Нужно ли каждый год утверждать учетную политику

Нужно ли каждый год утверждать учетную политику?

Нормативка для учетной политики

Нужно ли утверждать каждый год учетную политику

Итоги

Нормативка для учетной политики

Учетную политику (УП) обязана составлять любая фирма вне зависимости:

  • от видов деятельности;
  • численности работающих;
  • применяемой системы налогообложения;
  • масштабов производства;
  • иных условий.

Требования о необходимости формирования УП содержатся в:

  • НК РФ — в отношении налоговой учетной политики (ст. 313);
  • законе о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ (пп. 5–6 ст. 8) и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н) — по бухгалтерской УП.

Во многих компаниях формируют отдельные УП — в целях налогового (НУ) и бухгалтерского учета (БУ). Однако законодательство не содержит подобного жесткого требования, поэтому организация вправе оформить одну УП, предусмотрев в ней отдельные разделы, посвященные учетным моментам для целей НУ и БУ.

Следует отметить, что в вышеупомянутой статье НК РФ содержатся требования о необходимости установления в УП порядка ведения налогового учета и утверждении УП для НУ приказом (распоряжением) руководителя фирмы.

При этом закон № 402-ФЗ определяет, что в УП по БУ необходимо сконцентрировать применяемые фирмой способы бухучета. Однако четкие указания о том, какова должна быть структура этого документа, кем, когда и в какой форме он должен утверждаться, отсутствуют. Эти вопросы рассмотрены в ПБУ 1/2008, однако о необходимости ежегодного утверждения УП в нем не упоминается.

Нужно ли утверждать каждый год учетную политику

Таким образом, в перечисленных в предыдущем разделе нормативных документах, содержащих требования к учетной политике, не содержится упоминания об обязательности ежегодного утверждения УП. Отсутствует в них и прямой запрет на это.

Как быть? Решение остается за самой фирмой. Только она вправе установить и закрепить процедуру ежегодного (или с иной периодичностью) утверждения УП.

Однако при принятии подобного решения нужно учесть следующее:

  • Если УП от периода к периоду не меняется, разумно применять принцип рациональности — вместо ежегодного утверждения учетной политики при ее первичном оформлении указать дату, начиная с которой указанный документ подлежит применению (вместо указания очередного года).
  • Все изменения и дополнения в УП вносить, не переутверждая всю действующую УП, т. е. добавляя их при смене учетного метода — с начала года, при поправках в законодательстве — с момента вступления их в силу.

В отдельных случаях необходимость в частом утверждении УП может возникнуть, к примеру, если:

  • постоянно в разных пунктах УП корректируются множественные малозначительные нюансы, которые оформляются отдельными дополнениями к УП — в таких условиях сложно в полной мере понять влияние этих корректировок в целом на содержание учетной политики, а потому возникает потребность в утверждении новой редакции УП;
  • применяемые способы учета коренным образом повлияли на вид и состав действующей УП — здесь утвержденная учетная политика подменяется корректировками и утрачивает свое назначение, поэтому целесообразно утвердить новую редакцию УП с учетом всех поправок в едином тексте.

Помогут с оформлением УП размещенные на нашем сайте материалы:

  • «Как составить учетную политику организации (2020)?»;
  • «Регистры налогового учета по НДС: закрепляем в учетной политике».

Итоги

Необходимость ежегодного утверждения учетной политики определяется руководством фирмы. В законе на этот счет отсутствуют какие-либо требования или запреты.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Организационно-технический раздел

⇐ ПредыдущаяСтр 115 из 138

9.1. Бухгалтерский учет ведется:

(Х) бухгалтерской службой казенного учреждения, возглавляемой главным бухгалтером;

( ) централизованной бухгалтерией;

( ) другим учреждением, организацией (указать наименование).

(основание: пункты 4, 5 Инструкции N 157н).

9.2. Бухгалтерский учет в учреждении осуществляется:

(Х) автоматизированным способом с использованием ___________________ _________ (указать наименование программного продукта и применяемую версию);

( ) не автоматизированным способом;

(основание: пункт 19 Инструкции N 157н).

9.3. Бюджетный учет ведется учреждением в соответствии с Рабочим планом счетов, включающим в себя аналитические коды видов поступлений – доходов, иных поступлений, или аналитические коды вида выбытий – расходов, иных выплат, соответствующим кодам (составным частям кодов бюджетной классификации) раздельно в разрезе разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов, КОСГУ.

Рабочий план счетов разработан на основании Единого плана счетов, Инструкции N 162н, пункта 19 ФСБУ «Концептуальные основы» и приведен в Приложении N ______ к настоящему Положению об учетной политике.

9.4. В целях организации и ведения бюджетного учета, а также ведения раздельного учета по источникам финансового обеспечения (деятельности) применяются следующие коды, указываемые в 18-ом разряде счета Единого плана счетов:

(Х) 1 — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);

( ) 2 — приносящая доход деятельность;

(Х) 3 — средства во временном распоряжении;

( ) 4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

( ) 5 — субсидии на иные цели;

( ) 6 — субсидии на цели осуществления капитальных вложений;

( ) 7 — средства по обязательному медицинскому страхованию;

(основание: пункт 21 Инструкции N 157н).

2.5. Для отражения объектов учета и изменяющих их фактов хозяйственной жизни учреждением применяются:

(Х) унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные Приказом Минфина России N 52н;

Первичные (сводные) учетные документы составляются на бумажных носителях.

Первичный учетный документ принимается к учету при условии отражения в нем всех обязательных реквизитов и при наличии на документе подписи руководителя казенного учреждения или уполномоченных им на то лиц.

Документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными средствами, принимаются к учету при наличии на документе подписей руководителя казенного учреждения и главного бухгалтера или уполномоченных ими лиц.

(основание: статья 9 Закона N 402-ФЗ, пункты 25 — 26 ФСБУ «Концептуальные основы»).

Перевод первичных учетных документов, составленных на иностранных языках, осуществляется:

( ) сотрудником учреждения;

(Х) специализированным переводчиком на договорной основе;

(основание: пункт 31 ФСБУ «Концептуальные основы»).

2.6. Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, учреждением применяются:

(Х) регистры бухгалтерского учета, формы которых утверждены Приказом N 52н;

(основание: статья 10 Закона N 402-ФЗ, пункты 29 – 30 ФСБУ «Концептуальные основы»).

2.7. Регистры бухгалтерского учета формируются в виде книг, журналов, карточек:

(Х) на бумажных носителях;

( ) на машинном носителе в виде электронного документа (регистра), содержащего электронную подпись.

(основание: пункт 11 Инструкции N 157н, пункт 32 ФСБУ «Концептуальные основы»).

Регистры бухгалтерского учета формируются:

( ) по итогам операционного дня;

(Х) по итогам месяца;

( ) по итогам квартала.

(основание: пункт 11 Инструкции N 157н).

2.8. Правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов (график документооборота), установлены в Приложении N ______ к настоящему Положению об учетной политике.

(основание: пункт 22 ФСБУ «Концептуальные основы»).

2.9. Учреждением представляется отчетность, формируемая на бумажных носителях и в электронном виде в соответствии с Приказом N 191н:

( ) консолидированная (сводная) бюджетная отчетность;

(Х) бюджетная отчетность.

Отчетность представляется учредителю в электронной форме в сроки, установленные руководителем учреждения.

Перечень форм отчетности приведен в Приложении N ______ к настоящему Положению об учетной политике.

2.10. Данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности (событие после отчетной даты).

Уровень существенности установлен в размере:

( ) 3 процента;

(Х) 5 процентов;

( ) иной уровень существенности (указать какой).

(основание: пункт 3 Инструкции N 157н, пункт 17 ФСБУ «Концептуальные основы»).

2.11. Отражение в учете событий после отчетной даты, признание в бухгалтерском учете и раскрытие в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты осуществляется в соответствии с ФСБУ «События после отчетной даты».

Событиями после отчетной даты признаются:

— события, подтверждающие условия хозяйственной деятельности учреждения, существовавшие на отчетную дату;

— события, свидетельствующие об условиях хозяйственной деятельности учреждения, возникших на отчетную дату.

Событие после отчетной даты признается существенным, когда _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для справки: события после отчетной даты, информация о которых является существенной, учреждение определяет самостоятельно исходя из общих требований к бухгалтерской отчетности.

2.12. В целях равномерного учета расходов учреждение создает:

(Х) резерв на предстоящую оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая страховые взносы по обязательным видам социального страхования сотрудника (служащего) учреждения;

( ) резерв на ремонт основных средств.

Порядок формирования резерва приведен в Приложении N __________ к настоящему Положению об учетной политике.

(основание: пункт 302.1 Инструкции N 157н).

2.13. Порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего финансового контроля утвержден Положением о внутреннем финансовом контроле, приведенном в Приложении N _____ к настоящему Положению об учетной политике.

(основание: статья 19 Закона N 402-ФЗ, пункт 6 Инструкции N 157н, пункт 8 ФСБУ «Учетная политика»).

2.14. Закупка товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений» и планом закупок.

2.15. Оценка отдельных объектов бухгалтерского учета в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляется по справедливой стоимости — в оценке, соответствующей цене, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить.

Справедливая стоимость для различных видов активов и обязательств определяется:

(Х) методом рыночных цен;

( ) методом амортизированной стоимости замещения.

(основание: пункт 52 ФСБУ «Концептуальные основы»).

2.16. Инвентаризация активов и обязательств учреждения проводится в соответствии с Положением о проведении инвентаризаций, приведенном в Приложении N _____ к настоящему Положению об учетной политике.

(основание: статья 11 Закона N 402-ФЗ, раздел VIII ФСБУ «Концептуальные основы»).

2.17. Денежные средства в подотчет выдаются на срок:

( ) 3 дня;

( ) 5 дней;

(Х) 10 дней;

( ) 30 дней;

( ) иной срок (указать).

Перечень лиц, имеющих право на получение денежных средств в подотчет утверждается Приказом руководителя учреждения.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ УЧРЕЖДЕНИЯ В ЧАСТИ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Основные средства

Учет основных средств ведется учреждением в соответствии с ФСБУ «Основные средства», применяемым одновременно с ФСБУ «Концептуальные основы» и Инструкцией N 157н.

3.1.1. Критерии признания активов основными средствами.

Активы (не зависимо от стоимости) принимаются к учету в качестве объектов основных средства (далее – ОС) при одновременном соблюдении следующих условий:

— актив предназначен для неоднократного или постоянного использования при выполнении государственных (муниципальных) полномочий, для деятельности по выполнению работ (услуг) или для управленческих нужд учреждения;

— при использовании актива планируется получить экономические выгоды или полезный потенциал, и первоначальную стоимость актива как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить;

— срок полезного использования актива составляет более 12 месяцев;

— актив находится в эксплуатации, в запасе или на консервации, либо передан во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования.

Материальные объекты имущества (за исключением периодических изданий), составляющие библиотечный фонд учреждения, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве ОС, независимо от срока их полезного использования.

(основание: пункты 7, 8 ФСБУ «Основные средства»).

3.1.2. Оценка ОС при принятии их к учету.

ОС принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, порядок определения которой зависит от способа поступления имущества в учреждение.

При поступлении ОС в результате обменной операции, его первоначальная стоимость определяется в порядке, установленном пунктами 15, 20 и 21 ФСБУ «Основные средства».

При поступлении ОС в результате необменной операции, ОС принимается к учету по справедливой стоимости на дату его приобретения.

(основание: пункт 22 ФСБУ «Основные средства»).

ОС, выявленные учреждением в ходе инвентаризации, принимаются к учету по справедливой стоимости, установленной методом рыночных цен на дату принятия к учету.

(основание: пункт 52, 54 ФСБУ «Концептуальные основы», пункт 31 Инструкции N 157н).

Объекты основных средств, не приносящие учреждению экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовом счете N ______ Рабочего плана счетов, приведенного в Приложении N _____ к настоящему Положению об учетной политике.

(основание: пункт 8 ФСБУ «Основные средства»).

3.1.3. Единица учета ОС.

Единицей учета основных средств является инвентарный объект. Критерии признания объекта ОС, предусмотренные пунктом 8 ФСБУ «Основные средства», применяются к инвентарному объекту в целом.

Объекты ОС, стоимость которых не является существенной (составляет менее 10 000 рублей за единицу), с одинаковым направлением использования (библиотечные фонды, периферийные устройства, компьютерное оборудование, мебель, используемая в одном помещении) объединяются в один инвентарный объект.

(основание: пункт 10 ФСБУ «Основные средства»);

Структурная часть объекта ОС, срок полезного использования которой существенно отличается от сроков полезного использования других частей этого ОС, учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Сроки полезного использования структурных частей ОС считаются существенно различными, если:

( ) разница между ними составляет не менее определенного процента (например, 5%) от величины большего срока;

( ) разница между ними составляет не менее определенного процента (например, 5%) от величины меньшего срока;

(Х) части объекта относятся к разным амортизационным группам в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. N 1 (далее — Классификация ОС).

3.1.4. Порядок формирования инвентарных номеров ОС.

Каждому инвентарному объекту ОС присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, состоящий из ______ знаков (указать количество).

Порядок формирования инвентарных номеров приведен в Приложении N _________ к настоящему Положению об учетной политике.

Присвоенный объекту основных средств инвентарный номер обозначается путем:

( ) прикрепления к объекту учета жетона;

(Х) нанесения на объект учета несмываемой краски;

( ) нанесения иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки.

(основание: пункт 9 ФСБУ «Основные средства», пункт 46 Инструкции N 157н).

3.1.5. Порядок определения срока полезного использования ОС.

Срок полезного использования ОС определяется исходя из ожидаемого срока получения экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенного в активе, в порядке, установленном пунктом 35 ФСБУ «Основные средства».

3.1.6. Начисление амортизации по ОС.

Учреждение начисляет амортизацию по объектам основным средств:

(Х) линейным методом;

( ) методом уменьшаемого остатка;

( ) пропорционально объему продукции.

(основание: пункт 36 ФСБУ «Основные средства»).

При совпадении срока полезного использования и метода начисления амортизации структурной части объекта основных средств со сроком полезного использования и методом начисления амортизации иных частей, составляющих совместно со структурными частями объекта основных средств единый объект имущества (единый объект основных средств), при определении суммы амортизации таких частей объединяются:

(Х) да;

( ) нет.

(основание: пункт 40 ФСБУ «Основные средства»).

3.1.7. Учреждение проводит переоценку объектов основных средств:

(Х) да;

( ) нет.

При переоценке ОС (в том числе объектов основных средств, отчуждаемых не в пользу организаций государственного сектора) учреждение учитывает суммы накопленной амортизации, исчисленной на дату переоценки:

(Х) способом пересчета накопленной амортизации, при котором накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта основных средств таким образом, чтобы его остаточная стоимость после переоценки равнялась его переоцененной стоимости. Указанный способ предусматривает увеличение (умножение) балансовой стоимости и накопленной амортизации на одинаковый коэффициент таким образом, чтобы при их суммировании получить переоцененную стоимость на дату проведения переоценки;

( ) накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, вычитается из балансовой стоимости объекта основных средств, после чего остаточная стоимость пересчитывается до переоцененной стоимости актива. Указанный способ пересчета накопленной амортизации предусматривает, что накопленная амортизация, исчисленная до проведения переоценки, относится на уменьшение балансовой стоимости объекта основных средств (по кредиту соответствующих балансовых счетов учета основных средств) с отражением увеличения остаточной стоимости объекта основных средств по дебету соответствующих балансовых счетов учета основных средств на суммы дооценки ее до справедливой стоимости. С момента переоценки указанным способом по объекту основных средств начисляется амортизация на оставшийся срок полезного использования по той же расчетной норме амортизации, что и до момента переоценки.

(основание: пункт 41 ФСБУ «Основные средства»).

Величина корректировки, возникающая при пересчете накопленной амортизации, образует часть суммы увеличения или уменьшения остаточной стоимости ОС, подлежащей отражению в учете.

Материальные запасы

3.2.1. В составе материальных запасов учитываются объекты, перечисленные в пункте 99 Инструкции N 157н, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости.

3.2.2. Аналитический учет материальных запасов ведется по:

( ) видам материальных запасов;

(Х ) наименованиям запасов;

( ) номенклатурным номерам;

( ) партиям;

( ) однородным группам;

(Х) местам хранения;

(Х) материально-ответственным лицам.

(основание: пункт 101 Инструкции N 157н).

3.2.3. Выбытие (отпуск) материальных запасов производится:

(Х) по фактической себестоимости каждой единицы;

( ) по средней себестоимости.

(основание: пункт 108 Инструкции N 157н).

При списании горюче-смазочных материалов применяются:

(Х) нормы, разработанные учреждением на основании Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 г. N АМ-23-р;

( ) нормы, разработанные самостоятельно исходя из фактических замеров расхода топлива.

Подтверждением расхода ГСМ являются путевые листы, оформляемые и представляемые в бухгалтерию в соответствии с утвержденным графиком документооборота. Формы путевых листов приведены в Приложении N _____ к настоящему Положению об учетной политике.

Могут ли нас оштрафовать за отсутствие Учетной политики?

Уважаемая Анастасия. Согласно ст.8 З от 6.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Согласно ст.167 НК РФ принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации. Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации. Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации. В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности (ст.313 НК РФ).

Несмотря на то, что вышеуказанные нормы закона требуют формирования учётной политики, за её отсутствие ответственности не установлено. Но запросить приказ об утверждении учетной политики или выписку из нее, например, при камеральной проверке налоговая инспекция может.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст.126 НК РФ).

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей. (ч.1 ст.15.6УК РФ).

Как видите, за непредставление не самой учётной политики, а документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Выражение «Учетная политика должна применяться последовательно из года в год» означает, что вы можете не фрмировать её ежегодно, а вносить изменения в случае необходимости.

Начните новую жизнь с учётной политикой! Сформируйте её с нового года.

Удачи. Мой ответ — ваш отзыв.

Нужно ли акционерному обществу утверждать каждый год учетную политику, если существенных изменений не было?

20 июня 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обязанность ежегодно утверждать новую учетную политику (и бухгалтерскую, и налоговую), или переутверждать старую учетную политику нормами законодательства о бухгалтерском учете и НК РФ не предусмотрена, в том числе и для акционерных обществ.
В случае существенного изменения условий деятельности экономического субъекта в учетную политику могут быть внесены изменения (дополнения).

Обоснование вывода:
Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику в целях бухгалтерского учете, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ). В настоящее время при формировании учетной политики применяются правила, установленные ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» (ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).
Учетная политика экономического субъекта формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждается руководителем (п. 4 ПБУ 1/2008) и оформляется соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) (п. 8 ПБУ 1/2008). Способы ведения бухгалтерского учета, избранные при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.
Вновь созданная организация, а также организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную бухгалтерскую учетную политику в соответствии с ПБУ 1/2008 не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица (п. 9 ПБУ 1/2008).
Учетная политика для целей бухгалтерского учета применяется последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона N 402-ФЗ). Это одно из основных допущений, в соответствии с которым формируется учетная политика (п. 5 ПБУ 1/2008). Однако внесение изменений в учетную политику зачастую необходимо, поскольку предусмотреть заранее все ситуации хозяйственной жизни предприятия невозможно.
При этом согласно ч. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ изменение учетной политики может производиться в случаях:
— изменения требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
— разработки или выбора нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
— существенного изменения условий деятельности экономического субъекта.
Схожий перечень содержится в п. 10 ПБУ 1/2008, который применяется в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ. При этом не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации (пятый абзац п. 10 ПБУ 1/2008).
Под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Учетная политика в целях налогообложения также действует с момента создания организации (регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя) и подлежит применению последовательно из года в год. Вновь созданные организации (индивидуальные предприниматели) должны утвердить ее не позднее окончания первого налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ).
При необходимости в учетную политику в целях налогообложения можно вносить изменения. При этом менять политику в зависимости от «вдруг» возникших у налогоплательщика потребностей или желаний не получится. Сделать это можно только в двух случаях:
1) если внесены изменения в законодательство. В этом случае решение о корректировке учетной политики принимается не ранее чем с момента вступления в силу таких изменений;
2) если налогоплательщик принял решение поменять способы (методы) учета. В этом случае изменения вступают в силу не ранее начала нового налогового периода (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ, письма Минфина России от 03.07.2018 N 03-03-06/1/45756, от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81943).
Обязанность утверждать ежегодно новую учетную политику (и бухгалтерскую, и налоговую), или переутверждать старую нормами законодательства о бухгалтерском учете и НК РФ не предусмотрена, в том числе и для акционерных обществ.
В свою очередь, обращаем внимание, что с 1 января 2019 года ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» действует в новой редакции — с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 09.11.2017 N 180н.
Эти изменения необходимо учесть в учетной политике с 2019 года.
Кроме того, приказом Минфина России от 20.11.2018 N 236н скорректировано ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Изменения обязательны к применению начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год. Однако их использование до указанного срока разрешено при условии отражения этой информации в отчетности. Поэтому если организация решит применять обновленное ПБУ 18/02 с 2019 года, это также следует закрепить в учетной политике.
Не забудьте также проверить, как соотносится утвержденная учетная политика с нормами локальных актов организации (приказов, положений). Возможно, какие-то из них целесообразно пересмотреть в связи с изменениями в бухгалтерском и налоговом законодательстве. Также возможна ситуация, когда изменения в локальных актах требуют введения новых способов учета, форм первичных документов, учетных регистров и т.д.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Учетная политика по бухгалтерскому учету;
— Энциклопедия решений. Изменение учетной политики по бухгалтерскому учету;
— Энциклопедия решений. Учетная политика для целей налогообложения;
— Энциклопедия решений. Внесение изменений и дополнений в учетную политику для целей налогообложения;
— Учетная политика для коммерческой организации — 2019 (Конструктор правовых документов).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

Источник: Журнал «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение»

Документ, аналогичный бухгалтерской учетной политике, но применяемый в целях налогообложения, сложнее составить из-за того, что каких-либо указаний и рекомендаций по его составлению нет. Поэтому бухгалтерам только и остается, что разрабатывать налоговую политику приблизительно так же, как и бухгалтерскую, но руководствуясь нормами налогового законодательства. В данной статье мы предлагаем выделить основное, что следует указать в этом немаловажном документе в части тех налогов, плательщиком которых признается спортивное учреждение.

Что такое налоговая политика?

Учетная политика для целей налогообложения – это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ). Этот термин упоминается во многих статьях, в которых рассматриваются те или иные вопросы налогообложения, налогового учета, подлежащие, в свою очередь, отражению в учетной политике для целей налогообложения. Кроме того, целесообразно утвердить в данной учетной политике решения отдельных вопросов, которые не были раскрыты при регламентации расчетов с бюджетом по тому или иному налогу либо не имеют однозначного толкования. 📌 Реклама Отключить

Налоговая политика, как и бухгалтерская, утверждается соответствующим приказом или распоряжением руководителя учреждения (организации) и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. При этом налоговая политика, принятая вновь созданным юридическим лицом, утверждается не позднее окончания первого налогового периода, а применяется со дня со­здания организации или учреждения. Учетная политика для целей налогообложения является обязательной для всех обособленных подразделений юридического лица (п. 12 ст. 167 НК РФ). Если учреждение физической культуры и спорта начало заниматься новыми видами деятельности, то оно должно в своей налоговой политике определить принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности (абз. 7 ст. 313 НК РФ), что можно сделать в течение налогового периода.

📌 Реклама Отключить

Бухгалтеру нет необходимости каждый год утверждать учетную политику для целей налогообложения заново, достаточно внести изменения в действующий распорядительный документ. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций или объектов налогообложения производится при изменении законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в налоговую политику при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу этих изменений (ст. 313 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 27.06.2014 № ГД-4-3/12247).

Налог на прибыль

В правилах исчисления данного налога, описанных в гл. 25 НК РФ, термин «учетная политика для целей налогообложения» встречается наиболее часто. Начнем с того, что в названном документе следует определить порядок признания доходов (п. 3 ст. 248 НК РФ): по методу начисления (ст. 271 НК РФ) или по кассовому методу (ст. 273 НК РФ). То же самое нужно сделать по учитываемым налоговым расходам (п. 5 ст. 252 НК РФ). Кассовый метод описан в ст. 273 НК РФ, метод признания по начислению – в ст. 272. У обычных налогоплательщиков – коммерческих организаций данный вопрос является базовым. У коллег – некоммерческих организаций ключевой проблемой, которую следует решить в налоговой политике, является раздельный учет облагаемых и необлагаемых доходов и расходов по видам осуществляемой деятельности. 📌 Реклама Отключить

Раздельный учет. Требование о ведении названного учета для налогоплательщиков, получающих средства целевого финансирования, установлено пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего эти средства, они рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. Как именно вести раздельный учет доходов и произведенных за их счет расходов, в гл. 25 НК РФ не сказано, поэтому данный неурегулированный момент бухгалтер должен прояснить в налоговой политике.

Например, если в бухгалтерском учете учреждения доходы и расходы разделяются между уставной (целевой необлагаемой) и прибыльной (облагаемой) деятельностью, то регистры бухгалтерского учета могут быть использованы и как налоговые регистры, в которых ведется требуемый гл. 25 НК РФ раздельный учет. Если же в регистрах бухучета недостаточно информации, то налогоплательщик вправе сам дополнить их необходимыми реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные налоговые регистры (абз. 3 ст. 313 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Важно разграничить расходы на управление учреждением и другие затраты, относящиеся ко всем видам деятельности (так называемые косвенные). Изначально последние должны финансироваться за счет необлагаемых целевых поступлений, поскольку связаны с уставной деятельностью учреждений физической культуры и спорта. Но часть таких затрат может финансироваться еще и за счет приносящей доходы деятельности. Разделение косвенных расходов производится исходя из фактических объемов их финансирования.

Амортизируемое имущество. Правила определения такого имущества прописаны в ст. 256 НК РФ и их дополнять не нужно. Другое дело, что в налоговой политике следует выбрать метод начисления амортизации (п. 1 ст. 259 НК РФ) – линейный или нелинейный. Практика показывает, что выбор чаще делается в пользу более простого, хотя для снижения налоговой нагрузки лучше предпочесть сложный метод начисления амортизации.

📌 Реклама Отключить

Выбранный метод применяется ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения. Также вне зависимости от установленного в учетной политике для целей налогообложения метода линейный метод применяется в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в 8-ю – 10-ю амортизационные группы, независимо от срока их ввода в эксплуатацию (п. 3 ст. 259 НК РФ).

Допускается по решению руководителя, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения, начисление амортизации по нормам ниже установленных гл. 25 НК РФ. Такое решение о фактическом применении понижающего коэффициента закрепляется вместе с выбором метода начисления амортизации. При реализации амортизируемого имущества налогоплательщиками, использующими пониженные нормы амортизации, остаточная стоимость таких объектов определяется исходя из фактически применяемой нормы амортизации (п. 4 ст. 259.3 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Амортизационная премия. Напомним, под такой премией подразумеваются капитальные расходы, которые можно учесть единовременно в размере не более 10% (30% – в отношении ОС 3-й – 7-й амортизационных групп) первоначальной стоимости основных средств (исключение – полученные безвозмездно основные средства); расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств (п. 9 ст. 258 НК РФ).

В частности, названная премия предусмотрена для амортизируемого имущества. Между тем не подлежит амортизации имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности (пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ). Поэтому лишь в части «предпринимательских» объектов ОС спортивного учреждения может применяться амортизационная премия.

📌 Реклама Отключить

Применение амортизационной премии является правом, а не обязанностью налогоплательщика. А значит, использование этого права должно быть закреплено в учетной политике учреждения для целей налогообложения, в которой нужно прописать размер данной премии и перечень объектов, к которым она применяется.

Материальные расходы. При определении размера данных затрат при списании сырья и материалов, используемых для оказания услуг, в налоговой политике устанавливается один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов (п. 8 ст. 254 НК РФ): по стоимости единицы запасов, по средней стоимости, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). В аналогичном порядке бухгалтер учреждения может оценить покупные товары, приобретенные для перепродажи, что также надо закрепить в учетной политике для целей налогообложения (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Прямые и косвенные расходы. Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, то расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные (п. 1 ст. 318 НК РФ). В названной статье дан перечень рекомендованных затрат, которые могут считаться прямыми, все остальные – это косвенные. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) (абз. 8 п. 1 ст. 318).

Заметим, из приведенных норм следует, что деление расходов на прямые и косвенные обязательно для всех налогоплательщиков, как производящих продукцию, продающих товары, так и выполняющих работы и оказывающих услуги. Другой вопрос, что налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации, как и в случае с косвенными. Но в декларации по налогу на прибыль данные виды затрат все же показываются отдельно.

📌 Реклама Отключить

Резервирование расходов. Плательщики налога на прибыль – некоммерческие организации вправе создавать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы (п. 1 ст. 267.3 НК РФ). Государственное (муниципальное) учреждение самостоятельно принимает решение о создании резерва предстоящих расходов и определяет в налоговой политике виды расходов, в отношении которых создается резерв (п. 1 ст. 267.3 НК РФ). Из наиболее часто встречающихся можно выделить расходы на ремонт (дорогостоящий) объектов ОС, а также на оплату отпусков персонала, пик которых приходится на лето.

Отдельно в учетной политике для целей налогообложения нужно сказать о резерве по сомнительным долгам. Он создается не столько в целях равномерного списания затрат, сколько для заблаговременного списания части задолженности, которая впоследствии из разряда сомнительной перейдет в разряд безнадежной. Поэтому в налоговой политике при формировании данного резерва целесообразно дать ссылку не на общую для некоммерческих организаций ст. 267.3 НК РФ, а на специальную ст. 266.

📌 Реклама Отключить

Как показывает практика, для резервирования расходов целесообразно предусмотреть отдельный налоговый регистр, в котором и отражать резервы по разным видам предстоящих расходов. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и устанавливает приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения (абз. 7 ст. 314 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

В расчетах с бюджетом по данному налогу «поле для маневра» у налогоплательщика невелико: в гл. 21 НК РФ все нюансы исчисления налога прописаны достаточно четко и ясно. Тем не менее есть вопрос, отданный на откуп налогоплательщику. Как, возможно, догадался читатель, речь идет о раздельном учете по облагаемым и не облагаемым НДС операциям. У учреждений физкультуры и спорта к последним относятся: 📌 Реклама Отключить

  • услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки (пп. 14 п. 2 ст. 149);
  • услуги населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (абз. 6пп. 4 п. 2 ст. 149);
  • реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия (пп. 13 п. 3 ст. 149);
  • предоставление в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий (пп. 13 п. 2 ст. 149).

Перечисленные операции относятся к необлагаемым (освобожденным от налогообложения). Все остальные операции, например реализация спортивных товаров и атрибутики, оказание консультационных и рекламных услуг спонсорам, не относящихся к образовательным, и другие не поименованные в ст. 149 НК РФ операции – облагаемые. 📌 Реклама Отключить

Нет необходимости перечислять в учетной политике спортивного учреждения облагаемые и необлагаемые операции, это можно сделать в отдельном приложении. В самой же политике важно описать порядок ведения раздельного учета. Фактически его базовые правила описаны в гл. 21 НК РФ и их не нужно дублировать в налоговой политике. В ней необходимо указать способ разделения НДС, предъявленного поставщиками по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Способ на самом деле простой: пропорция разделения «входного» НДС по косвенным расходам определяется исходя из доли стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) за налоговый период. Данная доля как раз и определяет ту часть НДС, которая включается в стоимость товаров (работ, услуг) и не предъявляется к вычету. Вся остальная часть «входного» НДС ставится к вычету в уменьшение налога, начисленного с облагаемых операций. Все это позаимствовано из п. 4 и 4.1 ст. 170 НК РФ. Зачем же это прописывать в налоговой политике?

📌 Реклама Отключить

Дело в том, что в учетной политике, вернее, в приложениях к ней, конкретизируются операции, не подлежащие и подлежащие обложению. Кроме этого, в ней легче описать налоговые правила, например, о том, что по основным средствам и нематериальным активам, принимаемым к учету в первом или во втором месяце квартала, бухгалтер вправе определять пропорцию, исходя из стоимости отгруженных в соответствующем месяце товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Проще говоря, пропорция определяется ежемесячно и лишь в последнем месяце – в целом за квартал.

Помимо этого, конкретизируя в учетной политике раздельный учет, бухгалтер получает дополнительный аргумент для правомерного применения освобождения от НДС, прописанного в ст. 149 НК РФ. Ведь именно в данной статье установлено требование о ведении раздельного учета при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций.

📌 Реклама Отключить

Неурегулированным вопросом ведения раздельного учета по НДС является начисление налога с получаемых налогоплательщиками так называемых обезличенных предоплат (под осуществление облагаемых и необлагаемых операций). Чаще всего данные авансы получают продавцы товаров, с реализации которых НДС начисляется по разным налоговым ставкам. Целевое финансирование и поступления от приносящей доходы деятельности не могут быть объединены или обезличены. При оказании услуг, как правило, указывается наименование конкретной услуги, под которую перечисляются деньги, поэтому бухгалтер может определить налоговую природу аванса (облагаемый или необлагаемый). Следовательно, весь его раздельный учет заключается в том, чтобы оформлять документы (договоры, счета на предоплату и т. д.) правильно, не допуская неопределенности в квалификации «авансовой» операции для целей налогообложения.

📌 Реклама Отключить

Куда нужно представлять налоговую политику?

Действующее законодательство не содержит требования о представлении налоговой политики как декларации в налоговые органы. При этом камеральная проверка отчетности проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ). Вместе с тем проверяющие не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено законодательством (п. 7 ст. 88). Как видим, ни в той, ни в другой норме об учетной политике для целей налогообложения не сказано, а в числе документов, представляемых в налоговый орган, она прямо не поименована. Значит, делать это не обязательно, но можно пойти навстречу инспекторам при возникновении у них вопросов, так как в противном случае они затребуют налоговую политику в ходе выездной проверки, а налогоплательщик должен будет ее представить как документ, предусмотренный НК РФ. Неисполнение этого требования может быть квалифицировано как непредоставление налоговому органу сведений для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ). 📌 Реклама Отключить

* * *

Подведем итог. Нет необходимости переписывать в налоговой политике учреждения физической культуры и спорта нормативные акты. Нужно указать только те моменты, в отношении которых налогоплательщику предоставлено право выбора, а также описать правила налогового учета в не урегулированных налоговым законодательством ситуациях. В статье мы выделили наиболее распространенные вопросы, включаемые в налоговую политику таких учреждений. Рассмотрены два налога – НДС и налог на прибыль, так как именно в части их учета есть варианты и налогоплательщику нужно принять решение самостоятельно. Что касается иных налогов, например налога на имущество и транспортного, при их исчислении на федеральном уровне все четко и предельно ясно установлено, налогоплательщику не из чего выбирать, разве что региональные власти иногда предоставляют возможность определиться с тем или иным нюансом налогообложения. Но такое встречается редко, поскольку любая неопределенность может обернуться налоговыми спорами. А при их разрешении грамотно написанная налоговая политика – это достаточно весомый аргумент в пользу налогоплательщика, который ревизорам сложно оспорить, в том числе в суде.

📌 Реклама Отключить Приложение 2 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, форма которой утв. Приказом ФНС РФ от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@.