Геонавигационные технологии

Добыча нефти и разработка ПО для бурения — отрасли, обычно противопоставляемые друг другу как «старая» и «новая» экономика. На деле все сложнее: стартап «Геонавигационные технологии» успешно развивается благодаря спросу на его продукт со стороны крупнейших нефтяных компаний Столкнувшись с ошибкой нефтесервисной компании, геофизик Сергей Стишенко сам создал софт, который сегодня используют крупнейшие российские нефтяные компании (Фото: Михаил Екамодов для РБК)

Расширенная версия, добавлены комментарии представителей компании ROGII.

«Вам нужно попасть в точку под землей на глубине 3–4 км, которая удалена на 7–8 км от берега, от буровой платформы» — так петрофизик Сергей Стишенко описывает сложности бурения на шельфе. В 2007 году он начал работать в британской Shell на проекте «Сахалин-2»: отвечал за подбор приборов, которые опускают в скважину при бурении, анализ их показаний, частично за проводку скважины — «полунефтяная, полуайтишная должность», уточняет Стишенко.

Скважины на шельфовых месторождениях бурятся не вертикально, а с большим отклонением по вертикали, вплоть до горизонтального положения. В идеале в этом горизонтальном отведении скважина должна на протяжении всей траектории проходить через нефтеносный пласт и не покидать его пределы. Точность достигается за счет соотнесения прогнозов, где и как залегает порода, и фактических данных, которые передаются с датчиков, установленных на буровой аппаратуре. Данные «снимает» сервисная компания — в случае с проектом «Сахалин-2» и его оператором «Сахалин Энерджи» это была одна из компаний глобальной «большой четверки» нефтесервисных компаний: в нее включают Schlumberger, Halliburton, Weatherford и Baker Huges. Именно специалист сервисной компании принимает решение — менять траекторию бурения или продолжать согласно первоначальным расчетам.

Ошибки стоят дорого: по словам Стишенко, однажды при бурении на одном из сахалинских месторождений сменяющие друг друга каждые 12 часов сотрудники сервисной компании не смогли понять, в каком пласте находится бур. В итоге скважину, на которую уже было потрачено несколько десятков миллионов долларов, пришлось бурить заново.

Стишенко рассказывает, что оператор нефтесервисных услуг не позволяет сотрудникам нефтяной компании в режиме реального времени наблюдать за ходом бурения: данные по положению бурового инструмента в породе — «технологические ноу-хау» сервисных компаний. Эти же компании делают софт для «геонавигации» — сопровождения и контроля процесса бурения в режиме реального времени.

После инцидента со скважиной Стишенко и его менеджер из Shell безуспешно пытались найти внутри компании программное решение, которое не уступало бы по качеству ведущим американским аналогам. Тогда он вместе с коллегой по «Сахалин Энерджи» геологом Айратом Сабировым решил покинуть Shell и написать такой софт самостоятельно.

Большие клиенты

В последние годы падение цен на нефть и осложнение отношений с Западом заставляют российских нефтяников экономить и искать отечественные аналоги оборудования и софта. Стишенко и Сабиров начали разрабатывать софт еще в 2010 году, в 2011-м создали «Геонавигационные технологии» (Geosteering Technologies, GTI).

На первом этапе партнеры вложили в компанию собственные деньги — около 1,5 млн руб., которые пошли на зарплату математиков, программистов и геологов. Разработка главного продукта компании, программного комплекса «Геонафт», заняла около девяти месяцев. Программа работает с данными датчиков, установленных на буровом оборудовании: они измеряют сопротивление породы, радиоактивность и другие показатели, которые дают понять, есть ли в ней углеводороды. Эти данные поступают в программный комплекс, в котором автоматически обновляется модель пласта. На основании этой модели геолог может понять, нужно менять первоначально рассчитанную траекторию или нет, описывает свою разработку Стишенко.

Помимо базовой функции в «Геонафте» есть несколько модулей — функций, которые клиент может купить в том числе и раздельно. Например, построение 3D-моделей при бурении (а не 2D, как в стандартном модуле), которые используются при прокладке скважин на сложных месторождениях, или передача данных с буровых приборов на сервера компании-заказчика в режиме реального времени. Стоимость программного пакета в зависимости от набора модулей-опций варьируется от 1,5 млн до 3 млн руб. Лицензия на одно рабочее место, программа поддерживает режим наблюдения за несколькими скважинами одновременно.

На Западе геонавигация активно применяется с 2005 года, и сейчас около 90% всех скважин бурятся с помощью этой технологии, говорит Стишенко. В России геонавигацию активно начали внедрять в 2008 году, когда «Роснефть» создала свой Центр по сопровождению бурения (компания не использует сторонний софт для геонавигации, используя собственную разработку «Горизонт»).

Первый заказчик нашел компанию сам, рассказывает Стишенко: в 2011 году специалисты Тюменского нефтяного научного центра, входившего в компанию ТНК-ВР, искали производителей софта для геонавигации и обнаружили сайт недавно созданной компании. «Мы провели для них презентацию, и процесс пошел», — рассказывает он. В том же 2011 году продуктом заинтересовались и в Научно-техническом центре «Газпром нефти»: полгода он использовался в тестовом режиме, в 2012 году был заключен контракт, сумму которого стороны не раскрывают. «Для нас это был важный функционал, а все западные нефтесервисные компании — поставщики подобного софта либо не предоставляли софт отдельно, либо продавали его в рамках нагруженного дополнительными функциями ПО, которое компании был не нужно, либо вместе со своим сервисом, что было еще более экономически невыгодно», — рассказал журналу РБК начальник центра сопровождения бурения «Газпром нефть НТЦ» Виталий Корябкин.

Также важной для компании стала «модульность» «Геонафта»: на некоторых месторождениях «Газпром нефть НТЦ» использовала только некоторые функции, в январе этого года внедрила на отдельных месторождениях комплект из четырех модулей. Стоимость такого пакета составляет 2 млн руб. Сейчас «Геонафт» используется на всех месторождениях компании, указывает Корябкин, при этом средняя проходка (бурение внутри целевого пласта без выхода за его пределы) выросла с 65% до внедрения «Геонафта» до 85% в 2015 году, а в 2016-м в компании ожидают рост этого показателя до 90%.

В «Башнефти» программа «Геонафт» используется с 2013 года, говорит директор компании по сопровождению бурения Кирилл Простяков, а в 2016-м все скважины сопровождаются с помощью этого софта. В качестве альтернативы в 2014-м «Башнефть» рассматривала также софт компании Geosteering Office, ее пользовательский интерфейс показался более удобным, но она не прошла по датам в цикл закупок. ПО «Геонафт» к тому времени уже несколько месяцев находилось в пробной эксплуатации, был накоплен небольшой опыт, и в компании решили от нее не отказываться, говорит Простяков.

Борьба за Россию

Опрошенные журналом РБК участники рынка говорят, что «Геонавигационные технологии» и Geosteering Office — по сути, единственные российские производители подобного софта. Но свой продукт по геонавигации предлагает также основанная российскими нефтяниками компания ROGII с офисами в Москве, Хьюстоне (США), Мехико (Мексика) и Каракасе (Венесуэла). Несколько месяцев назад начала рассылать предложения о сотрудничестве, но пока в России с ними никто не работает, рассказал журналу РБК сотрудник одной из российских нефтяных компаний.

Вице-президент ROGII по развитию бизнеса Карэн Пайразян с этим спорит. «ПО СтарСтир проходит опытно-промышленную эксплуатацию в таких компаниях, как «Газпромнефть, «Русснефть, «​Нефтиса», «Независимая нефтегазовая компания», «Зарубежнефть», «Башнефть» и ряде сервисных компаний, предлагающих свои услуги в области геонавигации. Во всех компаниях установлены лицензии, проведены обучающие курсы и семинары», — заявил он журналу РБК. В ROGII говорят, что юридическое лицо ООО «Роджии Европа» было зарегистрировано в апреле 2016 года, и все акционеры компании — российские граждане.

Как рассказал журналу РБК вице-президент ROGII по технологиям Игорь Куваев, их программный комплекс StarSteer изначально создавался как универсальное решение для мирового рынка, сейчас около 15% скважин, которые бурятся в США и Канаде, сопровождаются именно с помощью ПО StarSteer. Уже два года софт используют такие компании, как BP и Repsol, говорит Куваев. В России, по его словам, переговоры ведутся с 5–6 компаниями, в том числе с «Газпромнефтью» и «Башнефтью», а также «Зарубежнефтью», «Русснефтью» и другими. На сегодняшний день ROGII продала более 120 лицензий по всему миру, включая США, Канаду, Китай, отмечает Куваев.

Основатель Geosteering Office Дмитрий Поспелов говорит, что созданная в 2013 году компания изначально не планировала продавать софт для геонавигации как отдельный продукт, а только в составе сервисной услуги. В 2014 году появился спрос на софт: нефтяные компании стали создавать собственные центры по сопровождению бурения. Сейчас среди клиентов компании Поспелова — «Лукойл-инжиниринг», «Зарубежнефть», «Самотлорнефтегаз», с мая 2016-го года компания оказывает услуги по геонавигации на Приразломном месторождении «Газпром Нефти НТЦ».

Раньше американская нефтесервисная компания сажала на одну скважину двух человек, которые работают посменно по 12 часов. В объемах «Роснефти» или «Газпром нефти», где бурится более 600 горизонтальных скважин в год, это очень дорого, говорит сотрудник «Роснефти».

Все крупные компании перешли к удаленному мониторингу, добавил он: в центре по сопровождению бурения два сотрудника могут контролировать процесс бурения одновременно десяти скважин. «Геонафт» был первым подобным продуктом в России, и это одно из главных преимуществ: за это время они получили от своих клиентов первые отзывы и смогли доработать свой софт так, что он стал, что называется, «ближе» к заказчикам, объясняет сотрудник «Роснефти».

В 2014 году «Геонавигационные технологии» получили выручку 10,3 млн руб. и прибыль почти 2 млн руб. (данные «СПАРК-Интерфакс»). С начала работы компания продала около 90 лицензий (с разным количеством модулей), говорит Стишенко. Выручка по итогам 2015 года была на уровне 2014-го, говорит Стишенко, а по итогам 2016 года должна составить около 30 млн руб. Сейчас в компании 16 человек, среди них — бывшие сотрудники крупнейших американских нефтесервисных компаний и российских нефтегазовых операторов.

Вызываем Хьюстон

В 2014 году «Геонавигационные технологии» участвовали в Мировой нефтяной выставке: рядом был стенд «Сколково». Их заметил руководитель кластера энергоэффективных технологий Марат Зайдуллин и пригласил в конкурс инновационных проектов для нефтегазовой отрасли. В 2014-м компания выиграла сколковский грант в размере 5 млн руб.

На конкурсе в «Сколково» компанию заметил и представитель первого инвестора — партнер фонда Phystech Ventures Петр Лукьянов. Инвесторами фонда выступают основатель Parallels и Acronis Сергей Белоусов, президент ГК «Мортон» Александр Ручьев и другие бизнесмены. В мае 2015 года Phystech Ventures вместе с фондом North Energy Ventures вложил в компанию $220 тыс. За счет опционов объем инвестиций вырос до $440 тыс., говорит Стишенко. По расчетам журнала РБК, с учетом опциона и последнего транша компанию могли оценить в $4,9 млн.

До конца 2016 года GTI планирует провести второй раунд финансирования — Стишенко говорит, что компания планирует привлечь «существенно больше денег, чем в первом раунде». Инвестиции GTI тратит на создание новых продуктов. Один из них — модуль «геомеханика» — должен способствовать снижению риска обрушения скважин во время бурения. Развивает направление один из бывших руководителей подразделения Schlumberger по геомеханике в России и СНГ. Комплекс появится на рынке в начале 2017 года и будет стоить дороже «Геонафта».

Главная надежда инвесторов — выход на глобальный рынок: там гораздо больше потенциальных клиентов и должен быть спрос на более дешевый российский продукт, считает Лукьянов. В России рынок услуг по геонавигации составляет $300–400 млн в год и растет в последнее время на 20–30% ежегодно, говорит Зайдуллин. На глобальном уровне тот же рынок как минимум в 15 раз больше — до $5 млрд в год.

В 2017 году GTI планирует активизировать глобальное присутствие, говорит Лукьянов. Офис компании в Хьюстоне возглавил человек, построивший глобальный бизнес по геонавигации в компании Weatherford. По словам Лукьянова, Хьюстон — правильная точка для выхода с новыми технологиями на любые рынки, «не говоря о более 4 тыс. нефтяных компаний, представленных в самом Хьюстоне».

По словам Стишенко, бюджет на американскую экспансию GTI составит около $1 млн. В планах на 2017 год — найти первых заказчиков в Штатах, а к 2020-му доходы компании должны распределяться как 2:​3 на рынках в России и США.

Геонавигация

Наша компания предоставляет сервис геологического сопровождения бурения (геонавигация) горизонтальных скважин и боковых горизонтальных стволов. Геонавигация скважин в процессе бурения организована по стандартам лидирующих сервисных и консалтинговых компаний отрасли. Как правило, сервис включает в себя посадку скважины в целевой пласт и навигацию горизонтального участка в целевом интервале.

Все работы выполняются в собственном программном обеспечении — Geosteering office®.

Что такое геонавигация?

Геонавигация — это процесс корректировки траектории скважины в режиме реального времени с целью увеличения проходки по наиболее продуктивной части пласта-коллектора. Решения по корректировке траектории основываются на анализе данных каротажа во время бурения (MWD/LWD) при помощи специализированного для геонавигации программного обеспечения.

Телеметрическое сопровождение бурения скважин – одна из передовых технологий, позволяющих максимально повысить производительность скважин. Контроль над скважиной в процессе бурения осуществляется в соответствии с показаниями каротажных приборов, для полноты картины подключаются еще и косвенные данные (например, шлам).

Геологическое сопровождение буровых работ осуществляется ежедневно в круглосуточном режиме (24/7). Два инженера по геонавигации в две смены по 12 часов осуществляют загрузку и обработку данных в специализированном программном комплексе и при необходимости выдают рекомендации по корректировке траектории скважины.

Для чего нужна геонавигация?

Погрешности и неопределенности, возникающие в процессе планирования и бурения скважин, приобретают критическое значение в случае горизонтальных скважин т.к. величина погрешности становится сопоставима с размерами целевого интервала, что приводит к высокому риску потери части или всего горизонтального ствола в неколлекторе. К таким погрешностям относятся в первую очередь вертикальная погрешность данных сейсмики, неопределённость по углу залегания структуры, а так же погрешности связанные непосредственно с процессом бурения и расчета траектории скважины: погрешности инклинометрии и расчета траектории скважины между точками замера.

Например, для горизонтальной скважины забоем 3000 – 3500м суммарная погрешность может доходить до нескольких метров по вертикали. Сопровождение бурения горизонтальных скважин позволяет свести к минимуму подобные риски, так же как сопровождение наклонно направленного бурения дает возможность наиболее точно рассчитать траекторию и скорректировать ее по ходу выполнения работ.

Синим выделена плановая траектория, красным — фактическая. На этом примере видно, как геонавигация скважины в пласте, изменяющим угол залегания от плановой модели на не более чем 0,6 градусов, позволило увеличить проходку по коллектору (NTG) с 35% до 92%.

Какие методы и измерения используются для геонавигации?

Основные два метода геонавигации отличаются по типам измерений, получаемых в процессе бурения:

  • Кривые каротажа. Геогавигация основана на сравнении фактических и синтетических кривых. Фактический каротаж получают с приборов LWD. Это могут быть кривые ГК, УЭС, нейтронной пористости, плотности или любой другой каротаж. Синтетический каротаж получают с соседних скважин.
  • Имиджи. Геонавигация основана на структурных углах, получаемых с имиджей приборов LWD. Обычно такими имиджами могут быть имиджи ГК, плотности и бокового каротажа. Зная угол по имиджу, инженер по геонавигации может лучше прогнозировать поведение структуры.

Геонавигация с имиджами позволяет понимать залегание структуры при одинаковом отклике кривых в кровле и подошве пласта.

Геонавигационные Технологии, ООО (Геонавтех, ООО)

Почему GTI?

Мы хорошо понимаем нужды отрасли, и учли их, создавая наш продукт:

  • у наших клиентов разные задачи, поэтому мы создаем не коробочный продукт, а индивидуальное решение. Особое внимание мы уделяем скорости реагирования. Небольшой новый инструмент по требованию заказчика специалисты GTI напишут в среднем за две недели
  • клиент имеет возможность контролировать качество предоставляемых данных. Программный комплекс Geonaft может быть установлен у заказчика, а специалисты компании подробно прокомментируют интерпретацию данных с приборов
  • мы создали программную платформу, которая объединяет геонавигацию, геомеханику и петрофизику. Благодаря такому подходу сопровождением во время бурения занимается одна команда, а не несколько независимых друг от друга департаментов.
  • наше ПО не требует привязки к конкретной марке «железа» и может работать со всеми отечественными и импортными производителями телеметрического оборудования. Это позволяет сокращать расходы заказчика, потому что дает возможность гибко подходить к выбору подрядчиков
  • Программный комплекс Geonaft — это модульный продукт. В зависимости от задач заказчика, любой из модулей можно приобрести отдельно или в составе комплексного решения.
  • Наш сервис охватывает все стадии строительства скважины: предбуровое моделирование, сопровождение бурения в режиме реального времени, анализ результатов бурения и подготовка финальной модели месторождения. Такой подход позволяет проводить скважину в наиболее перспективных интервалах, а также существенно сокращать издержки ее при строительстве.
  • Наша инженерная служба сопровождения работает в режиме 24/7. Процесс сбора, анализа и интерпретации данных со скважины происходит в режиме реального времени.
  • Мы имеем большой опыт обучения специалистов. Эксперты компании проводят курсы для инженеров и геологов нефтегазовой отрасли в нашем офисе Санкт-Петербург, а также в других городах совместно с партнерами.

Способы оплаты

Внимание!
Так как бывают случаи, когда денежные средства поступают на расчетный счет компании не сразу, во избежание образования перерывов в оказании услуг рекомендуется оплачивать услуги заранее.
О произведенной оплате желательно сообщить на факс +7 (495) 740-12-22, либо по электронной почте на адрес client@geolife.ru, либо по телефону +7 (495) 740-04-23 (в рабочие дни с 09:15 до 17:45).

Правила возврата денежных средств доступны в разделе «Документация» на странице решения «Геолайф Авто». С данным вопросом Вы также можете обратиться по телефону +7 (495) 740-12-20, либо по электронной почте на адрес client@geolife.ru.

Информация о безопасности и конфиденциальности платежа
При выборе онлайн формы оплаты заказа на сайте www.geolife.ru Вы будете автоматически перенаправлены на платежную форму процессингового центра PayU, для внесения данных Вашей банковской карты.
Все данные, введенные Вами на платежной форме процессингового центра PayU, полностью защищены в соответствии с требованиями стандарта безопасности PCI DSS. Мы получаем информацию только о совершенном Вами платеже.
На указанный Вами при оформлении платежа адрес электронной почты, будет отправлено сообщение об авторизации платежа.
Сразу после совершения платежа вы будете перенаправлены обратно на наш сайт. Информация о вашем платеже может идти до нас от 5 секунд до нескольких минут. В случае, если по вашему мнению произошла задержка в обработке заказа, Вам необходимо обратиться в офис компании по телефону +7 (495) 740-12-20, либо по электронной почте на адрес client@geolife.ru.

Платёжные терминалы и банкоматы

выбрать место платежа

выбрать место платежа

Салоны связи (при оплате через кассира-оператора)

ВНИМАНИЕ! ОПЛАТА В САЛОНАХ МТС ВРЕМЕННО ПРИОСТАНОВЛЕНА ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЧИНАМ. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ

выбрать место платежа