Командированный персонал

Максимально допустимые значения напряжений электропитания приборов, электрифицированного ручного инструмента, передвижных установок и переносных светильников

Для защиты от поражения электрическим током при эксплуатации различного технологического оборудования, использующего электрическую энергию, применяется ряд технических методов (способов), основными из которых являются: применение малых напряжений для электропитания технических установок, оборудования и ручного инструмента; электрическое разделение сетей; защитное заземление; зануление; устройства защитного отклонения (УЗО) и др.

Применение малых напряжений в пределах наибольших допустимых значений для электропитания приборов, электрифицированного ручного инструмента и установок является наиболее эффективным способом обеспечения электробезопасности. Поэтому в тех случаях, где это возможно, необходимо использовать более низкие напряжения.

С этой целью для электропитания переносных установок и ручного инструмента (электрические дрели, гайковерты, электрические паяльники и др.) допускаются следующие максимальные значения напряжения в зависимости от места работы (вид помещения по опасности поражения электрическим током, наружные условия и др.):

  • — 220 В (50 Гц) при использовании установок в помещениях без признаков повышенной и особой опасности поражения электрическим током;
  • — 42 В (50 Гц) в помещениях с наличием признаков повышенной опасности поражения электрическим током и при работах в наружных условиях. В таких условиях работы допускается использовать инструмент (переносные установки) до 220 В, но с обязательным применением основных и дополнительных изолирующих средств;
  • — 42 В (50 Гц) в помещениях с наличием признаков особой опасности с обязательным применением основных и дополнительных изолирующих средств.

Для электропитания переносных светильников допускаются следующие максимальные значения напряжений:

  • — 42 В (50 Гц) в помещениях с наличием признаков повышенной и особой опасности;
  • — 12 В (50 Гц) — при работах в особо опасных и неблагоприятных условиях.

К признакам повышенной опасности поражения электрическим током в производственных помещениях относятся: наличие в помещении токопроводящих полов (земляные, металлические, железобетонные, кирпичные и т.п.); поддержание в помещении длительное время (более 2 часов) температуры воздуха равной или более 25°С и относительной влажности равной или более 75%; наличие в воздухе токопроводящей пыли; наличие возможности одновременного прикосновения к корпусам и другим частям оборудования, на которых может оказаться напряжение, с одной стороны, и к каким-либо заземленным конструкциям здания, другого оборудования, с другой.

К признакам особой опасности помещений относятся: наличие в помещении двух или более признаков повышенной опасности; наличие в воздухе помещения химически агрессивной среды; поддержание в помещении высокой относительной влажности, близкой к 100%.

В качестве источников малого (низкого) напряжения применяются гальванические элементы, выпрямители, преобразователи частоты (для уменьшения массы ручного инструмента на частоте 200 или 400 Гц), понижающие трансформаторы и др. Использование с этой целью автотрансформаторов не допускается, т.к. в этом случае сохраняется гальваническая связь автотрансформатора с электрической сетью, а значит и опасность электропоражения при замыкании («пробое») напряжения электропитания на корпуса или другие части таких устройств.

Порядок допуска командированного персонала к работе в электроустановках напряжением до 1000 В

Какие требования предъявляются к командированному персоналу при работе в электроустановках?

Кто и за что отвечает при работе командированного персонала в электроустановках?

Что обязательно необходимо прописать в договоре со сторонней организацией?

Требования охраны труда при организации работ в электроустановках командированного персонала сторонних организаций подробно описаны в главе XLVI Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок (далее — ПОТ ЭЭ), утвержденных Приказом Минтруда России от 24.07.2013 № 328н (в ред. от 19.10.2016). Рассмотрим основные из них.

К командированному персоналу относятся работники сторонних специализированных организаций, направляемые для выполнения работ в действующих, строящихся, технически перевооружаемых, реконструируемых электроустановках, не состоящие в штате организаций — владельцев электроустановки. Получение разрешения на работы, выполняемые в электроустановках командированным персоналом, производится в соответствии с требованиями ПОТ ЭЭ.

Командирующая организация в сопроводительном письме руководителю организации – владельца электроустановки должна:

  • указать цель командировки;
  • перечислить ФИО работников, которые изучили схемы электроснабжения обслуживаемых электроустановок организации — владельца электроустановки;
  • указать, кому из них будет предоставлено права выдачи наряда, право быть ответственными руководителями, производителями работ, членами бригады;
  • подтвердить группы по электробезопасности этих работников в качестве оперативного (оперативно-ремонтного) персонала.

В электроустановках до 1000 В командированный персонал в качестве оперативного персонала, единолично обслуживающего электроустановку, должен иметь группу III по электробезопасности (не ниже!).

На основании полученного письма руководитель организации — владельца электроустановки готовит распоряжение о предоставлении упомянутых выше прав работникам специализированной организации и допускает своим приказом оперативный (оперативно-ремонтный) персонал сторонней организации к работам в электроустановке.

Командированный персонал по прибытии на место командировки:

  • проходит в организации вводный и первичный инструктажи по безопасности труда;
  • ознакамливается с электрической схемой и особенностями электроустановки, в которой предстоит работать;
  • работники, которым предоставляется право выдачи наряда, исполнять обязанности ответственного руководителя и производителя работ, — проходят инструктаж по схеме электроснабжения электроустановки.

О проведении инструктажей делают запись в журналах установленной формы для проведения инструктажей по безопасности труда с командированными работниками сторонних организаций. Свои подписи ставят командированные работники и работники, проводившие инструктажи.

Предоставить командированному персоналу право работы в действующих электроустановках в качестве выдающих наряд, ответственных руководителей и производителей работ, допускающих на воздушные линии электропередачи (далее — ВЛ), членов бригады может руководитель организации (обособленного подразделения) — владельца электроустановки резолюцией на письме командирующей организации или организационно-распорядительным документом организации (обособленного подразделения).

Работникам, ответственным за безопасное ведение работ, разрешается выполнять одну из дополнительных обязанностей (см. таблицу).

Работник может выполнять обязанности допускающего и выдающего разрешение на подготовку рабочего места и допуск, если у него есть право оперативного управления оборудованием, которое необходимо отключать и заземлять в соответствии с мерами безопасности для производства работ, и право ведения оперативных переговоров с работниками, выполняющими необходимые отключения и заземления оборудования на объектах, не находящихся в оперативном управлении допускающего.

Допускающий из числа оперативного персонала имеет право выполнять обязанности члена бригады.

На ВЛ ответственный руководитель или производитель работ из числа ремонтного персонала имеет право выполнять обязанности допускающего в тех случаях, когда для подготовки рабочего места требуется только проверить отсутствие напряжения и установить переносные заземления на месте работ без оперирования коммутационными аппаратами.

На ВЛ всех уровней напряжения допускается совмещение ответственным руководителем или производителем работ из числа командированного персонала обязанностей допускающего в тех случаях, когда для подготовки рабочего места требуется только проверить отсутствие напряжения и установить переносные заземления на месте работ без оперирования коммутационными аппаратами.

Первичный инструктаж командированного персонала сторонних организаций должен проводить работник организации — владельца электроустановок из числа административно-технического персонала (руководящих работников и специалистов), имеющий группу IV при проведении работ в электроустановках напряжением до 1000 В.

Содержание инструктажа должно определяться инструктирующим работником в зависимости от характера и сложности предстоящей работы, схемы и особенностей электроустановки и фиксироваться в журнале инструктажей.

Подготовка рабочего места и допуск командированного персонала к работам в электроустановках проводятся в соответствии с требованиями ПОТ ЭЭ работниками организации, в электроустановках которой производятся работы.

Цель периодического осмотра, технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации, реконструкции электроустановок и электрооборудования — привести состояние электроустановок в соответствие с требованиями действующих нормативных документов.

При осуществлении работ в электроустановках должны соблюдаться правила охраны труда. Их выполнение контролирует специалист по охране труда.

Сплошь и рядом на предприятиях и в организациях — только один ответственный за электрохозяйство.

Организации, в которых нет оперативного персонала, электроустановки которых постоянно обслуживаются специализированными организациями, могут предоставлять их работникам права оперативно-ремонтного персонала после соответствующей подготовки и проверки знаний в комиссии по месту постоянной работы.

Командированный персонал проводит работы в действующих электроустановках по нарядам и распоряжениям. В случае если командированному персоналу предоставляются права оперативно-ремонтного персонала, работы могут проводиться и в порядке текущей эксплуатации в соответствии с требованиями главы VIII ПОТ ЭЭ. Для этого специализированная организация разрабатывает и утверждает Перечень работ, выполняемых командированным персоналом в электроустановках в порядке текущей эксплуатации.

Самый опасный травмирующий фактор на предприятии — электрический ток, причина четверти всех пожаров — тоже электричество.

Учитывая сложность и ответственность производства работ в электроустановках, договор следует заключать с организацией, обладающей подготовленным персоналом и необходимым опытом. Не торопитесь подписывать договор на проведение работ в электроустановках, который вам предлагает сторонняя специализированная организация.

Чтобы определить границы ответственности между электротехническим персоналом организации и командированным персоналом, в договоре необходимо подробно прописать обязательные требования, которые должны неукоснительно соблюдаться, права и обязанности сторон, определить, кто именно, за что и на каком этапе работ отвечает.

Образец служебной записки о командировке

Иногда у работодателя возникает необходимость направить сотрудника на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы, т. е. в командировку (ст. 166 ТК РФ). И перед направлением работником в командировку иногда составляется служебная записка на командировку.

Служебная записка о направлении в командировку

Служебная записка о согласовании командировки, как правило, составляется непосредственным начальником работника, которого планируют направить в командировку. Пишется такая служебная записка на имя руководителя организации.

В служебной записке на командировку нужно указать служебную необходимость, в связи с которой работника необходимо отправить в командировку, место, а также период командирования.

Если руководитель организации согласен с необходимостью командировки, то издается соответствующий приказ.

Служебная записка на командировку: образец-2019

Приведем образец служебной записки о командировке.

Пред. / След. Скачать бланк служебной записки на командировку Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».

  • Я подписчик: электронного журнала печатного журнала
  • Я не подписчик, но хочу им стать
  • Хочу скачивать формы документов бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Служебная записка на командировку генерального директора (образец)

Нужна ли служебная записка на командировку, если в служебную поездку направляется руководитель? По сути, необходимости в такой служебке нет – достаточно приказа о командировке.

Служебная записка о продлении командировки: образец

Иногда может возникнуть необходимость в продлении командировки, тогда командированный работник или его непосредственный начальник могут составить соответствующую служебную записку на имя руководителя организации.

В данном материале мы не будем приводить образец такой записки – ее можно составить по аналогии с приведенным выше примером служебной записки на командировку. В служебной записке укажите причину, по которой требуется продление командировки, а также период ее продления.

На основе служебной записки о продлении командировки впоследствии нужно издать приказ о продлении, если руководитель организации посчитает продление командировки целесообразным.

Служебная записка об отмене командировки (образец)

Командировка может быть отменена, например, в связи с болезнью работника, которого планировали направить в деловую поездку. Тогда в служебной записке нужно отразить причину отмены командировки. Затем на основании такой служебной записки руководитель издаст приказ об отмене командировки.

Сколько хранить служебные записки о командировках

Документы о командировании работников нужно хранить 5 лет (п. 669 Перечня, утв. Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558).

Кроме того, служебные записки о командировке могут пригодиться в налоговых целях для подтверждения обоснованности командировки и ее отмены. Срок хранения документов, используемых для налоговых целей, тоже 5 лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 400 Перечня, утв. Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558).

7.2. Кабельные линии связи.

7.2. Кабельные линии связи
7.2.1. При испытаниях КЛС повышенным напряжением испытываемый участок должен быть ограничен. Во избежание появления испытательного напряжения на участках КЛС, не подвергаемым испытаниям, все соединения между ними должны быть сняты.
7.2.2. Работники, находящиеся во время испытаний электрической прочности изоляции на разных концах КЛС, должны иметь между собой связь.
7.2.3. Телефонный аппарат на дольнем конце КЛС должен быть включен до проведения испытаний через разделительные конденсаторы (емкостью 0,1 мкФ и рабочим напряжением 5-6 кВ), включенные в каждую жилу выделенной для телефонной связи пары. Телефонный аппарат и конденсаторы следует располагать вне котлована или колодца на деревянной подставке, покрытой резиновым диэлектрическим ковром. Телефонные разговоры должны проводиться при отсутствии испытательного напряжения на кабеле и только по получении вызова от ответственного руководителя работ. Не разрешается дотрагиваться до телефонного аппарата и соединительных проводов при испытаниях.
7.2.4. Во время испытаний телефонный аппарат у ответственного руководителя работ должен быть отключен, включать его следует после окончания испытаний и снятия заряда с кабеля.
7.2.5. Перед подачей испытательного напряжения на кабель ответственный руководитель работ должен предупредить по телефону членов бригады о начале испытаний.
7.2.6. Не допускается производить какие-либо переключения на боксах и концах разделанного кабеля, а также прикасаться к кабелю во время испытаний.
7.2.7. Металлические корпуса измерительных приборов и устройств должны быть заземлены до начала работы, а снятие заземления должно быть выполнено после окончания работы с приборами и устройствами в качестве заключительной операции.
7.2.8. Электрические измерения КЛС, подверженных опасному влиянию* линий электропередачи и электрифицированных железных дорог переменного тока, следует проводить с применением электрозащитных средств.
7.2.9. Подключение кабелей к устройству защиты от коррозии и защитных устройств к источнику блуждающих токов, а также работы на катодных установках, проводимые без снятия напряжения с установки, следует выполнять в диэлектрических перчатках.
Ремонт дренажной установки разрешается выполнять после отключения ее со стороны контактной сети и кабеля и заземления дренажного кабеля со стороны контактной сети и кабеля и заземления дренажного кабеля со стороны контактной сети электрифицированной железной дороги или трамвая.
7.2.10. Эксплуатация оборудования, обеспечивающего содержание кабеля под избыточным воздушным давлением, должна соответствовать действующим Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
Работы на этом оборудовании допускается проводить по распоряжению после отключения кабеля и подготовки рабочего места.
Снимать панели с блока осушки и автоматики и приступать к работам разрешается не ранее 15 минут после снятия напряжения с оборудования. При работе следует использовать диэлектрический ковер.
7.2.11. Дистанционное питание НУП постоянным и переменным током должно сниматься при следующих работах на КЛС:

  • монтаже, демонтаже и перекладке кабеля;
  • ремонте поврежденной телефонной связи;
  • измерениях на кабеле.

7.2.12. Дистанционное питание НУП (НРП) должно сниматься по заявке дежурного СДТУ, которую он дает на имя дежурного или начальника ОУП. В заявке указывается название магистрали, номер цепи дистанционного питания, участок и характер работы, время начала и конца работы, вид дистанционного питания, фамилия ответственного руководителя работ.
7.2.13. Дистанционное питание НУП (НРП) должно сниматься на питающем усилительном пункте дежурным или начальником ОУП после получения разрешения от уполномоченного на это работника.
В цепи передачи дистанционного питания следует сделать разрывы путем снятия соответствующих дужек, предохранителей или других частей в зависимости от конструкции аппаратуры. При этом следует пользоваться диэлектрическими перчатками.
7.2.14. Получив разрешение на проведение работ в НУП (НРП), ответственный руководитель работ должен определить кабель, подлежащий ремонту, проверить отсутствие напряжения на нем и разрядить его. Эти операции следует выполнять в защитных очках и диэлектрических перчатках.
7.2.15. Для обеспечения безопасности работ на кабеле в НУП (НРП) должны быть сделаны дополнительные разрывы в цепях приема дистанционного питания.
7.2.16. Допуск бригады для работ на кабеле в НУП (НРП) должен осуществлять после выполнения всех мер безопасности ответственный руководитель работ.
В организации должен быть перечень устройств, имеющих дистанционное питание. Персонал, обслуживающий их, должен быть ознакомлен с этим перечнем.
7.2.17. Работы в подземных сооружениях КЛС должны выполняться в соответствии с требованиями пп.4.14.35 – 4.14.52 настоящих Правил.

Алгоритмы действий по охране труда при направлении работников в служебные командировки

На ра­бот­ни­ков, на­прав­лен­ных в установленном по­ряд­ке в слу­жебные коман­ди­ров­ки, рас­про­стра­ня­ют­ся положения Тру­до­во­го ко­дек­са РБ (да­лее – ТК), а так­же нор­ма­тив­ные и тех­ни­че­ские нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты в об­лас­ти охра­ны тру­да.

Ра­бот­ни­ки ор­га­ни­за­ции мо­гут ко­ман­ди­ро­вать­ся в дру­гие ор­га­ни­за­ции в оди­ноч­ном по­ряд­ке или в со­ста­ве групп. В со­ста­ве групп от 2 че­ло­век и бо­лее ру­ко­во­ди­тель ор­га­ни­за­ции в при­ка­зе или рас­по­ря­же­нии о ко­ман­ди­ров­ке на­зна­ча­ет стар­ше­го груп­пы, ко­то­рый впо­след­ст­вии бу­дет от­ве­чать за со­блю­де­ние тру­до­вой и про­из­вод­ст­вен­ной дис­ци­п­ли­ны в груп­пе, за ор­га­ни­за­цию и ка­че­ст­во вы­пол­не­ния по­ру­чен­но­го за­да­ния или ра­бо­ты, ра­цио­наль­ное ис­поль­зо­ва­ние ра­бо­че­го вре­ме­ни и т.д.

Ра­бот­ни­ки, на­прав­ляе­мые в слу­жеб­ные ко­ман­ди­ров­ки, долж­ны знать, что во вре­мя сле­до­ва­ния к мес­ту ко­ман­ди­ров­ки и об­рат­но, а так­же во вре­мя на­хо­ж­де­ния в дру­гих ор­га­ни­за­ци­ях они счи­та­ют­ся ис­пол­няю­щи­ми слу­жеб­ные обя­зан­но­сти.

Спра­воч­но:

слу­жеб­ной ко­ман­ди­ров­кой при­зна­ет­ся по­езд­ка ра­бот­ни­ка по рас­по­ря­же­нию на­ни­ма­те­ля на оп­ре­де­лен­ный срок в дру­гую ме­ст­ность для вы­пол­не­ния слу­жеб­но­го за­да­ния вне мес­та его по­сто­ян­ной ра­бо­ты (часть пер­вая ст. 91 ТК).

Ин­ст­рук­та­жи по ох­ра­не тру­да с ко­ман­ди­ро­ван­ны­ми ра­бот­ни­ка­ми

Ввод­ный ин­ст­рук­таж про­во­дит­ся с ра­бот­ни­ка­ми дру­гих ор­га­ни­за­ций, в т.ч. ко­ман­ди­ро­ван­ны­ми, при уча­стии их в про­из­вод­ст­вен­ном про­цес­се или вы­пол­не­нии ра­бот на тер­ри­то­рии ор­га­ни­за­ции.

Пер­вич­ный ин­ст­рук­таж на ра­бо­чем мес­те про­во­дит­ся с ра­бот­ни­ка­ми дру­гих ор­га­ни­за­ций, в т.ч. ко­ман­ди­ро­ван­ны­ми, при уча­стии их в про­из­вод­ст­вен­ном про­цес­се или вы­пол­не­нии ра­бот на тер­ри­то­рии ор­га­ни­за­ции. С ра­бот­ни­ка­ми дру­гих ор­га­ни­за­ций, вы­пол­няю­щи­ми ра­бо­ты на тер­ри­то­рии ор­га­ни­за­ции, дан­ный ин­ст­рук­таж про­во­дит ру­ко­во­ди­тель ра­бот при уча­стии ру­ко­во­ди­те­ля или спе­циа­ли­ста ор­га­ни­за­ции, на тер­ри­то­рии ко­то­рой про­во­дят­ся ра­бо­ты (пп. 46 и 50 Ин­ст­рук­ции о по­ряд­ке обу­че­ния, ста­жи­ров­ки, ин­ст­рук­та­жа и про­вер­ки зна­ний ра­бо­таю­щих по во­про­сам ох­ра­ны тру­да, ут­вер­жден­ной по­ста­нов­ле­нием Мин­тру­да и соц­за­щи­ты РБ от 28.11.2008 № 175).

Спра­воч­но:

с ко­ман­ди­ро­ван­ными ра­бот­ни­ками по при­бы­тии на ме­сто ко­ман­ди­ров­ки дол­жен быть про­ве­ден ин­ст­рук­таж по ох­ра­не тру­да.

Дей­ст­вия ра­бот­ни­ка пе­ред от­бы­ти­ем в слу­жеб­ную ко­ман­ди­ров­ку

Пе­ред на­прав­ле­ни­ем в слу­жеб­ную ко­ман­ди­ров­ку ра­бот­ник обя­зан:

– оз­на­ко­мит­ься с при­ка­зом (рас­по­ря­же­ни­ем) на­ни­ма­те­ля о ко­ман­ди­ро­ва­нии под рос­пись;

– по­лу­чить ко­ман­ди­ро­воч­ное удо­сто­ве­ре­ние и за­да­ние;

– убе­дить­ся в на­ли­чии не­об­хо­ди­мых до­ку­мен­тов, а так­же ад­ре­са ор­га­ни­за­ции ко­ман­ди­ро­ва­ния и те­ле­фо­нов долж­но­ст­ных лиц этой ор­га­ни­за­ции;

– со­гла­со­вать мар­шрут сле­до­ва­ния к мес­ту на­зна­че­ния.

Тре­бо­ва­ния ох­ра­ны тру­да при сле­до­ва­нии в слу­жеб­ную ко­ман­ди­ров­ку

На­хо­дясь на до­ро­гах и ули­цах на­се­лен­но­го пунк­та, ко­ман­ди­ро­ван­ный ра­бот­ник обя­зан со­блю­дать тре­бо­ва­ния Пра­вил до­рож­но­го дви­же­ния, ут­вер­жден­ных Ука­зом Пре­зи­ден­та РБ от 28.11.2005 № 551 «О ме­рах по по­вы­ше­нию безо­пас­но­сти до­рож­но­го дви­же­ния» (вме­сте с «Пра­ви­ла­ми до­рож­но­го дви­же­ния») (в ред. от 08.01.2013).

Справочно:

про­ве­де­ние ин­ст­рук­та­жа по ох­ра­не тру­да долж­но под­твер­ждать­ся под­пи­ся­ми ко­ман­ди­ро­ван­ных ра­бот­ни­ков и ра­бот­ни­ков, про­во­див­ших ин­ст­рук­таж, в жур­на­лах ре­ги­ст­ра­ции ин­ст­рук­та­жей по ох­ра­не тру­да.

При сле­до­ва­нии к мес­ту ко­ман­ди­ров­ки и об­рат­но на об­ще­ст­вен­ном транс­пор­те ра­бот­ник обя­зан вы­пол­нять тре­бо­ва­ния со­от­вет­ст­вую­щих Пра­вил поль­зо­ва­ния транс­порт­ны­ми сред­ст­ва­ми и рас­по­ря­же­ния долж­но­ст­ных лиц, об­слу­жи­ваю­щих транс­порт­ное сред­ст­во (про­вод­ни­ка, во­ди­те­ля, ма­ши­ни­ста, кон­тро­ле­ра и др.). Пе­ред по­езд­кой или в хо­де нее ра­бот­ник обя­зан при­об­ре­сти про­езд­ной би­лет.

Ес­ли ра­бот­ник на­прав­ля­ет­ся в слу­жеб­ную ко­ман­ди­ров­ку на транс­пор­те, пре­дос­тав­лен­ном ор­га­ни­за­ци­ей, то пе­ред от­прав­ле­ни­ем он обя­зан:

– убе­дить­ся в на­ли­чии удо­сто­ве­ре­ния лич­но­сти, во­ди­тель­ско­го удо­сто­ве­ре­ния, ре­ги­ст­ра­ци­он­ных до­ку­мен­тов на транс­порт­ное сред­ст­во, пу­те­во­го лис­та и до­ку­мен­тов на пе­ре­во­зи­мый груз;

– убе­дить­ся, что ав­то­мо­биль уком­плек­то­ван ин­ст­ру­мен­том, за­пас­ным ко­ле­сом, бук­сир­ным тро­сом, дом­кра­том, ко­лес­ны­ми упо­ра­ми, ог­не­ту­ши­те­лем, зна­ком ава­рий­ной ос­та­нов­ки, фо­на­рем, ап­теч­кой пер­вой по­мо­щи;

– прой­ти пред­рей­со­вый ме­ди­цин­ский ос­мотр и по­лу­чить от­мет­ку в пу­те­вом лис­те о до­пус­ке к рей­су.

Пред­рей­со­вое об­сле­до­ва­ние вклю­ча­ет в се­бя:

– оп­рос во­ди­те­ля о со­стоя­нии здо­ро­вья;

– из­ме­ре­ние пуль­са и ар­те­ри­аль­но­го дав­ле­ния;

– из­ме­ре­ние при на­ли­чии ме­ди­цин­ских по­ка­за­ний тем­пе­ра­ту­ры те­ла;

– ис­поль­зо­ва­ние при­бо­ра, пред­на­зна­чен­но­го для оп­ре­де­ле­ния кон­цен­тра­ции па­ров ал­ко­го­ля в вы­ды­хае­мом воз­ду­хе, со­от­вет­ст­вую­ще­го тре­бо­ва­ни­ям тех­ни­че­ских нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов (да­лее – при­бор);

– ис­поль­зо­ва­ние экс­пресс-тес­тов (тест-по­ло­сок, экс­пресс-пла­стин), пред­на­зна­чен­ных для оп­ре­де­ле­ния на­ли­чия нар­ко­ти­че­ских средств или иных ве­ществ (да­лее – экс­пресс-тес­ты) в био­ло­ги­че­ских об­раз­цах;

– оп­ре­де­ле­ние на­ли­чия кли­ни­че­ских при­зна­ков со­стоя­ния опь­я­не­ния;

– ра­бо­чее со­стоя­ние рем­ней безо­пас­но­сти.

Спра­воч­но:

по­сад­ка и вы­сад­ка долж­ны про­из­во­дить­ся со сто­ро­ны тро­туа­ра или обо­чи­ны и толь­ко по­сле пол­ной ос­та­нов­ки транс­порт­но­го сред­ст­ва. Ес­ли по­сад­ка и вы­сад­ка не­воз­мож­ны со сто­ро­ны тро­туа­ра или обо­чи­ны, они мо­гут осу­ще­ст­в­лять­ся со сто­ро­ны про­ез­жей час­ти при ус­ло­вии, что это бу­дет безо­пас­но и не соз­даст по­мех дру­гим уча­ст­ни­кам дви­же­ния.

Во вре­мя сле­до­ва­ния в ко­ман­ди­ров­ку на транс­порт­ном сред­ст­ве ор­га­ни­за­ции ра­бот­ни­ку за­пре­ща­ет­ся:

– от­вле­каться от управ­ле­ния транс­порт­ным сред­ст­вом во вре­мя его дви­же­ния;

– при дви­же­нии ав­то­мо­би­ля вы­со­вы­вать­ся из ок­на са­ло­на, вы­став­лять ру­ки и жес­ти­ку­ли­ро­вать;

– от­кры­вать две­ри транс­порт­но­го сред­ст­ва во вре­мя его дви­же­ния.

Дей­ст­вия ко­ман­ди­ро­ван­но­го ра­бот­ни­ка (груп­пы ра­бот­ни­ков) по прибытии в организацию командирования

По при­бы­тии в ор­га­ни­за­цию ко­ман­ди­ро­ва­ния стар­ший груп­пы и во­ди­тель обя­за­ны:

– до­ло­жить ру­ко­во­дству ор­га­ни­за­ции о це­ли и сро­ках ко­ман­ди­ров­ки;

– вы­яс­нить ме­сто и ус­ло­вия по­ста­нов­ки на сто­ян­ку транс­порт­но­го сред­ст­ва;

– предъ­я­вить удо­сто­ве­ре­ние о про­вер­ке зна­ний по ох­ра­не тру­да;

– прой­ти ввод­ный ин­ст­рук­таж по ох­ра­не тру­да, оз­на­ко­мить­ся с Пра­ви­ла­ми внут­рен­не­го тру­до­во­го рас­по­ряд­ка ор­га­ни­за­ции пре­бы­ва­ния, спе­ци­фи­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми ра­бо­ты;

– при не­об­хо­ди­мо­сти прой­ти пер­вич­ный ин­ст­рук­таж по ох­ра­не тру­да на ра­бо­чем мес­те;

– за­ре­ги­ст­ри­ро­вать вре­мя при­бы­тия в ор­га­ни­за­цию;

– вы­пол­нить за­да­ние сво­ей ор­га­ни­за­ции;

– за­ре­ги­ст­ри­ро­вать вре­мя убы­тия из ор­га­ни­за­ции.

Спра­воч­но:

в мик­ро­ор­га­ни­за­ци­ях ввод­ный ин­ст­рук­таж мо­жет про­во­дить ру­ко­во­ди­те­ль ор­га­ни­за­ции.

По при­бы­тии в ор­га­ни­за­цию ко­ман­ди­ро­ва­ния ра­бот­ни­ки долж­ны прой­ти ввод­ный ин­ст­рук­таж по ох­ра­не тру­да по про­грам­ме, при­ня­той в ор­га­ни­за­ции. Ввод­ный ин­ст­рук­таж про­во­дит ин­же­нер по ох­ра­не тру­да или спе­циа­лист ор­га­ни­за­ции, на ко­то­ро­го воз­ло­же­ны эти обя­зан­но­сти.

Пе­ред на­ча­лом ра­бо­ты ко­ман­ди­ро­ван­ные ра­бот­ни­ки долж­ны прой­ти пер­вич­ный ин­ст­рук­таж по ох­ра­не тру­да на ра­бо­чем мес­те по про­грам­ме, при­ня­той в ор­га­ни­за­ции. За­пи­си о про­хо­ж­де­нии ра­бот­ни­ка­ми ин­ст­рук­та­жей за­но­сят­ся в жур­на­лы ин­ст­рук­та­жей ор­га­ни­за­ции ко­ман­ди­ро­ва­ния.

От­вет­ст­вен­ность за обес­пе­че­ние тре­бо­ва­ний ох­ра­ны тру­да при про­из­вод­ст­ве ра­бот ко­ман­ди­ро­ван­ны­ми ра­бот­ни­ка­ми, в т.ч. за их до­пуск к ра­бо­те, не­сет при­ни­маю­щая сто­ро­на.

Кон­троль за со­блю­де­ни­ем тре­бо­ва­ний безо­пас­но­сти осу­ще­ст­в­ля­ют­ от­вет­ст­вен­ны­е ли­ца­ при­ни­маю­щей сто­ро­ны со­вме­ст­но с ру­ко­во­ди­те­лем груп­пы ко­ман­ди­ро­ван­ных (ес­ли в ко­ман­ди­ров­ку на­прав­лен один ра­бот­ник, дан­ный кон­троль осу­ще­ст­в­ля­ет пред­ста­ви­тель при­ни­маю­щей сто­ро­ны).

Вни­ма­ние!

Ес­ли ко­ман­ди­ров­ка со­пря­же­на с пе­ре­воз­кой опас­ных гру­зов, то ко­ман­ди­ро­ван­ный ра­бот­ник обя­зан со­блю­дать тре­бо­ва­ния, ус­та­нов­лен­ные За­ко­ном РБ от 06.06.2001 № 32-З «О пе­ре­воз­ке опас­ных гру­зов (в ред. от 22.12.2011), по­ста­нов­ле­ни­ем МЧС РБ от 08.12.2010 № 61 «Об ут­вер­жде­нии Пра­вил по обес­пе­че­нию безо­пас­ной пе­ре­воз­ки опас­ных гру­зов авто­мобиль­ным транс­пор­том в Рес­пуб­ли­ке Бе­ла­русь» (в ред. от 10.12.2012). На­ру­ше­ние пра­вил безо­пас­но­сти при пе­ре­воз­ке опас­ных гру­зов вле­чет ад­ми­ни­ст­ра­тив­ную от­вет­ст­вен­ность по ст. 18.29 Ко­дек­са РБ об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях.

Тре­бо­ва­ния ох­ра­ны тру­да в ава­рий­ных си­туа­ци­ях, при не­сча­ст­ном слу­чае

Ра­бот­ник, на­хо­дя­щий­ся в слу­жеб­ной ко­ман­ди­ров­ке, дол­жен знать, что он име­ет пра­во на бес­плат­ную ме­ди­цин­скую по­мощь, спа­са­тель­ные ра­бо­ты и дру­гую экс­трен­ную по­мощь при лю­бых не­сча­ст­ных слу­ча­ях, до­рож­но-транс­порт­ных про­ис­ше­ст­ви­ях от ор­га­ни­за­ций и долж­но­ст­ных лиц, на ко­то­рых за­ко­ном воз­ло­же­на обя­зан­ность ока­зы­вать та­кую по­мощь.

При по­лу­че­нии ко­ман­ди­ро­ван­ным ра­бот­ни­ком трав­мы стар­ший груп­пы или ад­ми­ни­ст­ра­ция при­ни­маю­щей ор­га­ни­за­ции обя­за­ны со­об­щить по те­ле­фо­ну, фак­су или те­ле­грам­мой в ор­га­ни­за­цию, ко­ман­ди­ро­вав­шую ра­бот­ни­ка: фа­ми­лию, имя, от­че­ст­во по­стра­дав­ше­го, ди­аг­ноз и сте­пень тя­же­сти трав­мы, об­стоя­тель­ст­ва не­сча­ст­но­го слу­чая, ад­рес ор­га­ни­за­ции и те­ле­фо­ны ру­ко­во­ди­те­лей ор­га­ни­за­ции.

Спра­воч­но:

о по­ряд­ке рас­сле­до­ва­ния не­сча­ст­но­го слу­чая, про­изо­шед­ше­го с ко­ман­ди­ро­ван­ным ра­бот­ни­ком, чи­тай­те в ста­тье И. Ев­ту­ха «Дей­ст­вия на­ни­ма­те­ля при не­сча­ст­ном слу­чае с ко­ман­ди­ро­ван­ным к не­му ра­бот­ни­ком» (см.: «Я – спе­циа­лист по ох­ра­не тру­да», 2013, № 3, с. 34).

Тре­бо­ва­ния ох­ра­ны тру­да по воз­вра­ще­нии из слу­жеб­ной ко­ман­ди­ров­ки

По воз­вра­ще­нии из ко­ман­ди­ров­ки ра­бот­ник обя­зан явить­ся к не­по­сред­ст­вен­но­му ру­ко­во­ди­те­лю, до­ло­жить о вы­пол­не­нии за­да­ния и воз­вра­ще­нии из ко­ман­ди­ров­ки, со­об­щить о всех про­ис­ше­ст­ви­ях.

Во­ди­тель по воз­вра­ще­нии из слу­жеб­ной ко­ман­ди­ров­ки обя­зан:

– по­ста­вить ав­то­мо­биль на ус­та­нов­лен­ное ме­сто сто­ян­ки;

– предъ­я­вить ав­то­мо­биль для тех­ни­че­ско­го ос­мот­ра от­вет­ст­вен­но­му за тех­ни­че­ское со­стоя­ние ав­то­мо­би­ля;

– со­об­щить от­вет­ст­вен­но­му за тех­ни­че­ское со­стоя­ние ав­то­мо­би­ля обо всех имев­ших ме­сто до­рож­но-транс­порт­ных про­ис­ше­ст­ви­ях;

– на­пи­сать пись­мен­ное объ­яс­не­ние о про­ис­шед­ших во вре­мя ко­ман­ди­ров­ки не­сча­ст­ных слу­ча­ях и до­рож­но-транс­порт­ных про­ис­ше­ст­ви­ях;

– за­пол­нить пу­те­вой лист и сдать его дис­пет­че­ру или дру­го­му от­вет­ст­вен­но­му ли­цу.

Дмит­рий Ели­за­ров, спе­циа­лист по ох­ра­не тру­да