Лицензионно разрешительные режимы

Минэкономразвития России проводит системную работу, направленную на создание необходимых организационных условий для эффективного осуществления разрешительной деятельности. Министерством был разработан проект федерального закона «Об основах разрешительной деятельности в Российской Федерации», предусматривающий нормативное закрепление понятия «разрешительная деятельность», а также систематизацию и оптимизацию действующих разрешительных режимов. Это позволит упорядочить широкий круг общественно-экономических правоотношений, связанных с получением разрешений, а также снизить административные барьеры для бизнеса.

Основные направления работы Министерства по реформированию разрешительной деятельности включают в себя

  • Совершенствование механизмов саморегулирования в Российской Федерации, в том числе подготовку ежегодного доклада о состоянии развития саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в Российской Федерации.
  • Унификацию процедур лицензирования, их совершенствование и сокращение перечня лицензируемых видов деятельности.
  • Нормативное и методологическое обеспечение единой национальной системы аккредитации.

Подробнее на сайте ar.gov.ru

События и документы

Разрешительная деятельность: особенности правового регулирования

Разрешительная деятельность – это целый комплекс разных видов деятельности органов исполнительной власти, который объединяется общими юридическими свойствами.

Разрешительная деятельность рассматривается с точки зрения конституционных принципов деятельности государственной администрации в качестве одного из самых существенных способов ограничения и вмешательства в частную свободу.

Разрешение предполагает, что гос. орган заранее до начала какой-либо деятельности выдает специальное разрешение на осуществление этой деятельности, осуществляя тем самым предварительный контроль за деятельностью, которая потенциально может угрожать безопасности (это и есть конституционно-правовое обоснование вмешательства в виде разрешительных механизмов).

Кроме разрешительной деятельности у законодателя при выборе механизмов административного контроля есть еще два варианта – можно осуществлять разрешение по умолчанию, (это означает, что начинать деятельность можно в явочном порядке, а в последствии, если гос. орган обнаружит угрозу безопасности, он это разрешение по умолчанию пересматривает и запрещает эту деятельность) и последующий контроль.

Одновременно, разрешение по умолчанию связывается с последующим контролем (их различают по определенным свойствам, но на самом деле категории очень похожие). Главное, что в случае, когда не выдается разрешение заранее, не используется разрешительная система в чистом виде, то в общем то ограничения прав считаются менее существенными и для их введения не требуется столь тщательного конституционно-правового обоснования.

Признаки деятельности, требующей получения разрешения:

Хуторецкий Р. Лицензирование в гражданском праве // ПиЖ 2000 №29:

– деятельность является опасной для неограниченного круга лиц, не участвующих в ее осуществлении; хотя в определенных случаях, например, лицензирование осуществляется в отношении тех видов деятельности, которые опасны прежде всего для лиц, их осуществляющих

– деятельность вовлекает в свою сферу неограниченный круг участников;

– Деятельность носит профессиональный характер и как правило – предпринимательский характер, т. е. деятельность связана с извлечением дохода и в виду этого является особенно опасной (такое утверждение кажется парадоксальным, но если задуматься, тут все на самом деле все очень логично: когда деятельность осуществляется не в целях извлечения прибыли, шансов на то, что лицо, осуществляющее ее, будет думать о безопасности гораздо больше, чем если бы деятельность осуществлялась в предпринимательских целях. Предприниматель гонится за прибылью и готов ради нее на все, и поэтому тем более не станет нести издержки, связанные с обеспечением безопасности, потому что для него они экономически не выгодны). В связи с этим, например, лицензирование не осуществляется в отношении той деятельности, которая осуществляется непрофессионально и не связана с извлечением прибыли лицензированию не подлежит.

Это, правда, больше всего относится к лицензированию видов деятельности, в отношении других элементов разрешительной системы это свойство не всегда проявляется, но чаще всего обнаруживается и в них.

Для разрешительной системы характерны следующие юридические особенности:

1) Разрешительная система существует для обеспечения безопасности и ее существование конституционно-оправдано лишь в тех пределах, в которых она обеспечивает безопасность (в этом отношении она похожа на регистрационную систему). При этом разрешительная система носит характер достаточно серьезного вмешательства, поэтому разрешительная система может использоваться только в тех случаях, когда обеспечить безопасность другими способами (той же регистрацией) невозможно.

2) В литературе в качестве особенности РС выделяют понятие относительного запрета на осуществление деятельности до получения разрешения. Относительный запрет означает, что разрешительная система юридически сконструирована так, что по общему правилу данную деятельность осуществлять нельзя, кроме как в случае, если получено разрешение.

Казалось бы, вещь довольно очевидная и не особенно полезная. Тем не менее, на практике полезность этого принципа очень ярко проявилась в рамках реформы системы органов исполнительной власти. Реформа – вещь непростая и в отношении целого ряда видов деятельности были периоды, когда органа, который выдает лицензии не было вообще (тот, который выдавал, уже прекратил свое существование, а не у одного из вновь образованных в положении не написали, что он осуществляет лицензирование конкретного вида деятельности). В связи с тем, что органа не существовало, некоторые организации, у которых как раз в этот период закончилось действие прежней лицензии, пытались потребовать, чтобы им разрешили осуществлять деятельность без лицензии, но добиться этого они не смогли ввиду как раз этого принципа относительного запрета. à если лицензию получить невозможно, значит и соответствующий вид деятельность осуществлять нельзя

3) Стремление законодателя создать единый перечень лицензируемых видов деятельности (принцип установления единого перечня упоминается в ст. 3 ФЗ о лицензировании). Это стремление во многих случаях остается благой целью, к которой можно стремиться, но достичь которой невозможно. Почему? – дело в том, что само понятие «вид деятельности» юридически недостаточно определенно. Такое понятия в юридических категориях описать довольно затруднительно – можно говорить об отдельных действиях: сделках, исполнении принятых на себя обязательств. Соответственно, когда в законе определяют виды деятельности, естественно, получается так, что его описывают некими общими категориями. А дальше во всех сферах происходит примерно одна и та же история: закон определяет общий вид деятельности, а дальше на уровне подзаконных актов данный вид деятельности начинает конкретизироваться на подвиды деятельности.

Например: деятельность по оказанию медицинских услуг. Сколько здесь можно придумать подвидов начиная от оказания простой санитарной помощи, заканчивая стоматологией и т. д.

Во всех этих случаях получается, что общий вид начинает дробиться на подвиды и, естественно, для многих ведомств довольно часто очень соблазнительно каждый подвид деятельности считать самостоятельным лицензируемым видом, соответственно, отдельно выдавать лицензию на оказание стоматологических услуг, отдельно – на офтальмологию и т.д. (и взимать за каждую выдачу пошлину)

Ввиду этого сама идея закона закрепить единый перечень видов деятельности становится малодостижимой.

Кроме того, именно в области лицензирования возможность создания единого перечня ограничивается самим же законом о лицензировании отдельных видов деятельности, потому что в законе перечислено, на какие виды деятельности этот закон не распространяется (банковская деятельность и т. д. )

Вывод: сам принцип упоминается в законе, но в реальности нереализуем

Что касается механизма регулирования лицензирования, то поскольку лицензирование рассматривается как ограничение свободы, основой для лицензирования всегда должна быть норма закона, лицензирование всегда должно вводится законодательной строчкой (проще: перечень лицензируемых видов деятельности определяется законом). А дальше, как правило, механизм регулирования выглядит следующим образом – по каждому виду деятельности, обозначенному в законе, правительство издает специальное постановление о лицензировании соответствующего вида деятельности и в этом положении о лицензировании Правительство определяет, какой орган будет выдавать лицензии. Этот орган издает или административный регламент, или какие-то специальные правила, которые касаются процедуры выдачи лицензии на уровне этого органа.

4) Большинство лицензий выдается федеральными органами исполнительной власти.

Однако в законе предусмотрено возможность для правительства определять, в каких случаях лицензирование осуществляется субъектами РФ. В соответствии с законом Правительство РФ издало Постановление от 26.01.2006 N 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», в котором перечисляются всего два вида деятельности, лицензии по которым выдают органы исполнительной власти субъектов РФ – лицензии на сбор лома цветных металлов и лицензии на сбор лома черных металлов.

Но помимо этого в отдельных законодательных актах, прямо на уровне федерального закона устанавливается, что лицензирование осуществляется органами исполнительной власти субъекта. Скажем, в законе об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции прямо указано, что лицензии на торговлю алкоголем выдают именно органы исполнительной власти субъектов.

Вывод – можно говорить о том, что по общему правилу все лицензирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и только в том случае, если это прямо указано в федеральном законе или постановлении правительства, лицензии выдаются на уровне субъекта федерации. В таком случае уже высший орган исполнительной власти субъекта определяет, какой именно орган будет осуществлять лицензирование.

5) разрешение выступает административно-правовым ограничителем экономической (хозяйственной деятельности): отношения в рамках самой этой деятельности остаются гражданско-правовыми;

Иногда цивилисты пытаются назвать лицензирование едва ли не гражданско-правовым институтом. Это вопрос сложный, потому что примерно также как с регистрацией последствия лежат не только в области административных, но и, естественно, гражданских правоотношений. В ГК указано, что пределы правоспособности юридического лица, индивидуального предпринимателя определяются, ограничиваются наличием у него лицензии на осуществление определенного вида деятельности. Получается так, что сами отношения, связанные с лицензированием носят именно административно-правовой характер, а наличие/отсутствие лицензии влияет на гражданскую правоспособностьàимеет гражданско-правовые последствия.

6) Деятельность по выдаче разрешений носит платный характер – в отношении большинства видов разрешений установлен механизм оплаты в виде государственной пошлины. (также как и в случае с регистрацией это нужно специально оговаривать, потому что разрешительная деятельность носит принудительный, правоограничительный характер и по природе своей не должна была бы сопровождаться уплатой каких-то пошлин или сборов)

7) разрешение выдается на определенный срок, в течение которого по собственному желанию организация или гражданин не может отказаться от разрешения

Также как в литературе выделили принцип относительного запрета, была выделена такая особенность, которая в законе прямо не указана, но из системного толкования закона можно сделать вывод о том, что если разрешение на осуществление какого-то вида деятельности получено, то отказаться от этого разрешения нельзя. Условно говоря, если выдана лицензия и организация по каким-то причинам не хочет больше иметь лицензию на осуществление данного вида деятельности, то отказаться от лицензии нельзя. Почему? – прежде всего, в связи с тем, что лицензирование есть проверка состояния организации. Разрешение выдается как подтверждение того, что госорган провел проверку, осуществил контроль, и установил, что у организации есть все необходимые условия для безопасного осуществления определенного вида деятельности. Эта констатация предполагает, что организация может осуществлять такую деятельность. Соответственно в период действия лицензии она может быть отозвана, но добровольно от нее отказаться нельзя

– выдача разрешения осуществляется индивидуальным административным актом. Разрешение – это административный акт со всеми вытекающими отсюда последствиями, а именно то, что с изданием этого акта связывается наступление определенных юридических последствий в виде соответствующего расширения правоспособности юр. лица или индивидуального предпринимателя

– после выдачи разрешения возможен контроль за деятельностью. (мы говорили о последующем контроле как альтернативе разрешительной системы, но и сама разрешительная система предполагает не только предварительный, но и последующий контроль. Это одно из свойств разрешительной системы, которое делает ее наиболее обременительной)

– участники лицензионного производства: соискатель лицензии, лицензиат, лицензирующий орган.(для лицензионного производства характерна та терминология, которую использует гражданское законодательство применительно к своим лицензиям (лицензиям на предоставление исключительных прав) и в этом отношении легко спутать и быть введенным в заблуждение. В лицензионном производстве также используется понятие лицензиата, но помимо него есть еще понятие соискателя лицензии, который существует только на стадии до получения непосредственно лицензии и лицензирующего органа. Лицензиара здесь нет)

Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 2514 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

При выполнении задачи по обеспечению общественной безопасности граждан Управление лицензионно-разрешительной работы Росгвардии проводит лицензирование охранных предприятий, а также частных детективных учреждений. Помимо этого, оно ведет контроль всех действий, касающихся оборота гражданского или служебного оружия. Этот госконтроль реализуется через мониторинг выполнения всех нормативно-правовых актов в области приобретения, производства, транспортировки или хранения оружия.

На сегодняшний день разрешительная система охватывает все уровни исполнительной власти. Но если ранее разрешительная система находилась в ведомстве МВД, где при каждом территориальном УВД был создан свой отдел лицензирования, то с 2016 года лицензионно-разрешительная служба находится в ведомстве национальной гвардии России.

Образование лицензионно-разрешительной системы

Центр лицензионно-разрешительной работы Росгвардии является фундаментальным звеном в функционировании разрешительной системы. Чтобы объективно оценить важность исполняемых задач, необходимо рассмотреть первопричины создания разрешительной системы.

Начнем не от истоков, так как корни уходят еще в Петровские времена. Система в привычном для нас виде была образована в 1969 году. В то время внутренним приказом МВД был образован отдел, на который возлагались задачи учета оружия, пребывающего на руках у граждан.

Со временем структура отделов разрешительной системы приобрела иерархическую организацию. Необходимостью введения строгого учета стало увеличение числа преступлений с применением оружия. Полностью исключить приобретение оружия невозможно, но при этом свободная его продажа в нашей стране запрещена. Под оборотом оружия подразумевается покупка, продажа, хранение или ношение такового.

В каждом регионе созданы центральные отделы, решающие вопросы оборота оружия на строго установленной территории. Для повышения эффективности контроля отделения по лицензированию создаются при УВД района. В крупных городах можно встретить несколько отделов. Объясняется это делением территории города на административные округи.

В городах с численностью населения до 300-400 тысяч человек вся разрешительная работы лежит на одном единственном отделе. В более мелких, так называемых, провинциальных городах городские отделы и районные объединены. В итоге функционирует межрайонный ЛРО.

Структура разрешительной системы

Вышеупомянутый центр разрешительной работы функционирует в структуре главного управления МВД, а ныне – главного управления Росгвардии. В территориальных органах ВНГ РФ – на межрегиональном уровне и на районном уровне, то есть структура не изменилась, за исключением изменения самого ведомства.

Центр лицензионно-разрешительной работы наделен большими полномочиями, нежели муниципальный ОЛРР. Насколько эти полномочия будут отличаться, зависит от самого региона и местных органов власти. Встречаются примеры, когда ОЛРР компетентны решать все те задачи, которые возложены на центральный отдел.

Задачи центра

Поставленные локальные и глобальные задачи определяют функционал ЦЛЛР. Они все направлены на обеспечение безопасности граждан и обеспечение государственного контроля над оборотом оружия.

  • ЦЛРР обязан осуществлять лицензионно-разрешительную работу, выдавать разрешения и лицензии на ведение любой деятельности, связанной с применением оружия.
  • Всячески сотрудничать с силовыми структурами, в частности, с полицией в целях оказания помощи при раскрытии преступлений.
  • Проводить периодическую проверку соблюдения норм законодательства в области оборота оружия. Вводить запреты и ограничения вследствие выявленных нарушений.

Предоставляемые гражданам услуги

Процедура лицензирования состоит из нескольких этапов и зависит от объекта лицензирования. Так, в роли объекта может выступать само оружие, охотничья деятельность, охранная или детективная деятельность. ОЛРР имеет право лицензировать деятельность как физических, так и юридических лиц. Полный перечень предоставляемых услуг может быть представлен на официальном сайте центра, если таковой имеется, или на едином портале госуслуг.

  • Служба лицензирования после приема определенных документов и проверки их актуальности выдает гражданам разрешение приобретать охотничье оружие, пневматическое оружие, оружие ограниченного поражения, а также клинковой оружие, которое положено носить с парадной формой.
  • Особе внимание привлечено сотрудниками центра к нарезному оружию. За счет особой формы поверхности ствола оно обладает повышенными ударными характеристиками, следовательно, должно лицензироваться по особым правилам и нормам. Повышенные требования к претендентам на получение лицензии проявляются в том, что подавать заявку на нарезное оружие можно только после пяти лет владения гладкоствольным.
  • Лицензия на хранение и ношение оружия – это разрешительный документ, который обязательно должен быть у каждого владельца оружия. Даже если вы получили разрешение на приобретение, то с таким документом хранить оружие нельзя. После регистрации ствола следует получить лицензию. Ее выдают в каждом отделе лицензионно-разрешительной работы.
  • Лицензия на хранение длинноствольного оружия, предназначенного для самообороны, не позволяет носить его при себе. Получение этого вида лицензии стоит в отдельной категории услуг, предоставляемых отделом лицензирования.

  • Ремонтные работы, которые требуется проводить с оружием, должны выполняться специализированными мастерскими. Но перед отправкой оружия на ремонт, необходимо получить в отделе соответствующее разрешение. Оно выдается после повреждения экспертизы, устанавливающей объемы работы и необходимость ремонта в целом.
  • Продажа оружия – это мероприятие, которое в обязательном порядке должно быть согласовано с ОЛРР. Непосредственно перед сделкой продавец направляет в отдел уведомление, а затем сдает ствол на экспертизу. В отделе оформляют необходимые документы, в том числе и документы соответствия. Затем эти документы передаются покупателю.
  • Наконец, перевозка оружия тоже включена в оборот. На перевозку внутри региона никаких особых документов оформлять не нужно, однако транспортировка оружия за пределы области сопровождается документально, это документы также готовит ОЛРР.

Особенности работы ЦЛЛР

Запросы в ЦЛРР на предоставление услуг можно делать различными способами, но при этом избежать непосредственной явки в отдел не удастся. Первое, на что следует обратить внимание гражданам, — это адрес расположения отдела. Если вы будете искать информацию в сети Интернет, то следует пользоваться самыми свежими данными.

Дело в том, что при переводе ЦЛРР в ведомство подразделений нацгвардии некоторые отделы сменили адреса. Но это касается не всех отделов, в связи с проблемами, возникшими в вопросе предоставления помещений, многие отделы пока так и работают в здании местных ОВД.

Чтобы обратиться за консультацией к сотруднику ОЛРР, нет необходимости проделывать долгий путь и являться лично в отдел. Необходимо узнать номер телефона дежурного и через него решить некоторые вопросы.

К особенностям работы центра следует отнести достаточно своеобразный график работы. Если многие государственные организации работают в режиме пятидневной недели, то ОЛРР принимает граждан только в течение двух-трех дней. Ограниченные часы приема объясняются загруженностью штатных сотрудников обязательствами по обработке документов. Время приема необходимо узнавать на портале государственных услуг.

Каждый гражданин, желающий получить разрешительные документы, должен определиться со способом подачи заявления. Наиболее перспективным и удобным из всех предусмотренных считается обращение в ОЛРР через госуслуги. Преимущество данного способа в том, что граждане могут в пару несложных манипуляций подать заявление на предоставление любой государственной услуги, а также выбрать для себя наиболее подходящее время для посещения отдела. Но если требуется помощь специалиста, то следует обращаться в многофункциональный центр.

разрешительный орган

Смотреть что такое «разрешительный орган» в других словарях:

  • орган, санкционирующий вид деятельности — разрешительный орган (напр. пуск ядерного фактора на АЭС) Тематики энергетика в целом Синонимы разрешительный орган EN authorization authority … Справочник технического переводчика

  • ОРГАН КООРДИНАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — орган государственного регулирования внешнеторговой деятельности; федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 4 ст. 12 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, на который «Правительством РФ… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

  • Государственный орган — (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

  • лицензия — (от лат. licentia свобода, право) 1) выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления или местного самоуправления разрешение осуществлять виды деятельности, которые согласно закону подлежат лицензированию (напр.,… … Большой юридический словарь

  • Лицензия — (от лат. licentia свобода действий, право; англ. licence) 1) в РФ разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим … Энциклопедия права

  • Reichszeugmeisterei — Reichszeugmeisterei der NSDAP (русское произношение рейхсцойгмастерай) (Имперское контрольное ведомство НСДАП), или сокращённо RZM (рус. эр це эм), первый и в дальнейшем высший координационно контрольный орган с… … Википедия

  • Имперское контрольное ведомство НСДАП — (нем. Reichszeugmeisterei der NSDAP (произносится рейхсцойгмастерай), или сокращённо RZM (рус. эр це эм)) первый и в дальнейшем высший координационно контрольный орган с местонахождением центрального аппарата в г. Мюнхене,… … Википедия

  • ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО — – учреждение, предприятие или организация, выступающие в гражданском обороте в качестве самостоятельного (особого) носителя гражданских прав и обязанностей. Ю. л. может как таковое, т. е. от своего имени, приобретать права по имуществу, вступать… … Советский юридический словарь

  • Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные… … Большой юридический словарь

  • КОРЕЙСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА — (조선 (Чосон), Democratic People s Republic of Korea) см. КОРЕЯ Общие сведения Официальное название Корейская Народно Демократическая Республика (КНДР, Северная Корея) (кор. 조선민주주의인민공화국 (Чосон минчжучжуый инмин конхвагук)). Расположена в северной… … Энциклопедия стран мира

  • Брокер — (Broker) Брокер посредническое лицо, содействующее совершению сделок между заинтерисоваными сторонами Профессия брокер: виды брокерской деятельности, биржевой брокер, страховой брокер, кредитный брокер, брокерская деятельность Содержание… … Энциклопедия инвестора

Лицензионно-разрешительные режимы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Дисциплина «Административные процедуры и
административные режимы»
Модуль 2. Специальные административно-правовые режимы
Тема 2.4.
«Лицензионно-разрешительные режимы»

Учебные вопросы
1. Понятие, правовые основы и особенности
лицензионно-разрешительных режимов.
2. Порядок обращения оружия, ввоза и вывоза
наркотических средств и психотропных веществ в
Россию.
Нормативно правовые акты:
• Конституция Российской Федерации
(принята всенародным голосованием
12 декабря 1993г.) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к
Конституции РФ от 30 декабря 2008г.
№6-ФКЗ, от 30 декабря 2008г. №7-ФКЗ)
// СЗ РФ. 2009. №4. Ст. 445.
• Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях
от 30.12.2001. № 195-ФЗ // Собрание
законодательства Российской
Федерации. 2002. № 1 (часть I) Ст. 1 (с
посл. изм. и доп.).
Учебники, учебные пособия
Административное право Российской
Федерации: учебник для
академического бакалавриата/ Ю.И.
Мигачев, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров:
под ред. Л.Л. Попова, 4 изд, М., Изд-во
Юрайт, 2014.
А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий.
Административное право России.
Учебник. М.: Зерцало. 2013.
Андреева Е.М., Щербак Е.Н.
Административные процедуры в
государственном управлении: Учебнометодическое пособие. М.: Изд-во
МГОУ, 2013.
2
1. Понятие, правовые основы и особенности лицензионноразрешительных режимов
Правовая основа • ФЗ «О лицензировании

лицензионноотдельных видов
деятельности» от
разрешительных
04.05.2011 № 99-ФЗ
режимов
Он регулирует отношения, возникающие между:
Федеральными
органами
исполнительной власти
Органами
исполнительной власти
субъектов РФ
Юридическими лицами
Индивидуальными
предпринимателями
в связи с осуществлением лицензирования отдельных
видов деятельности
3
Лицензирование отдельных видов
деятельности осуществляется в целях
предотвращения ущерба:
Правам, законным
интересам, жизни и
здоровью граждан
Окружающей среде
Объектам
культурного
наследия народов
РФ
Осуществление лицензирования отдельных
деятельности в иных целях не допускается.
Обороне и
безопасности
государства
видов
4
Задачами лицензирования
являются :
Предупреждение, выявление и пресечение
нарушений
Юридическим лицом
Его руководителем и иными должностными лицами
Индивидуальным предпринимателем
Его уполномоченными представителями
Требований, которые установлены ФЗ
5
Основные понятия, используемые в лицензировании:
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕдеятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению
лицензий, продлению срока действия лицензий, осуществлению
лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению
действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра
лицензий, формированию государственного информационного ресурса.
ЛИЦЕНЗИЯСпециальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или
индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое
подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.
ЛИЦЕНЗИРУЕМЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ –
Вид деятельности, на осуществление которого требуется получение лицензии в
соответствии с ФЗ.
6
ЛИЦЕНЗИРУЮЩИЕ ОРГАНЫУполномоченные федеральные органы исполнительной власти РФ и их
территориальные органы, осуществляющие лицензирование.
СОИСКАТЕЛЬ ЛИЦЕНЗИИЮридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в
лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии.
ЛИЦЕНЗИАТЮридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие
лицензию.
ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ –
Совокупность требований, которые установлены положениями о
лицензировании конкретных видов деятельности.
7
Основные принципы осуществления
лицензирования:
Обеспечение единства экономического пространства на территории РФ
Установление лицензируемых видов деятельности ФЗ
Установление ФЗ единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории РФ
Установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых
видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности
Открытость и доступность информации о лицензировании
Недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление
лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины
Соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Лицензия действует бессрочно.
8
Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии – п.1. ст.12 ФЗ
Разработка,
производство,
испытание, хранение,
ремонт и утилизация
гражданского и
служебного оружия
Разработка,
производство,
испытание, хранение,
реализация и
утилизация боеприпасов
Оборот наркотических
средств, психотропных
веществ
Деятельность по
хранению и
уничтожению
химического оружия
Частная охранная
деятельность
9
Для получения лицензии соискатель лицензии
предоставляет:
Заявление о предоставлении
лицензии
Копии учредительных документов
ЮЛ, засвидетельствованные в
нотариальном порядке
Копии документов, перечень которых
определяется положением о лицензировании
конкретного вида деятельности
Опись прилагаемых
документов
В соответствии со ст. 14 ФЗ, в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня
приема заявления лицензирующий орган принимает решение о предоставлении
лицензии или об отказе в предоставлении
10
Ст. 20 ФЗ действие лицензии приостанавливается лицензирующим
органов в случаях:
Привлечения лицензиата к
административной ответственности за
неисполнение в установленный срок
предписания об устранении грубого
нарушения лицензионных требований
Назначения лицензиату
административного наказания в виде
административного приостановления
деятельности
Лицензия может быть аннулирована по решению суда.
11
2. Порядок обращения оружия, ввоза и вывоза наркотических
средств и психотропных веществ в Россию.
ФЗ «Об оружии» от 13.12.1996 №150
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
ОРУЖИЕ – устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения
живой или иной цели, подачи сигналов;
ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ – оружие, предназначенное для механического поражения
цели, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного
заряда;
ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ – ствол, затвор, барабан, рамка,
ствольная коробка;
ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ – оружие, предназначенное для поражения цели при помощи
мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения;
МЕТАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ – оружие, предназначенное для поражения цели на
расстоянии снарядом при помощи мускульной силы человека;
12
ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ – оружие, предназначенное для поражения цели на
расстоянии снарядом за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа;
ГАЗОВОЕ ОРУЖИЕ – оружие, предназначенное для временного поражения живой
цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ;
БОЕПРИПАСЫ –
предметы вооружения или метаемое
снаряжение,
предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный,
пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание;
ПАТРОН – устройство, предназначенное для выстрела из оружия, объединяющее в
одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный снаряд и
метаемое снаряжение;
СИГНАЛЬНОЕ ОРУЖИЕ – оружие, конструктивно предназначенное только для
подачи световых, дымовых или звуковых сигналов;
ОБОРОТ ОРУЖИЯ – производство оружия, торговля оружием, продажа, передача,
приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение,
перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия
на территорию РФ и вывоз его из РФ.
ПРОИЗВОДСТВО ОРУЖИЯ – исследование, разработка, испытание, изготовление, а
также художественная отделка и ремонт оружия, изготовление боеприпасов,
патронов и его составных частей.
13

Оружие, предназначенное
для использования
должностными лицами
гос. Органов и
работниками ЮЛ, которым
законодательством РФ
разрешено ношение,
хранение и применение в
целях самообороны или
для исполнения
обязанностей по защите
жизни, охране природы ,
специальной
корреспонденции
БОЕВОЕ, РУЧНОЕ,
СТРЕЛКОВОЕ И ХОЛОДНОЕ
Предназначенн
ое для
использования
гражданами РФ
в целях
самообороны,
для занятий
спортом и
охоты
СЛУЖЕБНОЕ
ГРАЖДАНСКОЕ
Виды оружия:
Оружие, предназначенное для
решения боевых и оперативнослужебных задач, приятое в
соответствии с НПА
Правительства РФ на
вооружение Минобороны РФ,
МВД РФ, ФСБ РФ, Службы
внешней разведки РФ,
федеральной службы охраны
РФ, ФСКН РФ, Государственной
фельдъегерской службы РФ,
Федерального агентства
специального строительства,
ФСИН, ФССП, ФТС, Службы
специальных объектов при
Президенте РФ, прокуратуры
РФ.
Оружие самообороны: огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие,
огнестрельное боевое оружие, газовое оружие, электрошоковые устройства;
Спортивное оружие: огнестрельное с нарезным стволом, огнестрельное гладкоствольное,
холодное клинковое, метательное, пневматическое с дульной энергией свыше 3 ДЖ;
Охотничье ружье: огнестрельное с нарезным стволом, огнестрельное гладкоствольное,
огнестрельное комбинированное, пневматическое с дульной энергией не более 25 ДЖ,
холодное клинковое.
14
Участие таможенных органов в обороте оружия
Ввоз в РФ оружия, патронов и конструктивно сходных с
оружием изделий производится после проведения
сертификации органами по сертификации.
Без проведения сертификации в РФ могут ввозиться:
Имеющие сертификаты
соответствия или декларации о
соответствии
Перемещаемые по территории
РФ в соответствии с
международными договорами
РФ
Временно ввозимые
юридическими и физическими
лицами в целях охоты, участия в
спортивных мероприятиях,
выставках и историкокультурных мероприятиях
15
Контроль за оборотом оружия
Контроль за
оборотом
гражданского и
служебного оружия
на территории РФ
осуществляют:
• ОВД и органы, уполномоченные
Правительством РФ выдавать
лицензии на производство
гражданского и служебного оружия;
• Органы государственного надзора за
соблюдением государственных
стандартов РФ
Контроль за оборотом оружия осуществляется в порядке,
определяемом правительством РФ.
16
Лицензионно-разрешительный режим оборота наркотических
средств и психотропных веществ
ФЗ «О наркотических средствах и
психотропных веществах» от08.01.1998 №3-ФЗ
• Наркотические средства – вещества синтетического или естественного
происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических
средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю
• Психотропные вещества – вещества синтетического или естественного
происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих
контролю
• Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ – вещества, часто
используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и
психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю
• Аналоги наркотических средств и психотропных веществ — запрещенные для
оборота в РФ вещества синтетического или естественного происхождения, не
включенные в Перечень наркотических средств и психотропных веществ и их
прекурсоров, подлежащих контролю
17
Препарат – смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько
наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень
Оборот наркотических средств– культивирование растений; разработка, изготовление,
производство, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация,
распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию ТС, вывоз с
таможенной территории ТС, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством РФ
Незаконный оборот наркотических средств – оборот наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства РФ
18
Производство наркотических средств – действия, направленные на серийное получение
наркотических средств или психотропных веществ из химических веществ и (или)
растений;
Изготовление наркотических средств – действия, в результате которых на основе
наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров получены готовые к
использованию и потреблению формы наркотических средств, психотропных веществ
или содержащие их лекарственные средства;
Переработка наркотических средств – действия, в результате которых происходит
рафинирование, повышение в препарате концентрации наркотических средств или
психотропных веществ, а также получение на их основе веществ, не являющихся
наркотическими средствами или психотропными веществами;
Распределение наркотических средств – действия, в результате которых в соответствии
с порядком, установленным Правительством РФ, конкретные ЮЛ получают в
установленных для них размерах конкретные наркотические средства или психотропные
вещества для осуществления наркотических средств или психотропных веществ;
Ввоз (вывоз) наркотических средств – перемещение наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров в таможенной территории другого государства
на таможенную территорию ТС или с таможенной территории ТС на таможенную
территорию другого государства.
19
наркомания
• Заболевание,
обусловленное
зависимостью от
наркотического
средства или
психотропного
вещества
Больной наркоманией
• Лицо, которому по
результатам
медицинского
освидетельствования,
проведенного в
соответствии с ФЗ,
поставлен диагноз
«Наркомания»
Незаконное потребление наркотических
средств –
потребление
наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;
Государственные квоты на наркотические средства – квоты на наркотические
средства и психотропные вещества, устанавливаемые Правительством РФ в
соответствии с международными договорами РФ на основании расчета
потребности РФ в наркотических средствах и психотропных веществах, в
пределах которых осуществляется их оборот.
20
Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры,
подлежащие контролю вносятся в следующие списки:
Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ запрещен в

соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ
Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в
отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и
международными договорами РФ
Список психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых
допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и
международными договорами РФ
Список прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются
меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ