Личностные особенности

Качества личности — что это такое в психологии, характеристика

Внешний антураж имеет значение только на первых этапах знакомства. Потом человека оценивают по его внутреннему содержанию. Если оно не гармонирует с красивой «вывеской», люди быстро теряют интерес к такому индивидууму. Чтобы быть желанным в любом окружении, нужно развивать в себе качества личности.

Качества личности

Что это такое в психологии

Внутренний мир людей включает в себя особенности характера, приобретенные знания и умения. Под качествами личности человека в психологии подразумевают позитивные особенности и свойства.

Каждый человек – индивидуальность, отличающаяся чертами характера, интересами и потребностями, умением расставлять жизненные приоритеты. Это влияет на общественные отношения и помогает (или мешает) людям добиваться конкретных целей.

Чтобы стать личностью, человек проходит сложный путь формирования. На качества людей влияют регулятивные механизмы:

  • внешние – потребности, интересы, направления;
  • внутренние – самооценка, сознание, уважение и т.п.

Обратите внимание! В человеке важны качества психологические (характер, темперамент, душевное состояние). Они направляют индивида, делают его способным (или неспособным) к взаимодействию с другими, к выполнению определенного вида деятельности.

Личностные качества

В этот мир все приходят с нулевым запасом знаний и способностей, но уже с задатками темперамента, определяемого состоянием нервной системы и физиологическими особенностями. На дальнейшее формирование личностных качеств человека влияют такие аспекты:

  • условия, в которых растет ребенок;
  • предпринимаемые к нему воспитательные меры;
  • взаимоотношения вне семьи;
  • даже перенесенные в детстве болезни.

Под влиянием этих факторов из одних вырастают флегматики и меланхолики, из других – холерики и сангвиники. Кто-то стремится к общению, строя планы на жизнь и добиваясь целей. Иные отгораживаются от мира и зацикливаются на удовлетворении личностных потребностей.

Классификация качеств личности

Особенности людей оценивают по 2-м параметрам: внутренним и внешним. Чтобы рассмотреть первые, нужно пообщаться с человеком некоторое время. Вторые качества – не что иное, как «вывеска», она не всегда несет правдивую информацию.

Внутренний мир

Он может быть богатым по содержанию или примитивным. В первом случае к человеку потянутся люди, оценив его личностные качества. Во втором варианте вряд ли возникнет желание в развитии отношений. Чтобы стать востребованным в любом окружении, индивид должен:

  • позитивно смотреть на мир;
  • уметь свободно мыслить;
  • не зависеть от чужого мнения (быть собой);
  • заботиться об окружающих;
  • легко идти на контакт;
  • реально оценивать ситуацию.

Обратите внимание! Человеку необходимо развивать внутренний мир, постоянно впитывая новые знания и применяя их на практике. С разносторонней доброжелательной личностью интереснее общаться.

Внешний антураж

Людей встречают не только по одежке, но и умению себя преподнести. Красивая вывеска формируется из созданного имиджа и поведения человека. На антураж работают:

  • привлекательная внешность;
  • умение выбрать стиль в одежде;

Имидж работает на успех

  • красивый язык тела;
  • артистичность;
  • способность вести диалог.

Можно иметь красивую вывеску и при этом – отрицательные внутренние свойства. Такая дисгармония не способна привести к настоящему успеху.

Волевые качества личности

В процессе жизни человек получает определенный опыт. В зависимости от того, через какие процессы пришлось пройти, формируется характер. Преодоление препятствий помогает реализовать волю индивида.

Основные волевые качества

Характеристика Особенности
Целеустремленность Активное, сознательное, мотивационное движение к определенному результату. Подразделяется на 2 вида:
• стратегия – умение руководствоваться убеждениями, определенными ценностями, идеалами;
• тактика – способность ставить перед собой четкие цели и не отвлекаться в процессе их достижения
Инициативность Является определенным «толкателем» целеустремленности. Инициатива помогает преодолеть инертность и направить волю в конкретное русло
Самостоятельность Активная сознательная установка действовать с позиций собственных убеждений и взглядов, не поддаваясь влиянию внешних факторов
Выдержка Умение противостоять препятствиям в достижении цели. Требует самоконтроля и самообладания, способности выбрать оптимальный вариант действий
Решительность Проявляется в умении быстро принимать твердые, обоснованные решения и претворять их в жизнь. При этом не исключаются обдумывание своих действий с различных позиций, прохождение через антагонизм мотивов и внутреннюю борьбу с собой
Смелость Первый шаг в формировании решительности определяется умением преодолевать страхи и способностью идти на оправданные риски
Энергичность Проявляется в концентрации внутренних сил, необходимых для получения результата
Настойчивость Является чертой характера, дополняющей энергичность и позволяющей мобилизовать силы на длительный процесс движения к цели
Организованность Необходимое качество, помогающее разумно спланировать и упорядочить свои действия
Дисциплинированность Проявляется в осознанном подчинении личного поведения принятым в обществе нормам и порядкам, с учетом требований действий
Самоконтроль Является производной составляющей дисциплинированности. Выражается в способности контролировать свои действия и направлять поведение в нужное русло, не поддаваясь сиюминутным импульсам

На пути к цели

Описанные базовые качества взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Воля – это осознанное приобретенное свойство личности, развиваемое в процессе постановки цели, умение направленно к ней двигаться, преодолевая препятствия, способность брать ответственность за собственные действия.

Социально-психологические качества личности

Свойства и качества личности в социально-психологическом плане в обществознании не имеют единого четкого определения. В научных работах психологов встречается несколько различных суждений на эту тему. Вот основные из них:

  1. Если трактовать термин «личность» как синоним слова «человек», то под качествами подразумевают характеристики. Если личность – составной элемент качеств, то черты человека определяются социальными свойствами.
  2. Иногда в понятие «социально-психологические черты» вкладывают противопоставление базовых и вторичных свойств (в ракурсе различий личностных и общепсихологических).
  3. Структуру индивидуума воспринимают как набор черт и свойств. Либо, наоборот, как конкретную систему, состоящую не из качеств, а других элементов.

Исходя из этого списка, понятно, что однозначно определить социально-психологические свойства личности сложно. Потому что, во-первых, нет конкретного перечня таких качеств и критериев их выделения. Во-вторых, имеются противоречия в соотношении способностей и свойств. Все эти аспекты требуют пристального внимания. Их суть еще долго будет изучаться социологами и психологами.

Профессиональные качества личности

Мало получить определенные знания в той или иной профессиональной деятельности. Для достижения успеха в выбранной сфере личности должны быть присущи конкретные качества. Независимо от значимости профессии, способности человека классифицируют на несколько категорий:

  • вербальность – владение языком, определение значимости понятий и слов;
  • способность числовая – умение точно и быстро выполнять стандартные арифметические действия;
  • возможность корректировать цифры, буквы, слова;
  • иметь представление о предметах в 2-3-х измерениях;
  • умение детализировать объекты и графические изображения;
  • координация моторная – контроль движения глаз, ног и рук; способность согласовывать их с определенными сигналами;
  • ловкость – умение манипулировать мелкими предметами;
  • восприятие цветовых оттенков, возможность различать и сравнивать их;
  • общий интеллект – способность к обучению, заключающаяся в понимании и принятии изучаемого материала, умении рассуждать и делать правильные выводы.

Способности человека

На основе описанных свойств составляется перечень психологических качеств, необходимых для конкретной профессиональной деятельности. Чтобы стать успешным в деле, необходимы и другие индивидуальные характеристики. Они называются социальным темпераментом и оказывают влияние на уверенность личности в определенных условиях деятельности.

Виды индивидуально-психологических профессиональных качеств:

  1. Типологические свойства, включающие в себя лабильность нервной системы, динамичность, подвижность, силу.
  2. Перцетивные и сенсорные свойства, уровень которых развивается с приобретением навыков.
  3. Внимание индивида, включающее такие элементы, как переключение, распределение, устойчивость.
  4. Психомоторика, основанная на выработке определенных операционных систем, необходимых в решении профессиональных задач.
  5. Мнемоника – свойство запоминать материал, технические приемы и умение развивать профессиональную память.

Обратите внимание! В любой деятельности нужно уметь мыслить и иметь воображение, особенно важны волевые качества. Без них не получится преодолеть сложности в рабочем процессе.

Нравственные свойства личности

На генетическом уровне в человеке закладываются программы нравственности, присущие далеким предкам. Данные свойства корректируются жизнью под влиянием таких факторов:

  • семейное воспитание;
  • влияние школы и дворовой компании;
  • общественные и личностные отношения;
  • жизненный опыт.

Каждый из аспектов подчинен определенным правилам нравственного поведения. Они формируют отношение личности к себе и другим людям. Исходя из того, какие ценности были заложены во внутренний мир, нравственные качества делят на категории: гуманистическая, националистическая, расовая, религиозно-фанатическая.

Нравственность закладывается в детстве

К положительным характеристикам относится только первая категория. В ее основе лежит уважение ко всем людям, независимо от их вероисповедания, национальности и расы.

Как человеку развивать качества личности

Формирование личности начинается с первых лет жизни. В последующем качества можно только корректировать. Работа должна вестись в нескольких направлениях: от постановки языка жестов до развития индивидуальных способностей, приоритетных в выбранной профессии.

Без активной жизненной позиции, способа существования, направленности действий, управления эмоциями и желаниями добиться нужного уровня в развитии невозможно. Формирование позитивных личностных черт должно базироваться на развитии интеллекта и повышении уровня культурности.

Нужно начать с самоанализа

Существует несколько методов, первый шаг всегда один – анализ собственного состояния. Он помогает определиться с теми качествами, которые следует развивать. Адекватная оценка личностной значимости поможет поставить цель, определиться с выбором примера для подражания и разработать пути достижения результата.

Без самодисциплины и уверенности в себе здесь не обойтись. Формирование себя как личности – процесс длительный, но стоит того, чтобы приложить к нему усилия.

Качества характера, необходимые для успеха

Люди ошибочно считают, что успех – это деньги, недвижимость, высокая должность, стремительная карьера, популярность у определённой группы в социуме. Но в действительности всё не так просто. Успех – это состояние человека, определённый набор свойств личности, которые позволяют добиваться поставленных в жизни целей. Чтобы приблизить признание, нужно разобраться, какими качествами должен обладать успешный человек.

Понятие успеха

Каждый человек по-своему понимает успех. Это зависит от интеллектуального и культурного уровня личности, принятых в обществе правил, особенностей воспитания, ценностных ориентиров. Универсального понятия успех не существует, но можно составить перечень классических черт, которые характеризуют его.

Аспекты, которые образуют успех:

  1. Вера в будущее, наличие мечты и чётких целей. Позитивное отношение к происходящему.
  2. Любовь к своей деятельности.
  3. Нестандартное мышление, креативность.
  4. Честность по отношению к себе и другим.
  5. Адекватная реакция на ошибки. Обучение на своих и чужих недочетах. После каждой неудачи проводится анализ причин, приведших к фиаско. Делаются адекватные выводы, которые позволят избежать однотипных ошибок в будущем. Любая неудача делает только сильнее.
  6. Структурированность и организованность повседневной жизни.
  7. Сосредоточенность на саморазвитии и самосовершенствовании. Умение видеть преимущества и возможности. Инвестирование в своё развитие и совершенствование.
  8. Забота о своём организме, занятия спортом, активный образ жизни, полноценный сон, правильное питание.

Основываясь на вышеперечисленных аспектах можно попробовать сформировать простое понятие рассматриваемого явления.

Успех – это достижение поставленных целей путём продуманных и планомерных решений и действий. В более узком смысле, успех – это положительный результат в какой-либо деятельности, признание достоинств человека в социуме.

Характеристика успешного человека

Требования к успеху в различных социально-культурных группах существенно разняться. В профессиональной сфере успех может подразумевать:

  • карьерные победы, получение руководящей должности;
  • практические достижения, заключающиеся в совершении реальных открытий, достижении выдающихся показателей.

Успех нужно оценивать с позиций относительности, приложения к конкретной сфере деятельности. Популярный актёр – успешный человек в плане узнаваемости, профессиональной востребованности и доходов. Но такие люди часто сталкиваются со сложностями в личной и бытовой сферах. В этих областях они терпят неудачу за неудачей, что не позволяет считать их успешными. Всё относительно и зависит от угла зрения, под которым рассматривается проблема.

В современном мире с его простотой коммуникаций существует возможность узнавать о качествах и умениях успешных людей в социальных сетях, на форумах и на сайтах. Так, специальный сервис аск (ask.fm) позволяет спросить у любого пользователя, которого вы считаете примером для подражания, какие качества являются ключевыми для достижения успеха.

Девять качеств успешного человека

Успешным человека делает определённый набор личностных и психологических характеристик. В каждой сфере деятельности востребованы свои качества успешного человека. Но, несмотря на такую условность, можно выделить ключевые свойства и характеристики, которыми важно обладать.

Уверенность в себе и своих силах

Любой человек может решать ключевые жизненные задачи. Но в жизни ничего не даётся просто так. Для того чтобы что-то получить, нужно сначала приложить определённые усилия. Не стоит ждать, что кто-то принесёт вам желаемое, в жизни людям никто ничего не должен. Добиваться целей необходимо своим трудом и усердием.

Поэтому важно верить в себя и свои силы. Не нужно обращать внимание на сложности и неудачи, они будут всегда и везде.

Целеустремлённость

Нацеленность в мыслях и действия на достижение поставленной цели. Упорство, непреклонность на пути к решению задачи.

Самодисциплина и самоконтроль

Дисциплина и контроль подразумевают осмысленный характер своего поведения, умение определять приоритеты в списках дел. Контроль своего поведения позволяет избегать ненужных и вредных ситуаций. Дисциплина даёт возможность сосредотачиваться на решении самых актуальных задач. Для успеха важно формировать эти качества так, чтобы они были присущи без давления извне. Люди, не обладающие ими, не могут заниматься полезной деятельностью без контроля со стороны родителей, руководителя, супруга.

Умение планировать и управлять временем

Наличие целей, постановка задач, формирование чёткого и структурированного плана позволяет видеть свой путь, избегать бесполезных действий, понимать, зачем необходима эта деятельность, что последует за решением этой задачи.

Умение планировать автоматически приводит к формированию навыка управления временем. Чёткая последовательность действий снижает вероятность отвлечения, выполнения бесполезных шагов.

Высокая трудоспособность

Для достижения целей нужно много работать и действовать. Организм должен обладать соответствующими ресурсами физического, интеллектуального, психологического и эмоционального характера. Если человек знает куда идти, он верит в достижение результата, у него не будет проблем с трудоспособностью. При отсутствии целей и уверенности в себе человек будет ленив, он не сможет найти в своём организме нужных ресурсов.

Коммуникабельность

Успех в большинстве сфер деятельности зависит от положения в обществе. Для признания в социуме, налаживания связей и продуктивного обмена информацией важно быть коммуникабельным. В этом контексте важны факторы: гибкости в общении, способности подстраиваться под собеседника, умения находить общие темы и интересы.

Важный навык для любого человека умение не только рассказывать, но и слушать. Люди ценят тех, кто умеет с интересом поддержать тему.

Терпение

Достижение успеха — долгий и кропотливый путь, на котором человека ждёт множество сложностей и проблем. Истории успешных учёных, бизнесменов, политиков показывают, что прежде чем получить признание, людям пришлось пережить многочисленные неудачи. Прийти к успеху им позволили терпение, воля и настырность. После каждой неудачи они находили силы начать всё с начала.

Ответственность

Умение планировать действия с оценкой последствий для себя и окружающих. Участие в деятельности, которая посильна. Отказ от задач, выполнение которых невозможно или может принести негативные последствия.

Независимость

Деятельность человека должна быть подчинена целям и индивидуальным интересам. Вмешательство в личную жизнь не допускается. На поступки и решения не должны влиять мнения и желания других людей. Успешные люди сосредоточены на себе, своих жизненных целях. Для них не существует понятия зависти, т. к. чужая жизнь их не касается.

Для целеустремлённых людей недопустимы разговоры о других людях, сплетни и обсуждения. Беседы направляются на практические, взаимовыгодные и полезные вещи.

Четыре шага к успеху

Универсального рецепта, который позволит сформировать все качества успешного человека, нет. Но есть определённые шаги, которые поспособствуют развитию, полезных для достижения жизненных целей, личностных свойств.

Шаги для достижения успеха:

  1. Постановка краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных задач. Важно, чтобы они отвечали цели, были конкретными и логичными. Наличие небольших задач, позволит с помощью последовательных шагов добиваться серьёзных результатов в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Каждой из них нужно отводить разумные сроки. Задачи и цели должны быть гибкими, чтобы их можно было корректировать в ответ на изменившиеся внешние условия.
  2. Чтение и самосовершенствование. Важно постоянно обучаться, узнавать о новинках в сфере, где поставлена цель достижения успеха. Под эти задачи нужно подбирать и литературу. Чтение не должно быть спонтанным, так же как и тренинги, курсы и обучающие программы. Всё должно быть систематизировано и структурировано.
  3. Для оттачивания качеств самоконтроля, дисциплины и планирования стоит начать фиксировать всё на бумажный или электронный носитель. Наличие осязаемого плана на год, месяц или день позволит легче придерживаться его без нарушений и отступлений. Для лучшего понимания себя, самоанализа можно начать вести дневник, куда заносить все свои мысли, успехи и неудачи, сильные и слабые стороны.
  4. Важно выстроить свою жизнь так, чтобы все её сферы были контролируемы. Нужно ежедневно заниматься спортом, читать, дышать свежим воздухов, правильно питаться, отказаться от вредных привычек. Расширять свой кругозор за счёт путешествий и новых знакомств.

Таких шагов можно сформулировать множество. Но даже если вы реализуете лишь четыре шага, указанных выше, вы заметите, как изменится в лучшую сторону жизнь: отношение к жизни станет более осмысленным, сформируются базовые качества успешного человека. А это половина пути в процессе достижения успеха в жизни.

Что такое рациональность и рациональное мышление

Рациональность — это термин, который объясняют самыми разными способами. Некоторые говорят, что это поиск уникального решения сложной проблемы, в то время как другие дают определение, означающее выбор правильного и наилучшего решения. Так что на самом деле обозначает рациональное мышление?

Значение рациональности

Определение термина «рациональность» условно делится на несколько критериев.

  1. В основном значение рациональности определяется как совокупность мыслей и действий, сопоставление внутренней картины и реальных действий человека. Простыми словами, рациональность обозначает обдуманность будущих планов и поиск простейшего пути к достижению результата.
  2. Второе значение используется для определения мудрости выбора. Если решение принято правильно, то результат будет достигнут быстро и без лишних затрат денег, моральных или физических сил. Это называют рациональным решением. Если результат был, достигнут с большими потерями, то это называют иррациональным решением.

Фактически каждое определение в каком-то смысле правильно. Рациональное мышление — это обдуманность дальнейших действий или сам результат, который был получен благодаря выбору правильного решения проблемы.

Рациональное решение люди принимают постоянно и используют для этого несколько методик.

  1. Рациональное мышление принимается исходя из положения самого человека. К нему относятся экономические, эмоциональные, психологические и социальные факторы. Совокупность всех критериев человеческой жизни позволяет выбрать наилучшее решение проблемы.
  2. Во время принятия решение люди опираются и на негативные последствия. Оптимальный вариант, можно назвать рациональным.
  3. В тех случаях, когда положительные или негативные последствия не могут быть определены, используется простая теория вероятности. Человек при этом делает выбор в пользу варианта, где шансом добиться результата больше, чем отрицательных последствий.
  4. Ещё один метод, это резкий выбор решения, который основывается на опыте жизни. Если раньше уже приходилось решать подобную проблему, человек, скорее всего, выберет похожий вариант развития событий для себя.

В некоторых кругах реализацию ценностей или выбор называют «инструментальная рационализация».

В сфере психологии и философии часто встречают термин «эпистемологическая рационализация», которая обозначает выбор решения при использовании полученных знаний в течение жизни. Своего рода эпистемология определяет связь в сознании человека между образом мира и самим миром.

Зачем нужна рациональность?

Рациональный человек на протяжении всей своей жизни старается искать оптимальные решения проблем. То есть находить варианты, которые не требуют больших денежных вложений, физических и моральных сил. Для этого он использует личный опыт, расчёты, логику и возможный конечный результат в каждом из вариантов.

Если рассматривать рациональность как качество личности, то оно проявляется во время соглашения разума с полученной информацией, принятым решением, анализом принятия подходящего варианта, построенной логической конструкцией и обоснованностью варианта.

К примеру, можно привести банкиров, которые постоянно рискуют деньгами из-за недостаточной информации о своих клиентах. При этом все их действия можно назвать обоснованным риском. Для того чтобы минимизировать денежные потери в связи с возможными рисками, банкиры используют отработанные годами методы, анализируют рынки, просчитывают потенциал своей клиентуры.

Рациональность: качество мужчин или женщин?

Рациональное мышление — это качество личности, которое можно найти как в мужчине, так и в женщине. При этом рациональность свойственна больше мужчинам, ведь у них развит разум. У женщин развит ум, который сплетается с чувствами. Именно поэтому женщины часто принимают иррациональные решения. К примеру, можно привести бескорыстную и безусловную любовь, которая относится к иррациональным решениям. У мужчин центр разума действует отдельно от чувств. Даже если решение проблемы требует, эмоциональных усилий, у мужчины сделать первый шаг больше шансом, чем у женщины.

Рациональные качества прослеживаются в женщине только в некоторых ситуациях. Новая работа, нестабильная ситуация, испуг позволяют девушке обстрагиваться от эмоций и начать думать рационально, но такое состояние проходит со стабилизацией эмоционального фона или с привыканием к новому месту работы или учёбы.

Принятие решения без логики и контроля

Иррациональное мышление, это выбор, который принимается спонтанно без использования логического заключения, анализа и сбора информации. Подобные варианты, принимает каждый человек в своей жизни. Ошибки, на которых все учатся, это и есть иррациональные решения.

А. Бек, знаменитый исследователь психологии человека, разделил мышление на три уровня, которые объясняют, почему в некоторых случаях люди мыслят иррационально.

  1. К первому уровню автор относит неконтролируемые, поверхностные и неосознанные самим человеком мысли. Это приводит к принятию неправильного решения.
  2. Второй уровень аналогичен первому, но тут речь идёт об автоматических мыслях. То есть человек принимает решение в апатичном или бессознательном состоянии.
  3. Иррациональное решение принимается в условиях низкого уровня мышления или собственной убеждённости. Принципы могут повлиять на принятие оптимального варианта.
  4. Бывают ситуации, когда все три уровня воздействуют на сознание человека, из-за чего он не анализирует свой выбор, а делает всё автоматически.

Мысли, которые ведут к принятию неправильного пути, А. Бек называл когнитивными ошибками. Например, к такому выбору могут вести ситуации, когда человек преуменьшает или преувеличивает проблему, не обладает достаточной информацией, использует личные принципы или эмоции, персонализирует проблему. Влиять на выбор могут и незначительные неудачи, которые приходили на протяжении всей жизни. В итоге хороший выбор просто выпадает из-за страха повторения неудачи.

Рациональность — это качество, которое играет большую роль в жизни любого человека. Именно благодаря рациональному мышлению индивиды и целые коллективы принимают взвешенные решения, выбирают оптимальные варианты. Иррациональность часто доставляет дискомфорт и большие денежные, физические или моральные потери. Именно поэтому рекомендуется всегда думать, перед тем как что-то сделать, особенно если это касается случаев, когда выбор может серьёзно повлиять на жизнь.

Функциональные характеристики родного языка

Группа характеристик Функциональные характеристики родного языка
1. Характеристики, отражающие социальные функции человека 1.,Средство общения, форма социального взаимодействия 2. Средство присвоения общественно-исторического опыта, социализации личности 3. Средство приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка)
2. Характеристики, посредством которых реализуются интеллектуальные функции 4. Средство соотнесения с предметной действительностью через номинацию, индикацию 5. Средство обобщения, формирования, дифференциации, уточнения понятийного аппарата 6. Средство опосредствования высших психических функций человека 7. Средство развития познавательного интереса 8. Средство решения коммуникативных, познавательных задач
3. «Личностные» характеристики языка 9. Средство осознания собственного «Я», рефлексия 10. Средство выражения себя (самовыражения] и саморегуляции

В этих функциях язык выступает с самого раннего воз­раста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей.

Наряду с общими элементами общественно-историчес­кого опыта в языке есть элементы, присущие той или иной национальной культуре. В этом смысле А. А. Леонтьевым выделяется еще одна функция языка — национально-куль­турная. Она ярко охарактеризована и в работах К. Д. Ушинского, показавшего национальные особенности родного языка и его роль в воспитании национального самосозна­ния.

Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.

В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку — это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются при­рода, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно вос­питываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усво­ения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Воспитатель привлекает вни­мание детей к образным средствам выразительности, звуч­ности и мелодичности, уместности использования язы­ковых средств и тем самым закладывает основы эстети­ческого отношения к языку. Особое значение для эстети­ческого развития имеют художественное слово, словес­ное творчество и художественно-речевая деятельность са­мих детей.

Вместе с тем, говоря о роли языка и речи в развитии личности ребенка, следует помнить предостережение А. Н. Леонтьева, что «хотя языку принадлежит огромная, дей­ствительно решающая роль, однако язык не является де­миургом человеческого в человеке»1. Творцом человека выступает конкретная предметно-практическая деятель­ность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступа­ют в различные формы общения.

§ 4. Методы исследования в методике развития речи*

Научные исследования в области методики направлены на определение педагогических условий эффективного раз­вития речи детей, на обогащение методической теории и практики. Они обеспечивают обоснованность и надежность методических рекомендаций.

Характер исследования определяется его целью. В этой связи различают три вида исследований: историко-методическае с целью изучения педагогических систем прошлого, их анали­за; осмысления и использования в современных условиях: исследования по изучению и обобщению лучшего опыта работы воспитателей детских садов; экспериментальные исследования, имеющие разные цели — изучение особенностей развития разных сторон речи детей, проверка доступности программ, эффективности отдельных методических приемов, построе­ния педагогического процесса в целом и др.

Как педагогическая наука, методика использует все многообразие психолого-педагогических методов исследо­вания. Принято делить методы исследования на теорети­ческие и эмпирические (практические).

К теоретическим методамотносятся: изучение и ана­лиз теоретической литературыпо проблеме исследования; моделирование, анализ и обобщение материа­ла, полученного в наблюдениях, беседах, экс­перименте, т. е. эмпирическим путем.

Эмпирические методы:наблюдение, беседа, рей­тинг (оценки компетентных судей), изучение опыта работы воспитателей, опытно-педаго­гическая работа, педагогический эксперимент.

Дадим краткую характеристику методов.

Для любого исследования по проблемам формирования речи характерно сочетание психологического, психолинг­вистического, лингвистического, дидактического и соб­ственно методического подходов. В связи с этим изучается литература, в которой раскрываются методологические, психологические, лингвистические основы развития речи. Особое значение имеют изучение и анализ педагоги­ческой литературы (отечественной и зарубежной, совре­менной и наследия прошлых лет), в результате которых выясняется степень изученности, состояние интересующего исследователя вопроса в теории (кем и какие исследова­ния выполнены по данной теме, где опубликованы их результаты, в чем они состоят, что нового вносит автор каждой работы). Важно выделить основные подходы и точ­ки зрения авторов, мало разработанные и дискуссионные положения, выразить свое отношение к авторским пози­циям и выводам.

Метод моделирования — воспроизведение харак­теристик некоторого объекта на другом объекте, специ­ально созданном для их изучения. В основе этого метода лежит принцип аналогии. Он может быть использован при выработке рабочей гипотезы, при проектировании учеб­но-воспитательного процесса или его фрагментов. При по­мощи «моделей-гипотез» раскрываются связи между эле­ментами учебно-воспитательного процесса, создаются ре­комендации по совершенствованию последнего.

Метод анализа и обобщения используется на разных этапах исследования и позволяет сделать выводы по результатам каждого из них и работе в целом.

Наблюдение проводится за речью детей, за деятель­ностью воспитателей. Оно помогает выявить особенности речи детей в разных ситуациях общения, степень владения речевыми умениями и навыками.

Изучение и анализ педагогической докумен­тации дошкольных учреждений, анкетирование воспита­телей и родителей позволяют определить состояние рабо­ты по интересующей проблеме в массовой практике.

Беседы (с детьми, педагогами, родителями) исполь­зуются для изучения постановки процесса обучения и вы­яснения проблем по ходу исследования. К беседе примы­кают методы анкетирования и интервью.

Опытно-педагогическая работа — метод внесе­ния преднамеренных изменений в учебный и воспитатель­ный процесс, рассчитанных на получение воспитательно­го и образовательного эффекта, с их последующей провер­кой. Данный метод является разновидностью эксперимен­та. В отличие от последнего он дает только общие, суммар­ные представления об эффективности той или иной систе­мы работы.

Эксперимент направлен не только на проверку ги­потезы, установление причинно-следственных связей в учебном процессе, но и на выявление механизма действия этих связей, т. е. на более глубокое проникновение в сущ­ность учебно-воспитательного процесса.

В исследовании всегда используется совокупность раз­ных теоретических и практических методов. Критерии вы бора методов: адекватность объекту, предмету и задачам исследования; научная обоснованность: соответствие ло­гике исследования; направленность на всестороннее и гар­моничное развитие испытуемых; взаимосвязь с другими методами в единой методической системе. Особенности применения названных выше методов педагогического ис­следования в методике определяются прежде всего содер­жанием изучаемых ею закономерностей.

Важным моментом является определение темы и пробле­мы исследования. Оно осуществляется на основе изучения состояния вопросов развития речи в теории и практике. Актуальность исследования определяется социальной зна­чимостью, степенью разработанности проблемы в теории и практике.

Покажем особенности применения разных методов на примере конкретного исследования на тему «Обучение де­тей шестого года жизни связным высказываниям типа рас­суждений». Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования связных высказываний типа рас­суждений у детей шестого года жизни. Задачи исследования: 1. Выявить особенности высказываний типа рассуждений у детей шестого года жизни. 2. Разработать и экспериментально проверить методику обучения детей монологам-рассужде­ниям.

Представим в самом общем виде этапы исследования.

1. Изучение лингвистической литературы и определение на ее основе сущности связного текста, особенностей фун­кций, структуры, языковых средств, способов связей меж­ду фразами и частями монологов-рассуждений.

Изучение психологических основ формирования у де­тей монологических высказываний типа рассуждений.

Изучение педагогической литературы (в историческом аспекте) по проблеме исследования.

Обоснование выбранной темы, цели, задач и методов исследования.

2. Определение рабочей гипотезы: «Дети шестого года жизни овладевают связными высказываниями типа рассуж­дений:

если организовано содержательное общение педагога с детьми в разных видах деятельности, в ходе которого со­здаются проблемные ситуации, требующие установления связей и отношений между объектами реального мира и их вербального выражения;

если на обучающих занятиях дети знакомятся со струк­турой высказывания-рассуждения и способами связи его частей».

В разработке гипотезы используются сведения из линг­вистики, психологии, других наук, а также данные пред­варительного изучения состояния вопроса в теории и прак­тике дошкольного воспитания.

3. Составление общего плана исследования: разработка методики экспериментальной работы — констатирующий этап (методика выявления особенностей высказываний до обучения, выполняющая роль тестов), формирующий этап (моделирование содержания и методики эксперименталь­ного обучения) и контрольный эксперимент (методика изучения результатов работы); выбор дошкольных учреж­дений, контрольных и экспериментальных групп; подго­товка дидактического материала, подготовка воспитате­лей (и при необходимости родителей); разработка пока­зателей и критериев, по которым будет оцениваться речь детей.

4. Констатирующий этап исследования. Его цель — оп­ределить особенности высказываний типа рассуждений в речи детей контрольных и экспериментальных групп. Для этого можно предложить следующую методику: а) много­кратные 30-минутные наблюдения за речевым общением педагогов и детей, а также детей друг с другом. Содержа­ние и формы общения тщательно протоколируются (маг­нитофонные записи, видеосъемка, стенографирование и др.); б) беседы с детьми о любимой игрушке (какая твоя любимая игрушка? почему она любимая?); в) отгадывание загадок (доступная загадка, например, о луке). Беседы и отгадывание загадок проводятся индивидуально с каждым ребенком в отдельности.

Собранные материалы анализируются и обобщаются с учетом принятых показателей и критериев (предметно-ло­гическое содержание высказываний, их аргументирован­ность, доказательность; связность, структурное оформле­ние, развернутость высказываний, плавность и др.). Резуль­таты используются при уточнении содержания следующе­го этапа исследования.

5. Формирующий эксперимент — экспериментальное обучение детей. В контрольных и экспериментальных груп­пах уравнивают все условия, но в контрольной не исполь­зуется экспериментальная методика обучения. Обучение детей проводится с учетом положений гипотезы. Все материалы тщательно фиксируются и подвергаются анализу, результаты которого сразу же используют для корректи­ровки ранее разработанной методики. Формулирование некоторых предварительных выводов.

6. Контрольный этап исследования: изучение резуль­татов экспериментальной работы — кроме методики, ис­пользованной на констатирующем этапе и позволяющей сравнивать получаемые данные, можно разработать за­дания на проверку переноса умений в новые условия, а также задания, выявляющие влияние проведенной ра­боты на общее речевое и умственное развитие детей. Срав­нение результатов работы, применение методов их мате­матической обработки, определение достоверности вы­водов.

Формулирование выводов, в которых должны подтвер­ждаться или опровергаться гипотеза, содержаться ответы на поставленные в исследовании вопросы. Разработка ме­тодических рекомендаций.

7. Апробация полученных данных в массовой практике: публикация материалов исследования в печати, обсужде­ние их на научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях; сбор отзывов о предложен­ных методических рекомендациях и др.

Методический эксперимент продолжается в течение 1—3 лет и позволяет получить объективные результаты. Кроме длительного эксперимента могут проводиться и кратковременные, выборочные. Они могут предварять раз­работку экспериментального обучения или сопровождать последнее. В первом случае они носят поисковый харак­тер, для того чтобы при моделировании формирующего эксперимента можно было использовать результаты это­го поиска. Например, с целью отбора наглядного и худо­жественного материала для детей при закреплении и ак­тивизации словаря по разным темам можно провести пе­рекрестные эксперименты, выясняющие доступность ли­тературных произведений, картин. Аналогично поступа­ют в случаях проверки эффективности отдельных при­емов обучения, например таких, как привлечение вни­мания детей к слову, участие в экскурсиях представите­лей той профессии, с которой знакомятся дети (в сло­варной работе), и др.

Методикой научного исследования студенты начинают овладевать в учебной работе, выполняя различные задания исследовательского характера (анализ литературы, изучение речи детей, разработка программ индивидуального развития детей и др.). Элементы эксперимента, опытно-педагогическая работа становятся основными методами выполнения курсовых и дипломных работ.

Вопросы

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 2557 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Личностные особенности

Фильм «Кавказская пленница»

Ситуация одна и та же, реакции разные. Это личностные особенности героев, у Моргунова — еще и физические…

​​​​​​​​​​​​​​Личностные особенности — внутренние и глубинные особенности людей. К личностным особенностям относят те внутренние особенности, которые кажутся более глубокими, глубинными, стабильные (долговременные) и влияющими на все другие особенности человека. Личностные особенности — это не только и не столько способности, темперамент, психологический характер и рисунок тела, сколько мотивы людей, их стремления и воля, их личностная устойчивость и личностная идентичность.

Если у человека есть стремление и воля, он разовьет в себе нужные способности, изменит свой темперамент и сформирует нужный характер. Личностные особенности позволяют менять психологические особенности.

Напоминаем

Личностное имеет смысл отличать от психологического, см.→

Психологические особенности — особенности людей, обусловленные их внутренним: внутренним миром и внутренним состоянием. Это обнаруживаемые человеком способности, наличный темперамент в той или иной ситуации, сложившийся характер и рисунок тела — в той мере, в какой они формируются чем-то более глубинным в человеке.