Налоговая система узбекистана

Законодательство Узбекистана

Налоговая система Узбекистана

Общие сведения

Основным законом, регулирующим налоговые правоотношения в Республике Узбекистан, является Налоговый кодекс .

Именно Налоговый кодексустанавливает, изменяет и отменяет налоги и иные платежи в государстве. Другие акты законодательства, которые регулируют вопросы налогообложения, не могут быть противоречащими Кодексу.

Особенностью налогового законодательства Узбекистана является то обстоятельство, что ставки по налогам устанавливаются не Налоговым кодексом, а решением Президента Республики Узбекистан ежегодно. Кроме того, подзаконными актами устанавливаются различные списки и перечни, необходимые для целей исчисления налогов, например, перечни видов деятельности, подлежащих упрощенному налогообложению, подакцизных товаров и т.п. Поэтому иные нормативные правовые акты являются важной составной частью налогового законодательства, поскольку именно от них зависит конечная сумма, подлежащая уплате, тогда как Налоговый кодекс устанавливает общие правила налогообложения, а также их особенности для некоторых категорий плательщиков.

Налоговым законодательством Узбекистана предусмотрено чрезвычайно большое количество налогов и сборов.

В целом налоговую систему можно охарактеризовать как двухуровневую, поскольку все налоги делятся на: общегосударственныеи местные

Общегосударственные налоги

Налог на прибыль юридических лиц. Плательщики – юридические лица (кроме некоммерческих организаций). Объект – прибыль, база – разница между доходами и расходами в определенном периоде. В 2016 году ставка составляет от семи с половиной до тридцати пяти процентов.

Налог на доходы физических лиц. В 2016 году ставка является прогрессивной (зависящей от величины дохода), минимум составил семь с половиной процентов.

Налог на добавленную стоимость. Плательщики – предприятия, имеющие обороты, подлежащие обложению данным налогом, а также импортеры товаров. В 2016 году ставка налога составляет двадцать процентов от стоимости товаров.

Акцизный налог. Плательщики –лица, которые производят или ввозят подакцизную продукцию. Перечень подакцизных товаров утверждается Президентом. В 2016 году к подакцизным были отнесены: из товаров местного производства – алкогольная, табачная, спиртосодержащая продукция, нефтепродукты, драгметаллы и ювелирные изделия, автомобили и т.д. Из импортируемых к подакцизным отнесен широкий спектр товаров и продуктов питания. Необходимо отметить то обстоятельство, что в республике к подакцизным отнесено очень большое количество товаров по сравнению с другими странами СНГ.

Налоги и специальные платежидля пользователей недрами: налог за пользование недрами, налог на сверхприбыль, бонусы (подписной и коммерческого обнаружения). База налога за пользование недрами – стоимость добытых ископаемых. В 2016 году ставка зависит от вида полезного ископаемого и составляет от трех с половиной до тридцати процентов. Подписной бонус взимается в твердой сумме, в 2016 году его размер установлен кратным минимальной заработной плате и зависит от вида ископаемого. Ставка бонуса коммерческого обнаружения составила 0.1 процента от стоимости добытого объема. Ставка налога на сверхприбыль составила 50 процентов.

Налог за пользование водными ресурсами. Плательщики – лица, осуществляющие водопотребление и водопользование. Объект – водные ресурсы на поверхности земли и под ней, база – объем потребленной воды. Ставка на 2016 год зависит от цели использования, вида источника воды и личности плательщика, минимальный размер за кубометр составил 20.6 сум, максимальный – 11500.

Налог на имущество юридических лиц. Плательщики – юридические лица-собственники имущества (за исключением некоммерческих организаций). Объект налогообложения — основные средства, объекты незавершенного строительства, оборудование и т.п. База – стоимость объекта. Ставка на 2016 год равняется пяти процентам.

Налог на имущество физических лиц. Плательщики – собственники недвижимости. База – его инвентарная стоимость. Ставка зависит от характеристик недвижимости, на 2016 год колеблется в пределах от полутора до двух с половиной процентов.

Земельный налогс юридических и физических лиц. Плательщики — собственники и законные владельцы земельных участков. База – площадь участка. Ставка на 2016 год ставится в зависимость от местонахождения и назначения земель. Налог, уплачиваемый физическими лицами, поступает в местный бюджет.

Налоговым законодательством установлен целый ряд обязательных платежей в социальные фонды, а также различных сборов (госпошлина, таможенные платежи).

Законом предусмотрено несколько упрощенных налоговых режимов, таких как единый налоговый платеж, единый земельный налог, фиксированный платеж.

Местные налоги и сборы

Земельный налог с физических лиц.

Налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры. Плательщики – юридические лица (кроме некоммерческих). Объект – прибыль, которая осталась у предприятия после уплаты налога на прибыль. Ставка на 2016 год составляет восемь процентов.

Налог на потребление бензина, дизельного топлива, газа для транспортных средств. Плательщики – юридические лица, осуществляющие продажу данных продуктов потребителю. На 2016 год ставка колеблется от двухсот тридцати до трехсот тридцати пяти сум за литр проданного топлива.

Сбор за право розничной торговлиотдельными видами товаров и оказание отдельных услуг, перечень которых устанавливается дополнительно. Ставка зависит от вида товаров и услуг.

Налоговое законодательство Узбекистана: достоинства и недостатки.

Характеризуя узбекскую систему налогового законодательства, необходимо отметить, что сам по себе главный налоговый закон является современным, прогрессивным. Он не только устанавливает перечень обязательных платежей в бюджет, но и провозглашает принципы налогового законодательства, детально регламентирует различные процедуры налогового учета и контроля, устанавливает ответственность участников налоговых правоотношений за нарушение законодательства. Если все написанное в Кодексе не остается просто «на бумаге», а неукоснительно соблюдается, то, с учетом достаточно высокого налогового бремени, это благоприятно сказывается на собираемости налогов и наполнении бюджета. А подробная и тщательная детализация процедур налогового контроля со стороны государства обеспечивает плательщикам прозрачность налоговой системы, ясность и простоту прочтения и применения закона.

Но все же при всех вышеперечисленных положительных характеристиках налоговой системы Узбекистана нельзя не отметить и ее отрицательную особенность, к коей можно отнести отсутствие четкого закрепления в основном законе налоговых ставок, а также понятий, перечней и списков, необходимых для целей налогообложения. Их частое изменение в любую сторону не способствует созданию условий, благоприятных для налогоплательщиков, поскольку является признаком нестабильности налоговой системы. Налогоплательщик никогда не может быть уверен, что через некоторое непродолжительное время налоговое бремя не увеличится настолько, что станет непосильным, тем более, при сравнительном анализе налоговых ставок за последние три года наблюдается тенденция их постепенного повышения.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

Обзор системы налогообложения узбекистана

Узбекистан, как и большинство других государств региона, имеет относительно простую налоговую систему с невысокими налоговыми ставками. Существует шесть общегосударственных налогов, а также два муниципальных, применяющихся по всей стране, и еще четыре — в столице (Ташкент), Республике Каракалпакстан и некоторых других регионах.

На общегосударственном уровне взимаются:

  • налог на доходы (прибыль) юридических лиц;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизный налог;
  • налог за пользование недрами;
  • налог за пользование водными ресурсами.

К местным налогам и сборам относятся:

  • налог на имущество;
  • налог на землю;
  • налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры;
  • налог с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств;
  • сбор за право торговли, включая лицензионные сборы на право торговли отдельными видами товаров;
  • сбор за регистрацию юридических лиц, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Обязательные взносы на социальное страхование регулируются отдельными законодательными актами вне пределов Налогового кодекса Республики Узбекистан (далее — НК Узбекистана). Общий размер обязательных взносов сравним со ставкой ЕСН в России. По состоянию на 1 января 2006 г. он составлял 25% заработной платы.

Особенностью налоговой системы Узбекистана являются обширные полномочия исполнительной власти, поэтому НК Узбекистана, будучи небольшим по объему документом (Общая часть состоит из 12 статей), не может полноценно регулировать налоговые отношения без конкретизирующих его нормы актов, принимаемых на уровне правительства и Государственного налогового комитета. Более того, правительство вправе самостоятельно устанавливать льготы и в ряде случаев даже менять ставки основных налогов.

Корпоративное налогообложение

Налог на прибыль в Узбекистане — классический, т.е. корпоративная прибыль облагается налогом сначала на уровне компании, затем налог удерживается с суммы распределенной прибыли у источника ее получения. Двойное налогообложение межкорпоративных дивидендов не предотвращено.

Налогом на прибыль облагается полученная в любых странах мира прибыль юридических лиц — налоговых резидентов Узбекистана. Юридические лица являются резидентами для целей налога на прибыль, если они учреждены в соответствии с законодательством Узбекистана или их головное предприятие расположено в Узбекистане. Нерезиденты уплачивают налог на доход из узбекских источников. Других налогов на корпоративную прибыль не предусмотрено.

Налогооблагаемая прибыль. Прибыль определяется как весь доход от предпринимательской деятельности, инвестиций (дивиденды, проценты, роялти), отчуждения активов, иных доходов, уменьшенных на величину производственных и других расходов (например, финансовых).

Прибыль от прироста капитала облагается налогом как обычная прибыль. Убытки от продажи амортизируемого имущества, используемого более трех календарных лет, могут вычитаться. Допускается перенос убытков на срок не более пяти лет с ограничением вычета до 50% налогооблагаемой прибыли текущего налогового периода.

Некоторые виды прибыли освобождены от налога, например прибыль от городских услуг общественного транспорта (кроме такси), непредпринимательский доход некоммерческих юридических лиц, определенный доход организаций с иностранными инвестициями, реинвестированные дивиденды (за рядом исключений).

Вычитаемые расходы. В целом налогоплательщики могут вычесть только прямо разрешенные к вычету расходы, связанные с получением прибыли. Все расходы должны быть обоснованы документально. Расходы подразделяются на следующие категории:

  • суммы, связанные с торговлей или бизнесом (т.е. стоимость производства, затраты на заработную плату, амортизация и т.д.);
  • расходы на обслуживание и ремонт, научные исследования, эксплуатацию объекта;
  • страховые платежи и другие расходы (например, финансовые).

Некоторые расходы (представительские, рекламные, на добровольное страхование, командировочные) лимитированы правительством в целях налогообложения. Существуют также дополнительные возможности вычета специфических расходов, например расходы банков и страховых компаний на резервы по безнадежным долгам.

Некоторые непредпринимательские расходы (например, нацеленные на поддержку образовательных, коммунальных, медицинских, социальных служб и учреждений на балансе налогоплательщика) подлежат вычету в пределах финансирования, установленного местными властями.

Амортизация обязательна и должна быть начислена независимо от того, действительно ли компания получает прибыль. Амортизируемым имуществом являются основные средства, за исключением земли. Нормы амортизации установлены в размере от 5 до 20% для различных групп активов (всего этих групп пять). Активы, переданные в длительную аренду, амортизируются на балансе арендатора.

На 2006 г. ставка налога на прибыль установлена в размере 12%.

Дивиденды и другие виды распределения прибыли компаниями-резидентами иным таким же компаниям подлежат обложению налогом у источника по ставке 10%. Это максимальная ставка. Акционер не включает дивиденды в налоговую базу, если имеет подтверждение об удержании налога. НК Узбекистана не устраняет каскадное налогообложение перераспределяемых дивидендов. Иностранные дивиденды при получении включаются в налогооблагаемую прибыль и подлежат налогообложению по общей ставке 10%.

Проценты, уплаченные компаниями-резидентами другим таким же компаниям, подлежат обложению налогом только у источника по ставке 10%. Освобождены от налога проценты по государственным ценным бумагам. Проценты, получаемые из-за рубежа, включаются в налогооблагаемую прибыль и облагаются по общей ставке 10%.

Администрирование и уплата налога. Налоговым периодом является календарный год, и соответственно налогом облагается прибыль, полученная в течение календарного года. Налогоплательщик самостоятельно рассчитывает налог нарастающим итогом и уплачивает в течение года авансовыми платежами.

Компании, имеющие за отчетный квартал прибыль в размере более 200 МРОТ, уплачивают текущие платежи по налогу на прибыль до 15-го числа каждого месяца в размере 1/3 квартальной суммы налога.

Предварительные согласования с налоговыми органами. В настоящее время в Узбекистане отсутствует система предварительных согласований с налоговыми органами. Однако налогоплательщик вправе получать в налоговых органах бесплатные консультации и информацию по вопросам налогового законодательства.

Налог на имущество относится к местным налогам. Им облагаются основные средства юридических лиц (кроме земли) и нематериальные активы, а также стоимость незавершенного строительства. Объектом налогообложения для физических лиц является стоимость находящихся в их собственности жилых домов, квартир, дачных и садовых домиков, гаражей и иных строений, помещений и сооружений.

Налогом не облагается следующее имущество юридических лиц:

  • объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, находящиеся на балансе налогоплательщика;
  • продуктопроводы, пути сообщения (включая автомобильные дороги), линии связи и энергопередачи;
  • спутники связи;
  • городской пассажирский транспорт (кроме такси, в том числе маршрутного), автомобильный транспорт общего пользования, а также транспорт по перевозке пассажиров в пригороды;
  • оборудование, приобретенное за счет иностранного кредита, на срок погашения не более пяти лет;
  • имущество, полученное в лизинг, на срок действия договора лизинга;
  • имущество некоммерческих организаций, кроме имущества, используемого для предпринимательской деятельности;
  • имущество, используемое для нужд учреждений народного образования и культуры;
  • имущество жилищно-коммунального и другого городского хозяйства общегражданского назначения;
  • имущество вновь созданных юридических лиц в течение двух лет с момента регистрации. Эта льгота не распространяется на организации, созданные на базе производственных мощностей и основных фондов ликвидированных (реорганизованных) юридических лиц, их филиалов и структурных подразделений, а также на юридические лица, созданные на базе предприятий, при условии, что они работают с оборудованием, арендованным у этих предприятий.

Помимо перечисленных льгот местные власти могут предоставлять дополнительные льготы.

На 1 января 2006 г. налоговая ставка для юридических лиц составляет 3,5%.

Администрирование. Юридические лица обязаны самостоятельно ежеквартально рассчитывать налоговую задолженность. Налог должен вноситься по частям, ежемесячно до 20-го числа каждого месяца.

Налог на землю платят физические и юридические лица, имеющие в собственности, во владении или пользовании земельные участки.

У юридических лиц налогом облагаются следующие категории земельных участков:

  • приобретенные в собственность;
  • предоставленные во владение для ведения сельского или лесного хозяйства;
  • предоставленные в пользование для строительства предприятий, зданий и сооружений либо в иных целях;
  • право владения и пользования которыми перешло вместе с переходом права собственности на предприятия, здания или сооружения.

Не подлежат налогообложению земельные участки:

  • общего пользования городов, городских поселков и сельских населенных пунктов (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, арычная сеть, кладбища и т.п.);
  • общего пользования коллективного садоводства, виноградарства и огородничества, коллективных гаражей;
  • водного фонда (земли, занятые реками, озерами, водохранилищами, каналами, морями, ледниками, болотами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также полосы отвода по берегам водоемов, предоставленные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и организациям для нужд водного хозяйства);
  • занятые под спортивные сооружения, стадионы, спортивные площадки, бассейны, объекты технических видов спорта и другие физкультурно-оздоровительные комплексы, места отдыха и оздоровления матерей и детей, санаторно-курортные учреждения и дома отдыха, учебно-тренировочные базы;
  • отведенные под строительство объектов, включенных в инвестиционную программу Республики Узбекистан, на период срока строительства;
  • сельскохозяйственного назначения и лесного фонда научных организаций, опытных, экспериментальных и учебно-опытных хозяйств, научно-исследовательских организаций и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, используемые непосредственно для научных и учебных целей;
  • предоставленные в пределах норм, установленных законодательством для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, сроком на два года с момента выделения земельных участков.

При использовании земель не по прямому назначению льготы не применяются. От уплаты налога на землю освобождаются:

  • некоммерческие организации, кроме использующих земельные участки для предпринимательской деятельности;
  • учреждения культуры, образования, здравоохранения, труда и социальной защиты населения независимо от подчиненности за земельные участки, отведенные для осуществления возложенных на них задач;
  • дехканские (фермерские) хозяйства сроком на два года с момента государственной регистрации.

Налоговые ставки установлены правительством с учетом местоположения, способов использования и качества земли. Лица, не использующие предоставленную им землю в течение двух лет, уплачивают налог в трехкратном размере налоговой ставки.

Администрирование. Юридические лица сами рассчитывают сумму налога и уплачивают ее поквартально до середины следующего квартала.

Международное налогообложение юридических лиц

Юридические лица — резиденты уплачивают налог с дохода (включая доходы от прироста капитала), полученного в любой стране мира. Налог с иностранных дивидендов рассчитывается как с обычной прибыли.

В Узбекистане в одностороннем порядке не устранено двойное налогообложение. Однако согласно международным соглашениям с другими государствами об устранении двойного налогообложения зачет предоставляется в отношении налогов на прибыль, уплаченных за границей. Налог, подлежащий зачету, не может превышать сумму налога с такой прибыли в Узбекистане.

Прибыль юридических лиц — нерезидентов, ведущих деятельность через постоянное представительство, подлежит налогообложению. В НК Узбекистана отсутствует определение постоянного представительства. Оно содержится в Инструкции Министерства финансов и Государственного налогового комитета от 15 октября 2004 г. N 87, 2004-36 об обложении налогом на прибыль доходов иностранных юридических лиц. Данное понятие не предусматривает минимального срока функционирования строительной площадки, образующей постоянное представительство.

Определение постоянного представительства, данное в законодательстве Узбекистана, также включает место:

  • связанное с исследованием природных ресурсов, обработкой, упаковкой, продажей товаров;
  • хранения товаров, лабораторию;
  • предоставления услуг по обеспечению работы промышленного оборудования;
  • деятельности, связанной с эксплуатацией игровых автоматов, компьютерных и других сетей связи, транспортной инфраструктуры;
  • исполнения договора аренды оборудования, если контракт предусматривает дополнительные услуги и прочее обслуживание через командированный персонал.

Если такие действия осуществляются в срок менее чем 183 дня в календарном году, нерезидент может выбрать режим удержания налога, как если бы он не имел постоянного представительства. Доход, полученный постоянным представительством, подлежит обложению по ставкам, установленным для резидентов. Помимо этого взимается дополнительный налог по ставке 10% с переводимой за пределы Узбекистана прибыли такого представительства, что аналогично взиманию налога на дивиденды у источника, применяемого в отношении прибыли юридических лиц — резидентов.

В отношении имущества, находящегося в Узбекистане, нерезиденты уплачивают налог по общим правилам (которые приведены выше).

Администрирование. Для целей применения договора об устранении двойного налогообложения нерезидент должен предварительно либо в течение трех лет с момента удержания налога представить в налоговые органы свидетельство о регистрации, выданное иностранными налоговыми органами и подтверждающее резидентство в стране, с которой заключен соответствующий договор.

Удержание налогов у источника. Дивиденды и проценты, уплаченные нерезидентам, облагаются налогом у источника по ставке 10%. Лицензионные и арендные платежи, плата за услуги и другие доходы из узбекских источников, не связанных с постоянным представительством (кроме платежей за импортированные в Узбекистан товары), облагаются у источника по ставке 20%. Доход от международного фрахта и услуг телекоммуникации облагается по ставке 6%, страховые и перестраховочные услуги — по ставке 10%.

Законодательство об уклонении от уплаты налогов. Законодательство Узбекистана не содержит общих положений о недействительности сделок, направленных на уход от налогов или на уклонение от их уплаты, а также правил о недостаточной капитализации, сравнимых со ст. 269 «Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам» НК РФ.

Трансфертное ценообразование. НК Узбекистана позволяет налоговым органам совершать перерасчет налога при отклонении цен от рыночных в сделках взаимозависимых лиц.

Взаимозависимыми признаются:

  • компании-учредители и их дочерние общества;
  • юридические лица, образованные одним и тем же юридическим лицом;
  • юридические лица, образованные одним и тем же физическим лицом, или группой, или родственниками.

НК Узбекистана не содержит каких-либо правил определения рыночной цены.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также юридические и физические лица, импортирующие товары и услуги. НДС начисляется на поставки товаров и услуг внутри страны, а также на их импорт.

Единая ставка НДС составляет 20%.

Список освобожденных от НДС товаров и услуг весьма обширен и, в частности, включает:

  • услуги страхования;
  • депозиты, переводы денег;
  • сделки с ценными бумагами;
  • услуги общественного транспорта;
  • образовательные услуги;
  • приватизационные услуги;
  • лизинговые платежи.

От налога освобожден импорт лекарств и медицинских товаров, а также оборудование:

  • для инвестиционных проектов, финансируемых из фондов, получивших гарантии правительства;
  • используемое в качестве основного вклада иностранного инвестора;
  • предназначенное для модернизации производства;
  • поставленное по договорам лизинга.

Нулевая ставка применяется к экспорту товаров, обработке товаров в Узбекистане под специальными таможенными режимами и к международным транспортным услугам.

Администрирование. Налогоплательщики обязаны ежемесячно представлять отчеты до 15-го числа следующего месяца и ежегодные отчеты к 15 февраля следующего года. Если налогоплательщик импортировал услуги в течение месяца, о них нужно сообщить в дополнительной декларации, которая также должна быть подана до 15-го числа следующего месяца. НДС, подлежащий уплате ежемесячно, перечисляется тремя взносами: 15-го и 25-го числа текущего месяца и 5-го — следующего. НДС на импортированные товары уплачивается в пункте таможенного оформления. НДС в отношении импортированных услуг должен быть перечислен в течение пяти дней после даты получения услуг.

Акцизом облагаются произведенные в Узбекистане подакцизные и широкий перечень импортируемых товаров. Следует отметить, что ставки акцизного налога устанавливаются правительством, изменяются несколько раз в год и внешне больше напоминают таможенные пошлины.

Р.Р.Вахитов

Исследователь по странам СНГ

Международное бюро

фискальной документации,

г. Амстердам

Я.Р.Вахитов

Аспирант

РЭА им. Г.В. Плеханова

Практическая бухгалтерия

«ПРАКТИЧЕСКАЯ БУХГАЛТЕРИЯ» — ОДНО ИЗ ПЕРВЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ СПРАВОЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ЭТОЙ ТЕМАТИКИ, ОСНОВАННЫХ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН.

Оно предназначено для предпринимателей, руководителей хозяйствующих субъектов, юристов, бухгалтеров, аудиторов и для всех, кого интересуют практические вопросы бухгалтерского учета и налогообложения предприятий, организаций в Республике Узбекистан.

В ДАННОЙ ВЕРСИИ ПОСОБИЕ ВКЛЮЧАЕТ 18 САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ:
В ПОМОЩЬ ГЛАВНОМУ БУХГАЛТЕРУ
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА. УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
УЧЕТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
АРЕНДА И ЛИЗИНГ. УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ. УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ФИНАНСОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ. УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ. УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ДЕБИТОРЫ
ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА
УЧЕТ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА
УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
ОПЛАТА ТРУДА. УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ
ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ — 2008

В каждом разделе содержится правовая информация, методические рекомендации, разъяснения особенностей учета, оприходования и налогообложения рассматриваемых объектов: основных средств, нематериальных активов, финансовых инвестиций, автотранспортных средств и др.
Все разделы содержат практические ситуации, раскрывающие особенности учета в старом Плане счетов и в соответствии с Национальным стандартом бухгалтерского учета N 21. Они сопровождены рекомендациями по применению первичных документов и описанием возможных налоговых последствий.
Материалы электронной системы являются авторскими и носят рекомендательный характер.

Копирование, тиражирование и распространение материалов пособия или его фрагментов не допускается без предварительного заключения договора об этом с ООО «Norma Hamkor».

Авторы пособия продолжают работать не только над созданием новых разделов, но и над обновлением материалов в разделах существующих. Эта работа ведется с учетом изменений и дополнений в законодательстве, она направлена на повышение информационной насыщенности и практической ценности пособия.

Будут полезны в ней и Ваши пожелания и предложения.

Бухгалтерский учет в Узбекистане (счета)

Модернизация экономики, диверсификация производства и привлечение иностранных инвестиций в любую страну усиливают необходимость совершенствования системы корпоративного управления и внедрения международных стандартов финансовой и бухгалтерской отчетности. Не является исключением и такое государство как Узбекистан. Ведение бухучета в данной стране имеет ряд особенностей, которые будут рассмотрены в рамках данной статьи.

Концепция бухучета в Узбекистане

Бухучет является одним из видов экономического учета. Под ним следует понимать совокупность данных, характеризующих оборачиваемость активов и движение имущества в ходе осуществления предпринимательской деятельности организации любой формы собственности. Бухгалтерский учет основан на форсировании текущей документации, а также совершении взаимосвязанных и кассовых операций.

В основе бухучета лежит концепция системы национальных счетов (СНС). Она представляет собой соответствующий рыночной экономике национальный учет, завершаемый на макроуровне системой взаимосвязанных показателей. Данная система построена в виде набора счетов и балансовых таблиц, которые показывают результаты функционирования и экономической деятельности.

Основные задачи

Задачи бухгалтерского учета определяются экономической политикой, проводимой на каждом этапе развития экономики. Правительство Республики Узбекистан осуществляет свое развитие на основе законов рыночной экономики, ориентируясь на развитие фермерства в Республике. Эти законы означают, что прямое сознательное регулирование производства является объективной необходимостью развития республики как независимого государства. Для выполнения задач, стоящих перед республикой, необходимо контролировать учетные процессы на всех этапах работы предприятия.

Таким образом, основной задачей бухгалтерского учета является сбор и обработка данных для управления объектами, которые должны быть отражены в экономике.

Другой задачей бухгалтерского учета является измерение и представление информации о результатах деятельности предприятий. Эти результаты можно найти в финансовом отчете общего назначения, который содержит информацию об успехах и достижениях ликвидности и прибыльности компании. Анализируя эти отчеты, реальные и потенциальные инвесторы пытаются сделать выводы о том, каковы будущие финансовые перспективы компании, стоит ли им в нее инвестировать. Реальные и потенциальные кредиторы заинтересованы в том, достаточно ли у компаний денег для выплаты процентов и своевременной оплаты долгов.

Следующая задача бухгалтерского учета – помочь укрепить экономический учет.

Большинство предприятий (особенно малых) осуществляют финансирование производственного процесса с минимальными материальными и трудовыми затратами для достижения максимальной эффективности процессов управления.

Суть бухгалтерского учета заключается в определении величины покрытия обязательств и получения рентабельности предприятия. Для этого важно создать такие условия, чтобы сотрудники были заинтересованы в достижении максимальных результатов в финансовом отношении и материально ответственны за результаты своей работы.

Решение проблем, стоящих перед экономикой в ​​рыночных условиях, заключается в эффективном управлении различными экономическими ресурсами. Таким образом, для целей управления бухгалтерским учетом управленческие решения принимаются на основе информации, полученной с бизнес-учета. Учет и управление являются двумя частями этого единства, которые нельзя отделить друг от друга.

К основным задачам бухучета в республике Узбекистан можно отнести:

  • получение полных и максимально достоверных данных о фактам деятельности компании за определенный промежуток времени, а также информации о ее финансовом состоянии. Такая информация интересна внешних и внутренним пользователям;
  • получение информации для осуществления процедур оценки, планирования и прогнозирования будущих показателей;
  • создание базы для формирования учетной политики компании в соответствии с требованиями действующего законодательства;
  • формирование бухгалтерской и финансовой отчетности по фактам хозяйственной деятельности организации;
  • осуществление процессов инвентаризации и оценки имущества компании, создание документов о наличии, статусе и оценке стоимости имущества;
  • организация системы внутреннего контроля правильности оформления хозяйственных операций с учетом порядка оборота документа;
  • формирование информационной системы учета и отчетности, которая отвечает требованиям законодательства;
  • формирование финансовых результатов деятельности компании, ресурсов, резервов, активов, имущества и обязательств.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Нормативное регулирование

Систему нормативного регулирования бухучета в Узбекистане и ее основные элементы можно разделить на четыре ступени, что отражено в таблице ниже.

Ступень Состав Характеристика
1 Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» Целью закона является регулирование отношений в области организации, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности компаний
2 Национальные стандарты бухгалтерского учета Республики Узбекистан Целью стандартов является содействие Министерстве финансов республики в развитии национальных стандартов бухучета (НСБУ) и их пересмотре. Всего существует 24 подобных стандарта
3 Методические указания, инструкции, рекомендации, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета по отдельным разделам бухгалтерского учета Их цель: конкретизировать основные положения, которые изложены в вышестоящих нормативных документах.
4 Учетная политика предприятия, рабочий План счетов, первичная документация Совокупность внутренних организационно-методических документов по бухгалтерскому учету и отчетности предприятия

Важно! Элементы этой системы создаются сверху вниз. Национальные стандарты бухгалтерского учета устанавливаются в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете», не противоречащим этому закону. Национальные стандарты бухгалтерского учета Республики Узбекистан являются нормативно-методической основой производства «Методических указаний, инструкций и других документов», определяющих порядок учета отдельных разделов бухгалтерского учета. Логическое продолжение вышеупомянутых трех ступеней будет установлено в «Учетной политике», то есть во внутренних документах, касающихся учета и отчетности предприятий.

Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» № 279-1 от 30.08.1996 года

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области бухгалтерского учета, учета и отчетности.

Закон гласит, что основными принципами бухучета в республике являются: согласованность, достоверность и сопоставимость показателей.

Бухгалтерский учет должен состоять из системы учета, сбора и учета всех деловых операций на целостной, непрерывной, документарной основе, а также финансовой и иной отчетной основе.

Бухгалтерский учет осуществляется путем дублирования записи, в которой отражаются хозяйственные операции как минимум двух счетов бухгалтерского учета, одновременно и взаимозаменяемо.

Согласно закону, учетная информация – это отчет о финансовой отчетности, основанный на первоначальном учете, отраженный в учетных регистрах, финансовой отчетности, пояснениях и других документах, касающихся бухгалтерского учета и отчетности.

В соответствии с данным законом синтетический учет осуществляется посредством обобщения информации об объектах в соответствии с определенными экономическими критериями в соответствии с порядком, установленным законодательством.

Аналитический учет ведется в порядке, определяемом субъектом, для формирования подробной учетной информации по объектам бухгалтерского учета.

Структура национальных стандартов по бухучету

НСБУ состоит из следующих основных частей: название, общие правила, назначение стандарта, сфера действия, дополнительная информация, основные принципы, стандартные понятия.

Основная цель использования НСБУ состоит в том, чтобы полностью и справедливо применять методы бухгалтерского учета и учитывать недостатки при его внедрении, чтобы их устранять в дальнейшем. Политика предприятия, которая основывается на НСБУ, является точной настолько, что становится намного легче контролировать деятельность предприятия.

Значимость НСБУ заключается в том, что каждый объект учета освобождается от стандартов, соответствующие стандарты используются для учета этих операций, а соответствующие выводы составляются при подготовке и проверке финансовой отчетности, отражающей операции предприятия.

Стандарты бухгалтерского учета включают основные принципы бухгалтерского учета и состоят из 24 стандартов.

Важно! НСБУ является обязательным условием для международного признания качества и надежности бухгалтерского учета в республике Узбекистан, которая имеет правовой статус и обеспечивает доверие к финансовой отчетности предприятий всех форм собственности.

Учетная политика в республике

Учетная политика субъекта хозяйствования в республике Узбекистан регулируется набором правил и положений, которые должны соблюдаться. Существование этих принципов и положений основано на важности учета в рыночной экономике, формировании полной и точной информации об имущественном и финансовом состоянии предприятий, способах взаимодействия предпринимателей друг с другом и макроэкономических показателях.

Основные счета

В Плане счетов, представленному как приложение к НСБУ № 21, представлены следующие категории счетов, представленные в таблице ниже.

№ счета Часть Раздел Наименование
I I Основные средства, нематериальные и другие долгосрочные активы
II II Товарно-материальные запасы
III Расходы будущих периодов
IV Счета к получению – текущая часть
V Денежные средства, краткосрочные инвестиции и прочие текущие активы
III VI Текущие обязательства
VII Долгосрочные обязательства
IV VIII Капитал, нераспределенная прибыль и резервы
V IX Доходы и расходы
VI Забалансовые счета

Пример плана счетов, применяемого в Узбекистане представлен в приложении к работе.

Автоматизация учетных процессов

В республике Узбекистан основным нормативным документом, регулирующим процессы автоматизации бухучета является: «О принципах и гарантиях свободы информации» № 439-II от 12.12.2002, «Об информатизации» № 560-II от 11.12.2003г. Существующая законодательная основа создает благоприятные условия для более активной деятельности предприятий в области автоматизации учетных процессов.

Немаловажным элементом является комплексная автоматизация как система управления всей деятельностью компании, которая обеспечивает обоснованное принятие управленческих решений.

Пример № 1. Наиболее яркими примерами использования процессов автоматизации на предприятиях республики Узбекистан является применение таких программных продуктов как:

  • БЭМ;
  • УзАСБО;
  • UZTO;
  • СОЛИК ИНФО;
  • «1С: Бухгалтерия 8 для Узбекситана» и др.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос № 1. Что такое транзитные счета в бухучете в Узбекистане?

Ответ: это временные счета доходов и расходов, которые применяются в течение отчетного периода, но должны быть закрыты и и не иметь остатка на конец отчетного периода.

Вопрос № 2. Что представляют собой регистры бухучета в Узбекистане?

Ответ: это журналы, ведомости, книги, утвержденные бланки, которые ведутся с учетом двойной записи.

Наиболее распространенная ошибка

Ошибка. Ошибочным является мнение о том, что исправления в регистрах не надо подтверждать. В соответствии с правилами ведения бухучета все исправления в первичных документах должны быть подтверждены.

Таким образом, одним из важнейших условий совершенствования системы учета является полный переход на международные стандарты финансовой отчетности и национальная система бухгалтерского учета. Данные направления должны быть улучшены на базе международных стандартов, поэтому, прежде всего, в республике необходимо принять подобные стандарты, а также желательно разработать квалифицированную их интерпретацию.

Все изменения в налоговом законодательстве, которые ждут Узбекистан с 1 января. Детали

Узбекистан, Ташкент — АН Podrobno.uz. С 1 января в Узбекистане вступит в силу ряд нововведений и изменений в налоговом законодательстве, сообщает корреспондент Podrobno.uz.

Они предусмотрены законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2019 год».

Предлагаем вам детальный разбор новых нововведений.

Упрощенная система налогообложения

Единый налоговый платеж

Концепцией совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан (УП-5468 от 29.06.2018 г.) предусматривалось, что вместо единого налогового платежа будет введен налог с оборота (выручки). Однако в целях сокращения нормотворческой работы решено сохранить существующее наименование налога, т.е. налог с оборота (выручки) будет называться, как и раньше – единый налоговый платеж.

В 2018 году критериями для уплаты единого налогового платежа являлись численность работников и осуществление определенного вида деятельности. Размер годового оборота (выручки) для возможности уплаты единого налогового платежа не учитывался.

С 1 января 2019 года единый налоговый платеж смогут уплачивать только юридические лица с годовым оборотом (выручкой) по итогам 2018 года не превышающим 1 млрд. сумов. При этом круг плательщиков единого налогового платежа расширяется за счет индивидуальных предпринимателей.

Плательщиками единого налогового платежа будут:

  • юридические лица, валовая выручка которых за налоговый период не превышает 1 млрд. сумов;
  • товарищ (участник) – индивидуальный предприниматель, на которого возложено ведение дел простого товарищества (доверенное лицо), валовая выручка которого от деятельности простого товарищества за налоговый период не превышает 1 млрд. сумов;
  • индивидуальные предприниматели, выручка которых от реализации товаров (работ, услуг) за налоговый период превышает установленный размер, но не более 1 млрд. сумов. Если индивидуальной предприниматель экспортирует плодоовощную продукцию или включен в Национальный реестр субъектов электронной коммерции, он обязан платить единый налоговый платеж до достижения выручки в 1 млрд. сумов;

  • семейные предприятия, валовая выручка которых за налоговый период не превышает 1 млрд. сумов;

  • некоммерческие организации по доходам, полученным ими от предпринимательской деятельности, при условии, что они за налоговый период не превышают 1 млрд. сумов.

В 2018 году единый налоговый платёж уплачивался по ставкам, дифференцированным в зависимости от видов деятельности. Базовая ставка налога составляла 5 процентов.

С 2019 года базовая ставка единого налогового платежа составляет 4 процента, и все плательщики единого налогового платежа при наличии объекта налогообложения обязаны будут уплачивать налог на имущество, земельный налог и налог за пользование водными ресурсами. Для них также сохранится возможность уплаты налога на добавленную стоимость на добровольной основе при наличии облагаемых налогом на добавленную стоимость оборотов. .

Категории плательщиков

Ставки единого налогового платежа

2018 год

2019 год

Разница

Налогоплательщики всех отраслей экономики (за исключением указанных ниже) «базовая ставка»

5 %

4 %

— 1 %

Юридические лица, получающие доходы от организации массовых зрелищных мероприятий путем привлечения юридических и физических лиц (включая нерезидентов), имеющих лицензию на занятие концертно-зрелищной деятельностью

30 %

5 %

— 25 %

Предприятия общественного питания:

в городах с численностью населения 100 тысяч и более человек

10 %

8 %

— 2 %

других населенных пунктах

10 %

6 %

— 4 %

труднодоступных и горных районах

10 %

4 %

— 6 %

из них: специализированные предприятия общественного питания, обслуживающие общеобразовательные школы, школы-интернаты, средние специальные, профессиональные и высшие учебные заведения

8 %

75 % от установленной ставки в зависимости от места расположения

— 2 %
— 3,5 %
— 5 %

Предприятия розничной торговли в городах с численностью населения 100 тысяч и более человек

4 %

4 %

Без изменений

других населенных пунктах

2 %

2 %

Без изменений

труднодоступных и горных районах

1 %

1 %

Без изменений

независимо от места расположения по товарообороту от реализации алкогольной продукции, табачной продукции, бензина, дизельного топлива и сжиженного газа

4 %

4 %

Без изменений

Предприятия торговли, осуществляющие оптовую, а также оптово-розничную торговлю (за исключением оптовые и розничные аптечные организации)

5 %

4 %

— 1 %

Общеустановленная система налогообложения

Налог на прибыль юридических лиц

Изменения по налогу на прибыль в основном коснулись ставок налога, а также структуры вычитаемых и невычитаемых расходов.

Ставки налога на прибыль для большинства юридических лиц в 2019 году будут снижены:

  • для коммерческих банков – с 22 до 20 процентов;

  • для остальных юридических лиц (за некоторым исключением) – с 14 до 12 процентов.

Снижение ставок налога сократит налоговую нагрузку на его плательщиков и позволит направить высвобожденные средства на развитие предприятия и на инвестиции.

В то же время повышены ставки налога для юридических лиц производителей цемента (клинкера) и полиэтиленовых гранул – с 14 до 20 процентов.

Для операторов мобильной связи, имевших дифференцированные ставки (14 и 50 процентов) в зависимости от уровня рентабельности, вводится единая ставка налога на прибыль – 20 процентов.

Изменения коснулись перечня вычитаемых и невычитаемых расходов. Ранее перечень расходов, подлежащих вычету при определении налогооблагаемой прибыли, являлся закрытым (статьи 142 — 146 Налогового кодекса).

Перечень же невычитаемых расходов – наоборот, был открытый (статья 147 Налогового кодекса). Теперь же в целях упрощения определения налогооблагаемой базы и во избежание ошибок при исчислении налога и спорных вопросов при проверках с 2019 года перечень невычитаемых расходов будет закрытым, а вычитаемых — открытым.

Внесены следующие поправки в определение отдельных статей вычитаемых расходов:

  • исключены нормы по ограничению представительских расходов. Ранее их сумма в составе вычитаемых расходов не могла превышать одного процента от объема выручки от реализации продукции (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость и акцизный налог;

  • исключены ограничения по суточным расходам;

  • исключены ограничения по суммам страховых премий на добровольное страхование, оплачиваемых в пользу физическому лицу. Ранее норма для определения вычитаемых расходов составляла два процента от объема выручки от реализации товаров (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость и акцизный налог;

  • все выплаты по возмещению вреда, связанного с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья относятся теперь к вычитаемым расходам;

  • из вычитаемых исключены расходы на выполнение работ по благоустройству городов и поселков. Эти расходы переведены в состав невычитаемых.

  • исключена из перечня вычитаемых расходов плата за полностью изношенное оборудование, находящееся в эксплуатации.

Внесены поправки в определения отдельных статей невычитаемых расходов (статья 147 Налогового кодекса):

  • взносы, средства в виде спонсорской и благотворительной помощи, независимо от того, кто их получает, являются невычитаемыми расходами;

  • исключены судебные издержки;

  • к невычитаемым расходам относятся только убытки от выбытия основных средств с прежними оговорками. Убытки от выбытия иного имущества исключены из состава невычитаемых расходов;

В перечень невычитаемых расходов добавлены:

  • налоги, уплаченные за нерезидентов Узбекистана и других лиц;

  • налоги и другие обязательные платежи, доначисленные по результатам проверок;

  • расходы на мероприятия, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности налогоплательщика (по охране здоровья, спортивные и культурные мероприятия, организация отдыха и т.д.);

  • оказание помощи профсоюзным комитетам;

  • затраты на выполнение работ (услуг), не связанных с производством продукции (работы по благоустройству городов и поселков, оказание помощи сельскому хозяйству и другие виды работ).

В целях снижения себестоимости товаров, работ и услуг изменены ставки амортизации для целей налогообложения исходя из срока использования имущества по отдельным категориям основных средств, так с 2019 года нормы амортизации снижены:

  • для зданий и строений – с 5 до 3 процентов;

  • для железнодорожного подвижного состава, морских, речных судов, судов рыбной промышленности, воздушного транспорта – с 8 до 4 процентов.

Снижение норм амортизации приведет к сокращению расходов и увеличению прибыли.

С 2019 года ставка налога на доходы в виде дивидендов и процентов снижается с 10 до 5 процентов. При этом порядок обложения у источника выплаты сохранится как для юридических, так и для физических лиц.

Для нерезидентов ставка налога на дивиденды и проценты сохраняется в размере 10 процентов. Ставки по другим видам доходов нерезидентов также остаются неизменными.

Плательщики

Ставки налога на прибыль юридических лиц

2018 год

2019 год

Разница

Юридические лица (за исключением, указанных ниже)

основная ставка

14 %,

коммерческие банки

22 %

основная ставка

12 %,

коммерческие банки

20 %

— 2 %

Юридические лица, осуществляющие производство цемента (клинкера) и полиэтиленовых гранул

14 %

20 %

унифицированы ставки

Налог на сверхприбыль по отдельным видам продукции

50 %

Юридические лица основным видом деятельности, которых является оказание услуг мобильной связи

при рентабельности до 20 процентов

14 %

20 %

унифицированы ставки

при рентабельности с выше 20 процентов

50 %

Налог на добавленную стоимость

«Стандартный НДС»

По основным средствам, нематериальным активам и объектам незавершенного строительства, приобретенным после 1 января 2019 года, сумма налога на добавленную стоимость подлежит зачету (статья 219).

«Упрощенный НДС»

С 1 января 2019 года для предприятий с оборотом до 3 млрд. сум вводится упрощенный порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.

Данный порядок вводится для адаптации субъектов малого бизнеса к уплате НДС и упрощения всей процедуры ведения учета по данному налогу.

Кроме этого, порядок является переходной мерой, который вводится до 1 января 2021 года, что позволяет сформировать основу для улучшения качества налогового администрирования.

Порядок исчисления и уплаты является добровольным, т.е. предприятие может перейти на уплату стандартного налога на добавленную стоимость.

Особенностями данного порядка являются пониженная ставка налога, а также отсутствие возможности отнесения в зачет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам).

При этом плательщики налога на добавленную стоимость в рамках упрощенного порядка должны в своих счетах-фактурах выделять отдельной строкой сумму налога по соответствующей ставке, в последующем, которая подлежит отнесению к зачету у покупателя-плательщика стандартного налога на добавленную стоимость.

Если говорить о ставках, то они достаточно гибкие, т.е. платить по ним действительно выгодно и удобно.

Например, для промышленников это 7%, торговли 6%, строительства 8%, а для общепита и гостиниц 10%.

Плательщики

Ставка «стандартного НДС»

2018 год

2019 год

Разница

Юридические лица всех отраслей экономики

20 %

20 %

Без изменений

Плательщики

Ставки «упрощенного НДС»

2018 год

2019 год

Разница

Юридические лица всех отраслей экономики (за исключением предусмотренных ниже)

7 %

Дифференци-рованные ставки

Строительные организации

8 %

Предприятия торговли, осуществляющие розничную, оптовую, а также оптово-розничную торговлю

6 %

Предприятия общественного питания, гостиничного хозяйства

10 %

Юридические лица, оказывающие профессиональные услуги (аудиторские услуги, услуги по налоговому консультированию, консалтинговые, брокерские услуги и т.д.)

15 %

Юридические лица, осуществляющие реализацию сельскохозяйственной продукции, за исключением продукции собственного производства

4 %

Новая льгота для плательщиков НДС

Статья 208 Налогового кодекса дополнена новой льготой по НДС, т.е с 2019 года сельскохозяйственная продукции собственного производства и производимая в Республике Узбекистан продовольственная продукция по перечню, определяемой Кабинетом Министров Республики Узбекистан освобождается от налога на добавленную стоимость.

Налог на доходы физических лиц

В целях значительного снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда и упрощения порядок исчисления сумм налога по налогу на доходы физических лиц – резидентов вместо действующей 4–ступенчатой шкалы налогообложения в 2019 году вводится единая ставка 12 процентов.

Вместе с тем, сокращается перечень физических лиц, полностью освобожденных от налогообложения.

Из перечня исключаются:

  • военнослужащие Минобороны, МВД, МЧС, СГБ, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и таможенных органов, а также военнообязанные, призванные на учебные или поверочные сборы, – по суммам денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, полученных ими в связи с несением службы (исполнением служебных обязанностей);

  • судьи Конституционного и Верховного судов, судов по гражданским и уголовным делам, экономических, административных и военных судов, а также работники органов прокуратуры, имеющие классные чины, – по доходам, полученным ими в связи с исполнением служебных обязанностей.

Отчетным периодом для налоговых агентов, удерживающих налог на доходы физических лиц у источника выплаты дохода, теперь будет являться месяц.

Облагаемый доход

Ставки налога на доходы физических лиц

2018 год

2019 год

Разница

до однократного размера минимальной заработной платы

0 %

12 %

-10,5%

от одного (+ 1 сум) до пятикратного размера минимальной заработной платы

7,5 %

от пяти (+ 1 сум) до десятикратного размера минимальной заработной платы

16,5 %

от десятикратного (+ 1 сум) размера минимальной заработной платы и выше

22,5 %

Налога на доходы, выплачиваемые в виде дивидендов и процентов резидентам Республики Узбекистан

10 %

5 %

— 5 %

Страховые взносы граждан во внебюджетный Пенсионный фонд

С 2019 года страховые взносы граждан, удерживаемые работодателем из их доходов в виде оплаты труда во внебюджетный Пенсионный фонд, отменяются. Это снизит налоговую нагрузку на фонд оплаты труда и позволит работникам получать «на руки» больше, чем было после удержания взносов.

Вместе с этим, отдельные категории физических лиц, плативших страховые взносы граждан в особом порядке – в размере, кратном минимальной заработной плате, – будут уплачивать единый социальный платеж в тех же размерах.

К ним относятся:

  • индивидуальные предприниматели и их работники;

  • члены семейного предприятия без образования юридического лица;

  • члены дехканских хозяйств с образованием и без образования юридического лица;

  • субъекты ремесленнической деятельности — члены ассоциации «Хунарманд»;

  • ученики школ «Уста – шогирд».

Единый социальный платеж

С 2019 года из состава доходов, не облагаемых единым социальным платежом, исключаются:

  • денежное довольствие, денежные вознаграждения и другие выплаты, выплачиваемые в связи с несением службы (исполнением служебных обязанностей) военнослужащим Минобороны, МВД, МЧС, СГБ, рядовому, сержантскому и офицерскому составу органов внутренних дел и сотрудникам ГТК;

  • доходы, выплачиваемые в связи с исполнением служебных обязанностей, судьям Конституционного и Верховного судов, судов по гражданским и уголовным делам, экономических, административных и военных судов, а также работникам органов прокуратуры, имеющим классные чины (воинские звания).

Установлены следующие ставки единого социального платежа:

  • для бюджетных организаций и государственных предприятий, а также юридических лиц с государственной долей в уставном фонде (капитале) 50 процентов и более; юридические лица, в уставном фонде (капитале) которых 50% и более принадлежит юридическим лицам с государственной долей 50% и более, и их структурные подразделения – 25 процентов;

  • для других плательщиков – 12 процентов.

Снижение ставки единого социального платежа уменьшит налоговую нагрузку на фонд оплаты труда предприятий и высвобожденные средства можно будет направить как на развитие предприятия, так и на оплату труда работников.

Плательщики

Ставки единого социального платежа

2018 год

2019 год

Разница

Бюджетные организации и государственные предприятия, юридические лица с долей государства в уставном фонде (уставном капитале) в размере 50 процентов и более; юридические лица, в уставном фонде (уставном капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более, и их структурные подразделения

25 %

25 %

Без изменений

Остальные плательщики

15 %

12 %

— 3 %

Новые формы налогового контроля

В соответствии с изменениями, вносимыми в статью 68 Налогового кодекса налоговым органам предоставляется право в целях уточнения имеющихся в органах государственной налоговой службы информации об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, осуществлять, но не более одного раза в год осмотр и опрос. При выявлении расхождений производится последующая корректировка налогооблагаемой базы.

Порядок уточнения информации об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, будет определяться Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

В Налоговый кодекс внесена статья 712 , предусматривающая новую форму налогового контроля – тематическое экспресс-изучение.

Тематическое экспресс-изучение осуществляется с выходом на место по результатам камерального контроля для подтверждения достоверности предоставленной информации налогоплательщиком и правомерности применения налоговых и таможенных льгот.

В статье отражены критерии для назначения тематического экспресс-изучения, его процедура проведения и возможность для налогоплательщика до окончания изучения самостоятельно устранить выявленные налоговые правонарушения.

Статья 71 Налогового кодекса «Хронометраж наличной денежной выручки» претерпела изменения. Теперь статья называется «Хронометражное обследование» и налоговым органом будет проводится мониторинг (изучение) не только поступление наличной денежной выручки, но и сам процесс производства и реализации товаров ( работ, услуг).

Хронометражное обследование будет проводится непосредственно в местах реализации товаров (работ, услуг) и других местах, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения. При этом срок проведения хронометражного обследования не может превышать семи календарных дней.

Органы государственной налоговой службы будут производить сопоставление данных о выручке, отраженных в представленной налогоплательщиком налоговой отчетности за период, в котором проводилось хронометражное обследование, с данными о выручке, полученными в ходе хронометража, с учетом особенностей деятельности налогоплательщика и сезонных факторов.

Если в представленной налоговой отчетности за период, в котором проводилось хронометражное обследование, будут выявляться признаки занижения выручки от реализации, органы государственной налоговой службы направят налогоплательщику требование о представлении уточненной налоговой отчетности.

Новые виды налоговых проверок

Изменения, вносимые в статьи 86, 88 и 89 Налогового кодекса, предусматривают пересмотр видов налоговых проверок, оснований и сроков их проведения.

Теперь налоговые проверки подразделяются на два вида, это:

  • проверки, проводимые по согласованию с уполномоченным органом;

  • проверки, проводимые в порядке уведомления уполномоченного органа.

Где уполномоченным органом по координации проверок деятельности субъектов предпринимательства является прокуратура.

К проверкам, проводимым по согласованию с уполномоченным органом, относятся:

  • проверка финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) налогоплательщика;

  • проверка, проводимая на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства или инициируемая органами государственной налоговой службы по итогам результатов риск-анализа.

К проверкам, проводимым в порядке уведомления уполномоченного органа, относятся:

  • проверка, проводимая в связи с ликвидацией юридического лица и при прекращении деятельности индивидуального предпринимателя – плательщика единого налогового платежа;

  • проверка производства или реализации алкогольной и табачной продукции без соответствующих разрешений;

  • проверка производства или реализации алкогольной и табачной продукции с поддельной акцизной маркой или не имеющей акцизной марки;

  • проверка по пресечению фактов производства и реализации запрещенных товаров (услуг);

  • проверка деятельности физического лица, продолжающего осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в течение периода, в котором он официально приостановил свою деятельность.

Другие изменения налогового законодательства, вводимые с 1 января 2019 года

В статью 120 Налогового кодекса, вносятся изменения предусматривающие увеличение размеров пени, взимаемой за нарушение сроков уплаты налогов и других обязательных платежей. Так размер пени с 0,033 процента повышается до 0,045 процента, а в случае, если начисление пени производится органами государственной налоговой службы по результатам налоговой проверки, – 0,06 процента.

Законом в Налоговый кодекс введен акцизный налог на услуги мобильной связи и акцизный налог на розничную реализацию бензина, дизельного топлива и газа взамен налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа.

В связи с упразднением Республиканского дорожного фонда в Налоговом кодексе переименовываются сборы в Республиканский дорожный фонд в автотранспортные сборы.

Внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс создают необходимые правовые условия для реализации утвержденной Концепции бюджетно-налоговой политики на плановый 2019 год и прогнозные ориентиры на 2020-2021 годы, служат уточнению отдельных норм законодательства в целях однозначного их применения, а также урегулируют отдельные вопросы в области налогообложения.

Изменения не содержат норм ограничивающих деятельность субъектов предпринимательства, создающих препятствия для их деятельности, а содержат нормы, упорядочивающие отдельные виды налогообложения и взаимоотношения в налоговой сфере.

Новости не выбирают: читайте все самое интересное в Telegram-канале АН Podrobno.uz