Кассовое исполнение бюджета

7.2. Исполнение бюджета

Исполнение бюджета — это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица—плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.
Исполнение бюджета основано на следующих принципах:
1) единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета;
2) обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.
Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом представительной власти. В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета.
В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.
Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств, и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.
Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств и по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Она разрабатывается на основании балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей. Утвержденная роспись доходов и расходов бюджета — документ, регламентирующий взыскание платежей в бюджет и открытие кредитов для финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете.
Кассовое исполнение бюджета, т. е. операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств, осуществляется либо органом Федерального казначейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета.
Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов.
1) Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств. На основании бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения Финансовый орган и главные распорядители бюджетных ассигнований на период действия утвержденного бюджета доводят объемы ассигнований из бюджета вышестоящими распорядителями бюджетных средств до нижестоящих распорядителей и получателей через Федеральное казначейство посредством представления утвержденного распределения средств федерального бюджета либо через уполномоченные банки (для местных бюджетов).

2) Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.
Бюджетное обязательство — это оформленное бюджетополучателями право предъявления требования к бюджету. На основании доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств они имеют право принятия обязательств на осуществление расходов. Лимиты бюджетных обязательств формируются финансовым органом и доводятся до всех получателей бюджетных средств.
На основании уведомлений о выделенном лимите бюджетных обязательств получатель средств бюджета обладает правом осуществления закупок, начисления установленных денежных выплат, принятия иных обязательств бюджета. Принятие обязательств при осуществлении закупок оформляется соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.
3) Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств. Расходование бюджетных средств не может быть произведено без завершения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатель обязан представлять в финансовый орган документы, подтверждающие реализацию бюджетных обязательств.
4) Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам. Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств бюджетных счетов в целях исполнения платежных обязательств бюджетов в пользу юридических и физических лиц. Основанием для расходования бюджетных средств является платежный документ, оформленный в порядке, установленном финансовым органом. При этом объем расходуемых бюджетных средств не может превышать исполненных подтвержденных бюджетных обязательств. Сумма денежных средств, списанных с бюджетного счета в целях исполнения платежного обязательства, представляет собой кассовый бюджетных расход.
В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство.
Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства:
• организация исполнения федерального бюджета;
• контроль за его исполнением;
• управление бюджетными доходами и расходами;
• регулирование межбюджетных отношений;
• финансовое исполнение внебюджетных фондов;
• управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов Российской Федерации;
• осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета.
При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на Федеральное казначейство.
Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе:
• отражения Федеральным казначейством всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов;
• централизации в Федеральном казначействе всех поступлений в федеральный бюджет и платежей из федерального бюджета;
• совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетом.
Кассовое исполнение федерального бюджета Российской Федерации возлагается на Федеральное казначейство.
Федеральному казначейству принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их режима. Единый счет федерального бюджета — он же единый счет Федерального казначейства находится в Центральном банке Российской Федерации.
Таким образом, исполнение федерального бюджета по доходам включает:
• перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет Федерального казначейства;
• распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов;
• возврат излишне уплаченных сумм доходов;
• учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с Бюджетной классификацией.
Исполнение расходов федерального бюджета предусматривает осуществление процедур санкционирования и финансирования этих расходов.
Санкционирование расходов федерального бюджета включает в себя:
• утверждение и доведение бюджетных ассигнований из федерального бюджета;
• утверждение и доведение лимитов обязательств федерального бюджета;
• принятие обязательств федерального бюджета;
• подтверждение платежных обязательств федерального бюджета.
Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством. Действия по финансированию расходов также включают разрешение на формирование платежного документа и осуществление самого платежа.
Федеральное казначейство может также осуществлять исполнение территориальных бюджетов при заключении бюджетных соглашений между органами Федерального казначейства и территориальными органами власти.
В ходе исполнения бюджета возможны изменения плановой величины расходов. Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого бюджетополучателя может быть осуществлено введением режима сокращения расходов бюджета главным распорядителем бюджетных средств в пределах его полномочий.
Одна из основных причин изменения бюджетных ассигнований — невыполнение плана по доходам.
Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 5%, то руководитель финансового органа вправе самостоятельно принять решение и ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения.
Если же в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10%, то орган исполнительной власти вправе принять решение и ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения. В этом случае сокращение расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов и бюджетополучателей, а также объектов, включенных в адресную инвестиционную программу.
Решения о сокращении расходов обнародуются в источнике официального опубликования нормативных актов либо доводятся до всеобщего сведения в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или решений муниципальных образований. Уведомления распорядителей и получателей бюджетных средств о режиме сокращения расходов бюджета производятся не позднее чем за 15 дней до даты его введения.
В случае, если в процессе исполнения бюджетов происходит снижение поступлений в бюджет, что может привести к неполному финансированию по сравнению с утвержденным бюджетом более чем на 10% от годовых назначений, то исполнительный орган власти должен представить представительному органу власти проект закона об изменениях и дополнениях в закон о бюджете. Представительный орган власти рассматривает указанный проект во внеочередном порядке в течение 10 дней. Если этот законопроект не принимается в указанный срок, то исполнительный орган имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятия законодательного решения по данному вопросу.
При перевыполнении плана по доходам дополнительно полученные средства могут направляться финансовым органом на уменьшение размеров дефицита бюджета и на выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. При этом подготавливается и утверждается дополнительная бюджетная роспись. Во всех других случаях финансирование расходов сверх утвержденного бюджета осуществляется после внесения изменений и дополнений в утвержденный бюджет.
Главный распорядитель бюджетных средств также может перемещать ассигнования между бюджетополучателями в пределах своей компетенции, но не более 5% от объема ассигнований, доведенных бюджетополучателю.
Бюджетные ассигнования для главного распорядителя бюджетных средств в расчете на финансовый год могут отличаться от утвержденных в росписи и законе о бюджете бюджетных ассигнований не более чем на 10% от утвержденных бюджетных ассигнований.
В свою очередь бюджетные ассигнования для каждого отдельного бюджетополучателя в расчете на финансовый год могут отличаться от утвержденных в росписи расходов и доходов бюджетных ассигнований не более чем на 15% от утвержденных бюджетных ассигнований.
Бюджетный учет и отчетность. В процессе исполнения бюджета все доходы, расходы, дефицит бюджета, а также все операции регистрируются в бюджетном учете, организуемом и осуществляемом финансовыми органами. Бюджетный учет ведется на основе плана счетов бюджетного учета в обособленных регистрах учета. Единая методология бюджетного учета устанавливается Правительством Российской Федерации.
Финансовые органы осуществляют также бюджетную отчетность. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной и годовой. Единая методология отчетности об исполнении бюджетов устанавливается Правительством Российской Федерации. Единство отчетности об исполнении бюджета основывается на единстве структуры, единообразии форм и показателей, сроков ее формирования и предоставления.

Финансовые органы готовят отчеты об исполнении соответствующего бюджета на основании отчетов главных распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей.
Аудит исполнения бюджета. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в исполнительном органе субъекта Российской Федерации или местного самоуправления может назначаться внутренний аудит отчета об исполнении бюджета, осуществляемый органами Министерства финансов Российской Федерации согласно заключенным соглашениям между исполнительным органом субъекта Российской Федерации или местного самоуправления и Министерства финансов Российской Федерации.
В установленном порядке финансовые органы представляют квартальные и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительные органы власти. Годовой отчет об исполнении бюджета представляется в контрольно-счетный орган представительного органа власти. Квартальные отчеты об исполнении бюджета подлежат утверждению высшим исполнительным органам власти. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом власти.
До начала рассмотрения отчета в представительном органе власти проводится внешний аудит исполнения бюджета, который осуществляется соответствующими контрольно-счетными органами представительных органов.
Орган представительной власти принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения аудиторского заключения соответствующего контрольно-счетного органа.
Если в ходе внешнего аудита бюджета будет выявлено несоответствие исполнения утвержденному, росписи доходов и расходов бюджета, бюджетным ассигнованиям, при условии, если не вводился режим сокращения расходов, соответствующий представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета. В случае отклонения отчета представительным органом власти исполнительный орган имеет право обратиться в Прокуратуру Российской Федерации для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц. Если законодательство субъектов Российской Федерации либо правовые акты местного самоуправления предусматривают ответственность исполнительного органа перед представительным (досрочное прекращение полномочий, выражение недоверия и другие), то представительный орган вправе возбудить процедуру привлечения к ответственности исполнительного органа либо его должностных лиц.
После утверждения отчетов об исполнении бюджетов исполнительные органы власти публикуют эти отчеты в открытой печати.

Кассовое исполнение бюджета

Особенностью казначейской системы является то, что при ней исполнение бюджета осуществляется не Центральным банком, а органами исполнительной власти. С переходом на данную систему функции банка ограничиваются, однако он сохраняет за собой ряд важных полномочий, к числу которых относится кассовое исполнение бюджета.

Под кассовым исполнением государственного бюджета понимается совокупность операций, связанных с получением денежных средств в бюджет и их выдачей, а также учетом наличия средств, которые производятся в ходе исполнения бюджета. Все связанные с этим платежи и расчеты осуществляются Центральным банком, его учреждениями и уполномоченными кредитными организациями.

К функциям учреждений Центрального банка относятся:

  • принятие и зачисление средств, которые поступают в доходы бюджета;
  • распределение доходов между федеральным и региональными бюджетами, отчисления от доходов в местные бюджеты;
  • а также выдача бюджетных средств в пределах сумм, имеющихся на соответствующих счетах.

Банковские учреждения ведут учет доходов и расходов бюджета. На этой основе ими составляются отчеты о кассовом исполнении бюджета, которые направляются вышестоящей организации и государственным финансовым органам. Учреждения Центрального банка производят расчетное и кассовое обслуживание бюджетных организаций, они осуществляют контроль при выдаче бюджетных и внебюджетных средств.

Для учета доходов, поступающих в бюджет государства, а также распределяемых между бюджетами разных уровней, в учреждениях Центрального банка открываются лицевые счета. Такие счета создаются отдельно для каждого вида платежа по каждому финансовому органу и каждому учреждению, администрирующему данный вид доходов.

Платежи в бюджет зачисляются следующим образом. Если тот или иной вид доходов полностью поступает в федеральный бюджет или в бюджет того субъекта федерации, на территории был собран, то он зачисляется учреждениями ЦБ в соответствующий бюджет по месту поступления. Если же доход подлежит зачислению в бюджет другого региона или предусматривает отчисления в местные бюджеты, то он перечисляется другим учреждениям Центрального банка. Для распределения поступивших доходов между бюджетами разных уровней учреждения ЦБ составляют ведомость распределения доходов. Такие ведомости составляются по каждому финансовому органу на основании данных соответствующих лицевых счетов.

Средства бюджетным организациям выдаются в соответствии с классификацией расходов, а также схемой ежемесячного отчета ЦБ о кассовом исполнении бюджета и оформления полномочий на распоряжение бюджетными счетами. Перечисление средств с одного бюджетного счета организации на другой производиться не может, за исключением некоторых специально оговоренных случаев (например, в связи с неправильно произведенными расходами).

Распорядителям бюджетных средств открываются отдельные счета в учреждениях ЦБ: на расходы самого учреждения и для перевода средств подведомственным организациям, а также на централизованные мероприятия, проводимые распорядителем по этим организациям. На текущие счета подведомственных организаций средства перечисляются по поручениям распорядителей.

Важное подразделение Министерства финансов — Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.  

Кассовое исполнение бюджета, то есть операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств, осуществляется либо органом Федерального казначейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета.  
Функции по обслуживанию Правительства РФ. Реализуя на практике вторую группу функций, ЦБ РФ ведет счета по учету бюджетных средств и предоставляет банковские услуги по ведению счетов и осуществлению расчетов для ряда бюджетных организаций, в первую очередь Федерального казначейства. До недавнего времени на ЦБ РФ было возложено кассовое исполнение бюджета, которое в настоящее время передано Федеральному казначейству.  
Что собой представляет кассовое исполнение бюджета Перечислите задачи федерального казначейства.  
Платежи и расчеты осуществляются учреждениями Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и кредитными организациями. До перевода на казначейскую систему исполнения бюджета кредитные организации непосредственно обслуживают счета главных распорядителей, распорядителей и бюджетополучателей. Однако функция кассового обслуживания бюджетных счетов остается за кредитными организациями и в случае применения казначейской системы исполнения бюджета. Остановимся на основных операциях, связанных с кассовым исполнением бюджета.  
Учреждения Банка России выдают средства предприятиям, учреждениям и организациям за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в соответствии с классификацией расходов и схемой ежемесячного отчета Банка России о кассовом исполнении бюджетов.  
Каковы функции кредитно-банковской системы при выполнении операций по кассовому исполнению бюджета  
Положением о Федеральном казначействе определены функции Главного правления Федерального казначейства Министерства финансов РФ, функции органов казначейства по субъектам РФ, городам с районным делением, имеющим в своем подчинении нижестоящие органы казначейства, а также функции органов казначейства по городам, районам в городах. Для реализации возложенных на систему органов Федерального казначейства задач и выполнения ими своих функций эти органы наделены определенными правами и несут соответствующие обязанности. Правомочия органов Казначейства в сфере финансовых отношений достаточно широки. Их роль значительно повышается в связи с передачей им из банковской системы функций по кассовому исполнению бюджета. В соответствии со ст. 215 Бюджетного кодекса РФ установлено казначейское исполнение бюджетов.  
Эта деятельность государства называется кассовым исполнением бюджета, порядок осуществления которого в последнее время изменился. Дело в том, что коммерческие банки практически не справились со своей задачей исполнения бюджета. Имея своей основной целью получение прибыли, они использовали пришедшие им на счета средства как бюджета, так и поступающих в бюджет налогов в коммерческих целях (в частности, играя на рынке ценных бумаг), что вызвало в стране кризис неплатежей и задержку выплат заработной платы. Тогда было решено государственные деньги аккумулировать и перераспределять через государственные органы.  

Что такое кассовое исполнение бюджета Кто его осуществляет  
Важнейшим элементом третьей стадии бюджетного процесса является кассовое исполнение бюджета, представляющее собой организацию сбора, хранения и выдачи бюджетных средств, а также ведение учета и отчетности.  
В зарубежных странах встречаются три основные системы организации кассового исполнения бюджета — казначейская, банковская и смешанная. При казначейской системе кассовое исполнение возлагается на специальный орган министерства финансов — казначейство и систему казначейских касс. При банковской системе кассовое исполнение бюджета осуществляет Центральный банк. Смешанная система предполагает кассовое исполнение бюджета как казначейскими кассами, так и банками.  
В Германии существует смешанная система исполнения бюджета. Так, на уровне федерации кассовое исполнение бюджета осуществляется по банковской системе, а на местном уровне — по казна-  
Кассовое исполнение бюджета производится учреждениями банков, где открыты счета  
Важный элемент этой стадии бюджетного процесса — кассовое исполнение бюджета, т.е. организация сбора бюджетных средств на территории страны, их хранение и выдача, а также ведение учета и отчетности. В большинстве стран существует банковская система кассового исполнения бюджета, при которой банки, в основном центральный банк, являются главным кассиром государства. В основе кассового исполнения бюджета — принцип единства кассы все бюджетные средства поступают на единый счет министерства финансов (казначейства) в центральном банке, с которого и осуществляются все расходы государства.  
Законодательство требует, чтобы кассовое исполнение бюджетов всех уровней осуществлялось терри-  
В процессе кассового исполнения бюджета Федеральное казначейство  
Деятельность ЦБ занимает особое место в финансовой и экономической системе страны. Он выпускает в обращение национальную валюту, хранит золотовалютные резервы страны, обязательные резервы КБ, выступает в качестве межбанковского расчетного центра. Он является «кредитором последней инстанции» для КБ, а также финансовым агентом правительства (осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению теку-  
Банк России выполняет функции депозитария и фискального агента Правительства России по кассовому исполнению бюджета и по обслуживанию госу- дарственного долга России, Банк России представ-  
Для учета расходов служит счет Расходов бюджета. На нем фиксируются кассовые расходы, произведенные распорядителями кредитов через Госбанк, как орган кассового исполнения бюджета, Стройбанк, через к-рый финансируется часть капитальных вложений, а также суммы, перечисленные финансовыми органами со счетов бюджета на оплату отдельных расходов, и суммы расходов, произведенных бюджетными учреждениями. Основанием для записей являются отчеты учреждений Госбанка и Стройбанка, платежные поручения финансовых органов и отчеты распорядителей кредитов. Для аналитич. учета расходов по всем бюджетам используется Книга кредитов, текущих счетов распорядителей кредитов и кассовых расходов. В этой Книге главным распорядителям кредитов по каждому текущему счету в Госбанке открываются отдельные счета, на к-рых расходы записываются общими суммами без распределения по параграфам и статьям бюджетной классификации. Для учета средств, перечисляемых в Стройбанк, открывается один счет. Учет по всем подразделениям классификации республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов осуществляют сами распорядители кредитов. Расходы, оплачиваемые с основного текущего счета местного бюджета, учитываются в той же Книге по подразделениям классификации на отдельных счетах, на к-рых записывается каждая операция. Аналитич. учет расходов по республиканским бюджетам союзных республик ведется мин-вами финансов в Ведомости доходов и расходов, при этом расходы отражаются отдельно по каждому банку. По союзному бюджету для аналитич. учета служит Книга расходов, куда записи заносятся на основании месячных отчетов учреждений Госбанка и Стройбанка.  
УЧЕТ ОТКРЫТЫХ КРЕДИТОВ осуществляется финансовыми органами, бюджетными учреждениями, Госбанком как органом кассового исполнения бюджета и Стройбанком.  
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА — см. Кассовое исполнение бюджета.  
Исполнение бюджета целиком возложено на органы исполнительной власти. Мобилизация доходов осуществляется специальным налоговым аппаратом, действующим в классовых интересах буржуазии. Органы исполнительной власти обладают широкими полномочиями по передвижению бюджетных кредитов, предоставлению сверхсметных кредитов и т. п. В ряде стран (США и др.) образовавшиеся к концу года неиспользованные бюджетные средства остаются в распоряжении пр-ва и не включаются в бюджет на следующий год. Эти скрытые бюджетные резервы расходуются на цели, даже формально не контролируемые парламентом. Кроме того, в капиталистич. странах широко распространена практика составления в ходе исполнения бюджета дополнительных смет и бюджетов (напр., в Англии, Италии, Японии). Кассовое исполнение бюджета основывается либо на казначейской, либо на банковской системе. В первом случае все доходы бюджета поступают в кассы государ-  
Важнейшая роль в учете исполнения бюджета принадлежит финансовым органам. Они учитывают доходы и расходы соответствующих бюджетов, их денежные средства, фонды, резервы, ссуды, расчеты между бюджетами, средства, переданные др. бюджетам и полученные от них, финансирование народного х-ва, социально-культурных мероприятий, расходов на управление и оборону страны и результаты исполнения бюджета проверяют организацию учета и отчетности в бюджетных учреждениях и инструктируют их по этому вопросу контролируют работу Госбанка по учету кассового исполнения бюджета и работу Стройбанка, составляют отчеты об исполнении бюджета.  
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ГОСБАНКА СССР О КАССОВОМ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА составляется учреждениями Госбанка за истекший календарный год о всех поступлениях, зачисленных в доходы союзного бюджета, республиканских бюджетов союзных республик, и о всех расходах, произведенных за счет этих бюджетов. Включает а) отчет по доходам союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик б) сведения об источниках поступления налога с оборота  
Министерство финансов СССР, мин-ва финансов союзных и автономных республик и местные финансовые органы ведут учет исполнения соответственно союзного бюджета, республиканских бюджетов союзных и автономных республик и местных бюджетов, составляют отчеты об исполнении этих бюджетов, проверяют и инструктируют бюджетные учреждения, исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся по вопросам учета и отчетности, контролируют соблюдение учреждениями Госбанка СССР установленных правил кассового исполнения бюджета и учет операций, производимых учреждениями Стройбанка СССР по исполнению государственного бюджета СССР. Все учреждения, деятельность к-рых связана с исполнением государственного бюджета СССР, составляют и представляют периодич. и годовую бухгалтерскую отчетность о получении и расходовании бюджетных средств.  
Переход России к рыночным отношениям и отказ от единой государственной формы собственности уже в начале 1990-х годов поставил государство перед необходимостью защиты своих финансовых интересов. Кассовое исполнение бюджетов всех уровней через Центральный банк России и коммерческие банки оказалось без должного контроля со стороны государства. Банковская система претерпевала кардинальные изменения и перестала быть только государственной, более того, для ее развития отвлекались и использовались финансовые средства государства. Чрезвычайно актуальным стало обеспечение учета, подконтрольности, защищенности и управляемости финансовыми ресурсами государства. Объективно сложилась необходимость создания органов исполнительной власти, способных обеспечить реализацию требований государства по управлению финансами бюджетной системы страны. История развития экономических отношений в России имеет пример такой системы учреждений. С 1821 по 1917 год главное счетоводство всех приходов и расходов осуществлялось Департаментом Государственного казначейства. Все развитые страны осуществляют исполнение государственных бюджетов через систему казначейств Швеция, США. Израиль, Австралия, Германия и т.д. В 1992 году и в России начался процесс формирования такой системы органов исполнительной власти федерального уровня — территориальных органов Федерального казначейства. Правовой основой их создания и деятельности Явились Указ Президента Российской Федерации1 и Положение о Федеральном казначействе 2.  
КАЗНАЧЕЙСТВО (the Treasury) — специальный государственный финансовый орган, контролирующий кассовое исполнение бюджета. В функции К. входят составление проекта государственного бюджета и контроль за его исполнением, эмиссия государственных ценных бумаг, контроль за расходованием бюджетных средств, контроль за поступлениями в бюджет налогов и др. сборов и т.д.  
В системе Госбанка СССР О. в. является одной из форм синтетич. учета и основной формой банковской отчетности. Представляет собой оборотный баланс, включающий остатки на начало отчетного периода, обороты за этот период и остатки на его конец по каждому балансовому и внебалансовому счету. Счета в ведомости расположены в последовательности, предусмотренной номенклатурой счетов баланса Госбанка. Составляется за год и месяц. В годовой О в. обороты по дебету и кредиту балансовых счетов показываются по счетам первого порядка, а остатки — по счетам второго порядка (см. Баланс государственного банка СССР) в месячной О. в. остатки на начало периода и обороты даются по счетам первого порядка. Детализация отчетного баланса необходима для анализа и проверки др. отчетности, основанной на данных бухгалтерского учета. По нек-рым балансовым счетам, напр по текущим счетам колхозов, просроченной задолженности по ссудам, финансированию кэпитального ремонта, межфилиальным расчетам, по счетам второго порядка показываются не только остатки, но также и обороты. Кроме оборотного баланса, в месячную О. в. включаются нек-рые др. отчетные данные суммы поступивших отказов от акцепта сче-тов-платежных требований, суммы принятых на инкассо счетов-платежных требований, оплачиваемых в порядке последующего акцепта и без акцепта, и др. О. в. высылаются учреждениями Госбанка соответствующим конторам в составе месячной бухгалтерской отчетности. Конторы используют данные ведомости для проверки др. форм бухгалтерской отчетности (по межфилиальным расчетам, эмиссионным операциям, кассовому исполнению бюджета, адм.-упр. расходам банка), а также для проверки статистич. отчетности, составляемой на основании данных бухгалтерского учета (о кассовых оборотах, кредитных вложениях, неплатежах хозяйственных организаций, зачете взаимных требований, финансировании капитальных вложений и др.). Обороты по счетам, на к-рых учитываются расчетные операции, используются конторой для составления отчетности о платежном обороте. По данным О. в контора контролирует состояние баланса и постановку бухгалтерского учета в подчиненных учреждениях банка.  
ОТДЕЛЕНИЯ ГОСБАНКА СССР —учреждения Госбанка, осуществляющие операции в районных центрах, городах и др. населенных пунктах подчиняются конторам Госбанка открываются и закрываются по приказам председателя Правления Госбанка. Госбанк СССР располагает обширной сетью отделений на 1 янв. 1964 г. их насчитывалось ок. 3300. О. Г. возглавляется управляющим, к-рый назначается, как правило, управляющим конторой Госбанка имеет обычно в своем составе группы (отделы) кредитную, кассовую и инкассации, а также бухгалтерию. При отделениях Госбанка могут организовываться приписные кассы. На О. Г. возложено краткосрочное кредитование предприятий и хозяйственных организаций, их расчетное и кассовое обслуживание, кассовое исполнение бюджета, финансирование государственных с.-х. предприятий, долгосрочное кредитование колхозов, выплата пенсий, хранение денежных средств предприятий, организаций и учреждений, а также вкладов граждан. Более широкие функции возложены на головные О. Г., к-рые обслуживают отраслевые управления совнархозов, трестов и др. хозяйственных объединений, а также производственные совхозно-колхоаные управления. Они являются головными по отношению к отделениям, обслуживающим предприятия, подчиненные хозяйственным объединениям, а также совхозы и колхозы, руководимые производственными управлениями. Головные отделения распределяют и перераспределяют лимиты кредитования между подведомственными им отделениями и агентствами, получают от них сведения о хозяйственной деятельности обслуживаемых ими предприятий, анализируют работу хозяйственных объединений и производственных совхозно-колхозных управлений в целом и др. В зависимости от того, имеет ли отделение резервные фонды денежных билетов и металлич. монеты или нет, они делятся на фондовые и бесфондовые.  
РАЙОННЫЕ РАСЧЕТНЫЕ КАССЫ ГОСБАНКА СССР — кассы по кассово-расчетному обслуживанию предприятий, организаций и учреждений в тех районных центрах, где нет отделений банка. Открываются с разрешения Правления Госбанка. Имеют самостоятельный баланс, подчинены патронирующему учреждению Госбанка. Круг их операций ограничен. В функции Р. р. к. входят прием и выдача денег хранение ценностей кассовое исполнение бюджета ведение операций по текущим счетам и расчетным субсчетам перевод средств через соответствующий филиал в др. учреждения банка. Кредитование хозяйственных организаций производится учреждением банка, в подчинении к-рого находится районная касса. Р. р. к. не имеют резервных денежных фондов. Максимальный остаток (лимит) наличных денег в кассе устанавливается учреждением банка, к-рому касса должна перечислять излишки кассовой наличности сверх установленного лимита.  
РЕВИЗИЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА — документальная проверка на месте — в республике, крае, области, округе, городе, р-не, поселковом или сельском Совете — законности, правильности и целесообразности использования средств бюджета, сохранности государственных денежных и материальных ресурсов, полноты и своевременности поступления бюджетных доходов. В процессе Р. и. б. проверяется соблюдение законов, постановлений и распоряжений пр-ва, решений органов государственной власти, правил составления и исполнения бюджета, достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности по исполнению бюджета. Основные задачи ревизии — охрана социалистич. собственности от растратчиков и расхитителей народного добра, выявление внутрихозяйственных резервов и разработка мероприятий по устранению вскрытых нарушений и недостатков. Р. и. б. является наиболее действенной и эффективной формой последующего контроля за исполнением бюджета. Она производится в мин-вах финансов союзных республик Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов СССР, в мин-вах финансов АССР, краевых, областных, окружных, городских и р-ных финансовых отделах — контрольно-ревизионными управлениями мин-в финансов союзных республик и их местными органами. В ревизиях участвуют специалисты из др. звеньев аппарата финансовых органов. В поселковых и сельских Советах Р. и. б. производят контролеры-ревизоры и аппарат рай-финотделов- Контрольно-ревизионные управления мин-в финансов проверяют кассовое исполнение бюджета в конторах и отделениях Госбанка СССР. Исполнение бюджета ревизуется также в бюджетных учреждениях, предприятиях и организациях. К проведению ревизий привлекаются представители общественности — партийных, комсомольских, профсоюзных организаций ревизуемых предприятий и учреждений, а также различные группы из общественников, создаваемые при исполкомах местных Советов депутатов трудящихся, при финансовых органах для участия в мероприятиях по улучшению финансовой работы.  

ФИНАНСИРОВАНИЕ —в социалистич. странах предоставление предприятиям, организациям и учреждениям денежных средств за счет бюджетных ассигнований (см. Бюджетное финансирование) и направление их собственных ресурсов для бесперебойного покрытия затрат на расширенное воспроизводство, а в отношении организаций и учреждений непроизводственной сферы — на расширение их сети и текущее содержание. Включает в себя -а) определение потребностей в денежных средствах и источников их удовлетворения б) выдачу средств распорядителям кредитов (см.), организацию кассового исполнения бюджета и расходования собственных средств предприятий и хозяйственных организаций в) кон-чроль за правильным, целевым и экономным расходованием средств. Иногда термин Ф. применяется в широком смысле слова, охватывая также краткосрочные и долгосрочные банковские кредиты.  
ЦЕНТРАЛЬНАЯ КАССА(ЦЕНТРОКАССА) НАРКОМФИНА СССР — бюджетный орган, осуществлявший кассовое обслуживание центральных учреждений в период существования казначейской системы исполнения бюджета (см.) через приходо-расходные кассы Нар-комфина. Упразднена в 1928 г. при передаче кассового исполнения бюджета Госбанку.  
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК КНДР (до февр. 1959 г. — Центральный банк Северной Кореи) — эмиссионный, кредитный и расчетный центр КНДР создан 29 окт. 1946 г. Ресурсы состоят из собственных средств (уставный и резервный фонды, резервный фонд мин-ва финансов и прибыль банка, находящаяся в его распоряжении до распределения). При учреждении Ц. б. КНДР его уставный фонд был определен в 500 млн. вон прирост фонда производится за счет отчисления 40% ежегодной прибыли банка 10% прибыли перечисляется в резервный фонд, а остальная часть — в государственный бюджет. Источниками ресурсов банка являются, кроме того, бюджетные средства, средства на расчетных счетах государственных и кооперативных предприятий и организаций, на текущих счетах бюджетных учреждений и организаций, сберегательные вклады населения, ресурсы др. кредитных учреждений, имеющих корреспондентские счета в Ц. б. КНДР. На банк возложены след, функции краткосрочное кредитование всех отраслей народного х-ва эмиссия денег, регулирование и контроль за денежным обращением кассовое исполнение бюджета расчетные операции между предприятиями и организациями аккумуляция временно свободных денежных средств предприятий, общественных оргаяиза-ций и частных лиц руководство сберегательным делом, ведение международных расчетов. С 1 сент. 1951 г. Ц. б. КНДР выделен из состава мин-ва финансов и передан в непосредственное подчинение пр-ву.  
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА СССР составляется финансовыми органами по соответствующим звеньям бюджетной системы. В сводном виде по СССР включает отчеты об исполнении союзного бюджета и государственных бюджетов союзных республик. Каждый финорган составляет отчет по бюджету, исполняемому непосредственно им, и сводный отчет соответственно по Союзу, республике, области и т. д. Основанием для этих отчетов служат а) годовые бухгалтерские отчеты и балансы мин-в и ведомств (по союзному и республиканским бюджетам), совнархозов (по республиканским бюджетам союзных республик) и отделов исполкомов (по всем местным бюджетам), б) годовые отчеты учреждений Госбанка о кассовом исполнении бюджета, в) годовые отчеты учреждений Стройбанка и Госбанка о финансировании капитальных вложений и др. мероприятий из бюджета и г) материалы ведущегося в данном финоргане бухгалтерского учета исполнения бюджета. По союзному бюджету включаются, кроме того, сведения из годового отчета ВЦСПС об исполнении бюджета социального страхования.  

В-63. Исполнение бюджета. Кассовое исполнение бюджета

Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджета субъектов РФ, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим испол­нительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Организация испол­нения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Бюджет исполняется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Сводная бюджетная роспись— документ, который составляется и ведется финансовым органом в целях организации исполнения бюд­жета по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета. Кассовый план- прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовым году. Порядок составления и ведения кассового плана возложен на финансовый орган или упол­номоченный орган исполнительной власти (местную администрацию).

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов БС РФ (проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета (ст. 6 БК РФ)) осуществляется Федеральным казначейством.

При кассовом обслуживании исполнения бюджетов:

■ учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых органами Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Банка России;

■ управление средствами на счетах бюджетов осуществляется финансовыми органами или иными уполномоченными органами в со­ответствии с НПА РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами;

■ кассовые выплаты из бюджета производятся органом Феде­рального казначейства на основании представленных платежных документов, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета;

■ все операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учи­тываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации РФ.

Исполнение бюджета производится отдельно по доходам и рас­ходам, а также по источникам финансирования дефицита бюджета.

По доходам исполнение бюджета предусматривает:

■ зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет;

■ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;

■ зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм;

■ уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюд­жеты БС РФ;

■ перечисление Федеральным казначейством средств, необхо­димых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов по ним, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенных для учета поступлений и их распределения между бюджетами БС РФ.

Исполнение по расходам предусматривает при­нятие бюджетных обязательств, их подтверждение, санкционирование оплаты денежных обязательств, подтверждение исполнения денежных обязательств.

Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными администраторами и администра­торами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью.

Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций органов Федерального казначейства по рас­пределению поступлений отчетного финансового года между бюдже­тами бюджетной системы РФ и их зачислению в соответствующие бюджеты, которые производятся в первые пять рабочих дней текущего финансового года.

При завершении текущего финансового года финансовый орган устанавливает порядок обеспечения получателей бюджетных средств наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятель­ности в нерабочие праздничные дни в России в январе очередного финансового года.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов

Кассовое обслуживание исполнения бюджета — это проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета. Согласно ст. 215.1 БК РФ кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством (ФК). Разработанный ФК порядок организации работы по доведению через его органы объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета позволил ускорить получение этой информации распорядителями и получателями средств федерального бюджета и расширить их возможности в части проведения кассовых операций за счет бюджетных средств.

Федеральное казначейство

Основным направлением реформы бюджетного процесса РФ является широко применяемая в мире концепция (модель) «бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования». Ее суть заключается в распределении бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

В рамках этой реформы разработана новая система бюджетного учета и отчетности, позволяющая контролировать не только правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования по каждому бюджетному году, а также объективно оценивать активы и обязательства органов государственной власти страны.

Немаловажная роль в процессе реформирования бюджетного учета и отчетности отведена ФК. Так, согласно Положению о Федеральном казначействе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (далее — Положение N 703), ФК является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Свою деятельность ФК осуществляет непосредственно через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.

Круг полномочий ФК обширен. Так, согласно п. 5 Положения N 703:

  • доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
  • ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • открывает в Центральном банке РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
  • открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
  • составляет и представляет в Министерство финансов РФ оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ;
  • осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
  • обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы РФ от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в ФК, и другие.

Таким образом, органы Федерального казначейства (ОФК) являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств.

В целях реализации своих полномочий согласно п. 6 Положения N 703 ФК имеет право:

  • запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;
  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;
  • контролировать деятельность территориальных ОФК;
  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные ОФК по согласованию с министром финансов РФ и другие (п. 6 Положения N 703).

Кассовое исполнение бюджетов бюджетной системы РФ ОФК направлено на осуществление и учет операций:

  • по кассовым поступлениям в бюджет и распределению полученных доходов между бюджетами бюджетной системы РФ;
  • по кассовым выплатам из бюджета.

Кассовые поступления в бюджет

Операции по кассовым поступлениям в бюджетную систему РФ в части федеральных, региональных и местных налогов, сборов и иных платежей и их распределение между бюджетами бюджетной системы РФ производятся в порядке, установленном Приказом N 116н <1>.

<1> Приказ Минфина России от 16.12.2004 N 116н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ».

Учет поступлений в российской валюте и их распределение между бюджетами осуществляются на счетах, открытых территориальным ОФК для учета доходов, распределяемых между бюджетами. Учет поступлений в иностранной валюте осуществляется на иных счетах, открытых ФК для учета средств федерального бюджета в иностранной валюте.

Органы ФК осуществляют учет поступлений и их распределение между бюджетами по кодам бюджетной классификации РФ, при этом ими последовательно выполняются следующие действия (п. 5 разд. 3 Приказа N 116н):

  • получение выписки со счета от ЦБ РФ, учреждений ЦБ РФ и кредитных организаций с приложением расчетных документов, а также платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений;
  • группирование поступлений за операционный день по кодам бюджетной классификации;
  • распределение сгруппированных по кодам бюджетной классификации поступлений между бюджетами;
  • осуществление перерасчета поступлений, распределенных к зачислению в бюджеты;
  • оформляют справки органа Федерального казначейства (ф. 0512090);
  • оформляют платежные поручения на возврат плательщикам ошибочно перечисленных сумм поступлений, принадлежность которых к доходам бюджетов не установлена;
  • оформляют платежные поручения на перечисление поступлений в соответствующие бюджеты;
  • оформляют платежные поручения на возврат плательщикам поступлений в бюджет, представленные администраторами поступлений в бюджет;
  • формируют информацию о поступлениях для администраторов поступлений в бюджет, а также для соответствующих финансовых органов, организующих исполнение бюджетов (далее — финансовые органы).

Суммы поступлений за операционный день, сгруппированные по кодам бюджетной классификации, распределяются между бюджетами в соответствии с нормативами отчислений, установленными бюджетным законодательством РФ. В случае если органы ФК осуществляют на своих счетах учет поступлений от уплаты региональных и местных налогов, сборов и иных платежей, распределение между бюджетами осуществляется по нормативам, установленным законами субъектов РФ о бюджете на соответствующий год, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Учет сумм поступлений и их распределение между бюджетами осуществляются по кодам бюджетной классификации РФ, указанным в расчетных документах, с учетом соответствия кода администратора поступлений в бюджет и кода вида дохода, установленного для администратора законодательством РФ, законодательством субъекта РФ или решениями представительных органов местного самоуправления.

Для определения сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, формируется Сводная ведомость поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты (ф. 0512107), в которой по каждому коду бюджетной классификации подводится итог.

Органом ФК формируются платежные поручения на перечисление сумм поступлений в соответствующие бюджеты с указанием в поле «Назначение платежа» платежного поручения кодов бюджетной классификации и сумм поступлений по видам доходов по итоговым данным Сводной ведомости поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты.

Кассовые выплаты из бюджета

Процедура финансирования исполнения бюджета по расходам заключается в расходовании бюджетных средств участниками бюджетного процесса. Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. В связи с этим рассмотрим порядок доведения до участников бюджетного процесса объемов финансирования, лимитов бюджетных обязательств.

Доведение до главных распорядителей объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов

Основным документом, регулирующим порядок организации работы по доведению объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета, является Приказ N 50н <2>.

<2> Приказ Минфина России от 10.06.2003 N 50н «Об утверждении Порядка организации работы по доведению через территориальные органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета».

Согласно разд. 2 Приказа N 50н доведение до главных распорядителей объемов финансирования расходов производится на основании утвержденной сводной бюджетной росписи с поквартальным распределением расходов федерального бюджета в разрезе функциональной классификации расходов бюджетов РФ (раздел, подраздел), которая представляется Минфином России в ФК на бумажном носителе и в электронном виде.

На основании утвержденной сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств ФК направляет главным распорядителям уведомления (казначейские уведомления) об объемах бюджетных ассигнований, лимитах бюджетных обязательств и объемах финансирования расходов (ф. 0512040).

Казначейское уведомление формируется в:

  • полном формате;
  • сокращенном формате.

Казначейское уведомление полного формата составляется не реже четырех раз в год в начале каждого квартала финансового года.

В казначейском уведомлении полного формата указываются суммы по всем целевым направлениям расходов федерального бюджета, предусмотренным на год для главного распорядителя в сводной бюджетной росписи, и лимитов бюджетных обязательств с выделением текущих изменений (увеличений или уменьшений) лимитов бюджетных обязательств в разрезе функциональной классификации расходов бюджетов РФ (раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов) (далее — функциональная классификация) и экономической классификации расходов бюджетов РФ (далее — экономическая классификация).

Объемы финансирования расходов в казначейском уведомлении полного формата указываются в разрезе разделов и подразделов функциональной классификации нарастающим итогом с начала финансового года с выделением сумм текущих изменений (увеличений или уменьшений) объемов финансирования расходов.

Объемы финансирования расходов доводятся ФК до главных распорядителей исходя из того, что объемы финансирования расходов с начала года не должны превышать лимиты бюджетных обязательств на год.

В течение текущего квартала финансового года может составляться казначейское уведомление сокращенного формата.

В казначейском уведомлении сокращенного формата указываются по кодам функциональной и экономической классификаций суммы лимитов бюджетных обязательств, подлежащие изменению в соответствии с данным казначейским уведомлением. Лимиты бюджетных обязательств, доводимые данным казначейским уведомлением, указываются в целом на год с выделением сумм изменений (увеличений или уменьшений) относительно ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств. Объемы финансирования расходов, доводимые казначейским уведомлением, указываются нарастающим итогом с начала года с выделением сумм изменений (увеличений или уменьшений) на текущий квартал относительно ранее доведенных объемов финансирования в разрезе разделов и подразделов функциональной классификации.

Доведение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов распорядителям и получателям

Согласно разд. 3 Приказа N 50н распорядители и получатели бюджетных средств, находящиеся в ведении главного распорядителя, уведомляются расходными расписаниями о распределении им лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов.

Расходные расписания оформляются главным распорядителем по каждому из находящихся в его ведении распорядителю и получателю. На обеспечение своего содержания, включая осуществление централизованных мероприятий, главный распорядитель также оформляет расходное расписание.

Главными распорядителями расходные расписания представляются в ФК в двух экземплярах: на бумажном носителе и в электронном виде, для отражения на лицевом счете распорядителя средств, открытом главному распорядителю в ФК. При наличии электронного документооборота между главным распорядителем и территориальным ОФК порядок представления расходных расписаний определяется договором (соглашением) об обмене электронными документами.

Причем лимиты бюджетных обязательств на финансовый год и объемы финансирования расходов с начала финансового года, распределенные главным распорядителем по находящимся в его ведении распорядителям и получателям, а также на обеспечение содержания главного распорядителя, включая осуществляемые им централизованные мероприятия, не должны превышать лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов, доведенные ему казначейскими уведомлениями, по соответствующим кодам Бюджетной классификации РФ (далее — бюджетная классификация).

Показатели, отраженные в сформированных главным распорядителем расходных расписаниях, учитываются на лицевом счете распорядителя средств, открытом в ФК, с начала финансового года по каждому распорядителю и получателю, находящемуся в его ведении. Затем ФК направляет в электронном виде как отдельные расходные расписания главного распорядителя, так и расходные расписания, сформированные ФК на основании представленных главными распорядителями реестров расходных расписаний, по принадлежности в территориальные ОФК по месту открытия соответствующих лицевых счетов распорядителям или получателям.

Территориальный ОФК учитывает лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов, указанные в поступившем от главного распорядителя расходном расписании, на соответствующем лицевом счете распорядителя или получателя. Копия расходного расписания главного распорядителя, заверенная территориальным ОФК, прилагается к выписке из соответствующего лицевого счета, выдаваемой распорядителю или получателю не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления расходного расписания в территориальный ОФК.

Распределение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов распорядителем оформляется расходным расписанием по каждому находящемуся в его ведении распорядителю и получателю, а также на содержание распорядителя, включая осуществляемые распорядителем централизованные мероприятия.

Лимиты бюджетных обязательств на финансовый год и объемы финансирования расходов с начала финансового года, отраженные распорядителем в расходных расписаниях по находящимся в его ведении распорядителям и получателям, а также на обеспечение содержания распорядителя, включая осуществляемые распорядителем централизованные мероприятия, не должны превышать лимиты бюджетных обязательств на финансовый год и объемы финансирования расходов с начала финансового года, доведенные ему расходным расписанием главного распорядителя (вышестоящего распорядителя).

Территориальный ОФК на основании реестра расходных расписаний распорядителя в электронном виде направляет расходные расписания распорядителя в территориальные ОФК по месту открытия соответствующих лицевых счетов находящимся в ведении распорядителя нижестоящим распорядителям и получателям.

В свою очередь, территориальный ОФК по месту нахождения соответствующего лицевого счета распорядителя или получателя, которому адресовано расходное расписание, осуществляет контроль поступившего расходного расписания главного распорядителя (распорядителя). При этом указанные в расходном расписании лимиты бюджетных обязательств на финансовый год не должны быть меньше кассовых расходов получателя с учетом принятых территориальными ОФК на учет бюджетных обязательств данного получателя. А объемы финансирования расходов с начала финансового года — соответственно, меньше объемов финансирования расходов, распределенных распорядителем, или произведенных получателем кассовых расходов с начала финансового года.

Порядок открытия лицевых счетов

При кассовом обслуживании исполнения бюджетов органами ФК учет операций со средствами бюджетов осуществляется на лицевых счетах, которые открываются главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств.

Основным документом, регламентирующим порядок открытия и ведения лицевых счетов, является Инструкция «О порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета», утвержденная Приказом Минфина России от 31.12.2002 N 142н (далее — Инструкция N 142н).

Согласно п. 8 Инструкции N 142н лицевые счета в ОФК открываются клиентам, включенным в Реестр получателей средств федерального бюджета.

Лицевой счет клиентам в ОФК открывается по месту их нахождения. Для открытия клиенту лицевого счета в ОФК, обслуживающем иное административно-территориальное образование, возможно только с разрешения руководителя вышестоящего ОФК. Причем каждому клиенту для учета операций со средствами федерального бюджета может быть открыт только один лицевой счет соответствующего вида (п. 9 Инструкции N 142н).

Для открытия лицевого счета получатель средств (за исключением обособленного подразделения) представляет в ОФК следующие документы:

  1. заявление на открытие лицевого счета;
  2. копию учредительного документа, заверенную учредителем или нотариально;
  3. копию документа о государственной регистрации, заверенную учредителем, нотариально либо органом, осуществившим государственную регистрацию;
  4. карточку образцов подписей, заверенную подписью руководителя (его заместителя) вышестоящей организации и оттиском гербовой печати вышестоящей организации или нотариально;
  5. копию свидетельства налогового органа о постановке на учет, заверенную нотариально либо выдавшим его налоговым органом.

В течение пяти рабочих дней после обращения клиента в орган федерального казначейства проверяются представленные клиентом документы, необходимые для открытия соответствующего лицевого счета, после чего открывается лицевой счет или документы возвращаются клиенту с письменным обоснованием причины возврата. Открытие лицевого счета осуществляется по разрешительной надписи руководителя и главного бухгалтера органа федерального казначейства на заявлении на открытие лицевого счета.

Для подтверждения подписи лиц, которые могут распоряжаться бюджетными средствами, оформляется карточка образцов подписей, заверенная подписью руководителя (его заместителя) вышестоящей организации и оттиском гербовой печати вышестоящей организации или нотариально. На каждом экземпляре карточки главный бухгалтер (его заместитель) органа ФК указывает номера открытых клиенту лицевых счетов и визирует карточку разрешительной надписью.

Открытый лицевой счет в органах казначейства предназначен для учета операций по отражению доведенных лимитов бюджетных обязательств, объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета, принятых денежных обязательств, кассовых расходов получателя средств в процессе исполнения расходов федерального бюджета (далее — лицевой счет получателя средств).

Получатели бюджетных средств могут использовать их исключительно на:

  • оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
  • перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;
  • командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;
  • оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
  • оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Этот перечень расходов является закрытым, и расходование бюджетных средств на другие цели не допускается.

Использование получателями бюджетных средств может производиться:

  • путем безналичного списания бюджетных средств с лицевых счетов;
  • наличными денежными средствами.

Безналичное списание бюджетных средств

Получатели бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов осуществляют погашение бюджетных ассигнований путем представления в ОФК платежных документов и иных документов, необходимых для совершения платежа (счета-фактуры, накладной, акта, договора и т.д.).

Органы ФК проверяют правильность оформления документов и их соответствие установленным законом требованиям (правильное заполнение документа, соответствие направления платежа бюджетным ассигнованиям и т.п.). В случае соблюдения всех правил ОФК производит исполнение денежных обязательств путем проставления разрешительной надписи.

Получение наличных бюджетных средств

Учет средств, предназначенных для выдачи наличных денег бюджетополучателям, лицевые счета которых открыты в ОФК, а также прием от бюджетополучателей наличных денег осуществляются в банках на основании договора банковского счета на лицевых счетах ОФК, открытых на отдельном балансовом счете в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России.

Для определения потребности в наличных денежных средствах органы федерального казначейства получают от обслуживаемых ими организаций кассовые заявки по ф. 0408027. Получателями средств кассовые заявки составляются на предстоящий квартал с разбивкой по месяцам.

Причем в кассовую заявку включаются суммы по получению наличных денежных средств без учета безналичных перечислений. Например, при расчете потребности наличных денежных средств на оплату труда не учитываются суммы подоходного налога, профсоюзных взносов и других перечислений.

Получателю наличных денежных средств по его заявлению ОФК выдается чековая книжка. Ответственность за ее сохранность несет получатель средств.

В ОФК за день перед получением наличных средств получатель представляет:

  • заявку на получение наличных денег, в которой указываются: серия, номер и дата денежного чека; номер лицевого счета организации, с которого будут выдаваться денежные средства; должность, фамилия, имя, и отчество представителя организации, на которого выписан денежный чек; данные паспорта или иного удостоверяющего личность документа. На оборотной стороне заявки указываются показатели бюджетной классификации РФ, соответствующие целям получения наличных денег по данному денежному чеку, и суммы.
  • денежный чек, в котором указываются полное или сокращенное наименование ОФК; его счет; полное или сокращенное наименование получателя средств; данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность получателя, на которого выписан денежный чек; назначение сумм платежа в соответствии с номенклатурой символов отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций.

Обратите внимание: ответственность за достоверность проставленных в денежном чеке символов несет организация — получатель денежных средств.

На корешке денежного чека подписями руководителя и главного бухгалтера организации — получателя денежных средств заверяется подпись представителя организации, на которого выписан денежный чек.

Представленные организацией документы на получение наличных средств проверяются ОФК на соответствие подписей лиц образцам, имеющимся в карточке образцов подписей; правильность указания показателей бюджетной классификации РФ в соответствии с содержанием производимой операции; на наличие остатков лимитов бюджетных обязательств. В случае нарушения требований оформления денежного чека он подлежит погашению в установленном порядке путем перечеркивания его лицевой стороны и надписью «аннулировано», заверенной подписью главного бухгалтера организации — получателя бюджетных средств.

Проверенный таким образом денежный чек за подписью лиц, включенных в карточку образцов подписей, и с оттиском печати ОФК, представленной в банк в установленном порядке, возвращается получателю средств.

Органы ФК производят списание с лицевого счета соответствующих сумм в день представления заявки с приложенным к ней денежным чеком.

На основании платежного поручения с отметкой банка об исполнении поступление денежных средств на счет ОФК для выплаты наличных денег отражается проводкой:

Дебет счета 1 203 04 510 «Поступления средств на счета органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, для выплаты наличных денег»

Кредит счета 1 306 00 730 «Увеличение кредиторской задолженности по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов»

Списание наличных денег на основании документов, полученных от банка, выдавшего наличные деньги, отражается проводкой:

Дебет счета 1 306 00 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов»

Кредит счета 1 203 04 610 «Выбытия средств на счета органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, для выплаты наличных денег».

Восстановление кассовых расходов

Иногда у получателей наличных денежных средств возникает ситуация, когда им приходится возвращать наличные денежные средства в банк, например, если не получена вовремя заработная плата, отнесенная на депонент, не использованы в полной сумме командировочные расходы и так далее.

Согласно п. 2.1.1 Положения о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ, утвержденного ЦБ РФ 09.10.2002 N 199-П (далее — Положение N 199-П), прием денежной наличности от организаций в приходную кассу кредитной организации производится по объявлениям на взнос наличными по ф. 0402001, состоящий из трех частей: объявления, ордера и квитанции (далее — Объявление).

В Объявлении на взнос наличными в поле «Получатель» указывается полное или сокращенное наименование ОФК и номер его счета, в скобках проставляется полное или сокращенное наименование получателя средств, внесшего наличные деньги, а также номер соответствующего лицевого счета, открытого получателю средств в ОФК.

В поле «Источник взноса» получатель средств указывает символы отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций и показатели бюджетной классификации РФ, по которым вносимые средства подлежат отражению на соответствующем лицевом счете получателя средств.

В органах ФК возврат неиспользованных наличных денег оформляется проводками:

  • на основании Ордера к Объявлению на взнос наличными, приложенного к выписке банка, и Справки ф. 0504833:

Дебет счета 1 203 04 510 «Поступления средств на счета органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, для выплаты наличных денег»

Кредит счета 1 306 00 730 «Увеличение кредиторской задолженности по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов»;

  • на основании платежного поручения на перечисление возвращенных средств на счет ОФК, Справки ф. 0504833:

Дебет счета 1 306 00 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов»

Кредит счета 1 203 04 610 «Выбытия средств на счета органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, для выплаты наличных денег».

И.Зернова

Зам. главного редактора

журнала «Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение»