Инвестиции в киберспорт

5 компаний для инвестирования в киберспорт

Представьте себе следующую сцену: высокооплачиваемые спортсмены с мрачной решимостью на лицах, кричащие фанаты, облаченные в фирменный мерч, миллионы людей, смотрящих состязание из дома.

Похоже на кибертурнир? Если вам кажется, что нет, вы, скорее всего, перестали идти в ногу со временем.

Недавно технологическая консалтинговая фирма Activate подсчитала, что более 250 млн человек во всем мире смотрят состязания по видеоиграм. Некоторых могут шокировать такие результаты, но существуют оценки, согласно которым в ближайшем будущем поклонников киберспорта станет даже больше, чем зрителей традиционных видов спорта.

Как известно, общий призовой фонд по видеоигре Dota 2 превысил $177 млн – по всему миру пройдет более тысячи турниров. Показательно еще и то, что в прошлом году геймер Тайлер «Ninja» Блевинс попал на обложку журнала ESPN, доказав, насколько массовыми стали эти соревнования.

Неудивительно, что инвестиционный банк Goldman Sachs подсчитал, что к 2022 году мировая аудитория киберспорта достигнет 385 миллионов зрителей в месяц, превзойдя традиционные виды спорта, включая НФЛ!

Если вы по-прежнему считаете, что видеоигры – это просто развлечения для детей, учтите, что, по оценкам американской ассоциации производителей ПО и компьютерных игр Entertainment Software Association, средний возраст игрока составляет 34 года, при этом около двух третей американских семей регулярно играют в видеоигры. На самом деле это быстро развивающаяся многомиллионная потребительская индустрия.

Читайте: Топ-5 компаний с высоким показателем рентабельности капитала

Другие бесчисленные статистические данные доказывают глобальную популярность и светлое будущее индустрии видеоигр. Но очевидно, что наиболее важным параметром для инвесторов является прибыль, которую они могут получить, вложив свои средства в акции компаний из данного сектора.

Ниже расскажем про пять компаний, динамика акций которых будет радовать акционеров по мере того, как киберспорт набирает популярность.

1. Video Game Tech ETF

Самый простой способ заработать на мегатренде видеоигр – инвестировать в специализированный ETF. Бесспорно, это нишевый фонд, но он однозначно жизнеспособен, о чем свидетельствует его трехлетняя история и примерно $100 млн активов под управлением.

В составе данного фонда более 70 компаний: от небольших программных студий до крупных производителей оборудования и технологических конгломератов. Video Game Tech ETF также является по-настоящему глобальным фондом. В его состав входят компании, названия которых американские покупатели узнают с первого взгляда, а также некоторые китайские производители, известные в основном геймерам из Азии. Например, в настоящее время основной составляющей фонда является гонконгская фирма iDreamSky Technology Holdings, занимающаяся разработкой мобильных игр. Следует отметить, что доступ к акциям данной компании весьма затруднителен для инвесторов из США.

С момента своего появления в 2016 году ETF показал хорошие результаты – он вырос примерно на 75% по сравнению с 45% для индекса S&P 500.

2. Tencent

Хотя многие инвесторы и геймеры, возможно, не осознают этого, одной из самых влиятельных компаний в игровом пространстве является китайская технологическая фирма Tencent Holdings. Вы можете не знать о ее существовании, поскольку главные хиты она выпускала под другими брендами. В число дочерних компаний Tencent входит, например, Riot Games, издатель игры League of Legends, которая несколько лет назад стала крайне популярна. Ей также принадлежит 80% Grinding Gears Games, выпускающей известную игру Path to Exile, и 40% Epic Games с ее легендарной Fortnite, имеющей более 250 млн игроков по всему миру. Кроме того, Tencent владеет миноритарными долями в Activision Blizzard и Ubisoft Entertainment.

Читайте: Coca-Cola vs Pepsi – битва дивидендных аристократов

В некотором смысле Tencent является собственной версией ETF для видеоигр, учитывая то, насколько широко распространилось ее влияние по данной отрасли. Тем не менее, важно понимать, что Tencent похожа на других технологических гигантов, в том числе на Alphabet, родительскую компанию Google, и Amazon.com, с той точки зрения, что спектр ее интересов является очень широким. Инвесторы, которые ищут диверсифицированную позицию в данном секторе, могут счесть акции Tencent привлекательными.

3. Nintendo

В отличие от Tencent, Nintendo является одной из самых известных компаний в истории видеоигр. Несколько лет назад фирма переживала сложный период по большей части из-за провала консоли Wii U. Затем, вместе с инновационной консолью Switch, к ней пришел успех. С начала 2017 года стоимость акций увеличилась почти на 70%, включая 30% с начала 2019 года.

Рост был обусловлен несколькими причинами, среди которых успех франшиз видеоигр Mario и Zelda, а также усилия компании, направленные на то, чтобы сделать ее платформу легкодоступной для разработчиков программного обеспечения. Результатом стала живая экосистема игр следующего поколения как для консолей, так и для мобильных устройств.

Недавние разговоры о том, что компания выйдет на китайский рынок и тем самым увеличит продажи, а также слухи об обновленной линейке консолей Switch предвещают продолжение роста акций.

«По правде говоря, я – давний поклонник Nintendo. У меня дома до сих пор есть несколько десятков оригинальных картриджей NES, мои дети с удовольствием играют в «Утиную охоту», – пишет колумнист MarketWatch Джефф Ривз. – Ностальгия такого рода, а также текущие сильные показатели компании доказывают, что у нее большое будущее».

4. Nvidia

Nvidia Corp хорошо зарекомендовала себя в игровом пространстве благодаря своим популярным видеокартам. Продукция фирмы остается идеальным выбором для тех, кто ищет передовую графику и новейшие технологии. В конце концов, Xbox или PlayStation не так легко адаптировать под индивидуальные потребности пользователя, в то время как существует множество способов создания и обновления игровых платформ с помощью компьютеров.

Технологии Nvidia тесно связаны и с киберспортом – все серьезные геймеры используют клавиатуру и мышь, стремясь добиться максимальной производительности, чтобы обеспечить себе преимущество в соревнованиях хотя бы на несколько миллисекунд.

За последние несколько лет акции Nvidia были подвержены довольно сильной волатильности. Это связано с тем, что сначала майнеры криптовалюты вызвали всплеск спроса на продукцию фирмы, а затем продажи резко пошли на спад, поскольку цены на биткоин упали с небес на землю.

Но худшее уже позади, и даже такие игроки на понижение, как Citron Research, отступили от своей «медвежьей» позиции после того, как акции Nvidia упали более чем на 50% в конце 2018 года.

В дальнейшем динамика акций компании будет тесно связана с успешностью ее основного бизнеса по производству аппаратного обеспечения. Недавно представители Nvidia сообщили о том, что новая видеокарта RTX является главным прорывом фирмы за последние 15 лет.

Кроме того, презентация компании в день инвестора показала пятилетний темп роста выручки от игрового оборудования на 29%, включая увеличение выручки за год на 59% для быстрорастущего сегмента игровых ноутбуков. Теперь, когда пыль улеглась и инвесторы сосредоточились на «прежней» Nvidia, ее дела должны пойти в гору.

5. Huya

Корпорация Huya заметно отличается от своих конкурентов в данном секторе. Компания является создателем платформы для просмотра потокового видео, на которой геймеры могут делиться своими впечатлениями. Huya объединяет в себе две характеристики видеоигр: зрелищность и глобальность.

Недавно азиатская технологическая компания отпраздновала годичный юбилей своего дебюта на рынке в 2018 году, и, хотя в последние несколько месяцев ее акции не демонстрировали особого роста, фирма заслуживает внимания инвесторов.

Важно отметить, что Huya является одним из лидеров в области стриминговых сервисов для геймеров, становящихся все более востребованными как для просмотра официальных соревнований по киберспорту, так и для наблюдения за игровым процессов рядовых геймеров.

Huya обладает огромным потенциалом, особенно если принять во внимание растущую популярность видеоигр и киберспорта. Учитывая, что Amazon приобрела аналогичную потоковую платформу Twitch почти за $1 млрд еще в 2014 году, становится ясно, что за этой тенденцией стоят реальные деньги, даже если отрасль пока что не приносит своим инвесторам большую прибыль.

Согласно последней финансовой отчетности Huya в марте, выручка компании выросла более чем вдвое в 2018 году по сравнению с 2017 годом, а судя по прогнозам на текущий год, данный показатель увеличится еще на 50%. Общее число активных пользователей Huya в прошлом году выросло на 35%, превысив 110 млн зрителей. В настоящее время компания показывает отличную динамику и находится на пути к достижению своей главной цели – стать абсолютным лидером в очень прибыльной отрасли.

Еще несколько лет назад киберспорт был развлечением для любителей. Теперь онлайн-турниры смотрят миллионы, медиахолдинги открывают киберспортивные издания, а актеры и спортсмены вместе с крупными бизнесменами вкладывают миллионы в перспективные проекты. eSports становится мейнстримом. И хотя в силу молодости рынка его объем и доходы пока не поражают воображение, динамика роста и потенциал уже прельщают серьезных инвесторов.

Новое поколение выбирает

«Это определенно привлекательная область с колоссальным потенциалом. Сотни миллионов людей во всем мире ежедневно смотрят соревнования, а миллиарды людей играют в видеоигры. Общий адресуемый рынок огромен и растет с каждым днем»,— в разговоре с «Деньгами» сооснователь платформы Unikrn и экс-глава Microsoft Ventures Рауль Сууд не скрывает оптимизма.

По оценкам Goldman Sachs, в 2018 году объем глобального рынка киберспорта достиг $1 млрд. «Призовые фонды ведущих турниров достигают $25–35 млн. Цены за слоты в закрытых лигах сейчас достигают $30 млн,— объясняет порядок цифр глава холдинга Winstrike Ярослав Комков.— Суммы сделок по покупке мировых команд менее прозрачны: оценки первой десятки начинаются от $100 млн и доходят до $300 млн за команду». Аналитики ожидают, что уже по итогам 2022 года объем рынка, 90% которого будут составлять доходы от реализации медиаправ, спонсорства и рекламы, вырастет втрое, до $2,96 млрд. При этом общемировая киберспортивная аудитория, согласно расчетам Newzoo, вырастет с 454 млн в 2019 году до 645 млн зрителей в 2022 году. Goldman Sachs оценивает рост аудитории консервативнее — до 276 млн человек в 2022 году. Неудивительно, что эти сухие цифры питают влажные мечты инвесторов.

Текущая монетизация eSports в расчете на одного фаната пока в десятки раз меньше, чем в традиционном спорте. Рынок только формируется, а его участники, по сути, еще учатся зарабатывать. Масштабные инвестиции в киберспорт начались всего несколько лет назад. «Слишком многое еще строится, слишком много неопределенностей в системах проведения турниров, франшизных или открытых лиг, нюансах с правами на интеллектуальную собственность и т. д.,— рассуждает директор по стратегическим коммуникациям холдинга ESforce Ярослав Мешалкин.— И на этом как раз можно сыграть, потому что на полностью сформированном рынке с очевидными лидерами, понятными технологиями и выстроенной инфраструктурой рассчитывать на сверхприбыли не приходится».

Демографические характеристики основной аудитории киберспорта для инвесторов крайне заманчивы: это молодое поколение, которому только предстоит вступить в права основной покупательной силы, считает Ярослав Комков. «Рекламодатели и спонсоры, в свою очередь, испытывают жажду каналов доступа к киберспортивной аудитории, так как стандартные каналы работают плохо: она почти не смотрит ТВ, у 75% установлены блокировщики рекламы»,— указывает он. На молодость любителей eSports и связанные с нею преимущества указывает и менеджер российской практики PwC в области консультирования спортивных организаций Анастасия Шалимова. По ее словам, долгое время существовавший как часть маркетинговых кампаний разработчиков игр и производителей оборудования для гейминга, киберспорт сегодня превратился не просто в самостоятельную индустрию, а в уникальный канал взаимодействия с молодой аудиторией.

«Найти потребителя, который купит ваш товар через год-два, не менее важно, чем найти аудиторию, готовую потратиться на вас прямо сейчас,— пишет госпожа Шалимова в «Обзоре индустрии развлечений и медиа: прогноз на 2019–2023 годы».— Киберспорт способен не просто удерживать внимание молодых людей в эпоху все уменьшающейся продолжительности концентрации внимания, но и собирать стадионы, где на фоне положительных эмоций публика позитивно воспринимает взаимодействие с брендами».

Локомотив для шоу-бизнеса

Пока киберспорт вовсю рекрутирует армию поклонников, число фанатов традиционных видов спорта не растет. В 2018 году мировая ежемесячная аудитория eSports достигла отметки в 167 млн пользователей — это больше, чем у Национальной хоккейной лиги (65 млн) или Главной лиги бейсбола (Major League Baseball, 114 млн). По данным Goldman Sachs, уже сегодня 79% зрителей киберспортивных соревнований меньше 35 лет, больше половины аудитории проживает в Азии, где eSports переживает настоящий бум, а у гейминговых видеосайтов Twitch и YouTube зрителей больше, чем у HBO, Netflix и ESPN, вместе взятых.

«Сначала это было интересно отдельным энтузиастам, потом появились любительские организации, сейчас вокруг этого строится шоу-бизнес. Есть реальный спрос аудитории, который никуда не денется и будет расти, и он не зависит от количества денег в отрасли. Его не нужно создавать, нужно его обслуживать»,— считает инвестиционный менеджер фонда развлекательных стартапов FunCubator Михаил Калашников. В этом, по его мнению, отличие, например, от VR- и AR-технологий, которые пока интересны больше корпорациям-производителям, чем потребителям. «Когда есть органический растущий спрос, можно зарабатывать уже сейчас»,— уверен Михаил Калашников.

Киберспорт довольно быстро интегрируется в шоу-бизнес. В апреле Уилл Смит и его партнеры инвестировали $46 млн в южнокорейский киберспортивный клуб Gen.G.

Чуть позже, в мае, о стратегических инвестициях в американскую Fade 2 Karma (объединяет игроков и стримеров в Hearthstone и Magic: The Gathering Arena) объявил Майк Тайсон. На привлеченные средства организация планирует построить новую стриминговую базу в калифорнийском городе Эль-Сегундо рядом с Лос-Анджелесом, где компания Тайсона Tyson Ranch выращивает марихуану. А около года назад участником инвестраунда на $26 млн в материнскую компанию киберспортивной организации Team Liquid стал Майкл Джордан. Эти суммы, впрочем, меркнут перед теми, что вливают в eSports китайский издатель игр NetEase (более $710 млн в строительство киберспортивного комплекса в пригороде Шанхая) и Microsoft ($1 млрд от нее получила компания OpenAI, известная своими AI-ботами для Dota 2).

Goldman Sachs, PwC, Citi, Newzoo, Nielsen в один голос называют киберспорт драйвером индустрии медиа и развлечений, а в Netflix считают своим основным конкурентом игру Fortnite, а не HBO. «Конечно, это привлекает инвесторов, очень многие из которых представляют либо традиционный спорт, либо шоу-бизнес, что говорит само за себя,— рассуждает Ярослав Мешалкин из ESforce.— Когда в тебя верят конкуренты за внимание зрителя — это лучший показатель перспективности».

Новая ступень эволюции

Рауль Сууд называет киберспорт «естественной ступенью» в эволюции спортивных развлекательных соревнований: по его словам, он доступен, глобален, привлекателен и распространен повсеместно в постиндустриальных культурах: «Единственная причина, по которой он не пришел раньше,— технологические ограничения, связанные с воспроизведением, трансляцией и загрузкой игрового контента».

Участники рынка констатируют: киберспорт — всемирное явление, а его российский сегмент — неотъемлемая, пусть и несколько обособленная в силу языка, часть общего рынка, притом уже делающая в него весомый вклад. Поэтому, говоря о российских турнирах, командах и контентных продуктах, стоит иметь в виду, что их аудитория — весь мир. «Москва несколько раз в год принимает престижные международные соревнования; российские клубы последние несколько лет входят в тридцатку самых успешных мультигеймингов в мире; русскоязычные трансляции киберспортивных событий занимают лидирующие позиции в статистических рейтингах»,— перечисляет руководитель киберспортивного направления МТС Ирина Семенова.

За июньским турниром Epicenter Major, прошедшем в Москве на «ЦСКА Арене», следили 15,5 млн человек — и почти половину от этого числа составили зрители трансляций на других языках, которые велись на 21 языке по всему миру. Другой пример: около 800 тыс. подписчиков соцсетей российского клуба Virtus.pro — болельщики из Европы, США, Юго-Восточной Азии, а с открытием аккаунта клуба в китайской соцсети Weibo — еще и из Поднебесной. Такие команды, как Virtus.pro, Team Empire и Gambit Esports, являются постоянными ключевыми участниками и неоднократными победителями крупнейших мировых киберспортивных турниров. Суммарные призовые, выигранные пятью лучшими российскими командами, превышают $15 млн.

Сейчас мировой рынок киберспорта отличается крайне высокой концентрацией — 95% выручки всей отрасли приходится всего на 10 стран, лидеры — США (37%), Китай (19%) и Южная Корея (6%), напоминает оценки PwC продюсер киберспортивного направления My.Games Иван Возняк. Доля России в общих доходах за 2018 год составляет уже около 5%, что делает ее рынок крупнейшим в Европе. Одними из самых высоких в мире остаются и темпы роста отечественного рынка — в среднем в период с 2018 по 2023 год они могут достигнуть 19,8%, прогнозирует PwC.

Рынок киберспорта РФ в 2018-2019 годах

Объем рынка $45 млн
Динамика роста рынка 20%
Спонсорство Минимум $14 млн
Аудитория 10 млн человек
Ядро аудитории 18–34 лет

Выходец из «Росатома» вложил $5,5 млн в российские команды по Fortnite, Dota 2 и Counter Strike

2645 14.01.2020, Вт, 11:23, Мск , Текст: Эльяс Касми

Компания Freedom International Group бывшего топ-менеджера «Росатома» Нарека Сираканяна инвестирует $5,5 млн в создание киберспортивной организации Cyber Legacy и продвижение команд по нескольким дисциплинам. В качестве основных направлений были выбраны игры CS: GO, Fortnite и Dota 2.

Реальные деньги в виртуальные соревнования

Инвестиционная компания Freedom International Group создаст в России новый киберспортивный клуб Cyber Legacy в рамках инвестиционного контракта с киберспортивной организацией ZAGaming. Сумма контракта составила $5,5 млн.

По задумке Freedom International Group, Cyber Legacy будет заниматься развитием отечественного киберспорта и поддержкой российских команд. Сделка между компаниями приведет к их слиянию.

«Мы инвестируем в уникальные и самое главное, масштабируемые активы, и считаем, что сегодня киберспорт – одно из самых интересных направлений. Мировой рынок этой индустрии оценивается в $700-800 млн, российский же рынок оценивается в $13 млн, с годовым приростом на текущий момент в районе 40%. Мы уверены, что рынок будет расти и развиваться. Прогнозируемый потенциал ежегодного прироста – более 20%», – отметил президент и основатель Freedom International Group Нарек Сираканян.

Следует отметить, что Freedom International Group была основана сравнительно недавно. Компания существует с апреля 2017 г., и зарегистрирована она не в России, а в Гонконге. В список проектов, в которые инвестировала компания, входит социальная сеть Sessia, основанная на технологии блокчейн. Ее основатель – сам Нарек Сираканян, и его компания вложила в этот проект $4 млн. Компания также владеет сетью кофеен Cofeecell.

Нарек Сираканян

Нарек Сираканян учился в университете McGill (Канада) и Гарварде (США). Свою профессиональную деятельность он начинал аналитиком в инвестиционном департаменте банка Credit Suisse в Лондоне (2008-2011 гг). С 2011 по 2014 гг. работал вице-президентом в международном горнорудном сегменте государственной корпорации «Росатом». С 2014 г. – председатель правления международной фармацевтической компании Bing Han International (Тайвань).

Грандиозные планы

В рамках своей деятельности Cyber Legacy планирует подписать контракты с киберспортивными командами по одним из наиболее популярных в настоящее время дисциплин. В первую очередь речь идет о компьютерных играх Counter-Strike: Global Offensive (CS: GO), Fortnite и Dota 2, другие проекты пока не упоминаются. Запуск всех основных направлений организация намерена осуществить до конца 2020 г.

В дополнение к этому Freedom International Group собирается основать новую студию аналитики. Ее специалисты займутся анализом и комментированием киберспортивных матчей по различным дисциплинам.

Первые шаги

На момент публикации материала основатели Cyber Legacy вели переговоры с несколькими командами по игре Dota 2, названия которых не раскрывались. В состав организации войдет одна из них, и запустить это направление Freedom International Group и ZAGaming планируют до конца I квартала 2020 г.

Участников команды по Dota 2, подписавшей контракт с Cyber Legacy, поселят в специальной резиденции. По информации Freedom International Group, в их распоряжение будет предоставлена развитая «инфраструктура», включающая в себя различных специалистов – тренеров, психологов и даже массажистов.

Российские инвестиции в киберспорт

В киберспорт инвестируют многие крупные российские компании. К примеру, в декабре 2017 г. оператор связи МТС купил киберспортивный клуб Gambit Esports за 313 млн руб. Приобретение было осуществлено путем покупки МТС офшора Prallis Enterprises, который владеет клубом.

МТС называет Gambit Esports одним из крупнейших киберспортивных клубов в мире. Gambit Esports объединяет четыре киберспортивные команды с 16 игроками, которые играют в дисциплинах Counter-Strike: Global Offensive (CS: GO), League of Legends, Dota 2 и FIFA. В частности, команда Gambit Esports добивалась титула чемпиона мира в дисциплине CS:GO по версии Major Champinship.

В январе 2018 г. холдинг Mail.ru Group сообщил о покупке 100-процентной доли в киберспортивном холдинге ESforce – одной из крупнейших киберспортивных организаций в мире и самой крупной в России и Восточной Европе. За последние годы компания выстроила развитую экосистему, заняв ведущие позиции почти во всех ключевых сегментах индустрии. Сумма сделки составила в пределах $120 млн.

Как известно, ESforce принадлежат ресурсы о киберспорте Cybersport.ru и Cybersport.com, сервисные порталы для обмена внутриигровыми предметами CS:GO Lounge и Dota 2 Lounge. Ее подразделение Epic Esports Events специализируется на организации международных соревнований и является организатором турниров Epicenter по Dota 2 и CS:GO. Помимо всего этого, компании принадлежат две киберспортивные команды мирового уровня – Virtus.pro и SK Gaming.

В ноябре 2017 г. игровое направление Mail.Ru Group объявило о создании собственной профессиональной киберспортивной лиги, объединяющей всех участников киберспортивной индустрии. В декабре 2017 г. холдинг объявил о стратегическом партнерстве игрового направления с Федерацией компьютерного спорта России.