней уплаты таможенных платежей за каждый день просрочки.

Новым Федеральным Законом «О таможенном регулировании» от 03.08.2018 № 289-ФЗ предусмотрен еще целый ряд изменений и нововведений в сфере таможенного администрирования, соответствующая оценка которым будет подготовлена в ближайшее время.

По вопросам, касающимся изменений таможенного законодательства в связи с принятием нового ФЗ, просим обращаться за консультацией к таможенным юристам.

289-ФЗ «О таможенном регулировании»: вопросы – ответы

Валентина Николаевна Ионичева, Татьяна Александровна Григорьева, эксперты по ВЭД «Альта-Софт»

4 сентября 2018 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В преддверии вступления нового закона учебный центр «Альта» провел вебинар на тему «Важнейшие изменения в практике работы участников ВЭД в связи с вступлением в силу нового Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ». В ходе вебинара от слушателей поступило большое количество вопросов.

Все вопросы можно разделить на несколько блоков:

  • Общие вопросы
  • Таможенные платежи
  • Классификация товаров
  • Единый лицевой счет
  • Таможенный представитель

Предлагаем вашему вниманию ответы экспертов по ВЭД Ионичевой Валентины Николаевны и Григорьевой Татьяны Александровны.

Общие вопросы

289-ФЗ ст. 140 ч. 3 п. 10: какие документы подтверждают право владения, пользования и распоряжения товарами при переработке вне таможенной территории?

Документ, подтверждающий совершение внешнеэкономической сделки (договор, контракт и дополнения к ним), либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки. Может быть документ (контракт) на переработку. Для разных категорий товаров могут потребоваться разные документы, подтверждающие право владения/распоряжения товарами (документы должны наделять лицо правом распоряжаться имуществом на свое усмотрение). Также см. Перечень документов, подтверждающих совершение сделки с товарами, или иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, утвержден Решением КТС № 378.

Изменились ли сроки проведения таможенной экспертизы и возврата отобранных образцов для её проведения?

П. 6 ст. 335 289-ФЗ: При невозможности завершения таможенной экспертизы в срок, предусмотренный п. 1 ст. 390 ТК ЕАЭС (20 дней), срок проведения таможенной экспертизы с письменного разрешения начальника уполномоченного таможенного органа и с указанием причин такого продления может быть продлен на срок, не превышающий четырех месяцев со дня принятия решения о продлении таможенной экспертизы. Предельный срок – 4 месяца. О возврате проб и образцов: возврат материалов, документов, проб и образцов таможенной экспертизы после проведения таможенной экспертизы см. Решение КТС от 20.05.2010 № 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля».

Как заполнять графу В, если не платим сборы?

В случае освобождения от уплаты таможенных сборов графа В не заполняется.

При ввозе товаров стоимостью до 200 евро будут ли взиматься сборы или нет? 200 евро – это стоимость самого товара, без транспортных и накладных услуг?

В соответствии с п. 10 пч. 1 ст. 47 289-ФЗ, таможенные сборы за таможенные операции не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами без уплаты таможенных пошлин, налогов либо с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. В соответствии с п. 2 ст. 136 ТК ЕАЭС, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, которые ввозятся в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу и общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро, не возникает. Транспортные расходы не учитываются на основании п. 2 ст. 136 ТК ЕАЭС.

Как подтверждать фактический вывоз товара в Эстонию через Псковскую таможню? Как и раньше по письменному заявлению?

См. Решение Коллегии ЕЭК от 07.02.2018 № 25 «О Порядке подтверждения таможенными органами государств-членов Евразийского экономического союза фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза».

Какие статьи нового ФЗ регламентируют запрос документов и (или) сведений (бывшая доп. проверка по стоимости)?

См. Решение Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 № 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» (вместе с «Положением об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза»). Также см. ст. 324 – 325 ТК ЕАЭС; 289-ФЗ: ст. 225 – 226.

Просьба дать разъяснение по пункту 28 статьи 102 289-ФЗ.

В ч. 28 ст. 102 289-ФЗ говорится о том, что при подаче полной декларации, закрывающей временное периодическое декларирование, могут быть изменены сведения, в том числе в коде ТН ВЭД, если эти сведения не повлияли на расчет таможенных платежей. В ином случае это будет являться правонарушением.

311-ФЗ же не полностью утрачивает силу? Только часть статей?

311-ФЗ не полностью утрачивает силу, часть статей действуют. Часть 8 статьи 86, статьи 88 – 95 Федерального закона от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» утратят силу с 1 января 2020 года. Подробнее см. статью 397 289-ФЗ. Что касается вступления в силу 289-ФЗ, то часть 24 статьи 392 и статья 395 вступают в силу с 1 октября 2018 года. Главы 25 и 64 вступают в силу с 1 июля 2019 года, 10. Положения части 2 статьи 264 настоящего Федерального закона об электронной форме консультирования применяются с 1 января 2020 года. Положения частей 1 – 4 статьи 300 применяются с 1 января 2022 года. Подробнее см. статью 398 289-ФЗ.

Какой процент выплачивается за излишне взысканные платежи? Где можно посмотреть эту информацию?

Согласно ч. 11 ст. 67 289-ФЗ, в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, подлежат выплате проценты на сумму таких излишне взысканных платежей. Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания платежей, указанных в части 12 настоящей статьи (какие суммы признаются излишне взысканными), по день фактического возврата (зачета) в размере одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. Для исчисления процентов применяется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в период, за который начисляются проценты.

По поводу порядка отложенного определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Новый Порядок, согласно Решению Коллегии ЕЭК, действующий с 19.07.2018, не предусматривает каких-то изъятий из него, вносимых законодательством государств-членов. Планируется внесение изменений в указанный Порядок?

Вопросы таможенной стоимости при ввозе, в том числе отложенного определения таможенной стоимости, регулируются законодательством ЕАЭС. В соответствии с 289-ФЗ выйдет только порядок отложенного определения таможенной стоимости вывозимых товаров. Смотреть перечень Решений ЕЭК, планируемых к разработке в 2018 – 2020 гг.

Может ли быть продлен срок представления КДТ после выпуска товара по заявлению декларанта?

Решением Коллегии ЕЭК от 10.12.2013 № 289 (ред. от 27.03.2018) «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» продление сроков представления КДТ не предусмотрено.

Что предоставлять налоговым органам для подтверждения нулевой ставки НДС при электронном подтверждении фактического вывоза товаров?

См. Решение Коллегии ЕЭК от 07.02.2018 № 25 «О Порядке подтверждения таможенными органами государств-членов Евразийского экономического союза фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза».

Ст. 140 ч. 3 п. 10: какие документы, подтверждающие право владения товарами, нужно указывать в заявлении на переработку товаров вне таможенной территории? В ремонт товар отправляется по контракту. Товар ввозился до 1993 года, и нет договора и ДТ на этот товар. Справки об учете товара на балансе достаточно? Или это должна быть выписка определенной формы?

Право владения/распоряжения товарами может быть подтверждено документом, подтверждающим совершение внешнеэкономической сделки (договор, контракт и дополнения к ним), либо иными документами, подтверждающими право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки (в том числе бухгалтерскими). Также см. Перечень документов, подтверждающих совершение сделки с товарами, или иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, утвержденные Решением КТС № 378. Для разных категорий товаров могут потребоваться разные документы, подтверждающие право владения / распоряжения товарами (документы должны наделять лицо правом распоряжаться имуществом на свое усмотрение).

Как быть, если в личном кабинете в сервисе «Информация о вывозе товаров» до сих пор в ответ на запрос приходит: «Информации о вывозе товаров по данной ДТ нет»? Товар был вывезен в январе 2018 года.

См. Решение Коллегии ЕЭК от 07.02.2018 № 25 «О Порядке подтверждения таможенными органами государств-членов Евразийского экономического союза фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза».

Известно что-нибудь про процедуру получения статуса УЭО?

Условия и порядок получения статуса УЭО: ст. 383 – 384 289-ФЗ. На официальном портале ОРВ размещен проект приказа ФТС России «Об утверждении форм отчетов, порядка заполнения, способов и сроков представления отчетности уполномоченными экономическими операторами».

Необходимо ли при декларировании присоединять инвойсы, накладные и т. п. в формализованном виде? Если не присоединять, то запросит ли их таможня?

Документы, подтверждающие сведения, заявленные в ДТ должны быть перечислены в графе 44 ДТ, формализованы и отправлены в Архив. Сама ДТ подается с признаком 0 в графе 44 и в случае запроса какого-либо документа таможенным органом, вы его отправляете в ответ на запрос.

Как корректно заполнить гр. 47 в случае освобождения от уплаты сбора за таможенное оформление? Преференцию по освобождению сбора в гр. 36 тоже нужно указать?

В случае освобождения графа заполняется. Решение № 257: в случае использования льгот по уплате платежа в виде освобождения от его уплаты, применения тарифной преференции, предусматривающей полное освобождение от уплаты платежа, в основной строке (основных строках) исчисление производится в размере таможенных платежей, подлежащих уплате без учета льгот. В колонке «СП» указывается «УН». В дополнительной строке в колонке «Сумма» указывается цифра «0» (ноль). Колонки «Основа начисления» и «Ставка» дополнительной строки не заполняются. В колонке «СП» проставляется код «УМ». Графа 36 «Преференция» — СИ.

Таможенные платежи

Если необходимо вернуть таможенные платежи, надо успеть подать заявление в течение трех дней?

Согласно ч. 1 ст. 36 289-ФЗ, возврат авансовых платежей осуществляется по заявлению лиц, указанных в ч. 1 ст. 30 ФЗ, если заявление о возврате авансовых платежей подано не позднее трех лет со дня, следующего за днем последнего распоряжения об их использовании. Излишняя уплата таможенных платежей устанавливается таможенным органом на основании КДТ (ч. 1 ст. 67 ФЗ). Таможенный орган осуществляет зачет излишне уплаченных таможенных платежей в счет авансовых платежей не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем обнаружения факта излишней уплаты (или излишнего взыскания) (ч. 3 ст. 67).

Какая статья нового ФЗ предусматривает, что освобождаются от уплаты сборов за таможенные операции только беспошлинно экспортируемые товары?

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 47 ФЗ освобождение товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, за исключением товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами.

Будут ли взиматься таможенные сборы за таможенные операции при подаче временной и полной периодической декларации (при беспошлинном экспорте)?

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 47 ФЗ, таможенные сборы за таможенные операции не взимаются в отношении: товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, за исключением товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами. В случае подачи временной таможенной декларации в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, при этом такие товары не облагаются вывозной таможенной пошлиной, также применяется освобождение от уплаты таможенных сборов.

Есть ли изменения в новом ФЗ в сроках предоставления отчетности перед таможенными органами по товарам, ввезенным с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей? В 311-ФЗ это ст. 177 п. 13.

В 289-ФЗ проведение проверки наличия системы учета товаров и ведения учета товаров устанавливаются ст. 244.

Можно ли подавать заявление на выплату процентов по излишне уплаченным платежам при отказе в выпуске?

Если установлен факт излишнего взыскания таможенных платежей.

Дайте ссылку на статью 289-ФЗ, где указан срок 3 дня по возврату излишне начисленных платежей.

В соответствии с ч. 3 ст. 67 ФЗ возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, производится таможенными органами, в форме их зачета не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания, в счет авансовых платежей.

Пени можно будет уплачивать из авансовых платежей?

Да, согласно ч. 2 ст. 28 ФЗ уплата таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится путем распоряжения плательщиком авансовыми платежами.

Приказ № 2520 (формы заявлений на возврат) продолжит действовать после 4 сентября 2018 г.?

Пока действует приказ ФТС России № 2520. В соответствии с переходными положениями (ч. 5 ст. 397 289-ФЗ) со дня начала применения статьи 36 нового закона действуют положения статьи 122 311-ФЗ (о возврате авансовых платежей). На сайте ОРВ размещен проект НПА «Об утверждении форм заявления о возврате авансовых платежей и порядка их подачи, форм решения таможенного органа о возврате авансовых платежей и уведомления об отказе в возврате авансовых платежей».

С какого числа можно осуществлять возврат авансовых платежей через личный кабинет ФТС России?

В настоящий момент возможность подать заявление на возврат авансовых платежей через личный кабинет отсутствует. Новый 289-ФЗ (ч. 4 ст. 36 289-ФЗ) предоставляет возможность подачи заявления о возврате авансовых платежей в электронной форме путем направления через личный кабинет. В соответствии с переходными положениями (ч. 5 ст. 397 289-ФЗ) со дня начала применения статьи 36 нового закона действуют положения статьи 122 311-ФЗ (о возврате авансовых платежей). На сайте ОРВ размещен проект НПА «Об утверждении форм заявления о возврате авансовых платежей и порядка их подачи, форм решения таможенного органа о возврате авансовых платежей и уведомления об отказе в возврате авансовых платежей».

Классификация товаров

Обязательно ли требуется наличие классификационного решения на импортный товар, поставляемый в разобранном виде, при оформлении процедуры транзита на границе, если товар на границе предоставлен одновременно на нескольких транспортных средствах в разобранном виде? Если не требуется, то какой код ТН ВЭД сотрудники таможни должны указать в транзитной декларации: код товара в собранном виде или код отдельных частей товара?

Особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита установлены Решением Коллегии ЕЭК от 07.11.2017 № 138. Согласно Решению, процедура транзита в отношении товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, перевозимых по территориям двух и более государств-членов Союза в течение определенного периода времени одним или несколькими транспортными средствами международной перевозки, применяется с учетом того, что разобранный товар может декларироваться путем подачи нескольких транзитных деклараций в отношении компонентов этого товара, которые указаны в качестве таких компонентов в предварительном решении о классификации товара, либо в решении о классификации товара, принимаемом в соответствии с п. 3 ст. 21 ТК ЕАЭС, с указанием кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, соответствующего коду разобранного товара в комплектном или завершенном виде, указанному в соответствующем предварительном решении о классификации или решении о классификации. Если же классификационного решения нет, то указывается код каждого компонента.

Будут ли классификационные решения других стран-членов Союза обязательны для таможенных органов РФ (например Армении)?

В соответствии с ч. 4 ст. 21 ТК ЕАЭС предварительные решения о классификации товаров применяются на территории государства-члена, таможенные органы которого приняли такие предварительные решения о классификации товаров. На территориях иных государств решения применяются при таможенном декларировании в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита товаров, которые перемещаются через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, и которые перемещаются через таможенную границу Союза в течение определенного периода времени одним или несколькими транспортными средствами, в отношении которых приняты предварительные решения о классификации товаров.

В случае подачи заявления на получение классификационного решения самим импортером на ввоз компонентов товара в разобранном виде, может ли в дальнейшем таможенное оформление осуществлять таможенный представитель за своей электронной подписью?

Может, таможенное законодательство не ограничивает таможенных представителей в праве совершать таможенные операции в отношении таких товаров.

В случае изменения классификационного кода и изменения в связи с этим налоговой ставки может ли таможенный орган ретроспективно (например, за несколько прошедших лет) потребовать уплаты новой налоговой ставки?

В соответствии с ч. 6 ст. 15 ФЗ решение об изменении решения о классификации товара подготавливается в виде документа на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и вступает в силу со дня принятия решения об изменении решения о классификации товара.

Если полный комплект ввозится единой партией, зачем предварительное классификационное решение?

Декларант самостоятельно принимает решение, нужно ли ему обращаться в таможенные органы за предварительным решением.

Если при декларировании таможня принимает решение об изменении кода ТН ВЭД, высылается требование об изменении кода при ЭД, но при этом декларант уверен в правильности заявленного кода и имеет необходимые документы для его подтверждения, что в таком случае делает таможня? Высылается решение об отмене первоначального решения? И это все до выпуска?

Декларант должен подать КДТ в соответствии с требованием таможни, а впоследствии его обжаловать.

Надо ли корректировать декларацию на товары, если после отзыва предварительного решения изменился код?

В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ, основанием для внесения изменений (дополнений) в ДТ является решение о классификации товаров.

Где определено, что за классификационным решением нужно обращаться в ЕЭК?

В соответствии с п. 1 ст. 21 ТК ЕАЭС таможенные органы могут осуществлять классификацию товаров до их таможенного декларирования путем принятия предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ВЭД и решений о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде. Согласно п. 1 ст. 22 ТК ЕАЭС, в целях обеспечения единообразного применения ТН ВЭД Комиссией принимаются решения о классификации отдельных видов товаров на основании предложений таможенных органов. В соответствии с п. 2 указанной статьи ТК ЕАЭС, решения о классификации отдельных видов товаров принимаются в виде решений Комиссии.

По поводу подачи заявления по классификационному решению на компоненты обращаться в ФТС России или ЕЭК?

В соответствии с ч. 2 ст. 16 ФЗ, ФТС России и (или) иной таможенный орган, определяемый ФТС России (уполномоченные таможенные органы), принимают решение о классификации товара на основании заявления о принятии решения о классификации товара. В соответствии со ст. 22 ТК ЕАЭС, в целях обеспечения единообразного применения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Комиссией принимаются решения о классификации отдельных видов товаров на основании предложений таможенных органов.

Перед ввозом какого-либо оборудования (станки и т.п.) необходимо оформлять классификационные решения?

Нет, только в случае применения особого порядка декларирования в соответствии со ст. 117 289-ФЗ.

При внесении изменений в Товарную номенклатуру ЕАЭС (новые товарные позиции, исключение старых) будет ли таможенный орган самостоятельно принимать предварительные классификационные решения без обращения заявителя по действующим решениям?

Порядок подачи заявления на получение предварительного решения (ПР) установлен ст. 18 289-ФЗ. В соответствии с ч. 1 ст. 18 ПР принимает ФТС и иной таможенный орган, определенный ФТС России. В настоящее время действует Административный регламент ФТС России (приказ ФТС России от 18.04.2012 № 760). В соответствии с регламентом ПР выдает ФТС России и РТУ. В настоящее время на сайте ОРВ размещен проект порядка принятия ПР.

Тот, кто подает на классификационное решение, он же и должен осуществлять таможенное оформление? Может ли это делать таможенный представитель за своей электронной подписью?

Да, это может сделать и таможенный представитель, на основании договора об оказании услуг.

Единый лицевой счет

Если у нас группа компаний, можно ли на несколько компаний открыть один лицевой счет, или ЕЛС открывается только на одну компанию по ИНН?

ЕЛС открывается на одну организацию в соответствии с ИНН и реквизитами организации. Информация о ЕЛС на сайте ФТС России.

Как перейти на ЕЛС?

Необходимо подать обращение в ФТС России. Информация о ЕЛС на сайте ФТС России.

Нам пришло от таможни письмо, чтобы мы включились в ЕЛС. Там сказано, что нужно в заявлении указать таможни, где мы собираемся декларироваться. Значит ли это, что потом работать можно будет только с этими таможнями?

ЕЛС позволяет работать с таможенными органами по всей территории РФ. Информация о ЕЛС на сайте ФТС России.

Чем предусмотрено, что до 01.01.2019 все участники ВЭД (в т.ч. таможенные представители) должны перейти на ЕЛС?

Такого регламентированного требования (нормативного акта нет). Информацию о переходе на ЕЛС озвучила начальник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Ягодкина Елена Владимировна на публичных слушаниях ФТС России. Постепенно все перейдут на ЕЛС. С 13 сентября 2018 года утрачивает силу приказ ФТС России от 22 августа 2016 г. № 1617 и вступает в силу приказ ФТС России от 24 августа 2018 г. № 1329 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС». Более подробная информация в новости.

Таможенный представитель

Просим прокомментировать требование закона о публиковании стоимости услуг таможенного представителя. Необходимо будет указывать конкретную цифру или можно указать диапазон стоимости услуг?

Согласно ч. 2 ст. 148 ФЗ юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, обязано публиковать на своем официальном сайте в сети «Интернет» актуальную информацию о стоимости своих услуг при осуществлении деятельности в сфере таможенного дела. Согласно ч. 3 указанной статьи, юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, обязано информировать ФТС России, об опубликовании стоимости своих услуг путем представления отчетности. В соответствии со статьей 13 ФЗ, ФТС России определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности.

Изменится ли порядок заполнения гр. 54 ДТ таможенным представителем в связи с отсутствием в законе 289-ФЗ квалификационных требований к СТО и самого термина СТО?

Сведения о квалификационном аттестате не требуется указывать в декларации на товары. Следите за изменениями в Решении № 257.

Обнаружил противоречие между нормами нового закона (ст. 343) и ТК ЕАЭС (пп. 5 п. 1 ст. 405): согласно ТК ЕАЭС – таможенный представитель обязан информировать ведущий реестр таможенный орган об изменении сведений заявленных при включении в реестр; а вторая гласит – таможенный представитель должен обращаться в ФТС России только при изменении сведений Реестра. Как с этим быть?

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 405 ТК Союза, таможенный представитель обязан информировать таможенный орган, включивший его в реестр таможенных представителей, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр таможенных представителей, и представлять документы, подтверждающие такие изменения, в течение 5 рабочих дней со дня изменения таких сведений или со дня, когда ему стало известно об их изменении. Согласно ч. 1 ст. 343 ФЗ, в случае изменения сведений, указанных в реестре таможенных представителей, юридическое лицо, включенное в такой реестр, обязано представить в таможенный орган заявление о внесении изменений в реестр таможенных представителей с указанием сведений, подлежащих изменению, в течение пяти рабочих дней со дня наступления событий, повлекших изменения соответствующих сведений, или со дня, когда лицу стало известно об их наступлении. Здесь нет противоречия: в течения 5-ти дней после изменения сведений, которые указаны в реестре, таможенный представитель обязан информировать об этом таможенный орган. Закон конкретизирует, что такое информирование необходимо осуществлять путем подачи заявления о внесении изменений. На сайте ОРВ размещен проект Приказа Минфина России «Об определении Порядка исключения юридических лиц из реестра таможенных представителей».

При каких условиях не будет браться обеспечение платежей (при риске) если декларирование осуществляется таможенным представителем?

См. п. 13 ст. 55 ФЗ.

Электронная подпись и доверенность для подачи ДТ таможенному представителю теперь можно оформлять на лицо, которое не состоит в штате?

Нет, электронную подпись можно получить только на лицо, состоящее в штате.

Насколько я поняла, я могу заниматься декларированием товаров своего работодателя, не имея специального таможенного образования и/или статуса специалиста по ВЭД?

Новый закон не требует обязательного наличия в штате таможенного представителя специалистов по таможенным операциям (СТО). Подробнее смотрите в новости.

Если еще не получил КАСТО, есть смысл проходить курсы и сдавать экзамены на его получение? Или можно продолжать работу без него.

Новый закон не требует обязательного наличия в штате таможенного представителя специалистов по таможенным операциям (СТО).

«Альта-Софт»

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Таможенное дело представляет собой методы по обеспечению соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, которые связанны с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенная политика являет перед собой одно из направлений деятельности государства по регулированию внешнеторговой деятельности, через установленные таможенные режимы, которые необходимы для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Целью статьи является анализ текущего положения Российской Федерации на международной арене и основные проблемы, с которыми столкнулась таможенная политика России. В данной статье описываются отношения между Россией и основными торговыми ассоциациями и стратегически важными партнерами (ВТО, Таможенный союз).

Вы можете осуществить полный цикл таможенное оформления с помощью наших специалистов.

Таможенная политическая система России направленная и используется для защиты экономической независимости и безопасности государства, а также для поддержания внутреннего рынка страны, торговли и промышленности отечественного производителя. Реализация такой стратегической деятельности будет связана с таможенной политикой стран, которая в свою очередь является неотъемлемой частью внешней и внутренней политики государства.

Таможенные платежи — это денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Одним из видов таможенных платежей таможенно-тарифного регулирования являются таможенные пошлины. Таможенная пошлина — в соответствии с Законом «О таможенном тарифе» — это платеж, взимаемый, таможенными органами Российской Федерации, при ввозе или вывозе товара через таможенную территорию Российской Федерации и является необходимым условием такого ввоза или вывоза.

Налоговой базой для целей исчисления таможенных платежей являются:

1. Таможенная стоимость товара;

2. Количество товара;

3. Таможенная стоимость и количество товара.

Чтобы определить налоговую базу необходимо знать ставку установленную в отношении данного товара при использование таможенной пошлины.

Существуют три вида ставок таможенной пошлины:

  1. Адвалорные ставки предоставляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров.
  2. Специфические ставки начисляются в евро, в установленном размере за единицу облагаемых товаров.
  3. Комбинированные ставки, представляют собой сочетание специфических и адвалорных ставок. Комбинированные ставки начисляются на основе таможенной стоимости товара либо количество товара в натуральном выражении.

Нетарифные методы регулирования представляют собой совокупность средства внешнеторговой политики, не имеющие отношение к таможенно-тарифным ограничениям и осуществляются с помощью административного управления, основная задача которого заключается в регулирование внешнеторгового оборота. Применение нетарифных методов регулирования внешнеторговой политики обусловлено тем, что имеет право устанавливать свои ограничения на ввоз иностранных товаров и услуг. А так же способствует созданию условий для эффективного развития производства экспорта, и проводить необходимую деятельность на внутреннем рынке для защиты отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в целях внешнеторговой политики, развитые страны.

Нетарифные ограничения принято классифицировать на пять важных групп, в разработке которых участвовал Секретариат ГАТТ/ВТО:

1. Количественное ограничения импорта и экспорта;

2. Таможенные и административные формальности экспорта и импорта;

3. Стандарты и требования к качеству товаров и услуг;

4. Ограничения платежей;

5. Участие государства во внешнеторговых действиях.

Данные методы нетарифного ограничения торгового оборота в основном применяются в международной торговле. При этом к ним относятся:

• Квотирование;

• Лицензирование;

Таким образом исследованная таможенная политика России, позволяет рассмотреть её экономические аспекты. Таможенная политика представляет собой сложный, многоуровневый, но при этом разнонаправленный политический процесс, нуждающийся в полном исследование своего предмета.

Предметом исследования таможенной политики являются её факторы формирования, а также методы и пути её реализации.

Задача данного исследования заключается в рассмотрение данных за 2014-2016 года, выявление проблем и пути их решения в реализации таможенной политики в современной России.

Для успешной работы на мировом рынке, таможенная политика будет акцентироваться в сфере диверсификации экономики, повышения своей конкурентоспособности, а также обеспечение отечественного производителя всеми возможными средствами. Так, например, в соответствии с рис. 1, в 2015 году динамика внешнеторгового оборота по итогам года составляет — 45,37 млрд. долларов. При этом на долю экспорта приходится — 29,04 млрд. долларов, на импорт — 16,33 млрд.долларов.

Деятельность таможенной политики направлена на решение проблем в сфере модернизации и повышения эффективности отечественной промышленности и сельскохозяйственного производства, которые в будущем могут увеличить экспорт в экономической деятельности государства, также усовершенствовать продовольственную деятельность страны.

Уровень ставок ввозных таможенных пошлин зависит от того, как Россия будет выполнять свои обязательства перед ВТО.

Так, например в 2016 год средний уровень пошлин снизится с 8,5% до 6% по промышленным товарам и с 11,2% до 8,7% — по продовольственным.

Упадок цен на сырьевые товары и обесценивание рубля стали основными причинами низких показателей по стоимости торговли в 2015 году.

Тем временем, как показано на рис. 2, на мировом рынке стали происходить важные структурные изменения — российские экспортеры многих отраслей стали делать акцент на рынки стран дальнего зарубежья, в то время как импортеры, напротив, стали увеличивать закупки из стран СНГ.

По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), в физическом выражении, увеличение структурных изменений составит 5,5% в 2015 году, при этом быстрее всего будут расти импорт и экспорт развивающихся стран: почти на 8% и 7% соответственно в 2015 году. Ожидается также рост на 4,5% экспорта развитых государств.

Для того, чтобы промышленные отрасли российской экономики приспособились к новым условиям, необходимо создать предпосылки для различных категорий товаров в различные сроки.

Эффективность таможенного администрирования, а точнее его повышение, является одной из важнейших проблем таможенной политики в современной России. Также актуальна проблема совершенствования правовой практики, она вызывает контраст, так как необходимо проводить унификацию регулирования с государствами — членами Таможенного союза.

Для решения данной проблемы был утвержден план необходимых мероприятий («Дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования». Данное распоряжение даёт право сократить сроки и количество документов, необходимых таможенным органом для совершения таможенных операций, а так же увеличение мониторинга практики электронного декларирования, что позволит ускорить выдачу специальных документов.

Ещё одна проблема таможенной политики современной России заключается в позиционирование Таможенного союза. Она применяется в международной торговой системе, и нацелена на расширение торговли и улучшение доступа на внешние рынки. Для решения данной проблемы торговая политика Таможенного союза ведёт переговоры о заключении соглашений свободной торговли путем расширения зоны преференциальной торговли. Соглашение о свободной торговле основывается, прежде всего, на достижение значимого экономического эффекта и используется для расширения экономики, а именно: доступа на зарубежные рынки и привлечение передовых технологий.

Таможенная политика в 2014-2016 года будет особенной, привлекать растущими отношениями между Россией и Единым экономическим пространством, как крупного рынка сбыта для несырьевой продукции зарубежных стран и товаров высокой степени переработки.

Также для эффективной таможенной политики необходимо применение мер нетарифного регулирования и тарифных квот с ВТО. Но несмотря на всё это, главным инструментом по адаптации российского аграрного сектора к условиям ВТО является реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

В связи с этим, будет проведена работа по оптимизации товаров, на которые будут изменены ставки ввозных таможенных пошлин, они будут принимать их только при наличии согласия всех государств-членов Таможенного союза. В основу данной работы положен принцип создания транспарантных механизмов.

Совершенствование таможенной политики имеет большую важность в России. Таможенная политика — это основной рычаг, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю. В случае соблюдения всех необходимых условий, можно сделать вывод, что большая часть таможенных ставок ввозного тарифа имеют отклонения от показателей российских показателей, в пределах одного процентного пункта. В то же время по нескольким тарифным позициям снижение ставок пошлин может достигать 50 и более процентов.

В целом Россия должна будет занять активную позицию в данной работе, направленную на минимизацию негативных последствий от возможного снижения тарифной защиты.

Таким образом, Россия будет занимать активную позицию в таможенной политики, которая в свою очередь направлена на минимизацию негативных последствий от снижения тарифных ставок.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что таможенная политика представляет собой совокупность стратегических и тактических мероприятий направленных на согласование и реализацию различных внутриполитических и внешнеполитических интересов государства, через уполномоченные органы таможенного дела.

Всё это показывает, насколько таможенная политика Российской Федерации тесно связана с международными правилами и процедурами регулирования внешнеэкономической деятельности.

Маркетинг и логистика

Микаил Бекзадаевич Худжатов

Аннотация: В статье рассматриваются основные направления развития таможенной службы Российской Федерации в ближайшие 3 года в свете вступления в силу изменений таможенного законодательства. Предлагаются меры по эффективной реализации данных направлений.

В октябре 2017 года в Москве состоялась международная выставка «Таможенная служба – 2017», организованная Федеральной таможенной службой России (ФТС России) и традиционно совмещённая с празднованием Дня таможенника. В нынешнем году форум прошел уже в 18-ый раз, были приглашены к участию представители из 30 стран .

Участники выставки обсудили главные направления развития ФТС России (рис. 1), в результате чего в ближайшие месяцы таможенным органам и бизнесу предстоит выйти на качественно иной уровень взаимодействия.

Основные направления развития ФТС России

Рисунок 1. Основные направления развития ФТС России в 2018-2021 гг.

На торжественном открытии форума выступили министр финансов РФ Антон Силуанов, руководитель ФТС России Владимир Булавин и генеральный секретарь Всемирной таможенной организации Кунио Микурия.

На пленарном заседании «Таможня для бизнеса и государства» выступавшие обсудили Комплексную программу и приоритеты развития таможни, пути повышения качества таможенного администрирования и возможности взаимодействия с представителями бизнеса. Доклады представили глава ФТС России Владимир Булавин, директор Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов РФ Алексей Сазонов.

В данном контексте особую актуальность приобретают вопросы определения приоритетных направлений деятельности таможенных органов России в 2018-2021 гг., которые были отмечены в докладе Булавина В. И.:

  1. Автоматическая регистрация деклараций на товары и автоматический выпуск товаров. Перед таможенными органами поставлена весьма амбициозная цель: к 2021 году достичь 100% доли автоматически зарегистрированных ДТ и 80% автоматически выпущенных товаров. При этом отметим, что на сегодняшний день автоматическая регистрация ДТ применяется в основном при заявлении таможенной процедуры экспорта, а автоматический выпуск товаров пока практически не применяется.

По мнению автора, реализация данного направления позволит достичь следующих результатов:

  • значительное сокращение времени совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств;
  • экономия материальных и трудовых ресурсов таможенных органов и участников ВЭД;
  • снижение коррупционной составляющей совершения таможенных операций.
  1. Приоритет электронного декларирования товаров в торговом и неторговом обороте. На сегодняшний день электронная форма декларирования в полной мере применяется только в торговом обороте при подаче участниками ВЭД деклараций на товары (99,98%). Доля транзитных деклараций, поданных в электронной форме, составляет около 55%. Декларации на транспортное средство и пассажирские декларации, в основном, подаются в письменной форме. Для реализации указанного направления ФТС России планирует постепенный перенос таможенного декларирования товаров в Центры электронного декларирования (ЦЭД). Всего будет функционировать 16 таких ЦЭД, на других постах ДТ подаваться не будут (рис. 2). При этом ЦЭД будут располагаться исключительно на государственных площадках, что позволит свести до минимума контакты участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов.

Рисунок 2. Перечень действующих Центров электронного декларирования

На наш взгляд, в целях эффективной реализации указанного направления необходимо запланировать и организовать возможность концентрации таможенного декларирования товаров в едином электронном центре. Данный подход позволит эффективно распределять ресурсы таможенных органов, поскольку из единого центра таможенные декларации смогут направлять в наименее загруженные подразделения таможенных органов. Очевидно, это потребует финансовых вложений в материально-техническую базу ФТС России, но будущий эффект от таких затрат будет значительным.

  1. Перенос таможенного контроля на этап после выпуска товаров. В процессе таможенного декларирования формы таможенного контроля будут применяться в минимальном объеме в соответствии с системой управления рисками (СУР) таможенных органов. Основной акцент работы СУР будет направлен на этап после выпуска товаров, что существенно упростит совершение таможенных операций добросовестными участниками ВЭД.

В целях реализации указанного направления необходимо разработать эффективную систему категорирования участников ВЭД по уровням риска. Причем основные критерии и индикаторы рисков должны базироваться на результатах финансовой деятельности организаций, поскольку основная часть таможенных правонарушений связана с уклонением и неполнотой уплаты таможенных платежей.

  1. Отказ от представления документов, на основании которых заполнена декларация на товары. С 1 января 2018 года отпадет необходимость сопровождения ДТ документами. Однако эти документы декларанту нужно будет хранить в течение 3-х лет с момента выпуска товаров, поскольку в указанный срок таможенные органы вправе проводить таможенную проверку.

На наш взгляд, реализация данного направления позволит достичь следующих результатов:

  • значительное сокращение времени подготовки и подачи таможенной декларации, поскольку большая часть времени уходит на формализацию документов;
  • снижение бюрократизации процесса таможенного декларирования товаров;
  • отмена двойного представления документов (в электронном и письменном виде), на основании которых заполнена таможенная декларация;
  • значительная разгрузка информационных систем таможенных органов в связи с поступлением меньшего количества документов от участников ВЭД.
  1. Сокращение срока выпуска товаров до 4 часов. Указанное направление будет применяться в случае прохождения ДТ форматно-логического контроля таможенных органов. Если СУР выявляет индикатор риска, тогда срок выпуска будет увеличиваться от одного до десяти рабочих дней.

Реализация данного направления позволит ускорить прохождение товарами таможенной границы и увеличить товарооборот в целом по всему ЕАЭС. В этой связи участникам ВЭД и таможенным органам необходимо программное обеспечение, которое позволит выпускать декларации в автоматическом режиме, сами документы участники ВЭД должны доводить до идеала.

Также необходимо отметить результаты круглого стола «Техническое регулирование в ЕАЭС как инструмент интеграции». В числе докладчиков были представители Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), министерств и ведомств: Арман Шаккалиев (ЕЭК), Константин Леонидов (Министерство промышленности и торговли РФ), Александр Вдовин (Минэкономразвития России), Сергей Шкляев (ФТС России) и другие.

Приоритетными направлениями круглого стола стали :

  • система технического регулирования в ЕАЭС,
  • нормативное правовое обеспечение технического регулирования в Российской Федерации,
  • развитие национальной системы аккредитации в России и ряд других актуальных проблем.

Большое внимание участников выставки было приковано к важнейшему вопросу – подписанию Декларации о поддержке Хартии добросовестных участников ВЭД, поддержанной Сергеем Катыриным (ТПП РФ), Алексеем Репиком («Деловая Россия»), Александром Шохиным (РСПП) и Александром Калининым («Опора России»). Подписание Декларации обязывает участников Хартии предоставлять таможенным органам только достоверную информацию о декларируемых товарах. Присоединиться к ней могут отечественные и зарубежные компании и индивидуальные предприниматели. Подписание Декларации показало готовность представителей бизнеса к реализации Комплексной программы в сотрудничестве с таможенным ведомством. По обозначенному в программе 41 показателю таможенники будут определять, в какой мере достигаются поставленные цели.

Обобщая вышеизложенное, можно резюмировать, что 2018 год будет непростым для всех, кто задействован в сфере ВЭД. Однако руководство ФТС заверило, что сейчас делается всё возможное, чтобы новый ТК ЕАЭС и Закон № 311-ФЗ вступили в силу одновременно. Результаты форума позволяют свидетельствовать, что неустанно совершенствуется работа таможенных органов ради достижения высочайших стандартов.

Таким образом, реализация обозначенных в статье направлений развития таможенной службы России будет способствовать повышению эффективности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств. В этой связи особое внимание следует уделять правоохранительной функции таможенных органов, а именно борьбе с контрабандой и содействию развития потенциала таможенной территории России.

Список использованной литературы:

  1. Официальный сайт ФТС России: . – Режим доступа: http://www.customs.ru – Дата доступа: 24 декабря 2017 г.
  2. Информационный портал ООО «Альта-Софт»: . – Режим доступа: https://www.alta.ru/ – Дата доступа: 24 декабря 2017 г.
  3. Информационный портал ПРОВЭД: . – Режим доступа: провэд.рф – Дата доступа: 24 декабря 2017 г.
  4. Худжатов М.Б. Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере таможенного декларирования товаров // Маркетинг и логистика. 2017. № 3 (11). С. 117-125.
  5. Информационный портал компании «Универсальные Грузовые Решения»: . – Режим доступа: http://ucsol.ru/ – Дата доступа: 24 декабря 2017 г.
  6. Худжатов М.Б. Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере таможенного контроля // Маркетинг и логистика. 2017. № 4 (12). С. 91-100.
  7. Худжатов М.Б. Особенности таможенного декларирования товаров: предметы одежды // Маркетинг и логистика. 2016. № 6 (8). С. 107-115.
  8. Худжатов М.Б. Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере исчисления и уплаты таможенных платежей // Маркетинг и логистика. 2017. № 2 (10). С. 173-181.
  9. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
  10. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: . – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ – Дата доступа: 24 декабря 2017 г.
  11. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации: . – Режим доступа: https://tpprf.ru/ru/ – Дата доступа: 24 декабря 2017 г.
  12. Арский А.А. Информационно-технические аспекты профилактики контрабанды культурных ценностей // Маркетинг и логистика. – – №4 (12). – с. 5-10
  13. Арский А.А. Фактор экономического потенциала таможенной территории в антикризисном управлении автотранспортным предприятием // Маркетинг и логистика. – – №5 (13). – с. 6-12.

УДК 339.9

М. Б. Худжатов – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов. Россия Москва

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

The main directions of development of customs service of the Russian Federation in 2018-2021

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б. Основные направления развития таможенной службы Российской Федерации в 2018-2021 гг. // Маркетинг и логистика. – 2017. – №6 (14). – с. 79-86.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».

16 апреля 2018 г. в Москве прошла конференция «Таможенное законодательство 2018: первые результаты практического применения». Мероприятие было организовано Общественным советом при ФТС России при поддержке Евразийской экономической комиссии и Федеральной таможенной службы. Оператор конференции – Автономная некоммерческая организация «Межрегиональный информационно-аналитический центр по проблемам безопасности цепей поставок» (МИАЦ).

С докладами выступили представители ЕЭК, ФТС России и бизнес-сообщества. Рассмотрим некоторые из них. Первая сессия конференции была посвящена аспектам практической реализации Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. С приветственным словом выступил Председатель Общественного совета при ФТС России Леонид Аркадьевич Лозбенко.

Мукай Асанович Кадыркулов, Член коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК в своем выступлении отметил, что в целом бизнес положительно оценивает нововведения ТК ЕАЭС. Он обратил внимание, что при разработке нового Кодекса стояли две основные задачи:

  1. Унификация законодательства пяти стран – участниц Союза.
  2. Таможенный кодекс должен быть максимально приближен к информационным технологиям.

В ближайшие год – два планируется разработать более 100 Решений ЕЭК, которые будут регулировать информационные технологии в таможенном деле. Он также подчеркнул, что старые таможенные кодексы были довольно жесткие, в новом документе поставили главный приоритет – содействие бизнесу. ТК ЕАЭС – это первый нормативный правовой акт такого масштаба, который разрабатывался при участии бизнес-сообщества пяти стран Союза. На текущий момент требуется реализация национальных законодательных актов и «докрутка» информационной системы. Мукай Асанович отметил, что на прошлой неделе проводилось совещание с представителями всех стран – участниц Союза, на котором было принято решение актуализировать рабочую группу по совершенствованию таможенного законодательства с представителями государственных служб и бизнеса.

Тему создания рабочей группы продолжил Директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Дмитрий Викторович Некрасов. Он подчеркнул, что на предыдущем этапе рабочая группа была нацелена на подготовку текста Кодекса. Но после нового года стало понятно, что в данной площадке сохраняется необходимость. «Мы помним о тех отложенных вещах, которые мы договорились не включать в Кодекс. Мы решили запустить Кодекс, а такие вопросы как, например, регулирование действенности экспресс-перевозчиков отложили. На текущий момент мы готовы возобновить работу в рамках рабочей группы. Кроме того у этой рабочей группы появятся 2 задачи:

  1. Формирование единообразной практики применения законодательства.
  2. Устранение разногласий по законодательству.

Временный ввоз, трактовка некоторых положений транзита, отдельные вопросы по физическим лицам – все это планируется обсудить уже на первом заседании группы в конце мая – начале июня». Дмитрий Викторович призвал РСПП и всех заинтересованных участников со стороны бизнеса и общественных объединений возобновить данную работу.

В своем докладе на тему: «Практические вопросы таможенного администрирования и создания благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности в рамках единого таможенного пространства» Дмитрий Викторович подробно рассказал о том, над какими вопросами сейчас работает ЕЭК. Он отметил, что ТК ЕАЭС – это, прежде всего, Кодекс возможностей. С 1 января 2018 г. изменилось не так много – начал действовать только новый Кодекс и порядка 30 – 40 Решений ЕЭК. Сейчас стоят две очень важные задачи:

  1. Принять Решения ЕЭК, которые будут реализовывать часть норм Кодекса.
  2. Доработать национальное законодательство.

Те проблемы, которые ЕЭК видит сейчас, и те вопросы, которые поступают в Комиссию, обусловлены отсутствием национального законодательства. Закон о таможенном регулировании на текущий момент принят только в Республике Казахстан. В остальных странах приняты только экстренные нормативные акты, которые позволяют работать в части, не противоречащей Кодексу.

Было отмечено, что сейчас у многих участников ВЭД возникла проблема с таможенными представителями, которые массово лишаются лицензии. Это связано с тем, что на сегодняшний день не реализована норма Кодекса о приостановлении деятельности таможенного представителя. Когда ТК ЕАЭС был подготовлен, и был достигнут консенсус по многим значительным вопросам, стороны пошли на ужесточение формальных требований, подразумевая, что национальное законодательство направит эту жесткость в нужное русло.

Третья задача – это доработка информационных технологий. Без информационных технологий новый Кодекс не будет работать в полную силу. В Кодексе обозначен приоритет электронного взаимодействия, а предоставление документов на бумаге возможно только в исключительных случаях. На текущий момент только электронное декларирование стало электронным, а все остальные таможенные операции пока не реализованы в электронном виде. На разработку информационных ресурсов требуется не меньше 9 месяцев. Те Решения ЕЭК, в которых заложено применение информационных технологий, вступают в силу через 9 – 12 месяцев со дня их опубликования.

Особое внимание было уделено Решениям ЕЭК, которые призваны реализовать нормы ТК ЕАЭС. В прошлом году ЕЭК приняла около 40 Решений. В этом году работа продолжается. Ожидается, что будет принято еще порядка 40 Решений ЕЭК. Дмитрий Викторович отметил основные направления, над которыми сейчас работает Комиссия:

  1. Развитие транзита. Есть желание сократить объем предоставляемой информации при транзите.
  2. Предполагается упорядочить таможенные операции при выпуске до подачи декларации. На текущий момент накопилось много вопросов. Ожидается, что скоро проект данного Решения будет опубликован на сайте ЕЭК.
  3. Большой блок вопросов, связанных с контролем таможенной стоимости.
  4. В этом году предполагается принять несколько Решений по физическим лицам.
  5. Довольно много вопросов по интернет-торговле. Здесь два направления – МПО и экспресс-перевозчики.

Продолжается работа, связанная с классификацией товаров. У Комиссии появились полномочия по собственной инициативе принимать Решения по классификации в том случае, если страны не могут договориться между собой. Все частные вопросы от участников ВЭД Комиссия не рассматривает. Их необходимо решать в вышестоящем таможенном органе. Если же у таможенных служб стран – участниц ЕАЭС есть разногласия, то в этом случае решение принимает Комиссия. При этом решения, принятые в Брюсселе, носят рекомендательный характер, а Решения ЕЭК обязательные для всех стран.

Дмитрий Викторович обратил внимание на задачу, которую ЕЭК не сможет решить в этом году – это мониторинг законодательства в плане унификации нормативных актов в странах ЕАЭС. Комиссия планирует заняться данными Решениями в следующем году. Все проекты решений публикуются на сайте Комиссии. Господин Некрасов призвал бизнес активно участвовать в обсуждении данных проектов. Он отметил, что ЕЭК всегда открыта для диалога и прислушивается к бизнесу. Сейчас ни одно Решение Комиссии не может быть принято без общества.

Далее с докладом на тему: «Приоритетные направления международного сотрудничества стран ЕАЭС в 2018 г.» выступила Заместитель директора Департамента развития интеграции ЕЭК Саадат Муханбетовна Асансеитова. Она отметила, что ежегодно Комиссия утверждает направления международной деятельности, которая затрагивает реализацию задач по экономическому развитию, торгово-экономическому развитию, экспортному потенциалу стран – участниц Союза. ЕАЭС начал функционировать в 2015 году. И этот год был сложный в плане экономических показателей. Итоги 2017 года позволяют с оптимизмом смотреть на дальнейшее развитие. Наибольший экономический рост показали новые страны ЕАЭС – это Армения и Киргизия, у которых зафиксировано увеличение ВВП на 5%. Положительная динамика наблюдается и во внешней торговле. Так по итогам 2017 года взаимная торговля выросла на 26%, внешняя торговля – на 25%. Начиная с 2015 года, происходит переориентация торговли со стран Европейского союза на страны Азии.

Саадат Муханбетовна рассказала о Соглашениях о свободной торговле. Первое такое Соглашение от лица Союза было подписано в 2015 году с Вьетнамом, оно функционирует уже более года. После подписания Соглашения экспорт из стран ЕАЭС во Вьетнам увеличился на 40%. Практически завершены переговоры с Ираном, с которым в первом полугодии текущего года планируется заключение Соглашения. Это будет временное Соглашение, ведущее к созданию зоны свободной торговли. Также ведутся переговоры по созданию зоны свободной торговли с Сингапуром, Сербией, Израилем, Египтом. Существует еще один инструмент выстраивания отношений с внешними партнерами – это заключение Меморандума. География заключения Меморандумов охватывает весь мир. Подписаны Меморандумы с Монголией, Сингапуром, Камбоджой. Ведутся переговоры с Южной Кореей, Сербией, Бангладеш, Кубой, Таиландом, Брунеем, Индонезией. Прорабатывается заключение Меморандумов с международными организациями, такими как АСЕАН, МЕРКАСУР. Пока, к сожалению, не налажен диалог с ЕС, несмотря на то, что это наш основной торговый партнер. С прошлого года функционирует рабочая группа по совершенствованию Договора о Евразийском экономическом союзе. Документ подписан не так давно, но уже подготовлен проект первого договора о внесении изменений. Жизнь не стоит на месте, текущая ситуация требует постоянного внесения изменений в законодательство.

После выступлений представителей ЕЭК слово взял Руководитель департамента таможенного оформления компании V.I.G. Trans Джемал Давиташвили, который озвучил взгляд на декларирование с «Земли». В своем выступлении он дал обратную связь Комиссии на живых примерах, показал, с чем сталкивается в работе таможенный представитель. Среди положительных моментов он отметил:

  1. В 2017 году появилась возможность доказывать таможенную стоимость и оформлять товары ниже риска. В 2016 году такой возможности не было. Многие участники ВЭД попадали под корректировку таможенной стоимости.
  2. Активно стала работать авторегистрация деклараций. С начала 2018 года декларации часто выпускаются в автоматическом режиме. Многие декларации выпускаются в течение 30 минут, а экспортные декларации еще быстрее.
  3. Радует, что таможенные органы активно используют информационные ресурсы госорганов – нет необходимости в предоставлении живых документов, все больше применяется электронный документооборот, а также взаимодействие с инспектором с помощью электронной почты, а не Почты России.
  4. В 2017 году произошло упорядочение нормативной базы в части компетенций по местам декларирования определенных групп товаров.
  5. Развитие правового регулирования вопросов таможенного оформления.

Также были озвучены проблемы, с которыми компания столкнулась в 2017 году:

  1. В июле 2017 г. произошла реорганизация Московской областной таможни (МОТ). Неожиданное отключение обмена информацией у Можайского и Краснознаменского ЦЭД с таможенными органами ЦТУ, связанное с переподчинением МОТ. Аналогичная ситуация наблюдалась с ЦЭД Байкальской таможни и Новороссийской таможней.
  2. Отсутствие качественного обмена информацией между таможенными постами в случае подачи декларации на товары в ЦЭД.

Вторую сессию конференции открыл Руководитель ФТС России Владимир Иванович Булавин. Он отметил, что в связи с отсутствием нового Федерального закона «О таможенном регулировании» действует оперативный штаб, созданный ФТС России. Руководитель таможенной службы подчеркнул, что все основные новеллы ТК ЕАЭС нашли свое отражение в Комплексной программе развития ФТС России до 2020 года. Принцип Комплексной программы – это простота и удобство для бизнеса, эффективность и удобство для государства. Таможня должна не просто обеспечить соблюдение законодательства при осуществлении ВЭД, но и сделать таможенное администрирование комфортным и удобным. Комплексная программа предусматривает мероприятия по осуществлению реформы системы таможенных органов, которая была поддержана Президентом России и Главой Правительства России. Результатом этой реформы станет концентрация к 2021 году всего декларационного массива в 16 центрах электронного декларирования, размещенных на государственных площадях. В 2018 году планируется создать электронные таможни с центрами электронного декларирования в регионах деятельности ПТУ, УТУ, СЗТУ, СКТУ. А также ЦЭД в Московской областной и Владивостокской таможнях.

Владимир Иванович привел ряд статистических данных. Так, в 2017 г. среднее время оформления нерисковых товаров составило по импорту 1 час 31 минуту, по экспорту 46 минут. Доля автоматически зарегистрированных деклараций на товары в 2017 году составила 22% от всего объема деклараций, доля автоматически выпущенных деклараций, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, составила 20%. Среднее время автоматической регистрации не превышает 3 минут, а автоматического выпуска – 5 минут. К началу 2018 года в стране работает порядка 85 тыс. участников ВЭД.

Было отмечено, что ТК ЕАЭС предписывает использовать возможности межведомственного электронного взаимодействия. На текущий момент ФТС России взаимодействует с 32 федеральными органами исполнительной власти. В 2018 году запланирована реализация 25 новых направлений межведомственного электронного взаимодействия.

В конце выступления Владимир Иванович несколько слов сказал о Хартии добросовестных участников ВЭД (Хартия), которая создаёт стимул для добровольного соблюдения таможенных правил со стороны бизнеса. На 13 апреля 2018 г. Хартию подписали 214 участников ВЭД, поддержали Декларацию об одобрении и поддержке Хартии 55 общественных организаций и представителей таможенной отрасли. Руководитель таможенной службы подчеркнул, что ФТС России это всячески приветствует.

Доклад на тему «Практика таможенного администрирования. Технологии автовыпуска и авторегистрации» представил Заместитель начальника ГУОТОиТК ФТС России Григорий Анатольевич Боярский. Он отметил принципы внедрения технологий автоматического совершения таможенных операций:

  • Развитие информационных систем (технологии внедряются при условии развития информационных систем всех федеральных органов исполнительной власти).
  • Идентификация участников ВЭД (использование электронной подписи как основного источника идентификации участников ВЭД).
  • Этапность внедрения (технологии автоматического совершения операций внедряются поэтапно — от простого к сложному).

Григорий Анатольевич рассказал о принципах применения технологи автоматической регистрации декларации на товары и автоматического выпуска:

Автоматическая регистрация Автоматический выпуск
Декларация на товары заполнена в соответствии с установленными требованиями Декларация на товары подана участником ВЭД низкого уровня риска
Декларация на товары подана уполномоченным лицом Не выявлены риски нарушения таможенного законодательства
Совершены действия, которые должны быть совершены до подачи ДТ Соблюдены условия помещения товаров под таможенную процедуру
Товар находится на территории РФ Уплачены таможенные пошлины и налоги

Было отмечено, что в 2018 году доля автоматически зарегистрированных экспортных деклараций составила 63%, импортных деклараций – 20%. К 2020 году эти показатели должны достигнуть 99%.

Тему «Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов: особенности солидарной и субсидиарной обязанности, последствия неисполнения, нивелирование рисков» осветила Начальник ГУФТДиТР ФТС России Елена Владимировна Ягодкина. В своем выступлении она отметила, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется путем их уплаты в порядке и сроки, которые установлены статьями 57 – 61 ТК ЕАЭС, в размерах сумм, исчисленных и подлежащих уплате. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов.

Были озвучены последствия неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов:

Декларант Таможенный представитель
Взыскание за счет авансовых платежей Взыскание за счет авансовых платежей
Взыскание за счет излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей Взыскание за счет излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей
Взыскание за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах должника Взыскание за счет предоставленного обеспечения деятельности
Взыскание за счет товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи Исключение из реестра таможенных представителей в соответствии со ст. 403 Таможенного кодекса ЕАЭС

Взыскание за счет имущества должника

Третья сессия конференции была посвящена уполномоченным экономическим операторам. Во время выступлений докладчики отметили преимущества статуса УЭО по ТК ЕАЭС:

  • Постепенное снижение размера обеспечения для УЭО со стажем (для свидетельства I типа).
  • Отсутствие обеспечения при финансовой устойчивости лица (для свидетельств II и III типа).
  • Различные типы свидетельств УЭО.
  • Сотрудничество и взаимодействие с таможенными органами.
  • Расширение состава лиц (импортер, экспортер, перевозчик, экспедитор, таможенный представитель, владелец СВХ).
  • Применение ряда упрощений на всей территории ЕАЭС.
  • Отнесение к категории низкого уровня риска.
  • Расширенный перечень специальных упрощений.
  • Возможность получения упрощений в других странах при взаимном признании статуса УЭО.

Не обошли стороной и проблемы УЭО в связи со вступлением в силу ТК ЕАЭС:

  • Невозможность объединять несколько обязательств о выпуске до подачи в одну декларацию на товары.
  • Усложнение процедуры завершения доставки в ПЗТК УЭО в случаях, когда не требуется временное хранение таких товаров.
  • Ужесточение требований к оборудованию ПЗТК УЭО.
  • Появление требования об удаленном доступе таможни к системе учета УЭО.
  • Использование таможней института приостановления деятельности УЭО даже за незначительные нарушения только по факту начала расследования.
  • Усложнение технологий применения упрощений, связанных с площадками УЭО, после реализации концепции перевода таможенного оформления в ЦЭД (сейчас один пост контролирует площадку УЭО и товары на ней и проводит документальное оформление. В будущем для этого будет задействован пост фактического контроля и ЦЭД).

Было озвучено мнение, что для повышения эффективности работы УЭО необходимо, чтобы ФТС России привлекала представителей УЭО к разработке норм, регулирующих деятельность УЭО, в первую очередь:

  • Новое типовое соглашение УЭО.
  • Подробное описание требований к площадкам УЭО, включая возможные варианты решений, которые будут учитывать отраслевые, географические и логистические особенности деятельности УЭО, и которые будут направлены в первую очередь на достижение зафиксированных в ТК ЕАЭС целях (сохранность товаров).
  • Формирование позиции ФТС России в части требований к системе учета УЭО и удаленного доступа к ней, исходя из практической необходимости и имеющейся возможности для таможни.

С последним докладом на тему: «Внедрение системы прослеживаемости – новый тренд в проведении таможенного контроля после выпуска товаров» выступил Начальник ГУТКПВТ ФТС России Валерий Иванович Селезнев. Он отметил, что в соответствии с поручением глав государств на площадке ЕЭК ведется работа по разработке проекта соглашения механизмов прослеживаемости товаров в ЕАЭС. Он привел сведения, которые должна содержать наднациональная система прослеживаемости:

  • Наименование продавца.
  • Идентификационный код (номер) продавца.
  • Наименование покупателя.
  • Идентификационный код (номер) покупателя.
  • Регистрационный номер и дата выписки сопроводительного документа.
  • Наименование товара в соответствии с сопроводительным документом.
  • Количество товара и единица измерения в соответствии с сопроводительным документом.
  • Количество товара и единица измерения в соответствии с сопроводительным документом в единицах измерения, установленных перечнем.
  • Регистрационный номер декларации на товары.
  • Порядковый номер товара в соответствии с декларацией на товары.

Создание системы прослеживаемости товаров преследует следующие цели:

  • Формирование комфортной среды для законопослушного бизнеса.
  • Повышение эффективности таможенного и налогового администрирования.
  • Пресечение оборота контрафактной продукции на рынке.
  • Пресечение «серых схем».
  • Обеспечение полноты взимания таможенных и налоговых платежей.

В конце мероприятия Леонид Аркадьевич Лозбенко подвел итоги встречи. Констатировал, что за последние два года ФТС России сделала огромный рывок вперед. Конференция показала, что таможенная служба всегда готова к открытому диалогу с бизнесом. Еще раз подчеркнул, что на текущий момент ЕЭК проделывает огромную работу по разработке порядка 300 нормативных правовых актов, которые призваны решить вопросы, неурегулированные в новом Таможенном кодексе. Не меньше документов различного уровня, начиная от Постановлений Правительства Российской Федерации до внутриведомственных приказов и инструкций, предстоит разработать в связи с вступлением в силу новой редакции Федерального закона «О таможенном регулировании». Леонид Аркадьевич поблагодарил организаторов за подготовку содержательной программы, всех докладчиков и слушателей за выступления и участие в конференции.

Мария Голобокова, «Альта-Софт»