Наименование публично правового образования

Публично-правовое образование (Слесарев С.)

Среди субъектов гражданских правоотношений наравне с физическими и юридическими лицами выделяют государство и муниципальные образования. В правоотношения государство и муниципальные образования не вступают единым лицом, а отличаются множественностью субъектов, объединенных в категорию «публично-правовое образование» (ППО) со специальным статусом, но при этом без тех особых властных полномочий, как это присуще в публичных (административных) правоотношениях.
Понятие публично-правового образования
В ГК РФ напрямую не раскрывается понятие «публично-правовое образование» (ППО).
В гл. 5 ГК РФ указано, что в гражданские правоотношения могут вступать, помимо граждан и юридических лиц, также и Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.
Все вышеперечисленные образования (государственные и муниципальные) обладают особым публичным статусом и образованы в соответствии с Конституцией РФ и иными законами, устанавливающими их статус и регулирующими их деятельность.
Таким образом, публично-правовое образование — это государственное или муниципальное образование, наделенное публичными властными полномочиями и выступающее в гражданском обороте в качестве особого субъекта.
Перечень публично-правовых образований
К публично-правовым образованиям, выступающим в качестве самостоятельных субъектов, в соответствии со ст. 124 ГК РФ относятся:
а) Российская Федерация;
б) субъекты Российской Федерации;
в) муниципальные образования.
Российская Федерация согласно ст. 1 Конституции РФ является федеративным государством, т.е. состоит из различных субъектов Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, — обладающих равным статусом (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). Российская Федерация и субъекты РФ объединены, по сути, единым термином «государство».
Помимо государственных образований, в России признается и гарантируется местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ), но также могут вступать в гражданские правоотношения. Местное самоуправление представлено через муниципальные образования, к которым в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
Особенности участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях
Как юридические лица приобретают и реализуют свои гражданские права и исполняют обязанности через свои органы (п. 1 ст. 53 ГК РФ), так и ППО вступают в гражданские правоотношения не самостоятельно, а через специальные органы. От имени ППО своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде могут следующие органы (далее — органы ППО):
от имени Российской Федерации и субъектов РФ — органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК РФ);
от имени муниципальных образований — органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Также согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
ППО вступают в гражданские правоотношения на равных началах с иными участниками — гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ). В этом плане их властные полномочия не могут применяться и использоваться для достижения односторонних преимуществ, ограничения прав иных участников правоотношений в пользу ППО, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией РФ, иными законами.
Однако, несмотря на принцип равноправия, ППО все же обладают особым статусом (специальной правоспособностью). Вот некоторые особенности участия ППО в гражданских правоотношениях:
1) к ППО согласно п. 2 ст. 124 ГК РФ применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Например, к ним не применяются общие нормы о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, нормы корпоративного права об управлении в органах ППО и т.п. Образование, ликвидация, реорганизация органов ППО, управление в них регулируются специальными нормами ГК РФ, федеральных законов и Конституции РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований;
2) только ППО может иметь в собственности вещи, ограниченные или запрещенные в обороте (например, ядерное оружие, некоторые водные объекты — ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ и т.п.);
3) только ППО присущи особые, помимо общих, способы приобретения права собственности, например, в результате реквизиции (ст. 242 ГК РФ), конфискации (ст. 243 ГК РФ), изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 239.2 ГК РФ), национализации (ст. 235 ГК РФ) и т.п.
Предусматриваются и особые способы прекращения права собственности ППО — приватизация (ст. 217 ГК РФ), в ходе которой имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Имущество ППО может передаваться на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) и оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) специально созданным юридическим лицам — государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, образуют казну ППО (ст. ст. 214, 215 ГК РФ);
4) ППО могут быть участниками в хозяйственных обществах и вкладчиками в товариществах на вере (п. 5 ст. 66 ГК РФ), но при этом только ППО могут создавать особый вид юридических лиц — унитарные предприятия (ст. 113 ГК РФ);
5) ППО могут вступать в договорные отношения, однако, в отличие от обычных субъектов, законом могут предусматриваться особые способы установления договорных отношений, например через систему государственных и муниципальных закупок, регулируемых специальными законами (например, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Ответственность публично-правовых образований
Особенности ответственности ППО установлены ст. 126 ГК РФ, а именно:
1) Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга (п. п. 4 — 5 ст. 126 ГК РФ).
Исключение составляют лишь случаи, когда соответствующие ППО приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам другого ППО (п. 6 ст. 126 ГК РФ);
2) ППО не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, если только иное не предусмотрено законом (п. 3 ст. 126 ГК РФ). Так, например, согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ППО несет ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества (т.е. ППО).
В свою очередь, созданные ППО юридические лица не отвечают по обязательствам ППО;
3) ППО отвечает по своим обязательствам своим имуществом, которое принадлежит ему на праве собственности, за исключением имущества:
— закрепленного за созданными ППО юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
— имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 126 ГК РФ).
Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается согласно п. 1 ст. 126 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом. По мнению ряда юристов, ученых-цивилистов, это означает фактически запрет на обращение взыскания на земельные участки и природные ресурсы в собственности ППО до тех пор, пока специальные нормы, регулирующие взыскание, отсутствуют (например, Болдырев В.А. Юридические лица — несобственники в системе субъектов гражданского права: Монография / Под ред. В.А. Сысоева. Омск: Омская академия МВД России, 2010).
Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК РФ).
Таким образом, публично-правовые образования — особые субъекты гражданских правоотношений, включающие в себя государство в лице Российской Федерации как федеративного государственного образования, состоящего из субъектов РФ, и муниципальные образования. ППО вступают в гражданские правоотношения на равных началах с другими субъектами (гражданами и юридическими лицами), но при этом обладают специальной правоспособностью, в частности приобретают и отчуждают имущество по специальным основаниям, помимо общих, а также могут владеть вещами, ограниченными или запрещенными в обороте.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Общие положения (п. 364-3671)

  • 364. Понятие и виды публично-правовых образований. Согласно п. 1 ст. 124, ст. 127 ГК публично-правовыми называются государственные и муниципальные административно-территориальные образования. К числу образований государственных относятся (1) сама Российская Федерация; (2) 85 субъектов РФ — 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа (ст. 65 Конституции РФ) и (3) иностранные государства (по разным подсчетам их существует от 190 до 210); к числу муниципальных — городские и сельские поселения, а также муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории городов федерального значения. Это — самая многочисленная категория публично-правовых образований — порядка 25 тыс.; абсолютное большинство (более 20 тыс.) в них составляют сельские поселения.
  • 364 Г Двойственная природа действий публично-правовых образований. Публично-правовые образования объединяет такая общая присущая им всем черта, как исполнение возложенных на них Конституцией РФ и законодательством социальных функций, в том числе — с помощью признанных за ними юридических возможностей, составляющих сферу публичной власти. Но далеко не все социальные функции публично-правовых образований могут быть исполнены посредством использования ими своих публично-властных возможностей — существуют и те, что исполняются путем реализации способностей к участию в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, — гражданской правоспособности (и. 1 сг. 124 ГК).
  • 365. Концепция «субъектов особого рода». Норма п. 1 ст. 124 ГК,

подчеркнув безусловное применение начала юридического равенства всех участников гражданских отношений — граждан, юридических лиц и публично-правовых образований, — тем самым еще и весьма четко противопоставила публично-правовые образования другим лицам, в том числе юридическим. Юридические лица — это одно, а публично-правовые образования — совсем другое, несмотря на то что и те, и другие находятся в одном и том же гражданско-правовом положении и принадлежат в общем к одной и той же категории лиц (к организациям). Таким образом, современное законодательство продолжает традицию, сформировавшуюся еще в советское время, — традицию рассмотрения публично-правовых образований как особых субъектов гражданского права — субъектов — носителей публичной власти.

  • 365. Беспочвенность концепции «субъектов особого рода» в современных условиях. Хотя публично-правовые образования и олицетворяют собой публичную власть (являются ее носителями, обладают ею), это обстоятельство само по себе не должно быть основанием выделения их в особую категорию субъектов гражданского права. Почему? Потому что несмотря на свой «властный» статус, публично-правовые образования выступают в гражданских правоотношениях на юридически равных началах с иными их субъектами — гражданами и юридическими лицами. Иными словами, пользоваться публичной властью в частных отношениях они не имеют права; действия такого рода в отношении фактическом будут неправомернымиу а в юридическом — безрезультатными. «Государство, вынужденное для осуществления своих функций участвовать в гражданском обороте в качестве продавца и покупателя, заказчика, нанимателя, заемщика, заимодавца и т.д., приравнивает себя к частным лицам» (С. Н. Братусь).
  • 366. Гражданская правоспособность публично-правовых образований.

Публично-правовые — это социальные организации, созданные для выполнения определенных функций (достижения определенных целей). Признание за ними способности к участию в гражданских правоотношениях обусловлено объективной необходимостью и рассматривается исключительно в качестве одного из средств выполнения таких функций (достижения поставленных им целей). Иными словами, гражданская правоспособность публично-правовых образований может и должна быть исключительно специальной, больше того — специализированной. Этому выводу наилучшим образом соответствует понятие о правоспособности юридических лиц — некоммерческих организаций. Думается, что именно в этом состоит смысл нормы п. 2 ст. 124 ГК о том, что к публичным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

  • 366. Особые прибавления к специализированной правоспособности некоммерческих организаций. В гражданскую правоспособность публично-правовых образований входят и такие элементно которых у юридических лиц нет. Так, государственные (не муниципальные!1) образования вправе быть собственниками любых вещей (в том числе изъятых из оборота и ограниченных в обороте); могут заниматься любой деятельностью (без соблюдения требований о лицензировании), а также способны приобретать имущество в собственность специфическими способами — взиманием налогов, сборов, пошлин; принудительным отчуждением (выкупом) и изъятием; национализацией, реквизицией и конфискацией. Переход имущества публично-правовых образований в частную собственность также осуществляется но особым правилам, образующим институт приватизации. Наконец, никто, кроме публичных образований, не вправе создавать юридические лица специфических ОПФ — унитарные предприятия, государственные корпорации и государственные компании .
  • 367. Пределы применения норм о юридических лицах к публичноправовым образованиям. Особенности публично-правовых образований не позволяют применить к ним многие нормы, регламентирующие правовое положение юридических лиц;. Это соображение не должно, однако, считаться аргументом в пользу концепции публичных образований как особого рода субъектов гражданских правоотношений: существует и ряд юридических лиц, к которым применимы далеко не все общие нормы об их создании, реорганизации и ликвидации. Дело лишь в том, что существо публично-правовых образований таково, что либо вовсе исключает надобность в прямом и непосредственном применении соответствующих положений законодательства о юридических лицах, либо требует их предварительной существенной модификации «под» публично-правовые образования (применения mutatis mutandis, т.е. сообразно существу изменившихся отношений).
  • 367 {. Примеры видоизменения некоторых норм о юридических лицах применительно к публично-правовым образованиям. Юридическим суррогатом (заменителем) государственной регистрации российских внутригосударственных образований является их поименное перечисление в нормах Конституции РФ; индикатором государственной регистрации иностранных государств в Российской Федерации служит установление с ними дипломатических отношений хотя бы одним образованием, которое само признано в качестве государства. В таких условиях внесение государственных образований в какой-нибудь «Единый государственный реестр» (будь оно установлено действующим законодательством) превратилось бы в никому не нужную формальность. Аналогичным образом обстоит дело с муниципальными образованиями: создаваемые при посредстве публичноправовых актов (законов субъектов РФ), они также нс нуждаются в особой регистрации.
  • Впрочем, существует естественная граница такого «приравнивания» — ею являетсягосударственная система исполнительной и судебной власти. Государственный суд, а такжесудебный пристав-исполнитель, понуждающий к исполнению судебного решения, выступают по отношению к сторонам спора — частным лицам — внешней, посторонней силой.По отношению же к государству ни государственный суд, ни судебный пристав (государственный служащий) такой внешней, посторонней силой не являются; очевидно, что государство не может быть вполне беспристрастным, выступая судьей в гражданско-правовыхспорах со своим собственным участием; тем более оно само не может применять свое же(государственное) принуждение… к самому же себе.
  • Впрочем, существует естественная граница такого «приравнивания» — ею являетсягосударственная система исполнительной и судебной власти. Государственный суд, а такжесудебный пристав-исполнитель, понуждающий к исполнению судебного решения, выступают по отношению к сторонам спора — частным лицам — внешней, посторонней силой.По отношению же к государству ни государственный суд, ни судебный пристав (государственный служащий) такой внешней, посторонней силой не являются; очевидно, что государство не может быть вполне беспристрастным, выступая судьей в гражданско-правовыхспорах со своим собственным участием; тем более оно само не может применять свое же(государственное) принуждение… к самому же себе.
  • Впрочем, существует естественная граница такого «приравнивания» — ею являетсягосударственная система исполнительной и судебной власти. Государственный суд, а такжесудебный пристав-исполнитель, понуждающий к исполнению судебного решения, выступают по отношению к сторонам спора — частным лицам — внешней, посторонней силой.По отношению же к государству ни государственный суд, ни судебный пристав (государственный служащий) такой внешней, посторонней силой не являются; очевидно, что государство не может быть вполне беспристрастным, выступая судьей в гражданско-правовыхспорах со своим собственным участием; тем более оно само не может применять свое же(государственное) принуждение… к самому же себе.
  • Виды имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований различного уровня — поселений, муниципальных районов и городских округов, скрупулезно перечисляются в ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  • Все элементы гражданской правоспособности публично-правовых образований представляют собой то самое «иное», которое вытекает из закона, а в конечном счете — из особенностей данных субъектов, и о котором говорит п. 2 ст. 124 ГК. Подобные особенностиесть и у граждан — вспомним, что только они способны быть субъектами брачно-семейныхотношений и потребительского права, застрахованными лицами по договорам личного страхования, субъектами пенсионного обеспечения, и у юридических лиц.
  • К их числу относятся, в частности, нормы об ОПФ юридических лиц, об их создании,реорганизации и ликвидации, их учредительных документах, об отношениях с учредителями, их государственной регистрации и др.

Приказ Минфина России от 23.09.2016 N 163н «О внесении изменений в приложения N 1, N 2, N 3 и N 4 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. N 70н «Об учреждении ведомственных наград Министерства финансов Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.10.2016 N 44014)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 23 сентября 2016 г. N 163н

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ПРИЛОЖЕНИЯ N 1, N 2, N 3 И N 4 К ПРИКАЗУ МИНИСТЕРСТВА

ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 22 АПРЕЛЯ 2015 Г. N 70Н

«ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННЫХ НАГРАД МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. N 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4479), а также в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации приказываю:

1. Приложение N 1 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. N 70н «Об учреждении ведомственных наград Министерства финансов Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 мая 2015 г., регистрационный N 37322; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21 мая 2015 г.) «1» (далее — Приказ) изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

«1» С изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 октября 2015 г. N 158н «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. N 70н» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 октября 2015 г., регистрационный N 39381; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22 октября 2015 г.).

2. Внести в приложение N 2 к Приказу следующие изменения:

2.1. Пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Благодарность Министра финансов Российской Федерации (далее — Благодарность) является ведомственной наградой Министерства финансов Российской Федерации (далее — Министерство) за многолетний безупречный труд, образцовое выполнение служебных обязанностей, профессиональное мастерство и конкретный вклад в решение задач по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением производства сельскохозяйственными товаропроизводителями вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда) и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации), бюро кредитных историй, оказания государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, быстрое и качественное выполнение отдельных поручений Правительства Российской Федерации и руководства Министерства, продолжительную и безупречную работу в Министерстве, федеральных службах, находящихся в ведении Министерства (далее — федеральные службы), и их территориальных органах, организациях, находящихся в ведении Министерства и федеральных служб, а также за иные достижения.»;

2.2. Абзац третий пункта 4 изложить в следующей редакции:

«Ходатайство об объявлении Благодарности лицам, указанным в настоящем пункте, может быть возбуждено не ранее, чем через 3 года после их награждения ведомственной наградой Министерства или федеральной службы, наградой субъекта Российской Федерации или финансового органа субъекта Российской Федерации, или не ранее, чем через 5 лет после их награждения знаком отличия Министерства, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».»;

2.3. Абзац второй пункта 6 после слов «в отношении» дополнить словами «руководителей федеральных служб,»;

2.4. В пункте 7 слова «, руководителям федеральных служб» исключить.

2.5. В пункте 10 слова «установленной формы» заменить словами «по форме, установленной в соответствии с приложением N 4 к настоящему приказу.».

3. Внести в приложение N 3 к Приказу следующие изменения:

3.1. Пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Благодарность Министерства финансов Российской Федерации (далее — благодарность) является ведомственной наградой Министерства финансов Российской Федерации (далее — Министерство) за многолетний безупречный труд, образцовое выполнение служебных обязанностей, профессиональное мастерство и конкретный вклад в решение задач по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением производства сельскохозяйственными товаропроизводителями вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда) и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации), бюро кредитных историй, оказания государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, быстрое и качественное выполнение отдельных поручений Правительства Российской Федерации и руководства Министерства, продолжительную и безупречную работу в Министерстве и организациях, находящихся в ведении Министерства (далее — подведомственные организации), а также за иные достижения.»;

3.2. Дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

«3.1. В случае, если лица, указанные в пунктах 2 и 3 настоящего Положения, ранее были награждены знаком отличия Министерства, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» (далее — знак отличия), ведомственной наградой Министерства или федеральной службы, находящейся в ведении Министерства, наградой субъекта Российской Федерации или финансового органа субъекта Российской Федерации (далее — иные награды), ходатайство об объявлении благодарности может быть возбуждено не ранее, чем через 5 лет после их награждения знаком отличия и не ранее, чем через 3 года после награждения иными наградами.»;

3.3. В пункте 4 слова «в пункте 2» заменить словами «в пунктах 2, 3.1 и 13»;

3.4. В пункте 9 слова «установленной формы» заменить словами «по форме, установленной в соответствии с приложением N 4 к настоящему приказу»;

3.5. Пункт 13 изложить в следующей редакции:

«13. Повторное объявление благодарности может производиться с учетом сроков, установленных пунктом 3.1 настоящего Положения.».

4. Приложение N 4 к Приказу изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

Министр

А.Г.СИЛУАНОВ

Приложение N 1

к приказу Минфина России

от 23.09.2016 N 163н

«Приложение N 1

к приказу Минфина России

от 22.04.2015 N 70н

ПОЛОЖЕНИЕ О НАГРУДНОМ ЗНАКЕ «ОТЛИЧНИК ФИНАНСОВОЙ РАБОТЫ»

1. Нагрудный знак «Отличник финансовой работы» (далее — нагрудный знак) является знаком отличия Министерства финансов Российской Федерации (далее — Министерство), дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», за многолетний безупречный труд, образцовое выполнение служебных обязанностей, профессиональное мастерство и конкретный вклад в решение задач по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением производства сельскохозяйственными товаропроизводителями вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда) и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации), бюро кредитных историй, оказания государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее — сферы деятельности).

2. Нагрудным знаком могут награждаться федеральные государственные гражданские служащие (далее — гражданские служащие) Министерства, федеральных служб, находящихся в ведении Министерства (далее — федеральные службы), и их территориальных органов, работники финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — финансовые органы), имеющие на момент возбуждения ходатайства о награждении нагрудным знаком:

а) общий стаж работы (службы) в соответствующих сферах деятельности не менее 15 лет;

б) непрерывный стаж службы в Министерстве, федеральной службе, территориальном органе федеральной службы, работы в финансовом органе не менее 3 лет.

3. Гражданские служащие Министерства, федеральных служб и их территориальных органов, работники финансовых органов, представляемые к награждению нагрудным знаком (далее — кандидаты), должны одновременно соответствовать следующим требованиям:

а) наличие стажа работы (службы) в установленной сфере деятельности продолжительностью не менее срока, указанного в пункте 2 настоящего Положения;

б) наличие ведомственной награды Министерства;

в) наличие профессиональных заслуг в соответствующей сфере деятельности (сведения о поощрениях и награждениях за эффективную и добросовестную трудовую (служебную) деятельность, о победах во всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах профессионального мастерства и (или) иные сведения);

г) отсутствие не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

д) отсутствие неснятого дисциплинарного взыскания.

4. Ходатайство о награждении нагрудным знаком может быть возбуждено не ранее, чем через 3 года после награждения ведомственной наградой Министерства.

5. По решению Министра финансов Российской Федерации (далее — Министр) кандидаты могут быть награждены нагрудным знаком ранее срока, указанного в пункте 4 настоящего Положения.

6. Решение о награждении нагрудным знаком принимается Министром на основании ходатайства о награждении нагрудным знаком, представленного на имя Министра.

7. Ходатайства о награждении нагрудным знаком гражданских служащих Министерства, федеральных служб и их территориальных органов могут возбуждаться:

а) заместителем Министра — в отношении руководителей федеральных служб и структурных подразделений Министерства;

б) руководителем структурного подразделения Министерства — в отношении гражданских служащих структурного подразделения Министерства;

в) руководителем федеральной службы — в отношении гражданских служащих федеральной службы и ее территориальных органов.

8. Решение о награждении заместителей Министра и помощников (советников) Министра принимается непосредственно Министром.

9. Ходатайства о награждении нагрудным знаком работников финансовых органов возбуждаются по месту их основной работы (службы).

10. К ходатайству о награждении нагрудным знаком прилагается представление к награждению по форме, установленной в соответствии с приложением N 4 к настоящему приказу.

К ходатайству о награждении нагрудным знаком гражданских служащих федеральных служб и их территориальных органов, работников финансовых органов также прилагаются:

а) документы, подтверждающие соответствие кандидата требованиям к награждению нагрудным знаком;

б) письменное согласие кандидата на обработку персональных данных, содержащихся в представлении к награждению (приложение N 1 к настоящему Положению);

в) письменное согласие кандидата на проведение в отношении его проверочных мероприятий (приложение N 2 к настоящему Положению).

11. Представление к награждению гражданского служащего Министерства, федеральной службы и ее территориального органа подписывается лицом, возбуждающим ходатайство о награждении нагрудным знаком.

Представление к награждению гражданского служащего Министерства, подписанное руководителем структурного подразделения, должно быть согласовано с заместителем Министра, курирующим это структурное подразделение.

12. Представление к награждению работника финансового органа подписывается руководителем этого финансового органа, представление к награждению руководителя финансового органа подписывается его заместителем.

Представление к награждению работника финансового органа должно быть согласовано с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а также с руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации.

13. Документы, указанные в пунктах 9 — 10 настоящего Положения, возвращаются органу, возбудившему ходатайство о награждении нагрудным знаком, в случае:

а) установления недостоверности сведений, содержащихся в документах о награждении нагрудным знаком;

б) увольнения кандидата из организации (органа), возбудившей ходатайство, по основаниям, не связанным с выходом на пенсию;

в) смерти кандидата;

г) несоответствия кандидата требованиям, установленным пунктом 3 настоящего Положения;

д) несоответствия документов, обязательных к представлению в составе документов о награждении нагрудным знаком, перечню документов, установленному пунктом 10 настоящего Положения;

е) несоблюдения установленного порядка согласования представления к награждению.

14. До принятия Министром решения о награждении кандидата нагрудным знаком документы о его награждении рассматриваются комиссией Министерства финансов Российской Федерации, образованной в соответствии с пунктом 19 Положения об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. N 578 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4479) (далее — Комиссия).

15. Министр в 14-дневный срок со дня получения заключения Комиссии принимает решение о награждении кандидата нагрудным знаком или об отказе в награждении кандидата нагрудным знаком.

16. Решение о награждении кандидата нагрудным знаком оформляется приказом Министерства.

17. В случае принятия Министром решения об отказе в награждении кандидата нагрудным знаком документы о награждении кандидата нагрудным знаком возвращаются организации (органу), возбудившей ходатайство, с указанием принятого решения и причины его принятия.

18. Повторное представление к награждению нагрудным знаком кандидата, в отношении которого Министром принято решение об отказе в награждении, возможно не ранее чем через год со дня принятия указанного решения.

19. Вручение нагрудного знака производится в торжественной обстановке не позднее чем через 6 месяцев со дня издания приказа Министерства о награждении нагрудным знаком.

Вручение нагрудного знака производится Министром.

По поручению Министра и от его имени нагрудный знак могут вручать:

заместители Министра;

руководители структурных подразделений Министерства;

руководители федеральных служб;

заместители руководителей федеральных служб;

руководители территориальных органов федеральных служб.

По согласованию с Министром вручение нагрудного знака от его имени может производиться руководителями финансовых органов субъектов Российской Федерации.

20. Лица, награжденные нагрудным знаком, получают удостоверение, подтверждающее право на ношение нагрудного знака (приложение N 6 к настоящему приказу).

Нагрудный знак носится на правой стороне груди и располагается ниже государственных наград.

21. Повторное награждение нагрудным знаком не производится. При утрате нагрудного знака его дубликат не выдается.

Приложение N 1

к Положению о нагрудном знаке

«Отличник финансовой работы»,

утвержденному приказом

Минфина России

от 22.04.2015 N 70н

Рекомендуемый образец

Согласие на обработку персональных данных Я, ___________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество (при наличии) зарегистрированный(ая) по адресу _________________________________________, паспорт серия ________ N _________, выдан _______________, _______________, (дата выдачи) (кем выдан) свободно, своей волей и в своем интересе даю согласие должностным лицам Министерства финансов Российской Федерации, расположенного по адресу: ______________________________________________________, на обработку (любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение) моих персональных данных, содержащихся в представлении к награждению нагрудным знаком «Отличник финансовой работы», а также полученных в ходе проведения в отношении меня проверочных мероприятий. ____________________ __________________ ___________________________________ (должность) (подпись) (инициалы и фамилия) «__» _______________ ____ (день) (месяц) (год)

Приложение N 2

к Положению о нагрудном знаке

«Отличник финансовой работы»,

утвержденному приказом

Минфина России

от 22.04.2015 N 70н

Рекомендуемый образец

Согласие на проведение проверочных мероприятий Я, ___________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество (при наличии) зарегистрированный(ая) по адресу _________________________________________, паспорт серия _____ N _______, выдан _______________, ____________________, (дата выдачи) (кем выдан) свободно, своей волей и в своем интересе даю согласие должностным лицам Министерства финансов Российской Федерации, расположенного по адресу: ________________________________________________, на проведение в отношении меня проверочных мероприятий, необходимых для принятия решения о награждении меня нагрудным знаком «Отличник финансовой работы». ____________________ __________________ ___________________________________ (должность) (подпись) (инициалы и фамилия) «__» _______________ ____». (день) (месяц) (год)

Приложение N 2

к приказу Минфина России

от 23.09.2016 N 163н

«Приложение N 4

к приказу Минфина России

от 22.04.2015 N 70н

Форма

Представление к награждению ___________________________________________________________________________ (наименование награды) ___________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество (при наличии) ___________________________________________________________________________ (занимаемая должность, место работы) Дата рождения Место рождения Образование Окончил (когда, что) Специальность по образованию, ученая степень, звание Какими наградами награжден(а), дата и номер документа о награждении Наличие не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости Наличие неснятого дисциплинарного взыскания Общий стаж работы Стаж работы в организации СВЕДЕНИЯ О РАБОТЕ

Месяц и год (мм.гггг.)

Должность с указанием названия организации (в соответствии с записями в дипломах о получении образования, военном билете, трудовой книжке)

поступления

ухода

Характеристика с указанием конкретных заслуг представляемого к награждению ___________________ ________________ ______________________________________ (должность) (подпись) (инициалы и фамилия) М.П. «1» «__» _______________ ____ (день) (месяц) (год) СОГЛАСОВАНО: «2» ___________________ ________________ ______________________________________ (должность) (подпись) (инициалы и фамилия) М.П. «3» «__» _______________ ____ (день) (месяц) (год) Я, __________________________________________________ согласен на обработку (фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, представленного к награждению) Министерством финансов Российской Федерации моих персональных данных, содержащихся в настоящем представлении к награждению. «4» _________________ _______________ (подпись) (дата)

«1» На представлениях к награждению государственных гражданских служащих и работников Министерства финансов Российской Федерации печать не проставляется.

«2» Указывается в случае необходимости согласования представления к награждению с иными должностными лицами.

«3» В случае согласования представления к награждению заместителем Министра финансов Российской Федерации печать не проставляется.

«4» Указывается в представлениях к награждению Благодарностью Министра финансов Российской Федерации и благодарностью Министерства финансов Российской Федерации.».

Статья 7. Бюджетные полномочия Российской Федерации

Информация об изменениях:

Статья 7 изменена с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 479-ФЗ

См. будущую редакцию

Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 301-ФЗ в статью 7 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 7. Бюджетные полномочия Российской Федерации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 7 БК РФ

К бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся:

установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществления контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности;

определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований;

определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;

определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;

определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;

определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга;

осуществление государственных заимствований Российской Федерации, предоставление государственных гарантий Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом Российской Федерации и управление государственными активами Российской Федерации;

установление основ бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения;

установление, детализация кодов составных частей бюджетной классификации Российской Федерации, являющихся едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также кодов составных частей бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов;

установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, установление оснований и порядка временного осуществления органами государственной власти Российской Федерации (органами государственной власти субъектов Российской Федерации) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления);

временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

абзац утратил силу с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

См. предыдущую редакцию

установление видов бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, определение оснований и порядка применения бюджетных мер принуждения;

установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям Российской Федерации.

Правовые аспекты совершенствования системы муниципальных учреждений.

О вопросах реализации муниципалитетами 83-ФЗ.

1. Какие органы осуществляют функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений? Являются ли они самостоятельными юридическими лицами?

В соответствии со ст. 9.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений могут осуществлять только органы местного самоуправления, т.е. органы местного самоуправления — избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, структуру которых составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования (ст.ст. 2, 34 ФЗ от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К сожалению еще бытует практика, когда функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений осуществляют отраслевые, а в крупных городах еще и территориальные, структурные подразделения местных администраций. Необходимо подчеркнуть, что такая практика противоречит закону.

Ст.ст. 37, 41 ФЗ от 6.10.2003 №131-ФЗ наделяют местные администрации правами юридического лица и предусматривают возможность наделения правами юридического лица другие органы местного самоуправления.

2. Какие органы утверждают уставы муниципальных бюджетных учреждений? Являются ли они самостоятельными юридическими лицами?

Уставы муниципальных бюджетных учреждений утверждаются органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителей этих учреждений в порядке, установленном соответствующей местной администрацией (ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Несмотря на то, что ФЗ от 6.10.2003 №131-ФЗ устанавливает в прямой постановке статус юридического лица только для местных администраций, тем не менее из статьи 41 того же Федерального закона видно, что и другие органы местного самоуправления должны обладать этим статусом, при условии обязательного установления такого статуса для них в соответствующем уставе муниципального образования.

3. Нормативный правовой акт, утверждающий порядок определения видов особо ценного движимого имущества, в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Пункт 11 статьи 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает положение в соответствии с которым порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации, а виды такого имущества в отношении муниципальных бюджетных учреждений могут определяться в порядке, установленном местной администрацией.

Порядок отнесения имущества к категории ОЦДИ установлен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества». Таким образом решение вопроса об определении видов ОЦДИ муниципальных бюджетных учреждений отнесено к компетенции местных администраций, равно как и выбор формы правового акта (постановление, распоряжение и т.п.), которым определяются эти виды. Учитывая, что такой правовой акт все же носит характер нормативного и рассчитан на неопределенный срок применения, предпочтительно выбрать форму постановления.

4. Нормативный правовой акт, утверждающий перечень особо ценного движимого имущества.

Перечни особо ценного движимого имущества муниципальных бюджетных учреждений определяются соответствующими органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Избрание формы правового акта, которым должен утверждаться данный перечень ОЦДИ, зависит от уставных требований и иных муниципальных актов, которыми определяются какими видами муниципальных актов регулируются те или иные вопросы. Это могут быть постановления администрации, распоряжения и приказы руководителей соответствующих органов местного самоуправления.

5. Нормативный правовой акт, утверждающий Перечни недвижимого имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями учредителями или приобретенного муниципальными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества.

См. предыдущий вопрос, но с одним уточнением: в отличие от муниципальных бюджетных учреждений перечни ОЦДИ муниципальных автономных учреждений утверждаются в порядке, установленном местной администрацией (часть 3.1. статьи 3 ФЗ «Об автономных учреждениях»).

6. Утвержденный базовый перечень муниципальных услуг.

7. Ведомственный перечень услуг по соответствующему учредителю.

8. Ведомственный нормативный правовой акт, утверждающий порядок определения нормативных затрат на содержание имущества муниципальных учреждений.

Выбор формы муниципального правового акта (постановление, распоряжение, приказ и т.п.), которым утверждается порядок определения нормативных затрат на содержание имущества муниципальных учреждений зависит от того какие виды муниципальных правовых актов предусмотрены Уставом муниципального образования и положениями о конкретных органах местного самоуправления, которые могут осуществлять функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений.

Так как указанный порядок должен утверждаться органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, то для местной администрации это может быть и постановление и распоряжение, а если Уставом муниципального образования в качестве органов местного самоуправления определены отраслевые исполнительно-распорядительные органы (образование, культура, финансы и т.п.) то руководителями таких органов может использоваться форма приказа.

9. Нормативный правовой акт, утверждающий порядок определения платы за выполненные работы, оказанные услуги для граждан и юридических лиц, относящиеся к основным видам деятельности бюджетного учреждения и предоставляемые бюджетными учреждениями на платной основе.

См. предыдущий пункт. Кроме того, если соответствующим муниципальным правовым актом право утверждать порядок определения платы за выполненные работы, оказанные услуги для граждан и юридических лиц, относящиеся к основным видам деятельности бюджетного учреждения и предоставляемые бюджетными учреждениями на платной основе предоставлено руководителю учреждения, то его утверждение может осуществляться приказом руководителя бюджетного учреждения.

10. Ведомственный нормативный правовой акт, утверждающий порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений.

В соответствии с пунктом 2 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 № 81н муниципальное бюджетное и автономное учреждение, их обособленные (структурные) подразделения без прав юридического лица, осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета (далее соответственно — учреждение, подразделение), составляет План в порядке, определенном органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения в соответствии с указанными Требованиями.

Орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе установить особенности составления и утверждения Плана для отдельных учреждений.

Таким образом, выбор формы муниципального правового акта (постановление, распоряжение, приказ и т.п.), которым утверждается указанный порядок зависит от того какие виды муниципальных правовых актов предусмотрены Уставом муниципального образования и положениями о конкретных органах местного самоуправления, которые могут осуществлять функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений.

Так как указанный порядок должен утверждаться органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, то для местной администрации это может быть и постановление и распоряжение, а если Уставом муниципального образования в качестве органов местного самоуправления определены отраслевые исполнительно-распорядительные органы (образование, культура, финансы и т.п.) то руководителями таких органов может использоваться форма приказа.

11. Ведомственный нормативный правовой акт, утверждающий порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности муниципального учреждения и об использовании закрепленного за ним муниципального имущества.

В соответствии с пунктом 2 Общих требований к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2010 № 114 н отчет муниципального учреждения составляется в соответствии с указанными Общими требованиями в порядке, утвержденном органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных и автономных учреждений, органами местного самоуправления, осуществляющими бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения (далее — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя) с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

Отчет муниципальных автономных учреждений составляется в том числе с учетом требований, установленных Правилами опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 684.

Таким образом, выбор формы муниципального правового акта (постановление, распоряжение, приказ и т.п.), которым утверждается указанный порядок зависит от того какие виды муниципальных правовых актов предусмотрены Уставом муниципального образования и положениями о конкретных органах местного самоуправления, которые могут осуществлять функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений.

Так как указанный порядок должен утверждаться органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, то для местной администрации это может быть и постановление и распоряжение, а если Уставом муниципального образования в качестве органов местного самоуправления определены отраслевые исполнительно-распорядительные органы (образование, культура, финансы и т.п.) то руководителями таких органов может использоваться форма приказа.

12. Ведомственный нормативный правовой акт, утверждающий порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет муниципальных казенных учреждений.

В соответствии с пунктом 2 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений главный распорядитель средств бюджета утверждает порядок составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе с учетом указанных Общих требований.

Главный распорядитель средств бюджета вправе установить в порядке составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений особенности для отдельных учреждений и (или) групп учреждений с учетом:

— данных по результатам проверки правильности составления и ведения смет;

— результатов выполнения учреждением сметы за отчетный и (или) текущий финансовый год;

— данных о соблюдении учреждением бюджетного законодательства Российской Федерации по результатам проведения контрольных мероприятий, в том числе внутреннего финансового контроля организации бюджетного учета и отчетности учреждения.

Порядок составления, утверждения и ведения смет учреждений принимается в форме единого документа и утверждается в форме приказа руководителя ГРБС (в том случае, если главным распорядителем средств бюджета является местная администрация или иной орган местного самоуправления, то допустимо утверждение указанного порядка в форме постановления или распоряжения).

Известно определенное противоречие между статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая в качестве ГРБС наряду с органами местного самоуправления указывает и органы местной администрации (отраслевые структурные и территориальные) и пунктом 3 статьи 9.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях», которая предоставляет право осуществлять функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений только органам местного самоуправления. К сожалению, в настоящее время это противоречие не устранено, а по правилам о конкуренции правовых норм приоритет имеет норма Бюджетного кодекса, как специальная норма, регулирующая бюджетный правоотношения.

13. Утвержденные сводные бюджетные росписи по соответствующему главному распорядителю и учреждению (с указанием полной бюджетной классификации: раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов, экономическая статья);

15. Утвержденный план финансово-хозяйственной деятельности конкретного учреждения;

16. Утвержденный отчет об итогах финансово-хозяйственной деятельности конкретного учреждения,

17. Каким образом отслеживается целевое использование средств межбюджетных трансфертов, полученных муниципалитетом из вышестоящих уровней бюджетов и затем включенных в субсидии автономным и бюджетным учреждениям. Какая бюджетная классификация используется?

Исполнение функций органов местного самоуправления юридическими лицами различной организационно-правовой формы, не входящими в систему органов местного самоуправления. (Учреждения по обеспечению хозяйственного обслуживания органов управления, по размещению заказов для муниципальных заказчиков, по использованию муниципального имущества). Необходимые нормативные акты для передачи функций органов местного самоуправления хозяйствующим структурам и учреждениям.

Исполнение функций органов местного самоуправления не передаются указанным организациям, они в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создаются органами местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов. Функции данных учреждений конкретизируются в их Уставах.

Совершенствование муниципального финансового контроля за деятельностью бюджетных, автономных и казенных учреждений.

О мерах принуждения за нарушение бюджетного законодательства в части несоблюдения норматива финансовых затрат на оказание муниципальных услуг автономными и бюджетными муниципальными учреждениями, а также по порядку осуществления муниципального финансового контроля над исполнением муниципального задания бюджетными и автономными учреждениями.

О возможности открытия счета финансовому органу для учета операций со средствами, поступающими муниципальным бюджетным и автономным учреждениям в кредитных организациях или в органах Федерального казначейства, при отсутствии на территории муниципального района учреждения ЦБ РФ.

В случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на территории муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения счета для учета операций со средствами, поступающими муниципальным бюджетным учреждениям, а также в случаях заключения местной администрацией соглашения с территориальным органом Федерального казначейства, открываются и ведутся территориальным органами Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством (пункт 12 статьи 30 ФЗ от 8.05.2010 № 83-ФЗ).

Это же положение распространяется на открытие и обслуживание счетов муниципальных автономных учреждений в случаях, если органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя МАУ, заключается соглашение с территориальным органом Федерального казначейства (часть 3.1. статьи 2 ФЗ «Об автономных учреждениях»).

При этом для осуществления функций по обеспечению наличными деньгами бюджетных учреждений (их обособленных подразделений) и по взносу ими наличных денежных средств территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы муниципальных образований в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации или невозможности выполнения ими указанных функций на территории муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения открывают счета в кредитных организациях (пункт 13 статьи 30 ФЗ от 8.05.2010 № 83-ФЗ).

Указанные счета обслуживаются учреждениями Центрального банка Российской Федерации и кредитными организациями без взимания платы (пункт 14 статьи 30 ФЗ от 8.05.2010 № 83-ФЗ).

При перепечатке материала ссылка на сайт www.smo-volgograd.ru обязательна.