Компенсация вкладов до 1992

Компенсация по вкладам

В 2020 году компенсационные выплаты осуществляются гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2009 № 1092 «О порядке осуществления в 2010-2020 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации».

В 2020 году право на получение компенсационных выплат по вкладам, действовавшим на 20.06.1991, предоставлено гражданам Российской Федерации (в том числе наследникам, относящимся к указанной категории граждан):

  • по 1945 год рождения включительно — осуществляется выплата компенсации в трехкратном размере остатка вкладов по состоянию на 20.06.1991 (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году);
  • 1946 – 1991 годов рождения — осуществляется выплата компенсации в двукратном размере остатка вкладов по состоянию на 20.06.1991 (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году).

Размер трехкратной (двукратной) компенсации уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации (компенсации) и дополнительной компенсации по вкладам.

Размеры компенсаций зависят от срока хранения вкладов и определяются с применением следующих коэффициентов:.

  • 1 — по вкладам, действующим в настоящее время, а также по вкладам, действовавшим в 1992-2020 годах и закрытым в 1996-2020 годах;

  • 0,9 — по вкладам, действовавшим в 1992-1994 годах и закрытым в 1995 году;

  • 0,8 — по вкладам, действовавшим в 1992-1993 годах и закрытым в 1994 году;

  • 0,7 — по вкладам, действовавшим в 1992 году и закрытым в 1993 году;

  • 0,6 — по вкладам, закрытым в 1992 году.

По вкладам, закрытым в период с 20 июня по 31 декабря 1991 года, выплаты трехкратной или двукратной компенсации не осуществляются.

В случае смерти в 2001-2020 годах владельца вкладов, являвшегося на день смерти гражданином Российской Федерации, наследникам либо физическим лицам, осуществившим оплату ритуальных услуг, выплачивается компенсация на оплату ритуальных услуг в размере 6 тыс. рублей, если сумма вкладов умершего владельца, указанных в заявлении, равна или превышает 400 рублей (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году); в размере, равном сумме вкладов умершего владельца, указанных в заявлении, умноженной на коэффициент 15, если сумма вкладов менее 400 рублей (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году).

При наличии у владельца вкладов в разных подразделениях банка нескольких вкладов выплата компенсации на оплату ритуальных услуг осуществляется только в одном из них.

Выплата компенсации на оплату ритуальных услуг в размере до 6 тыс. рублей осуществляется независимо от компенсаций, полученных владельцем вкладов при жизни.

По вкладам граждан Российской Федерации, по которым ранее были произведены начисления и выплата компенсации в 3-кратном (2-кратном) размере остатка вкладов, предварительной компенсации (компенсации), дополнительной компенсации, компенсации на оплату ритуальных услуг в размере до 6 тыс. рублей, повторная выплата указанных компенсаций не осуществляется.

Документы, необходимые для получения компенсации:

  • — вкладчик для получения компенсаций по вкладу должен предъявить в подразделение банка свой паспорт гражданина РФ и сберегательную книжку (по действующему вкладу), а также оформить в подразделении банка заявление на получение компенсации;

  • — наследник для получения компенсации должен предъявить в подразделение банка свой паспорт гражданина РФ, документы, подтверждающие его право на наследство, свидетельство о смерти вкладчика, а также оформить в подразделении банка заявление на получение компенсации.

Более подробную информацию Вы можете узнать у работников Банка.

Зачисление компенсации от Сбербанка: что это значит

С недавнего времени многие клиенты Сбербанка столкнулись с новым типом операций. Так, на карту поступают деньги от неизвестного источника с обозначением «Зачисление: компенсация». Прочитав наш материал вы поймете, кто теоретически может отправлять вам такие начисления и каким-образом можно узнать про реальный источник денег.

Социальное зачисление Компенсация в банке

Что это за операция в Сбербанке?

Зачисление «Компенсация» – это техническое обозначение банковских операций по возврату средств населению от государственных ведомств, учреждений или муниципалитета. В зависимости от условий компенсации, возвращать могут всю сумму от уплаченны, либо её часть. В Сбербанке для такого типа операций указывается дополнительный код «25 RUS».

Чаще всего такие зачисления денег является плановыми и прописаны законодательством РФ. Практически все граждане, получающие компенсацию, ранее должны были подать обращение (заявление) в соответствующие государственные органы. Как правило, заявление подается лично, через портал «Госуслуги» или отделения МФЦ. К таким заявлениям прикрепляется информация о банковском счете гражданина или номер его карточки. В редких случаях, подобные начисления не требуют от гражданина подачи каких-либо заявлений и производятся автоматически.

От кого могла придти компенсация?

Как вы уже поняли – начислением компенсации занимаются государственные ведомства и чаще всего это происходит посредством региональных отделов казначейства. Вот некоторые примеры обязательных возвратов:

  • Возврат средств после оплаты детского сада. Размер такой компенсации (частичный или полный) зависит от региона проживания семьи и регулируется ФЗ №273. Любые подробности можно узнать в финансовом отделе вашего МБОУ.

    Зачисление компенсации за детский сад

  • Жилищные льготы от государства, возврат скидки после оплаты коммунальных услуг. Чаще всего их получают социально незащищенные категории граждан.
  • Дополнительные пособия и льготы многодетным семьям. Например, компенсация на ребенка-первоклассника.
  • Если вы являетесь работником государственных или муниципальных учреждений, вам могут таким образом покрыть командировочные или больничные расходы.
  • Пенсионерам также полагается целый ряд компенсационных выплат, которые могут перечисляться сразу на карту.
  • Налоговый вычет и др.

Такой тип зачисления в Сбербанке указывается как «25 RUS», но в общем имеются и другие кодировки, которые обозначают самые разные типы операций. Узнать подробнее о них .

Кодировка операций в Сбербанке

Как точно определить источник зачисления?

К сожалению, в подробностях платежа не указывается конкретный орган, выславший деньги. Звонок в контактный центр банка также не даст конкретного ответа. Специалистам доступна более подробная информация лишь по части операции, а в случае с компенсацией они смогут указать только на способ зачисления. Если вам обязательно нужно узнать источник платежей – может помочь следующее:

  • Обратитесь в ближайшее отделение Сбербанка и попросите уточнить информацию об отправителе. В таких случаях вас попросят оформить письменное заявление, рассматривать которое в банке могут до 30 дней. Судя по всему, банк сделает запрос отправителю для получения его данных.
  • Обратитесь в бухгалтерию по месту вашей официальной работы и разъясните им ситуацию. Чаще всего именно бухгалтер сможет точно подсказать предназначение выплаты.

На самом деле, реальных ситуаций, которые ведут к зачислению компенсации в Сбербанке, очень много. Кстати, сам банк в данный момент выплачивает гражданам компенсации по вкладам 1991 года. В любом случае, если вам удастся определить точный источник начисления – просьба указать его в комментариях.


Об авторе: Вячеслав Орман

Администратор и автор сайта kredithub.ru. Стараюсь отыскать максимально полезную информацию при решении сложных ситуаций, с которыми сталкивается читатель. Имею большой опыт в анализе и написании статей в финансовых тематиках. Являюсь экспертом в области борьбы с интернет мошенничеством и защитой данных.

Компенсация вкладов, открытых до 1991г. на 2020 — 2022 годы

В 2020 году продолжится выплата компенсаций по вкладам, размещённым до 1991 года Гражданами РФ в Сберегательном банке Российской Федерации, которые отнесены к гарантированным сбережениям в соответствии с Федеральным законом от 10.05.1995 г. № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2019 N 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» государство заложило в бюджет для продолжения компенсационных выплат по вкладам населения, отнесённым к гарантированным сбережениям следующие средства:

  • на 2020 год — в сумме 5 500 000,0 тыс. рублей,
  • на 2021 год — в сумме 5 500 000,0 тыс. рублей,
  • на 2022 год — в сумме 5 500 000,0 тыс. рублей.

Порядок компенсационных выплат по вкладам на 2020 год

На основании каких нормативных актов в 2020 году будет осуществляться компенсация по вкладам, которые были размещены вкладчиками в Сбербанке до 20 июня 1991 года?
Объемы и порядок компенсационных выплат по вкладам, открытым до 20 июня 1991 года на 2020 — 2022 годы прописан в статье 15 Федерального закона от 02.12.2019 N 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Законом определено, что выплата компенсаций по гарантированным сбережениями будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации»

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2019 N 380-ФЗ в 2020 — 2022 годы компенсационные выплаты осуществляются гражданам Российской Федерации по гарантированным сбережениям (казначейским обязательствам СССР и сертификатам Сберегательного банка СССР), которые находились на счетах Сбербанка по состоянию на 20 июня 1991 года. По вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, закрытым в период с 20 июня по 31 декабря 1991 года, компенсационные выплаты не осуществляются.
В соответствии со Статьёй 15 Пунктом 7 ФЗ от 02.12.2019 N 380-ФЗ сам порядок осуществления компенсационных выплат по вкладам (взносам) определяется Правительством Российской Федерации. Порядок определён Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2009 г. N 1092” «О порядке осуществления в 2010 — 2019 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке РФ» с учётом его редакции Постановлением от 19.12.2019 N 1722. На последующие годы будут приниматься новые редакции Постановления Правительства.
Компенсационные выплаты по вкладам СССР в 2020 году начнутся после поступления в Сбербанк России бюджетного финансирования на текущий год.
Сразу обращаю ваше внимание на то, что согласно пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 02.12.2019 N 380-ФЗ, по вкладам (взносам) граждан Российской Федерации, по которым ранее были произведены начисления и выплата компенсации в трехкратном (двукратном) размере остатка вкладов (взносов), предварительной компенсации (компенсации), дополнительной компенсации, компенсации на оплату ритуальных услуг в размере до 6,0 тыс. рублей, повторная выплата указанных компенсаций не осуществляется.

Кому положена компенсация по вкладу в 2020 — 2022 годах?

Кому и в каких размерах выплачивается компенсация по вкладам в 2020 — 2022 годах?
Компенсация по старым вкладам в 2020 — 2022 годах выплачивается только тем гражданам, которые её ещё не получили.
Так, согласно статьи 15 пунктов 2 — 5 Федерального закона от 02.12.2019 N 380-ФЗ в 2019 году компенсации по вкладам, числящимся на 20 июня 1991 года на счетах Сбербанка РФ, выплачиваются гражданам Российской Федерации в следующих размерах:

  • вкладчикам по 1945 год рождения включительно (в том числе наследникам, относящимся к указанной категории граждан) — в трехкратном размере остатка вкладов по состоянию на 20 июня 1991 года (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году). Размер трехкратной компенсации зависит от срока хранения вкладов и уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации (компенсации) и дополнительной компенсации по вкладам (взносам).
  • вкладчикам 1946 — 1991 годов рождения (в том числе наследникам, относящимся к указанной категории граждан) — в двукратном размере остатка вкладов по состоянию на 20 июня 1991 года (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году). Размер двукратной компенсации зависит от срока хранения вкладов и уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации (компенсации) и дополнительной компенсации по вкладам (взносам).
  • в случае смерти владельца вкладов в 2001 — 2018 годах — наследникам либо физическим лицам, осуществившим оплату ритуальных услуг, выплачивается компенсация на оплату ритуальных услуг в размере и на условиях, которые определены частями 5 — 7 статьи 117 Федерального закона от 19 декабря 2006 года N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год».

Наследникам, относящимся к перечисленным выше категориям граждан — выплата компенсаций в 2-кратном и 3-кратном размерах остатков вкладов осуществляется только в случае, если владельцы вкладов ранее её не получили, и вне зависимости от возраста умершего владельца вкладов. То есть можно получить — по своей возрастной группе, но только до 1991 года рождения. И ещё — наследникам размер указанных компенсаций не уменьшается на сумму компенсации на оплату ритуальных услуг в размере до 6 тыс. рублей, если та была ранее получена.
В 2020 — 2022 годах компенсации по вкладам, числящимся на 20 июня 1991 года на счетах Сбербанка РФ, не выплачиваются следующим категориям граждан:

  • вкладчикам, закрывшим свои вклады в период с 20 июня 1991 г. по 31 декабря 1991 г.
  • вкладчикам, по вкладам которых ранее были произведены начисления и выплаты компенсаций в трехкратном (двукратном) размере остатка вкладов (взносов), компенсации на оплату ритуальных услуг в размере до 6,0 тыс. рублей.
  • вкладчикам Сбербанка СССР, не имеющим гражданства РФ.

Компенсация на оплату ритуальных услуг определяется по ФЗ от 19 декабря 2006 года N 238-ФЗ в следующих размерах:

  • 6 тыс.рублей, если сумма вкладов умершего владельца, указанных в заявлении, равна или превышает 400 рублей (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году);
  • в размере, равном сумме вкладов умершего владельца, указанных в заявлении, умноженной на коэффициент 15, если сумма вкладов меньше 400 рублей.

При приеме заявления на выплату компенсации на оплату ритуальных услуг на свидетельстве о смерти владельца вкладов делается отметка о произведенной выплате.
Размер компенсации по вкладу зависит от срока хранения вкладов и определяются с применением следующих коэффициентов:

  • 1 — по вкладам, действующим в настоящее время, а также по вкладам, действовавшим в 1992 — 2020 годах и закрытым в 1996 — 2020 годах;
  • 0,9 — по вкладам, действовавшим в 1992 — 1994 годах и закрытым в 1995 году;
  • 0,8 — по вкладам, действовавшим в 1992 — 1993 годах и закрытым в 1994 году;
  • 0,7 — по вкладам, действовавшим в 1992 году и закрытым в 1993 году;
  • 0,6 — по вкладам, закрытым в 1992 году;
  • 0,0 — по вкладам, закрытым в период с 20 июня 1991 г. по 31 декабря 1991 г.

Так, например, вкладчику 1947 года рождения, по закрытому в 1995 году вкладу компенсация положена в 2-кратном размере остатка вкладов в Сберегательном банке РФ по состоянию на 20 июня 1991 г. с применением коэффициента 0,9.
В свете перечисленных выше законов хотелось бы особо обратить внимание граждан на следующие моменты:

  • Выплата компенсаций гражданам (их наследникам), не имеющим Гражданства Российской Федерации, но проживающим на территории РФ не предусмотрена.
  • Компенсация по имеющимся вкладам 1991 года не производятся и гражданам, проживающим за пределами Российской Федерации, и являющимся иностранными гражданами или лицами без гражданства.
  • Выплата компенсации по вкладам, открытым на территории государств, ранее входивших в состав СССР, осуществляется только этими государствами и только в соответствии с законодательством этих государств.
  • Выплата компенсации, по вкладам открытым после 20 июня 1991 года, не осуществляется вообще.

Документы для выплаты компенсации по вкладу

Выплаты компенсаций вкладов 1991 года осуществляются в подразделениях Сбербанка России по месту нахождения вкладов. Для получения компенсации Сбербанку предъявляются следующие документы:

  • Вкладчиками (либо их представителями), гражданами Российской Федерации:
    1. документ, удостоверяющий личность;
    2. доверенность с правом получения компенсации;
    3. заявление на получение компенсации (оформляется в банке);
    4. сберегательную книжку (при ее наличии);
    5. заявление об утрате сберкнижки, если сберкнижка по действующему вкладу утеряна;
    6. по закрытому в 1992-2020 годах вкладу, вкладчик оформляет в банке соответствующее заявление.
  • Наследниками, гражданами Российской Федерации:
    1. документ, удостоверяющий личность;
    2. документ, подтверждающий право на наследство;
    3. свидетельства о смерти владельца вкладов;
    4. документ, подтверждающий, что вкладчик на дату смерти являлся гражданином РФ (при необходимости);
    5. сберегательную книжку (по действующему вкладу);
    6. в случае отсутствия сберегательной книжки по действующему вкладу или при получении компенсации по закрытому в 1992-2020 годах вкладу, вкладчик оформляет в банке соответствующее заявление.

Информацию о документах, необходимых для выплаты компенсации по вкладам, Вы можете уточнить у операционных работников Сбербанка или по телефонам справочной службы Банка.Бланк заявления на получение компенсацииможно скачать здесь или поискать на сайте Сбербанка.
Все предъявляемые Сбербанку подлинники документов (паспорт, сберегательная книжка, свидетельство о смерти, документы, подтверждающие наследственное право и т.д.) сотрудником банка возвращаются клиентам после оформления заявления и изготовления копий этих документов.
Сумма компенсации, выплачиваемой владельцам вкладов отражается:

  • по закрытым вкладам — в расходном кассовом ордере, который вкладчик должен подписать. Прежде, чем подписать ордер, проверьте сумму и если возникли вопросы по сумме, то получение стоит отложить до проверки расчёта. Экземпляр ордера желательно получить на руки.
  • по незакрытым вкладам — операция зачисления компенсации и сумма компенсации отражаются в сберегательной книжке с отметкой «компенсация». Сберкнижку вам должны вернуть.

Расчёт суммы компенсации по вкладу

Для расчёта суммы компенсации по вкладам, оформленным до 20 июня 1991 года применяются специально составленные формулы.
Итак, сумму компенсации по вкладам можно рассчитать самостоятельно по таким формулам:
1.Сумму 3-кратной компенсации определяется по формуле:
формула 3-кратной компенсации 2.Сумму 2-кратной компенсации определяется по формуле:
формула 2-кратной компенсации Примененные в формулах обозначения, расшифровываются как:

  • — остаток вклада на 20.06.1991
  • — коэффициент компенсации
  • — сумма ранее полученных компенсаций

Пояснения к определению суммы остатка вклада с которого осуществляется расчёт суммы компенсации:
Для правильного составления расчёта по формуле необходимо обязательно учитывать, что остаток вклада на 20.06.1991г. может складываться из двух сумм:

  • средства на счёте вклада (№ счёта указан в сберкнижке)
  • средства на специальном счёте, открытом по Указу Президента СССР от 22.03.91 N УП-1708 (счёт открывался, если вклад на 01.03.1991г. был более 200 рублей).

Это значит, что помимо суммы вклада, указанного в сберкнижке, в компенсационных выплатах участвует и сумма компенсации по Указу N УП-1708, которая была выплачена вкладчикам по всем вкладам, исходя из их остатка на 1 марта 1991 года. Такой суммы не будет только у вкладчиков, которые оформили свой вклад в период с 01.03.1991 по 20.006.1991 г.
В соответствии с Указом Президента СССР от 22.03.91 N УП-1708 «О компенсации населению потерь от обесценения сбережений в связи с единовременном повышением розничных цен» вкладчикам Сбербанка в разовом порядке было произведено увеличение размера сбережений на 40 процентов от остатков вклада на 01.03.1991г., которое зачислялось так:

  • На сумму компенсационных выплат до 200 рублей включительно — просто увеличивался остаток вклада с правом использования этих сумм после 1 июля 1991 года.
  • На сумму переоценки вкладов, превышающую 200 рублей — средства зачислялись на специальные счета с правом использования по истечении трех лет.

При получении компенсации особо стоит обращать внимание на то, вошла ли в общую сумму компенсации сумма компенсации по второму счёту, так как работники Сбербанка «иногда» про выплату по этому счёту почему-то «забывают».

Кому компенсация по вкладу не выплачивается?

Повторюсь ещё раз, что компенсация вкладчикам или наследникам не выплачивается в следующих случаях:

  • если вклад был открыт 20.06.1991 и позже;
  • если вклад был закрыт в период с 20 июня 1991 г. по 31 декабря 1991 г.;
  • если по вкладу ранее компенсация была выплачена в полном размере;
  • если у умершего вкладчика не нашлось наследников в возрасте до 1991 года;
  • если вклад принадлежит не гражданам Российской Федерации.
  • если наследники по вкладу умершего вкладчика (Гражданина РФ) не относятся к гражданам Российской Федерации

Библиография

Для подготовки данного материала использованы:

  • Федеральный закон от 10 мая 1995 года № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. №1092 «О порядке осуществления в 2010-2019 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации».
  • Постановление Правительства РФ от 19.12.2019 N 1722
  • Информация Сбербанка России о порядке выплат компенсаций.
  • Федеральный закон от 02.12.2019 N 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

Последние изменения в материал внесены 02.02.2020 года.

Государство в долгу: как уничтожили сбережения граждан в Сбербанке СССР

Повторение представителем нового поколения сторонников Гайдара мифа о якобы «эфемерных», «реально не существовавших» сбережениях российских граждан, о так называемой их «фикции» и «пирамиде иллюзий» нацелено на закрепление этой конструкции в сознании тех, для кого описываемая ситуация выступает скорее фактом истории, нежели собственным жизненным опытом. То, что советские и российские власти, по сути дела, сожгли расписки на вклады, доверенные миллионами наших соотечественников государственному Сбербанку, нисколько не отменяет того факта, что сбережения эти были заработаны в течение десятков лет упорного труда, потом, кровью, здоровьем их владельцев, а иногда и жизнями их близких.

Если сбережения граждан были настолько «нереальными», «эфемерными», «фиктивными», как пытаются нас уверить, то, спрашивается, зачем же тогда эти «эфемерные» и «иллюзорные» вклады так тщательно и так подчистую (как зерно в ходе продразверстки) изымались советскими властями из Сбербанка? И каким же образом эти «нереальные фиктивные средства» смогли профинансировать вполне реальные бюджетные дефициты СССР 1990 и 1991 годах и России 1992 году? В мифе о «иллюзорности», «фиктивности» сбережений ярко проявляются наиболее явные черты гайдаровской школы экономической политики — ее бюрократически-номенклатурный характер, пренебрежение чужой собственностью (как частной, так и государственной), нарушение существующих контрактов, игнорирование в целом того, что в общественных науках называется «верховенством права».

Другая важнейшая черта этой школы — страсть к искажениям, без чего, собственно, невозможно даже пытаться доказывать недоказуемое.

Так, в упомянутом тексте искажения фактов начинаются практически с первой фразы. Указ Бориса Ельцина №196 от 22 февраля 1992 года «О снятии ограничений на использование средств населения на специальных счетах в Сберегательном банке РФ» был посвящен вовсе не «размораживанию» советских вкладов», а снятию ограничений на использование компенсаций, зачисленных властями по указу Михаила Горбачева от 22 марта 1991 года на специальные счета, которые, строго говоря, не были вкладами граждан. Сумма этих компенсаций была меньше четверти от средств населения в сберегательных вкладах на 1 марта 1991 года.

Авторство этого указа Назаровым совершенно незаслуженно приписано Гайдару: «решение правительства Гайдара о «разморозке» вкладов», «Гайдар и Ельцин… открыли гражданам доступ…» Ни в своих многочисленных текстах и выступлениях (включая мемуары «Дни поражений и побед»), ни в более чем 1000-страничном фолианте «Экономика переходного периода», написанном сотрудниками возглавлявшегося им института, нет ни одного слова о том, что Гайдар когда-либо выступал с подобной идеей. В тексте же самого президентского Указа четко упомянут его инициатор: «Принять предложение Сберегательного банка Российской Федерации…». Как известно, Сбербанк подчинялся не Гайдару и даже вообще не правительству, а Центробанку, с руководителем которого Георгием Матюхиным Гайдар находился в состоянии неприкрытой бюрократической войны.

Г-н Назаров вводит читателей в заблуждение, предъявляя советскому руководству необоснованные претензии: будто бы вначале оно «заморозило вклады» и повысило в ручном режиме цены. Потом испугалось ответственности за обесценение вкладов и приняло решение о компенсации населению потерь». Во-первых, по указу Михаила Горбачева №1329 от 22 января 1991 года были заморожены не все средства граждан во вкладах, а лишь их часть, за исключением разрешенной выдачи денег в пределах 500 рублей с одного счета в месяц, а также сумм, уплачиваемых без ограничения для оплаты товаров и услуг в безналичном порядке. Несомненно, это были ограничительно-конфискационные меры, заслуживающие самого жесткого осуждения, но это не была тотальная «заморозка вкладов». Во-вторых, все ограничения на выдачу наличных со счетов были сняты через два месяца указом Горбачева №1708 от 22 марта 1991 года. В-третьих, тем же горбачевским указом было принято решение о компенсации потерь вкладчикам Сбербанка. Иными словами, и «заморозка» была снята, и компенсации были начислены до повышения цен 2 апреля 1991 года, а не после него.

Проблема денежно-товарной (не)сбалансированности российского рынка накануне либерализации цен 2 января 1992 года представлена в статье на редкость некорректно. Ситуация в России на рубеже 1991-го и 1992 года проиллюстрирована данными для другой страны и другого времени — для СССР в период с 1970-го по 1990 год. Вызывает глубокое недоумение и несуществующий термин, помещенный автором в таблицу, — «наличные бумаги». На фоне таких ляпов бледнеет даже ошибочная размерность (на два порядка) представленной в таблице обеспеченности денежных средств товарными запасами. Приходится констатировать, что подобная, строго говоря, халтура — тоже характерная черта гайдаровской школы.

Для понимания действительных масштабов разбалансированности рынка и ее эволюции в последние годы существования централизованно регулируемой экономики необходимо прежде всего взглянуть на реальные данные соотношения денежных средств населения и товарных запасов в торговле и промышленности (см. таблицу).

О чем говорят эти данные? Они говорят о том, что хотя кризис денежно-товарной сбалансированности российского рынка действительно имел место, пик его пришелся не на конец 1991 года, как это навязывает гайдаровская школа, а на конец 1990-го. Именно тогда товарные запасы в торговле и промышленности составляли лишь 12 копеек на 1 рубль денежных средств населения. На конец 1991 года это соотношение, пусть ненамного, но все же увеличилось — до 14 копеек. Однако поскольку ограничения на использование компенсаций по банковским вкладам еще продолжали действовать и вкладчики не могли ими пользоваться (до марта 1992-го), то на самом деле на 31 декабря 1991 года более корректным является соотношение товарных запасов к денежным средствам без компенсаций, равное 17 копейкам. Такая величина больше не только показателя 1990 года, но и даже 1989-го.

Иными словами, фактическая денежно-товарная сбалансированность российского рынка в конце 1991 года на самом деле была немногим лучше, чем в течение двух предшествовавших лет.

Следовательно, утверждения гайдаровской школы о том, что своего относительного пика денежный навес достиг именно к концу 1991 года, скорее всего, не соответствуют действительности. Разрушение потребительского рынка последних месяцев 1991 года, скорее всего, было вызвано не только и не столько фактическим дисбалансом между объемом доступных гражданам денежных средств и наличными товарными запасами (в 1989 и 1990 годах ситуация была хуже), сколько результатом психологической паники, возникшей после публичных заявлений властей о неизбежной и скорой либерализации цен.

Но даже такая картина, представленная в таблице с корректными данными, является все равно неполной и неточной. Это картина, если что отражает, то только ситуацию в жестко регулируемой, контролируемой, еще не либерализованной экономике, со спросом граждан, вынужденно ориентированных властями на приобретение исключительно потребительских товаров. Если бы у власти оказалось правительство либеральных, а не номенклатурно-бюрократических реформаторов, то оно предприняло бы элементарные шаги по открытию для граждан рынков других товаров и услуг, до того времени запрещенных для реализации гражданам. Например, оно сняло бы ограничения на приобретение производственно-технического оборудования, грузового и пассажирского транспорта, квартир, магазинов, предприятий бытового обслуживания, других объектов малой приватизации, недвижимости, земельных участков сельскохозяйственного, производственного, жилищного назначения, иностранной валюты — то есть всего того, что тогда предлагал, например, Григорий Явлинский.

Тогда практически сразу же товарная часть приводимого выше товарно-денежного соотношения увеличилась бы в разы, скорее всего, ликвидировав проблему его дисбаланса.

В этом случае расширение товарного предложения было бы настолько значительным, что даже немедленное снятие ограничений на использование компенсаций по банковским вкладам населения не смогло бы заметно осложнить рыночную ситуацию. Более того, расширение товарного предложения означало бы столь же незамедлительное превращение так называемых «фиктивных» и «иллюзорных» сбережений граждан во вполне осязаемые.

Назаров делает вид, что не понимает ответа на элементарный вопрос: как можно и как нужно было компенсировать вклады граждан? Ему кажется, что в случае предлагаемого им варианта индексации вкладов (в соответствии с темпами инфляции) ему удастся напугать читателя размерами «бомбы замедленного действия» (внутреннего государственного долга) в 60% ВВП. Однако государственный долг представляет макроэкономическую угрозу не тогда, когда он существует, а лишь тогда, когда власти игнорируют проблему и не хотят заниматься ее преодолением.

Например, российский внешний долг, унаследованный от СССР и составлявший в 1991 году 12,5% российского ВВП, при проведении безответственной экономической политики за восемь последующих лет, к 1999 году, вырос до 77% ВВП. Однако при проведении разумной бюджетной и долговой политики за следующие девять лет, к 2008 году, размер российского внешнего долга упал с 77 до 2% ВВП. На таком фактическом фоне недавней истории собственной страны может ли кого-либо напугать величина государственного внутреннего долга в 60% ВВП?

Но представитель гайдаровской школы не был бы самим собой, если и в этом случае не обошелся бы без весьма показательных умолчаний. Если не прекращать индексацию сбережений граждан в 1998 году, на котором почему-то остановился Назаров, а продолжить ее проведение, например, до 2012 г., то размер индексированных по инфляции советских вкладов в Сбербанке составлял бы сейчас около 15% ВВП. И это та величина «бомбы замедленного действия», которой можно кого-то напугать?

Но предлагаемый для обсуждения и тут же отвергаемый ответ об индексации советских вкладов очередной раз убедительно проявляет важнейшую характерную черту гайдаризма — циничной бюрократически-номенклатурной политики, возводящей безответственность власти перед своими гражданами в подлинный культ: как это может быть, чтобы государство компенсировало людям то, что оно у них забрало? Это же просто невозможно!

Но и обсуждаемая Назаровым индексация сбережений — это далеко не самый лучший вариант, он является, что называется, second best. Существует гораздо более популярный, более естественный и более традиционный способ сохранения сбережений граждан — проведение либерализации не только товарных цен, но и всех других экономических параметров, включая и, естественно, цен на деньги. Иными словами, проведение либерализации процентных ставок, переход к рыночному способу их формирования по всем предоставленным и предоставляемым кредитам, переход к реально положительным (по отношению к инфляции) их значениям.

Такие действия позволили бы сохранить сбережения граждан без внедрения технически более сложного механизма их компенсации. Но Гайдаром не было сделано ни первое (обсуждаемое Назаровым), ни второе (сделанное во многих переходных странах). Цены на товары для приобретения гражданами были либерализованы, а вот ставки по кредитным ресурсам, заимствованным правительством у населения, остались регулируемыми. Иными словами, с самого начала это были двойные стандарты — закон действует для всех, кроме меня и моих друзей. Как и во многих других случаях, подход Гайдара был селективным, избирательным, элитарным.

Уничтожение сбережений граждан было проведено следующим образом.

Средства граждан, накопленные к 1990 году на счетах в Сбербанке СССР (369 млрд руб.), правительство Николая Рыжкова изъяло и направило на финансирование дефицита союзного бюджета. Своим постановлением от 11 декабря 1990 года Верховный Совет СССР поручил Совету министров СССР до 31 декабря 1991 года оформить надлежащим образом возникшую задолженность перед Сбербанком. Несмотря на неоднократные обращения Сбербанка СССР и Госбанка СССР по этому поводу, ни правительство Рыжкова, ни правительство Павлова этого не сделали.

Своим письмом от 15 апреля 1991 года глава Госбанка СССР Виктор Геращенко известил правительство о том, что Госбанк приступил к начислению платы за пользование правительством кредитными ресурсами (в том числе полученными от Сбербанка) в размере 5% годовых. К тому времени инфляция в годовом измерении составляла уже примерно 95% годовых. Таким образом, реальная процентная ставка по изъятым у граждан сбережениям с самого начала оказалась сильно отрицательной. По итогам всего 1991 года индекс потребительских цен в России вырос до 168%, величина номинальной ставки по займам осталась неизменной, а реальной ставки снизилась еще более.

Проведение гайдаровским правительством открыто проинфляционной политики сразу же после частичной ценовой либерализации 2 января 1992 года, сопровождалось многократным ростом цен — в 1992 года индекс инфляции составил 2608%. Такая ситуация поставила на повестку дня вопрос о значительном повышении процентной ставки по средствам, заимствованным правительством у Сбербанка. Неоднократные обращения Сбербанка России и Центробанка России к вице-премьеру, первому вице-премьеру, и. о. премьера Гайдару по этому вопросу последствий не имели.

По состоянию на 10 апреля 1992 года ставка по средствам, заимствованным правительством у Сбербанка, оставалась прежней — 5%. В «Основных направлениях денежно-кредитной политики ЦБ РФ в 1992 году» Матюхин прямо писал: «Основная угроза денежной стабильности исходит из прямого кредитования дефицита государственного бюджета. Такие кредиты предоставляются в настоящее время под крайне низкий процент (5%)». К 29 июня 1992 года ставка, уплачиваемая Минфином, была поднята лишь до 15%, притом что официальная учетная ставка Центробанка (по кредитам коммерческим банкам) находилась на уровне уже 80%. К 22 октября 1992 года ставка Минфина по кредитам Сбербанка подросла только до 45% годовых.

Таким образом, годовая реальная ставка по сбережениям населения, заимствованным рыжковским правительством, в 1991 году оказалась равной минус 60,8%. Это означает, что покупательная способность вкладов населения, находившихся в Сбербанке на 31 декабря 1990 года, за год сократилась почти на 61%. Таким был результат совместных действий союзного правительства Горбачева — Павлова и российского правительства Ельцина — Силаева.

Однако реальная годовая ставка по заимствованным сбережениям населения в 1992 году оказалась еще ниже — уже минус 94,4%. Это означает, что покупательная способность вкладов населения, находившихся в Сбербанке на 31 декабря 1991 года (и увеличенных с 30 марта 1992-го на размер 40%-ной «горбачевской компенсации»), за год сократилась более чем на 94%.

Таким оказался результат действий исключительно правительства Гайдара.

Суммарная покупательная способность вкладов населения, имевшихся в Сбербанке на конец 1990 года, по итогам 1992-го опустилась до чуть более 2% от своей величины в декабре 1990 года. Иными словами, сбережения населения, составлявшие в 1990-м более трети российского ВВП и более четверти ВВП в 1991-м, за два года были фактически полностью уничтожены.

С учетом сказанного вынужден внести уточнение в оценку, сделанную в своем интервью «Рынок без правопорядка — не капитализм, а сицилизм», привлекшем, судя по ссылке в упоминавшейся выше статье, внимание и г-на Назарова. На самом деле Гайдар не только легализовал начатое советскими правительствами уничтожение частной собственности российских граждан, но и сам осуществил ее ликвидацию в масштабах, намного превысивших деяния его непосредственных предшественников (в размере более четверти ВВП за один 1992 год).

Разговор о практически тотальном уничтожении сбережений российских граждан был бы неполным без напоминания о том, что, похоже, это была единственная заметная статья российского государственного долга, подвергшаяся столь безжалостному истреблению. Другие крупные статьи государственного долга — займы у внешних официальных кредиторов (Парижский клуб), у внешних коммерческих кредиторов (Лондонский клуб), у российских граждан и предприятий в валюте (внутренний валютный долг) были раньше или позже российскими властями признаны, оформлены, реструктурированы, обслужены и к настоящему времени большей частью выплачены. Был признан даже не оформленный на конец 1991 года долг перед бывшими членами СЭВ за отрицательное сальдо СССР во взаимной торговле в переводных рублях.

Спрашивается, почему же такой тотальный «геноцид» был устроен по отношению именно к рублевым сбережениям российских граждан?

Версия, формулируемая в русле public choice, — будто бы держатели рублевых вкладов представлялись властям наименее организованной и наименее влиятельной группой, не способной к эффективному политическому лоббированию, — выглядит допустимой только в том случае, если забыть о том, что вопрос о компенсации вкладов был одним из немногих, какие в течение двух десятилетий постоянно разжигали политический вулкан, способный испепелить любую власть, пытавшуюся отказаться от таких компенсаций.

Иная версия становится более понятной, если учесть, что кампания массовой приватизации государственной собственности в России была начата именно в декабре 1992 года, то есть тогда, когда была практически завершена ликвидация многомиллиардных сбережений российских граждан.

Что же получается в промежуточном итоге?

Установленными фактами являются следующие:

1. Пик денежно-товарной несбалансированности российского рынка пришелся не на конец 1991-го, а на конец 1990 года. Ситуация в 1991 году была, пусть и не намного, но лучше, чем в предшествующие два года. Однако ситуацию постепенного смягчения кризиса и выхода из него относительно мягкими мерами на рубеже 1991-1992 годов удалось сломать.

2. В конце 1991-го — начале 1992 года существовали все возможности для принципиального балансирования спроса и предложения без развязывания гиперинфляции — с помощью массового предложения товаров и услуг, тогда еще не находившихся в легализованном рыночном обороте. Однако этот метод, несмотря на то что тогда же был предложен, обоснован и активно рекламировался, тем не менее гайдаровским правительством не был использован.

3. Даже вполне примитивная компенсация сбережений населения в точном соответствии с темпами инфляции, как показывают расчеты, для макроэкономической устойчивости не представляла серьезной опасности. Однако и этот метод не был использован.

4. Традиционный и наиболее распространенный способ сохранения сбережений граждан — либерализация процентных ставок и переход к реально положительным ставкам, активно предлагавшийся руководством Центробанка России, Гайдаром не был осуществлен, а настойчиво предлагавший эти идеи Матюхин с активной помощью Гайдара был уволен.

5. Развязанная Гайдаром инфляция в сочетании с жестко регулируемыми и заниженными процентными ставками по принудительным займам Минфина у Сбербанка в течение относительно короткого срока уничтожила практически все сбережения населения, созданные в течение предшествовавших десятилетий.

6. Сбережения населения оказались фактически единственной крупной статьей государственного долга, российскими властями не признанной, не оформленной, не компенсированной и не оплаченной, в конечном счете фактически полностью уничтоженной инфляцией.

7. В результате за кратчайший срок — фактически в течение одного года — был полностью ликвидирован инвестиционный ресурс, принадлежавший российским гражданам на рубеже 1980-х — 1990-х годов, который мог бы быть использован в предстоявшей тогда кампании массовой приватизации государственной собственности.

8. Спешно начатая в конце 1992-го кампания массовой приватизации огромной государственной собственности, была проведена молниеносно в тот период времени, пока у российских граждан отсутствовали их сбережения, которые в случае их наличия могли бы быть конвертированы в крупнейший в стране инвестиционный ресурс. К тому времени, когда у российских граждан стали появляться новые сбережения, сделанные уже в условиях рыночной экономики, процесс массовой приватизации государственной собственности в основном был завершен.