Кодекс профессиональной этики ПФР

В целях повышения доверия общества к Пенсионному фонду Российской Федерации, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения работниками системы ПФР должностных обязанностей, а также предупреждения коррупции в ПФР и его территориальных органах Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Кодекс этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации.

2. Управляющим отделениями ПФР, директору федерального учреждения «Информационный центр персонифицированного учета», руководителям структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР и Ревизионной комиссии ПФР:

организовать ознакомление работников с Кодексом этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации;

при проведении аттестации и оценке деловых и моральных качеств работников ПФР учитывать соблюдение ими положений Кодекса этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации.

3. Признать утратившим силу постановление Правления ПФР от 02 сентября 2009 г. № 195п «Об утверждении Кодекса профессиональной этики работников системы Пенсионного фонда Российской Федерации».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Правления ПФР Дроздова А.В.

Председатель А. Дроздов

Приложение

Кодекс
этики и служебного поведения
работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации
(утв. постановлением Правления ПФР от 20 августа 2013 г. № 189п)

1. Настоящий Кодекс разработан в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

2. Настоящий Кодекс разработан с целью установления этических норм и правил служебного поведения работников системы ПФР для достойного осуществления ими своей профессиональной деятельности, а также укрепления авторитета работников Пенсионного фонда Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных учреждений (далее — соответственно ПФР, система ПФР) и повышения доверия граждан и организаций к Пенсионному фонду Российской Федерации.

3. Настоящий Кодекс представляет собой свод общих профессиональных принципов и правил поведения, которыми надлежит руководствоваться всем работникам системы ПФР независимо от занимаемой должности.

4. Правовую основу настоящего Кодекса составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации, постановления и распоряжения Правления ПФР.

5. Настоящий Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе ПФР, основанных на нормах морали, уважительном отношении к работе ПФР в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности работников системы ПФР, их самоконтроля.

6. Анализ и оценка соблюдения правил профессиональной этики являются обязательными при проведении аттестации, включении в резерв кадров, назначении на вышестоящую должность, поощрении и награждении.

7. Лицу, поступающему на работу в ПФР и его территориальные органы, рекомендуется ознакомиться с положениями настоящего Кодекса и руководствоваться ими в процессе своей трудовой деятельности, а каждому работнику принимать все меры для соблюдения положений Кодекса.

8. Знание и соблюдение работником системы ПФР положений настоящего Кодекса является одним из критериев оценки их служебного поведения.

II. Основные принципы профессиональной этики работника системы ПФР

9. Деятельность системы ПФР и ее работников основывается на следующих принципах профессиональной этики:

законность;

приоритет прав и интересов граждан Российской Федерации: пенсионеров, получателей социальных пособий и застрахованных лиц;

профессионализм;

независимость;

сохранность и прирост средств пенсионных накоплений граждан Российской Федерации;

добросовестность;

конфиденциальность;

информирование;

эффективный внутренний контроль;

справедливость;

ответственность;

объективность;

доверие, уважение и доброжелательность к коллегам по работе.

III. Общие принципы и правила поведения во время исполнения работником системы ПФР должностных обязанностей

10. Полностью осознавая свою социальную роль и ответственность перед государством, обществом и гражданами, работник системы ПФР призван:

добросовестно и на высоком профессиональном уровне исполнять свои должностные обязанности, соблюдая все требования в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами в целях обеспечения эффективной работы ПФР и реализации возложенных на него задач; при принятии решения учитывать только объективные обстоятельства, подтвержденные документами;

исходить из того, что соблюдение и защита пенсионных и социальных прав граждан определяют основной смысл и содержание деятельности системы ПФР;

осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного учреждения;

не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

исключать действия, связанные с возможностью приобретения материальной или личной выгоды или влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) или иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

быть корректным, внимательным, доброжелательным и вежливым с гражданами, а также в своих отношениях с вышестоящими руководителями, коллегами и подчиненными;

проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей;

создавать условия для развития добросовестной конкурентной среды и обеспечивать объективность и прозрачность при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;

не допускать поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету ПФР;

придерживаться правил делового поведения и связанных с осуществлением возложенных на ПФР государственных социальных функций этических норм; поддерживать порядок на рабочем месте; в одежде соблюдать опрятность и чувство меры.

11. Работники системы ПФР, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам, должны быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, должны способствовать формированию в системе ПФР благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

12. Работник системы ПФР обязан:

уведомлять работодателя (его представителя), органы прокуратуры или другие государственные органы об обращении к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов;

передавать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в случае, если владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов;

уведомлять работодателя (его представителя) о получении работником подарка и передавать указанный подарок, стоимость которого превышает 3 тыс. рублей, по акту с сохранением возможности его выкупа в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

13. Работник системы ПФР не имеет права:

злоупотреблять должностными полномочиями, склонять кого-либо к правонарушениям, имеющим коррупционную направленность;

во время исполнения им должностных обязанностей вести себя вызывающе по отношению к окружающим, проявлять негативные эмоции, использовать слова и выражения, не допускаемые деловым этикетом.

IV. Конфликт интересов

14. В целях недопущения возникновения конфликта интересов в сферах деятельности ПФР, осуществление которых подвержено коррупционным рискам, работник системы ПФР обязан:

воздерживаться от совершения действий и принятия решений, которые могут привести к конфликту интересов;

действовать в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, соблюдать правила и процедуры, предусмотренные нормативными актами ПФР и настоящим Кодексом;

уведомлять работодателя (его представителя) и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, в письменной форме.

15. В случае если непосредственный руководитель должным образом не отреагировал на полученную от работника системы ПФР информацию, работнику следует обратиться к вышестоящему руководителю или в структурные подразделения системы ПФР, обеспечивающие безопасность и внутренний контроль, которые имеют право инициировать или провести проверку поступившей информации.

16. Работодатель, если ему стало известно о возникновении у работника системы ПФР личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

17. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного положения работника системы ПФР, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

18. Регулирование вопросов, связанных с возникновением конфликта интересов должностных лиц системы ПФР в процессе инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2006 г. № 113 «Об утверждении Положения об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования, должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и членов Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений».

19. Должностные лица системы ПФР, приступающие к осуществлению деятельности, связанной с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, или осуществляющие указанную деятельность, обязаны ежегодно информировать вышестоящего руководителя о наличии или об отсутствии предконфликтной ситуации с их участием. Указанные лица обязаны сообщать о возникновении предконфликтной ситуации с их участием в 10-дневный срок с даты ее возникновения.

V. Ответственность за нарушение требований Кодекса

20. Нарушение требований настоящего Кодекса квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение работником системы ПФР должностных обязанностей, влечет одно из установленных федеральными законами дисциплинарных взысканий и (или) учитывается при принятии решения при проведении аттестации.

21. Вопросы обеспечения соблюдения работниками системы ПФР требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов рассматриваются комиссиями ПФР и его территориальных органов по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в случаях и порядке, предусмотренных нормативными актами ПФР.

22. Нарушение правил антикоррупционного поведения влечет проведение служебного расследования по обстоятельствам возникновения коррупционно- опасной ситуации.

23. Работник системы ПФР в зависимости от тяжести совершенного проступка несёт дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

24. Наложение дисциплинарного взыскания за нарушение установленных настоящим Кодексом правил поведения во время исполнения должностных обязанностей осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

25. Если работник системы ПФР не уверен, как необходимо поступить в соответствии с настоящим Кодексом, он должен обратиться за консультацией (разъяснениями) к своему непосредственному руководителю либо в кадровое или юридическое подразделение ПФР или его территориального органа, либо в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Законодательная база Российской Федерации

действует Редакция от 02.09.2009 Подробная информация

Наименование документ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПФ РФ от 02.09.2009 N 195п «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОДЕКСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа кодекс, постановление
Принявший орган пф рф
Номер документа 195П
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 02.09.2009
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПФ РФ от 02.09.2009 N 195п «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОДЕКСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ РАБОТНИКА СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

Настоящий Кодекс разработан с целью обеспечения защиты законных прав и интересов граждан Российской Федерации — пенсионеров, получателей социальных пособий, застрахованных лиц, повышения их доверия к Пенсионному фонду Российской Федерации, а также повышения ответственности каждого работника системы ПФР (далее — работника ПФР) за свои действия во время исполнения своих должностных обязанностей и осуществления должностных полномочий.

Кодекс представляет собой свод общих принципов и правил поведения, которыми надлежит руководствоваться всем работникам системы ПФР, независимо от занимаемой должности.

Правовую основу данного документа составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и иных федеральных органов государственной власти, постановления и распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.

Настоящий Кодекс разработан в целях реализации положений Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», Типового кодекса профессиональной этики негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, и Правил согласования кодексов профессиональной этики негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, с Федеральной службой по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2005 г. N 465, Положения об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования, должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и членов Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2006 г. N 113.

II. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия:

1) работники ПФР — лица, состоящие в трудовых отношениях (на основании трудового договора) с ПФР или с территориальным органом ПФР или ИЦПУ;

2) должностные лица ПФР — работники ПФР, занимающие руководящие должности в органах управления ПФР, органах контроля за его деятельностью, территориальных органах ПФР, ИЦПУ (Председатель Правления ПФР, Первый заместитель Председателя Правления ПФР, заместители Председателя Правления ПФР, Исполнительный директор ПФР, председатель Ревизионной комиссии ПФР, директор ИЦПУ, управляющие отделениями ПФР, начальники территориальных органов ПФР, подведомственные отделению ПФР);

3) материальная выгода — экономическая выгода, которая может быть получена работником ПФР, их близкими родственниками в результате использования или превышения должностных полномочий, а также незаконных действий в интересах третьих лиц с целью получения от них вознаграждения, и которую можно определить в качестве дохода в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

4) личная выгода — заинтересованность работника ПФР, их близких родственников в получении нематериальных благ и нематериальных преимуществ, которая может выражаться в достижении очевидных личных целей;

5) конфликт интересов — ситуация, при которой возникает противоречие между заинтересованностью работника ПФР в получении материальной или личной выгоды и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, что может повлиять на надлежащее исполнение работником ПФР должностных обязанностей;

6) коррупция — злоупотребление должностными полномочиями, дача взятки, получение взятки либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, отдельных граждан, в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;

7) конфиденциальная информация — документированная информация на любом носителе, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними регламентами ПФР, в том числе персональные данные граждан Российской Федерации, и которая стала известна работнику в связи с исполнением должностных обязанностей.

III. Основные принципы профессиональной этики работника ПФР

Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации, а также его должностных лиц и работников ПФР основывается на следующих принципах профессиональной этики:

1) законность;

2) приоритет прав и интересов граждан Российской Федерации — пенсионеров, получателей социальных пособий и застрахованных лиц;

3) профессионализм;

4) независимость;

5) сохранность и прирост средств пенсионных накоплений граждан Российской Федерации;

6) добросовестность;

7) конфиденциальность;

8) информирование;

9) эффективный внутренний контроль;

10) справедливость.

IV. Общие принципы и правила поведения во время исполнения работником ПФР должностных обязанностей

Полностью осознавая свою социальную роль и ответственность перед государством, обществом и гражданами, работник ПФР призван:

1) добросовестно и на высоком профессиональном уровне исполнять свои должностные обязанности, соблюдая все требования в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами в целях обеспечения эффективной работы ПФР и реализации возложенных на него задач; при принятии решения учитывать только объективные обстоятельства, подтвержденные документами;

2) исходить из того, что соблюдение и защита пенсионных и социальных прав граждан определяют основной смысл и содержание деятельности ПФР и его территориальных органов;

3) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного учреждения;

4) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

5) исключать действия, связанные с возможностью приобретения материальной или личной выгоды или влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) или иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) быть корректным, внимательным, доброжелательным и вежливым с гражданами, а также в своих отношениях с вышестоящими руководителями, должностными лицами, коллегами и подчиненными;

7) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

8) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей;

9) создавать условия для развития добросовестной конкурентной среды и обеспечивать объективность и прозрачность при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;

10) не допускать поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету ПФР;

11) придерживаться правил делового поведения и связанных с осуществлением возложенных на Пенсионный фонд Российской Федерации государственных социальных функций этических норм; поддерживать порядок на рабочем месте; в одежде соблюдать опрятность и чувство меры.

Работник ПФР не имеет права:

1) злоупотреблять должностными полномочиями, склонять кого-либо к правонарушениям, имеющим коррупционную направленность;

2) во время исполнения должностных обязанностей вести себя вызывающе по отношению к окружающим, проявлять негативные эмоции, использовать слова и выражения, не допускаемые деловым этикетом.

V. Правила обращения с информацией

С учетом основных положений Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» в отношении доступа к конфиденциальной информации, находящейся в распоряжении органов ПФР, работник ПФР может обрабатывать и передавать информацию только при соблюдении норм и требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и актами Пенсионного фонда Российской Федерации (Постановление Правления ПФР от 12.09.2007 N 218 «Об утверждении Положения о работе с персональными данными работников Исполнительной дирекции ПФР и Ревизионной комиссии ПФР»; Постановление Правления ПФР от 26 июня 2008 г. N 1п «Об утверждении Концепции безопасности информации автоматизированных информационных систем Пенсионного фонда Российской Федерации и Инструкции по организации защиты информации автоматизированных информационных систем Пенсионного фонда Российской Федерации» (для служебного пользования); Постановление Правления ПФР от 16 октября 2008 г. N 2п «Об утверждении Инструкции по организации криптографической защиты информации в Пенсионном фонде Российской Федерации» (для служебного пользования) и другие акты ПФР и его территориальных органов).

Работник ПФР при наличии у него права доступа к конфиденциальной информации, включая персональные данные граждан Российской Федерации, обязан соответственно обращаться с этой информацией и всеми документами, полученными во время исполнения или в связи с исполнением своих должностных обязанностей, а также принимать меры для обеспечения гарантии безопасности и конфиденциальности информации, которая ему стала известна и за которую он несет ответственность. Работник ПФР должен неукоснительно выполнять все требования Управления по защите информации и структурных подразделений по защите информации территориальных органов ПФР.

Работник ПФР получает доступ только к той конфиденциальной информации, которая ему необходима для качественного исполнения им должностных обязанностей. Работник ПФР не имеет права использовать не по назначению информацию, которую он может получить во время исполнения своих должностных обязанностей или в связи с ними.

Порядок подготовки, согласования и передачи информации и информационных материалов ПФР для использования в средствах массовой информации, сети Интернет, издательской продукции и на рекламных носителях определен распоряжением Правления ПФР от 6 июля 2009 года N 147р «Об оптимизации информационно-разъяснительной работы Пенсионного фонда Российской Федерации».

VI. Обращение с вверенными финансовыми средствами, материально-техническими и иными ресурсами

Осуществляя свои должностные полномочия, работник ПФР должен управлять с пользой, эффективно и экономно вверенными ему финансовыми средствами, имуществом, материально-техническими и иными ресурсами, которые не могут им использоваться для личных целей.

Исходя из необходимости строгого соблюдения требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и в целях предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд работникам ПФР запрещается: — при проведении процедур размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд вступать в какие-либо переговоры с потенциальными участниками размещения заказов;

— создавать какими-либо действиями преимущественные условия для определенного круга участников размещения заказов, в том числе для близких родственников должностных лиц и работников ПФР;

— использовать должностное положение вопреки законным интересам ПФР и государства в целом в целях получения материальной или личной выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

VII. Конфликт интересов

Регулирование вопросов, связанных с возникновением конфликта интересов должностных лиц ПФР в процессе инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2006 г. N 113 «Об утверждении Положения об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования, должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и членов Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений».

В целях недопущения возникновения конфликта интересов в других сферах деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации работник ПФР обязан:

— воздерживаться от совершения действий и принятия решений, которые могут привести к конфликту интересов;

— действовать в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, соблюдать правила и процедуры, предусмотренные нормативными актами ПФР и настоящим Кодексом;

— доводить до сведения вышестоящего руководителя информацию о любом возможном конфликте интересов.

В случае если непосредственный руководитель должным образом не отреагировал на полученную от работника ПФР информацию, то работнику следует обратиться к вышестоящему руководителю или в Управление безопасности и внутреннего контроля, которые имеют право инициировать или провести проверку поступившей информации.

VIII. Интересы вне работы в органах ПФР

Работник ПФР не должен осуществлять деятельность или операции, занимать (возмездно или безвозмездно) пост или должность, несовместимые с надлежащим исполнением его должностных обязанностей или наносящие им вред. Прежде чем осуществлять (возмездно или безвозмездно) некоторые виды деятельности или соглашаться на какие бы то ни было посты или должности вне работы в системе ПФР, работник ПФР обязан проинформировать своего непосредственного руководителя и согласовать с ним этот вопрос.

Работник ПФР обязан выполнять любые предусмотренные законом требования по декларированию доходов и имущества, приобретенных, в том числе, за счет источников, не связанных с его деятельностью в ПФР.

IX. Политическая, религиозная, общественная деятельность

Руководство системы ПФР, уважая гарантированные Конституцией Российской Федерации основные права и свободы граждан, тем не менее, возлагает на каждого конкретного работника ПФР обязанность не допускать того, чтобы его участие в политической деятельности, деятельности религиозных и общественных организаций, его причастность к полемике в обществе или политических кругах вызывали сомнение граждан или руководства системы ПФР в способности данного работника независимо от чего-либо выполнять возложенные на него задачи.

X. Подарки

Работник ПФР не должен принимать подарки, услуги, приглашения и любые другие выгоды, предназначенные для него или для его семьи, родственников, близких друзей, а также для лиц или организаций, с которыми работник ПФР имеет или имел деловые или связанные с политикой отношения, способные повлиять на независимость исполнения им своих должностных обязанностей, или которые могут быть вознаграждением или создать видимость вознаграждения, имеющего отношение к исполняемым должностным обязанностям. Из этой категории, в соответствии с пунктом 1 статьи 575 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, исключаются обычные подарки (сувениры) на сумму до трех тысяч рублей.

XI. Ответственность за нарушение требований Кодекса

Нарушение требований настоящего Кодекса квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение работником ПФР должностных обязанностей и влечет одно из установленных федеральными законами дисциплинарных взысканий и (или) учитывается при принятии решения при проведении аттестации.

Анализ и оценка соблюдения правил профессиональной этики являются обязательными при проведении аттестации, включении в резерв кадров, назначении на вышестоящую должность, поощрении и награждении.

Нарушение правил антикоррупционного поведения влечет проведение служебного расследования по обстоятельствам возникновения коррупционно опасной ситуации.

Работник ПФР в зависимости от тяжести совершенного проступка несет дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Наложению дисциплинарного взыскания за нарушение установленных настоящим Кодексом правил поведения во время исполнения должностных обязанностей предшествует процедура согласования с работником ПФР, включающая:

— рассмотрение обстоятельств нарушения;

— согласование возможности устранения причин, условий и последствий нарушения;

— обсуждение обоснованности предполагаемого дисциплинарного взыскания.

По просьбе работника ПФР процедура согласования может быть проведена с участием вышестоящего руководителя (его представителя).

Если работник ПФР не уверен, как необходимо поступить в соответствии с настоящим Кодексом, он должен обратиться за консультацией (разъяснениями) к своему непосредственному руководителю, в кадровые или юридические подразделения ПФР.

XII. Информирование о нарушениях

Если от работника ПФР требуют совершения незаконного, неправомерного или противоречащего должностной этике поступка или каким-либо иным образом нарушить настоящий Кодекс, то он обязан довести этот факт до сведения непосредственного или вышестоящего руководителя.

Работник ПФР обязан уведомлять руководство ПФР, Управление безопасности и внутреннего контроля обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений либо о любых известных ему фактах должностных нарушений со стороны других работников ПФР.

Руководители всех уровней управления системы ПФР не имеют права скрывать от вышестоящего руководства факты ненадлежащего исполнения их подчиненными должностных обязанностей. По потенциально опасным случаям должно быть организовано служебное расследование.

XIII. Ответственность должностных лиц ПФР

Должностные лица ПФР несут ответственность за действия или бездействие своих подчиненных, нарушающих правила поведения, если не приняли своевременных мер по недопущению таких действий или бездействия.

Должностные лица ПФР должны осуществлять контроль за действиями подчиненных с тем, чтобы работники не допускали правонарушений, имеющих коррупционную направленность:

— принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;

принимать предупредительные меры антикоррупционной направленности;

— инициировать или принимать решение о проведении служебного расследования;

— создавать на постоянной или временной основе комиссию по служебным спорам;

— применять меры дисциплинарного воздействия по фактам выявленных нарушений.

Должностные лица ПФР должны способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности органов ПФР с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются сомнения в законности действий работников ПФР.

XIV. Защита интересов работника ПФР

Должностные лица ПФР не должны допускать преследования работников за своевременное информирование о готовящихся или уже совершенных правонарушениях. В то же время необходимо пресекать любые попытки распространения заведомо ложной информации, непроверенных или неподтвержденных фактов с целью опорочить работника ПФР, независимо от его должности.

На работника ПФР не может быть наложено дисциплинарное взыскание за предоставление необходимой информации о нарушении правил должностной этики, критику руководителя или коллег по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Кодексом.

Финансовая основа пенсионного обеспечения

Основу финансовой системы обязательного пенсионного страхования составляют средства бюджета ПФР, которые являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет ПФР и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства России федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом РФ.
Финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии должно будет осуществляться исходя из расчета сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица.
Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов является тот же объект налогообложения, что и для ЕСН. Налоговая база по ЕСН установлена гл. 24 «Единый социальный налог (взнос)» Налогового кодекса Российской Федерации. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет ПФР, непосредственно направляются в соответствии с законодательными нормативами на финансирование выплаты текущих трудовых пенсий (государственных пенсионных обязательств) и одновременно учитываются на его индивидуальном лицевом счете, а частично направляются на формирование
накопительной части трудовой пенсии для соответствующих категорий граждан.
Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования по формированию их пенсионных прав определены гл. III Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Бюджет ПФР формируется за счет:

  • страховых взносов;
  • средств федерального бюджета;
  • сумм пеней и иных финансовых санкций;
  • доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
  • добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
  • иных источников, не запрещенных российским законодательством.

Средства бюджета ПФР имеют строго целевое назначение и
направляются исключительно на финансирование:

  • выплаты трудовых пенсий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и международными договорами РФ, а также социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
  • доставку всех видов пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР;
  • расходы на организацию и ведение персонифицированного (индивидуального) учета пенсионных прав каждого застрахованного в ПФР лица;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
  • иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Финансовую основу пенсионной системы в целом и формирования пенсионных прав застрахованных лиц составляет расчетный пенсионный капитал, который учитывается на индивидуальных (персонифицированных) лицевых счетах застрахованных лиц в ПФР.
Расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет ПФР, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, подтвержденных данными органов федерального казначейства Министерства финансов РФ.
Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
Тарифы страховых взносов в ПФР, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями, а также ответственность за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании установлены гл. V Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Должностные обязанности сотрудников территориальных и местных органов пенсионного обеспечения

⇐ Предыдущая12345

Распределение обязанностей между работниками Управления ПФР связано с особенностями функциональной специали­зации и участковый метод работы.

В отделах на каж­дого работника утверждается должностная инструкция.

Начальник отдела персонифицированного учета и взаимодейст­вия со страхователями и застрахованными лицами:

— осуществляет контроль за сферой регистрации застрахованных лиц;

— осуществляет деятельность по сбору индивидуальных сведений и проварке их достоверности;

— осуществляет деятельность по назначению и перерасчету пенсий по данным персонального учета;

— осуществляет формирование планов отдела и анализ его работы;

— производит составление аналитических, оперативных данных;

— производит подготовку отчетности;

— осуществляет деятельность по соблюдению единой технологии персонифицированного учета;

— производит анализ деятельности межрайонного пункта персонифицированного учета;

— осуществляет контроль за индивидуальными сведениями;

— осуществляет контроль за хранением документов системы персонифициро­ванного учета;

— осуществляет контроль за передачей индивидуальных сведений в межрайонный пункт персонифицированного учета;

Ведущий специалист отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами:

— регистрирует застрахованных лиц по обязательному пенсионного страхованию;

— ведет наблюдательные дела страхователей в соответствии с требованиями Отделения ПФР;

— принимает от страхователей индивидуальные сведения о стаже и заработке застрахованных лиц;

— проводит камеральные проверки по срокам платежей;

— рассматривает заявления страхователей по вопросам представления в органы ПФР документов, по вопросам относительно деятельности отдела персонифицированного учета;

— формирует базу нормативные правовых и локальных документы;

— разъясняет населению цели и задачи ПФР,

— ведет контроль за достоверностью представленных страхователями индивидуальных сведений о стаже (в части общего трудового стажа), заработке (вознаграждении), доходе застрахован­ных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.


Начальник отдела назначения и перерасчета пенсий:

— осуществляет общее руководство;

— обеспечивает соблюдение пенсионного законодательства при назначении пенсий;

— организует контроль за правильным назначением и перерасчетом пенсии;

— обеспечивает контроль по пенсионным делам относительно специального стажа;

— проводит обучение по проблемам пенсионного законодательства;

— контролирует качество направления запросов в инстанции для получения документов;

— ведет прием граждан;

— занимается письмами, а также жалобами людей;

— разрабатывает мероприятия по устранению ошибок специалистов;

— ведет контроль за состоянием служебной документации.

Главный специалист по контролю:

— ведет контроль за соблюдением сроков рассмотрения заявлений граждан о назначении и перерасчете пенсий;

— контролирует правильность назначения пенсий и компенсационных выплат;

— оказывает правовую поддержку ответственным лицам предприятий, организаций и гражданам в подготовке документов для назначения пенсий;

— ведет прием граждан по вопросам пенсионного законодательства, назначения и перерасчета пенсий;

— проводит систематические занятия по изучению нормативного материала со специалистами отдела;

— проводит разъяснительную работу среди населения по вопросам пенсионного законодательства;


— осуществляет контроль за ведением служебной документации;

— контролирует соблюдение порядка и сроков запросов пенсионных дел ;

— отвечает на письма людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В выпускной квалификационной работе всесторонне исследованы проблемы модернизации системы пенсионного обеспечения в РФ и организация работы территориальных и местных органов пенсионного обеспечения в РФ

На основании поставленных в дипломной работе цели и задач можно сделать конкретные выводы по поставленным теоретическим проблемам и проблемам правоприменительной деятельности, и предложить возможные пути их решения и предложения по совершенствованию законодательства.

В дипломном исследовании охарактеризованы понятик и сущность системы и управления системой пенсионного обеспечения в РФ (в свете последних изменений).Таким образом, в ходе реформирования системы пенсионного обеспечения в РФ развитие взглядов привело к новому пониманию пенсионного обеспечения: оно стало не элементом структуры социальной защиты населения, а самостоятельной категорией, она стала пониматься в свете системного подхода как объект управления. В ходе реформирования не сложилась единая федеральная система пенсионного обеспечения и управления пенсионным обеспечением, наблюдается тенденция к ее регионализации. Противоречия в управлении пенсионным обеспечением на высшем уровне (Правительство) ведут к противоречиям и нерешенным проблемам на региональном и местном уровнях.

Проанализированы организационно-правовые аспекты управления пенсионным обеспечением в РФ. Анализ подходов авторов и обновления законодательства показал, что в процессе проведения реформы пенсионной системы коренным образом изменяются структура и организационные основы ПФР. Особенности организационно-структурного аспекта правового статуса ПФР четко законодательно регламентированы. ПФР не входит в систему федеральных органов исполнительной власти РФ, но практически исполняет функции государственного управления пенсионным обеспечением.

Инновационные процессы потребовали выработки большого пакета нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность Пенсионного Фонда России и его региональных структур. Можно предложить пути совершенствования нормативно – правовой базы.

1. В условиях неравномерной нагрузки на сеть ПФР в регионах каждому субъекту РФ разработать, на основе федерального законодательства, местную правовую базу, регулирующую различные аспекты работы органов пенсионного обеспечения.

2. ПФР должен усилить контроль над региональными структурами подразделений ПФР, в целях их правильно организованной работы, поскольку в данный момент не во всех субъектах РФ проводится адекватная новым тенденциям работа этих органов.

3. Необходимо на уровне субъектов РФ формирование и правовое обеспечение органов, объединяющих все функции по пенсионному обеспечению.

В дипломной работе раскрыты задачи, функции и организация деятельности территориальных органов пенсионного обеспечения субъектов РФ. Произведена характеристика организации работы местных органов пенсионного обеспечения. Таким образом, пенсионное обеспечение на местах организуют местные пенсионные органы. В настоящее время на местах внедрена прогрессивная автоматизированная система назначения пенсии и ведения пенсионных дел.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 06.04.2015) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // СЗ РФ. — 2013. — № 52 (часть I). — Ст. 6965; 2014. — № 2 (часть II) (поправка).

⇐ Предыдущая12345

Просмотров 8315

Эта страница нарушает авторские права

Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации (с изменениями на 13 июля 2017 года)

Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации

ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 августа 2013 года N 189п

Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации

(с изменениями на 13 июля 2017 года)

В целях повышения доверия общества к Пенсионному фонду Российской Федерации, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения работниками системы ПФР должностных обязанностей, а также предупреждения коррупции в ПФР и его территориальных органах Правление Пенсионного фонда Российской Федерации
постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Кодекс этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации.

2. Руководителям структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР, председателю Ревизионной комиссии ПФР, директору Государственного учреждения — Межрегионального информационного центра Пенсионного фонда Российской Федерации (МИЦ ПФР), руководителям территориальных органов ПФР:
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением ПФР от 25 мая 2016 года N 465п; в редакции, введенной в действие постановлением ПФР от 13 июля 2017 года N 515п.
организовать ознакомление работников с Кодексом этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации;
при проведении аттестации и оценке деловых и моральных качеств работников ПФР учитывать соблюдение ими положений Кодекса этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации.

3. Признать утратившим силу постановление Правления ПФР от 2 сентября 2009 года N 195п «Об утверждении Кодекса профессиональной этики работников системы Пенсионного фонда Российской Федерации».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Правления ПФР Дроздова А.В.

Председатель
А.Дроздов

8.3. Управление системой льгот

В дополнение к заработной плате, являющейся основой традиционной системы компенсации, современные организации предоставляют своим сотрудникам значительное количество льгот, т.е. материальных благ, повышающих их жизненный уровень (в зависимости от организации, страны, отрасли льготы могут составлять до 50 и более процентов совокупного дохода работника).
К числу льгот относятся дополнительные по отношению к заработной плате услуги или выплаты: медицинское страхование, страхование жизни, материальная помощь, дополнительный отпуск, бесплатное питание, пользование автомобилем компании, отдых в санатории и т.д. Строительная компания «Вертикаль» предоставляет следующие льготы своим сотрудникам: компенсация на питание (30 рублей в день), два комплекта спецодежды в год, материальная помощь в размере среднемесячного заработка в случае свадьбы, бесплатная путевка на отдых.
При планировании системы льгот каждой организации необходимо учитывать следующие факторы:
• национальное и местное законодательство. Организации обязаны предоставлять своим сотрудникам льготы, установленные законодательством. В данном случае задача руководителей — найти способы предоставления таких льгот с наименьшими издержками;
• рынок труда. Чтобы быть конкурентоспособным работодателем, организация должна предоставлять своим сотрудникам тот набор льгот, который является стандартным для данного рынка (естественно, учитывая различия между профессиями). В Соединенных Штатах Америки «стандартным» является следующий набор льгот: медицинское страхование, страхование жизни, пенсионный план, отпуск продолжительностью не менее одной недели в год. Компании, которые не могут предложить подобные льготы, практически не имеют шансов на привлечение квалифицированного персонала. В то же время во Франции, где развита система государственного социального страхования, лишь некоторые компании предоставляют своим сотрудникам дополнительное страхование, зато широкое распространение получили выплаты на питание. В СССР стандартным для представителей рабочих профессий являлся набор льгот, включающий бесплатные путевки в санатории и дома отдыха, получение жилья (правда, в далекой перспективе), льготное питание. Сегодня компаниям не требуется предоставлять эти льготы для привлечения рабочих;
• налоговый режим. Организации должны эффективно использовать специфику налогообложения для оптимизации своих издержек на рабочую силу. В странах с высокими ставками подоходного налога компании для привлечения высококвалифицированного персонала широко применяют такие льготы, как предоставление автомобиля, оплачиваемый отдых, субсидированное жилье и т.д.;
• культурные традиции и особенности. Этот фактор необходимо учитывать, прежде всего, компаниям, открывающим филиалы в других государствах, чтобы не столкнуться с неприятными сюрпризами, например, массовыми прогулами в дни религиозных праздников, не объявленных нерабочими, и т.п. Закрытие сауны, на машиностроительном заводе после его приобретения иностранной компанией привело сначала к молчаливому недовольству, а затем к открытому конфликту между российскими руководителями и их американскими коллегами, приведшему к уходу пяти ключевых сотрудников. Созданные компаниями системы льгот изменяются под воздействием названых выше факторов. При всех национальных и культурных различиях эта эволюция имеет схожие тенденции — от предоставления простых, единичных льгот организации переходят к сложной системе, требующей значительных ресурсов для управления ею. Данная тенденция особенно усилилась в последние годы ввиду того, что государство почти во всех странах начинает отказываться от политики предоставления централизованных льгот всем без исключения членам общества. Другими словами, происходит перераспределение функций управления социальными льготами между государством и частным сектором.
Ниже кратко рассматриваются основные виды льгот, предоставляемые современными организациями своим сотрудникам.
Режим рабочего и свободного времени. Первой льготой, полученной или завоеванной наемными работниками, обычно считается ограничение продолжительности рабочего дня, впервые законодательно установленное в XVII веке в Англии. Сегодня практически во всех странах в законодательном порядке регламентируется не только продолжительность рабочего дня, но и количество рабочих дней в году, фиксируются выходные и праздничные дни и т.д. Однако именно в области режима рабочего времени организации имеют широкие возможности для творчества, направленного на оптимизацию его использования и улучшение условий труда своих работников. Концепция «гибкого рабочего времени», согласно которой работник должен отработать определенное количество часов в неделю или в месяц и может самостоятельно выбирать график работы (время начала и окончания, распределение по дням), приобрела широкую популярность в организациях, использующих труд клерков, административного персонала, инженеров, ученых. Такая система дает работникам возможность лучше сочетать семейную жизнь и работу, учитывать свои индивидуальные особенности и т.п.
В штаб-квартире многонациональной компании была внедрена новая система организации рабочего времени, согласно которой каждому сотруднику устанавливались обязательные присутственные часы. (для большинства — с 11 до 16) и предоставлялась свобода определять, как использовать остальное рабочее время. Через полгода после внедрения новых принципов были подведены итоги: резко повысилась степень удовлетворенности работников, сократились абсентеизм и текучесть рабочей силы, уменьшились издержки на электроэнергию и телефон.
Развитием идеи «гибкого рабочего времени» стала модель «безофисного предприятия», в соответствии с которой само понятие «работа» в смысле помещения, где собираются сотрудники одной организации, исчезает. Люди не приходят в офис, а работают там, где они могут: агенты по продажам — непосредственно с клиентами, снабженцы — с поставщиками, программисты и бухгалтеры — дома. Связь между ними осуществляется по телефону или с помощью электронной почты. Эта тенденция в организации рабочего времени и труда вообще может привести к самым революционным изменениям в управлении человеческими ресурсами.
В конце 1996 года в мире существовало более 100 000 виртуальных компаний, в которых работало свыше 3 миллионов человек. Интересно, что это были не только недавно созданные организации, но и компании, существующие многие годы, которые отказались от традиционного офиса в пользу электронного.
Государство в большинстве стран устанавливает также минимальную продолжительность оплачиваемого отпуска для всех категорий, занятых в народном хозяйстве. Тем не менее многие компании предоставляют своим сотрудникам дополнительные оплачиваемые и неоплачиваемые отпуска. Продолжительность отпуска, как правило, связана со стажем работы в организации, хотя положение сотрудника в организационной иерархии также может влиять на число отпускных дней.
Установление режима рабочего времени может быть эффективным средством контроля за издержками на рабочую силу. В последние годы многие отечественные компании переводят своих сотрудников на сокращенную рабочую неделю или даже отправляют в неоплачиваемые отпуска, чтобы сохранить квалифицированный персонал в период спада экономической активности. Во Франции и некоторых других странах Западной Европы сокращение рабочей недели рассматривается как важнейшее средство повышения занятости.
Страхование работников. Коллективное страхование — это метод предоставления определенных услуг (медицинское обслуживание, выплаты пособия в случае смерти или увечья и т.п.) на основе распределения риска между группой участников (и компанией). Первоначально рабочие объединялись и создавали собственные страховые союзы для организации медицинского обслуживания, оказания взаимной финансовой помощи, открытия магазинов. Впоследствии к ним присоединились работодатели, взяв на себя часть расходов по коллективному страхованию своих сотрудников. Сегодня страхование организациями своих сотрудников представляет собой сложную систему со многими элементами.
Медицинское страхование предоставляет работникам возможность получать бесплатную медицинскую помощь в тех странах, где государство не гарантирует такого обслуживания всем гражданам. Как правило, медицинское страхование финансируется и работодателем, и работниками (например, в соотношении 70:30 страхового взноса, который является необлагаемой налогом частью дохода). В последние годы в связи с быстрым ростом цен на медицинское обслуживание в ряде стран Запада, и в первую очередь в США, руководители многих организаций были вынуждены начать поиски способов контроля и сокращения издержек на медицинское страхование своих сотрудников. Среди таких способов — изменение условий получения медицинского обслуживания. Так, при обращении за консультацией к врачу, работника обязывают заплатить определенный процент (например 10%) суммы непосредственно из своего кармана, что ведет к сокращению числа «лишних» визитов и заставляет работников выбирать более дешевых врачей. Еще один метод снижения издержек — определение списка врачей и медицинских учреждений, в которые могут обращаться сотрудники организации (при стандартной системе работник сам выбирает врача, который затем выставляет счет компании или страховому учреждению компании), или заключение прямых договоров на комплексное обслуживание с медицинскими учреждениями. И, наконец, один из наиболее революционных методов — выплата сотрудникам премии по итогам года за неиспользование медицинской страховки — премии за здоровый образ жизни.
Страхование жизни позволяет работнику обеспечить определенный доход для себя (своих наследников) в случае потери трудоспособности (смерти), произошедшей на рабочем месте или вне его. Величина страховых выплат, как правило, пропорциональна величине оклада работника (3-5 годовых окладов в случае смерти). Компания вносит основную часть страховых взносов, работник выплачивает остальное. Страхование жизни имеет особенно важное значение в тех странах с рыночной экономикой, где государственная поддержка малоимущих членов общества не обеспечивает приемлемого уровня жизни.
Пенсионные планы компаний получили наибольшее распространение в странах, где государственная система пенсионного обеспечения отсутствует или не достаточно развита. Пенсионный план представляет собой систему частного пенсионного обеспечения, при которой компания и сотрудник делают периодические (в моменты выплаты заработной платы) отчисления в специальный фонд, средства которого в дальнейшем инвестируются с целью максимизации дохода на вложенный капитал в долгосрочной перспективе. Приносимый фондом доход служит источником выплаты пенсий бывшим сотрудникам компании. Обычно условиями получения пенсии являются:

1. достижение определенного возраста, например, 55 или 60 лет (который необязательно соответствует установленному законом возрасту выхода на пенсию);
2. прекращение работы по найму в данной организации;
3. наличие минимального стажа работы в организации, например, 5 или 7 лет.
Величина пенсии зависит от двух параметров — размера заработной платы сотрудника и стажа работы в организации. Например, в корпорации АЛА 40 лет стажа дают работнику право на максимальный размер пенсии — 55% от последнего должностного оклада. При заработной плате 3000 долл. в месяц он будет получать пенсию в 1650 долл. Если бы он проработал только 30 лет, то имел бы право на 45% от заработной платы и получал бы 1350 долл.
Ввиду того, что государственное пенсионное обеспечение испытывает все большие трудности, пенсионные планы компаний становятся значительно привлекательнее для наемных работников, во всем мире. В то же время управление пенсионными планами требует все большего искусства и компетентности от отделов человеческих ресурсов и финансов, которые вынуждены чаще прибегать к помощи профессиональных инвесторов.
Интересно, что в целом в мире прослеживается тенденция к сокращению числа предоставляемых компаниями льгот, стремление заменить их повышением денежного вознаграждения. Организации предпочитают сосредоточиваться на сфере своей основной деятельности, предоставляя своим сотрудникам возможность самим решать бытовые проблемы.
Управление льготами в целом превратилось в последние десятилетия в важнейшую составляющую эффективного управления персоналом, требующую особого внимания со стороны линейных руководителей и специальной квалификации специалистов по человеческим ресурсам.