Финансовый контроль

Государственный финансовый контроль учреждения

Гусев А., к.п.н., редактор журнала

Журнал «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера» № 1/2018

Комментарий к Письму от 25.10.2017 № 02-09-0869935.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы такого контроля:

  • проводят проверки, ревизии и обследования;

  • направляют акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;

  • направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;

  • осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно ст. 267.1 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия:

  • проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;

  • ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изу­чению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;

  • обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением;

  • санкционирование операций, под которым понимается проставление разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Исходя из положений ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению такого контроля относится, в частности, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Таким образом, контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий вне зависимости от источников финансового обеспечения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, наделенными указанными полномочиями в соответствии с порядком, установленным федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 266.1 БК РФ объекты контроля и должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Так, исходя из п. 10 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля должностные лица Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий имеют право:

  • запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

Отметим, что указанные запросы, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе, исчисляется с даты получения запроса и составляет не менее трех рабочих дней. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля;

  • при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

  • проводить экспертизы, необходимые при осуществлении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;

  • выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;

  • направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных БК РФ;

  • осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;

  • обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Таким образом, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

При этом перечень запрашиваемых документов и материалов законодательно не ограничен и определяется должностными лицами органа государственного (муниципального) финансового контроля самостоятельно исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия. Кроме того, контрольная деятельность по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать в себя исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств.

Следовательно, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля могут запрашивать любые документы и материалы, необходимые для осуществления контроля, в связи с тем, что их перечень не определен и устанавливается контролером самостоятельно.

В комментируемом Письме Минфина РФ от 25.10.2017 № 02-09-08/69935 отмечено, что в случае, если контролерам в целях проведения контрольного мероприятия необходима информация, содержащаяся в журнале учета учебных занятий детей, учреждение обязано представить должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля указанный документ. Следует отметить, что в данном случае журнал учета учебных занятий детей (табель учета посещаемости детей) является первичным учетным документом, подтверждающим оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждением дополнительного образования в рамках государственного (муниципального) задания.

Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля названных выше информации, документов и материалов, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влекут ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения может привести к предупреждению или наложению на должностных лиц учреждения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., а на само учреждение – от 3 000 до 5 000 руб. В свою очередь, ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля применяется по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Главная

Вопросы и ответы

Карта сайта

О нас

Государственный и муниципальный финансовый контроль (понятие, виды, органы, осуществляющие финансовый контроль, методы)

Методический материал

Дата: 2019-08-12

Переход на главную

Государственный и муниципальный финансовый контроль (понятие, виды, органы, осуществляющие финансовый контроль, методы)

Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Конкретно государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется в форме следующих операций:

– проверок выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны физических лиц и организаций;
– проверок и ревизий целевого выделения государством и муниципальными образованиями запланированных денежных средств из бюджета и внебюджетных фондов (государственных и местных);
– проверок и ревизий целевого использования средств, выделенных из бюджетов;
– проверок правил ведения кассовых операций на предприятиях, а также правил работы с валютной выручкой;
– ревизий финансово-хозяйственной деятельности организаций и др.

Государственный и муниципальный финансовый контроль сегодня весьма многообразен.

Он осуществляется целой системой органов, функционирующих как на уровне Российской Федерации, субъектов РФ, так и на уровне муниципальных образований.

Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на общегосударственный (общемуниципальный) и ведомственный финансовый контроль.

Общегосударственный (общемуниципальный) финансовый контроль осуществляется Федеральной налоговой службой, Федеральным казначейством, финансовыми органами местного самоуправления и прочими в отношении объектов независимо от их недейственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный. Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, управления администраций субъектов РФ и другие субъекты по отношению к подведомственным им организациям.

Для такого рода контроля в министерствах, ведомствах создаются контрольно-ревизионные отделы и группы.

Вся контрольная деятельность министерств и ведомств в отношении подчиненных организаций проходит под началом руководителя министерства и ведомства, а в ряде случаев и Правительства РФ.

Финансовый контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются приемы, способы и средства его проведения. К ним относятся ревизии, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др.

Методами финансового контроля являются: ревизии, наблюдения, обследования, проверки. Ревизия основной метод финансового контроля.

Она состоит в проверке первичных документов, на основе которых проводились финансовые и прочие операции, а также на проверке данных бухгалтерского и складского учета.

В ходе ревизии проводятся инвентаризации. Ревизии могут быть фронтальными, т. е. комплексными, и выборочными.

По результатам ревизии подписывается акт, в котором излагаются результаты ревизии. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений.

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта.

Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос.

Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушения финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

Контроль за работой сотрудников: методы и организация контроля за деятельностью персонала

Предлагаем взглянуть на тему максимально широко и обсудить виды контроля персонала, его функции и принципы. Не забудем про популярные методы контроля персонала в организации: от GPS-наблюдения для выездных работников до офисных CRM-систем. Попробуем ответить на ключевой вопрос: как контролировать сотрудников, чтобы польза была всем — и компании, и персоналу. Начнем с классического вопроса: «зачем».

Для чего нужен контроль работы сотрудников

Не спешите отвечать на вопрос в заголовке. В первую очередь стоит оговориться, что контроль персонала нужен обеим сторонам. Руководитель получает результаты, лояльность и надежную команду. Но и сотрудники получают многое: рост компании, а, значит, стабильную зарплату, понятные требования и правила, мотивацию.

Именно с позиции взаимовыгодного сотрудничества стоит воспринимать любые инновации по контролю персонала в организации: от премий за превышение плана продаж до программ-шпионов на компьютерах сотрудников. Все должно делаться ради общего блага и по взаимному соглашению сторон.

Например, если вы вводите трекинг сотрудников через GPS или видеонаблюдение — все об этом знают, и знают, что это делается не из желания наказать, лишить денег и вообще унизить, а ради общего дела, которое может пострадать при невыполнении договоренностей.

Давайте конкретизируем: какую именно пользу получают руководитель и сотрудники, грамотно организовав контроль персонала.

Что дает управленческий контроль

  • Сотрудники выдают предсказуемый результат, ведь у них есть понятные kpi и не менее прозрачные санкции. Работа ведется «под стеклом» и провалить задачу затруднительно.
  • Улучшается культура договоренностей. Компания не срывает сроки и партнеры больше доверяют вам.
  • Контроль сотрудников обеспечивает стабильное качество и четкие сроки работы, что делает компанию конкурентоспособной на рынке. А это приносит выгоду как владельцу, так и персоналу (рост зарплат, уважение бренда работодателя).
  • Контроль помогает проходить кризисы, развивать и менять компанию, ведь судно с отлаженным управлением и надежной командой пройдет любые шторма.
  • Ошибки и проблемы выявляются на ранней стадии. И исправлять их дешевле.
  • Четкие установленные правила и санкции повышают лояльность сотрудников. «Строгий, но справедливый» босс всегда пользуется уважением.
  • Правильный контроль персонала фиксирует в первую очередь успехи, а не промахи. И это мотивирует, личностно и профессионально растит каждого сотрудника. Бесплатный тренинг, который всегда работает.

Чем еще полезен правильно выстроенный контроль подчиненных

  • Выявляет низкую мотивацию сотрудников. И ее причины, что очень важно.
  • Находит слабые места в планировании рабочих процессов (сроки, объем работ, загрузка конкретных людей).
  • Находит «слабое звено» среди персонала. Выясняется, кто «бьет баклуши», срывает сроки.
  • Снижает воровство денег и других ресурсов компании.
  • Помогает «вычислить» мошенников, авантюристов, шпионов конкурентов, «подрывников».

Контроль работы персонала: до, во время и после работы

  1. Предварительный контроль — когда дают задачу, четко очерчивают нужный результат, как его измерить, сроки выполнения (дедлайн).
  2. Текущий контроль — когда проверяют по ходу дела, фиксируя определенные этапы, меняя задачи и сроки в зависимости от положения вещей. Особенно популярно в проектной работе, где есть промежуточные точки.
  3. Итоговый контроль — главное, как говорится, результат. Итоговая оценка может сопровождаться как поощрением (премиями), так и санкциями (штрафами, например).

Основные функции контроля

  1. Мотивация: материальное и нематериальное поощрение.
  2. Принуждение: материальные и нематериальные санкции.
  3. Дисциплина: зная о контроле, люди склонны быть более собранными.

Базовая формула контроля персонала: грамотное делегирование + открытый и постоянный контроль + качественная обратная связь.

Виды контроля работы сотрудников

Перейдем к основным видам контроля персонала. Виды можно комбинировать или найти оптимальный вариант для вашего бизнеса.

По итоговому результату

«Не важно, что ты делаешь и когда. Выдай нам результат!»

Вид контроля, когда вы не следите за сотрудником и целиком отдаете процессы ему. Обещал — сделай в срок. Вы контролируете выполнение задачи только в финальной точке. И получаете, что запланировали. Или нет. Ведь контроль результата имеет большие риски, хотя и соблазняет возможностью не тратить время руководителя и делегировать задачу по максимуму.

Этот вид контроля персонала хорош для сотрудников, которые жаждут самостоятельности (и способны ее проявлять). Ответственная команда все сделает сама и «выкатит» вам впечатляющий результат. Вам останется только премировать и поблагодарить сотрудников.

Но безответственные люди завалят сроки, сделают все не так, а вы узнаете об этом в самый последний момент. И тут уже никакие штрафы не помогут, ведь убытки компании могут составить несколько годовых зарплат сотрудника. К тому же такие задачи нужно ставить максимально подробно и прозрачно, четко описывая желаемый результат. Ведь возможности скорректировать промежуточные итоги у вас не будет. В общем, метод для продвинутых компаний.

По промежуточным результатам

«Что у нас готово на этом этапе?»

Разделить контроль на несколько промежуточных этапов — уже менее рискованно. Руководитель тратит больше времени на задачу, но получает результат гораздо ближе к заявленному изначально. У сотрудника же остается достаточно ответственности и самостоятельности, чтобы самому планировать свое время и работать как удобнее.

Руководитель демонстрирует доверие, ведь при таком виде контроля все зависит от сотрудника, именно на его компетенции мы ориентируемся при предварительном контроле работы персонала. Сотрудник получает зону ответственности, «фронт работ», а мы в качестве руководителя наведываемся к нему в «мастерскую» и справляемся, как идут дела и все ли понятно в задаче.

Это хороший способ вырастить команду профессионалов, не рискуя результатом. Но эффективен он при решении краткосрочных задач, где сотрудник уже разбирается и готов работать более-менее самостоятельно.

Промежуточный контроль также эффективен в работе с «процессниками», которые склонны закапываться в нюансы. А мы ждем от них определенные результаты на каждом этапе. Это помогает довести любимый ими процесс до нужного нам результата.

Коллтрекинг

Покажет, какая реклама приносит звонки, а какая просто тратит бюджет

  • Отслеживайте все звонки с сайта с точностью определения источника рекламы выше 96%
  • Отслеживайте звонки с оффлайн рекламы и визиток с помощью статических номеров
  • Получайте чистый пул номеров, который выделяется именно вашей компании
  • Анализируйте подробные отчеты по звонкам: источник перехода, браузер, девайс, гео и другое
  • Слушайте записи звонков в удобном плеере для повышения качества работы колл-центра и отдела продаж

По срокам

«Что нужно для того, чтобы макет сайта был готов к 8 октября?»

Можно идти от сроков, согласовав с командой график выполнения этапов работ. Далее мы собираемся (в идеале, по пятницам) и подводим итоги внутри коллектива: кто успел, кто не успел, что сделано, а что пошло не так.

Контроль персонала через сроки выстраивает жесткий таймлайн. Этот вид контроля подходит для работ, где нужно и можно рассчитывать временные затраты на каждый вид работ. Нарисовать макет сайта можно за условные две недели, заложить фундамент дома можно за условный месяц. Такой вид контроля не подходит для высокоинтеллектуальных или творческих задач: нельзя взять и открыть закон всемирного тяготения к 8 утра в понедельник.

Чтобы набрать высокий темп работы, можно использовать такой вид контроля персонала как график контроля. Выглядит он так: каждый день в 17:00 у нас отчетная планерка и все должны демонстрировать результат. Этот вид контроля хорош тем, что все знают, когда и что нужно «показать». Но такой график требует много ресурсов и сильно выматывает и руководителя, и сотрудников.

По произвольно выбранным точкам

«Будь начеку, мы появимся в любой момент»

Этот метод подходит для потоковых производств, но и в малом бизнесе его можно творчески переосмыслить. Суть в том, что мы внезапно проверяем сотрудников. Причем в произвольно выбранном аспекте работы: сегодня смотрим на качество, завтра на технику работы, в понедельник на дисциплину.

Таким образом мы проверяем выборочно, что экономит время руководителя. Но всегда делаем это неожиданно, что держит в тонусе сотрудников и заставляет следить за всеми аспектами работы. Ключевое слово здесь «заставляет»: этот метод очень стрессовый и выматывает сотрудников, снижает их лояльность. Команду таким проверкам лучше не подвергать.

Исключение — предприятия, где критично важно соблюдение стандартов и нормативов: пищевая промышленность, производство медикаментов, «оборонка». Также метод хорош там, где уже пустил корни сорняк систематического нарушения трудовой дисциплины.

Сквозная аналитика

от 990 рублей в месяц

  • Автоматически собирайте данные с рекламных площадок, сервисов и CRM в удобные отчеты
  • Анализируйте воронку продаж от показов до ROI
  • Настройте интеграции c CRM и другими сервисами: более 50 готовых решений
  • Оптимизируйте свой маркетинг с помощью подробных отчетов: дашборды, графики, диаграммы
  • Кастомизируйте таблицы, добавляйте свои метрики. Стройте отчеты моментально за любые периоды

Основные методы контроля

Перечислим конкретные методы, с помощью которых можно контролировать сотрудников. Эти методы применяются в зависимости от сферы деятельности компании. В магазины «запускаем» тайного покупателя, на производстве ставим камеры, в отделе продаж вводим отчеты в CRM. Но обо всем по порядку.

Проведение «планёрок»

Собираться периодически нужно не только для отчетности. Планерки как метод контроля персонала дают мотивационный заряд, чувство общности, позволяют поделиться успехами. В целом видеть перспективу работы. Не давайте вашим сотрудникам погрязнуть в рутине и сбиться с общего ритма. Проводите планерки, даже если всем ясно, что делать.

Внедрение «тайного покупателя»

В торговле и услугах можно незаметно и тщательно проверять качество работы непосредственно «в полях», запуская тайного покупателя. Это подготовленный человек со стороны, который на себе опробует, насколько хорошо и по регламенту работает ваш персонал. Отличный метод контроля, который никак не вредит сотрудникам, а вам предоставляет взгляд на работу компании непосредственно со стороны клиентов.

Установление ключевых показателей эффективности (KPI)

Просто и честно: каждый сотрудник знает показатели, на которые он должен «наработать». Выполнил нормативы — молодец. Не выполнил — постарайся. Проблема KPI в их реалистичности. Вы должны установить показатели достижимые, но в то же время мотивирующие делать больше и достигать новых высот. Помогут только доскональное знание бизнес-процессов и доверие вашим профессиональным сотрудникам.

Фиксация задач и успехов на доске мотивации

Контроль сотрудников может быть позитивным, верно? Помните, как в американских фильмах рисунки и хорошие оценки детей вешают на холодильник? Так же можно контролировать сотрудников с помощью доски мотивации.

Отмечайте на доске KPI, планы продаж и так далее. Каждый день или в оговоренный период сотрудники заносят на доску свои достижения. Результаты всегда на виду, и это мотивирует без всяких штрафов. Когда отмечают достижение коллективных целей — это еще и сплачивает команду. Можно сделать доску достижений в CRM, но круче, когда она висит по-старинке, на стене офиса.

Шпионаж: GPS-наблюдение, видеонаблюдение, программы-шпионы, прослушка

Контроль может быть тихим. Кажется, что люди работают без надзора, но на самом деле офис напичкан камерами, а компьютеры сотрудников — программами, следящими за расходом трафика и времени персонала. Шпионить за сотрудниками вы можете, только письменно их уведомив и получив разрешение. Таков закон. А инструменты есть самые разные. Расскажем коротко об основных методах.

Программы «учета рабочего времени» и наблюдения за рабочим столом

Идеальны для контроля работы линейного офисного персонала. Множество приложений наблюдают за тем, какие программы открыты на компьютере и сколько в них проводит времени пользователь. Сюда же отнесем программы блокировки соцсетей и развлекательных сайтов. Также с помощью шпионского ПО руководитель может:

  • фиксировать время прихода на работу и штрафовать за опоздания;
  • просматривать рабочий стол сотрудника на предмет того, чем он занят;
  • прослушивать разговоры с клиентами и оценивать эффективность работы;
  • выявлять мошенничество и недобросовестное использование ресурсов работодателя;
  • отслеживать конфликты и утечку корпоративной информации.

GPS-трекинг для контроля выездного персонала

Торговые представители, курьеры, экспедиторы на грузоперевозках и другой разъездной персонал получают на работе планшет и специальный трекер, по которому работодатель отслеживает, где именно находится сотрудник. Следим, занимается он рабочими задачами или поехал по своим делам.

Видеонаблюдение (открытое и скрытое)

Камеры в офисе и на производстве ставят для контроля рабочего времени персонала и оценки эффективности труда. Идеально размещение видеокамер с записью звука — так вы проверите и качество работы, например, колл-центра или отдела продаж.

Камеры дисциплинируют: зная о наблюдении, особо нарушать трудовые нормы и прокрастинировать не получится. Конечно, видеонаблюдение повышает стресс сотрудников, особенно первое время, пока они не привыкнут к «реалити-шоу». Встречаются рекомендации поставить два вида видеонаблюдения: явное и скрытое. Дело в том, что известные им камеры сотрудники научатся обманывать, и тут работодателю поможет парочка скрытых девайсов. Руководствуйтесь законом и правами сотрудников, размещая систему видеонаблюдения. Иначе как минимум получите штраф.

Прослушивание телефонных звонков

Запись телефонных звонков — хороший рабочий инструмент контроля работы персонала. Это способствует улучшению качества работы, быстрому обнаружению и исправлению ошибок в скриптах, бизнес-процессах, разрешению конфликтов.

Правильно, когда записи звонков сохраняются в CRM и прикрепляются к карточке клиента. Вы получаете историю взаимоотношений с клиентом, что удобно для доведения его до сделки.

Оценка деятельности сотрудников по методологии DISC

Методология DISC берет начало в 1928 году, когда американский психолог Уильям Марстон выпустил труд «Эмоции нормальных людей». В книге он вывел четыре варианта поведенческих реакций, из которых и получилось впоследствии название методологии DISC:

  • dominance (господство);
  • inducement (побуждение);
  • submission (подчинение);
  • compliance (согласие).

По идеям Марстона в 1970 году вышел классический опросник, по которому начали определять профиль человека: какие качества преобладают в его характере, к чему он наиболее склонен, а что дастся ему с трудом.

Опросник по типологии DISC используется при профайлинге на собеседовании, но и ваших нынешних сотрудников можно профилировать по DISC, чтобы определить, какие из них:

  • агрессивны, склонны рисковать, любят соревнования и заточены на результат;
  • коммуникативны и энергичны, желают популярности и общения, склонны работать в команде;
  • скромны, медлительны, но надежны и эмпатичны;
  • прекрасно анализируют, просчитывают действия.

Разбор по DISC помогает формировать рабочие команды, грамотно распределять задачи и подбирать мотивацию, исходя из способностей и поведенческих паттернов сотрудников.

Отчетность в CRM-системе

Современный метод контроля персонала — отчетность в CRM-системе. Это не только удобно, но и позволяет автоматизировать многие бизнес-процессы, вести статистику и делать аналитику, непрерывно совершенствуя работу. Вам не нужно ждать от сотрудников отчеты. Вы просто открываете CRM и видите цифры, выполненные задачи, дедлайны и учет рабочего времени. С помощью CRM легко контролировать и удаленных сотрудников. Популярные CRM-системы: Битрикс24, Мегаплан, AmoCRM.

Как организовать контроль работы сотрудников

Важно понимать, какие задачи выполняют сотрудники, где потенциально могут быть слабые места: воровство, прокрастинация, нарушение нормативов. От этого строится организация контроля персонала. Комплекс методов работает лучше. При этом комплекс включает не только технику: видеокамеры и другие устройства, программы слежения и CRM-систему. В первую очередь контроль строится на системе мотивации, выстроенной с учетом особенностей работы и психологических типов сотрудников.

Какое ПО установить для контроля работы сотрудников

В вопросе установки программного обеспечения также действует комплексный подход. Недостаточно следить за сотрудниками через камеры или учитывать рабочее время. Идеально задействовать микс из CRM, программы учета рабочего времени, видео и аудио наблюдения.

Инструменты, повышающие эффективность офисных работников:

  • программы учета времени;
  • программы контроля прихода/ухода работника (биометрия, пропуск);
  • программы наблюдения за рабочим столом.

Инструменты, повышающие эффективность мобильных сотрудников:

  • чек-листы — все ли работник сделал на выезде по нормативам;
  • фотоотчеты — все ли сделано верно;
  • система «внутренних заказов» — учет выполненных заявок и потраченного времени.

Инструменты, повышающие эффективность «удаленщиков»:

  • CRM-система, где ведется переписка, учет задач и рабочего времени;
  • групповые чаты вместо планерок;
  • программы для организации команды (Trello, Basecamp);
  • программы удаленного учета рабочего времени.

Причины и последствия чрезмерного контроля работы сотрудников

Чрезмерный контроль что в семье, что на работе ни к чему хорошему не приводит. Людям обычно не нравится, когда им по умолчанию не доверяют и проверяют каждый шаг. На некоторых видах работ тотальный контроль действительно дает результат, но в большинстве случаев он не оправдан. И вот почему:

  • снижается мотивация сотрудников — если мне не доверяют и в итоге все исправят, зачем делать сразу хорошо?
  • снижается эффективность руководителя — он становится «нянькой» сотрудникам, а на стратегические задачи времени не остается;
  • больше контроля — меньше времени на работу у всех.

А возникает чрезмерный контроль, когда сотрудники систематически нарушают правила, не соблюдают договоренности, в целом атмосфера в компании нездоровая, нерабочая. А руководитель склонен к авторитаризму вместо сотрудничества. Или, наоборот, чрезмерно мягок, пока не «доведут».

Типичные ошибки контроля работы сотрудников

Кроме чрезмерного контроля есть ряд типичных ошибок контроля персонала. Кратко перечислим их, чтобы вы не наступали на эти «грабли».

Контроль процесса, суть которого не ясна — когда гуманитария ставят на контроль высокотехнологичной работы. Он не может оценить ни качество, ни сроки, ни риски.

Контроль, сосредоточенный на ошибках — когда руководитель только указывает на проблемы и критикует, сотрудник выгорает.

Скрытый контроль — когда вы неявно следите за персоналом, и в случае ошибки налетаете «коршуном» на сотрудника, он чувствует себя, как в триллере.

Контроль «для галочки» — когда от вас идут «последние китайские предупреждения», а от контроля на деле одно название, сотрудники замечают это и расслабляются.

Контроль работы персонала — деликатный вопрос, который часто принято решать силовыми методами: давить, штрафовать, увольнять. Однако гуманистический подход, уважение к правам и самостоятельности сотрудников, доверие к их решениям более эффективны. Ведь человек способен на большее, если его уважают.

В то же время стоит использовать богатый арсенал программного обеспечения, оборудования и методических инструментов, чтобы улучшить проверяющий функционал, автоматизировать контроль персонала и освободить руководителя от малоприятных функций контролера.

Государственный финансовый контроль

Финансовый контроль в Российской Федерации

Понятие финансового контроля, его принципы и задачи. Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

  • проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
  • проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  • проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
  • выявлении внутренних резервов производства;
  • устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.

Государственный, внутрифирменный и независимый (аудит) контроль

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

  • в силу требований законодательства;
  • по решению компетентных государственных органов.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

  • представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
  • президента;
  • исполнительных органов власти общей компетенции;
  • ведомственный и внутрихозяйственный;
  • общественный;
  • аудиторский.

Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный.

Представляется необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации. Контрольно-ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерства, состоящих на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии происходят по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать 40 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию.

Основные задачи данного контроля:

  • выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;
  • разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;
  • принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль. В соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г., аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ, специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ для проведения банковского аудита, Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.

Основная цель аудиторской деятельности — установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательная аудиторская проверка может также производиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции суда или арбитражного суда. Федеральный закон об аудиторской деятельности в РФ подробно регламентирует вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки, порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т. д.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:

  • понесенные убытки в полном объеме;
  • расходы на проведение перепроверки;
  • штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.

Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль). Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими кредитными учреждениями. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен на укрепление платежной дисциплины.

Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта.

Сущность и задачи финансового контроля

Финансовый контроль является одним из важнейших звеньев финансовой системы. Он обеспечивает правильность, своевременность и полноту формирования доходов; обоснованность и точность осуществления расходов. Эффективность финансового контроля обязательное условие успешного проведения экономической и социальной политики, четкого функционирования управленческого аппарата.

Финансовый контроль — механизм обеспечения законности финансовой деятельности исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований.

В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. сферами финансового контроля являются: исполнение федерального бюджета и бюджетов социальных внебюджетных фондов, организация денежного обращения, использование кредитных ресурсов, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, предоставление налоговых льгот.

Счетная палата РФ в соответствии с законом РФ «О счетной политике Российской Федерации» от 11 января 1995 г. выступает ведущим органом финансового контроля.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено осуществление Счетной палатой контроля за исполнением федерального бюджета, социальными внебюджетными фондами, состоянием внутреннего и внешнего долга государства.

См.далее: Счетная палата

Наряду со Счетной палатой правом финансового контроля в РФ обладают еще ряд учреждений: Главное контрольное управление Президента РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (в частности, Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также Главное управление Федерального казначейства), Министерство РФ по налогам и сборам, Комитет финансового мониторинга, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Помимо федерального уровня, финансовый контроль осуществляется на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований (см. схему 1). Такая многозвенность финансового контроля снижает его эффективность.

Министерство финансов РФ как субъект финансового контроля

В соответствии с положением о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждений постановлением Правительства РФ № 329 от 30 июня 2004 г.) Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Финансовые органы субъектов РФ при осуществлении государственного контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ.

Федеральная налоговая служба как субъект государственного финансового контроля

См.далее: Федеральная налоговая служба

Схема 1 Структура органов государственного финансового контроля в РФ*

Субъекты контроля в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления

Субъекты контроля в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления

  1. I. На федеральном уровне

Государственная дума РФ

Совет Федерации РФ

Счетная палата РФ

I. На федеральном уровне

Главное контрольное управление Президента РФ

Минфин РФ

Главное управление Федерального казначейства

Департамент государственного финансового контроля и аудита

МНС РФ

ГТК РФ

Министерства и ведомства главные распорядители, распорядители бюджетных средств федерального бюджета

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Фонд обязательного медицинского страхования

  1. II. На уровне субъекта РФ

Законодательный орган власти

Счетная палата субъекта РФ

II. На уровне субъекта РФ

Финансовые органы субъекта РФ

Казначейство субъекта РФ

Территориальные органы федеральных министерств и ведомств

Управление Федерального казначейства (УФК)

Управление МНС РФ России (УМНС РФ)

Таможенные органы

Отраслевые органы управления главные распорядители, распорядители средств бюджета субъекта РФ

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

III. На муниципальном уровне

Представительный орган муниципального образования

Счетная палата муниципального образования

III. На муниципальном уровне

Финансовое управление администрации муниципального образования

Органы управления распорядители средств местного бюджета

Местные отделения территориальных органов федеральных министерств и ведомств (УФК, УМНС РФ)

Местные отделения территориальных органов социальных внебюджетных фондов

*Источник: Центр институциональных и микроэкономических исследований Института экономики РАН.

Статьей 265 Бюджетного кодекса РФ определены следующие формы финансового контроля:

  • предварительный контроль осуществляется в ходе обсуждения проектов бюджетов;
  • текущий контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов;
  • последующий контроль в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Законодательные органы субъектов Федерации и представительные органы местного самоуправления при осуществлении финансового контроля имеют право на получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления всех материалов, необходимых для утверждения бюджетов и проверки их исполнения. Эти органы могут создавать собственные контрольные органы.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств их получателями. Главные распорядители имеют право проводить проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.

Методы финансового контроля

Финансовый контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются приемы, способы и средства его проведения. К ним относятся ревизии, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др.

Методами финансового контроля являются: ревизии, наблюдения, обследования, проверки. Ревизия основной метод финансового контроля. Она состоит в проверке первичных документов, на основе которых проводились финансовые и прочие операции, а также на проверке данных бухгалтерского и складского учета. В ходе ревизии проводятся инвентаризации. Ревизии могут быть фронтальными, т. е. комплексными, и выборочными. По результатам ревизии подписывается акт, в котором излагаются результаты ревизии. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений.

См.далее: Ревизия

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушения финансовой дисциплины и устранения их последствий. Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

Виды финансового контроля

Финансовый контроль существует в нескольких видах, выделяемых по разным основаниям: исходя из соотношения времени контроля и периода осуществления проверяемой деятельности; волеизъявления субъектов контрольных правоотношений; сферы финансовой деятельности, в которой проводится контроль; правового статуса контролирующих субъектов и др.

В зависимости от времени проведения контроль может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, — проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т. п.

Текущий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств, выделенных для административно- хозяйственных расходов, капитального строительства и т. д.).

Последующий финансовый контроль проводится после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений контроль подразделяют на обязательный и инициативный. Обязательный финансовый контроль проводится: 1) в силу требований законодательства (например, контроль со стороны представительных органов власти за исполнением бюджета по итогам за год); 2) по решению компетентных государственных органов (например, проверки налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов).

Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов: собственными силами (внутренний контроль), а также посредством привлечения аудиторов или аудиторской организации.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля.

Так, в зависимости от сферы контролируемой финансовой деятельности (объекта, направления) можно выделить следующие виды контроля: бюджетный, налоговый, банковский, страховой, валютный.

С учетом особенностей правового статуса субъектов контрольной деятельности выделяют: государственный (федерального и регионального уровней), муниципальный, общественный и аудиторский финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль подразделяется (в зависимости от сферы действия) на подведомственный (или вневедомственный) и внутриведомственный (похожую структуру имеет и муниципальный финансовый контроль). В этой классификации, в свою очередь (в зависимости от видов органов, осуществляющих контрольную деятельность), можно выделить финансовый контроль: 1) представительных (законодательных) органов власти; 2) Президента РФ; 3) исполнительных органов власти общей компетенции; 4) финансово-кредитных органов; 5) ведомственный (внутриведомственный), включающий внутренний финансовый аудит (см. ст. 270 БК РФ); 6) внутрихозяйственный (внутренний).

Аудиторский контроль, проводимый, в отличие от названных видов, на основе предпринимательской деятельности, может быть обязательным и инициативным (Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЭ «Об аудиторской деятельности» (с изм. на 11 июля 2011 г., № 200-ФЗ)).


Формы, виды и основные методы финансового контроля

Методы финансового контроля, а также его виды и формы представлены в довольно широком спектре разновидностей. Изучим те, которые используются чаще всего.

Основные подходы к классификации видов, форм и методов финансового контроля

Формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий

Классификация видов контроля по срокам

Классификация видов контроля по субъектам

Субъекты финансового контроля: органы власти

Субъекты финансового контроля: банки, аудиторы

Субъекты финансового контроля: вышестоящие структуры, общественники

Субъекты финансового контроля: внутрикорпоративные и внутриведомственные структуры

Классификация видов контроля по направлению проверок

Методы финансового контроля: документальная проверка

Методы финансового контроля: фактическая проверка

Методы финансового контроля: проверка компетентности

Основные подходы к классификации видов, форм и методов финансового контроля

Финансовый контроль — это совокупность мероприятий компетентных экономических субъектов, которые связаны с проверкой и анализом элементов финансовой инфраструктуры, управления и отчетности в той или иной организации. Рассмотрим их сущность подробнее.

Форма финансового контроля — признак, отражающий способ осуществления тем или иным субъектом контроля своих действий. Современные российские эксперты выделяют 3 ключевые формы финансового контроля:

  • предварительный;
  • текущий;
  • последующий.

Вид финансового контроля — признак, позволяющий отнести соответствующие контрольные мероприятия к той или иной категории. Актуальные теоретические концепции предполагают классификацию видов финансового контроля по следующим базовым основаниям:

  • субъект контроля;
  • направление контроля;
  • сроки выполнения.

Таким образом, фактически соответствующие виды и формы финансового контроля можно рассматривать как сходные признаки. Применение данной аналогии прослеживается во многих публикациях российских экспертов.

Метод финансового контроля — это признак, отражающий специфику конкретного инструмента осуществления проверок, задействуемого субъектом финансового контроля. Выделяют 3 основные категории:

  • методы, которые связаны с проверкой документов;
  • методы, которые связаны с проверкой содержания деятельности фирмы;
  • методы, которые связаны с проверкой компетенций.

Изучим подробнее ключевые признаки финансового контроля — виды, формы и методы — в соотнесении с отмеченными основаниями для их классификации.

Формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий

Итак, есть 3 основные формы контрольной деятельности — предварительный, текущий, а также последующий финансовый контроль.

Предварительный контроль предполагает осуществление субъектом контрольных действий еще до того, как проверяемая организация реализует некие юридически значимые мероприятия. Например, расходование бюджетных средств по тем или иным статьям, если речь идет о государственной или муниципальной организации, либо инвестирование нераспределенной прибыли, если рассматривать деятельность коммерческих фирм.

Предварительный контроль предполагает проверку готовности соответствующих организаций к проведению финансового мероприятия. Проверяющий должен удостовериться в законности мероприятия, а также в том, что его проведение удовлетворяет интересам аффилированных лиц (инвесторов, вышестоящих менеджеров, государства, муниципалитета). Предварительный контроль позволяет выявить недоработки, допущенные организацией в части подготовки документов, необходимых для реализации того или иного мероприятия.

Текущий контроль предполагает проверку содержания финансовых мероприятий непосредственно в период их осуществления. Обычно подобные действия связаны с проверкой оправдательных документов, сопровождающих сделки, либо, например, мониторингом качества работы ответственных подразделений — бухгалтерии, финансовых отделов, склада, логистических служб, от которых зависит успешность решения задач, связанных с управлением финансами организации.

Последующий контроль — совокупность действий субъекта контроля, предполагающая проверку финансовых мероприятий, которые уже реализованы компанией. Он помогает выявить несоответствие результатов данных мероприятий закону, определить обоснованность тех или иных финансовых операций, сформировать рекомендации, направленные на улучшение реализации в будущем подобных мероприятий.

Классификация видов контроля по срокам

Изучим теперь сущность различных видов финансового контроля в рамках классификации, рассмотренной выше. Первое ее основание, которое мы исследуем, — сроки выполнения контроля. Таковые могут соответствовать оперативным, плановым, внеплановым проверкам.

Оперативные финансовые проверки отличаются, прежде всего, непродолжительностью, а также в достаточной мере высокой частотой проведения. Они могут осуществляться субъектом контроля раз в неделю либо ежемесячно.

Плановые проверки, в свою очередь, считаются более длительными. Проводятся они обычно не так часто — раз в год, полугодие, иногда — раз в несколько лет. Проверяемая организация, как правило, имеет достаточно времени, чтобы подготовиться к плановому финансовому контролю.

Оперативные и плановые проверки имеют общий признак — наличие графика осуществления субъектами финансового контроля проверок. Даже если проверки проводятся очень часто, например, еженедельно, то руководство фирмы, как правило, заранее знает конкретное время визита проверяющих, а также то, что они будут изучать.

В свою очередь внеплановые проверки могут осуществляться без предупреждения, проводиться вне привязки к какому-либо графику и с любой частотой. Информация о том, чем будут заниматься проверяющие, а также о том, какие документы они могут запрашивать, непосредственно до проведения внепланового контроля может быть закрыта для проверяемых организаций.

Классификация видов контроля по субъектам

Спектр возможных субъектов финансового контроля весьма широкий. Современные российские эксперты определяют следующие основные группы:

  • органы исполнительной власти (не связанные с правоохранительными структурами);
  • органы законодательной власти;
  • банки;
  • правоохранительные структуры;
  • аудиторы;
  • вышестоящие организации;
  • общественные организации;
  • внутрикорпоративные и ведомственные структуры.

Изучим их специфику подробнее.

Субъекты финансового контроля: органы власти

Органы исполнительной власти, которые чаще всего становятся субъектами контроля, — это Минфин, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ФНС, ФТС, государственные внебюджетные фонды, Федеральное казначейство, а также структуры, подчиняющиеся им по вертикали в регионах.

Можно отметить, что компетентное ведомство часто предопределяет конкретное наименование того или иного вида контроля. Например, ФНС проводит налоговый контроль, ФТС — таможенный.

Подробнее о налоговых проверках читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Что касается органов законодательной власти, финансовый контроль чаще всего осуществляет Счетная палата, формируемая при участии обоих палат парламента РФ — Госдумы и Совета Федерации. В субъектах РФ также формируются счетные палаты — при участии региональных парламентов.

Правоохранительные структуры, которые могут применять финансовый контроль, — МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура. Данные ведомства также функционируют централизованно — федеральным структурам подчиняются региональные.

Субъекты финансового контроля: банки, аудиторы

Субъектом финансового контроля может быть как ЦБ, так и коммерческие кредитные учреждения. При этом вторые в аспекте проведения основных финансовых мероприятий подотчетны ЦБ.

Аудиторы могут быть внешними и внутренними (или ведомственными). Первые, как правило, осуществляют финансовый контроль на коммерческой основе, как услугу. При этом результаты подобных проверок обычно предоставляются для какого-либо внешнего субъекта, например, инвестора или банка.

Внутренний аудит — подвид внутрикорпоративного или ведомственного финансового контроля. Его результаты обычно используются в пределах конкретной организации. Чаще всего он реализуется внутренними службами компании. Но иногда фирмы обращаются и к внешним аудиторам, предоставляющим услуги в форме аутсорсинга.

Субъекты финансового контроля: вышестоящие структуры, общественники

Финансовый контроль может быть инициирован и проведен учреждением, которому подотчетна фирма или бюджетная организация, — холдингом, центральным офисом, главным управлением, центральным аппаратом и т. д.

Вполне возможно инициирование процедур финансового контроля общественными объединениями. При этом таковые могут являться как самостоятельными субъектами проверок (если в их составе есть компетентные сотрудники, способные проводить соответствующий контроль), так и направлять обращения в адрес иных субъектов контроля, работа которых каким-либо образом связана с организацией, на которую обратили внимание общественники.

Субъекты финансового контроля: внутрикорпоративные и внутриведомственные структуры

Работа внутрикорпоративных или внутриведомственных субъектов финансового контроля (ими могут быть службы и отделы финансового анализа или же структуры для проведения внутреннего аудита) характеризуется, как правило, существенно более узкой направленностью в сравнении с теми действиями, которые могут осуществлять структуры, рассмотренные выше.

Классификация видов контроля: направления проверок

Еще одно основание для классификации видов финансового контроля, которое выделяют российские исследователи — направление проверок. Оно представлено 3 основными категориями:

  • ревизии документооборота;
  • технические проверки;
  • проверки отчетности.

Что касается первого направления финансового контроля, проверяющие в данном случае чаще всего исследуют юридически значимые источники, на основании которых организация принимает те или иные решения по управлению капиталом.

В техническом аспекте может проверяться инфраструктура, задействуемая для реализации юридически значимых действий, например, тех, что связаны с подписанием банковских и иных документов с помощью ЭЦП. Данное направление проверок в ряде аспектов может быть связано с ревизионными мероприятиями, например, если требуется установить, соответствует ли ПО для электронных ключей требованиям законодательства.

Третье направление проверок предполагает изучение проверяющей структурой документов, имеющих отношение к бухгалтерской, налоговой и управленческой отчетности. Это могут быть первичные документы, унифицированные формы, бланки, внутрикорпоративные источники, выписки.

Методы финансового контроля: документальная проверка

Данная группа методов — ключевая с точки зрения проведения ревизий документооборота, о которых мы рассказали выше. По мнению многих экспертов, рассматриваемая группа методов финансового контроля — основная, наиболее востребованная проверяющимис точки зрения решения поставленных перед ними задач.

Методы, относящиеся к рассматриваемой группе, предусматривают:

  • изучение документов на предмет корректности реквизитов — предполагает сверку таковых с перечнем критериев, установленных законодательно либо на уровне локального НПА для конкретного вида деловых бумаг;
  • изучение содержания документов на предмет смысловой корректности, арифметической точности — бывает, что даже при соблюдении реквизитов документ может быть составлен некорректно в силу отсутствия в нём смысловой логики, например, если декларация по налогу за 2-й квартал подписана в феврале; могут встречаться и арифметические ошибки, например, если в бухгалтерском балансе сумма показателей по строкам 1110–1190 не равна цифре в строке 1100;
  • исследование документов на предмет подлинности — подлинность документа может быть не признана, если при проверке выяснится, что он подписан факсимиле, или же если его внешний вид явно не похож на аналогичные источники, напечатанные примерно в то же время и в том же подразделении — это может свидетельствовать о том, что документ подделан;
  • изучение содержания документов на предмет соответствия законам и нормам — метод, близкий к первому в перечне, но более глубокий; он предполагает исследование не только реквизитов, но и положений источника.
  • сравнительный анализ источников — один из методов, позволяющих выявить подделки, а также, если это необходимо, оценить качество ведения документации предприятием: сравниваемым источником может быть некий эталонный образец, полностью соответствующий требованиям по заполнению;
  • проверка комплектности документов — многие источники имеют юридическую силу только в случае дополнения иными документами, например, авансовый отчет действителен только в комплекте с подтверждающими документами — чеками, квитанциями, БСО.

Подробнее о работе с БСО читайте в статье «Порядок учета и хранения бланков строгой отчетности».

Методы финансового контроля: фактическая проверка

Методы финансового контроля, относящиеся к рассматриваемой группе, могут включать:

  • проверку качества инфраструктуры предприятия;
  • проведение замеров, тестов;
  • инвентаризацию.

Что касается первого пункта — инфраструктура, которой располагает предприятие, может проверяться на предмет соответствия нормам СанПиНа, экологического законодательства, различных ГОСТов, внутрикорпоративным нормам.

Замеры и тесты могут помочь проверяющим при поиске недостатков выпускаемых предприятием товаров, с выявлением несоответствия помещений требованиям законов в части обеспечения безопасности труда, а если речь идет о внутренней проверке — выявлением слабых мест в организации производства.

Инвентаризация — дополняющий метод, предназначенный для выявления недостатков в комплектности тех или иных элементов. Как с точки зрения объективных потребностей бизнеса, так и в контексте соответствия заявленных в отчетности объемов производственных фондов фактическим.

Методы финансового контроля: проверка компетентности

Проверка системы компетенций предполагает работу главным образом в направлении кадрового менеджмента. Проверяющие, задействующие рассматриваемую группу методов, взаимодействуют с сотрудниками, отвечающими за управление финансами предприятия, и выясняют, насколько их уровень опыта и навыков позволяет решать поставленные задачи.

Данные методы финансового контроля могут быть представлены тестированием, интервьюированием, проведением фокус-групп, мониторингом производственных возможностей работников, проведением опросов, изучением личных карточек сотрудников, профилей в соцсетях, в ряде случаев — выходом на контакт с предыдущими работодателями или образовательными учреждениями, в которых учились работники фирмы.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.