Формы социальной защиты детства

Социальная помощь лицам без определенного места жительства в Российской Федерации

Социальную работу по обслуживанию населения, оказание социальной помощи и услуг с целью преодоления или смягчения сложной жизненной ситуации ведут социальные службы государственных специализированных учреждений и негосударственных структур.

К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания населения, министерств и ведомств РФ, к компетенции которых относится функция предоставления социальной помощи населению. К негосударственным относятся предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными организациями, частными лицами. К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

Согласно постановлениям Правительства РФ и приказам Министерства социальной защиты населения в стране открыты специализированные учреждения для лиц БОМЖ, утверждены Примерные положения об учреждении социальной помощи для данной категории населения, о межведомственных комиссиях по проблемам профилактики бродяжничества, порядок приема лиц БОМЖ в учреждение, правила регистрации и снятие граждан РФ с учета по месту пребывания.

Услуги реабилитационной направленности оказывают в настоящее время 117 домов ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и реализуют региональные программы социальной поддержки и помощи дезадаптированным группам населения .

В г. Новосибирске функционирует областной центр срочной социальной помощи, основной задачей которого является оказание экстренной помощи людям, попавшим в сложную ситуацию, оставшиеся без постоянного места жительства, прописки, работы и средств к существованию. Среди его клиентов лица БОМЖ составляют 36,8%; лица, освободившиеся из мест лишения свободы – 9,0% и вынужденные переселенцы – 5,3%. Социальную помощь лицам БОМЖ оказывает Новосибирский дом ночного пребывания. В настоящее время на базе этих учреждений создан комплексный центр социального обслуживания для лиц БОМЖ .

В Астраханской области действует социальный центр кризисной реабилитации, в структуру которого входят: дом ночного пребывания, дом кризисной реабилитации и социальная благотворительная столовая.

В Нижнем Новгороде с 1995 года работает Центр социально-трудовой реабилитации граждан, в структуре которого отделение ночного пребывания на 90 мест, социальная гостиница на 12 мест.

В Екатеринбурге с 1995 года предоставляет услуги дом ночного пребывания на 50 мест лицам БОМЖ, здесь можно жить и питаться бесплатно 3 раза в год по 10 дней.

Заслуживает внимания опыт Камчатской области по предоставлению комплекса услуг бездомным в социальном приюте (на 60 мест), который включает в себя социальную гостиницу на 30 мест – для временного проживания иногородних престарелых и инвалидов, социальный приют на 18 мест – для временного проживания лиц БОМЖ, отделение ночного пребывания на 12 мест – для ночлега «бомжей».

В Самарской области лица БОМЖ получают медицинские, жилищные, социально-бытовые, социально-психологические и правовые услуги в отделении ночного пребывания на 70 мест в структуре социального приюта г. Самары, а также в структуре социальной гостиницы г. Тольятти.

В Краснодарском крае действует Центр социальной адаптации на 100 мест (г. Краснодар) и 3 дома ночного пребывания: в г. Туапсе (на 15 мест), в г. Кропоткине (на 30 мест) и Курганинском районе (на 15 мест). В г. Лабинске функционирует социальная гостиница для лиц от 16 до 30 лет на 27 мест .

В Республике Марий Эл лица БОМЖ могут получить широкий спектр услуг по решению своих проблем в «Доме ночного пребывания»: бесплатно для ночлега в течение 12 часов койко-место с постельными принадлежностями; одноразовое бесплатное питание; консультативную помощь в вопросах бытового и трудового устройства, определения в стационарные учреждения социального обслуживания; нуждающиеся — первую доврачебную помощь и санобработку .

В Ставропольском и Хабаровском краях имеется практика использовать социальные номера на базе временного проживания бездомных.

В г. Калининграде в центре социально-трудовой реабилитации предоставляется социальная поддержка лицам БОМЖ. В структуре центра есть дом ночного пребывания, социальная гостиница, социальная столовая, отдел содействия в трудоустройстве. Важнейшим направлением в работе специалистов центра является организация их трудовой деятельности .

В центре реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий Владимирской области клиентам предоставляются следующие услуги: социально-бытовые, правовые, психологические, по восстановлению документов, временной регистрации, жилищные услуги, оформление инвалидности и пенсии, санитарно-гигиенические, содействие в поиске работы и родственников, получения профессии через службу занятости .

В Мурманской области сложилась система работы по профилактике бездомности и оказанию социальной поддержки лицам БОМЖ. Права лиц БОМЖ регламентируются правовыми актами, в частности, законом Мурманской области от 23.12.2004 № 550-91 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», закон от 29.12.2004 № 572001 – ЗМО «О социальном обслуживании населения в Мурманской области». Этот правовой акт характеризует лиц без определенного места жительства как лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и относит их к клиентам социальной службы, им гарантировано предоставление материальной помощи в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, одежды, временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания .

На федеральном уровне в Российской Федерации права лиц без определенного места жительства защищаются федеральными законами: «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (8), «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» , «О государственной социальной помощи» .

Чтобы представить полную картину социальной помощи лицам БОМЖ в РФ, то необходимо отразить деятельность общественных институтов.

В России традиционно, исторически, приоритет работы с этой категорией лиц был у общественных организаций, попечительских советов и Русской Православной Церкви. В наше время социальная помощь бездомным со стороны гражданских структур заметно активизировались.

Русская Православная Церковь обычно занимается организацией бесплатных обедов при крупных приходах и предоставлением сезонной работы в монастырях. Также при некоторых храмах нуждающимся может быть предоставлено кратковременное пристанище (ночлег). Но, к сожалению, подобные меры не имеют системности и зависят от инициативы епархий на местах и личного подвижничества священников.

Наибольшую активность в предоставлении социальной помощи лицам БОМЖ проявляют филиалы иностранных благотворительных организаций. Они имеют серьезные материальные ресурсы. Благотворительные гуманитарные организации могут получать средства от международных правительств и международных структур, таких как Европейский Союз, Верховного комиссариата ООН по делам беженцев.

Одной из международных независимых общественных гуманитарных организаций является «Medecins sans frontienes» («Врачи без границ»). Ее целью является оказание бесплатной помощи населению во время кризисных ситуаций. Организация основана в 1971 году и опирается в своей деятельности на специалистов — добровольцев. Ее представители работают в 72 странах мира.

На территории России «Врачи без границ» оказывают помощь осужденным, больным туберкулезом в виде консультаций, материальной помощи и медикаментами . Для помощи бездомным с 1992 года организация открыла передвижные амбулатории на Казанском и Павелецком вокзалах г. Москвы. За время работы «Врачами без границ» дано около 100 тысяч бесплатных консультаций медицинского и социального характера. Сделано 2,5 тысячи вакцинаций против столбняка и дифтерии. В среднем за помощью к «Врачам без границ» обращаются от 2500 до 3000 человек в месяц. При необходимости осуществляется направление на госпитализацию. Социальные консультации проводятся с целью решения первостепенных проблем бездомных и определения направления дельнейших действий. «Врачи без границ» оказывают помощь другим государствам и неправительственным организациям в России, ведущим работу с лицами БОМЖ. Между ними сложились деловые отношения и ведется активное сотрудничество . Помощь лицам БОМЖ оказывают гуманитарные организации, такие как «Армия спасении», Красный крест», Новый Дом», «Твое право», ЦГП «Лепта», «Благовест», «Каритас», «Милосердие» в виде организации питания в местах их скопления и выдачи подержанных вещей (second hand); различные религиозные миссии: «Освобождение в Иисусе», «Братство и милосердие», «Сознание Кришны», мусульманские общества, некоторые национальные диаспоры (армянская, еврейская).

К сожалению, деятельность общественных организаций сосредоточена в Москве, Санкт-Петербурге, а в остальных регионах страны развиты слабо, так как имеют небольшие финансовые и организационные возможности . Частные благотворители в современной России большая редкость. Помощь коммерческих структур незначительна.

Таким образом, самое главное в работе государственных, муниципальных и общественных организаций, учреждений для лиц БОМЖ то, что они, предоставляя ночлег, питание и одежду, помогают бездомным лицам в оформлении необходимых документов (регистрация, назначение и получение пенсии, установление групп инвалидности, направлении в дома-интернаты и т.д.), содействие в трудоустройстве. Следовательно, разработка государственного законодательства, регламентирующего область трудовой адаптации лиц «бомж» представляется достаточно значимой задачей.

Нормативные и правоприменительные аспекты оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и рода занятий

Развитие рыночных отношений в России в начале 90-х гг. XX в. охватило жилищную сферу и привело как к формированию многомиллионного слоя собственников жилых помещений, сформировавшегося в результате приватизации жилья и возможности совершения сделок, связанных с отчуждением квартир и жилых домов, так и появлению многочисленного слоя лиц, утративших собственное жилище и вынужденных скитаться, не имея собственной крыши над головой.

Актуальным является вопрос: какие минимальные гарантии на крышу над головой имеет в указанных случаях лицо, оказавшееся в статусе «бомж»?

Первым нормативным актом, принятым в постсоветское время и посвященным указанной проблеме, стало Постановление Правительства РФ от 07.10.1993 г. № 1003 «О домах ночного пребывания». Данный документ (п. 1) установил, что дома ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий создаются по решению органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

📌 Реклама Отключить

Расходы по содержанию указанных домов были возложены на бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (п. 2 Постановления).

Органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга было предписано обеспечить выделение соответствующих помещений для создания домов ночного пребывания, оказывать содействие в трудоустройстве и создании необходимых условий для проживания лиц без определенного места жительства и занятий (п. 3 Постановления).

Во исполнение данного Постановления Министерством социальной защиты населения РФ был принят приказ от 25.01.1994 г. № 10 «О домах ночного пребывания», которым было утверждено «Временное положение о доме ночного пребывания». По сути, в нем был закреплен минимальный объем социальных услуг, предоставляемый лицам без определенного места жительства и рода занятий.

📌 Реклама Отключить

Пункт 2.1 Временного положения определил основную задачу домов ночного пребывания как предоставление ночлега лицам без определенного места жительства и рода занятий, в первую очередь из числа престарелых и инвалидов.

В соответствии с п. 2.2 Временного положения лицам без определенного места жительства и рода занятий гарантируется: предоставление бесплатно в течение 12 часов койко-места с постельными принадлежностями; обеспечение талоном на одноразовое бесплатное питание; консультативная помощь в вопросах бытового и трудового устройства, определение в стационарные учреждения социального обслуживания; первая доврачебная помощь и санитарная обработка нуждающихся.

Пункт 2.3 Временного положения определил, что койко-место для ночлега в доме ночного пребывания предоставляется бесплатно одному лицу на срок не более 10 дней подряд и не более 30 дней в году, а сверх того лишь за плату, устанавливаемую соответствующим органом исполнительной власти. При наличии свободных коек спальное место для ночлега может предоставляться за плату и другим категориям граждан.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, нахождение в доме ночного пребывания носит не стационарный, а временный характер и не может в глобальном плане решить проблемы бездомных граждан.

Следует отметить, что не все лица, относящиеся к категории «бомж», могут быть приняты в дома ночного пребывания. В частности, в соответствии с п. 3.2 Временного положения противопоказаниями к приему в дом ночного пребывания является наличие следующих заболеваний и расстройств:

  • туберкулеза в активной стадии;
  • заразных заболеваний кожи и волос;
  • острых инфекционных и венерических заболеваний;
  • психических заболеваний, сопровождающихся на момент поступления расстройствами поведения, опасными для самого больного и окружающих;
  • острого алкогольного опьянения и признаков приема наркотических средств.

Таким образом, Временное положение о домах ночного пребывания устанавливает не только временные параметры нахождения в указанных помещениях, но и условия для приема в них по медицинским критериям. 📌 Реклама Отключить

Следовательно, исходя из буквального толкования положений рассматриваемого нормативно-правового акта далеко не каждый гражданин, являющийся лицом без определенного места жительства, может рассчитывать на размещение в домах ночного пребывания.

Дома ночного пребывания стали первым видом законодательно закрепленной формы организации социальной помощи лицам без определенного мест жительства и рода занятий. Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 08.06.1996 г. № 670 «Об утверждении примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и рода занятий» значительно расширил перечень наименований инстанций, предоставляющих социальную защиту лицам без определенного места жительства и рода занятий.

Наряду с вышеупомянутыми домами ночного пребывания в него были включены также «социальные приюты», «социальные гостиницы», «центры социальной адаптации» и т. д.

📌 Реклама Отключить

В перечне задач данных учреждений фигурируют следующие (п. 2 Постановления):

  • предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам;
  • оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе.

Следует отметить, что рассматриваемое Постановление не фиксирует четких сроков нахождения в учреждениях лиц без определенного места жительства и рода занятий, а содержит отсылочную норму (п. 9), в соответствии с которой срок пребывания в них устанавливается органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. 📌 Реклама Отключить

Процедура принятия лиц соответствующих категорий в соответствующие учреждения осуществляется на основании п. 20 рассматриваемого Постановления в порядке, определяемом Министерством социальной защиты населения Российской Федерации. Последнее в свою очередь издало приказ от 10.09.1996 г. № 224 «Порядок приема граждан в учреждение социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий».

Следует отметить, что рассматриваемый приказ дифференцировал основания и условия приема в учреждения для лиц без определенного места жительства и рода занятий. Так, в соответствии с п. 2 приказа основанием и условием приема лиц в дом ночного пребывания является личное заявление обратившегося лица, а в социальный приют, социальную гостиницу, центр социальной адаптации – личное заявление и направление, выданное вышестоящей организацией по подчиненности, а также наличие у принимаемого паспорта (в отдельных случаях справки по форме № 9, выданной органом внутренних дел) и справки об освобождении из места лишения свободы (для лиц, освободившихся из мест лишения свободы). Кроме того, лица, поступающие в центр социальной адаптации, кроме документов, указанных в подпункте «б», должны иметь медицинскую карту установленного для учреждений социального обслуживания образца, заверенную лечебным учреждением или исправительно-трудовым учреждением органа внутренних дел.

📌 Реклама Отключить

Общим основанием приема соответствующих лиц в указанные учреждения является наличие в учреждении свободных мест и отсутствие у принимаемого противопоказаний, которые сформулированы в п. 6 приказа (они по сути идентичны противопоказаниям, зафиксированным во временном положении).

Лица, у которых при поступлении в учреждение обнаружены вышеуказанные противопоказания, а также повышенная температура тела, сыпь неясной этиологии, подлежат немедленному направлению в учреждения органов здравоохранения или внутренних дел.

В учреждение не принимаются лица, у которых обнаружено холодное или огнестрельное оружие, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества, наркотики.

Положения п. 3 приказа разграничили процедурные особенности приема лиц без определенного места жительства и рода занятий в соответствующие учреждения. Так, прием в дом ночного пребывания осуществляется сотрудником учреждения с обязательным присутствием медицинского работника, который в случае необходимости и при согласии принимаемого производит его осмотр; прием в социальный приют, социальную гостиницу, центр социальной адаптации – администрацией учреждения.

📌 Реклама Отключить

Различие в правовом статусе учреждений для лиц без определенного места жительства и рода занятий подчеркивается в норме, сформулированной в п. 4 приказа, в соответствии с которым на каждого поступающего в центр социальной адаптации заводится личное дело, в котором хранятся: направление вышестоящей организации по подчиненности, личное заявление, пенсионное удостоверение, справка МСЭК, медицинская карта и другие документы.

На лиц, поступающих в дом ночного пребывания, социальный приют и социальную гостиницу, личные дела не заводятся.

Нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что некоторые положения рассматриваемого нормативного акта отличаются неясностью и противоречивостью формулировок отдельных норм. Так, прием лица в дом ночного пребывания осуществляется с обязательным участием медицинского работника, который в случае необходимости и при согласии принимаемого производит его осмотр. Возникает вопрос: является ли медицинский осмотр обязательным для лиц без определенного места жительства, поступающих в дома ночного пребывания? Если существует необходимость оказания медицинской помощи данному лицу, но последний возражает против ее оказания, может ли данное лицо рассчитывать на помещение в дом ночного пребывания? С другой стороны, прием лица без определенного места жительства в социальный приют, социальную гостиницу, центр социальной адаптации осуществляется администрацией учреждения при наличии разрешения вышестоящей инстанции и соответствующей медицинской карты. Резонным является вопрос: может ли лицо без определенного места жительства с оформленной надлежащим образом медицинской картой рассчитывать на прием в соответствующие учреждения без прохождения медицинского осмотра?

📌 Реклама Отключить

Главной проблемой проанализированных нормативных актов является отсутствие норм, обязывающих лиц без определенного места жительства и рода занятий, поступающих в соответствующие учреждения, проходить в обязательном порядке медицинский осмотр. Необходимость последнего обусловливается наличием норм (п. 6 приказа), в которых зафиксирован перечень медицинских противопоказаний, исключающих нахождение в учреждениях, предназначенных для лиц без определенного места жительства и рода занятий.

Следует отметить, что законодательство субъектов РФ высказывается более категорично по отношению к лицам без определенного места жительства и рода занятий в части вопросов, касающихся обязательного прохождения медицинского осмотра как условия приема в соответствующие учреждения. В свою очередь это обусловливает проблемы в правоприменительной практике.

📌 Реклама Отключить

Показательным в этом отношении является определение Московского городского суда от 14.02.2012 г. по делу № 33–1752, в соответствии с которым было оставлено без изменения решение суда нижестоящей инстанции, а кассационная жалоба – без удовлетворения.

Из обстоятельств дела усматривалось, что истец обратился в суд с иском к центру социальной адаптации (далее – ЦСА) «Ясенево» ДСЗН г. Москвы об оспаривании действий ЦСА в части обязания принять его для временного пребывания в ЦСА, мотивируя тем, что 14.07.2011 г. он обратился к администрации ЦСА «Ясенево» для оформления на ночлег и временное пребывание, оказания других медико-социальных услуг, т. к. находился в тяжелой жизненной ситуации. Однако истец получил на свою просьбу отказ, в связи с чем просит, с учетом уточнений исковых требований, признать требование администрации ЦСА «Ясенево» о предоставлении справки о прохождении противопедикулезной обработки и результатов флюорографического исследования незаконным; обязать администрацию ЦСА принять его на временное пребывание.

📌 Реклама Отключить

Истец 14.07.2011 г. обратился в ЦСА «Ясенево» с заявлением о предоставлении возможности временного пребывания в учреждении. Указанное заявление завизировано руководителем Центра с указанием «заселить в установленном порядке».

Работники ЦСА предложили истцу предоставить справку о прохождении противопедикулезной обработки и результаты флюорографического исследования.

Согласно представленным актам указанное предложение истцом не исполнено. Судом первой инстанции было отмечено, что ЦСА функционирует на основании положения «О Центре социальной адаптации «Ясенево» ДСЗН г. Москвы (государственное учреждение)», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения г. Москвы от 08.12.2009 г. № 1461.

В соответствии с п. 3.1 указанного положения, в Центр принимаются бездомные граждане (мужчины старше 18 лет), в том числе не имеющие документов, удостоверяющих личность, по различным причинам утратившие свою жилплощадь и оказавшиеся в критической жизненной ситуации, нуждающиеся в посторонней медико-социальной, социально-бытовой помощи и не имеющие противопоказаний к приему.

📌 Реклама Отключить

В соответствии с п. 3.2 указанного положения противопоказаниями к приему в Центр являются:

  • туберкулез в активной стадии, заразные заболевания кожи и волос, острые инфекционные, венерические и иные заболевания, опасные для окружающих;
  • сильное алкогольное опьянение или признаки приема наркотических веществ;
  • неадекватное поведение, выражающееся в угрозах и оскорблениях сотрудников Центра.

19.01.2006 г. Департаментом социальной защиты населения (далее – ДСЗН) г. Москвы издан приказ № 5 «Об утверждении Единого порядка приема и работы с бездомными гражданами в учреждениях социальной помощи (центрах социальной адаптации, домах ночного пребывания, социальных гостиницах)».

В соответствии с п. 1.5 указанного Единого порядка после приема заявления поступающего гражданина осматривает дежурный фельдшер (врач), который определяет отсутствие медицинских противопоказаний для приема и делает вывод о необходимости направления данного лица на санитарную обработку, размещении его на ночь в изоляторе или общем спальном помещении, о чем делается соответствующая запись в журнале медицинских осмотров и контроля за состоянием пребывающих граждан. Гражданин, отказывающийся от осмотра дежурным фельдшером (врачом), в учреждение не допускается.

📌 Реклама Отключить

В соответствии с п. 1.6 Единого порядка медицинскими противопоказаниями к приему в учреждение социальной помощи являются: туберкулез в активной стадии, заразные заболевания кожи и волос, острые инфекционные, венерические и иные заболевания, опасные для окружающих.

Кассационная инстанция отметила, что, отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что истцу не было отказано в приеме в учреждение для временного пребывания, напротив, резолюцией директора ЦСА его решено заселить в установленном порядке. Недопущение в учреждение связано с отказом истца от осмотра врача, что подтверждается объяснительной запиской фельдшера. В силу п. 1.5 «Единого порядка приема и работы с бездомными гражданами в учреждениях социальной помощи» гражданин, отказывающийся от осмотра дежурным фельдшером, в учреждение не допускается. При этом истец не лишен права пребывания в учреждении при соблюдении им указанных положений, которые обязательны для всех граждан, поступающих в учреждение либо проживающих в нем (а именно при предоставлении запрашиваемых медицинских документов, прохождении соответствующих обработок на усмотрение врача (фельдшера), при наличии показаний).

📌 Реклама Отключить

В кассационной жалобе истец ссылается на то, что решение подлежит отмене, т. к. суд не применил положения п. 2, 8, 10 и 20 Постановления Правительства РФ от 08.06.1996 г. № 670 «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий».

Однако данный довод не может служить основанием для отмены судебного решения, т. к. п. 2 и 8 содержат лишь перечень целей и задач учреждений социальной помощи.

В п. 10 указано, что для оказания первой доврачебной помощи непосредственно в учреждении организуются медицинский пункт, возглавляемый фельдшером (медицинской сестрой), и помещение для проведения санитарной обработки поступающих лиц и их одежды.

Как видно из материалов дела, фельдшер в ЦСА «Ясенево» имеется. При этом ЦСА не имеет пункта проведения санобработки, что не противоречит п. 1.8 приказа ДСЗН г. Москвы № 5 от 19.01.2006 г. «Об утверждении Единого порядка приема и работы с бездомными гражданами в учреждениях социальной помощи (центрах социальной адаптации, домах ночного пребывания, социальных гостиницах)», в соответствии с которым при необходимости по заключению дежурного фельдшера (врача) при наличии в учреждении санитарного пропускника поступающий гражданин проходит санитарную обработку, а при его отсутствии направляется на санитарную обработку в городской санпропускник.

📌 Реклама Отключить

Истцу в связи с изложенным было предложено пройти санобработку на одном из пропускников, от чего он отказался.

При этом кассационная инстанция указала, что данный приказ ДСЗН г. Москвы был издан в соответствии с п. 20 Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, в соответствии с которым прием лиц в учреждение осуществляется в порядке, определяемом Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.

Не оспаривая целесообразности единого порядка приема лиц без определенного места жительства и рода занятий в соответствующие учреждения установленного законодательством субъекта, следует отметить, что приказ ДСЗН г. Москвы № 5 от 19.01.2006 г. «Об утверждении Единого порядка приема и работы с бездомными гражданами в учреждениях социальной помощи (центрах социальной адаптации, домах ночного пребывания, социальных гостиницах)» – это подзаконный нормативный акт, изданный органом исполнительной власти субъекта РФ. Однако порядок приема лиц без определенного места жительства и рода занятий определен подзаконным нормативным актом – приказом от 10.09.1996 г. № 224 «Порядок приема граждан в учреждение социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий», изданным федеральным органом исполнительной власти – Министерством социальной защиты населения Российской Федерации. Таким образом, вышеизложенный довод Московского городского суда о правомерности применения норм данного акта не выглядит бесспорным.

Выводы:

  1. На сегодняшний день в России сложилось несколько типов учреждений для лиц без определенного места жительства и рода занятий: дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации. Первой формой подобного рода учреждений в современной России стали дома ночного пребывания.
  2. Пребывание лиц без определенного места жительства и рода занятий в указанных учреждениях носит срочный характер. Первоначально он устанавливался федеральным нормативным подзаконным актом и составлял не более 10 дней подряд и не более 30 дней в году безвозмездно, а сверх указанного срока – за определенную плату. В дальнейшем определение срока пребывания лиц без определенного места жительства и рода занятий в указанных учреждениях было возложено на органы исполнительной власти субъектов РФ. Действующее законодательство как на федеральном, так и на уровне субъекта РФ устанавливает перечень противопоказаний, исключающих нахождение в указанных учреждениях лиц без определенного места жительства и рода занятий. К их числу относятся: туберкулез в активной стадии; заразные заболеваний кожи и волос; острые инфекционные, венерические и иные заболевания, опасные для окружающих, выявленные медицинским работником учреждения при осмотре; психические расстройства; алкогольное опьянение и наркотическое одурманивание.
  3. Действующее федеральное законодательство предусматривает ряд отличий в правовом статусе данных учреждений. Так, прием в дом ночного пребывания осуществляется сотрудником учреждения с обязательным присутствием медицинского работника, который в случае необходимости и при согласии принимаемого производит его осмотр. Прием в социальный приют, социальную гостиницу, центр социальной адаптации производится администрацией учреждения при наличии надлежащим образом оформленной медицинской карты. Недостатком федерального законодательства, определяющего правовой статус учреждений для лиц без определенного места жительства и рода занятий, является наличие правовых пробелов, выражающихся в отсутствии императивных норм, обязывающих лиц без определенного места жительства и рода занятий, поступающих в соответствующие учреждения, в обязательном порядке проходить медицинский осмотр.
  4. Принципиально по другому пути идет законодательство субъектов РФ (например, Москвы), которое унифицировало правовые отличие между различными типами учреждений для лиц без определенного места жительства и рода занятий и установило единый порядок приема в них соответствующих граждан. В подзаконных нормативных актах, принимаемых на уровне субъектов РФ, в числе условий приема в соответствующие учреждения прописан медицинский осмотр. Это обусловило сложности в правоприменительной практике, т. к. нижестоящий нормативно-правовой акт, изданный федеральным органом исполнительной власти субъекта РФ, не может ликвидировать правовой пробел, содержащейся в нормативно-правовых актах, издаваемых на федеральном уровне.

Формы и методы социальной защиты детства

Содержание и принципы современной системы социальной защиты детства

Социальная незащищённости и защищённость.

Социальная защищённость рассматривается с 2х сторон.

1. Объективный аспект – реальное состояние дел в системе социальной защиты. Есть ли учреждения правовая база или нет.

2. Субъективный аспект – внутренняя субъективная оценка человека, на сколько он чувствует себя уверенным в будущем.

В мире существуют 2 основные противоположные модели социальной защиты.

1. Скандинавская, где объектом являются все дети, часто эту модель сравнивают с советской.

2. Американская – адресная, выборочная помощь только наиболее нуждающимся.

В настоящее время в практике России присутствуют обе модели.

Принципы социальной защиты:

1. Принцип гуманности – деятельность специалиста направлена на устранение негативных факторов, способствующих созданию гуманности.

2. Принцип комплексности – социальная защита проводится в целом.

3. Принцип адресности – выделение определённых категорий, имеющих определённые трудности.

4. Принцип обеспечения прав и свобод – соблюдения прав и свобод. Объекты: дети, дети отдельных категорий (сироты, инвалиды), семья. Субъекты – государство, различные учреждения, правозащитные учреждения. Особая работа – с беспризорными детьми и несовершеннолетними матерями.

Направления системы социальной защиты детства:

1. Социальная защита процесса развития и формирования личности — создание благоприятных и равных условий, позволяющих любому ребёнку реализовать себя.

2. Социальная защита среды формирования личности. – создание условий, поддержание социальных институтов (поддержка семьи, учреждения дополнительного образования, социальные учреждения).

3. Защита прав ребёнка. – информирование детей о правах, создание условий для соблюдения этих прав, оказание помощи когда эти права нарушаются..

4. Целевая социальная защита. – разработка целевых программ и оказание помощи, поддержка отдельных категорий семей и детей (например, дети России).- оказание помощи конкретной семье, ребёнку (социальными учреждениями)

Компоненты социальной защиты как системы.

1. Социальное обеспечение: пособия, социальные выплаты, пенсия по утере кормильца, пособие на ребёнка-инвалида.

2. Дополнительные гарантии или льготы (социальное страхование).

3. Социальное обслуживание – деятельности социальных служб по оказанию помощи.

Анализ истории и современной практики социальной защиты детства в России позволяют сформулировать следующее определение.

Система социальной защиты детства — это интегрированная совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм, методов и материальной базы социальной защиты российских детей.

Основные направления современной российской системы социальной защиты детства определяются следующими факторами: во-первых, уровнем материального обеспечения и социальных возможностей детей в современной России; во-вторых, обязательствами России перед мировым сообществом и конкретно перед Организацией Объединенных Наций в области социальной защиты детства; и, в-третьих, опытом социальной защиты детства в дореволюционной России, в Советской России и в ходе постсоветских реформ в современной России. Рассмотрим эти факторы.

Уровень материального обеспечения российского детства определяется общим уровнем жизни населения страны. По данным разных источников, примерно половина населения России живет на грани или за чертой бедности. Дети из этих Семей, как показывает практика, лишены не только многих предметов первой необходимости, но и социальных перспектив: дополнительного образования — гуманитарного, спортивного, музыкального, творческого и других, качественного медицинского обеспечения и, как следствие, крепкого здоровья, профессионального, научного, творческого роста.

Трагично положение многих детей-инвалидов: современная система государственного финансирования облегчения их участи настолько мизерна, что подталкивает родителей к передаче их государственные детские учреждения, где маленькие инвалиды остаются не только без родительского тепла, но зачастую и без должного врачебного присмотра.

Многие тысячи детей — выпускников сиротских учреждений оказываются невостребованными на рынке труда и неспособными самостоятельно продолжить учебу. Это одно из обстоятельств, объясняющих тот факт, что примерно третья часть из них попадает на скамью подсудимых, пятая часть становится бомжами и десятая часть кончает с собой; около 3 тысяч подростков находятся в числе заключенных, а среди осужденных подростков 90% — рецидивисты.

Международный аспект системы социальной защиты детства проявляется в том, что социальной защитой детства занимаются ныне многие международные организации: Организация Объединенных Наций, детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирный Совет по вопросам одаренных и талантливых детей, Международный Союз по защите детей, Международная Федерация детских содружеств, Международный комитет движения детей и юношей, Европейское бюро по вопросам детей и молодежи, Международная организация судей по делам несовершеннолетних и другие.

Функционирование международных организаций способствует развитию институционного сотрудничества государств и общественных организаций в области социальной защиты детей, обмену опытом строительства и функционирования национальных систем социальной защиты детства и ко многому обязывает подписавшие международные соглашения государства и общественные организации, в том числе, естественно, Российскую Федерацию и ее общественные структуры.

Серьезное влияние на формирование современной российской системы социальной защиты детства оказывает исторический отечественный опыт социального обеспечения и социальной защиты детей.

В дореволюционной России накоплен значительный опыт благотворительных акций, социального обеспечения и социальной защиты детей-сирот, детей-подкидышей, детей, рожденных вне брака, детей из бедных семей. Интересен опыт участия в качестве покровителей, попечителей и спонсоров, благотворителей этого благородного дела первых лиц государства, членов царской семьи, высокопоставленных чиновников и их супруг, крупных предпринимателей, купцов и видных представителей интеллигенции, церкви и монастырей.

Советский период России характерен стремлением государства охватить максимально возможное количество детей социальным обеспечением и социальной защитой; дать всем детям Обязательное полное среднее образование, а дошкольников, по возможности, охватить дошкольными детскими учреждениями; широким развитием системы дополнительного — гуманитарного, музыкального, языкового, спортивного и других форм образования при символической оплате дополнительных образовательных услуг; массовым вовлечением детей в лечебно-оздоровительные и Культурно-просветительные мероприятия; интенсивным строительством для детей специализированных зданий и сооружений — Школьных, дошкольных, спортивных; различных дворцов, домов, станций, баз и лагерей.

В качестве шефов к работе с детьми широко привлекались государственные учреждения, общественные организации, коллективы учреждений, предприятий и колхозов, воинские части и соединения.

В постсоветский период —период всеобщего реформирования — реформируется и система социальной защиты детства. Испытываются новые приемы, формы и методы социальной работы с детьми.

Четко прослеживается тенденция перехода от всеобщего социального обеспечения к адресной социальной защите детей. Рассмотренный опыт и современные российские реалии позволяют определить содержание современной системы социальной I защиты детства следующими основными направлениями:

• интегрирование российской системы социальной защиты детства в международную путем включения положений подписанных Россией международных соглашений в Конституцию; законы, другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и, естественно, реализация этих положений;

• изучение и в разумных формах внедрение отечественного опыта социального обеспечения и социальной защиты детства в практику;

• изучение зарубежного опыта социальной защиты детства и внедрение его в практику с учетом российских реалий;

• повышение роли государства в развитии теории и практики социальной защиты детства;

• активизация действующих, создание в меру целесообразности новых и воссоздание проверенных временем ранее действовавших общественных организаций, также с учетом современных реалий;

• вовлечение в социальную защиту детства церкви, религиозных организаций, монастырей;

• вовлечение в социальную защиту детей граждан, имеющих высокий социальный статус или свободные денежные средства, которые они могли бы затратить на защиту детства;

• обеспечение достойной роли семьи в создании благоприятного климата для разностороннего развития детей в защите их законных прав и интересов;

• повышение роли всех форм детских учреждений в формировании у воспитанников гражданских качеств, в пропаганде прав и обязанностей детей перед обществом, в их профессиональной ориентации и социальной защите при вступлении в самостоятельную жизнь;

• расширение сети разностороннего дополнительного образования (гуманитарного, музыкального, спортивного и др.) и внешкольных детских учреждений — дворцов, домов, станций, центров, лагерей и др.;

•развитие многообразной системы денежных пособий семьям, поощряющей рождение и разностороннее воспитание детей, помогающей малообеспеченным семьям и детям, попавшим в трудную ситуацию;

•активная социальная работа с детьми из группы социального риска —из неблагополучных семей, склонных к девиантному поведению, находящихся в исправительных учреждениях и вышедших из них;

•совершенствование и реализация научно обоснованных норм питания, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения детских учреждений;

•развитие нормативно-правовой базы российской Системы социальной защиты детства.

Содержательная сторона социальной защиты детства характеризуется также определенными принципами, соблюдение которых обязательно для субъектов социальной защиты.

1. Всеобщность и доступность основных форм социальной защиты детства. Право детей на социальную защиту является всеобщим, оно распространяется на всех нуждающихся в защите детей без всякой Дискриминации по признакам пола, расы, национальности, языка, места жительства и другим основаниям. Социальная защита должна быть обеспечена каждому ребенку при наличии социально значимых признаков.

2. Многообразие форм и видов социальной защиты детства. Социальная защита детства осуществляется в денежной, натуральной и юридической формах, в виде пенсий, пособий, льгот и услуг, установленных законодательно и дополняемых местными Органами власти, учреждениями и предприятиями.

3. Единство и дифференциация социальной защиты детства. Все дети имеют право на социальную защиту, но нуждаются в ней в разной степени, в разных формах и размерах. Дифференциация форм, видов, условий и уровня социальной защиты детей определяется социально значимыми обстоятельствами: наличие или отсутствие родителей, социальное сиротство, уровень материальной обеспеченности семьи, наличие чрезвычайных обстоятельств: стихийного бедствия, вынужденного выезда из родных мест и других.

4. Осуществление социального обеспечения нуждающихся детей в объеме не ниже признанного государством социального стандарта, то есть прожиточного минимума. В настоящее время социальные выплаты в России рассчитываются в основном на базе минимального уровня заработной платы, который далек от прожиточного минимума. Государство принимает меры по приближению величины минимальной заработной платы к научно обоснованному прожиточному минимуму.

5. Охрана права каждого ребенка на социальную защиту. Осуществление и восстановление нарушенных социальных прав ребенка призваны защищать государство, общественные организации и родители или лица, их замещающие, руководители детских и других учреждений. Каждому ребенку гарантируется судебная защита его законных прав и интересов.

Важными составляющими системы социальной защиты детства являются формы и методы ее реализации. В числе форм социальной защиты детства отметим следующие.

1. Постановления и решения компетентных органов. В области социальной защиты детства такими органами являются:

-Федеральное собрание Российской Федерации, принимающее законы по конкретным аспектам социальной защиты детства и по системе в целом;

—Президент Российской Федерации, подписывающий принятые Федеральным собранием Российской Федерации РФ законы и издающий указы;

—Правительство Российской Федерации, принимающее постановления по социальной защите детства;

-суды Российской Федерации — Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный и народные Суды всех инстанций, рассматривающие спорные и проблемные ситуации социальной защиты детства;

—министерства и ведомства Российской Федерации, рассматривающие конкретные аспекты социальной защиты детства;

-органы власти и управления субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

-руководители учреждений и предприятий, издающие нормативные акты по вопросам социальной защиты детей — воспитанников,

учащихся, несовершеннолетних сотрудников, детей сотрудников своих учреждений и предприятий.

2. Программы. Эта форма характерна для органов социальной защиты детства государственной власти. Широко известна, например, президентская программа «Дети России», подробно излагающая основные направления деятельности государства по разным аспектам социальной защиты детства. В регионах страны разработаны и реализуются региональные программы по социальной защите детства, учитывающие климатические, экологические, демографические, социально-экономические особенности, специфику проживания и потребностей определенных категорий детей:

«Дети Москвы», «Дети Прикамья», «Дети Мордовии». «Дети Липецкой области», «Подросток», «Дети улицы» и другие.

Во многих регионах созданы целевые программы: «Охрана здоровья матери и ребенка», «Планирование семьи», программы семейной политики, реформирования образования и другие.

3. Планы мероприятий по социальной защите детства. Например, утвержденный Указом Президента РФ (14.08.95) Национальный план действий в интересах детей в Российской Федерации, определяющий основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации. Цель Плана — формирование единой государственной политики РФ в интересах детства, определение приоритетных целей и задач по обеспечению выживания, защиты и развития детей и стратегии достижения мер по реализации указанных приоритетов, целей и задач, максимальная реализация положения Конвенции ООН «О правах ребенка».

План действий включает следующие разделы: правовая защита детей; семья как естественная среда жизнеобеспечения детей; безопасное материнство и охрана здоровья детей, питание детей; воспитание, образование и развитие детей; дети, находящиеся в особо трудных обстоятельствах; механизмы реализации Плана.

Положения Плана детализируются и конкретизируются в соответствующих планах министерств, ведомств, органов управления субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

4. Создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства, мобилизация для этого государственных и негосударственных ресурсов, контроль за расходованием средств, направляемых государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и иными источниками на социальную защиту детства.

В арсенале государства, общественных организаций и других субъектов социальной защиты детства имеется целый набор методов, применение которых позволяет добиться нужного результата в социальной защите детей. В числе этих методов:

—убеждение действующих и потенциальных субъектов социальной защиты детства — руководителей, высокопоставленных должностных лиц, граждан, обладающих высоким социальным статусом и неформальным влиянием, религиозных и общественных деятелей, граждан, имеющих значительные финансовые возможности, в необходимости, престижности и реальных выгодах активного участия в социальной защите детства;

—использование авторитета известных и популярных государственных, общественных, религиозных деятелей, выдающихся деятелей науки и культуры, ветеранов войн и труда, победителей международных конкурсов, Олимпийских игр и других популярных мероприятий;

—опора на закон и общественное мнение. Опора на закон — обязательное условие всякой общественно полезной деятельности.

Но в социальной защите детства — совершенно недостаточное: слишком мало закон выделяет средств на социальную защиту детства, и чрезвычайно высока в решении конкретных вопросов социальной защиты роль общественного мнения — самих защищаемых, то есть детей; субъектов, непосредственно осуществляющих защиту детства; и третьих лиц, которые могут либо поддержать, либо провалить любую, самую благородную акцию;

—стимулирование и поощрение социальной защиты детства. Защита детства — дело благородное, но не всегда благодарное. Она зачастую чревата огорчениями, разочарованиями и прямыми материальными убытками. Чтобы от этого не страдали защищаемые, то есть дети, организаторам их социальной защиты надлежит постоянно и активно использовать в своей работе метод стимулирования и поощрения;

—метод принуждения также не чужд социальной защите детства, а иногда и просто необходим: при взыскании налогов и алиментов в пользу детей, при реализации права ребенка на наследство и жилплощадь, при защите его права на общение с находящимся в разводе супругом и с другими родственниками, в иных ситуациях;

-метод анализа и прогноза в развитии системы социальной защиты детства. Особенно актуален в процессе нормотворчества, регулирующего повседневную жизнь всех детей и категорий детей, особенно нуждающихся в социальной защите, порядок устройства детей, лишенных опеки родителей, содержание и формы работы с детьми, склонными к нарушению общественного порядка и законов.

Необходимым условием правильной организации и эффективного функционирования системы социальной защиты детства является четкое определение ее объекта.

В первом приближении объект социальной защиты детства можно определить очень кратко — дети страны, то есть лица, не достигшие восемнадцати лет. Но для решения практических задач социальной защиты детства такого определения недостаточно: в социальной защите действительно нуждаются все дети, но в разной степени и в разных формах. Поэтому понятие объекта социальной защиты детства целесообразно рассматривать как минимум в трех ракурсах.

Во-первых, все дети страны без каких-либо исключений. Каждому ребенку принадлежат общепризнанные права на жизнь, неприкосновенность, на имя, гражданство, здравоохранение, образование, на собственность и другие. И их необходимо защищать.

Во-вторых, талантливые дети. В интересах любого общества — создавать необходимые условия для развития детских талантов в целях подготовки будущих общественных и государственных деятелей, ученых, изобретателей, музыкантов, спортсменов, шахматистов и других полезных обществу специалистов.

В-третьих, дети, находящиеся в неблагоприятных условиях: дети-инвалиды, дети-сироты, дети Севера, дети Чернобыля, дети семей вынужденных переселенцев и беженцев, дети войны, дети малообеспеченных и многодетных семей, беспризорные дети.

Очевидно, что эти ракурсы должны просматриваться и в программных, и в планирующих, и нормативно-правовых документах государственных органов, политических партий, общественных объединений, образовательных учреждений.

Социальная защита и социальные гарантии работникам

Сегодня попробуем узнать, что представляют собой социальные гарантии работникам в законном контексте и какие конкретно могут предоставляться в том или ином случае населению. Данный вопрос не только сейчас является актуальным, ведь ранее для всех работников при трудоустройстве возникала необходимость в познании этого понятия и всех сопутствующих ему моментов.

Понятие и виды социальных гарантий

Когда подыскиваешь роботу и, читая одно из объявлений, обращаешь внимание на наличие социального пакета, незнающего человека это конечно подкупает. Но нужно понимать, что наличие такого пакета обязательно и в любом случае предоставляется работнику, так как это предписано законом.

К основным гарантиям, которые должны предоставляться, так как этого требует государство, относится следующее:

  • социальное страхование (медстраховки, соцстраховки, взносы в пенсионный фонд, оплата на походной налог);
  • оплата отпуска;
  • оплата больничных листов;
  • оплата командировочных;
  • компенсация расходов транспортного характера.

Для более детального изучения списка всевозможных гарантий необходимо обратиться к трудовому кодексу. В нем содержится масса описаний, обязанностей и законов по этому поводу для определенных предприятий и разных сфер их деятельности.

Вышеперечисленные пункты являются обязательными для предоставления работодателем, а не дополнительными услугами для заманивания людей на рабочие места.

Конечно же, могут предлагаться некоторые гарантии, которые не указаны выше. Такие пункты, так называемые дополнительные социальные гарантии, называют еще компенсационными и мотивационными.

Все пункты предоставляемых гарантий должны соответствовать следующим требованиям:

  • территориальные особенности;
  • достаточная сумма;
  • финансовая и материальная достаточность;
  • процедура доведения до сотрудника.

Соцгарантии могут делиться на:

  • региональные;
  • отраслевые;
  • общенациональные.

Основная задача, к которой стремится общая система социальных гарантий, заключается в формировании защитного механизма всех элементов, включенных в структуры общества, включая отдельных индивидов от деструктивных процессов, имеющих место на любых этапах развития.

Источники финансирования

Положение о социальной поддержке населения формируется администрацией того или иного населенного пункта страны. А основными источниками финансирования данной системы могут выступать следующие формирования:

  • бюджет государства;
  • бюджет местных структур;
  • страховые фонды;
  • фонд медицинского страхования;
  • Государственные и негосударственные Пенсионные фонды.

Бюджеты вышеперечисленных и других социально-страховых фондов пополняются от поступающих обязательных платежей в виде единого социального налога, дотаций, страховых взносов и средств федерального бюджета и прочих бюджетов, предусмотренных законом. Источниками данных формирований могут выступать следующие:

  1. Пени и штрафы.
  2. Возмещенные деньги страхователем в случае выдвинутых требований по причине вреда застрахованному лицу.
  3. Прибыль от размещения временно освободившихся средств обязательного соцстрахования.
  4. Обязательный платеж в качестве социальной поддержки персонала от лиц, которые добровольно примкнули к системе обеспечения обязательного соцсрахования.
  5. Прочие поступления, соответствующие трудовому праву и законодательству.

Та или иная сумма вышеперечисленных и других подобных взносов устанавливается налоговым кодексом России и законами о социальном страховании. В этих документах также имеется указание, на какие категории распространяется тот или иной взнос

Денежные средства, выделенные на каждого сотрудника, должны в обязательном порядке расходоваться строго по назначенной цели, которую устанавливает закон об определенных видах обязательного соцстрахования и о бюджетах фондов на текущий финансовый период.

Социальная защита работника и организации

Заинтересованность сотрудников в любой организации и его успешное экономическое развитие зависит от того, насколько больше предоставляется каждому услуг и льгот при трудоустройстве и насколько отличается сумма от законно установленного размера.

При данных обстоятельствах в организации можно сократить текучесть кадров, ведь у работника не возникнет желание терять многочисленные льготы при уходе. К тому же, данная политика позволяет обеспечивать существование сотрудников при условии невысокой заработной платы, к примеру, как в государственных учреждениях, или же предлагаться в интересах привлечения и сохранения хорошей рабочей силы, что можно наблюдать в крупных корпорациях.

Социальные гарантии работникам, развитие их личности, сохранность здоровья – это основные условия успешного функционирования любой организации. В качестве мотивации управления кадровая политика учреждения и сопутствующие ей социальные услуги способствуют удовлетворению потребностей рабочих, их ценностей и интересов. К главным целям социальной защиты можно отнести следующее:

  1. Сравнение сотрудника со своей компанией (удовлетворение его потребностей в причастности к организации).
  2. Совпадение целей работников и предприятия.
  3. Рост трудовой производительности и увеличение желания работать.
  4. Обеспечение благоприятной нравственной атмосферой.
  5. Формирование благоприятного социального и психологического климата сотрудникам.
  6. Улучшение имиджа компании в глазах рабочих.

Как показывает современная практика, необходимо при трудоустройстве обращать внимание на социальные гарантии, которыми обещает обеспечить учреждение, где собираетесь работать. При этом следует подбирать те формы социальной защиты, которые наиболее соответствуют удовлетворению потребностей и интересов.

Со стороны руководства компании следует уделять внимание данному вопросу и проводить различные исследования, чтобы уметь реализовывать комфортные условия для качественного и эффективного труда.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА

В соответствии со своим функционалом социальный педагог должен принимать активное участие в реализации положений Конвенции о правах ребенка совместно с педагогами, психологом, администрацией школы, правоохранительными органами, родителями и, конечно, детьми.

Защита прав ребенка — это защита его прав на «адекватное его природным задаткам развитие и реализацию его природных способностей в естественных условиях существования, на своевременное получение им всех необходимых видов помощи и поддержки на современном профессиональном уровне при адаптации микросоциума (со всей его инфраструктурой, государственными и общественными институтами) к потребностям ребенка с его конкретными психофизиологическими, этническими и культурными особенностями». Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в интернатных учреждениях.

Защита прав детей представляет собой целостный комплекс социально-правовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической помощи ребенку, членам его семьи, нацеленной на решение триединой задачи:

  • 1) полидисциплинарную профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь;
  • 2) контроль за соблюдением прав детей;
  • 3) собственно защиту детей.

Специфика практической деятельности социального педагога по защите прав детей во многом определяется такими факторами, как:

  • — вид учреждения, в котором работает социальный педагог (образовательное, социальное, учреждения здравоохранения, культуры, правопорядка, общественная организация и др.);
  • — контингент обучающихся или воспитывающихся в общеобразовательном учреждении, школе-интернате, детском доме, социальном приюте, реабилитационном центре и др.;
  • — условия социальной среды, определяющей потребности и проблемы детей и их родителей (городская, сельская среда);
  • — специализация деятельности социального педагога (школьный социальный педагог, семейный социальный педагог, социальный педагог-валеолог и др.);
  • — тип социума, в котором протекает жизнедеятельность ребенка (образовательное, социальное, специализированное учреждение, семья; семейно-соседская среда; общественные детские и юношеские организация и объединения; неформальные объединения подростков; улица; чрезвычайные ситуации; зоны вооруженных конфликтов).

Выполнение социальным педагогом охранно-защитной функции предусматривает:

  • — воспитание правовой культуры у детей, взрослых в условиях конкретного социума; просвещение родителей, детей, общественности по вопросам социально-правовой защиты детей;
  • — разъяснение детям, родителям, общественности законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся семейно-правовой защиты, сущности, содержания правозащитной деятельности;
  • — организацию профилактической деятельности, направленной на предупреждение, недопущение нарушения прав детей;
  • — обеспечение взаимодействия и сотрудничества со специалистами различных служб, призванными в силу своей профессиональной деятельности решать проблемы ребенка, его родителей; оказание социально-педагогической помощи, направленной на минимизацию социальных последствий нарушения прав ребенка;
  • — обеспечение защиты прав и интересов ребенка в различных инстанциях (суд, органы опеки и попечительства, обращение к депутату, Уполномоченному по правам ребенка и др.).

Рассмотрим методы работы социального педагога по наиболее важным направлениям защиты прав детей.

1. Каждый ребенок имеет право на образование.

Социальный педагог должен обеспечивать реализацию этого права, если ребенок по каким-либо причинам не посещает школу (привлечение к этому вопросу родителей и других родственников, органов опеки, правоохранительных органов, общественности);

Социальный педагог призван обеспечить:

  • — оказание помощи детям с низкой мотивацией к обучению, их профессиональной ориентации, выявление дальнейших перспектив для таких детей;
  • — консультации по вопросам обучения по индивидуальному плану на дому, в других учебных заведениях, помощь в профессиональной ориентации и трудоустройстве;

оказание помощи родителям в воспитании и развитии детей с ограниченными умственными или физическими возможностями.

2. Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации

В этом направлении социальный педагог осуществляет:

  • — профилактическую и воспитательную работу с родителями о методах -воздействия на ребенка;
  • — защиту прав ребенка совместно с правоохранительными органами (вплоть до отстаивания интересов ребенка в суде);
  • — просветительскую работу среди детей о вреде никотина, алкоголя, токсических и наркотических веществ; оказание помощи детям, попавшим в наркотическую зависимость.
  • 3. Ребенок имеет право пользоваться всеми благами социального обеспечения.

Социальный педагог организует:

  • — помощь малоимущим семьям в получении официального статуса (малообеспеченные, многодетные и т.д.);
  • — помощь малоимущим семьям в оформлении документов на предоставление положенных льгот;
  • — бесплатное горячее питание детей из малоимущих семей;
  • — помощь в получении бесплатных путевок на лечение и отдых, новогодние елки, праздничные представления и т.д.;
  • — если семья является беженцами, оказывает помощь в получении статуса беженцев, получении пособий и льгот.
  • 4. Ребенок имеет право на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства. Социальный педагог совместно с педагогическим коллективом школы, родителями и детьми:
    • — осуществляет работу по созданию в школе атмосферы доверия, уюта, защищенности;
    • — защищает права и здоровье ребенка в отношении режима работы учебного заведения;
    • — играет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения; способствует взаимопониманию между детьми и их окружением;
    • — играет роль адвоката, защитника интересов, законных прав ребенка, его семьи;
    • — помогает разрешать конфликтные ситуации между детьми, между родителями и детьми, между детьми и другими взрослыми.
  • 5. Ребенок имеет право свободно формулировать и выражать свои взгляды, мысли, чувства; может добровольно вступать в различные ассоциации, исповедовать какую-либо религию.

Социальный педагог осуществляет:

— привлечение детей к управлению школы;

организацию (совместно с психологом и классным руководителем) диспутов, семинаров, классных часов по самореализации личности детей;

  • — вовлечение детей в различные детские сообщества, обсуждение с детьми жизненно важных для них вопросов.
  • 6. Ребенок имеет право на полноценный отдых, культурный досуг.

Данное направление включает:

  • — привлечение детей из неблагополучных семей к занятиям в кружках, секциях, имеющихся в школе и вне школы;
  • — вовлечение детей во внеклассные мероприятия (концерты, конкурсы, викторины, литературные гостиные и т.д.);
  • — организацию отдыха детей в летних лагерях;
  • — содействие в трудоустройстве детей по их желанию в летний период;
  • — организацию турпоходов, поездок по родному городу, краю, стране; посещение выставок, концертов, музеев.
  • 7. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на особую защиту и помощь. Социальный педагог:
    • — оказывает моральную поддержку ребенку, потерявшему родителей;
    • — содействует в оформлении опекунства;
    • — осуществляет контроль за соблюдением прав ребенка в новой семье, регулярное обследование таких семей.
  • 8. Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение.

Социальный педагог осуществляет:

  • — выявление скрытых причин совершенного проступка и их устранение;
  • — укрепление в сознании ребенка мысли о том, что, несмотря на содеянное, он как человек, достоин уважительного обращения;
  • — помощь ребенку в реабилитации и адаптации в обществе.

Таким образом, в рамках защиты прав детей социальный педагог осуществляет профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь; контроль за соблюдением прав детей; собственно защиту детей.