302 31 счет

Содержание

РАСЧЕТЫ ПО НЕВЫЯСНЕННЫМ ПОСТУПЛЕНИЯМ В УЧРЕЖДЕНИИ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Расчеты по невыясненным поступлениям встречаются не только в органах Федерального казначейства, но и в учете обычных учреждений — в частности, в случаях получения ошибочных платежей или платежей без отдельных реквизитов, необходимых для правильного учета на аналитических счетах. Порядок учета расчетов по невыясненным платежам должен быть закреплен в учетной политике учреждения.

Счет учета расчетов

Еще в конце 2014 года в учет учреждений был введен новый счет 20582 «Расчеты по невыясненным поступлениям». Бухгалтерам учреждений привычно понятие невыясненных поступлений в органе Федерального казначейства, которые зачисляются на лицевые счета и могут быть уточнены в порядке, предусмотренном следующими приказами Федерального казначейства:

от 10.10.2008 № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов»;
от 19.07.2013 № 11н «О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений» (далее — Порядок № 11н);
от 08.12.2011 № 15н «О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами автономных учреждений».

В каждом из этих приказов определено, какие платежи и на каком основании могут быть отнесены к невыясненным в органах Федерального казначейства и как можно уточнить платеж. Соответственно, невыясненные платежи, зачисленные на лицевые счета учреждений в территориальных органах Федерального казначейства (далее — ТОФК), уже являются уточненными и содержат необходимые реквизиты, приведенные в вышеуказанных приказах. В частности, в них правильно указано наименование учреждения-получателя, его лицевой счет, ИНН и код КОСГУ, который соответствует тексту назначения платежа.
Однако в некоторых случаях поступивший платеж все же может оказаться невыясненным с точки зрения учреждений. Например, если на счет в ТОФК поступил полностью правильно оформленный платеж, но учреждение не имеет договорных отношений с указанным в нем отправителем.
Денежные средства на расчетные счета автономных учреждений зачисляются в соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Центральным банком России от 19.06.2012 № 383-П (далее — Положение № 383-П). В нем также предусмотрена процедура уточнения реквизитов платежа банком, после которой осуществляется зачисление денег на счет или возврат платежа, если реквизиты не уточнены.

Форма 0503169: образец заполнения в 2019 году

Актуально на: 18 марта 2019 г.

В составе квартальной и годовой бюджетной отчетности наряду с прочими формами представляется Пояснительная записка. В состав пояснений входят, в частности, Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (форма по ОКУД 0503169). Пример заполнения формы 0503169 приведем в нашей консультации.

Что отражается в форме 0503169

В Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (далее – Сведения) приводятся обобщенные данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности субъекта бюджетной отчетности в разрезе видов расчетов (п. 167 Инструкции, утв. Приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н).

Сведения представляются по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным, раздельно по дебиторской и по кредиторской задолженности, а также раздельно по видам деятельности на основании регистров бюджетного учета.

В графе 1 Раздела 1 «Сведения о дебиторской (кредиторской) задолженности» указываются номера соответствующих аналитических счетов, по которым на начало, на конец отчетного периода, на конец аналогичного периода прошлого финансового года отражены остатки расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе счетов учета:

Наименование счета учета по
дебиторской задолженности: кредиторской задолженности:
Расчеты по доходам
Расчеты по выданным авансам
Расчеты с подотчетными лицами
Расчеты по ущербу и иным доходам
Расчеты по платежам в бюджеты
Расчеты по принятым обязательствам
Прочие расчеты с кредиторами

В графах 2 и 9 Раздела 1 указывается общая сумма дебиторской (кредиторской) задолженности по соответствующему номеру счета бюджетного учета по состоянию на начало года и на конец отчетного периода соответственно.

Сравнительная информация о суммах дебиторской (кредиторской) задолженности за прошлый финансовый год приводится в графах 12-14 Раздела 1.

В Разделе 1 информация о дебиторской и кредиторской задолженности отражается с выделением долгосрочной и просроченной задолженности, при этом просроченная задолженность подлежит дальнейшей детализации в Разделе 2 «Сведения о просроченной задолженности».

Подробнее о порядке заполнения формы 0503169 можно прочитать в п. 167 Инструкции (Приказ Минфина от 28.12.2010 № 191н).

Пример заполнения формы 0503169

Приведем образец заполнения Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности на условном примере.

16.3. Доходы будущих периодов

Счет 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» предназначен для учета сумм доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам:

— доходов, начисленных за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящихся к доходам текущего отчетного периода;

— доходов, полученных от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия;

— доходов по месячным, квартальным, годовым абонементам;

— иных аналогичных доходов.

После внесения изменений приказом Минфина России № 89н на данном счете также осуществляется учет:

— доходов по договорам (соглашениям) о предоставлении грантов.

Учет доходов будущих периодов осуществляется по видам доходов (поступлений), предусмотренных сметой учреждения, в разрезе договоров, соглашений.

В рамках формирования учетной политики учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету доходов будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности учреждения, а также требований налогового законодательства РФ о раздельном учете доходов (поступлений) учреждения.

По кредиту данного счета отражаются суммы доходов, относящихся к будущим отчетным периодам, а по дебету – суммы доходов, зачисленных на соответствующие счета доходов текущего финансового года при наступлении периода, к которому эти доходы относятся. Операции по учету доходов будущих периодов оформляются в учете учреждения на основании п. 123 Инструкции № 162н (таблица 162).

Таблица 162

Бухгалтерские записи

по учету доходов будущих периодов

№ п/п Дебет Кредит
1 Начисление сумм заказчикам в соответствии с договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ, услуг КДБ 1 205 31 560 КДБ 1 401 40 000
2 Начисление доходов от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия КРБ 1 105 36 340 КДБ 1 401 40 000
3 Зачисление в доход текущего отчетного периода договорной стоимости выполненных и сданных заказчику отдельных этапов готовой продукции, работ, услуг, в том числе в конце финансового года по продукции животноводства и земледелия КДБ 1 401 40 000 КДБ 1 401 10 130

Особенности формирования показателей некоторых форм бюджетной отчетности, утвержденных Инструкцией № 191н

М. Алексеева

Журнал «Казенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера» № 3/2017

Комментарий к Письму Минфина РФ № 02-07-07/21798, Федерального Казначейства № 07-04-05/02-308 от 07.04.2017.

Минфин и Федеральное казначейство Письмом от 07.04.2017 № 02 07 07/21798, 04-05/02-308 направили Разъяснения о порядке составления и представления главными администраторами средств федерального бюджета (далее – главные администраторы) месячной и квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в 2017 году.

В рамках этого комментария рассмотрим особенности формирования показателей некоторых форм бюджетной отчетности, утвержденных Инструкцией № 191н.

Сведения (ф. 0503178).

В сведениях об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178) (далее – сведения (ф. 0503178)), представляемых в составе пояснительной записки (ф. 0503160), содержатся данные об остатках денежных средств:

  • по банковским счетам, открытым в кредитных организациях, в том числе по средствам во временном распоряжении (раздел 1);
  • по лицевым счетам, открытым в финансовом органе по средствам во временном распоряжении (раздел 2).

При заполнении графы 1 «Номер банковского (лицевого) счета» сведений необходимо учесть следующее:

1) в разделе 1 «Счета в кредитных организациях» указывается:

  • номер счета в структуре «xxxxxxxxxxxxxxxxxxxx»;
  • при отражении показателя по счету 1 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути» – «00000000000000000000»;
  • если учреждению открыт счет в кредитной организации за рубежом – первые 20 знаков номера счета. В случае если разрядность номера счета составляет менее 20 знаков, указывается номер счета и остальные значения, равные нулю;

2) в разделе 2 «Счета в финансовом органе» приводится номер лицевого счета, открытого в ОФК, в структуре «xxxxxxxxxxx000000000».

Отчет (ф. 0503123).

Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123) (далее – отчет (ф. 0503123)) формируется и представляется в составе отчетности за первое полугодие 2017 года. Заполнение его главными администраторами в части отражения средств, поступающих от возвратов бюджетными и автономными учреждениями субсидий на выполнение ими госзадания прошлых лет, образовавшихся в связи с недостижением ими установленных заданием показателей, характеризующих объем госуслуг (работ), осуществляется с учетом следующих особенностей.

Сумма поступлений от таких возвратов отражается по соответствующему коду бюджетной классификации доходов бюджета группированного кода 000 1 13 02990 00 0000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат государства». В частности, для федерального бюджета предусмотрен код 000 1 13 02991 01 0400 130 «Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета».

Показатели отчета (ф. 0503123) формируются так:

Строка, графа

Показатели

Раздел 1 «Поступления»

Поступления от возврата субсидий в указанном разделе не отражаются

Раздел 3 «Изменение остатков средств»

Строка 421 графа 4

Показатель отражается со знаком «минус»

Раздел 4 «Аналитическая информация по выбытиям»

Строка 980 графа 4

Указывается код раздела, подраздела бюджетной классификации, по которому получателем бюджетных средств осуществляется наибольший объем расходов бюджета

Строка 980 графа 5

Показатель отражается в положительном значении

Графа 5 «За аналогичный период прошлого финансового года» разделов 1 – 3 отчета (ф. 0503123) в составе квартальной отчетности 2017 года не заполняется.

Отчет (ф. 0503127).

Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) (далее – отчет (ф. 0503127)) заполняется в соответствии с Письмом Минфина РФ № 02-07-07/5669, Федерального казначейства № 07-04-05/02-120 от 02.02.2017, где, помимо всего прочего, разъяснен порядок заполнения администраторами разд. 1 «Доходы бюджета». Например, из письма следует, что суммы поступлений, подлежащие перечислению в доход федерального бюджета (графа 5):

  • от удержания заказчиком (получателем бюджетных средств) из сумм обеспечений по госконтрактам (договорам) денежных средств в счет исполнения обязательств поставщика (исполнителя) по уплате штрафных санкций отражаются по коду доходов 000 1 16 90010 01 х000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет»;
  • от восстановления дебиторской задолженности прошлых лет – по коду доходов 000 1 13 02991 01 хх00 130 «Прочие доходы от компенсации затрат государства федерального бюджета».

Дополнительно сообщается, что бюджетная отчетность представляется с учетом межбюджетных трансфертов, в том числе возвратов неиспользованных межбюджетных трансфертов прошлых лет, перечисленных из соответствующего бюджета в последний день отчетного периода, зачисленных на балансовый счет 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» в текущем отчетном периоде и подлежащих зачислению в федеральный бюджет в следующем отчетном периоде. Такие средства отражаются в отчетности за отчетный период на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 210 04 000 «Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет».

Если межбюджетные трансферты, в том числе возвраты неиспользованных межбюджетных трансфертов прошлых лет, перечислены из соответствующего бюджета в предыдущем отчетном периоде и зачислены на лицевой счет администратора доходов в следующем отчетном периоде, то указанные операции отражаются в отчетности, представляемой за отчетный период, как средства в пути в графе 6 раздела 1 отчета (ф. 0503127) на основании показателей счета 1 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути».

Также чиновники напомнили, что в графе 4 раздела 1 отчета (ф. 0503127) главные администраторы отражают годовые объемы прогнозных назначений на основании показателей счета 1 504 00 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения».

Отчет (ф. 0503128).

Отчет (ф. 0503128) включает в себя три раздела:

  • «Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам»;
  • «Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по выплатам источников финансирования дефицита бюджета»;
  • «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом».

В части заполнения раздела 3 отчета приведены следующие рекомендации.

Данные в графе 7 приводятся на основании сведений, отраженных на соответствующих счетах аналитического учета счетов 1 502 91 000 «Принятые обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)», 1 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)».

К сведению.

Принятие к бюджетному учету денежных обязательств (счет 1 502 х2 000 «Принятые денежные обязательства») не зависит от сроков принятия к учету бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства.

Кредитовые остатки по соответствующим счетам счета 1 502 99 000, сформированные на конец 2016 года, должны соответствовать остаткам по этим счетам на начало 2017 года.

Показатели счета 1 502 99 000 формируются в объеме резерва предстоящих расходов (1 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов»), созданного по данным обязательствам. Поэтому в графе 7 отражается показатель по счету 1 502 99 000 на конец отчетного периода (кредитовый остаток по счету), соответствующий показателю по счету 1 401 60 000 на конец отчетного периода (кредитовый остаток по счету).

Разъясняется также порядок отражения в бюджетном учете операций по отложенным обязательствам, в частности, приводятся следующие корреспонденции счетов:

Дебет

Кредит

Приняты бюджетные обязательства по выплате заработной платы (отражаются единовременно на весь годовой объем доведенных лимитов бюджетных обязательств на осуществление расходов по заработной плате, включая расходы на выплату отпускных, компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника (служащего) учреждения)

1 501 13 211

1 502 11 211

Приняты обязательства по оплате отпусков за фактически отработанное время или выплате компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника (служащего) учреждения за счет резерва, созданного ранее на эти цели

1 401 60 211

1 302 11 730

Приняты обязательства за счет ранее сформированных отложенных обязательств (резерва предстоящих расходов) для предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника (служащего) учреждения

1 502 99 211

1 501 13 211

1 502 11 211

1 501 93 211

Отражено уменьшение ранее принятых бюджетных обязательств по выплате заработной платы (по оплате отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника (служащего) учреждения) на сумму принятых обязательств за счет отложенных обязательств (резерва предстоящих расходов) методом «красное сторно»

1 501 13 211

1 502 11 211

Графы 4 – 6, 8 – 10, 12 раздела 3 по строке 911 «Из них: по отложенным обязательствам» не заполняются.

При формировании раздела 3 отчета (ф. 0503128) должно соблюдаться равенство:

  • граф 7 и 11 строки 911;
  • графы 12 по строке 999 «Итого» за минусом показателей в части обязательств по государственному (муниципальному) долгу, отраженных в разделах 1, 2, 3 отчета (ф. 0503128), показателю в графе 9 сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) (далее – сведения (ф. 0503169)) (строки «Всего» минус (сумма показателей строки «Итого по синтетическому коду счета 1 205 00 000», строки «Итого по синтетическому коду счета 1 209 00 000», суммы соответствующих строк по номеру счетов КДБ 1 303 00 000).

Сведения (ф. 0503164).

Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164) (далее – сведения (ф. 0503164)) формируются в составе пояснительной записки (ф. 0503160) главными администраторами с учетом следующих особенностей.

Номер графы

Показатели

Раздел 1 «Доходы бюджета»

Указываются утвержденные бюджетные назначения (прогнозные показатели поступлений доходов на квартал, полугодие, девять месяцев, год) на основании данных счетов аналитического учета счета 1 504 00 000. Они должны соответствовать показателям, отраженным в прогнозе кассовых поступлений по доходам федерального бюджета на текущий финансовый год, составленном в соответствии с п. 4.3 Порядка, утвержденного Приказом Минфина РФ от 09.12.2013 № 117н

Отражается разность показателей фактического исполнения по доходам и плановых (прогнозных) показателей на текущий (отчетный) финансовый год. При отсутствии отклонений эта графа не заполняется

При представлении в МОУ ФК бюджетной отчетности в 2017 году не заполняется

Приводится факторный анализ отклонения фактического исполнения доходов федерального бюджета от прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет, а также анализ исполнения доходов в части непрогнозируемых администратором доходных источников, кассовое исполнение по которым осуществлялось в 2017 году

Раздел 2 «Расходы бюджета»

Отражаются показатели (в разрезе кодов главного распорядителя средств федерального бюджета, разделов, подразделов, программной (непрограммной) целевой статьи расходов), по которым по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября исполнение составило соответственно менее 20, 45, 70% от утвержденных годовых назначений. При представлении сведений раздельно в части данных, не содержащих гостайну, и данных, содержащих гостайну, в отчет включаются показатели таким образом, чтобы показатели сводных данных по исполнению бюджета (общий показатель) на соответствующую отчетную дату не превышали 20, 45, 70%

8, 9

Указываются соответственно код и наименование причины, повлиявшей на наличие отклонений (см. таблицу 1)

Раздел 3 «Источники финансирования дефицита бюджета»

Отражаются поступления и выбытия источников финансирования дефицита бюджета при наличии прогнозных (плановых) показателей и наличии бюджетных ассигнований по выплатам, утвержденным бюджетной росписью на текущий финансовый год соответственно. Показатели по перечислению средств с единого счета федерального бюджета и зачислению средств на этот счет (в рамках операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета) не приводятся в указанном разделе

В отчетности 2017 года эта графа не заполняется

Таблица 1

Коды и наименования причин отклонений от планового процента исполнения

Код

Пояснения

Отсутствие нормативных документов, определяющих порядок выделения и (или) использования средств бюджетов

Отказ открытого акционерного общества от проведения эмиссии

Осуществление взноса в соответствии с произведенной эмиссией акций

Экономия, сложившаяся по результатам проведения конкурсных процедур

Невозможность заключения государственного контракта по итогам конкурса в связи с отсутствием претендентов (поставщиков, подрядчиков, исполнителей)

Отсутствие положительного заключения Главгосэкспертизы

Нарушение подрядными организациями сроков исполнения и иных условий контрактов, не повлекшее судебные процедуры

Нарушение подрядными организациями сроков исполнения и иных условий контрактов, повлекшее судебные процедуры

Несвоевременность представления исполнителями работ (поставщиками, подрядчиками) документов для расчетов

Оплата работ по факту на основании актов выполненных работ

Нарушение субъектами РФ сроков исполнения и иных условий соглашений

Невыполнение субъектами РФ обязательств по долевому софинансированию

Перечисление межбюджетных трансфертов в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта РФ, внебюджетного фонда

Более медленные, чем планировалось, темпы реализации проектов, в том числе в рамках соглашений с международными финансовыми организациями

Перенос сроков реализации международных проектов (программ)

Курсовая разница

Проведение реорганизационных мероприятий

Отсутствие решений Президента РФ и Правительства РФ об использовании бюджетных ассигнований

Заявительный характер субсидирования организаций, производителей товаров, работ и услуг

Представление организациями – получателями субсидий некорректного (неполного) пакета документов для осуществления выплат

Заявительный характер выплаты пособий и компенсаций

Уменьшение численности получателей выплат, пособий и компенсаций по сравнению с запланированной

Отсутствие гарантийных случаев

Длительность проведения конкурсных процедур

Отсутствие проектно-сметной документации

Наличие иных ограничений по финансированию строек и объектов, включенных в ФАИП

Необходимость внесения изменений в ФЦП и (или) ФАИП

Поэтапная оплата работ в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов

Сезонность осуществления расходов

Длительность процедур проведения эмиссии акций и передачи их в собственность РФ

Осуществление взносов в уставные капиталы акционерных обществ в сроки, предусмотренные договорами (соглашениями)

Длительность конкурсного отбора субъектов РФ

Отсутствие соглашений с субъектами РФ

Специфика проектных процедур международных финансовых организаций, в соответствии с которыми расходование средств осуществляется в конце года

Иные причины (подробно раскрываются в текстовой части пояснительной записки
(ф. 0503160))

Дополнительно в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160):

  • раскрываются обобщенные данные об операциях по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета за отчетный период;
  • дается детальное описание причин отклонений от плановых показателей в части доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета.

Сведения (ф. 0503169).

Форма сведений (ф. 0503169), подаваемая в составе пояснительной записки (ф. 0503160), состоит из двух разделов:

  • в разделе 1 отражаются суммы дебиторской и кредиторской задолженности учреждения с выделением сумм, по которым в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства кредитором (дебитором) не исполнены (далее – просроченная кредиторская, дебиторская задолженность);
  • в разделе 2 раскрывается аналитическая информация о просроченной дебиторской, кредиторской задолженности учреждения.

При отражении информации в разделе 2 сведений (ф. 0503169) необходимо учитывать следующее:

а) раздел 2 заполняется по показателям задолженности 1 млн руб. и более, в части доходов бюджета, администрируемых ФНС, ФТС, – по показателям 500 млн руб. и более;

б) в графах 3 и 4 раздела 2 дата возникновения и дата исполнения по правовому основанию отражаются в формате мм.гггг. В случае если показатель просроченной задолженности сформировался по разным документам-основаниям, содержащим разные даты исполнения задолженности (обязательства), в графе 4 указывается дата последнего документа-основания в формате мм.гггг;

в) в графах 7 и 8 раздела 2 отражаются соответственно код и наименование причины, повлиявшей на наличие просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности, в том числе указывающей на наличие признаков безнадежной ко взысканию задолженности (см. таблицу 2).

Таблица 2

Коды и наименования причин образования просроченной задолженности

Код

Пояснения

Банкротство контрагента (поставщика, исполнителя работ, услуг)

Банкротство налогоплательщика

Нарушение контрагентами сроков выполнения работ, невыполнение работ по договору в установленный срок

Представление контрагентом документов на оплату поставленного товара, оказанных услуг, выполненных работ с нарушением сроков

Иные причины возникновения просроченной кредиторской задолженности (раскрываются в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160))

Смерть физического лица, плательщика платежей в бюджет или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ

Представление контрагентом документов на оплату поставленного товара, оказанных услуг, выполненных работ с нарушением сроков

Банкротство плательщика платежей в бюджет (налогоплательщика) в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенным по причине недостаточности имущества должника и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством РФ

Наличие судебного акта, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет

Вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа в соответствии с законодательством РФ

Иные причины возникновения просроченной дебиторской задолженности (раскрываются в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160))

Кроме того, в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160) дополнительно указываются:

  • причины увеличения доли просроченной дебиторской, кредиторской задолженности в общем объеме дебиторской и кредиторской задолженности соответственно и причины образования существенных остатков (1 млрд руб. и более по соответствующему платежу (обязательству) дебиторской и кредиторской задолженности), а также меры, принятые (принимаемые) для урегулирования (снижения) просроченной задолженности;
  • прогнозный объем дебиторской задолженности (по видам расходов) на следующую отчетную дату, а также объективные причины (при наличии) ожидаемого увеличения указанных показателей на очередную отчетную дату.

Пояснительная записка (ф. 0503160).

В целях проведения мониторинга исполнения федерального бюджета в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160) главным администраторам необходимо раскрывать следующую информацию:

1) в разделе 3 «Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом бюджетной отчетности»:

  • информацию о факторах, повлиявших на объем и динамику заключения контрактов (договоров), предусмотренных к исполнению в 2017 году, в том числе по сети подведомственных учреждений, являющихся получателями средств федерального бюджета;
  • информацию о причинах, повлиявших на динамику распределения и доведения до подведомственных распорядителей и (или) получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ и услуг, в том числе на осуществление бюджетных инвестиций, на предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, а также на предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ (муниципальной собственности);

2) в разделе 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности» – информацию о причинах принятия получателями средств федерального бюджета бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств;

3) в соответствующих разделах пояснительной записки (ф. 0503160) – пояснения причин наличия отклонений от контрольных соотношений.

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

Бюджетное учреждение: особенности закрытия финансового года

По завершении финансового года в бухгалтерском учете бюджетных учреждений необходимо закрыть ряд счетов и определить финансовый результат. До закрытия финансового года следует провести подготовительную работу, чтобы обеспечить достоверность годовой бухгалтерской отчетности. Основные вопросы, касающиеся финансирования и закрытия финансового года в бюджетном учреждении, рассмотрим в данной статье.

ОСОБЕННОСТИ ЗАКРЫТИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ

  1. Учреждение, финансируемое субсидиями на выполнение государственного задания, обязано до 31 декабря включительно рассчитаться по своим обязательствам:
  • начислить и выплатить зарплату по бюджетному виду деятельности и перечислить страховые взносы;
  • произвести все выплаты в пределах полученных годовых ассигнований по плану финансово-хозяйственной деятельности (ФХД), в разрезе статей КОСГУ;
  • закрыть кредиторскую и дебиторскую задолженность.

2. Объем бюджетных ассигнований, выделенных на финансовый год, и предельные объемы финансирования текущего года прекращают свое действие 31 декабря. Остаток неиспользованных субсидий не является переходящим на следующий финансовый год, не позднее двух последних рабочих дней подлежит перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета (ст. 24 Бюджетного кодекса РФ; далее — БК РФ).

Бухгалтерские записи по возврату неиспользованных субсидий:

Дебет счета 4.401.10.130 Кредит счета 4.303.05.730 — начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания;

Дебет счета 4.303.05.830 Кредит счета 4.201.11.61 — перечислены с лицевого счета учреждения остатки суммы субсидии в доход бюджета.

3. После 25 декабря получатели бюджетных средств утрачивают право на принятие денежных обязательств, определенное ст. 225 БК РФ. Сокращение срока принятия денежных обязательств по сравнению со сроком завершения финансового года вызвано необходимостью завершить в оставшееся время до окончания года остальные процедуры санкционирования и расходования бюджетных средств.

В срок до 28 декабря орган, исполняющий бюджет, должен завершить подтверждение денежных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, а в срок до 31 декабря включительно — оплатить их.

4. Статьей 242 БК РФ установлены особенности закрытия счетов от предпринимательской деятельности, на которых по состоянию на 31 декабря числится остаток денежных средств. В отличие от остатков финансирования из бюджета, остаток средств, полученных бюджетным учреждением от предпринимательской деятельности, изъятию не подлежит и зачисляется в полном объеме на лицевом счете в федеральном казначействе на следующий год.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Рассмотрим подготовительные мероприятия, которые нужно последовательно провести в бюджетном учреждении перед закрытием финансового года.

Инвентаризация

1. Проводим инвентаризацию имущества организации, проверяем и корректируем данные об излишках и недостачах.

2. Проводим инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами, до конца года рассчитываемся по кредиторской задолженности, взыскиваем дебиторскую задолженность.

3. До закрытия счетов текущего финансового года проводим расчеты по налогам и сборам, проверяем корректность и правильность всех расчетов.

Результаты инвентаризации оформляют документально, изменения вносят в баланс на основании произведенных проводок по корректировке данных.

Определение доходов и расходов по предпринимательской деятельности

Информация о доходах от предпринимательской деятельности формируется на счете 2.401.10.130 «Доходы от оказания платных услуг».

Начисление доходов от оказания платных услуг отражается следующей проводкой:

Дебет счета 2.205.31.560 Кредит счета 2.401.10.130 — на основании акта приема-сдачи выполненных работ (услуг) и договора.

По завершении отчетного периода (месяца) обобщающая информация о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг собирается на счете 0.109.00.000. Этот счет детализирован следующим образом:

0.109.60.200 «Прямые затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг» (к прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с оказанием конкретного вида государственных услуг);

0.109.70.200 «Накладные расходы»;

0.109.80.200 «Общехозяйственные расходы»;

0.109.90.200 «Издержки обращения».

По завершении месяца накладные и общехозяйственные расходы распределяют по видам услуг и относят на счет 0.109.60.200 (в разрезе КОСГУ):

Дебет счета 0.109.60.200 Кредит счета 0.109.70.200 (0.109.80.200).

Расходы, осуществленные за счет чистой прибыли по предпринимательской деятельности (материальная помощь, подарки и т. д.), сразу относят на финансовый результат — счет 2.401.20.000 (в разрезе КОСГУ).

Расходы формируются отдельно по источникам финансирования — за счет предпринимательской деятельности (КФО 2), субсидий на выполнение государственного задания (КФО 4).

Определение полученных субсидий и расходов по бюджетной деятельности

В учете бюджетных учреждений бухгалтерские операции по отнесению фактической себестоимости оказанных услуг, выполненных работ в рамках исполнения государственного задания отражаются на счете 4.109.60.200.

Следует отметить, что Приказом Минфина России от 01.12.2015 № 190н внесены изменения в порядок отнесения операций на соответствующие группы, статьи, подстатьи КОСГУ и в порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н.

С 2016 года доходы учреждений от поступлений субсидий на выполнение государственного задания должны отражаться по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ (табл. 1). Раньше использовалась статья 180 «Прочие доходы» КОСГУ.

Поступление доходов в виде субсидий на государственное задание отражается проводками:

Дебет счета 4.205.31.560 Кредит счета 4.401.10.130 — начислены доходы в сумме субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя;

Дебет счета 4.201.11.510 Кредит счета 4.205.31.660 — поступили денежные ассигнования на расчетный счет в виде субсидии.

Приказом Минфина России от 24.12.2015 № 209н внесены изменения в Инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденную Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

Проводки по субсидиям приведены в соответствие с кодом КОСГУ 130, по которому теперь отражается доход от субсидий на госзадание (вместо счета 4.401.10.180 применяется счет 4.401.10.130, вместо счета 4.205.80.000 — счет 4.205.31.000).

Расходы, произведенные за счет субсидий, формирующие себестоимость услуг (работ), отражаются на счете 4.109.60.200.

Исключением из этого правила является перечень расходов, которые не подлежат включению в фактическую себестоимость за счет средств субсидий. Такие расходы сразу списываются в Дебет счета 4.401.20.200 «Расходы текущего финансового года» и отражаются по кодам 262, 263, 273, 290 КОСГУ.

Кроме того, непосредственно в Дебет счета 4.401.20.271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» списываются суммы амортизации, начисленной по основным средствам, так как суммы амортизации и расходы по приобретению ОС, кроме малоценных быстроизнашивающихся предметов, не учитываются при расчете размера субсидии на выполнение государственного задания.