Инструкция 408

1 Общие положения
1.1 Порядок технического обслуживания вагонов
1.2 Требования, предъявляемые к осмотрщику
2 Техническое обслуживание вагонов
2.1 Техническое обслуживание вагонов в транзитных поездах
2.2 Техническое обслуживание грузовых вагонов при подготовке их к перевозкам
2.3 Техническое обслуживание вагонов на сортировочных станциях
2.4 Техническое обслуживание вагонов на пунктах со сменой локомотива и перед затяжными спусками
2.5 Контроль технического состояния вагонов при передаче их с подъездных путей предприятий и организаций
2.6 Техническое обслуживание пассажирских вагонов на пунктах формирования и оборота
2.7 Техническое обслуживание пассажирских вагонов в пути следования
3 Технические требования к узлам и деталям вагонов в эксплуатации
3.1 Общие положения
3.2 Колесные пары
3.3 Буксовый узел
3.4 Тележки
3.5 Рессорное подвешивание
3.6 Автосцепное устройство
3.7 Тормоза
3.8 Рама
3.9 Кузов и оборудование
3.10 Привод генератора
3.11 Технические требования к порожним вагонам, подготавливаемьим к перевозкам
3.12 Технические требования к вагонам грузового парка, используемым в межгосударственном сообщении
3.13 Дополнительные требования к спальным вагонам для международного сообщения габарита РИЦ WLX 200
3.14 Формирование поездов
Приложение 1. Инструмент и принадлежности общего пользования на ПТО
Приложение 2. Инструмент и принадлежности слесарей ПТО
Приложение 3. Инструмент и принадлежности осмотрщиков вагонов
Приложение 4. Техническая документация
Приложение 5. Сроки проведения деповского и капитального ремонтов грузовых и пассажирских вагонов, курсирующих на путях общего пользования
Приложение 6. Места постановки клейм государств-собственников на деталях вагонов и коды принадлежности государств
Приложение 7. Форма книги натурного осмотра вагонов на пунктах технической передачи (ВУ-15)
Приложение 8. Форма акта на оформление повреждения вагонов
Приложение 9. Величина расчетного нажатия тормозных колодок в пересчете на чугунные на ось пассажирских и грузовых вагонов
Приложение 10. Справка формы ВУ-45

«Инструкция осмотрщику вагонов» (утв. МПС РФ 10.12.1996 n ЦВ-ЦЛ-408) (ред. от 27.03.2007)

Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
А.Н.КОНДРАТЕНКО
10 декабря 1996 г. N ЦВ-ЦЛ-408
ИНСТРУКЦИЯ
ОСМОТРЩИКУ ВАГОНОВ
(в ред. извещений
N 32ЦВ26-97, утв. МПС РФ 13.10.1997,
N 32ЦВ30-99, утв. МПС РФ,
N 32ЦВ6-99, утв. МПС РФ,
N 32ЦВ8-2002, утв. МПС РФ,
N 32ЦВ5-2003, утв. МПС РФ 04.02.2003,
извещений N 32ЦВ3-2005, утв. ОАО «РЖД» 06.02.2005,
N 32ЦВ25-2006, утв. ОАО «РЖД» 21.08.2006,
N 32ЦВ9-2007, утв. ОАО «РЖД» 27.03.2007,
с изм., внесенными извещением
N 32ЦВ28-2000, утв. МПС РФ 15.08.2000)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Порядок технического обслуживания вагонов
Настоящая Инструкция осмотрщику вагонов (далее — Инструкция) устанавливает порядок технического обслуживания вагонов, технические требования к узлам и деталям вагонов с целью обеспечения безопасности движения поездов, безопасности перевозки пассажиров и сохранности перевозимых грузов.
В Инструкции применяются следующие сокращения:
ТО — техническое обслуживание грузовых вагонов;
ТР-1 — текущий ремонт при подготовке грузовых вагонов к перевозкам с отцепкой от состава;
ТР-2 — текущий ремонт грузовых вагонов с отцепкой от состава или поезда;
ТР — текущий ремонт пассажирских вагонов с отцепкой от состава или поезда;
ТО-1 — техническое обслуживание пассажирских вагонов при подготовке в рейс и в пути следования;
ТО-2 — техническое обслуживание пассажирских вагонов перед летними и зимними перевозками;
ТО-3 — единая техническая ревизия пассажирских вагонов;
ПТО — пункт технического обслуживания вагонов;
СКНБ — система контроля нагрева букс пассажирских вагонов;
ПЭМ — поездной электромеханик;
ПОНАБ — система обнаружения нагрева букс;
ДИСК — дистанционная система контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда;
КВР — капитально-восстановительный ремонт вагонов;
КР-1 — первый капитальный ремонт;
КР-2 — второй капитальный ремонт.
Техническое обслуживание грузовых вагонов предусматривает:
контроль технического состояния вагонов, находящихся в сформированных составах и транзитных поездах, а также порожних вагонов при подготовке их к перевозкам без отцепки от состава или группы вагонов; выявление неисправностей; выполнение необходимого ремонта, обеспечивающего безопасность движения, пожарную безопасность, сохранность перевозимых грузов; постановку в поезда и следование в них технически исправных вагонов — (ТО);
текущий ремонт вагонов при подготовке к перевозкам с отцепкой от состава или группы вагонов с подачей на специализированные пути — (ТР-1);
текущий ремонт грузовых вагонов с отцепкой от транзитных, прибывших в разборку, или сформированных составов — (ТР-2).
Техническое обслуживание пассажирских вагонов предусматривает:
текущий ремонт вагонов с отцепкой от транзитных поездов или сформированных составов, а также с отцепкой вагонов от состава или поезда в пунктах формирования или оборота пассажирских поездов с подачей их на специализированные ремонтные пути или в вагонные депо — (ТР);
техническое обслуживание вагонов в составах поездов на пунктах технического обслуживания станций формирования и оборота пассажирских поездов перед каждым отправлением в рейс, а также в поездах в пути следования и на промежуточных станциях — (ТО-1);
техническое обслуживание вагонов перед началом летних и зимних перевозок — (ТО-2);
единую техническую ревизию основных узлов пассажирских вагонов — через шесть месяцев после постройки, планового ремонта или предыдущей ревизии в пунктах формирования пассажирских поездов на специализированных путях или в вагонных депо с отцепкой от составов — (ТО-3).
Порядок выполнения технического обслуживания пассажирских вагонов изложен в настоящей Инструкции, а также в Инструкции по техническому обслуживанию пассажирских цельнометаллических вагонов (РД 32 ЦЛ-026-91).
Запрещается подавать вагоны под погрузку грузов и посадку пассажиров без предъявления к техническому обслуживанию и записи в журнале формы ВУ-14 о признании их технически исправными, а вагоны, имеющие на боковой стене трафарет «ПРОБЕГ», — с выработанным межремонтным нормативом по пробегу.
(в ред. извещения N 32ЦВ6-99, утв. МПС РФ)
При техническом обслуживании вагонов проверить:
(в ред. извещения N 32ЦВ6-99, утв. МПС РФ)
наличие деталей и узлов вагонов и их соответствие установленным нормативам;
(в ред. извещения N 32ЦВ6-99, утв. МПС РФ)
сроки ремонта для вагонов, имеющих на боковой стене трафарет «ПРОБЕГ», величину исполненного межремонтного пробега, а у пассажирских вагонов, кроме того, сроки единой технической ревизии;
(в ред. извещения N 32ЦВ6-99, утв. МПС РФ)
исправность и действие автосцепного устройства, тормозного оборудования, буферных устройств, переходных площадок, специальных подножек и поручней, тележек, колесных пар, буксовых узлов, рессорного подвешивания, привода генератора, аккумуляторных батарей, внутреннего оборудования, климатической установки, наличие и исправность устройств, предохраняющих от падения на путь деталей и подвагонного оборудования;
исправность кузова вагона.
На станциях формирования, оборота поездов и в пути следования на станциях, предусмотренных графиком движения поездов, каждый вагон пассажирского поезда должен пройти техническое обслуживание с пролазкой и выполнением необходимого ремонта.
На станциях, где нет ПТО, каждый вагон перед постановкой в поезд должен быть осмотрен и подготовлен для следования до ближайшей станции, имеющей ПТО.
Порядок предъявления поездов к техническому обслуживанию и уведомления об их готовности, а также порядок осмотра и ремонта вагонов перед постановкой в поезд на станциях, где нет ПТО, устанавливается начальником железной дороги.
Работники пунктов технического обслуживания должны в соответствии с технологическим процессом своевременно выполнять техническое обслуживание и нести ответственность за безопасное проследование вагонов без отцепки от поездов в пределах гарантийного участка, а для пассажирских поездов — на протяжении всего рейса от пункта формирования до пункта оборота и обратно.
1.2. Требования, предъявляемые к осмотрщику
1.2.1. Осмотрщик вагонов должен знать:
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ);
Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;
Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;
Инструкцию осмотрщику вагонов;
Инструкцию по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог Российской Федерации;
Инструкцию по ремонту тормозного оборудования вагонов;
Инструкцию по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог;
Инструкцию по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар;
Инструктивные указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками;
Типовую инструкцию по охране труда осмотрщиков вагонов и слесарей по ремонту подвижного состава;
Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации;
соответствующие разделы и положения технологических процессов работы ПТО и станции, пункта технической передачи вагонов, а также техническо-распорядительного акта станции; приказы и указания, относящиеся к техническому обслуживанию вагонов и работе постов безопасности; устройство, назначение, действие и технологию ремонта отдельных вагонных деталей и узлов вагонов всех типов и модификаций; устройство и действие применяемых при техническом обслуживании вагонов, машин, механизмов и средств измерений;
технические условия на грузовые и пассажирские вагоны, используемые в межгосударственном сообщении.
Осмотрщик по техническому обслуживанию электрического, холодильного, радиотехнического оборудования, привода подвагонного генератора пассажирских, почтовых и специальных вагонов, вагонов-ресторанов дополнительно должен знать утвержденные МПС России инструкции и указания по техническому обслуживанию этого оборудования вагонов, а также Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, иметь соответствующую квалификационную группу по электробезопасности.
1.2.2. Осмотрщик должен сдавать экзамен в знании правил, инструкций и других документов, указанных в п. 1.2.1, после обучения, а также через два года после предыдущей сдачи.
(в ред. извещения N 32ЦВ26-97, утв. МПС РФ 13.10.1997)
1.2.3. На должность осмотрщика вагонов назначаются работники из слесарей по ремонту подвижного состава, выпускники техникумов и колледжей железнодорожного транспорта, прошедшие теоретическую и практическую подготовку по данной профессии. Практическая подготовка проводится на рабочих местах осмотрщиков вагонов.
После окончания подготовки и сдачи экзаменов по теории и практике квалификационной комиссии работнику выдается свидетельство формы КУ-147 или другой формы о присвоении ему профессии осмотрщика вагонов.
Время стажировки для осмотрщиков вагонов — не менее четырех рабочих смен.
1.2.4. Осмотрщик вагонов обязан:
перед началом работы ознакомиться с поступившими приказами и указаниями по кругу своих обязанностей, проверить наличие и исправность инструмента (Приложения 1 — 3), средств измерений, предусмотренного комплекта сигнальных принадлежностей, необходимых вагонных деталей и материалов на стеллажах и ремонтных установках, а также проверить исправность спецодежды и спецобуви у себя и у прикрепленных к нему слесарей, при необходимости через руководителя смены принять меры по устранению обнаруженных отступлений от действующей нормативно-технической документации;
при исполнении служебных обязанностей быть в спецодежде и иметь при себе исправный инструмент, средства измерения и контроля (Приложение 3) на основании утвержденного технологического процесса;
проверять техническое состояние вагонов в прибывающих, формируемых и отправляемых поездах, организовывать работу прикрепленной к нему группы слесарей по устранению неисправностей вагонов, по окончании осмотра вагонов совместно со слесарями участвовать в устранении выявленных неисправностей;
проверять качество и объем выполненного ремонта. Осмотрщик вагонов несет ответственность за своевременное, качественное выполнение ремонта, обеспечивающего безаварийное проследование поездов по гарантийному участку;
выдавать уведомление формы ВУ-23 на вагоны, подлежащие технической ревизии (пассажирские), текущему отцепочному или плановому ремонту. Решение осмотрщика вагонов об отцепке неисправного вагона является обязательным для работников всех служб. Отменить это решение может только начальник вагонного депо или ПТО;
по окончании технического обслуживания уведомить оператора или руководителя смены ПТО о готовности вагонов к погрузке или следованию в поезде;
осуществлять контроль за сохранностью вагонов при производстве с ними работ на станции, подъездных путях и при возврате их с подъездных путей, не допускать отправления со станции поврежденных вагонов. На поврежденные вагоны составлять акт о повреждении вагона формы ВУ-25, информировать об этом старшего осмотрщика вагонов и передавать акты для оформления и предъявления санкций к виновным в установленном порядке;
по окончании ремонта вагонов требовать от исполнителя или лично стирать с вагонов нанесенные на них ранее меловые надписи о технических неисправностях вагонов;
выполнять требования правил и инструкций по технике безопасности и следить за выполнением этих требований работниками, находящимися в его подчинении.
2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВАГОНОВ
2.1. Техническое обслуживание вагонов
в транзитных поездах
2.1.1. Контроль технического состояния вагонов начинается на ходу (до остановки) прибывающего поезда.
Для этого осмотрщики заблаговременно выходят к пути прибытия и размещаются в месте, установленном технологическим процессом работы пункта технического обслуживания вагонов.
Осматривая вагоны движущегося поезда, осмотрщики по внешним признакам выявляют возможные неисправности на поверхностях катания колесных пар, в буксовых узлах, определяют неотпустившие тормоза отдельных вагонов, работу привода генератора.
При обнаружении на ходу поезда неисправностей или их признаков осмотрщик должен заметить эти вагоны, а после остановки и ограждения поезда (состава) в установленном порядке их проверить.
2.1.2. При предварительном поступлении извещения на пункт технического обслуживания от поездного диспетчера отделения железной дороги или дежурного по станции, начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда или начальника рефрижераторной секции о необходимости устранения неисправностей вагонов, возникших в пути следования поезда, в том числе и по показаниям приборов ДИСК, ПОНАБ, руководитель смены ПТО должен заблаговременно сообщить об этом осмотрщикам для принятия мер по устранению этих неисправностей.
Извещением N 32ЦВ28-2000, утв. МПС РФ 15.08.2000, последнее предложение пункта 2.1.3 в части производства технического обслуживания грузовых вагонов аннулировано и изложено в новой редакции.
2.1.3. После остановки поезда осмотрщик головной группы перед началом осмотра вагонов должен получить от локомотивной бригады информацию о работе тормозов и о замеченных в пути следования неисправностях вагонов, при необходимости информировать об этом работников соответствующих групп, принимающих участие в техническом обслуживании вагонов этого поезда. Перед осмотром и ремонтом вагонов состав ограждается в установленном порядке. На сортировочных, передаточных станциях, в пунктах смены локомотивов, на станциях, где имеется ПТО, техническое обслуживание вагонов должно производиться с пролазкой.
2.1.4. При обнаружении неисправностей осмотрщик наносит меловые надписи на кузовах вагонов, бортах платформ, котлах цистерн. По окончании осмотра вагонов транзитного поезда осмотрщик должен проверять качество выполнения ремонтных работ. После устранения неисправностей меловые пометки с кузовов вагонов удаляются. Качество технического обслуживания вагонов проверяет старший осмотрщик вагонов или сменный мастер.
2.1.5. Ходовые части, тормозное оборудование, автосцепные устройства, рамы и кузова автономных рефрижераторных вагонов (АРВ) осмотрщики контролируют так же, как и у грузовых вагонов. Внутреннее и подвагонное оборудование контролируют механики по обслуживанию АРВ после ограждения поезда. Электрооборудование пассажирских вагонов проверяется с участием поездного электромеханика.
2.1.6. Осмотрщик, являющийся руководителем группы, и механик по обслуживанию АРВ, проводившие

Вагонник.РФ

Причины появления трещин:

  1. Если расстояние от шкворневой балки до верхней поверхности боковой рамы менее 30 мм, то при вписывании в кривые участки пути происходят удары кузова о боковину.
  2. Чаще всего трещины образуются у боковых рам тележек вагонов, эксплуатируемых с максимальной загрузкой – это цементовозы, зерновозы, полувагоны, цистерны. Из приведенного перечня чаще всего перегружаются полувагоны, что ведет к дополнительной нагрузке на боковые рамы.
  3. Если пружины рессорного комплекта сжаты (сомкнуты) до предела, тележка работает жестко, смягчения удара не происходит. Это приводит к образованию трещин в зоне технологических окон на внутренней стенке снизу и сверху.
  4. Образование трещин в боковых рамах тележек происходит в зоне буксового проема от неравномерного проката, ползуна, чрезмерной загрузки вагона, неправильной комплектовки тележки. На месте образования трещин выступает коричнево-красный налет, в зимнее время появляется снежно-масляный валик.
  5. Наличие изгиба боковой рамы тележки в вертикальной и горизонтальной плоскостях (то есть пропеллерность рамы), приводит к образованию трещин в зоне над буксовым проемом и в его наружных углах.
  6. Повышение хрупкости металла, увеличение динамической силы в зимнее время года и холодных климатических условиях.
  7. Появление трещин вследствие наличия дефектов литья в любой зоне боковой рамы.
  8. Плотное прижатие буксы к опорной поверхности боковины; излом, просадка пружин.
  9. Отсутствие зазора между горизонтальными скользунами — «зажаты»; излом скользуна.
  10. Неравномерная загрузка и размещение груза в вагоне (загрузка на одну сторону) создает дополнительные нагрузки на одну из боковых рам тележки.
  11. Износ и ослабление крепления фрикционных планок, износ гасителей ко­лебаний, излом клиньев, неравномерная выработка фрикционных клиньев, отсутствие коробок скользунов или излом скользуна.