Непредоставление сведений о доходах

Виды и особенности имущественных обязательств

Отношения между физическими или юридическими лицами строятся на взаимовыгодном сотрудничестве. Один контрагент поставляет товар, оказывает услуги, а второй своевременно их оплачивает. При неисполнении договорных обязательств должник несет перед кредитором ответственность собственными активами, имуществом. Обязательства имущественного характера – это совокупность требований взыскателя, выраженная в передаче прав на объекты собственности иным лицам.

Краткая характеристика

По определенной договоренности гражданин или предприятие принимает на себя обязанности по своевременной передаче в собственность или распоряжение контрагента конкретных объектов, ценностей, прав, оказания услуг и выполнения работ. Обоюдное соглашение предполагает неукоснительное исполнение обязательств. Если должник нарушает условия сделки, возникает ответственность, распространяющаяся на имущественные права.

Физические и юрлица отвечают по своим долгам имуществом, находящимся в собственности. Если клиент не исполняет обязательства, уклоняется от контакта с кредитором, возникает риск изъятия объектов собственности в уплату задолженности. Организации отвечают по долгам всеми имущественными правами (ст.56 ГК РФ). В отношении граждан законодательство устанавливает ограничения по конфискации собственности за долги.

Для примера: предприятие не перечисляет денежные средства поставщику. Контрагент подает в суд и по решению компетентного органа конфискует денежные средства. При недостаточности активов для погашения недоимки под арест и обременение попадает оборудование, здания, земельные участки и прочее.

Под взыскание попадают любые активы предприятия, находящиеся в оперативном или хозяйственном ведении, если существует подтверждение права собственности. Ответчик имеет право самостоятельно указать очередность конфискации предметов, окончательное решение по этим действиям принимает пристав. Когда неплательщик по денежным и неденежным требованиям кредитора отвечает имуществом, принадлежащим ему на правах общей собственности, происходит выделение соответствующей доли по закону.

Важно понимать, что обязательства учредителей не имеют отношения к деятельности предприятия. Поэтому компания не обязана отвечать по долгам своих вкладчиков. Собственники бизнеса, напротив, по закону будут погашать долги учреждения в рамках субсидиарной ответственности. Такие меры назначаются судом при банкротстве компании. Банкротом признают любое юрлицо, накопившее долги по обязательным и текущим расчетам сроком более трех месяцев.

Имущественные обязательства возникают в случае ответа по долгам своим имуществом

Нюансы

На практике чаще всего принудительные взыскания обращаются именно на денежные средства, хранящиеся на расчетных счетах должника или наличными в кассе. Схема удержаний распространяется одинаково на граждан и предприятия. При недостаточности финансов для удовлетворения требований истца исполнитель судебного решения обращает взыскание на активы, принадлежащие ответчику на праве собственности (закон №229-ФЗ от 02.10.2007 г.).

Процедуру конфискации имущественных объектов вправе реализовать исключительно судебный пристав. Изъятые активы подлежат реализации с аукциона или непосредственному переводу в распоряжение взыскателю. В отношении предметов залога по исполнительной надписи нотариуса допускается конфискация имущества с последующей передачей залогодержателю.

Компетентные органы выносят определение об обращении взыскания на имущественные права в размере фактической задолженности. То есть рыночная стоимость конфискованного объекта не должна значительно превышать величину долговых обязательств. В случае отклонений стоимости по продаже в сторону превышения, должнику выплачивается разница. С неплательщика в принудительном порядке будут взысканы также суммы исполнительских расходов.

Дела по признанию плательщика несостоятельным рассматриваются арбитражным судом. Величина исковых требований определяется на конкретную дату введения следующей процедуры по банкротству. Обанкротить фирму может непосредственно учредитель, контролирующий орган, или любой контрагент. Основным условием по законодательству является наличие претензионной работы со стороны взыскателя и совокупной задолженности соответствующего размера.

Также выделяются сведения об обязательствах имущественного характера граждан, предприятий и нужно понимать, что это и с какой целью используется. Под этим определением подразумевается справочная информация о совокупности долговых обязательств конкретного лица. Например, при приеме на работу в муниципальную контору потенциальному сотруднику необходимо подтвердить финансово-имущественное положение, расчеты с бюджетом. Сведения предоставляются в виде справки.

Задолженность супругов

Мужчина и женщина, вступая в брак, принимают на себя обоюдные обязательства по содержанию семьи, воспитанию детей. Любое имущество, приобретенное за время семейного союза, равно как и долги, будут распределяться между супругами поровну, если иное не предусмотрено брачным договором или судебным актом.

Супруги в равной степени отвечают имуществом

Задолженность перед бюджетом у граждан формируется на основании нормативно-правовых актов, норм действующего законодательства. Расчеты с третьими лицами осуществляются по условиям соглашений, контрактов. Штрафные санкции применяются к неплательщикам также по договору или решению суда. Долговые обязательства возникают при неосновательном обогащении, незаконном присвоении чужой собственности, причинении вреда жизни, здоровью и активам иных лиц.

Долги супругов могут выть индивидуальными (личными) либо общими. К первой группе относятся любые обязательства, имеющие непосредственное отношение к личности гражданина. Например, к ним относятся расчеты по наследственному праву, операции с собственностью, приобретенной до брака, преступления, алиментные выплаты. Второй тип включает любые платежи, целью которых становится обеспечение нормального уровня жизни семьи в целом.

Общая задолженность может формироваться даже по расчетам, участником которых становится только один член семьи. Обязательным условием распределения долга станет предъявление доказательств совместного расходования средств, эксплуатации имущества. Например, муж получил кредит в банке и купил на эти деньги автомобиль. Машина используется для перевозки детей к школе, покупки продуктов питания, путешествий. Поэтому обязательство при нарушении сроков погашения или при разводе будет разделено между супругами.

Аналогичным примером общих долговых недоимок являются проступки, преступления, исполненные совместно супругами или их несовершеннолетним ребенком. Поскольку малолетний нарушитель самостоятельно не может ответить по претензиям, не имеет стабильного источника дохода, недоимки будут вынуждены погасить родители из семейного бюджета.

Личные обязательства удовлетворяются за счет доходов супруга, реализации и конфискации имущества, приобретенного в собственность до брака. Если этих активов окажется недостаточно для покрытия долга, супруг вправе требовать раздела общего имущества с выделением его доли. Часть активов выделяется по условиям брачного соглашения и нормам ст. 38-39 СК РФ.

Классификация

На сегодняшний день имущественные обязательства группируют по пяти видам: мена, купля-продажа, аренда, дарение, рента. Каждый из типов отличается характерными признаками формирования долгов, порядком их погашения. Расскажем коротко о каждом из них.

Обязательства имущественного характера возникают при купле-продаже

Купля-продажа

Гражданско-правовые отношения между участниками сделки формируются после подписания договора или соглашения. Общие положения взаимодействия сторон определены ГК РФ. Предметом контрактов становятся любые активы, имущественные и неимущественные права. Содержание договоренности определяется по усмотрению сторон, но не в противоречии с действующим законодательством. Если контрагент уклонится от исполнения обязательств, разбирательство переходит в компетенцию суда.

Суть правоотношений о купле-продаже состоит в том, что продавец обязуется передать в собственность покупателя определенные ценности или права, а потребитель своевременно оплачивает их. В большинстве случаев исполнитель контракта предусматривает обязательное условие по внесению предоплаты с целью получения гарантий добросовестности и исполнительности заказчика.

Если продавец и покупатель тщательно подходят к вопросу структурирования обязательств и полномочий в рамках договорных взаимоотношений, текст контракта может занимать несколько страниц. Типовые единоразовые сделки заполняются на бумаге на двух-трех листах. Особое внимание уделяют торговым операциям, связанным с отчуждением недвижимости, оборудования, иных дорогостоящих предметов, ценностей, прав. Здесь обе стороны должны получить страховку, поэтому детально опишут каждый этап совместной работы.

Обязательным условием для содержания любого торгового договора является указание на предмет взаимоотношений. Стоимость, количество, параметры перевозки – критерии, которые продавец и покупатель определяют самостоятельно. Если в договоре не указать объект торгов, то сделка может быть признана недействительной.

Мена

Древняя, но достаточно редкая разновидность гражданских правоотношений, предполагающая обмен равноценными товарами. Определение таких контрактов приведено в ст. 567 ГК РФ. По условиям законодательства каждая из сторон договоренности одновременно выступает продавцом и покупателем, осуществляется переход прав и полномочий.

По таким взаимоотношениям существуют некоторые нюансы. Например, если в контракте не прописана конкретная стоимость товара, отсутствует описание и разграничение сопутствующих расходов, то обмен признается равноценным. Все затраты по осуществлению передачи товаров относятся на исполнителя.

Появиться обязательства могут и при обмене

Если обмен неравноценный, то одной из сторон вменяются обязательства по перечислению денежных средств, исходя из разницы стоимости в пользу второго участника соглашения. Перечисление денежных средств осуществляется единовременно с отгрузкой товара или заблаговременно по решению сторон. По договору необязателен единовременный обмен, допускается исполнение обязанностей вначале одним контрагентом, спустя время – другим.

Дарение

Этот тип договорных правоотношений предусматривает формирование имущественного обязательства в пользу одного из участников. Понятие сделки в этом случае предполагает безвозмездную передачу активов стороннему пользователю. Прежний собственник от такого контракта не получит никакой материальной выгоды.

Предметом дарственного соглашения могут выступать любые активы и ценности. Даритель руководствуется нормами действующего законодательства, но обязуется уведомить должным образом получателя. Если предметом договора выступает недвижимость, земельный участок, то новый владелец должен подать заявку служащим Росреестра на переоформление прав.

По закону нельзя подарить алиментные обязательства, долги, имеющие прямое отношение к личности гражданина. Например, запрещено дарение наследования, авторских и интеллектуальных прав. Одариваемое лицо вправе протестовать по факту дарения, может отказаться от него, если есть угроза ущемления прав и свобод, убытков. Независимо от стоимостного измерения подаренного объекта, физические лица могут заключать договоренность в устной форме.

Рента

Соглашение о передаче права продолжительного пользования конкретным имуществом заключается между физическими или юридическими лицами. Соглашение вступает в силу при передаче предмета правоотношений от собственника к пользователю. Получатель объекта обязуется периодически перечислять установленную плату. В некоторых случаях рента заключается на пожизненное содержание.

Рентный договор действует по аналогии с кредитными контрактами: владелец имущества передает его в распоряжение контрагенту, а он уплачивает ему определенное вознаграждение. В отличие от кредита рента не предполагает выкупа объекта, собственник получает только проценты за его эксплуатацию. Предметами договора ренты чаще всего выступают ограниченные ресурсы, земельные участки.

При аренде имущества появляются обязательства

Аренда

Арендные отношения подробно описаны в главе 34 ГК РФ. Договоры аренды классифицируются на несколько видов в зависимости от субъекта взаимоотношений: транспортные, земельные, имущественные, финансовые, прокат и пр. Собственник актива передает его арендатору на определенное время и требует за услугу перечисления фиксированной платы. Арендуются земли, оборудование, здания, сооружения, инструменты и т. д.

При подписании арендного соглашения сторонам необходимо четко охарактеризовать объект, описать его состояние на момент передачи, условия начисления платы за владение или пользование. Чем подробнее участники сделки опишут параметры взаимодействия, тем ниже риски конфликтных ситуаций. Арендодателем по закону может выступать владелец, его уполномоченный представитель или иной пользователь в рамках разрешения по возможности субаренды.

Долгосрочные договоры аренды недвижимости подлежат обязательной регистрации в Росреестре. Если контракт действует менее двенадцати месяцев, участники не обязаны оповещать об этом государственный орган. Действие сделки начинается в момент фактической передачи объекта по акту приема-передачи и заканчивается при возврате актива и полном погашении арендной задолженности.

Ответственность по имущественным долгам

Согласно ст.45 СК РФ личные обязательства одного из супругов погашаются за его счет. Когда доказано семейное использование предмета формирования задолженности, погашать недоимку будут все совершеннолетние члены семьи. По правонарушениям, совершенным малолетними детьми, будут отвечать их родители. Наказание зависит от разряда проступка, преступления и их тяжести. Ответственность назначается по решению компетентного органа или суда.

Если должник не исполняет условия письменной договоренности, к нему применяются штрафные санкции. Чаще всего кредитор взыскивает с недобросовестного контрагента пени, неустойки, реже назначает значительный штраф. Когда такие меры не помогают истребовать задолженность и урегулировать спор, ситуация передается на рассмотрение и разрешение в суд. Именно судебный орган определит законность требований и применит справедливое наказание.

Дарение также налагает определенные обязательства

Когда взыскание долгов по имущественным обязательствам осуществляется в принудительном порядке, допускается изъятие денежных средств в российской и иностранной валюте. При недостаточности финансов идет обращение взыскания на объекты собственности соизмеримо величине долга. Дополнительно по договорам ренты, аренды собственник объекта может требовать возврата предмета договора.

В крайних случаях, когда неплательщик полностью утратил платежеспособность, кредитор инициирует банкротство. Первой стадией процедуры является наблюдение, когда временный управляющий только со стороны контролирует деятельность руководства компании. Далее последуют более жесткие меры, вплоть до отстранения руководителя от должности. По конкурсному производству ведется распродажа активов с направлением выручки на удовлетворение требований кредиторов.

Имущественные обязательства – результат большинства гражданско-правовых отношений граждан и предприятий. По долгам за неисполненные обязанности и условия сделки плательщик отвечает собственным имуществом. От ответственности освобождаются третьи лица, не участвующие в соглашении. Задолженность, выявленная в результате неправомерных действий несовершеннолетних детей, погашается родителями, если преступление не является тяжким. Когда контракт не способен разрешить спор сторон, дело передается в суд.

Из видео можно узнать о внедоговорных обязательствах:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация с юристом Заказать обратный звонок Все ещё остались вопросы? Позвоните по номеру +7 (499) 938 50 41 и наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы

Статья 20. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

«Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2015 год»

статья 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьи 20 и 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», подпункт «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»

Приказ ФАС России от 09.06.2014 N 383/14 (ред. от 05.09.2017) Об утверждении Служебного распорядка центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы

3.5. Гражданские служащие, замещающие должность гражданской службы, включенную в Перечень, установленный приказом ФАС России, обязаны ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в соответствии со статьей 20 Федерального закона.

Приказ Спецстроя России от 28.07.2009 N 357 (ред. от 08.09.2016) Об утверждении Служебного распорядка центрального аппарата Федерального агентства специального строительства

представлять в установленном порядке предусмотренные Законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;

Приказ Роспотребнадзора от 30.08.2016 N 905 (ред. от 11.09.2017) Об утверждении Служебного распорядка центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

9) представлять в установленном порядке предусмотренные Федеральным законом N 79-ФЗ сведения о себе и членах своей семьи;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

Федеральный закон от 12.02.2015 N 16-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» и Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части уточнения ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, и оснований прекращения или расторжения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации»

2. На сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники органов внутренних дел, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)

2. На сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники органов внутренних дел, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 06.02.2020) «О прокуратуре Российской Федерации»

1. На лиц, занимающих должности, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 40 настоящего Федерального закона, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации») для государственных служащих.

Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «О статусе военнослужащих»

На военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации. Установление таких исключений и определение военнослужащих, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О противодействии коррупции»

На работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяются с учетом особенностей, обусловленных их правовым статусом, ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, настоящим Федеральным законом и пунктом 5 части 1 статьи 16, статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации»

4. На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Методические рекомендации по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

  1. Методические рекомендации по привлечению государственных (муниципальных) служащих к ответственности подготовлены для обеспечения единообразного подхода к назначению дисциплинарных взысканий (далее — взыскания) в случаях несоблюдения государственными (муниципальными) служащими (далее — служащие) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и (или) неисполнения ими обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции (далее — нарушения требований законодательства о противодействии коррупции).
  2. Не образует коррупционного проступка и не влечет применения взысканий:

а) ненадлежащее соблюдение запрета, исполнение обязанности вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пожар, наводнение, военные действия и т.д.), которые объективно препятствуют представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный законодательством срок или получению документов, необходимых для достоверного и полного отражения данных сведений, соблюдению иного запрета или обязанности;

б) ошибочное (неточное) указание сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — Справка) вследствие ошибок и неточностей, допущенных государственным органом или иной организацией в выданных служащему документах (выписках), на основании которых им заполнялась Справка (ошибка в справке 2-НДФЛ, выписке по счету, выданной кредитной организацией и т.п.), а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, независящим от служащего.

Обстоятельства, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 2, должны быть отражены в письменных пояснениях служащего, представляемых в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений, или подтверждены иными документами;

в) заполнение служащим Справки в ином, не общепринятом, орфографическом порядке, при котором сохраняется смысловое содержание данных в Справке, либо когда заполнены разделы, графы Справки, не подлежащие заполнению. Например:

некорректное указание почтового адреса (вместо правильного написания «проспект Строителей» или «пр-т Строителей» указывается «пр. Строителей», вместо правильного написания «г. Волгоград» указывается «Волгоград» и т.д.);

некорректное указание наименования, адреса кредитной организации, с учетом правильного предоставления иной информации по соответствующему разделу Справки (к примеру, указан не юридический адрес банка, а фактический адрес его филиала, в котором открыт счет, неправильно указана организационно-правовая форма кредитной организации — вместо ПАО «ВТБ 24» указано ВТБ 24, ВТБ и т.п.);

указание сведений о расходах, о сумме поступивших на счет денежных средств в отсутствии правовых оснований для представления данных сведений;

указание срочных обязательств финансового характера на сумму менее 500 000 рублей и т.д.;

г) представление служащим в установленный законодательством срок уточненных и достоверных сведений о доходах и имуществе, при условии, что служащий самостоятельно обнаружил в представленных им Справках не отраженные или не полностью отраженные сведения.

3. Соответствующие должностные лица при приеме Справок обязаны принимать меры к выявлению явных неточностей, описок или ошибок, допущенных служащим, которые в целом не искажают достоверность представленных сведений и могут быть устранены путем получения от служащего уточняющей информации и внесения ее служащим в Справку. Примером явной ошибки, не влекущей утаивание объекта недвижимости, может быть ситуация, когда на титульном листе Справки указывается квартира, как место регистрации, но в разделах 3.1 или 6.1 Справки в качестве объекта собственности или объекта, находящегося в пользовании, эта квартира не указана.

  1. За нарушение требований законодательства о противодействии коррупции применяются следующие виды взысканий:

а) замечание;

б) выговор;

в) строгий выговор (для государственных служащих, замещающих должности военной и правоохранительной службы);

г) предупреждение о неполном служебном (должностном) соответствии;

д) увольнение с государственной (муниципальной) службы в связи с утратой доверия.

  1. При определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, должны учитываться следующие критерии:

а) характер и тяжесть совершенного нарушения;

б) обстоятельства, при которых совершено нарушение;

в) соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

г) предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

  1. Анализ дисциплинарной практики государственных (муниципальных) органов показывает, что взыскания в виде увольнения служащего с государственной (муниципальной) службы в связи с утратой доверия применялись, к примеру, в случаях:

а) сокрытия доходов, имущества, источники происхождения которых служащий не мог пояснить или стоимость которых не соответствовала его доходам;

б) значительного завышения служащим общей суммы доходов, вкладов в банках и иных кредитных организациях, либо полученных кредитов с целью финансового обоснования сделок по приобретению земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг;

в) указания цены сделки по приобретению земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, существенно ниже рыночной, для создания видимости соответствия расходов доходам служащего;

г) сокрытия факта наличия банковских счетов, движение денежных средств по которым в течение отчетного года не могло быть объяснено исходя из доходов служащего;

д) сокрытия информации о фактах получения доходов от продажи имущества по цене существенно выше рыночной;

е) сокрытия информации о фактах получения кредитов на льготных условиях от банков и иных кредитных организаций, в отношении которых служащий выполнял функции государственного (муниципального) управления;

ж) иных обстоятельств, наличие которых могло вызвать объективные сомнения в правомерности полученных доходов или приобретении на законные доходы имущества, информация о которых была неполной либо недостоверной.

Примерный перечень ситуаций, которые могут быть расценены как значительные проступки, влекущие увольнение служащего в связи с утратой доверия, представлен в приложении № 1.

Соответствующим руководителем может быть принято решение об увольнении служащего и в иных случаях, когда тяжесть и обстоятельства допущенного нарушения свидетельствуют об утрате доверия к служащему со стороны руководства.

  1. Взыскание в виде замечания применяется к гражданским (муниципальным) служащим в случае малозначительности совершенного им проступка с обязательным рассмотрением материалов на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия).

Взыскание в виде замечания или выговора применяется к федеральным государственным служащим, замещающим должности государственной службы иных видов, в случае малозначительности совершенного ими проступка с обязательным рассмотрением на заседании аттестационной комиссии.

Примерный перечень ситуаций, которые могут быть расценены как малозначительные проступки, приведен в приложении № 2.

  1. При определении взыскания следует учитывать отягчающие и смягчающие обстоятельства совершения соответствующего нарушения требований законодательства о противодействии коррупции.
  2. В случаях впервые совершенных несущественных проступков, примерный перечень которых приведен в приложении № 3, и при отсутствии отягчающих обстоятельств, взыскания могут не применяться.
  3. В качестве отягчающих обстоятельств могут рассматриваться:

а) представление в ходе проверки недостоверных и противоречивых объяснений, совершение иных действий, направленных на затруднение хода проверки;

б) одновременное нарушение двух и более требований законодательства о противодействии коррупции;

в) наличие неснятого дисциплинарного взыскания;

г) нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в рамках предыдущих декларационных кампаний.

11. В качестве смягчающих обстоятельств могут рассматриваться:

а) совершение служащим нарушения требований законодательства о противодействии коррупции впервые;

б) безукоризненное соблюдение служащим в отчетном периоде других запретов, исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

в) эффективное выполнение особо важных и сложных заданий;

г) наличие поощрений в отчетном периоде (государственные и ведомственные награды, почетные грамоты, благодарности и т.п.);

д) добровольное сообщение о совершенном нарушении требований законодательства о противодействии коррупции в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений до начала проверки, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065.

Наличие обстоятельств, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 10, рекомендуется определять путем получения у непосредственного руководителя служащего характеризующих его данных.

  1. При наличии смягчающих обстоятельств может быть применено взыскание, предшествующее по степени строгости взысканию, которое было бы применено в случае совершения такого нарушения в отсутствие смягчающих обстоятельств.
  2. При наличии отягчающих обстоятельств рекомендуется применять взыскание, следующее по степени строгости, взысканию, которое было бы применено в случае совершения такого нарушения в отсутствие смягчающих обстоятельств.
  3. Наряду с обозначенными смягчающими и отягчающими обстоятельствами на практике могут возникать иные обстоятельства, которые целесообразно учитывать при принятии решения о привлечении служащего к ответственности.
  4. В докладе подразделения по итогам проверки, а в случае, если доклад рассматривался на заседании комиссии, также в решении комиссии должно содержаться обоснование решения, предлагаемого к принятию руководителем, исходя из анализа нарушения требований законодательства о противодействии коррупции с учетом подходов, изложенных в настоящих методических рекомендациях.

Приложение № 1

к Методическим рекомендациям по
привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

Примерный перечень ситуаций, которые могут быть расценены как значительные проступки, влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия

  1. Не представлены сведения о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера.
  2. Не представлены сведения о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и/или несовершеннолетних детей и при этом служащий не обратился в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений с заявлением о невозможности сделать это по объективным причинам.
  3. Служащим указаны недостоверные сведения о доходах (величина ошибки более 20 % от размера общего дохода служащего и членов его семьи в год).
  4. Сокрыты факты приобретения земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, стоимость которых служащий не может объяснить исходя из своего официального дохода. При этом сокрытие факта приобретения имущества может осуществляться, например, путем:

а) не указания соответствующих сведений о расходах в разделе 2 Справки и одновременного не указания сведений о приобретенном имуществе в разделе 3 и (или) в разделе 5 Справки;

б) не указания соответствующих сведений о расходах в разделе 2 Справки, при том, что сведения о появившемся в отчетном периоде имуществе указаны в разделе 3 и (или) в разделе 5 Справки.

  1. Сокрыт банковский счет, движение денежных средств по которому в течение отчетного года не может быть объяснено исходя из доходов служащего.
  2. Представлены недостоверные сведения, способствующие сокрытию информации о наличии конфликта интересов, в том числе:

а) о получении доходов от организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления (доходов от работы по совместительству, доходов от ценных бумаг, чтения лекций и т.п.). Особое внимание следует уделять ситуациям, когда не только сокрыт факт получения дохода от организации, но и нет уведомления служащего о намерении выполнять иную оплачиваемую работу;

б) о получении доходов от продажи имущества по цене, существенно выше рыночной, если покупателем является организация, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления;

в) о получении кредитов, займов от организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления;

г) о наличии в собственности у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка приносящих доход ценных бумаг организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления;

д) о появлении в собственности у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка земельных участков, объектов недвижимого имущества и (или) транспортного средства, приобретенного на льготных условиях (по цене существенно ниже рыночной) у организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления.

  1. Представление недостоверных сведений, способствующих сокрытию информации о нарушении запретов, например:

а) о получении служащим дохода от предпринимательской деятельности;

б) о владении акциями, долями участия в коммерческих организациях, при том, что служащий фактически участвует в управлении этой коммерческой организацией;

в) для лиц, указанных в части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»:

о владении (пользовании) иностранными финансовыми инструментами;

о наличии счета (счетов) в иностранном(ых) банке(банках).

  1. Представление недостоверных сведений с целью сокрытия факта наличия у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей объектов недвижимого имущества в целях получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
  2. Сокрытие сведений о находящемся в собственности недвижимом имуществе, расположенном за пределами Российской Федерации.
  3. Значительное завышение общей суммы полученных доходов либо указание реально не полученных служащим доходов с целью обоснования факта приобретения недвижимого имущества на законные доходы.
  4. Значительное завышение общей суммы вкладов в банках и иных кредитных организациях с целью обоснования факта приобретения недвижимого имущества (может осуществляться, когда указывается якобы имеющийся вклад в кредитной организации);
  5. Существенное завышение общей суммы полученных кредитов и займов, которые играют или могут сыграть ключевую роль в обосновании приобретения недвижимого имущества (может осуществляться путем завышения сумм реально полученных кредитов, а также указания кредитов и займов, которые служащий не получал);
  6. Указание в разделе 2 Справки заниженной стоимости совершенных сделок по приобретению земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, с тем чтобы такие сделки можно было объяснить исходя из доходов служащего.

Приложение № 2

к Методическим рекомендациям по
привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

Примерный перечень ситуаций, которые могут быть расценены как малозначительные проступки

  1. Не указан доход от преподавательской деятельности (чтения лекций, проведения семинаров, тренингов) в организациях, в отношении которых служащий не осуществляет функции государственного (муниципального) управления.
  2. Не указаны сведения об участии в коммерческой организации, при этом у соответствующей организации отсутствует хозяйственная деятельность в течение 3 и более лет, предшествующих подаче Справки, и нет сомнений в отсутствии коррупционной составляющей в действиях (бездействии) служащего.
  3. Не представлены сведения о доходе от вклада в банке, если полученная сумма была переведена на банковский счет служащего, средства со счета не снимались, при этом в Справке отражены полные и достоверные сведения об этом счете.
  4. Не указаны сведения о ветхом частном доме, расположенном в среднестатистическом дачном некоммерческом товариществе, при общем доходе семьи служащего из трех человек менее 1,5 млн. рублей в год.
  5. Служащим повторно совершены незначительные проступки, например, указана некорректная площадь объекта недвижимого имущества, при этом величина ошибки не превышает 5% от реальной площади данного объекта.
  6. Не указан доход от продажи транспортного средства за сумму менее 300 000 рублей при общем доходе семьи из трех человек менее 1,5 млн. рублей в год.
  7. Служащий не уведомил представителя нанимателя (работодателя) о попытке представителя юридического или физического лица, обратившегося в государственный орган (орган местного самоуправления) либо к соответствующему должностному лицу, склонить служащего к совершению коррупционного правонарушения.

Приложение № 3

к Методическим рекомендациям по
привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

Примерный перечень ситуаций, которые могут быть расценены как несущественные проступки

  1. Общая величина всех доходов или величина остатка на счете в банке или иной кредитной организации, ошибочно не указанных в Справке, не превышает 10 000 рублей вследствие округления в большую или меньшую сторону величины дохода, остатка.
  2. Объект недвижимого имущества, находящийся в пользовании по договору социального найма, указан в разделе «Недвижимое имущество».
  3. Объект недвижимого имущества, который ранее указывался в разделе «Недвижимое имущество», фактически оказался объектом недвижимого имущества, находящимся в пользовании, в связи с членством в кооперативе (гаражном) либо оказался объектом, возведенном на соответствующем земельном участке, но регистрация такого объекта не осуществлена.
  4. Объект недвижимого имущества, который ранее указывался в разделе «Недвижимое имущество» (например, двухкомнатная квартира), фактически оказался двумя объектами недвижимого имущества (например, две однокомнатные квартиры).
  5. Не указаны сведения об имуществе, находящемся в долевой собственности служащего и члена его семьи, при этом сведения о наличии такого имущества в собственности члена семьи указаны в Справке члена семьи.
  6. Сведения об имуществе, принадлежащем супругам на праве совместной собственности, указаны только в справке одного из супругов либо в справке одного из супругов данные сведения указаны достоверно, а в справке другого — недостоверно.
  7. Площадь объекта недвижимого имущества указана некорректно, при этом величина ошибки не превышает 5% от реальной площади данного объекта (и как следствие является округлением в большую или меньшую сторону его площади) либо является технической ошибкой (опиской или опечаткой, например, когда «зеркально» отражены соседние цифры), допущенной при указании площади данного объекта.
  8. Не указаны сведения о транспортных средствах, рыночная стоимость которых не превышает 100 000 рублей, фактическое пользование данными транспортными средствами не осуществляется более 10 лет и (или) они были переданы третьим лицам по генеральной доверенности, а также о транспортных средствах, находящихся в угоне.
  9. Ошибки в наименовании вида транспортного средства и в наименовании места его регистрации (за исключением субъекта Российской Федерации).
  10. Не указаны сведения о находящихся в собственности ценных бумагах, при этом данные ценные бумаги не дают владельцу права на участие в управлении коммерческой организацией, приносимый ими доход не превышает сумму, равную 1 000 рублей в год, а их общая рыночная стоимость не превышает сумму 10 000 рублей.
  11. Не указаны сведения о банковских счетах, вкладах, остаток денежных средств на которых не превышает 10 000 рублей, при этом движение денежных средств по счету в отчетном периоде не осуществлялось.
  12. Не указаны сведения о счете, открытом в банке, расположенном на территории Российской Федерации, который использовался в отчетном периоде только для совершения сделки по приобретению объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, а также аренды банковской ячейки для этих сделок, если остаток средств на данном счете по состоянию на 31 декабря отчетного периода составлял менее 10 000 рублей и при этом сведения о совершенной сделке и (или) приобретенном имуществе указаны в соответствующем разделе Справки.

Является ли коррупционным правонарушением неполное представление сведений о доходе супруга не по моей вине,

«»Статья 8. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

«»1. Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):

«»1) граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 431-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

«»1.1) граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

«»1.2) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 431-ФЗ)

«»2) граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

«»3) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

«»3.1) граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений;

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.12.2012 N 280-ФЗ)

«»3.2) лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 431-ФЗ)

«»4) лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1.1 — 3.1 настоящей части.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 431-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

«»2. Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными «законами», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

«»3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с частью 1 настоящей статьи, относятся к информации ограниченного доступа. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданином в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в случае непоступления данного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения в дальнейшем не могут быть использованы и подлежат уничтожению. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с частью 1 настоящей статьи, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям, составляющим государственную тайну, подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 29.12.2012 N 280-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

«»4. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, служащим или работником в соответствии с частью 1 настоящей статьи, для установления либо определения его платежеспособности и платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.

5. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, служащим или работником в соответствии с частью 1 настоящей статьи, либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с «законодательством» Российской Федерации.

«»6. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности, указанные в пунктах 1.1 — 3.2 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 28.11.2015 N 354-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

«»7. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или лица, указанных в части 1 настоящей статьи, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данного гражданина или лица.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 29.12.2012 N 280-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

«»7.1. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению учредителя или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем, в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полномочия по направлению запросов в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в целях проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанных лиц определяются Президентом Российской Федерации.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 29.12.2012 N 280-ФЗ)

«»8. Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 29.12.2012 N 280-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

9. Невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, публично-правовой компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 29.12.2012 N 280-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции») удачи Вам и всего хорошего.