Agrifood strategies

Россия стала самым быстрорастущим рынком индейки

Бизнесмены стали инвестировать в индейку, поскольку увидели свободную нишу, рассказывает Давлеев. Первым крупное промышленное производство запустил в 2003 г. ростовский бизнесмен Вадим Ванеев, чья компания «Евродон» оставалась лидером рынка вплоть до 2016 г. Однако бизнес компании подкосили вспышки птичьего гриппа и финансовые трудности – производство сократилось практически до нуля, а контроль над предприятием получил основной кредитор – ВЭБ.РФ.

Последние два года крупнейшим производителем индейки является ГК «Дамате» Наума Бабаева: в 2012 г. он запустил производство на базе недостроенного проекта из портфеля Россельхозбанка. За прошлый год ГК «Дамате», по ее данным, нарастила производство на треть до 88 000 т, а в этом году доведет его уже до 140 000 т. Также занялось промышленным производством мяса индейки ГК «Черкизово» совместно с испанской Grupo Fuertes.

Благодаря развитию производства в стране распробовали индюшатину и россияне, говорит Давлеев: частично ею заменяют более традиционные свинину и говядину, по сравнению с которыми индейка – диетическое мясо с существенно меньшим содержанием жира. Некоторые покупатели заменяют индейкой свинину, чтобы более правильно и разнообразно питаться, а также снизить калорийность рациона, подтверждает заместитель гендиректора по маркетингу крупнейшего производителя индюшатины ГК «Дамате» Дарья Лащенко. Хотя и дороже: 1 кг тушки индейки в опте стоит 236 руб., тогда как говядины – 210–235 руб., свинины – 145 руб., курицы – 123 руб., приводит январские данные руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Чаще всего потребители сравнивают индейку с телятиной, которая дороже, указывает Лащенко.

Российский рынок мяса бройлера уже насыщен отечественной продукцией, говорит Юшин. В 2019 г. он прибавит лишь 1,2%, пишет в обзоре, посвященном России, минсельхоз США со ссылкой на Росптицесоюз. Индейку же ждет кратный рост – среднедушевое потребление может вырасти в 2,5 раза до 4–4,5 кг индейки в год к 2025 г., соответственно, ее производство – до 580 000–650 000 т, согласно Agrifood Strategies. Это сопоставимо со средним уровнем потребления индюшатины в странах Европы, констатирует Давлеев. Такой рост возможен, но при условии того, что доходы россиян будут расти, а производители станут активно вкладывать в продвижение этого вида мяса, развивать экспорт, считает Юшин. Продажи продолжат расти из-за тренда на здоровое питание, растущего спроса со стороны ритейла и переработчиков, добавляет Лащенко. С учетом того что от общего потребления мяса на индейку приходится 2,5–3%, ее потребление вполне может вырасти еще на несколько десятков тысяч тонн без ущерба для производителей других видов мяса, резюмирует Дальнов.

Рейтинг

Расчет объемов производства и рейтинг ведущих производителей индейки за 2019 год составлены по данным, полученных от 25 компаний, годовой объем производства которых превышает 100 тонн. При этом для объективности сравнения результатов использовался единый коэффициент перевода живого веса в убойный (75%) без учета субпродуктов из-за разницы в ассортименте и методологиях расчета выходов готовой продукции у разных компаний.

Важные события года

Среди важных событий прошлого года в отрасли стоит отметить успешный старт нового игрока в Сибирском ФО – «Индейки Приангарья», покупку петербуржской компанией «Конкорд» своего конкурента «Труд», а также поглощение рязанской «Старожиловской птицей» Егорьевской птицефабрики в Московской области. В планах – старт новых региональных проектов в Тверской и ряде других областей.

Начало нового этапа в развитии российского индейководческого сектора ознаменовало открытие племенного репродуктора 2 порядка британской компанией «Авиаген Теркиз» в Пензенской области первоначальной мощностью 8 миллионов инкубационных яиц в год. Зарубежный инвестор вложил в развитие 25 млн евро и уже в ноябре поставил первую продукцию своему основному заказчику – «Пензамолинвесту» группы компаний «Дамате».

На очереди – создание племенного центра другого лидера мировой селекции индеек – «Хайбрид Теркиз» в Ставропольском крае, запланированное на 2021 год. Не исключено и скорейшее восстановление объектов племенного комплекса «Урсдон» в Ростовской области, как только будет решен вопрос о его новом владельце или операторе. Все это позволит в течение ближайших двух лет нарастить производство инкубационного яйца индейки в России до 25-30 миллионов и почти наполовину удовлетворить потребности в племенном материале.

Еще одно важное событие в российском индейководстве, состоявшееся в середине прошедшего года – это открытие рынка Китая для экспорта российской продукции. К концу года в КНР было отправлено более 700 тонн мяса индейки, произведенных компаниями «Дамате» и «Краснобор». Перспективы многократного увеличения этих объемов в наступающем году вполне очевидны и будут зависеть, главным образом, от решения проблем с коронавирусом в Китае.

Прогноз на 2020 год

По предварительным расчетам, в 2020 году ожидается восстановление расширенного производства на комплексе им. Гафури: там уже инкубируется значительное количество яйца, индюшата посажены в птичники, а первые поставки готовой продукции начнутся в ближайшие месяцы. Возобновление деятельности объектов «Евродона» скорее всего, начнется после выбора Россельхозбанком нового владельца или управляющей компании, возможно — до конца первого полугодия текущего, а выпуск готовой продукции — не раньше начала следующего года. Между тем, ГК «Дамате» анонсировала выход на уровень производства на уровень 155 тысяч тонн.

Основной предпосылкой дальнейшего развития отрасли является повышенный спрос на индюшатину в России, который остается высоким, несмотря на снижение цен на курятину и свинину. Прирост средних цен на индейку на конец 2019 года составил 5,1% на фоне отрицательных значений в -6,5% по бройлерам и -6,8% по свинине. Это объясняется явными конкурентными преимуществами индюшатины по сравнению с другими видами мяса – ее диетичностью, разнообразием текстуры, низким содержанием жира и высоким уровнем белка.

Помимо растущей популярности среди российских потребителей, свой вклад в развитие производства индейки в России будет вносить и расширение экспорта российской продукции на рынки Ближнего Востока Юго-Восточной Азии, Китая, Африки и ближнего зарубежья. В планах отечественных производителей – расширение поставок в ОАЭ, КНР, Гонконг, начало отгрузок во Вьетнам, в Саудовскую Аравию и другие страны Персидского залива.

Среди рисков, с которым могут столкнуться индейководы России, следует отметить угрозу гриппа птиц, который вплотную приблизился из очагов в Восточной Европе к границам России: в начале февраля он зафиксирован в Украине, Румынии, Польше, Словакии, Чехии, Австрии, Германии. Впрочем, этот риск можно контролировать сочетанием строгого режима биобезопасности на предприятиях, постоянным мониторингом дикой птицы и состояния здоровья домашней птицы в ЛПХ субъектовыми и федеральными ветеринарными службами.

Резюме

С учетом всех выше перечисленных факторов, объем производства мяса индейки в России в 2020 году может увеличиться, по самому консервативному прогнозу, на 30-45 тысяч тонн и достичь 320335 тысяч тонн, что составит более 10% годового прироста.

Все это свидетельствует о формировании индейководства как практически самостоятельной отрасли животноводства, способной вырасти вдвое в ближайшее десятилетие, удовлетворить потребности россиян во вкусном и полезном мясе индейки и даже поставлять его на экспорт.

ТОП — 5 ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

2018

2019

объем

доля

объем

доля

1

ДАМАТЕ Пензенская

88,300

131,000

2

ТАМБОВСКАЯ ИНДЕЙКА

37,650

40,950

3

КРАСНОБОР Тульская

24,600

21,000

4

МОРОЗОВСКАЯ

17,900

19,010

5

ЕВРОДОН Ростов

45,000

12,000

213,450

78,51%

223,960

77,69%

Примечание:

  1. Объемы производства приведены в убойном весе с коэффициентом 0,75 от живого.
  2. В рейтинг включены компании с объемом производства более 100 тонн в год
  3. Данные за 2018 год уточнены в августе-сентябре 2019 г.

Вадим Ванеев об экспорте индейки: «Россию бы накормить сначала»

В сообщении агентства ИА «Прайм» сказано, что ЗАО «Краснобор» из Тульской области стало первым российским предприятием в этой сфере, получившим доступ на рынок Европы.

По данным агентства, российские птицеводы добивались разрешения на поставки мяса и яиц в Европу с 2009 года. Однако эксперты весьма скептически оценивали их шансы, прежде всего из-за высокой себестоимости российской продукции.

Ситуация изменилась после девальвации рубля, которая привела к значительному снижению цены российского мяса птицы по сравнению с европейскими аналогами.

При этом обеспеченность России собственным мясом птицы в Минсельхозе оценивают в 95%. Запрет продовольственного рынка и обвал курса рубля вселил оптимизм в души птицеводов. Мясокомбинаты, лишившись дешевой европейской свинины, начали выстраиваться к ним в очередь, а население первым делом теперь сметает с полок магазинов недорогое отечественное мясо птицы.

Словом, птицеводам есть чем гордиться. Они не только смогли вытеснить с рынка сомнительные «ножки Буша», но привили россиянам некоторые полезные привычки.

«Когда наша компания в 2003 году анализировала рынок индейки в России, выяснилось, что на душу населения у нас приходится всего 200 граммов этого мяса. Сейчас показатель – один килограмм, – говорит директор Национального Союза производителей и переработчиков мяса индейки и глава Группы компаний «Евродон» Вадим Ванеев. – На старте проекта все пытались отговорить, мол, в России индейку есть никто не будет. За рубежом меня называли фантастом из России. А теперь, когда мы посещаем мировые индейководческие форумы, представители многих крупных компаний хотят приехать и посмотреть своими глазами, как за такой короткий срок удалось реализовать такой масштабный успешный проект».

Сегодня годовой объем потребления на российском рынке мяса индейки оценивается примерно в 130 тысяч тонн, треть от которого производят в Ростовской области.

Свою продукцию «Евродон» практически не рекламирует, мясо реализуется по всей стране, а основателя компании донского предпринимателя Вадима Ванеева сейчас хотят видеть в качестве инвестора главы сразу нескольких субъектов федерации – приглашают открывать предприятия у них.

В компании считают, что им есть куда расти: один килограмм индейки на душу населения – хоть и достижение для России, но далеко не предел. В Израиле этот показатель составляет 14 кг, в США – 8, Европе – около 5.

Большую часть производимого мяса «Евродон» реализует охлажденным. Предприятие также производит небольшой объем продукции в категории мясной гастрономии – колбасы, ветчины, рулеты и прочее, которую реализует пока только в Ростовской области. Со сторонними мясопереработчиками предприятие практически не сотрудничает.

О планах конкурентов продавать мясо в ЕС ростовские производители индейки знают и ничего сверхъестественного в этом не видят.

«Это правильный и верный шаг. Наша страна обладает необходимым потенциалом, чтобы обеспечивать продовольствием не только себя, но и другие страны. Однако пока неясно, о каких объемах экспортных поставок идет речь и каков экономический эффект будет от международного сотрудничества, – пояснил Вадим Ванеев. – Там нас не ждут, рынок перенасыщен. Да, мы тоже рассматривали возможность экспортных поставок. Предприятие успешно прошло сертификацию менеджмента безопасности пищевой продукции международного Стандарта FSSC 22000, благодаря которой мы можем уверенно работать за рубежом. Но для нас главным и основным направлением остается российский рынок. Сначала надо удовлетворить потребности российских покупателей и уже потом думать об экспорте».

Примечательно, что в отличие от продукции ряда других российских предприятий, мясные полуфабрикаты «Евродона» за последний год подорожали на целых… 8%. Это объясняется высокой степенью локализации производственных мощностей компании и замкнутым циклом производства. Предприятие само контролирует все стадии производства продукции и поэтому может более равномерно распределять экономическую нагрузку.