История службы судебных приставов

Историческая справка и правовые основы деятельности

«Кредитная» история или как это было…

Из истории института судебных приставов

Исполнение судебных решений – это показатель уважения к государству. Ведь правосудие считается свершенным, когда выполнено решение суда. ФССП России является единственным уполномоченным органом государственной исполнительной власти, осуществляющим принудительное исполнение судебного решения. Служба обеспечивает правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Но история долговых отношений насчитывает не одно тысячелетие. На разных этапах развития государства применялись различные методы взимания долгов и всегда были люди, которые в частном порядке или на законных основаниях боролись с должниками. Потребность в решительных действиях с целью взимания долга и предотвращения недобросовестного поведения заемщиков возникла в глубокой древности. В частности, всегда был актуален вопрос регулирования долговых обязательств по налогам и сборам. Но как таковой институт принудительного исполнения в России складывался постепенно, его совершенствование шло параллельно с развитием правовой системы и зависело от многих экономических, политических и социальных процессов. Каков же портрет тех, кто являлся предшественниками или прототипами современных судебных приставов?

Дружинники

В Древней Руси дань являлась формой налогов, а сборщиком дани выступал сам князь. С ноября по апрель выезжал он с дружиной на полюдье собирать дань и вершить суд в подвластных ему племенах. К поселенцам, которые отказывались или не имели возможности платить, применялись силовые методы. Волю князя приводили в исполнение верные дружинники. Поскольку не был установлен четкий размер повинности, княжеская дружина нередко встречала ожесточенное сопротивление. После гибели князя Игоря в походе на древлян, его вдова княгиня Ольга провела налоговую реформу, – она установила «уроки» (фиксированный размер повинности) и создала новую форму получения дани – «повоз» (дань свозилась на специально устроенные «погосты» и становища). Во времена правления Ярослава Мудрого (1019 – 1054) общественные отношения, в том числе имущественные, регулировались сводом законов Русская Правда. Уже в ХI веке в Русской Правде был прописан определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника. Там же упоминались посадниковые или княжеские дружинники – отроки, мечники и детские, которые выступали в роли «исполнителей», защитников интересов истца, – они собирали судебную пошлину и содействовали в получении назад заемного имущества. В период с конца XI века по XV век были приняты нормативные правовые акты, закрепившие введение специальных должностных лиц, призванных обеспечивать исполнение судебных решений и содействовать судебному процессу.

Первые приставы феодальной Руси и Московского государства

Изначально под словом «пристав» не подразумевали какую-либо определенную должность, скорее, так называли исполнителя различных судебных обязанностей. В договорных и судных грамотах Пскова и Новгорода, датированных XIII – XV веками упоминаются приставы, которые призывались на должность князем или городским вече и обладали различными полномочиями в области судебной и следственной деятельности: вызывали ответчиков на великокняжеский суд, осуществляли досудебное исследование обстоятельств дела, собирали доказательства в пользу истца; разыскивали и принудительно приводили в суд ответчика; обеспечивали установленный порядок ведения дел в суде, следили за своевременной уплатой судебных пошлин и пр.). В документах Московского государства упоминание о судебных приставах встречается в Судебниках 1497, 1550 годов. Судебники закрепляют разнообразие функций и форм деятельности приставов. Так, для розыска беглых холопов приставы могли устраивать обыски, а для получения информации о «лихих» людях – применять расспрос и пытку. Кроме этого, Судебники вводят новый институт – «отдача за пристава»: теперь обвиняемые во время следствия и суда находятся под надзором и на ответственности того пристава, за которым они числятся. Если пристав упускает своего «подопечного», он обязан стеречь ответчика у двора «и день, и два, и три». В XVI – XVII веках формируется единая общерусская судебная система, проходит глобальная систематизация нормативных правовых документов. Именно в этот период правовой статус судебных приставов получает конкретизацию, и функции приставов закрепляются законодательно.

Недельщики

В допетровской Руси, с начала XV по XVII век, судебный пристав назывался недельщиком, т.к. исполнял свои обязанности неделями, «быть в неделях». Вступление недельщика в должность регистрировалось дьяком в особой книге.

В обязанности недельщиков входило оповещение сторон о вызове в суд, а также содействие в розыске обвиняемого и доставление его в суд. При этом сам недельщик осуществлял возложенные на него функции только в пределах города, если же возникала необходимость вызова в суд ответчика из уезда, недельщик посылал с приставными грамотами так называемых ездоков. При недельщике могло числиться до семи ездоков, с каждым из которых он заключал договор взаимной ответственности. В случае ущерба, нанесенного делу ездоком, все убытки возмещал недельщик. Если же сам недельщик нарушал свои обязательства, пени и взысканию пошлин подвергались те лица, которые при вступлении недельщика в должность поручились за него. Таким образом, уже в XV – XVI веках начал формироваться институт ответственности приставов за противоправные действия. Более широкие полномочия приставы получили благодаря Соборному Уложению царя Алексея Михайловича 1649 года. В частности, в случае сопротивления должника, приставу предоставлялось право взять себе в помощь у воеводы «стрельцов, пушкарей и защитников», – столько, сколько необходимо для ареста ответчика. Но вместе с расширением полномочий, повысилась и ответственность: за ненадлежащее исполнение обязанностей пристав подвергался дисциплинарной (увольнение со службы), уголовной (битье батогами) и материальной (возмещение убытков) ответственности.

В это время, согласно Соборному Уложению, за недоимки крестьяне и мелкий посадский люд отвечали «правежом» – их привязывали к позорному столбу и секли. В петровскую эпоху правеж был заменен принудительными работами, также была отменена мера пресечения «отдача за пристава». Постепенно исполнительное производство как вспомогательный институт при судах сдает свои позиции, и в XVIII веке должность судебного пристава упраздняется.

Полицейские приставы

После упразднения института судебных приставов судебно-вспомогательные функции перешли в ведение полиции. Однако такое переложение обязанностей не оправдало себя. Если, скажем, недельщикам за исправную службу по обеспечению явки в суд приглашенных лиц полагалось вознаграждение, которое взыскивалось с самих вызываемых, то у полицейских приставов не было никакой материальной заинтересованности. По этой причине установленный порядок ведения судебных дел постоянно нарушался, судебные разбирательства из-за несвоевременного вызова в суд участников процесса затягивались не на одно десятилетие, а исполнение решений суда откладывалось на годы.

В XVIII – XIX веках в Российской империи стали повсеместно появляться «долговые ямы»; действовала круговая порука; за неуплату подушной подати продавали имущество должника, применяли телесные наказания, ссылали на принудительные работы… Но недоимки росли, и с 1769 года в безнадежных случаях они стали списываться: царское правительство «складывало» долг, приурочивая это к каким-либо видным политическим событиям.

В таких условиях очевидной стала необходимость кардинального реформирования судебной системы и восстановления института судебных приставов.

Судебные приставы Российской империи

В ходе судебной реформы 1864 года институт судебных приставов был восстановлен в качестве неотъемлемого структурного подразделения суда. 20 ноября 1864 года императором Александром II были утверждены «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного производства», «Устав гражданского производства». Судебные уставы определили новые принципы судоустройства и судопроизводства в России, кроме того, в соответствии с ними при судебных местах должны были находиться судебные приставы.

Вопрос о реализации уставов был решен «Высочайше утвержденным Положением о введении в действие Судебных Уставов 20 ноября 1864 г.», которое содержалось в именном императорском указе от 19 октября 1865 года. При этом новые установления планировалось вводить в действие с 1866 года в течение четырех лет. В первую очередь они были введены в округах Санкт-Петербургской и Московской судебных палат, а в подведомственных им судах были назначены судебные приставы в количестве 203 человек.

Деятельность приставов, состоявших при мировых судьях, окружных судах и мировых съездах, была строго подконтрольна соответствующим судебным ведомствам. В отношении кандидатов на должность судебного пристава действовал определенный перечень требований и цензов. В соответствии с «Учреждением судебных установлений» эту должность не могли занять иностранцы, лица, не достигшие двадцати одного года, лица, подвергшиеся судебным приговорам или состоящие под следствием. Большое внимание уделялось морально-нравственным качествам кандидата: чтобы обеспечить интересы сторон в исполнительном производстве, судебный пристав должен быть добросовестным и обладать «благонадежной нравственностью». Утверждение пристава в должности происходило только по истечении года успешной службы. Если при исполнении судебных постановлений судебному приставу оказывалось сопротивление, виновные лица несли суровое наказание (лишение всех прав состояния, ссылка на каторжные работы или в Сибирь на поселение, отдача в арестантские роты и др.). Была предусмотрена дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность судебного пристава в случае ненадлежащего исполнения им своих служебных обязанностей.

Таким образом, с момента подписания в 1865 году императором Александром II Положения о введении в действие судебных уставов правовой статус и компетенция судебного пристава получили законодательную регламентацию. Институт судебных приставов становится ядром «исполнительного» судебного механизма, а законодательство о правовом статусе судебных приставов Российской империи признается образцовым документом в европейской законотворческой практике второй половины XIX века. Судебные приставы, с которыми история российской государственности была неразрывно связана на протяжении многих веков, заняли достойное место в системе государственной службы.

Поэтому дата 19 октября 1865 года считается отправной точкой в истории Российского института судебных приставов.

После перехода России на новое летоисчисление указанной исторической дате стала соответствовать (по новому стилю) дата 1 ноября. Именно она легла в основу Указа Президента Российской Федерации от 08.09.2009 № 1019, которым был установлен профессиональный праздник работников Федеральной службы судебных приставов – День судебного пристава.

Судебные исполнители СССР

В период 1917 – 1991 годов дореволюционная система исполнения судебных решений постепенно разрушалась. Декретом Совета Народных Комиссаров № 1 от 24 ноября 1917 года, вместе с ликвидацией прежней судебной системы, упраздняется также институт судебных приставов. Для реализации исполнений судебных решений учреждается институт судебных исполнителей. А функции по поддержанию порядка в зале суда и принудительной доставки в суд участников возлагаются на сотрудников советской милиции. Судебные исполнители состояли в штате суда и в своей деятельности подчинялись непосредственно суду. Этот факт, безусловно, свидетельствует о некоторой преемственности между дореволюционной службой приставов и советской.

Возрождение службы судебных приставов

Возрождение службы судебных приставов началось с 1997 года, когда были приняты федеральные законы от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Эти законы кардинальным образом изменили систему исполнительного производства и явились законодательной основой для организации самостоятельного института судебных приставов. Их применение привело к определенным положительным результатам в деле укрепления гарантий защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве.

Значительно обновленное за истекшее время законодательство Российской Федерации также потребовало корректировки ряда норм федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» и внесения изменений в эти законы, поскольку вопросы исполнения судебных и иных актов касаются практически каждого правоприменителя, гражданина и организации, осуществляющих свою деятельность в нашей стране.

Потребности в изменении законодательства об исполнительном производстве, в последнее время находившегося в центре внимания, как законодателя, так и общества в целом, обусловили разработку и принятие нового Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», вступившего в силу 1 февраля 2008 года.

Сегодня работа по совершенствованию механизмов исполнительного производства продолжается, и если дальнейшая его реформа будет проходить при активном участии профессионального юридического сообщества, государство получит максимальный процент исполнения судебных решений. Важно знать и чтить историю России. Ведь оценка исторических фактов позволяет по-новому взглянуть на современные процессы развития отечественной правовой системы. А опыт прошлых веков дает ясное осознание того, что с помощью меча и батогов, конечно, можно заставить ответчика вернуть долг, но основное и наиболее эффективное оружие – это Закон.

Время создания/изменения документа: 26 июня 2011 15:45 / 25 декабря 2018 14:05

Версия для печати

Что такое ФССП России: расшифровка аббревиатуры

На территории нашей страны действует много ведомств, в сферу деятельности которых входит надзор за исполнением гражданами своих законных обязательств, реализация наказаний административного и уголовного характера, взыскание штрафов. Одна из таких инстанций — ФССП. Что такое кроется за данной аббревиатурой и решением каких проблем занимается управление?

Что такое ФССП

Федеральная служба судебных приставов — это специализированное ведомство, возникшее в России еще задолго до наших дней. Судебные приставы занимались своей деятельностью во времена существования Российской Империи, а в нынешнем виде инстанция сформировалась к 13 октября 2004 года. Деятельность службы регулируется ФЗ «Об исполнительном производстве».

Сфера деятельности

УФССП подразделяется на 2 больших направления — это сотрудники, в обязанности которых входит судебная практика и исполнители наказаний. Первые работают на местах, вторые же наносят визиты неплательщикам. Следует отметить, что данные действия возможны лишь в случае предварительного уведомления должника, иначе они могут быть обжалованы в судебном порядке.

Приставы занимаются взысканием долгов после решения суда

Основные задачи

Для приставов, работающих в судах, список обязанностей сводится к следующим:

  1. Обеспечение порядка в зале, где ведется заседание суда.
  2. Доставка документации и вещественных доказательств.
  3. Работа с конвоирами и иными лицами, обеспечивающими безопасность.
  4. Выявление правонарушений работниками суда.
  5. Обеспечение явки на заседание всех лиц, присутствия которых требует судья.

Чуть другие задачи у исполнителей: эти сотрудники контролируют выполнение требований, изложенных на исполнительных листах и разыскивают должников по кредитам.

Полномочия

Зная, чем занимается ФССП, можно сразу определить права сотрудников данной службы. Распространяются они, преимущественно, на лиц, уклоняющихся от уплаты задолженностей. Судебный пристав может получать всю информацию о должнике (его месте жительства, контактных данных, составе семьи, уровне доходов), налагать арест на имущество, производить опись ценностей.

Поскольку работа сотрудников сопряжена с немалым риском, она часто ведется в сопровождении силовиков.

Структура службы

Во главе ведомства стоит директор, у которого есть несколько заместителей и советников. Под их контролем находится абсолютно все — делопроизводство, организация управления, дознание, административная практика (в общей сложности 9 инстанций). Ниже следуют территориальные и районные отделы.

В данной статье нами была проведена расшифровка аббревиатуры УФССП, выявлены полномочия и задачи управления. Более подробно о деятельности службы можно узнать на официальном сайте. Информация размещена в открытом доступе, а значит, доступна интересующемуся пользователю Сети.

Создание государственной судебной службы: излишество или необходимость?

Обсуждая проблемные вопросы, связанные с деятельностью судебной системы и осуществлением правосудия, достаточно редко уделяется внимание сотрудникам аппаратов судов общей юрисдикции и Судебного департамента. Сотрудники аппаратов судов общей юрисдикции и Судебного департамента являются федеральными государственными гражданскими служащими. Учитывая разнообразие общественных отношений и специфику осуществляемой деятельности, необходимо обратить внимание на проблемные вопросы, возникающие в ходе организации государственной гражданской службы в судах общей юрисдикции и Судебном департаменте.

Историческая справка

Законопроекты, направленные на решение проблем организации службы в аппарате судов общей юрисдикции и Судебного департамента, готовятся с 2014 года. 18 февраля 2017 г. в Государственную думу поступили следующие законопроекты:

1. «О государственной судебной службе Российской Федерации» (законопроект № 102341-7);

2. «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с введением государственной судебной службы Российской Федерации» (законопроект № 102332-7);

3. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением государственной судебной службы Российской Федерации» (законопроект № 102355-7) .

По итогам рассмотрения, ни один законопроект Верховного Суда Российской Федерации, не получил поддержку со стороны Правительства. В обоснование данной позиции Правительство Российской Федерации отмечало, что в представленных законопроектах отсутствует достаточное обоснование целесообразности введения особого вида государственной службы только в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции и федеральных арбитражных судах при сохранении государственной гражданской службы в аппаратах Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Кроме того, законопроектами предусматривается выплата ежемесячной надбавки за выслугу лет, осуществляющаяся в процентном отношении к окладу месячного содержания служащих судебной службы, в то время как на государственной гражданской службе размер данной выплаты зависит в процентном соотношении от должностного оклада, что говорит о неравенстве со стороны оплаты труда судебных служащих над гражданскими служащими. Впоследствии это существенно отразится на дополнительных расходах федерального бюджета.

На сегодняшний день вышеуказанные законопроекты находятся на стадии рассмотрения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Анализ ситуации

Проведение федеральных целевых программ «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы, «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 годы и «Развитие судебной системы России» на 2013-2020 годы позволило выявить ряд проблем, возникающих в ходе прохождения службы в аппарате судов общей юрисдикции и Судебном департаменте, стоящих особо остро в развитии Российской судебной системе. Основными из них являются:

1. Недостаточность кадрового обеспечения аппаратов судов и Судебного департамента;

2. Постоянное увеличение рабочей нагрузки на служащих аппаратов судов и Судебного департамента;

3. Низкий уровень оплаты труда работников аппаратов судов и Судебного департамента;

4. Дефицит квалифицированных специалистов на должностях, обеспечивающих деятельность судов и Судебного департамента;

5. Текучесть кадров сотрудников аппаратов судов и Судебного департамента.

Представляется, что данные проблемы значительно отражаются на непрерывной деятельности судей и осуществлению правосудия. Кроме того, имея на первый взгляд второстепенный характер, в совокупности названные проблемы составляют «главные» проблемы, такие как:

1. Открытость и доступность для граждан о деятельности судов и Судебного департамента значительно не соответствуют желаемым показателям;

2. Создание необходимых условий для осуществления правосудия происходит не в полном объеме;

3. Низкий уровень престижа судебной власти;

4. Нарушение сроков рассмотрения и разрешения дел;

5. Недостаточная информированность граждан о деятельности судов и Судебного департамента;

6. Низкий процент граждан, выражающих доверие к правосудию.

Представляется, что решение «основных» проблем необходимо начинать с решения «второстепенных» проблем.

Проблема недостаточности кадрового обеспечения имеет тесную связь с проблемой постоянного увеличения рабочей нагрузки на сотрудников аппаратов судов и Судебного департамента. Данные проблемы были затронуты ещё федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы. В результате произошло увеличение кадрового состава, тем самым сократилась нагрузка на судей в 2 раза. Несмотря на это, в соответствии со статистическими показателями деятельности судов общей юрисдикции, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации поступившие уголовные, гражданские и административные дела с каждым годом значительно увеличиваются.

Анализ динамики поступления дел в суды общей юрисдикции, показывает, что судебная система нуждается в очередном существенном увеличении кадрового состава сотрудников аппаратов судов и Судебного департамента.

Проблема низкого уровня денежного довольствия сотрудников, порождает проблему в текучести кадров, что в последующем приводит к дефициту квалифицированных специалистов на должностях, обеспечивающих деятельность судов и Судебного департамента.

На данную взаимосвязь указывал председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Михайлович Лебедев. В своих выступлениях Вячеслав Михайлович не раз отмечал: «текучка кадров в рядах помощников и секретарей судей в отдельных регионах составляет 400%. Причиной тому является низкий уровень заработка».

Таким образом, очевидна необходимость не только внешнего реформирования судебной системы: строительство, реконструкция зданий судов, создание автоматизированных систем и так далее, но и внутреннего: укомплектованность квалифицированного кадрового состава, улучшение условий труда, путем введение социальных льгот и гарантий, повышение денежного довольствия и так далее. Поэтому представляется необходимым, обратить особое внимание и предложить:

Принять новый федеральный закон «О государственной судебной службе Российской Федерации».

Поскольку, данное нововведение существенно подчеркнёт особый статус судебной власти. В частности, позволит решить ряд организационных вопросов, которые значительно отразятся на решении «основных» проблем в судебной системе: заметно подрастет престиж судебной власти, повысится уровень доверия граждан к правосудию, а также информированность граждан о деятельности судов общей юрисдикции и Судебного департамента.

История возникновения службы судебных приставов

Профессия <судебный пристав> — новая и одновременно очень старая. История развития института судебных приставов как системы обеспечения исполнения судебных актов уходит своими корнями в XV век и прерывается в начале XX века, когда Декретом Совета Народных Комиссаров от 24 ноября 1917 года одновременно с роспуском судебных учреждений и иных государственных органов Российской империи, был упразднен и институт судебных приставов.

Профессия <судебный пристав> — новая и одновременно очень старая. История развития института судебных приставов как системы обеспечения исполнения судебных актов уходит своими корнями в XV век и прерывается в начале XX века, когда Декретом Совета Народных Комиссаров от 24 ноября 1917 года одновременно с роспуском судебных учреждений и иных государственных органов Российской империи, был упразднен и институт судебных приставов.

Судебный пристав как должностное лицо, обеспечивающее вызов в суд участников процесса и исполняющее судебные решения, известен еще древнерусскому судоустройству.

Первое упоминание о судебных приставах нетрудно отыскать в документах времен Новгородской феодальной республики (1136 — 1478). В Московском государстве приставы упоминаются в Судебнике 1497 года, в частности, в вошедшем в его текст <Указе оуезду>. В Пскове и Новгороде судебные приставы призывались к исполнению своих обязанностей князем или городским вече.

В памятниках русского права лиц, замещающих эту должность, называли отроки, мечники, детские, подвойские и т.д. Суть же их полномочий связывалась в основном с исполнением денежных взысканий по решению суда. Насколько значимой была деятельность приставов, можно судить по законодательству того времени. К примеру, <Русская Правда> — один из ранних источников права Древней Руси — за совершенное преступление предусматривала два главных наказания: денежный штраф или смертную казнь. Причем свыше 90% санкций содержали указание на штрафы.

В московский период Российского государства престиж исполнителей судебных решений стал постепенно падать. Связано это, в первую очередь, с изменениями характера и содержания назначаемых наказаний. Судебник 1497 года и Соборное уложение 1649 года существенно изменили соотношение имущественных и телесных наказаний в пользу последних. Эта тенденция сохраняется вплоть до XVIII века, когда полномочия судебных приставов отошли к ведению общей полиции. Однако к началу работ по подготовке Судебной реформы 1864 года стало ясно, что совмещение полицейских и судебно-вспомогательных функций на новом правовом поле не будет отвечать складывающимся общественным отношениям.

Реформа 1864 года, проведенная Александром II, изменила ситуацию. Именно тогда решено было возвратить институт судебных приставов, существовавший в то время уже во многих европейских государствах. Более того, была даже образована система приставов: частные становые, городские следственные приставы, в том числе судебные. От остальных последние отличались тем, что наряду с обязанностями, связанными с деятельностью суда, они должны были осуществлять привод, оповещение, а также взыскание денег с должников до решения суда, полномочия по исполнению судебных решений и определений, доставке сторонам повесток и бумаг по делам, исполнение иных поручений судов, в том числе по исполнению распоряжений председательствующего в судебном заседании, а также несению некоторых других обязанностей по обеспечению нужд судов.

Штатная численность судебных приставов при каждом судебном месте определялась соответствующим руководителем. В среднем — 12 — 18 приставов на губернию. Сравнительно небольшое, по сегодняшним меркам, количество судебных приставов легко объяснимо. В соответствии со ст.189 Устава уголовного судопроизводства наряду с судебными приставами приговоры в части денежных взысканий, а также решений суда по вознаграждению участников процесса за вред или убытки возлагались на волостных и сельских начальников, а также местные полицейские чины.

Судебный пристав так и не стал центральной фигурой в деле исполнения приговоров и судебных решений в части имущественных взысканий. Да, нав ерное, и не мог стать, поскольку круг его полномочий был сильно ограничен. Так, в обязанности судебных приставов, состоящих при кассационных департаментах Правительствующего сената и при судебных палатах, входило <сообщение тяжущимся повесток и бумаг, по делам, производящихся в сих местах, и исполнение действий, поручаемых им от первоприсутствующего в кассационном департаменте или председателем судебной палаты> (ст.321 УСУ). На судебных приставов, состоящих при окружных судах, кроме того, возлагалось исполнение судебных решений и некоторых других действий в пределах округа того суда, при котором они состоят.

В число <отнесенных к их обязанностям действий> включались вызовы к торгам по имуществу несостоятельных должников (публикации в газетах, ведение торга с записью предложенных цен и оформлению покупки), арест имущества, задержание должника и другие подобные действия. На судебного пристава при съездах мировых судей возлагалось принятие на сохранение денежных сумм и других ценностей, передаваемых в качестве наследства, и отсылка их наследникам по решению суда.

Подбор кандидатов на должность судебного пристава осуществлялся преимущественно из числа канцелярских служителей различных ведомств. По своему социальному происхождению они были разночинцы — дети чиновников, духовенства, мещан, унтер-офицеров и купцов. Назначение на должность осуществлялось председателем соответствующего суда. Судебные приставы состояли на государственной службе, имели классные чины (обычно восьмого — десятого класса).

При поступлении на службу судебный пристав получал знак должности, печать судебного пристава (вначале на ней указывалось лишь название судебного органа, позднее эти печати стали именными и дополнялись именными бланками с угловым штампом и штампом входящей и исходящей документации и т.п.), три прошнурованные книги: учета входящей корреспонденции, учета исходящей корреспонденции и денежная приходно-расходная книга.

В течение первого года службы для судебного пристава шел испытательный срок, и пристав именовался <исполняющим должность>. По истечении испытательного срока судебный пристав утверждался в должности.

Кандидат на должность судебного пристава был обязан внести залог в размере 600 рублей. Эта сумма служила гарантом возмещения возможных убытков, которые могли быть причинены неправомерными действиями пристава. Кроме того, он принимал присягу.

В соответствии с действующим тогда законом судебный пристав не мог поменять место жительства без разрешения председателя суда, при котором состоял. Что же касается денежного довольствия, то у судебного пристава был самый маленький среди чинов канцелярии оклад содержания. Вместе со столовыми и квартирными судебный пристав окружного суда получал в год 600 рублей.

Декрет о суде N:1 от 24 ноября 1917 года, упразднив общие судебные установления, приостановил и действующий на то время институт мировых судей. Судебная система Российской Империи фактически перестала существовать как самостоятельный элемент государственной власти.

Радикальные перемены в государственном устройстве нашего общества, экономические преобразования, реформа правовой системы поставили перед органами исполнения судебных решений в части имущественных взысканий новые задачи. К этому добавилась необходимость обеспечения специальными силами действенного порядка в залах судебного заседания, реальных гарантий безопасности судьям, заседателям, всем участникам процесса, выполнения целого ряда других операций по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Возможности судебных исполнителей не позволяли обеспечить разрешение этого комплекса проблем.

6 ноября 1997 года вступилив законную Федеральные законы <Осудебных приставах> и<Об исполнительномпроизводстве>. Это был знаменательный факт. Российское государство впервые после 1917 года сочло необходимым принять специальные законы, регулирующие правоотношения в сфере принудительного исполнения решений судов и других исполнительных документов, положив тем самым начало формированию новой структуры в Министерстве Юстиции Российской Федерации — Службы судебных приставов.

Согласно Указу Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, в нашей стране установлен профессиональный праздник работников Федеральной службы судебных приставов – День судебного пристава. Отныне его отмечают 1 ноября.

С 1992 года на Кубани решения судов исполняет Управление юстиции администрации Краснодарского края под руководством Александра Дмитриевича Чернова, который в дальнейшем много лет возглавлял Краснодарский краевой суд. В 1994 году на этом ответственном посту его сменил генерал-лейтенант Евгений Иванович Матякин.

С 1997 года появляется Служба судебных приставов Российской Федерации, действующая на основании Федеральных законах «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». В нашем регионе она входит в структуру Главного управления Министерства юстиции по Краснодарскому краю, начальник которого – Анатолий Борисович Виноградов, государственный советник юстиции 2 класса.

Принудительное исполнение судебных и иных решений становится прерогативой уже не судебной, а исполнительной власти. Служба судебных приставов в возрасте более 130 лет обретает статус самостоятельного правового института, и начинается отсчет нового этапа ее деятельности. На должность Главного судебного пристава Краснодарского края – заместителя начальника Главного управления Министерства юстиции по Краснодарскому краю в 1999 году назначен Василий Иванович Филипчук, до этого 32 года проработавший в прокуратуре.

200-летний юбилей Министерства Юстиции России совпал с 5-летием Службы судебных приставов Краснодарского края. Пять лет – много или мало? Ровно столько прошло с начала реформы системы принудительного исполнения, конечный цель которой – соответствие современным социально-экономическим реалиям. За первую пятилетку своего существования кубанская служба достаточно крепко стала на ноги. Структура ее состоит из пяти отделов аппарата Главного судебного пристава, дежурной части, специальной группы оперативного реагирования и 63 городских и районных подразделений.

Должность Главного судебного пристава Краснодарского края занимает Михаил Иванович Рысинов, советник юстиции 1 класса. Кубанские судебные приставы взыскивают миллиардные суммы, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов значительно улучшают осуществление правосудия. Обновленное федеральное законодательство существенно расширяет полномочия ФССП, наделяет их функциями дознания. Служба занимает достойное место в системе правоохранительных органов России и Кубани.

По прошествии двух лет – 22 ноября 2004 года – служба судебных приставов выходит из состава Минюста РФ и преобразовывается в Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю. А с 1 января 2007 года на основании Приказа Министерства юстиции РФ оно переименуется в Управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, неизменное по сей день.

В течение следующих лет Служба продолжает свое развитие: совершенствуется структура аппарата управления и структурных отделов. Сформированы новые отделы Управления – теперь их семнадцать, а не пять. Во всех отделах работают высококвалифицированные специалисты, большинство из которых имеет высшее юридическое либо специальное образование, а те, кто не имеет диплома – проходят обучение в высших учебных заведениях.

Из ранее объединенных групп сформированы самостоятельные отделы розыска должников и их имущества, реализации имущества должников, информатизации, взаимодействия с общественными организациями и СМИ. Специалисты-розыскники и дознаватели работают в каждом структурном подразделении Управления, которых к 10-летию Службы насчитывается ровно 50 (часть городских и районных отделов для удобства объединены).

А с 1 февраля 2008 года вступает в силу новая редакция Федерального закона «Об исполнительном производстве», которая учитывает все изменения, произошедшие за последние десять лет, сформировавшуюся за прошедшие годы судебную практику и практику деятельности судебных приставов-исполнителей. Приставы получают новые полномочия, которые помогают им осуществлять взыскания еще более эффективно.

Также в начале 2008 года в Управлении ФССП России по Краснодарскому краю был создан отдел по противодействию коррупции, обеспечению работы с кадрами и вопросов безопасности. Основными задачами данного подразделения является выявление, предупреждение и пресечение коррупционных и иных правонарушений со стороны работников Управления, а также организация взаимодействия с правоохранительными органами в целях предупреждения и пресечения фактов вовлечения работников Управления в противоправную деятельность и пр.

Одна же из главных задач – выявление всех преступлений и правонарушений, совершаемых работниками Управления с использованием служебного положения.

14 апреля 2008 года приказом Директора ФССП России на должность Руководителя Управления ФССП России по Краснодарскому краю назначен Валерий Николаевич Белошапка, государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса.

Правовой статус судебных приставов в России.

Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

Судебные приставы — это должностные лица ФССП. В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на:

— судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

  • Аудирование
  • Грамматика
  • Речь
  • Письмо

Проверить

— судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

К кандидату на должность судебного пристава предъявляется ряд требований: он должен быть гражданин РФ, достигнуть 25 -летнего возраста, иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), быть способным по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов в частности обязаны:

— обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

— выполнять распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде;

— исполнять решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут. Скидка на первый заказ 100 рублей!

— обеспечивать охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

— проверять подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивать по поручению судьи доставку к месту

проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность;

— поддерживать общественный порядок в судебных помещениях;

— предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, выявлять нарушителей, а в случае необходимости

задерживать их с последующей передачей органам милиции;

— осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу исполнителю и др.

Судебные приставы-исполнители состоят в штатах районных и межрайонных служб судебных приставов. Основная их задача — принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве. В процессе выполнения этой задачи они в частности обязаны:

— принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

— предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

— рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования и др.

Судебный пристав-исполнитель имеет широкие права:

— получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

— проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

— давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

— входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

— арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом и др.

Судебные приставы обязаны использовать предоставленные им права в соответствии с законом и не

допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Надзор за исполнением законов судебными приставами осуществляют прокуратура.