583 постановление правительства

В редакцию журнала нередко приходят вопросы, касающиеся установления заработной платы руководителям государственных (муниципальных) учреждений. Как правило, большая часть из них приходит от автономных учреждений (АУ), что вполне объяснимо. Такие организации стоят несколько особняком от казенных и бюджетных учреждений, поскольку имеют больше свободы как в части получения доходов от оказания платных услуг, так и в части их расходования. Однако данное обстоятельство не обеспечивает прямой «автоматической» связи между ростом внебюджетных доходов автономного учреждения и размером заработной платы его руководителя. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли увеличение заработной платы руководителя АУ с учетом дифференцированных особенностей учреждения (со ссылкой на нормативные правовые акты РФ)? Если да, то к чьей компетенции относится решение данного вопроса?

📌 Реклама Отключить

В статье приведены ответы на поставленные вопросы с точки зрения норм российского законодательства.

Законодательное регулирование трудовых отношений с руководителями организаций осуществляется в соответствии с гл. 43 ТК РФ. При этом оплате труда руководителя посвящена только одна статья – ст. 145. Напомним, что в силу норм, изложенных в ней, оплата труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров производится:

  • в организациях, финансируемых из федерального бюджета, – в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ;
  • в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, – в порядке и размерах, определяемых органами государственной власти соответствующего субъекта РФ;
  • в организациях, финансируемых из местного бюджета, – в порядке и размерах, которые устанавливаются органами местного самоуправления.

Как отметил КС РФ в Определении от 23.04.2013 № 691-О, при установлении правил оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) организаций органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления связаны положениями Конституции РФ, а также требованиями ТК РФ, закрепляющего как общие правила и государственные гарантии оплаты труда (ст. 130, 132, 133, 134 и 135), так и специальный порядок установления систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений (ст. 144). Таким образом, любой нормативный акт, издаваемый на местном или региональном уровне, должен соответствовать нормам российского законодательства. 📌 Реклама Отключить

К чьей компетенции относится установление заработной платы руководителю АУ?

Согласно п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием. При этом от имени соответствующего публично-правового образования выступают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя (п. 3 ст. 9.1 Федерального закона № 7-ФЗ).

Правовое положение автономных учреждений, а также их отношения с учредителями регулируются Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ).

📌 Реклама Отключить

В силу п. 6 ст. 9 Федерального закона № 174-ФЗ к компетенции учредителя отнесены назначение руководителя АУ и заключение с ним трудового договора, оформляемого в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329. Согласно требованиям трудового законодательства обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты (ст. 57 ТК РФ). Таким образом, то, какую заработную плату в конечном итоге будет получать руководитель АУ, решает учредитель.

От чего зависит размер заработной платы руководителя АУ?

Структура заработной платы работника определена в ст. 129 ТК РФ. Она складывается: 📌 Реклама Отключить

  • из оклада в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы;
  • из компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера);
  • из стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и других поощрительных выплат).

Как отмечено в разд. IV Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год(далее – Единые рекомендации),должностные оклады устанавливаются руководителям учреждений в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления, особенностей деятельности и значимости учреждений. 📌 Реклама Отключить

Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.

Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется устанавливать в зависимости от исполнения ими целевых показателей эффективности работы, определяемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение.

В качестве показателя эффективности работы руководителя учреждения может быть установлен рост средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов.

Что касается конкретных размеров оплаты труда руководителя АУ, то в настоящее время какое-либо упоминание о них встречается только в Постановлении Правительства РФ от 05.08.2008 № 583, которым утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений (далее – Положение), и Единых рекомендациях. В частности, п.9 Положения гласит, что предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений устанавливается федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в кратности от 1 до 8.

📌 Реклама Отключить

Эта норма продублирована в п. 25 Единых рекомендаций и распространяется также на автономные учреждения. Согласно ей предельный уровень заработной платы руководителей учреждений рассчитывается через определение соотношения средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и работников учреждений рекомендуется определять в кратности от 1 до 8.

Вместе с тем следует отметить, что порядок расчета средней заработной платы для целей определения должностного оклада руководителя установлен только для бюджетных учреждений (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 08.04.2008 № 167н). Для руководителей АУ такой порядок расчета не утвержден, поэтому он должен быть установлен учредителем.

📌 Реклама Отключить

Напомним, что в соответствии с вышеназванным приказом Минздравсоцразвитияпри расчете средней заработной платы учитываются:

  • оклады (должностные оклады), ставки заработной платы;
  • выплаты стимулирующего характера основному персоналу учреждения независимо от финансовых источников, за счет которых осуществляются данные выплаты.

При расчете средней заработной платы не учитываются выплаты компенсационного характера основному персоналу.

Средняя заработная плата основного персонала учреждения определяется путем деления суммы окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплат стимулирующего характера основного персонала учреждения за отработанное в предшествующем календарном году время на сумму среднемесячной численности основного персонала учреждения за все месяцы календарного года, предшествующего году установления должностного оклада руководителю учреждения.

📌 Реклама Отключить

Каким образом выплачиваются премии руководителю АУ?

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ премии и иные поощрительные выплаты признаются стимулирующими выплатами и входят в структуру заработной платы, которая является обязательным условием для включения в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ).

Как предусмотрено ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, в отношении руководителя – трудовым договором, заключаемым между руководителем АУ и его работодателем в лице учредителя. Таким образом, решение об осуществлении ему стимулирующей выплаты (премии) является прерогативой органа власти – работодателя.

Выплаты стимулирующего характера руководителям федеральных АУ осуществляются в соответствии с Разъяснением, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.11.2008 № 666н.

📌 Реклама Отключить

Согласно п. 8, 9 Разъяснения руководители учреждений премируются ежеквартально или по итогам работы за год. Их премирование производится по результатам оценки итогов работы учреждений за соответствующий отчетный период с учетом выполнения целевых показателей деятельности учреждений, личного вклада руководителей в осуществление основных задач и функций, определенных положениями (уставами) учреждений, а также выполнения обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами.

Пункт 10 Разъяснения обязывает руководителя АУ ежеквартально представлять отчеты о выполнении целевых показателей деятельности учреждения.

В целях принятия объективного решения об осуществлении выплат стимулирующего характера руководителю АУ может быть создана комиссия по оценке выполнения целевых показателей деятельности федеральных автономных учреждений и стимулирования руководителей подведомственных учреждений, состав и полномочия которой определяются главным распорядителем средств федерального бюджета.

📌 Реклама Отключить

Выплата руководителю АУ премии за соответствующий период производится на основании приказа учреждения при наличии соответствующего приказа главного распорядителя средств федерального бюджета (п. 11, 12 Разъяснения).

Решение учредителя о премировании доводится до руководителя учреждения в установленном порядке. С учетом того, что в соответствии со ст. 57 ТК РФ все условия оплаты труда должны быть отражены в трудовых договорах с работниками учреждения, новые условия премирования руководителя должны быть также внесены в трудовой договор, заключаемый между руководителем учреждения и учредителем.

Внесение изменений в условия премирования руководителя учреждения, установленные в трудовом договоре, осуществляется путем подписания дополнительного соглашения к трудовому договору, образец которого приведен в приложении к Разъяснению.

📌 Реклама Отключить

Дополнительное соглашение к трудовому договору заключается на срок до одного года. По окончании календарного года оно может быть пересмотрено в части изменения размеров общего фонда стимулирования труда руководителя АУ, а также перечня показателей, размеров и сроков премирования руководителя учреждения.

* * *

В заключение отметим, что установление руководителем учреждения самому себе стимулирующих надбавок и премий, не предусмотренных трудовым договором, а также без согласия и наличия распоряжений вышестоящей организации будет признано нарушением. Аналогичный вывод был сделан арбитрами в Постановлении ФАС СЗО от 10.05.2011 № А42-2180/2010 в отношении выплаты единовременной премии и суммы материальной помощи начальнику ФГУ «Мурманрыбвод» без разрешения Государственного комитета РФ по рыболовству. Подобная ситуация в части незаконного осуществления стимулирующих выплат руководителю учреждения была рассмотрена ФАС ЗСО в отношении руководителяФГУ «Государственная заводская конюшня «Алтайская»(Постановление от 23.05.2011 № А03-13370/2010).

📌 Реклама Отключить

Вместе с тем необходимо отметить, что системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ). Таким образом, в случае включения работодателем в лице учредителя в трудовой договор условия о том, что премирование руководителя АУ осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом, устанавливающим систему оплаты труда работников учреждения, к которым относится и его руководитель, премия выплачивается в соответствии с указанным документом.

  1. Утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол 11.
  2. «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
  3. «Об утверждении Разъяснения об использовании централизованных до 5 процентов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждений, на установление руководителям этих учреждений выплат стимулирующего характера».

Статья: Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 05.08.2008 n 583, Приказам Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 n 424н и от 14.09.2008 n 425н (Беляев А.) («Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера», 2008, n 10)

«Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера», 2008, N 10
К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 05.08.2008 N 583
«О ВВЕДЕНИИ НОВЫХ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, А ТАКЖЕ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА
ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, В КОТОРЫХ ЗАКОНОМ
ПРЕДУСМОТРЕНА ВОЕННАЯ И ПРИРАВНЕННАЯ К НЕЙ СЛУЖБА, ОПЛАТА
ТРУДА КОТОРЫХ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВЕ
ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ», ПРИКАЗАМ
МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 14.08.2008 N 424Н
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ ТРУДОВОГО
ДОГОВОРА С РАБОТНИКОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
И ЕГО ПРИМЕРНОЙ ФОРМЕ» И ОТ 14.09.2008 N 425Н
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ — ГЛАВНЫМИ
РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПРИМЕРНЫХ
ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»>
Мы предлагаем вниманию читателей комментарий сразу трех нормативных документов, регулирующих новую систему оплаты труда: Постановления Правительства РФ N 583, Приказов Минздравсоцразвития России N N 424н, 425н, поскольку Приказы Минздравсоцразвития изданы во исполнение правительственного Постановления. В частности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 583 на Минздравсоцразвития возложены обязанности по разработке положений по внедрению новых систем оплаты труда. В результате данным государственным органом утверждены Рекомендации по разработке федеральными государственными органами примерных положений об оплате труда работников учреждений (Приказ Минздравсоцразвития России N 425н) и Рекомендации по заключению трудового договора и его примерной форме (Приказ Минздравсоцразвития России N 424н).
Как известно, Правительство РФ в 2007 г. приняло решение об отмене для соответствующих работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей Единой тарифной сетки оплаты труда (далее — ЕТС) и о переходе на новые условия оплаты труда. Основанием для ее отмены послужило ставшее уже неактуальным для нынешнего времени деление бюджетных работников на 18 разрядов и низкий уровень оплаты труда первого разряда ставки, который был существенно меньше величины прожиточного минимума трудоспособного населения в РФ. Таким образом, одна из проблем, с которой столкнулись руководители бюджетных учреждений, — низкая конкурентоспособность заработной платы бюджетников на рынке труда и, соответственно, отток работников в коммерческие структуры. Кроме того, ЕТС не учитывала всех особенностей труда работников в различных сферах бюджетной деятельности, то есть получалось, что специалисты, работающие в различных отраслях и имеющие разный уровень квалификации, получают одинаковую заработную плату. В результате для осуществления задуманных преобразований было издано Постановление Правительства РФ от 22.09.2007 N 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее — Постановление Правительства РФ N 605). Согласно указанному Постановлению оплата труда работника будет зависеть от качества и объема выполняемой им работы. В целом, данный нормативный документ можно определить как руководство к действию. Вышеуказанное Постановление устанавливало сроки ввода новой системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых сегодня осуществляется на основе ЕТС, — с 01.09.2007 по 31.12.2008. В этот период предполагалось принятие нормативных актов, дополняющих Постановление Правительства РФ N 605. В частности, были приняты документы, регулирующие введение симулирующих (Приказ Минздравсоцразвития России N 818) и компенсационных выплат (Приказ Минздравсоцразвития России N 822). Помимо этого, Минздравсоцразвития разработало Перечни квалификационных групп должностей, а также Критерии отнесения к ним профессий рабочих и служащих. При этом указанная разработка производилась с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по согласованию с профсоюзным органом федерального бюджетного учреждения. Кроме вышеуказанных документов, Минздравсоцразвития разработало целый перечень иных нормативных актов по введению в учреждениях новых систем оплаты труда. Таким образом, можно сказать, что Постановление Правительства РФ N 605 было выполнено в полном объеме, то есть большая часть запланированных в нем нормативных документов была разработана и издана (Перечень Приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, регламентирующих порядок введения новых систем оплаты труда приведен в Приложении к Приказу Минздравсоцразвития России N 425н). При этом данный государственный орган разработал общие положения по внедрению новых систем оплаты труда федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляют Президент РФ, Правительство РФ и иные государственные органы и организации, изложенные в Постановлении Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее — Постановление Правительства РФ N 583) (вступает в силу с 01.12.2008). Рассмотрим Постановление Правительства РФ N 583 поподробнее.
Сначала стоит сказать, что с 01.12.2008 утрачивают силу как Постановление Правительства РФ N 605, так и иные нормативные документы, регулирующие выплату заработной платы в соответствии с ЕТС.
Исходя из названия, Постановление Правительства N 583 распространяется, помимо работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, и на гражданский персонал учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Уточнение связано с тем, что гражданский персонал, оплата труда которого производится на основе ЕТС, кроме воинских частей, трудится и в иных учреждениях, подведомственных силовым ведомствам. Исходя из содержания Постановления Правительства РФ N 583, указанные учреждения силовых ведомств обязаны в срок до 1 сентября 2008 г. разработать и утвердить порядок перехода на новую систему оплаты труда. Также они должны утвердить штатное расписание гражданского персонала, порядок формирования фонда оплаты труда, определить размеры окладов (ставок) работникам учреждений и их руководителям, размеры и порядок осуществления компенсационных и стимулирующих выплат, использования средств, полученных от приносящей доход деятельности, на выплаты стимулирующего характера.
Еще одним отличием Постановления Правительства РФ N 583 от Постановления Правительства РФ N 605 являются требования, предъявленные к федеральным государственным органам по согласованию с Минздравсоцразвития: утвердить в установленные сроки Перечни основного персонала для определения размеров должностных окладов руководителей соответствующих учреждений, а также Положения об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности.
Стоит обратить внимание на п. 10 Постановления Правительства РФ N 583, согласно которому с 1 декабря 2008 г. бюджетное финансирование расходов учреждений, воинских частей и иных учреждений, подведомственных силовым ведомствам, в связи с переходом на новые системы оплаты труда увеличится на 30%.
Теперь рассмотрим само Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ N 583 (далее — Положение об оплате труда). В чем его отличие от аналогичного Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 605?
В новой редакции оно распространяется только на работников федеральных бюджетных учреждений. В отношении гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, новая система оплаты труда определяется в соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ N 583.
Уточнен порядок выплат компенсационного характера, а именно: указанные выплаты могут осуществляться как в процентном отношении к окладам или ставкам работников по соответствующим квалификационным группам, так и в абсолютном размере.
Еще одно изменение затронуло размер должностного оклада руководителя учреждения, определяемого по отношению к среднему заработку работников. Если ранее он не мог быть выше размеров средней заработной платы более чем в 3 раза, то согласно Постановлению Правительства РФ N 583 теперь размер оклада руководителя может превышать размер среднего заработка работников, но не более чем в 5 раз.
Также в новом Положении об оплате труда указан порядок использования средств, полученных от приносящей доход деятельности, при оплате труда. Помимо направления указанных средств на выплаты стимулирующего характера, их можно использовать для выплаты зарплаты внештатным работникам, привлеченным на условиях срочного трудового договора для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых учреждением услуг. То есть речь идет о платных услугах. При этом указанные внебюджетные средства на иные выплаты, связанные с оплатой труда, применяться не могут.
Комментируя Приказ Минздравсоцразвития России N 424н, отметим, что предусмотренные в нем Рекомендации по заключению трудового договора составлены в соответствии с положениями разд. 3 ТК РФ. Поэтому в качестве примера приведем примерный образец договора, оформленного в федеральном государственном учреждении согласно требованиям трудового законодательства и Приказа Минздравсоцразвития России N 424н, при этом стоит отметить, что приведенные в договоре размеры выплат являются приблизительными, так как на момент выхода журнала проект примерного положения по оплате труда в федеральных образовательных учреждениях находился на стадии утверждения.
Трудовой договор N 1
_________________________ «12» января 2009 г.
(город, населенный пункт)
Управление Федеральной налоговой службы по субъекту РФ в лице руководителя _______, действующего на основании Устава об образовательной деятельности от 01.01.2005, именуемый в дальнейшем «Работодатель», с одной стороны, и Сергеев Николай Евгеньевич, именуемый(ая) в дальнейшем «Работник», с другой стороны, заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем:
1. Общие положения
1.1. По настоящему трудовому договору Работодатель предоставляет Работнику работу по должности водителя автомобиля 4 квалификационного разряда, а Работник обязуется лично выполнять указанную работу в соответствии с условиями настоящего трудового договора.
1.2. Работник принимается на работу: __________________________________
__________________________________________________________________________.
(полное наименование филиала, представительства, иного обособленного
структурного подразделения Работодателя, если Работник принимается на
работу в конкретные филиал, представительство или иное обособленное
структурное подразделение Работодателя с указанием его местонахождения)
1.3. Работник осуществляет работу в структурном подразделении Работодателя _________.
1.4. Работа у Работодателя является для Работника основной.
1.5. Настоящий трудовой договор заключается на неопределенный срок.
1.6. Настоящий трудовой договор вступает в силу с «01» декабря 2009 г.
1.7. Дата начала работы «02» декабря 2009 г.
1.8. Работнику устанавливается срок испытания продолжительностью 3 месяца с целью проверки соответствия Работника поручаемой работе.
2. Права и обязанности Работника
2.1. Работник имеет право на:
2.1.1. Предоставление ему работы, обусловленной настоящим трудовым договором.
2.1.2. Обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.
2.1.3. Своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
2.2. Работник обязан:
2.2.1. Добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него настоящим трудовым договором, выполнять установленные нормы труда.
2.2.2. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у Работодателя, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда, иные локальные нормативные акты Работодателя, непосредственно связанные с трудовой деятельностью Работника, с которыми Работник был ознакомлен под роспись.
2.2.3. Соблюдать трудовую дисциплину.
2.3.4. Бережно относиться к имуществу Работодателя, в том числе находящемуся у Работодателя имуществу третьих лиц, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества, и других работников.
2.3.5. Незамедлительно сообщать Работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Работодателя, в том числе находящемуся у Работодателя имуществу третьих лиц, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества, имуществу других работников.
3. Права и обязанности Работодателя
3.1. Работодатель имеет право:
3.1.1. Требовать от Работника добросовестного исполнения обязанностей по настоящему трудовому договору.
3.1.2. Принимать локальные акты, непосредственно связанные с трудовой деятельностью Работника, в том числе правила внутреннего трудового распорядка, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.
3.1.3. Привлекать Работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
3.1.4. Поощрять Работника за добросовестный эффективный труд. Работодатель имеет иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, настоящим трудовым договором.
3.2.

MosOpen.ru — Электронная Москва

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 де- кабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и в целях урегулирования правоотношений по дальнейшему использованию жилых помещений, находящихся в собствен- ности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируе- мым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру, Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить: 1.1. Положение о порядке использования жилых помещений, нахо- дящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных орга- нам государственной власти города Москвы или организациям (предп- риятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру (далее — Положение), согласно приложению 1. 1.2. Примерную форму отчета об использовании жилых помещений органами государственной власти города Москвы или организациями (предприятиями), финансируемыми за счет средств бюджета города Москвы, работники которых проживают в жилых помещениях, ранее пре- доставленных им по договорам, заключенным на условиях субаренды или по служебным ордерам, согласно приложению 2. 2. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы: 2.1. При прекращении или расторжении в установленном порядке договоров аренды (субаренды) жилых помещений, в том числе по осно- ваниям нарушения условий договора, наличия просрочек и задолжен- ностей по оплате за жилые помещения гражданами, а также в случае утраты оснований для проживания граждан в жилом помещении, предос- тавленном по служебному ордеру, принимать необходимые меры к сво- евременному освобождению жилых помещений, в том числе путем предъ- явления в суд по месту нахождения указанных жилых помещений исков о признании арендатора (субарендатора) или нанимателя жилого поме- щения утратившим право пользования занимаемым им жилым помещением. 2.2. После освобождения жилых помещений, находящихся в собс- твенности города Москвы, ранее предоставленных органам государс- твенной власти города Москвы или организациям (предприятиям), фи- нансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру, предоставлять их гражданам в рамках городских жилищных программ в установленном порядке. 3. Органам государственной власти города Москвы или организа- циям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, работники которых проживают в жилых помещениях, находящих- ся в собственности города Москвы, ранее предоставленных по догово- рам, заключенным на условиях субаренды или по служебным ордерам, ежегодно представлять (не позднее 1 декабря календарного года) от- чет об использовании этих жилых помещений в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (приложение 2). 4. Префектурам административных округов города Москвы, Депар- таменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы при при- нятии решений по дальнейшему использованию жилых помещений, нахо- дящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных орга- нам государственной власти города Москвы или организациям (предп- риятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру, руководствоваться Положением (приложение 1). 5. Настоящее постановление подлежит обязательному опубликова- нию в установленном порядке и вступает в силу через 10 дней после его опубликования в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы. 6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецо- ву Л.И. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 711-ПП Положение о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру 1. Жилое помещение, занимаемое на условиях субаренды или по служебному ордеру гражданином, замещающим государственную долж- ность города Москвы, должность государственной гражданской службы города Москвы, либо состоящим в трудовых отношениях с органом го- сударственной власти города Москвы, иным государственным органом города Москвы или организацией (предприятием), финансируемой за счет средств бюджета города Москвы (далее — работник органа госу- дарственной власти города Москвы или организации (предприятия), финансируемой за счет средств бюджета города Москвы), проработав- шим в этом органе государственной власти города Москвы или органи- зации (предприятии) 10 и более лет и состоящим на жилищном учете в городе Москве по месту жительства или на учете в качестве нуждаю- щегося в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляется указанному ра- ботнику и членам его семьи по договору: 1) социального найма, купли-продажи с рассрочкой платежа или купли-продажи, в том числе с использованием заемных (кредитных) средств, — для граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства; 2) социального найма — для граждан, принятых на учет в ка- честве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства; 3) купли-продажи с рассрочкой платежа или купли-продажи, в том числе с использованием заемных (кредитных) средств, — для граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в содействии го- рода Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жи- лищных программ. 1.1. Жилое помещение, занимаемое на условиях субаренды или по служебному ордеру, в случаях, указанных в пункте 1 настоящего по- ложения, предоставляется из расчета: 1) нормы предоставления площади жилого помещения, установлен- ной законодательством города Москвы, при предоставлении жилого по- мещения по договору социального найма; 2) не более одной комнаты на каждого члена семьи при предос- тавлении жилого помещения по договору купли-продажи с рассрочкой платежа или купли-продажи, в том числе с использованием заемных (кредитных) средств. 1.2. В случае, если работники органа государственной власти города Москвы или организации (предприятия), финансируемой за счет средств бюджета города Москвы, указанные в пункте 1 настоящего по- ложения, занимают по служебным ордерам или на условиях субаренды жилое помещение, не соответствующее размерам, указанным в пункте 1.1 настоящего положения, им предоставляются занимаемые ими жилые помещения по договору найма служебного жилого помещения при нали- чии оснований для предоставления гражданам служебных жилых помеще- ний, установленных федеральным законодательством и законодательст- вом города Москвы. 2. Жилое помещение, занимаемое на условиях субаренды или по служебному ордеру работником органа государственной власти города Москвы или организации (предприятия), финансируемой за счет средств бюджета города Москвы, проработавшим в этом органе госу- дарственной власти города Москвы или организации (предприятии) 10 и более лет, но не состоящим на жилищном учете в городе Москве по месту жительства или на учете в качестве нуждающегося в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляется указанному работнику и членам его семьи по договору: 1) найма служебного жилого помещения при наличии оснований для предоставления гражданам служебных жилых помещений, установ- ленных федеральным законодательством и законодательством города Москвы; 2) купли-продажи с рассрочкой платежа или купли-продажи, в том числе с использованием заемных (кредитных) средств, — для граждан, не имеющих в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы оснований для предоставления им служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы. 3. Жилое помещение, занимаемое на условиях субаренды или по служебному ордеру работником органа государственной власти города Москвы или организации (предприятия), финансируемой за счет средств бюджета города Москвы, проработавшим в этом органе госу- дарственной власти города Москвы или организации (предприятии) ме- нее 10 лет и состоящим на жилищном учете в городе Москве по месту жительства или на учете в качестве нуждающегося в содействии горо- да Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищ- ных программ, а также не состоящим на жилищном учете в городе Москве по месту жительства или на учете в качестве нуждающегося в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляется указанному работнику и членам его семьи по договору найма служебного жилого помещения при наличии оснований для предоставления гражданам служебных жилых помещений, установленных федеральным законодательством и законода- тельством города Москвы. 4. Жилое помещение, занимаемое на условиях субаренды или по служебному ордеру гражданином, проработавшим в органе государс- твенной власти или организации (предприятии), в связи с трудовыми отношениями с которым ему предоставлялось данное жилое помещение на условиях субаренды или по служебному ордеру, 10 и более лет, состоящим на жилищном учете в городе Москве по месту жительства или на учете в качестве нуждающегося в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ и прекратившим трудовые отношения с этим органом государственной власти или организацией (предприятием), предоставляется указанному гражданину и (или) членам его семьи на условиях, установленных пунктом 1 настоящего положения при наличии одного из следующих ос- нований: 1) увольнения работника органа государственной власти или ор- ганизации (предприятия) в связи с выходом его на пенсию или полу- чением инвалидности; 2) увольнения работника органа государственной власти или ор- ганизации (предприятия) в связи с ликвидацией этого органа госу- дарственной власти или организации (предприятия) либо по сокраще- нию численности или штата работников; 3) смерти работника органа государственной власти или органи- зации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или по служебному ордеру. 5. Жилое помещение, занимаемое на условиях субаренды или по служебному ордеру гражданином, проработавшим в органе государс- твенной власти или организации (предприятии), в связи с трудовыми отношениями с которым ему предоставлялось данное жилое помещение, менее 10 лет, состоящим на жилищном учете в городе Москве по месту жительства или на учете в качестве нуждающегося в содействии горо- да Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищ- ных программ и прекратившим трудовые отношения с этим органом го- сударственной власти или организацией (предприятием), предоставля- ется указанному гражданину и членам его семьи (до подхода очереди) по договору найма при условии, если этот гражданин и члены его семьи не имеют других жилых помещений, в отношении которых они об- ладают самостоятельным правом пользования или правом собственнос- ти. В случае, если этот гражданин и члены его семьи имеют другие жилые помещения, в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, они подлежат выселе- нию из занимаемого ими жилого помещения в соответствии с федераль- ным законодательством и законодательством города Москвы в установ- ленном порядке. 6. Граждане, проживающие в жилом помещении на условиях суба- ренды или по служебному ордеру, не состоящие на жилищном учете в городе Москве по месту жительства или на учете в качестве нуждаю- щихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, прекратившие трудовые отноше- ния с органом государственной власти или организацией (предприяти- ем), в связи с трудовыми отношениями с которым им предоставлялось данное жилое помещение, и имеющие другие жилые помещения, в отно- шении которых они и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, подлежат выселению из зани- маемого ими жилого помещения в соответствии с федеральным законо- дательством и законодательством города Москвы в установленном по- рядке. 7. Гражданам, проживающим в жилом помещении на условиях суба- ренды или по служебному ордеру, не состоящим на жилищном учете в городе Москве по месту жительства или на учете в качестве нуждаю- щихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, прекратившим трудовые отноше- ния с органом государственной власти или организацией (предприяти- ем), в связи с трудовыми отношениями с которым им предоставлялось данное жилое помещение, и не имеющим других жилых помещений, в от- ношении которых они и члены их семей обладают самостоятельным пра- вом пользования или правом собственности, предоставляется занимае- мое ими жилое помещение по договору купли-продажи с рассрочкой платежа или купли-продажи, в том числе с использованием заемных (кредитных) средств, по рыночной стоимости. 8. Жилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы и занимаемые на условиях субаренды или по служебным ордерам работ- никами органов государственной власти города Москвы или организа- ций (предприятий), финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, а также гражданами, прекратившими трудовые отношения с ор- ганом государственной власти или организацией (предприятием), пре- доставляются (в соответствии с условиями, предусмотренными пункта- ми 1-7 настоящего положения) указанным работникам или гражданам, состоящим на жилищном учете в городе Москве по месту жительства или на учете в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, а также не состоящим на жилищном учете в городе Москве по месту жительства или на учете в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, по договорам социального найма, найма, найма служебного жилого помещения, купли-продажи с рассрочкой платежа или куп- ли-продажи, в том числе с использованием заемных (кредитных) средств, при наличии письменного ходатайства на это органа госу- дарственной власти или организации (предприятия), в связи с трудо- выми отношениями с которым работнику или гражданину предоставля- лось занимаемое им жилое помещение. 9. Работникам органов государственной власти города Москвы или организаций (предприятий), финансируемых за счет средств бюд- жета города Москвы, а также гражданам, прекратившим трудовые отно- шения с органом государственной власти или организацией (предприя- тием), в связи с трудовыми отношениями с которым им предоставля- лось жилое помещение на условиях субаренды, может быть предостав- лено занимаемое жилое помещение по договору социального найма, найма, найма служебного жилого помещения, купли-продажи с рассроч- кой платежа, купли-продажи, в том числе с использованием заемных (кредитных) средств, только по истечении срока действия договора, заключенного на условиях субаренды. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 711-ПП Примерная форма отчета об использовании жилых помещений органами государственной власти города Москвы или организациями (предприятиями), финансируемыми за счет средств бюджета города Москвы, работники которых проживают в жилых помещениях, ранее предоставленных им по договорам, заключенным на условиях субаренды или по служебным ордерам ———————+————-+————-+———-+——————+————————- ¦Наименование органа¦Количество ¦Адрес предос-¦Вид дого- ¦Наличие задолжен-¦Работник органа госуда- ¦ ¦государственной ¦жилых помеще-¦тавленного ¦вора и ¦ности по оплате ¦рственной власти города ¦ ¦власти города Мос- ¦ний, предос- ¦жилого поме- ¦его номер,¦за наем, аренду, ¦Москвы или организации ¦ ¦квы или организации¦тавленных по ¦щения, номер ¦срок его ¦содержание и те- ¦(предприятия), финанси- ¦ ¦(предприятия), фи- ¦договорам ¦квартиры, ¦действия ¦кущий ремонт жи- ¦руемой за счет средств ¦ ¦нансируемой за счет¦аренды или ¦общая жилая ¦ ¦лого помещения и ¦бюджета города Москвы, ¦ ¦средств бюджета го-¦по служебным ¦площадь ¦ ¦коммунальные ¦являющийся в настоящий ¦ ¦рода Москвы ¦ордерам ¦ ¦ ¦услуги ¦момент нанимателем или ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦субарендатором предос- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тавленного жилого поме- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦щения, его должность и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦основания его проживания¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в данном жилом помеще- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нии, количество человек ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в семье нанимателя или ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦субарендатора ¦ +——————-+————-+————-+———-+——————+————————+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ———————+————-+————-+———-+——————+————————- Подпись _____________ Ф.И.О. и должность руководителя органа государственной власти города Москвы или организации (предприятия), финансируемой «___»__________200___г. за счет средств бюджета города Москвы

Постановление Правительства Москвы от 05.08.2008 № 711-ПП

М О С К В А ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 5 августа 2008 N 711-ПП О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений (В редакции Постановления Правительства Москвы от 26.04.2011 г. N 158-ПП) В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и в целях урегулирования правоотношений по дальнейшему использованию жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру, Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить: 1.1. Положение о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений (далее — Положение), согласно приложению. (В редакции Постановления Правительства Москвы от 26.04.2011 г. N 158-ПП) 1.2. (Утратил силу — Постановление Правительства Москвы от 26.04.2011 г. N 158-ПП) 2. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы: 2.1. При прекращении или расторжении в установленном порядке договоров аренды (субаренды) жилых помещений, в том числе по основаниям нарушения условий договора, наличия просрочек и задолженностей по оплате за жилые помещения гражданами, а также в случае утраты оснований для проживания граждан в жилом помещении, предоставленном по служебному ордеру, принимать необходимые меры к своевременному освобождению жилых помещений, в том числе путем предъявления в суд по месту нахождения указанных жилых помещений исков о признании арендатора (субарендатора) или нанимателя жилого помещения утратившим право пользования занимаемым им жилым помещением. 2.2. После освобождения жилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, ранее предоставленные гражданам по договору субаренды или в качестве служебных жилых помещений, использовать в рамках городских жилищных программ в установленном порядке. (В редакции Постановления Правительства Москвы от 26.04.2011 г. N 158-ПП) 3. (Утратил силу — Постановление Правительства Москвы от 26.04.2011 г. N 158-ПП) 4. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы при принятии решений по дальнейшему использованию жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договору субаренды или в качестве служебных жилых помещений, руководствоваться Положением (приложение). (В редакции Постановления Правительства Москвы от 26.04.2011 г. N 158-ПП) 5. Настоящее постановление распространяется на служебные жилые помещения, предоставленные до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. (Дополнен — Постановление Правительства Москвы от 26.04.2011 г. N 158-ПП) 6. Настоящее постановление подлежит обязательному опубликованию в установленном порядке и вступает в силу через 10 дней после его опубликования в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы. 7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по социальной политике Швецову Л.И. (В редакции Постановления Правительства Москвы от 26.04.2011 г. N 158-ПП) П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 711-ПП Положение о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений (В редакции Постановления Правительства Москвы от 26.04.2011 г. N 158-ПП) 1. С гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения: 1.1. Договоры социального найма, в случае если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». 1.2. Договоры купли-продажи с рассрочкой платежа или с использованием ипотечного жилищного кредитования по ценам, установленным правовыми актами города Москвы, в случае если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, превышают размеры площади жилого помещения, указанные в п 1.1 настоящего Положения, но не более одной комнаты на каждого члена семьи, согласно статье 33 и статье 35 указанного Закона города Москвы. В случае отказа граждан от выкупа занимаемых жилых помещений предлагаются другие жилые помещения, размеры площади которых соответствуют статье 20 указанного Закона города Москвы, для заключения договоров социального найма в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения. 2. Гражданам, проживающим в жилых помещениях, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшим в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, в случае если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, превышает размер жилого помещения из расчета по одной комнате на каждого члена семьи, предоставляются другие жилые помещения: — не менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 20 указанного закона, но не более одной комнаты на каждого члена семьи, для заключения договоров купли-продажи с рассрочкой платежа или с использованием ипотечного жилищного кредитования по ценам, установленным правовыми актами города Москвы; — по норме предоставления площади жилого помещения согласно статье 20 указанного закона для заключения договоров социального найма. 3. С гражданами, проживающими в жилых помещениях, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, менее 10 лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма, в случае если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 вышеназванного Закона города Москвы, при наличии одного из следующих оснований: 1) увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, в связи с выходом его на пенсию по старости; 2) получением работником, которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, инвалидности I и II групп, которая наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя или профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей; 3) смерти работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебного жилого помещения; 4) увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия) в связи с ликвидацией этого органа государственной власти или организации (предприятия) либо по сокращению численности или штата работников. 4. С гражданами, занимающими жилые помещения, ранее предоставленные им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, имеющими стаж трудовой деятельности в организациях (предприятиях), финансируемых за счет средств бюджета города Москвы и предоставивших жилое помещение, менее 10 лет и продолжающими работать в этих организациях (предприятиях), заключаются договоры найма служебного жилого помещения, в случае если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 20 указанного Закона города Москвы. По достижении 10-летнего стажа трудовой деятельности по заявлению граждан расторгаются договоры найма служебного жилого помещения и заключаются с гражданами договоры социального найма, в случае если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 вышеназванного Закона города Москвы. 5. С гражданами, занимающими жилые помещения, ранее предоставленные им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, имеющими стаж трудовой деятельности в организациях (предприятиях), финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, предоставивших жилые помещения, менее 10 лет и продолжающими работать в этих организациях (предприятиях), заключаются договоры найма служебного жилого помещения с обязательством Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в предоставлении выкупа занимаемых гражданами жилых помещений, в случае если размер занимаемого жилого помещения и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает по одной комнате на каждого члена семьи. По достижении 10-летнего стажа трудовой деятельности по заявлению граждан расторгаются договоры найма служебного жилого помещения и заключаются с гражданами договоры купли-продажи с рассрочкой платежа или с использованием ипотечного жилищного кредитования по ценам, установленным правовыми актами города Москвы. В случае отказа граждан от последующего выкупа занимаемых жилых помещений предлагаются другие жилые помещения по норме предоставления площади жилого помещения 18 квадратных метров на одного человека для заключения на вновь выделенные жилые помещения договоров найма служебного жилого помещения, с последующим заключением по достижении 10-летнего стажа трудовой деятельности договоров социального найма на вновь предоставленное жилое помещение, в случае если размер занимаемого жилого помещения и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, в соответствии со статьей 20 указанного Закона города Москвы 6. Гражданам, занимающим жилые помещения, ранее предоставленные им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, имеющим стаж трудовой деятельности в организациях (предприятиях), финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, предоставивших жилые помещения, менее 10 лет и продолжающим работать в этих организациях (предприятиях), в случае если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, составляет более одной комнаты на каждого члена семьи, предоставляются другие жилые помещения: — не менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 20 указанного Закона города Москвы, но не более одной комнаты на каждого члена семьи с заключением договоров найма служебного жилого помещения при согласии граждан на последующий выкуп этих помещений; — по размерам площади жилого помещения согласно статье 20 указанного Закона города Москвы с заключением договоров найма служебного жилого помещения для последующего заключения договоров социального найма. По достижении 10-летнего стажа трудовой деятельности по заявлению граждан расторгаются договоры найма служебного жилого помещения и заключаются с гражданами соответственно договоры купли-продажи с рассрочкой платежа или с использованием ипотечного жилищного кредитования по ценам, установленным правовыми актами города Москвы, или договоры социального найма, в случае если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, соответствует размерам площади жилого помещения, установленным статьей 20 указанного Закона города Москвы. 7. В случае несогласия граждан на заключение договоров социального найма и договоров найма служебного жилого помещения решать вопрос выселения граждан в судебном порядке. 8. Предоставление гражданам жилых помещений, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, по договору социального найма, найма служебного жилого помещения, купли-продажи с рассрочкой платежа, осуществлять только по истечении срока действия договора, заключенного на условиях субаренды, и на основании личного заявления граждан. 9. При предоставлении гражданам жилых помещений, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, по договору социального найма, найма служебного жилого помещения, купли-продажи с рассрочкой платежа, учитывать действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, согласно статье 10 указанного Закона города Москвы. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 711-ПП Примерная форма отчета об использовании жилых помещений органами государственной власти города Москвы или организациями (предприятиями), финансируемыми за счет средств бюджета города Москвы, работники которых проживают в жилых помещениях, ранее предоставленных им по договорам, заключенным на условиях субаренды или по служебным ордерам (Утратила силу — Постановление Правительства Москвы от 26.04.2011 г. N 158-ПП)

Если гражданину предоставлено служебное жилое помещение в городе Москве и он проработал более 10 лет

С гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения:

1.1. Договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Пункт 1.1 признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вынесения решения Определением Верховного Суда РФ от 17.04.2013 N 5-АПГ13-8.

Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ по административным делам от 17.04.2013 г. N 5-АПГ13-8 признан противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента вынесения решения пункт 1.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 года N 711-ПП «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений» (в редакции постановления Правительства Москвы от 26.04.2011 года N 158-ПП).

Как установлено Верховным Судом РФ, при изменении режима жилого помещения оформление (заключение) договора социального найма на жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении, само по себе не свидетельствует о предоставлении другого жилого помещения и не влечет изменения предмета договора.

Также, как указал Верховный Суд РФ, анализ положений статей 50 — 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, позволяют сделать вывод, что такой критерий как норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, применяется в случае, когда объектом жилищных прав являются жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма из числа свободных жилых помещений, а не уже занятые гражданами на законных основаниях, в том числе в соответствии с нормативами предоставления на момент их вселения в эти жилые помещения.

Действующее законодательство с учетом Определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ по административным делам от 17.04.2013 года предусматривает для граждан, проживающих в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им в качестве служебных жилых помещений, для заключения договора социального найма лишь одно условие — стаж работы в организации (предприятии), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, наличие которого у истца подтверждено материалами дела.

Текст постановления

1. 2. Договоры купли-продажи с рассрочкой платежа или с использованием ипотечного жилищного кредитования по ценам, установленным правовыми актами города Москвы, в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, превышает размеры площади жилого помещения, указанные в п 1.1 настоящего Положения, но не более одной комнаты на каждого члена семьи согласно статье 33 и статье 35 указанного Закона города Москвы.

В случае отказа граждан от выкупа занимаемых жилых помещений предлагаются другие жилые помещения, размеры площади которых соответствуют статье 20 указанного Закона города Москвы, для заключения договоров социального найма в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения.

См. комментарий к п.1.1.

На основании Определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ по административным делам от 17.04.2013 г. N 5-АПГ13-8

требование о соблюдении нормы предоставления жилья не может применяться к тем помещениям, которые не предоставляются в данный момент, а были предоставлены ранее в качестве служебных и УЖЕ заняты гражданами на законных основаниях.

Оглавление комментария

Пункт 1. Если гражданину предоставлено служебное жилое помещение в городе Москве и он проработал более 10 лет

Пункт 2. Если гражданину предоставлено служебное жилое помещение в городе Москве, он проработал более 10 лет, но обеспечен жильем более чем по комнате на члена семьи

Пункт 3. Если гражданину предоставлено служебное жилое помещение в городе Москве, но он проработал менее 10 лет и прекратил работать по независящим от него причинам

Пункт 4. Если гражданину предоставлено служебное жилое помещение не более нормы предоставления в городе Москве, он проработал менее 10 лет, но продолжает работать

Пункт 5. Если гражданину предоставлено служебное жилое помещение более нормы предоставления, но не более комнаты на члена семьи в городе Москве, он проработал менее 10 лет, но продолжает работать

Пункт 6. Если гражданину предоставлено служебное жилое помещение более чем по комнате на члена семьи в городе Москве, он проработал менее 10 лет, но продолжает работать

Пункт 7. Если граждане, занимающие служебные жилые помещения, не согласны на заключение договора найма служебного жилья и договора социального найма

Пункт 8. Если нет личного заявления о заключении договора и срок предыдущего договора не истек

Пункт 9. Учет ухудшения жилищных условий