Авто до 40000 рублей

Нонеча не то, что давеча

Бюджетные седаны

Всего за каких-то десять лет мы успели поседеть, отрастить пивные животы, а наши молоденькие женщины превратились в молоденьких мамаш! Вот время летит. И ведь всего 10 лет назад Renault Logan продавали за у.е., и стоил он чуть больше 10 тысяч долларов США. К 2010 году цены уже писали только в рублях, а самый простой «Логан» Authentique 1.4 (75 л.с.) предлагали за 319 тысяч рублей. Нынче машина второго поколения с мотором 1.6 (82 л.с.) дешевле 469 тысяч рублей можно купить только по какой-нибудь спецпрограмме.

А помните появление седана Volkswagen Polo за 399 тысяч рублей? Эх, шороху наделал. И то было за четырехдверку с 1,6-литровым 105-сильным мотором! А сейчас минимум 558 900 стоит 90-сильная версия. Седан Kia Rio, быстро обогнавший по популярности «немца», предлагали в 2010-м за 419 900 рублей, а теперь за него просят 584 900.

В те же годы Ford Focus 1.6 (100 л.с.) стоил 548 500 рублей, а теперь за 85-сильную машину хотят 789 тысяч. Toyota Corolla с двигателем 1,33 литра и «механикой» оценивалась в 599 тысяч, но теперь посвежевшая, но не менее надежная, стоит минимум 839 тысяч. Chevrolet Cruze стоил от 540 тысяч рублей, да и вовсе пропал весь.

И какую теперь иномарку мы можем купить за цену Renault Logan или Volkswagen Polo пятилетней давности? Идеально подходит весь модельный ряд бывшей Daewoo/Chevrolet, а ныне Ravon: R2 с «автоматом» стоит всего 369 тысяч, Nexia — от 379 тысяч, а Gentra — от 439 тысяч. Либо «китайцев» Chery Bonus 3, Dongfeng S30 или Haima V5. И Lada.

Городские кроссоверы

В том же 2010 году переднеприводный Nissan Qashqai с мотором 1.6 (115 л.с.) и «механикой» оценивали в 753 тысяч рублей. Теперь кроссовер второго поколения стоит минимум 929 тысяч. Базовая переднеприводная Toyota RAV4 с «механикой» тогда в базовой комплектации покупали за 899 тысяч рублей, а за «автомат» доплачивали 89 тысяч. Сейчас, братцы, вынь да положь минимум 1 248 000.

Самая простая переднеприводная версия Hyundai ix35 могла стать вашей за 900 тысяч, а нынче за уже переименованный обратно в Tucson автомобиль хотят 1,2 миллиона. Или вот взять Peugeot 3008. Начальная версия с мотором 1.6 (120 л.с.) тянула на 769 тысяч рублей, а сейчас дотянула до того, что стала стоить 1 287 000 без учета всяких скидок. Тем, кто положил глаз на Mitsubishi ASX, не повезло по другой причине: машины подорожали несильно (ASX 1.6 (117 л.с.) с «механикой» стоил в 2010 году 729 тысяч рублей, а теперь 989 тысяч, со скидкой 889 000 рублей), но эта модель уходит с российского рынка, ведь если бы осталась, то подорожала бы, как и все остальные.

Сейчас кроссоверы в базовых комплектациях стоимостью до 800 тысяч рублей — это либо сказки, либо те же китайские модели. Или берите классом ниже: обновленный Renault Duster в базе с передним или с полным приводом стоит меньше восьми сотен тысяч.

Большие седаны

На дворе 2012 год. Народ еще не знает про #крымнаш, про адский доллар и прочие неурядицы. Базовый Ford Mondeo стоит от 727 500 рублей (сейчас он «дорос» до 1 069 000), Toyota Camry продают еще с мотором 2.5 (181 л.с.) за 1 028 000 рублей, хотя теперь седан с 2,0-литровой «четверкой» потянул бы на 1 336 000 рублей. Базовый VW Passat 1.4 TSI (122 л.с.) разбирают за 908 тысяч рублей (сейчас он уже дешевле 1 299 000 рублей уйдет только по акции), а Nissan Teana с двигателем V6 2.5 (182 л.с.) стоит всего 899 тысяч! Теперь понятно, почему «Теана» также покидает российский рынок: народ никак не может привыкнуть к нынешнему базовому прайсу в 1 293 000 рублей.

Нынче в класс больших седанов затесались машины из низшей категории. Ford Mondeo стоит как Focus, Nissan Teana — как прежде Nissan Almera, а Volkswagen Passat потеснила Jetta. Китайские производители опять-таки выручают, предлагая свои модели достойного размера за небольшие деньги. Но только надо ли это нам?

Большие внедорожники

Среди больших внедорожников что пять лет назад, что сейчас рулил Toyota Land Cruiser 200. Но тогда за 2,2 миллиона рублей за ним стояла очередь на два года, а теперь машина хоть все еще популярна, но обойдется уже не дешевле трех миллионов. Mitsubishi Pajero можно было купить за 1 339 730 рублей, а сейчас без скидок он стоит минимум 2 179 000. Самый простой Volkswagen Touareg пять-шесть лет назад был бы вашим за 1 419 270 рублей, теперь начальная цена подскочила до 2 655 000. Но больше всего досталось Land Rover Discovery, который стоил в базовой комплектации S от 1 420 000 рублей, а последние машины указаны сейчас на сайте по цене 3 535 000!

Теперь, как видим из вышесказанного, в той ценовой категории, где раньше начинались большие внедорожники, теперь обосновываются городские кроссоверы вроде Toyota RAV4 и компания. Но есть и новички. Китайская компания Haval, что дважды впечатлила нашего бывшего «тестировщика» Михаила Конончука, предлагает добротную технику почти по прежним ценам.

Премиальные седаны

В 2012 году Audi A4 с 2,0-литровым TFSI мощностью 211 л.с. можно было купить по стартовой цене 1 481 000 рублей. Нынче двигатель стал слабее — 190 л.с., а цена выше — от 1 985 000 рублей. BMW 320i (184 л.с.) продавали по 1 450 000 рублей за версию с «автоматом», а сейчас такая машина стоит минимум 1 830 000 рублей. Столько же стоит и самый дешевый Mercedes-Benz C 180, а ведь раньше был от 1 390 000 рублей. Или самая доступная Volvo S60 T3 с турбомотором 1.6 (150 л.с.) и «роботом» Powershift — цена четырехлетней давности составляла 1 099 000 рублей, сейчас двигатель меньше (1,5 литра), а цена больше — от 1 644 000 рублей.

Тут, правда, китайцев предлагать уже как-то стыдно, а близкий по смыслу Opel Insignia сгинул. Так что вот.

Рынок легковых автомобилей в 2010 году

В течение 2010 г. рынок легковых автомобилей восстанавливался постепенно. Переломным моментом стало введение программы утилизации автотранспорта, которая начала действовать с 8 марта 2010 г.

Майское падение продаж связанос большим количеством праздничных дней, а также началом так называемого дачного сезона и переориентацией интересов потребителей. Августовское снижение обусловлено периодом отпусков. Наибольший рост продаж, как это обычно и происходит, пришелся на декабрь.

Как показывает автостатистика, в структуре продаж по-прежнему преобладают автомобили иностранных марок. Так, в 2010 г. на их долю пришлось 63,5% от всех реализованных транспортных средств. В то же время за последние два года наблюдается динамика снижения покупок автомобилей иностранных марок в общем объеме продаж. По сравнению с 2008 г. данный сегмент потерял 6,28%, в том числе за прошедший год – 3,53%.

Динамика продаж легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в РФ, 2008–2010 гг., ед.

Источник: AEB, анализ RussianAutomotiveMarketResearch (НАПИ).

Динамика продаж легковых автомобилейи легкого коммерческого транспорта в РФ, 2010 г., по месяцам, ед.

Источник: AEB, анализ RussianAutomotiveMarketResearch (НАПИ).

Основными причинами являются снижение покупательной способности граждан, повышение таможенных ставок, переориентации потребителей на более дешевые автомобили отечественного производства. Кроме того, значительное влияние на структуру продаж оказала программа утилизации. Ожидается, что вместе с экономическим ростом в стране будет наблюдаться и рост спроса на иномарки.

По итогам 2010 г. структура продаж автомобилей иностранных марок по классам не претерпела существенных изменений. Предпочтение по-прежнему отдается автомобилям класса B, C и Compact 4×4. К тому же два последних класса, по сравнению с 2009 г., увеличили свою долю в структуре на 0,9% и 0,99% соответственно. Наиболее существенно снизилась доля легковых автомобилей класса D, с 8,39% до 7,08%.

Структура продаж иностранных автомобилей по классам, 2009 г., %

Источник: AEB, анализ RussianAutomotiveMarketResearch (НАПИ).

Структура продаж иностранных автомобилей по классам, 2010 г., %

Источник: AEB, анализ RussianAutomotiveMarketResearch (НАПИ).

В классе A самой продаваемой моделью стала DaewooMatiz – на нее пришлось 79,44% всех продаж в данном сегменте. Во многом это обусловлено низкой стоимостью автомобиля, которая не превышает 250000 руб.

Структура продаж иностранных автомобилей класса А по цене, 2010 г., %

Источник: AEB, официальные дилеры, анализ RussianAutomotiveMarketResearch (НАПИ).

Наибольшим спросом в классе Bв 2010 г. пользовались автомобили, цена которых находилась в диапазоне от 300000 до 500000 руб.Самой про-даваемой моделью в данном сегменте стала RenaultLogan.

Структура продаж иностранных автомобилей класса B по цене, 2010 г., %

Источник: AEB, официальные дилеры, анализ RussianAutomotiveMarketResearch (НАПИ).

Конкурентным преимуществом этого автомобиля является низкая стоимость, составляющая порядка 380000 руб. Кроме того, на продажу Renault Logan оказала влияние утилизационная программа. На его долю приходится около 6% всех продаваемых автомобилейв рамках программы утилизации. Стоит отметить, что в течение 2010 г. французский автопроизводитель Renault повысил цены на Logan и Sandero на 3%.

В сегменте BMPV, по итогам 2010 г., основной спрос пришелся на FordFusion и NissanNote, доля которых в общем объеме продаж в данном классе составляет 52%, а цена колебалась от 550000 до 600000 руб.

Структура продаж иностранных автомобилей класса BMPV по цене, 2010 г., %

Источник: AEB, официальные дилеры, анализ RussianAutomotiveMarketResearch (НАПИ).

Автомобили класса С пользуются в России наибольшим спросом. Покупателям представлен на выбор огромный модельный ряд с разным ценовым ассортиментом. По итогам 2010 г. наибольшими предпочтениями пользовались автомобили стоимостью от 600000 до 700000 руб. В эту ценовую категорию попадает самая популярная модель иностранного автомобиля в России FordFocus. В зависимости от комплектации, стоимостьего была от 439000 руб. и выше, но средняя цена FordFocus составляла порядка 650000 руб.

Структура продаж иностранных автомобилей класса С по цене, 2010 г., %

Источник: AEB, официальные дилеры, анализ RussianAutomotiveMarketResearch (НАПИ).

Компания Ford, имеющая собственное производство в России, выпустила особую версию FordFocus, специально под программу утилизации. На FordFocus LE (Limitededition) установлен бензиновый двигатель объемом 1,4 л (80 л.с.) и пятиступенчатая­механическая коробка передач. В базовую комплектацию также входят фронтальные подушки безопасности водителя и переднего пассажира, анти-блокировочная система тормозов ABS с электронной системой распределения тормозных сил EBD, замкис функцией центральной блокировки, иммобилайзер и др. В результате трехдверный хэтчбек в такой комплектации стоил 439000 руб., без учета утилизационной выплаты.

В классе CMPV 54,64% продаж приходится на автомобили с ценой до 800000 руб. Кроме того, доля автотранспорта стоимостью до 900000 руб. в общем объеме продаж составила 72,94%. Наибольшим спросом пользуются OpelZafira, цена которой составляет около 800000 руб., HyundaiMatrix (615000 руб.) и ToyotaVerso (880000 руб.). На их долю приходится 25,9%, 15,5% и 13,8% от общего объема продаж в данном классе соответственно.

Структура продаж иностранных автомобилей класса CMPV по цене, 2010 г., %

Источник: AEB, официальные дилеры, анализ RussianAutomotiveMarketResearch (НАПИ).

В классе Compact 4×4 в 2010 г. основная масса покупок (77,5%) пришлась на автомобили стоимостью до 1200000 руб.Лидерами продаж являются KIA Sportage и NissanQashqai, цена которых составляла 957000 руб. и 753000 руб. Стоит отметить, что в данном сегменте в2010 г. наблюдалась высокая конкуренция, потребительские предпочтения по моделям распределялись равномерно.

Структура продаж иностранных автомобилей класса Compact 4×4 по цене, 2010 г., %

Источник: AEB, официальные дилеры, анализ RussianAutomotiveMarketResearch (НАПИ).

По итогам 2010 г. в классе D наибольшим спросом пользовалась SkodaOctavia, доля продаж которой в данном сегменте составила 30%. Конкурентным преимуществом данной модели являлась самая низкая цена – 730000 руб. Лидерами продаж также были Mazda 6 (10,63%) и FordMondeo (12,77%). В результате большая часть автомобилей в классе D реализовалась по цене, не превышающей 1100000 руб.

Структура продаж иностранных автомобилей класса D по цене, 2010 г., %

Источник: AEB, официальные дилеры, анализ RussianAutomotiveMarketResearch (НАПИ).

В классе E около 67% покупок пришлись на автомобили, цена которых не превышает 1500000 руб. Наибольшим спросом пользовалась ToyotaCamry, цена которой, по итогам 2010 г., составляла порядка 1100000 руб. На долю данной модели пришлось 37,21% продаж данного сегмента. Второе место занимает NissanTeanaNew, цена которого примерно на 80000 руб. до-роже. На его долю пришлось 19,3% от общего объема продаж в Е-классе. Также спросом пользовался Mercedes-Benz E-Klasse (12,7%), цена которого превышает 2500000 руб.

Структура продаж иностранных автомобилей класса E по цене, 2010 г., %

Источник: AEB, официальные дилеры, анализ RussianAutomotiveMarketResearch (НАПИ).

В классе F цена не является определяющим фактором при покупке автомобиля. В 2010 г. в данном сегменте были представлены всего семь моделей.Наибольшим спросом пользовались BMW 7 и Mercedes-Benz S-Klasse, попадающие в ценовую категорию от 4000000 до 5000000 руб. На долю Mercedes-Benz S-Klasse пришлось 42,53% общего объема продаж в классе, на долю BMW 7 – 31,67%.

Структура продаж иностранных автомобилей класса F по цене, 2010 г., %

Источник: AEB, официальные дилеры, анализ RussianAutomotiveMarketResearch (НАПИ)

В 2010 г. в классе Midandfullsize 4X4 потребительские предпочтения распределились достаточно ровно. Важным фактором является огромный выбор предлагаемых моделей автомобилей, в том числе и по ценовому параметру. Наибольшим спросом пользовалась ToyotaLandCruiserPrado, средняя стоимость которой составляла около 2540000 руб.

Структура продаж иностранных автомобилей класса Midandfullsize 4×4 по цене, 2010 г., %

Источник: AEB, официальные дилеры, анализ RussianAutomotiveMarketResearch (НАПИ).

В классе Pick-up потребители отдавали предпочтение Mitsubishi L200-IV. В 2010 г. стоимость этой модели составляла порядка 890000 руб.

Структура продаж иностранных автомобилей класса Pick-Up по цене, 2010 г., %

Источник: AEB, официальные дилеры, анализ RussianAutomotiveMarketResearch (НАПИ).

По итогам 2010 г. в классе Sport основной объем продаж пришелся на Audi A5. Средняя цена этой модели составляла 1980000 руб. В целом для данного класса характерна высокая стоимость автомобиля. Так, цена Mercedes-Benz CL-Klasse, представленного в данном сегменте, достигает 13500000 руб. Но доля продаж таких машин не велика.

Структура продаж иностранных автомобилей класса Sport по цене, 2010 г., %

Источник: AEB, официальные дилеры, анализ RussianAutomotiveMarketResearch (НАПИ).

По данным автостатистики, по итогам 2010 г. основной объем продаж легковых автомобилей (38,11%) пришелся на автомобили стоимостью от 250000 до 500000 руб. При этом средняя цена нового легкового автомобиля в России составила 775000 руб.

Структура продаж легковых автомобилей в России по цене, 2010 г., %

Источник: AEB, официальные дилеры, анализ RussianAutomotiveMarketResearch (НАПИ).

Самой продаваемой маркой автомобиля в РФ на протяжении долгого времени остается Lada.В 2010 г. в России продано 517147 автомобилей, в том числе по программе утилизации – 221584 автомобиля. По сравнению с 2009 г. объем реализации автомобилей Lada в России вырос на 48%.

Наиболее популярной иностранной маркой автомобиля, по итогам года, стала Kia. За прошедший год корейский производитель добился значительного темпа роста объемов продаж на российском рынке, поднявшисьс пятого места, опередив при этом Chevrolet, Hyundai, Renault и Ford, соответственно, увеличив долю в структуре продаж с 7,14% до 8,60%.В натуральном выражении рост объема продаж автомобилей Kia составил 34147 ед., что значительно превышает показатели других марок.

Среди TOP-20 самых продаваемых иностранных марок автомобилей, по итогам 2010 г., на докризисные показатели по объемам реализации удалось выйти Kia, Volkswagen, Mercedes-Benz, BMW и Audi. При этом продажи немецких марок, каждой по отдельности, уступают объему продаж южнокорейских автомобилей.

TOP-20 самых продаваемых иностранных марок в РФ,2008-2010 гг., ед.

Источник: AEB, официальные дилеры, анализ RussianAutomotiveMarketResearch (НАПИ).

В целом в 2010 г. объемы реализации каждого брэнда, входящего в TOP-20 самых продаваемых иностранных марок, увеличились, по сравнению с 2009 г. Исключением стали Mazda и Honda. Объемы продаж японских автомобилей сократились на 18,66%и 21,80% соответственно.

Динамика объема продаж и доли в структуре продаж TOP-20 иностранных марок, 2010 г., %

* Без учета ChevroletNiva

Источник: AEB, анализ RussianAutomotiveMarketResearch (НАПИ).

Динамика объема продаж и доли в структуре продаж стран-производителей автомобилей*, 2010 г., %

* Без учета Украины и Ирана.

Источник: AEB, анализ RussianAutomotiveMarketResearch (НАПИ).

Снижение объемов реализации автомобилей Mazda и Honda привело к потери их доли в структурепродаж на 1,06% и 0,87%. Кроме них, также значительно сократилась доля Ford и Chevrolet1 в структуре продаж автомобилей иностранных марок. Однако, в сравнении с японскими, у американских автомобилей наблюдался рост продаж – 9,85% и 1,22%, но он был ниже рыночного, что привело к снижению их долей в структуре продаж на 0,92% и 1,46% соответственно.