Хронометраж времени

Содержание

Хронометраж рабочего времени: образец. Хронометраж рабочего времени медсестры и врача

Для эффективного управления ресурсами необходим их анализ. Чтобы сделать вывод о рациональном использовании отведенного времени на выполнение трудовых обязанностей работником, специалисты по нормированию проводят хронометраж рабочего времени. С помощью такого исследования решаются 2 задачи: определяются фактические затраты на выполнение трудовых операций и устанавливается структура временных затрат в рабочей смене. На основании полученной информации разрабатываются нормативы времени.

Рабочее время

Рабочее время состоит из затрат на выполнение трудовых обязательств и перерывов на отдых. Время, потраченное на выполнение трудовых обязательств, складывается из времени выполнения производственных задач и времени осуществления операций, несвойственных работнику, то есть тех, которых можно избежать.

Для выполнения производственного задания работник проходит несколько этапов: подготовительно-заключительный, оперативный и обслуживание рабочей зоны. Первый этап – подготовка рабочего места. Посмотрев хронометраж рабочего времени бухгалтера, можно сказать, что это включение компьютера, загрузка программы. К оперативному этапу относится непосредственная работа: проведение проводок, беседа с дебиторами, составление отчетов, расчет заработной платы. Обслуживание рабочего места бухгалтера – это сортировка документации по папкам, уборка канцелярских принадлежностей по местам.

Перерывы работника бывают регламентированными и нерегламентированными. Те, которые предусмотрены условиями труда – это отдых, время по организационно-техническим причинам. Дисциплинарные нарушения не предусмотрены условиями труда и относятся к простоям по вине рабочего.

Выходит, что хронометраж рабочего времени – образец детального описания действий трудящегося.

Методы изучения рабочего времени

Продолжительность, последовательность выполнения трудовых операций можно определить с помощью непрерывных и моментных наблюдений. Измерение рабочего времени непрерывным методом дает подробные данные о фактических затратах, однако он более трудоемок и неспособен охватить изучение большой группы работников.

Моментный метод основан на регистрации затрат в случайно выбранное время. Он простой, не требует специальной подготовки человека для его проведения, охватывает большее число наблюдаемых трудящихся, однако данные получаются очень усредненными.

Хронометраж рабочего времени относится к непрерывным наблюдениям, а вот фотография – к моментным.

Хронометраж

Изучение времени повторяющихся ручных или машинно-ручных операций происходит посредствам хронометража. Если осуществляется исследование временных затрат всех элементов операции — это сплошной хронометраж рабочего времени. Пример применения такого инструмента по нормированию труда можно встретить на любом заводе.

В случае изучения отдельных элементов производственного процесса применяют выборочный хронометраж. Например, изучая затраты труда медицинского работника, это может быть учет затрат времени на совершение инъекции.

Проведение хронометража рабочего времени целесообразно совершать через полчаса после начала смены и за час до ее окончания. Тогда затраты времени будут отражать точную информацию, потому что измерялись в период повышенной и пониженной производительности.

Подготовка и проведение хронометража

  1. Ознакомление с исследуемой операцией.
  2. Определение фиксажных точек, то есть дифференциация операции на элементы.
  3. Изучение организации исследуемого рабочего места.
  4. Создание условий для непрерывного совершения процесса.
  5. Внесение информации в бланк по описанию операции.

Проведение наблюдения начинается с пробного момента исследования, чтобы приблизительно знать продолжительность составляющих операции. Количество наблюдений может определяться из нормативных таблиц путем сопоставления известных данных: типа производства, длительности операции. Чтобы провести хронометраж рабочего времени медсестры и узнать число замеров, можно воспользоваться таблицей № 1.

Таблица № 1

Продолжительность операции, мин. 0,1 0,25 0,5 0,75 1 2 5 10 20 40
Количество замеров 200 100 60 40 30 20 15 10 8 5

Обработка результатов

Во время наблюдения на получение данных играет роль человеческий фактор и не исключены дефектные замеры, которые должны быть отмечены при хронометраже. При обработке результатов их необходимо удалять.

После изъятия из ведомости учета дефектных замеров просчитывается продолжительность каждой составной части операции и формируются хроноряды. Если посмотреть на хронометраж рабочего времени (образец приведен ниже), то видно, что хроноряд – это время по каждому элементу операции и наблюдению. Например, по совершению инъекции медсестрой хроноряд представлен цифрами в таблице № 2.

Таблица № 2

Наименование элемента

Фиксажные точки

Наблюдение/продолжительность, сек

Изъятие шприца из упаковки, соединение корпуса с иглой

Щелчок установки иглы

Вскрытие ампулы, наполнение шприца раствором и удаление воздуха из шприца

Выделение из иглы раствора

Смачивание ваты спиртом, протирание места укола, введение иглы в мышечную ткань

Ощущение запаха спирта

Введение раствора, извлечение шприца, обработка места ватой со спиртом

Утилизация отработанного шприца

Хронометражная таблица по нормированию времени на одну инъекцию медсестрой на практике должна содержать 20 замеров, поскольку затраченное время на всю операцию составляет 2 минуты. В качестве примера для большей наглядности количество наблюдений было сокращено до пяти.

Коэффициент устойчивости

Следующим шагом обработки результатов является определение коэффициента устойчивости для оценки хроноряда, который равен отношению максимального к минимальному по продолжительности работ значению. Существует таблица нормативных значений устойчивости.

Для каждого элемента операции есть свой нормативный и фактический коэффициент. Посмотрев на хронометраж рабочего времени, пример которого приведен выше, видно, что Ку для первого элемента равен 10:7=1,4, второго – 1,3, третьего – 1,1 и четвертого – 1,1. Обращаясь к таблице нормативных значений, определяем, что все элементы операции по времени превышают 10 секунд, относятся к ручному труду и являются массовым типом. То есть Кунормативный равен 1,5. Значения фактические не превышают нормы, поэтому хронометражный ряд устойчив, и наблюдение считается качественно проведенным. Если ситуация складывается наоборот, то есть Куфактическое больше норматива, тогда удаляются из ряда крайние значения. Процедура повторяется до удовлетворения заявленного условия. Однако исключение не должно превышать 15 % всех замеров. В случае если в указанном примере хроноряд был бы неустойчив, то даже исключение одного значения уже превышает порог в 15 % (1 элемент=20%), и тогда потребовалось бы повторять хронометраж рабочего времени.

Средняя продолжительность

Последним показателям для расчета является средняя продолжительность. Определяется она как среднее арифметическое по всему хронометражному ряду. Наглядно, исходя из данных таблицы, это (8+7+9+10+8):5 = 8,4 секунды. Столько затрачивает в среднем медсестра на первый этап операции по совершению инъекции.

Полученные данные нужны для анализа затрат по отдельным составляющим операции. Нормировщики тогда рационализируют время: если существует возможность, предлагается частичная замена элементов ручной работы на машинную.

Хронометраж рабочего времени медсестры на совершение одной инъекции показал, что необходимо затратить 2,2 минуты. Результат получился делением суммы средней продолжительности каждого элемента на 60 секунд. Если не делить на 60, тогда значение будет в секундах.

Цели хронометража

  1. Получение данных для разработки или корректировки нормативов. В 2014 году для актуализации отраслевых норм в России был проведен хронометраж рабочего времени врача, по результатам которого выяснилось, что в среднем на прием больного уходит 5,5 минут. В Европе этот показатель составляет 8 минут.
  2. Выявление лишних действий в работе исследуемого объекта для составления норм рационального использования времени.
  3. Получение сведений о новых методах выполнения задания при наблюдении за передовыми рабочими на производстве.
  4. Выявление причин при невыполнении норм.

Хронометраж: образец

Объектом наблюдения являются социальные работники, которые оказывают услуги на дому. Задача исследования – оценка рабочего времени сотрудников и выявление резервов для рационального использования трудовой деятельности.

Подготовительным этапом будет создание комиссии по замерам и обработке результатов. Для проведения хронометража выбирается отрезок времени в 3 рабочих дня.

Сотрудник № 1

Дата

Наименование операции

Продолжительность, мин

Приобретение и доставка на дом продуктов

Приобретение и доставка на дом продуктов

Приобретение и доставка на дом продуктов

Средняя продолжительность

57+48+49/3=51

Сотрудник № 2

Дата

Наименование операции

Продолжительность, мин

Приобретение и доставка на дом продуктов

Приобретение и доставка на дом продуктов

Приобретение и доставка на дом продуктов

Средняя продолжительность

50+45+52/3=49

Общее среднее время составляет: (51+49):2=50 минут.

Хронометраж рабочего времени социального работника показал, что для выполнения задания по указанной услуге необходимо работнику затратить 50 минут. Также можно посчитать количество клиентов, которые обслуживаются в течение месяца, и распределить нагрузку работников.

Недостатки хронометража

  1. Зависимость достоверности результатов от выбора объекта наблюдения.
  2. Субъективность полученных данных, поскольку норму времени оценивают по одному критерию – неосуществимость продолжительности операции.
  3. Трудности в оценке потерь времени. Для их выявления необходим проект рационального трудового процесса.
  4. Невозможность безошибочно провести хронометраж рабочего времени на кратковременных операциях.
  5. Неосуществимость сопоставления затрат времени одних и тех же операций на разных предприятиях.

Хронометрирование как самостоятельный метод исследования

4. Хронометрирование как самостоятельный метод исследования

Определение времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо действий, и его графическое изображение составляют основное содержание хронометрирования и хронографирования.

Обычно проводится хронометрирование какого-либо одного элемента целостного действия, например разбега в прыжках (для высчитывания скорости разбега), либо поэтапное хронометрирование длительно выполняемого действия, являющегося частью занятия, например, проплывания пятидесятиметровых отрезков, либо хронометрирование всего занятия.

Хронометрирование используется и как самостоятельный метод исследования (например, при обобщении опыта работы лучших учителей) и как дополнительный к другим методам (например, в педагогическом эксперименте, определяющем сравнительную эффективность методов разучивания двигательных действий, оно необходимо для установления времени, затрачиваемого на освоение подводящих упражнений).

Хронометрирование занятия осуществляется путем наблюдения за деятельностью какого-либо ученика. Для большей объективности под наблюдение следует брать такого занимающегося, который по своим качествам в большей мере отвечает задачам исследования. Например, при изучении опыта работы учителя наблюдение целесообразно проводить за средним по развитию учеником; если же требуется установить двигательную активность занимающихся, которые имеют медицинские ограничения, то под наблюдение необходимо брать ученика именно этой медицинской группы.

В случае снижения активности (например, пропусков очередных подходов для выполнения упражнений) занимающимся, за которым ведется наблюдение, хронометрирование может быть перенесено на другого ученика. Поэтому целесообразно предварительно наметить для наблюдения двух-трех учащихся.

Результаты хронометрирования деятельности учеников позволяют судить — с какой-то долей вероятности — и о деятельности учителя. Но хронометрировать можно и деятельность только преподавателя (это зависит от задач исследования), хотя это более сложно: в деятельности преподавателя на протяжении всего урока нет перерывов, поэтому исследователю приходится работать с большим напряжением. Лучше, если ведется одновременный хронометраж и деятельности учеников, и деятельности учителя. Сравнительный анализ полученных хронограмм дает наиболее объективную картину.

Для определения общей и двигательной плотности урока хронометрируются следующие виды деятельности учеников:

1) Выполнение физических упражнений. Определяется точное время выполнения всех двигательных действий, которым обучают на занятии. К ним могут быть отнесены не только упражнения на гимнастических снарядах, игры, бег, прыжки, метание, лазание, акробатические и танцевальные упражнения, но и гимнастические перестроения, упражнения на внимание и упражнения типа заданий и т. п. Не фиксируется деятельность, связанная с решением организационных задач занятия: перестроения для выполнения очередного упражнения, переход от одного места занятия к другому и пр. Рапорт дежурного ученика перед началом урока относится условно к физической работе. Что касается игры, то степень подробности хронометрирования определяется ее характером: если по ходу игры ученик сравнительно часто и долго вынужден не двигаться, хронометрирование должно быть более подробным и не ограничиваться фиксацией лишь начала и конца игры.

2) Слушание объяснений и наблюдение за показом упражнений, демонстрацией наглядных пособий. Команды и краткие указания, занимающие менее 5 сек., могут не подлежать фиксации. Исследователь должен заметить, слушает ли ученик учителя или отвлекается на что-то постороннее.

3) Отдых, ожидание занимающимся очередного выполнения задания. Регистрируется время отдыха, вводимого в урок для регулирования физиологической нагрузки, и время ожидания очередного задания преподавателя.

4) Действия по организации занятия. Фиксируется деятельность занимающегося по подготовке и разметке мест занятий, установке и уборке оборудования, раздаче и уборке спортивного инвентаря и т. п. Учитывается время, потраченное учеником на перестроения для выполнения очередного задания, переход от одного места занятия к другому, подготовку к игре (распределение по командам) и т. п. Если в разметке мест занятий, установке снарядов и пр. участвует всего несколько человек, то это следует оговорить в примечании.

5) Простои. К ним относится все нерационально затраченное время в занятии по вине преподавателя или учащихся (опоздание группы к началу урока, приведение в порядок неисправного оборудования, поиски инвентаря, недисциплинированность занимающихся и т. п.).

Следует иметь в виду, что такое распределение видов деятельности по группам имеет условный характер. Например, перестроения перед выполнением очередного задания, переход от одного места занятия к другому могут носить не только организационный характер, но и решать образовательные и воспитательные задачи; отдых и ожидание очередного выполнения задания могут быть как рациональными элементами занятия, так и результатом плохой организации его. Можно допустить, что весь урок дети будут ходить и бегать (двигательная плотность — 100%), но никто не станет утверждать, что подобный урок целесообразен и заслуживает положительной оценки. Очевидно, что исследователь не может быть простым «фотографом» времени. Каждый вид деятельности должен быть проанализирован с педагогической точки зрения. Именно поэтому хронометрирование целесообразно сочетать с педагогическим наблюдением.

Измерение и фиксация времени производятся с помощью различного рода секундомеров, хроноскопов и хронографов. Простейшим, но наименее точным из этих приборов является ручной секундомер. Сейчас все шире начинают внедрять полуавтоматические и автоматические приборы, имеющие электрореле, фотоэлементы и другие технические средства измерения и записи времени.

Техника хронометрирования состоит в следующем, Время деятельности занимающегося определяется по скользящей стрелке секундомера (т. е. время окончания одного вида деятельности определяется визуально по движущейся стрелке секундомера и служит началом отсчета Бремени выполнения следующей деятельности). Секундомер пускается в то суточное время, которое определено расписанием занятий. Например, по расписанию школьный урок должен начаться в 9.00, именно в это время и пускается секундомер (вне зависимости от того, начался урок или запаздывает). Принято считать, что началом занятия является организованный вход занимающихся в спортивный зал или начало построения на спортивной площадке перед рапортом преподавателю. Секундомер останавливается после организованного выхода учеников из зала или ухода с площадки. Записи видов деятельности занимающегося, фиксация временных показателей деятельности и последующая обработка полученных данных производятся в специальных, заранее заготовленных протоколах. В некоторых случаях, когда задачи исследования ограничиваются только определением плотности занятий, они могут стать основным документом и сделают ненужными те протокольно которых говорилось выше.

Непосредственно на месте хронометрирования в протоколе заполняются только первые три колонки. Если появляется необходимость, то могут вноситься записи и в колонку «Примечания». Остальные пять колонок («Выполнение физических упражнений», «Слушание и наблюдение», «Отдых», «Действия по организации», «Простои») заполняются после исследования.

В 1-й колонке протокола определяются части урока с прочеркиванием точных границ времени их начала и окончания; во 2-й — как можно подробнее записывается содержание урока, т. е. те виды деятельности, которые приходится выполнять ученику (правда, это не всегда удается сделать, поэтому целесообразно прибегать к стенографированию); в 3-й — отмечаются показания секундомера, т. е. время окончания предыдущего упражнения или вида деятельности, которое служит исходным для отсчета последующих записей.

Обработка протокола хронометрирования состоит в следующем. Вначале для каждой графы показания секундомера определяется характер деятельности ученика и ее длительность (путем определения разности между показанием секундомера, зафиксированным в момент окончания предыдущей деятельности, и показанием секундомера, записанным в момент завершения последующей деятельности). Полученная разность заносится в одну из пяти колонок. Затем по вертикали суммируется время отдельных частей и урока в целом.

Протокол хронометрирования занятия

Урок провёл_____________Дата_____________Вермя_________

Школа________класс_________Место проведения____________

Количество учеников_____ из них: мальчиков_____девочек____

Количество отделений______Фамилия наблюдаемого__________

Номер урока с начала учебного года__________

Задачи урока_____________________________________________

Части урока Распределение времени по видам деятельности Примечания
3 4 5 6 7 8

В столбцы заносятся показания секундомера:

3- время окончания деятельности

4- выполнение физических упражнений

5- слушание и наблюдение

6- отдых и ожидание

7-действия по организации занятия

8- простои

Всего:

% АНАЛИЗ

После этого вычисляется плотность урока в целом и его отдельных частей по абсолютно затраченному времени и в процентах. Общее время, которое затрачено на урок (или его отдельную часть), принимается за 100%,, относительно которых и рассчитываются процентные величины.

Результаты хронометрирования могут быть изображены графически. Это придает большую наглядность полученным данным. Для графического изображения лучше всего пользоваться миллиметровой бумагой или специальными бланками, изготовленными типографским способом. На подобных бланках, соблюдая масштаб, в различных цветах изображают показатели отдельных видов хронометрирования.

Проводя хронометрирование, следует иметь в виду» что при самых быстрых и коротких записях на это уходит минимум 2 — 3 сек. За это время могут ускользнуть от внимания наблюдателя многие существенные моменты педагогического процесса. Чтобы свести к минимуму подобные случаи, приходится упрощать программу наблюдений либо создавать бригады наблюдателей.

В настоящее время создаются более эффективные методы регистрации наблюдений, в основе которых лежит использование различных механических и электрических приборов. Например, при помощи специального прибора — хронографа — можно производить графическую запись хода урока физической культуры (А. Н. Хан, 1966). Наибольшими достоинствами обладают аппараты, основанные на применении самопишущего миллиамперметра или элактроимпульсного прибора с дистанционным пультом управления. (Н. Г. Нельга, А. А. Харазянц). В обоих аппаратах объем показателей фиксируется во времени благодаря равномерному движению ленты. В зависимости от задач исследования на самопишущем миллиамперметре устанавливается шкала с вопросами наблюдения, а на электроимпульсном приборе за каждым каналом закрепляется запись определенного показателя. При повторных исследованиях программу наблюдения легко изменить: на первом приборе заменяется шкала вопросов, а на втором — за каждым каналом закрепляется новый показатель. В результате получаются хронограммы, анализ которых предусматривает, в частности, определение частоты, последовательности и продолжительности записываемых действий занимающихся.

Указанные способы хронометрирования обладают следующими достоинствами: 1) создают постоянный зрительный контакт, не отвлекая внимания наблюдателя от объекта; 2) позволяют непрерывно записывать различные показатели, раскрывающие последовательность наблюдаемых элементов занятия; 3) дают возможность фиксировать все детали, несмотря на быстроту их появления и смены; 4) определяют объем собранного материала с точностью до 1 сек.; 5) благодаря простоте управления аппаратами не требуют специальной подготовки и позволяют вести регистрацию одному исследователю.

Список литературы

2. Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: Учебн. пособие. К., О-во «Знання», КОО, 2001.

3. Ашмарин Б. А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании. Учебное пособие. ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.

4. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. -М.: ФиС, 1980.

5. Масальгин Н. А. Математико-статистические методы в спорте. М., ФиС, 1974.

6. Методика исследования в физической культуре. Под общей ред, Д. Д. Донского. М., ФиС, 1961.

8. Методы педагогических исследований. Лекции для студентов педагогических институтов. Под ред. В. И. Журавлева. М., «Просвещение», 1972.

Информация о работе «Организация и проведение педагогических наблюдений в научных исследованиях» Раздел: Физкультура и спорт
Количество знаков с пробелами: 18795
Количество таблиц: 3
Количество изображений: 0

Похожие работы

33636 0 1

… и контрольных группах. В этих случаях и содержание, и организация наблюдения полностью подчиняются «ведущему» методу исследования. В теории и методике педагогических исследований не существует какой-либо общепринятой классификации видов педагогических наблюдений. Объясняется это их большой изменчивостью и наличием разнообразных признаков, которыми они могут характеризоваться. В настоящее время …

122683 7 1

… свободное время. Мария готова потратить на работу в компьютерных программах Photoshop, MS Powerpoint. Приложение З ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ I. Общие сведения Ширкин Вячеслав Анатольевич Родился 4 июля 1990 года в г.Заозерном. Учится на первом курсе профессионального училища №39, в группе ОП-1 (Оператор ПЭВМ). Общее физическое развитие на хорошем уровне …

96535 4 2

… учащихся по предмету и формирует их в единую целостную систему. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Теоретическое и экспериментальное исследование по проблеме «Самостоятельная работа как форма организации, способствующая повышению знаний учащихся на уроках окружающего мира в малокомплектной школе» позволяет сделать следующие выводы. 1. Требовать повышения качества обучения и воспитания младших школьников с одной …

69398 4 3

… и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах. С детьми организована кружковая работа в детском объединении «Жемчужинки». 2.2 Педагогические условия воспитания музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста Методологической основой организации процесса музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждения являются теоретические труды …

Хронометраж: цели, методика проведения

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 27

Хронометраж – метод изучения затрат рабочего времени многократно повторяющихся ручных и машинно-ручных элементов операций путем их измерения. Используется (в основном) в крупносерийном и массовом производствах для изучение элементов оперативной и подготовительно-заключительной работы.

Объект исследования – операция и ее элементы.

Цели хронометража:

— установление норм времени и получение данных для разработки нормативов по труду;

— изучение и внедрение передовых приемов и методов

— проверка качества действующих норм;

— выявление причин невыполнения норм отдельными

— совершенствование организации трудового процесса на рабочем месте.

Способы проведения хронометража:

непрерывный (сплошной) – по текущему времени, когда замеряются все элементы оперативного времени, циклически повторяющиеся в определенном порядке;

выборочный– замеряются отдельные элементы (приемы работы) операции независимо от их последовательного выполнения;

цикловой – исследуются операции, имеющие очень малую продолжительность, что не позволяет делать их визуальные замеры без объединения в группыХронометраж в зависимости от численности наблюдаемых рабочих:

1) индивидуальный хронометраж – определяют затраты времени отдельными исполнителями, что позволяет изучить работу с максимальной степенью ее детализации.

2) групповой хронометраж – наблюдатель изучает работу группы рабочих, выполняющих одну производственную операцию. Его применяют для изучения состава группы и рационального распределения в ней работы между рабочими. Для достижения большей точности ставят двух хронометражистов, ведущих наблюдение независимо друг от друга, а по окончании работы сверяют данные полученные каждым из наблюдателей.

Этапы проведения хронометража:

1) подготовка к наблюдению;

2) проведение наблюдения;

3) обработка и анализ результатов наблюдения.

Подготовка к наблюдению (стадии):

1) В зависимости от цели хронометража определяется объект наблюдения.


— для выявления наиболее рациональных приемов работы наблюдения должны проводиться за передовыми рабочими;

— для установления норм или получения данных для разработки нормативов на одинаковые операции, выбираются несколько человек, имеющих средний по группе уровень выполнения норм выработки за последние 3 месяца и стаж работы 4-20 лет.

— для выявления причин невыполнения норм выработки, наблюдения проводятся за рабочими, не выполняющими нормы выработки.

2) Изучается структура, методы выполнения операции, проводится ее расчленение на составляющие элементы. Степень расчленения зависит от типа производства, принятой систематизации элементов затрат рабочего времени, целей исследования, возможности измерения продолжительности каждого элемента.

3) Определяется начало и окончание каждого элемента – фиксажные точки.

Фиксажные точки – это отчетливые внешние признаки, определяющие начальные и конечные моменты каждого из измеряемых элементов операции.

4) Выявляют факторы, влияющие на продолжительность каждого элемента операции в конкретных производственных условиях.

5) Определяется необходимое количество замеров, которое требуется выполнить при одном наблюдении. Один замер представляет собой одноразовую фиксацию времени выполнения того или иного элемента операции, для которого требуется определить затраты времени.

Число необходимых наблюдений по каждому выделенному элементу зависит от продолжительности работ и характера работы и степени участи в ней рабочего.

6) Фактическая производительность приводится к нормативной с целью последующей корректировки затрат времени.

7) Проводится разъяснительная работа с рабочим, которому объясняется цель хронометража и уточняется порядок работы.

8) Заполняется лицевая сторона хронокарты.

Наблюдение:

Наблюдение проводится с помощью секундомера или хронометра. Запись проводится в наблюдательном листе, где записываюся перечень элементов операции и фиксажные точки.

А) при непрерывном хронометраже отмечается момент окончания первого и всех последующих элементов операции (без остановки секундомера).

Б) при выборочном хронометраже секундомер включается в начальной и выключается в конечной фиксажной точке изучаемого элемента операции.

В) при проведении циклового хронометража фиксируются затраты времени на элементы операции, объединенные в группы с разным составом изучаемых элементов.

Обработка и анализ результатов наблюдений:

1) Проводится анализ устойчивости хроноряда и из полученных наблюдений исключаются дефектные замеры.

Для этого рассчитывается коэффициент устойчивости хроноряда:

Ку = tmax / tmin

tmax – максимальная продолжительность выполнения элемента операции, полученная при замерах;

tmin – минимальная продолжительность выполнения элемента операции, полученная при замерах.

Рассчитанный коэффициент устойчивости хроноряда не должен превышать нормативное значение. Нормативное значение коэффициента устойчивости хроноряда зависит от типа производства и вида выполняемых операций по степени механизации работ.

Если фактический коэффициент устойчивости хроноряда превышает нормативный, следует исключить одно или несколько значений (минимальное или максимальное). При этом количество исключенных значений не должно превышать 15% всех замеров. Затем определяется новое значение коэффициента устойчивости. Если после исключения крайних замеров, вновь полученный коэффициент устойчивости превышает нормативное значение, хроноряд признается неустойчивым и проводится повторное наблюдение.

2) Определяется средняя продолжительность каждого элемента операции как среднеарифметическая величина из всех годных замеров хроноряда.

3) Рассчитывается коэффициент приведения к нормальной производительности труда делением часовой выработки, полученной на момент проведения хронометражных наблюдений, на часовую выработку, рассчитанную как средняя по трем предшествующим наблюдению месяцам.

4) Корректируется хроноряд путем умножения среднеарифметической величины на коэффициент приведения.

5) Проводится анализ рациональности процесса выполнения операции.

6) На основании анализа определяется состав операции и продолжительность выполнения отдельных ее элементов. Определяется оперативное время операции как сумма средних по всем элементам.

36. Сущность и содержание нормирования труда

Норми­рование является важнейшей составной частью научной организации труда на предприятии.

Нормирование труда представляет собой процесс установления величины затрат рабочего времени в виде нормы труда на выполнение определенной работы при наиболее рациональных для данного производства организационно-технических условиях.

Нормирование труда служит средством планомерного формирования и рас­пределения трудовых ресурсов на производстве, является предпосылкой для планирования производственно-хо­зяйственной деятельности предприятия. Важную роль играет нормирование труда при внутрипроизводственном разделении труда и его кооперировании, когда требуется установление количественных и качественных пропорций в затратах труда рабочих, ИТР и служащих.

Содержание нормирования включает:

-систематическое изучение производственных процессов, организации труда, структуры нормируемых операций и исследование затрат рабочего времени на их выполнение;

-разработку нормативов для установления технически обоснованных норм;

-выбор оптимального варианта технологии и организации труда;

-проектирование рациональных режимов работы оборудования, приемов и методов труда, системы обслуживания рабочих мест, режимов труда и отдыха;

-расчет норм в соответствии с особенностями технологического и трудового процессов;

-внедрение и последующую корректировку норм по мере изменения организационно-технических условий производства;

-анализ выполнения рабочими уста­новленных норм и разработку мероприятий, способствую­щих дальнейшему росту производительности труда.

Нормы труда используются в целях:

-определение трудоемкости отдельных видов продукции и необходимых затрат труда на выполнение производственной программы;

-установление количественных пропорций между отдельными видами специализированного труда различного качества, обеспечивающих правильную расстановку и более рациональное использование работников по профессиям и квалификации;

-расчета производственных мощностей предприятия;

-определения путей использования внутрипроизводственных резервов повышения производительности труда;

-оценки экономической эффективности внедрения новой техники, конструкторских, технологических и организационных решений вопросов рационализации производства, установления физиологически обоснованных регламентов работы и режимов труда и отдыха;

-соизмерения затрат труда отдельных работников, производственных коллективов, установлении степени их участия в совместной работе и права на вознаграждение (оплату).

Таким образом, норма труда определяет величину и структуру затрат рабочего времени, необходимых для выполнения конкретной работы, и является эталоном, с которым сравниваются фактические затраты времени в целях установления их рациональности.

В современных условиях назначение нормирование труда заключается в том, чтобы активно воздействовать на потенциальные возможности и результаты деятельности предприятий по обеспечению процесса производства конкурентоспособных товаров и услуг и рациональное использование человеческого ресурса.

Требования, предъявляемые к нормированию:

* максимально большой охват нормированием труда всех категорий работающих, обеспечивающий объективное измерение и оценку их трудовых затрат;

* высокое качество норм, устанавливаемых аналитическим методом нормирования с применением прогрессивных нормативных материалов;

* комплексный подход при расчете и установлении норм затрат труда путем учета организационно-технических, экономических, психофизиологических и социальных факторов;

* обеспечение нормальной интенсивности труда работников с целью сохранения их длительной работоспособности и здоровья.

Процесс установления норм включает:

-анализ производственного процесса, разделение его на части;

-выбор оптимального варианта технологии и организации труда;

-проектирование рациональных режимов работы оборудования, приемов и методов труда, системы обслуживания рабочих мест, режимов труда и отдыха;

-расчет норм в соответствии с особенностями технологического и трудового процессов;

-внедрение и последующую корректировку норм по мере изменения организационно-технических условий производства.

Комплексное обоснование норм предполагает анализ технических, экономических, психофизиологических и социальных факторов.

Технические факторы – параметры технологического процесса, оборудования, инструмента, приспособлений, характеристики системы обслуживания и рабочих мест.

Техническое обоснование обеспечивает эффективное использование технических и технологических возможностей производства и применяемых предметов труда.

Экономические факторы – степень использования оборудования и фонда рабочего времени.

Экономическое обоснование направлено на повышение эффективности использования рабочей силы в течение определенного периода времени.

Психофизиологические факторы – показатели, характеризующие влияние трудового процесса на организм работающих (затраты их энергии, степень утомления и т.п.).

Физиоло­гическое и психологическое обоснование норм позволяет установить оптимальный уровень интенсивности труда, необходимое время на отдых и личные надобности рабо­чего.

Социальные факторы – содержательность труда, его разнообразие, наличие в нем творческих элементов, характер взаимоотношений в трудовых коллективах..

Хронометраж рабочего времени

Отдел технического
контроля РМК
Итоги проведения
хронометража рабочего
времени 4 квартал 2018 г.
Состав рабочей группы
Для выявления эффективности труда на
рабочем месте создана инициативная группа команда. При выборе членов команды
учитывались опыт и квалификация работников,
ответственность, инициативность, знания
работников положения дел изнутри.
Состав команды:
Степанова Н.В. — контролер
Батурина А.В. — контролер
Глушакова Ю.О. — контролер
2
Анализ существующего положения
Для всего персонала ОТК был проведен хронометраж
рабочего времени, с целью выявить затраты времени на
выполнение сменных заданий. В ходе проведения
хронометража были исключены все риски, доработаны
и утверждены маршруты передвижения.
На момент оценки рабочего времени выявлены
следующие результаты
3

Сменное задание контролера пробоподготовительного участка № 1 за смену 1

4

Сменное задание контролера пробоподготовительного участка № 2 за смену 1

5

Сменное задание контролера пробоприготовительного участка № 3 за смену 1

6

Сменное задание контролера пробоподготовительного участка № 4 за смену 1

7

9. Сменное задание контролера пробоподготовительного участка № 1 за смену 2

9

10. Сменное задание контролера пробоподготовительного участка № 2 за смену 2

10

11. Сменное задание контролера пробоподготовительного участка № 3 за смену 2

11

12. Сменное задание контролера пробоподготовительного участка № 4 за смену 2

12
На данный момент активно реализуются цели по
эффективности работы персонала.
В планах на
первое
полугодие 2019
г установка
контейнера для
утилизации
остатков
технологически
х проб
Контейнер для
утилизации проб
Достижение показателей
Оптимизация использования рабочего времени
Повышение эффективности труда
Исключение риска возникновения профзаболеваний
позвоночника, из-за частого переноса тяжести по
лестнице
Исключение риска травмирования при контакте с
самоходным оборудованием
На данный момент внедряется программа для
автоматического определения массовой доли влаги
Скриншот программы
определения влаги
В первом полугодии 2019 года
сушильный шкаф будет
Достижение показателей
Оптимизация использования рабочего времени
Рост производительности труда
Снижение трудоемкости и улучшение условий
труда

18. Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам хронометража образовался резерв в
количестве 1 человека в смене.
«За счет правильной организации рабочего времени
персонала, внедрения нового оборудования,
вследствие, облегчения труда рабочих,
производительность труда вырастет на 5 %»

Как написать хронометраж рабочего дня

Образец заполнения хронометража рабочего времени. Наблюдательный лист хронометража

Правильно следить и учитывать рабочее время помогает хронометраж рабочего времени. Пример использования данных записей можно встретить почти на каждом заводе или предприятии, где нужно нормировать рабочий день. Замеры времени с помощью хронометража – это способ исследования затрат времени на совершение какого-либо действия. При этом замеры подразумевают описание технологического процесса, условий труда, методов производства.

Замеры помогут зафиксировать рабочее время

Хронометраж как способ исследования рабочего времени зависит от условий его проведения и целей, с которыми его делают. К примеру, требования к хронометражу, с помощью которого будут рассчитывать заработную плату и цену услуг, отличаются от тех, которые необходимо соблюдать при составлении хронометража для определения уровня нагруженности персонала.

Правильный замер затрат времени на выполнение работы помогает составить правильный график учёта рабочего времени, а также довести до полной нагрузки незанятые мощности как живой силы, так и использованного оборудования.

Кто должен заниматься нормировкой и замерами?

Обычно это делают профессиональные нормировщики, которые обучаются на предприятиях. Хорошо обученный и опытный нормировщик является незаменимым сотрудником, который помогает руководству контролировать рабочее время персонала, а также правильно распределять нагрузку.

С чего лучше начать?

Первым делом определите цель хронометража. К примеру, он вам нужен для того чтобы составить график учёта рабочего времени какого-либо сотрудника, оплата труда которого не зависит от выработки, а производится просто по часовой тарифной ставке.

Помните, что такой персонал не заинтересован работать быстрее. Нет стимула работать более эффективно, так как от этого напрямую не зависит уровень заработной платы. Поэтому от качества произведённого хронометража будет зависеть и производительность работы таких сотрудников.

Если говорить о больших предприятиях, то на них для рабочего персонала делаются наряд-задания, где указывается перечень работ, которые должен выполнить сотрудник. Изучите его внимательно, посмотрите виды работ, которые будут осуществляться. Если у вас нет понимания о каком-либо виде работ, вам нужно найти технологическую карту такого рабочего процесса. В основном, на каждом предприятии есть либо техническое управление, либо производственный отдел, который этим занимается. Можно обратиться к ним с запросом о составлении технологической карты, а также проконсультироваться по работам, которые будут выполняться.

После того как определились с перечнем работ и порядком их совершения, необходимо составить описание рабочих процессов, которые будут замеряться. Составьте те критерии, на которые нужно ориентироваться при замерах: определите точку начала процесса и точку, в которой процесс завершится, использование рабочего времени, цикличность работы, а также другие нюансы.

После сбора всей необходимой теоретической информации приступайте к выполнению замеров. Вам понадобятся заранее подготовленные бланки хронометражей либо можно вести записи в черновике (так бывает удобней делать комментарии к записям).

Наблюдать должна нормировочная комиссия

Нужно не одному человеку фиксировать рабочее время – примеры такой фиксации не будут полностью объективными, так как сотрудник, будучи без дополнительного контроля, может затягивать рабочий процесс. Рекомендуется замерять время с участием представителей технического управления (производственного отдела). Они будут контролировать правильность и последовательность выполнения работ. А также рекомендуется приглашать представителей руководства той службы, у сотрудника которой замеряют использование рабочего времени. Поверьте, когда он увидит такую комиссию, сразу станет трудиться намного продуктивнее, и у него будет меньше соблазна попытаться перехитрить вас.

При осуществлении замеров нужно быть внимательным. Есть работы, которые осуществляются по циклу. А есть и те, которые совершаются только один раз. В работах, которые делаются по циклу (к примеру, нарезание труб), не все работы можно учитывать на каждый такой цикл. Подготовка рабочего места, настройка станка и прочего оборудования, установка резцов – все эти работы нужно будет после замеров равномерно разделить на каждую деталь, которая была произведена.

Циклы рабочего процесса

Затем нужно правильно заполнить бланк с замерами. Для того чтобы это сделать, можно использовать указанный ниже образец заполнения хронометража рабочего времени. Составить его несложно, если понять основные принципы замеров. При этом процесс должен быть разделён на периоды рабочего времени: оперативное, на обслуживание производственного процесса, подготовительно-завершающий этап, а также стоит учитывать время на на отдых и собственные нужды.

Оперативное время работы – промежуток времени, который потребовался рабочему для выполнения поставленных задач. В этом пункте учитывается промежуток времени, который бы потребовался рабочему, если бы он не покидал рабочее место, не отвлекался, и всё оборудование находилось бы в одном месте и уже в рабочем режиме.

Время на обслуживание производственного процесса состоит из временных затрат на вспомогательные работы, которые необходимы, чтобы процесс производства не останавливался. Например, заменить оборудование, которое износилось, поменять испорченное сверло, заменить машинное масло и тому подобное.

Подготовительно-завершающий этап включает подготовительные операции, настройку приборов и другие работы по подготовке рабочего места. Правильно записать все значения вам поможет приведённый ниже образец заполнения хронометража рабочего времени.

Проведя детальный анализ записей по замерам, вы найдёте работы, которые не включены в технологическую карту рабочего процесса. Также их нельзя будет отнести к перечисленным видам затрат.

То, что не относится к процессу выполнения работ, нужно исключать. В основном это такие моменты, как: разговоры по мобильному телефону, выполнение смежной работы, выполнение срочных поручений руководства и другие действия, не связанные с выполнением замеряемой работы.

Как правильно заполнить бланк?

Чтобы грамматно отобразить замеры, необходимо оформить хронометраж рабочего Времени. Бланк и пример его заполнения приводятся ниже.

Код работы Наименование рабочего процесса Название и порядковый номер хронометража Среднее значение
12.01.15 13.01.15 13.01.15 13.01.15 14.01.15
1 2 3 4 5
Продолжительность, с
1 Получить задание у мастера 40 15 15 15 38 24,6
2 Принести со склада трубу 61 24 24 24 55 37,6
3 Подготовить рабочее место 65 21 21 21 74 40,4
4 Наладить работу станка 41 17 17 17 60 30,4
5 Подготовить станок к резке 20 9 9 9 25 14,4
6 25 15 17 21 17 19,0
7 Положить заготовки на место 10 12 10 11 12 11,0
8 Очистить станок и убрать рабочее место 35 10 10 10 27 18,4
9 Сдать работу мастеру 40 17 17 17 30 24,2
Всего секунд 337,0 140,0 140,0 145,0 338,0 220,0

Как показывает образец заполнения хронометража рабочего времени, замерялся вид работ по резке труб. Три замера были сделаны в один день. Так как они производились подряд, то рабочий не тратил на каждой детали время для получения задания от мастера, похода на склад за трубами, подготовку рабочего места и т. д. Поэтому время, потраченное на первую деталь по таким видам работ, разбито на два остальных замера.

Необходимо вывести среднее значение в человеко-часах

После того как замеры сделаны, выводится среднее значение. Согласно данным, которые показывает данный образец заполнения хронометража рабочего времени, средняя продолжительность выполнения такой работы равна 220 секундам. Если перевести в часы, то получится 0,061 чел./часа.

При составлении графика трудового дня можно использовать эти данные. К примеру, если вы хотите на 100% загрузить сотрудника данной работой, то можно посчитать, сколько он должен нарезать труб. Если учитывать то, что трудовой день состоит из восьми часов, то:

8 : 0,061 = 131,15 шт.

Получается, что работник должен около 131 раз произвести нарезание труб.

Учтите все факторы при выполнении работы

Так представлен прямолинейный расчёт и подход к замеру рабочего времени. Но, планируя график работ для сотрудника, нужно учитывать и другие факторы. Человек просто физически не может, как робот, стоять за станком 8 часов в сутки. Он будет отлучаться по личным нуждам, отдыхать, от чего может искажаться хронометраж рабочего времени. Пример следующий: при сложных работах за станком необходимо как минимум 5 минут отдыха после каждого часа работы.

Также немалую роль играет и мастерство того или иного сотрудника. Необходимо сделать замеры у нескольких рабочих, чтобы вывести реальное среднее значение. Нельзя ориентироваться на результаты одного «подопытного». Если говорить о слесарях, токарях, ремонтниках, то зачастую наблюдается следующая закономерность: чем выше у него разряд, тем быстрее им выполняется работа. Важную роль играет и опыт сотрудника.

Другие временные потери

Бывают разные потери рабочего времени. Например, слесарь может нарезать пластинки, а к нему придут из другой службы и попросят какие-то инструменты либо помочь выполнить какую-то срочную работу, которую нельзя откладывать.

Обычно такие потери сложно описать. Лучше всего вывести коэффициент потерь и умножить его на норму времени, тем самым дав возможность сотрудникам перевести дух во время работы.

К примеру, на предприятиях, которые занимаются производством деталей в цехах, нормировщики допускают 8-10% утрат времени и при нормировании рабочего дня и учитывают их в графике.

Также перед заполнением итогового хронометража рекомендуется прочитать все сноски в уже утверждённых типовых нормах времени – обычно там описаны те нюансы, которые необходимо учитывать, и расписаны особенности нормирования конкретной работы.

Во время наблюдения на получение данных играет роль человеческий фактор и не исключены дефектные замеры, которые должны быть отмечены при хронометраже. При обработке результатов их необходимо удалять.

После изъятия из ведомости учета дефектных замеров просчитывается продолжительность каждой составной части операции и формируются хроноряды. Если посмотреть на хронометраж рабочего времени (образец приведен ниже), то видно, что хроноряд – это время по каждому элементу операции и наблюдению. Например, по совершению инъекции медсестрой хроноряд представлен цифрами в таблице № 2.

Хронометраж рабочего времени и нормирование труда

Что такое нормирование труда

Нормирование труда — это вид деятельности по управлению производством. Оно направлено на определение необходимых затрат времени для достижения определенных результатов труда. На основании полученных данных рассчитывается размер зарплаты трудящихся (оклада и доплат, надбавок стимулирующего характера), а также стоимость услуг, оказываемых организацией.

Нормирование труда является важным элементом системы управления персоналом организации. С его помощью возможно установить необходимость:

  • повышения эффективности использования трудового потенциала работников;
  • оптимизации их численного состава;
  • иных возможных изменений, учитывая специфику конкретной организации, а также ситуацию на рынке.

Кто такой хронометражист

Трудовую деятельность любого специалиста, особенно если это производственный процесс, можно разделить на операции и элементы. Цель привлечения в организацию хронометражиста — разработать нормативы основного и дополнительного времени, проверить обоснованность норм выработки, определить и впоследствии закрепить наиболее рациональный режим работы для данного подразделения организации.

Этот работник должен обладать определенными навыками и знаниями, в частности, знать, как изучать трудовой процесс, какие именно хронометражные наблюдения подойдут в данном случае, порядок их проведения, уметь обработать и проанализировать результаты своей работы. Уметь пользоваться приборами для фиксации затрат рабочего времени. Понимать основы физиологии и психологии труда, разбираться в организации труда.

Как следует из названия, в обязанности этого работника входят хронометражные наблюдения выполнения отдельных элементов операций технологического процесса. Измеряя, обрабатывая и анализируя трудовой процесс, хронометражист получает данные, которые ложатся в основу нормирования отдельных операций.

Результатом работы хронометражиста является аналитический отчет по результатам наблюдений. На его основе отбираются наиболее рациональные элементы операций для включения их в нормативы времени, можно проследить, где происходят потери рабочего времени, установить причины их возникновения и дать заключение о необходимых затратах времени, а также предложить мероприятия по устранению потерь рабочего времени.

Осовремененной сутью этой должности является так называемая фотография рабочего дня, когда сами работники в течение определенного времени ведут временной учет операций по своей работе. Потом все это анализируется, и делаются выводы относительно затрат на ту или иную операцию трудового процесса.

Как определить нормы труда

Нормы труда определяются с помощью хронометража. Перечислим основные процедуры в организации хронометража рабочего времени:

  • готовится форма документа, в которую будут вноситься результаты хронометража. Для конкретной должности или трудовой функции может составляться определенная форма;
  • организуется сбор данных. Его проводит наблюдатель, который следит за выполняемой работой сотрудника и вносит информацию о его трудовой деятельности в подготовленную форму;
  • проводится систематизация данных, которые были получены в процессе проведения хронометража.

Рабочий процесс анализируют на основе стандарта выполняемой работы. Выбираются оптимальные варианты технологии работы, организации рабочего места, позволяющие получить наилучшие результаты труда. Также пересматривается режим работы и отдыха трудящихся.

По окончании процедуры работодатель устанавливает необходимые нормы труда для нормальной работы организации.

Как создать фотографию рабочего дня

Работодатель может разработать свои правила и порядок определения нормирования труда. Одним из вариантов определения норм труда является фотография рабочего места.

Она представляет собой систему изучения затрат рабочего времени, которое требуется работнику для выполнения определенного объема работ. При этом на практике выделяют различные виды «фотографирования»: индивидуальную (т. е. одного работника), групповую (группы работников), самофотографию.

Образец групповой фотографии рабочего дня

В случае составления самофотографии эта работа проводится самим сотрудником. В течение всего трудового дня он должен вносить в отдельный документ информацию о видах работ, на которые было потрачено его рабочее время (обязательно указывается временной отрезок). Также вписываются данные о затратах времени на личные нужды и о потерях рабочего времени (например, проблемы с оборудованием или связанные с ожиданием клиентов). После этого проводится анализ полученных результатов (с помощью составления графиков и подсчетов). Форму документа, в который будут заноситься результаты наблюдения, работодатель может разработать самостоятельно.

Бланк индивидуальной фотографии рабочего времени

Фотография рабочего времени позволяет руководителю установить, сколько фактически работникам необходимо времени для выполнения определенной задачи, рационально ли они используют свое рабочее время.

Подобный инструмент выявит непродуктивные затраты рабочего времени и наладит тайм-менеджмент.

Порядок проведения фотографии рабочего времени должен быть закреплен в локальном нормативном акте организации (например, в инструкции). Ее следует утвердить приказом и ознакомить с документом всех работников под личную подпись. В инструкции нужно указать, что фотография производится только по специальному указанию руководителя.

Для чего нужно проведение хронометража рабочего времени?

Под хронометражом рабочего времени понимается процесс, в ходе которого сотрудник самостоятельно или при содействии коллег, имеющих необходимые компетенции, осуществляет мониторинг собственных действий в период нахождения на работе на предмет их содержания и продолжительности. Хронометраж, таким образом, фиксирует, чем конкретно занимается сотрудник в рабочее время, а также как долго длится каждое из его занятий.

Зачем это нужно?

Прежде всего в проведении хронометража рабочего времени сотрудников заинтересован работодатель — в целях оценки и повышения эффективности труда персонала. Кроме того, хронометраж также может быть задействован в целях осуществления:

  • оценки загрузки оборудования;
  • оценки эффективности реализации управленческих решений в аспекте отдельных бизнес-процессов (и последующего определения механизмов их необходимой корректировки).

Посредством рассматриваемой процедуры работодатель может выявить:

  • процент осуществления работниками полезных действий в период рабочего времени;
  • длительность простоев или действий, не имеющих отношения к трудовой функции;
  • каким образом меняются первые 2 показателя в динамике — при сопоставлении нескольких проведенных подряд хронометражей.

Хронометраж — это, по сути, инвентаризация рабочего времени: выявление его количественных показателей применительно к локальным бизнес-процессам (производственным, управленческим).

В проведении хронометража своего рабочего времени может быть заинтересован также и сам сотрудник — в целях повышения продуктивности работы, следствием чего станет более интенсивное выполнение планов при их наличии и в конечном счете — получение более высокой зарплаты.

Инициаторами проведения хронометража рабочего времени на предприятии могут быть разные субъекты: собственники бизнеса, которых интересует рост производительности труда; топ-менеджеры фирмы, также заинтересованные в достижении высоких производственных показателей; руководители подразделений; рядовые сотрудники.

Существует 3 основные операции в рамках хронометража рабочего времени:

  • подготовка форм хронометража — для конкретной должности или трудовой функции;
  • сбор данных (заполнение соответствующих форм) соотносительно со временем нахождения сотрудника на работе;
  • анализ и интерпретация данных хронометража.

Рассмотрим особенности каждой из указанных операций подробнее.

Как подготовить формы для хронометража рабочего времени?

При подготовке форм хронометража важно, прежде всего, определить:

  • какие действия или занятия сотрудника в период нахождения на работе будут фиксироваться;
  • в каких единицах измерения будет отражаться длительность соответствующих действий или занятий.

Так, объектами хронометража могут быть:

  • действия в основной компьютерной программе, посредством которой работник выполняет свою трудовую функцию, — например «1С», если он бухгалтер, или Photoshop, если он дизайнер;
  • осуществление сотрудником телефонных звонков;
  • написание сотрудником электронных сообщений;
  • участие сотрудника в совещаниях, планерках;
  • перерывы в работе — на чай, на обед;
  • прочие действия в пределах офиса, не имеющие связи с трудовой функцией, но являющиеся неотъемлемой частью трудового процесса, — например смена одежды, загрузка ПК, ожидание обновления его баз и программных компонентов.

Хронометраж может осуществляться в привязке к конкретному технологическому процессу — например к этапам выпуска товаров, производимых на фабричной линии предприятия. В этом случае объектами хронометража могут быть:

  • погрузка материалов на конвейер;
  • сборка изделия на конвейере;
  • проверка качества собранного изделия;
  • спуск готового и проверенного изделия с конвейера.

Либо те же самые процессы, но выполняемые конкретными работниками (отвечающими за погрузку, сборку и т. д.).

Касательно единиц измерения длительности действий или занятий сотрудника — таковые могут выражаться в секундах, минутах, часах, иногда днях. Их выбор зависит, прежде всего, от того, какие цели ставит фирма или ее подразделение, ответственное за проведение хронометража, — улучшить производительность сотрудника в течение рабочей смены (или ее части — например до обеда), недели или месяца.

Как осуществляется сбор данных по хронометражу?

Решение данной задачи может осуществляться посредством:

  • ввода данных в формы хронометража вручную;
  • автоматизированного ввода данных в соответствующие формы.

В первом случае основные действия может быть предписано выполнять самому сотруднику или же ответственному лицу, которое будет наблюдать за работой сотрудника. Второй вариант сбора данных по хронометражу предполагает задействование различных компьютерных алгоритмов.

Выбор первого или второго варианта сбора данных зависит от специфики конкретной трудовой функции сотрудника, а также от технической возможности и эффективности фиксировать ту или иную разновидность данных для хронометража первым или вторым способом.

Например, если речь идет о фиксации данных об использовании профильных для трудовой функции человека программ, то оптимальный способ решения данной задачи — автоматизация, предполагающая задействованность других программ, которые могут отслеживать, с какой интенсивностью работник обращается к своему ПО.

Если речь идет о хронометраже этапов конвейерной сборки изделий, то может быть более предпочтительным (в силу менее сложной технической осуществимости) использование метода ввода данных в форму хронометража вручную.

Как только данные по хронометражу собраны, у сотрудника или его коллеги, имеющего необходимые компетенции, появляется другая задача — правильно интерпретировать полученную статистику.

Как осуществляется интерпретация хронометража?

Интерпретация данных по хронометражу может осуществляться посредством:

  • визуализации статистики действий сотрудника;
  • факторного, сравнительного анализа соответствующей статистики;
  • выявления зависимостей между показателями, отражающими динамику производимых сотрудником действий, и показателями, имеющими хозяйственное значение (например количеством выпущенных товаров за установленный период времени).

Часто все эти способы интерпретации данных хронометража осуществляются сотрудником или его компетентным коллегой одновременно.

На основе полученных в ходе хронометража данных, а также их анализа, на предприятии могут приниматься те или иные кадровые решения, издаваться методические рекомендации по улучшению качества выполнения сотрудниками трудовой функции, формироваться аналитические отчеты для инвесторов — варианты возможного применения результатов хронометража могут быть самыми разными.

Как может выглядеть пример хронометража рабочего времени на практике?

Наши эксперты подготовили для вас образцы хронометража рабочего времени:

  • включающего измерения событий рабочего дня сотрудника;
  • отражающего структуру производственных операций предприятия.

Оба примера хронометража содержатся в файле, который доступен для скачивания ниже.

Скачать образцы хронометража рабочего времени

Итоги

Хронометраж рабочего времени — процедура, которая проводится в целях анализа и повышения эффективности работы фирмы. Для того чтобы провести ее, нужно определить объекты хронометража, а также единицы измерения.

Ознакомиться с иными нюансами учета рабочего времени сотрудников, а также с распространенными видами документов, используемых в рамках данного учета, вы можете в статьях: