Киотская конвенция участники

Международная конвенция об упрощении и гармонизации Таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.) (в редакции Протокола от 26 июня 1999 г.)

  • Глава I. Определения (ст. 1)
    • Статья 1
  • Глава II. Сфера применения и структура (ст.ст. 2 — 5)
  • Глава III. Управление Конвенцией (ст.ст. 6 — 7)
  • Глава IV. Договаривающаяся Сторона (ст.ст. 8 — 17)
  • Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 18 — 20)
  • Генеральное приложение
    • Глава 1. Общие положения
    • Глава 2. Определения
    • Глава 3. Очистка и другие таможенные формальности
    • Глава 4. Пошлины и налоги
    • Глава 5. Гарантии
    • Глава 6. Таможенный контроль
    • Глава 7. Применение информационных технологий
    • Глава 8. Взаимоотношения между таможенной службой и третьими сторонами
    • Глава 9. Информация, решения и предписания таможенной службы
    • Глава 10. Жалобы по таможенным вопросам
  • Специальное приложение А. Прибытие товаров на таможенную территорию
    • Глава 1. Формальности, предшествующие подаче декларации на товары
    • Глава 2. Временное хранение товаров
  • Специальное приложение В. Импорт
    • Глава 1. Очистка для внутреннего потребления
    • Глава 2. Реимпорт в неизменном состоянии
    • Глава 3. Освобождение от импортных пошлин и налогов
  • Специальное приложение С. Экспорт
    • Глава 1. Полный экспор
  • Специальное приложение D. Таможенные склады и свободные зоны
    • Глава 1. Таможенные склады
    • Глава 2. Свободные зоны
  • Специальное приложение Е. Транзит
    • Глава 1. Таможенный транзит
      • Приложение. Минимальные требования, предъявляемые к таможенным пломбам и крепежным приспособлениям
    • Глава 2. Перегрузка
    • Глава 3. Каботажная перевозка товаров
  • Специальное приложение F. Переработка
    • Глава 1. Переработка на таможенной территории
    • Глава 2. Переработка вне таможенной территории
    • Глава 3. Возврат
    • Глава 4. Переработка товаров для внутреннего потребления
  • Специальное приложение G. Временный допуск
    • Глава 1. Временный допуск
  • Специальное приложение H. Правонарушения
    • Глава 1. Таможенные правонарушения
  • Специальное приложение J. Специальные процедуры
    • Глава 1. Пассажиры
    • Глава 2. Почтовые перевозки
    • Глава 3. Транспортные средства коммерческого пользования
    • Глава 4. Припасы
    • Глава 5. Поставки помощи
  • Специальное приложение К. Происхождение товаров
    • Глава 1. Правила происхождения
    • Глава 2. Документальное подтверждение происхождения
      • Приложение I. Сертификат о происхождении
      • Приложение II. Примечания
      • Приложение III. Правила оформления сертификата о происхождении
    • Глава 3. Проверка документального подтверждения происхождения

Международная конвенция
об упрощении и гармонизации Таможенных процедур
(Киото, 18 мая 1973 г.)
(в редакции Протокола от 26 июня 1999 г.)

ГАРАНТ:

См. статус настоящей Конвенции

Преамбула

Договаривающиеся Стороны настоящей Конвенции, разработанной под руководством Совета таможенного сотрудничества,

стремясь устранить расхождения в таможенных процедурах и практике Договаривающихся Сторон, способные затруднить осуществление международной торговли и иных видов международного обмена,

исполненные желанием внести действенный вклад в развитие такого вида торговли и обмена путем упрощения и гармонизации таможенных процедур и практики, а также поощрения международного сотрудничества,

отмечая, что значительные преимущества, связанные с облегчением международной торговли, могут быть достигнуты без ущерба для соответствующих стандартов таможенного контроля,

признавая, что такие упрощение и гармонизация могут быть достигнуты применением, в частности, следующих принципов:

— выполнение программ, преследующих цель непрерывного совершенствования таможенных процедур и практики и тем самым повышения их эффективности и действенности;

— применение таможенных процедур и практики предсказуемым, последовательным и транспарентным образом;

— предоставление заинтересованным сторонам всей необходимой информации, касающейся таможенных законов, нормативных актов, административных рекомендаций, процедур и практики;

— применение современных методов, таких, как контроль на основе управления рисками и методов аудита и максимальное практическое использование информационных технологий;

— взаимодействие во всех надлежащих случаях с другими государственными органами власти, другими таможенными администрациями и торговыми сообществами;

— выполнение соответствующих международных стандартов;

— предоставление сторонам, которых это касается, беспрепятственного доступа к обзорам административной и судебной практики,

будучи убежденными в том, что включающий в себя вышеперечисленные цели и принципы международный документ, который Договаривающиеся Стороны обязуются применять, обеспечит высокую степень упрощения и гармонизации таможенных процедур и практики, что является важнейшей целью Совета таможенного сотрудничества, и тем самым внесет значительный вклад в облегчение международной торговли,

договорились о нижеследующем:

Киотская конвенция

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее – Киотская конвенция) была заключена в Киото в 1973 г. В 1999 г. в Брюсселе Всемирной таможенной организацией была одобрена новая редакция Конвенции. Пересмотренная Киотская конвенция вступила в силу 3 февраля 2006 г. Целью Киотской Конвенции является упрощение и гармонизация таможенных процедур и правил. По сути Киотская конвенция является универсальным кодифицированным международно-правовым актом в области таможенного дела, регулирующим практически все таможенные вопросы.

Конвенция, с одной стороны, направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и таможенного контроля, а с другой стороны – на то, чтобы такое ускорение и упрощение не привели к нанесению ущерба интересам государства и общества (в части пополнения доходной части государственного бюджета и защиты внутреннего рынка). Конвенция предусматривает, что направлением, в котором должны двигаться таможенные администрации в современных условиях, является переход на методы таможенного контроля, основанные на применении пост — аудита и управления рисками.

Киотской конвенцией зафиксированы следующие семь специальных принципов международного таможенного права: 1) реализация программ, направленных на непрерывное совершенствование таможенных процедур с целью повышения их эффективности; 2) предсказуемое, последовательное и четкое выполнение таможенных процедур и осуществление таможенной деятельности; 3) предоставление заинтересованным сторонам всей необходимой информации, о таможенном законодательстве, административных распоряжениях и процедурах; 4) применение современных методов таможенного контроля, а также максимально широкое использование информационных технологий; 5) сотрудничество во всех приемлемых случаях с другими государственными органами, другими таможенными службами иностранных государств и бизнесом; 6) соблюдение на практике соответствующих международных стандартов; 7) принцип обеспечения беспрепятственного доступа заинтересованным сторонам к административным и судебным процедурам обжалования.

Киотская конвенция является ориентиром в построении и унификации таможенных законодательств разных стран. Пересмотренная Киотская конвенция учитывает и подходы, касающиеся таможенных вопросов, сформулированные в ряде норм Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ). Так, в Конвенции нашли отражение Статья V ГАТТ «Свобода транзита», Статья VIII ГАТТ «Сборы и формальности, связанные с ввозом и вывозом» и ряд других.

Положения Конвенции сформулированы не в виде норм прямого действия, а в виде принципов, призванных выработать на их основе конкретные правила регулирования тех или иных процедур, что позволит найти баланс между ускорением и упрощением таможенных формальностей как мерой содействия внешнеторговой деятельности и обеспечением надежности таможенного контроля, т.е. достичь компромисса между интересами бизнес — сообщества и государства.

Структурно Конвенция состоит из текста Конвенции, а также Генерального и Специального приложения. Генеральное приложение содержит базовые принципы и подходы к таможенному регулированию, его положения применяются ко всем институтам таможенного дела. Принятие Генерального приложения к Конвенции является обязательным для присоединяющейся к Конвенции страны.

Специальные приложения посвящены отдельным процедурам и режимам. При присоединении к Конвенции договаривающаяся сторона вправе принять любое из них, либо вообще не принимать ничего из Специальных приложений. Хотелось бы обратить внимание на то, что в формулировках Специальных приложений не оговаривается применение либо неприменение мер нетарифного регулирования ВЭД, то есть положения Конвенции не препятствуют применению национального законодательства в отношении запретов и ограничений, применяемых к товарам, подлежащим таможенному контролю.

Важно отметить, что по условиям Конвенции не просто допускается, но приветствуется установление договаривающейся стороной Конвенции в своем национальном законодательстве, касающемся таможенного регулирования, более благоприятных условий, чем предусмотрено в Конвенции.

Главный принцип, проходящий через все положения Киотской конвенции, связан с необходимостью упрощения таможенных процедур в целях ускорения внешнеторгового товарооборота, содействия торговле и снятия необоснованных административных барьеров. При этом Конвенция содержит и ряд вполне конкретных предписаний, указывающих на то, в каких формах государство в лице таможенной службы должно строить свои отношения с бизнес — сообществом.

В соответствии с философией Киотской конвенции таможенный контроль как способ обеспечения надлежащего применения таможенного законодательства и соблюдения предписаний других подзаконных и нормативных актов должен осуществляться при максимальном облегчении условий для международной торговли. Поэтому таможенный контроль должен ограничиваться минимумом, необходимым для достижения основных целей, и должен осуществляться на основе выборочности и при максимально возможном применении методов управления рисками. Для совершенствования таможенного контроля таможенные службы должны, где это возможно, использовать информационные технологии. Областями применения информационных технологий могут быть сбор и обработка данных, документальный контроль, система управления рисками и т.п.

Такая философия таможенного контроля основана на том, что все проверить и обеспечить полную достоверность сведений, представляемых таможенным органам, невозможно. Досмотр каждой партии грузов представляет собой неприемлемое и ненужное бремя и фактически просто парализует мировую торговлю. Поэтому ограниченные ресурсы таможенных органов необходимо использовать с наибольшей эффективностью и сосредоточить усилия на наиболее уязвимых операциях и поставках, для чего необходимо использование таможенными органами систем анализа и управления рисками, что позволит: сосредоточить внимание на областях повышенного риска и тем самым более эффективно использовать свои ресурсы; повысить возможности выявления таможенных правонарушений, а также участников внешней торговли и пассажиров, не соблюдающих требований таможенного законодательства; предоставить законопослушным участникам внешней торговли и пассажирам более благоприятные условия; ускорить торговлю и передвижения.

С другой стороны, там, где рисков несоблюдения законодательства нет либо где риски минимальны с точки зрения последствий возможных нарушений, нужно предлагать бизнесу самые упрощенные технологии таможенного оформления, не допускать неоправданных издержек предпринимателей, связанных с простоем транспортных средств, перевозкой товаров, их хранением на таможенном терминале.

Также Киотская конвенция предусматривает, чтотаможенные службы должны устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешней торговли в целях развития сотрудничества и содействия их участию во внедрении наиболее эффективных методов работы, согласующихся с национальным законодательством и международными договорами. Всемирная таможенная организация исходит из того, что консультации с участниками внешнеэкономической деятельности являются неотъемлемой частью современного таможенного администрирования. Принцип необходимости сотрудничества бизнеса и государства при установлении и внедрении правил и процедур, обеспечивающих развитие международной торговли без ущерба для интересов государства, является сквозным для Киотской конвенции.

Вступивший в силу с 1 июля 2007 г. новый Таможенный кодекс Республики Беларусь во многом основывается на принципах Киотской конвенции. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права, что является одной из главных черт правового государства. Поэтому, в целях совершенствования национального таможенного законодательства, с учетом заявленной цели вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию представляется целесообразным присоединение нашей страны к Киотской конвенции.

Присоединение Беларуси к Киотской конвенции должно придать дополнительный импульс развитию официальных отношений между таможней и бизнесом, будет способствовать преодолению закрытости таможенного регулирования и стимулировать совместную работу по совершенствованию таможенного законодательства и практики его применения.

Размыслович К.Р., Белорусский Национальный Технический Университет

Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (в редакции Протокола от 26 июня 1999 года) (Киото, 18 мая 1973 г.)

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ

по упрощению и гармонизации

таможенных процедур

(Киотская конвенция)

Киото, 18 мая 1973 г.

(В редакции Протокола от 26 июня 1999 года)

Вводная часть

Глава I. Определения (Статья 1)

Глава II. Сфера применения и структура

(Статьи 2-5)

Глава III. Управление конвенцией (Статьи 6-7)

Глава IV. Договаривающаяся сторона

(Статьи 8-17)

Глава V. Заключительные положения

(Статьи 18-20)

Генеральное приложение (Главы 1-10)

Специальные приложения (Приложения А-Л)

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Договаривающиеся стороны настоящей Конвенции, разработанной под эгидой Совета по таможенному сотрудничеству,

Стремясь устранить расхождения между таможенными процедурами и деятельностью Договаривающихся сторон, которые могут препятствовать международной торговле и прочему международному обмену,

Желая эффективно благоприятствовать развитию такой торговли и обмена путем упрощения и гармонизации таможенных процедур и практики, а также благоприятствуя международному сотрудничеству,

Принимая во внимание, что может быть достигнута значительная выгода от облегчения международной торговли, не подвергая риску соответствующие стандарты таможенного контроля,

Признавая, что такое упрощение и гармонизация могут быть достигнуты, путем применения, в частности, следующих принципов:

Осуществление программ, нацеленных на непрерывное модернизирование таможенных процедур и практики, повышающее их действенность и эффективность,

Предсказуемое, последовательное и транспарентное применение таможенных процедур и практики,

Предоставление заинтересованным сторонам всей необходимой информации относительно таможенных законов, положений, административных директив, процедур и практики,

Принятие современных методов, например, управление риском и осуществление контроля, основанного на аудите, и максимальное практическое использование информационной технологии,

Сотрудничество, при необходимости, с другими государственными органами, другими таможенными администрациями и торговыми сообществами,

Осуществление соответствующих международных стандартов,

Обеспечение сторон, чьи интересы могут быть затронуты, легко доступными процессами административного и судебного рассмотрения,

Убеждаясь, что международный документ, объединяющий вышеназванные цели и принципы, которые Договаривающиеся Стороны обязуются применять, приведет к высокой степени упрощения и гармонизации таможенных процедур и практики, что является существенной целью Совета по таможенному сотрудничеству, и внесет большой вклад в облегчение международной торговли,

Согласились о следующем:

ГЛАВА I. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Статья 1

Для целей настоящей Конвенции:

(а) “Стандарт” означает положение, осуществление которого считается необходимым для достижения гармонизации и упрощения таможенных процедур и практики;

(б) “Переходный стандарт” означает стандарт в Генеральном приложении, для которого предусматривается более долгий период осуществления;

(в) “Рекомендуемая практика” означает положение из Специального приложения, которое считается прогрессом в сторону гармонизации и упрощения таможенных процедур и практики, которое при возможности желательно применять наиболее широко;

(г) “Национальное законодательство” означает законы, положения и другие меры, налагаемые

Международные конвенции по таможенным вопросам, их краткая характеристика

Перечень конвенций, разработанных СТС ВТО:

-Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества (СТС)
СТС — это основное звено международной системы сотрудничества государств по таможенным вопросам. Совет изучает все аспекты, в том числе технические, таможенные и связанные с ними экономические факторы, готовит проекты конвенций, поправки к ним и рекомендации, обеспечивающие единообразие их трактовки и т.д.
Вступила в силу 04.11.52.

-Конвенция об определении стоимости товаров для таможенных целей
Известна под названием «Брюссельская таможенная оценка товаров» или «Брюссельское определение таможенной стоимости».
Однако большинство стран для оценки товаров использует не эту конвенцию, а Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, вступившей в силу 01.08.81.
Вступила в силу 28.07.53.

-Таможенная конвенция о карнетах ECS для промышленных образцов
В 1976 г. СТС рекомендовал эту конвенцию странам-участницам, так как она дублировала таможенную Конвенцию по АТА Garnet для временного ввоза товаров (Конвенция АТА), вступившую в силу 30 июля 1963 года.
Вступила в силу 03.10.57.

-Конвенция о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах и Протокол о поправках к ней
Известна как Конвенция о Брюссельской тарифной номенклатуре или как Конвенция о номенклатуре Совета таможенного сотрудничества (НСТС).
В связи с использованием Гармонизированной системы описания и кодирования товаров большинство стран выходит из этой конвенции.
Вступила в силу 11.09.59.

-Таможенная конвенция о временном ввозе упаковок
Конвенцию подписали основные европейские страны.
Вступила в силу 15.03.62.
Таможенная конвенция о временном ввозе научного оборудования
К ней присоединились основные европейские страны.
Вступила в силу 15.03.62.
Таможенная конвенция о временном ввозе профессионального оборудования
Конвенция включает в себя три приложения: оборудование для печати или радио- и телетрансляции; кинематографическое оборудование; специальное оборудование.
Вступила в силу 01.07.62.

-Таможенная конвенция об упрощении ввоза товаров для показа или использования на выставках, ярмарках, встречах или других подобных мероприятиях.
Это расширенная конвенция (она касается ввоза более крупных партий товаров) по сравнению с Международной конвенцией о ввозе коммерческих образцов и рекламных материалов, принятой в Женеве ГАТТ.
Вступила в силу 13.07.62.

Таможенная конвенция ATA Garnet для временного ввоза товаров (Конвенция ATA)
Конвенция является главной в блоке конвенций о временном ввозе.
В ней содержатся такие важные факторы, как документационное оформление временного ввоза и порядок взыскания таможенных пошлин.
Вступила в силу 30.07.63.

-Таможенная конвенция о материально-техническом обеспечении моряков
Приложение к конвенции содержит список предметов культурно-бытового назначения, которым при условии обратного вывоза предоставляется условное освобождение.
Вступила в силу 11.12.65.
Таможенная конвенция о международном транзите товаров (Конвенция ITI)
Вступила в силу 07.06.71.

-Таможенная конвенция о временном ввозе учебных материалов
Вступила в силу 10.09.71.

-Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция/Конвенция Киото)
Вступила в силу 25.09.74.
Конвенция состоит из собственно конвенции, положения которой применяются без ограничения ко всем странам-участницам, и 31 приложения, каждое из которых посвящено специальной таможенной процедуре.
25 июня 1999 г. руководители 114 таможенных организаций, присутствовавшие на 94-й сессии ВТО, единогласно приняли Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Принятие этого варианта конвенции, готовившегося четыре года, — своеобразное подведение итогов Киотской конвенции 1974 г.
Ратифицировав пересмотренную Киотскую конвенцию, правительства смогут принимать современные прозрачные и компьютеризированные процедуры таможенного оформления и внедрять на практике рекомендации ВТО и ее членов в тесном сотрудничестве с деловыми кругами и различными межправительственными организациями.
Новые положения конвенции позволяют ускорить процедуру таможенного оформления путем применения современных информационных технологий оформления и контроля, а также внедрения в практику технологии анализа рисков. Это позволит значительно облегчить проведение таможенного контроля.
Что касается содержания пересмотренной Киотской конвенции, то Генеральный секретарь ВТО М. Данэ отметил определенные сдвиги за прошедшие четыре года, которые положительно повлияли на работу всех руководителей экономического сектора, транснациональных компаний, малого и среднего бизнеса, импортеров, экспортеров, брокеров, а также перевозчиков, занятых в международной торговле товарами.
Таким образом, ВТО дает правительствам и участникам внешнеэкономической деятельности новый действенный инструмент, отвечающий задачам нового тысячелетия, и позволяет устранить еще существующие барьеры в виде процедур таможенного оформления.

-Таможенная конвенция о контейнерах
Введение конвенции осуществляется совместно с ООН.
Вступила в силу 06.12.75.

-Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенция Найроби)
Вступила в силу 21.05.80.

-Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС)
Призвана заменить Конвенцию о номенклатуре СТС (НСТС). Гармонизированная система является многоцелевой товарной номенклатурой, в которую входят описание, необходимое для таможенных тарифов и статистической номенклатуры, и транспортные классификации. Около 80% стоимостного объема международной торговли осуществляется с использованием ГС.
Заключена 14 июня 1983 г. в Брюсселе и вступила в силу 01.01.88.

-Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция)
Она должна регулировать весь комплекс временного ввоза и заменить принятые ранее разрозненные конвенции по временному ввозу имущества, товаров и транспортных средств. Принята в Стамбуле в июне 1990 года. Вступила в силу 27.11.93.

-Соглашение о применении статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ)
Более 70% стоимостного объема международной торговли осуществляется с применением этого соглашения. Принцип таможенной оценки, являющийся основой этого соглашения, предусматривает оценку товаров при взимании таможенных платежей на основе так называемой сделки, т.е. суммы, реально уплаченной за импортируемый товар.
Вступило в силу 01.01.81.

Международные конвенции по таможенным вопросам, краткая характеристика

Таможенная конвенция — это двустороннее или многостороннее международное соглашение, которое регулирует вопросы таможенного обложения, таможенные формальности во взаимной торговле стран-участниц.

Главными из них являются: Киотская конвенция; Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) от 14.11.1975; Таможенная конвенция о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров (Конвенция А.Т.А.) от 06.12.1961; Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) от 26.06.1990; Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983; Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 09.06.1977; Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров, 1972 года от 02.12.1972.

Киотская конвенция вступила в силу 25 сентября 1974 г. В 1999 г. в Брюсселе Всемирной таможенной организацией была одобрена новая редакция Конвенции. Пересмотренная Киотская конвенция вступила в силу 3 февраля 2006 г. В Киотской конвенции участвует более 70 государств, на которые приходится более 70% внешнеторгового оборота нашей страны.

Целью Конвенции является обеспечение благоприятных условий для развития международной торговли посредством унификации таможенных процедур и практики.

Структурно Конвенция состоит из Основного текста, Генерального приложения и Специальных приложений. Положения Конвенции сформулированы не в виде норм прямого действия, а в виде принципов, на основе которых государства, подписавшие Конвенцию, должны выработать конкретные правила регулирования тех или иных процедур, что позволит найти баланс между ускорением и упрощением таможенных формальностей как мерой содействия внешнеторговой деятельности и обеспечением надежности таможенного контроля, т.е. достичь компромисса между интересами бизнес-сообщества и государства.

Генеральным приложением к Киотской конвенции зафиксированы следующие обязательные принципы, которым должны следовать подписавшие Конвенцию государства:

• принципы определения таможенного контроля, основанные на применении системы анализа и управления рисками и позволяющие обеспечить надежность таможенного контроля с минимальными затратами государственных ресурсов, не создавая при этом излишних препятствий для перемещения товаров через таможенную границу;

• механизмы использования таможенного аудита в системе мер таможенного контроля, т.е. разрешение использования товаров на территории страны ввоза с переносом осуществления основных контрольных мероприятий на последующий этап, что позволяет упрощать и ускорять проведение таможенных формальностей;

• осуществление таможенной службой активного взаимодействия с участниками ВЭД с целью учета потребностей торговых и транспортных организаций, поиска и внедрения наиболее эффективных методов работы;

• применение упрощенных таможенных процедур в отношении определенного круга лиц, отвечающих установленным таможенной службой критериям;

• принципы начисления, взимания и уплаты таможенных пошлин, налогов;

• применение соответствующих международным стандартам информационных технологий в целях обеспечения таможенных операций;

• процедура обжалования решений и бездействия таможенной службы.

Главный принцип, проходящий через все положения Киотской конвенции, связан с необходимостью упрощения таможенных процедур в целях ускорения внешнеторгового товарооборота, содействия торговле и снятия необоснованных административных барьеров. При этом Конвенция содержит и ряд вполне конкретных предписаний, указывающих на то, в каких формах государство в лице таможенной службы должно строить свои отношения с бизнес-сообществом.

В соответствии с философией Киотской конвенции таможенный контроль как способ обеспечения надлежащего применения таможенного законодательства и соблюдения предписаний других подзаконных и нормативных актов должен осуществляться при максимальном облегчении условий для международной торговли и ограничиваться минимумом, необходимым для достижения основных целей, осуществляться на основе выборочное™ и при максимально возможном применении методов управления рисками.

Россия присоединилась к Киотской конвенции в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2010 № 279-ФЗ. Данный шаг являлся необходимым этапом на пути вступления России во Всемирную торговую организацию. Вместе с тем, присоединившись к Киотской конвенции, Российская Федерация (в соответствии с п. 1 ст. 12 Конвенции) ограничила свои обязательства рамками Генерального приложения, которое содержит базовые принципы и правила таможенного регулирования, относящиеся ко всем институтам таможенного дела (контроль, оформление, процедуры, платежи).

Другие государств — члены Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС также присоединились к Киотской конвенции: Белоруссия с 10 января 2011 г., Республика Казахстан — 20 июня 2009 г.

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г. с поправками 1997 г. вступила в силу 20 марта 1978 г. Ее участниками являются более 50 государств мира, в том числе и Россия (как правопреемник СССР, для которого Конвенция вступила в силу 12 декабря 1982 г. с некоторыми оговорками).

Главными целями Конвенции являются содействие облегчению международных перевозок грузов дорожными транспортными средствами, улучшение условий перевозок, упрощение и гармонизация административных, в частности пограничных, формальностей в области международных перевозок. Конвенция регулирует процесс перевозки грузов от таможни места отправления до таможни места назначения государств-участников. При этом обязательным требованием является то, чтобы какая-то часть перевозок осуществлялась автомобильным транспортом.

В промежуточных таможнях грузы, перевозимые с соблюдением особой процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных таможенных пошлин и, как правило, от таможенного досмотра. Наличие одного сопроводительного документа — книжки МДП — упрощает пограничные операции, что существенно снижает транспортные расходы, главным образом за счет задержек в пути.

27 июня 1997 г. были одобрены поправки к Конвенции МДП, суть которых сводится к тому, чтобы более надежно гарантировать процедуры МДП, упростить собственно таможенные процедуры и усилить контроль за правильностью использования книжки МДП.

Таможенная конвенция о карнете ATA для временного ввоза 1961 г. имеет целью обеспечение ввоза товаров, которые разрешены к временному беспошлинному ввозу в государства-участники. Карнет ATA представляет собой таможенный документ установленного образца для временного ввоза товаров. Конвенцией установлены права и обязанности управомоченных ассоциаций, которые выдают карнеты и вносят в национальные таможенные органы обеспечение, необходимое для временного беспошлинного ввоза товаров.

В Российской Федерации функции такой управомоченной ассоциации выполняет ТПП РФ, которая оформляет и выдает карнеты. Ее гарантом перед Международным бюро торговых палат выступает Внешторгбанк России. Общий контроль за выполнением условий Конвенции осуществляет ФТС России.

Россия присоединилась к этой Конвенции 2 ноября 1995 г. Всего в Конвенции к настоящему моменту участвует свыше 60 государств.

Важность Конвенции состоит в том, что она позволяет использовать карнеты как универсальный таможенный документ вместо национальных таможенных документов и в качестве обеспечения ввозных таможенных пошлин во всех случаях, когда товары ввозятся временно и беспошлинно или транспортируются транзитом в связи с их временным вывозом.

Конвенция о временном вывозе товаров (Стамбульская конвенция) 1990 г. принята с целью обеспечения временного ввоза товаров, включая транспортные средства, о которых речь идет в приложениях к этому документу. Временный ввоз разрешен при полном освобождении от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения ограничительных мер.

Международная конвенция о гармонизированной системе классификации и кодировании товаров 1983 г. состоит из преамбулы, 20 статей и Приложения. Указанный международно-правовой документ предполагает создание единой гармонизированной (имеется в виду унифицированной) системы классификации товаров, их маркирования и обозначения для таможенных нужд.

Под гармонизированной системой классификации и кодирования товаров в Конвенции понимается номенклатура, включающая в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации гармонизированной системы, приведенные в Приложении к указанной Конвенции.

Этот документ обязывает всех его участников привести свою таможенно-статистическую номенклатуру в соответствие с гармонизированной системой, упорядочить и унифицировать ее.

В Конвенции предусмотрен специальный механизм помощи развивающимся странам. Им оказывается техническое содействие в присоединении к указанной гармонизированной системе, возможно предоставление отсрочек в применении всех или некоторых субпозиций гармонизированной системы на необходимый период.

В соответствии с положениями Конвенции создан специальный Комитет по гармонизированной системе, который регулярно (не реже двух раз в год) собирается на свои заседания. Комитет имеет право вносить текущие поправки в Конвенцию, составлять рекомендации, предоставлять различные сведения заинтересованным сторонам (правительствам, таможенным органам, международным организациям и т.д.).

Важнейшей целью международного сотрудничества в области таможенного дела является борьба с таможенными правонарушениями, координация усилий таможенных и правоохранительных органов разных стран в этом деле. Именно с этой целью и была подписана Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенция Найроби) 1977 г. Конвенция вступила в силу 21 мая 1980 г. В ней участвует около 40 государств.

Этот международный договор предоставляет возможность государствам-участникам сотрудничать на многосторонней и двусторонней основах в деле защиты национальной экономики, культурных и нравственных ценностей. В этих целях государства-участники поддерживают прямые контакты между таможенными службами. Конвенция состоит из основного текста (6 глав, 33 статьи) и приложений. Каждое приложение вместе с текстом Конвенции является самостоятельным договором.

Приложения регулируют следующие вопросы: помощь в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ; сбор и взаимный обмен специальной информацией; обеспечение выполнения таможенными службами юридических действий; взаимодействие в борьбе с таможенными правонарушениями. Для участия в Конвенции необходимо участие хотя бы в одном приложении.

Основные формы сотрудничества в соответствии с Конвенцией: обмен информацией (в рамках чего создастся специальная картотека); помощь в проведении наблюдения; расследование, проводимое правоохранительными органами одного государства-участника по запросу-поручению другого; возможна даже деятельность правоохранительных органов одной страны-участницы на территории другой.

Билет №30