Конкретные ставки налога на имущество устанавливаются

Содержание

«Акцизы»

Онлайн-тестыТестыФинансы, кредит, страхованиеНалоги и налогообложениевопросы31-45

1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 151-164
31. По подакцизным товарам (за исключением нефтепродуктов) акциз уплачивается по месту:
• производства
32. Подакцизные товары:
• легковые автомобили
• пиво
• табачные изделия
33. Условия, при соблюдении которых суммы акциза, предъявленные продавцом покупателю подакцизных товаров, могут быть приняты покупателем к налоговому вычету:
• приобретенные подакцизные товары используются покупателем в качестве основного сырья для производства других подакцизных товаров
• суммы акциза по приобретенному сырью были фактически уплачены

«Имущественное налогообложение юридических и физических лиц»

34. Исчислить налог на имущество физических лиц обязаны …
• налоговые органы
35. Конкретные ставки налога на имущество устанавливаются …
• законами субъектов РФ
36. Налог на имущество физических лиц является …
• местным
37. Объект налогообложения по налогу на имущество организаций:
• грузовая машина, учитываемая на балансе
38. Объекты налогообложения налогом на имущество физических лиц:
• гаражи
• дачи
• жилые дома
• квартиры
39. Объекты, не подлежащие обложению транспортным налогом:
• молоковоз, которым владеет совхоз
40. Отчетный период по налогу на имущество организаций:
• квартал
41. Порядок расчета налога по транспортному средству, находящемуся во владении плательщика неполный год, заключается в определении дополнительного коэффициента, рассчитываемого как отношение …
• полные месяцы владения / 12
42. Региональные власти при установлении транспортного налога вправе устанавливать …
• льготы по налогу
43. Сумма налога на имущество организации относится налог на …
• финансовые результаты

«Налог на добавленную стоимость»

44. Налогоплательщиками НДС признаются …
• организации, у которых выручка за три предшествующих месяца не превысила 2 млн. руб
45. Объект налогообложения по НДС:
• реализация товаров, работ, услуг на территории РФ

Объект налогообложения

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Уплата налогов и сборов » Объект налогообложения

Объект налогообложения — это реализация обстоятельств, имеющих оценку.

Понятие объекта налогообложения

Налоговое законодательство закрепляет за налогоплательщиками обязанность по уплате налогов. Сегодня НК РФ содержит большое количество налогов, которые имеют множество элементов в своем составе. Наиболее важным из них является объект налогообложения, установленный как обстоятельство назначения того или иного налога.

При наличии объекта возникает обязанность уплачивать налоги. К объектам относятся прибыль организации, имущество доходы и расходы, а также все прочие объекты, имеющие количественную и качественную характеристику.

Налоги, установленные законодательством к взиманию с физических и юридических лиц, имеют самостоятельные объекты, которые определяются в соответствии со второй частью Налогового кодекса, а также с учетом 38 статьи. Значение объекта налогообложения представлено также в рамках статьи.

Принципы объектов налогообложения

Субъекты и объекты налогообложения установлены во второй части НК РФ. Основным элементом налогообложения является его объект. Налогоплательщики объект налогообложения должны определять четко, поскольку только при наличии у налогоплательщика объекта возникает обязанность уплачивать налоги. Основными принципами объектов налогообложения являются следующие.

Во-первых, любое имущество, предназначенное для реализации, признается товаром. Минфин России определяет, что также признать товаром к примеру, можно любое недостроенное здание, которое предназначено для реализации. Кроме того, Минфин России отмечает, что конструкторские разработки и созданная документация без предварительного заказа разработчикам также признается готовым товаром.

Не относится к имуществу доля в уставном капитале. Четко разграничивает НК и услуги для целей налогообложения, поскольку работа имеет ярко выраженный материальный результат, а услуга – нет. При этом услуга реализуется в момент того, как закончится ее оказание.

Выбор объекта налогообложения производится физическим лицом или организацией в зависимости от требуемого налога.

В НК РФ определены цели того или иного объекта для уплаты налогов. Основной целью является само существование налога, которое невозможно без наличия объекта, с которого он исчисляется.
Характеристика объектов налогообложения

Статья 38 не дает наименование объекта налогообложения. При этом понятие раскрывается, но через перечисление обстоятельств, которые могут быть объектами, с указанием их основных признаков. Так, объектом налогообложения могут быть имущество, доходы, расходы, прибыль и реализация товаров, работ, услуг. Перечень не является исчерпывающим, и законодательство допускает существование иных объектов, которые должны иметь стоимостную или физическую характеристику. Значение объекта налогообложения в том, что, благодаря ему возникает право появления обязанности по уплате налогов

Объект налогообложения — это обязательный элемент налогового контроля, без которого налог просто не может существовать. Объект налогообложения определяется по федеральным, региональным и местным налогам налоговым законодательством. При реализации прав согласно статье 12 НК РФ на установление налогов органами государственной власти местного самоуправления, объект налогообложения не может быть определён ими законодательно.

Среди всех обязательных элементов налогообложения только объекту посвящена целая глава Налогового кодекса. Перечисленные в статье виды налогообложения значительно различаются, и чтобы осуществить выбор объекта налогообложения, необходимо ознакомиться с законодательством.

Так, прибыль — это всего лишь бухгалтерская запись, а имущество — это предмет материального мира, который должен обязательно иметь собственника, поскольку без него данный объект налогообложения просто не будет существовать.

Учет объектов налогообложения осуществляется в рамках налогового учета. Конечные данные в декларациях по налоговому и бухгалтерскому учету могут отличаться.

Виды объектов налогообложения

Перечень объектов налогообложения выглядит следующим образом. По Федеральным налогам объектами являются:

  • реализация работ, товаров на территории России, а также по НДС;
  • реализация подакцизных товаров, произведенных на территории России;
  • доход полученный налогоплательщиком;
  • водные объекты для забора воды гидроэлеватора и прочих нужд необходимо для водного налога,
  • полезные ископаемые, добытые на территории России необходимы для налога на добычу полезных ископаемых.

Региональные налоги и предполагает следующие объекты налогообложения:

  • для транспортного налога — это транспортные средства: автомобили, мотоциклы, вертолеты, яхты;
  • для налога на игорный бизнес это игровые автоматы, букмекерские конторы;
  • имущество, учтенное на балансе.

Местные налоги предполагают, что объектом налогообложения являются земельные участки – для определения земельного налога.

Сборы не являются налогами, поэтому требования налогового законодательства об установление объекта налогообложения по сборам не является обязательным.

Классификация объектов налогообложения

Классификация объектов налогообложения выглядит следующим образом:

  • прибыль является результатом деятельности, осуществляемой предпринимателями или юридическими лицами на свой страх и риск. Прибыль представляет собой объект налога на прибыль;
  • доходы всегда связаны с получением какой-либо выгоды. Доходы также связаны с коммерческой деятельность и определяются как группа операцией государственного сектора. Доход – объект налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Классификатор относит к объектам налогообложения и расходы. Но расход влияет на размер налоговой базы для исчисления налога на прибыль. Помимо этого, стоит сказать, что каждый налог имеет свой объект налогообложения.

Имущество как объект налогообложения

Гражданское законодательство к имуществу относит деньги, вещи, интеллектуальную собственность и другое. Данная норма закрепляется в ГК РФ. В НК РФ это правило идентично.

Вещи делятся на оборотоспособные и необоротные, при этом объектом могут быть только оборотоспособные вещи и ограниченные в обороте, поскольку только они могут реализовываться. К недвижимым вещам относятся земельные участки, здания и сооружения. К недвижимым относятся также морские суда, космические объекты.

Движимое имущество — это деньги и ценные бумаги.

Переход права собственности определяется порядком установленным гражданским законодательством России. Поскольку в состав имущества для целей налогообложения включаются и деньги они как символы имеют определенную форму, поэтому могут определяться как вещи.

Товар как объект налогообложения

По Налоговому законодательству товар относится к торговой деятельности и для целей налогообложения этим понятием определяется собственность для реализации. Товар обязательно должен обладать оборотоспособностью. Спорным моментом является рассмотрение имущественных прав, как товара. Налоговое законодательство не имеет такой нормы, а вот гражданское свидетельствует о том, что имущественные права – товар.

Операции, признаваемые объектом налогообложения

Операции, которые могут являться объектом налогообложения, закреплены второй частью Налогового кодекса РФ в отношении отдельно взятых налогов. Так, к примеру, налог на добавленную стоимость имеет следующие операции: обороты по реализации товаров, ввоз товара на территорию России.

По акцизам операциями являются реализация акцизных товаров на территории России, передача сырья для производства подакцизных товаров, передача подакцизных товаров в структуре организации. Для дальнейшего производства существуют и прочие операции, которые по налоговому законодательству признаются объектами налогообложения. Для их определения необходимо обратиться к соответствующим налогам во второй части НК РФ.

Работа для целей налогообложения

Работа для целей налогообложения — это такая деятельность, которая в результате имеет материальное выражение и реализуется для удовлетворения потребностей третьих лиц. Работа не может рассматриваться отдельно от товара и материальный результат может выражаться не только как создание отдельной вещи, например, постройка здания, но также улучшение качества их примеру ремонт или реконструкция.

Налоговый кодекс предпринимательскую деятельность Объектом налогообложения исполняется в рамках трудового договора, который заключён между работодателем и отдельным наемным работником. Работа может выполняться в рамках разных договоров примеры договора подряда, а также договора о технических или научно-исследовательских работах. Это правило закреплено статьей 38 НК РФ.

Услуга для целей налогообложения

Услуга для целей налогообложения — это такая деятельность, в результате которой образуется нематериальный продукт. В отличие от работы результат услуги неосязаем и отдельно не может быть реализован. Услуги предоставляются по различным видам договоров в соответствии со статьями 39-41 НК РФ.

Идентичные товары (работы, услуги)

Идентичными товарами и услугами признаются такие товары и услуги, которые имеют сходные данные. Они могут отличаться внешне, но в функциональном плане должны быть схожими. При этом услуги и работы, считающиеся идентичными, должны иметь схожую репутацию и товарный знак. Определения идентичных и однородных товаром закреплено Налоговым Кодексом, для того, чтобы определить объект налогообложения, к примеру, по уплате единого налога, более точно.

Однородные товары и однородные работы (услуги)

В отличие от идентичных, товары, имеющие сходные характеристики и выполняющие одинаковые функции называются однородными. Они взаимозаменяемы и их свойство определяется качеством, производителем и репутацией на рынке. Кроме того, здесь учитываются такие свойства как уникальность и объем производства. Понятие однородных и идентичных товаров закрепляется Федеральным Законом «О контрактной системе в сфере закупок».

Значение объектов налогообложения

Значение объекта налогообложения достаточно велико. Объекты налогообложения имеют стоимостные характеристики. Их значение велико, прежде всего, потому, что существование объекта необходимо для самого существования налога. Если нет объекта соответственно налог не может быть исчислен правильно.

Изменение объекта налогообложения влечет за собой изменение применяемого налога.

При этом сокрытие объекта налогообложения влечет за собой уголовную ответственность за неуплату налогов.

Таким образом, налоговая регуляция объектов налогообложения осуществляется в рамках Налогового кодекса по статье 38. Объект налогообложения для каждого налога свой и установлен второй частью Кодекса. Для правильного исчисления налогов необходимо знать основные объекты налогообложения.

Налоговые льготы. Инструкции по применению (М. В. Новикова, 2009)

Глава 1. Налоговые льготы: понятие, порядок установления и отмены

Систему законодательства о налогах и сборах в России составляют Налоговый кодекс Российской Федерации (Налоговый кодекс РФ) и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Региональное и местное налоговое законодательство представлено законами и иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Действие регионального законодательства, в отличие от федерального, применяемого на всей территории РФ, распространяется только на субъект федерации, а местного – в границах местного территориального образования. При этом нормативные правовые акты о налогах и сборах применимы только в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ.

В систему законодательства о налогах и сборах не входят нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов. Эти органы в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Государственный таможенный комитет РФ при издании указанных актов руководствуется также таможенным законодательством РФ.

Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, а значит, не могут устанавливать или отменять, – налоговые льготы (ст. 4 Налогового кодекса РФ).

Законодательные акты, ухудшающие положение налогоплательщика (например, отменяющие налоговые льготы), не могут иметь обратной силы, напротив, устанавливающие льготы имеют обратную силу, если прямо предусматривают это.

Налоговые льготы устанавливаются и отменяются:

1) по федеральным налогам – федеральными законами РФ;

2) по региональным налогам – законодательством субъекта РФ;

3) по местным налогам – актами органов местного самоуправления, причем в последних двух случаях положения документов, устанавливающих льготы, не должны противоречить Налоговому кодексу РФ.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (ст. 56 Налогового кодекса РФ).

Индивидуальные льготы действуют в течение того срока, на который были предоставлены. Если при установлении индивидуальных налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти льготы могут использоваться, такие льготы прекратили свое действие с 1 января 2000 г.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Налоговые льготы – это формы практической реализации регулирующей функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых начислений, маневрированием способами и формами обложения, дифференциацией ставок налогов, изменением сферы их распространения и применением специальных налоговых режимов налоговое льготирование является одним из основных практических инструментов проведения государственной регулирующей налоговой политики. Налоговое регулирование предполагает целенаправленное влияние государства на все стадии процесса расширенного воспроизводства в целях активизации (в отдельных случаях – сдерживания) предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники и социальной сферы.

Состав российских налоговых льгот первоначально был установлен Законом РФ от 27.12.1991 г. «Об основах налоговой системы РФ»:

1) необлагаемый минимум объекта обложения;

2) изъятие из обложения определенных элементов налога;

3) освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

4) понижение налоговых ставок;

5) вычет из налогового платежа за определенный период;

6) целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочка уплаты налогов);

7) иные налоговые льготы.

В целом для этого периода характерен весьма широкий разброс положений о налоговых льготах по разнообразным нормативным правовым актам.

После кодификации отечественного налогового законодательства правила налогового льготирования существенно упорядочены и сконцентрированы. Действующий Налоговый кодекс РФ, в ст. 21 устанавливает права налогоплательщиков (плательщиков сборов), определяет, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (подп. 3 п. 1). В статье 56 Налогового кодекса РФ зафиксировано установление и использование льгот по налогам и сборам.

В Налоговом кодексе РФ не содержится исчерпывающий перечень видов налоговых льгот, причем не признаются льготами общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, что не соответствует общепринятому пониманию налоговых льгот как инструмента налогового регулирования. Не относятся к льготам ни отсрочка (рассрочка) налогов, ни налоговый инвестиционный кредит. Хотя на определенный период времени как отсрочка (рассрочка) налогового платежа, так и инвестиционный налоговый кредит допускают уменьшение налоговых обязанностей налогоплательщика, что полностью созвучно с понятием льгот по налогам и сборам.

Рассрочка платежа является лишь способом уплаты налогов и сборов. При предоставлении такого вида оплаты никаких льгот не предоставляется. Налогоплательщик выигрывает время и постепенно уплачивает исчисленную сумму налога и проценты по использованию налогового кредита.

Налоговые льготы могут служить в целом как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики государства, представляющий собой совокупность способов и правил уменьшения (полного или частичного) налоговых обязанностей налогоплательщиками, налоговых освобождений, налоговых скидок и налоговых кредитов в целях государственного налогового регулирования экономики и решения социальных задач. Налоговые льготы классифицируют на укрупненные группы: налоговые освобождения, налоговые скидки, налоговые кредиты и социальные налоговые льготы.

Прежние правила о налоговых льготах были распылены по многим законодательным актам. Социальные налоговые льготы в действующем Налоговом кодексе РФ в отдельных случаях рассредоточены в льготах налогоплательщиков-организаций. Например, ст. 149 Налогового кодекса РФ (подп. 2 п. 3) устанавливает, что не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (освобождается от налогообложения) реализация товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых:

1) общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %;

2) организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов вышеуказанных общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %;

3) учреждениями, единственными собственниками, имуществом которых являются вышеуказанные общественные организации инвалидов, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

4) лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения.

Очевидно, что организация-налогоплательщик получает существенные фискальные послабления при том условии, что члены этой организации имеют особый социальный статус. Данная мера государственного налогового регулирования предполагает, что меньшие налоговые изъятия по НДС с организации повлияют на увеличение доходов конкретных физических лиц-льготников. Такой подход может вызывать в хозяйственной практике серьезные проблемы, поскольку вероятны устремления отдельных предпринимателей использовать льготы подобной организации без учета в полном объеме интересов лиц, благодаря статусу которых такие льготы возможны.

Ряд налоговых льгот направлен на решение вопросов занятости населения и повышение активности работающих для получения больших сумм доходов. Это относится к результатам работы на личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, доходам собирателей, охотников-любителей, родовых, семейных общин от традиционных видов промысла.

Некоторые льготы привлекают население хранить денежные накопления в коммерческих банках либо вкладывать в государственные ценные бумаги, а также ценные бумаги субъектов Федерации и муниципальных образований. Освобождение от налогообложения сумм, выплачиваемых физическим лицам, например участникам избирательных комиссий, должно заинтересовать людей участвовать в демократическом выборном процессе.

В 2002–2003 гг. отечественная система налогообложения пополнилась специальными налоговыми режимами, в их числе:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Приведенные специальные налоговые режимы не содержат положений, которые можно рассматривать в ракурсе социальных налоговых льгот. Вместе с тем следует подчеркнуть, что по сравнению с общим режимом налогообложения указанные специальные режимы являются в целом льготными для определенных секторов и отраслей российской экономики.

Специальные режимы могут использовать в налогообложении некоторые юридические лица и индивидуальные предприниматели. В основном такие системы признаны поддержать малый бизнес и корректно подойти к налогообложению.

Не все могут воспользоваться ЕНВД или УСНО. Законодатель прописывает ограничения в видах деятельности, в среднесписочном количестве трудящихся, в объеме оборотных активов и других ограничений.

Налогоплательщики, получившие возможность перейти на другие режимы, (за исключением общего) освобождаются от уплаты ряда налогов, получают возможность ведения «облегченного бухгалтерского учета» или неведение его вовсе.

Плательщикам особых режимов предоставляется определенная ставка налога, закрепленная Налоговым кодексом РФ. А если организация или индивидуальный предприниматель терпит убытки, налоговики разрешают уплатить минимальный налог.

Особую систему налогообложения представляют особые экономические зоны – это уникальные своего рода территории, где происходит объединение важнейших отраслей нынешней экономики: инновации, инвестиции, производство, реализация.

Резидентами таких зон предоставляется масса льгот. Особенно это касается налоговых привилегий. В частности освобождаются от уплаты земельного налога и налога на имущество юридические лица. Особый порядок определения налога на прибыль ожидает резидентов особых экономических зон Калининградской области.

Особая ставка по ЕСН исчисляется для резидентов особых экономических зон технико-внедренческого типа.

В целом такие привилегии становятся привлекательными для образования бизнеса на этих территориях.

В указанный период в составе региональных налогов и сборов начали действовать транспортный налог и налог на игорный бизнес (налоговые льготы отсутствуют); налог на имущество организаций.

Налог на имущество, земельный налог относятся к региональным налогам и сборам. Но все же порядок установления льгот закреплен в статье 56 Налогового кодекса РФ. Полномочия по предоставлению льгот принадлежат Федеральному Правительству.

Региональные и местные власти могут дополнительно предоставлять льготы отдельным группам налогоплательщиков или снижать по своему усмотрению.

По региональным налогам дополнительные льготы устанавливаются представительными органами субъектов РФ. В отношении местных налогов дополнительные льготы лежат на плечах муниципальных властей, представительных органов городов федерального значения г. Москва и г. Санкт-Петербург.

Что же касается налога на прибыль, федеральные власти установили ставку в размере 24 %. Из нее 6,5 % поступает в федеральный бюджет, а 17,5 % – в региональный. Региональным властям предоставляется право уменьшить ставку, зачисляемую в их бюджет. Только ее размер не должен быть ниже 13,5 % (п. 1 ст. 284 Налогового кодекса РФ).

Так, можно планировать местонахождение своего бизнеса на любой административной территории РФ, где региональные и местные власти предоставляют наиболее выгодные условия, гарантии и льготы.

Социальная направленность государственного налогового регулирования будет существенно усилена, если развивать налоговые льготы молодым работникам – членам семей с детьми; молодым выпускникам вузов и колледжей в первые годы работы; работникам – членам многодетных семей; работникам, имеющим 1-й спортивный разряд и выше; работникам, поддерживающим стабильно хорошее состояние здоровья и непрерывающим работу по болезни. В сочетании с этими налоговыми льготами необходимы программные меры по усилению государственного финансирования рождаемости, массового детского и молодежного спорта, а также пропаганде здорового образа жизни населения.

Меры социального налогового регулирования опираются на финансовую базу, которая формируется от налогообложения большей, нельготной части населения. Перераспределение финансовых средств, полученных путем изъятия части доходов указанных физических и юридических лиц, позволяет государству решать важные социальные задачи в масштабах всего общества, несмотря на «недобор» некоторой части налогов с льготных категорий населения.

В то же время, решение об отказе от льготы может повлечь неблагоприятные налоговые последствия. Допустим, если среди работников организации есть инвалиды I, II, III группы, но она хочет отказаться от льгот по единому социальному налогу, тут нужно иметь в виду следующее. Сумма ЕСН учитывается как прочие расходы в целях налогообложения прибыли (подп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Но можно ли учесть в расходах разницу, образовавшуюся за счет неприменения льготы? На первый взгляд, это можно сделать, поскольку по этому пункту учитываются налоги, начисленные «в соответствии с законодательством» РФ о налогах и сборах. А Налоговый кодекс РФ прямо допускает отказ от льготы. Следовательно, лишний налог тоже платится «в соответствии с законодательством». Но ведь любой расход должен быть экономически обоснованным (ст. 252 Налогового кодекса РФ). Так что в случае налоговой проверки налогоплательщик должен быть готов обосновать экономическую выгоду своего отказа от льготы. Но такое обоснование, как трата рабочего времени бухгалтера, вряд ли здесь будет достаточным.

Поэтому если в рассматриваемой ситуации разница все же учтена в расходах, налоговики могут истолковать это как занижение налоговой базы по налогу на прибыль. Следовательно, не вооружившись убедительными аргументами в пользу экономической обоснованности неприменения льготы, учитывать разницу в расходах по налогу на прибыль не стоит.

Налогоплательщик может заявить как об отказе от льготы, так и о приостановлении использования льготы. В случае отказа от льготы действие льготы прекращается на неопределенный период времени – до тех пор, пока в налоговую инспекцию вновь не будет сообщено о желании пользоваться льготой. А в заявлении о приостановлении использования льготы должен указываться период времени (налоговые периоды), на который берется приостановление. При этом налогоплательщик не сможет воспользоваться льготой до окончания периода, на который он приостановил ее действие. Приостановить использование льготы на срок меньше одного налогового периода нельзя (п. 2 ст. 56 Налогового кодекса РФ). Поэтому налогоплательщик должен понимать, что отказ от льготы не может быть выборочным, зависеть, например, от того, кто выступает контрагентом.

Дело в том, что если налогоплательщик официально отказывается от льготы и платит налог без ее учета, то он уже не сможет потребовать впоследствии возврата переплаченной суммы. Ведь льготой он пренебрег по собственному усмотрению.

А вот если официального отказа не последовало, то всегда можно заявить, что льгота не учтена ошибочно, без намерения отказаться от нее. В таком случае налогоплательщик сможет применить льготу и за уже прошедший период. Для этого достаточно будет лишь произвести перерасчет налога, подать уточненные декларации и потребовать возврата (или зачета) переплаченной суммы.

Отказ от льготы – это право налогоплательщика, которое он использует по своему усмотрению (п. 2 ст. 56 Налогового кодекса РФ), и налоговая инспекция не может обязать налогоплательщика отказаться от льготы.

Налогоплательщику выгоднее просто молча не применять льготу и не оформлять официального отказа от нее. В таком случае у отказника остается возможность в будущем «передумать». Кроме того, такой подход может оградить налогоплательщика от штрафов и пеней.

Илья Назаров, партнер

В каких случаях физическому лицу необходимо самостоятельно подать декларацию о доходах и заплатить налог

Уплата налогов — является обязанностью каждого гражданина-налогоплательщика в РФ. Однако не каждый из нас задумывается над этой обязанностью, т.к. главный налог — с заработной платы — платит за нас работодатель. Однако, существует ряд случаев, когда налогоплательщик должен заполнить и подать в ФНС декларацию, а также в будущем заплатить налог самостоятельно, и если он этого не сделает, то появляется риск привлечения его к ответственности.

По общим правилам, налог необходимо заплатить (в т.ч. САМОСТОЯТЕЛЬНО при соблюдении условий, о которых речь пойдет ниже) со всех денежных и натуральных «поступлений», в случае одновременного соблюдения следующих условий:

  • лицо признается «налогоплательщиком» для целей ст.207 НК РФ
  • поступления признаются «доходом» для целей ст.208 НК РФ
  • поступления не подпадают под критерий освобождения от налогообложения для целей ст.217 НК РФ
  • по данному доходу у налогоплательщика отсутствует налоговый агент для целей п.1 ст.226 НК РФ

Кто признается «налогоплательщиком» (ст. 207 НК РФ)

«Налогоплательщиком» признается физическое лицо:

  • являющееся налоговым резидентом РФ (фактически находящееся на территории РФ не менее 183 дней в году);
  • не являющееся налоговым резидентом РФ, но получающее доход от источников в РФ.

Здесь все довльно просто — если НА КОНЕЦ налогового периода (31 декабря) Вы находились на территории более 183 дней, то Вы признаетесь налоговым резидентом РФ.

Что считается «доходом» налогоплательщика (ст. 208 НК РФ)

В соответствии с п.п.1-3 ст.208 НК РФ к доходам относятся:

  • дивиденды, проценты, полученные как от российских (налог уплачивает за Вас налоговый агент), так и от иностранных организаций (один из наиболее распространенных случаев, когда НАЛОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ ИСЧИСЛЕН НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО. Если, при этом, доход планируется к получению на зарубежный счет, то необходимо учитывать требования валютного законодательства, а также необходимость уведомления ФНС об открытии счета в иностранном банке)
  • страховые выплаты при наступлении страхового случая
  • доходы от использования авторских и смежных прав
  • доходы от сдачи в аренду имущества (напр.,квартиры), расположенного как в РФ, так и за пределами РФ (один из наиболее распространенных случаев, когда НАЛОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ ИСЧИСЛЕН НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО. Если, при этом, доход планируется к получению на зарубежный счет, то необходимо учитывать требования валютного законодательства, а также необходимость уведомления ФНС об открытии счета в иностранном банке)
  • доходы от реализации (продажи):
    • недвижимого имущества, расположенного в РФ (освобождается от налога в случае владения квартирой более 5 лет, см.ниже) и за пределами РФ (один из наиболее распространенных случаев, когда НАЛОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ ИСЧИСЛЕН НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО. Необходимо соблюдать требования валютного законодательства, см. также Валютные операции по личному счету физического лица в иностранном банке)
    • акций, долей в ООО (один из наиболее распространенных случаев, когда НАЛОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ ИСЧИСЛЕН НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО) (освобождается от налога в случае владения долями более 5 лет, см.ниже)
    • прав требования к российской или иностранной организации
    • иного имущества, находящего на территории РФ, принадлежащего физическому лицу (напр., автомобиль) (один из наиболее распространенных случаев, когда НАЛОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ ИСЧИСЛЕН НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО) (освобождается от налога в случае владения имуществом более 3 лет, см.ниже)
  • заработная плата при работе по трудовому договору в РФ (российская организация выступает налоговым агентом)
  • заработная плата при работе по трудовому договору на иностранную компанию (один из наиболее распространенных случаев, когда НАЛОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ ИСЧИСЛЕН НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО. Если, при этом, доход планируется к получению на зарубежный счет, то необходимо учитывать требования валютного законодательства, а также необходимость уведомления ФНС об открытии счета в иностранном банке)
  • вознаграждения за выполненную работу, оказанную услугу по гражданско-правовому договору (ГПХ) (один из наиболее распространенных случаев, когда НАЛОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ ИСЧИСЛЕН НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО)
  • пенсии, пособия, стипендии и аналогичные выплаты
  • суммы прибыли КИК (для физических лиц,признаваемых контролирующими лицами КИК. См. раздел Подготовка и подача уведомлений о КИК)
  • доход в виде материальной выгоды (п.1 ст.210 НК РФ)
  • материальный подарок на сумму свыше 4 тыс. руб НЕ от родственника (напр., автомобиль от друга — в соответствии с требованием законодательства Вы обязаны САМОСТОЯТЕЛЬНО рассчитать и заплатить в такого подарка НДФЛ 13% от средней рыночной стоимости подарка. Примечательно, что если бы Вам подарили не машину, а ее денежный эквивалент, то налог с денежного подарка платить не пришлось бы). Норма, на наш взгляд, не однозначная, главным остается вопрос о том, как налоговые органы могут узнать о крупном подарке. Если ставить на учет автомобиль стоимостью свыше определенной суммы, то возможно ФНС в будущем попросить предоставить оснавание, подтверждающее возникнование у Вас права собственности на автомобиль, и вот тут раскрытие факта дарения было бы совсем не кстати.
  • иные доходы от деятельности в РФ

В соответствии с п.5 ст.208 НК РФ:

…доходами не признаются доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками…(например, продажа квартиры близкому родственнику)

Какие доходы освобождаются от налогообложения (ст. 217 НК РФ)

В соответствии с ст.217 НК РФ освобождаются от налогообложения следующие виды доходов:

  • государственные пособия (включая по безработице, беременности и родам), пенсии, стипендии, алименты, гранты
  • сумма выплаты работодателем работнику при рождении ребенка в размере не более 50 000 руб.
  • доходы, вырученные от продажи товаров животноводства и/или растениеводства, выращенные в личных подсобных хозяйствах, дикорастущих грибов, ягод, орехов; мяса зверей, добытых на охоте
  • от продажи недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика 5 лет и более
  • от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика 3 года и более
  • от продажи долей/акций, находившихся в собственности налогоплательщика 5 лет и более
  • доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования (то есть в РФ отсутствует так называемый «налог на наследство»)
  • доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц (как родственников, так и не родственников) в порядке дарения (иными словами, это «дарение денег»), за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей (См. статью Перевод на банковскую карту: нужно ли платить налог и считается ли это доходом). Дарение недвижимого имущества освобождается от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).
  • суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию (См. раздел Налоговые вычеты)
  • подарки (призы, выигрыши) на сумму не превышающую 4 000 руб.
  • проценты по вкладам в рублях, в случае, если процентная ставка не превышает ключевую ставку, увеличенную на 5 пунктов (превышение ставки для банков РФ — довольно редкое явление)
  • доходы налогоплательщика — контролирующего лица в виде дивидендов, полученных от контролируемой им иностранной компании в результате распределения прибыли этой компании, если доход в виде прибыли этой компании был указан этим налогоплательщиком в налоговой декларации (налоговых декларациях), представленной (представленных) за соответствующие налоговые периоды
  • доходы, полученные в денежной и (или) натуральной формах от иностранной структуры без образования юридического лица, не являющиеся распределением прибыли данной структуры, в пределах стоимости имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, ранее внесенных в данную структуру получателем дохода
  • доходы в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц (ПРИ УСЛОВИИ ПОСТАНОВКИ УКАЗАННЫХ ЛИЦ НА НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ В СООТВЕТСТВИИ С п.7.3 ст.83 НК РФ) за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд:
    • по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
    • по репетиторству;
    • по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.

Кто такие «налоговые агенты»? (ст. 226 НК РФ)

В соответствии с ст.226 НК РФ налоговыми агентами по уплате НДФЛ являются:

  • российские организации, ИП
  • нотариусы, адвокаты

Если в результате отношений с указанными лицами физическое лицо налогоплательщик получил доход, то НДФЛ по указанному доходу ЗА физическое лицо должен удержать и заплатить в бюджет налоговый агент. Как правило, сумма 13% НДФЛ уже включена в размер дохода.

Наиболее распространенным является случай удержания налога при выплаты работнику заработной платы. Также распространен случай оказания услуг по ГПХ. Также случай с выплатой купонного дохода брокером при торговле ЦБ.

Что НЕ считается доходом?

Вопреки представлениям многих владельцев банковских карт, которые, как показывает практика, иногда сталкиваются с необходимостью объяснить представителю банка природу и происхождение зачисленных на карту денежных средств НЕ является доходом возврат займа, т.к. по сути никакой экономической выгоды от возврата Ваших же собственных денег Вы не получили. Именно данное обоснование часто приводят при объяснении источника происхождения денежных средств, заведомо исключая его из понятия «доход». Рассуждения и логика здесь верны.

Отслеживает ли налоговая переводы с карты на карту?

Налогообложение в РК: как платить за недвижимость в 2018 году

В отношении недвижимости, кроме земли, действуют два основных налога — налог на имущество и налог на имущественный доход. Кто их платит, каковы ставка налога и сроки сдачи налогов?

Статью о налогах на недвижимость в 2019 году читайте .

Кто платит налог на недвижимость?

Налог на имущество платит каждый обладатель недвижимости (квартира, земля, дача, гараж, другое строение, находящееся в эксплуатации). Налог на имущественный доход платит собственник при получении с недвижимости каких-то денег, выгоды, при продаже и сдаче в аренду.

Налог на имущество ежегодно платят физические лица, владеющие квартирой, домом, гаражом, дачей или другим зданием.

Налог на квартиру рассчитывается путем перемножения ставки и стоимости имущества. Оценку стоимости делает госорган, регистрирующий право на недвижимое имущество.

Если это уже построенная недвижимость, к 1 января каждого года делается такой расчет:

Базовая стоимость 1 кв.метра недвижимости * Полезная площадь * Коэффициент физического износа * Коэффициент функционального износа * Коэффициент зонирования * Коэффициент изменения МРП.

Налог на имущество ежегодно платят физические лица, владеющие квартирой, домом, гаражом, дачей или другим зданием.

Расчет делают госорганы и приносят квитанцию хозяину квартиру. Если по квитанции возникают вопросы, нужно обратиться в налоговую.

Если жилье или дача только построены, а регистрация прав на них была сделана позднее 1 января, за налоговую базу берется стоимость, которую вычислят госорганы 1 января следующего периода.

Для новых домов и квартир, дач, будет использоваться следующая формула:

Базовая стоимость 1 кв.метра жилья, дачи * Полезная площадь * Коэффициент функционального износа * Коэффициент зонирования.

Т.е. здесь нет учета износа и изменения МРП — ведь этот налоговый период является для вашего дома начальным, первым, и никаких изменений или износа быть у него не может. Базовая стоимость квадратного метра жилья определяется законом. В 2018 году она установлена:

  • Алматы, Астана — 60 тыс. тенге;
  • остальные крупные города — 36 тыс. тенге;
  • города областного значения — 12 тыс. тенге;
  • города районного значения — 6 тыс. тенге;
  • поселки — 4,2 тыс. тенге;
  • села — 2,7 тыс. тенге.

Если у вас холодная пристройка, подвал, цоколь, гараж, то стоимость их также определяет госорган, в том же порядке, что и с жильем, но формула будет немного другая:

  • старые постройки — Базовая стоимость «квадрата» * Коэффициент физического износа * Коэффициент изменения МРП * Коэффициент зонирования;
  • новые постройки — Базовая стоимость «квадрата» * Площадь * Коэффициент зонирования.

Как платить налог на недвижимость в 2018 году?

Казахстанцам продлят срок оплаты налога на имущество. С 2017-го физическим лицам можно будет вносить данный налог годом позднее. Если сегодня рядовые жители РК обязаны платить за свое имущество ежегодно не позднее 1 октября, то с этого года сделать оплату разрешается до начала октября 2018-го. Для юридических лиц правило останется прежним: платежи им необходимо вносить равными долями 4 раза в год — не позднее 25 февраля, мая, августа и ноября налогового периода.

За недвижимость, разбитую на доли между собственниками, платят все хозяева. О том, что будет, если владелец доли в квартире или другом помещении не будет оплачивать налоги и комуслуги, читайте в статье «Доля в недвижимости: нюансы раздела».

Ставки налога на имущество в 2018 году

Ставки по налогу на имущество зависят от стоимости квартиры, дома, здания и т.д. За квартиры или дома стоимостью до 2 млн тенге платят налог — 0,05% от суммы. На здания в 4-6 млн тенге платят твердые 4600 тенге плюс 0,1% от суммы, превышающей 4 млн тенге.

Налоговым периодом для исчисления налога на имущество физических лиц является календарный год с 1 января по 31 декабря.

Исчисление налога по объектам налогообложения физических лиц производится налоговыми органами не позднее 1 июля года, следующего за отчетным налоговым периодом, по месту нахождения объекта налогообложения, независимо от места жительства налогоплательщика, путем применения соответствующей ставки налога к налоговой базе с учетом фактического срока владения на праве собственности по объектам налогообложения физических лиц, права на которые были зарегистрированы до 1 января года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Если в течение налогового периода объект налогообложения находится на праве собственности менее двенадцати месяцев, налог на имущество, подлежащий уплате по таким объектам, рассчитывается путем деления суммы налога, определенной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, на двенадцать и умножения на количество месяцев фактического периода нахождения объекта налогообложения на праве собственности.

При этом фактический период нахождения объекта на праве собственности определяется с начала налогового периода (в случае если объект находился на праве собственности на такую дату) или с 1 числа месяца, в котором возникло право собственности на объект, до 1 числа месяца, в котором было передано право собственности на такой объект, или до конца налогового периода (в случае если объект находится на праве собственности на такую дату).

Ставки налогов на недвижимость в Казахстане

Налог на сдачу квартиры в аренду

При сдаче квартиры работает другой принцип налогообложения — уплачивается налог на имущественный доход, включенный в декларацию по индивидуальному подоходному налогу.

Для сдачи квартиры в аренду не обязательно открывать ИП. Обратиться к этой операции придется при соблюдении двух условий:

  • постоянное использование труда наемных работников;
  • совокупный годовой доход более размера 12-кратной минимальной заработной платы за год. Минимальная заработная плата на 2017 год — 28 284 тенге.

Ставка налога на имущественный доход от сдачи в аренду составляет 10%. Сроки сдачи — до 31 марта ежегодно.

На сайте Комитета государственных доходов есть электронный калькулятор, чтобы рассчитать ИПН — необходимо ввести сумму, период, наличие льгот.

Снять квартиру на длительный срок: заключаем договор аренды >>>

Налог на продажу квартиры

Если собственник владеет недвижимостью менее года и решил ее продать, на прирост стоимости он платит налог по ставке 10%.

Что такое прирост стоимости? Например, вы приобрели квартиру за 10 000 долларов, через полгода продаете по 15 000 долларов. На сумму в 5000 долларов уплачивается налог — это доход от прироста стоимости.

Разница должна быть положительной: можно ведь продать и дешевле, чем недавно купил. Нужно ли сдавать какую-то декларацию, если нет дохода при продаже, разъясняет юрист, директор агентства недвижимости Linsat Бакытжан Рахимов: «Если нет дохода от продажи приобретенного имущества, то в тот же день (день регистрации права собственности) необходимо сходить в налоговую и сдать нулевую декларацию до конца календарного года, приложив два договора купли продажи».

Если собственник владеет недвижимостью менее года и решил ее продать, на прирост стоимости он платит налог по ставке 10%.

К недвижимости в данном случае относится:

  • квартира, дом, дача, гараж, подсобное хозяйство;
  • земельные участки и доли земли под строительство (жилищное, дачное, подсобное хозяйство, гараж), где расположены вышеописанные постройки;
  • пустые земельные участки под строительство;
  • земельные участки не под строительство, а для других целей;
  • недвижимость, купленная через долевое участие в жилищном строительстве.

Когда продается жилой дом, построенный самостоятельно, или недвижимость, полученная в наследство, или в виде благотворительности, то здесь тоже может возникнуть доход. Для этого определяется рыночная стоимость недвижимости на момент возникновения регистрации права собственности.

Для определения рыночной стоимости на момент получения наследства нужно обратиться к оценщику.

Важно: налог платится на продажу квартир, бывшую собственностью меньше года. Продавая старую родительскую квартиру в 10 раз дороже, чем она стоила 10 лет назад, хозяин ничего не заплатит.

Если гражданин выигрывает квартиры в лотерею, с этого выигрыша также выплачивается ИПН по ставке в 10%. В качестве базы указывается рыночная стоимость жилья.

Налог на землю

Владельцы земли платят соответствующий налог. Объектом может быть земля в частном доме (сад, огород, придомовой дворик), дачный участок, а также земля в кондоминиуме.

Платят земельный налог физические лица — как собственники, так и обладатели права пользования. Если это крестьянские или фермерские хозяйства, то у них специальный налоговый режим предпринимателя.

О том, как вычислить, сколько в 2017 году необходимо будет заплатить за участок, читайте в статье «Земельный налог: ставки, расчёт, сроки сдачи».

Информационная служба kn.kz