Газопровод среднего давления это опасный производственный объект

Ростехнадзор разъясняет: Идентификация и надзор за сетями газораспределения с 1 сентября 2016г.

Письмо Ростехнадзора от 18.07.2016 N 00-06-06/1413 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО от 18 июля 2016 г. N 00-06-06/1413

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ»

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в связи с вступлением в силу 1 сентября 2016 г. Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон N 170-ФЗ) разъясняет.

Федеральный закон N 170-ФЗ уточняет критерии идентификации сетей газораспределения и сетей газопотребления в качестве опасных производственных объектов. Согласно внесенным изменениям к опасным производственным объектам не относятся сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно.

В отношении сетей газораспределения и сетей газопотребления с давлением до 0,005 МПа включительно Ростехнадзором будет осуществляться контроль (надзор) за соблюдением эксплуатирующими организациями требований технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 870, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

При этом сети газораспределения и сети газопотребления с давлением до 0,005 МПа включительно как опасные производственные объекты не рассматриваются и идентифицируются как объекты технического регулирования с учетом величины давления природного газа.

При идентификации объектов в качестве сети газораспределения и сети газопотребления необходимо учитывать, что каждая из указанных сетей является единым производственно-технологическим комплексом, включающим в себя соответствующие газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование.

Объекты, включая межпоселковые газопроводы и сети газораспределения населенных пунктов с давлением свыше 0,005 МПа, находящиеся на балансе газораспределительной организации или иной организации, до точки разграничения балансовой принадлежности в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 1314, до границы давлений (0,005 МПа и ниже) в ГРП, ГРУ, ГРПШ и других редуцирующих устройствах, являются опасными производственными объектами независимо от количества единовременно находящегося в них газа и формы собственности (юридические лица и индивидуальные предприниматели).

Согласно разделу 11 Требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 7 апреля 2011 г. N 168, в составе сети газопотребления учитываются наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, площадки газифицированных котельных и их оборудование, газораспределяющее оборудование, а также газовая часть газопотребляющего оборудования и установок, газовых турбин, технологических линий и др. в зданиях и сооружениях на территории организации.

То есть сеть газопотребления представляет собой единый производственно-технологический объект.

Таким образом, объект «Сеть газопотребления» попадает под критерии опасного производственного объекта при наличии оборудования, работающего под давлением природного или сжиженного углеводородного газа свыше 0,005 МПа, даже если в составе опасного производственного объекта есть оборудование, работающее под давлением природного или сжиженного углеводородного газа 0,005 МПа и ниже. При этом в сведениях, характеризующих опасный производственный объект, отражаются все характеристики объекта, в том числе участки газопроводов и оборудование низкого давления. Разделение объекта «Сеть газопотребления» на регистрируемые и не регистрируемые в реестре опасных производственных объектов мелкие участки, технологически связанные и эксплуатируемые в рамках одного предприятия, необоснованно.

Начиная с даты вступления в силу Федерального закона N 170-ФЗ сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно, подлежат исключению из государственного реестра опасных производственных объектов на основании заявления эксплуатирующей организации по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 7 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371.

В целях недопущения ошибок при идентификации сетей газораспределения и сетей газопотребления территориальным органам Ростехнадзора необходимо обеспечить особый контроль, в том числе при проведении поверок, за правильностью идентификации объектов с учетом ее подтверждения проектной документацией, техническими условиями, актами разграничения балансовой принадлежности и актами вводов в эксплуатацию.

В настоящее время в соответствии с поручением Ростехнадзора от 14 января 2016 г. N ПЧ-1 «Об усилении контроля за исполнением технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 870», территориальными органами Ростехнадзора организована регистрация поступивших заявлений об участии должностных лиц территориальных органов Ростехнадзора в работе приемочных комиссий по приемке сетей газораспределения и сетей газопотребления.

В целях оптимизации учета поднадзорных объектов на территориальные органы Ростехнадзора возлагается ответственность за ведение реестра сетей газораспределения и сетей газопотребления, работающих под давлением природного или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно.

Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 5 Приложения к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. N 492, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты «Сеть газораспределения» и «Сеть газопотребления», должны иметь лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, с правом выполнения работ по транспортированию опасных веществ.

С.Г.РАДИОНОВА

Вопрос от 27.03.2018:

Как идентифицируются объекты технического регулирования в качестве сети газораспределения?

Ответ: Объект технического регулирования может быть идентифицирован в качестве сети газораспределения, если транспортирует природный газ:

  • а) по территориям населенных пунктов — с давлением, не превышающим 1,2 к газоиспользующему оборудованию газифицируемых зданий и газоиспользующему оборудованию, размещенному вне зданий, — с давлением, не превышающим 1,2 мегапаскаля.
  • б) к газотурбинным и парогазовым установкам — с давлением, не превышающим 2,5 мегапаскаля.
  • в) между населенными пунктами — с давлением, превышающим 0,005 мегапаскаля.

Вопрос от 01.03.2018:

Технический регламент, общие положения, термин «сеть газопотребления»: При регистрации ОПО что определяет слово «производственная площадка», если до производственной площадки от места подключения газопровода собственника еще 3,5 км. до территории предприятия, а по территории предприятия 1,2 км до объектов газопотребления. Куда отнести при регистрации ОПО наружные сети до территории предприятия (Сеть газораспределения или газопотребления)?

Ответ: Сеть газопотребления является единым технологическим комплексом и идентифицируется, прежде всего, по технологическому предназначению (использование газа в качестве топлива) и составу. При этом протяженность газопроводов от места подключения к сети газораспределения значения не имеет. Выражение «находящийся на одной производственной площадке» следует понимать как «использующийся для газоснабжения одной организации». Подводящий газопровод, транспортирующий газ к конкретному предприятию, по технологическому назначению не может быть идентифицирован как «сеть газораспределения».

Вопрос от 01.03.2018:

Понятие «Газопровод-ввод» в Техническом Регламенте отсутствует, а в ГОСТ Р 56865-2010 понятие «Газопровод-ввод» есть. Чем руководствоваться?

Ответ: «Газопровод-ввод» является частью газопровода, входящего в состав сети газопотребления. Никаких отдельных требований к эксплуатации сети газопотребления, связанных с существованием термина «газопровод-ввод», не установлено, и необходимости чем-либо руководствоваться в связи с этим не возникает.

Вопрос от 01.03.2018:

В соответствии с пунктом 11.5. «Сеть газопотребления» <31>» Приложения №1 к приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» от 25.11.2016 № 495 дано определение «Сеть газопотребления», с идентификацией по признакам 2.1. и 2.2. В частности, в нем указывается различное оборудование с давлением природного газа свыше 1,2 Мпа или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 Мпа.

В связи с эти возникает вопрос: к какому ОПО отнести наружные (межцеховые) газопроводы СУГ, в том числе газоиспользующее оборудование с давлением 0,3 Мпа, а также межцеховые газопроводы природного газа с давлением 0,3 Мпа?

Ответ: В примечании <31> к п. 11.5. давление природного газа свыше 1,2 Мпа или сжиженного углеводородного газа свыше 1,6 Мпа. указано как признак сетей газопотребления II класса опасности.

В том же примечании выше указываются признаки сетей газопотребления III класса опасности: «с давлением природного газа до 1,2 Мпа». Очевидно, что в данном случае упущено упоминание о сетях СУГ. В то же время, в соответствии с п. 4 приложения 2 Федерального закона № 116-ФЗ сети газопотребления СУГ с давлением газа свыше 0,005 Мпа и до 1,6 Мпа включительно являются ОПО III класса опасности.

Таким образом, указанные вами газопроводы и газоиспользующее оборудование должны входить в состав ОПО «»Сеть газопотребления» III класса опасности.

Вопрос от 01.03.2018:

В информационном письме Ростехнадзора «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 18.07.2016 № 00-06-06/1413 (см.выше) дается разъяснение по регистрации ОПО, связанных с потреблением СУГ и природного газа. При этом по тексту письма имеются ссылки на отмененные нормативные документы. Например, «Требования к ведению государственного реестра», утвержденные приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 № 168 и др.

В связи с этим вопрос: актуальны ли на сегодняшний момент настоящие разъяснения и в какой степени ими можно руководствоваться при регистрации (перерегистрации, снятии с государственного регистрационного учета) объектов, использующих СУГ.

Ответ: В указанном вами письме Ростехнадзора даются разъяснения, связанные идентификацией ОПО «сеть газораспределения» и «сеть газопотребления» с учетом вступления в силу изменений в Федеральный закон № 116-ФЗ о том, что не относятся к ОПО сети низкого давления (до 0,005 Мпа). Разъяснения по этому вопросу полностью актуальны. Приказ Ростехнадзора от 07.04.2011 № 168 утверждал только лишь типовые наименования ОПО.

Госдума одобрила законопроект, уточняющий критерии отнесения объектов газоснабжения к ОПО

МОСКВА, 20 января. /ТАСС/. Депутаты Государственной думы на пленарном заседании в среду приняли в первом чтении законопроект, который позволяет четко определить признаки опасности газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления при отнесении их к опасным производственным объектам (ОПО).

«Законопроектом предлагается ввести новый критерий идентификации газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления в качестве опасных производственных объектов, аналогичный критериям их классификации — давление транспортируемого (используемого) газа 0,005 Мпа», — говорится в пояснительной записке к проекту закона.

В документе отмечается, что в связи с различными подходами к трактовке положений ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» сложилась противоречивая практика, в том числе судебная, по вопросу критериев идентификации указанных объектов газоснабжения в качестве ОПО.

Согласно действующим нормам закона, к категории ОПО относятся объекты газоснабжения, в которых единовременно находится (в газопроводах и технологическом оборудовании) опасное вещество в количестве, прописанном в законодательстве. Для воспламеняющихся и горючих газов (природного газа) это количество составляет тонну и более.

«Вместе с тем, при идентификации не учитывается тот факт, что на объекты газоснабжения непрерывно подается природный газ, и его количество на объекте в короткий промежуток времени может превысить значение в тонну. Так, при разгерметизации сети газопотребления возможен выход природного газа, находящегося, в том числе, в сети газораспределения, которая технологически связана с сетью газопотребления», — отмечается в пояснительной записке к проекту закона.

Уточнения, которые предлагается ввести законопроектом, соответствуют критериям разграничения газовых сетей низкого и среднего давления, установленным Техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления и иными нормативно-техническими актами.

Какие АЗС являются ОПО ?

Письмо Ростехнадзора от 30.10.2019 № 00-07-06/1854 «О направлении разъяснений»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО от 30 сентября 2019 года «О направлении разъяснений»

В связи с поступающими обращениями от территориальных управлений Ростехнадзора по вопросам идентификации и регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, в том числе в части идентификации и определения класса опасности опасного производственного объекта — «автомобильная газонаполнительная компрессорная станция» (далее — АГНКС) и «станция газозаправочная (автомобильная)» (далее — СГЗА) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает следующее.

Опасными производственными объектами (далее — ОПО) в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ) являются предприятия, или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ.

Пунктами 6 и 7 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённых приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 г. № 495 (далее — Требования) установлено, что отнесение объектов к ОПО осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации, в ходе которой, должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории ОПО.

Таким образом, при идентификации АГНКС в составе опасного производственного объекта магистрального трубопроводного транспорта, построенных по отдельному проекту и подключенных к объектам магистрального трубопроводного транспорта, целесообразно присваивать наименование из раздела 5 приложения № 1 Требований «Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция».

Порядок осуществления надзора за вышеуказанными ОПО определен приказом Ростехнадзора от 25.01.2016 № Пр-19 «О разграничении полномочий по организации и осуществлению надзорной деятельности в отношении организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, эксплуатацию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию объектов магистрального трубопроводного транспорта и подземных хранилищ газа».

Наименование иных СГЗА, подключенных к сетям газораспределения, присваивается в соответствии с разделом 11 приложения № 1 Требований. Надзор за такими опасными производственными объектами осуществляется территориальными управлениями Ростехнадзора по месту нахождения ОПО.

При классификации ОПО следует учитывать пункты 1 и 5 Приложения 2 Федерального закона № 116-ФЗ. Также следует учитывать требование пункта 10 Приложения 2 о том, что в случае, если для ОПО по указанным в пунктах 1-9 Приложения 2 критериями могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности.

Обращаем Ваше внимание, что требования в отношении автогазозаправочных станций газомоторного топлива, к которым относятся и АГНКС и СГЗА установлены в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.12.2014 № 559, зарегистрированным в Минюсте России 29.01.2015 № 35780.

При этом, согласно Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140, при заполнении сведений о составе ОПО все графы должны быть заполнены, с указанием числового обозначения признака опасности.

Данное разъяснение предлагаем учесть в работе по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.

А.В. Трембицкий

Вопрос от 29.04.2019:

Поднадзорны ли автозаправочные станции (АЗС и АГЗС), осуществляющие заправку нефтепродуктами или сжиженными углеводородными газами (СУГ), органам Ростехнадзора как ОПО при строительстве и эксплуатации?

Ответ: Автомобильные газозаправочные станции (АГЗС) являются опасными производственными объектами (ОПО) по признаку хранения опасного вещества – сжиженного углеводородного газа (СУГ) и по признаку использования оборудования, работающего под избыточным давлением газа более 0.07 Мпа.

В соответствии с приложением 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» АГЗС может быть классифицирована как ОПО III или IV класса опасности, в зависимости от массы хранящегося СУГ и рабочего давления газа.

Автозаправочные станции жидкого моторного топлива не относятся к опасным производственным объектам.

Вопрос от 22.02.2019:

На основании Федерального закона от 21.07.1997 № 116 (ред. от 29.07.2018) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 1 приложения 1, п. 1 приложения 2 и таблицы 2, является ли АГЗС (газовая пропан-бутановая автозаправочная станция) или ГНП (газонаполнительный пункт бытовых пропан-бутановых баллонов), с рабочим давлением ёмкости 1,56 Мпа и вместимостью 9,2 куб.м., с максимальной массой заливаемой среды 4220 кг, опасным производственным объектом, подлежащим регистрации в органах Ростехнадзора? Или требуется только уведомление в соответствующих органах? Технические паспорта и проект АГЗС и ГНП без привязки к местности имеются.

Ответ: В соответствии с п. 6 отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации. При проведении идентификации учитывается, что к опасным производственным объектам относятся предприятие или его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ). По результатам идентификации организация присваивает опасному производственному объекту типовое наименование (именной код объекта) в соответствии с приложением № 1 Требований к регистрации ОПО.

Опасные производственные объекты (далее – ОПО) подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества, ОПО подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ, на четыре класса опасности. Присвоение класса опасности ОПО осуществляется при его регистрации в государственном реестре. В соответствии с Приложением 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ к категории ОПО относятся объекты, на которых:

1) получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в приложении 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ.

В данном случае Автогазозаправочная станция газомоторного топлива (АГЗС), или газонаполнительный пункт баллона (ГНП) идентифицируются по признакам опасности воспламеняющиеся вещества – газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже (сжиженные углеводородные газы (СУГ) пропан – бутан в количестве 4,2 тонны), и, в соответствии с таблицей 2 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ относятся к IV классу опасности.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона (в редакции, действующей с 27.01.2019) от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора). Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг в составе видов деятельности указанных в п. 2 ст. 8 Федерального закона № 294-ФЗ.

Эксплуатация АГЗС или ГНП с указанными Вами характеристиками, относится к деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически ОПО IV класса опасности.

Госдума в среду, 8 февраля 2017, приняла в третьем чтении проект федерального закона, предлагающий сохранить газовые АЗС в перечне опасных производственных объектов, изменив класс опасности автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС) с третьего на четвертый. Об этом говорится в сообщении Госдумы.

Как сообщил председатель комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инвестиционному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев, это поможет снизить административные барьеры при строительстве и эксплуатации объектов газозаправочной инфраструктуры, как в рамках отдельных АГНКС, так и на территории уже существующих АЗС и создать благоприятные условия для расширения сети газозаправочных комплексов.

Законопроектом также предлагается изменить систему контроля и надзора за деятельностью АГНКС, что позволит сократить затраты при эксплуатации.

Согласно пояснительной записке, законопроект направлен на создание благоприятных условий для использования природного газа в качестве моторного топлива, в том числе создание широкой сети газозаправочных комплексов, обеспечение экологической и энергетической безопасности.

Обратите внимание! Снизился класс опасности АЗС, которые используют природный газ — метан.

Классификация АГЗС, использующих в качестве топлива сжиженный углеводородный газ (СУГ-пропан,бутан), осталась без изменений:

  • с давлением сосуда 1,6 МПа – 3 класс опасности (плановые проверки, лицензия);
  • с давлением сосуда до 1,59 МПа включительно – 4 класс опасности (без плановых проверок, уведомление вместо лицензии).

Наша организация оказывает услуги по разработке проектов на газовые автозаправочные станции, помощь в прохождении негос.экспертизы этих проектов, регистрации ОПО в Ростехнадзоре и получении лицензии.

Региональный представитель по Ивановской области
Архипова Светлана Анатольевна
Телефон: +7 (910) 098-8918
E-mail:

Вопрос:

Распространяется ли изменение, внесенное Федеральным законом от 22.02.2017 № 22-ФЗ в подпункт 1 пункта 5 Приложения 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», на автогазозаправочные станции, осуществляющие заправку автомобилей сжиженными углеводородными газами?

Ответ: В качестве моторного топлива для автомобильного транспорта, а также для коммунально-бытового и промышленного применения помимо жидких нефтепродуктов используются указанные ниже виды газов.

Сжиженные углеводородные газы (сжиженные нефтяные газы — согласно международной терминологии, далее – СУГ), представляющие собой смесь газов на основе пропана и бутана, технические требования к изготовлению (производству) которых в Российской Федерации определены ГОСТ Р 52087-2003 «Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия», ГОСТ ISO 9162-2013 «Нефтепродукты. Топлива (класса F). Газы углеводородные сжиженные. Технические условия.». В качестве сырья для получения СУГ используются нефть и нефтяные попутные газы, природный газ и газовый конденсат.

Природный газ – газообразная смесь, основу которой составляет метан в количестве от 75 до 99 % в зависимости от месторождения и происхождения.

Транспортирование и хранение природного газа до отпуска его потребителю на автомобильных заправках в зависимости от принятой в конкретном случае технологии осуществляется под избыточным давлением в сжатом (компримированном) или сжиженном состоянии с применением соответствующих для каждого из указанных случаев наименований:

  • компримированный природный газ (КПГ), получаемый в соответствии с ГОСТ 27577-2000 «Газ природный топливный компримированный для двигателей внутреннего сгорания. Технические условия» из горючего природного газа, транспортируемого по магистральным газопроводам или городским газовым сетям, компримированием и удалением примесей на газонаполнительной компрессорной станции (ГНКС) по технологии, не предусматривающей изменения компонентного состава;
  • сжиженный природный газ (СПГ), получаемый с использованием технологий глубокого охлаждения и сжижения горючего природного газа до состояния криогенной жидкости для транспортирования и хранения с последующей регазификацией в соответствии с ГОСТ Р 56021-2014 «Газ горючий природный сжиженный. Топливо для двигателей внутреннего сгорания и энергетических установок. Технические условия».

Поскольку вышеуказанные газы обладают горючими и взрывопожароопасными свойствами, то наличие на конкретном объекте данных газов, а также оборудования, используемого для их хранения и транспортирования, являются признаком отнесения такого объекта к категории опасного производственного объекта в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ № 116 от 21.07.1997), за исключением сетей газораспределения и газопотребления, работающих под давлением до 0,005 МПа включительно природного газа или сжиженного углеводородного газа.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 22.02.2017 № 22 в подпункт 1 пункта 5 Приложения 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», определяют условие установления класса опасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом (КПГ, СПГ), и соответственно, не могут быть применены к объектам СУГ.

Письмо Ростехнадзора от 02.06.2005 N 11-12/1593 «О лицензировании автозаправочных станций»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО от 2 июня 2005 г. N 11-12/1593

Управление по надзору за общепромышленными опасными объектами сообщает следующее.

Отдельно стоящие автозаправочные станции, как объекты розничной торговли нефтепродуктами, не относятся к опасным производственным объектам и не входят в сферу действия Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», вследствие чего оформление лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов не требуется.

Вместе с тем автозаправочные станции являются пожароопасными объектами. Лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных объектов находится в компетенции МЧС России.

Начальник Управления по надзору за общепромышленными опасными объектами Б.А.КРАСНЫХ

Информация для сведения:

Традиционная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначается для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточной колонкой. Классификацию АЗС см. в п. 5 «СП 156.13130.2014. Свод правил. Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221 «Об утверждении свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности».

Снизили класс опасности АЗС, работающих на природном газе

22 февраля 2017 года официально опубликован Федеральный закон от 22.02.2017 № 22-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Указанный нормативный акт внес изменения в подпункт 1 пункта 5 Приложения № 2 в ФЗ №116, который в новой редакции будет формулироваться так:
«5. Для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются следующие классы опасности:
1) III класс опасности — для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более (за исключением оборудования автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом) или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более»
Таким образом класс опасности АЗС, которые предназначены для заправки автомобилей природным газом, изменился с III на IV. Владельцы этих объектов больше не подлежат плановым проверкам и им не требуется получать (переоформлять) лицензию.
Обратите внимание! Снизился класс опасности АЗС, которые используют природный газ.
Классификация и эксплуатация АГЗС, использующих в качестве топлива сжиженный углеводородный газ (СУГ), остались без изменений:

  • у объектов с давлением сосуда 1,6 МПа – 3 класс опасности (плановые проверки, лицензия).
  • у объектов с давлением сосуда до 1,59 МПа включительно – 4 класс опасности.

Федеральный закон от 22.02.2017 № 22-ФЗ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Если владелец АЗС на природном газе после вступления в силу закона не проведет перерегистрацию своего ОПО для изменения класса опасности, то плановые проверки его объекта будут проводиться 1 раз в 3 года (как для ОПО III класса опасности). Это положение закреплено в п. 2 статьи 2 Федерального закона от 22.02.2017 № 22-ФЗ.

Опасные производственные объекты. Регистрировать или нет газопровод?

Компания Константа в рамках своей деятельности по организации регистрации и лицензирования опасных производственных объектов столкнулось с мнением, бытующим среди организаций эксплуатирующих опасные производственные объекты, что регистрировать и лицензировать эксплуатируемый опасный объект не обязательно, никаких предписаний и нареканий по этому поводу от контролирующих органов не поступает. Связано это с тем, что регистрация и лицензирование достаточно сложное и затратное дело. Тем не менее, отсутствие регистрации объекта в Государственном реестре опасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта может привести к печальным последствиям.

Напомним, что опасным производственным объектом является сеть газопотребления (у потребителей газа) или сеть газораспределения (у газораспределительных организаций) с давлением газа более 0,005 МПа.

В соответствие с п.2 ст.2 Федерального закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов №116 от 21 июля 1997 года — Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в соответствие с п.5 ст.2 ФЗ №116 от 21 июля 1997 года, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объекты, включая межпоселковые газопроводы и сети газораспределения населенных пунктов с давлением свыше 0,005 МПа, находящиеся на балансе газораспределительной организации или иной организации, до точки разграничения балансовой принадлежности в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 1314, до границы давлений (0,005 МПа и ниже) в ГРП, ГРУ, ГРПШ и других редуцирующих устройствах, являются опасными производственными объектами независимо от количества единовременно находящегося в них газа и формы собственности (юридические лица и индивидуальные предприниматели).

В соответствие с пунктом 5 Приложения к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. N 492, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты «Сеть газораспределения» и «Сеть газопотребления», должны иметь лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, с правом выполнения работ по транспортированию опасных веществ.

Отсутствие регистрации эксплуатируемого ОПО в Государственном реестре ОПО содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.1 КоАП РФ «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов». Вышеназванной статьей КоАП РФ предусмотрены следующие санкции: наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 3 000 руб., на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года, на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В соответствие со ст. 9.19 КоАП РФ «Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», наступает ответственность за эксплуатацию опасного объекта в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Административная ответственность за это нарушение предусмотрена в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от 15 000 до 20 000 руб., для юридических лиц – от 300 000 до 500 000 руб.

Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

— влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;

— на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Под грубым нарушением требований промышленной безопасности ОПО понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

Вот и считайте — стоит ли экономия средств на регистрацию ОПО и получение лицензии, тех затрат, что возможны вследствие наложения административного штрафа (возможно и ежегодного), а административное приостановление деятельности на срок до 90 суток может привести к катастрофическим последствиям.