Контроль качества оказания медицинских услуг

Содержание

Качество медицинских услуг и претензии пациентов

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, а также ст. 18 и 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 323-ФЗ).

Одним из важнейших средств реализации названных прав является доступность и качество оказываемой медицинской помощи.

Под медицинской помощью законодатель подразумевает комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (п.3 ст. 2 ФЗ № 323-ФЗ). При этом, в соответствии с п. 4 ст. 2 ФЗ № 323-ФЗ медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Таким образом, понятие медицинская помощь более широкое и в него входят и медицинские услуги, поскольку последние являются составной частью медицинской помощи. Это важно отметить, потому как, зачастую, законодатель определяет именно вопросы качества медицинской помощи, которые, исходя из резюмированного выше, также применимы и к термину медицинская услуга.

Характеристики качества медицинской помощи

Качество медицинской помощи является очень важным средством реализации права на здоровье граждан, поскольку именно от него в значительной степени зависит результат медицинского вмешательства, и, как следствие, то, какое влияние на жизнь и здоровье человека окажет данное вмешательство.

В п. 21 ст. 2 ФЗ № 323-ФЗ качество медицинской помощи определяется, как совокупность характеристик, отражающих:

  • Своевременность оказания медицинской помощи. В сфере предоставления медицинских услуг вопросы, связанные со сроками оказания медицинской помощи регламентируются постановлениями Правительства РФ, различными ведомственными актами, а также договором, заключенным между медицинской организацией и пациентом. При этом, данные сроки подразделяются на две группы:
    • сроки ожидания медицинской помощи;
    • сроки оказания непосредственно медицинской помощи.

    Так, сроки ожидания медицинской помощи, при оказании пациенту платной медицинской помощи, определяются соглашением между медицинской организацией и пациентом. В случае же оказания пациенту бесплатной медицинской помощи, сроки ожидания плановой медицинской помощи определяются территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст. 81 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). Средние сроки лечения по конкретным видам заболеваний устанавливаются Приказами Минздрава России, утверждающими стандарты медицинской помощи (ч. 2 ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»). Однако, своевременность оказания медицинской помощи сводится не только к срокам ожидания и срокам оказания тех или иных медицинских услуг в составе медицинской помощи. Данный критерий отражает своевременность оказанной медицинской помощи объективным потребностям конкретного пациента, как то: своевременность проведенных диагностических исследований, своевременность постановки диагноза, своевременность проведённой операции, пр, то есть это некая актуальность произведенных действий имеющимся обстоятельствам.

  • Правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи; Напомним нашим читателям, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, которые утверждаются приказами Министерства здравоохранения РФ (ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). При этом, порядки оказания медицинской помощи разрабатываются по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям и включают в себя этапы оказания медицинской помощи, правила организации деятельности медицинской организации, стандарт оснащения медицинской организации, рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, а также иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи. Стандарты же медицинской помощи разрабатываются в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включают в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг, зарегистрированных на территории РФ лекарственных препаратов (с указанием средних доз), медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания и иного исходя из особенностей заболевания. Отметим также, что важнейшими источниками выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации являются клинические рекомендации (протоколы лечения), руководства, научные публикации, учебники, справочники и др., источники, которые представляют собой, так называемые, источники доказательной медицинской практики.
  • Степень достижения запланированного результата. Степень достижения цели оказания медицинской помощи должна устанавливаться применительно к каждому отдельному заболеванию, пациенту и обязательно с учетом исходного состояния здоровья последнего. Это имеет очень важное значение, поскольку, как правило, пациенты считают отсутствие достижения ожидаемого результата следствием некачественно оказанной медицинской помощи. В связи с этим, одной из наиболее распространенных причин возникновения претензий пациентов к медицинским работникам и медицинским организациям, исходя из существующей судебной практики, является несоответствие результата полученной медицинской помощи ожиданиям пациентов. Однако, следует отметить, что не достижение определенного ожидаемого результата оказания медицинской помощи само по себе не является основанием определения оказанной медицинской помощи как некачественной, поскольку является субъективным критерием. Так подтверждением тому служит судебное постановление, в соответствии с которым не достижение ожидаемого пациентом результата в условиях, когда работниками медицинской организации были предприняты все необходимые действия при оказании медицинской помощи и с соблюдением той степени заботливости и осмотрительности, которая от них требовалась по характеру обязательств и условиям договора, не является основанием для признания услуги оказанной с ненадлежащим качеством (Определение Московского городского суда от 20.06.2012 по делу № 33-11398).

Нормативно-правовая регламентация вопросов качества медицинской услуги

Исходя из рассмотренной выше нормы, установленной в п. 21 ст. 2 ФЗ № 323-ФЗ, следует вывод о том, что под качественной медицинской помощью необходимо понимать ту медицинскую помощь, которая была оказана своевременно, с применением правильного метода профилактики, диагностики, лечения и реабилитации и при условии достижения удовлетворительной степени запланированного результата.

Более широкое определение качества медицинской помощи было дано в Приказе Минздрава РФ от 22.01.2001 № 12 «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», в соответствии с которым качество медицинской помощи – это система критериев, позволяющих определить качество оказания медицинской помощи как в определенном медицинском учреждении, у определенного врача, на определенной территории, так и отдельному больному.

Подчеркнем, что право на качество медицинской помощи гарантируется пациентам как при получении платных, так и бесплатных медицинских услуг (что закреплено во всех упомянутых выше нормативных правовых актах).

Отдельно в отношении платных медицинских услуг ст. 27 Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» установлено, что их качество должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве — требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида. При этом, в случае если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных медицинских услуг должно соответствовать этим требованиям.

А право на получение качественной медицинской услуги по программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи подтверждается дополнительно в Федеральном законе от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также в федеральной и территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Обращаем внимание также на то, что право на качество медицинской услуги гарантируется положениями ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей»), в соответствии с которой исполнитель услуги обязан оказать услугу качество которой соответствует договору, а при отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать потребителю услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Кроме того, ч. 5 ст. 4 названного закона установлено, что, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, ее исполнитель обязан оказать услугу, соответствующий этим требованиям.

Напомним, что на основании п. 9 Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 законодательство о защите прав потребителей подлежит применению как к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг за плату, так и бесплатно (в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования).

Кроме того, в отношении медицинской услуги применимы и аналогичные нормы о качестве, установленные ст. 721 Гражданского Кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

Обеспечение качества медицинской помощи

В связи с тем, что в соответствии с п. 6 ст. 4 ФЗ № 323-ФЗ качество и доступность медицинской помощи относятся к основным принципам охраны здоровья, ст. 10 названного закона обеспечение качества и доступности медицинской помощи должно осуществляться с помощью:

  • Организации оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
  • Наличия необходимого количества медицинских работников и уровня их квалификации;
  • Возможности выбора медицинской организации и врача (в соответствии с ФЗ № 323-ФЗ);
  • Применения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
  • Предоставления медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
  • Установления в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;
  • Транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
  • Возможности беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью;
  • Оснащения медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.

Подпишитесь на нас Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Об Экспертизе качества медицинской помощи

Экспертиза качества медицинской помощи проводится с целью выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации и степени достижения запланированного результата (ч. 1 ст. 64 ФЗ № 323-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 64 ФЗ № 323-ФЗ критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.

Отметим, что с 1 июля 2017 года вступил в силу Приказ Минздрава России от 10 мая 2017 года № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (до указанной даты действовал Приказ Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», на основании которого стало возможным проведение экспертизы качества медицинской помощи). Подробнее об этом читайте в статье «Критерии оценки качества медицинской помощи»

В данном Приказе установлены критерии оценки качества медицинской помощи, которые сформированы по группам заболеваний и подразделяются в зависимости от амбулаторных или стационарных условий получения медицинской помощи.

В данном Приказе установлены критерии оценки качества медицинской помощи, которые сформированы по:

  • Условиям оказания медицинской помощи: в амбулаторных условиях; условиях дневного стационара и стационарных условиях;
  • По группам заболеваний (состояний) (включат в себя 18 групп) с разбивкой на подгруппы.

Обращаем внимание наших читателей на то, что на сегодняшний день экспертиза качества медицинской помощи производится:

  • В рамках программ обязательного медицинского страхования;
  • В рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности по 2 видам проверок (– при проверках соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья граждан и при проверках соблюдения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи);
  • Ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

В случае же когда медицинская помощь была оказана платно, для определения качества медицинской помощи пациент имеет право воспользоваться всеми возможными правовыми средствами, предоставленными ему законодательством РФ (например, получить заключение в независимой экспертной организации (ст. 41 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»), получить консультацию или заключение на основании медицинской документации у другого специалиста (ч. 4 ст. 22 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») и др.).

Подробнее вопросы, связанные с экспертизой качества медицинской помощи отражены в специальной статье, подготовленной Факультетом Медицинского Права.

Претензии пациентов

В соответствии с ч. 2 ст. 98 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав пациентов в сфере охраны здоровья и причинение вреда жизни или здоровью пациентов при оказании медицинской помощи.

Так, оказание некачественной медицинской помощи само по себе является нарушением права пациента, в связи с чем, будет являться предметом спора о защите прав потребителя (отметим, что в этом случае пациент будет иметь право претендовать только на компенсацию морального вреда, так как самостоятельных имущественных требований при нарушении критериев качества оказанной услуги не возникает). Однако, следует обратить внимание на то, что некачественно оказанная медицинская помощь, зачастую, приводит к нарушению иных прав пациента и к причинению вреда здоровью или жизни пациента.

С точки зрения формы защиты нарушенных прав и законных интересов пациента существуют досудебные и судебные механизмы.

Так, пациент, здоровью которого был причинен вред некачественной медицинской услугой имеет право обратиться:

  • с жалобой или сообщением о преступлении в органы прокуратуры;
  • с жалобой в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), в органы исполнительной власти, которым делегированы полномочия лицензирования медицинской деятельности (например, Департамент здравоохранения г. Москвы) и иные контролирующие органы;
  • с жалобой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и (или) в страховую медицинскую организацию, в случае получения медицинской помощи на основании полиса обязательного или добровольного медицинского страхования;
  • с жалобой в общественные организации (Национальная медицинская палата, лиги по защите прав пациентов и т.д.);
  • с претензией к главному врачу или иному уполномоченному лицу в медицинской организации, в которой пациенту была оказана медицинская помощь ненадлежащего качества;
  • в суд с гражданским иском в отношении медицинской организации, в которой была оказана медицинская помощь ненадлежащего качества. Однако отметим, что срок исковой давности при оказании некачественных медицинских услуг составляет всего 1 год (п. 1 ст. 197, п. 1 ст. 725, ГК РФ). Пациент должен обратиться за защитой своих прав в течение одного года с момента, когда он узнал или должен был узнать о некачественном оказании медицинских услуг (п. 2 ст. 197, абз. 2 п. 2 ст. 200 ГК РФ). При пропуске срока исковой давности пациенту может быть отказано в иске по заявлению медицинской организации (ст. 195 ГК РФ).

Как ведётся контроль качества медицинской помощи?

В 2017 году произошли законодательные изменения в сфере контроля качества и безопасности медицинской деятельности: введены критерии оценки качества медицинской помощи и новый порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи.

Как будет проводиться экспертиза качества медпомощи?

28 августа 2017 года прошёл вебинар «Новейшие риски привлечения медицинских организаций и работников к юридической ответственности при оказании платных медуслуг ненадлежащего качества, возникшие в связи с порядком проведения экспертизы качества медицинской помощи вне ОМС». Вебинар был мотивирован выходом Приказа Минздрава России № 203н и Приказа № 226н, которые утвердили критерии оценки качества медицинской помощи и порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи.

Вебинар провёл Алексей Валентинович Панов – управляющий ООО «Центр медицинского права», руководитель Омского регионального отделения Федеральной общественной организации «Ассоциации медицинских юристов».

В ходе вебинара Алексей Панов рассмотрел нормативное регулирование требований к надлежащему качеству платных медицинских услуг, основания для проведений ЭКМП, раскрыл понятия, используемые в Приказе Минздрава России от 16 мая 2017 года № 226н, и ответил на вопросы участников. Участие в онлайн-мероприятии приняли 45 медработников.

Какие нормативно-правовые акты регламентируют качество медпомощи?

  1. Закон «О защите прав потребителей».

В законе говорится, что гражданин имеет право на качественное оказание услуг, в том числе медицинских.

  1. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 года № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».
  2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Если речь идёт о платных медицинских услугах, то закон № 323-ФЗ отсылает нас к закону «О защите прав потребителей», согласно которому качество определяется условиями договора или законодательными требованиями – Приказ № 203н.

В договоре можно указать свои критерии качества медпомощи, но они не должны противоречить Приказу № 203н.

  1. Приказ Минздрава России от 10 мая 2017 года № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».

Что такое качество медпомощи?

Исходя из составляющих качества медпомощи, можно дать определение нарушениям при оказании медицинских услуг.

Нарушения включают в себя вред личности и вред имуществу.

Вред здоровью – это физические страдания, моральный вред – моральные страдания, например, обида. Реальный ущерб – это лишние расходы, утрата или повреждение имущества. Упущенную выгоду Панов охарактеризовал примером: пациент – графический дизайнер, который сломал ведущую руку, во время оказания медицинской помощи имело место нарушение со стороны медработника и кость не срослась. Таким образом, графический дизайнер не может выполнять свою работу и получать заработную плату – это есть упущенная выгода.

Примеры использования критериев качества:

В этом примере учитывается только выполнение или невыполнение определённых действий. Каким образом эти действия выполняются, в приказе не уточняется.

– Обратите внимание на последние пункты – четвёртый и пятый. В данном случае имеет место и отсылка к степени достижения запланированного результата, – отмечает Панов.

Таким образом, в приказе встречаются критерии как с учётом степени достижения запланированного результата, так и учитывающие только факт исполнения определённого действия.

Касательно понятий, которые используются в приказе № 203н, Панов сказал, что им не дано системное толкование, поэтому на вебинаре эксперт старался дать им пояснение. К примеру, было очень интересно узнать, что «лицом, допустившим нарушение» может быть не только медицинский работник, но и пациент – в статье 27 закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», говорится, что граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья и соблюдать режим лечения и правила поведения пациента в медицинской организации.

Панов советует руководителям ЛПУ смотреть на то, чтобы эксперт обращал внимание не только на действия медработника, но и на действия пациента.

Кто может инициировать ЭКМП?

Экспертиза проводится в рамках государственного и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, следовательно, инициаторами экспертизы могут выступать:

  • Росздравнадзор (в рамках госконтроля);
  • Минздрав России, Федеральное медико-биологическое агентство и органы исполнительной власти субъектов РФ (в рамках ведомственного контроля).

Росздравнадзор при проверках имеет право:

  1. привлекать научные и иные организации, учёных и специалистов;
  2. получать беспрепятственный доступ на территорию проверяемых организаций, в любые помещения и доступ к оборудованию;
  3. организовывать проведение экспертиз качества медицинской помощи;
  4. снимать копии с документов, осуществлять фото- и видеосъёмку;
  5. применять меры предупредительного и профилактического характера, направленные на предотвращение или ликвидацию последствий нарушения при оказании медпомощи.

– Честно говоря, представляя интересы медицинских организаций, ни разу не встречался с тем, чтобы Росздравнадзор сам снимал копии с документов, – комментирует четвёртый пункт эксперт. – Он уведомляет, какие документы нужно предоставить, медицинская организация говорит: «Есть!» – и документы предоставляет.

Также Панов отметил, что в своей практике не видел сотрудников Росздравнадзора или региональных органов власти, осуществляющих фото- или видеосъёмку, но не стоит забывать о такой возможности.

Вопросы участников:

Татьяна Булатова:

– Как быть с коммерческой организацией?

Алексей Панов:

– В отношении коммерческой организации действует государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности. И те полномочия Росздравнадзора, органов Росздравнадзора, которые есть, безусловно, выполняются в отношении коммерческих организаций.

Татьяна Николаевна:

– Что делать, если в приказе № 203н нет критериев по специальности, например, по стоматологии?

Алексей Панов:

– Смотрите, у нас есть критерии качества медицинской помощи по группам заболеваний. Если у нас по группам заболевания нет, мы берём критерии, которые имеют отношение к качеству медицинской помощи на амбулаторном и стационарном этапе: наличие ИДС, постановка предварительного диагноза в установленные сроки… То есть мы берём те общие критерии, которые существуют применительно к тем нозологиям, которые были установлены в рамках оказания медицинской услуги.

Приглашаем вас принять участие в Международной конференции для частных клиник «Инновационные подходы к удовлетворению ожиданий современных пациентов», где вы получите инструменты для создания положительного имиджа вашей клиники, что повысит спрос на медицинские услуги и увеличит прибыль. Сделайте первый шаг на пути развития вашей клиники.

4.4. Отдел клинико-экспертной и организационно-экономической работы

4.4.1. В структуру отдела входят: клинико-экспертное отделение, организационно-экономическое отделение, отделение медицинской статистики и вычислительной техники.

4.4.2. Клинико-экспертное отделение:

— по заданию органа управления здравоохранением анализирует деятельность учреждений здравоохранения различных форм собственности, проводит экспертизу организации плановой и экстренной медицинской помощи населению по различным профилям; готовит соответствующие рекомендации;

— осуществляет клинико-экспертную работу по контролю качества оказания лечебно-диагностической помощи в учреждениях здравоохранения административной территории, привлекая для этих целей, при необходимости, специалистов других лечебно — профилактических учреждений, медицинских и научно — исследовательских институтов, медицинских ассоциаций и т.д.;

— организует и проводит экспертизу временной нетрудоспособности;

— осуществляет иные экспертные функции по договорам с органами и учреждениями здравоохранения, фондами медицинского страхования, лицензионно-аккредитационными комиссиями, медицинскими страховыми организациями;

— разрабатывает внутрибольничную систему управления качеством лечебно-диагностического процесса и, с привлечением необходимых специалистов, организует ее внедрение в структурных подразделениях больницы;

— порядок проведения клинико-экспертной работы и использования ее результатов устанавливается органом управления здравоохранением административной территории.

4.4.3. Организационно-экономическое отделение по заданию органа управления здравоохранением:

— анализирует медико-демографическую ситуацию в административной территории;

— принимает участие в разработке территориальных программ медицинской помощи населению и контроле за их реализацией;

— разрабатывает территориальные медико-экономические стандарты;

— на основе утвержденных единых методик разрабатывает тарифы и цены на медицинские услуги;

— определяет порядок взаиморасчетов и финансирования медицинских учреждений, их подразделений и специалистов за объем и качество медицинской помощи и представляет органу управления здравоохранением для утверждения.

4.4.4. Отделение медицинской статистики и вычислительной техники:

— обеспечивает достоверный статистический учет и представляет отчетность о деятельности больницы по формам и в сроки, установленные органами статистики и здравоохранения;

— при отсутствии в территории самостоятельного информационно-вычислительного центра способствует внедрению и использованию в лечебно-профилактических учреждениях единых информационных технологий, в том числе сертифицированных программных средств, определяет единую техническую политику, осуществляет контроль за использованием средств вычислительной техники в лечебно-профилактических учреждениях; проводит подготовку персонала учреждений здравоохранения к пользованию средствами вычислительной техники.

4.4.5. Отдел возглавляется заместителем руководителя больницы.

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности в вопросах и ответах

Вопросы экспертизы и качества
медицинской помощи,
N 12, 2016 год

На вопросы в области контроля качества и безопасности медицинской деятельности отвечает научный руководитель Центра изучения проблем здравоохранения, автор книги «Управление качеством медицинской помощи» д.м.н. Татарников М.А.

________________
* Управление качеством медицинской помощи / М.А.Татарников. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 304 с.

В чем различие между контролем качества и безопасности медицинской деятельности и контролем качества медицинской помощи?
Контроль качества и безопасности медицинской деятельности и контроль качества медицинской помощи являются близкими по смыслу, но не идентичными понятиями. Медицинская деятельность — это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи. Ясно, что от качества медицинской деятельности будет зависеть и качество медицинской помощи. Экспертиза качества медицинской помощи является важнейшей, но не единственной частью системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Целью контроля качества и безопасности медицинской деятельности является повышение качества и эффективности оказания медицинской помощи и обеспечение безопасности пациентов и работников медицинских организаций. Результаты контроля лежат в основе принятия управленческих решений и проведения корректирующих мероприятий в области качества, направленных на предупреждение врачебных ошибок и иных дефектов в работе, повышение эффективности использования ресурсов, качества и эффективности медицинского обслуживания. За реализацией и результатами принятых управленческих решений также осуществляется соответствующий контроль.
Какие основные задачи контроля КМП?
Основными задачами контроля КМП являются:
— защита прав граждан на охрану здоровья и качественное медицинское обслуживание в должном объеме;
— повышение качества и эффективности оказания медицинских услуг на основе оптимального использования финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов здравоохранения;
— повышение удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон качеством медицинского обслуживания;
— совершенствование на основе обратной связи системы управления качеством медицинской помощи.
Какие существуют формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности?
В соответствии со ст.87 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах:
1) государственный контроль;

2) ведомственный контроль;
3) внутренний контроль.
В дополнение к указанным формам контроля в настоящее время формируется независимая система оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения.
Контроль КМП, оказываемой по ОМС, рассматривается как отдельный вид контроля. Он регламентируется Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и приказом ФФОМС от 01.12.2010 N 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию».
На основании каких законодательных и нормативно-правовых актов осуществляется контроль качества и безопасности медицинской деятельности?
Основные законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие контроль качества и безопасности медицинской деятельности, представлены в табл.1.
Таблица 1
Основные законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Форма контроля

Законодательные и нормативно-правовые акты

Государственный контроль

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст.88 «Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности»).
Постановление Правительства РФ от 12.11.2012 N 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности»

Ведомственный контроль

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст.89 «Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности»).
Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1340н «Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности».

Внутренний контроль

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст.90 «Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности»).
Примечание. Как правило, на уровне субъекта РФ органом управления здравоохранением утверждаются положение или методические рекомендации по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях. На основе указанных документов в медицинской организации разрабатываются и утверждаются соответствующие локальные положения.

Независимая система оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения

Постановление Правительства РФ от 30.03.2013 N 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги».
Приказ Минздрава России от 31.10.2013 N 810а «Об организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения».
Приказ Минздрава России от 14.05.2015 N 240 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями».

Контроль качества медицинской помощи по ОМС

Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (глава 9 «Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию»).
Приказ ФФОМС от 01.12.2010 N 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию».

Как осуществляется контроль качества и безопасности медицинской деятельности?
Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем:
1) контроля соблюдения требований к медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации;
2) определения показателей качества деятельности медицинских организаций;
3) контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи фондами ОМС и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
4) создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг;
5) создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.
Каковы основные принципы и требования к контролю качества и безопасности медицинской деятельности как функции управления?
К контролю качества и безопасности медицинской деятельности полностью применимы рассмотренные нами ранее основные требования к контролю как функции управления (табл.2). Он должен быть объективным и своевременным, эффективным и экономичным, направленным на решение конкретных проблем качества и безопасности медицинской деятельности и восприниматься как необходимый элемент управления КМП, не вызывая негативного отношения работников. Результаты контроля должны использоваться при материальном и моральном стимулировании сотрудников медицинской организации.
Таблица 2
Основные принципы и требования к контролю как функции управления

ЭС «Контроль в ЛПУ: ответственность главной медсестры» – система экспертных рекомендаций с нормативными документами и электронным журналом.

Система поможет вам:

  • Подготовиться к проверкам надзорных органов
  • Получить рекомендации по действиям в сложных ситуациях
  • Быть в курсе всех изменений в законодательстве

В системе вы найдете материал по темам:

  • Санитарно-гигиеническое содержание структурных подразделений ЛПУ
  • Дезинфекционно-стерилизационная деятельность
  • Бельевой режим
  • Сбор и обеззараживание отходов
  • Учет и хранение лекарственных средств
  • Оборот НСПВ
  • Условия и нормирование труда

Система Контроль в ЛПУ включает в себя:

  • Проводники по темам. Структурированные подборки экспертных рекомендаций по сложным темам
  • Видеосеминары. Видеозаписи семинаров ведущих экспертов на актуальные темы
  • Разъяснения и консультации экспертов. Авторские рекомендации и индивидуальные консультации по рабочим вопросам
  • Шаблоны и документы. Формы и образцы локальных документов
  • Нормативная база. Законы, постановления, приказы, письма, регламентирующие деятельность ЛПУ
  • Электронные версии журналов. Архив журнала «Главная медицинская сестра»
  • Электронные калькуляторы. Расчетчики показателей для соблюдения требований к дезинфекции и стерилизации

Система является актуальным и практичным источником информации:

  • Удобные инструменты для анализа и поиска информации
  • Обновление 24 часа в сутки. Ежедневное, автоматическое обновление материалов
  • Доступность и мобильность. Доступ к системе возможен на любом электронном устройстве, подключенном к интернету

Официальный сайт системы: www.klpu.ru