Налог на имущество Севастополь

Источник: Журнал «Бухгалтер Крыма»

Начиная с I квартала 2015 года крымские и севастопольские юридические лица начнут уплачивать новый налог. Речь идет о налоге на имущество.

Новый потому, что такого налога они не платили, являясь украинскими юридическими лицами. Новый потому, что он был одним из тех налогов, от которого крымские и севастопольские предприятия были освобождены в переходный период, который был установлен на время их адаптации к российскому налоговому законодательству.

В силу ст. 12 НК РФ налог на имущество относится к региональным налогам. Поэтому для того, чтобы он вступил в действие в регионе, субъектом РФ должен быть принят соответствующий закон, для которого есть условие: он должен вступить в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по нему.

📌 Реклама Отключить

Согласно п. 1 ст. 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество является календарный год. Следовательно, указанное выше условие для его вступления в силу в 2014 году в Крыму и Севастополе не могло быть соблюдено (на это указал Минфин в письмах от 30.04.2014 № 03-05-04-04/20583 и от 13.11.2014 № 03-05-05-01/57528).

Зато в обоих субъектах федерации оно своевременно выполнено в отношении 2015 года. В Крыму принят Закон Республики Крым от 19.11.2014 № 7-ЗРК/20141 (далее – Закон № 7-ЗРК/2014), а в Севастополе – Закон города Севастополя от 26.11.2014 № 80-ЗС2 (далее – Закон № 80-ЗС).

К полномочиям законодательных (представительных) органов субъектов РФ НК РФ отнес определение налоговой ставки в пределах, установленных названным кодексом, порядка и сроков уплаты налога. Эти органы могут также установить особенности обложения налогом для отдельных объектов недвижимости и льготы по налогу.

📌 Реклама Отключить

Какую ставку применять?

Максимальная ставка, которую можно установить по налогу на имущество, составляет 2,2%. Крым и Севастополь воспользовались своим правом установить более низкую ставку. Так, согласно п. 1 ст. 4Закона № 7-ЗРК/2014 в Республике Крым она равна 1%. Аналогичную ставку установили севастопольцы (п. 1 ст. 2Закона № 80-ЗС).

Правда, севастопольские законодатели тут же предусмотрели и постепенное повышение ставки год от года с целью доведения ее в 2018 году до максимальной, предусмотренной НК РФ. Однако в этой части п. 1 ст. 2Закона № 80-ЗС не может применяться.

Дело в том, что уже после принятия данного севастопольского закона был принят Федеральный закон от 29.11.2014 № 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Этим законом в ст. 380 НК РФ был введен новый п. 5, согласно которому ставки по налогу на имущество, установленные законами Республики Крым и Севастополя, не могут быть повышены в течение пяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, с которого применяется налоговая ставка. Иначе говоря, ставка в размере 1%, установленная на 2015 год в обоих субъектах федерации, должна быть неизменной в течение 2015 – 2019 годов. Только после этого она может быть повышена.

📌 Реклама Отключить

И в Крыму, и в Севастополе вдвое снижена ставка по налогу для организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, а также для сельскохозяйственных производственных кооперативов. В Республике Крым этой ставкой могут воспользоваться и крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ).

Напомним, что указанные кооперативы и КФХ могут заниматься не только производственной деятельностью, хотя в любом случае они работают в сфере сельского хозяйства. Так, сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива (Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

📌 Реклама Отключить

В свою очередь, как следует из п. 1 ст. 86.1 ГК РФ, крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в качестве юридического лица, является добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства. В пункте 1 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» уточняется, что под иной хозяйственной деятельностью понимаются производство, переработка, хранение, транспортировка и реализация сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, ставка в размере 0,5% применяется к сельскохозяйственным кооперативам и КФХ, не обязательно занимающимся производственной деятельностью.

Но в любом случае для применения этой ставки законами Крыма и Севастополя установлено следующее условие: выручка от реализации произведенной налогоплательщиком продукции (работ, услуг) от основной деятельности должна составлять не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Законодатели не уточнили сказанное, но очевидно, что условие относится к любому отчетному (налоговому) периоду.

📌 Реклама Отключить

Еще более низкую ставку установили в Севастополе в отношении имущества садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, а также в отношении имущества садоводческих, огороднических, дачных и гаражно-строительных ко­оперативов. Она равна 0,1%.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 2Закона № 80-ЗС в Севастополе налоговая ставка в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, устанавливается в 2015 году равной 1,0%, в 2016 году – 1,3%, в 2017 году – 1,6%, в 2018 году – 1,9%.

Заметим, что в указанные годы в отношении этих объектов налогообложения могут быть установлены названные налоговые ставки, если в регионе не примут решение их снизить. Сказанное следует из п. 3 ст. 380 НК РФ. Перечень имущества, которое относится к таким объектам, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504.

📌 Реклама Отключить

Как видим, севастопольцы приняли решение не снижать ставки по данному имуществу по сравнению с максимальной величиной, которую предлагает федеральное законодательство. Они сочли необходимым указать это в региональном налоге. Однако аналогичные ставки в отношении поименованного имущества надо применять и в Крыму, хотя законодатели Республики Крым вообще не затронули эту тему в Законе № 7-ЗРК/2014.

Как определить налоговую базу?

Согласно п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются организации, если у них есть имущество, признаваемое объектом налогообложения. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ в налоговом законодательстве под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ. 📌 Реклама Отключить

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество. Передача во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесение в совместную деятельность не исключает имущество из объекта налогообложения. В свою очередь, в число таких объектов включается имущество, полученное по концессионному соглашению (ст. 378.1 НК РФ)3.

К сведению:

Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

📌 Реклама Отключить

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

К объектам налогообложения относится имущество, которое учитывается на балансе в качестве основных средств. То есть его учет в этих целях ведется по правилам бухгалтерского учета на основании ПБУ 6/01 «Учет основных средств»4 .

В связи с этим хотелось бы с сожалением отметить, что нормативные документы и разъяснения по поводу того, в каком порядке в баланс перерегистрированного предприятия, составленный на дату его внесения в ЕГРЮЛ, включаются остатки по счетам бухгалтерского учета, которые образовались на ту же дату согласно нормам украинского законодательства5, практически отсутствуют. По нашему мнению, именно учет основных средств особенно нуждался бы в такой регламентации.

📌 Реклама Отключить

Что касается налогового учета, безусловно, можно воспользоваться порядком, предусмотренным п. 8 – 22 разд. II Положения о порядке администрирования отдельных налогов и сборов на территории Республики Крым в переходный период, в том числе при применении положений Федерального закона от 5 мая 2014 года № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» 6(далее – Положение).

Аналогичные нормы присутствуют в п. 10 – 18.7 ст. 26 Закона города Севастополя от 18.04.2014 № 2-ЗС «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период» (далее – Закон № 2-ЗС).

📌 Реклама Отключить

После внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ необходимо было провести инвентаризацию активов и пассивов, в частности основных средств. Данные, указанные по итогам этой инвентаризации, следует считать начальными данными об объектах налогового учета.

Из Закона № 2-ЗС не следует явно, но при анализе Положения становится очевидно, что речь идет об объектах налогового учета исключительно в целях исчисления налога на прибыль, но не налога на имущество. Причем, если акт инвентаризации в установленные сроки не представлен, стоимость объектов основных средств определяется на основании учетных данных (надо понимать, определенных ранее в соответствии с украинским законодательством), подтвержденных документально.

Помимо того, как установить первоначальную (остаточную) стоимость основных средств, в данных документах определяется:

📌 Реклама Отключить

  • что является амортизируемым имуществом (идет отсылка к нормам НК РФ);
  • как поступить с активами, которые до перерегистрации числились в качестве основных средств, но согласно НК РФ к амортизируемому имуществу не относятся;
  • когда начислять амортизацию;
  • как определить срок полезного использования с учетом предыдущей эксплуатации основного средства до перерегистрации.

Повторимся: в отношении бухгалтерского учета основных средств таких подробных указаний нормативного характера нет. Но, по нашему мнению, в обозначенной ситуации можно обратиться к ПБУ1/2008 «Учетная политика организации»7. Пункт 7 данного документа допускает, чтобы по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не оказались установленными способы ведения бухгалтерского учета. Тут же организации предлагается в обрисованной ситуации разрабатывать свой способ ведения бухгалтерского учета исходя из названного ПБУ и иных нормативных актов по бухгалтерскому учету. Полагаем, поскольку они отсутствуют, организация может принять решение воспользоваться правилами, установленными в отношении основных средств в Положении и Законе № 2-ЗС. Во всяком случае, мы не находим такого запрета в законодательстве. 📌 Реклама Отключить

Эти правила следует отразить в учетной политике организации по бухгалтерскому учету8. Добавим, что данный подход позволит избежать применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»9, поскольку между налоговым и бухгалтерским учетом указанных основных средств расхождений не будет.

Об освобождении от налога и льготах

Облагаются налогом на имущество не все активы. В пункте 4 ст. 374 НК РФ перечислены те из них, которые ни при каких условиях не признаются объектами налогообложения. В частности, это земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты10 и другие природные ресурсы11), суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов12.

С 01.01.2015 не относятся к объектам налогообложения объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы13 (то есть имущество со сроком полезного использования согласно данной классификации не более трех лет).

📌 Реклама Отключить

Льготы по налогу на имущество установлены и НК РФ, и законами субъектов РФ (ст. 6Закона № 7-ЗРК/2014 и ст. 4 Закона № 80-ЗС). Так, согласно ст. 381 НК РФ освобождается от обложения налогом, в частности, движимое имущество, принятое с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

Возникает вопрос, распространяется ли данная льгота на случай приобретения (постановки на учет) крымским или севастопольским предприятием движимого имущества в период с 01.01.2013 до момента перерегистрации. Разъяснений по данному поводу не было, а до их выхода, по нашему мнению, распространять эту льготу на обрисованную ситуацию было бы рискованно. Ведь можно считать, что в указанной норме речь идет исключительно о постановке на учет в органах российского ГИБДД и аналогичных структур. 📌 Реклама Отключить

Организация – участник свободной экономической зоны не облагает налогом имущество, созданное или приобретенное в целях ведения деятельности на территории СЭЗ и расположенное на этой территории, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества (п. 26 ст. 381 НК РФ).

Как рассчитать налог

База для расчета налога на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (ст. 375 НК РФ).

К сведению:

Статья 378.2 НК РФ для определенных объектов недвижимого имущества предписывает определять налоговую базу в зависимости от кадастровой стоимости. Но это возможно, если в соответствующем регионе РФ повсеместно определена кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества. В таком случае субъект РФ до начала нового налогового периода принимает специальный закон.

📌 Реклама Отключить

Поскольку в Крыму и Севастополе подобные законы пока не приняты, мы в данной статье эту тему опустим.

В расчет среднегодовой стоимости берется остаточная стоимость в целом по всей совокупности основных средств, являющихся объектом налогообложения. Она определяется на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, после чего определяется ее средняя величина за отчетный период.

Пример 1.

Облагаемая база за I квартал 2015 года (среднегодовая стоимость) равна 285 000 руб. ((300 000 + 290 000 + 280 000 + 270 000) руб. / 4 мес.).

📌 Реклама Отключить

Облагаемая база за I полугодие 2015 года равна 270 000 руб. (((300 000 + 290 000 + 280 000 + 270 000 + 260 000 + 250 000 + 240 000) руб. /

7 мес.) — 285 000 руб.).

Аналогично рассчитывается среднегодовая стоимость в целом за налоговый период.

Для отдельных объектов основных средств начисление амортизации правилами бухгалтерского учета не предусматривается. Для этих объектов стоимость для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Уплата налога и отчетность

Сумма налога, рассчитанного за отчетный период, считается авансовым платежом. Он рассчитывается путем умножения облагаемой базы на налоговую ставку и деления полученной суммы на 4. Таким образом, в течение налогового периода будут иметь место три авансовых платежа. 📌 Реклама Отключить

Окончательная сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Уплате в бюджет по итогам налогового периода подлежит разница между этой суммой и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода (ст.382 НК РФ).

Пример 2.

Учтем для расчета облагаемую базу за I квартал и I полугодие из примера 1. Кроме того, добавим, что облагаемая база за 9 месяцев составила 255 000 руб., а за год – 240 000 руб.

Авансовые платежи за I квартал будут равны 713 руб. ((285 000 руб. х

📌 Реклама Отключить

Из пункта 3 ст. 382 и ст. 385 НК РФ следует, что в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, она уплачивает налог по месту нахождения названного недвижимого имущества. Но для этого необходимо, чтобы данное имущество было поставлено на налоговый учет именно по месту его нахождения.

Однако законодатели учли, что в Крыму и Севастополе для такой постановки на учет в отношении недвижимого имущества перерегистрирующихся юридических лиц требуется время. В связи с этим, пока подобное имущество не поставлено на отдельный налоговый учет (не получено свидетельство об этом), авансовые платежи (налог) можно уплачивать по месту нахождения организации, как и отчитываться по тому же адресу (п. 7 ст. 383 и п. 5 ст. 386 НК РФ).

Надо иметь в виду, что по окончании отчетных периодов представляется налоговый расчет, а по итогам налогового периода другая форма – налоговая декларация14. Предельные сроки для их представления установлены следующие: налоговый расчет необходимо подать не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода (например, за I квартал надо отчитаться не позднее 30 апреля), декларацию – не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода (ст. 386 НК РФ). Именно такие сроки определены для налогоплательщиков Крыма и Севастополя местными законодателями (ст. 5Закона № 7-ЗРК/2014 и ст. 3 Закона № 80-ЗС).

  1. Опубликован в газете «Крымские известия» 25.11.2014.
  2. Опубликован в газете «Севастопольские известия» 29.11.2014.
  3. См. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
  4. Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.
  5. Подробные рекомендации на эту тему доступны по ссылке: http://audar-info.ru/article/#/article/com/?sectId=2515, путь: Материалы / Каталоги / Коммерческие организации / Основы организации бухгалтерского учета на предприятии / Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ.
  6. Утверждено Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 25.06.2014 № 2263-6/14.
  7. Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
  8. Согласно п. 5 ПБУ 1/2008 она должна быть утверждена не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица и считается применяемой со дня указанной регистрации.
  9. Утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н.
  10. См. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ.
  11. Природные ресурсы – компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
  12. См. пункт 7 ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ.
  13. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.
  14. Формы и порядок заполнения налогового расчета и налоговой декларации по налогу на имущество утверждены Приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895.

Новое в законодательстве Республики Крым

4 декабря 2019 года

Обзор подготовлен специалистами ООО «Ваш Консультант», производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Распоряжение Совета министров Республики Крым от 27.11.2019 N 1505-р
«О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 25 сентября 2018 года N 1145-р»

Из Перечня государственных программ Республики Крым, действующего с 01.01.2019, исключены Государственные программы «Формирование рынка арендного жилищного фонда некоммерческого использования на территории Республики Крым» и «Профилактика терроризма в Республике Крым».

Постановление Администрации г. Симферополя от 27.11.2019 N 6368
«О внесении изменений в постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 07.05.2018 N 2005 «Об утверждении перечня муниципальных услуг муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, предоставление которых посредством комплексного запроса не осуществляется»

В перечень муниципальных услуг, предоставление которых посредством комплексного запроса не осуществляется, дополнительно включены такие муниципальные услуги, как: «Переустройство и перепланировка помещения в многоквартирном доме», «Предоставление сведений из реестра муниципального имущества (земельные участки)» и др.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Закон Республики Крым от 03.12.2019 N 21-ЗРК/2019
«О внесении изменений в статью 1 Закона Республики Крым «О предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в Республике Крым»

К категориям граждан, которым предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, дополнительно отнесены граждане, проживающие в составе семьи, состоящей из совместно проживающих неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственники жилых помещений в Республике Крым, достигшие возраста 70 или 80 лет.

Закон вступает в силу с 01.01.2020.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Закон Республики Крым от 28.11.2019 N 18-ЗРК/2019
«О внесении изменения в Закон Республики Крым «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения на территории Республики Крым»

На территории Республики Крым дополнительно установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, ранее не зарегистрированных в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по предоставлению мест для временного проживания при применении упрощенной системы налогообложения.

Отмечено, что указанная ставка налога применяется налогоплательщиками в случаях, если: средняя численность работников за отчетный период не превышает 5 чел.; предельный размер доходов за налоговый период, полученных от осуществления услуг по предоставлению мест для временного проживания, не превышает 15 млн руб.

Закон вступает в силу с 01.01.2020.

Закон Республики Крым от 28.11.2019 N 17-ЗРК/2019
«О внесении изменений в Закон Республики Крым «О транспортном налоге»

Урегулированы вопросы установления налоговых ставок.

К категориям граждан, освобожденных от уплаты налога на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, кроме воздушных транспортных средств, яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов, дополнительно отнесены ветераны боевых действий на территориях СССР, Российской Федерации и других государств, на которых распространяется действие Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» и Закона Республики Крым от 17.12.2014 N 35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым».

Уточнен перечень документов, необходимых для предоставления налоговых льгот.

С 01.01.2021 признаны утратившими силу порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей.

Закон вступает в силу с 01.01.2020.

Закон Республики Крым от 28.11.2019 N 16-ЗРК/2019
«О внесении изменений в Закон Республики Крым «О налоге на имущество организаций»

Дополнительно определено, что налоговая база с учетом особенностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, и др.

Установлено, что для указанных объектов недвижимого имущества налоговая ставка устанавливается в размере 1 процента.

Закон вступает в силу с 01.01.2020.

Закон Республики Крым от 28.11.2019 N 15-ЗРК/2019
«О внесении изменений в Закон Республики Крым «О патентной системе налогообложения на территории Республики Крым»

Уточнены размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по каждому из видов предпринимательской деятельности.

Закон вступает в силу с 01.01.2020.

Закон Республики Крым от 27.11.2019 N 14-ЗРК/2019
«О внесении изменений в Закон Республики Крым «О бюджете Республики Крым на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

Уточнены основные характеристики бюджета Республики Крым.

В новой редакции изложены объемы поступлений доходов в бюджет по кодам видов (подвидов) доходов на 2019 год, источники финансирования дефицита бюджета на 2019 год и др.

Распоряжение Совета министров Республики Крым от 19.11.2019 N 1440-р
«О некоторых вопросах Республиканской адресной инвестиционной программы и Плана капитального ремонта Республики Крым»

Утверждены республиканские адресные инвестиционные программы в рамках реализации мероприятий государственных программ Республики Крым, в рамках реализации непрограммных капитальных расходов, в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года», республиканские адресные инвестиционные программы в части восстановления средств, не освоенных в 2017 — 2019 годах, для реализации объектов федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года», в т.ч. строительно-монтажных, проектно-изыскательских работ и технико-экономического обоснования, в части объектов федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года», по которым необходима корректировка проектно-сметной документации, а также планы капитального ремонта в рамках реализации мероприятий государственных программ Республики Крым и в рамках реализации непрограммных капитальных расходов.

Признано утратившим силу распоряжение Совета министров Республики Крым от 20.11.2018 N 1420-р «Об утверждении Республиканской адресной инвестиционной программы и Плана капитального ремонта Республики Крым на 2019 — 2021 годы и признании утратившими силу некоторых распоряжений Совета министров Республики Крым».

Распоряжение вступает в силу с 01.01.2020.

Решение Симферопольского горсовета Республики Крым от 29.11.2019 N 48
«Об установлении земельного налога на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и о признании утратившим силу решения 33-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 30.11.2015 N 497 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым»

Установлено, что земельный налог обязателен к уплате организациями и физическими лицами, обладающими земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Регламентированы порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей, определены ставки налога.

Дополнительно от уплаты налога освобождены: органы местного самоуправления, бюджетные и казенные учреждения муниципального образования городской округ Симферополь — в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций и осуществления уставной деятельности; Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы — в отношении объектов налогообложения, не используемых для ведения предпринимательской деятельности, и др.

Утверждены порядок и основания предоставления налоговых льгот.

С 01.01.2020 признано утратившим силу решение 33-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 30.11.2015 N 497 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым».

Решение вступает в силу с 01.01.2020.

Решение Симферопольского горсовета Республики Крым от 29.11.2019 N 47
«О введении на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым налога на имущество физических лиц»

С 01.01.2020 на территории муниципального образования городской округ Симферополь установлен налог на имущество физических лиц.

Указано, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Утверждены следующие налоговые ставки по налогу: в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат — в размере 0,1 процента; в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб., — в размере 1 процента и др.

Определены категории налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты налога за объекты налогообложения, не используемые для ведения предпринимательской деятельности.

Отмечено, что налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика, вне зависимости от количества оснований для применения льгот.

Решение вступает в силу с 01.01.2020.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Постановление Администрации г. Симферополя от 14.11.2019 N 6071
«О введении в действие Сводного плана красных линий муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым»

Порядком ведения Сводного плана красных линий определены состав и содержание Сводного плана, правила его актуализации.

Установлено, что Сводный план, а также сведения, отображаемые на нем, перечень этих сведений и порядок их отображения выполняются, хранятся и поддерживаются Управлением градостроительства и развития территории муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя.

Регламентирован порядок представления информации из Сводного плана.

В частности, указано, что ведение Сводного плана осуществляется в электронной форме путем отображения на нем красных линий на основании утвержденной документации по планировке территории, которой устанавливаются, изменяются или отменяются красные линии.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Закон Республики Крым от 03.12.2019 N 20-ЗРК/2019
«О порядке утверждения перечней информации о деятельности государственных органов Республики Крым, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет»

Законом установлено, что перечень информации о деятельности Государственного Совета Республики Крым утверждается постановлением Государственного Совета, о деятельности Совета министров Республики Крым, исполнительных органов государственной власти Республики Крым — указом Главы Республики Крым.

Указано, что перечни информации о деятельности иных государственных органов Республики Крым утверждаются этими государственными органами.

Предусмотрено, что при утверждении перечней информации определяются периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, а также иные требования к размещению указанной информации.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Постановление Государственного Совета Республики Крым от 27.11.2019 N 194-2/19
«О внесении изменений в некоторые постановления Государственного Совета Республики Крым»

Внесены изменения в постановления от 20.03.2015 N 544-1/15 «Об именных стипендиях студентам образовательных организаций высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Крым», от 20.05.2015 N 630-1/15 «О стипендиях Государственного Совета Республики Крым одаренным учащимся 10 — 11-х классов общеобразовательных организаций Республики Крым и муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Республики Крым», от 16.09.2015 N 739-1/15 «О премиях Государственного Совета Республики Крым педагогическим и научно-педагогическим работникам», от 25.11.2015 N 858-1/15 «О премиях Государственного Совета Республики Крым студентам образовательных организаций высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Крым, «За научные достижения в сфере приоритетных направлений развития Республики Крым», от 25.11.2015 N 859-1/15 «О грантах Государственного Совета Республики Крым молодым ученым Республики Крым».

В частности, в рамках изменений, внесенных в Положение о грантах Государственного Совета Республики Крым молодым ученым Республики Крым, дополнительно установлено, что проекты, за которые присуждены гранты, передаются в электронном виде в государственное бюджетное учреждение культуры Республики Крым «Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И.Я. Франко» для размещения на сайте и обеспечения доступа из электронного читального зала библиотеки, а в бумажном виде — возвращаются авторам.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Закон Республики Крым от 03.12.2019 N 22-ЗРК/2019
«О внесении изменений в статью 1 Закона Республики Крым «О туристской деятельности в Республике Крым»

В рамках изменений, внесенных в Закон Республики Крым от 14.08.2014 N 51-ЗРК, уточнены понятия «туризм» и «турист».

«Дополнительное соглашение к Тарифному соглашению в сфере обязательного медицинского страхования Республики Крым на 2019 год от 26 декабря 2018 года»
(Заключено в г. Симферополе 01.11.2019 N 10)

Уточнены размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи.

В новой редакции изложены тарифы на оплату медицинской помощи в рамках мероприятий по диспансеризации взрослого населения, тарифы по профилактическим медицинским осмотрам взрослого населения, в том числе для мобильных медицинских комплексов, и др.

Для предпринимателей, желающих «пустить корни» в Крыму или Севастополе (новый субъект федерации), ближайшие 25 лет обещают стать настоящим налоговым раздольем. Благоприятная налоговая ситуация коснется многих направлений бизнеса, поэтому сегодня предприниматели готовят необходимые документы, чтобы получить статус участника государственной программы поддержки Крыма.

Весь крымский полуостров до 2040 года официально признан Специальной Экономической Зоной (СЭЗ), и этот шаг можно смело считать благоприятным фактором для развития бизнеса в Крыму и привлечения новых инвестиций в экономику республики.

  • Условия для участия в СЭЗ Крыма и Севастополя
  • Пониженные налоговые ставки и другие льготы для бизнеса в Крыму
  • Особенности налогообложения в Крыму и Севастополе
  • Свобода таможенного пространства и портовых зон Крыма
  • Землепользование и строительство на территории Крымской СЭЗ
  • Экономическое взаимодействие с материковой Россией
  • Расторжение договора участника СЭЗ добровольно и в принудительном порядке
  • Законодательная база по Специальной Экономической Зоне в Крыму
  • Органы управления СЭЗ

Современные условия СЭЗ в Крыму являются максимально привлекательными для инвесторов, благодаря целому ряду причин. Например, достаточно серьезный вид имеют сопутствующие различным направлениям бизнеса преференции и льготы, среди которых:

  • 2% максимальной налоговой ставки на прибыль в первое 3-х летие деятельности;
  • Предоставление возможности в течение первого 10-ти летия оплачивать страховые взносы с зарплаты в размере 7,6%;
  • Возможность в течение 10-ти лет иметь «0» ставку налога на имущество организаций;
  • Налоговая ставка при УНС до 2016 года была нулевая, следующую «пятилетку» – 4%.

Эти, как и многие другие приятные налоговые сюрпризы, призваны стимулировать и развивать хозяйственную деятельность предпринимателей на крымском полуострове. Как заявил нынешний замминистра по делам Крыма А. Соколов, правительство России стремится создать для местного бизнеса новые стимулы и возможности, помочь адаптироваться под российские законы и современные условия.

Кроме того, лояльность обусловлена еще и тем, что возникшие политические и экономические риски, санкционные настроения, имеющие непосредственное отношение к деятельности на полуострове, требуют определенной компенсации. А данные виды льгот способны подтолкнуть развитие бизнеса в Крыму, и сделать условия максимально выгодными и привлекательными, как для местных предпринимателей, так и для зарубежных спонсоров.

Пока на практике условия для работы в свободной экономической зоне на новой российской территории еще не полностью отработаны, поэтому говорить о плюсах и минусах достаточно сложно. Ясно, что в ходе настройки новой системы необходимо будет принятие дополнительных законов, поправок, или же внесение некоторых изменений в уже существующие законы – в зависимости от полученного первого опыта и сопутствующих нюансов. Зато уже сегодня можно назвать условия вхождения в зону экономической свободы довольно простыми.

Условия для участия в СЭЗ Крыма и Севастополя

Работа СЭЗ на территории полуострова регламентируется Федеральным законом, датированным 29.11.2014 года под N 377-ФЗ. Действующим законодательством пока что не предусмотрено ограничений по поводу организационно-правовой формы ИП или юридических лиц, желающих стать участниками СЭЗ.

Предпринимательская деятельность в СЭЗ ограничена, она не может касаться пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых, разработки месторождений континентального шельфа Российской Федерации.

Это означает, что любые юр. лица и ИП, зарегистрированные и состоящие в Крыму на налоговом учете, имеют право получить положение участника СЭЗ. Обязательным является наличие соответственной инвестиционной декларации об осуществлении инвестиционного проекта на территории Республики Крым. Как заявил в интервью ИА «КрымБизнесКонсалтинг» Андрей Соколов, замминистра по делам Крыма, для полноправного вхождения в выгодно экономическую зону необходимо иметь регистрацию ИП/юридического лица в Севастополе или Крыму, а также инвестиционный проект с вложением капитала в размерах от 3-х миллионов рублей за первые 3 года осуществления деятельности. Не имея статуса самостоятельного юридического лица, войти в зону не смогут различные представительства и филиалы компаний.

Для беспрепятственного вхождения в состав свободной экономической зоны необходимо соблюдать ряд условий и формальностей. Обязательными являются:

  1. Регистрация ИП или организации в Севастополе или на остальной территории Крыма.
  2. Постановка в местных налоговых органах на учет.
  3. Подача соответственного заявления с просьбой заключить договор с возможностью деятельности в условиях СЭЗ. В письменном виде данное заявление подается в Совмин Крыма или Законодательное собрание города Севастополя.
  4. Приложение указанного пакета документации при подаче заявления. Такими документами являются:
    — для юр. лиц – ксерокопии учредительных документов,
    — копии документов о постановке на налоговый учет,
    — ксерокопии свидетельств о гос. регистрации ИП или юр. лица,
    — инвестиционная декларация, изложенная в соответствующей форме.
  5. Заполнение установленного образца инвестиционной декларации. Содержание декларации определяется нормативами федерального закона ФЗ-377, отражая следующие сведения:
    — вид деятельности,
    — целенаправленность инвестиционного проекта,
    — экономически-техническое определение инвестиционного проекта (обязательно указывается размер средней ЗП и количество планируемых рабочих вакансий),
    — размеры общих капитальных финансовых вложений, планируемых в рамках проекта (в частности, необходима информация о планируемых вложениях в первые 3 года, считая от даты заключения договора),
    — отражение реализации инвестиционного проекта в Крыму или Севастополе,
    — отражение графика ежегодных вложений в первые 3 года деятельности.
  6. Следующим пунктом идет ожидание принятия решения соответствующими органами и окончательное вынесение заключения. Порядок и сроки рассмотрения зависят от размеров капитальных вложений.
    При сумме вложений более 100 млн. рублей заявка с проектом договора и приложенной документацией направляется на рассмотрение в экспертный совет по вопросам СЭЗ не позднее 7-дневного срока. В совете рассмотрение заявки происходит в течение 15 дней, при этом орган может вменить заявителю внесение каких-либо изменений в поданную декларацию.
    При заявленной сумме менее 100 млн. рублей, заявку обязаны рассмотреть высшие исполнительные органы власти Севастополя или Республики Крым – в зависимости от места регистрации заявителя. Рассмотрение производится в течение 7-дневного периода.
  7. Заключение договора о работе в условиях СЭЗ. Заключенный договор затем входит в реестр участников свободной экономической зоны.
  8. Последним организационным вопросом является получение свидетельства о включении участника в единый реестр СЭЗ. Именно с этого времени заявитель становится полноправным участником и получает право на осуществление предпринимательской и иных видов деятельности на территории свободной экономической зоны в условиях специальных режимов налогообложения. Возможности и условия регулируются рамками заключенного договора.

Отказ в заключении договора практически невозможен, если участник выполнил все указанные требования и предоставил всю необходимую информацию и документы. Этот момент также регламентируется действующим законодательством.

Пониженные налоговые ставки и другие льготы для бизнеса в Крыму

По законодательству России в данной ситуации предусматривается 2 разновидности льгот по налогам. К первым можно отнести льготы, определяемые для участников зоны, а вторые – это общие льготы, под которые попадают все ИП и организации, осуществляющие деятельность на территории зоны.

Льготы для резидентов СЭЗ в Крыму и Севастополе включают:

  • Пониженные ставки по налогам на прибыль предприятий и возможности применения в отношении основных средств повышенного амортизационного коэффициента;
  • При работе на НДС – льготы на налоги во время помещения продукции под таможенную процедуру свободной зоны таможенного контроля;
  • Возможность нулевого налогообложения на имущество организаций в течение 10-ти лет;
  • Общие размеры страховых взносов на 10-летний период снижены до 7,6%;
  • Земельный налог не уплачивается в первый 3-летний период работы.

Законом о СЭЗ может быть установлен определенный перечень требований по поводу возмещения и уплаты НДС, а также применения налоговых вычетов по акцизам. Кроме того, существуют отдельные моменты при постановке участников СЭЗ на учет как плательщиков специальных налогов.

Особенности налогообложения в Крыму и Севастополе

Налог на прибыль в условиях крымской экономической зоны – наиболее приятный и выгодный, потому что участники СЭЗ уплачивают налоги на прибыль организаций по пониженным ставкам. Это в том случае, когда дело касается налога в региональный бюджет. А от уплаты налогов в федеральный бюджет резиденты полностью освобождаются – в течение 10 лет от даты получения первой прибыли. Налоговые ставки определяют высшие исполнительные органы Крыма и Севастополя, однако их размеры не будут выше установленного максимума. Например, первые 3 года участник уплачивает 2%-ный налог на прибыль в местный бюджет, в период с 4 до 8 лет осуществления деятельности – 6%, начиная с 9 года работы – 13, 5%.

Не менее комфортно и то, что участники свободной экономической зоны освобождаются и от налогообложения в отношении находящегося на балансе организаций имущества. Важный момент заключается в том, что не облагаемое налогом имущество должно приобретаться или создаваться с целью осуществления определенной деятельности на территории СЭЗ. Находиться имущество должно также на территории зоны. Освобождаются участники на 10 лет, отсчет которых начинается с последующего месяца после постановки имущества на учет.

К такого рода имуществу относится не только собственность организаций, но и имущество, переданное органами местного самоуправления на баланс предприятия. Считается, что наиболее актуальными льготы в этой сфере будут для направления ЖКХ и тех организаций, в ведении которых находятся большое количество имущественных владений.

Похожим вариантом является льгота на земельные налоги. Критерии для предоставления льгот практически те же – расположение земельного надела на территории СЭЗ, а также его эксплуатация в целях осуществления условий договора на территории зоны. Срок действия этих льгот – 3 года с того месяца как участник СЭЗ вступил в права владения конкретным участком при выполнении всех необходимых условий.

Страховые взносы оплачиваются в размере 7,6% на протяжении 10-летнего отрезка времени. Такая льгота распространяется на резидентов, которыми статус участника СЭЗ был получен не позднее 3-летнего периода от даты образования свободной экономической зоны на крымском полуострове.

Соблюдение всех правил, условий, льгот будет всесторонне контролироваться. Но хотя все налоговые проверки будут производиться Федеральной налоговой службой, любые внеплановые проверки должны строго согласовываться с Министерством по делам Крыма и отдельными экономическими органами субъектов.

Свобода таможенного пространства и портовых зон Крыма

Наряду с разработкой и созданием свободной экономической зоны создается ее аналог и в таможенном плане – Свободная таможенная зона. В пределах ведения СТЗ любые товары смогут использоваться и размещаться на территории СЭЗ без уплаты налогов и таможенных пошлин. Также не будут применяться меры нетарифного или неограниченного регулирования отдельных видов продукции, как принято в странах Таможенного союза. Для импорта товаров с нулевым налогообложением участникам СЭЗ необходимо будет представить свидетельство, подтверждающее участие резидента в реестре СЭЗ.

С вывозом продукции из зоны свободной экономической торговли все обстоит немного иначе. Например, если компанией приобретены товары в рамках СТЗ или конкретная продукция изготовлена при участии таких товаров, то при вывозе этих товаров с территории СЭЗ компания будет обязана доплачивать таможенные пошлины и сборы, от которых в других случаях она была освобождена, в том числе и ввозной НДС.

При этом исключение из правил есть. Если товары были приобретены для осуществления деятельности на территории зоны, то по истечению 5-летнего срока продукция будет доступна для вывоза в любые другие регионы России без таможенных выплат и процедур.

В данном случае резидент зоны имеет право выбора, при котором он платит НДС и таможенную пошлину за отдельные компоненты продукции, или же за товар, произведенный с применением этих комплектующих. Если при ввозе и вывозе товаров участие принимает два и более субъекта предпринимательской деятельности, то льготы на таможенные оплаты сохраняются в полной мере.

Следующим моментом является ФЗ-377 – закон, по которому предусматриваются субсидии, возмещающие затраты участников СЭЗ. К таким затратам относятся сборы, налоги, таможенные пошлины для товаров, которые ввозят для строительства, оборудования, технического оснащения объектов, необходимых резидентам зоны для реализации заявленных планов и проектов. В данное время нормативно-правовые акты, регулирующие выплаты субсидий этого типа, находятся на стадии разработки.

Этими же положениями в законодательстве РФ определяются статусы морских портов в Крыму и Севастополе – по принятым поправкам в законах они считаются свободными портами. На территории свободных портов пользуются правилами и процедурами по законодательству Таможенного союза.

Также по решению Правительства РФ в портах свободного типа устанавливается отдельный порядок таможенных процедур. Эти процедуры могут касаться перевозки пассажиров, транспортных средств, грузов, животных и различных видов товаров. В данный момент решение Правительства пока не принято, хотя проект документа уже разработан.

Землепользование и строительство на территории Крымской СЭЗ

В статье 17 ФЗ-377 определены отдельные порядки, касающиеся землепользования и строительства на территории СЭЗ. Действовать закон начнет с января 2017 года, а его применение на практике будет касаться размещения тех объектов, которые считаются нужными для реализации планируемых участниками инвестиционных проектов.

При этом достаточно важно и то, что необходимые участнику для реализации планов земельные наделы будут предоставляться муниципалитетом или государством в аренду на обговоренный заранее срок – без каких-либо вариантов торгов.

Планировкой территории СЭЗ и разработкой соответствующей документации, а также принятием решений в этом направлении будет заниматься Совмин Крыма или Правительство Севастополя. Документация по планировке территории и размещения на ней объектов должна готовиться участниками за свой счет. Объекты будут размещаться по предварительному согласованию мест размещения, или же в соответствии с планировкой территории. Публичных слушаний при утверждении месторасположения объектов Федеральными органами исполнительной власти производиться не будет. Причем регламенты градостроительного направления на предназначенные для размещения объектов участки не распространяются.

Подготовительные работы можно начинать еще до непосредственной выдачи разрешения на строительство – от даты предоставления проектных документов. Местные уполномоченные органы способны определять списки разновидностей подготовительных работ. А уже сами разрешения на строительство объектов, как и на ввод объектов в эксплуатацию, выдает Совмин Республики Крым и власти Севастополя.

Экономическое взаимодействие с материковой Россией

Стоит учитывать тот момент, что любая деятельность компаний подразумевает выполнение общих положений Налогового кодекса РФ, а льготы участникам СЭЗ предоставляются лишь в отдельных случаях. Такие льготные положения могут применяться в пользу деятельности, которую осуществляет компания в рамках условий Свободной экономической зоны.

В иных случаях льготы могут быть применимы лишь при условии ведения раздельного учета, правила и положения которого также находятся в стадии разработки и планирования. Получается, что раздельный учет может быть затруднен при определенной специфике деятельности компаний, когда нужно определить рамки договора и те позиции, по которым бизнес ведется на общих основаниях.

Пример: субъект занимается консалтингом, предоставляя консультации и на территории Крыма, и в другом регионе России. При этом организация зарегистрирована в свободной экономической зоне, здесь же находится центральный офис, а филиалы – по всему материку. Но никаких ограничений и запретов участникам СЭЗ при распространении предпринимательской деятельности на другие регионы России закон не предусматривает.

Еще один вариант, при котором условия работы в СЭЗ заинтересуют материковых бизнесменов – это отсутствие запретов на использование за пределами зоны различных видов транспорта. То есть после приобретения участником СЭЗ транспортных средств, они могут в дальнейшем использоваться в эксплуатации на материке и в международных перевозках.

Это в первую очередь специализированные виды транспорта, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов: автобусы, тракторы, тягачи, воздушные, железнодорожные и водные виды транспорта. Однако и здесь есть свои нюансы.

Во-первых, использовать транспорт в личных целях будет нельзя. А во-вторых, впоследствии такие транспортные средства будут ограничены в сроках во время нахождения на территории материковой России.

Расторжение договора участника СЭЗ добровольно и в принудительном порядке

Потеря статуса участника СЭЗ возможна по ряду причин – не только при окончании срока действия договорных условий. Кроме этого, договор может быть расторгнут по соглашению сторон или по причине прекращения деятельности компании.

Также, если в ходе проверок были выявлены определенные нарушения, участник может быть лишен своих прав в принудительном порядке – через судебные инстанции и на основании предоставленных доказательств нарушения условий договора. Требовать расторжения договора через суд исполнительные власти Крыма и Севастополя могут в случаях выявления:

  • Указания неверных сведений – занижения размеров капитальных вложений с явным отличием от прописанных в договоре цифр, или необоснованного изменения графика ежегодных вложений в первые 3 года;
  • Изменения целенаправленности инвестиционного проекта;
  • Осуществления на территории зоны предпринимательской деятельности, которая не предусматривалась данным договором;
  • Другие нарушения договорных условий по реализации установленной инвестиционной декларации.

При расторжении данного договора в связи с решением суда, участник СЭЗ исключается из единого реестра. Спорные вопросы рассматриваются Арбитражным севастопольским судом или Арбитражным судом Крыма.

С учетом 41 статьи части первой Арбитражного процессуального кодекса, участник свободной экономической зоны имеет право на приведение своих доводов в процессе рассмотрения спорных вопросов. Он может представить любые доказательства, попытаться отстоять свою позицию, обжаловать судебные решения и акты.

Законодательная база по Специальной Экономической Зоне в Крыму

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 № 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 № 378-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
  4. Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 09.02.2015 №25 «Об утверждении примерной формы договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне».
  5. Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 09.02.2015 № 26 «Об утверждении формы инвестиционной декларации».
  6. Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 09.02.2015 № 27 «Об утверждении формы свидетельства о включении юридического лица, индивидуального предпринимателя в единый реестр участников свободной экономической зоны».
  7. Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 09.02.2015 № 28 «Об утверждении Порядка работы экспертных советов по вопросам свободной экономической зоны».
  8. Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 11.03.2015 № 53 «Об утверждении персонального состава экспертного совета по вопросам свободной экономической зоны на территории Республики Крым».
  9. Закон Республики Крым от 29.12.2014 №61-ЗРК/2014 «Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым».
  10. Закон Республики Крым от 19.11.2014 № 7-ЗРК/2014 «О налоге на имущество организаций».
  11. Закон Республики Крым от 29.12.2014 №60-ЗРК/2014 «Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Республики Крым».
  12. Закон Республики Крым от 29.12.2014 №59-ЗРК/2014 «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения на территории Республики Крым».
  13. Распоряжение Совета министров Республики Крым «О вопросах организации функционирования свободной экономической зоны на территории Республики Крым» от 31.12.2014 №1639-р.

Органы управления СЭЗ

  • Министерство Российской Федерации по делам Крыма (нормативно-правовое сопровождение функционирования СЭЗ, осуществление ведения реестра участников СЭЗ и др.).
    — Адрес: 295000, г. Симферополь, ул. Карла Маркса, 28/10, «Литер Б».
    — Телефон/факс: +7 10 38 (0652) 788-428.
    — Официальный сайт: http://mincrimea.gov.ru/
  • Экспертные советы по вопросам СЭЗ на территории Республики Крым и города Севастополя (рассмотрение и принятие решений о заключении договоров об условиях деятельности в СЭЗ по проектам с объемом капитальных вложений свыше 100 млн. руб.).
  • Совет министров Республики Крым (уполномоченный орган — Министерство экономического развития Республики Крым) и Правительство Севастополя (уполномоченный орган — Главное управление экономического развития) (организационное и материально-техническое обеспечение деятельности экспертных советов, прием и рассмотрение документов, заключение договоров об условиях деятельности в СЭЗ по проектам с объемом капитальных вложений до 100 млн. руб., контроль за исполнением условий договоров, подготовка ежегодного отчета о результатах функционирования СЭЗ).
  • Министерство экономического развития Республики Крым
    — Адрес: 295000, г. Симферополь, проспект Кирова, 13
    — Телефон/факс: +7 10 38 (0652) 544-294, 274-404.
    — Официальный сайт: http://minek.rk.gov.ru/
  • Главное управление экономического развития Департамента экономической политики и финансов Правительства города Севастополя
    — Адрес: 299011, г. Севастополь, ул. Ленина, д.2,
    — Канцелярия тел.: +7 (8692) 54-42-14, приёмная тел.: +7 (8692) 54-47-73, факс: +7 (8692) 54-20-53

Подготовлено по материалам информ-агентства «КрымБизнесКонсалтинг»

Крым и севастополь: налоговые льготы для участников сэз

Территории Крыма и Севастополя признаны ст. 8 Закона N 377-ФЗ <1> свободными экономическими зонами (далее — СЭЗ). Участникам СЭЗ налоговое законодательство предоставляет ощутимые преференции. На данный момент в реестре таких участников присутствуют всего несколько санаторно-курортных организаций. Как попасть в этот реестр и получить льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество и земельному налогу?

<1> Федеральный закон от 29.11.2014 N 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Статус участника СЭЗ: получение и утрата

Участником СЭЗ признается лицо, включенное в единый реестр таких участников, с момента совершения записи в реестре (ч. 19 ст. 13 Закона N 377-ФЗ).

Получение статуса

Лицо, намеревающееся получить статус участника СЭЗ, должно обратиться в органы власти с заявлением о заключении с ним договора об условиях деятельности в СЭЗ, а также представить целый пакет документов, куда входят (ч. 2 ст. 13 Закона N 377-ФЗ):

  • копии учредительных документов (для юридических лиц);
  • копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • инвестиционная декларация (ее форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 N 856).

Если говорить кратко, то налоговые преференции даются участнику СЭЗ взамен на капитальные вложения в регион, объемы которых как раз и вносятся в соответствующую инвестиционную декларацию вместе с целью инвестиционного проекта, видами деятельности, осуществляемыми в рамках его реализации, с указанием кодов ОКВЭД.

Капитальные вложения. Для целей Закона N 377-ФЗ таковыми являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных фондов, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря (ч. 4 ст. 14 Закона N 377-ФЗ).

По итогам рассмотрения данных документов органы власти принимают решение: заключать или нет с заявителем договор об условиях деятельности в СЭЗ. Если решение положительное, то только после подписания договора заявитель получает свидетельство о его включении в единый реестр участников СЭЗ. Однако по факту дата заключения договора и дата внесения записи об участнике СЭЗ в реестр могут приходиться на разные дни и даже отчетные (налоговые) периоды. Это важно для налогообложения, поскольку пользоваться преференциями могут только лица, поименованные в реестре. До того, как в нем появится соответствующая запись, использование льгот по налогам неправомерно.

Утрата статуса

Право участника СЭЗ осуществлять предпринимательскую и иную деятельность с применением особого режима налогообложения прекращается со дня внесения в реестр записи об исключении из него участника СЭЗ.

Участник СЭЗ подлежит исключению из реестра в случаях (ч. 23 ст. 13 Закона N 377-ФЗ):

  • расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ по соглашению сторон или по решению суда;
  • прекращения деятельности участника СЭЗ в связи с ликвидацией, реорганизацией юридического лица либо исключением физического лица из ЕГРИП;
  • окончания срока действия договора об условиях деятельности в СЭЗ, на который он был заключен.

Лишиться статуса участника СЭЗ против своей воли можно по решению суда. Так, расторжение договора в судебном порядке может быть произведено при установлении фактов невыполнения участником СЭЗ условий договора (по объему капитальных вложений, по осуществлению предпринимательской деятельности или нарушение других условий).

Налоговые преференции

Налоговым кодексом для организаций — участников СЭЗ установлены:

  • нулевая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет (п. 1.7 ст. 284 НК РФ);
  • пониженная ставка по налогу на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ (п. 1.7 ст. 284), по налогу от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором, — от 2 до 13,5% в зависимости от срока нахождения в реестре участников СЭЗ (Законы Республики Крым от 29.12.2014 N 61-ЗРК/2014 и г. Севастополя от 03.02.2015 N 110-ЗС);
  • освобождение от обложения налогом на имущество объектов, созданных или приобретенных в целях ведения деятельности на территории СЭЗ и расположенных на территории данной СЭЗ, — в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества (п. 26 ст. 381 НК РФ);
  • освобождение от налогообложения земельных участков, расположенных на территории СЭЗ и используемых в целях выполнения договора, — на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 12 ст. 395 НК РФ).

Налог на прибыль

Согласно п. 1.7 ст. 284 НК РФ пониженные ставки налога на прибыль применяются участниками СЭЗ только в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в рамках договора об осуществлении деятельности в СЭЗ.

Если дата заключения договора и дата внесения записи в реестр приходятся на разные отчетные (налоговые) периоды по налогу на прибыль, то участник СЭЗ вправе применить к налоговой базе пониженные ставки только по факту внесения записи о нем в реестр, так как просто ведения деятельности в соответствии с договором недостаточно для использования налоговой преференции (см. Письмо ФНС России от 06.05.2016 N СД-4-3/8133).

Участник СЭЗ вправе вести сразу несколько видов деятельности, льготируемых и не только (ч. 21, 22 ст. 13 Закона N 377-ФЗ). В этом случае пониженные ставки по налогу на прибыль применяются при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором о ведении деятельности в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

Такое положение дел не раз подтверждалось чиновниками.

Реквизиты документа

Выводы

Письмо ФНС России от 19.01.2016 N СД-4-3/487@

Льготные ставки по налогу на прибыль применяются участниками СЭЗ только к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором о ведении деятельности в СЭЗ.

Условиями применения пониженных налоговых ставок являются:

  • наличие у организации соответствующего статуса;
  • осуществление деятельности согласно договору;
  • ведение раздельного учета доходов (расходов)

Письмо Минфина России от 05.04.2016 N 03-03-06/1/19091

Письмо Минфина России от 06.10.2015 N 03-03-06/56962

Письмо Минфина России от 01.09.2015 N 03-03-06/1/50228

Письмо Минфина России от 01.09.2015 N 03-03-06/1/50235

Письмо Минфина России от 20.03.2015 N 03-03-10/15503 (направлено Письмом ФНС России от 23.04.2015 N ГД-4-3/6993@ для использования в работе)

Налог на имущество

В силу п. 26 ст. 381 НК РФ льгота по налогу на имущество предоставляется организации, имеющей статус участника СЭЗ, начиная со дня ее включения в единый реестр участников СЭЗ. Данное положение полностью распространяется на имущество, учтенное на балансе организации и приобретенное до получения статуса участника СЭЗ. Это имущество также освобождается от налогообложения в течение 10 лет начиная со дня включения юрлица в реестр при условии, что имущество используется в целях, указанных в инвестиционном договоре об условиях деятельности в СЭЗ (см. Письма ФНС России от 19.01.2016 N СД-4-3/487@, от 16.09.2015 N БС-4-11/16292@, Минфина России от 31.07.2015 N 03-05-05-01/44406). А потому можно утверждать, что средства размещения, принадлежавшие курортным организациям еще до их вступления в реестр участников СЭЗ, освобождаются от налога на имущество, если, конечно, именно на деятельность этих объектов оформлен соответствующий инвестиционный договор.

Земельный налог

Формулировки п. 12 ст. 395 НК РФ крайне неудачны, поскольку буквальное прочтение нормы означает невозможность использования некоторыми налогоплательщиками льготы в полном объеме. Льготный период налогообложения начинается с момента возникновения права собственности на земельные участки без привязки к другим условиям использования данной льготы (например, внесение соответствующей записи в реестр участников СЭЗ). Кроме того, п. 12 ст. 395 не позволяет однозначно определить срок окончания действия освобождения от уплаты налога на землю, например в ситуации, когда до истечения трехлетнего срока с момента начала использования льготы организация исключается из числа участников СЭЗ.

В Письме от 19.01.2016 N СД-4-3/487@ ФНС указала на то, что поддерживает необходимость внесения изменений в п. 12 ст. 395 НК РФ в части установления льготы по налогу на землю сроком на три года на каждый земельный участок при наличии права собственности на него. Не исключено, что налоговики уже сейчас толкуют данную норму именно в этом ключе, что, безусловно, было бы на руку участникам СЭЗ, которые уже владеют земельными участками на момент получения соответствующего статуса.

Утрата статуса участника СЭЗ и пересчет налогов

Наличие у налогоплательщика статуса участника СЭЗ является условием применения перечисленных выше налоговых преференций. С утратой данного статуса прекращается применение пониженных налоговых ставок или освобождение от налогообложения. Причем НК РФ не предусматривает обязанности восстановления и уплаты налогов, исчисленных без учета статуса организации, в случае исключения ее из реестра. Этот факт констатирует ФНС в Письме от 23.06.2016 N СД-4-3/11243@, выражая мнение о целесообразности внесения в законодательство дополнений, предусматривающих исчисление и порядок уплаты налогов за период (или части периода), когда налогоплательщик являлся участником СЭЗ, в зависимости от причин, по которым им утрачен данный статус.

Минфин, осуществляющий как федеральный орган исполнительной власти функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, комментирует ситуацию следующим образом (см. Письмо от 27.06.2016 N 03-05-04-01/37316, направлено для использования в работе Письмом ФНС России от 08.07.2016 N БС-4-11/12244@): «…гл. 30 «Налог на имущество организаций» и 31 «Земельный налог» НК РФ прямо не содержат указания на возмещение (восстановление) налоговых преференций и уплату указанных налогов в случае утраты статуса участника СЭЗ в связи с нарушением договора об условиях деятельности в СЭЗ». Применение льгот по этим налогам прекращается с 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем исключения из единого реестра участника СЭЗ. Полагаем, по налогу на прибыль подход будет аналогичным. Отметим: он чреват тем, что налоговики будут требовать пересчета налогов за отчетные периоды, в которых налогоплательщик еще числился участником СЭЗ, без дополнения НК РФ специальными нормами.

* * *

Для правомерного использования льгот по налогам в Крыму и Севастополе необходимо:

  • иметь статус участника СЭЗ;
  • вести деятельность в соответствии с договором об условиях деятельности в СЭЗ с использованием имущества и земельных участков, подпадающих под освобождение от уплаты налогов;
  • при наличии иных видов деятельности — вести раздельный учет доходов (расходов).

Утрата статуса участника СЭЗ означает отмену налоговых преференций с момента внесения соответствующей записи в реестр участников СЭЗ. Не исключено, что при расчете налогов нарастающим итогом налоговики будут требовать от такого налогоплательщика возврата к общеустановленному расчету налогов с начала налогового периода.

В.В.Алексеев

Эксперт журнала

«Туристические и гостиничные услуги:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Севастопольцев ждёт новый налог

Севастополь окончательно вливается в налоговую систему России. С 2021 года горожане – физические лица – должны будут платить налог на недвижимость, рассчитанный на основе её кадастровой стоимости.

Как сообщает департамент по имущественным и земельным отношения (ДИЗО). налог на имущество физических лиц обязателен к уплате гражданами России, живущими в города федерального значения – в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Ранее – до официального завершения «перехода» в экономическое поле РФ – севастопольцы не сталкивались с ним.

Сумма налога зависит от кадастровой стоимости имущества, а объектом налогообложения становятся находящиеся в собственности физических лиц жилой дом, квартира, комната, дача, гараж или другое строение, помещение и сооружение, а также доля в праве общей собственности в вышеперечисленных видах недвижимости.

Обязанность платить налог наступит с 1 января 2021 года, но уже сейчас ведутся подготовительные работы. Как рассказал глава ДИЗО Рустэм Зайнуллин, проведена предварительная кадастровая оценка в отношении более 200 тыс объектов недвижимости.

Ознакомиться с предварительными итогами проведенной кадастровой оценки недвижимого имущества и посмотреть стоимость своей квартиры, гаража, дачного домика жители города могут на официальном сайте ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки».

«Если установленная кадастровая стоимость объекта не устроит собственника, ему следует обратиться к нам за консультацией. Если будет выявлено, что стоимость объекта определилась на основании некорректных сведений, то попросим предоставить уточняющую декларацию, если же сведения верны, но собственник все равно не согласен с кадастровой стоимостью своего имущества, то можно будет предъявить договор купли-продажи объекта. Очень важно прийти к обоюдному решению и определить справедливую кадастровую стоимость имущества», – отметил руководитель Центра Олег Мокрушин.

Свои предложения севастопольцы могут предоставить в ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» лично, а также почтовым отправлением или в электронном виде.

К замечаниям и предложениям могут быть приложены документы, подтверждающие наличие некорректных фактов, использованных при определении кадастровой стоимости, а также декларация о характеристиках объекта недвижимости.

Замечания севастопольцев принимаются с 14 июня по 2 августа 2019 года.