Методы регулирования инфляции в России

Регулирование инфляции

Понятие регулирования инфляции. Классификация методов регулирования.

Определение 1

Под регулированием инфляции подразумевается применение монетарными властями (государством и центральным банком) различных методов стабилизации денежного обращения и приостановления роста цен.

Существует несколько классификаций методов регулирования инфляции:

  1. По субъекту регулирования методы борьбы с инфляцией делятся на прямые и косвенные.

    • Прямые методы основаны на государственном регулировании – денежной массы, цен, заработной платы, валютного курса или внешнеэкономической деятельности.
    • Косвенные методы основаны на регулировании финансовых процессов, общей массы денег, операций на рынке ценных бумаг Центральным банком.
  2. Согласно кейнсианской теории существуют следующие методы регулирования инфляционного процесса:

    • Доходная политика, заключающаяся в прямом контроле инфляции, а также в установлении целевых показателей для роста цен и заработной платы;
    • Либерализация денежно-кредитной политики;
    • Участие государства в структурных экономических преобразованиях , а также в формировании инфраструктуры рынка;
    • Регулирование государством валютного рынка и внешней торговли;
    • На уровне предприятий – снижение издержек, входящих в себестоимость продукции.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Также существуют две большие группы методов антиинфляционного регулирования:

  • Денежная реформа – используется при гиперинфляции, скорость которой достигает 50-100% в год, когда стоимость денег уменьшается так быстро, что они уже не имеют возможности реализовывать свои функции. Состоит в полном или частичном преобразовании денежной системы государства с целью нормализации и закрепления обращения денег;
  • Антиинфляционная политика – проявляется при галопирующей инфляции, скорость которой составляет 10-50% в год, при этом повышение цен происходит скачкообразно.

Классификация инструментов денежной реформы

Денежная реформа включает в себя следующие инструменты регулирования инфляции:

  • Нумификация – представляет собой аннулирование государством обесценившихся денег и введение новой валюты;
  • Реставрация или Ревальвация – представляет собой увеличение курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте;
  • Деноминация – размен денежных знаков на новые всвязи с увеличением масштаба цен и одновременный пересчет в аналогичных пропорциях цен, заработной платы и тарифов.

Классификация инструментов антиинфляционной политики

Антиинфляционная политика делится на две группы – дефляционную политику и политику доходов.

Дефляционная политика применяется против инфляции спроса, а политика доходов – против инфляции издержек.

Дефляционная политика ограничивает денежный спрос с помощью налоговых, бюджетных, денежно-кредитных мер:

  • Бюджетные и налоговые способы – уменьшение расходов непроизводительного характера, повышаются ставки прямых налогов, что приводит к ограничению величины обращающихся денег, так как денежная масса перераспределяется в бюджет, а затем государство производит финансирование своих расходов с помощью привлеченных сумм;
  • Денежно-кредитные способы
  • Повышение ключевой процентной ставки Центральным банком, некоторым кредитным организациям становится не по карману получение кредита, то есть Центральный банк предоставляет меньше займов, что приводит к снижению скорости увеличения денег в обращении;
  • Установление Центральным банком границ обязательных резервов, то есть рассчитывается сумма, которую банк не может давать в кредит, а обязан некоторое время держать на собственном счете в ЦБ, что делает бессмысленным выпускать в обращение новые деньги, в связи с увеличением объема ресурсов коммерческих структур.
  • Продажа Центральным банком государственных ценных бумаг, в результате чего поступившие от продажи денежные средства немедленно уходят из обращения.

Замечание 1

Антиинфляционная политика доходов заключается в одновременном контролировании цен и зарплат путем их замораживания и/или утверждении пределов их роста.

Инфляция в современной России: причины и способы регулирования

Введение

Инфляция — это обесценивание денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин «инфляция» (от лат. inflatio) означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.
Российский тип отличается от всех других известных типов, это объясняется условиями ее развития при переходе от плановой экономики к рыночной, а также высокими темпами роста цен (так в 1992г. потребительские цены на товары и услуги увеличились на 2508,8%). В современной России вид инфляции – галопирующий (за 2007 год составила 11,8%).

Причины инфляции в России

  • ослабление бюджетной политики;
  • ускоренный росту цен на продукты питания, способствуют внешние факторы. Негативные тенденции, наблюдающиеся в последние месяцы на мировых рынках продовольствия, по оценкам носят долгосрочный характер. Следовательно, поведение цен на продукты питания будет во многом определять динамику инфляции в последующие годы.
  • с 2004 года (несмотря на высокие темпы роста доходов физических лиц) снижается доля денежных доходов населения, направляемых на сбережения. В условиях несбалансированности на товарных рынках это приводит к значительному росту потребительских цен;
  • особого внимания требует консолидированный долг государства и частного сектора перед нерезидентами, объем которого на 1 июля т.г. составлял 384,4 млрд.долл.США, в то время как золотовалютные резервы на ту же дату составляли 405,8 млрд.долл.США. Наблюдается ускоренная динамика роста задолженности банков и нефинансовых предприятий, и прежде всего тех, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом;
  • продолжающийся на протяжении последних лет ускоренный рост заработной платы в России
  • также в последнее время усилилось влияние инфляционных ожиданий, что повышает инерционность инфляционных процессов и снижает эффективность принимаемых Правительством антиинфляционных мер;
  • постоянного повышения цен на услуги ЖКХ, повышения тарифов на топливо и электроэнергию, повышения арендной платы;
  • бесконтрольность сферы услуг, составляющих до 70% ВВП. Никто в прессе не отмечает, что услуги парикмахерских, ателье, ремонтных мастерских растут бесконтрольно до 100% в год;
  • рост военных расходов в России, что связано с исследованиями и практическими работами по строительству нового класса подводных лодок, самолётов, других вооружений, ростом ассигнований для специальных служб в их антитеррористической борьбе
  • специально создаваемая самим государством узость предложения на рынке государственных услуг в части регистрации (перерегистрации) движимого и недвижимого имущества, регистрации граждан, в части выдачи разрешительных документов, в части доступа к образованию, нормальному лечению и квотируемым лекарствам для безнадёжно больных людей и в части прочих узких мест, где образуются устрашающие очереди и конкуренция в размере предлагаемой взятки. В результате коррупционная составляющая цены государственных услуг постоянно растёт, что разгоняет инфляцию. По некоторым данным коррупция в России за последние десять лет выросла по стоимости в 10 раз. (1)

Уровень инфляции за последние 10 лет

(2)

Прогноз уровня инфляции на ближайшее время

В течение 15 лет до 2027 года инфляция в России будет колебаться в коридоре 5,2-7,1 процентов в год. Ниже приводится график прогноза инфляции в России.

В 2012 году уровень инфляции составил 6,6%, в 2013 году инфляция ожидается на уровне 6,5%, а в 2014 году 6.3%. В 2015 году инфляция снизится до 5,8 процента. В 2016 и 2017 годах произойдет некоторое повышение инфляции до 6,7% и 7,1% соответственно. В дальнейшем инфляция будет ниже этих уровней. Самая низкая инфляция прогнозируется на 2019 год — 5,2%. Прогноз инфляции на 2020 год 5,7%. В 2027 году на уровне 6,7%. (3)

Сравнение инфляции в России и зарубежом

Итак, 34 произвольно взятых стран — от самой инфляционной к самой неинфляционной:

(4)

Индентичны ли понятия инфляция и рост цен?

Да. Так как Инфляция — повышение общего уровня цен (рост цен) на товары и услуги.

Какие товары дорожают быстрее и почему?

Дешёвые товары дорожают быстрее, чем дорогие, «Мерседесы» дорожают не так сильно, как хлеб. И те люди, у которых и так мало денег, оказываются у разбитого корыта. Так, например, За июль — август продовольственная пшеница подорожала на 60%, фуражная — на 70%, рожь — втрое, фуражный ячмень — в 2,4 раза, подсолнечное масло — на 40%. сейчас отпускная цена для розницы за десяток яиц — 33-35 руб., была 22-26 руб. Рост цен на основные сельхозтовары в России за год по август на 15% ниже, чем в мире, при доле импорта на рынке продовольствия в 30-40% продукты в России неизбежно продолжат дорожать.

Потребительская инфляция в РФ за первый квартал 2010 года составила 3,2 %, в ЕС – 0,6 %. Общий рост цен на продукты питания за первый квартал 2010 года в РФ составил 4,1 %, что в 3,4 раза больше, чем в среднем по ЕС (1,2 %). Причем, больше всех в этот период пострадали от инфляции самые бедные слои населения, которых в России все больше: минимальный набор продуктов за отчетный период подорожал сразу на 6,2 %, что почти в два раза опережает рост инфляции. (5)

Последствия инфляции

Инфляция оказывает противоречивое воздействие на экономику. Умеренный рост цен способен стимулировать производство, так как заработная плата, как правило, отстает от роста цен. Производители и потребители стремятся закупать товары, чтобы предвосхитить потери. Но более весомы ее негативные последствия.

  • Возникнув, инфляция воспроизводит себя во все увеличивающихся масштабах. Этому способствует спираль цены—заработная плата. Рост цен ведет к росту заработной платы. В свою очередь, увеличение заработной платы выступает причиной дальнейшего роста цен.
  • Инфляция обесценивает амортизационные фонды и угрожает самому существованию производства. Кредиты обесцениваются. Назначаются такие ставки процента, что выгоднее не развивать производство, а заниматься спекуляцией.
  • Нормальные экономические отношения разрушаются. Деньги теряют покупательную способность. Становится неясным, на какие цены и ставки процента ориентироваться. Долгосрочные инвестиции оказываются невыгодными.

Особенно опасна гиперинфляция, при которой происходит бегство от денег. Бартерные отношения (обмен товара на товар) обрекают на гибель те предприятия, регионы и города, которые по характеру производимых продуктов не могут обменять их на продукты потребления. (6)

Какие меры нужно принять государству, чтобы снизить уровень инфляции?

  • Проведение сдержанной тарифной политики в сфере естественных монополий. В частности, будет подготовлена нормативно-правовая база для борьбы с картельными соглашениями;
  • ограничение повышения регулируемых тарифов в сфере жилищно- коммунального хозяйства при одновременном усилении контроля за издержками и активизацией реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства. Планируется поэтапная либерализация рынков электроэнергии и газа, а также тарифов ЖКХ;
  • сдерживание роста цен на нефть и нефтепродукты за счет снижения налоговой нагрузки и повышения уровня конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов. С этой целью будут уточнены ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть, ставки акцизов на нефтепродукты. Предполагается создать конкурентную среду путем развития биржевой торговли нефтепродуктами и стимулировать выход на биржу крупных государственных покупателей;
  • развитие инфраструктуры торговли и товаропроводящей сети, направленные на создание системы сбыта сельхозпродукции, сокращение посреднических звеньев и стимулирование увеличения современных высокоэффективных форматов торговли;
  • сдерживание роста цен на рынках продовольственных товаров путем увеличения выпуска отечественной продукции, в том числе за счет стимулирования эффективных производителей сельскохозяйственной продукции, развития конкуренции, замораживание цен на базовые продукты питания, повышение пошлин на экспортные товары — на некоторые виды зерновых, чтобы сохранить их в стране, понижение пошлин на импортное молоко и молочные продукты, чтобы увеличить количество молочной продукции на рынке;
  • политика Банка России, направленная на стимулирование сберегательной активности граждан РФ. Меры в области повышения доверия населения к финансовым рынкам и создания условий для расширения финансовых инструментов для частных инвестиций, в том числе путем размещения государственных ценных бумаг и акций компаний с государственным участием для населения;
  • контроль над бюджетными расходами. В связи с государственными программами ни абсолютное, ни относительное снижение бюджетных расходов невозможны. Отсюда повышенное значение приобретают другие моменты – в частности, эффективная налоговая политика. Эта политика должна способствовать повышению инвестиций в производство товаров и услуг. Налоговая политика должна, в большей степени, стимулировать развитие конкуренции и создание в экономике реально равных конкурентных возможностей. К тому же, требуется повысить собираемость налогов;
  • принимаются меры для сдерживания роста платежеспособного спроса и снижения инфляционного эффекта нефтедолларов, для этого ЦБ РФ стерилизует часть дополнительной рублевой эмиссии в Стабилизационном фонде.
  • Банк России проводит валютную политику, предполагающую предотвращение резких колебаний курса национальной валюты. Политика сдерживания роста эффективного курса рубля будет способствовать защите национальной промышленности от иностранной конкуренции и защите доходов малообеспеченных слоев населения от обесценения.

Кроме того, необходимо уделить повышенное внимание развитию национальной банковской системы и совершенствованию сферы услуг, в целом.

Ссылки

Методы государственного регулирования инфляционных процессов

Способы управления инфляцией

Управление инфляцией представляет важнейшую задачу экономической политики. Управление инфляцией предполагает использование комплексных мер, дающих в результате незначительный рост цен со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом отличаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма.

Цель регулирования инфляции — не подавление ее любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономической безопасности страны и народа. Небольшая инфляция может увеличивать платежный спрос и тем самым стимулировать экономический рост. Страны с цивилизованной экономикой научились регулировать инфляционный рост цен.

Для антиинфляционного регулирования применяется экономическая политика, которая делится на 2 части:

Антиинфляционная стратегия — мероприятия долгосрочного характера и применяются при низких темпах инфляции;

Антиинфляционная тактика — мероприятия краткосрочного характера и применяются при высоких темпах инфляции.

К мероприятиям антиинфляционной стратегии относятся:

  • · гашение инфляционных ожиданий, прежде всего адаптивных ценовых;
  • · проведение долгосрочной денежной политики;
  • · сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации;
  • · сведение к минимуму воздействия на экономику внешних инфляционных импульсов.

К мероприятиям антиинфляционной тактики относятся,

  • · наращивание предложения без адекватного повышения спроса, то есть государственная поддержка повышения привлекательности национальной продукции;
  • · реализация государственных стратегических запасов;
  • · проведение приватизации государственной собственности;
  • · снижение текущего спроса без снижения предложения;
  • · стимулирование и поощрение срочных вкладов;
  • · повышение процентных ставок по вкладам;
  • · замораживание вкладов до востребования;
  • · проведение денежной реформы конфискационного характера.

Способы управления инфляцией неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Границы проведения такой политики очень узкие: с одной стороны, требуется сдержать раскручивание инфляционной спирали, а с другой — поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых для лечения средств зависят от постановки правильного диагноза. Поставить диагноз — значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. В данном случае не следует рассчитывать на какие-либо готовые схемы, и серией чрезвычайных мер покончить с инфляцией. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».

Основными методами борьбы с инфляцией являются: денежные реформы и антиинфляционная политика.

Денежные реформы — полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.

Антиинфляционная политика — комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Стабилизация денежного обращения как один из важных способов восстановления экономики проводилась при помощи следующих методов: нуллификации, реставрации, ревальвации, девальвации и деноминации.

Нуллификация денег — объявление государством обесценивающихся бумажно-денежных единиц недействительными и введение новой валюты. Проводится в странах в результате сильной инфляции при резком падении покупательной способности денег.

Реставрация — восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы.

Ревальвация — повышение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран.

Девальвация — целенаправленные действия Правительства по снижению обменного курса валюты своей страны, рассматриваемые как промежуточная цель экономической политики в целях стимулирования совокупного спроса в экономической системе.

Деноминация — укрупнение денежной единицы страны (без ее переименования) путем обмена по установленному соотношению денежных знаков на новые, в целях упорядочения денежного обращения, обеспечения эффективности расчетов в стране, придания единице большей полноценности как национальной валюте.

Немного подробнее остановимся на арсенале орудий борьбы с инфляцией, который накопила мировая практика. Когда инфляция достигает исполинских масштабов и покупательная способность денежной единицы практически равняется нулю, неминуемой становится нуллификация денег. Примером может быть Германия 1923 г., Венгрия 1946 г., а также Украина в 1991-1996 году. При таких условиях старые дензнаки изымаются из обращения и заменяются новыми, как это произошло с карбованцами, замененными на гривны или с советскими рублями, замененными, соответственно, на карбованцы.

Обесцененные в годы гиперинфляции сбережения большей частью не возвращают их владельцам. Нуллификация как метод борьбы с инфляцией — чрезвычайная мера, к которой обращаются только во время общественных потрясений (войны, революции, возникновение новых государств и т.п.).

В 80-е годы XX столетия некоторые страны избрали метод приспособления к отрицательным последствиям инфляции, называемый индексация. Индексация означает, что номинальные доходы граждан изменяются пропорционально ценовым колебаниям, т.е. она является механизмом, с помощью которого доходы частично или целиком защищаются от инфляции. Иначе говоря, индексация предусматривает, что текущие доходы населения увеличиваются соответственно темпу роста цен в стране за определенный период. В случае полной индексации реальные доходы защищены от губительного влияния инфляции, а потому жизненный уровень населения не снижается.

Однако индексацию нельзя рассматривать как действенный метод борьбы с инфляцией. С ее помощью можно лишь ослабить или избегнуть отдельных отрицательных следствий инфляции, но нельзя снизить ее темпы. Опыт многих стран свидетельствует: чем больше стремится правительство защитить экономику от инфляции через индексацию, тем более нестабильной становится экономика; чем больше общество стремится уберечь своих членов от уменьшения реальных доходов, тем более нестабильным становится их положение. Дело в том, что индексация, во-первых, раскручивает инфляционную спираль. Во-вторых, невозможно полностью уберечь от обесценивания все доходы населения. В конце концов, индексация требует значительных государственных расходов, которые увеличивают дефицит бюджета.

Если инфляция уже развилась, то для ее преодоления сейчас большей частью применяют сдерживающую макроэкономическую политику, т.е. политику дезинфляции. Она основывается на возможности выбора между и безработицей в краткосрочном периоде. Снижая с помощью монетарной и фискальной политики совокупный спрос, можно уменьшить объем национального производства, которое сопровождается увеличением безработицы. Согласно кривой Филипса для краткосрочного периода, рост уровня безработицы снижает уровень инфляции. Практика показала, что быстрая дезинфляция сопровождается меньшими затратами чем медленная. В странах с более высоким уровнем гибкости заработной платы (в них короче срок действия коллективных договоров) дезинфляционные потери были более низкими.

Высокая инфляция есть большей частью результатом процесса, который развивается вследствие действия инфляционных ожиданий. Поэтому важной задачей дезинфляции является укрощения инфляционных ожиданий. При этом нужно определить так называемые «якоря», или ориентиры этих ожиданий, т.е. явления и процессы, в зависимости от которых экономические субъекты формируют свое поведение относительно цен. Такими ориентирами большей частью есть темпы инфляции в предыдущих периодах, темпы роста денежной массы, номинальные процентные ставки на государственные облигации, динамика курса национальной валюты и.т. п. Контроль правительства за одним или несколькими этими ориентирами дает возможность погасить инфляционные ожидания. Вместе с тем мировой опыт подсказывает, что эти ожидания быстрее преодолеваются там, где выполняются, по крайней мере, две условия.

Во-первых, государственная политика должна направляться на укрепление механизмов рыночной системы. Только они способны вызвать естественное (т.е. то, которое сопровождается увеличением количества и повышением качества жизненных благ) замедление роста цен. Лишь тогда изменяется поведение потребителей, в нем исчезают инфляционные мотивы. Пока потребители не убедятся в том, что колебание цен приобрели рыночные очертания, до тех пор в национальной экономике будет происходить инфляционное расширение совокупного спроса.

Во-вторых, правительство должно стойко придерживаться курса на постепенное преодоление инфляции и пользоваться доверием большинства населения. Уровень доверия к антиинфляционной политике является одним из факторов, от которого зависит величина потерь, связанных с проведением дезинфляции.

Заслужить высокий уровень доверия можно лишь тогда, когда правительство ставит перед собой целиком определенные, практически осуществимые антиинфляционные задачи, заранее информирует об этом население и неуклонно добивается решения этих задач. Например, Центральный банк должен регулярно сообщать о том уровне инфляции, который он собирается поддерживать, и о необходимом для этого темп роста денежной массы. Если правительство добросовестно выполняет свои обещания, то участники рыночного процесса постепенно убеждаются в том, что руководство страны не только со всей решительностью стало на путь борьбы с инфляцией, но и способно контролировать положение, добиваться реализации провозглашенных целей. Чем глубже это осознается, тем более решения о ценах, предложении, спросе, сбережениях и т.п. приспосабливаются к заранее установленному лимиту на прирост денежной массы. Итак, этот лимит становится реальной силой, которая влияет на экономическое поведение, оказывает содействие снижению инфляционных ожиданий.

Для недопущения развития галопирующей инфляции в будущем правительство разрабатывает антиинфляционную стратегию, основными составными которой является эффективная монетарная политика, приведение в порядок государственных финансов, рационализация структуры национальной экономики и внешнеэкономической деятельности.

Эффективная монетарная политика предусматривает, что ежегодные приросты денежной массы в обращении ограниченны и не превышают роста национального продукта. Как известно, нет более легкого способа разрушить экономику страны, как наполнить денежное обращение лишними купюрами. Конструктивную антиинфляционную монетарную политику может проводить лишь независимый от исполнительной власти Центральный банк, который опирается на хорошо развитую банковскую систему. Центральный банк владеет такими могучими орудиями проведения монетарной политики, как операции на открытом рынке, изменение учетной ставки или нормы резервирования, с помощью которых он может определять темпы прироста денег в национальной экономике.

Важной составляющей антиинфляционной стратегии есть приведение в порядок государственных финансов, прежде всего сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. Это сокращение должно происходить за счет уменьшения расходной и увеличения доходной части государственного бюджета. И вот тут напрямую встает вопрос о системе налогообложения. Дело в том, что под влиянием новых экономических концепций во многих странах мира в последней четверти XX столетия. состоялось снижение налоговых ставок. Большинство экономистов считают, что высокопрогрессивные системы налогообложения сдерживают развитие экономики. Снижение налоговых ставок на подоходный налог граждан усиливает стимулы к работе, увеличивает личные сбережения, а на налог на прибыль предприятий — поддерживает развитие инвестиционного процесса. Итак, вследствие роста сбережений и инвестиций можно надеяться на ускорение экономического роста и увеличение в будущем уровня занятости, объема национального производства, а, следовательно, и государственных налоговых поступлений, которые будут оказывать содействие достижению бездефицитного бюджета. Иначе говоря, продуманная фискальная политика, которая устраняет бюджетный дефицит, порождающий инфляцию, играет важную роль в антиинфляционной стратегии.

Рациональная монетарная и фискальная политика помогает устранять из экономики инфляцию спроса. Вместе с тем крайне необходимой является стратегия развития национальной экономики, которая бы защитила или, по крайней мере, заметно ослабила разрушительные влияния внешних возмущений предложения, которые порождают инфляцию затрат. Для недопущения инфляции предложения правительство должно оказывать содействие развитию образования и науки, накоплению интеллектуального потенциала общества и человеческого капитала, должно финансировать научные исследования и исследовательско-конструкторские разработки, осуществлять структурную перестройку национальной экономики в направлении роста в ней части продукции высокотехнологических областей и производств. Это будет сдерживать развитие инфляционного процесса в случае сильных внешних неблагоприятных возмущений предложения. Особенно это актуально для Казахстана как страны энергозависимой, все еще несущей бремя диспропорций в промышленности оставшихся в наследство от Советского Союза.

Особое место в антиинфляционной стратегии занимает рационализация внешнеэкономических связей страны. Пассивное сальдо платежного баланса, как известно, порождает инфляционные импульсы. Внешнеэкономическая политика должна направляться на достижение равновесия в торговле товарами и услугами путем поддержания экспортных областей и защиты национального производителя. Вместе с тем правительство и Центральный банк должны проводить конструктивную валютную политику, которая бы поддерживала стабильный курс национальной валюты и не стимулировала роста импорта. Все пересчитанные мероприятия антиинфляционной стратегии сдерживают рост общего уровня цен в стране в близкой и отдаленной перспективе.

Регулирование инфляции — один из способов восстановления пропорций воспроизводства и стимулирования развития рыночной экономики. Поэтому теоретической базой регулирования инфляционного процесса является воспроизведенная теория инфляции, которая трактует ее, как многофакторное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями в процессе общественного воспроизводства и экономической политикой и проявляющееся в росте цен и обесценении денег.

Комплексное регулирование инфляции включает взаимосвязанные методы, объединенные единством цели. Это обусловлено тем, что независимо от сферы зарождения инфляции — монетарной или немонетарной — возникает цепкая прямая и обратная связь. Поэтому принцип комплексности требует согласования регулирующих мер во избежание их негативных последствий.

Методы регулирования инфляции

Излишек денежной массы государство может регулировать с помощью различных методов исключения их из оборота. Среди них:

— эмиссия государственных долгосрочных облигаций;

— долгосрочные депозиты в банковскую систему;

— направление денежных средств в реальные инвестиции;

— акционирование государственных предприятий и продажа акций субъектам хозяйствования и населению;

— приватизация жилья, земли и прочей собственности.

Все эти методы не уменьшают общую величину денежной массы и поэтому могут лишь временно снизить инфляционное напряжение в экономике. Преодолеть инфляцию они смогут только в том случае, если приведут к росту объемов производства и реализации товаров и услуг.

Основными формами активной стабилизации денежного обращения являются антиинфляционная политика и денежные реформы.

Денежная реформа предполагает переход от одной денежной системы к другой, и обычно сопровождается ужесточением финансовой и денежно-кредитной политики и проведением антикризисных мер.

Денежные реформы различных стран проводились с помощью следующих методов:

— изменение порядка эмиссии и обеспечения национальной денежной единицы;

— введение параллельной валюты и постепенное расширение сферы ее обращения;

— нуллификация, т.е. устранение старой и введение новой валюты;

— деноминация: укрупнение масштаба цен, метод «зачеркивания нулей»;

— девальвация – снижение официального курса национальной денежной единицы;

— ревальвация – повышение официального курса национальной денежной единицы;

— реставрация – восстановление прежнего валютного курса.

Проведение денежной реформы с помощью метода «шоковой терапии» включает:

— обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги с целью резкого уменьшения массы бумажных денег в обращении;

— временное (полное или частичное) замораживание банковских вкладов населения и предпринимателей.

Антиинфляционная политика – это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Существует два основных метода антиинфляционной политики – дефляционная политика и политика доходов.

Дефляционная политика – это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т.п. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления. Поэтому применяют ее осторожно.

Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем их полного замораживания или установления пределов их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко.

Антиинфляционное регулирование включает в себя следующие мероприятия:

— в сфере экономики: ликвидация убыточности предприятий, проведение структурной перестройки, ограничение деятельности монополий;

— в сфере финансов: сокращение государственных расходов, сокращение льгот и изменение порядка налогообложения, сокращение дефицита бюджета и госдолга;

— в денежно-кредитной сфере: ограничение или прекращение эмиссии денег, стимулирование сбережений, проведение рестрикционной кредитной политики (сокращение объемов кредитования);

— в сфере ценообразования: регулирование монопольного ценообразования, установление пределов роста цен, замораживание цен, контроль над ценами в госсекторе;

— в валютной сфере: ограничение притока краткосрочного иностранного капитала, проведение ревальвации и девальвации национальной валюты;

— в рамках политики доходов: ограничение платежеспособности населения путем регулирования их доходов; лимитирование роста зарплаты, централизованная система трудовых соглашений, применение фискальных инструментов роста доходов.

Важное значение в антиинфляционной политике государства отводится жесткому лимитированию годового прироста денежной массы и сокращению бюджетного дефицита. Однако инфляция может развиваться и при стабильной денежной массе в случае повышения скорости ее обращения. В условиях сокращения производства и неизменной денежной массе ускорение обращения денег по своему эффекту эквивалентно эмиссии дополнительных денежных знаков.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ: МЕТОДЫ, ГРАНИЦЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ

Антиинфляционная политика: формы и методы

Основными методами стабилизации денежного обращения являются антиинфляционная политика и денежная реформа.

Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции. Эти меры можно подразделить на стратегические, включающие цели и методы долговременного характера, и тактические, ориентированные на получение краткосрочных результатов.

Антиинфляционная стратегия включает в себя уменьшение инфляционных ожиданий путем укрепления рыночных механизмов (комплекс институциональных преобразований) и искоренения неуправляемой инфляции за счет повышения компетенции органов управления, долгосрочную монетарную политику, предусматривающую регулирование спроса на деньги (регулирование прироста денежной массы) при помощи жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, бюджетную политику, направленную на сокращение дефицита бюджета, защиту национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции) регулированием сальдо платежного баланса и валютного курса.

Антиинфляционная тактика направлена не столько на устранение причин инфляции, сколько на использование краткосрочных, но сильных мер воздействия, направленных на уменьшение текущего инфляционного давления и подготавливающих почву для применения долгосрочных стратегических мер.

115 I

Методы антиинфляционной тактики позволяют резко увеличить предложение без соответствующего повышения спроса или способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего уменьшения предложения (косвенное воздействие на денежную массу путем повышения нормы сбережений и уменьшения их ликвидности и т.п.)

Основой антиинфляционных мер является достижение относительно долгосрочного равновесия на всех рынках. К методам антиинфляционного воздействия относится деятельность государства, которая направлена на устранение причин инфляции (в макроэкономическом аспекте — на устранение неравновесия рынков по предложению и спросу) и разрушение механизма ее реализации. Наиболее эффективной является борьба с инфляцией, если та носит открытые формы. В то же время от собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции (социальную защиту населения, компенсации, индексацию доходов и т.п.) и псев- доантиинфляционные меры (меры государственного воздействия — тотальный государственный контроль за ценами, прямое административное регулирование спроса и предложения и т.п.), которые не ликвидируют причины инфляции, а лишь переводят ее из открытой формы в скрытую.

Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Она включает в себя широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов и программы стабилизации вплоть до проведения радикальных денежных реформ. Одним из самых распространенных инструментов кредитной политики является учетная ставка процента. Ее повышение затрудняет получение кредитов у центрального банка, и соответственно, сокращая ресурсы других банков, ограничивает их операции. Действенной формой регулирования в денежно-кредитной области выступает изменение норм обязательных резервов, которые кредитные институты должны держать в центральном банке.

Борьба с инфляцией осуществляется с помощью мер, которые негативно сказываются на экономическом росте и содержат потенции падения производства и увеличения безработицы. В то же время попытки стимулировать производство приводят к росту инфляции. Сами по себе способы регулирования и в том и в другом случаях одни и те же, но действовать они должны в противоположных направлениях. Борьба с монополизмом также должна рассматриваться как одно из важных направлений антиинфляционной политики.

Расстройство денежного обращения, инфляционные процессы ведут к весьма серьезным для экономики последствиям, и практически нет государства, которое в той или иной степени, в тот или иной период своей истории не сталкивалось с этими проблемами. Вместе с тем уровень инфляции, ее контролируемость значительно отличаются в разных странах. Как правило, незначительные ее темпы — это эффект поддержания сбалансированного и устойчивого экономического роста и в то же время успех государственного регулирования денежного обращения, поэтому стабилизация денежного обращения фактически означает стабильное развитие экономики. Так, использование денежно-кредитных мероприятий в неоклассической и неокейнсианской теориях направлено на стабилизацию экономики, но путем применения различных методов.

Кейнсианцы видят в умеренной инфляции обеспечение стабильного экономического роста. Инфляция, с их точки зрения, выгодна правительству, поскольку увеличение номинального дохода хозяйственного агента позволяет повысить налогообложение и увеличить налоговые поступления. Правительство выигрывает также на продаже облигаций вследствие уменьшения их выкупной стоимости. Кейнсианцы предполагают применение денежно-кредитных ограничений в случае чрезмерного перегрева экономики, чтобы не допустить галопирующей инфляции.

В противоположность кейнсианской схеме представители монетаристской теории пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования. Они отвергают практику регулярного вмешательства госорганов в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Монетаристы считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства. Стагфляция объясняется влиянием инфляционных ожиданий, поскольку при спаде, вызванном ограничительными мероприятиями, цены могут некоторое время расти ввиду того, что товаропроизводители определяют их с учетом прошлых инфляционных тенденций1.

Опыт западных стран 60-х гг. XX в. свидетельствует, что целесообразно осуществлять не разрозненные меры по стабилизации денежного обращения, а планы стабилизации, основанные на координации основных методов регулирования экономики и денежного обращения, в частности с учетом специфики каждого государства.

Стагфляция — сочетание инфляции со спадом производства.

Например, в странах СНГ инфляция существует в переходный период, когда еще не работает механизм цивилизованной рыночной экономики. При этом спад производства, политическая нестабильность, реальное отсутствие государственных и экономических границ подхлестывают инфляционные процессы.

Для разработки антиинфляционной политики исходным пунктом является совершенствование теории инфляции как многофакторного социально-экономического процесса, корни которого лежат в механизме воспроизводства. Это означает, что должна быть разработана долгосрочная антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие факторы инфляции. К самым общим мерам сдерживания инфляции можно отнести:

  • ? оздоровление экономики;
  • ? наведение порядка в капиталовложениях (инвестициях) с использованием, в частности, мирового опыта проектного финансирования, основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле негосударственного сектора;
  • ? нормализацию торговли, так как повышение цен при отсутствии конкуренции, продажа товаров по спекулятивным ценам, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной массой;
  • ? активное вовлечение в рыночный оборот нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.), использование золота для сделок своп или для получения валютных кредитов под залог золота, для валютной интервенции или покупки импортных товаров с последующей их продажей в стране по повышенным ценам;
  • ? конверсию военного производства;
  • ? развитие рынка услуг, поскольку одними товарами обеспечить разбухшую денежную массу невозможно.

Наряду с общеэкономической долгосрочной стратегией необходимы неотложные меры по сдерживанию инфляции и превращению ее в регулируемую, так как преодолеть инфляцию сразу невозможно, для этого требуются годы. В этой связи современный опыт подсказывает два варианта регулирования инфляции в зависимости от состояния экономики’.

  • 1) дефляционная политика, связанная с ограничением роста денежной массы, кредитов, зарплаты, а в конечном счете платежеспобного спроса. Однако дефляционная политика применима только в условиях экономического роста с целью сдерживания так называемого перегрева экономики. Дефляционные меры часто вызывают справедливую негативную реакцию со стороны трудящихся, банкиров, предпринимателей;
  • 2) политика доходов, применяемая при стагфляции и представляющая собой согласование и увязку темпов роста зарплаты и цен под наблюдением и при посредничестве государства. Однако это не приемлют так называемые рыночники, являющиеся сторонниками нерегулируемого рынка и не согласные с тем, что в рыночной экономике действуют два регулятора: рынок и государство. Между тем второй вариант является более приемлемым и надежным путем для постепенного выхода из инфляции и экономического спада.

К первоочередным мерам, направленным на стабилизацию денежного обращения и сдерживание инфляции, можно отнести:

  • ? ежегодное установление государством (на основе коллективных договоров предпринимателей с трудящимися с участием профсоюзов) верхнего лимита роста номинальной зарплаты и цен с одновременным стимулированием развития производства через использование экономических стимулов (кредитных, налоговых, валютных), что фактически означает проведение в жизнь гибкой дифференцированной политики. При этом политика доходов должна затрагивать не только зарплату, но и прибыли предприятий в целях компенсации трудящимся ущерба от роста цен, поскольку мировая практика свидетельствует, что стабилизационные программы всегда осуществляются за счет трудящихся;
  • ? оздоровление финансовой системы, ликвидацию дефицита госбюджета путем размещения государственных ценных бумаг преимущественно среди институционных инвесторов — банков, страховых и финансовых компаний и т.п. Важным направлением финансового оздоровления может быть совершенствование налоговой системы с учетом двоякого назначения налогов: не только фискального, но и стимулирующего, связанного, например, с развитием приоритетных отраслей;
  • ? гибкое регулирование деятельности банков, не стесняющее их предприимчивости, но и в то же время сдерживающее их инфляционную деятельность. Для этого необходимо проводить нормальную, взаимовыгодную согласительную политику между правительством и банками, между центральным банком и коммерческими банками. В частности, опыт Швейцарии свидетельствует, что джентльменское соглашение может быть сильнее законодательных актов, но для этого нужны нормальные отношения партнеров. Деятельность банков в условиях инфляции должна быть направлена на то, чтобы при стагфляции пресечь взаимные неплатежи предприятий, поскольку это ведет к дополнительной эмиссии и утрате контроля над денежной системой;
  • ? совершенствование денежного обращения на основе синтеза рыночного и государственного регулирования. Это достигается совершенствованием структуры денежной массы, внедрением безналичных расчетов в розничную торговлю с использованием чеков и кредитных карточек, использованием нетрадиционных методов связывания излишних денежных доходов (например, выпуск смешанных займов с участием иностранных банков и фирм);
  • ? использование внешних факторов стабилизации национальной денежной единицы, в частности стабилизации торгового и платежного балансов, привлечение в разумных пределах иностранных капиталов, накопление валютных резервов;
  • ? борьбу компетентных органов с коррупцией, теневой экономикой и мафией, что в свою очередь предполагает разработку эффективной методики выявления нарушений законодательства.

Исходная база разработки антиинфляционной программы включает оздоровление денежного обращения — использование двух регуляторов: рыночного и государственного. Не случайно ведущие экономисты говорят, что цивилизованный свободный рынок имеет границы, определяемые законодательством.

В то же время различия во взглядах между научными школами по поводу стабилизации экономики остаются. Так, монетаристы основными инструментами стабилизации экономики считают ограничение денежной эмиссии, сбалансированный бюджет, проведение политики минимальной защиты национального рынка от внешней конкуренции.

Кейнсианцы главными инструментами экономической политики наряду с деньгами считают промышленную политику (налоги, субсидии), торговую политику (таможенные пошлины, квоты, лицензии), более высокие социальные расходы. При этом ортодоксальные кейнсианцы полагают, что сокращение инфляции достижимо не путем контроля за денежным спросом и заработной платой, а за счет увеличения производственного импорта, что требует экспансионистской политики центральной власти, в особенности высокого бюджетного дефицита. Они считают, что увеличение правительственных расходов, а также социальных выплат ведет к росту прибылей предприятий, что в свою очередь увеличивает инвестиции и ускоряет выход из спада.

В то же время компромиссная программа, построенная на положениях монетаристов и кейнсианцев, могла бы включить в себя следующие положения (рис. 10.1).

Рис. 10.1. Основные положения компромиссной программы монетаристов и кейнсианцев

Многие экономисты считают, что стабилизировать денежное обращение можно путем повышения оптовых и розничных цен, или так называемой либерализацией цен, а также посредством расширения объемов производства продукции и платных услуг.

Однако повышение оптовых цен ведет к возникновению у предприятий «лишних» денег (в безналичной форме), которые в дальнейшем начинают воздействовать на наличный денежный оборот. В свою очередь повышение розничных цен, так же как и рост объемов производства продукции, не ведет к устранению общего дефицита, если в государстве остаются «лишние» деньги. Характерно, что в развитой рыночной экономике денежное обращение регулируется путем использования учетной ставки центрального банка, операций на открытом рынке ценных бумаг, нормативов обязательных банковских резервов, установления стандартов банковской ликвидности.

  • Вид финансовых сделок, в которых покупатель (продавец) валюты, ценныхбумаг в момент покупки (продажи) берет на себя обязательство через какое-то время продать (купить) эту валюту, ценные бумаги.