Изъятие земельного участка

ЗК РФ Глава VII.1. ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 18.03.2020) (введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

  • Статья 56.2. Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Статья 56.3. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Статья 56.4. Ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
  • Статья 56.5. Выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд
  • Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Статья 56.7. Подготовка соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд
  • Статья 56.8. Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Статья 56.9. Соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд
  • Статья 56.10. Заключение соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд
  • Статья 56.11. Прекращение и переход прав на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд
  • Статья 56.12. Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления

Открыть полный текст документа

Каков порядок изъятия земельных участков органом местного самоуправления для государственных, муниципальных нужд?

29 июля 2019

Порядок изъятия земельных участков для государственных, муниципальных нужд установлен главой VII.1 ЗК РФ. Так, пунктом 3 ст. 56.2 ЗК РФ право принимать решения об изъятии земельных участков для муниципальных нужд (далее — решение об изъятии), в том числе для размещения объектов местного значения, предоставлено органам местного самоуправления (далее — орган МСУ).
Вынесению решения может предшествовать подача заинтересованным лицом ходатайства об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, требования к которому установлены п.п. 1-8.1 ст. 56.4 ЗК РФ. Орган МСУ обязан рассмотреть ходатайство, при наличии обстоятельств, перечисленных в п. 9 ст. 56.4 ЗК РФ, — вернуть его без рассмотрения, в случаях, указанных в п. 11 ст. 56.4 ЗК РФ, — отказать в изъятии, а при наличии оснований для изъятия — принять соответствующее решение. Также орган МСУ вправе принять решение об изъятии по собственной инициативе (п. 4 ст. 56.3 ЗК РФ). Однако в случае, установленном п. 7 ст. 56.4 ЗК РФ, наличие ходатайства является обязательным.
Решение об изъятии должно иметь документальное обоснование: при изъятии участка в целях строительства, реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения необходимо наличие документов, предусмотренных п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ (кроме того, ограничивается срок принятия такого решения — смотрите п. 3 ст. 56.3 ЗК РФ), в иных целях — документов, указанных в п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ.
Не менее чем за шестьдесят дней до принятия решения об изъятии орган МСУ обязан принять установленные п. 1 ст. 56.5 ЗК РФ меры по выявлению лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию, самостоятельно или в определенных случаях с привлечением иных лиц (п.п. 2-3 ст. 56.5 ЗК РФ). Выявление лиц не производится в ситуации, установленной ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ. В частности, орган МСУ должен обеспечить опубликование сообщения о планируемом изъятии в порядке, предусмотренном п.п. 5-7 ст. 56.5 ЗК РФ. Правообладатели изымаемой недвижимости, не учтенные в ЕГРП, подают заявления об учете их прав (обременений прав) с подтверждающими документами (п. 8 ст. 56.5 ЗК РФ), которые орган МСУ обязан рассмотреть и в отсутствие надлежащего подтверждения прав направить заявителю соответствующее уведомление (п. 9 ст. 56.5 ЗК РФ). Если правообладатели не выявлены, орган МСУ уже на этом этапе вправе обратиться в суд с заявлением о признании права муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию; постановка этих объектов на учет бесхозяйных недвижимых вещей необязательна (п. 10 ст. 56.5 ЗК РФ). Если же правообладатели были выявлены, орган МСУ продолжает установленную законом процедуру изъятия.
Требования к решению об изъятии установлены п.п. 1-5 ст. 56.6 ЗК РФ. Решение об изъятии может быть принято не только в отношении частного земельного участка, но и в отношении государственного или муниципального участка, если они находятся во владении или пользовании частных лиц на соответствующих вещных правах (п. 5 ст. 56.3 ЗК РФ). Закон предусматривает случаи запрета изъятия (п. 8 ст. 56.3, п. 7 ст. 56.6 ЗК РФ), а также обстоятельства, не препятствующие изъятию (п.п. 8-9 ст. 56.6 ЗК РФ). В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии орган МСУ совершает действия, перечисленные в п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ, для уведомления правообладателей недвижимости о принятом решении. Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия (п. 13 ст. 56.6 ЗК РФ). После вынесения решения об изъятии орган МСУ вправе также утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка (п. 6 ст. 56.6 ЗК РФ).
Затем в целях подготовки соглашения об изъятии орган МСУ самостоятельно или в определенных случаях с привлечением иных лиц (п.п. 1, 6 ст. 56.7 ЗК РФ) осуществляет действия в рамках кадастрового учета объектов, перечисленные в п. 1 ст. 56.7 ЗК РФ. Исключение установлено в п. 3 ст. 56.7 ЗК РФ.
Также орган МСУ устанавливает размер возмещения в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и правилами ст. 56.8 ЗК РФ, ч. 5 ст. 26 Закона N 499-ФЗ, определяющими, что включается в размер возмещения, а что в нем не учитывается. Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю соглашения об изъятии, но отчет об оценке действителен вплоть до заключения соглашения или вынесения решения суда об изъятии (п.п. 7, 10 ст. 56.7 ЗК РФ).
Орган МСУ составляет проект соглашения об изъятии в соответствии с требованиями, установленными ст. 56.9, п. 1 ст. 56.10 ЗК РФ, подписывает его и направляет для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручает его адресату под расписку (п.п. 2, 3, 7 ст. 56.10 ЗК РФ). К проекту должны быть приложены документы, перечисленные в п. 4 ст. 56.10 ЗК РФ.
С учетом предложений правообладателя изымаемой недвижимости орган МСУ вправе изменить условия соглашения об изъятии (п. 11 ст. 56.10 ЗК РФ).
Если правообладатель подписывает соглашение об изъятии (п.п. 8, 9 ст. 56.10 ЗК РФ), оно является основанием для перехода права собственности к муниципалитету и других последствий, перечисленных в п. 1 ст. 56.11 ЗК РФ. Если же правообладатель в течение девяноста дней со дня получения им проекта соглашения об изъятии не представил подписанное соглашение, орган МСУ вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии (п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пп. «в» п. 20 постановления от 2 июля 2009 г. N 14, обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии обусловлено муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующий объект, возлагается на орган МСУ. Под муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов РФ, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, размещение объектов муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений)*(1).
После заключения соглашения об изъятии либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии орган МСУ предоставляет возмещение правообладателю недвижимости (п. 13 ст. 56.10, п. 2 ст. 56.11 ЗК РФ) и лишь затем может регистрировать переход права собственности к муниципалитету и производить иные действия, указанные в п.п. 1, 6 ст. 56.11 ЗК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

Ответ прошел контроль качества

Статья: «Когда могут изъять земельный участок?»

КОГДА МОГУТ ИЗЪЯТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК?

В России идут земельные преобразования, и важно, чтобы уникальные природные ресурсы, богатейшая земля России использовались на благо каждого жителя нашей страны.

В современных условиях государственный контроль (надзор) за рациональным использованием земель приобретает все большее значение. Законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. В то же время такая деятельность не должна, как указано в статье 36 Конституции РФ, наносить ущерб окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц, а также государства.

Одним из ключевых посланий выступления президента России перед Федеральным собранием в декабре 2015 года было необходимость существенных реформ в АПК страны. В частности, президент заявил, что в следующую пятилетку необходимо полностью заместить импортные продукты сельского хозяйства теми, которые произведены в России. Для этого одной из мер предусмотрено отобрать (изъять) неиспользуемые земельные участки у нерадивых собственников и передать их тем, кто может землю обработать.

Для одних это послание стало поводом для серьезного беспокойства. Другие хорошо знают законодательство и необходимые в нем «лазейки» для защиты своих интересов. А третьи не обратили на него внимания и не знают, что их ждет в будущем.

В своем выступлении президент поручил Федеральному собранию до лета-осени 2016 года разработать новую нормативную базу для регулирования рынка сельхозземель. А инициативные депутаты из аграрного комитета заявили, что уже готовы представить предложения по этому поводу.

В данной статье также будут рассмотрены возможные новшества, которые помогут правительству ускорить и сделать более масштабным процесс изъятия «гулевых» земель.

Случаи изъятия земельных участков

Уже сама фраза «изъятие земельных участков» звучит неприятно, не сулит ничего хорошего для граждан. Но как показывает практика – в современных рыночных отношениях есть место этому понятию. К сожалению, без принудительного или по соглашению сторон изъятия земельных участков сегодня также нельзя обойтись.

Рассмотрим 4 ситуации, когда в Российской Федерации по закону предусмотрена возможность изъятия земли у собственников и других правообладателей: (см. таблицу).


Когда могут изъять земельный участок?

Для государствен-х или муниципальных нужд

В случае ненадлежащего использования земли

В случае реквизиции

В случае конфискации

Ссылки на нормативную базу

ст. 279 ГК РФ; ст. 49 и глава 7.1 ЗК РФ (ст. 56.2 — 56.11)

ст. 284-286 ГК РФ; и глава 7 ЗК РФ (ст. 44 – 47, 54); ст. 6 ФЗ «Об обороте земель с/х назначения»

ст. 242 ГК РФ; ст. 51 ЗК РФ

ст. 243 ГК РФ; ст. 50 ЗК РФ; ст.104.1-104.3 УК РФ

Категория земель

Любая

Любая (но в большей мере относится к землям с/х назначения и землям для строительства)

Любая

Любая

Категория правообладателей

Любые правообладатели (лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения или на праве аренды)

Любые правообладатели (лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения или на праве аренды)

Собственник

Собственник

Причины изъятия

В исключ-ных случаях, связанных с государст-ми (муниц-ными) нуждами:

1) для выполнения международ-х договоров Российской Федерации;

2) для строительства, реконструкции объектов государственного значения или объектов местного значения.

Ненадлежащее использование земельного участка:

1) неисполь-ние по целевому назначению земельных участков с/х назначения или земельных участков, предназ-ных для строительства;

2) земельный участок используется с нарушением правил рационального использования;

3) порча земель;

4) невыполн-ие обязательств по рекультивации;

5) невыполн-ие обязательств по приведению земельного участка в состояние пригодное для целевого использования.

В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.

Применение санкции за совершение преступления (получение земельного участка в результате совершения преступления или получение земельного участка на средства, полученные в результате совершения преступления

Основания изъятия

Решение уполномоченного органа и заключение с правооблад-лем соглашения или судебное решение о принудит-м изъятии земельного участка для государств-х или муницип-х нужд.

Согласие правообладателя или решение суда.

Решение уполномоч-го органа государственной власти.

Обвинит-ный приговор суда.

Условия изъятия

Прохождение длительной процедуры изъятия земельных участков для государствен-х или муниципальн-х нужд.

Земельные участки для государствен-х или муниципальн-х нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий, приведенных в ст. 56.3 ЗК РФ.

Принудительное изъятие земельного участка может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.

Принятие решения о реквизиции земельного участка.

Вступление в силу обвинительного приговора.

Кто принимает решение об изъятии

Решения об изъятии земельных участков принимают исполнительные органы власти соответствующего уровня (уполном-ные федеральные органы исполнит-ной власти, исполнит-ные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправ-ния

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, суд.

Уполном-ный исполнит-ный орган государств-ной власти.

Суд.

Срок изъятия

На постоянной основе.

На постоянной основе.

На постоянной основе или временно до прекращения обстоятельств, вызвавших необходимость реквизиции.

На постоянной основе.

Цель изъятия

Для выполнения международ-х договоров или строительства объектов государств-го или муниципальн-о значения.

Для прекращения фактов ненадлежащего использования земельных участков и передачи земли в пользование тем, кто умеет на ней работать.

Для защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи чрезвыч-ми обстоят-вами угроз.

Для возмещения ущерба и в качестве наказания.

Плата при изъятии

За изымаемый земельный участок его правооблад-лю предоставл-ся возмещение. При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества.

Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.

В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

Земельный участок изымается принудительно и безвозмездно.

Можно ли избежать изъятия

Нет

Да.

Для предотвращения изъятия следует устранить факты ненадлежащего использования земельного участка и уплатить штраф по администр. правонарушению в сроки, указанные в предписании.

Нет.

Но лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранивш-ся имущества.

Нет


Как избежать изъятия участка?

Если у вас есть земельный участок сельскохозяйственного назначения, участок для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и он уже давно не используется, есть вероятность, что его могут изъять. Для того чтобы узнать, как легально избежать изъятия, рассмотрим существующий порядок этой процедуры:

1) Орган государственного земельного надзора проводит плановое или внеплановое административное обследование земельного участка. По его результатам составляется акт обследования. В случае наличия нарушений орган государственного земельного надзора проводит внеплановую проверку и выдает собственнику земельного участка обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений. Также одновременно назначаются административное наказание в виде штрафа за неиспользование земельного участка.

2) Принудительное изъятие у собственника земельного участка может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования после назначения административного наказания. В этом случае подтверждением факта неустранения ненадлежащего использования земельного участка является назначение административного наказания в виде штрафа за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор.

3) В случае неустранения правонарушений в срок, установленный предписанием, орган государственного земельного надзора, вынесший предписание, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4) Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.

5) В течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ по отношению до такого земельного участка и проводит публичные торги по его продаже.

6) Если публичные торги по продаже признаны несостоявшимися, земельный участок в течение 2 месяцев может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене.

7) Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение торгов.

Таким образом, земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

С учетом изложенного в статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации определен перечень обязанностей не только собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков.

Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся — использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

Земельные участки, принадлежащие гражданам РФ по официальному праву собственности, могут быть конфискованы государством или муниципалитетом. Для этого должен быть актуален веский перечень оснований, которые в свою очередь подтверждаются установленными законодательными нормативами.

В процессе изъятия не имеет значения, кто и на каких основаниях владеет участком земли. В подавляющем большинстве случаев земли изымаются из частной собственности для реализации общественных интересов.

Закон об изъятии земельных участков в 2020 году имеет характерные особенности. Для их досконального понимания следует ознакомиться с важными нюансами, с новым порядком осуществления процедуры, с поиском правообладателей, с составлением постановления, с возможными компенсациями, а также с судебной практикой.

Важные нюансы

Изъятие земельных участков из собственности может производится в добровольном или принудительном порядке. В первом случае между собственником и уполномоченным представителем муниципалитета составляется соглашение о выкупе земельного участка.

Стоит отметить, что в стоимость земельного объекта входят следующие параметры:

  • рыночная цена;
  • стоимость имущества, располагающегося на земле;
  • сумма убытков владельца, связанных с упущенными выгодами или с переездом на другое место.

В рассматриваемой ситуации основная сложность заключается в определении стоимости участка. Государственные органы берут за основу рыночные показатели, исходя из полученных результатов по факту оценки. Если действующий собственник не согласен с проведенной процедурой, то он может инициировать независимые оценочные мероприятия и назвать свою стоимость.

Правообладатели должны быть в обязательном порядке уведомлены об изъятии земельного участка в течение недели со дня принятия соответствующего решения. Также владельцу передается проект договора о выкупе земли с указанием предлагаемой стоимости.

На изучение всех нюансов может отводиться до 3 месяцев. Передача участка в собственность государства или муниципалитета раньше истечения указанного срока может быть осуществлена только с согласия непосредственного собственника.

Что говорит Закон об изъятии земельных участков в 2020 году

Статья 56.6 действующего Земельного Кодекса РФ содержит в себе исчерпывающую информацию об особенностях изъятия участков под государственные нужды. Соответствующее решение может приниматься в отношении одного или нескольких участков земли. Важно помнить о том, что решение принимается и по отношению ко всем имущественным объектам, располагающимся на конкретной территории.

Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

К постановлению об изъятии в каждом конкретном случае прикрепляется специальная схема расположения участка. Органы местного самоуправления, которые участвовали в процессе принятия решения, имеют законные основания для утверждения прочего варианта схемы расположения земли.

Образец постановления об изъятии земельного участка:

Основания

Закон об изъятии земельных участков гласит о том, что владелец может лишиться своей собственности в следующих случаях:

  • при размещении энергетических коммуникаций;
  • при установке оборудования, относящегося к атомной энергетике;
  • при размещении оборонительных военных систем;
  • при организации космической деятельности;
  • в случае прокладывания транспортных развязок.

Стоит отметить, что существуют и прочие обстоятельства, регламентируемые действующим федеральным законодательством. Одним из ключевых условий при изъятии земельных участков считается процедура возмещения, в рамках которой определяется выкупная ценна, определяющаяся с помощью договора между действующим владельцем и государственным учреждением, занимающимся изъятием.

Снятие с кадастрового учета земельного участка означает юридическое мероприятие, при котором земля теряет правоспособность.

Читайте , как узнать размеры земельного участка по кадастровому номеру.

В связи с неиспользованием

Если земля изымается в связи с ненадлежащим использованием, то это делается принудительно в силу того, что владелец, по сути, нарушает нормы законодательства.

Это актуально для следующих случаев:

  • участок предназначается для строительных мероприятий или ведения подсобного хозяйства, но в течение трех лет он никак не использовался;
  • использование земли осуществляется с нарушением законодательных норм, например, если из-за некорректных действий теряется плодородность близлежащих участков или нарушается экология региона;
  • земля используется для хранения химических отходов.

В случае, когда собственник соглашается отдать участок, он практически сразу же реализуется с публичных торгов. В противном случае вопрос решается исключительно в порядке судебного разбирательства.

Для государственных нужд

Решение об изъятии земли для государственных нужд принимается в исключительных ситуациях, перечень которых в полной мере прописан в статье 49 Земельного Кодекса РФ. Выкуп производится органами власти Российской Федерации или представительствами субъектов. Постановление выносится компетентными органами исполнительной власти.

Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Порядок осуществления операции предусматривает то, что государственные органы договариваются с собственником о сумме выкупа, условиях и остальных нюансах с помощью заключения специального соглашения. При этом правообладатели могут рассчитывать на получение компенсационных выплат по факту потери имущественных ценностей и понесенных убытков.

Изъятый земельный участок может быть заменен на объект недвижимого имущества идентичной ценности. Также гражданам в некоторых случаях предлагается другой участок меньших размеров.

По результатам принудительного изъятия должно в обязательном порядке обеспечиваться равносильное возмещение. В противном случае владелец имеет основания для подачи искового заявления в компетентный суд.

Сроки, сумма и нюанс возмещения определяются в судебном порядке на основании предоставленной документации.

Для муниципальных нужд

Под муниципальными нуждами может пониматься развитие территории, находящейся в подчинении определенного регионального субъекта. Изыматься могут только те участки, в отношении которых было ранее принято компетентное решение о комплексном переустройстве. Для этого должно заключаться специальное соглашение с исполнителями.

Такое решение принимается на основании проектной документации о межевании территории. Постановление об актуальности данного факта пересылается действующему владельцу в течение 7 рабочих дней с момента принятия решения. В случае отказа от заключения договора в установленные сроки земельный участок может быть конфискован на основании судебного постановления. Помимо прочего, суд сам определяет условия изъятия и стоимость выкупа.

Денежные средства перечисляются на известный банковский счет бывшего собственника или остаются на хранении у уполномоченного нотариуса до востребования. Обжалование судебного решения может быть достигнуть только по отношению к параметру о сумме возмещения.

Новый порядок процедуры

Рассматриваемая процедура может быть осуществлена в несколько этапов.

В первую очередь стоит выделить следующие:

  • предупреждение действующего владельца о факте наличия нарушений;
  • принятие мер органами местного самоуправления или государственной власти по изъятию земельных участков;
  • реализация участка в пользу государственного органа – данный этап предусматривает предоставление уведомления о согласии в соответствующий орган;
  • если собственник отказался от продажи своего участка, то представители органа, принявшего решение, должны решить данный вопрос исключительно в порядке судебного разбирательства.

Добровольное или принудительное

Каждому правообладателю в рассматриваемой ситуации будет предложено соглашение о выкупе земли.

В подавляющем большинстве случаев в цену включаются следующие параметры:

  • рыночная стоимость;
  • стоимость размещенных имущественных объектов;
  • сумма упущенных выгод и затраты на переезд.

Именно цена является наиболее значимым предметом в рамках переговорного процесса – ее определение в некоторых ситуациях может длиться до 3 месяцев. Обычно органы власти осуществляют покупку земли по рыночной стоимости на основании самостоятельной оценки. Конечно, владелец может не согласится с ней и, в соответствии с законодательством, привлечь к процедуре независимую экспертную группу.

Что касается принудительного изъятия, то оно становится актуальным только в тех случаях, когда сторонам не удалось договориться мирным путем. Такое взыскание производится только по решению высших судебных инстанций.

В такой ситуации сумма выкупа определяется компетентными представителями суда. Исковое заявление может быть подано только через три месяца после получения собственником проекта соответствующего соглашения.

Поиск правообладателей

Процедура изъятия земли начинается с выявления граждан, выступающих в качестве действующих собственников. Для этих целей заинтересованный муниципальный орган отправляет запрос в государственный реестр. Если это не дало результатов, то этот запрос передается в архивы или органы государственной власти, где могут храниться данные сведения.

Помимо прочего, поисковая операция организуется путем размещения сообщения на официальном сайте компетентного органа или на городских информационных стендах через 60 дней с момента принятия постановления об изъятии. Это в полной мере регламентируется нормами статьи 56.5 Земельного Кодекса РФ.

Статья 56.5. Выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию

Кто принимает окончательное решение

После обнаружения всех лиц, имеющих законные основания на распоряжение участком, уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны указываться параметры изымаемых участков, расположенные на них имущественные объекты, а также реквизиты документации, на основании которой осуществляется процедура.

В случае, если соответствующее решение принимается на основе ходатайства, то также должно быть указано наименование организации, подавшей его.

Постановление

Решение об изъятии обычно принимается за два месяца.

Оно в обязательном порядке должно содержать в себе следующие нормы:

  • основания для изъятия участка;
  • лица, у которого изымается участок;
  • площадь земли и актуальные кадастровые номера.

В течение семи дней с момента принятия решения, орган исполнительной власти должен направить в определенные учреждения копию постановления о том, что собственники земли больше не имеют на нее прав.

Компенсация

Для расчета компенсационных выплат необходимо иметь информацию о кадастровой стоимости, которая приближается к рыночному показателю. Зачастую соответствующая цифра получается неопределенной и не удовлетворяет потребности собственника участка. После этого принимается решение о переоценке рыночной стоимости.

Владелец может выбрать два способа для получения выплат – наличными средствами или равноценным земельным участком на другой территории.

Судебная практика

Судебная практика, касающаяся вопросов конфискации участков земли, указывает на факт того, что органы власти лишаются возможности принудительного изъятия земли по причине нарушения установленного порядка.

В большинстве случаев судебные инстанции не удовлетворяют исковые заявления, если не соблюдается порядок, включающий в себя:

  • процесс принятия решения;
  • уведомление собственника;
  • осуществление оценочных мероприятий;
  • заключение соглашения о изъятии;
  • возмещение убытков владельца;
  • регистрация новых прав на собственность.

Стоит отметить, что потерпевшая сторона не сможет восстановить нарушенные права из-за расходования огромного количества бюджетных средств. Это особенно актуально для ситуаций, связанных с самовольным захватом земли.

В соответствии с нормами статей 60-62 Земельного Кодекса Российской Федерации предусматривается эффективный механизм защиты прав собственности, однако реализация норм осложняется именно понесенными бюджетными расходами.

Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий

Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления

Статья 62. Возмещение убытков

Строительство дома на дачном участке возможно, но зарегистрироваться в нем не получится.

вы можете увидеть образец выписки из ЕГРН на земельный участок.

мы расскажем, можно ли строить дом на участке ЛПХ.

Статья 25 Земельного кодекса. Основания возникновения прав на землю.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 18.03.2020)Документ действующий
1HQQESHpv9LE

  • Главное меню
    • Глава I. Общие положения
      • Статья 1. Основные принципы земельного законодательства
      • Статья 2. Земельное законодательство
      • Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством
      • Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации
      • Статья 5. Участники земельных отношений
      • Статья 6. Объекты земельных отношений
      • Статья 7. Состав земель в Российской Федерации
      • Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую
      • Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений
      • Статья 9.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
      • Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений
      • Статья 10.1. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
      • Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений
    • Глава I.1. Образование земельных участков
      • Статья 11.1. Утратила силу
      • Статья 11.2. Образование земельных участков
      • Статья 11.3. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
      • Статья 11.4. Раздел земельного участка
      • Статья 11.5. Выдел земельного участка
      • Статья 11.6. Объединение земельных участков
      • Статья 11.7. Перераспределение земельных участков
      • Статья 11.8. Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки
      • Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
      • Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории
    • Глава II. Охрана земель
      • Статья 12. Цели охраны земель
      • Статья 13. Содержание охраны земель
      • Статья 14. Использование земель и земельных участков, подвергшихся загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами
    • Глава III. Собственность на землю
      • Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц
      • Статья 16. Государственная собственность на землю
      • Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
      • Статья 18. Собственность на землю субъектов Российской Федерации
      • Статья 19. Муниципальная собственность на землю
    • Глава IV. Ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут, публичный сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное пользование земельными участками
      • Статья 20, статья 21. Утратили силу
      • Статья 22. Аренда земельных участков
      • Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)
      • Статья 24. Безвозмездное пользование земельными участками
    • Глава V. Возникновение прав на землю
      • Статья 25. Основания возникновения прав на землю
      • Статья 26. Документы о правах на земельные участки
      • Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков
      • Статья 28, статья 29, статья 30, статья 30.1, статья 30.2, статья 31, статья 32, статья 33, статья 34. Утратили силу
      • Статья 35. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение
      • Статья 36. Утратила силу
      • Статья 37. Особенности купли-продажи земельных участков
      • Статья 38, статья 38.1, статья 38.2, статья 39. Утратили силу
    • Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
      • Статья 39.1. Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
      • Статья 39.2. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков
      • Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов
      • Статья 39.4. Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
      • Статья 39.5. Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно
      • Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
      • Статья 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
      • Статья 39.8. Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
      • Статья 39.9. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование
      • Статья 39.10. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование
      • Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
      • Статья 39.12. Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
      • Статья 39.13. Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме
      • Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
      • Статья 39.15. Предварительное согласование предоставления земельного участка
      • Статья 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
      • Статья 39.17. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
      • Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
      • Статья 39.19. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно
      • Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение
    • Глава V.2. Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
      • Статья 39.21. Случаи обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
      • Статья 39.22. Условия договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
    • Глава V.3. Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
      • Статья 39.23. Основания для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
      • Статья 39.24. Лица, заключающие соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
      • Статья 39.25. Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
      • Статья 39.26. Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
    • Глава V.4. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности
      • Статья 39.27. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой
      • Статья 39.28. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности
      • Статья 39.29. Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности
    • Глава V.5. Безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации
      • Статья 39.30. Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации
      • Статья 39.31. Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации
      • Статья 39.32. Основания и порядок прекращения прав третьих лиц на земельный участок, безвозмездно передаваемый из федеральной собственности
    • Глава V.6. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута
      • Статья 39.33. Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута
      • Статья 39.34. Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности
      • Статья 39.35. Обязанность лиц, использующих земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений
      • Статья 39.36. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации
    • Глава V.7. Установление публичного сервитута в отдельных целях
      • Статья 39.37. Цели установления публичного сервитута
      • Статья 39.38. Органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута
      • Статья 39.39. Условия установления публичного сервитута
      • Статья 39.40. Лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута
      • Статья 39.41. Ходатайство об установлении публичного сервитута
      • Статья 39.42. Выявление правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута
      • Статья 39.43. Решение об установлении публичного сервитута
      • Статья 39.44. Отказ в установлении публичного сервитута
      • Статья 39.45. Срок публичного сервитута
      • Статья 39.46. Плата за публичный сервитут
      • Статья 39.47. Соглашение об осуществлении публичного сервитута
      • Статья 39.48. Последствия невозможности или существенного затруднения использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом
      • Статья 39.49. Особенности публичного сервитута, устанавливаемого в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд
      • Статья 39.50. Права и обязанности обладателя публичного сервитута
    • Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков
      • Статья 40. Права собственников земельных участков на использование земельных участков
      • Статья 41. Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков
      • Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков
      • Статья 43. Осуществление прав на земельный участок
    • Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю
      • Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок
      • Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
      • Статья 46. Основания прекращения аренды земельного участка
      • Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного пользования земельным участком
      • Статья 48. Основания прекращения сервитута
      • Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
      • Статья 50. Конфискация земельного участка
      • Статья 51. Реквизиция земельного участка
      • Статья 52. Условия и порядок отчуждения земельного участка
      • Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок
      • Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации
      • Статья 54.1. Порядок отчуждения земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации
      • Статья 55. Утратила силу
      • Статья 56. Ограничение прав на землю
      • Статья 56.1. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд
    • Глава VII.1. Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
      • Статья 56.2. Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
      • Статья 56.3. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
      • Статья 56.4. Ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
      • Статья 56.5. Выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд
      • Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
      • Статья 56.7. Подготовка соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд
      • Статья 56.8. Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд
      • Статья 56.9. Соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд
      • Статья 56.10. Заключение соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд
      • Статья 56.11. Прекращение и переход прав на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд
      • Статья 56.12. Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления
    • Глава VIII. Возмещение убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости
      • Статья 57. Возмещение убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости
      • Статья 57.1. Особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий
      • Статья 58. Утратила силу
    • Глава IX. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров
      • Статья 59. Признание права на земельный участок
      • Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения
      • Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
      • Статья 62. Возмещение убытков
      • Статья 63. Утратила силу
      • Статья 64. Рассмотрение земельных споров
    • Глава X. Плата за землю и оценка земли
      • Статья 65. Платность использования земли
      • Статья 66. Оценка земли
    • Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство, государственный кадастровый учет земельных участков и резервирование земель для государственных и муниципальных нужд
      • Статья 67. Государственный мониторинг земель
      • Статья 68. Землеустройство
      • Статья 69. Организация и порядок проведения землеустройства
      • Статья 70. Государственный кадастровый учет земельных участков
      • Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
    • Глава XII. Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль и общественный земельный контроль
      • Статья 71. Государственный земельный надзор
      • Статья 71.1. Особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства
      • Статья 71.2. Административное обследование объектов земельных отношений
      • Статья 72. Муниципальный земельный контроль
      • Статья 72.1. Общественный земельный контроль
      • Статья 73. Утратила силу
    • Глава XIII. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель
      • Статья 74. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения
      • Статья 75. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
      • Статья 76. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями
    • Глава XIV. Земли сельскохозяйственного назначения
      • Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
      • Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения
      • Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий
      • Статья 80. Фонд перераспределения земель
      • Статья 81, статья 82. Утратили силу
    • Глава XV. Земли населенных пунктов
      • Статья 83. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов
      • Статья 84. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов
      • Статья 85. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий
      • Статья 86. Утратила силу
    • Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения
      • Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
      • Статья 88. Земли промышленности
      • Статья 89. Земли энергетики
      • Статья 90. Земли транспорта
      • Статья 91. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики
      • Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности
      • Статья 93. Земли обороны и безопасности
    • Глава XVII. Земли особо охраняемых территорий и объектов
      • Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
      • Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий
      • Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
      • Статья 97. Земли природоохранного назначения
      • Статья 98. Земли рекреационного назначения
      • Статья 99. Земли историко-культурного назначения
      • Статья 100. Особо ценные земли
    • Глава XVIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса
      • Статья 101. Земли лесного фонда
      • Статья 102. Земли водного фонда
      • Статья 103. Земли запаса
    • Глава XIX. Зоны с особыми условиями использования территорий
      • Статья 104. Цели установления зон с особыми условиями использования территорий
      • Статья 105. Виды зон с особыми условиями использования территорий
      • Статья 106. Установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий
      • Статья 107. Последствия установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий