Единый тариф на вывоз ТКО

Тарифы за услугу по обращению с ТКО

Все Подмосковье разделили на семь территорий (кластеров) — по количеству региональных мусорных операторов. Размер платы за вывоз отходов теперь зависит от конкретной территории. Для каждого регионального оператора установлен предельный экономически обоснованный единый тариф за обращение с ТКО:

Название кластера Региональный оператор Тариф, руб./куб. м
(без учета НДС)
Алексинский ООО «Экопромсервис» 744,33
Воскресенский ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» 656,06
Каширский ООО «Каширский региональный оператор» 729,94
Ногинский ООО «Хартия» 616,39
Рузский ООО «Рузский региональный оператор» 791,30
Сергиево-Посадский ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» 721,75
Чеховский ООО «МСК-НТ» 663,78

Тарифы установлены Комитетом по ценам и тарифам Московской области.
Узнать, к какому кластеру принадлежит муниципалитет, можно .
Расчет стоимости вывоза мусора для населения
Для многоквартирных домов

Источник: РИАМО
Рассчитывается по формуле:
Ст = S х T х (N1 + N2),

где Ст – стоимость вывоза твердых коммунальных отходов и крупногабаритного мусора (в год), S – площадь квартиры или жилого дома, Т – утвержденный тариф согласно кластеру, N1 – норматив накопления твердых коммунальных отходов, N2 – норматив накопления крупногабаритного мусора.
Министерство экологии и природопользования Московской области утвердило норматив накопления мусора – 0,114 кубометров на квадратный метр жилплощади в год. Из них твердых коммунальных отходов – 0,087 кубометров (N1), крупногабаритного мусора – 0,027 кубометров (N2).
Пример. Для собственника, проживающего в квартире площадью 54 квадратных метра в Воскресенске, расчет производится следующим образом.
Тариф в Воскресенском кластере: 656,06 рубля за кубометр. С учетом НДС (20%) – 787,27 рубля за кубометр.
Норматив накопления мусора одинаковый для всех жителей Подмосковья – 0,114 кубометров на квадратный метр жилплощади в год.
Таким образом, 54 х 787,27 х 0,114 = 4846,43 рубля в год (403,87 рублей в месяц).
Для индивидуальных жилых строений

Источник: Александр Кожохин
А. Рассчитывается по формуле:
Ст = S х T х N1 х 0,7,
где Ст – стоимость вывоза твердых коммунальных отходов (в год), S – площадь квартиры или жилого дома, Т – утвержденный тариф согласно кластеру, N1 – норматив накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, собственникам ИЖС предоставляется скидка 30%.
При этом максимальный платеж не должен превышать:

Важно! Договор на вывоз крупногабаритного мусора нужно заключать отдельно.

С января 2020 года сельские жители получают дополнительную скидку в 20% за разделение мусора на две фракции. Понижающий коэффициент применяют для тех, кто выносит отходы на муниципальные контейнерные площадки. Скидка не касается домов в составе СНТ.
Б. Вывоз ТКО по факту
Чтобы вывоз отходов производился по факту, жители должны поставить свои выкатные бачки. Тогда платеж будет зависеть от объема мусора:

Объем вывозимого мусора, л Платеж*
60 57
110 104
120 114
240 228
360 342
800 760
1100 1044

* Предельный платеж. Платеж по факту рассчитан исходя из утвержденного тарифа регионального оператора.
3. Для ИЖС вблизи объектов обращения ТКО
Гражданам, проживающим в радиусе двух километров от комплексов по переработке отходов и действующих полигонов предоставляется скидка в 70%.
Рассчитывается по формуле:
Ст = S х T х N1 х 0,3,
где Ст – стоимость вывоза твердых коммунальных отходов (в год), S – площадь квартиры или жилого дома, Т – утвержденный тариф согласно кластеру, N1 – норматив накопления твердых коммунальных отходов.

С января 2020 года от платы за вывоз отходов полностью освободили жителей 5-километровой зоны вокруг полигонов ТБО «Ядрово» и «Лесная».
Важно! Для льготных категорий граждан предусмотрена компенсация за содержание жилого помещения. Стоимость вывоза ТКО будет включена в перечень затрат, подлежащих возмещению. Неработающим гражданам до 70 лет компенсируют 30%, от 70 до 80 лет – 50%, жителей старше 80 лет полностью освободят от платы.

Московские власти предложили передать вывоз мусора единому оператору

По его словам, сейчас по госконтрактам столичные отходы вывозят только из многоквартирных домов, большая часть коммерческого сектора остается вне управления крупными операторами. Единый региональный оператор, по мнению Шипелова, необходим, чтобы внедрить систему раздельного сбора отходов и для населения, и для юридических лиц. Кроме того, он сможет выстроить систему взаимодействия с Московской областью на технологическом и законодательном уровнях.

РБК направил запросы в «Хартию» и Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Представитель «Эколайна» отказался комментировать интерес к участию в тендере на статус единого регоператора Москвы из-за отсутствия его условий. Представители «Мск-НТ», «МКМ-Логистика» и департамента ЖКХ Москвы на запросы РБК не ответили.

Ежегодный объем мусора в Москве, который требует утилизации, составляет 8 млн т. По оценкам директора группы корпоративных рейтингов АКРА Максима Худалова, если такой объем вывоза отходов получит единый регоператор, его выручка при текущих тарифах на вывоз отходов может составить около 26,3 млрд руб. в год. При этом инвестиции в создание инфраструктуры по вывозу и сортировке мусора он оценил в 5–7 млрд руб.

По расчетам советника губернатора Подмосковья, эксперта ОНФ Александра Когана, объем образования ТКО согласно терсхеме Москвы составляет 7,92 млн т в год, из них 5,37 млн т придется на зону деятельности будущего регоператора. В тарифах исполнителей госконтрактов, которые вывозят 2,55 млн т отходов в год, включены инвестиции в строительство новой инфраструктуры сортировки, переработки и захоронения отходов, замену мусоровозов. Средний тариф на вывоз мусора по госконтракту составляет 3872 руб. за 1 т из расчета на 2023 год. При такой же стоимости вывоза выручка регоператора Москвы может составить 20,8 млрд руб. в год с учетом обязательств по вложению в инфраструктуру по сортировке, переработке и захоронению отходов.

Станет ли монопольным рынок мусора Москвы

Как объяснил РБК источник в одной из работающих на рынке утилизации мусора компаний, выбор единого регионального оператора не повлияет на исполнение уже заключенных госконтрактов. Они должны будут исполняться и далее в соответствии с их условиями. В то же время действующими госконтрактами не покрывается и половины объема вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО), образующихся в Москве.

Назначение единого регоператора в Москве не превратит рынок вывоза мусора в монопольный, а сама процедура выбора оператора не противоречит антимонопольному законодательству, заметил исполнительный директор ассоциации операторов в сфере обращения с отходами «Чистая страна» (туда входят в том числе пять крупных участников вывоза отходов в Москве. — РБК) Руслан Губайдуллин.

«По закону «Об обращении с отходами» каждый регион должен на конкурсе выбрать себе регионального оператора по вывозу отходов. Каждая из компаний сможет побороться за этот статус. Но власти сами решают, исходя из логистики, тарифа и других условий, выбрать одного или несколько участников по одному на каждую зону», — объяснил он. По словам эксперта, компании, работающие по госконтрактам, продолжат выполнять их и с приходом единого оператора, но в качестве его подрядчиков.

«Мусорная» реформа началась в России 1 января 2019 года, ее цель — создание новой мусороперерабатывающей структуры в масштабах страны и сокращение числа свалок. У Москвы и Санкт-Петербурга есть переходный период до 1 января 2022 года. Предварительно столичные власти обязаны выбрать одного или нескольких региональных операторов по вывозу отходов на конкурсной основе, принять территориальную схему обращения с отходами, нормативы и тариф на их вывоз для населения и юридических лиц.

Сейчас в 80 регионах России выбраны компании — регоператоры по вывозу отходов, определены нормативы накопления ТКО и установлены тарифы за вывоз мусора, прописанные отдельной строкой в платежке за коммунальные услуги. Всего на территории России действует 240 региональных операторов, 159 из них — в регионах, вошедших в реформу (по данным НАКДИ). В среднем стоимость коммунальной услуги по вывозу мусора на человека вице-премьер Алексей Гордеев оценивал в 120–130 руб. в месяц. В декабре 2018 года министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин говорил, что стоимость вывоза коммунальных отходов вырастет в 2019 году не более чем на 5%.

Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

Экономическое обоснование тарифов.

Постановлением Правительства РФ «Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства» № 89 от 17 февраля 2004 г. введено понятие «экономически обоснованные расходы», определен состав затрат по видам жилищно-коммунальных услуг.
Органы власти субъектов РФ при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и органы местного самоуправления при установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях должны исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг.
Экономически обоснованные затраты на услуги жилищно- коммунального хозяйства складываются из себестоимости единицы услуги и прибыли организации — производителя услуг. Прежде всего формируется полная себестоимость услуг, фиксируется ее уровень, что позволяет в дальнейшем регулировать тарифы с учетом инфляции и ряда других факторов.
В состав себестоимости услуг включаются:
материальные затраты (материалы, используемые для технологических целей, топливо, электроэнергия, вода) исходя из технических и технологических возможностей объектов жилищно-коммунального хозяйства (котельных, водозаборных сооружений и т.д.), степени их загрузки, удельных норм расхода материальных и топливно- энергетических ресурсов на единицу продукции, товаров, работ, услуг;
оплата труда работников жилищно-коммунального хозяйства; рассчитывается исходя из нормативной численности рабочих основных специальностей и фактически сложившейся за год, предшествующий году формирования бюджета, заработной платы по отраслям «Жилищное хозяйство» и «Коммунальное хозяйство» с учетом расчетного индекса роста среднемесячной заработной платы по отраслям «Жилищное хозяйство» и «Коммунальное хозяйство», общих условий оплаты, установленных отраслевыми тарифными соглашениями;
амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств; определяются на основе действующих норм амортизации и балансовой стоимости основных средств по группам. Расчет проводится по формуле
Рк+Т = (Бет + Из) • П,
где Рк+Т — затраты капитального и текущего ремонта;
Бст — балансовая стоимость основного фонда на начало текущего года;
Из — сумма износа основных фондов по балансу на начало текущего года;
П — утвержденный процент;
затраты на проведение текущего и капитального ремонтов; определяются на основании смет на выполнение ремонтных работ в соответствии с действующими регламентами ремонтов, но не более затрат, принимаемых в процентном отношении балансовой стоимости основных фондов (водоснабжение, водоотведение — 7%; теплоснабжение, вывоз твердых бытовых отходов и их захоронение — 8, текущий ремонт жилищного фонда — 1, капитальный ремонт жилищного фонда — 1,5%);
цеховые и общеэксплуатационные затраты без учета налогов, включаемых в себестоимость услуг; рассчитываются в размере до 100% к заработной плате рабочих основных специальностей;
налоги, включаемые в себестоимость услуг (в соответствии с законодательством).
При расчете тарифов на коммунальные услуги учитывается прибыль в размере до 12%, а на содержание и ремонт жилищного фонда — до 5%. При планировании нормы прибыли учитывается, что часть функций от предприятий переходит к службе заказчика и она опла-чивается в централизованном порядке. Норма прибыли должна быть достаточной для получения предприятием инвестиционной надбавки.
Плата за наем жилья учитывает дифференциацию жилых помещений по соответствующим критериям, качественную характеристику квартир; включает санитарно-гигиеническую очистку здания и придомовой территории, уход за зелеными насаждениями, эксплуатацию мусоропроводов и лифтов, текущий ремонт.
Переход к обоснованию элементов затрат должен учитывать структуру себестоимости для каждого вида услуг.

Например, тариф на техобслуживание жилого дома в г. Люберцы Московской области имеет следующую структуру, %:
текущий ремонт — 25,0;
электроэнергия на лестничных клетках — 2,9;
оплата труда с начислениями — 31,0;
материалы — 8,1;
услуги сторонних организаций — 12,7;
амортизация — 1,0;
капитальный ремонт — 7,6;
прибыль — 4,8.
Между тем, должный контроль за затратами во многих предприятиях ЖКХ отсутствует. Используются устаревшие нормативы, затраты не соответствуют качеству услуг и условиям финансирования, планирование ведется по факту предыдущих периодов. За-
вышаются и не выполняются объемы работ, что порождает нерациональные расходы и приписки. На любом предприятии можно выявить 10—15% нерациональных расходов, в основном в виде завышения планируемых работ, перерасходов на ремонты и т.д. Люди отказываются платить за ремонт, если не видят его результатов.
Для защиты потребителей предусмотрена обязанность органов местного самоуправления при установлении цен на содержание, ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги использовать заключение независимой экспертизы.
Экспертная группа анализирует договорные отношения, структуру и динамику себестоимости, финансовые потоки, технологические параметры предприятия, определяет соответствие стоимости услуг платежеспособности населения.
Заключение независимой экспертизы должно содержать:
оценку экономической обоснованности расходов, приведенных в предложениях по установлению цен и тарифов;
оценку финансового состояния и уровня технического оснащения организации;
анализ экономической обоснованности размера прибыли, необходимой для функционирования и развития организации;
анализ качества работ и услуг, оказываемых организациями;
сравнительный анализ динамики расходов и размера прибыли по отношению к предыдущему расчетному периоду.
Экспертизу проводят местная администрация, антимонопольные органы, независимые фирмы, хозяйствующие субъекты. Экспертные организации аккредитируются при Госстрое специальными постановлениями.
Предмет и цели проводимых проверок предопределяются теми, кто осуществляет экспертизу. Местная администрация заинтересована в выявлении резервов на предприятиях ЖКХ (сокращении потерь). Как правило, проводимая представителями местной администрации экспертиза отражает существующую тарифную политику. Проверки, проводимые территориальными антимонопольными органами, направлены на выявление нарушений по отношению к уже действующим тарифам на жилищные и коммунальные услуги. В случае организации экспертизы самим хозяйствующим субъектом ставится цель выявить финансовые долги предприятия, причины неустойчивого финансового положения.
Ранее действовавшие правовые требования к содержанию экспер-тизы и к экспертной организации были существенно более высоки.
Вместо действовавшего ранее порядка проведения экспертиз принят порядок, определяемый конкретным органом местного са-
моуправления при существенном снижении требований к содержанию экспертизы. Изменение тарифов на коммунальные услуги может осуществляться на основании результатов экспертизы фактических затрат на оказание коммунальных услуг, проводимой в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

Бремя платежей за услуги ЖКХ зависит не только от уровня тарифов, но и от потребляемых ресурсов, на которые устанавливаются цены и тарифы. Даже в тех случаях, когда тарифы на электрическую и тепловую энергию, газ устанавливаются федеральными и региональными органами регулирования, нормативы их потребления в расчете на 1 кв. м или на одного человека устанавливаются местными органами представительной власти.
Сейчас преобладает нормативный метод определения расходов используемых ресурсов. От обоснованности норматива в значительной мере зависит сумма платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Например, в г. Балашиха Московской области население обслуживают региональные коммерческие организации «Электросеть», «Водоканал», «Тепловые сети» и др. Чтобы удешевить платежи, глава района принял решение о снижении нормы суточного потребления воды с 320 до 285 л/чел., что приносит экономию более 10%. В России норматив суточного потребления воды в 2,5 раза больше, чем в Великобритании, и население платит за 300 л в день, не зная, как правило, действительного потребления. Норматив же накопления мусора на человека в день — 4 кг, а по замерам получается 0,4—0,5 кг, в результате — переплата в 8— 10 раз.
Оплата фактического потребления ресурсов возможна при переходе к учету по показаниям приборов, устанавливаемых при подаче ресурсов в инженерные сети. Установка внутридомовых и внутриквартирных приборов учета расхода воды, тепла, газа, элек-троэнергии позволяет серьезно экономить ресурсы и ведет к снижению платы за коммунальные услуги гражданами, которые рассчитываются по счетчикам. Во всех жилищно-коммунальных ор-ганизациях должны быть вывешены расценки на монтаж, обслуживание и ремонт бытовых счетчиков, а также порядок и условия осуществления данных работ
В Московской области установку счетчиков расхода газа осуществляют межрайонные тресты газового хозяйства ГУП МО «Мос- облгаз», тепловой и электрической энергии — местные энергоснаб- жающие организации и ОАО «Мосэнерго», на воду — ГУП «Мос- водоканал», а также органы местного самоуправления.
Целесообразно оборудовать счетчиками несколько типовых домов и с результатами анализа их данных ознакомить квартиросъемщиков.
Завышение нормативов потребления ресурсов — лишь одна сторона злоупотреблений, другой стороной является фактическая недопоставка ресурсов, что квалифицируется как предоставление услуг ненормального качества.
По договорам обслуживания предприятие ЖКХ должно гарантировать качество работ, а заказчик — оговаривать это условием обеспечения своевременного и полного финансирования.
Предусмотрен механизм защиты от некачественной работы предприятия ЖКХ. Если услуги оказываются с нарушением их перечня, объемов и качества, то должен проводиться перерасчет размеров платы.
Порядок и условия снижения оплаты услуг при их некачественном или в неполном объеме предоставлении определяется Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ № 1099 от 26 сентября 1994 г. (с изменениями) и Правилами оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ № 392 от 30 июля 2004 г.
Переход к оплате 100% стоимости жилищно-коммунальных услуг населением повышает значение социальной защиты категорий малоимущего населения. Рост масштабов поддержки свидетельствует, что население в целом не в состоянии оплачивать услуги по полной их стоимости, хотя статистика к категории малоимущих относит лишь около 8% граждан страны. Регионам предоставлено право самостоятельно принимать решения о формах поддержки при условии недопущения ее снижения и с учетом федерального законодательства. Применяются прямые и косвенные методы: стандарты, сдерживание роста тарифов, их экспертиза, введение денежных и натуральных льгот по платежам за жилищно-коммунальные услуги.
Однако важность использования механизма дифференциации тарифов по различным обоснованным критериям недооценивается .
Так, дифференциация ставок платы за наем в зависимости от качества и места нахождения муниципального жилья должна из-менить ситуацию, когда худшее по качеству и местоположению жилье оплачивается так же, как и лучшее. В большинстве регио-
нов гражданам, имеющим сверхнормативное, второе жилье, установлена такая же плата за услуги, как и за жилье в пределах социальной нормы.
Эксплуатационные расходы на содержание ветхого жилого фонда и общежитий (с относительно более высокой плотностью проживающих на 1 кв. м общей площади здания) значительно выше, чем издержки содержания нового жилого фонда повышенной комфортности. Размер платы за проживание, отнесенный к 1 кв. м, в общежитии оказывается в несколько раз выше, чем за аналогичную площадь обычных благоустроенных квартир, а в последних — выше, чем в квартирах элитного жилого фонда.
Чем выше тарифы, тем труднее приходится жильцам с фикси-рованным невысоким доходом. Они становятся кандидатами на финансовую поддержку. Возможно, необходимо вводить дифференцированные тарифы с учетом платежеспособности.
Оснований для дифференциации тарифов вполне достаточно. Она будет способствовать стабилизации финансирования ЖКХ за счет средств населения, повышению инвестиционной привлекательности отрасли.
В ЖКХ экономически обоснованные затраты и тарифы формируются под воздействием не рыночной стихии, а регулирования органами власти, в том числе и местного самоуправления (рис. 4.2). Стихия рынка допустима в большей или меньшей степени при оказании жилищных услуг, а над монопольными коммунальными предприятиями должен быть жесткий контроль, не допускающий произвольного повышения тарифов.
Экономически обоснованный тариф служит равновесной ценой спроса и предложения. На спрос и на предложение влияет множество факторов, их одновременный учет и является задачей органов власти, учитывая специфику этих категорий применительно к ЖКХ. Спрос — это объем и качество услуг, подтвер-жденный возможностями бюджета и доходам средней семьи. Предложение — это объем услуг, соответствующий стоимости тарифа, которая должна учитывать платежеспособность потребителя, потребности расширения и модернизации, инфляцию. Только предотвращение чрезмерной инфляции уже требует принятия решения об ограничении темпов роста тарифов. Стандарт предель-ных платежей за жилищно-коммунальные услуги в семейном доходе явно завышен, а без вмешательства государства оптимум тоже установить нельзя.
Все это свидетельствует об объективной необходимости государственного регулирования социально-экономических отноше-ний в ЖКХ.

Рис. 4.2. Схема регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги: * — утверждаются представительным органом местного самоуправления; ** — утверждаются органом регулирования

Единый тариф регионального оператора

С 1 января 2019 года вся деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами будет обеспечиваться региональными операторами.

Каждому региональному оператору, выбранному по результатам конкурса, будет утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Что такое единый тариф на услугу регионального оператора?

Основными документами для расчета тарифов на услуги региональных операторов являются:

— Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 №484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (вместе с «Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами») (далее – Постановление о ценообразовании);

— Приказ ФАС России от 21.11.2016 №1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее — Методические указания).

Обращение с отходами включает в себя деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, обезвреживанию и захоронению отходов.

Тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами – это стоимость всех вышеуказанных услуг.

Тарифы рассчитываются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности и расчетного объема (куб.м.) или массы (тонны) ТКО.

Деятельность людей влечет накопление и необходимость сбора, вывоза и захоронения отходов. Твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

К твердым коммунальным отходам относятся отходы 4,5 класса опасности.

Таким образом, оплата по тарифу на услуги регионального оператора будет производиться за малоопасные отходы.

В соответствии с п.14 Методических указаний расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов на очередной период регулирования (каждый год в течение долгосрочного периода регулирования) определяется на основании:

— данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов;

-в случае отсутствия подтверждающих документов — исходя из данных территориальной схемы;

— при отсутствии территориальной схемы, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг».

Согласно пункту 16 Основ ценообразования необходимая валовая выручка в области обращения с твердыми коммунальными отходами определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

На какие моменты стоит обратить внимание при расчете необходимой валовой выручки?

Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не может превышать стоимости услуг регионального оператора по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной по результатам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (п.89 Основ ценообразования).

Необходимая валовая выручка регионального оператора включает в себя:

— расходы регионального оператора по обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами;

— собственные расходы регионального оператора.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В случае привлечения операторов по обращению с ТКО, предельные тарифы на:

— обработку твердых коммунальных отходов;

— обезвреживание твердых коммунальных отходов;

— захоронение твердых коммунальных отходов;

— оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором

устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.

В случае, если оператор по обращению с ТКО, осуществляющий захоронение твердых коммунальных отходов, проводит их обработку с использованием объектов обработки твердых коммунальных отходов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предельный тариф на обработку твердых коммунальных отходов для такого оператора не устанавливается. При этом, расходы на обработку твердых коммунальных отходов учитываются при установлении предельного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов.

В целях обеспечения сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации, когда цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.

Собственные расходы регионального оператора включают в себя:

— расходы на сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов;

— сбытовые расходы (расходы по сомнительным долгам);

— расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Необходимо отметить, что единый тариф регионального оператора не включает в себя:

— расходы на хранение отходов;

— расходы на утилизацию отходов.

Хранение отходов — это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания и захоронения.

Таким образом, объем отходов, переданных на хранение, по истечении времени направляется на объекты, используемые для утилизации, обезвреживания, захоронения.

Вывоз ТКО – это транспортировка твердых коммунальных отходов от мест их накопления и сбора до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов (п.2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641»).

С учетом вышеизложенного, вывоз ТКО не предполагает вывоз отходов до объектов хранения отходов и от них, соответственно расходы на хранение отходов, расходы на транспортировку отходов до мест их временного размещения, равно как и от этих мест, не включаются в необходимую валовую выручку регионального оператора.

В соответствии с п.4 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются его затраты на утилизацию твердых коммунальных отходов.

Следует также отметить про расходы на банковскую гарантию.

Согласно п.83 Методических указаний, единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в соответствии с условиями соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемого между региональным оператором и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ по результатам конкурса на выбор регионального оператора.

Региональный оператор, заключивший соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами несет бремя по обеспечению обязательств по такому соглашению путем предоставления безотзывной банковской гарантии, расходы на которую включаются в состав необходимой валовой выручки регионального оператора.

Еще одна статья затрат, на которую необходимо обратить внимание при расчете единого тарифа регионального оператора – это расходы на плату за негативное воздействие.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

Таким образом, расходы на плату за негативное воздействие будут учитываться в составе необходимой валовой выручки по захоронению отходов.

При размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не будет взиматься.

Помимо расходов, необходимая валовая выручка будет включать в себя и прибыль: нормативную и расчетную предпринимательскую.

Нормативная прибыль включает в себя:

— расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами регулируемых организаций;

— средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы регулируемой организации, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам;

— экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Расчетная предпринимательская прибыль регионального оператора определяется в размере 5% от собственных расходов регионального оператора за исключением:

— расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, занимающимися транспортированием твердых коммунальных отходов;

— расходов на оказание комплексной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 » О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» для субъектов Российской Федерации – городов федерального значения;

— сбытовых расходов регионального оператора, определяемых в соответствии с пунктом 89 Методических указаний.

Согласно абз.3 п.10 Основ ценообразования повторный учет одних тех же расходов, относимых на разные регулируемые виде деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, не допускается.

То есть, если региональный оператор в соответствии с территориальной схемой самостоятельно осуществляет обезвреживание, обработку, и (или) захоронение твердых коммунальных отходов, то орган регулирования учитывает расчетную предпринимательскую прибыль такого регионального оператора в составе необходимой валовой выручки, относимой на деятельность по обезвреживанию, обработке, захоронению твердых коммунальных отходов, при установлении такому региональному оператору соответствующих тарифов.

Порядок разработки инвестиционной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами закреплен Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 № 424 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ».

Инвестиционные программы утверждаются для:

— операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и осуществляющих строительство, реконструкцию объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;

— юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и осуществляющих строительство, реконструкцию объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (далее — объекты), в том числе в соответствии с концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором.

Мероприятия инвестиционной программы распределяются по следующим группам:

— мероприятия инвестиционной программы в части обработки твердых коммунальных отходов;

— мероприятия инвестиционной программы в части обезвреживания твердых коммунальных отходов;

— мероприятия инвестиционной программы в части захоронения твердых коммунальных отходов.

Расходы на реализацию мероприятий инвестиционной программы учитываются по каждому виду деятельности отдельно.

При этом, учет дополнительных средств в необходимой валовой выручке регионального оператора на реализацию инвестиционной программы в целях расчета единого тарифа не предусмотрен нормами действующего законодательства Российской Федерации. Равно как и не предусмотрены и мероприятия по приобретению транспортных средств, необходимых для сбора и вывоза отходов.

Таким образом, с 1 января 2019 года будет действовать единые тарифы региональных операторов, при расчете которых необходимо учитывать положения действующего законодательства.

Основными целями разработки и утверждения единого тарифа являются:

— внедрение системы раздельного накопления отходов;

— снижение вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, здоровье людей;

— развитие рынка вторичных материальных ресурсов (использование отходов в качестве дополнительных источников сырья);

— создание организованной системы сбора и транспортирования отходов согласно территориальным схемам и ликвидация несанкционированных свалок.

С 1 января 2019 года население и предприятия стали замечать, что стоимость коммунальных услуг выросла. Произошло это из-за введения региональных операторов ТКО, которые занимаются вывозом мусора с дворовых и муниципальных территорий. Стоимость за их услуги вошли в строку коммунальных. Отмечается, что тарифы региональных операторов по обращению с отходами различаются, в каждом регионе они свои. Это провоцирует недовольство населения, сомнения в прозрачности образования стоимости за вывоз мусора. Попробуем разобраться, насколько такие опасения справедливы.

Почему тарифы регионального оператора по ТКО могут различаться?

Тарифы регионального оператора по ТКО зависят от многих факторов и различаются в зависимости от региона.

Реформа, которая коснулась обращения твердых коммунальных отходов (ТКО) заработала в приказном порядке. Стоимости, нормы потребления, механизмы – все это (и не только) отработано слабо. Например, жители сразу отметили, что несмотря на резкое повышение стоимости, раздельных баков для сортировки мусора так и не появилось. Даже если оператор предусмотрел разделение для разных видов отходов, они все сгружаются в единый отсек мусоровоза.

Для справки! Несоблюдение оператором сортировки мусора относится к нарушениям, граждане могут пожаловаться в муниципалитет, прокуратуру, Роспотребнадзор.

Тарифы по ТКО для региональных операторов разные по тем причинам, что условия оказания этой услуги в каждом регионе отличаются от других. На него влияют следующие факторы:

  1. Плотность населения;
  2. Состояние и протяженность дорог;
  3. Площадь региона;
  4. Удаленность полигонов ТКО, инфраструктуры по сортировке и переработки отходов.

Кроме того, размер средней заработной платы, коммунальные тарифы и другие объективные факторы, которые составляют затратную часть регионального предприятия. Прежде всего, под ним понимается организация людей, которые нуждаются в заработной плате и нормальных условиях труда. А это формирует стоимость услуги по обращению ТКО.

По этой причине тариф регионального оператора по обращению с ТКО для частного сектора или сельской местности будет выше. Издержки на сбор с одного домовладения по сравнению с многоквартирным домом не сильно отличаются, а получаемый доход существенно меньше.

Кроме того, каждый субъект федерации самостоятельно определяет ценовую политику на вывоз мусора. Приказом министерства тарифной политики субъекта федерации устанавливается единый тариф на услугу регионального оператора.

Это означает, что стоимость может быть меньше указанной в акте цены, но не больше. То есть, речь идет о предельном размере стоимости за услугу по обращению ТКО. От нее и формируется цена на услуги для населения.

Если тарифы региональных операторов по обращению с отходами не устраивают?

Необходимо разобраться из чего состоит стоимость вывоза мусора.

Стоимость вывоза мусора действительно может быть неоправданно высокой. На это влияет:

  1. Завышенные нормы производства отходов одним человеком, установленные субъектом федерации;
  2. Навязанные типовые условия предоставления услуги;
  3. Наличие в квартире/доме меньшего количества жильцов, чем указано в документах;
  4. Неудачное расположение сортировочных станций и перерабатывающего производства;
  5. Высокие заработные платы в регионе.

Нормы потребления планируется корректировать посредством мониторинга образования отходов в мусорных контейнерах и на полигонах. Чиновники признают, что действующие показатели определены наспех. Насколько изменяться нормы, идет речь о повышении или понижении – непонятно.

В навязывании типовых условий виновен сам потребитель. С момента размещения региональным оператором условий оказания услуги всем гражданам предоставляется 15 дней для подачи заявки. В ней они могут указать предпочтительные для них условия, скорректировать стоимость. Если этого не сделать, им автоматически навязывается типовой договор с региональным оператором, который менее выгоден. Частично это касается и количества проживающих граждан в квартире/доме.

Мусорный налог, каждый Россиянин заплатит 7000 рублей!

Отказ от оплаты региональному оператору за обращение с отходами

Недовольство повышением тарифов на вывоз мусора вызывает массовое недовольство. Как следствие, граждане желают отказаться от оплаты за вывоз отходов, мотивируя это тем, что они будут заниматься этим самостоятельно.

Отказаться от услуги не получиться по следующим причинам:

  1. Запрещено законом, и нормы планируют ужесточить;
  2. Самостоятельный вывоз невозможен, поскольку такая деятельность требует получения лицензии;
  3. Выйдет существенно дороже оплаты региональному оператору.

Законодатель обязал граждан своевременно оплачивать коммунальные услуги (ст.153 Жилищного Кодекса РФ). Кроме того, планируются дополнения к действующему Кодексу об административных правонарушениях (КоАП). Подготовленным Минстроем законопроектом планируется конкретизировать ст.8.2 введением административного наказания за отказ от договора с региональным оператором по обращению ТКО и невыполнением его условий.

Последствия самовольного прекращения оплаты услуг региональному оператору:

  1. Просроченный платеж автоматически приводит к задолженности;
  2. На долг начисляется неустойка за каждый день;
  3. Взыскать задолженность могут в судебном порядке, обязав должника оплатить все издержки.

Если счет за содержание жилья не изменился?

Другой случай – счет в платежке за коммунальные услуги увеличился, а за содержание и ремонт остался прежний. Причина – оплата за мусор не исключена из этой строки. Вина лежит на управляющей компании.

Для справки! Стоимость обращения с ТКО исключается из оплаты за содержание жилья на основании внесения изменений в Закон об отходах производства и потребления. Их можно найти в ФЗ №458 (п.8.1 ст.23).

Нужно обратиться к ее руководству с письменной жалобой, чтобы в платежные документы внесли изменения и провели перерасчет. Ответ на обращение должны дать в течение трех дней (Постановление Правительства №416). Самовольно отказываться от платежей региональному оператору по причине недобросовестности коммунальщиков не рекомендуется. Последствия того, что порядок оплаты ТКО региональному оператору нарушен, указаны выше.

Обязанность коммунальщиков

Строка по вывозу мусора должна исчезнуть из раздела по содержанию жилья.

Управляющая компания (УК), Товарищество собственников жилья (ТСК) и жилищный кооператив (ЖК) – любое из этих объединений должны не просто изменить данные в платежке. Законодатель обязал их уведомить жильцов не позднее, чем за 10 дней до вступления изменений в силу.

Кроме того, владельцы квартир имеют право потребовать обосновать размер установленной платы за вывоз мусора. Несмотря на то, что этим вопросом непосредственно занимается другая организация, представители УК, ТСК и ЖК обсуждают тарифы регионального оператора по ТКО, предлагают свои условия.

Если из строки по содержанию жилья оплата за вывоз мусора не исчезла, на поданное заявление коммунальщики не отреагировали, жильцам нужно подавать жалобу в жилищную инспекцию. Последствия для управляющей компании – штраф в размере 50% от суммы, неверно начисленной в платежке.

Тарифы на вывоз мусора от нескольких региональных операторов

В больших по территории или по населению регионах могут работать несколько регоператоров.

Если регион крупный, в нем проживает многомиллионное население, здесь может работать не один, а несколько операторов, специализирующихся на вывозе мусора. Стоимость услуг у них может отличаться. Причина – разные издержки на вывоз, сортировку, переработку и утилизацию отходов.

Для справки! В Московской области функционирует семь региональных операторов, стоимость услуг колеблется от 600 до 950 р. за 1 м3 мусора.

Это допустимо при одном условии – цены на услугу не превышают утвержденные тарифы на ТКО регионального оператора. Как правило, организация выставляет стоимость, приближенную к тому, что определило министерство по тарифам субъекта федерации. При наличии нескольких организаций может наблюдаться незначительный демпинг.

Есть ли смысл подавать жалобу на тариф регионального оператора?

Претензии, жалобы на регионального оператора по вывозу мусора можно подавать, если есть нарушения в действиях оператора, а именно:

  1. Отсутствие реагирование на заявление;
  2. Отказ в проведении перерасчета;
  3. Нарушение графика вывоза мусора;
  4. Отсутствие сортировки отходов;
  5. И другие.

Если стоимость на вывоз мусора не превышает предельные единые тарифы на услуги регионального оператора, жалоба не даст результата. Они действительно в 3-5 раз отличаются от прежней цены на вывоз мусора. Учитывается не только административные расходы и затраты на обращение ТКО.

В тариф включены и те перерабатывающие предприятия, которые только планируется построить По сути, население в принудительном порядке выступает инвестором мусороперерабатывающего производства в масштабах всей страны. Ожидаемый результат – улучшенная экология и здоровье россиян.

За счет полученных средств планируется очистить несанкционированные свалки, а также закрыть существующие полигоны, которые угрожают окружающей среде. Четкого поэтапного плана со сроками и объемами наращиваемого производства нет, но население уже за него платит. И это предусмотрено законом.

Оспорить такие решения можно, поскольку под видом правильной идеи с населения забираются деньги на только обозначенный проект, по сути, декларацию намерения. Но требуется грамотная правовая поддержка, придется доводить рассмотрение до Верховного Суда РФ. А это существенные временные и финансовые затраты.

Нормативы накопления мусора

В контексте расчета справедливой оплаты региональному оператору за обращение с отходами необходимо учитывать установленные нормативы накопления ТКО.

Их определяли по методикам, которые разработаны и утверждены Министерством строительства. Данные подавали местные органы власти, которые и занимались проведением замеров.

Поэтому в разных регионах данные будут свои. Например, в Свердловской области месячные нормы накопления ТБО на одного городского жители составляют 0,17 м3, а на деревенского — 0,19 м3. В самом Екатеринбурге нормы выше — 0,21 м3 и 0,26 м3 (для частного сектора) соответственно.

В Курской области нормы ниже, а именно:

  1. Для жителей многоквартирных домов с населением города свыше 100 тысяч –0,125 м3;
  2. Для жителей многоквартирных домов с населением города менее 100 тысяч –0,09 м3;
  3. Для владельцев частных домов – 0,125 м3.

Эти нормы нужно уточнять в комитетах или министерствах жилищно-коммунального хозяйства субъекта федерации. Именно они выдают приказ, которым устанавливаются указанные нормы накопления мусора. Документ доступен на сайте правительства субъекта федерации.

Предельные единые тарифы на услуги регионального оператора

Имея эти показатели, нужно уточнить максимальный тариф региональных операторов по обращению с отходами. Как указано выше, он также устанавливается комитетом или министерством ЖКХ субъекта федерации. Простая математическая операция проводится по формуле:

Ц=Мт×Нн×Кж

, где:

  1. Мт – максимальный тариф регионального оператора;
  2. Нн – установленные нормы накопления;
  3. Кж – количество жильцов в квартире или доме.

Полученное значение не должно быть ниже стоимости за вывоз мусора, указанной в платежке. Кроме того, нужно посмотреть тарифы, указанные в договоре с региональным оператором. Если он ниже, чем максимальный, в формулу подставляется это значение.

Если после подсчетов выясняется, что стоимость услуг неоправданно завышена, составляется претензия региональному оператору. Требование – снизить цену в соответствии с законом, сделать перерасчет прежних платежей. Вместе с претензией подается собственный расчет. Отказ в выполнении требований, если он не обоснованный, дает основание для обращения с жалобой в Роспотребнадзор, жилищную инспекцию, прокуратуру, суд.

С момента получения претензии у оператора есть 10 дней, чтобы выполнить требования. По истечению этого срока начинает начисляться пеня за каждый день. Это справедливо, если требования жильцов обоснованы – рекомендуется подавать коллективную жалобу.

Если дело переходит в исковое производство и требования жильцов удовлетворяется, они имеют право взыскать с ответчика судебные издержки и расходы на юридическую поддержку. Поэтому рекомендуется при отстаивании интересов с региональным оператором обращаться за юридической помощью к профессиональным специалистам-правоведам. Это существенно повышает шансы на пересмотр тарифов.