Методика расчета ущерба водным биологическим ресурсам

ФГБУ «Главрыбвод»

Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания

При архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания.

Требования к материалам оценки воздействия на ВБР и среду их обитания устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Проведение оценки и определение последствий планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания осуществляется согласно положений «Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам», утвержденной приказом Росрыболовства № 1166 от 25.11.2011 г. Размер вреда водным биоресурсам от осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности, влияющей на состояние водных биоресурсов и среды их обитания, определяется согласно главе III настоящей Методики.

Глава III Методики предусматривает определение размера вреда водным биоресурсам от осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности не только в водных объектах рыбохозяйственного значения, но и в водоохранных и рыбоохранных зонах.

Согласование хозяйственной деятельности осуществляется территориальным управлением Росрыболовства в порядке, определенным Постановлением Российской Федерации от 30.04.2013 г. № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания».

На согласование представляется полный пакет документов, предусмотренный п. 5 Постановления РФ от 30.04.2013 г. № 384 и Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87, в том числе данные об оценке воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания с учетом рыбохозяйственного значения водного объекта.

ФГБУ «Главрыбвод» в соответствии с уставной деятельностью и на основании Федерального закона РФ от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Постановления Правительства РФ от 13.08.1996 № 997 «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» осуществляет подготовку материалов по оценке воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания.

При неизбежности отрицательного влияния проектируемых строительных работ на экологические условия в водоемах, ФГБУ «Главрыбвод» производит расчет прогнозируемого ущерба рыбным запасам и разработку мероприятий по компенсации ущерба в соответствии с «Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам», утвержденной приказом Федерального агентства по рыболовству №1166 от 25.11.2011 г. и зарегистрированной в Минюсте РФ 5.03.2012 г. за №23404 и «Положением о мерах сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», утвержденное Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2013г. №380.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, планирующие размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания представляют в ФГБУ «Главрыбвод» заявку на рассмотрение проектной документации с целью подготовки материалов по оценке воздействия на состояние ВБР и среду их обитания с расчетом прогнозируемого ущерба и разработкой мероприятий по возмещению наносимого ущерба водных биологических ресурсов.

ФГБУ «Главрыбвод» в соответствии с уставной деятельностью и на основании Федерального закона РФ от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Постановления Правительства РФ от 13.08.1996 № 997 «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» производит рассмотрение проектной документации на размещение хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с целью оценки:

— соответствия представленных заявок требованиям рыбоохранного законодательства по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, обоснованности планируемых технических решений с позиции обеспечения наименьшего ущерба водным биологическим ресурсам (ВБР) , безаварийной деятельности;

— достаточности планируемых мер для предотвращения, снижения негативного воздействия на водные биоресурсы и возмещения вреда (компенсации ущерба) водным биологическим ресурсам (ВБР);

— полноты и достоверности оценок, характера и масштабов прогнозируемого воздействия на водные биологические ресурсы (ВБР) и среду их обитания.

Хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться в соответствии с основными принципами охраны окружающей среды:

— при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (ст.50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»);

— хозяйственная и иная деятельность, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды – запрещается (ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);

— должно быть обеспечено соблюдение приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (ст.35 п.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

При неизбежности отрицательного влияния проектируемых строительных работ на экологические условия в водоемах, ФГБУ «Главрыбвод» производит расчет прогнозируемого ущерба рыбным запасам и разработку мероприятий по компенсации ущерба в соответствии с «Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам», утвержденной приказом Федерального агентства по рыболовству №1166 от 25.11.2011 г. и зарегистрированной в Минюсте РФ 5.03.2012 г. за №23404 и «Положением о мерах сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», утвержденное Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2013г. №380.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, планирующие размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания представляют в ФГБУ «Главрыбвод» заявку на рассмотрение проектной документации с целью подготовки материалов по оценке воздействия проектируемых работ на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с расчетом прогнозируемого ущерба и разработкой мероприятий по возмещению наносимого ущерба водных биологических ресурсов (ВБР).

К заявке прилагается:

а) карточка учета основных сведений о клиенте; банковские платежные реквизиты — для юридического лица;

б) фамилия, имя, отчество, место жительства и данные документа, удостоверяющего личность — для индивидуального предпринимателя;

в) район размещения хозяйственных и иных объектов;

г) документация, обосновывающая размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, в том числе предпроектная документации, проектная документация и проекты технической документации.

Проектная документация, представляемая на рассмотрение в ФГБУ «Главрыбвод», должна содержать:

а) общую пояснительную записку;

б) проект организации строительства;

в) рыбохозяйственную характеристику водного объекта;

г) мероприятия по охране окружающей среды;

д) инженерно-гидрологические изыскания (по необходимости);

ж) сведения о системах водоснабжения и водоотведении;

з) чертежи и ведомости.

Требования к составу документации, предоставляемой в ФГБУ «Главрыбвод»

Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 N 384
«О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания»
(вместе с «Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания»)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 2013 г. N 384

О СОГЛАСОВАНИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ ПО РЫБОЛОВСТВУ СТРОИТЕЛЬСТВА

И РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА,

ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОКАЗЫВАЮЩЕЙ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВОДНЫЕ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И СРЕДУ ИХ ОБИТАНИЯ

В соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 569 «Об утверждении Правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 31, ст. 3740).

3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата Федерального агентства по рыболовству и его территориальных органов.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 30 апреля 2013 г. N 384

ПРАВИЛА

СОГЛАСОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ ПО РЫБОЛОВСТВУ

СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО

СТРОИТЕЛЬСТВА, ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОКАЗЫВАЮЩЕЙ ВОЗДЕЙСТВИЕ

НА ВОДНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И СРЕДУ ИХ ОБИТАНИЯ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок согласования Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее — иная деятельность).

2. Федеральное агентство по рыболовству осуществляет согласование:

а) строительства и реконструкции объектов капитального строительства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, проектная документация которых является объектом государственной экологической экспертизы;

б) внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории двух и более субъектов Российской Федерации и в трансграничных водных объектах.

3. Территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование:

а) строительства и реконструкции объектов капитального строительства — в случае строительства и реконструкции указанных объектов на территории одного субъекта Российской Федерации;

б) внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности — в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.

4. Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее — заявители), для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании (далее — заявка), в которой указывают сведения:

а) о заявителе:

полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, его организационно-правовая форма и место нахождения;

фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица (индивидуального предпринимателя);

б) о документации, прилагаемой к заявке.

5. К заявке прилагается следующая документация:

а) при согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящих Правил — копия разделов проектной документации, предусмотренной пунктами 10, 12, 17, 18, 22 — 25 (для объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, за исключением линейных объектов) и пунктами 34 — 40 (для линейных объектов) Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87;

б) при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящих Правил — копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

6. Заявка и прилагаемая к ней документация, указанная в пункте 5 настоящих Правил (далее — документация), представляются заявителем в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) непосредственно либо направляются почтовым отправлением с описью вложения или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Форма заявки, направляемой в электронном виде, и порядок ее подачи устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

7. Заявка и документация, поступившие в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы), регистрируются в день их поступления.

8. Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) рассматривает заявку и документацию и принимает решение о согласовании (об отказе в согласовании) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности (далее — деятельность) в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) заявки и документации.

9. Решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности оформляется в виде заключения, которое подписывается руководителем или уполномоченным заместителем руководителя Федерального агентства по рыболовству (его территориального органа) и содержит следующие сведения:

а) краткое описание деятельности и характеристика ее воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания;

б) меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, планируемые в соответствии с документацией;

в) условия и ограничения, необходимые для предупреждения или снижения негативного воздействия деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания (условия забора воды и отведения сточных вод, условия работ в водоохранной и рыбоохранной зонах, прибрежной защитной полосе водного объекта и рыбохозяйственной заповедной зоне, ограничения по срокам и способам производства работ на акватории и другие условия);

г) выводы о допустимости влияния деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания;

д) решение о согласовании (об отказе в согласовании) осуществления деятельности;

е) замечания и рекомендации по доработке документации (в случае необходимости ее доработки в части планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания).

10. Решение о согласовании (об отказе в согласовании) осуществления деятельности доводится до заявителя в той форме, в которой были поданы заявка и документация (почтовым отправлением или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица Федерального агентства по рыболовству (его территориального органа).

11. Решение Федерального агентства по рыболовству (его территориального органа) об отказе в согласовании осуществления деятельности должно содержать основания для отказа.

12. Основаниями для отказа в согласовании осуществления деятельности являются:

а) представление в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) не в полном объеме документации;

б) несоответствие документации требованиям законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства, а также законодательства в области охраны окружающей среды о сохранении водных биологических ресурсов и среды их обитания.

13. В случае отказа в согласовании деятельности заявители могут повторно представить заявку и документацию в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) при условии доработки документации с учетом замечаний и рекомендаций, предусмотренных в решении об отказе в согласовании осуществления деятельности.

Приказ Минсельхоза России от 25.08.2015 N 381 (ред. от 04.05.2018) Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по согласованию строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 20, ст. 2480);

Приказ Минсельхоза России от 15.06.2015 N 247 «Об утверждении справочника в области аквакультуры (рыбоводства)»

02.06.05. Согласование технологической характеристики рыбоводного хозяйства осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» (Собрание законодательства, 2013, N 20, ст. 2480).

Приказ Минсельхоза России от 20.10.2014 N 395 (ред. от 26.06.2019) Об утверждении Порядка подготовки и утверждения планов искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов

8. При осуществлении работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в целях компенсации ущерба водным биоресурсам и среде их обитания Планы формируются с учетом принятия Федеральным агентством по рыболовству (территориальными органами Федерального агентства по рыболовству) в соответствии с Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 384 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 20, ст. 2480), решения о согласовании хозяйственной или иной деятельности.

Постановление Правительства РФ от 21.07.2014 N 675 «Об особенностях создания, эксплуатации и использования установок, сооружений, искусственных островов для целей аквакультуры (рыбоводства)»

«В случае создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок для целей аквакультуры (рыбоводства) запрос направляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования после согласования Федеральным агентством по рыболовству создания, эксплуатации и использования указанных искусственных островов, сооружений и установок в соответствии с Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания».».

Постановление Правительства РФ от 19.01.2000 N 44 (ред. от 28.09.2018) «Об утверждении Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации»

В случае создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок для целей аквакультуры (рыбоводства) запрос направляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования после согласования Федеральным агентством по рыболовству создания, эксплуатации и использования указанных искусственных островов, сооружений и установок в соответствии с Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания».

Законодательная база Российской Федерации

действует Редакция от 13.04.2009 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ Минприроды РФ от 13.04.2009 N 87 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ВОДНЫМ ОБЪЕКТАМ ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»
Вид документа приказ, методика
Принявший орган минприроды рф
Номер документа 87
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 13.04.2009
Номер регистрации в Минюсте 13989
Дата регистрации в Минюсте 25.05.2009
Статус действует
Публикация
  • «Российская газета», N 113, 24.07.2009
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Минприроды РФ от 13.04.2009 N 87 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ВОДНЫМ ОБЪЕКТАМ ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

Приложение 4. ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА ВРЕДА

Пример 1

Предприятие г. Москвы произвело сброс сточных вод в р. Москву с превышением норматива допустимого сброса (предельно допустимого сброса) вредных (загрязняющих) веществ. Меры по ликвидации загрязнения не принимались. Лимит сброса вредных (загрязняющих) веществ не устанавливался. Расход сброса сточных вод составил 20 м3/час, продолжительность сброса — 9 часов.

Масса вредных (загрязняющих) веществ определяется по формуле N 10 Методики:

М_i = Q x (С_ф — С_д) x T x 10 -6 ,

где: Q = 20 м3/ч;

С_ф — за период сброса средняя фактическая концентрация вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах составила:

по взвешенным веществам = 15,6 мг/дм3, что превышает допустимую концентрацию в 1,56 раза;

по азоту аммонийному = 2,32 мг/дм3, что превышает допустимую концентрацию в 5,95 раза;

по азоту нитритному = 0,582 мг/дм3, что превышает допустимую концентрацию в 29 раз;

по нефти = 4,4 мг/дм3, что превышает допустимую концентрацию в 88 раз;

по железу = 1,09 мг/дм3, что превышает допустимую концентрацию в 10,9 раз;

Сд — допустимая концентрация вредного (загрязняющего) вещества в соответствии с НДС (ПДС) равняется фоновой и составляет:

по взвешенным веществам = 10,0 мг/дм3;

по азоту аммонийному = 0,39 мг/дм3;

по азоту нитритному = 0,02 мг/дм3;

по нефти = 0,05 мг/дм3;

по железу = 0,1 мг/дм3.

Отсюда, масса сброшенных вредных (загрязняющих) веществ составляет:

по взвешенным веществам:

М_взв = 20 м3/ч x (15,6 мг/дм3 — 10,0 мг/дм3) x 9 ч x 10^(-6) = 0,001 т

по азоту аммонийному:

М_азам = 20 м3/ч x (2,32 мг/дм3 — 0,39 мг/дм3) x 9 ч x 10^(-6) = 0,00034 т

по азоту нитритному:

М_азнит = 20 м3/ч x (0,582 мг/дм3 — 0,02 мг/дм3) x 9 ч x 10^(-6) = 0,0001 т

по нефти:

М_нефть = 20 м3/ч x (4,4 мг/дм3 — 0,05 мг/дм3) x 9 ч x 10^(-6) = 0,0008 т

по железу:

М_жел = 20 м3/ч x (1,09 мг/дм3 — 0,1 мг/дм3) x 9 ч x 10^(-6) = 0,00018 т.

Размер вреда определяется по формуле N 1 настоящей Методики:

У = К_вг x К_в x К_ин x n
SUM
i=1
H_i x M_i x К_из ,

где: H_i — такса для исчисления размера вреда от загрязнения водных объектов в соответствии с таблицей 3 Методики равна:

по взвешенным веществам = 30 тыс. руб.;

по азоту аммонийному = 280 тыс. руб.;

по азоту нитритному = 670 тыс. руб.;

по нефти = 670 тыс. руб.;

по железу = 510 тыс. руб.;

К_вг — в соответствии с таблицей 1 Методики равен 1,25;

К_в — в соответствии с таблицей 2 Методики равен 1,41;

К_ин — в соответствии с пунктом 11.1 Методики равен 1;

К_из — в соответствии с пунктом 11.2 Методики равен:

по взвешенным веществам и азоту аммонийному = 1;

по азоту нитритному = 2;

по нефти = 5;

по железу = 2.

Отсюда, размер вреда по сброшенным вредным (загрязняющим) веществам составляет:

по взвешенным веществам:

0,001 т x 30 тыс. руб. x 1,25 x 1,41 x 1 x 1 = 0,053 тыс. руб.

по азоту аммонийному:

0,00034 т x 280 тыс. руб. x 1,25 x 1,41 x 1 x 1 = 0,168 тыс. руб.

по азоту нитритному:

0,0001 т x 670 тыс. руб. x 1,25 x 1,41 x 1 x 2 = 0,236 тыс. руб.

по нефти:

0,0008 т x 670 тыс. руб. x 1,25 x 1,41 x 1 x 5 = 4,72 тыс. руб.

по железу:

0,00018 т x 510 тыс. руб. x 1,25 x 1,41 x 1 x 2 = 0,323 тыс. руб.

Общий размер вреда, нанесенный водному объекту, составляет:

У = 0,053 + 0,168 + 0,236 + 4,72 + 0,323 = 5,5 тыс. руб.

Пример 2

В результате аварийного разлива нефтепродуктов на реке Амур (Хабаровский край) наблюдается пленка нефтепродуктов площадью 315 м2. Меры по ликвидации разлива нефтепродуктов стали приниматься через 20 часов.

По результатам лабораторных анализов определено:

удельная масса пленки нефтепродуктов на 1 м2 акватории водного объекта равна 795 г/м2;

концентрация растворенных в воде водного объекта нефтепродуктов под слоем разлива равна 18,7 мг/дм3 с учетом фоновой концентрации.

Масса пленки нефтепродуктов в данном случае определяется по формуле N 15 Методики:

М_нп = УМ_н x S x 10 -6 ,

где: УМ_н — удельная масса пленки нефтепродуктов на 1 м2 акватории водного объекта, определена по результатам лабораторных анализов и равна 795 г/м2;

S — площадь акватории водного объекта воды, покрытой разлитыми нефтепродуктами, равна 315 м2.

Отсюда, масса пленки нефтепродуктов равна:

М_лн = 795 г/м2 x 315 м2 x 10^(-6) = 0,25 т.

Масса растворенных в воде водного объекта нефтепродуктов определяется по формуле N 16 Методики:

М_рн = С_рн x V x 10 -6 ,

где: С_рн — концентрация растворенных в воде водного объекта нефтепродуктов под слоем разлива, определена в результате лабораторных анализов и равна 18,7 мг/дм3.

Глубина отбора проб составляет 0,3 м.

Объем загрязненной воды, определяемый по формуле N 17 Методики, составит:

V = h x S = 0,3 м x 315 м2 = 94,5 м3.

Отсюда, масса растворенных в воде водного объекта нефтепродуктов составит:

М_рн = 18,7 мг/дм3 x 94,5 м3 x 10^(-6) = 0,0018 т.

Таким образом, вся масса сброшенных нефтепродуктов равна:

0,25 т + 0,0018 т = 0,252 т.

Размер вреда от аварийного загрязнения водного объекта нефтепродуктами определяется по формуле N 2 Методики:

У = К_вг x К_дл x К_в x К_ин x H_i ,

где: H_i — такса для исчисления размера вреда в соответствии с таблицей 8 Методики равна 706 тыс. руб.;

К_вг — в соответствии с таблицей 1 Методики составляет 1,15;

К_дл — в соответствии с таблицей 4 Методики составляет 1,4;

К_в — в соответствии с таблицей 2 Методики составляет 1,27;

К_ин — в соответствии с пунктом 11.1 Методики равен 1.

Таким образом, размер вреда, причиненного водному объекту аварийным загрязнением нефтепродуктами, составляет:

У = 706 тыс. руб. x 1,15 x 1,4 x 1,27 x 1 = 1443,6 тыс. руб.

Пример 3

У города Новороссийска на акватории Черного моря в 25 км от береговой линии установлен факт сброса с судна хозяйственно-бытовых сточных вод. Объем накопительной емкости равен 250 м3.

Размер вреда водному объекту от сброса хозяйственно-бытовых сточных вод определяется по формуле N 3 настоящей Методики:

У_хф = H_хф К_вг x К_в x К_ин ,

где: H_i — такса для исчисления размера вреда в соответствии с таблицей N 9 Методики равна 10 тыс. руб.;

К_вг — в соответствии с таблицей 1 Методики равен 1,25;

К_в — в соответствии с таблицей 2 Методики равен 1,05;

К_ин — в соответствии с пунктом 11.1 Методики равен 1.

Размер вреда, причиненного водному объекту, составляет:

У_хф = 10 тыс. руб. x 1,25 x 1,05 x 1 = 13,12 тыс. руб.

Пример 4

У берегов Сахалина на акватории Охотского моря в 1 км от береговой линии обнаружено затонувшее плавучее средство. На основании инженерно-водолазного обследования установлено, что судно имеет водоизмещение 23,4 тонны.

Размер вреда определяется по формуле N 5 Методики:

У_с = H_с x В x К_в x К_ин,

где: H_с — такса для исчисления размера вреда в соответствии с пунктом 19 Методики равна 30 тыс. руб./т;

К_в — в соответствии с таблицей 2 Методики равен 1,02;

К_ин — в соответствии с пунктом 11.1 Методики равен 1;

В — тоннаж судна по результатам обследования равен 23,4 т.

Размер вреда составит:

У = 30 тыс. руб. x 23,4 x 1,02 x 1 = 716,04 тыс. руб.

Пример 5

На реке Днепр потерпело аварию судно и произошла утечка 1,5 тонны топлива, поступление которого в водный объект было прекращено в 00 ч. 30 мин. 5 мая 2008 г. Меры по ликвидации загрязнения начали осуществляться в 8 ч. 00 мин 5 мая.

Размер вреда определяется по формуле N 2 настоящей Методики:

У = К_вг x К_дл x К_в x К_ин x H_i ,

где: H_i — такса для исчисления размера вреда от загрязнения водного объекта нефтепродуктами в соответствии с таблицей 8 Методики равна 2,1 млн. руб.;

К_вг — в соответствии с таблицей 1 Методики равен 1,25;

К_дл — в соответствии с таблицей 4 Методики при времени непринятия мер по ликвидации загрязнения 7 ч. 30 мин. равен 1,2;

К_в — в соответствии с таблицей 2 Методики равен 1,33;

К_ин — в соответствии с пунктом 11.1 Методики равен 1.

Размер вреда, причиненного водному объекту, составляет:

У = 2,1 млн. руб. x 1,25 x 1,2 x 1,33 x 1 = 4,19 млн. руб.

Пример 6

ООО «Оренбург Водоканал» произвело сброс недостаточно очищенных сточных вод после очистных сооружений г. Оренбурга в реку Урал. Фактический расход сточных вод Q = 7389 м3/час, превышение концентрации загрязняющих веществ фиксировалось в течение 21 суток (504 часа). Лимит сброса загрязняющих не установлен. Река Урал имеет рыбохозяйственное значение, установленные допустимые концентрации (ДК) и фоновые концентрации (ФК) загрязняющих веществ приведены в таблице показателей результатов анализа сточных вод.

Масса сброшенного i-го вредного (загрязняющего) вещества определяется по каждому ингредиенту загрязнения в соответствии с разделом IV Методики по формуле N 10:

М_i = Q x (С_фi — С_дi) x T x 10 -6 ,

где: Q = 7389 м3/час;

С_ф — фактическая концентрация вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах составила:

С_д — допустимая концентрация вредного (загрязняющего) вещества:

T — продолжительность сброса равняется 504 часа.

Масса сброшенных вредных (загрязняющих) веществ составляет:

по нитритам: М = 7389,84 м3/ч x (1,2 — 0,08) x 504 x 10^(-6) = 4,17 т;

по аммоний-иону: М = 7389,84 м3/ч x (13,5 — 0,5) x 504 x 10^(-6) = 48,41 т.

БПКполн.: 7389,84 м3/ч x (13,44 — 3) x 504 x 10^(-6) = 38,88 т;

фосфаты: 7389,84 м3/ч x (2,15 — 2) x 504 x 10^(-6) = 0,56 т;

сульфаты: 7389,84 м3/ч x (112,4 — 100) x 504 x 10^(-6) = 46,18 т;

железо: 7389,84 м3/ч x (0,43 — 0,1) x 504 x 10^(-6) = 1,23 т;

цинк: 7389,84 м3/ч x (0,0205 — 0,01) x 504 x 10^(-6) = 0,04 т;

медь: 7389,84 м3/ч x (0,0062 — 0,001) x 504 x 10^(-6) = 0,019 т;

нефтепродукты: 7389,84 м3/ч x (0,109 — 0,05) x 504 x 10^(-6) = 0,22 т.

Исчисление размера вреда, причиненного водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод, производится по формуле N 1:

У = К_вг x К_в x К_ин x H_i x M_i x К_из ,

где: У — размер вреда, млн. руб.;

К_в — коэффициент, учитывающий природно-климатические условия в зависимости от времени года, определяется по таблице 1 приложения 1 Методики и равен среднему значению (зима — весна) — 1,2;

К_в — коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов), определяется по таблице 2 приложения 1 Методики и равен по бассейну реки Урал — 1,6;

К_ин — коэффициент индексации, принимается равным 1;

H_i — таксы для исчисления размера вреда от сброса i-го вредного (загрязняющего) вещества в водные объекты определяются по таблице 3 приложения 1 Методики и составляют:

К_из — коэффициент, учитывающий интенсивность негативного воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект, определяется в соответствии с п. 11.2 Методики и составляет:

БПКполн, сульфаты, железо, цинк, медь, нефтепродукты — 1; нитриты, фосфаты — 2; аммоний-ион — 5.

Таким образом, размер вреда по сброшенным вредным (загрязняющим) веществам составляет:

нитриты: У = 1,2 x 1,6 x 1 x 510 x 4,17 x 2 = 8166,5 тыс. руб.;

аммоний-ион: У = 1,2 x 1,6 x 1 x 280 x 48,41 x 5 = 130126 тыс. руб.;

БПКполн: У = 1,2 x 1,6 x 1 x 170 x 38,88 x 1 = 12690,4 тыс. руб.;

фосфаты: У = 1,2 x 1,6 x 1 x 170 x 0,56 x 2 = 365,5 тыс. руб.;

сульфаты: У = 1,2 x 1,6 x 1 x 5 x 46,18 x 1 = 443,3 тыс. руб.;

железо: У = 1,2 x 1,6 x 1 x 510 x 1,23 x 1 = 1204,4 тыс. руб.;

цинк: У = 1,2 x 1,6 x 1 x 4350 x 0,04 x 1 = 334,1 тыс. руб.;

медь: У = 1,2 x 1,6 x 1 x 12100 x 0,019 x 1 = 442,4 тыс. руб.;

нефтепродукты: У = 1,2 x 1,6 x 1 x 670 x 4,17 x 1 = 5364,3 тыс. руб.

Общий размер вреда, нанесенный водному объекту, составляет:

У = 8166,5 + 130126 + 12690,4 + 365,5 + 443,3 + 1204,4 + 334,1 + 442,4 + 5364,3 = 159136,9 тыс. руб.

Таблица

Показатели результатов анализа сточных вод