Финансовые нормы и нормативы

Финансовые нормы и нормативы — показатели, отражающие минимальные, средние или максимально предельные величины, регулирующие формирование, распределение и перераспределение финансовых ресурсов.

Норма — индивидуальное значение (величина) расхода количества ресурсов на единицу продукции.

Норматив — единая средневзвешенная величина расхода различных ресурсов, рассчитанная на основе норм и обеспечивающая эффективное использование этих ресурсов в действующих условиях.

Финансовые нормы и нормативы применяются при нормировании оборотных активов. Норма оборотных активов, определяя величину их запаса, устанавливается в днях или в денежных единицах и действует в течение нескольких лет. При изменении номенклатуры выпускаемой продукции, технологии и организации производства нормы пересматриваются.

Норматив оборотных активов — минимально допустимая сумма денежных средств, постоянно необходимая предприятию для организации финансово-хозяйственной деятельности. Величина норматива представляет собой произведение однодневного расхода по смете затрат на производство на норму оборотных средств в днях. Норматив устанавливается самим предприятием при разработке производственной программы на очередной год. Если при этом выявляется необходимость его увеличения по сравнению с отчетным годом, то в финансовом плане предприятия предусматриваются соответствующие источники его пополнения за счет прибыли или других источников.

Финансовые нормы и нормативы определяют количественные параметры и границы функционирования различных форм финансовых отношений. Они устанавливают, какая доля денежных доходов предприятий, организаций, государства будет направлена на формирование определенных фондов денежных средств. К ним относятся:

  • нормы амортизационных отчислений;
  • нормативы отчислений в общегосударственные фонды денежных средств по различным видам налогов, сборов, платежей, отчислений (в рамках этого звена ставки налогов);
  • нормативы отчислений страховых платежей в ФСЗН и другие фонды;
  • нормы и нормативы оборотных средств предприятий и организаций;
  • нормативы отчислений налогов в бюджеты различных уровней.

Финансовые нормы и нормативы могут быть установлены как на государственном, так и на местном уровне. Их так же можно группировать в зависимости от инструмента воздействия:

  • глобальные (общие);
  • частные (индивидуальные) — применяются в отдельных отраслях экономики, сферах деятельности.

Финансовые нормы и нормативы устанавливаются как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Финансовые нормы и нормативы подразделяются также на утверждаемые и расчетные. Утверждаемые финансовые нормы устанавливаются действующим законодательством, расчетные используются при внутреннем планировании. К утверждаемым финансовым нормам и нормативам относятся ставки налогов, нормы отчислений на социальные нужды во внебюджетные фонды; к расчетным — нормы отчислений и нормативы образования фондов накопления и потребления предприятий и организаций, фонда ремонта основных фондов и другие, регулирующие финансовую деятельность предприятий, учреждений.

Различают также единые нормы и нормативы, например, нормы амортизационных отчислений для разных объектов и отраслей, и дифференцированные — нормы и нормативы оборотных средств, которые неодинаковы у разных хозяйствующих субъектов.

Что представляют собой финансовые нормы и нормативы?

При исчислении финансовых показателей используется нормы и нормативы.

Норма (от лат. — порядок, правило, образец, руководящее начало) — мерила, установленная мера, количество или размер ресурсов. Норматив (от лат. — упорядочение) — количество ресурсов в пределах, установленных норм, расчетно-обоснованные величины затрат или распределения ресурсов. Норма, как правило, характеризует начальное, единичное измерение, а норматив — это показатель норм, в соответствие с которым производится работа. Например, различается норма оборотных средств и норматив оборотных средств.

Нормы и нормативы выражаются в относительных или абсолютных величинах (процентах, коэффициентах, натуральных единицах измерения продукции, времени, денежном измерении).

В финансовом планировании применяются минимальные, средние и максимально предельные нормы и нормативы образования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Нормы и нормативы предназначены для научного обоснования финансовых планов, прогнозов, программ, поскольку исчисляются путем исследований и экспериментальных проработок экономических процессов, прогрессивных направлений технического развития, организации производства и труда; при этом применяются аналитические, статистические и математические методы вычислений норм и нормативов.

В сводном финансовом планировании используются преимущественно средние нормы и нормативы, в планировании финансовых результатов конкретных хозорганов — индивидуальные.

Финансовые нормы и нормативы подразделяются также на утверждаемые и расчетные. Утверждаемые финансовые нормы устанавливаются действующим законодательством, расчетные используются при внутреннем планировании. К утверждаемым — относятся ставки налогов, нормы отчислений на социальные нужды во внебюджетные фонды; к расчетным — нормы отчислений и нормативы образования фондов накопления и потребления предприятий и организаций, фонда ремонта основных фондов и другие, регулирующие финансовую деятельность предприятий, учреждений.

Различаются также единые нормы и нормативы, например, нормы амортизационных отчислений для разных хозобъектов и отраслей, и дифференцированные — нормы и нормативы оборотных средств, которые неодинаковы у разных хозяйствующих субъектов.

Многие финансовые показатели одновременно являются нормами, нормативами или лимитами: например, уровень доходности, наименование разных финансовых фондов является и показателем, и нормативом или лимитом. Таким образом, наблюдается тесное переплетение, взаимосвязь и взаимодействие этих

подвижных элементов финансового механизма в процессах планирования и прогнозирования финансовых результатов хозяйственной деятельности.

ГЛАВА 7. Финансовый контроль

Каким образом проявляется объективная необходимость и субъективная возможность финансового контроля?

Финансовый контроль — специфическая деятельность, направленная на проверку обоснованности образования, распределения и использования ресурсов всех звеньев финансовой системы.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов. Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях национального хозяйства.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, бюджетных учреждений, общественных организаций и фондов, других юридических лиц, а также налоговый контроль.

В чем заключаются задачи финансового контроля?

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: —

содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов национального хозяйства; —

обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; —

выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; —

содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; —

обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, втом числе в области налогообложения, предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; —

содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Каковы функции финансового контроля?

Функции финансового контроля: 1)

проверка расходования средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств); 2)

проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы; 3)

проверка соблюдения правил учета и отчетности.

В чем особенности государственного финансового контроля?

В финансовом контроле важное значение имеет бюджетный контроль, который охватывает, прежде всего, государственный бюджет и внебюджетные фонды. Бюджетному контролю подвластны местные финансы и финансы хозяйствующих субъектов, принадлежавших государству.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами.

Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждении государственного прогноза экономического и социального развития национального хозяйства, государственного бюджета по звеньям бюджетной системы, отчетов по его исполнению. Контролируется законность и эффективность использования государственных средств, целесообразность осуществляемых расходов. Производится финансовый контроль законодательными органами через комитеты и комиссии, в частности, через плановые и бюджетно-финансовые комиссии.

Органы государственного финансового контроля: 1.

Парламент Республики Казахстан осуществляет контроль за: 1)

источниками поступления бюджетных ресурсов, их экономным использованием, как правительством, так и законодательными органами; пресечение расточительства денежных средств; 2)

эффективностью использования государственной собственности, работы государственных предприятий, разгосударствлением и приватизацией государственной собственности; 3)

использованием средств специальных фондов; 4)

источниками денежных доходов общественных организаций, включая различные партии, за использованием этих средств соответственно уставным целям. 2.

Специальные ведомства государственного финансового контроля. 3.

Комитет финансового контроля, подчиненный непосредственно Минфину. Органы КФК есть во всех субъектах РК. Весь этот аппарат содержится за счет средств республиканского бюджета. КФК — это единственная система государственного финансового контроля. Она осуществляет следующие виды деятельности: *

документирование ревизии на государственных предприятиях, организациях и учреждениях; *

проводит проверки по заданиям МВД в рамках борьбы с организованной преступностью.

Главная проблема в работе этой структуры — законодательная база для финансового контроля. 4.

Органы финансового контроля в отраслевых министерствах (внутриведомственный контроль, как правило, менее эффективен).

Финансовые органы, возглавляемые министерствами финансов, контролируют процессы мобилизации и использования средств бюджетных фондов. Поэтому этот вид финансового контроля называется бюджетным.

Бюджетный контроль способствует разработке оптимальной финансовой политики, обеспечивающей максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики. Контрольные органы проводят все виды ревизий производственно-финансовой деятельности государственных хозяйствующих субъектов. 5.

Налоговые комитеты — это органы оперативного финансового контроля. Возглавляет систему налоговых органов Министерство финансов. Налоговые комитеты на местах подчиняются только своему вышестоящему органу.

зо

Задачами налоговых служб являются:

а) контроль за соблюдением законодательства о налогах, обеспечение полноты и своевременности внесения в бюджет налоговых платежей.

б) проверка финансового состояния хозяйствующих субъектов независимо от ведомственной подчиненности и их организационно-правовой формы;

в) контроль за правильностью определения налогооблагаемого дохода с целью недопущения его занижения;

г) регистрация всех субъектов, а также реальных и потенциальных объектов налогообложения;

д) учет, оценка и реализация конфискованного, бесхозного имущества, имущества, перешедшего государству.

Налоговые комитеты имеют право: получать в организациях различных форм собственности необходимые документы и сведения, за исключением тех, которые составляют коммерческую тайну, определяемую законодательством; контролировать соблюдение законодательства о предпринимательстве граждан; обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов; приостанавливать все операции предприятий и граждан в случае непредставления документов; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов; применять санкции и штрафы; предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидации предприятий, признании сделок недействительными.

Вместе с тем налоговые комитеты обязаны не разглашать сведения о размере вкладов предприятий и граждан. Граждане и предприятия могут подать в суд жалобы на действия государственных налоговых комитетов. Развитие товарно-денежных отношений порождает разнообразие форм собственности, способствует появлению финансового рынка, что определяет направления дальнейшего развития и возникновение новых форм и средств финансового контроля.

Перечислите основные формы и методы государственного контроля?

Финансовый контроль классифицируется по формам в зависимости от сроков проведения: —

предварительный (осуществляется до расходования и применяется как профилактическая мера);

I — текущий (осуществляется во время расходования и сверяется с планом или сметой); —

последующий (после проведения расходов на основе отчетных материалов делаются определенные выводы для предварительного и текущего контроля).

Методы финансового контроля (способ проведения):

а) ревизия (проверка деятельности всех подразделений по всем документам);

б) инспекция (периодическая проверка финансового состояния предприятия на месте);

в) обследование (изучение недостатков);

г) наблюдение (общее ознакомление с состоянием финансов на предприятии).

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, какдоход, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятии, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.). При этом исходят из положения о невозможности включения прямой или опосредованной взаимосвязи формирования и использования финансовых ресурсов, фондов денежных средств с любыми видами деятельности или бездействия.

Следовательно, одни и те же объекты могут подвергаться не только финансовому контролю, но и другим видам контроля (при кредитовании, расчетах, ценообразовании и т.д.). Но даже при совпадении конкретного предмета проверки и анализа финансовому контролю присуща особая направленность в оценке состояния этих объектов, соответствующая его назначению. Контролю подлежат не только плохо работающие хозяйствующие субъекты и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Нормативные показатели

Смотреть что такое «Нормативные показатели» в других словарях:

  • нормативные показатели качества — НПК Показатели соответствия объекта контроля предъявляемым ему техническим требованиям. нормативные… … Справочник технического переводчика

  • нормативные показатели надёжности и качества — — Тематики нефтегазовая промышленность EN reliability and quality standards … Справочник технического переводчика

  • Нормативные технико-экономические показатели — – это установленные нормами предельно допустимые показатели для данного вида продукции, типа конструктивной системы, вида производства или типа здания. [Рекомендации по дальнейшему использованию и развитию различных конструктивных систем,… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • нормативные расчетные показатели — 3.1.6 нормативные расчетные показатели: Показатели, определяющие условия безопасности применения вышек и их сохранения в экстремальных условиях; Источник: ГОСТ Р 12.2.141 99: Система стандартов безопасности труда. Оборудование буровое наземное.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Показатели социальные — качественные и количественные характеристики отдельных свойств и состояний социальных объектов и процессов, совокупность которых отражает их существенные особенности в статика и динамике. Разработка социальных показателей пред­полагает… … Экология человека

  • Нормативные затраты — … Википедия

  • Показатели социального развития — количественная и качественная характеристика состояния, тенденций и направлений социального развития, применяемая в управлении и планировании для оценки соответствия реальных изменений в социальных процессах и явлениях научно обоснованным… … Социологический справочник

  • нормативные технико-экономические показатели — это установленные нормами предельно допустимые показатели для данного вида продукции, типа конструктивной системы, вида производства или типа здания. (Смотри: Рекомендации по дальнейшему использованию и развитию различных конструктивных систем,… … Строительный словарь

  • РАСЧЕТНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ГРУНТА — нормативные показатели прочности грунта, используемые при проектировании естественных оснований зданий и промышленных сооружений по нормам и техническим условиям Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства (II и ТУ 127… … Словарь по гидрогеологии и инженерной геологии

  • Климатический класс — соответствие бытового прибора определенным климатическим условиям эксплуатации. Характеристика бытового прибора в контексте климатического класса называется климатическим исполнением.Бытовые холодильные приборы (БХП холодильники, морозильники и… … Википедия

В чем разница между нормами и нормативами. Плановые показатели, нормы и нормативы

Разработка плана осуществляется на основе системы технико-экономических показателей, норм и нормативов.

Показатель – это качественно определенная переменная величина, которой может соответствовать множество количественных значений. Он характеризуется из одного или нескольких признаков, отражающих сущность – качественную сторону явлений или процессов и всегда одного основания – количественной их характеристики: размера, относительной или абсолютной величины. Основания применяют для расчета необходимых величин. А признаки – для поиска нужных единиц, выборки, и пр.

Используемые в планировании показатели должны обладать достоверностью, измеряемостью, достаточностью (полно характеризовать), однозначностью, сопоставимостью, агрегируемостью, гибкостью, оперативностью, лаконичностью, экономичностью.

В зависимости от содержания плановые показатели подразделяют на следующие основные группы: количественные и качественные, натуральные и стоимостные.

Количественные показатели – отражают объемы производства, валовой, товарной продукции, прибыли, численность и пр. в абсолютных величинах.

Качественные показатели – относительные величины, например, повышение производительности труда, повышение эффективности, снижение затрат, выражающие соотношение между количественными показателями

Качественные показатели имеют количественную определенность, а количественные – качественную сторону.

Натуральные показатели характеризуют натурально-вещественное содержание плана, измеряются в специфических единицах, соответствующих особенностям каждого вида товарал, кг, м.

Для сопоставления объемов однородных товаров различного качества в планах применяютусловно-натуральные показатели , в которых за условную единицу принимают один сорт (вид) данного товара, а все остальные приравнивают к нему с помощью переводных коэффициентов. Например, все марки тракторов измеряют в 15-сильном исчислении (л.с.), все виды мыла – в 40% жирности, а топливо – 7000 Ккал (1 т угля =1) .

Стоимостные показатели позволяют соизмерять в денежном выражении любые виды товаров, услуг и работ.

Важное значение в планировании имеют технико-экономические нормы и нормативы.

Норма – мера затрат труда и расхода сырья, энергии, материалов и пр. в абсолютном измерении на производство единицы продукции (работы, услуги) при заданных нормальных средних условиях.

Норматив – относительный показатель степени использования средств производства при современной технике и технологии, прогрессивной организации труда и высокой квалификации персонала .

В практике планирования применяют шесть основных групп норм и нормативов:

      удельные нормы материальных затрат сырья, материалов, комплектующих изделий, энергии, и т.д.

      нормативы использования орудий труда – машин, оборудования, инструментов, механизмов.

      организационные нормативы – длительность рабочего периода, времени обращения, объем незавершенного производства, запасы сырья, продолжительность освоения проектных мощностей и др.

      нормы качества продукции – соответствие стандартам.

      нормы окупаемости затрат и прибыльности производства.

      нормы труда:

    нормы затрат времени – количество рабочего времени на единицу продукции (работы, услуги)

    норма численности – количество работников соответствующей квалификации, необходимое для выполнения планируемого объема работ

    норма времени обслуживания – рабочее время, необходимое для обслуживания объекта.

    норма обслуживания – количество машин, единиц оборудования, рабочих мест, площади, и прочих производственных объектов, закрепленных за одним или группой работников.

    норма выработки – объем работы, который планируется выполнить в час, смену – в единицу времени.

Все нормы и нормативы должны быть обоснованы технически, экономически и физиологически.

Техническая обоснованность норм состоит в учете влияния факторов на продолжительность выполнения работ при среднем уровне умения работника и интенсивности труда.

Экономическая обоснованность состоит в обеспечении равной и оптимальной напряженности норм.

Физиологическая обоснованность – соответствие регламенту труда и отдыха, санитарно-гигиеническим условиям.

В процессе планирования применяют два основных метода установления норм – аналитический и суммарный.

С классификацией норм труда тесно связана классификация нормативных материалов по труду, которые служат для установления норм и выражают зависимости между необходимыми затратами труда и влияющими на них факторами. Обычно выделяют два вида нормативных материалов: нормативы и единые (типовые) нормы. Первые выражают нормативные зависимости для установления составных частей (слагаемых) норм времени, а также для определения норм численности; вторые представляют зависимости непосредственно между величиной нормы (времени, выработки, обслуживания, управляемости) и влияющими на нее факторами. Основное различие между нормативами и едиными (типовыми) нормами времени заключается в степени дифференциации элементов производственного процесса. Поэтому иногда единые (типовые) нормы рассматривают как вид нормативов.

Различия

1. Норме соответствуют строго определенные значения факторов, определяющие ее величину в условиях конкретного производственного процесса. В отличие от этого нормативы устанавливаются для множества значений факторов. Именно поэтому единые и типовые нормы относятся к нормативным материалам.

2. Нормативы многократно используются для установления различных норм на работы данного вида. Норма устанавливается только для конкретной работы.

3. Нормативы действуют длительное время (пока сохраняется данная зависимость между нормой и факторами). В отличие от этого нормы должны пересматриваться при изменении условий, на которые они были установлены.

Вопрос 30. Нормы труда. Виды, характеристика. Виды норм труда и их характеристика

3.1.1. При нормировании труда работников в Компания используются следующие основные виды норм труда, определяемые различиями в формах организации труда и производства, регламентации трудовых и производственных процессов, контроля за результатами производственной деятельности и в других аспектах трудовой деятельности: нормы времени, нормы выработки, нормы производительности, нормы обслуживания, нормы численности, нормированные задания, должностные (производственные) инструкции.

Все виды норм труда устанавливаются, исходя из нормативной (законодательно определенной) продолжительности рабочего дня, с учетом режимов работы, определенных правилами внутреннего трудового распорядка и в количественных параметрах выражают трудовые обязанности работника (группы работников) по расходованию рабочей силы соответствующей квалификации.

Норма времени – это величина затрат рабочего времени, на выполнение определенного объема работы одним работником или группой работников (бригадой) соответствующей квалификации при заданных организационно-технических условиях производства и совокупности трудовых обязанностей работника в процессе исполнения работы.

Норма выработки – это установленный объем работы, который работник или группа работников (бригада) соответствующей квалификации обязаны выполнять в единицу рабочего времени при заданных организационно-технических условиях производства и совокупности трудовых обязанностей работника в процессе исполнения работы.

Норма обслуживания – это количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест, зон обслуживания), которые работник или группа работников (бригада) соответствующей квалификации должны обслуживать в течение единицы рабочего времени при заданных организационно-технических условиях производства и совокупности трудовых обязанностей работника в процессе исполнения работы.

Норма производительности оборудования – это физический объем продуктов в материальной (шт., тн, м 2 и т.п.) и нематериальной (единица измерения энергии, информации и т.п.) формах, который работник (группа работников) при заданных организационно-технических условиях и совокупности трудовых обязанностей должен получить с единицы (комплекса) обслуживаемого оборудования (агрегата, аппарата, блока и т.п.) в установленный период рабочего времени (час, смену, сутки и т.п.).

Норма численности – это численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных функций или объема работ при заданных организационно-технических условиях производства и совокупности трудовых обязанностей работника.

Нормированное задание – объем работ, который должен быть выполнен одним или группой работников (бригадой) в определенный период времени (смену, неделю, месяц) при заданных организационно-технических условиях и совокупности трудовых обязанностей.

Должностная (производственная) инструкция – перечень работ, с указанием требуемых результатов их исполнения, соответствующего объема и качества, которые работник, обладающий необходимыми знаниями и навыками, обязан исполнять в течение определенного рабочего периода при заданных организационно-технических условиях на закрепленном за работником рабочим местом.

3.1.2. В зависимости от методов обоснования нормы подразделяются на технически обоснованные и опытно-статистические.

Технически обоснованная – это норма, установленная методом расчета на основе изучения, анализа конкретного трудового процесса и проектирования рациональной организации, приемов и методов труда, и имеющая всестороннее научное обоснование или на основе использования определенной научно обоснованной документации, утвержденной к применению в Компании.

Опытно-статистическая норма – это норма труда, установленная на основе опыта лиц, отвечающих за обоснованность норм и фактических данных о затратах труда на аналогичные работы за прошлый период.

3.1.3. По степени детализации нормы труда делятся на дифференцированные, укрупненные, комплексные.

Дифференцированные — это нормы труда, установленные на отдельные производственные операции.

Укрупненные – это нормы труда, установленные на изготовление отдельного изделия, узла, на отдельный технологический процесс, или на определенный объем работ.

Комплексные – это нормы труда, установленные на комплекс взаимосвязанных работ и рассчитанные на конечный укрупненный измеритель.

3.1.4. По сроку действия нормы труда могут быть условно-постоянные, разовые, временные.

Условно-постоянные – это нормы труда, которые устанавливаются без обозначения срока их действия. Они должны соответствовать организационно-техническим условиям производства и иметь научно-техническое обоснование.

Такие нормы действуют до того периода, когда произойдет изменение организационно-технических условий в тех производствах, где эти нормы применялись.

Разовые – нормы труда на выполнение заданий, носящих единичный характер в опытных производствах, на неповторяющуюся внеплановую работу, которая может возникнуть вследствие аварии или других непредвиденных обстоятельств.

Временные – нормы труда, которые устанавливаются на период освоения тех или иных видов работ и при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда. Срок действия таких норм оговаривается при их установлении.

3.1.5. По степени соответствия организационно-техническим условиям нормы труда подразделяются на: соответствующие или несоответствующие организационно-техническим условиям данного производства.

Степень соответствия норм труда имеющимся организационно-техническим условиям производства устанавливается в процессе анализа.

Нормы труда, не соответствующие организационно-техническим условиям, подразделяются на: ошибочные и устаревшие.

Ошибочными считаются нормы, при установлении которых были неправильно учтены организационно-технические условия или допущены неточности, вызванные некорректным применением нормативных материалов, либо ошибками в проведении расчетов.

Устаревшими считаются нормы, действующие на работах, трудоемкость которых уменьшилась в результате улучшения организации производства и труда, а также роста профессионального мастерства и совершенствования производственных навыков работников.

В планировании информация, как правило, бывает представлена в виде показателей, норм и нормативов. Плановые показатели — это целевые ориентиры, характеристики результатов деятельности предприятия. Посредством плановых показателей осуществляется воздействие на развитие экономических процессов и экономических интересов предприятий (подразделений). Они влияют на процесс принятия решений, на организацию производства, сбыта продукции и на учет. С помощью плановых показателей реализуется контрольная функция управления.
Каждый плановый показатель может характеризовать явление (процесс) в целом или его отдельную сторону. Система показателей характеризует развитие процессов и событий в самой организации и в среде ее функционирования. Классификация показателей представлена в табл. 4.8.
Таблица 4.8. Классификация показателей
Окончание табл. 4.8
Дадим краткую характеристику основных видов показателей. По степени охвата: частные показатели: носят информационный характер (к примеру, показатель выработки на одного человека по категориям рабочих); обобщающие: основные показатели, характеризуют план в целом или его отдельные разделы (объемы производства, реализации продукции), могут быть представлены в стоимостных и натуральных измерителях. По измерителю: временные показатели; стоимостные показатели; натуральные (натурально-вещественные) показатели: используются в производстве при описании продукции, например по видам, сортам, размерам (в штуках, единицах веса, длины и т. д.); условно-натуральные показатели: используются для приведения натуральных показателей к единому измерителю при помощи переводных коэффициентов (например, в консервной промышленности — условные банки, в топливной промышленности — одна единица условного топлива). По виду оценки: количественные; качественные; технико-экономические: отражают эффективность использования основных или оборотных активов (например, показатель выхода бензина с 1 т сырой нефти); экономические: характеризуют эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов (например, показатель производительности труда, рентабельности, фондоотдачи). По форме представления: абсолютные: выражают количественную характеристику измеряемого процесса или явления; относительные: характеризуют явления на основе сравнения с определенной базой (например, инфляция, темпы роста продаж). По видам деятельности: производственные; финансовые; трудовые; маркетинговые и др. По длительности временнУго горизонта, который характеризует
показатель: долгосрочные; среднесрочные; краткосрочные. По типу ориентации: внутренние; внешние.
Помимо плановых показателей в планировании широко используют нормы и нормативы.
Норма — это установленная мера, предельное количество чего-либо, допускаемое правилом, планом. Норма (от лат. norma — образец, правило) — образец или критерий, относительно которых производится сравнение. Например: норма затрат времени по видам изделий и работ (трудоемкость), нормы расхода сырья и основных материалов по отдельным видам изделий, нормы обслуживания оборудования, норма прибыли (рентабельность капитала), нормы амортизационных отчислений, нормы запасов сырья, материалов и т. д.
Норматив — это расчетная величина, которая определяет установленные требования к чему-либо. Он представляет собой плановый показатель (технический, экономический и др.) норм, в соответствии с которым должна выполняться какая-то программа. Выделяют материальные, финансовые, трудовые и другие нормативы. Например, норматив отчислений в резервный фонд, норматив потребности предприятия в оборотных средствах и др.

Наличие норм и нормативов на предприятии позволяет определять плановые показатели на основе прямого счета. Например, для заданного объема производства продукции на основе существующих норм расхода ресурсов на единицу продукции легко определить потребность в материальных и трудовых ресурсах.
Нормы и нормативы, используемые в практике планирования и управления фирмой, должны быть обоснованными, прогрессивными, динамичными и системными (охватывать всю совокупность используемых ресурсов). Обоснованность норм зависит от правильности выбора объекта нормирования, вида нормы и метода ее установления. Решающим условием для разработки обоснованных планов является постоянное совершенствование нормативной базы.
Основные термины
Метод планирования, сценарий, планирование и анализ сценария, материальный, трудовой и стоимостной балансы, синектика, данные, информация, аналитическая информация, внешняя информация, внутренняя информация, плановые показатели, нормы, нормативы, инвестиционный проект, технико-экономическое обоснование (ТЭО), методика ЮНИДО.
Контрольные вопросы и задания Чем отличается сценарий от прогноза в планировании? В каких типах планирования и для решения каких задач используется балансовый метод? В чем суть нормативного метода планирования и для каких задач он может быть использован? Приведите примеры. Какие типы задач в планировании можно решать с помощью методов динамического имитационного моделирования? Как можно использовать график Гантта и метод PERT для улучшения обслуживания клиентов в любой из известных вам отраслей сферы услуг? Что представляет собой проект и что понимают под инвестиционным проектом? Каковы роль и значение методики ЮНИДО для осуществления технико-экономического обоснования проекта и разработки бизнес-плана? В чем принципиальное отличие информации от данных? Какие методы используют для получения аналитической информации? Перечислите известные вам классификации и виды показателей. Каковы источники получения внутренней и внешней информации в планировании? Чем отличаются нормы от нормативов?
На CD, прилагаемом к данному учебному пособию, представлен примерный перечень тестов для контроля знаний по курсу «Бизнес-планирование».

Оценка кредитной заявки клиента проводится по совокупности показателей, характеризующих: назначение кредита и его сумму, вид кредита и срок его погашения, порядок выдачи, проценты за обслуживание кредита, оценку риска банка, залоговое обеспечение. При этом следует обратить внимание на документальное подтверждение залогового обеспечения.

Оценив бизнес – риск, связанный с клиентом, и получив достаточно полное представление о внешней среде функционирования коммерческой организации, ее управления и конкурентоспособности, о содержании кредитной заявки, следует переходить к четвертому этапу – финансовому анализу деятельности хозяйствующего субъекта по данным формам бухгалтерской отчетности.

Анализ бухгалтерской отчетности необходим как на стадии предоставления банком кредита, так и в процессе контроля за его использованием. Для банка представляют интерес не только данные всех форм бухгалтерской отчетности за предшествующий период, но и развернутая характеристика отдельных статей отчетности, которая дается в пояснительной записке к годовому отчету. Кроме того, достоверность данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках должна быть подтверждена аудиторской организацией в форме составления положительного заключения. С отметкой налогового инспектора о своевременной сдаче бухгалтерской отчетности, вместе с кредитной заявкой все эти документы передаются в кредитный отдел банка.

Оценка кредитоспособности юридических лиц основана на фактических данных баланса, отчета о прибылях и убытках, кредитной заявке, другой информации. Для средних и крупных предприятий в качестве способов оценки кредитоспособности используются: оценка финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, оценка делового риска, оценка менеджмента .

1. Оценка финансовых коэффициентов.

Выбор финансовых коэффициентов для оценки кредитоспособности заемщика определяется особенностями клиентуры банка, возможными причинами финансовых затруднений, кредитной политикой банка.

Все используемые коэффициенты можно разбить на 5 групп:

1. Коэффициенты ликвидности.

2. Коэффициенты эффективности или оборачиваемости.

3. Коэффициенты финансового левериджа.

4. Коэффициенты прибыльности.

5. Коэффициенты обслуживания долга.

Показатели кредитоспособности, входящие в каждую из названных групп, могут отличаться большим разнообразием.

В качестве примера можно привести следующую систему показателей (таблица 1).

Таблица 1. Система финансовых показателей и их нормативные уровни

Показатели

Нормативные уровни

1. Коэффициенты ликвидности

– коэффициент текущей ликвидности

2,0–1,25

– коэффициент быстрой ликвидности

2. Коэффициенты эффективности

(оборачиваемости)

– оборачиваемость запасов

– оборачиваемость дебиторской задолженности

– оборачиваемость основных средств

– оборачиваемость активов

3. Коэффициент финансового левериджа

– соотношение всех долговых обязательств и

активов

– соотношение всех долговых обязательств и

собственного капитала

0,25 – 0, 6

– соотношение всех долговых обязательств и

акционерного капитала

0, 66 – 2, 0

– соотношение всех долгосрочных обязательств и

материального акционерного капитала

– соотношение долгосрочной задолженности и

финансовых активов

0, 5 – 1,0

– соотношение собственного капитала и активов

– соотношение оборотного собственного капитала

и текущих активов

4. Коэффициенты прибыльности

– коэффициент нормы прибыли

– коэффициент рентабельности

– коэффициент нормы прибыли на акцию

5. Коэффициенты обслуживания долга

– коэффициент покрытия

7, 0 – 2, 0

– коэффициент покрытия фиксированных платежей

Нормативные уровни коэффициентов рекомендованы в разные периоды специалистами Мирового банка .

Коэффициент текущей ликвидности показывает, способен ли заемщик в принципе рассчитаться по своим долговым обязательствам.

Текущие активы

К тл = –; (1)

Текущие пассивы

Коэффициент текущей ликвидности предполагает сопоставление текущих активов, т.е. средств, которыми располагает клиент в различной форме (денежные средства, дебиторская задолженность ближайших сроков погашения, стоимости запасов товарно-материальных ценностей и прочих активов), с текущими пассивами, т.е. обязательствами ближайших сроков погашения (ссуды, долг поставщикам, по векселям, бюджету, по зарплате). Если долговые обязательства превышают средства клиента, то он некредитоспособен. Из этого вытекают и приведенные нормативные значения коэффициентов. Значение коэффициента, как правило, не должно быть менее 1. Исключения допускаются только для клиентов банка с очень быстрой оборачиваемостью капитала.

Коэффициент быстрой (оперативной) ликвидности имеет несколько иную смысловую нагрузку. Он рассчитывается