Лукьянов Игорь Вячеславович Омск

Бюджет Омской области на 2018 год одобрен региональным правительством

Приоритетами, как подчеркнул врио губернатора Александр БУРКОВ, станут исполнение социальных обязательств и поиск точек роста региональной экономики

На заседании правительства Омской области 25 октября одобрен проект бюджета на 2018 год и плановый период 2019 – 2020 годов.

Сформирован бюджет на следующий год на уровне 71,1 млрд рублей по доходам, 71 млрд рублей по расходам. Впервые с 2004 года бюджет региона будет профицитным, профицит составит 157 млн рублей. Как напомнил министр финансов Омской области Вадим ЧЕЧЕНКО, это связано с требованиями федерального центра, профицитный бюджет – это основное условие участия региона в программе реструктуризации бюджетных кредитов, инициированной Президентом России Владимиром ПУТИНЫМ.»Инициатива президента стимулирует регионы жить по средствам, что совпадает с ключевым принципом бюджетной политики Омской области. При этом отказ от использования дефицита как источника финансирования расходов не будет происходить за счет социальных расходов, которые в проекте бюджета запланированы с ростом, либо в объеме, соответствующем уровню текущего года», – подчеркнул Вадим ЧЕЧЕНКО.

Доходы

Доходы областного бюджета в 2018 году на 82% будут состоять из налоговых и неналоговых доходов и только на 18% – из федеральных трансфертов. На налоговые и неналоговые доходы региона приходится 58,9 млрд рублей, в том числе 15,9 млрд рублей составят поступления по налогу на прибыль, 18,2 млрд рублей – НДФЛ, 7,4 млрд рублей – имущественные налоги. Поступления по ключевым налоговым источникам запланированы с ростом, за исключением поступлений по акцизам, они снизятся на 11,8% к уровню текущего года – до 12,7 млрд рублей. Это связано с изменением нормативов зачисления акцизов на нефтепродукты в субъекты РФ, а также уменьшением прогноза поступлений акцизов на крепкий алкоголь. Однако, как рассчитывает глава регионального минфина, до конца текущего года на федеральном уровне будут приняты изменения в бюджетное законодательство в части изменения механизма зачисления акцизов на крепкий алкоголь, что позволит Омской области несколько компенсировать потери доходов от переноса части производства Омсквинпрома в Подмосковье.

Неналоговые доходы бюджета сформированы в размере 1,1 млрд рублей, что на 9,3% ниже уровня 2017 года. Безвозмездные поступления в проекте бюджета сформированы на уровне 12,2 млрд рублей. Вместе с тем федеральные власти распределили еще не весь объем межбюджетной поддержки, и в Омскую область в течение года поступят дополнительные дотации, а также средства на поддержку сельского хозяйства и дорожную деятельность.

Расходы

Расходы областного бюджета спрогнозированы в размере 71 млрд рублей. Самой внушительной статьей расходов остается фонд оплаты труда работников бюджетной сферы, который в рамках выполнения «майских» указов президента увеличится на 1,1 млрд рублей к уровню текущего года и достигнет 27,4 млрд рублей.

На меры социальной поддержки населения, которыми пользуются более четверти жителей региона, предусмотрено 12 млрд рублей. Сокращения мер социальной поддержки не предполагается, более того, в 2018 году регион вновь приступит к реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей – на эти цели в бюджете запланировано 83 млн рублей. На страховые взносы в фонд ОМС на неработающее население (а это более 60% жителей региона) из бюджета 2018 года уйдет 9,9 млрд рублей, и эта сумма в связи с удорожанием медицинских услуг на 10% больше, чем в 2017 году. Также на сферу здравоохранения предусмотрено 4,8 млрд рублей. Существенная доля расходов традиционно приходится на образование – 17,3 млрд рублей.

Объем дорожного фонда региона сформирован на уровне 4,9 млрд рублей, но он еще вырастет – на сумму федеральных трансфертов. Также с ростом к уровню текущего года запланированы средства на нецелевую финансовую поддержку муниципальных образований из регионального бюджета – эти расходы составят 6,5 млрд рублей. В составе дотации, как рассказал министр финансов, сформирован резерв в размере 301 млн рублей, эти средства будут направляться в муниципалитеты на решение первоочередных вопросов местного значения в ходе исполнения бюджета. «Отмечу, что в целях повышения бюджетной дисциплины районов подходы к распределению дополнительной поддержки будут ужесточены, помощь будет оказываться на основе детального анализа всех статей местных бюджетов», – добавил Вадим ЧЕЧЕНКО.

Расходы на обслуживание госдолга региона составят 2 млрд рублей. Отметим, что третий год подряд расходы на обслуживание госдолга сокращаются, а в целом госдолг Омской области за 2018 год уменьшится на сумму профицита.

Расходы на финансирование национальных отраслей экономики пока сформированы на уровне 65% от отраслевых расходов в 2017 году. Снижены до 1,6 млрд рублей расходы на поддержку сельского хозяйства (в 2017 году – 3 млрд рублей), но региональный минсельхоз планирует претендовать на дополнительные федеральные трансферты. Инвестиционные расходы бюджета предусмотрены на уровне 2,4 млрд рублей, больше половины этих средств уйдут на дороги, остальное – на объекты высокой степени готовности (здание страхового общества «Саламандра», Красногорский гидроузел, поликлиника на 1000 посещений на Левом берегу, Большеуковский ДК). Плюс на строительство школ предусмотрено в 2018 году 59 млрд рублей, это доля софинансирования со стороны региона, а из федерального бюджета облправительство в течение ближайших трех лет рассчитывает привлечь на эти цели более 1,5 млрд рублей.

Наконец, регион продолжит участвовать в программе «Формирование комфортной городской среды». На благоустройство дворовых и общественных территорий регионом предусмотрено 75 млн рублей, что позволит рассчитывать на федеральное софинансирование на уровне 370 млн рублей.

– Важен не только объем бюджета, который мы сегодня обсуждаем, важно качество использования бюджетных средств, чтобы каждый государственный рубль активно работал на рост уровня жизни населения Омской области, – подчеркнул Вадим ЧЕЧЕНКО.

Тенденции

– Социальная направленность бюджета в Омской области сохраняется. Мы гарантируем все выплаты по заработной плате согласно тем нормативам, которые установлены «майскими» указами президента, и выплаты тех социальных пособий, которые предусмотрены федеральным и областным законодательством. В бюджете 1,5 млрд рублей будут направлены на компенсацию льготного проезда, 3,8 млрд рублей – на компенсацию услуг ЖКХ для льготников, увеличатся детские пособия, – прокомментировал проект бюджета врио губернатора Александр БУРКОВ.

Глава региона при этом высказал обеспокоенность низкими темпами роста доходов областной казны и подчеркнул, что кабинету министров предстоит серьезная работа над привлечением дополнительных средств. «Необходимо работать над налоговой базой. Сейчас профильными министерствами проводится глубокий анализ нашей промышленности, предприятий агропромышленного сектора, и в дальнейшем мы будем рассматривать предложения по увеличению эффективности предприятий, росту налоговых доходов», – заявил Александр БУРКОВ. Также врио губернатора расспросил министра финансов о том, по каким крупным налогоплательщикам прогнозируется снижение налога на прибыль. «Снижение пока формируется у Сбербанка, в целом по всей банковской системе эта ситуация складывается, с мая банки начали проседать к уровню прошлого года. Но при этом надо учесть, что в прошлом году объем поступлений от Сбербанка в областной бюджет был рекордным, да и в целом этот продолжает по налогу на прибыль платить больше, чем остальные банки, вместе взятые. Другой потенциальный главный налогоплательщик («Газпромнефть ОНПЗ» – прим. «КВ») пока в этом году прогноз не меняет, остается на уровне прошлого и позапрошлого года. Но на сегодня у него фактические поступления уже перекрыли спрогнозированные поступления, будем смотреть по итогам месяца, если сложится переплата, нужно будет в ноябре осуществлять возврат средств. В целом же с учетом динамики по отрасли ждем роста поступлений», – рассказал Вадим ЧЕЧЕНКО. Александр БУРКОВ, в свою очередь, поручил министру экономики Оксане ФАДИНОЙ провести анализ ранее предоставленных предприятиям, в том числе держателям инвестиционных проектов, налоговых льгот. Анализ позволит выявить, насколько эффективны те или иные преференции и какие результаты сегодня показывают предприятия – получатели льгот.

Также глава региона распорядился найти возможность увеличить размер выплат из областного бюджета семьям, у которых родился третий ребенок. По словам министра труда и социального развития Омской области Владимира КУПРИЯНОВА, это особенно актуально сейчас, когда страна входит в демографическую яму – женщин детородного возраста становится меньше в связи с низкими демографическими показателями 90-х годов.

По словам врио губернатора, двумя главными приоритетами 2018 года в бюджетной политике региона в любой ситуации будет выполнение социальных обязательств и поиск точек роста омской экономики. Продолжают члены областного правительства и тесную работу с федеральным центром. 30 октября врио губернатора встретился с заместителем министра финансов России Леонидом ГОРНИНЫМ и обсудил вопрос выделения Омской области дополнительного финансирования и в 2017-м, и в 2018 году. Так, на следующий год регион рассчитывает на привлечение федеральной дотациии на уровне 4,4 млрд рублей. «Думаю, по 2017 году Минфин РФ нас услышал. Что касается помощи со стороны федерального бюджета на 2018 год, это будет рассматриваться в ноябре», — сообщил Александр БУРКОВ.

После одобрения проекта бюджета областным правительством к детальному изучению документа приступает региональный парламент. «Времени на раскачку у нас нет, мы будем строго идти по тому графику, который согласовали», – отметил председатель Законодательного собрания Омской области Владимир ВАРНАВСКИЙ. В ноябре в режиме первого чтения проект бюджета рассмотрят комитеты регионального парламента, на 21 ноября намечены публичные слушания. 23 ноября комитет финансовой и бюджетной политики утвердит сводное заключение, и 30 ноября бюджет будет представлен в первом чтении на пленарном заседании Заксобрания.

Бюджет-2018: самый большой и профицитный в истории Омской области

Заксобрание приняло бюджет Омской области в первом чтении: утвердило его основные параметры, разобралось с источниками доходов и закрепило сумму трансфертов, которые область перечислит муниципалитетам. Сейчас бюджет проходит второе чтение в комитетах, где депутаты подробно рассматривают расходы.

Основные параметры бюджета Омской области на 2018 год будут такими: доходы — 78,2 млрд. рублей, расходы — 73,6 млрд. рублей, профицит — 4,6 млрд рублей. Таким образом, наш бюджет на 2018 год при принятии станет бюджетом-рекордсменом. Самым большим и самым профицитным в истории Омской области.

«Да ладно, самым большим! — скажет читатель-скептик. — При Леониде Константиновиче побольше бюджеты бывали. И на все денег хватало — и на зарплаты и на строительство метро».

1

Давайте посмотрим. Размер бюджета определяется по размеру его доходов, на картинке представлены данные о доходах регионального бюджета с 2005 года. Понятно, что формально в 90-ые наш бюджет мог быть и больше, но надо учитывать, что деньги тогда были неденоминированные, за 100 рублей можно было купить только жевательную резинку.

Другое дело, что с учетом инфляции и роста обязательных расходов регионального бюджета даже 78 млрд. рублей нам могут казаться недостаточной суммой, но это тема для отдельного разговора.

Что в бюджетном мешке?

Доходная часть бюджета — это как большой виртуальный мешок, в который складываются все собранные деньги областной казны (кстати, слово «бюджет» переводится со старонормандского как «мешок с деньгами»). Эти деньги принято делить на две части: 1. налоговые и неналоговые доходы и 2. безвозмездные поступления.

Давайте посмотрим, что мы насобирали в бюджетный мешок.

Налоговые доходы просчитывает для бюджета местная налоговая служба. По ее прогнозу в 2018 году в региональный бюджет поступит 57,8 млрд. рублей налогов. У нас есть три основных налога, которые кормят регион. В порядке убывания это: подоходный налог — 18,2 млрд рублей, налог на прибыль — 15,9 млрд рублей и акцизы — 12,7 млрд рублей.

Неналоговые доходы — штрафы, сборы, плата за приватизацию и аренду областной собственности — запланированы в размере 1,1 млрд. рублей. Итого налоговых и неналоговых доходов у нас 58,9 млрд. рублей. Это не мало, но если смотреть в динамике, сравнивать с завершением 2017 года, то рост будет незначительный — всего лишь на 3%. Какого-то серьезного прогресса в региональной экономике, который даст нам увеличение собственных доходов, пока не наблюдается.

По безвозмездным поступлениям ситуация совсем другая. Тут у нас реальный прорыв. Омская область, как и все другие регионы, получает из федерального бюджета субсидии, субвенции, дотации и иные межбюджетные трансферты. Если вы не знаете, чем отличаются виды межбюджетной поддержки, можете посмотреть картинку.

Само собой для нас самым интересным видом поддержки являются дотации. Потому что мы можем самостоятельно решать, куда их тратить. Так вот, на 2018 год Омская область получила рекордный объем дотаций.

Регулярно федерация дает Омской области два вида дотаций: на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированность. В 2017 году объем дотации на выравнивание был 6,4 млрд. рублей, на сбалансированность — 1,5 млрд. рублей. Скажу я вам, это еще большая сумма, в предыдущие годы дотация на сбалансированность у нас и до миллиарда не дотягивала.

И вот на 2018 год мы получаем дотацию на выравнивание — 6,6 млрд. рублей (чуть больше), а на сбалансированность — 8,556 млрд. рублей (на 7 млрд. больше!). Да Омская область столько дотаций за всю свою историю не получала! Неоспоримый факт: среди всех регионов России нам, а не Дагестану, Чечне или Якутии, дали самую большую дотацию на сбалансированность. Соответственно, общий объем межбюджетной поддержки по сравнению с прошлыми годами у нас тоже растет, а вместе с ним растет и вся доходная часть бюджета. Бюджетный мешок на 2018 год оказывается хорошо набитым и, в отличие от прошлых лет, радует глаз.

Омск и соседи

Всегда любопытно сравнивать себя с соседями. Вот и я решила посмотреть, какие бюджеты принимают на 2018 год другие регионы Сибирского федерального округа. Процессы принятия бюджетов у всех находятся на разных стадиях: кто-то уже принял бюджет на будущий год, кто-то его рассмотрел пока в первом чтении. Поэтому официальные данные можно найти только на сайтах органов власти. Путем серфинга в интернете у меня получилась такая таблица. (Непонятнее всего оказалась ситуация с Томской областью. Вроде как депутаты местного парламента решили изменить основные параметры областного бюджета, но эти изменения еще не утверждены. Интересно, что вместо минимального профицита томичи хотят сделать свой бюджет на 2018 год дефицитным).

Какие выводы можно сделать из таблицы?

  1. Объемы бюджетов коррелируются с численностью населения регионов. Поэтому наше излюбленное занятие сравнивать себя с Новосибирском не корректно. Извините, омичи, может мы когда-то и были равными противниками, но сейчас мы в разных весовых категориях.
  2. Омская область опять в серединке. Впрочем, как и всегда. На моей памяти в большинстве официальных рейтингов регионов мы всегда где-нибудь в серединке. У нас нет прорывов, но и «ужас-ужас», как считают многие омичи, тоже не происходит.
  3. Если у кого из сибирских регионов большие проблемы, то это у Забайкальского края. Таблица только подчеркивает информацию, приходящую от нашего восточного соседа. Напомню, что именно в Забайкалье в последние годы не хватало денег на выплату зарплат бюджетникам.
  4. Не так уж много регионов Сибири формируют свой бюджет с профицитом. Три из двенадцати. Это значит, что у регионов СФО есть возможности наращивать свой госдолг, и они этими возможностями пользуются, когда своих доходов им не хватает. Даже Алтайский край, который всегда держал свой госдолг на минимуме (если не ошибаюсь, сейчас их госдолг около 2 млрд. рублей) сдался под напором обстоятельств.

Зато Омская область отличилась — у нас рекордный профицит в 4,6 млрд. рублей. Не хотелось бы обманывать читателей и призывать гордиться эти фактом. Профицит у нас не от переизбытка доходов, которые девать некуда, а чисто технический. Помните, я говорила о получении в ноябре 8,5 млрд. рублей дотации на сбалансированность? Мы получили ее слишком поздно, поэтому было принято решение половину дотации распределить в процессе принятия бюджета до Нового года, а половину — в начале следующего года. Вторую часть пришлось временно поместить в профицит. Но даже если бы не было этой дотации, бюджет Омской области на 2018 год все равно был бы профицитным. Наши доходы на 157 млн. рублей превышали расходы. Это следствие ограничения, которое накладывает Минфин России на регионы, участвующие в президентской программе реструктуризации бюджетных кредитов.

В любом случае, когда расходы бюджета соответствуют доходам — это хорошая, здоровая ситуация. Мы не наращиваем госдолг. Но для регионов России такой баланс сейчас крайняя редкость и это системная проблема.

А что касается Омской области, то профицитный бюджет мы принимаем впервые аж с 2004 года. После 2005 года нашему региону постоянно не хватало своих доходов и мы ежегодно занимали деньги. В итоге к концу 2017 года госдолг области достиг 46 млрд рублей.

Хорошие перспективы

Впереди нас ждут приятные бюджетные новости.

Во-первых, к концу декабря в бюджет внесут ряд новых интересных расходов. Пока в проекте бюджета спрятана «заначка» в размере 2,3 млрд. рублей, сейчас губернатор и депутаты решают, куда в первую очередь направить эти деньги. Их предложения будут оформлены поправками, которые Заксобрание утвердит 21 декабря.

Во-вторых, в начале следующего года нам предстоит распределить еще 4,5 млрд. рублей. Временно эти средства включены в профицит. Точно известно, что часть денег пойдет на повышение зарплаты бюджетникам, а часть — 1,5 млрд рублей — направят на бюджет развития.

Бюджет развития! Как мы его ждали! В 2015 году регион пережил острый бюджетный кризис, в 2016-2017 мы занимались ликвидацией последствий. Все три года бюджет развития казался далекой и смутной перспективой. Денег хватало только на социальные и первоочередные расходы. Максимум мы занимались строительством дорог и объектов 300-летия. Но это все-таки не то.

Бюджет развития должен давать не только абстрактный экономический эффект, но и вполне конкретную прибавку в налогах. То есть, вкладывая сейчас 1,5 млрд рублей, мы должны получить дополнительные миллиарды налогов.

И вот тут есть серьезный риск «профукать деньги». Есть соблазн пустить эти 1,5 млрд рублей на важные для отраслей расходы, которые в прежние годы испытывали недофинансирование. Формально эти расходы будут иметь отношение к экономике, при желании можно будет даже спрогнозировать некие аморфные положительные результаты. Но никакой конкретики. Ни реальной прибавки в рабочих местах, ни роста налогов эти расходы не дадут.

Об этом риске говорил исполняющий обязанности губернатора: » не просто их «проесть» в следующем году, а заложить фундамент, который позволит сделать прорывные экономические проекты». Именно поэтому с распределением бюджета развития решили не торопиться. Окончательные решения по нему будут приняты в середине февраля. А до этого отраслевые министерства должны разработать и представить свои предложения. Из них будут выбираться мероприятия, которые дадут максимальную отдачу для развития экономики региона и роста налогооблагаемой базы.

P.S.

Возможно, некоторым мой пост покажется излишне оптимистичным. Проблем в Омской области много, денег на их решение не хватает. Кто-то скажет, что регион медленно деградирует — низкие зарплаты, отток самого активного населения и т.д., радоваться тут нечему.

Давайте вспомним, что у нас было пару лет назад, когда мы судорожно оглядывались на Забайкалье и думали, рухнем мы следующими или нет. Когда у нас так резко обвалились доходы, что возник риск неисполнения социальных обязательств и выплаты зарплат. В короткое время нам пришлось решать много острых проблем, и этот рывок не остался без последствий, которые закрывались в 2016 и 2017 годах. На этом фоне бюджет 2018 года кажется просто подарком в праздничной обвертке.

Кроме того, нужно понимать, что не все проблемы региона решаются простым вливанием денег. А этот бюджет, он объективно хороший. Он создает условия для развития и решения проблем. Произойдет ли реальное улучшение жизни омичей? Это зависит от эффективности работы сотрудников органов власти. Во всяком случае, у нас теперь есть, с чем работать.

В тексте использованы иллюстрации из брошюры «Бюджет для граждан».

Бюджет Омской области на 2020 год впервые за три года приняли с дефицитом

ОМСК, 19 декабря. /ТАСС/. Законодательное собрание Омской области приняло в четверг бюджет региона на 2020 год и плановый период 2021-2022 гг. Впервые за последние три года он будет дефицитным, этот показатель составит 1,9 млрд рублей, передает корреспондент ТАСС.

Как сообщили агентству в региональном Минфине, в 2021 году доходы запланированы на уровне 91,7 млрд рублей, в 2022-м — 90,3 млрд, расходы в 2021 году — 91,5 млрд, в 2022-м — 88,7 млрд. При этом профицит составит 209 млн и 1,57 млрд соответственно. В декабре прошлого года бюджет на 2019 года был принят с доходами в 83,7 млрд рублей и расходами в размере 79,9 млрд, профицит на тот момент составлял 3,8 млрд.

Помощник министра финансов Омской области Ольга Умова пояснила ТАСС, что по сравнению с 2018 и 2019 годами бюджет на 2020 год действительно уже на этапе принятия сформирован с дефицитом. «Бюджеты на 2018 и 2019 годы принимались с так называемым техническим профицитом, так как дотации из федерального бюджета в параметрах областного бюджета отражали в ходе рассмотрения проекта, между чтениями, а по расходам эти средства распределяли в полном объеме только в феврале, при принятии первых изменений», — сказала она.

По словам министра, доходы бюджета сформированы за счет налогов и неналоговых доходов региона в размере 67,5 млрд рублей (около 74,3% от общих доходов) и безвозмездных федеральных поступлений в размере 23,3 млрд рублей (около 25,7%). Размер дефицита (1,9 млрд рублей) составил чуть более 2%. «В программной структуре расходов бюджета наиболее емкими по финансированию в 2020 году будут госпрограммы «Развитие образования» (24,1 млрд рублей), «Развитие здравоохранения» (19 млрд) и «Социальная поддержка населения» (16 млрд). Расходы на зарплату работников бюджетной сферы предусмотрены на уровне 34,1 млрд, это на 1,2 млрд больше, чем в текущем году, и в ходе исполнения бюджета сумма будет еще увеличена», — рассказал Чеченко.

Он добавил, что на финансовую поддержку муниципалитетов предусмотрено 29,3 млрд рублей, что на 200 млн больше, чем в уточненном бюджете текущего года. На реализацию нацпроектов заложено 14,3 млрд рублей, региональный дорожный фонд запланирован в объеме 9,8 млрд.