Договор по результатам конкурентной закупки заключается

Глава 4. Заключение и исполнение договора

457. По результатам конкурентной закупки товаров, работ, услуг между заказчиком и победителем заключается договор, формируемый путем включения условий, предложенных в заявке победителя, участника, с которым заключается договор, в проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о конкурентной закупке.

По согласованию сторон договор может быть заключен с победителем, участником, с которым заключается договор, по цене ниже, чем указана в его заявке/предложении без изменения остальных условий договора.

458. Допускается заключение нескольких договоров по результатам одной конкурентной закупки, если соответствующее условие предусмотрено документацией о конкурентной закупке. Договоры в таком случае заключаются в соответствии с требованиями, установленными настоящим Положением и в порядке, предусмотренном документацией о конкурентной закупке.

По итогам конкурентной закупки заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками такой закупки, если соответствующее право и порядок определения условий договора с каждым из участников установлены в документации о конкурентной закупке.

В случаях, если иное не предусмотрено законодательством РФ, по итогам конкурентной закупки может быть заключен договор любого вида, как предусмотренный, так и не предусмотренный гражданским законодательством или иными правовыми актами.

459. Порядок, сроки направления проекта договора указываются в документации о конкурентной закупке. Заключение договора осуществляется в порядке, установленном в документации о конкурентной закупке, где может быть предусмотрено заключение договора в бумажной форме, или, при наличии технической возможности. В электронной форме. Заключение договора по итогам конкурентной закупки, участником которой могут быть исключительно субъекты МСП, осуществляется в электронной форме.

460. В случае уклонения победителя закупки от заключения договора заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении победителя заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора, а также заключить договор с иным участником в соответствии с настоящим Положением.

461. В случае признания процедуры закупки несостоявшейся заказчик может заключить договор с участником закупки, если указание на это содержится в документации о конкурентной закупке.

462. Срок передачи проекта договора от заказчика участнику, с которым заключается договор, не должен превышать срока, установленного в документации о конкурентной закупке.

463. Срок передачи подписанного договора, обеспечения исполнения договора и иных документов (в случае наличия такого требования в документации) от участника, с которым заключается договор, заказчику не должен превышать срок, указанный в документации о конкурентной закупке.

464. В случае непредставления подписанного договора победителем, иным участником, с которым заключается договор в сроки, указанные в документации о конкурентной закупке, победитель, иной участник считаются уклонившимися от заключения договора.

465. В случае непредставления победителем, иным участником, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора (в случае наличия такого требования в документации) в сроки, указанные в документации о конкурентной закупке, победитель, иной участник считаются уклонившимися от заключения договора.

466. В случае непредставления заказчику победителем, иным участником, с которым заключается договор, в срок, установленный в документации о конкурентной закупке сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующими документами, победитель, иной участник считаются уклонившимися от заключения договора.

467. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством РФ заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

468. В случае если документацией о конкурентной закупке было предусмотрено представление обеспечения исполнения договора на участие в процедуре, заказчик удерживает такое обеспечение при наступлении обстоятельств настоящим Положением, при отзыве заявки после окончания срока подачи заявок, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Положением.

469. Участник вправе согласовать замену способа обеспечения исполнения договора, направив письменное обращение заказчику с приложением банковской гарантии или копии платежного поручения, подтверждающего перечисление на счет заказчика денежного обеспечения. Обращение о согласовании замены способа обеспечения исполнения договора рассматривается в течение 5 рабочих дней с даты получения обращения. При соответствии банковской гарантии и кредитной организации требованиям документации о конкурентной закупке, при наличии реквизитов для осуществления возврата денежного обеспечения, замена обеспечения может быть согласована.

Денежные средства, перечисленные ранее, возвращаются участнику на банковский счет, указанный в его письменном обращении, в течение 10 рабочих дней с даты представления оригинала банковской гарантии.

Банковская гарантия, представленная в качестве обеспечения исполнения договора, возвращается контрагенту в течение 10 рабочих дней с даты поступления средств, перечисленных в качестве обеспечения, на счет заказчика.

470. В случае если документацией о конкурентной закупке установлено требование обеспечения исполнения договора, договор может быть заключен только после предоставления участником закупки, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора в порядке, форме и в размере, указанным в документации о конкурентной закупке. Размер обеспечения исполнения договора устанавливается в документации о конкурентной закупке, но не может превышать 30% от начальной (максимальной) цены договора.

471. В документации о конкурентной закупке может быть предусмотрено требование об обеспечении исполнения договора в целом, а также об обеспечении исполнения отдельных обязательств по договору, в том числе:

1) обязательств по возврату аванса;

2) исполнения обязательств по договору (в том числе отдельных этапов исполнения договора) кроме гарантийных обязательств;

3) исполнения гарантийных обязательств.

472. Исполнение договора может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком, соответствующим требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке, внесением денежных средств, в порядке, установленном документацией о конкурентной закупке, или иным способом, предусмотренным документацией о конкурентной закупке. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия договора не менее чем на один месяц.

Банковская гарантия должна соответствовать требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке.

Порядок возврата обеспечения исполнения договора может быть предусмотрен документацией о конкурентной закупке или договором и должен соответствовать требованиям, установленным настоящим Положением.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения договора, возвращаются на счет исполнителя договора в течение 10 рабочих дней с даты получения документов, подтверждающих надлежащее исполнение обязательств по договору.

473. После определения участника, с которым в соответствии с настоящим Положением должен быть заключен договор, в срок, предусмотренный для заключения договора, заказчик вправе отказаться от заключения договора с таким участником в случае установления несоответствия участника и его заявки требованиям, установленным в пунктах 205 — 206 настоящего Положения, или в связи с предоставлением им недостоверной информации о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем закупки.

Договор в таком случае может быть заключен с участником, заявке которого присвоен второй номер (с участником, сделавшим предпоследнее предложение о цене договора).

474. Заказчик по согласованию с исполнителем договора вправе изменить или расторгнуть договор в случае существенного изменения обстоятельств, из которых они исходили при заключении договора, в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ и принятыми во исполнения его нормативными правовыми актами.

В случае недостижения соглашения об изменении условий договора в соответствии с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении договор может быть расторгнут или изменен судом в порядке и по основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ и принятыми во исполнения его нормативными правовыми актами.

475. Заказчик в одностороннем порядке может отказаться от исполнения обязательств по договору по основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ и принятыми во исполнения его нормативными правовыми актами.

476. Заказчик по согласованию с контрагентом при заключении договора и/или в ходе исполнения договора вправе изменить количество всех предусмотренных договором товаров, объем предусмотренных работ, услуг при изменении потребности в товарах, работах, услугах, на поставку, выполнение, оказание которых заключен договор в пределах 30% от начальной (максимальной) цены лота, если иное не предусмотрено в документации о конкурентной закупке), а также при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, услуг, товаров, не предусмотренных договором, но связанных с такими работами, услугами, товарами, предусмотренными договором.

При поставке дополнительного количества таких товаров, выполнении дополнительного объема таких работ, оказании дополнительного объема таких услуг заказчик по согласованию с контрагентом вправе изменить первоначальную цену договора пропорционально количеству таких товаров, объему таких работ, услуг, а при внесении соответствующих изменений в договор в связи с сокращением потребности в поставке таких товаров, выполнении таких работ, оказании таких услуг заказчик в обязательном порядке меняет цену договора указанным образом.

476.1. В договор могут быть внесены изменения в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, документацией о закупке, в том числе проектом договора, являющимся приложением к документации.

477. Победитель, иной участник, заключивший договор с заказчиком обязан информировать заказчика в сроки, установленные договором о произошедших изменениях в сведениях в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующими документами.

478. При исполнении договора не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому договору вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения. Новый поставщик (исполнитель, подрядчик) должен соответствовать требованиям к участникам закупки, которые устанавливались в документации о конкурентной закупке.

479. При исполнении договора по согласованию с заказчиком допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в договоре. При этом стоимость поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг не должна быть выше стоимости, указанной в договоре.

480. В случае если договор заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в договор включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой договора.

481. При исполнении договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключенных заказчиком с субъектами МСП по результатам осуществления закупок способами, определенными настоящим Положением, субъекты МСП вправе использовать механизм финансирования под уступку денежного требования (факторинг) в соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации и Порядка использования уступки права требования (факторинга) при исполнении договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 25 октября 2017 г. N 2182р.

Конкурентные и неконкурентные способы закупок компаний с государственным участием

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) не имеет таких жестких рамок как Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).

Достаточно много правил закупочной деятельности компании с государственным участием определяют самостоятельно в соответствующем положении о закупках, которое должно быть у каждого заказчика и размещается непосредственно на сайте Единой информационной системы для всеобщего доступа. Способы осуществления торгов заказчик также определяет самостоятельно.

В положении о закупках должны быть отражены все те виды закупок, которые планирует проводить заказчик для заключения договоров, которые направлены на удовлетворение его нужд с подробным описанием порядка и условий проведения таких закупок. В рамках такого положения о закупках необходимо указать не только информацию о том, какие способы будут использованы для проведения тех или иных закупок, но также и обозначены правила проведения таких закупочных процедур, а также порядок выбора/определения заказчиком того или иного способа проведения закупки. Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 1 июля 2018 года, введено понятие конкурентных и неконкурентных закупок. Теперь такие виды закупок должны регламентироваться в положениях о проведении закупок. Далее рассмотрим более подробно порядок и особенности проведения конкурентных и неконкурентных закупок.

Конкурентные способы закупок по Закону № 223-ФЗ

Обязательные способы конкурентных закупок в установлены в статье 3.1 Закона № 223-ФЗ. К ним относятся:

• конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс)

• аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион)

• запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок),

• запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Требования к их проведению, как уже отмечалось выше, заказчик устанавливает самостоятельно в положении о закупке. Однако, они в любом случае не должны противоречить положениям законодательства и подзаконных актов. Например, относительно сроков, определенных частью 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, где четко указано, что с момента публикации извещения на сайте до окончания приема подачи заявок должно пройти не менее 20 дней.

При этом для того, чтобы закупка считалась конкурентной, она в обязательном порядке должна соответствовать таким признакам как:

Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

• информация о конкурентной закупке сообщается такими способами как: размещение в ЕИС извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц; направление приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях (если сведения о такой закупке составляют государственную тайну, или если координационным органом Правительства Российской Федерации в отношении такой закупки принято решение о неразмещении такой закупки В ЕИС при реализации инвестиционных проектов);

• обеспечение конкуренции между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

• описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований об обозначении основных функциональных характеристик предмета закупки без обозначения требований к товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, патентам, и иные подобные требования, ограничивающие количество участников закупки.

Если закупка не соответствует хотя бы одному из указанных условий, такая закупка признается неконкурентной.

Важно отметить, что для ряда товаров, работ, услуг должна проводиться закупка в электронной форме. Соответствующий перечень таких товаров, работ, услуг утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616, к которым относятся, например, легковые автомобили, автобусы, ватно-марлевые медицинские изделия и перевязочные материалы, а также некоторые виды канцтоваров.

В ряде случаев необходимо проведение закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема. Указанным Положением установлено, что годовой объем закупок, которые планируются в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки осуществить по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, должен составлять не менее 15 % совокупного годового стоимостного объема закупок, планируемых к осуществлению в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки.

При проведении конкурентной закупки, имеется исключение из общего ограничения на указание в предмете закупки товарного знака. Если заказчик вынужден использовать в описании закупки товарный знак, то обязан ссылаться на допустимость предоставления эквивалентных товаров/работ/услуг (использовать слова «или эквивалент»). Исключения из данного правила также имеются в случаях:

• несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, уже используемыми заказчиком;

• закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией;

• закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

• закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации.

Важно отметить, что для того, чтобы воспользоваться перечисленными выше возможностями ссылки на конкретный товарный знак при проведении закупки, необходимо привести четкое обоснование невозможности закупки товаров под иными товарными знаками.

Неконкурентные способы закупок

Если Закон № 44-ФЗ неконкурентные способы закупок регулирует очень подробно, то Закон № 223-ФЗ такой тщательной регламентации для таких закупок не предусматривает. Законодатель в рамках данного закона говорит только о некоторых особенностях, к числу которых следует отнести следующее: в рамках Закона № 223-ФЗ в качестве неконкурентных закупок рассматривается только закупка у единственного поставщика.Других особенностей в рамках данного нормативного акта для неконкурентных закупок в настоящее время не предусмотрено. При этом установлено, что неконкурентными закупками являются закупки, не соответствующие перечисленным выше признакам конкурентной закупки.

В ряде случаев возникает ряд противоречий и спорных вопросов относительно выбора способа закупки. Так, например, заказчики, с одной стороны, вправе предусмотреть в своих внутренних положениях о закупках возможность осуществления неконкурентных закупок, в том числе путем закупок у единственного поставщика, а с другой стороны, обязаны руководствоваться принципом отсутствия необоснованных ограничений конкуренции и экономически эффективного расходования денежных средств. В связи с этим возникают вопросы, в том числе, при заключении банками с заказчиками кредитных договоров и договоров о выдаче банковских гарантий по результатам закупки у единственного поставщика, если объективных причин (например, последствий чрезвычайных ситуаций) для проведения неконкурентных закупок нет, но положение о закупках заказчиков допускают заключение кредитных договоров и договоров о выдаче банковских гарантий с единственным поставщиком во всех случаях, в том числе, при отсутствии для этого объективных причин. Так, по мнению ЦБ РФ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. Тем не менее, указание в положении о закупке на иные способы закупки не свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны заказчика, поскольку сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным1.Таким образом, следует понимать, что такой вид закупок как закупка у единственного поставщика не регламентирован в рамках действующего законодательства для закупок отдельными видами юридических лиц. Полагаем, что по этой причине важно, чтобы данный вид закупок был очень тщательно проработан в рамках принятого положения о проведении закупок в рамках функционирования конкретного государственного или муниципального заказчика, в том числе важна правовая оценка случаев закупки у единственного поставщика с точки зрения целесообразности их установления с точки зрения защиты конкуренции.

Этим обусловлен тот факт, что все остальные закупочные процедуры представляют собой такие закупки, в ходе которых происходит борьба различных участников за право заключить договор или контракт. При этом такая борьба может происходить путем участия в электронной процедуре либо путем подачи заявок на заключение контракта или договора с указанием своих предложений по итоговым условиям для того, чтобы предложить заказчику максимально выгодные условия удовлетворения его нужд. При проведении закупки у единственного поставщика в рамках положения о закупках должна быть отражена информация о том, в каких случаях такие закупки могут проводиться, каким является максимальный порог для начальной максимальной цены договора при проведении такой закупочной процедуры, а также необходимость проведения закупки именно неконкурентным способом. Если речь идет о мелких закупках, которые проводятся на основании механизма прямых торгов, то для них должны быть сформулированы все правила проведения, в том числе порядок подготовки документов для рассмотрения заказчиком конкретных предложений от потенциальных исполнителей.

Закупки, предметом которых является контракт на небольшие суммы, которые проводятся в настоящее время на основании положений Закона № 223-ФЗ путем заключения контракта с единственным поставщиком, должны быть тщательно регламентированы в рамках создаваемого положения о закупках. Проведение мелких закупок с помощью использования механизма прямых торгов предусматривает необходимость для потенциального исполнителя подготовить специальную аналитическую записку, в которой будут отражены все необходимые условия для проведения закупок. Поданные аналитические записки рассматриваются заказчиком, и итоговый контракт или договор заключается с тем исполнителем, который предложил лучший вариант.

Однако такой механизм возможно реализовать только в отношении ограниченного числа закупок, которые осуществляются для заключения договоров и контрактов на получение различного рода финансовых услуг у специально аккредитованных на это финансовых учреждений, а также в отношении закупок, итогом которых становится выбор субподрядчика для выполнения какого-либо вида работ. Сроки заключения договора по итогам неконкурентной закупочной процедуры также должны быть отражены в положении о закупках. В частности, в рамках данного документа необходимо указать, в течение какого периода времени должны быть заключены контракты и договоры по итогам определения всех условий для такого соглашения. Максимальный срок для подписания не может превышать десяти дней с момента окончания самой закупочной процедуры либо размещения извещения о такой закупке в Единой информационной системе.

Приведем пример из судебный практики, касающийся неверного толкования понятия «неконкурентная закупка».

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А12-36504/2018 от 21 февраля 2019 г.

Как следует из материалов дела, заказчиком было скорректировано положение о закупке в соответствии с новой редакцией Закона № 223-ФЗ. В скорректированное положение о закупке наряду с конкурентными закупками заказчиком был включён такой способ неконкурентной закупки как запрос технико-коммерческих предложений, адресованный неограниченному кругу лиц. Заказчик разместил в ЕИС извещение о проведении закупки на поставку труб стальных, способ проведения закупки – запрос технико-коммерческих предложений.

На данную неконкурентную закупку была подана жалоба участников в УФАС. Антимонопольным органом вынесено решение о признании жалобы участника на действия заказчика при проведении запроса технико-коммерческих предложений обоснованной и признании заказчика нарушившим ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ о закупках. При этом заказчику выдано предписание об устранении нарушений законодательства РФ о закупках отдельными видами юридических лиц, допущенных при организации и проведении запроса технико-коммерческих предложений на право заключить договор на поставку труб стальных путем внесения изменений в положение о закупках товаров, работ, услуг посредством отнесения закупок в форме запроса технико-коммерческих предложений к конкурентным способам закупок.

Судом было установлено, что информация о закупке сообщена заказчиком путем размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о закупке; по результатам спорной закупки заказчик выбирает победителя закупки на основании оценки и сопоставления заявок. Порядок данной оценки позволяет определить лучшее предложение на основе конкурентного (состязательного) отбора поступивших предложений; формой технического задания на поставку материалов, включенного в состав документации о закупке, предусмотрено требование к техническим характеристикам товара, а также предусмотрено требование к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара.

Судом сделан вывод о том, что запрос технико-коммерческих предложений, адресованный неограниченному кругу лиц, с указанием характеристик предмета закупки, является в данном случае формой конкурентной закупки2.

С позицией суда и антимонопольного органа в данной конкретной ситуации трудно не согласиться. Конкурентные и неконкурентные способы закупок должны отличаться не только своим названием, но и по содержанию, так как в силу прямого указания части 3.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Данное требование закона заказчиком было безусловно нарушено.

При этом выдача предписания о внесении изменений в правовой акт, регламентирующий закупочную деятельность – положение, представляется спорной, так как является необоснованным вмешательством в финансово-хозяйственную деятельность заказчика и не предусмотрена действующим законодательством РФ о закупках отдельными видами юридических лиц.

В заключении следует отметить, что в системе государственного заказа и закупок государственных компаний по-прежнему преобладают неконкурентные способы закупок.

Долю неконкурентных закупочных процедур в закупках госкомпаний Счетная Палата РФ оценивает в 94,4% от общего объема объявленных закупок. При этом на закупки собственно у единственного поставщика приходится 36,1%, а 58,3% — на закупки «прочими способами», которые ведомства считает неконкурентными3.

В сфере закупок госкомпаний за прошедший год ситуация практически не изменилась, несмотря на принятие в конце 2017 года ряда поправок к Закону № 223-ФЗ. В их числе нормы, обязывающие компании с государственным участием устанавливать в своих положениях о закупках исчерпывающий перечень случаев проведения закупки у единственного поставщика, а также порядка подготовки и осуществления таких закупок.

Иные способы закупок, имеющие специфические отличия

Помимо указанных обязательных способов закупок Закон № 223-ФЗ предусматривает, что заказчиком могут быть использованы иные способы конкурентных и неконкурентных закупок. Указанные «иные способы закупок» не являются обязательными, то есть они могут быть или не быть в положении о закупке.

Заказчик, согласно Закону № 223-ФЗ, обязан включить информацию о них в соответствующее Положение, а вот пользоваться или нет тем или иным способом он решает также самостоятельно.

Особо следует отметить такой способ закупки как конкурентная закупка с ограниченным доступом.

Так, под конкурентной закупкой с ограниченным участием понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, прошедший предварительный квалификационный отбор, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений в порядке, установленном документацией о конкурентной закупке содержит лучшие условия исполнения договора. Ее не следует путать с предварительным квалификационным отбором, под которым понимается оценка соответствия поставщиков, исполнителей, подрядчиков предъявляемым требованиям, проводимая до подачи заявок с технико-коммерческими предложениями.

Предварительный квалификационный отбор может проводиться непосредственно перед конкурентной закупкой или заблаговременно до проведения конкурентной закупки.

При этом предварительный квалификационный отбор не является самостоятельным способом закупки и не влечет за собой обязательств заключения договора по итогам проведенного предварительного квалификационного отбора.

Подобное выведение предварительного квалификационного отбора за рамки проведения конкурентной закупки позволяет заказчику требовать предоставления образцов (проб) закупаемой продукции у участников предварительного квалификационного отбора. При этом какое-либо нарушение прав участников закупки, у которых истребуются такие образцы (пробы), в данном случае отсутствует, поскольку заказчиком не проводится конкурентная процедура закупки и заключение договора по результатам предварительного квалификационного отбора не производится.

Правомерность подобного подхода к истребованию образцов закупаемых товаров до проведения конкурентной закупки подтверждена следующим решением суда.

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.01.2019 г. по делу № А40-241866/2018.

Как следует из материалов дела, решением ФАС России была удовлетворена жалоба участника закупки на действия (бездействие) заказчика при проведении предварительного квалификационного отбора без ограничения срока подачи заявок в электронной форме с целью выбора организаций, обладающих достаточной квалификацией для участия в конкурсах на право заключения договоров поставки спецодежды, спецобуви и форменной одежды.

Не согласившись с указанным решением ФАС России, заказчик обратился в арбитражный суд для его обжалования. Суд полностью согласился, в том числе и с вышеуказанными доводами заказчика о том, что истребование образцов (проб) закупаемой продукции у участников предквалификационного отбора правомерно, поскольку последний сам по себе не является конкурентной закупкой, по результатам которой заключается договор с участниками закупки. Спецодежда, спецобувь, форменная одежда, являющаяся предметом квалификационного отбора, существенно влияет на безопасность жизни и здоровья сотрудников, для ношения которыми она предназначена.

Данное требование установлено заказчиком в связи с невозможностью на стадии проведения квалификационного отбора определить качество предлагаемого товара, а также исключить факт поставки продукции, не соответствующей требованиям по химическому составу и качеству пошива, что может стать причиной причинения вреда здоровью работника, привести к сбою в работе ввиду невозможности осуществления работы без спецодежды, спецобуви и форменной одежды.

Установление соответствия производимого товара всем гигиеническим требованиям, требованиям по качеству пошива и безопасности использования предлагаемых к поставке изделий невозможно осуществить на стадии проведения квалификационного отбора иным способом, кроме как проведением анализа представленных образцов.

Использование изделий, не соответствующих техническим, химическим и гигиеническим требованиям или требованиям по безопасности ставит под угрозу здоровье сотрудников. При этом в случае установления такого несоответствия после заключения договора для заказчика существенно увеличивается риск убытков и расходов по замене товара (сбор по всей стране, возврат, имиджевые потери), несоизмеримых затратам на проведение предварительного квалификационного отбора.

Таким образом, по мнению суда, требование о предоставлении образцов спецодежды, спецобуви и форменной одежды при проведении предквалификационного отбора обоснованно и правомерно.

Представляется, что подобное решение проблемы – истребование образцов (проб) товаров в рамках предварительного квалификационного отбора до осуществления конкурентной закупки является оптимальным с точки зрения интересов заказчика и полностью соответствует требованиям Закона № 223-ФЗ4.

Сложность для поставщиков/подрядчиков/исполнителей, работающих с Законом № 223-ФЗ, заключается в том, что кроме обязательных способов закупок заказчик имеет право включить в положение любые другие. Поэтому прежде, чем подавать заявку на определенные торги, следует изучить установленные к ней конкретным заказчиком требования — от формы подачи до состава документов.

Среди всего существующего большого разнообразия способов закупок существуют те, которые заказчики применяют и описывают в своих положениях чаще всего. Ими являются, например, запрос цен, а также конкурентные переговоры.

Запрос цен, представляет собой, как правило «простую» закупку с невысокой начальной ценой и минимальными требованиями к заявке.

Что касается конкурентных переговоров, то за ними чаще всего скрывается довольно широкий список требований к участникам, а также поставляемым товарам/выполняемым работам/оказываемым услугам.

Так в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 16 мая 2018 г., рассмотрен следующий случай.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании закупки по строительству высокотехнологичной ветряной электрической станции недействительной, поскольку при ее проведении нарушено требование пункта 5 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, что выразилось в отсутствии в документации о закупке сведений о начальной (максимальной) цене договора.

По мнению общества, под «сведениями о начальной (максимальной) цене договора» следует понимать фиксированную цену, выраженную в числовом значении.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд указал следующее. В соответствии с положением о закупке выбранный заказчиком способ проведения закупки – конкурентные переговоры – осуществляется в несколько этапов. Первый этап имеет своей целью получение заказчиком дополнительной информации о возможных вариантах наиболее оптимальной установки и функционирования закупаемого высокотехнологичного оборудования; уточнение требований технического задания, которые в последующем необходимы для формирования начальной (максимальной) цены договора.

Согласно положению о закупке заказчик перед вторым этапом конкурентных переговоров уточняет техническое задание и устанавливает начальную (максимальную) цену договора. Победителем конкурентных переговоров признается участник, предложивший наиболее низкую цену.

Таким образом, по мнению суда, учитывая имеющуюся специфику способа проводимой закупки, указание в документации о закупке на первом этапе конкурентных переговоров сведений о цене договора не в фиксированном числовом значении не является нарушением положений пункта 5 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ5.

Охарактеризовать тот или иной необязательный способ закупок по Закону № 223-ФЗ сложно. Ведь каждый заказчик в своем Положении устанавливает свой порядок и требования, с которыми нужно в обязательном порядке ознакомиться перед подачей заявки. Перечисленные выше способы – это далеко не все разнообразие, встречающееся на существующих электронных площадках.

Тем не менее, при выборе неконкурентных способов закупок такой выбор должен быть максимально обоснован своей целесообразностью, а конкурентные закупки должны быть также проведены с условием об их максимальной открытости и соблюдением требований об отсутствии необоснованных ограничений для участников закупок.

2 августа 2019 г.

Младший юрист Юридической фирмы «BRACE»

Ольга Гусева

________________________

1 Письмо Банка России от 23.04.2019 № 31-4-9/2518.

2 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А12-36504/2018 от 21 февраля 2019 г.

3 Большая часть государственных закупок и закупок компаний с государственным участием проводятся неконкурентными способами.

4 Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.01.2019 г. по делу № А40-241866/2018.

5 Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 16 мая 2018 г.

Статья 4
 

3. Положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции настоящего Федерального закона), утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее 1 января 2019 года. Положения о закупке, которые не соответствуют Федеральному закону от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции настоящего Федерального закона), после 1 января 2019 года считаются не размещенными в единой информационной системе. Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции настоящего Федерального закона), завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

Федеральный закон от 27.12.2019 N 505-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О НЕДРАХ»

Принят
Государственной Думой
12 декабря 2019 года

Одобрен
Советом Федерации
23 декабря 2019 года

1) в пункте 3 части первой статьи 2.3 слова «технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения» заменить словами «технического водоснабжения», слова «целей хозяйственно-бытового» заменить словами «целей питьевого водоснабжения или технического»;

2) пункт 5 части первой статьи 3 изложить в следующей редакции:

«5) государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, за исключением участков недр местного значения, а также за исключением запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки;»;

3) в статье 4:

а) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5) участие в государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр;»;

б) в пункте 14.1 после слов «полезных ископаемых» дополнить словами «и подземных вод», слова «, экономической и экологической» исключить, дополнить словами «, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки»;

4) в статье 10.1:

а) в абзаце четвертом пункта 3 слова «для добычи» заменить словами «для разведки и добычи», слова «или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения» заменить словами «или технического водоснабжения», слова «и их добычи» заменить словами «, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, или для геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, их разведки и добычи на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, осуществляемых по совмещенной лицензии»;

б) в пункте 6:

в абзаце девятом слово «хозяйственно-бытового» заменить словами «питьевого водоснабжения или технического»;

5) в части восьмой статьи 16 слова «для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи» заменить словами «для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, для геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод или для геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, осуществляемых по совмещенной лицензии»;

6) в части первой статьи 18 слова «подземных вод, для добычи» заменить словами «подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, для разведки и добычи», слово «хозяйственно-бытового» заменить словами «питьевого водоснабжения или технического»;

7) в статье 19.2:

а) в части первой слово «хозяйственно-бытового» заменить словами «питьевого водоснабжения или технического»;

б) в части второй слово «хозяйственно-бытового» заменить словами «питьевого водоснабжения или технического»;

в) в части третьей слово «хозяйственно-бытового» заменить словами «питьевого водоснабжения или технического», слова «проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр» заменить словами «проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр»;

8) в части первой статьи 23:

а) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, государственный учет работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами;»;

б) в пункте 11 слова «или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения» заменить словами «или технического водоснабжения»;

9) в части первой статьи 23.2 слова «или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения» заменить словами «или технического водоснабжения»;

10) в части четвертой статьи 27.1 слова «участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей» заменить словами «государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование»;

11) в статье 28:

а) часть первую изложить в следующей редакции:

«Государственный учет работ по геологическому изучению недр осуществляется посредством ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр. Государственный учет участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами осуществляется посредством ведения государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами.»;

б) в части второй слова «государственного реестра» заменить словами «государственных реестров, указанных в части первой настоящей статьи,»;

12) статью 29 изложить в следующей редакции:

«Статья 29. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр

Запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.

Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.

Результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Закона.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод может проводиться в течение всего срока геологического изучения недр, предусмотренного абзацем вторым части первой статьи 10 настоящего Закона, при условии представления на государственную экспертизу документов и материалов, позволяющих дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации, результаты которой оформляются заключением государственной экспертизы геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации об участках недр, предоставленных в пользование, проводится по заявлению пользователей недр. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации об участках недр, за исключением участков недр, предоставленных в пользование, проводится по заявлению государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр проводится за счет средств заявителей.

Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации платы за проведение органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертизы в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

Размер платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации.».

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
27 декабря 2019 года
N 505-ФЗ

Напомним, что 1 июля 2018 года в силу вступили изменения в Закон № 223-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 31.12.2017 года № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации».

Разумеется, у заказчиков, работающих в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», возник ряд вопросов о порядке применения внесенных в данный закон поправок, в том числе в части порядка применения принятого положения о закупке и сроках его актуализации, приведения в соответствие новой редакции Закона № 223-ФЗ.

В связи с поступающими вопросами в адрес Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, регуляторы контрактной системы и антимонопольщики выразили свою общую позицию в совместном письме № 24-04-06/44451\|АД/48543/18 от 27.06.2018 года «О позиции Минфина России и ФАС России о приведении положения о закупке в соответствие с Федеральным Законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017 года № 505-ФЗ:

  • Не позднее 1 января 2019 года, заказчикам необходимо привести в соответствие новой редакции Закона № 223-ФЗ свои положения о закупке, а также разместить актуализированные положения в единой информационной системе в сфере закупок;
  • Не приведенные до 1 января 2019 года в соответствие новой редакции Закона № 223-ФЗ положения о закупке, будут приравниваться к неразмещенным в единой информационной системе в сфере закупок;
  • Закупки, извещения о которых были размещены в ЕИС до размещения актуализированного положения о закупке, должны завершаться в соответствии с правилами, действовавшими на дату размещения извещения (по старому положению о закупке).

часть 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017 года № 505-ФЗ (извлечение)

3. Положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции настоящего Федерального закона), утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее 1 января 2019 года. Положения о закупке, которые не соответствуют Федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции настоящего Федерального закона), после 1 января 2019 года считаются не размещенными в единой информационной системе. Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции настоящего Федерального закона), завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

Соответственно, несмотря на данный законодателем внушительный период для корректировки положения о закупке, рекомендуем уважаемым коллегам, работающим по Закону № 223-ФЗ заняться корректировкой своих положений о закупке уже сейчас.