Квоты для иностранцев

Статусы иностранного гражданина в России

Уважаемые партнеры!

Все миграционное законодательство начинается со статуса иностранного гражданина. От его точного определения зависит не только процесс оформления, но и размер налоговых вычетов, начисление страховых взносов в Пенсионный Фонд, Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования, Фонд Социального Страхования РФ и т.д.

Какие существуют статусы иностранных граждан и как правильно его определить, мы расскажем сегодня.

Всего статусов — три:

1. Постоянно-проживающие на территории России иностранные граждане;

2. Временно-проживающие на территории России иностранные граждане;

3. Временно-пребывающие на территории России иностранные граждане.

Вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину в подтверждение его права на постоянное проживание в РФ, а также на свободный выезд и въезд на территорию РФ. Работать может на территории всей Российской Федерации.

Срок действия вида на жительство – 5 лет, после этого он может быть продлен еще на 5 лет, или оформлено гражданство Российской Федерации.

  • Временно проживающий иностранный гражданин имеет разрешение на временное проживание.

Разрешение на временное проживание – это отметка в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, подтверждающая право иностранного гражданина временно проживать на территории РФ до получения вида на жительство. Выдается иностранному гражданину при наличии оснований для получения данного статуса (рождение на территории РСФСР и гражданство СССР или рождение в РФ, нетрудоспособные родители-граждане РФ, брак с гражданином/гражданкой РФ, диплом об образовании на территории РФ) или в пределах квоты на выдачу разрешений. Работать иностранный гражданин с РВП может ТОЛЬКО в регионе, где ему выдано разрешение на временное проживание.

Срок действия такого разрешения – 3 года, впоследствии иностранный гражданин может оформить вид на жительство. Продление НЕ предусмотрено.

  • Временно пребывающий иностранный гражданин прибывает на территорию РФ:
    — на основании визы;
    — в безвизовом порядке (СНГ),
    получает миграционную карту на границе, но не имеет вида на жительство или разрешения на временное проживание.

В первом случае, срок пребывания определяется визой, во втором – не может превышать 90 дней при условии, что иностранный гражданин встал на миграционный учет.

Продлить временное пребывание возможно до 1 года, получив разрешение на работу или оформив трудовой патент.

Отслеживать правовой статус иностранного гражданина очень важно!
И делать это необходимо по каждому гражданину отдельно.

Советуем прописать в трудовом договоре обязанность иностранного сотрудника оперативно предоставлять информацию работодателю в случае изменения его правового статуса.

Об особенностях оформления иностранных граждан с разным правовым статусом вы узнаете из следующих выпусков.

Желаем вам успешной и эффективной работы!

Последние миграционные новости

Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 N 109-ФЗ (последняя редакция)

18 июля 2006 года N 109-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О МИГРАЦИОННОМ УЧЕТЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 30 июня 2006 года Одобрен Советом Федерации 7 июля 2006 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 22.07.2008 N 133-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 19.07.2009 N 199-ФЗ, от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 23.12.2010 N 385-ФЗ, от 20.03.2011 N 42-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 06.12.2011 N 400-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 07.06.2013 N 108-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.12.2013 N 376-ФЗ, от 28.12.2013 N 385-ФЗ, от 22.12.2014 N 446-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 27.06.2018 N 163-ФЗ, от 29.07.2018 N 257-ФЗ, от 11.10.2018 N 366-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ, от 01.05.2019 N 100-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.07.2017 N 22-П) (см. Обзор изменений данного документа) Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Правовая основа миграционного учета в Российской Федерации
    • Статья 4. Цели, основные принципы и содержание миграционного учета
    • Статья 5. Гарантии соблюдения прав человека и обеспечения интересов государства при осуществлении миграционного учета
    • Статья 6. Права иностранных граждан при осуществлении миграционного учета
    • Статья 7. Обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета
    • Статья 8. Осуществление миграционного учета
    • Статья 9. Перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета
    • Статья 10. Государственная информационная система миграционного учета
  • Глава 2. Органы миграционного учета и их полномочия. Полномочия в области миграционного учета иных органов
    • Статья 11. Органы, уполномоченные в области миграционного учета
    • Статья 12. Полномочия органов миграционного учета
    • Статья 13. Органы, уполномоченные на осуществление учета иностранных граждан по месту пребывания
  • Глава 3. Регистрация иностранных граждан по месту жительства
    • Статья 14. Обязательность регистрации иностранных граждан по месту жительства
    • Статья 15. Основание для регистрации иностранных граждан по месту жительства
    • Статья 16. Порядок регистрации иностранных граждан по месту жительства
    • Статья 17. Документы, необходимые для регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства
    • Статья 18. Сроки регистрации иностранных граждан по месту жительства
    • Статья 19. Основания для снятия иностранных граждан с регистрации по месту жительства
  • Глава 4. Учет иностранных граждан по месту пребывания
    • Статья 20. Обязательность учета иностранных граждан по месту пребывания
    • Статья 21. Основание для учета по месту пребывания
    • Статья 22. Порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания
    • Статья 23. Основания и порядок снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания
  • Глава 5. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о миграционном учете
    • Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о миграционном учете
  • Глава 6. Заключительные положения
    • Статья 25. Применение настоящего Федерального закона к правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу
    • Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Разбираем ФЗ 109 о миграционном учете иностранцев в РФ

ФЗ 109 о миграционном учете от 2006 года определяет следующие позиции:

  • общие позиции, регулирующие миграционный учет иностранцев и апатридов, проживающих на территории Российской Федерации;
  • органы миграционного учета (МУ), а также полномочия, которыми они наделены;
  • порядок и правила постановки на учет граждан другого государства по месту жительства;
  • правила и порядок учета иностранцев по адресу пребывания.

Дополнительно положения законов уточняют ответственность, которая предусмотрена при несоблюдении норм РФ в этой части.

Органы миграционного учета и их полномочия

Органами миграционного учета являются структурные подразделения Министерства внутренних дел России.

Федеральное ведомство обладает следующими полномочиями:

  • ведение МУ иностранцев и апатридов, а также осуществление контроля за выполнением ими определенных законодательством норм;
  • координирование работы других органов, деятельность которых связана с миграционным учетом;
  • внесение актуальных сведений в информационную систему МУ с соблюдением установленных сроков, обеспечение ее функционирования;
  • предоставление информации подведомственным службам;
  • разработка предложений по оптимизации статистического сбора данных по миграции.

За территориальным органом закреплен другой ряд полномочий:

  • осуществлять регистрацию граждан других стран;
  • подавать в органы госстатистики и ФНС информацию о гражданах из другого государства, вставших на миграционный учет;
  • отмечать в документах ведомства, ВНЖ или РВП факт регистрации гражданина из другой страны;
  • подавать иск в суд с требованием отменить регистрацию иностранца по месту жительства;
  • контролировать соблюдение правил МУ россиянами, гражданами другого государства, а также апатридами.

Внимание! Согласно 109 ФЗ о миграционном учете иностранных граждан, территориальные органы должны вносить в единую информационную систему данные о лицах из иной страны.

Регистрация иностранцев по месту жительства

109 закон о миграционном учете иностранных граждан – статья 14 определяет, что человек, который на постоянной или временной основе проживает и может пользоваться жильем на территории России, должен зарегистрироваться по тому же адресу, где он живет. Если же гражданин другого государства имеет в собственности несколько объектов недвижимости, он может встать на учет по любому из них. При этом при регистрации фиксируется информация об остальных жилых помещениях.

Статья 15 Закона указывает на основание, по которому иностранец может зарегистрироваться на территории РФ. С учетом предусмотренных положений, для него доступна возможность встать на учет при наличии права использовать российское жилье. При этом информация о месте проживания обязательно отражается в ВНЖ, РВП и документации ведомства.

Статья 16 109 Федерального Закона о миграционном учете устанавливает правила, по которым проводится регистрация по месту жительства. Для этого им необходимого направить заявление в миграционную службу на протяжении недели с даты:

  • утверждения РВП;
  • оформления ВНЖ;
  • прибытия к месту проживания.

Обращаясь к сотрудникам миграционной службы потребуются определенные документы, перечень которых уточнен статьей 17:

  • удостоверение личности, которое действует на территории России;
  • ВНЖ либо РВП;
  • бумаги, подтверждающие право пользоваться жильем – не являются обязательными, если сведения есть у государственных органов. При таком случае сотрудники миграционной службы должны самостоятельно запросить нужную информацию.

После предоставления полного списка документов иностранец получает отметку об успешной регистрации и постановке на учет в этот же день. Документация уполномоченного ведомства также пополняется данной информацией на протяжении рабочих суток (ст. 18).

Иностранный гражданин снимается с регистрации при обстоятельствах, определенных ст. 19:

  • зарегистрировался по другому адресу;
  • истек срок действия документа, по которому пользовался жильем;
  • истек срок действия РВП или ВНЖ;
  • решение суда о признании недействительной регистрации приобрело законную силу;
  • смерть заявителя.

Важно! Также иностранец может лишиться регистрации по решению уполномоченных органов. После снятия с учета о данном факте вносится соответствующая запись в: вид на жительство, разрешение на проживание, документацию службы и единую информационную систему.

Учет иностранцев по месту пребывания

Ст 20 ФЗ 109 о миграционном учете устанавливает, что иностранец при нахождении по месту пребывания должен на протяжении недели с даты, как он прибыл по адресу, встать на учет, за исключением обстоятельств, при которых:

  • у гражданина нет подходящего места для проживания;
  • иностранец обитает в гостинице, отеле или иной организации, которая предоставляет соответствующие услуги;
  • он занят трудовой деятельностью, ведущейся по вахтовому методу;
  • гражданин находится в учреждении социального обслуживания;
  • иностранец отбывает административный арест.

Лицо, являющееся принимающей стороной гражданина другой страны, обязано уведомить уполномоченные ведомства на протяжении недели с даты прибытия.

Перечень иностранцев, которые не должны регистрироваться:

  • главы: иностранных государств или правительств;
  • члены международных делегаций;
  • руководители международных организаций, которые прибыли по приглашению;
  • моряки, которые будут находиться на территории России не больше суток;
  • экипажи самолетов, поездов или иных международных ТС;
  • прибывшие в РФ на срок меньше недели.

Гражданин другой страны, не имеющий подходящего жилья, может зарегистрироваться по адресу, где он фактически находится. К примеру: гостиница, больница или отель (ст. 21).

На основании ст. 20 Закона 109 постановка иностранцев на учет по месту пребывания происходит по уведомлению о прибытии. Гражданин другого государства после приезда обязан предоставить удостоверение личности лицам, принимающим его. Также потребуется миграционная карта. Принимающая сторона, в свою очередь, должна уведомить органы МУ и передать иностранцу отрывную часть бланка извещения.

Статья 23 утверждает основания, по которым гражданин снимается с учета:

  • при регистрации по новому месту пребывания;
  • при выезде из России;
  • при выявлении факта фиктивной постановки на учет;
  • при убывании из места пребывания.

Справка! Также иностранец снимается с учета, если был установлен факт его смерти.

Ответственность за нарушение ФЗ 109

При несоблюдении правил регистрации в органах МУ нарушитель привлекается к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ. Так, с учетом указанных положений:

  • придется уплатить штраф от двух до пяти тысяч рублей. Дополнительно иностранец может быть выдворен за пределы России;
  • если гражданин не имеет документов, подтверждающих право пребывать на территории РФ, он уплачивает штрафы по тем же значениям и депортируется из страны;
  • если нарушение выявлено на территории Москвы или Санкт-Петербурга (или областей) размер штрафа повышается до суммы от 5 до 7 тысяч рублей;
  • если факт несоблюдения порядка пребывания был выявлен повторно за год, иностранцу придется вновь уплатить штраф и покинуть страну.

Статья 18.9 КоАП РФ определяет дополнительные меры наказание:

  • при нарушении условий пребывания иностранца принимающей или приглашающей стороной – штраф в размере от 40 до 50 тысяч рублей для должностных лиц, для юридических – от 400 до 500 тысяч рублей;
  • непринятие приглашающей стороной мер для обеспечения выполнения иностранцем режима пребывания грозит привлечением к уплате штрафа – физическим лицам придется потратиться на сумму от 2 до 4 тысяч рублей, должностным – от 45 до 50 тысяч рублей, юридическим – от 400 до 500 тысяч рублей.

По отношению к нарушителям предусмотрена немало иных мер взыскания вплоть до привлечения к уголовной ответственности.

Полезное видео

Видеоматериал об изменениях в законе:

Как определяется потребность в привлечении иностранных работников? Какой существует порядок привлечения иностранцев к трудовой деятельности на территории РФ?

Как мы уже отмечали, законно находящийся в РФ иностранец — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) в РФ (ст.2 Закона №115-ФЗ). Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ, если иное не установлено данным Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (п.1 ст.6 Закона №115-ФЗ).

Для иностранных работников существует несколько видов квот:

  • квота на иностранных рабочих, это когда работодатели хотят иметь в штате зарубежных специалистов;
  • квота на выдачу разрешений на работу (визовые иностранцы могут трудиться только на основании специального разрешения);
  • квота на разрешение на временное проживание. Тогда иностранцы могут трудиться без специальных разрешений;
  • квота на выдачу приглашений для иностранцев, данную квоту получают иностранцы не только для проживания в стране, но и для трудоустройства.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранцев при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранец имеет право осуществлять трудовую деятельность, в случае если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, в том числе постоянно или временно проживающих в РФ (п.4 ст.13 Закона №115- ФЗ).

Важно! Квота на привлечение мигрантов на работу определятся только для граждан, прибывших в РФ в визовом режиме.

Правительство РФ ежегодно определяет потребность в привлечении иностранцев, прибывающих в нашу страну из стран дальнего зарубежья на основании визы. При определении приоритетов оцениваются политическая, экономическая, социальная и демографическая ситуации, а также оценивается эффективность использования иностранной рабочей силы.

Потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности и их количество устанавливаются прогнозом социально-экономического развития субъекта РФ на соответствующий период, как правило на год. На основании этих сведений, трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений данного субъекта направляет соответствующие предложения в Правительство РФ.

И уже Минтруд РФ на основании предложений, поступивших из регионов, с учетом поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов между иностранными работниками и работниками гражданами РФ, устанавливает квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Россию на основании визы, разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории России.

Напомним, что с 16 января 2019 года работодатели, которые приглашают иностранных работников, должны следить за тем, чтобы:

  • род занятий иностранного сотрудника соответствовал цели въезда;
  • иностранец своевременно выезжал из страны.

За нарушение с компании может быть взыскан штраф в размере от 400 000 до 500 000 рублей. Для должностных лиц и ИП штраф составит – от 45 000 до 50 000 рублей.

Порядок получения квоты на привлечение иностранцев

Квота на привлечение иностранных работников определяется на основании правил, утв. Минтруда РФ от 23.01.2014 г. №27н «Об утверждении правил определения органами государственной власти субъекта РФ потребности в привлечении иностранных работников» (далее по тексту — Правила).

Для того чтобы определить размер квоты работодатели должны подать соответствующие заявки, которые рассматриваются региональной межведомственной комиссией из числа представителей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъекта РФ, в том числе ФМС РФ, ФНС РФ, Роструда РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Для привлечения ВКС согласно Перечню, подавать такую заявку не требуется, и работодатель сможет получить соответствующие разрешения.

Заявка представляется работодателем (заказчиком работ, услуг) в соответствующий уполномоченный орган субъекта РФ (пп.1-3 абз.1 п.5 Правил) по соответствующей форме (приведена в Приложении №1 к Правилам). А рекомендации по заполнению заявки приведены в Приложении №2 к Правилам. Заявка подается на бумажном носителе или в электронной форме.

Важно! Информацию о том, в какой именно уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ необходимо подать заявку, и сведения о его адресе, телефоне, факсе, часах приема заявок можно узнать на сайте www.migrakvota.gov.ru в разделе «Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации».

Заявки, форма и (или) заполнение которых не соответствует Правилам, возвращаются работодателю, заказчику работ (услуг) на доработку не позднее чем в течение пяти дней с момента их поступления в уполномоченный орган субъекта РФ (абз.1 п.5 пп. «а» п.6 Правил).

Если заявка составлена правильно, то в течение 25 дней со дня поступления соответствующей заявки работодателя, заказчика работ (услуг) в уполномоченный орган субъекта РФ комиссия субъекта РФ принимает решение об удовлетворении заявки в полном объеме либо ее полном или частичном отклонении (п.7 Правил).

Для получения квоты на право привлечения иностранной рабочей силы необходимо подать следующий пакет документов:

1. Два экземпляра заявки, заполненные и распечатанные из системы АИК «Миграционные квоты». Система АИК представляет собой личный кабинет на официальном государственном сайте «службы занятости».

2. Доверенность для уполномоченного лица, в случае подачи такой заявки не генеральным директором общества.

3. Копию выписки из ЕГРЮЛ для юридических лиц или ЕГРИП для предпринимателей, заверенную подписью и печатью.

4. Гарантийное письмо с содержащейся в нем информацией о возможности предоставить жилье и медицинскую помощь (ДМС или договор с медицинским учреждением) для иностранного гражданина.

5. Письмо с обоснованиями необходимости привлечения иностранных работников с указанием причины, по которой работодатель хочет привлекать на свою работу иностранных граждан, и сведениями о проделанной работе в поиске российских специалистов (работников) на должности, которые согласно заявлению работодатель хочет заместить иностранными гражданами.

И далее работодателю (заказчику работ, услуг) в течение пяти дней со дня принятия решения комиссией субъекта РФ направляется уведомление о принятом решении (пп. «б» п.17 Правил).

Данные заявки не подают работодатели-физические лица, привлекающие иностранных работников для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Что учитывает комиссия при выдаче уведомлений?

По каким причинам работодатель может получить отказ (за исключением заявки, составленной не по форме)?

Перечень положений, которые учитывает комиссия, определен в п.10 Правил:

  • наличие сведений о регистрации работодателя в ЕГРЮЛ;
  • отсутствие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов;
  • наличие возможности региона по обустройству привлекаемых для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан исходя из обеспеченности населения жильем, объектами социальной инфраструктуры и медицинской помощью;
  • предоставление работодателем гарантий медицинского и жилищного обеспечения иностранных работников;
  • отсутствие у работодателя не устраненных нарушений трудового, миграционного, налогового, социального законодательства;
  • соблюдение работодателем допустимой доли иностранных работников, привлекаемых в различные отрасли экономики, а также иных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Комиссия субъекта РФ принимает решение об отклонении заявки работодателя, заявки работодателя об увеличении размера потребности полностью в случае (п.12 Правил):

  • представления работодателем недостоверных сведений или подложных документов либо сообщения заведомо ложных сведений;
  • возбуждения производства по делу о банкротстве работодателя;
  • несоответствия заявки работодателя, заявки работодателя об увеличении размера потребности положениям, предусмотренным выше (согласно п.10 Правил).

Важно! Квота на привлечение иностранной рабочей силы выдается на один год.

Если у компании возникнет необходимости в найме иностранцев и дальнейшем, то заявка подается заранее, уже в начале наступившего года, чтобы правительство РФ смогло определить потребность в иностранцах на российском рынке труда.

Патент и разрешение на работу – в чем разница в 2019 году, и не одно и то же ли это

Как работодателям, так и желающим устроиться на работу иностранным гражданам следует знать особенности правового регулирования данного процесса, которое может обеспечиваться при помощи таких механизмов, как патент или разрешение на работу. При этом данные правовые механизмы имеют множество характерных особенностей и отличий, понимание которых является обязательным для всех сторон трудовых взаимоотношений. В чем разница между патентом и разрешением на работу в 2019 году, не одно и то же ли это, и как обеспечиваются основные принципы выдачи подобных документов – обо всём этом может сообщить российское законодательство.

Правовое регулирование патента и разрешения на работу в России в 2019 году – кому они нужны

Главным нормативным документом, который регулирует различные режимы пребывания нерезидентов России в государстве, а также большинство иных аспектов такого нахождения, является ФЗ №115 от 25.07.2002. Именно положения означенного Федерального закона устанавливают различные принципы трудоустройства для иностранцев из разных государств и с разными статусами. Так, различные варианты приема на работу иностранных граждан в России могут требовать разных вариантов оформления документов.

Поэтому прежде, чем рассматривать особенности и отличия между патентом и разрешением на работу, следует исключить все категории нерезидентов, которым не требуется оформление ни одного из этих документов. Так, патент или разрешение не нужно оформлять следующим иностранцам:

  • Гражданам ЕАЭС. Лица, проживающие в странах, входящих в Евразийский экономический союз, могут свободно трудоустраиваться без оформления дополнительной документации в государствах ЕАЭС, и Российская Федерация не является исключением из данного порядка.
  • Обладающим полученным в законном порядке видом на жительство. Прием на работу по ВНЖ по своим правовым механизмам является одним из наиболее простых и не требует от соискателя оформления патента или разрешения, равно как и снижает требования к самим работодателям.
  • Имеющим разрешение на временное проживание. В данной ситуации для работников устанавливаются более строгие ограничения, чем для лиц, обладающих ВНЖ, однако в целом процедура их трудоустройства все равно является более простой, чем при патенте или разрешении на работу.
  • Иностранцам, входящим в особые категории специального регулирования порядка трудоустройства и нахождения. К ним относятся иностранные студенты, высококвалифицированные специалисты, монтажники и ремонтники от производителей иностранного оборудования, приглашенные педагоги и врачи, соотечественники-переселенцы, носители русского языка и иные категории нерезидентов.

Патент и разрешение на работу являются абсолютно разными документами, имеющими различные принципы оформления. При этом их применение строго разграничено по категориям резидентов. То есть, иностранец обязан оформлять либо патент, либо разрешение на работу – ситуаций, в которых он мог бы оформить оба этих документа, законодательство не предусматривает.

Кроме этого, как работодателям, так и соискателям, вне зависимости от способа оформления трудовых взаимоотношений, следует обратить внимание на положения Главы 50.1 Трудового кодекса, положениями статей которой устанавливаются основные отличия при заключении трудового договора с иностранцами. Также она затрагивает и вопрос осуществления трудовых взаимоотношений или их последующего расторжения, а также приостановления по дополнительным основаниям, например – при истечении действия патента или разрешения на работу.

Патент и разрешение на работу предназначены лишь для некоторых категорий иностранных граждан. Так, они выдаются лицам, не входящим в вышеуказанные списки тех, кто может работать без данных документов. То есть – гражданам стран, имеющих безвизовый режим с Российской Федерацией, но не входящих в ЕАЭС, а также иностранцам из стран, для которых установлен визовый режим. Более подробно отличия каждого из рассматриваемых документов будут рассмотрены далее.

Патент и его отличия от разрешения на работу в России

Миграционный патент – это отдельный документ, который предоставляет право трудоустраиваться в России гражданам отдельных государств, имеющих безвизовый режим с Российской Федерацией. В список таковых стран с точки зрения российского законодательства входят:

  • Абхазия.
  • Молдова.
  • Азербайджан.
  • Украина.
  • Узбекистан.
  • Таджикистан.

Несмотря на то, что Россия имеет безвизовый режим с куда большим количеством стран, чем вышеприведенный список, патенты на работу могут выдаваться исключительно их гражданам либо беженцам из вышеозначенных государств.

Патентное трудоустройство предполагает возможность более простого оформления на работу по соответствующему документу. Обязанность по его оформлению возлагается целиком и полностью на самого трудоустраивающегося сотрудника и не требует вовлечения работодателя. Кроме этого, патент имеет и множество иных отличительных особенностей. Так, к основным отличиям патента от разрешения на работу можно отнести:

  • Ограниченный список государств, для граждан которых действует означенный режим. Правовое регулирование вопросов предоставления патента для приема на работу затрагивает лишь шесть государств, в то время как разрешение на работу касается всех иностранцев, не включенных в означенный список и не входящих в иные специфические категории с упрощенными механизмами трудоустройства.
  • Простота оформления. Получение патента гражданином иностранного государства является куда более простой процедурой в сравнении с разрешением на работу. При этом таковое оформление требует куда меньшего пакета документов и может проводиться непосредственно на российской территории, а не заблаговременно, до въезда на неё.
  • Низкие затраты. Стоимость патента в 2019 году намного ниже, чем установленная цена разрешения на работу. При этом следует отметить, что при получении разрешения на работу затраты возлагаются как на самого трудового мигранта, так и на работодателя, в то время как патент касается непосредственно работника.
  • Отсутствие целевого регулирования. Так, патент на работу позволяет иностранцу трудоустраиваться на практически любое предприятие, за исключением государственных организаций в пределах территории действия патента и указанной в нем профессии, в то время как разрешение на работу предполагает трудоустройство в строго определенный субъект хозяйствования.
  • Меньшая нагрузка на работодателя. Для оформления патента работодателю не следует прилагать никаких усилий – ему достаточно просто оформить трудовой договор с соискателем, произведя лишь проверку его документов и уведомив контролирующие органы.
  • Отсутствие квотирования. В отношении патентного трудоустройства законодательно не устанавливаются квоты по количеству иностранных работников на предприятии, в то время как для разрешения на работу они действуют в полной мере и за нарушение миграционного законодательства в данной сфере предусматриваются различные санкции и ответственность.
  • Более широкие возможности трудоустройства. Патент позволяет трудоустраиваться как у юридических лиц, так и у индивидуальных предпринимателей или иных субъектов хозяйствования, действующих без образования юридического лица.

Более подробно о том, как проводится прием на работу по патенту можно прочитать в отдельной статье. В целом же, данный режим является достаточно простым в сравнении с разрешением на работу, однако к его недостаткам можно отнести ограниченный спектр выдачи подобного документа.

Что такое разрешение на работу и в чем его разница от патента

Разрешение на работу (РнР) предполагается к выдаче трудовым мигрантам из государств, для граждан которых требуется обязательное получение визы. Кроме этого, предполагается получение именно РнР и для жителей безвизовых стран, не входящих в список государств ЕАЭС или же не подлежащих патентному трудоустройству. Таким образом, к основным отличиям разрешения на работу можно отнести следующие его особенности:

  • Лицо, оформляющее РнР. Основная процессуальная и бюрократическая нагрузка по оформлению разрешения на работу, в отличие от патента, возлагается на работодателя. Именно он подает необходимую документацию в миграционные органы, а работник лишь предоставляет соответствующие документы работодателю.
  • Обязательность оформления визы. Вне зависимости от того, действует ли безвизовый режим с государством, лицо из которого хочет трудоустроиться в России, для работы на территории РФ является необходимым оформление рабочей визы.
  • Наличие квот. Государство устанавливает ежегодные квоты по приему иностранных граждан на работу. Таковые квоты устанавливаются отдельно для различных отраслей деятельности и субъектов федерации.
  • Обязательность получения разрешения для работодателя. Работодатель, желающий трудоустроить иностранца из рассматриваемой категории, в обязательном порядке должен обратиться за получением разрешения на таковые действия. При этом ему необходимо встать на учет в центре занятости и управлении по вопросам миграции в МВД.
  • Срок получения. Общие сроки оформления разрешения на работу значительно отличаются от оформления патента и являются куда более долгими.
  • Целевые механизмы. Разрешение на работу позволяет трудоустраивать конкретного работника на конкретное предприятие, и не дает возможности этому сотруднику работать в иных организациях.

Это – лишь основные особенности, обеспечивающие разницу между разрешением на работу и патентом. В целом же, разрешение на работу иностранцам в России имеет куда более сложное правовое регулирование и более подробно рассматривается в отдельной статье.

Общие черты патента и разрешения на работу – что требуется от иностранца в любом случае

Несмотря на наличие множества отличий между патентом и разрешением на работу, оба таковых правовых режима трудоустройства имеют ряд общих черт. Их следует учитывать как работодателям, так и желающим получить работу в Российской Федерации сотрудникам. К одинаковым требованиям на патент и разрешение на работу можно отнести:

  • Обязательность уведомления органов миграции по факту заключения и расторжения трудового договора. Вне зависимости от режима, по которому трудоустраивается нерезидент России, работодатель должен в трехдневный срок направить уведомление о приеме иностранца на работу в контролирующие органы.
  • Наличие медицинской страховки. Как для иностранцев, работающих по патенту, так и для работающих по разрешению, необходимо оформление полиса добровольного медстрахования, или же заключение договора о медицинском обслуживании со специализированным аккредитованным на оказание таковых услуг учреждением.
  • Прохождение медицинского осмотра. Работа иностранцев в России допускается только в том случае, если они не больны наркоманией, ВИЧ и рядом иных заболеваний с высоким уровнем опасности и контагиозности.
  • Сдача экзамена. Для иностранцев, собирающихся работать как по патенту, так и по разрешению, требуется обязательная сдача специализированного экзамена по русскому языку, российской истории и основам законодательства. При этом сдача данного экзамена является платной.

Многие из вышеозначенных требований могут не применяться к отдельным категориям сотрудников. В частности, при привлечении на работу высококвалифицированных сотрудников из иностранных государств по приглашению или в специфических отраслях деятельности, знание русского языка, истории и законодательства может от них не требоваться.Мирошниченко Валерий Андреевич