Договор инвестирования

Договор инвестирования в бизнес

Чем является договор инвестирования в бизнес?

Почти всегда на начальный стадиях становления бизнес предпринимателю необходимы дополнительные денежные средства на его развитие. Но банковские кредитные ставки зачастую остаются неподъёмными. Что в таком случае делать? Одним из способов дополнительного финансирования является поиск инвестора и заключение с ним инвестиционного договора на предоставление денежных средств на развитие бизнеса с условием их возврата в согласованный срок.

Таким образом Договором инвестирования в бизнес является документ, по которому инвестор предоставляет предпринимателю денежные средства на развитие бизнеса с целью получить в предусмотренный договором срок согласованную сторонами часть будущей прибыли. Таким образом по Договору инвестирования у инвестора есть обязательство предоставить финансирование и есть право получить часть будущей прибыли тогда как у предпринимателя возникает обязанность передать инвестору часть будущей прибыли и появляется право получить изначальное финансирование. Договор инвестирования содержит полные договоренности сторон по поводу финансирования включая график финансирования, ответственность, взаимные обязательства сторон, порядок разрешения споров, условия получения части прибыли и сроки такого получения и.т.д.

Договор инвестирования может быть использован в самых разнообразных сферах бизнеса и может быть заключен на любом этапе развития бизнес, будь то самое начало его развитие либо это уже сформировавшийся бизнес, требующий для определенного проекта дополнительное финансирование.

Договор инвестирования регулируется Гражданским кодексом РФ, а также такими законами как ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», ФЗ «Об инвестиционном товариществе» и другими специальными актами.

Особенности договора инвестирования в бизнес?

В соответствии с Гражданским кодексом РФ взаимоотношения инвестора и предпринимателя имеет некоторые особенности, на которые следует обратить внимание, а именно:

1. Все взаимоотношения инвестиционных партнеров должны быть оформлены документально;

2. Предмет договора инвестирования должен быть предельно понятно описан для обеих сторон;

3. Предприниматель обязан использовать полученные от инвестора денежные средства исключительно на развитие бизнеса. Иное использование запрещено;

4. Инвестиционный договор в обязательном порядке должен быть заключен в письменном виде;

5. Подлежащая выплате инвестору прибыль может выплачиваться в виде фиксированной суммы или в виде процента от полученной предпринимателем прибыли;

6. Сами инвестиции могут передаваться предпринимателю сразу в полном объеме или частями в соответствии с утвержденным сторонами графиком.

Кто может заключить договор инвестирования в бизнес?

Договор инвестирования в бизнес может быть заключен между организациями, физическими лицами (когда один гражданин передает другому гражданину денежные средства для торговли на фондовой бирже), но наиболее часто встречаются инвестиционные договоры заключенные между организацией и физическим лицом.

На нашем сайте вы найдете все указанные виды инвестиционных договоров.

Госдума одобрила новые льготы для привлечения крупных инвестиций

Налоговый режим усовершенствуют

Главное новшество СПИК 2.0 — отмена ограничения действия льготы по налогу на прибыль. Налог обнулят на весь срок проекта, а не до 2025 года. «Самое время отменить это ограничение, — уверен партнер Taxology Алексей Артюх. — При лимите до 2025 года большинство участников СПИК смогут воспользоваться льготой лишь два-три года, потому что новые предприятия выйдут на окупаемость лишь через несколько лет».

Другое важное изменение — возможность раздельного налогового учета деятельности в рамках СПИК. «Это снимает вопросы процентных доходов и непрофильных доходов не от СПИК», — отметил Артюх.

Возможность раздельного налогового учета наиболее существенна для региональных проектов, большинство из которых направлено на модернизацию существующего производства, в то время как федеральные — на строительство нового, объясняет эксперт. «Например, у завода при реконструкции одной из линий в рамках СПИК появится возможность раздельного учета производства на этой линии», — пояснил Артюх.

К льготам не допустят без конкурса

А вот требования к инвесторам станут более жесткими. Желающим заключить СПИК предстоит конкурсный отбор. Если проект связан с технологиями военного, специального или двойного назначения, конкурс будет закрытым.

Это наиболее спорное новшество, считает управляющий партнер Vegas Lex Александр Ситников. «Условия отбора станут полем для дискуссий. Хотя с точки зрения государства совершенно разумно определять приоритеты инвестиционной политики и создавать преимущества для одних проектов перед другими», — отметил Ситников.

Требование внедрять высокие технологии

Заключить специальный инвестиционный контракт смогут только компании, разрабатывающие или внедряющие инновации. Технология должна быть включена в перечень правительства во время подачи инвестором заявки на заключение СПИК.

«Изменится сам фокус специальных инвестиционных контрактов. Если раньше в приоритете были инвестиции и создание нового промышленного производства, то теперь к этим приоритетам добавился трансферт технологий. Участник СПИК должен разработать технологию или приобрести права на иностранную технологию в том объеме, чтобы на ее основе иметь право создать новую и в дальнейшем производить уникальный продукт или товар с высоким экспортным потенциалом», — объяснила РБК директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ Анна Дупан. У производителей будет возможность инициировать включение технологий в правительственный список, замечает эксперт.

Привлекут ли новые возможности больше инвесторов

Пока сложно оценить, насколько новшества повысят интерес инвесторов к СПИК, считает партнер налоговой практики KPMG Нина Гулис. «Бизнесу предстоит адаптироваться к новым требованиям: конкурсному отбору и обязанности локализовать технологию в России — эти дополнительные процедуры удлинят срок согласования инвестпроектов», — отмечает эксперт.

Управляющий партнер Vegas Lex Александр Ситников ожидает роста популярности СПИК. «В первой редакции СПИК не гарантировал ничего, кроме заморозки регуляторных изменений. В обмен на неизменность законодательства участник СПИК брал на себя обязательства не только проинвестировать, но и обеспечить определенный объем выпуска продукции на своем предприятии. И даже когда СПИК практически ничего не предоставлял, мера была востребована, и инвесторы достаточно активно ее использовали», — подчеркивает Ситников.

Однако поправки не учитывают пожелания бизнеса упростить таможенное регулирование, отмечает Анна Дупан. Предприниматели высказывали пожелания снизить таможенные пошлины, снять ряд ограничений в рамках ВТО и Таможенного союза. «Однако эта тема осталась за бортом, баланс интересов бизнеса и государства найти не удалось», — констатирует она.

Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

О Порядке заключения Ростовской областью специального инвестиционного контракта

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25.05.2016 № 362

г. Ростов-на-Дону

О Порядке заключения

Ростовской областью специального инвестиционного контракта

В соответствии с Областным законом от 20.10.2015 № 418-ЗС «О промышленной политике в Ростовской области» Правительство Ростовской области п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить Порядок заключения Ростовской областью специального инвестиционного контракта согласно приложению.

2. Установить, что применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных нормативными правовыми актами Ростовской области, в рамках специального инвестиционного контракта осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных областным законом об областном бюджете.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ростовской области Гребенщикова А.А.

Губернатор

Ростовской области В.Ю. Голубев

Постановление вносит

министерство промышленности

и энергетики Ростовской области

Приложение

к постановлению

Правительства

Ростовской области

от 25.05.2016 № 362

ПОРЯДОК

заключения Ростовской областью

специального инвестиционного контракта

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру заключения специального инвестиционного контракта, заключаемого Ростовской областью без участия Российской Федерации.

2. Специальный инвестиционный контракт заключается от имени Ростовской области министерством промышленности и энергетики Ростовской области (далее – уполномоченный орган), в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных областным законом об областном бюджете, с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, принимающими на себя обязательства в предусмотренный специальным инвестиционным контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц создать либо модернизировать и (или) освоить промышленное производство на территории Ростовской области (далее соответственно – инвестор, привлеченное лицо, инвестиционный проект), в целях предоставления инвестору мер стимулирования деятельности в сфере промышленности на весь срок действия специального инвестиционного контракта в соответствии с Областным законом от 20.10.2015 № 418-ЗС «О промышленной политике в Ростовской области».

Стороной специального инвестиционного контракта наряду с Ростовской областью может быть муниципальное образование Ростовской области (далее – муниципальное образование) в случае осуществления в отношении инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) привлеченного лица мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных муниципальными правовыми актами.

Специальный инвестиционный контракт заключается на срок, равный сроку выхода инвестиционного проекта на проектную операционную прибыль в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта, увеличенному на 5 лет, но не более 10 лет.

3. Для заключения специального инвестиционного контракта инвестор представляет в уполномоченный орган заявку, включающую в себя следующие документы:

3.1. Заявление по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

3.2. Документы, подтверждающие вложение инвестиций в инвестиционный проект в размере не менее 200 млн. рублей (кредитный договор или предварительный кредитный договор с финансированием инвестиционного проекта либо иные документы, подтверждающие размер привлекаемых инвестиций).

3.3. Предлагаемый перечень мер стимулирования деятельности в сфере промышленности (далее  меры стимулирования) из числа мер, предусмотренных Областным законом от 20.10.2015 № 418-ЗС «О промышленной политике в Ростовской области», муниципальными правовыми актами, которые инвестор предлагает включить в специальный инвестиционный контракт.

3.4. Предлагаемый перечень обязательств инвестора и (или) привлеченного лица (в случае его привлечения).

3.5. Бизнес-план инвестиционного проекта, содержащий описание инвестиционного проекта, перечень планируемой к производству продукции, обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления в рамках реализации инвестиционного проекта капитальных вложений, в том числе сведения о наличии положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию по инвестиционному проекту, разработанную в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций, направленных на создание либо модернизацию и (или) освоение на территории Ростовской области нового промышленного производства.

3.6. Сведения о результатах, которые планируется достигнуть в ходе реализации инвестиционного проекта, и измеряющие указанные результаты показатели (ежегодные и итоговые показатели).

3.7. Сведения о характеристиках промышленной продукции, производство которой создается или модернизируется и (или) осваивается в ходе исполнения специального инвестиционного контракта.

3.8. Перечень мероприятий инвестиционного проекта.

4. В случае участия привлеченного лица в заключении специального инвестиционного контракта заявление, указанное в подпункте 3.1 пункта 3 настоящего Порядка, должно быть подписано также привлеченным лицом.

5. Для заключения специального инвестиционного контракта, в ходе которого создается или модернизируется производство промышленной продукции, инвестор в составе заявки представляет документы, подтверждающие создание или модернизацию промышленного производства и создание рабочих мест, освоение на созданных (модернизированных) мощностях выпуска промышленной продукции и в обязательном порядке осуществление следующих расходов инвестиционного характера на:

приобретение или долгосрочную аренду земельных участков под создание новых производственных мощностей (за исключением случаев, когда земельный участок, на котором реализуется инвестиционный проект, находится в собственности инвестора или привлеченных лиц);

разработку проектной документации;

строительство или реконструкцию (капитальный ремонт) производственных зданий и сооружений;

приобретение, сооружение, изготовление, доставку, расконсервацию и модернизацию основных средств (минимальная доля приобретаемого в ходе реализации инвестиционного проекта оборудования составляет не менее 25 процентов стоимости модернизируемого и (или) расконсервируемого оборудования), в том числе на таможенные пошлины и таможенные сборы, а также на строительно-монтажные и пусконаладочные работы.

6. Уполномоченный орган не позднее 15 рабочих дней со дня поступления заявки направляет ее с заключением, подписанным руководителем уполномоченного органа либо уполномоченным им лицом, о соответствии или несоответствии заявки требованиям пунктов 3  5 настоящего Порядка в комиссию по оказанию государственной поддержки из областного бюджета, созданную Правительством Ростовской областью (далее – комиссия).

Порядок подготовки заключения и требования к его содержанию устанавливаются правовым актом уполномоченного органа.

7. Комиссия не позднее 30 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган заявки и заключения, указанного в пункте 6 настоящего Порядка, рассматривает их и принимает решение о возможности (невозможности) заключения специального инвестиционного контракта.

8. При подготовке решения, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, комиссия не вправе вносить изменения в перечень обязательств инвестора и (или) привлеченного лица и в предложенные инвестором характеристики инвестиционного проекта.

9. В случае принятия комиссией решения о невозможности заключения специального инвестиционного контракта выписка из протокола с указанным решением и причинами принятия решения направляется уполномоченным органом инвестору в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения.

10. Решение комиссии о невозможности заключения специального инвестиционного контракта принимается в следующих случаях:

инвестиционный проект не соответствует целям, указанным в пункте 2 настоящего Порядка;

заявка не соответствует требованиям пунктов 3  5 настоящего Порядка;

ни одна из указанных в заявлении инвестора мер стимулирования, предложенных в отношении инвестора и (или) привлеченного лица, не соответствует законодательству Ростовской области и (или) муниципальным правовым актам либо в областном бюджете, в бюджете муниципального образования отсутствуют бюджетные ассигнования на их реализацию.

11. В случае принятия комиссией решения о возможности заключения специального инвестиционного контракта уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения направляет лицам, участвующим в заключении специального инвестиционного контракта:

выписку из протокола комиссии, которая должна содержать информацию, указанную в пункте 5 настоящего Порядка;

проект специального инвестиционного контракта, составленный уполномоченным органом по типовой форме в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» (инвестору, а после подписания им – иным участникам специального инвестиционного контракта).

12. Инвестор и (или) привлеченное лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения выписки из протокола комиссии и проекта специального инвестиционного контракта, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка, направляют в уполномоченный орган подписанный специальный инвестиционный контракт, либо оформленный в письменном виде отказ инвестора и (или) привлеченного лица от подписания специального инвестиционного контракта, либо протокол разногласий (по вопросам, не касающимся условий специального инвестиционного контракта, содержащихся в решении комиссии о возможности заключения специального инвестиционного контракта).

13. В течение 10 рабочих дней со дня получения протокола разногласий уполномоченный орган проводит переговоры с инвестором и (или) привлеченным лицом для урегулирования таких разногласий (при необходимости – с привлечением членов комиссии), подписания специального инвестиционного контракта на условиях, указанных в решении комиссии о возможности заключения специального инвестиционного контракта, либо получения отказа инвестора и (или) привлеченного лица от подписания специального инвестиционного контракта, оформленного в письменном виде.

14. В случае неполучения уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня направления инвестору и (или) привлеченному лицу выписки из протокола комиссии и проекта специального инвестиционного контракта, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка, подписанного инвестором и (или) привлеченным лицом специального инвестиционного контракта, либо отказа от подписания специального инвестиционного контракта либо протокола разногласий инвестор и (или) привлеченное лицо считается отказавшимся от подписания специального инвестиционного контракта.

15. В течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного инвестором и (или) привлеченным лицом специального инвестиционного контракта уполномоченный орган подписывает специальный инвестиционный контракт, а в случае осуществления в отношении инвестора и (или) привлеченного лица мер стимулирования, предусмотренных муниципальными правовыми актами, орган местного самоуправления муниципального образования Ростовской области подписывают специальный инвестиционный контракт в течение 15 рабочих дней со дня его получения.

16. Экземпляры подписанного всеми участниками специального инвестиционного контракта передаются уполномоченным органом всем сторонам специального инвестиционного контракта.

Начальник управления

документационного обеспечения

Правительства Ростовской области Т.А. Родионченко


Приложение

к Порядку

заключения Ростовской областью
специального инвестиционного контракта

ЗАЯВЛЕНИЕ

специального инвестиционного контракта)

____________________________________________________________________

(юридический адрес)

_____________________________________________________________________

(почтовый адрес)

_____________________________________________________________________

ИНН (свидетельство о постановке на налоговый учет)

_____________________________________________________________________

(должность, фамилия, имя, отчество руководителя)

_____________________________________________________________________

(контактный телефон)

_____________________________________________________________________

(наименование проекта в соответствии с бизнес-планом)

с объемом инвестиций в сумме ________________ тыс. рублей, с привлечением следующих лиц*: ______________________________________________________

(полное наименование юридического лица или индивидуального

предпринимателя)

_____________________________________________________________________

(юридический адрес, должность, фамилия, имя, отчество руководителя)

Предоставляем согласие на обработку (включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, блокирование, удаление) информации по сведениям о выполнении обязательств перед бюджетом Ростовской области и местными бюджетами.

К настоящему заявлению прилагаются следующие документы:

1. ___________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________

Инвестор ____________________ _______________ Ф.И.О.

(должность) (личная подпись)

М.П.

Привлеченное лицо* ____________________ _______________ Ф.И.О.

(должность) (личная подпись)

Заключаем инвестиционный контракт

Особенности инвестиционного договора

Образец инвестиционного контракта подписывается между инвестором и заказчиком.

Заказчиком выступает тот, кто непосредственно ведет проект, в который инвестировала другая сторона соглашения — вкладчик. Инвестиционный контракт в строительстве, например, может еще иметь в качестве стороны соглашения подрядчика (его основная задача — решение организационных вопросов, к примеру, поиск заказчика и поставщика с целью реализации очередного проекта).

Существует и такое понятие, как специальный инвестиционный контракт (СПИК), который заключается по нормам 44-ФЗ. Это соглашение содержит обязанности инвестора создать, модернизировать либо освоить производство промышленной продукции на территории России. А вторая сторона (РФ либо субъект РФ) обязуется стимулировать деятельность в сфере промышленности в соответствии с нормативными правовыми актами. Таким образом, подобный инструмент создан с целью модернизации промышленности путем предоставления льгот и преференций вкладчикам. Специальный инвестиционный контракт Минпромторг заключает от имени Российской Федерации.

Существенные условия соглашения

К существенным условиям относятся:

  1. Предмет. С целью согласования стороны должны указать характеристики объекта. К примеру, если речь идет о строящемся объекте: местонахождение земельного участка, расположение объекта, целевое назначение, наличие балконов, гаражей, подвалов, мансард, общая площадь объекта.
  2. Стоимость. Существуют несколько возможных способов указать стоимость договора. Первый — указать фиксированную сумму, которая остается неизменной на весь период реализации проекта. Второй — приблизительную прибыль, то есть конечные выплаты будут зависеть от полученной прибыли.
  3. Сроки. Такое условие определяется в виде конкретных дат (важно использовать принцип разумности срока, то есть необходимо объективно оценивать возможности и особенности того или иного проекта).

Реализация инвестиционных контрактов со стороны заказчика включает в себя, к примеру, предоставление отчетов о реализации проекта, участка или офиса, привлечение необходимых лиц, а со стороны вкладчика — передачу денежных средств, принятие объекта после его сдачи, а также выплату вознаграждения заказчику.

Законодательством предусматривается обязанность публикации инвесторами отчетов по исполнению СПИК в Единой информационной системе и на официальном сайте компании (при необходимости). На основании этой отчетности контролирующие инстанции проверяют обоснованность выполненных работ по инвестиционному контракту. После анализа отчетности уполномоченные органы федерального или муниципального уровня формируют заключение о выполнении или невыполнении поставщиками своих обязательств.

Порядок заключения

Заключение договорных обязательств производится поэтапно.

Шаг 1. Вкладчик готовит требуемую документацию. В составе пакета документов необходимо предоставить:

  1. Бизнес-план проекта, в котором четко устанавливаются финансовая и результативная цели инвестирования. Бизнес-план является основой проекта. В нем должны быть прописаны не только доходы, расходы и конечный результат, но также планируемые страховые взносы, налоговые пошлины, таможенные сборы, количество создаваемых рабочих мест и иные важнейшие характеристики.
  2. Регистры, подтверждающие наличие свободного капитала, который и будет использован в инвестиционных целях.
  3. Информацию о планируемой конечной продукции.

Шаг 2. После сбора документов проводится процедура подписания проекта. СПИК заключается с государством в лице Министерств промышленности и торговли или сельского хозяйства или субъекта РФ. СПИК заключается, если после анализа подготовленных справок и бланков государственные инстанции примут положительное решение о возможности подписания договора. На изучение документации и принятие решения отводится до 30 рабочих дней.

С 2018 года действуют новые правила расторжения СПИК. Последствия расторжения контрактных условий по инициативе вкладчика прописываются в условиях соглашения в момент его заключения. Теперь вкладчики несут материальную ответственность в случае невыполнения своих обязательств. Эта мера государственной политики принята с целью стимулирования поставщиков-инвесторов на выполнение своих контрактных обязательств в полной мере. При расторжении договора вкладчики обязаны возместить ущерб государству.

Сроки договора и объем инвестиций

Срок действия СПИК составляет от 4,5 месяцев до 10 лет. Он варьируется в зависимости от целей и задач специального проекта инвестирования.

В самом договоре в обязательном порядке прописываются:

  • специфика, характерные особенности и объемы продукции, производство которых модернизируется или осваивается;
  • комплекс мер, направленных на создание, освоение или модернизацию товаров;
  • объем направляемых инвестиций;
  • размер страховых, налоговых и таможенных отчислений;
  • список обязанностей привлекаемых к исполнению проекта лиц в целях совместной реализации произведенных товаров, а также перечень стимулирующих мероприятий для привлечения третьих лиц.

Сумма вносимых инвестиций — это не фиксированная величина. Причем в некоторых регионах устанавливаются различные инвестиционные лимиты. К примеру, СПИК, который заключается на государственном уровне, должен привлечь средства в размере 750 000 000 рублей. В Московской области предельная величина вложений составляет 1 миллиард, в Пермском крае можно инвестировать до 300 миллионов рублей.

Правила заключения СПИК

Специальная комиссия в течение 30 дней рассматривает предоставленный пакет документов, вносит необходимые поправки и уведомляет о своем решении вкладчиков.

Инвестор рассматривает коррективы в течение 10 рабочих дней, после которых сообщает в надлежащие инстанции о том, принял он или отклонил внесенные изменения.

СПИК заключается только после того, как члены комиссии и вкладчик придут к единому варианту по позициям соглашения. В процессе заключения договора инвестор должен подготовить и показать комиссии документацию, подтверждающую легальность и законность своих вложений. Невыполнение данного требования станет прямым основанием для отказа от заключения СПИК. Задача инвестора — убедить всех членов комиссии в том, что он полностью соответствует законодательным требованиям и нормам, необходимым для заключения инвестиционного договора.

Как заключить договор инвестирования

Льгота предоставляется на основании акта Правительства РФ, если соблюдаются следующие условия:

  • заключается РФ (субъектом РФ либо муниципалитетом);
  • производство продукции будет осуществляться российской организацией;
  • страна происхождения продукции — Российская Федерация.

В соглашении необходимо указать отлагательные условия, которые касаются возможности инвестора заключать договоры на поставку продукции в качестве единственного поставщика, а также предельное количество поставляемой продукции и ответственность за его превышение.

Необходимо обратить внимание, что указанный критерий вступает в силу с момента издания Правительством РФ акта о назначении единственным поставщиком инвестора.

Актуальная ситуация в России

Формат специальных инвестконтрактов становится популярным среди инвесторов из различных промышленных и производственных отраслей. В России существуют 10 действующих СПИК.

Государственный проект такой модели инвестиций привлекает все больше частных ресурсов в промышленную и производственную национальные сферы.

Законодательная и исполнительная базы, регулирующие СПИК, постоянно совершенствуются. В настоящий момент готовятся нормативы, действие которых направлено на расширение списка потенциальных инвесторов, на рассмотрение нового порядка изучения предложений по инвестициям, на расширение временного диапазона действия соглашений, на упрощение правил налогообложения.

Бланк типовой формы специнвестконтракта

Типовая форма специнвестконтракта закреплена в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 для различного рода отраслей промышленности (к примеру, машиностроение, авиационная или фармацевтическая продукция).

Скачать

Образец специнвестконтракта

Статья 16 ФЗ № 488-ФЗ от 31.12.2014 «Специальный инвестиционный контракт»

1. По специальному инвестиционному контракту одна сторона — инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и(или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а другая сторона — Российская Федерация или субъект Российской Федерации в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации в момент заключения специального инвестиционного контракта.

2. В целях осуществления в отношении инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и(или) иных лиц, указанных в специальном инвестиционном контракте, мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами, наряду с Российской Федерацией сторонами специального инвестиционного контракта могут быть субъект Российской Федерации и(или) муниципальное образование, а при заключении специального инвестиционного контракта без участия Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации стороной такого контракта может быть муниципальное образование.

3. Специальный инвестиционный контракт может содержать:

1) срок действия специального инвестиционного контракта, установленный в соответствии с частью 4 настоящей статьи;

2) характеристики промышленной продукции, производство которой создается или модернизируется и(или) осваивается;

3) перечень мероприятий, направленных на создание или модернизацию и(или) освоение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

4) объем инвестиций в создание или модернизацию и(или) освоение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) порядок предоставления субъектом инвестиционной деятельности отчета об исполнении принятых обязательств;

6) перечень мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, применяемый в течение срока действия специального инвестиционного контракта к инвестору и(или) иным указанным в специальном инвестиционном контракте лицам;

7) иные обеспечивающие выполнение специального инвестиционного контракта условия.

4. Специальный инвестиционный контракт заключается на срок до десяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и по типовым формам, утвержденным Правительством Российской Федерации для отдельных отраслей промышленности. Специальный инвестиционный контракт заключается от имени Российской Федерации уполномоченным органом или иным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на заключение специальных инвестиционных контрактов в отраслях промышленности. В согласовании условий специального инвестиционного контракта в обязательном порядке участвуют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности, и иные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входит осуществление мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, указанных в специальном инвестиционном контракте. Уполномоченный орган и иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации на заключение специальных инвестиционных контрактов в отраслях промышленности, устанавливают порядок мониторинга и контроля за исполнением инвесторами обязательств по заключенным с ними специальным инвестиционным контрактам. Порядок заключения специального инвестиционного контракта субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями устанавливается соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами с учетом порядка заключения специального инвестиционного контракта, установленного Правительством Российской Федерации, и типовых форм, утвержденных Правительством Российской Федерации.

5. В случае, если после заключения специального инвестиционного контракта вступают в силу федеральные законы, и(или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации, и(или) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (за исключением федеральных законов и(или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых во исполнение международных договоров Российской Федерации, и нормативных правовых актов Евразийского экономического союза, подлежащих применению в Российской Федерации), устанавливающие режим запретов и ограничений в отношении выполнения специального инвестиционного контракта или изменяющие обязательные требования к промышленной продукции и(или) к связанным с обязательными требованиями к промышленной продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации по сравнению с действовавшими в момент заключения специального инвестиционного контракта режимами запретов и ограничений или обязательными требованиями, такие федеральные законы, и(или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации, и(или) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также вносимые в них изменения не применяются в отношении инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и(или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц в течение срока действия специального инвестиционного контракта.

6. Законодательством о налогах и сборах предусматриваются на срок действия специального инвестиционного контракта гарантии неповышения величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и(или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц по сравнению с величиной совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и(или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц в момент заключения специального инвестиционного контракта.

7. Для инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и(или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц стабильность предусмотренных настоящей статьей совокупной налоговой нагрузки, режима, обязательных требований с учетом положений настоящей статьи гарантируется на весь срок действия специального инвестиционного контракта.

8. В случае расторжения специального инвестиционного контракта в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением инвестором или инвесторами принятых обязательств инвестор обязан возместить ущерб, причиненный Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям в результате применения инвестором или инвесторами положений частей 5 и 6 настоящей статьи, а также компенсировать суммы не уплаченных налогов и сборов в результате применения налоговых льгот, установленных для инвестора как для участника специального инвестиционного контракта законодательством о налогах и сборах, с уплатой пеней. Иные последствия невыполнения или ненадлежащего выполнения сторонами принятых на себя обязательств устанавливаются специальным инвестиционным контрактом.

9. К специальному инвестиционному контракту применяются положения законодательства об инвестиционной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и не противоречит существу специального инвестиционного контракта.

Скачать

Международные договоры

Международные договоры в сфере инвестиционной деятельности многочисленны и разнообразны. Они могут быть многосторонними, причем как универсальными (всеобщими) (т.е. открытыми для подписания любыми государствами), так и региональными (участниками которых могут быть определенные государства), а также двусторонними.

При этом универсальный характер носят следующие конвенции:

1) Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств 1965 г. (Вашингтонская конвенция);

2) Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. (Сеульская конвенция);

3) Договор к Энергетической хартии 1994 г.

Не все из них являются обязательными для Российской Федерации и подлежат применению на ее территории. Процедуру ратификации прошла лишь Сеульская конвенция. Вашингтонская конвенция была подписана, но не ратифицирована, а в отношении Договора к Энергетической хартии 1994 г. Российская Федерация в 2009 г. приняла решение не становиться участником данного Договора.

В инвестиционных спорах Hulley Enterprises Limited v. the Russian Federation, Yukos Universal Limited v. the Russian Federation и Veteran Petroleum Limited v. the Russian Federation три акционера ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС» — компании Hulley Enterprises Limited и Veteran

Petroleum Limited, созданные по праву Кипра, и компания Yukos Universal Limited, созданная по праву о. Мэн, инициировали арбитражное разбирательство против Российской Федерации на основании статьи 26 Договора к Энергетической хартии 1994 г., который не был ратифицирован Российской Федерацией. Арбитраж ad hoc, учрежденный под эгидой Постоянного арбитражного суда в г. Гааге, 30 ноября 2009 г. признал себя компетентным рассматривать данные споры, отметив, что Российская Федерация подписала такой Договор, не сделав при этом необходимого заявления. Соответственно, на основании пункта 1 статьи 45 он временно подлежит применению на территории Российской Федерации. Более того, 18 июля 2014 г. истцам была присуждена компенсация в размере около 50 млрд. долл. США. Вашингтонская конвенция учредила Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Основная цель деятельности МЦУИС — это обеспечить разрешение посредством примирения и арбитража инвестиционных споров, возникающих между государством — участником Вашингтонской конвенции, с одной стороны, и физическим или юридическим лицом другого государства — участника Вашингтонской конвенции, с другой стороны.

Вашингтонская конвенция предусматривает, что каждое государство — участник Конвенции — должно признавать арбитражное решение, вынесенное согласно Вашингтонской конвенции, в качестве обязательного и выполнять финансовые обязательства, предусмотренные этим решением, в пределах своей территории, как если бы это было окончательным решением суда данного государства (пункт 1 статьи 54).

Оно также обязуется не предоставлять дипломатической защиты и не предъявлять международного иска в отношении спора, который одно из его физических или юридических лиц и другое государство согласились передать или передали на арбитраж на основании Вашингтонской конвенции, кроме случая, когда другое такое государство не соблюдает или не выполняет арбитражное решение, вынесенное по такому спору (пункт 1 статьи 27 Вашингтонской конвенции). Тем самым основное значение Вашингтонской конвенции заключается в том, что она создала условия для отхода государств от практики реализации ими права на дипломатическую защиту своих инвесторов и позволила перевести споры из международно-правовых в частноправовые.

МЦУИС обладает полной международной правосубъектностью и находится при штаб-квартире Международного банка реконструкции и развития. Местонахождение МЦУИС может быть изменено по решению Административного совета МЦУИС, одобренному большинством в две трети голосов его членов.

Сеульская конвенция учредила Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). В настоящее время ее участниками является 179 стран мира, в том числе Великобритания, Германия, Дания, Казахстан, Кипр, Китай, Монголия, Нидерланды, Россия, Украина, Франция, США, Южная Корея, Япония.

Основная цель деятельности МАГИ — это стимулировать поток инвестиций в производительных целях между странами-членами и особенно в развивающиеся страны, дополняя таким образом деятельность Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и других международных финансовых учреждений развития. Для достижения этой цели МАГИ:

1) предоставляет гарантии, включая совместное и повторное страхование от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой- либо стране-члене из других стран-членов. С момента своего учреждения (1990 — 2013 гг.) МАГИ предоставило 1143 гарантии с совокупным объемом в 30,0 млрд. долл. США, причем лишь только 41 из них — в отношении иностранных инвестиций, осуществляемых на территории Российской Федерации;

2) проводит соответствующую дополнительную деятельность по оказанию содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны-члены и между ними;

3) пользуется другими дополнительными полномочиями, которые могут потребоваться для достижения этой цели.

МАГИ признается юридическим лицом. Центральное учреждение МАГИ находится в г. Вашингтоне, если Совет управляющих МАГИ не примет квалифицированным большинством голосов решение о его размещении в другом месте.

Участниками Договора к Энергетической хартии 1994 г. являются 47 стран мира. Среди них — Австрия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Италия, Казахстан, Кипр, Монголия, Нидерланды, Украина, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Ряд государств, в частности, Австралия, Беларусь, Китай, Россия, США, Южная Корея, подписали, но не ратифицировали такой Договор. Последний, как известно, содержит положения, относящиеся к поощрению и защите инвестиций лишь в энергетическом секторе, а именно:

1) предоставление иностранным инвестициям режима, не менее благоприятного, чем инвестициям, осуществляемым отечественными инвесторами или инвесторами любой третьей страны (за отдельными стандартными изъятиями). При этом государства обязуются стремиться ограничить до минимума указанные изъятия и постепенно устранить существующие ограничения (статьи 9 — 10);

2) разрешение инвесторам нанимать ключевой (основной) персонал по своему выбору, независимо от гражданства, при условии, что такой персонал имеет разрешение на работу и постоянное проживание (статья 11);

3) выплата компенсации за любые убытки, понесенные иностранным инвестором во время войны или гражданских беспорядков, по меньшей мере в той же степени, в какой выплачивается компенсация за убытки, понесенные гражданами самой этой страны, а также выплата быстрой, достаточной и эффективной компенсации в случае, когда убытки не обязательно возникают в результате собственных действий страны (статья 12);

4) выплата быстрой, достаточной и эффективной компенсации за любые экспроприированные активы. Размер такой компенсации должен соответствовать рыночной стоимости этих активов до момента, когда на нее повлияло намерение осуществить экспроприацию (статья 13);

5) разрешение иностранному инвестору свободно переводить из страны в свободно конвертируемой валюте инвестированный им капитал и любые связанные с ним доходы (статья 14).

Региональные международные договоры в области инвестиционной деятельности заключаются, как правило, в рамках создаваемых экономических союзов государств. К ним, в частности, относятся: Содружество независимых государств (СНГ), Европейский союз (ЕС), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др.

Правовое регулирование инвестиционных отношений с участием физических и юридических лиц из стран СНГ основано на Соглашении о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности от 15 мая 1992 г., Соглашении о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 г. и Договоре о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г. и осуществляется в соответствии со следующими международными договорами:

1) Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г.;

2) Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений от 15 апреля 1994 г.;

3) Конвенция о защите прав инвестора от 28 марта 1997 г.;

4) Соглашение о регулировании социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях, действующих на территории государств — участников СНГ от 9 октября 1997 г.;

5) Конвенция о транснациональных корпорациях от 6 марта 1998 г.

Следует отметить, что для Российской Федерации обязательную юридическую силу среди них имеет только Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений от 15 апреля 1994 г. Согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 4 марта 2002 г. N 84-рп «О прекращении временного применения Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности» и Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 июня 2003 г. N 364 «О намерении Российской Федерации не стать участником некоторых международных договоров, подписанных в рамках Содружества Независимых Государств» Российская Федерация отказалась быть связанной международными обязательствами, вытекающими из некоторых вышеуказанных международных договоров. В частности, это касается Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г., Соглашения о регулировании социально-трудовых отношений в ТНК, действующих на территории государств — участников СНГ от 9 октября 1997 г., а также Конвенции о ТНК от 6 марта 1998 г.

В настоящее время работа по совершенствованию международно-правового регулирования инвестиционных и иных экономических отношений наиболее активно ведется в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — международной организации, учрежденной тремя государствами — Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (г. Астана, 29 мая 2014 г.), устанавливающим в том числе правовые основы регулирования торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций в государствах — членах ЕАЭС (Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций — приложение N 16 к вышеназванному Договору). Кроме того, до вступления в силу соответствующих международных договоров в рамках права ЕАЭС продолжают действовать Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (г. Минск, 27 ноября 2009 г.), Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (г. Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.) и др.

Наибольшую роль в международно-правовом регулировании иностранных инвестиций играют двусторонние договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Прообразом этих договоров служили заключаемые еще в XVIII в. соглашения о дружбе, коммерции и навигации.

Первое двустороннее соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений было подписано 25 ноября 1959 г. между Германией и Пакистаном. За период 1959 — 2007 гг. заключено свыше 2270 подобных двусторонних международных договоров, участниками которых являются более 150 государств. В частности, Российская Федерация подписала свыше 40 соглашений с такими странами, как Бельгия, Великобритания, Германия, Индия, Италия, Канада, Китай, Люксембург, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швейцария, Южная Корея, Япония и др.

Заключение государствами двусторонних международных договоров в рассматриваемой сфере вызвано двумя обстоятельствами. С одной стороны, развивающиеся страны заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций, поскольку получают существенную выгоду от заключаемых между ними и иностранными инвесторами международных инвестиционных соглашений. С другой стороны, иностранные инвесторы нуждаются в понятных и стабильных «правилах игры», которые могут быть гарантированы им лишь на международном уровне. Национальное право подобной характеристикой не отличается, так как его нормы в любой момент могут быть изменены в пользу и в интересах государства.

Структура Типового соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 456, выглядит следующим образом:

1) определения (статья 1);

2) защита капиталовложений (статья 2);

3) режим капиталовложений (статья 3);

4) экспроприация (статья 4);

5) возмещение ущерба (статья 5);

6) перевод платежей (статья 6);

7) суброгация (статья 7);

8) разрешение споров между Договаривающейся Стороной и инвестором другой Договаривающейся Стороны (статья 8);

9) разрешение споров между Договаривающимися Сторонами (статья 9);

10) консультации (статья 10);

11) применение Соглашения (статья 11);

12) вступление в силу и срок действия Соглашения (статья 12).

Другим немаловажным источником выступают двусторонние международные договоры об избежании двойного налогообложения. Российская Федерация является участницей более 50 соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества с такими странами, как Австралия, Великобритания, Германия, Индия, Италия, Израиль, Канада, Кипр, Китай, США, Франция, Швейцария, Южная Корея, Япония и др. Обычно они касаются следующих вопросов:

1) лица, к которым применяется соглашение;

2) налоги, на которые распространяется соглашение;

3) общие определения;

4) резидент;

5) постоянное представительство;

6) доходы от недвижимого имущества;

7) прибыль от предпринимательской деятельности;

8) доходы от международных перевозок;

9) ассоциированные предприятия;

10) дивиденды;

11) проценты;

12) доходы от авторских прав и лицензий;

13) прирост стоимости капитала;

14) доходы от независимой личной деятельности;

15) доходы от работы по найму;

16) гонорары директоров;

17) доходы артистов и спортсменов;

18) пенсии;

19) доходы от государственной службы;

20) суммы, выплачиваемые студентам и стажерам, научным работникам и преподавателям;

21) другие доходы;

22) капитал;

23) метод устранения двойного налогообложения;

24) недискриминация;

25) процедура взаимного согласования;

26) оказание помощи по взиманию налогов;

27) обмен информацией;

28) сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений;

29) вступление в силу соглашения;

30) прекращение действия соглашения.

Таким образом, в настоящее время действует множество многосторонних и двусторонних международных договоров в сфере инвестиционной деятельности. В то же время, несмотря на свою важность, все они в силу своей разрозненности, противоречивости и отсутствия детальной и четкой регламентации не обеспечивает в полном объеме необходимого международноправового регулирования инвестиционных отношений, осложненных иностранным элементом. В частности, формулировки большинства двусторонних международных договоров не дают однозначных ответов на вопросы, возникающие при проведении экспроприации (национализации) и рассмотрении инвестиционных споров с участием принимающего государства, зачастую представляют собой декларации и требуют дальнейшей детализации. Отсутствуют также конвенционные нормы, касающиеся инвестиционной деятельности ТНК. В результате в последние годы вместо государств как основных создателей норм международного права такой пробел стал восполняться иными участниками, что в конечном счете не отвечает интересам принимающих государств и может угрожать их суверенитету. В этой связи в настоящее время представляется крайне необходимым продолжить работу по дальнейшей унификации на многосторонней основе норм международного инвестиционного права, в том числе в рамках ЕАЭС, что позволило бы более точно раскрыть юридическое понятие инвестиции, определить круг инвесторов, установить при проведении экспроприации основания освобождения и ограничения размера выплачиваемой принимающим государством компенсации и т.д.