Конфликт интересов трудовой кодекс

Конфликт интересов государственных гражданских служащих судебной системы

Понятие «государственный служащий» включает в себя довольно большой список государственных служащих органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

В отдельную категорию принято выделять служащих аппарата суда, потому что только они вовлечены в процесс вершения правосудия, начиная от принятия заявления и до выдачи исполнительных документов.

В процессе подготовки процессуальных документов только государственные служащие аппарата суда считаются фигурами процессуального права с подписанием надлежащих документов, за которые они несут индивидуальную ответственность за его достоверность. На государственных служащих аппарата суда возложены функции, связанные с обеспечением открытости и прозрачности правосудия.

Учитывая специфику и особенности прохождения государственной службы в судебной системе, надобность увеличения ее значимости, целенаправленно отметить судебную службу как отдельное направление государственной гражданской службы. С данными предложениями выступает и Совет судей РФ, потому что по смыслу оказываемых услуг, представленная категория государственных служащих не имеет возможности быть приравненной к другим категориям государственной службы и требуется определение ее отдельного статуса .

Необходимо обозначить, что как раз конфликт интересов государственного служащего суда может воздействовать на отправление правосудия, вынесение нелегитимного решения и подорвать вес судебной власти.

В Концепции реформирования системы госслужбы, утвержденной Президентом России 15 августа 2001 г., в конфликт интересов вложено понятие появления у государственных служащих собственной или же массовой заинтересованности в достижении конкретной цели, которая воздействует или же имеет возможность воздействовать на обсуждение вопросов при выполнении ими собственных обязанностей.

Принятый Федеральный закон от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» более четко обусловил конфликт интересов на гражданской службе, при которой собственная заинтересованность государственного служащего воздействует или же имеет возможность воздействовать на беспристрастное выполнение им должностных обязанностей и при этом появляется или же имеет возможность появиться возражение меж его собственной заинтересованностью и легитимными интересами людей, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или же Российской Федерации, способное привести к причинению вреда данным личным заинтересованностям .

В саму базу государственной службы положено понятие честного служения работником интересам общества и всякого его индивида в целом, соблюдение конституционных основ. В процессе жизнедеятельности общества невозможно обойтись без института государственной власти, которая реализует свои функции через государственные органы. Общество, как в целом, так и каждый его индивид, сходятся во мнении, что удовлетворение потребностей любого из них будет обеспечено посредством честного, справедливого и непредвзятого выполнения своих служебных обязанностей должностными лицами государственных органов власти.

Для выполнения государственных задач, нормального функционирования судебной системы, нужно принять на службу людей, которые радиво исполняли бы свои прямые должностные обязанности.

Ни у кого не вызывает сомнений, что на государственную службу в судебную систему обязаны поступать высокопрофессиональные, честные государственные служащие. Для этого аппарат судебной системы обладает массивным инструментарием по отбору и допуску к работе служащих, возможностями использования механизмов и рычагов осуществления такого отбора.

Следует отметить что зачастую государственные служащие преследуют частные интересы, деловые и другие связи для получения собственной выгоды, что наиболее подрывает и компрометирует судебную власть. Проблема решения конфликта интересов служащих суда состоит в том, что отсутствует полный и четкий механизм предотвращения конфликта, а также процедура последующего его урегулирования.

В Федеральном законе от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» понятию определения конфликта интересов было дано более конкретно. В определении указано, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность, прямая или косвенная, государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных или служебных обязанностей, и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства .

Конфликт интересов государственного служащего судебных органов может выражаться в его собственных заинтересованностях, а еще в приобретении интересов его членов семьи в форме получения презентов, передачи акций, других ценных бумаг, получения выгоды или же дохода, приобретения прав, как на себя, так и на членов собственной семьи, внедрение и передачи информации, ставшей известной при выполнении служащим обязательств.

Нечеткость нормативных правовых документов, размытость и отсутствие трактовки критериев, оценки при появлении конфликта интересов считаются почвами торможения системы урегулирования конфликта интересов.

Неразрешенные или неэффективно разрешенные конфликты интересов при выполнении чиновниками собственных должностных обязательств приводят к подрыву доверия людей к судебным органам, и как следствие к государству в целом.

Необходимо принять во внимание, что на государственную службу системы судов принимаются сотрудники, имеющие оконченное высшее юридическое образование, а на конкретные должности со специальным стажем работы по юриспруденции. Замещение на должность государственной службы ведется на конкурсной основе, что позволяет говорить об ответственности к данной профессии и кропотливом отборе претендентов.

Проблемой в разрешении конфликта интересов является противоречие законодательной базы, а порой и полное ее отсутствие. Одним из ярких примеров является закон «О противодействии коррупции» от 19 декабря 2008г. № 273-ФЗ, который предлагает в качестве возможного урегулирования конфликта отстранение от исполнения должностных обязанностей, отвод либо самоотвод госслужащего, отказ от выгоды, которая является причиной возникновения конфликта .

В то же время в действующем законодательстве нет подобных общепризнанных мерок правоотношений, таких как перемена должностного или же казенного положения государственного служащего. Изменение служебного положения государственного служащего подразумевает перевод на иную должность либо увольнение, то есть прекращение контракта, что производится только при наличии согласия государственного служащего, то есть на основании его письменного заявления. Увольнение госслужащего без его согласия может быть в строго предусмотренных случаях, которое не подлежит расширительному толкованию и такого основания, как конфликт интересов — не предусматривает.

Отсутствует и понятие выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов госслужащего. Подобная обстановка складывается из-за наличия оснований отвода или же самоотвода чиновника. Вероятность отвода (самоотвода) учитывается общепризнанными мерками уголовно-процессуального законодательства, штатского процессуального законодательства, арбитражного процессуального законодательства в рамках рассмотрения обозначенных дел. Но ни одна из норм не действует при исполнении должностных обязанностей, а специального закона для государственного служащего об этом нет.

Методы, формы и способы урегулирования конфликта, связанного со службой чиновников, следует рассматривать с учетом специфичности работы судебных органов, принимать во внимание характер конфликта, уровень обострения, казенное состояние чиновника.

Де-юре, чиновник должен представлять собственному руководителю письменное извещение о возможности появления или же уже о наличии конфликта интересов, как только служащему станет известно об этом. Затягивание решения конфликта интересов несет за собой отрицательные результаты. Чиновник, который при выполнении собственных казенных обязательств на госслужбе выработает как рефлекс «эффект отклоняющегося поведения», то есть как обычное и допустимое, после чего уже не может отречься от такового поведения в будущем и при переходе в иные структуры государственных и муниципальных органов, или наделения его полномочиям судьи- оставит это отклоненное поведение желательным, потому что станет считать его (поведение) допустимым и обычным в рамках всякий государственной системы.

Многие ученые отождествляют конфликт интересов в сфере государственной службы только с коррупцией и считают сведение предотвращения этих инцидентов только способами запретов. В предоставленном раскладе внедрение в качестве единого вероятного запрещенного способа не станет считаться животрепещущим и не доставит желанных итогов. В то же время невыполним и абсолютный отказ от запретов, являющихся одним из сдерживающих механизмов ненужного поведения чиновника.

Конфликт интересов государственных служащих в судебной системе настоятельно требует кропотливого исследования, потому что чиновники судебной системы считаются специфическими субъектами, и их правовой статус отличается от государственных служащих законодательной и исполнительной системы.

Практическая актуальность данной проблемы заключается в том, что в рамках представленного расклада нужно обнаружить предпосылки появления конфликта интересов, классифицировать их, квалифицировать грани ненужного поведения и пути их корректировки в рамках судебной системы.

Литература:

  1. Постановление Президиума Совета судей РФ от 19.05.2014 N 398″О ходе подготовки проекта федерального закона о введении судебной службы как отдельного вида государственной службы и об оплате труда федеральных государственных служащих федеральных судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации»
  2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 07 июля 2004 г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 15 июля 2004 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — N 31 — С. 3215.
  3. О противодействии коррупции: закон Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. № 273-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19 декабря 2008 г.: одобрен Советом Федерации Федеральным Собранием Российской Федерации 22 декабря 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — № 52 (ч. 1) — С.6228.

Уникальная таможня в «свободном» порту Находка

Ряд представителей компаний и физические лица, чья внешнеэкономическая деятельность связана с портом Находка, на протяжении 2017-2019 годов жалуются на работу руководства и должностных лиц Находкинской таможни, это не могло не вызвать у журналистов ИА PrimaMedia вопросы, ответы на которые сотрудники попытались получить, проведя свое журналистское расследование. Что же происходит на «передовой» Находкинской таможни? Читайте в нашем материале.
Так, с начала 2018 года Находкинская таможня рассмотрела немало обращений граждан и организаций. Количество удовлетворенных жалоб неизвестно, но есть предположение, что оно равно нулю.
Все обращения, поступившие и поступающие в редакцию ИА PrimaMedia, заставляют задуматься о дальнейшем развитии и интеграции всей таможенной системы в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ).

Описывать предметно все поводы для жалоб мы не станем, но вот на ситуацию, связанную с противодействием коррупции и конфликтам интересов, хотим обратить внимание наших читателей.

Из официального источника ДВТУ мы можем узнать, что должность начальника таможенного поста Морской порт Находка занимает капитан таможенной службы Д.С. Ковалев. А его заместителем является старший лейтенант таможенной службы Д.А. Ткач.

Однако судя по фотографиям, которые удалось найти редакции в открытом доступе в социальных сетях, оба руководителя, похоже, являются близкими друзьями. Свободное время и праздничные даты они проводят иногда вместе и встречаются семьями. Что это, если не близкая дружба?

И вот тут уже интересно. Как на такие «дружеские» отношения смотрят контролирующие органы, и не является ли такое тесное общение вне рабочего места предпосылкой к возможному конфликту интересов?

Нет, есть и кураторы, и проверки, только строгость этих проверок и их результаты вызывают очень много вопросов. Потому что решения по данным проверкам и санкции, которые применяются в отношении сотрудников-нарушителей, идут, по нашему мнению, вразрез с тем, как на эти ситуации смотрит закон.

У редакции на руках имеются документы, из которых, в частности, стало известно об одной из таких проверок. Так, в ноябре 2018 года было установлено, что Д.А. Ткач не предпринял меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он являлся. Редакция в связи этим обратилась с запросом в таможенные органы. Ответ был получен из ДВТУ и транспортной прокуратуры г. Находка, после ознакомления с которым возникло еще больше вопросов.

Так, согласно сведениям, полученным редакцией, «установлено, что в таможенном органе меры в целях обеспечения соблюдения Ткачом Д.А. ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – ФЗ №273-ФЗ), предприняты». «Так, в период с 21.11.2018 по 28.12.2018 в Находкинской таможне проведена соответствующая проверка, на заседании комиссии таможни по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов итоги проверки рассмотрены, факт не исполнения Ткачом Д.А. предусмотренной ч.2 ст.11 ФЗ №273-ФЗ обязанности (в части неуведомления представителя нанимателя о возможности конфликта интересов) признан подтвержденным, представителю нанимателя рекомендовано применить к указанному сотруднику дисциплинарное взыскание (строгий выговор)».

За что же был наказан заместитель руководителя таможенного поста Морской порт Находка? На момент назначения на должность заместителя начальника таможенного поста Морской порт Находка Д.А. Ткач, по версии проверяющих, проигнорировал требования статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Что именно явилось причиной наложения данного наказания, журналистам так и не сообщили.

Однако Находка город маленький, и, как правило, все друг о друге так или иначе знают. Рассказали нам местные жители очень интересные истории, связанные с руководством находкинской таможни, которые, возможно, еще не успели попасть в поле зрение проверяющих.

В зоне деятельности Морской порт Находка осуществлял трудовую деятельность свояк Д.А. Ткача. Причем деятельность его была связана с таможенными процедурами в порту Находка. В частности, он был уполномочен по доверенности от ООО «Наяда Эдженси» (ИНН 2508130571) осуществлять таможенные операции в таможенных органах порта Находка. Учитывая данное полномочие, дальний «родственник» на протяжении 2017 – 2019 годов мог обращаться в таможенный пост Находка за совершением следующих действий: оформлять документы, необходимые для получения и отправки экспортных грузов, представлять документы для проведения таможенного контроля и производства таможенного оформления судов, совершать иные действия, связанные с выполнением поручений в рамках доверенности.

При этом совершение вышеуказанных действий свояка, как мы понимаем, неизбежно создавало бы для Д.А. Ткача ситуацию, связанную с возникновением для возможной личной заинтересованности (прямой или косвенной), которая влияла или могла повлиять на объективное и беспристрастное выполнение своих должностных обязанностей.

Являясь заместителем начальника таможенного поста Морской порт Находка, осуществляющим управленческие и распорядительные действия в регионе деятельности таможенного поста Морской порт Находка, Дмитрий Александрович ведь не мог же не знать о деятельности свояка. Или не знал? Не знаком был с дальним «родственником»? Однако знал или нет, для закона значения не имеет. А вот то, что не были приняты достаточные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, это уже сейчас не вопрос.

Но, однако, это не вся «родственная история» таможенного начальника. У редакции есть информация, что один из близких родственников Ткача Д.А. стал лоцманом в ООО «ПОРТ-МАРКЕТ» г. Находка и в настоящее время осуществляет проводку судов к причалам, в том числе в порту Находка, о чем Д.А. Ткач также знал. Принял ли он какие-либо меры в данном случае по предотвращению и урегулированию возможного конфликта интересов?

Но вернемся в 2018 год. Что же стало итогом той самой проверки, которая была проведена в отношении начальника таможни? А там все очень «весело». Вывод, который так и напрашивается — «своих не сдаем».

После служебной проверки по факту возникновения конфликта интересов у Д.А. Ткача при осуществлении им полномочий, начальником Находкинской таможни было принято решение о применении к Д.А. Ткачу дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора.

То есть мы правильно понимаем, что если применили дисциплинарное взыскание, значит все-таки подтверждается то обстоятельство, что Д.А. Ткачем были нарушены нормы законодательства о противодействии коррупции? Или его наказали по другому основанию, неизвестному широкой публики?

И тут вот имеет смысл обратиться к положениям Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», который в п. 1 ст. 29.2 говорит о том, что сотрудник таможенных органов подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия сотрудником таможенных органов мер по предотвращению конфликта интересов, стороной которой он является.

Следует отметить, что положения статьи 29.2 Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ императивны и не оставляют альтернатив при принятии иных видов взысканий.

Тогда опять возникают новые непонятности и вопросы. На каком основании руководство Находкинской таможни вместо наказания по статье 29.2 указанного выше закона выносит иное, более мягкое?

Следует также отметить, что в соответствии с п.2.ст. 29.2 Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ начальник таможенного органа, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника таможенных органов личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае не принятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которой является подчиненный ему сотрудник таможенных органов.

Мы обязательно будем следить за ситуацией в Находке. Полагаем, что тут имеется несомненный общественный интерес, тем более когда на уровне высшего руководства государства задан вектор на противодействие коррупции, история с начальником находкинской таможни вызывает особое внимание общества.

Факторы, определяющие агентский конфликт

Несовпадение целей, а также асимметричность информацииприводят к возникновению конфликтов интересов, потенциаль­ными следствиями которых являются:

Проблема усилий и оппортунистическое поведение — ме­неджеры могут прилагать недостаточные усилия по управлению бизнесом с точки зрения нанявших их собственников, а также получать выгоды от заключения «договорных» сделок, не выгод­ных для фирмы и ее владельцев (например, продажа активов или продукции по заниженным ценам, покупка оборудования, мате­риалов или заключение с подрядчиками договоров на выполне­ние работ/оказание услуг по завышенным ценам, получение ин­дивидуального дохода от деятельности собственных или подкон­трольных коммерческих структур, связанных с поставками и реализацией продукции управляемой фирме, и др.);

Различное восприятие рисков — в отличие от собственни­ков, имеющих ограниченную ответственность в рамках вложен­ного капитала, возможность диверсифицировать риски своих инвестиций и вкушать их плоды, благосостояние менеджеров полностью зависит от благополучия своей фирмы. Осуществляя рискованный инвестиционный проект, менеджер ставит под уг­розу свое положение и репутацию, которая фактически является для него наиболее ценным активом (т. е. рискует своим «челове­ческим» капиталом). При этом у менеджера нет возможностей диверсификации рисков, связанных с его человеческим капита­лом. Неудача инвестиционного проекта, даже по не зависящим от менеджера причинам, может оказать негативное воздействие на его положение — должность, заработок, возможности даль­нейшего карьерного роста (т. е. снизить или разрушить рыноч­ную стоимость его человеческого капитала). Результатом являет­ся снижение или даже отсутствие у менеджмента стимулов осу­ществлять инвестиционные проекты, выгодные для акционеров, но излишне рискованные с их собственной точки зрения. Стремление избегать риска также служит одной из причин недо­использования менеджерами финансового рычага;

Несовпадение инвестиционного горизонта — поскольку труд менеджеров вознаграждается по результатам текущего пе­риода, они оперируют более коротким временным горизонтом по сравнению с владельцами, заинтересованными в максимиза­ции стоимости фирмы не только в настоящем, но и в долгосроч­ной перспективе;


Неэффективное использование денежных потоков и чрез­мерное инвестирование— с позиции собственников фирма должна реинвестировать полученные доходы только в том слу­чае, если рентабельность новых вложений превышает стоимость ее капитала. В противном случае свободные средства необходи­мо возвращать владельцам путем выплаты дивидендов. Однако с точки зрения менеджмента более привлекательным выглядит резервирование свободных денежных средств под будущие по­требности (например, создание «подушки безопасности» на слу­чай неблагоприятной ситуации) либо направление их на расши­рение деятельности (реализацию новых проектов, покупку акти­вов, проведение поглощений, погашение займов и т. п.), даже если подобные вложения имеют низкую рентабельность и не со­ответствуют интересам собственников, поскольку рост фирмы обычно повышает личный статус и уровень оплаты труда управ­ленцев. Поэтому менеджеры стремятся к максимизации контро­ля над денежными потоками фирмы;

Противодействие выгодным для собственников реструктуризациям бизнеса, слияниям и поглощениям — часто менедже­ры активно сопротивляются проведению подобных операций, поскольку они могут представлять угрозу для сохранения их должностей, привилегий, полномочий и т. д.


Содержание и структура агентских затрат.

(Аgency costs) — расходы, которые вынужден нести принципал, нанимающий агента. К ним относятся расходы по оплате услуг агента, расходы по контролю деятельности агента, другие расходы, способствующие снижению степени недоверия в отношениях между принципалом и агентом.

Виды затрат:

1) Фактические издержки собственника

a. Осуществл контроля (аудит, анализ отчетности)

b. Организ-ия оптимальной струк-ры управления

c. Организ-ия наблюдат органов, собраний

d. Подписание контрактов, содерж-ие юр.службы

2) Упущенная выгода от действий менеджера

a. По вкладываемым усилиям

b. По выбору временного горизонта прин-ых решений

c. По отнош к риску (принятие инвест проектов, привлеч займов, распред прибыли, диверсификаци деят-ти)

d. По неэффективному использованию активов (представительские затраты)

3) Принятие части функций управления собственником (что приводит к неэффективному управлению и с точки зрения максимиз-ииии рын оценки увеличивает альтернативные издержки принятия решений)

Основные условия возникновения агентских издержек:

Асимметричные интересы. Агенты действуют, стараясь максимизировать свое личное благосостояние, и соответственно не действуют в интересах руководителей.

Частная информация. Поскольку руководители не имеют доступа ко всей информации, которой располагают агенты, они несут издержки, связанные с мониторингом, и сталкиваются с трудностями, когда пытаются определить степень квалификации и усердие агентов.

Неопределенность. Так как на результаты работы часто влияют непредсказуемые, внешние события, видимые результаты деятельности агентов не могут быть точным отражением их квалификации и усердия.

31. Виды и участники агентских конфликтов.

Под агентскими отношениями принято понимать отношения двух участников, один из которых (заказчик, принципал) передает другому (агенту) свои функции. Принципал (principal) — хозяин, глава, от лица которого действует агент (agent). С позиции управления финансами наиболее важными агентскими отноше­ниями являются отношения между собственниками и менедже­рами, а также между кредиторами и акционерами.

На практике агентские конфликты и сопутствующие им издержки прису­щи любой организационной форме ведения бизнеса, если менеджмент владеет менее 100% собственного капитала фирмы.

Будучи противниками риска, для защиты своих многочисленных источников выгод (акции — только один из них) менеджеры иногда принимают решения, которые выгодны им лично, в ущерб интересам собственников. Возникает конфликт интересов. Экономисты называют конфликты, возникающие из отношений «принципал-агент», агентскими проблемами или агентскими конфликтами. Теория агентских отношений изучает сущность и причины воз­никновения подобных конфликтов, а также разрабатывает мето­ды и инструменты, позволяющие преодолевать или снижать их негативные последствия.

Надо отметить, что агентский конфликт не является обязательным в агентских отношениях. В случае если отсутствует неопределенность, ᴛ.ᴇ. отсутствует свобода выбора решений агентом и принципал способен оценить действия агента͵ то конфликта не возникает.

Можно выделить следующие типы агентских отношений и вытекающих из них потенциальных конфликтов:

· между собственниками (акционерами) и менеджерами;

· между кредиторами и менеджерами;

· между собственниками и кредиторами.

Проблемы предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе



Ключевые слова: конфликт интересов, коррупция, государственный служащий, государственная служба.

Проблема урегулирования конфликта интересов в государственном управлении недостаточно изучена. В том числе интерес данной статьи составляет состояние факторов развития конфликта интересов и коррупции, взаимосвязи конфликта интересов и коррупции. Деформации ценностных ориентаций государственных и муниципальных служащих как проявление незрелости их нравственной культуры, неосознание или игнорирование социального назначения своей профессиональной деятельности обнаруживают себя в ситуациях выбора между справедливостью и несправедливостью, законопослушностью и незаконностью, ответственностью и безответственностью, личным и общественным интересом. Особенно это проявляется в случае, когда такой выбор осуществляется в условиях несовершенной правовой базы и широкого поля личного усмотрения, а личный интерес вытесняет чувство долга и подталкивает к отступлению от требований должной морали.

Конфликт интересов на государственной службе — тот пробный камень, где проверяются на прочность нравственные устои личности, степень ее зрелости; та грань, за которой наступает или может наступить коррупционное действие.

Данная тема актуальна, так как урегулирование конфликта интересов на государственной службе является важным антикоррупционным инструментом.

Определения конфликта интересов даны в двух Федеральных законах: в ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» . Несмотря на различия в определениях, суть сводится к возникновению или возможности возникновения конфликта интересов в случае получения доходов государственным служащим или членом его семьи в результате выполнения служебных обязанностей государственным служащим . Однако конфликт интересов не всегда сводится только в материальной составляющей. Необходимо учитывать, что государственный служащий способен оказывать услуги нематериального характера, и, зачастую, это выявить намного проблематичнее. Например, если государственный служащий имеет определенные полномочия, то он может помочь своим родственникам, друзьям, близким знакомым получить место в детском саду вне очереди, при этом необязательно получит за это денежные средства или другие материальные блага. Чиновниками руководит желание помочь родственнику или другу из-за сложившихся близких отношений, а не из-за материальной выгоды. Такое деяние практически невозможно раскрыть и обнаружить, так как прямой и косвенной заинтересованности у государственного служащего нет .

Также невозможность составления перечня случаев, в которых может произойти конфликт интересов, расширение условий, сформулированных в определении конфликта интересов, приводят к трудностям, противоречиям в работе комиссий по урегулированию конфликта интересов и сложности доказывания позиций при дальнейшем рассмотрении спора в суде.

В том числе одной из самых проблематичных ситуаций конфликта интересов является «получение подарков и услуг». Возможно, это объясняется противоречием между статьей 575 Гражданского Кодекса РФ и пунктом 6 статьи 17 Федерального Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Несомненно, к проблемам по урегулированию конфликта интересов относится рекомендательный характер сообщений о возникновении ситуации конфликта интересов. Безусловно, в законодательстве прописано, что государственные служащие обязаны незамедлительно сообщать о возникновении конфликта интересов, однако, государственный служащий может и не сделать этого, исходя из заботы о своем спокойствии. Он может принять решение, которое соответствует всем принципам и нормам, правилам принятия решения в ситуации, когда возможно возникновение конфликта интересов, понимая, что сообщение о возникновении конфликта интересов приведет к затягиванию решения конкретного вопроса, разбирательству .

Таким образом, тема проблематики ситуаций конфликта интересов в государственном управлении является актуальной и острой. Некоторыми решениями данных проблем могут послужить следующие предложения:

  1. Необходимо урегулировать различные коллизии в законодательстве, а именно противоречие ст. 575 Гражданского Кодекса РФ и Федерального Закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» о подарках.
  2. Расширение списка близких родственников (помимо супругов и несовершеннолетних детей указывать родителей, родных братьев, сестер, внуков) государственного служащего, доходы которых он указывает в декларации о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера.
  3. Усиление ответственности за несоблюдение законодательства, регулирующего отношения в сфере конфликта интересов на государственной службе.

Литература:

  1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный Закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Российская газета. — 2004. — 31 июля.
  2. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Российская газета. — 2008. — 30 декабря.
  3. Дедов Д. И. Конфликт интересов / Д. И. Дедов М.: Волтерс Клувер, 2004. — 272 с.
  4. Корякин В. М. Коррупция в вооруженных силах: теория и практика противодействия / В. М. Корякин М.: За права военнослужащих, 2009. — 333 с.\
  5. Костюк О. Н. О соотношении понятий «конфликт интересов» и «коррупция» на государственной службе Российской федерации / О. Н. Костюк // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2012. — С. 25–31.
  6. Магомедов К. О. Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы: социологический аспект исследования проблемы / К. О. Магомедов // Государственная служба. — 2006. С. 36–43.
  7. Руководство ОЭСР по разрешению конфликтов интересов на государственной службе: Лоббист № 5 — Институт муниципального управления, 2015.— 11 с. — С.1–11.

Статья 349.1. Особенности регулирования труда работников государственных корпораций, государственных компаний

Работник государственной корпорации или государственной компании в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, обязан:
1) представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;
2) сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Для целей настоящего Кодекса используется понятие «личная заинтересованность», установленное законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Для целей настоящего Кодекса используется понятие «конфликт интересов», установленное законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Работнику государственной корпорации или государственной компании в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, запрещается:
1) участвовать в деятельности органов управления и контроля коммерческой организации, за исключением участия с согласия высшего органа управления государственной корпорации или государственной компании;
2) осуществлять предпринимательскую деятельность;
3) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственной корпорации или государственной компании, за исключением осуществления такой деятельности с согласия высшего органа управления государственной корпорации или государственной компании;
4) получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от иных юридических лиц, физических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха и иные вознаграждения), за исключением вознаграждений за исполнение в случае, предусмотренном пунктом 1 настоящей части, функций членов органов управления и контроля коммерческой организации и компенсаций командировочных расходов, связанных с исполнением таких функций;
5) использовать в целях, не связанных с исполнением трудовых обязанностей, имущество государственной корпорации или государственной компании, а также передавать его иным лицам;
6) разглашать или использовать сведения, отнесенные законодательством Российской Федерации к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением трудовых обязанностей;
7) принимать от иностранных государств, международных организаций награды, почетные и специальные звания (за исключением научных званий) без письменного разрешения представителя работодателя;
8) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных не являющихся объектом деятельности государственной корпорации или государственной компании организаций;
9) создавать в государственной корпорации или государственной компании структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
10) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений;
11) заниматься без письменного разрешения работодателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Работнику государственной корпорации или государственной компании, его супругу (супруге) и несовершеннолетним детям в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Комментарий к статье 349.1 ТК РФ

В соответствии со ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 16.11.2011) государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона (ст. 7.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). На работников государственных корпораций и компаний распространяются нормы трудового законодательства. Основанием возникновения трудовых правоотношений с ними является трудовой договор.

Комментируемая статья впервые в трудовом законодательстве определяет ряд новых правовых понятий: личная заинтересованность работника, конфликт интересов, а также перечень ограничений, запретов для работников. Именно с этим связан установленный данной статьей контроль за доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера как самих работников государственных корпораций или государственных компаний, так и их супругов, а также несовершеннолетних детей. Этим же объясняется обязанность работника государственной корпорации или государственной компании сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей и случаях, когда она может привести к конфликту интересов.

При этом сделан необходимый акцент на том, что конфликт интересов влияет или может повлиять на надлежащее исполнение трудовых обязанностей работником государственной корпорации (компании). Это, в свою очередь, может повлечь за собой многоаспектные последствия, в частности, причинение вреда имуществу и (или) деловой репутации корпорации (компании).

Учитывая, что в процессе своей деятельности государственные корпорации, компании получают от государства значительные денежные средства для реализации поставленных целей, большое значение придается антикоррупционным мерам при комплектовании персонала и осуществлении деятельности должностными лицами. В этой связи комментируемую статью прежде всего характеризует ее антикоррупционная направленность.

Президент России Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г. дал не очень высокую оценку государственным корпорациям и государственным компаниям, указав, что их правовая форма является бесперспективной. В связи с этим в Послании он отметил: «Корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе, там, где нам это необходимо, или будут реализованы частным инвесторам» <1>.

———————————
<1> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009 // РГ. 2009. 13 нояб.

В соответствии с Концепцией развития законодательства о юридических лицах, подготовленной Советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ, госкорпорации и государственные компании в действительности не составляют единого вида юридических лиц, отличающегося какими-то общими чертами, а также являются не организационно-правовой формой юридического лица в смысле гл. 4 ГК, а специальным способом создания субъектов права, уникальных по своему правовому (частноправовому и публично-правовому) статусу. Поэтому в ближайшем будущем планируется упразднение организационно-правовой формы госкорпорации и преобразование существующих госкорпораций в юридические лица тех форм, которыми они, по сути, и являются: в органы публичной власти («Росатом» и «Олимпстрой»), фонд (Фонд содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства), хозяйственные общества со 100-процентным государственным участием («Роснанотех», «Ростехнологии», «Олимпстрой», Внешэкономбанк и Агентство по страхованию вкладов) на основании Плана-графика мероприятий по преобразованию и ликвидации государственных корпораций и Государственной компании «Автодор», утвержденного Председателем Правительства РФ 29.12.2010 N 6793п-П13. Соответствующие мероприятия должны быть проведены в период с IV квартала 2012 г. по 2015 г. Таким образом, правовой статус работников государственных корпораций, государственных компаний, который согласно поручению Президента РФ от 12.11.2009 N Пр-3014 должен был быть законодательно определен Правительством РФ и был частично закреплен в ТК путем установления ограничений и запретов ст. 349.1, введенной Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ, а также Федеральными законами от 01.12.2007 N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (в ред. от 30.11.2011) <1>, от 23.11.2007 N 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» (в ред. от 27.06.2011), <2> от 30.10.2007 N 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» (в ред. от 29.12.2010) <3>, в ближайшее время потребует существенного изменения.

Другой комментарий к статье 349.1 ТК РФ

1. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основании федерального закона о ее создании и на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

С 2009 года в российском законодательстве появилось указание на понятие «государственной компании», которое по своему содержанию идентично понятию государственной корпорации. Таким образом, в настоящее время отсутствует какой-либо способ разграничения двух указанных организационно-правовых форм юридического лица. Такое разграничение может быть произведено исключительно в соответствии с их учредительными документами. Правовой статус указанных организаций регламентируется специальными федеральными законодательными актами, например, Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги», Федеральным законом от 23 ноября 2007 года N 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» и т.п.

Указанные нормативные акты регламентируют в большинстве своем деятельность лишь самой организации, оставляя за рамками своего правового регулирования особенности регулирования труда работников таких организаций. В качестве нормативного акта общего регулирования ТК РФ призван определить основные аспекты правового статуса работника таких корпораций и компаний. Однако правовое регулирование ТК РФ носит фрагментарных характер и устанавливает лишь обязанности и ограничения в деятельности работника. В связи с этим правовой статус работника корпорации или государственной компании следует рассматривать в качестве общего с учетом особенностей, установленных комментируемой статьей.

2. Правовой статус работодателя налагает ряд особенностей и на правовой статус его работника, в частности, такие особенности реализуются в должностных обязанностях работника, перечень которых определен комментируемой статьей. К числу специальных обязанностей закон относит:
— представление сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Данные сведения предоставляются в порядке, утвержденном Указом Президента РФ от 2 апреля 2013 года N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции». Форма соответствующей справки утверждена Указом Президента РФ от 23 июня 2014 года N 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации». Представляемые сведения должны охватывать собой все виды полученных в указанном периодов доходов, в том числе и заработную плату, пособия, пенсии, а также сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанная информация представляется по состоянию на конец отчетного периода, т.е. с учетом всех сделок и договорных обязательств, реализованных в течение года. При этом следует обратить внимание на то, что такие сведения являются конфиденциальными;
— информирование работодателя о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принятие мер по предотвращению такого конфликта.

Личная заинтересованность — это возможность получения работником при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми он связан финансовыми или иными обязательствами.

Конфликт интересов — это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Прежде всего, работник обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его трудовой деятельности. Важным представляется в данном контексте знание работником не только своих прав, обязанностей, ограничений и запретов, но и требований, предъявляемых к служебному поведению.

Предотвращение возникновения у работника государственной корпорации (государственной компании) личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, становится обязанностью руководителя. Руководитель должен при определении должностных обязанностей, поручений, при поступлении на работу учитывать персональные данные работника и сведения о нем, связанные с поступлением на работу, осуществлением трудовой функции и увольнением.

Руководитель, которому стало известно о возникновении у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения работника, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности. Работник государственной корпорации (государственной компании) в случае, если он владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), и это приводит или может привести к конфликту интересов, обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Порядок реализации указанных обязанностей относится к компетенции Правительства РФ. В настоящее время указанная компетенция реализована в рамках постановления Правительства РФ от 21 августа 2012 года N 841 «О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации».

3. На основе деятельности отдельных корпораций и компаний можно выделить ряд ключевых областей регулирования, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
— выполнение отдельных должностных функций работника в отношении родственников и/ или иных лиц, с которыми он поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах. Основными мерами устранения личной заинтересованности и предотвращения конфликта интересов является уведомление работодателя о наличии указанных обстоятельств, препятствующих объективному принятию работником решения. Непосредственному руководителю рекомендуется отстранить работника от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/ или иными лицами, с которыми он поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах;
— выполнение иной оплачиваемой работы — работнику рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой служащий осуществляет отдельные функции управления. В случае если на момент начала выполнения таких функций работник уже выполнял или выполняет в ней оплачиваемую работу, ему следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения такой оплачиваемой работы в данной организации. Требование о необходимости уведомления непосредственного работодателя действует и в случае, если в подконтрольной организации осуществляют оплачиваемую деятельность родственники данного работника. В случае если работник самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, работодатель вправе отстранить его от выполнения отдельных функций в отношении организации, в которой работник или его родственники выполняют оплачиваемую работу;
— владение имуществом, ценными бумагами, банковскими вкладами — наиболее оптимальным способом устранения данного конфликта является продажа таких ценных бумаг или иного имущества или передача их в доверительное управление, о чем уведомляется непосредственный руководитель. Руководителю корпорации (компании) рекомендуется до принятия работником мер по урегулированию конфликта интересов отстранить его от выполнения отдельных функций, реализация которых связана с данным конфликтом;
— получение подарков и услуг — рекомендуется не принимать никаких подарков от организаций, в отношении которых работник осуществляет или ранее осуществлял трудовую деятельность, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения, за исключением случаев дарения подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, стоимость которых превышает 3000 рублей. В данном случае указанные подарки, полученные работником, признаются соответственно федеральной собственностью Российской Федерации и передаются по акту работодателю.

Работодателю, в случае если ему стало известно о получении работником подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых он осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей. Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей и работник не передал его по акту работодателю, то в отношении такого работника рекомендуется применить меры дисциплинарной ответственности. Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то рекомендуется указать работнику на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации работодателя и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения;
— имущественные обязательства и судебные разбирательства — в указанном случае работнику и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это работнику следует уведомить непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности. Работодатель в данном случае вправе до урегулирования имущественного обязательства отстранить работника от работы в отношении тех субъектов, перед которыми работник, его родственники или иные лица, с которыми он поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, имеют имущественные обязательства;
— взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения из государственной корпорации (государственной компании) — работнику в случае поручения ему отдельных функций в отношении бывшего работодателя рекомендуется уведомить непосредственного руководителя в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации. Работодателю рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения работника с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, работодатель вправе отстранить работника от выполнения отдельных функций в отношении бывшего работодателя. Работнику рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции в ходе трудовой деятельности в государственной корпорации (государственной компании). При поступлении соответствующих предложений работнику рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения из корпорации или компании;
— использование служебной информации — работнику запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с его трудовой деятельностью, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется, в том числе, и на использование не конфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности. В связи с этим работнику следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности. Представителю нанимателя, которому стало известно о факте использования работником информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к нему мер дисциплинарной ответственности за нарушение установленных запретов.

4. Возможность возникновения конфликта интересов предопределяет необходимость формирования комплекса ограничений, обусловленных фактом трудовой деятельности работника в государственной корпорации (государственной компании). Перечень таких ограничений определен в качестве запретов для работников указанных субъектов. При этом рассматриваемая правовая норма характеризуется отсылочным и условным характером. В частности, такие запреты должны быть прямо предусмотрены постановлением Правительства РФ, только в этом случае они подлежат применению к работникам государственных корпораций (компаний), причем исключительно в объеме, установленном Правительством РФ. Перечень ограничений приводится в ч.4 комментируемой статьи.

Применение указанных запретов в отношении работников государственных корпораций и государственных компаний в настоящее время регламентировано постановлением Правительства РФ от 21 августа 2012 года N 841, которое устанавливает, что указанные запреты распространяются на работников государственной корпорации (государственной компании) и действуют во всех случаях, за исключением запрета, предусмотренного п.1 ч.4 ст.349.1 ТК РФ, который не распространяется на некоторые случаи участия работников государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в органах управления и контроля коммерческих организаций.

5. Специальное требование в отношении работников государственной корпорации (компании) устанавливается Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», распространяющим указанный запрет и на данную категорию работников.

Указанный запрет трансформирован в нормы комментируемой статьи, что еще раз подчеркивает его значимость. Он не только включает в себя ограничение по открытию счетов, но и предполагает необходимость их закрытия, если таковые имелись у работников до вступления в силу указанного нормативного акта. Его нормы направлены на будущее время, в связи с чем он не допускает никакой возможности вывода капитала за рубеж при наличии тесной связи с государством, в том числе в рамках трудовых взаимоотношений. С другой стороны, поскольку сведения о доходах и имуществе работников государственных корпораций и компаний носят открытый характер, то сам по себе факт вывода капитала за рубеж утрачивает смысл. Подобный подход направлен на развитие российского государства, в том числе обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, упорядочение лоббистской деятельности, расширение инвестирования средств в национальную экономику и повышение эффективности противодействия коррупции.