Анализ исполнения бюджетной сметы

Вопрос 18

Анализ исполнения смет (бюджетов)

Анализ исполнения бюджетов (смет) проводится по окончании совершения предусмотренных хозяйственных операций. Периодичность анализа определяется вместе с утверждением бюджета. Если бюджеты составлены в помесячной разбивке, то анализ проводится по истечении месяца, а если в подекадной то по окончании декады.

Анализ исполнения бюджетов направлен на решение следующих задач.

1. Определение достижения контрольных показателей деятельности.

2. Выявление факторов, обусловивших отклонение фактических показателей от плановых, а также степени их влияния на результаты деятельности бизнес-сегментов.

3. Проверка допустимости исходных предпосылок (сценарных условий).

4. Уточнение входящей информации для разработки планов и бюджетов на последующие периоды.

5. Контроль согласованности бюджетного процесса и утвержденной методологии планирования.

6. Контроль соответствия методологии планирования и формирования отчетности об исполнении планов и бюджетов.

При анализе исполнения смет необходимо учитывать весь комплекс факторов, приведших к возникновению отклонений, особенно нежелательных (отрицательных). Пример: в бюджете доходов и расходов увеличение доли собственных доходов фирмы может быть оценено отрицательно в том случае, если произошло законсервирование производства, реструктуризация кредиторской задолженности как предприятия-банкрота или наблюдается нестабильное экономическое состояние государства.

Оценка исполнения бюджетов проводится следующими методами.

1. Простой анализ отклонений, т. е. сравнение фактических данных с плановыми (расчет темпов роста и прироста) без последующей корректировки бюджетов.

2. Анализ отклонений, ориентированный на последующие управленческие решения. Он предполагает более детальный факторный анализ влияния различных отклонений на денежный поток организации и внесение соответствующих корректив (изменений) в бюджеты.

3. Анализ отклонений в условиях неопределенности, когда все показатели задаются неопределенными числами. При этом используется способ имитационного моделирования.

4. Стратегический подход к анализу отклонений, т. е. должен выполняться принцип обязательного выполнения разработанной стратегии предприятия даже в случаях непредвиденных ситуаций.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Контроль за исполнением бюджета в системе финансового планирования организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Р. П. ФЕДОРЦОВА,

кандидат, экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности E-mail: raisa210@mail. ru Филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Пензе

И. В. ЕЛИСЕЕВА,

бухгалтер-аналитик e-mail: irisha_magic@mail.ru ООО «Система»

В связи с кризисными явлениями в экономике проблема создания эффективной системы управления коммерческой организацией приобрела еще большую актуальность. В работе рассматриваются вопросы исполнения бюджета в системе финансового планирования организации. Проведен анализ выполнения бюджетных показателей. Сделан вывод о том, что результаты анализа являются основой для работы подразделений и руководителей.

Ключевые слова: контроль, исполнение, бюджетирование, анализ, отклонение.

В условиях современной рыночной экономики стремление работать с максимальной экономической отдачей заставляет многие компании реформировать как свою внутреннюю организационную структуру, так и методы управления бизнесом, одним из которых является бюджетирование. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все в большей степени зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб. Предприятия, имеющие сложную производственную структуру, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации. Именно она помогает

оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения. Этого же требуют жесткая конкурентная борьба и высокая динамика рынка. Крайне важно располагать информацией о наличии финансовых ресурсов организации в определенный период времени, оптимальном соотношении доходов и расходов, размере планируемой прибыли. На эти и другие вопросы дает ответ бюджетное планирование. В результате перехода на бюджетное планирование финансовые потоки компании становятся для руководителя прозрачными. Становится возможным определять приоритеты платежей, отслеживать и контролировать финансовые результаты деятельности компании в целом и по отдельным центрам финансовой ответственности, планировать движение денежных средств и движение товарно-материальных ценностей, планировать доходы и расходы компании, строить и оценивать внутренние показатели ликвидности и рентабельности компании.

Бюджетирование как процедура составления бюджета — это, прежде всего, система управления компанией. В ее основу заложен контроль за испол-

нением бюджетов в центрах финансовой ответственности. Как и любая другая система управления предприятием, бюджетирование направлено на достижение стратегических и тактических целей путем наиболее эффективного использования ресурсов. Бюджетирование представляется не только как важнейшая задача в области управления финансами предприятия, но и как способ ведения бизнеса, как инструмент контроля за деятельностью предприятия на различных уровнях управления — как предприятия в целом, так и отдельных подразделений. Вместе с тем в процессе внедрения бюджетного планирования возникают определенные сложности, связанные прежде всего со спецификой деятельности организации.

Для более эффективного контроля за исполнением бюджета в организации должен быть разработан бюджетный регламент, в котором отражаются основные условия работы механизма контроля бюджетных показателей, определяемые масштабом деятельности организации и документальным закреплением процедур контроля. Но, кроме того, в регламенте бюджетирования и соответствующих должностных инструкциях должны быть определены задачи по контролю и анализу бюджета, назначены ответственные исполнители, установлены бюджетные поручения и сроки их выполнения. Отсутствие единого описания процедур влечет несогласованность действий отдельных работников и целых подразделений.

Повышение эффективности управления бюджетным процессом может быть достигнуто за счет:

— обеспечения лиц, принимающих решения, полной и детализированной до требуемого уровня информацией по всем аспектам бюджетного процесса;

— повышения достоверности и оперативности формирования бюджетных показателей;

— обеспечения результативного контроля за исполнением бюджета.

Бюджетирование — это не только инструмент планирования, но и инструмент, позволяющий оценить, насколько успешно реализуются отдельные проекты и работает вся компания. Для контроля и анализа бюджета достаточно сопоставить плановые и фактические показатели бизнеса. Так называемый план-факт-анализ в целях контроля за исполнением как операционных, так и финансовых бюджетов организации может осуществляться посредством сопоставления плановых показателей с фактическими на протяжении всего финансового года и после его завершения для выявления

отклонений фактических показателей от запланированных в бюджете. Для этого очень важно наладить систему оперативного получения всей необходимой информации для своевременного принятия мер и исправления ситуации. Поэтому предприятию, всерьез взявшемуся за внедрение бюджетирования, необходимо постоянно осуществлять оперативный контроль за своей финансово-хозяйственной деятельностью — он достигается посредством запроса необходимой информации от служб организации и направлен на скорейшее выявление изменений важных показателей ее деятельности (объем продаж, прибыль).

Если в организации бюджеты составляются на каждое полугодие отчетного года, то с этой же периодичностью должен проводиться и контроль за их исполнением, а значит, для каждого бюджетного периода необходимо определить диапазон допустимых отклонений. В практике организаций для определения границ отклонений могут использоваться два подхода.

Первый — экспертные оценки, которые не требуют сложных расчетов, а пределы отклонений определяются на основе экспертного мнения. В качестве экспертов, как правило, выступают руководители служб, ответственные за тот или иной операционный бюджет. Однако точность определенных таким образом пределов отклонений достаточно низкая. Сотрудники заинтересованы в том, чтобы принимаемые в компании границы отклонений были как можно больше — это позволит им снять с себя ответственность за невыполнение поставленных задач. Однако этот метод оценки может быть востребован в случаях, когда отсутству-ютданные за предшествующие периоды, которые можно было бы использовать для анализа возникающих расхождений планируемых и фактически достигнутых результатов деятельности.

Второй — статистический анализ, который позволяет дать обоснованную оценку границ допустимых отклонений. Результаты деятельности компании, как правило, нельзя спланировать со стопроцентной точностью, так как они зависят от многих случайных факторов, которые не могут быть учтены. Поэтому, оценивая пределы допустимых отклонений, можно использовать методы теории вероятностей и статистического анализа и значение по любой из бюджетных статей рассматривать как случайную величину.

Определенные таким способом диапазоны отклонений позволяют формировать наглядную отчетность об исполнении бюджетов, в которой все

несущественные расхождения запланированных и фактических показателей будут игнорироваться, а наиболее значимые факты невыполнения или перевыполнения плана — выделяться. На практике, при таком подходе более 70 % отклонений будет отфильтровано, что позволит руководству уделить больше времени анализу причин появления существенных расхождений между плановыми и фактическими показателями.

Основным элементом системы контроля является отчетность об отклонениях. Она может формироваться ежедневно, еженедельно или ежемесячно в зависимости от характера контролируемых показателей и представляться руководителю в виде отчетов, в которых показатели, имеющие существенные отклонения от плановых, каким-либо образом выделяются из общего перечня, что дает возможность руководству наглядно проследить за существенными отклонениями и проанализировать возможные причины их появления. Условно такие причины можно разделить на две группы.

Первая — в ходе формирования бюджета закладывается целый ряд предположений относительно состояния внешней среды предприятия, поведения покупателей и конкурентов, которые могут не оправдаться на этапе реализации бюджета.

Вторая группа причин связана с «промахами» в хозяйственной деятельности предприятия. Например, не были соблюдены нормативы расхода оборудования при выполнении условий договоров. Подобные причины также должны выявляться в процессе контроля за исполнением бюджета, и на их основе должны делаться соответствующие организационные выводы.

Сэкономить время, требующееся для контроля за исполнением бюджетов, помогает система индикаторов, которые показывают, следует ли углубляться в проблему или повода для беспокойства пока нет. От финансовой службы собственник компании должен потребовать:

— внедрить систему лимитов — определить лимиты по утвержденным бюджетам и следить за тем, чтобы они не превышались, иначе собственник будет отвлекаться на изменение (повторное согласование) заложенных в бюджете показателей только в тех случаях, когда это действительно необходимо, а не при возникновении минимального отклонения, как это бывает во многих компаниях;

— использовать разные показатели для разных периодов. Чтобы регулярный контроль за исполнением бюджета не превращался в ежедневное

изучение многостраничного отчета, следует установить для контролируемых показателей разные сроки;

— формализовать комментарии к отражаемым в отчетах показателям. Зачастую неясно, почему содержащиеся в бюджете показатели принимают то или иное значение, как правило, это разъясняется в прилагаемых к отчетам записках. Чтобы свести их количество к минимуму, необходимо комментировать только существенные показатели, четко определив, в каких случаях их можно отнести к таковым. Чтобы проследить выполнение бюджетных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

показателей деятельности организации на практике, для примера возьмем бюджет доходов и расходов ООО «Система». Практический опыт реализации бюджетного управления и процесса бюджетирования в большей или меньшей степени уникален для каждого предприятия. Постановка бюджетирования в организации, занимающейся продажей и обслуживанием систем безопасности ООО «Система» явилась подтверждением этого правила — на базе классической методики бюджетирования была разработана уникальная методика, учитывающая особенности деятельности организации.

В ООО «Система» применяются два вида бюджетов: операционный и финансовый, которые при объединении трансформируются в сводный операционный бюджет бизнес-единицы.

Для понимания механизма план-факт-анализа необходимо проанализировать возникновение отклонений факта от плана на конкретном примере — для этого используются показатели бюджетадохо-дов и расходов января 2010 г.

Анализ доходной части бюджета за январь 2010 г. Общее отклонение доходной части бюджета за январь 2010 г. составляет 354 800 руб. в сторону невыполнения бюджетныхпоказателей (табл. 1).

Для определения причин, оказавших влияние на общее отклонение необходимо детально рассмотреть каждую из статей дохода (табл. 2).

Анализ отклонений по каждому виду деятельности показал, что недовыполнение бюджетных обязательств связано:

— с неэффективной работой с корпоративными клиентами по заключению договоров по статье «видеосистемы» (системы безопасности, видеодомофоны, видеонаблюдение и т. п.), так как именно в этом направлении просматривается значительное невыполнение плана на 60,35 % по сумме полученной валовой прибыли;

Таблица 1

Анализ общего отклонения доходной части бюджета ООО «Система» за январь 2010 г., руб.

Статья дохода План Факт Отклонение Выполнение, %

Выручка от продаж 2 836 844 2 454 456 -382 388 86,52

Валовая прибыль по продажам 1 344 124 1 371 712 27 588 102,05

Итого… 2 836 844 2 454 456 -354 800 —

Таблица 2 Анализ отклонения доходов от продаж и суммы валовой прибыли ООО «Система» за январь 2010 г., руб.

Статья дохода План Факт Отклонение Выполнение, %

Выручка от продаж

«Аудиосистемы» 2 299 669 1 972 701 -326 968 85,78

«Видеосистемы» 573 175 481 755 -91 420 84,05

Валовая прибыль

«Аудиосистемы» 1 322 010 1 362 944 40 934 103,1

«Видеосистемы» 22 114 8 769 -13 345 39,65

— с сезонностью по заключению договоров по статье «аудиосистемы» (основная часть таких договоров приходится обычно на зимнее время). Таким образом, проследив выполнение доходной части бюджета, можно определить основные «слабые» места деятельности компании, для устранения которых целесообразно поставить задачу определенным службам разработать комплекс мероприятий, направленных на улучшение деятельности организации в конкретном направлении.

Анализ расходной части бюджета за январь 2010 г. Общее отклонение расходной части бюджета за январь 2010г. составляет 41 832 руб. в сторону уменьшения фактических расходов по сравнению с запланированными (табл. 3).

В целом прослеживается положительная динамика по уменьшению расходов. Для определения причин, оказавших влияние на общее отклонение, необходимо детально рассмотреть каждую из статей расхода (табл. 4).

В целом по всем основным показателям наблюдается уменьшение фактических расходов по сравнению с плановыми, т. е. можно сказать, что сотрудники и руководство ООО «Система» проводят успешную политику по оптимизации расходов. Даже те статьи расходов, по которым наблюдается перерасход, имеют незначительные отклонения в сторону увеличения (от 1,65 до 4,53 %), что связано с внешними факторами, не зависящими от

деятельности компании. Но при планировании на следующий год необходимо учесть это обстоятельство и предпринять меры по уменьшению расходов по статьям, по которым наблюдается увеличение расходов.

Таким образом, приведенный пример показывает, как на практике работает система план-факт-анализа, которая позволяет без каких-либо особо сложных манипуляций провести четкий и ясный анализ основных статей операционных или финансовых бюджетов и выявить те направления, куда следует направить усилия по поддержке того или иного процесса.

Однако, как показывает практика, одного такого вида контроля, как анализ плановых и фактических показателей за анализируемый период бывает недостаточно. Особенно это актуально для крупных компаний со сложной структурой управления. В этом случае может применяться анализ изменений и тенденций основных показателей деятельности организации по отношению к предыдущему периоду. Для примера можно проанализировать фактические показатели деятельности ООО «Система» за 2009 г. и плановые показатели на 2010г., а также сделать краткое обоснование факторов, позволяющих осуществлять такое планирование (табл. 5).

Все эти мероприятия необходимы для успешного применения бюджетирования в организации и эффективного управления бюджетным процессом,

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ общего отклонения расходной части бюджета ООО «Система» за январь 2010 г., руб.

Статья расхода План Факт Отклонение Выполнение, %

Постоянные расходы 310 308 308 483 -1 825 99,41

Расходы внутри компании 210 000 170 000 -40 000 80,95

Расходы будущих периодов 2 095 2 088 -7 99,66

Итого… 522 403 480 571 -41832 —

Таблица 4

Анализ суммы расходов бюджета ООО «Система» за январь 2010 г., руб.

Статья расхода План Факт Отклонение Выполнение, %

Постоянныерасходы

Расходы на персонал 143 043 145 398 2 355 101,65

Офисные расходы 1 260 1214 -46 96,35

Представительские расходы 5 250 3 877 -1 373 73,85

Расходы на содержание помещений 107 800 112 682 4 882 104,53

Расходы на ПО 8 850 9 140 290 103,28

Услуги связи 13 670 11 970 -1 700 87,56

Юридические услуги 500 0 -500 0

Расходы на содержание транспорта 5 000 1 642 -3 358 32,84

Услуги финансовых организаций 5 000 2 881 -2 119 57,62

Расходы на обслуживание кассовой техники 500 480 -20 96

Хозяйственные расходы 5 700 5 600 -100 98,25

Расходы на канцелярские товары 4 500 4 365 -135 97

Расходы на прессу 525 525 0 100

Амортизация 8 710 8 709 -1 99,99

Расходы внутри компании

Услуги подразделений внутри компании 130 000 100 000 -30 000 76,92

Обслуживание ПО 80 000 70 000 -10 000 87,5

Расходы будущих периодов

Расходы будущих периодов 2 095 2 088 -7 99,66

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ изменений и основных тенденций фактических показателей за 2009ги планируемые показатели на 2010г.

Направление деятельности Показатель 2009, факт 2010, план Анализ изменений и тенденций

Финансовые показатели Выручка от продаж аудиосистем, руб. 3 747 764 2 320 446 Сокращение объема продаж связано с сокращением доли рынка и увеличением числа конкурирующих организаций

Выручка от продаж видеосистем, руб. 3 783 121 6 863 055 Увеличение объема продаж связано с активным продвижением продуктов этого направления деятельности. Кроме того, динамика оборота по новым продуктам, маркетинговый анализ рынка позволяют осуществлять такое планирование

Доходы от прочих услуг, руб. 2 981 068 3 515 815 Прогнозируемое увеличение объема доходов по прочим услугам

Чистая прибыль от деятельности компании, руб. 7 218 319 8 374 369 Прогнозируемое увеличение чистой прибыли связано с увеличением оборотов по продажам видеосистем

Показатели отдела продаж Количество заключенных договоров по аудиосистемам 285 217 Уменьшение связано с сокращением доли рынка и увеличением числа конкурирующих организаций

Количество заключенных договоров по видеосистемам 211 352 Увеличение объема продаж, и, как следствие, всех основных финансовых показателей, связано с активным продвижением данного направления. Кроме того, динамика оборота по новым продуктам, маркетинговый анализ рынка и уровень технической грамотности специалистов, работающих в данном сегменте, позволяют осуществлять такое планирование

Рентабельность по продажам (по валовой прибыли), % 0,04 12

контроля за выполнением бюджетных показателей. Но кроме этого, для создания эффективно действующей системы контроля необходимо:

— выявить сферы деятельности, где будет оправдан особенно тщательный контроль;

— принять меры по коррекции нежелательных отклонений.

На основе такой системы контроля руководству организации рекомендуется определить, какая из служб нуждается в улучшении деятельности, обеспечить получение руководителями каждой службы информации о показателях своей деятельности, незамедлительно отреагировать на высокие достижения в виде поощрения руководителей этих

служб (как стимулирующий фактор) сделать эту процедуру систематической.

Таким образом, применение бюджетирования и контроль за его исполнением приведет к несомненным выгодам для собственников, менеджеров и для персонала организации.

Собственник получит не только полный и эффективный контроль за финансовыми потоками предприятия, но и емкую, информативную и простую в понимании отчетность.

Руководители всех уровней приобретут эффективный инструмент управления финансовыми потоками, недопущения кассовых разрывов, оперативную и достоверную комплексную информацию и отчетность о направлениях и суммах расходов, источниках и статьях поступлений финансов.

Персонал получит четкие инструкции о ежедневных действиях, распределение полномочий, ответственности и обязанностей, а также эффек-

тивный контроль за выполнением работы. Но в этом случае должна разрабатываться система мотивации, так как для сотрудников предприятия обычно это выливается в увеличение объемов работы и повышение требований к квалификации и эффективности со стороны администрации. Если мотивация будет неадекватна росту напряженности, то при внедрении бюджетирования руководство столкнется с противодействием персонала — пассивное (саботаж) или активное (переход к конкуренту).

Менеджеры и собственники получат возможность сформировать набор показателей финансовой эффективности, позволяющий получать ответы на такие важные вопросы, как рентабельность собственного капитала, рентабельность активов, оборачиваемость активов, финансовая устойчивость и ликвидность, которые являются индикаторами успешности деятельности предприятия.

Список литературы

1. Волкова О. Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях. М.: Финансы и статистика, 2007.

2. Контроль исполнения бюджета// Финансовый директор, 2006. № 10.

3. Красова О. С. Бюджетирование и конроль затрат на предприятии. М.: Омега-Л, 2009.

4. Масленников Ю. С., Тронин Ю.Н. Практика бюджетирования на предпрятиях России: прак. пособ. М.: БДЦ-пресс, 2004.

5. Попов Л. В., Константинов В. А. Бюджетирование на микро- макроуровне. М.: Дело сервис, 2009.

6. Управленческий учет: пособ. / под ред. Я. В. Соколова. М.: Магистр, 2009.

7. Шаховская Л. С., Хохлов В. В. Бюджетирование: теория и практика. М.: Кнорус, 2009.

Поступающие в бухгалтерию документы должны тщательно проверяться. В первую очередь необходимо установить наличие в документе необходимых подписей и других реквизитов, отсутствие подчисток, помарок и неоговоренных и незаверенных исправлений, правильность арифметических подсчетов. Затем определяют хозяйственную целесообразность совершенных операций, соответствие этих операций плановым заданиям или сметным ассигнованиям, условиям заключенных договоров, действующему законодательству, распоряжениям администрации и выявляют факты бесхозяйственности. Таким образом, проверка документов является средством контроля за действиями оперативных работников.  

Средства целевого финансирования и целевых поступлений должны расходоваться только в полном соответствии с их целевым назначением и в пределах имеющихся свободных сумм. Поэтому аналитический учет средств ведется по их назначению, источникам поступления и статьям сметных ассигнований.  
Один из первых примеров учета сметных ассигнований.  
Таким образом, Пачоли считал возможным покрывать одни виды расходов, особенно чрезвычайные, сметными ассигнованиями на другие расходы.  
Указанную в н Символ ЦЕЛИ РАСХОДА СУММА Свободный остаток сметных ассигнований на.. .квартал без учета суммы по данному чеку В этом месте работник банка подписывается в том случае, если личность получателя проверена по документам или чек выписан на предъявителя  
Потери в семейных доходах, появляющиеся в связи с нетрудоспособностью граждан в период болезни, инвалидности, лечения после получения травмы от несчастного случая, в связи с достижением преклонного (пенсионного) возраста, с наступлением смерти кормильца или другого члена семьи, влекут за собой значительные расходы всего общества. Поэтому страховая защита этих доходов осуществляется в первую очередь путем организации социального страхования за счет общества, т.е. за счет доходов или сметных ассигнований предприятий и учреждений, где работают граждане. Уровень соответствующих пособий и пенсий зависит от финансовых возможностей государства на каждом этапе развития общества. Оно стремится поддерживать с помощью социального страхования определенный, минимально возможный жизненный уровень семей пострадавших граждан путем полного или частичного возмещения потерь в их доходах.  
Символ ЦЕПИ РАСХОДА СУММА Свободный остаток сметных ассигновании на квартал без учета суммы поданному чеку  
Как видно из таблицы, общепроизводственные расходы за отчетный год против сметных ассигнований повысились на 18 тыс. руб., или на 6,3%, при росте объема продукции против плана на 10,1%. Эти показатели свидетельствуют об относительном снижении общепроизводственных расходов на 1 рубль продукции. По большинству статей общепроизводственных расходов допущен перерасход против сметы. Сумма неоправданного перерасхода и непроизводительных расходов составила 27 тыс. руб. Перерасход средств на содержание цехового персонала на сумму 6 тыс. руб. (4+2) мог быть вызван увеличением численности работников и повышением их средней заработной платы. Конкретные причины допущенного перерасхода устанавливаются по данным оперативно-технического и бухгалтерского учета.  
Это достаточно сложная задача, поскольку общество состоит из людей с различными возрастными характеристиками, вкусами, потребностями. Следовательно, необходимо составить четкий план, где будут указаны цели рекламы, определенный круг лиц, на который она рассчитана, и средства коммуникации, которые будут использованы для достижения этих целей. Однако всегда надо помнить о бюджетных ограничениях и придерживаться рамок сметных ассигнований на рекламу, т.е. действовать по принципу — максимум эффективности при минимуме затрат.  
Организация и ликвидация полевых работ оплачиваются ежемесячно по степени готовности в пределах сметных ассигнований. Для данных затрат установлены нормы в процентах от сметной стоимости общего объема полевых работ. Нормы дифференцированы для геолого-съемочных, геофизических и прочих партий и экспедиций в зависимости от объема работ. При продолжительности полевых работ свыше года к этим нормам применяют понижающие коэффициенты. Для партий, работающих за Полярным кругом, в районах Крайнего Севера и некоторых отдаленных местностях, нормы увеличивают. До выезда в поле разрешается израсходовать не более половины средств, предусмотренных на организацию работ.  
Генеральный подрядчик при подписании годового подрядного договора проверяет наличие и полноту проектно-сметной документации, титульных списков по объектам, включенным в договор, и обеспеченность финансирования строительства в соответствии со сметной стоимостью объектов. Кроме того, он проверяет качество проектно-сметной документации, имея в виду, что пропущенные в смете работы или непредусмотренные затраты, а также работы, на которые неправильно применены цены, не оплачиваются. Выполненные объемы работ и другие затраты оплачиваются заказчиком строго в пределах сметных ассигнований.  
Ревизоры проверяют соблюдение сметных ассигнований на премирование, наличие соответствующих решений администрации и комитета профсоюза на премирование инженерно-технических работников, рабочих и служащих предприятия и разрешений руководства вышестоящих организаций и соответствующего комитета профсоюза на премирование руководящих работников.  
СВЕРХСМЕТНЫЕ КРЕДИТЫ —в царской России кредиты, открывавшиеся на дополнительные государственные расходы сверх сметных ассигнований. Официально предназначались для покрытия непредвиденных и неотложных расходов. Фактически превратились в постоянный источник доходов бюджета, в результате чего сметные ассигнования теряли свое значение. С к. часто испрашивались путем личных докладов государю В больших размерах этими кредитами пользовалось военное мин-во. В росписи на 1866 г., напр., по  
СМЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ — СМЕТЫ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ  
СМЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ — см Сметный порядок финансирования.  
Анализ включает изучение технико-экономических показателей строительства с целью проверки соблюдения установленных сроков окончания строительных и монтажных работ по объектам. Используются показатели сметной стоимости объектов, физического объема зданий и сооружений, производственных мощностей, характеризующие эксплуатационные данные введенных в действие объектов эти показатели содержатся в отчете о выполнении плана капитальных вложений и в отчете о капитальных вложениях, осуществляемых вне государственного плана капитальных работ. По данным оперативно-технического и бухгалтерского учета о произведенных затратах сопоставляется фактическая стоимость введенных в действие объектов со сметными ассигнованиями, проверяется правильность определения сметной стоимости введенных в действие объектов, вскрываются возможные факты преувеличенной оценки этих объектов по сравнению с утвержденной сметой или планом в результате применения несопоставимых ценностных измерителей (поскольку сметы, утверждаемые на отдельные периоды строительства, могут основываться на различных ценах) по промышленным объектам, введенным в действие с опозданием против установленного срока, определяется ущерб, причиненный этим народному х-ву.
Резерв на возведение временных (титульных) зданий и сооружений создается при условии включения в смету на строительство объектов средств на их возведение. Иными словами, если при формировании договорной цены на строительство объекта в смете будет отражена стоимость работ по возведению данных сооружений, предприятие может, предусмотрев в своей учетной политике право на образование данных резервов, образовать соответствующий резерв. Отчисления в резерв производятся с начала строительства объектов, сметы на строительство которых содержат данные сметные ассигнования, ежемесячно в суммах, согласно расчету, исходя из срока строительства основного объекта и предполагаемой стоимости строительства временных зданий и сооружений.  
Содержание расчетно-кассового центра производится в пределах выделенных сметных ассигнований.  
Составляемые первичные документы подвергаются в бухгалтерии прежде всего проверке по существу. При такой проверке выясняются соответствие указанных в них операций плановым заданиям или сметным ассигнованиям, договорам, их хозяйственная целесообразность и т. п. Проверка документов по форме производится с целью выяснения, соответствует ли данный документ предъявленным к нему формальным требованиям (содержит ли все установленные реквизиты, подписи лиц, ответственных за его составление, нет ли арифметических ошибок в подсчетах и вычислениях). Документы, в которых выявлены ошибки или нарушения, бухгалтер возвращает для исправления. О всякой обнаруженной попытке умышленного составления неверного документа следует немедленно докладывать руководству. Только всесторонне проверенный, безупречно составленный документ может служить основанием для правильного отражения в учете хозяйственных процессов.  
Учет выполнения хозрасчетных показателей подразделений должен вестись в соответствии с установленными плановыми показателями, органически сочетать систему бухгалтерского учета, оперативного и статистического учета, обеспечивать постоянный контроль за,1 соблюдением действующих норм расхода и сметных ассигнований на затраты. Важное значение имеют рациональное построение первичного (низового) учета и документирование операций, позволяющие быстро перерабатывать и передавать необходимую информацию наличие прогрессивных норм по труду, заработной плате, материальным и другим затратам на производство, гарантирующих необходимый контроль за выполнением плана по себестоимости, а также обеспечивающих правильное калькулирование себестоимости продукции. Важно выбрать такое построение и  
В целях обеспечения контроля за соблюдением финансовой дисциплины в Национальном банке Республики Башкортостан (приказ от 13.04.2004 г. № ОДТ-62 О распределении полномочий и установлении персональной ответственности должностных лиц за исполнение средств по смете расходов на содержание, смете капитальных затрат и смете расходов Социального фонда ) персональная ответственность за планирование средств и освоение сметных ассигнований в соответствии с финансовым планом возлагается на руководителей структурных подразделений, которые являются центрами ответственности в системе финансового планирования.  
Исполнение финансового плана (освоение сметных ассигнований). Утвержденный финансовый план находится в управлении организации бухгалтерского учета и отчетности, а его копии доводятся до заинтересованных подразделений для исполнения, осуществления контроля за целевым использованием ассигнований, в расчетные центры — для контроля за целевым использованием ассигнований при осуществлении платежных операций.  
В случае возникновения необходимости корректировки в течение года общего объема выделенных Банком России ассигнований центры ответственности направляют ходатайства в профильные департаменты (управления) Банка России на выделение либо отзыв сметных ассигнований.  
В рамках контроля за своевременным и целевым использованием сметных ассигнований в Национальном банке Республики Башкортостан производится ежемесячный анализ фактического выполнения планов освоения и смет, результаты которого доводятся до руководства Национального банка Республики Башкортостан.  
Поскольку система финансового планирования в территориальных учреждениях Банка России представляет собой часть единой системы финансового планирования Банка России, то обязательным ее элементом является система отчетности. Национальным банком на регулярной основе представляются в Банк России сведения об исполнении сметы расходов на содержание об исполнении сметы капитальных затрат об исполнении сметы расходов социального фонда, а также необходимые пояснения к этим отчетам о причинах недоиспользования средств по статьям сметы расходов о влиянии отдельных факторов на показатели освоения сметных ассигнований.  
Наряду с бухгалтерским учетом фактических затрат застройщик ведет учет произведенных капитальных вложений по сметной стоимости, что дает возможность контролировать выполнение плана капитальных вложений, а также соблюдение сметных ассигнований.  
Резерв затрат на восстановление автомобильных шин, колесных пар, как правило, образуется в сумме плановых и сметных ассигнований на указанные цели в текущем году и начисляется равными долями ежемесячно сумма месячных отчислений в резерв относится на производственные затраты (д-т сч. 20, 23, к-т сч. 89), а фактические расходы на замену и ремонт возмещаются из средств резерва затрат, имеющегося на дату списания фактических затрат (д-т сч. 89, к-т сч. 23 или 10-2, 16, 69, 70 и др.).  
Учет расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственных, общехозяйственных и прочих производственных расходов в основном ведется так же, как и при использовании других методов учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. При этом путем сопоставления фактических расходов со сметными ассигнованиями или лимитами целесообразно выявлять в оперативном порядке отклонения от норм по материалам, топливу, энергии, заработной плате и другим затратам, представлять руководству предприятия и цехов сводки (рапорты) об отклонениях для принятия мер по усилению режима экономии и бережливости.  
Символ Цели расхода Сумма Свободный остаток сметных ассигнований на квартал без учета суммы по данному чеку Оприходовано по кассе, кассовый ордер  
Символ ЦЕЛИ РАСХОДА СУММА Свободный остаток сметных ассигнований на /// квартал без учета суммы по данному чеку  
Титульные списки обеспечивают правильное распределение ассигнований по отдельным объектам, концентрацию средств на важнейших из них для ускорения передачи таких объектов в более детальную разведку или эксплуатацию. В титульные списки могут включаться лишь объекты, по которым имеется надлежащим образом утвержденная проектно-сметная документация.  
В системе патримонального счетоводства упор делается на оценку имущества, принадлежащего предприятию, в камеральном — на выполнение сметы. Недостаток первого состоит в том, что он не позволяет проконтролировать ожидаемые факты хозяйственной жизни (например, сметные ассигнования), недостаток второго — в том, что весь имущественный комплекс, кроме денег, выпадает из системы учета.  
НЕЛИМИТИРУЕМЫИ ОБОРОТ МЕЛКОГО ОПТА — продажа государственной и кооперативной торговой сетью товаров рыночного фонда в порядке мелкого опта без ограничения лимитом (см. Лимит продажи товаров в порядке мелкого опта) Применяется в случаях, специально указанных Правительством СССР. Безлимитно продаются спортивные товары коллективного пользования, музыкальные инструменты, счетные и пишущие машины, лабораторное оборудование и приборы, наглядные пособия, товары производственно-технич. назначения для колхозов и др. Не лимитируется продажа детским, лечебным и др. организациям продуктов питания, т. к. они приобретаются в пределах сметных ассигнований. В лимит мелкого опта не засчитываются также товары, приобретаемые предприятиями за наличные деньги, если сумма каждой покупки не превышает 2 руб., для производ-  
Текущий контроль за отклонениями от смет расходов на обслуживание производства и управление необходимо осуществлять по каждой статье действующей номенклатуры, для чего в учетные регистры аналитического учета к счетам 24, 25, 26 следует ввести сметные данные по такому же принципу должны строиться регистры машинно-ориентированных форм бухгалтерского учета. При формировании номенклатуры отклонений по РСЭО, общепроизводственным и общехозяйственным расходам целесообразно разделить факторы отклонений, полученных в результате выполнения планов ОТМ и НОТ, и прочие факторы, из которых выделить недоиспользование сметных ассигнований. Наиболее типичные отрицательные отклонения — непроизводительные расходы, перерасходы вследствие нарушения штатной и финансовой дисциплины, норм выдачи спецодежды, затраты на сверхнормативные текущие ремонты оборудования. Важно также детализировать аналитический учет по хозрасчетным участкам и бригадам, выделив элементы расходов, полностью зависящих от их производственной деятельности. Для этого достаточно разработать соответствующие коды затрат и ввести их в расходную документацию. На ЭВМ расходы группи-  
Текущий контроль за отклонениями от смет расходов на обслуживание производства и управление необходимо организовать по каждой статье действующей номенклатуры. Для этого в типовом регистре аналитического учета (ведомость № 12 журнально-ордерной формы учета по счету 25) предусмотрены как фактические, так и плановые постатейные данные — итогами за отчетный месяц и с начала отчетного года. Экономию, полученную по статьям смет расходов, необходимо подразделить на ту часть экономии, которая связана с выполнением предусмотренных планом мероприятий, и незаслуженную экономию, вызванную неполным использованием сметных ассигнований на цели техбезопасности, промсанитарии и другие нужды. Особого внимания требуют непроизводительные расходы и перерасходы вследствие нарушений штатной и финансовой дисциплины, норм выдачи спецодежды, необоснованного увеличения числа вспомогательных рабочих.  

Проверка составления и исполнения бюджетной сметы казенного учреждения

Обухова Т., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Бюджетная смета – это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения (ст. 6 БК РФ). Он составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными приказами Минфина РФ:

– Приказ от 20.11.2007 № 112н (применялся при составлении, утверждении и ведении бюджетных смет до 2018 года);

– Приказ от 14.02.2018 № 26н (применяется при составлении, утверждении и ведении бюджетных смет с 2019 года на 2019 год).

При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения ревизорами делается анализ правильности составления и исполнения бюджетной сметы. Об особенностях формирования и исполнения этого документа поговорим далее.

Предмет проверки составления и исполнения бюджетной сметы

Приказом Минфина РФ № 112н установлены общие требования к порядку формирования и исполнения бюджетных смет. Руководствуясь названным документом, главный распорядитель средств бюджета утверждает для своих подведомственных учреждений свой порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет. При разработке этого нормативного акта он вправе установить особенности для отдельных учреждений и (или) групп учреждений с учетом:

  • данных по результатам проверки правильности составления и ведения смет;

  • результатов выполнения учреждением сметы за отчетный и (или) текущий финансовый год;

  • данных о соблюдении учреждением бюджетного законодательства РФ по результатам проведения контрольных мероприятий, в том числе внутреннего финансового контроля организации бюджетного учета и отчетности учреждения.

Порядок составления, утверждения и ведения смет учреждений принимается в форме единого документа.

Целью проведения анализа исполнения бюджетной сметы является:

  • определение отклонений кассовых расходов от фактических;

  • определение отклонений кассовых и фактических расходов от назначений по бюджетной смете;

  • отклонения фактических расходов от выделенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

В большинстве случаев анализ деятельности учреждений проводится с целью установить, насколько эффективно используются средства бюджета, направляемые на финансирование конкретного учреждения, соответствует ли объем услуг, оказываемых населению или другим субъектам хозяйствования, затратам, которые несет бюджет. Содержанием анализа исполнения бюджетной сметы является оценка эффективности, результативности и продуктивности использования выделенных учреждению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявление отклонений фактических расходов от сметных назначений, а также количественная оценка влияния факторов, вызвавших эти отклонения. Основными задачами анализа исполнения бюджетной сметы являются:

  • изучение соблюдения сметных назначений в целом, а также в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов;

  • изучение состава и структуры расходов;

  • анализ выполнения основных показателей деятельности учреждения;

  • оценка причин, вызвавших отклонения фактических расходов от предусмотренных бюджетных ассигнований в бюджетных сметах.

Анализ показателей бюджетной сметы

При проведении анализа исполнения бюджетной сметы проверяющими используются:

  • данные бюджетных смет за проверяемый период;

  • уведомления бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств за проверяемый период;

  • отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127);

  • выписки с лицевого счета учреждения;

  • регистры бюджетного учета.

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов (п. 4 порядка, утвержденного Приказом Минфина РФ № 112н). Главный распорядитель, распорядитель средств бюджета, учреждение вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей. Так, показатели смет ФСИН, территориальных органов и учреждений УИС формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов, в рублях(см. Приказ ФСИН РФ от 02.02.2017 № 76).

Казенные учреждения, входящие в систему силовых министерств и ведомств, чаще всего применяют следующие коды видов расходов, которые отражаются в бюджетной смете:

  • 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда»;

  • 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений»;

  • 129 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов»;

  • 133 «Расходы на выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания, зависящие от размера денежного довольствия»;

  • 134 «Иные выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания»;

  • 200 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

Анализ исполнения бюджетной сметы осуществляется по направлениям расходов, отраженных в бюджетной смете.

1. В ходе проверки правильности ведения учета и расходования средств по выплате денежного довольствия, денежного содержания (оплате труда) ревизорами проверяются:

  • соответствие приказов, распоряжений, положений проверяемого учреждения требованиям нормативных правовых актов РФ;

  • правильность выплаты денежного довольствия, денежного содержания, оплаты труда;

  • правильность оформления и составления первичных документов, являющихся основанием для начисления денежного содержания, денежного довольствия, заработной платы, наличие подписи руководителя, а также правильность начисления при арифметических проверках;

  • правильность расходования средств на оказание материальной помощи, прочих компенсаций, выплат за счет экономии фонда оплаты труда;

  • правильность возмещения расходов при служебных командировках;

  • соответствие представленной отчетности данным бюджетного и бухгалтерского учета учреждения.

2. В ходе проверки правильности совершения расходов по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд обращается внимание:

  • на наличие и законность заключенных контрактов;

  • на правильность расчетов в пределах установленных действующих тарифов для учреждений (нет ли завышения расценок по оплаченным услугам);

  • на соответствие оплаченных подрядчику счетов по капитальному и текущему ремонту объему фактически выполненных работ (при необходимости производится контрольный замер фактически выполненных работ с участием специалистов с составлением промежуточного акта);

  • на проектно-сметную документацию;

  • на лицензии подрядчика на осуществление деятельности (если она лицензируется) (строительство, строительно-монтажные работы);

  • на акты приемки и сдачи выполненных работ по форме КС-2 и соответствие их фактическому выполнению;

  • на справки на оплату стоимости выполненных строитель– но-монтажных работ за месяц и с начала года в текущих ценах по форме КС-31;

  • на контракты на поставку оборудования в соответствии со спе­цификацией проектно-сметной документации;

  • на то, кем разработана и утверждена документация, и на наличие положительного заключения вневедомственной экспертизы на проектно-сметную документацию;

  • на правильность применения коэффициентов строитель– но-монтажных работ, а также лимитированных затрат (плановые накопления, накладные расходы, затраты на возмещение дополнительных затрат в зимнее время и др.);

  • на целесообразность использования средств на предметы снабжения и расходные материалы;

  • на правильность расходования средств на приобретение оборудования и инвентаря (в том числе и мягкого);

  • на правильность расходования средств на ГСМ, соответствие фактических расходов топлива и смазочных материалов установленным действующим законодательством нормам;

  • на соблюдение порядка закупки товаров и услуг, осуществление закупок товаров и услуг на основе муниципальных контрактов. При проведении анализа использования бюджетных средств на приобретение оборудования и прочего имущества необходимо обратить внимание на использование этого оборудования по целевому назначению.

В ходе проверки правильности расходования средств по уплате налогов, сборов и иных платежей проверяются обоснованность и целевое использование, выделенных для этих целей средств.

Помимо кодового анализа исполнения показателей бюджетной сметы, проверяющими устанавливается соответствие лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового и фактического расхода. Результаты отражаются в таблице. При наличии отклонений учреждение дает по ним пояснения. В частности, в таблице могут быть отражены направления расходования таких средств и указаны числовые значения по каждому направлению, из которых видны причины возникшего отклонения.

Выявленные в ходе проверки нарушения составления и исполнения бюджетной сметы, а также результаты выполненного анализа исполнения показателей бюджетной счета отражаются в акте проверки.

Нарушения, выявляемые в ходе проверки бюджетной сметы

В ходе проверки исполнения бюджетной сметы обычно выявляются следующие нарушения:

1. Отсутствует дата утверждения бюджетной сметы (предусмотрена формой сметы).

2. Наименование получателя бюджетных средств, указанное в бюджетной смете, не соответствует наименованию, указанному в уставе казенного учреждения.

3. КБК, отраженные в бюджетной смете, не соответствуют бюджетной росписи.

4. Указано ошибочное наименование главного распорядителя.

5. Значения, проставленные в столбцах «раздел», «подраздел» представленной для проверки сметы, не соответствуют значениям, содержащимся в типовой форме бюджетной сметы.

6. К сметам не прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованные при формировании сметы и являющиеся ее неотъемлемой частью (нарушение п. 6 порядка, утвержденного Приказом Минфина РФ № 112н).

7. Нарушение методологии применения КОСГУ, установленной Указаниями № 65н. Нарушение встречается в случае детализации показателей бюджетной сметы по кодам КОСГУ.

8. Нарушения оформления платежных получений. При проведении проверки бюджетной сметы контролеры рассматривают журналы операций с безналичными денежными средствами, выписки с лицевых счетов и, соответственно, сами платежные поручения. Зачастую, просматривая последние, они выявляют нарушения при заполнении поля «назначение платежа» – это назначение не указывается.

9. Расчетные таблицы, являющиеся неотъемлемой частью бюджетной сметы по статьям бюджетной классификации, составлены без учета фактических расходов, сложившихся в предыдущем отчетном периоде, роста тарифов на электрическую и тепловую энергию.

10. Показатели бюджетной сметы расходов по учреждению не соответствуют уведомлению о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств, составленных на аналогичный период в части кодов элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, а также дополнительно по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления (нарушение ч. 2 ст. 221 БК РФ, п. 3 и 4 порядка, утвержденного Приказом Минфина РФ № 112н).

* * *

В завершение отметим, что при составлении бюджетной сметы на 2019 год и позднее следует применять Приказ Минфина РФ № 26н. Рекомендуемая к использованию на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов форма бюджетной сметы изменена и включает в себя следующие разделы:

  • 1 «Итоговые показатели бюджетной сметы»;

  • 2 «Лимиты бюджетных обязательств по расходам получателя бюджетных средств» (в этом разделе отражаются расходы, осуществляемые в целях обеспечения выполнения функций учреждения, установленные ст. 70 БК РФ);

  • 3 «Лимиты бюджетных обязательств по расходам на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, субсидий бюджетным и автономным учреждениям, иным некоммерческим организациям, межбюджетных трансфертов, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, субсидий государственным корпорациям, компаниям, публично-правовым компаниям; осуществление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного долга, исполнение судебных актов, государственных гарантий Российской Федерации, а также по резервным расходам»;

  • 4 «Лимиты бюджетных обязательств по расходам на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые получателем бюджетных средств в пользу третьих лиц»;

  • 5 «Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств»;

  • 6 «Курс иностранной валюты к рублю Российской Федерации».

Рекомендуемые формы расчетных таблиц, на основании которых составляется бюджетная смета и которые являются ее неотъемлемой частью, Приказ Минфина РФ № 26н не содержит. В целях организации бюджетного процесса в 2019 году и в плановом периоде 2020 и 2021 годов Минфином разрабатываются порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, а также порядок формирования и представления обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, используемых при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений, в рамках которых предполагается урегулировать механизм увязки изменений обоснований (расчетов) плановых сметных показателей и показателей бюджетных смет федеральных казенных учреждений, а также соответствующих обоснований бюджетных ассигнований главных распорядителей бюджетных средств (Письмо Минфина РФ от 08.05.2018 № 02-04-05/31537).

Понятие кассовых расходов и фактических расходов

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 8

Организации расходуют бюджетные средства, а также средства, полученные в соответствии со сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам, средства целевого назначения и средства, полученные из иных источников в соответствии с действующим законодательством, в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами доходов и расходов, соблюдая финансовую дисциплину и целевое направление средств, обеспечивая экономию материальных ценностей и денежных средств.

При исполнении сметы расходов по бюджету, сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам, целевым и иным средствам ведется бухгалтерский учет кассовых и фактических расходов.

Кассовый расход — это операция по списанию средств со счета в банке или со счета органа казначейства в оплату обязательств организации, подлежащих оплате за счет средств соответствующего бюджета.

В организациях, не финансируемых через казначейскую систему, кассовыми расходами считаются все выплаты, произведенные с текущих счетов в банке как наличными деньгами, так и путем безналичных перечислений.

Таким образом, кассовыми расходами считаются операции по выдаче денежных средств с текущего счета бюджетной организации или с единого казначейского счета Министерства финансов Республики Беларусь (ЕКС) наличным и безналичным путем.

Примеры кассовых расходов:

1. Перечислены средства с текущего счета территориального органа казначейства или с текущего счета организации в банке:

-поставщику за товарно-материальные ценности; подрядной организации за работы по капитальному ремонту помещения; в бюджет подоходный налог, удержанный из заработной платы; средства, удержанные из заработной платы работников за товары, проданные работникам в кредит; алименты, удержанные из заработной платы по исполнительным листам судебных органов.

2. Получены наличные денежные средства с текущего счета в кассу:

-для выплаты аванса на командировку; для выплаты заработной платы.

Фактические расходы — это действительные затраты организации, оформленные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, обязательствам перед бюджетом, по начисленной заработной плате и стипендиям.

Примеры фактических расходов:

1. Стоимость материальных ценностей, израсходованных в отчетном месяце.

2. Сумма начисленной заработной платы работникам.

3. Сумма использованных денежных средств согласно авансовому отчету (отчету об израсходованных суммах) по командировке.

4. Стоимость капитального ремонта помещения согласно акту приемки выполненных работ.

Фактические и кассовые расходы за отчетный период, как правило, не совпадают.

Например, сумма начисленной заработной платы за февраль месяц не может быть равна сумме израсходованных денежных средств со счета органа казначейства или со счета организации за этот же месяц на заработную плату в связи с тем, что выплата заработной платы за февраль будет произведена в марте месяце. В феврале же со счета органа казначейства или со счета организации расходуются денежные средства на заработную плату за январь месяц.

Сумма, перечисленная со счета органа казначейства или со счета организации поставщикам за материалы в феврале месяце, не может быть равна сумме израсходованных за этот же месяц материалов, так как расходоваться могут материалы, оставшиеся на складе с прошлого месяца. Кроме этого, не все материалы, за которые уплачено поставщикам в феврале, в феврале будут получены на склад организации и израсходованы.

Объекты бухгалтерского учета бюджетных организаций

Объектами бухгалтерского учета в бюджетных организациях являются расходы, доходы, денежные средства бюджета и их движение в процессе исполнения бюджета, расчеты, резервы, фонды, материальные ценности, валютные средства:

1. Материальные ценности (основные средства, отдельные предметы в составе оборотных средств, материалы, продукты питания и др.);

2. Денежные средства на счетах в банке и в кассе;

3. Расходы по исполнению смет расходов по бюджету;

4. Расходы по исполнению смет доходов и расходов по внебюджетным средствам;

5. Финансирование из бюджета и др. источники средств;

6. Расчеты.

Доходы и расходы являются основными объектами бюджетного учета. Они функционируют на всех стадиях исполнения бюджета.

Учреждения, организации, непосредственно участвующие в исполнении бюджета, являются субъектами бюджетного учета.

Тема 9. План счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций. Система счетов

9.1. План счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета.

9.2. Характеристика синтетических счетов (субсчетов)

9.3. Классификация счетов

План счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета

Бухгалтерский учет исполнения смет расходов по бюджетным средствам, смет доходов и расходов внебюджетных средств, по средствам целевого назначения и иным источникам ведется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций,финансируемых из бюджета с составлением единого бухгалтерского баланса по всем источникам получения средств.

План счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета, является типовым для всех организаций независимо от отраслевой принадлежности. На основании типового плана счетов организация утверждает план счетов бухгалтерского учета организации (рабочий план счетов), содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов. Организация выбирает те счета, которые ей необходимы для отражения хозяйственной деятельности. Порядок ведения аналитического учета устанавливается исходя из нормативных правовых актов по отдельным разделам учета.

План счетов бухгалтерского учета организации – это систематизированный перечень счетов, разработанный организацией на основе типового плана счетов бухгалтерского учета с учетом отраслевых и других особенностей хозяйственной деятельности.

Счета являются одним из основных и наиболее характерных элементов метода бухгалтерского учета, главным источником информации в бухгалтерском учете. Они позволяют осуществлять систематизированную группировку необходимой для управления информации, всесторонне характеризующей финансово-хозяйственную деятельность организаций.

9. 2 Характеристика синтетических счетов (субсчетов)

В основу группировки счетов положены экономическое содержание учитываемых на них хозяйственных средств и особенности хозяйственных процессов.

В соответствии с этим в Плане счетов выделяются 12 разделов.

В каждом разделе приводится перечень синтетических счетов, объединенных определенной группой хозяйственных средств.

Синтетическим счетам присвоены цифровые двузначные коды, построенные порядковым способом.

Всего в План счетов включено 27 счетов. При этом некоторые коды не использованы и являются резервными.

Для повышения аналитических возможностей учетной информации синтетические счета первого порядка подразделяются на синтетические счета второго порядка. Их называют субсчетами.

Код субсчетатрехзначный и состоит из кода счета первого порядка и порядкового номера (начиная с нуля) в пределах одного синтетического счета первого порядка. Планом счетов предусмотрено 111 субсчетов.

В Плане счетов предусмотрены счета:

— для учета исполнения смет расходов, финансируемых из бюджета;

— для учета внебюджетных средств и источников их формирования.

Отдельные счета могут применяться для учета как бюджетных, так и внебюджетных средств.

В связи с необходимостью раздельного учета операций, осуществляемых за счет бюджетных и внебюджетных источников, рекомендуется каждому субсчету, предусмотренному в рабочем плане счетов, присваивать отличительный признак в виде номера:

— по бюджетным средствам – 1;

— по предпринимательской деятельности – 2;

— по целевым средствам и безвозмездным поступлениям — 3.

Классификация счетов

План счетов, в основу которого положена классификация поэкономическому признаку, показывающая, что учитывается на счете, не включает подразделений счетов на активные, пассивные и активно-пассивные. Вместе с тем такая группировка необходима для правильного отражения на счетах хозяйственных операций.

Активные счета — 01, 03 — 13, 20, 21.

Пассивные счета — 02, 23 — 27.

Активно-пассивные счета — 14 — 19, 28, 41.

В самостоятельную группу в Плане счетов выделены забалансовые счета. Они предназначены для учета хозяйственных средств и расчетов, которые исключены из оборота организации и не отражаются в балансе, но требуют специального контроля.

На забалансовых счетах хозяйственные операции отражаются без применения двойной записи, т.е. учет на них ведется по простой системе. Все забалансовые счета активные.