Кодекс этики следственного комитета

Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации (утв. Председателем Следственного комитета Российской федерации А.И. Бастрыкиным 11 апреля 2011 г.)

I. Общие положения

1. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации (далее – Кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № R(2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), федеральных законов от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

2. Настоящий Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться федеральные государственные служащие Следственного комитета (далее — государственные служащие) независимо от замещаемой ими должности.

3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на службу в Следственный комитет Российской Федерации (далее — Следственный комитет или СК России), обязан ознакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной и неслужебной деятельности.

4. Каждый государственный служащий СК России должен принимать все необходимые меры к соблюдению положений настоящего Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного служащего СК России поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.

5. Целью Кодекса является установление основных этических норм и правил поведения государственных служащих в служебной и неслужебной деятельности, а также укрепление авторитета государственных служащих Следственного комитета и доверия граждан к Следственному комитету.

6. Настоящий Кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей, а также:

служит основой формирования должной морали, профессиональной чести и служебного этикета государственных служащих;

ориентирует государственных служащих в ситуациях конфликта интересов и этической неопределенности или иных обстоятельств нравственного выбора;

способствует выработке потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения;

выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных служащих, их самоконтроля.

7. Знание и соблюдение государственным служащим положений настоящего Кодекса является одним из критериев оценки их служебного поведения и профессиональной деятельности.

II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных служащих

8. Основные принципы служебного поведения государственных служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на службе в системе Следственного комитета.

9. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы Следственного комитета;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов, так и государственных служащих Следственного комитета;

в) осуществлять свою деятельность в пределах предоставленных полномочий;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

е) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

ж) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

з) соблюдать служебную, профессиональную этику и правила делового поведения;

и) проявлять корректность и внимание по отношению к гражданам и должностными лицами;

к) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств; учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий; способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

л) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Следственного комитета;

м) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры к недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов;

н) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

о) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок деятельности Следственного комитета или его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

п) соблюдать установленные нормативными правовыми актами Следственного комитета и организационно-распорядительными документами Председателя Следственного комитета Российской Федерации правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

р) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе Следственного комитета, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

с) воздерживаться от публичных выступлений, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением тех случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений, либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

т) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

10. Государственные служащие обязаны неукоснительно соблюдать требования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов, нормы международного права и международных договоров Российской Федерации.

11. Государственные служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и принимать меры к ее предотвращению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

12. При назначении на должность в системе Следственного комитета, исполнении должностных обязанностей государственный служащий обязан заявить о наличии (или возможности наличия) у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

13. Каждый государственный служащий, а также гражданин, поступающий на службу в Следственный комитет, обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Уведомление о фактах обращения с целью склонения к совершению коррупционных правонарушений (за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка) является должностной обязанностью государственного служащего.

15. Государственному служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным служащим в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и передаются государственным служащим по акту в следственный орган, в котором он замещает должность государственной службы (за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации).

Государственный служащий не может принимать подарки от лиц, стремящихся добиться официальных действий или установления деловых отношений с государственными служащими Следственного комитета, а также от лиц, чьи интересы могут в значительной степени зависеть от служебной деятельности государственного служащего, получающего подарок.

Государственному служащему Следственного комитета не следует:

создавать предпосылки для возникновения ситуации провокационного характера с целью получения подарка;

принимать подарки для себя, своей семьи, родственников, а также для лиц или организаций, с которыми государственный служащий имеет или имел отношения, если это может повлиять на его беспристрастность;

передавать подарки другим лицам, если это не связано с выполнением его служебных обязанностей;

выступать посредником при передаче подарков в личных корыстных интересах.

16. Государственный служащий может обрабатывать служебную информацию при соблюдении действующих в Следственном комитете норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Государственный служащий обязан принимать соответствующие меры к обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением должностных обязанностей.

18. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, должен быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в следственном органе (либо его подразделении) благоприятного морально-психологического климата.

19. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призван:

а) принимать меры к предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

б) в отношениях с подчиненными проявлять высокую требовательность, принципиальность; не допускать высокомерия, пренебрежительного тона, грубости, некорректных и оскорбительных замечаний, необоснованных претензий и обвинений;

в) принимать меры к тому, чтобы подчиненные государственные служащие не допускали коррупционно опасного поведения; своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости;

г) не допускать случаев принуждения подчиненных к участию в деятельности политических партий и общественных объединений;

д) устанавливать справедливую, равномерную служебную нагрузку подчиненных, не допускать дискриминации путем предоставления отдельным государственным служащим незаслуженных благ и привилегий;

е) проявлять заботу о подчиненных, вникать в их проблемы и нужды, помогать им словом и делом, оказывать морально-психологическую помощь и поддержку, способствовать их профессиональному и должностному росту;

ж) оказывать всестороннюю поддержку и помощь молодым специалистам в приобретении профессиональных навыков;

з) обеспечивать конфиденциальность ставшей ему известной в связи с исполнением служебных обязанностей информации, затрагивающей частную жизнь, честь и достоинство гражданина;

и) контролировать внешний вид подчиненных, поддержание ими порядка в служебных помещениях и на рабочих местах;

к) оперативно реагировать на факты нарушения подчиненными настоящего Кодекса и Присяги сотрудника Следственного комитета;

л) не допускать покровительства, карьерного выдвижения, предоставления преимуществ по признакам родства, землячества, личной преданности, а также с целью получения корыстной выгоды;

м) поддерживать и защищать подчиненного в случае его необоснованного обвинения в коррупции или нарушении Кодекса.

20. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за действия или бездействие подчиненных ему государственных служащих, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры к недопущению таких действий или бездействия.

III. Рекомендательные правила поведения государственных служащих

21. В своем поведении государственным служащим необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

22. В своем поведении государственный служащий воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) вмешательства в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, если это не связано с исполнением служебных обязанностей;

в) любых личных и финансовых связей, которые могут быть расценены как оказание покровительства каким бы то ни было лицам в целях приобретения ими прав, освобождения от обязанностей или ответственности;

г) поступков, которые могли бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим служебных обязанностей;

д) грубости, нецензурной речи, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных и незаслуженных обвинений;

е) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

ж) курения в служебных помещениях, во время совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами;

з) злоупотребления спиртными напитками и участия в азартных играх.

23. В своем поведении государственный служащий должен:

в любой ситуации сохранять личное достоинство; быть образцом поведения, добропорядочности и честности во всех сферах общественной жизни;

при управлении транспортными средствами выполнять установленные правила безопасности движения и эксплуатации транспорта; являться образцом соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости;

придерживаться здорового образа жизни, заботиться о своем внешнем виде, всегда быть подтянутым и аккуратным;

постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, общеобразовательный и культурный уровень;

24. В служебной деятельности государственный служащий обязан:

быть верным гражданскому и служебному долгу;

непримиримо бороться с любыми нарушениями закона;

своевременно принимать эффективные меры к защите охраняемых законом прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства, добиваться устранения нарушений закона и восстановления нарушенных прав;

не допускать в работе проявлений бюрократизма, формализма, высокомерия, неуважительного отношения к законным просьбам и требованиям граждан, проявлять корректность и внимательность в общении с гражданами;

не допускать, чтобы его политические и религиозные убеждения, личные отношения влияли на принятие решений, связанных с исполнением служебных обязанностей;

сохранять независимость, проявлять тактичность и уважение, требовательность и принципиальность во взаимоотношениях с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций;

не допускать истребования от юридических или физических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством.

25. Во взаимоотношениях с коллегами государственный служащий обязан:

поддерживать ровные доброжелательные отношения, стремиться к установлению делового и конструктивного сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи;

обращаться к коллегам — сотрудникам, называя их по специальному (воинскому) званию и фамилии или только по специальному (воинскому) званию, добавляя в последнем случае перед специальным (воинским) званием слово «товарищ», либо по имени и отчеству и только на «вы»;

проявлять корректность, тактичность, доброжелательность и внимательность в общении с коллегами;

оказывать уважение и внимание коллегам. При этом младшим по специальному (воинскому) званию или возрасту первыми приветствовать старших, подчиненному — руководителя, мужчине — женщину;

придерживаться делового этикета, соблюдать правила официального поведения и традиций Следственного комитета;

не допускать воздействия на своих коллег в целях принятия желаемого для государственного служащего Следственного комитета или иных лиц противозаконного и (или) необоснованного решения;

объективно, взвешенно, принципиально и гласно критиковать недостатки коллег по работе, с пониманием воспринимать критику в свой адрес;

воздерживаться от критических замечаний по поводу действий или упущений руководителей при неформальном общении с коллегами.

26. Во внеслужебное время государственный служащий обязан:

при общении с гражданами проявлять вежливость и тактичность, выдержанность и эмоциональную устойчивость;

избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Следственного комитета;

принимать все предусмотренные законом меры к пресечению противоправных действий, совершаемых в присутствии государственного служащего, и привлечению виновных лиц к ответственности;

не допускать использования своего служебного положения для оказания влияния на деятельность любых органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов в том числе неслужебного характера, в которых он прямо или косвенно заинтересован;

соблюдать правила общежития, проявлять терпимость, уважать национальные и религиозные обычаи, культурные традиции народов России;

не участвовать в деятельности политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

27. Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к следственным органам Следственного комитета, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличает официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

Государственным служащим не следует делать татуировки, носить пирсинг, а в служебное время перстни, печатки и другие дорогие ювелирные украшения, смешивать предметы форменной и гражданской одежды, держать руки в карманах форменной одежды, ходить в нечищеной и стоптанной обуви, а также в одежде, утратившей надлежащий вид.

Сотруднику (военнослужащему) Следственного комитета в форменной одежде не рекомендуется: посещать рынки, рестораны, кафе, бары и другие увеселительные заведения, если это не связано с выполнением служебных обязанностей, а также носить сумки, пакеты, коробки и другие предметы хозяйственно-бытового назначения.

IV. Ответственность за нарушение положений Кодекса

28. Нарушением Кодекса признается невыполнение или ненадлежащее выполнение государственным служащим установленных Кодексом принципов, норм и правил поведения, а также совершение проступка, порочащего честь сотрудника Следственного комитета.

29. Государственный служащий, допустивший нарушения положений настоящего Кодекса, подлежит моральному осуждению на заседаниях аттестационных комиссий и на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

30. За нарушение положений настоящего Кодекса государственный служащий несет моральную, а также иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

31. При решении вопроса о мере ответственности государственного служащего учитываются обстоятельства и тяжесть совершенного проступка, ущерб, причиненный авторитету Следственного комитета Российской Федерации, личность государственного служащего и его отношение к совершенному проступку.

32. Соблюдение государственным служащим настоящего Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности.

ТРЕБОВАНИЯ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 35:08

А-С.Р. Ховалыг

ТРЕБОВАНИЯ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация

Автор статьи, ссылаясь на законодательные акты, раскрывает сущность понятий «служебное поведение», «корпоративная культура» гражданских служащих.

Ключевые слова: поведение, госслужащий, моральные нормы, этика, имидж.

behavior, civil servant, moral norms, ethics, image.

Государственная служба в современное время стала объектом внимания практически всех общественных наук. В первую очередь потому, что она — важнейший рычаг управления жизнью общества, от которого зависит развитие экономики, социальной сферы, национальной безопасности. В связи с данным обстоятельством, пристальное внимание уделяется изучению корпоративной культуры гражданских служащих.

По мнению Н.Н. Калмыкова, государственная служба имеет «формальные признаки корпорации» , поэтому высокий уровень их корпоративной культуры должен оказывать положительное влияние на высокую производительность государственной службы.

Понятие «корпоративная культура» имеет множество определений, но в основном все они сводятся к тому, что под корпоративной культурой понимаются в основном ценности и нормы отдельно взятой организации, которые имеют внешнее проявление (служебное поведение).

Содержание и специфика корпоративной культуры в органах государственной службы определены его спецификой. Государственная служба — особый вид социальной деятельности, которая ограничивает поведение служащего определенными требованиями и нормами.

Специфической особенностью государственной службы является его публичный характер, администрирование, обеспечение исполнения Конституции РФ, других законодательных и нормативных актов, реализация законных интересов, прав и свобод граждан. Специфическим способом достижения цели государственной службы является использование властных полномочий.

Также государственная служба является организацией с иерархическим управлением, которая состоит из ряда официальных лиц, должности и посты которых различаются формальными правами и обязанностями, которые определяют их действия и ответственность.

Корпоративная культура в органах государственной гражданской службы представляет, по мнению Е.В. Чернеца, совокупность разделяемых государственными служащими целей, ценностей, норм, традиций

органов госслужбы, сохраняющих их уникальность и обеспечивающих выполнение управленческих функций исполнительной власти .

Профессиональная деятельность госслужащих регламентируется законодательными нормами. В частности, Федеральный закон «О государственной гражданской службе в РФ» определяет принципы гражданской службы, права и обязанности госслужащих, ограничения, связанные с гражданской службой, запрет на ряд действий при прохождении гражданской службы, а также требования, предъявляемые к поведению гражданского служащего. Закрепленные законом нормы представляют официальный уровень корпоративной культуры в органах госслужбы.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе в РФ» существует понятие «служебное поведение». Впервые это понятие введено в научный оборот Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» . Содержание указанного понятия не раскрыто пока ни законами, ни существующими словарями.

В рамках данной статьи, мы, будем исходить из определения Н.Л. Аширбагина о том, что «служебное поведение — это совокупность поступков и действий должностного лица или группы лиц, осуществляемых в пределах установленных законом полномочий, в процессе взаимодействия во внутренней среде и с внешней средой по поводу выполнения ими своих должностных обязанностей» .

Поскольку под внешней средой понимаются общество, граждане и другие субъекты окружающего мира, с которыми взаимодействует гражданский служащий, то понятие «служебное поведение» будет обладать более широким смыслом, нежели «внутрифирменное», корпоративное поведение.

Специфика служебного поведения должностного лица заключается в том, что оно индивидуально, предсказуемо и управляемо с помощью действующих правовых, моральных и иных социальных норм.

На основании анализа вышеуказанных понятий, можно утверждать, что служебное поведение представляет собой разновидность социального поведения государственного служащего, который включает в себя систему поведенческих ожиданий и шаблоны социальных взаимодействий, существующие в профессиональной сфере.

Список использованной литературы:

1. Конституция РФ. — М.: Норма, 1993.

2. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // СПС «Консультант Плюс»

3. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: федер. закон №79-ФЗ от 27.07.2004 // Рос. газ. — 2004. — 28 июля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные принципы и правила служебного поведения работников.

КОДЕКС ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ

работников МБУ «ГЦПИ».

Общие положения.

1.1. Кодекс этики и служебного поведения работников МБУ «ГЦПИ» (далее — Кодекс) представляет собой систему моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения работников учреждения.

1.2. Кодекс разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

Сфера действия и цели настоящего Кодекса.

2.1. Гражданину Российской Федерации, который принимается на работу в Учреждение, рекомендуется ознакомиться с положениями Кодекса и руководствоваться ими в процессе своей служебной деятельности, а каждому работнику Учреждения следует принимать все меры для соблюдения положений Кодекса.

2.2. Настоящий Кодекс служит основой для формирования должной морали, уважительного отношения к работникам различных учреждений в общественном сознании.

2.3. Целями Кодекса являются:

2.3.1. Установление единых этических норм и правил служебного поведения работников Учреждения для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности;

2.3.2. Содействие укреплению авторитета учреждения.

2.4. Кодекс определяет:

— основные морально-этические принципы поведения, которые должны соблюдать работники Учреждения, независимо от занимаемой должности;

— этические ценности, которыми должны руководствоваться в своей деятельности работники Учреждения,

— поведение работников Учреждения при осуществлении профессиональной деятельности.

Основные принципы и правила служебного поведения работников.

3.1. Работники призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждения;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности, как учреждения, так и работников;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий учреждения;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

ж) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

з) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

и) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении работниками должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации работника или авторитету учреждения;

к) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

л) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

м) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности учреждения, его руководителя, заместителей;

н) соблюдать установленные в учреждении правила предоставления служебной информации.

3.2. Работникам учреждения, наделенным организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам, рекомендуется быть для них образцами профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в учреждении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

3.3. Работник учреждения, наделенный организационно -распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам, призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта

интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции.

3.4. Работнику учреждения, наделенному организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам, следует принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему работники не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавали пример честности, беспристрастности и справедливости.

4. Этические правила служебного поведения работников.

4.1. В служебном поведении работникам Учреждения необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

4.2. В служебном поведении работникам следует воздерживаться от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих

нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.

4.3. Стиль поведения сотрудников учреждения предусматривает

создание благоприятных условий для обратившихся граждан.

4.4. В Учреждении должна быть создана обстановка четкой организации работы всех служб и кабинетов, приветливости и доброжелательности сотрудников.

4.5. Работники обязаны внимательно и чутко относиться к обратившимся в учреждение гражданам, не допускать неуместные разговоры в их присутствии, шума в коридорах учреждения.

4.6. Создание максимального комфорта для обратившихся в учреждение гражданам является одной из первоочередных задач работников учреждения. Недопустимо обращаться к обратившимся на «Ты».

4.7. Обезличенное, невежливое обращение и, наоборот, излишняя фамильярность не могут способствовать установлению контакта между работником и обратившимся в учреждение граждан, не создают обстановки взаимного доверия и уважения. В общении друг с другом работники также должны быть взаимно вежливы и тактичны.

4.8. Не следует забывать и о внешнем облике всех сотрудников учреждения: аккуратность, неприемлемость экстравагантных нарядов и причесок. Каждый сотрудник на рабочем месте является представителем учреждения и должен выглядеть достойно.

| следующая лекция ==>
бап. Эвтаназия | Задание 6

.

Этические требования в деятельности следователя

В настоящее время можно определенно говорить, что сформировалась следственная этика, включающая совокупность соответствующих правил поведения. Следователь постоянно находится в различных отношениях с людьми, которые либо регулируются нормами права, либо определяются этическими правилами.

В деятельности следователя имеет место повышенная психолого-нравственная напряженность, которая предъявляет следующие особые требования к его личностным качествам:

а) ценностно-мотивационные (честность, принципиальность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность и др.);

б) познавательные качества (способность к анализу и обобщению информации, гибкость мышления, наблюдательность, развитую интуицию, хорошую память, критичность к информации и др.);

в) коммуникативные качества (умение устанавливать и поддерживать контакты, определять психическое состояние человека, слушать, принципиальность, владение вербальными и невербальными средствами общения и т.д.);

г) личностные особенности (наличие организаторских способностей, адекватность самооценки, смелость, независимость, самостоятельность, активность, ответственность, самоуважение и др.).

Важное место в нормативном регулировании следственной деятельности должно быть отведено Кодексу этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета РФ (утв. 11 апреля 2011 г. приказом Председателя Следственного комитета РФ). Кодекс устанавливает основные принципы и правила служебного поведения государственных служащих Следственного комитета РФ:

– формулирует требование воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственных служащим должностных обязанностей;

– запрещает дискриминацию представителей каких-либо социальных групп и организаций по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка;

– оговаривает личные, имущественные (финансовые) и иные ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы;

– указывает на необходимость уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе Следственного комитета РФ.

Процессуальный статус следователя регламентирован в ст. 38 УПК РФ. Государство обязано охранять достоинство личности во всех сферах деятельности. В уголовном судопроизводстве закреплен принцип (ч. 1 ст. 9 УПК РФ), в соответствии с которым в ходе предварительного расследования и судебного следствия запрещается осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника судопроизводства.

Данный принцип должен безукоснительно соблюдаться следователем при производстве всех процессуальных действий. Особенно это важно при допросе, следственном эксперименте и др.

Например, следственный эксперимент (ст. 181 УПК РФ) проводится с целью проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела путем воспроизведения действий, а также обстановки или иных обстоятельств определенного события. Производство следственного эксперимента допускается, если не создается опасность для здоровья участвующих в нем лиц. При производстве следственного эксперимента должно быть исключено причинение участникам следственного действия не только физического, но и морального вреда.

Указанное требование оказывается особенно значимо, если в следственном эксперименте предполагается участие потерпевшего. Следователь должен этически тактично осуществить психологическую подготовку потерпевшего к предстоящему следственному действию. Подготовительные мероприятия должны исключить причинение потерпевшему нравственного (морального) вреда т.д.

Деятельность следователя постоянно осуществляется в состоянии конфликта (например, преодоление сопротивления преступников, свидетелей, потерпевших, дающих ложные показания, и др.).

Следователь может оказаться в ситуации, когда на него заинтересованные лица оказывают активное психологическое давление (путем угроз, шантажа, интриг, распространения слухов, унижающих честь и достоинство, и др.).

В ходе любых процессуальных действий (при допросе, очной ставке, обыске и др.) следователь должен соблюдать профессиональный такт, не повышать голос, сдерживать эмоциональные срывы, не допускать оскорблений, предвзятого отношения, недоверия. Например, при производстве обыска он должен внимательно наблюдать за контролируемыми и неконтролируемыми реакциями обыскиваемого на действия следователя и других участников обыска, своевременно оказать необходимую помощь при установлении болезненного состояния обыскиваемого (обморок, сердечный приступ и др.). Таким образом, следователь должен соблюдать не только процессуальные требования, но и строго следить за исполнением многочисленных нравственных правил.

Этические качества следователя тесно переплетаются с профессионально-необходимыми психологическими свойствами личности.

К числу основных психологических свойств личности следователя относятся: мышление, аналитический ум, интуиция, хорошая память, наблюдательность, работоспособность, совесть, стыд, мужество, смелость, решительность (нерешительность), уверенность (неуверенность) и др.

Особую роль в деятельности следователя играет интуиция. В психологии интуиция понимается как быстрое и непосредственное нахождение пути решения проблемы. Она базируется на опыте, знаниях, умениях, которые всегда имеют под собой определенные, хотя и малозаметные, основания.

Среди психологических качеств следователя особое значение придается памяти. Следователь должен знать и помнить всю процессуально добытую информацию. Благодаря памяти следователь запоминает и в нужный момент воспроизводит имеющиеся в уголовном деле данные. Память можно постоянно тренировать с помощью специально разработанных методик. Существуют три способа тренировки памяти, различающиеся в зависимости от того, в какой сфере осуществляется соответствующая деятельность:

– житейская;

– в процессе обучения;

– при выполнении профессиональных обязанностей.

В процессе следственной деятельности важную роль играет наблюдательность. Она необходима следователю при осмотре места происшествия, допросе, очной ставке, проведении опознания и др.

Память тесно связана с языком и речью, на которые профессия следователя накладывает особый отпечаток. Речь следователя должна быть правильной, логически обоснованной, этически выдержанной. Следователь не должен стремиться включать в свою речь жаргонные слова, молодежный сленг, выражения с элементами этических нарушений. Также недопустимо использование в речи нецензурных слов или сомнительных выражений местного диалекта.

Важнейшими чертами характера следователя выступают принципиальность (наличие твердых убеждений), последовательность (обязательная реализация намеченного плана действий), целеустремленность (регулирование своего поведения с подчинением его устойчивой жизненной позиции), решительность (умение своевременно принять обоснованное и твердое решение), оперативность (способность поспевать за событиями, а нередко даже опережать их или опережать их наступление), инициативность (как волевое качество следователя позволяет самостоятельно решать служебные задачи), организованность, которая включает в себя дисциплинированность, выдержку и самообладание.

Следователь должен обладать смелостью и мужеством. Эти свойства личности указывают на готовность и умение идти к поставленной цели, даже с риском для жизни и благополучия. Необходимо отметить, что указанные качества помогают следователю отстоять свою позицию, критически оценить сложившуюся ситуацию, своевременно обратить внимание на промахи. Представляется, что признание допущенных ошибок, отказ от сомнительных предположений (версий) требуют от следователя больших внутренних усилий и смелости.

| следующая лекция ==>
СОБЫТИЯ И ДЕЙСТВИЯ. | Этика и психология судебного эксперта

Дата добавления: 2017-10-09; просмотров: 4659;

Кодекс этики и служебного поведения

Untitled Document

УТВЕРЖДЕН
приказом ФССП России
от 12.04.2011 №124

Кодекс этики и служебного поведения
федерального государственного гражданского служащего
Федеральной службы судебных приставов

Статья 1. Общие положения

1. Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов (далее — Кодекс) разработан на основе Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21), в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства с учетом специфики деятельности Федеральной службы судебных приставов (далее — Служба).

2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил поведения, которым должен руководствоваться федеральный государственный гражданский служащий Федеральной службы судебных приставов (далее — государственный гражданский служащий, гражданский служащий) независимо от замещаемой должности.

3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную гражданскую службу Российской Федерации в Федеральную службу судебных приставов, обязан знакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности. Вместе с тем для достижения целей, поставленных Кодексом, необходимо, чтобы гражданский служащий придерживался соответствующих положений Кодекса и не находясь при исполнении служебных обязанностей.

4. Знание и соблюдение государственным гражданским служащим ФССП России положений Кодекса является одним из критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.

Статья 2. Цель Кодекса

1. Кодекс призван содействовать укреплению авторитета ФССП России, доверия граждан к структурным подразделениям Службы судебных приставов всех уровней и государственными органам в целом, обеспечению единых норм поведения государственных гражданских служащих ФССП России.

2. Кодекс призван повысить эффективность выполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

3. Кодекс служит основой для формирования должной морали в Службе, способствует повышению общественного сознания работников Службы, а также уровня их самоконтроля.

Статья 3. Основные принципы служебного поведения государственного гражданского служащего ФССП России

1. Принцип законности.

1.1. Государственный гражданский служащий ФССП России обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные акты Российской Федерации.

1.2. Государственный гражданский служащий ФССП России обязан уведомлять руководство Службы, органы прокуратуры или другие государственные органы Российской Федерации обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами.
Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного гражданского служащего ФССП России.

2. Служение государственным интересам.

2.1. Моральный, гражданский и профессиональный долг государственного гражданского служащего ФССП России — руководствоваться государственными интересами и отстаивать их в процессе осуществления своих должностных полномочий.

2.2 Государственный гражданский служащий ФССП России не может подчинять государственный интерес частному, не должен оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, обязан быть независимым от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организации.

3. Служение общенациональным интересам.

Государственный гражданский служащий ФССП России обязан действовать в общенациональных интересах, проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных социальных, этнических групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
4. Уважение к личности.

4.1. Признание, соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина есть нравственный долг и профессиональная обязанность государственного гражданского служащего ФССП России.

4.2. Государственный гражданский служащий ФССП России должен уважать честь и достоинство любого человека, его деловую репутацию, способствовать сохранению социально-правового равенства всех членов общества.

5. Принцип лояльности.

5.1. Государственному гражданскому служащему ФССП России следует соблюдать принцип лояльности, т.е. осознанно руководствоваться установленными государством и его структурами нормами и предписаниями служебного поведения, проявлять уважение и корректность по отношению к государству, ко всем государственным и общественным институтам, постоянно содействовать укреплению их авторитета.
При любых обстоятельствах он должен воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении им своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или репутации Службы.

5.2. Государственному гражданскому служащему ФССП России следует воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности Службы в целом и подразделения, которое он представляет, если это не входит в его должностные обязанности.

5.3. Государственному гражданскому служащему ФССП России следует вести любую публичную дискуссию в корректной форме, не подрывающей авторитет государственной службы, уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о деятельности Службы.

5.4. Государственному гражданскому служащему ФССП России следует воздерживаться в любых публичных выступлениях от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации размера долга, взысканных средств, стоимости имущества, бюджетных показателей и т.д., за исключением случаев, когда это предусмотрено законодательством или договорами Российской Федерации, а также обычаями делового оборота.

6. Принцип политической нейтральности.

6.1. Государственный гражданский служащий ФССП России обязан соблюдать политическую нейтральность — полностью исключить возможность какого-либо влияния политических партий или иных общественных организаций на исполнение им своих должностных обязанностей и на принимаемые им решения.

6.2. Государственный гражданский служащий ФССП России не должен допускать использование материальных, административных и других ресурсов государственного органа для достижения каких-либо политических целей и выполнения политических решений.

Статья 4. Основные правила служебного поведения государственного гражданского служащего ФССП России

1. Государственный гражданский служащий ФССП России должен исполнять свои служебные обязанности добросовестно, ответственно, на высоком профессиональном уровне.

2. Государственный гражданский служащий ФССП России должен с уважением относиться к гербу, флагу, а также традициям Службы.

3. Государственный гражданский служащий ФССП России должен принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникающих конфликтов интересов.

4. Государственный гражданский служащий ФССП России, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата, принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные служащие не допускали коррупционно опасного поведения и своим личным поведением подавали пример честности, беспристрастности и справедливости.

5. Государственный гражданский служащий ФССП России, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему работников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.

6. Нравственным долгом и профессиональной обязанностью государственного гражданского служащего ФССП России является стремление к постоянному совершенствованию, повышению своей квалификации, получению новых знаний.

7. Государственный гражданский служащий ФССП России должен посвящать все свое рабочее время исключительно выполнению служебных обязанностей, прилагать все усилия для повышения эффективности работы.

8. Государственный гражданский служащий ФССП России должен осуществлять свою деятельность, не выходя за рамки имеющихся у него полномочий, при этом он вправе требовать предоставления ему полной и достоверной информации по вопросам, находящимся в его компетенции.

9. Государственный гражданский служащий ФССП России обязан принимать меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность и, которая стала известна ему в связи с исполнением должностных обязанностей.

10. Государственный гражданский служащий ФССП России должен избегать любых действий, подрывающих доверие общества к Службе, в том числе по личному участию в приобретении арестованного имущества, а также по использованию своих полномочий для содействия в его приобретении своим родственникам и знакомым.

11. Государственному гражданскому служащему ФССП России следует использовать только законные и этические способы продвижения по службе. Он имеет право знать, по каким критериям оценивается его профессиональная деятельность.

11. Внешний вид государственного гражданского служащего ФССП России должен способствовать уважительному отношению граждан к Службе, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

Статья 5. Поведение в коллективе

1. Государственному гражданскому служащему ФССП России следует поддерживать ровные, доброжелательные отношения в коллективе, стремиться к сотрудничеству с коллегами.

2. Межличностные конфликты не должны разрешаться гражданским служащим публично, в грубой вызывающей форме.

3. Государственный гражданский служащий ФССП России должен придерживаться делового этикета, уважать правила официального поведения и традиции коллектива, стремиться к честному и эффективному сотрудничеству.

Статья 6. Недопустимость использования служебного положения

1. Государственный гражданский служащий ФССП России не имеет прав пользоваться какими-либо благами и преимуществами в своих интересах в интересах своей семьи, которые бы препятствовали честному исполнению им своих служебных обязанностей.

2. Государственный гражданский служащая ФССП России не должен использовать предоставленные ему служебные возможности (труд подчиненных, транспорт, средства связи и коммуникации, оргтехнику и т.д.) для внеслужебных целей.

Статья 7. Ответственность за нарушение Кодекса

1. Нарушение государственным гражданским служащем ФССП России положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих ФССП России, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к государственному служащему мер юридической ответственности.

2. Соблюдение государственными гражданскими служащими ФССП России положении Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

документы

Время создания/изменения документа: 28 апреля 2012 14:52 / 28 марта 2013 12:36

Версия для печати