Источники финансирования профсоюзов

Роль и место профсоюзов в регулировании договорных трудовых отношений на предприятиях

Профсоюз — это добровольная общественная организация, объединяющая работников, связанных общими интересами по роду их деятельности, как в производственной, так и в непроизводственной сферах, для защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов .

Профсоюзы в России строятся по производственно-территориальному принципу. Они могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному признаку, учитывающему профессиональную специфику. Различаются их объединения и органы общероссийские, межрегиональные, территориальные (республик, областей, городов, районов). Все эти органы могут быть представителями работников при соответствующих коллективных переговорах и заключении социально-партнерских соглашений.

Профсоюзы со своими членами имеют не правовые, а общественно-профсоюзные отношения в соответствии с их уставом. Взаимоотношения между различными органами профсоюзов также регулируются их уставами и другими актами профсоюзов. Все это не правовые, а внутри профсоюзные отношения. Но отношения профсоюзов с другими органами и в первую очередь с работодателями, их администрацией по вопросам труда, социально-экономическим вопросам регулируются трудовым правом на всех уровнях социально-партнерских отношений. Здесь они выступают и как представители работников, и как органы, наделенные определенными правами по защите интересов трудящихся. Эти отношения профсоюзов являются организационно-управленческими отношениями.

Граждане России получили конституционное право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ). Приняты «Закон о профсоюзах РФ», закон «О коллективных договорах и соглашениях», в дополнение к закону, принятому еще Верховным Советом СССР, действует Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и решении трудовых споров (конфликтов)». Права профсоюзов зафиксированы в ряде статей Трудового Кодекса. Имеются и другие нормативно-правовые документы. Можно говорить о том, что правовой фундамент, регламентирующий деятельность российских профсоюзов, заложен .

Профсоюзы сами не проявляют необходимой активности в законотворческом процессе. Между тем многие экономические законы, затрагивающие интересы миллионов работников, например, законы о налогообложении, законы, связанные с акционерными обществами, о социальном страховании, об оказании помощи инвалидам, о ветеранах, Трудовой Кодекс и многие другие должны разрабатываться с непременным участием профсоюзов.

Законодательная основа профсоюзного движения в России должна быть скорректирована под международные трудовые стандарты. Это не только желательно, но и необходимо, поскольку Россия принята в состав Совета Европы, а значит, и взяла на себя соответствующие обязательства.

Формально говоря, многие конвенции МОТ (143 из 170 на 1991 г.) ратифицированы еще Советским Союзом. Но насколько положения этих конвенций встроены в действующее российское законодательство? Здесь нет полной ясности. Во всяком случае, нарушения международно-признанных и поддержанных Россией норм наблюдаются на каждом шагу. Например, задержка сроков выплаты зарплаты нарушает не только ст. 136 Трудового Кодекса РФ, но и ратифицированную Россией Конвенцию МОТ «Об охране заработной платы».

Отсутствие полноценного пакета законодательных актов и, что не менее важно, невыполнение всеми социальными партнерами уже принятых «правил игры» — все это создает дополнительные трудности для профсоюзов в осуществлении ими своих защитных функций.

На практике до сих пор почти на всех предприятиях, в учреждениях, организациях профсоюзный контингент совпадает, как правило, с составом трудового коллектива, поскольку почти все члены трудового коллектива являются членами одного профсоюза, так как не привились задуманные законодателем разновидности профсоюзов на производстве.

Закон о трудовых коллективах подчеркивает различие трудового коллектива и профсоюзной организации, указывая, что последняя есть одна из существующих в рамках трудового коллектива общественных организаций, выполняющая свойственные ей функции и обладающая определенными возможностями, т. е. правами в процессе управления социальными делами предприятия.

Факторов, препятствующих становлению профсоюзов как полноправных субъектов трудовых отношений много, но все их можно свести в две большие группы:

1) «средовые», т. е. объективно заданные внешними по отношению к профсоюзам политическими и социально-экономическими условиями;

2) «имиджевые», зависящие от самих профсоюзов, их идеологии, деятельности, структур и т. д.

Социально-экономическую и политическую среду, в которой приходится действовать российским профсоюзам, нельзя признать благоприятной. Впрочем, иной она и не может быть, когда осуществляется столь глубокое реформирование всей общественной жизни. Подтверждает это и опыт других стран бывшего Советского Союза и Восточной Европы, пошедших по пути рыночных реформ и демократизации общества.

Факторы, ослабляющие институциональный статус профсоюзов и затрудняющие выполнение ими своих функций, можно свести к следующим:

1. Необходимость экономических агентов действовать в жесткой конкурентной среде. Когда для многих предприятий «удержаться на плаву», «выжить» становится задачей номер один, естественно, упор делается на экономическую эффективность, но не на социальную справедливость. Проблемы социальной защиты, являющиеся прерогативой профсоюзов, оттесняются на второй план, а вместе с ними оттесняются и сами профсоюзы. Торжествует экономический подход, выражающийся в формуле: «вначале наладим экономику — потом будем решать социальные проблемы». В попытках отстаивать права работников профсоюзные лидеры и активисты часто встречают жесткое сопротивление со стороны работодателей. Нередки случаи вытеснения профсоюзов с предприятий как силы, мешающей администрации «работать», «наводить порядок» и т. п. Желание расправиться с оппонентом или не допустить его на свое «поле» особенно часто проявляется на акционируемых и частных предприятиях.

2. Неразвитый, примитивный рынок труда. Формирование рынка труда (в отличие от товарного) идет замедленно, с явным запаздыванием, а значит, не включаются еще на полную мощность рыночные механизмы саморегуляции. Рабочая сила не стала еще полноценным рыночным товаром. Заработная плата — основная форма оценки труда — определяется все еще не стоимостью и колебаниями цены рабочей силы на рынке труда, она продолжает выводиться из колебаний цены продукции, производимой на предприятиях. Отсюда явное занижение уровня оплаты труда, во-первых, и нерационально большая дифференциация размеров заработной платы по отраслям и предприятиям, во-вторых.

Профсоюзы в этой ситуации поставлены в сложное положение. Они вынуждены идти на конфронтационные действия с работодателями и администрацией, пытаясь хоть в какой-то мере восстановить справедливость. Подобные действия не могут не вызывать раздражения в отношении профсоюзов и желания их «прикрыть».

3. Сокращение социальной базы профсоюзов. Масштабная приватизация госсобственности, разукрупнение предприятий, рост числа предприятий сферы услуг, традиционно неактивных в профсоюзном отношении, безработица, увеличение масштабов частичной и неполной занятости — все это сужает социальную базу профсоюзов, влечет за собой ограничение их финансовых и организационных возможностей.

Ожидаемый рост числа средних и малых предприятий создает дополнительные трудности для профсоюзов, привыкших действовать на крупных предприятиях в рамках традиционно организованных структур. Необходим поиск новых форм организации (картели, пулы, другие интернациональные формы), но к этому нынешние профсоюзы совершенно не готовы.

Словом, сокращение социальной базы как объективное следствие перехода к многоукладной экономике является серьезным препятствием на пути превращения профсоюзов в полноправного субъекта трудовых — отношений.

Разрушение («дезинтеграция») совокупной рабочей силы. Трудовые коллективы как основное поле деятельности профсоюзов претерпевают в ходе реформирования испытание на прочность, и многие это испытание не выдерживают. Рвутся под давлением противоречивых интересов некогда устойчивые связи внутри коллектива.

Его дополняют и процессы снижающегося уровня профессионализма, когда большие массы работников вынуждены оставлять свои профессиональные группы и заполнять свободные трудовые ниши, где не требуется прежняя специальная подготовка. По разным оценкам, от 7 до 12 млн. человек заняты «челночным» промыслом, в оптовой и мелкой розничной торговле, их связи с коллективами по основному месту работы являются весьма условными.

Бурный процесс роста «рыночных» специальностей, захвативший, прежде всего сферу труда, создает для профсоюзов принципиально новые условия, когда традиционные формы работы зачастую не подходят. Диверсификация производства как условие экономического выживания нарушает «чистоту» профессиональных групп, делает границы между ними все более размытыми. Каких организационных принципов в этом случае придерживаться — этот вопрос для профсоюзов остается открытым.

Новые явления в сфере труда стали для профсоюзов во многом неожиданными, отсюда и неадекватность ответных реакций (например, обвинения правительства в антинародной сущности проводимых реформ, требования их «скорректировать», что значит — затормозить и т. д.).

Российские профсоюзы разделяют идею «трипартизма» (правительство, предприниматели, профсоюзы). На практике это выражается в их участии в разработке генерального и отраслевых тарифных соглашений, задающих минимальные трудовые стандарты для низовых звеньев профсоюзной иерархии.

Признают профсоюзы, другие контрагенты и триаду профсоюзных прав: право на свободную, никем и ничем не ограниченную ассоциацию; право на ведение коллективных переговоров и заключение колдоговоров; право на забастовку в соответствии с законами страны.

Но профсоюзы России, не имея достаточного опыта переговорной работы, при достижении своих целей делают акцент на силовые методы давления, причем давления на государство, но не на предпринимательские структуры, хотя именно последние порой повинны в сложившемся положении больше, чем правительство. Право на забастовку используется сейчас профсоюзами достаточно широко, хотя и не очень результативно. Нередко выставляется непомерное число (до 30–40) требований, не все из которых можно выполнить в оговоренные сроки. Конструктивные переговоры, тщательная колдоговорная работа не стали еще для профсоюзов нормой деятельности.

Литература:

2. Оноприенко В. И. Эволюция договорного регулирования социально-трудовых отношений: социальное партнерство.//Диссертация в виде научного доклада. — М.: Брюссель — Москва. 2009.

Роль профсоюзов в регулировании трудовых отношений

Завоевание власти пролетариатом, уничтожение частной собственности на орудия и средства производства создали в социалистических странах экономическую и политическую основу для принципиально новой, широкой и многообразной деятельности профсоюзов. Там, где власть принадлежит трудящимся, всему народу, отношения между профсоюзами и государством строятся на основе сотрудничества и взаимной поддержки. В. И. Ленин подчеркивал, что в этих условиях профсоюзы должны быть «ближайшим и непременным сотрудником госвласти…» .

Не теряя своей «традиционной» защитной функции — защиты нрав и интересов грудящихся, профсоюзы приобретают новую функцию, становясь организацией воспитательной, организацией вовлечения, обучения, школой управления, школой хозяйничанья, школой коммунизма.

Но и защитная функция профсоюзов в обществе, строящем социализм и коммунизм, принципиально меняется: защищая интересы грудящихся, профсоюзы нс выступают против общегосударственных мероприятий, а ведут борьбу с теми бюрократическими извращениями, фактами формализма, волокиты и нарушения законности в работе отдельных органов, с которыми приходится сталкиваться, поскольку еще не изжиты полностью пережитки прошлого в сознании людей.

Защищая интересы грудящихся, профсоюзы, вместе с тем, защищают и государство от проявлений, чуждых его социалистической сущности: ведут борьбу с нарушениями трудовой дисциплины, за сознательное, творческое отношение трудящихся к своим обязанностям.

Место, занимаемое профсоюзами в политической организации общества, строящего социализм и коммунизм, и присущие им функции предопределяют необходимость участия профсоюзов во всех важнейших областях деятельности государства, в том числе в регулировании трудовых отношений.

В СССР регулирование трудовых отношений осуществляется государством ири участии профсоюзов. В этом — своеобразие метода регулирования трудовых отношений и вместе с гем проявление высокого демократизма в принятии нормативных предписаний, имеющих решающее значение для установления прав и обязанностей рабочих и служащих, а также администрации предприятий, учреждений, организаций.

Под правовым регулированием трудовых отношений понимается установление условий груда, в которых действуют субъекты этих отношений, с помощью правовых норм. Правовое регулирование трудовых отношений включает в себя: определение условий, в которых трудятся все или многие работники (то есть установление норм нрава), и определение условий труда каждого рабочего или служащего в отдельности (то есть применение норм права к индивидуально-конкретным трудовым отношениям).

В сферу деятельности профсоюзов входит как участие в установлении норм трудового права, гак и в их применении.

Участие советских профсоюзов в регулировании трудовых отношений закреплено законодательством. Так, право на участие профсоюзов в установлении условий груда, заработной платы и применении законодательства о труде предусмотрено в ст. 96 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. Конкретизация этого общего правомочия (применительно к отдельным элементам условий груда) содержится в других статьях Основ, Положении о нравах ФЗМК и во многих других нормативных актах.

В применении норм трудового права профсоюзы участвуют главным образом тогда, когда необходимо осуществлять текущий контроль за действиями администрации предприятия, учреждения, организации для защиты индивидуальных прав и интересов трудящихся (при приеме на работу подростков в возрасте от 15 до 16 лет, привлечении к работе в выходные дни, увольнении но инициативе администрации и др.) или когда поведение работника должно быть оценено не только администрацией, но и общественностью (например, при поощрении работника за успехи в труде по правилам вну треннего распорядка).

Профсоюзы участвуют в регулировании трудовых отношений в разнообразных формах. Одни из них предусмотрены юридическими нормами и потому являются правовыми, другие не носят правовог о характера. Правовые формы определены и достаточно стабильны, поддерживаются не только высоким авторитетом советских профсоюзов, но и силой государственного принуждения: государственные орг аны в установленных законодательством случаях не вправе определять условия труда без участия профсоюзов.

Инициатива и активность профсоюзов в области регулирования трудовых отношений проявляются и в многообразных неггравовьгх формах, которые постоянно развиваются и совершенствуются. В настоящее время неправовыми формами участия профсоюзов в регулировании трудовых отношений являются, наггример, привлечение представителей профсоюзов к участию в работе постоянных комиссий Верховного Совета СССР и Верховных Советов союзных республик при обсуждении проектов законодательных актов, предварительное обсуждение проектов нормативных актов в профсоюзных органах, подготовка непосредственно профсоюзными органами или ггри их участии проектов нормативных актов, принятие которых входит в компетенцию государственных органов.

Правовыми формами участия профсоюзов ггри установлении юридических норм в област и трудовых отношений являются: согласование с ними правовых актов, принимаемых государственными органами; совместное или но соглашению между государственными и профсоюзными органами принятие нормативных актов. В применении законодательства к индивидуально-конкретным трудовым отношениям профсоюзы в надлежащих случаях пользуются такими правовыми формами участия в деятельности государственных органов, как согласие (разрешение) и согласование.

Согласование нормативного акта (или действия) содержит в себе элемент контроля со стороны органа, с которым этот акг (действие) согласовывается. Даная форма используется главным образом при установлении общеотраслевых условий груда с участием ЦК профсоюзов и локальных условий труда с участием ФЗМК.

Совместное принятие акта означает, что он исходит одновременно от государственного и профсоюзного органа, выступающих как равноправные субъекты, волеизъявление которых имеет равное значение для судьбы принимаемого акга. Здесь имеет место паритетность прав профсоюзных и государственных органов. Эта форма используется главным образом для установления актов общего характера с участием ВЦСПС.

К совместно принимаемым нормативным актам непосредственно примыкают нормативные соглашения (договоры) между государственными и профсоюзными органами (коллективный договор, соглашение но охране труда). Эга форма используется при установлении некоторых локальных условий груда с участием ФЗМК.

От названных выше форм участия профсоюзов в регулировании трудовых отношений существенно отличается такая форма, как согласие (разрешение). В установленных законом случаях профсоюзный орган либо санкционирует то или иное действие государственного органа, либо отказывает в санкции, лишая гем самым государственный орган нрава произвести соответствующее действие. Эта форма применяется ФЗМК при решении вопросов, имеющих решающее значение для судьбы индивидуального трудового договора (например, при увольнении по инициативе администрации) или для использования свободного времени грудящегося (в случаях привлечения к сверхурочной работе, к работе в выходные дни).

Правовые и неправовые формы участия профсоюзов в регулировании трудовых отношений тесно связаны между собой. Причем неправовые формы нередко способствуют реализации правомочий, предоставленных профсоюзам.

Осуществление прав, предоставленных профсоюзам в области регулирования трудовых отношений, позволяет профсоюзам активно выступать в «интересах трудящихся при решении важнейших вопросов и вместе с гем дает возможность огромной массе рабочих и служащих приобщаться к государственным делам, пройти школу управления.

Отмечая большое значение профсоюзов как самой массовой организации грудящихся, XXIV съезд КПСС указал на необходимость и впредь улучшать их деятельность. Эту задачу профсоюзы решают различными путями, в том числе совершенствуя, активизируя свое участие в регулировании трудовых отношений.

  • В.И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 44, стр. 346.
  • См. В.И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 42, стр. 203.

«Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2016, N 7

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ПРОФСОЮЗЕ?

В первую очередь — то, что данные организации существуют и по сей день на крупных предприятиях, где представляют интересы работников во взаимоотношениях с работодателями. Причем последние несут определенные затраты, связанные с обеспечением деятельности профсоюзов. Какие же это расходы и для исполнения каких функций профсоюзов они осуществляются?

Что такое профсоюзная организация?

Для ответа на этот вопрос надо обратиться к специальному нормативному акту — Закону о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности (далее — Закон о профсоюзах) <1>. Из него следует, что профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Членом профсоюза является лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации.

———————————

<1> Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ.

На заметку. Законодательство не устанавливает запрет на избрание на должность председателя профсоюзного комитета лиц, замещающих руководящие должности (Апелляционное определение Иркутского областного суда от 13.01.2015 N 33-196/2015, 33-11014/2014).

Деятельность профсоюзной организации регулируется нормами трудового права и специального законодательства о профессиональных союзах и относится к сфере трудовых и социальных, а не экономических отношений (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 N 08АП-2899/2015). В случае нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры (ст. 23 Закона о профсоюзах).

В упомянутом Законе предусмотрены следующие права данных организаций:

— на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль их выполнения;

— на содействие занятости работников и населения;

— на участие в урегулировании коллективных трудовых споров путем организации забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций;

— на участие в подготовке и дополнительном профессиональном образовании;

— на участие в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей среды;

— на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров;

— на социальную защиту работников, включая социальное страхование и охрану здоровья, социальное обеспечение, улучшение жилищных условий.

Профсоюзная организация является органом, участвующим в регулировании трудовых отношений. В Трудовом кодексе ей отводится не последнее место. Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений (ст. 15 Закона о профсоюзах). На схеме ниже представим основные функции, которые может выполнять профсоюзная организация на заводе (фабрике).

┌────────────────────────────┐

│Мнение профсоюза учитывается│

└──────┬───────────────┬─────┘

┌─────────────┘ └─────────────┐

┌───────────────┴───────────────────┐ ┌───────────────────┴─────────────┐

│ При разработке локальных актов │ │ При принятии различных решений │

└───────────────┬───────────────────┘ └───────────────────┬─────────────┘

│ │

┌───────────────┴───────────────────┐ ┌───────────────────┴─────────────┐

│- определяющих правила внутреннего │ │- в части нормирования труда; │

│трудового распорядка, включая │ │- при составлении графиков │

│выделение времени труда и времени │ │ сменности, графиков отпусков; │

│отдыха; │ │- о привлечении сотрудников к │

│- устанавливающих систему оплаты │ │сверхурочной работе, к работе в │

│труда; │ │выходные и нерабочие праздничные │

│- предусматривающих введение, │ │дни; │

│ замену и пересмотр норм труда; │ │- при разработке и утверждении │

│- определяющих размер, условия и │ │правил и инструкций по охране │

│порядок компенсации расходов на │ │труда; │

│оплату стоимости проезда и провоза │ │- при установлении норм │

│багажа к месту использования │ │бесплатной выдачи работникам │

│отпуска; │ │специальной одежды, специальной │

│- вводящих порядок и условия │ │обуви и других средств │

│предоставления работникам │ │индивидуальной защиты; │

│дополнительных отпусков; │ │- о выборе форм подготовки и │

│- устанавливающих размер и порядок │ │дополнительного образования │

│выплаты дополнительного │ │работников; │

│вознаграждения работникам │ │- об увольнении работников, │

│ │ │являющихся членами профсоюза │

└───────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘

Как видим, профсоюзы занимают не последнее место в системе трудовых отношений. Однако для активной деятельности нужны специальные средства и условия. Поэтому возникает другой вопрос, которому автор посвятил следующий раздел статьи.

Каковы источники финансирования профсоюзов?

Как указано в п. 4 ст. 24 Закона о профсоюзах, источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, уставами первичных профсоюзных организаций. Профсоюз — некоммерческая организация, и ошибкой было бы думать, что она ведет свою деятельность только за счет членских взносов. Хотя следует признать, что именно они являются основным источником ее финансирования. При наличии письменных заявлений работников — членов профессионального союза работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на его счет членские взносы из зарплаты этих работников. Порядок перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.

Кроме того, в ст. 377 ТК РФ сказано, что средства на счет профсоюза могут быть перечислены из зарплаты работников, не являющихся его членами, правда, характер таких перечислений близок к добровольным взносам и пожертвованиям. В то же время профсоюз может оказывать материальную помощь не только своим членам. Помочь профсоюзу может и работодатель, который в предусмотренных коллективным договором случаях отчисляет первичной профсоюзной организации денежные средства на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу. Коллективным договором может быть предусмотрена обязанность работодателя предоставлять профсоюзной организации имущество для обеспечения ее деятельности.

Обратите внимание! Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе денежными средствами, необходимыми для выполнения своих уставных целей и задач, владеют и пользуются переданным им в установленном порядке в их хозяйственное ведение иным имуществом (ст. 24 Закона о профсоюзах).

Работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно предоставляет в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Также производственное предприятие может предоставить в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборному органу первичной профсоюзной организации принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты; базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с сотрудниками и членами их семей.

К сведению. Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором.

Хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляются организацией, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением. Перечень объектов и размеры отчислений профсоюзу средств на проведение им социально-культурной и иной работы в организации определяются в порядке и на условиях, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением (ст. 28 Закона о профсоюзах).

Как учитывать расходы на финансирование профсоюза?

Раз работодатель финансирует профсоюз, встает вопрос о бухгалтерском и налоговом учете соответствующих расходов. В Основных положениях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях <2> отчисления профсоюзам не упоминаются не только потому, что членские взносы — это расходы самих работников, относящихся к членам профсоюза, а не затраты предприятия. Но кроме членских взносов, есть другие источники финансирования профсоюза, которые предоставляет работодатель. Приведенные выше формулировки трудового законодательства говорят о необязательности данных расходов, за исключением минимального уровня гарантий в виде предоставления имущества для ведения уставной деятельности профсоюза. Но и эти затраты не связаны непосредственно с осуществлением обычных видов деятельности, значит, их можно считать прочими расходами в бухгалтерском учете (аналог социально-благотворительных расходов). Такой вывод автор сделал исходя из сути затрат, которая и является приоритетом при отражении операций в бухучете (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций»).

———————————

<2> Утверждены Госпланом СССР, Госкомцен СССР, Минфином СССР, ЦСУ СССР 20.07.1970.

На заметку. Профсоюз и работодатель не считаются связанными сторонами, об операциях которых следовало бы дополнительно раскрывать информацию в финансовой (бухгалтерской) отчетности (п. 11 МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»).

Таким образом, затраты работодателя, сопряженные с предоставлением профсоюзу имущества в пользование и обслуживанием данного имущества, не связаны ни с основной деятельностью, ни с иным получением доходов и потому формируют убыток от прочих хозяйственных операций, уменьшающий финансовый результат организации. Это в теории, а на практике организация передает профсоюзу помещения, которые входят в состав зданий, учитываемых в составе ОС, и расходы по которым признаются общехозяйственными затратами. Нужно ли из них выделять расходы, относящиеся к профсоюзам? Отдадим решение на откуп профессиональному суждению бухгалтера, который будет исходить из степени существенности «профсоюзных» затрат. Если они несущественны, то их выделение и отнесение на счет прочих затрат может быть признано нерациональным и не даст полезной информации пользователям отчетности. С другой стороны, включение в себестоимость продукции затрат, не связанных с их производством, нарушает принципы объективного ценообразования. Как быть?

Один из выходов — задействовать профсоюз в деятельности предприятия тем или иным образом (например, передать ему определенные контрольно-ревизионные функции), что позволит учитывать затраты, связанные с его содержанием, в составе расходов по обычным видам деятельности, формирующим себестоимость продукции. Другим вариантом является снижение расходов на содержание профсоюза, что уменьшит их воздействие на фактическую себестоимость продукции. Если же бухгалтер принял решение обособлять расходы на профсоюзы от затрат по основной деятельности производственного предприятия, следует определиться с перечнем данных расходов и с их оценкой в стоимостном выражении. Не исключено, что какие-то из затрат на содержание профсоюза придется определять расчетным методом.

Пример. В административном здании для профсоюза выделено помещение, площадь которого составляет 10% площади всего здания. Расходы на его содержание в отчетном периоде составили 50 тыс. руб. (коммунальные платежи, оплата уборки).

Бухгалтер расчетным методом (исходя из доли площади) выделяет затраты на содержание помещения, используемого профсоюзом, которые составят 5 тыс. руб. (50 тыс. руб. x 10%). Они включаются в состав прочих расходов, в то время как остальные 45 тыс. руб. (50 — 5) отражаются в составе общехозяйственных расходов предприятия.

В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены затраты на содержание административного здания

60, 70, 69

45 000

Затраты включены в полную производственную себестоимость продукции

45 000

Показаны расходы, связанные с содержанием помещений профсоюза

60, 70, 69

«Профсоюзные» расходы формируют убыток от прочих операций организации

Если бы бухгалтер принял решение не выделять расходы, связанные с профсоюзом, то затраты в полной сумме (50 тыс. руб.) включались бы в общехозяйственные расходы.

Что нужно знать о налогообложении?

При расчете налога на прибыль есть обоснованные (учитываемые) и необоснованные (неучитываемые) расходы. Предоставление профсоюзам в пользование имущества нельзя рассматривать в качестве необоснованных расходов, если обязанность по предоставлению такого имущества установлена законодательством. Расходы, связанные с предоставлением профсоюзу в пользование имущества, указанного в ст. 377 ТК РФ и в ст. 28 Закона о профсоюзах, могут быть учтены как другие обоснованные внереализационные на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ (Письма Минфина России от 16.12.2014 N 03-03-06/1/64939, от 17.11.2014 N 03-03-06/1/57901).

Кроме имущества, работодатель вправе отчислять средства на содержание представителей профсоюза. Причем это может быть установлено нормами отраслевых соглашений, предусматривающих больше гарантий для работников и представляющих их профсоюзов. Можно ли данные затраты учесть при налогообложении?

При ответе на вопрос нужно начинать с того, что профсоюзы в своей деятельности не зависят от работодателей, им не подотчетны и не подконтрольны (п. 1 ст. 5 Закона о профсоюзах). И предприятие не будет работодателем по отношению к освобожденному и штатному персоналу профсоюзной организации. Отраслевое соглашение, по условиям которого производятся выплаты указанным работникам, по своему статусу не относится к гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).

Следовательно, выплаты представителям профсоюзной организации нельзя считать произведенными ни в рамках трудовых, ни в рамках гражданско-правовых договоров. Значит, их нельзя учесть в налоговых расходах на оплату труда согласно п. п. 1 и 21 ст. 255 НК РФ. Это мнение озвучено в Письме Минфина России от 16.01.2014 N 03-03-10/1017, и нет причин с ним не согласиться. Правда, можно попробовать учесть такие затраты, как прочие обоснованные расходы на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ, если они предусмотрены отраслевыми соглашениями, однако легитимность подтверждения ими оправданности затрат для целей налогообложения под вопросом в силу необязательности большинства установленных ими гарантий и преференций.

При расчете НДС нужно помнить, что передача имущества на безвозмездной основе признается объектом косвенного налогообложения (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Для профсоюзов не предусмотрено налоговых преференций, поэтому безвозмездная передача членам профсоюза призов, подарков, оплаченных за счет целевых поступлений, — объект обложения косвенным налогом. Такой вывод следует из Письма Минфина России от 26.08.2014 N 03-07-11/42598. А из другого разъяснения следует, что если профсоюзная организация как посредник реализует путевки (курсовки) в санаторно-курортные учреждения и дома отдыха, то она не вправе воспользоваться освобождением, предусмотренным пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ для самих санаторно-курортных, оздоровительных организаций (Письмо Минфина России от 17.07.2014 N 03-07-07/35059).

При расчете НДФЛ вопросы возникают по одному из наиболее распространенных видов выплат, осуществляемых профсоюзной организацией, — насчет материальной помощи. Тот, кто отчисляет с заработной платы взносы, является членом профсоюза и поэтому вправе рассчитывать на «профсоюзное» возмещение, то есть именно на материальную помощь. В ст. 217 НК РФ есть специальная преференция, освобождающая от налогообложения выплаты, производимые профсоюзными комитетами (включая материальную помощь) членам профсоюзов за счет членских взносов, кроме вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей. Отметим: «подоходная» преференция предоставлена независимо от суммы выплаты.

Прямое упоминание материальной помощи дает право широко пользоваться преференцией. Так, Минфин России в Письме от 11.01.2016 N 03-04-06/30 отнес к не облагаемой НДФЛ ежемесячную материальную помощь члену профсоюза, посчитав ее выплатой, не связанной с выполнением трудовых обязанностей. Причем периодический характер подобных выплат свидетельствовал о том, что они связаны с постоянными (трудовыми) отношениями, а значит, наверняка и с исполнением каких-либо обязанностей. Вероятно, чиновники исходят из презумпции невиновности налогоплательщика, не ставя под сомнение реальную сущность периодической, а не разовой материальной помощи. В то же время сделано предостережение в части выплат, производимых члену профсоюза не за счет членских взносов, а за счет иных источников. Они облагаются НДФЛ. Вывод очевиден и оспаривать его нет оснований, так как он следует из норм ст. ст. 210, 217 НК РФ.

Упомянем еще одно разъяснение — Письмо Минфина России от 04.03.2013 N 03-04-06/6383. В нем чиновники дают добро на освобождение от налогообложения не только материальной помощи, но и премии к праздничным датам и оплаты медицинского обслуживания членов профсоюза при условии, что источником финансирования являются членские взносы, что подтверждает целевую направленность выплат. Соответственно, если работники надеются на социальную поддержку профсоюза, который создан на предприятии, то, чтобы получить помощь в полном объеме, следует стать членами профсоюза, который также защищает их права и интересы.

* * *

Подведем итог. Профсоюз на предприятии — объединение, созданное в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников. Причем работодатель как минимум не имеет права мешать деятельности профсоюза. И конечно, может содействовать в работе данной некоммерческой организации. Возникающие при этом расходы работодателя отражаются в бухгалтерском и налоговом учете, если предусмотрены действующим законодательством.

Финансовая работа в Профсоюзе: ее особенности

Финансовая работа является одним из важнейших направлений в деятельности Профсоюза. Она обеспечивает функционирование профсоюзных орга­низаций и выборных профсоюзных органов. Создание Профсоюза, способного обеспечить защиту трудовых, социально-экономических прав и интересов членов Профсоюза, невозможно без прочной финансовой базы, стабильной организационно-финансовой работы структурных профсоюзных звеньев, эффективной системы формирования профсоюзных бюджетов и рационального расходования профсоюзных средств.

Под финансовой работой понимается система организационно–финансовых мер выборных профсоюзных органов, включающая:

  • организацию сбора, поступления средств на счета организаций Профсоюза,
  • организацию бухгалтерского учета, отчетности и расходования членских профсоюзных взносов и других доходов профсоюзного бюджета, предусмотренных Уставом Профсоюза и действующим законодательством РФ.

Профсоюз обладает финансовой самостоятельностью, имеет обособленное имущество.

Профсоюз может иметь в собственности:

  • земельные участки,
  • здания, строения, сооружения,
  • жилищный фонд,
  • транспорт,
  • оборудование и инвентарь,
  • культурно–просветительные, научные и образовательные учреждения,
  • санаторно–курортные, туристические, спортивные, оздоровительные и иные организации,
  • издательства, типографии, создаваемые и приобретаемые за счет средств Профсоюза в соответствии с уставными целями,
  • денежные средства, акции и другие ценные бумаги,
  • иное имущество, необходимое для обеспечения уставной деятельности Профсоюза.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ собственником имущества, в том числе и членских профсоюзных взносов в общественной организации (Профсоюзе), является сама общественная организация (Профсоюз) как юридическое лицо. На основании статьи 117 Гражданского кодекса РФ, статьи 32 Федерального Закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 №82–ФЗ член Профсоюза утрачивает право на средства, которые он выплачивает Профсоюзу в виде членского профсоюзного взноса.

Особенности формирование средств бюджета Профсоюза.

Средства Профсоюза, формируемые из членских профсоюзных взносов, направляются в соот­ветствии с уставными нормами на финансовое обеспечение деятельности Профсоюза, всех его структурных звеньев (первичных и территориальных профсоюзных организаций) в порядке, установленном Уставом Профсоюза .

В соответствии с указанными нормами законодательства и нормами Устава Профсоюза распределение средств между структурами (профсоюзными организациями) внутри Профсоюза осуществляется сверху вниз решениями выборных коллегиальных профсоюзных органов или решениями профсоюзных собраний, конференций, съездов.

Каждый выборный коллегиальный профсоюзный орган, начиная с Центрального комитета Профсоюза, устанавливает процент средств, который необходим для обеспечения деятельности Профсоюза на соответствующем уровне структуры Профсоюза. После принятия решения Центрального комитета Профсоюза оставшиеся средства в процентном выражении передаются в управление нижестоящей структуре Профсоюза (территориальной (республиканской, краевой, областной) организации Профсоюза), которая, установив процент средств на осуществление своей деятельности, оставшиеся средства передает следующему нижестоящему звену структуры Профсоюза (окружной, городской, районной организации Профсоюза). Оставшиеся средства поступает в распоряжение первичной профсоюзной организации.

В соответствии с Уставом Профсоюза, Положением о порядке уплаты, распределения, учета членских профсоюзных взносов в Профсоюзе (принятых отраслевыми профсоюзными организациями), член Профсоюза уплачивает ежемесячно членские профсоюзные взносы в размере не менее одного процента от ежемесячной заработной платы и других доходов, связанных с трудовой деятельностью, стипендии. Неработающие члены Профсоюза (пенсионеры, женщины, находящиеся в декретном отпуске, инвалиды, безработные) уплачивают членский взнос в размере, определяемом профсоюзной организацией, в которой они состоят на учете.

Первичная профсоюзная организация имеет право изменять размер ежемесячного членского профсоюзного взноса в сторону его увеличения, и тогда вся сумма взносов сверх установленного размера (1%) остается в распоряжении первичной организации.

Денежные средства, оставшиеся в распоряжении первичной профсоюзной организации, расходуются по смете, утверждаемой решением профсоюзного собрания (конференции).

Регистрационные документы, необходимые для ведения финансово-хозяйственной деятельности

Для ведения финансово-хозяйственной деятельности необходимы следующие регистрационные документы:

  • положение о первичной организации Профсоюза;
  • свидетельство о государственной регистрации (в случае наличия права юридического лица);
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр налогоплательщика (ЕГРН);
  • выписка из ЕГРН;
  • информационное письмо об учете в Статистическом регистре Росстата;
  • страховое свидетельство о регистрации в Фонде социального страхования РФ;
  • уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях;
  • договор об открытии банковского счета.

Основные направления финансовой работы профсоюзной организации

Основные направления финансовой работы в профсоюзной организации:

  • формирование учетной политики профсоюзной организации;
  • ведение бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей;
  • формирование сметы доходов и расходов профсоюзной организации на календарный год;
  • обеспечение сбора и сохранности членских профсоюзных взносов и других целевых поступлений;
  • финансовое обеспечение содержания аппарата выборного органа организации Профсоюза;
  • соблюдение порядка ведения кассовых операций;
  • финансовое обеспечение обучения профсоюзных кадров и актива, информационной, методической и иной организационной деятельности выборного профсоюзного органа;
  • разработка мер по экономному, эффективному и рациональному расходованию средств профсоюзного бюджета;
  • составление финан­сового отчета об исполнении сметы доходов и расходов за календарный год и внесение его на утверждение выборного профсоюзного органа;
  • составление финансовой отчетности по установленным формам в вышестоящие профсоюзные организации, налоговые органы.

В практической работе помогут:

учебно-методическое пособие авторы: Лебедева Н.Д., Щеголькова В.В., «Финансовая работа в первичной профсоюзной и территориальной на муниципальном уровне организации Профсоюза», Москва, издательство МИСИС, 2015

В учебно-методическом пособии раскрывается система организационно — финансовой работы в первичной и территориальной на муниципальном уровне организации Профсоюза.Пособие призвано помочь бухгалтерам, учителям, воспитателям и другим работникам образования, избранным в состав профсоюзного комитета или на должность председателя первичной или территориальной профсоюзной организации. В учебно-методическом пособии содержатся практические рекомендации по ведению финансовой работы в организации Профсоюза, приведены типовые бухгалтерские проводки

учебно-методическое пособие авторы:Лебедева Н.Д., Маленова Н.И., Щеголькова В.В. Финансовая работа в первичной и территориальной на муниципальном уровне организации Профсоюза Москва, Издательство МИСИС, 2007. — 26 с.

В учебно-методическом пособии раскрывается система организационно- финансовой работы в первичной и территориальной на муниципальном уровне организации Профсоюза.

Пособие призвано помочь учителям, воспитателям и другим работникам образования, избранным в состав профсоюзного комитета или на должность председателя первичной или территориальной профсоюзной организации на муниципальном уровне.

Организационные элементы системы финансовой работы

Организационно-финансовая работа профсоюзного комитета включает:

  • -обеспечение сбора членских профсоюзных взносов и хранение профсоюзных средств, организация отметки об уплате взносов;
  • формирование и утверждение на собрании сметы профсоюзного комитета на календарный год;
  • контроль за исполнением сметы;
  • организация контроля за расходованием профсоюзных средств;
  • разработка мер по экономному и рациональному расходованию профсоюзных средств;
  • подготовка предложений в коллективный договор о безналичной системе сбора взносов;
  • подготовка предложений в коллективный договор об увеличении расходов работодателя на культурно-массовую работу, проведение профессиональных праздников, смотров и т.д.;
  • ведение учета денежных средств и материальных ценностей;
  • составление отчета об исполнении сметы и предоставление его на утверждение профсоюзного комитета или собрания;
  • создание условий для работы ревизионной комиссии;
  • регулярное предоставление финансового отчета в выборные органы вышестоящих профсоюзных организаций;
  • содействие в работе ревизионной комиссии профсоюзной организации.

Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!