Образование 8 классов

Учиться, учиться и еще раз учиться

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В нашей стране существует система непрерывного образования. Это юридический термин и введен он еще в советские годы. Непрерывное образование дает возможность совершенствования личности разносторонне, ее развития и реализации духовных, нравственных потребностей, проходя все существующие уровни образования в РФ.

Образование, регламентируемое законом

1 сентября 2013 года в действие вступил закон No 273. Он серьезно изменил привычное для наших граждан представление об образовательном процессе. За основу была взята Болонская система образования, применяемая во многих странах Европы.

Согласно новому закону в России существуют уровни образования – те стадии, ступени, которые проходит каждый гражданин, чтобы получить образование, социализироваться и освоить профессию. Некоторые из этих уровней необязательны.

Давайте рассмотрим их детально.

Дошкольное образование

Это первая ступень в системе образования, направлена на воспитание, обучение, формирование, уход и оздоровление за детьми.

Программы дошкольного образования реализуются в детских садах. Эти учреждения работают с ребятами, учитывая их возможности и потребности.Бывают комбинированные, общеразвивающие, компенсирующие, с уклоном, центры образования.

По мнению специалистов именно сад формирует личность, определяется психические и физические особенности, помогает ребенку войти в социум.

Дошкольное образование получают малыши в возрасте до 6 лет.

Система общего образования

Обучение в школах состоит из нескольких ступеней и в целом представляет один из уровней — общее образование.

Начальное общее образование

В начальную школу начинают принимать в возрасте шести с половиной лет и учат три года. На этом этапе продолжается формирование личности ребенка. Его подготавливают к школе, закладывают базовые знания и умения (письмо, чтение, развивают логическое мышление, учат выстраивать правильные отношения с остальными участниками образовательного процесса.

Основное общее образование

Перейдя в пятый класс, ученик делает шаг на вторую ступень общего образования и обучиться ему предстоит до 9 класса. Это обязательный этап в образовательной системе. За этот период личность развивается разносторонне, раскрывают ее способности и наклонности. Школьников подготавливают к освоению программ старших классов, начинают работу по профессиональной ориентацией, приобщают к физическому труду.

Среднее общее образование

Осваивая программу среднего общего образования в школах, лицеях, гимназиях (9 -11 классы), дети формируются как граждане, участники социальных процессов, проявляют свои способности, самореализуются и самоопределяются, приобретают знания, которые будут им нужны жизни, дальнейшей учебы и работы.

Начальное, общее и среднее образование получают в учреждениях общего образования. Дети, не получившее общее образование не допускаются до следующих уровней.

Профессиональное образование

Среднее профессиональное. В учреждениях среднего профессионального образования подготавливают специалистов по направлениям, удовлетворяющим потребности граждан и государства.Это все рабочие профессии.

Поступить в учреждения СПО (техникумы или колледжи) могут ребята, имеющие основное или среднее общее образование.

Срок обучения для выпускников 9 — х классов составляет 4 года. Те кто поступает после 11 класса предстоит учиться 2 года.

Высшее образование

Высшее профессиональное образование. Его цель — подготовка кадров всех специальностей и профессий, актуальных для социума в настоящее время. К обучению допускаются лица, имеющие среднее общее или среднее профессиональное образование. При этом, принятый в 2013 году закон, предполагает несколько уровней высшего образования:

Бакалавриат — первый уровень, дающий базовые знания и теоретические представления в специальности. Степень бакалавра присваивается после четырех лет обучения после сдачи экзамена.

Выпускникам выдается диплом о высшем образовании, в котором прописана степень бакалавриата. Для такого лица возможно трудоустройство в соответствии с требования, применяемыми к должности.

Магистратура — следующий после бакалавриата уровень. На магистратуру поступают те, кто уже имеет диплом бакалавра и желает углубить свои знания. Также магистратуру можно закончить и в качестве второго высшего образования Срок обучения составляет два года.

Дополнительное образование

В нашей стране дополнительное образование осуществляют подготовку детей и взрослых по программам дополнительного образования. Оно направлено на реализацию потребностей человека в саморазвитии, проявлении своих талантов, возможностей, освоении дополнительных навыков и умений, которые не дают другие уровни образования.

Для детей ДПО чаще всего представлены кружками и секциями физической, художественной, научно — технической, естественной направленности.

Взрослые получают дополнительное образование в рамках обучения на курсах.

Система образования в РФ и СССР часто сравниваются между собой. Разумеется, что некоторые аспекты остались прежними. Но в целом можно наблюдать ряд новшеств, без которых в условиях научного — технического процесса, состояния экономики, переоценки нравственных и культурных ценностей просто невозможно.

Современная система образования в нашей стране строится на принципах, которые используют в европейских странах и только начала свое развитие.

И хочется верить, что рано или поздно наше новую Российскую систему образования, как и Советскую признают самой сильной и эффективной.

До новых статей!

Муниципальное общеобразовательное учреждение Мышкинская средняя общеобразовательная школа

  • Новости
    • Новости школы
    • Новости сайта
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
      • Дата создания. Учредитель
      • Режим работы школы
      • Контакты и местонахождение
      • Постановление о закреплении территорий Мышкинского района
    • Документы
      • Устав школы
      • Лицензия школы
      • Государственная аккредитация школы
      • Локальные акты
      • Программа развития школы
      • Паспорт доступности Мышкинской СОШ для инвалидов
      • Паспорт безопасности движения
      • Законодательные и нормативно — правовые акты
      • Предписания надзорных органов
      • Система безопасности школы
      • Всероссийский телефон доверия
      • Отчёты о результатах самообследования
      • Отчет о выполнении муниципального задания
      • План финансово-хозяйственной деятельности
    • Руководство. Педагогический состав
      • Руководитель. Заместители
      • Педагогический коллектив
      • Форма предоставления информации о зарплате руководителей муниципальных учреждений
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
    • Структура и органы управления школы
      • Управляющий совет
      • Совет старшеклассников
    • Образование
      • Уровни образования. Формы обучения
      • Образовательные программы
      • Календарный учебный график
      • Методические документы
      • Педагогические советы
      • Срок действия государственной аккредитации
      • Учебные планы 2019-2020 учебный год
    • Образовательные стандарты
    • ДОЛ 2019-2020
    • Прием в 1 класс
    • Прием в 10 класс
    • Вакантные места для приема (перевода)
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Профориентационная работа
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Платные образовательные услуги
    • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Учительская
    • Расписание уроков
    • Список учебников
    • Дежурство по школе
    • Рабочие программы
    • Результаты учебной деятельности
    • Промежуточная аттестация
  • Государственная итоговая аттестация
    • Нормативная правовая база
    • ГИА (9 класс)
      • Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение ГИА-9
      • Сроки, места и порядок подачи заявлений об участии в ГИА
      • Телефон горячей линии по вопросам ГИА
      • Индивидуальный итоговый проект
      • Готовимся к итоговому собеседованию
      • Порядок рассмотрения апелляций
      • Информирование о результатах ГИА
    • ГИА (11 класс)
      • Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение ГИА-11
      • Сроки, места и порядок подачи заявлений об участии в ГИА
      • Телефон горячей линии по вопросам ГИА
      • Итоговое сочинение (изложение)
        • Общая информация
        • Сроки и места регистрации для участия
      • Информационные плакаты ЕГЭ_2019
      • Правила заполнения экзаменационных бланков
      • Информирование о результатах ЕГЭ
      • Сроки, места и порядок подачи и рассмотрения апелляций
    • Результаты ГИА
      • Сведения о результатах ГИА выпускников МОУ Мышкинской СОШ
    • Информация для участников с ОВЗ
    • Общественное наблюдение
    • Изменения в КИМ ЕГЭ и ОГЭ
    • Полезная информация
  • К сведению
    • учеников
    • родителей
    • выпускников
  • Воспитательная работа
    • Школьные мероприятия 2019-2020
    • Патриотическое воспитание
    • Календарь памятных дат военной истории Российской Федерации
    • Экологическое воспитание школьников
    • Профориентация
  • Олимпиады
    • 2019-2020 учебный год
    • Приглашаем к участию
  • Национальный проект «ОБРАЗОВАНИЕ»
  • Проект «КУЛЬТУРНЫЙ НОРМАТИВ ШКОЛЬНИКА»
    • документы
    • Таблица нормативов
  • Персонифицированное финансирование дополнительного образования (ПФДО)
    • ПФДО
    • Как получить сертификат
  • Региональный Интернет — дневник
  • Уполномоченный по правам участников образовательного процесса
  • Школьный информационно-библиотечный центр (ИБЦ)
    • Информация об ИБЦ
    • Документы ИБЦ
  • История школы
    • История школы
    • Аллея памяти
    • Аллея славы
    • Директора школы
    • Медалисты
    • Вечера встреч выпускников
  • Наши достижения
    • Грамоты
  • БЕЗОПАСНОСТЬ
    • Правила безопасного поведения
    • Дорожная безопасность
      • Ресурсы, акции, проекты
      • Профилактическая работа
      • Документы
    • Информационная безопасность
      • Локальные акты
      • Нормативное регулирование
      • Обучающимся
      • Родителям (законным представителям) обучающихся
      • Педагогическим работникам
      • Детские безопасные сайты
  • Защита прав и интересов детей
    • Об оказании содействия гражданам в случае международного похищения детей
  • Школьный автобус
    • Расписание движения школьного автобуса
    • Паспорт безопасности движения
    • Паспорт дорожной безопасности
  • ОГИБДД информирует
  • ВНИМАНИЕ ЗДОРОВЬЕ
  • Прокуратура информирует
    • Что нужно знать о коррупции
    • Профилактика правонарушений
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Методические материалы
    • Просветительские антикоррупционные материалы
    • Документы по противодействию коррупции
  • Социальный кодекс Ярославской области
  • Лига школьных спортивных клубов Ярославии
    • Документы ШСК
  • ГТО
  • Обращения граждан
    • Нормативные правовые акты
    • Личный прием граждан
    • Обращения на сайт
    • Письменные обращения
    • Информация о рассмотрении обращений
  • Карта сайта
  • Другие организации

Уровни образованности и развития

Напомним, что эдукационный процесс направлен па робурсации – образование, развитие, формирование. Фактически эдукация и руборсация – это тоже единый, органически слитый процесс. В процессе эдукации идет непрерывная робурсации, и если эти процессы мы условно дифференцируем, то единственно с целью лучше разобраться в особенностях каждого.

Образование ученика составляется: 1) из того, что он приобрел в процессе школьного обучения; 2) знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, приобретенных путем самообразования; 3) знаний, добытых из окружающей жизни, в процессе усвоения разнообразной информации из различных источников. Наиболее надежной составной частью образования является образование школьное, происходящее в специально для этого созданных и контролируемых условиях. Оно дополняется самообразованием школьников. Существенно повышают возможности и расширяют горизонты приобретения знаний СМИ, но они же вносят и наибольшие возмущения в систему и характеристики образования. Известны случаи, когда под влиянием прочитанных книг, просмотренных телепрограмм у молодых людей формируются совсем не те подходы, оценки, способы мышления и деятельности, которые пыталась привить школа. «Школьная составляющая» образования оказалась совсем незначительной, поэтому оценивать фактический уровень образованности людей очень трудно. Еще труднее давать оценки ее направленности. В связи с этим можно говорить лишь о большей или меньшей пригодности школьного образования для формирования определенных человеческих качеств.

По уровням образование традиционно делится на начальное, неполное среднее, полное среднее, среднее специальное (незаконченное высшее) и высшее. По формам получения образования выделяется стационарное, заочное и дистанционное образование. Также традиционно выделяют три вида образования: общее, политехническое и профессиональное.

Общее образование предусматривает овладение знаниями основ наук и знакомство с циклами учебных предметов: гуманитарным, математическим, биологическим, производственно-техническим, художественным. Общее образование приобретается в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях: школах, гимназиях, лицеях, коллегиумах.

Компонентами общего среднего образования являются:

  • 1) система знаний о природе, обществе, способах деятельности, на которых основывается миропонимание человека;
  • 2) опыт практической деятельности, т.е. система интеллектуальных и практических умений и навыков;
  • 3) опыт творческой деятельности, лежащей в основе умения самостоятельно переносить известные знания, умения, способы деятельности на новые области;
  • 4) опыт оценочного (эмоционально-ценностного) отношения человека к окружающему миру.

Знания – отражение в сознании объективной картины мира, результат познавательного процесса. В сознании человека они существуют в форме представлений, понятий, фактов, суждений, теорий.

Умения – способность сознательно выполнять определенное действие, применение знаний на практике. По уровню задействованности мышления выделяют две больших группы умений умственные и практические. По характеру выделяются общеучебные, трудовые, художественные, спортивные, игровые и прочие умения.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма благодаря многоразовому выполнению. Для сформированных навыков характерны скорость и точность воспроизведения.

Опыт творческой деятельности – это самостоятельное перенесение усвоенных знаний, умений на новые ситуации; видение и понимание новой проблемы в известной; видение новых функций объектов; самостоятельное применение известных способов деятельности в новых условиях; понимание структуры систем; альтернативное мышление.

Опыт оценочного (эмоционально-ценностного) отношения – сформированная жизненная позиция, отношение к окружающему миру, людям, знаниям, деятельности, моральным и социальным нормам, идеалам. Усвоение опыта происходит путем эмоционального переживания учеником того, что изучается, восприятием объекта изучения как ценности.

Политехническое образование (от греч. poly – много и ???techni – ремесло) знакомит школьников с основными видами современных производств, формирует умения и навыки обслуживания простейших технологических процессов. Данное образование ученики также получают в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях.

Профессиональное образование направлено на овладение знаниями, умениями, навыками, способами мышления, необходимыми для выполнения определенной профессиональной деятельности. Оно дается в профессионально-технических училищах, институтах, университетах, академиях. Если характеризуется специализация, то употребляются такие понятия, как «техническое», «педагогическое», «сельскохозяйственное» и иные виды образования.

Тенденции развития образования

Общественный и экономический прогресс, который наблюдается в развитых странах мира, вызовет к жизни новые парадигмы и модели образования, призванные заменить и постепенно вытеснить старые подходы, поставить на их место современные и более эффективные.

Наиболее выражено на обновление систем и технологий образования влияют:

  • – развитие общества, экономики, человека;
  • – возрастающий поток научной информации, накопление знаний;
  • – новые взгляды на место и роль человека в обществе;
  • – изменение значимости образования;
  • – разнообразие подходов к образованию, которое часто порождает анархизм и снижает качество образования;
  • – оторванность образования от жизни, наблюдаемая во многих странах.

Перестройка системы школьного и высшего образования в современном мире происходит в таких направлениях:

  • – формирование национальных систем образования и воспитания;
  • – усиление гуманистической, демократической, экологической направленности воспитания и образования;
  • – улучшение связи с жизнью;
  • – расширение объемов образования и самообразования;
  • – обеспечение непрерывного образования для всех;
  • – объединение образовательных усилий разных стран мира;
  • – интеграция и стандартизация образовательных программ;
  • – обмен преподавателями и студентами;
  • – поиск критериев эффективности образования;
  • – внедрение новых диагностических методик;
  • – разработка и совершенствование новых технологий обучения;
  • – модернизация содержания образования (Россия, Индия, Китай, Германия, США, другие страны);
  • – постепенный переход к стабильному базисному образованию (США, Япония, Россия, другие страны);
  • – изменение структуры образования (Россия, Франция, другие страны);
  • – учет мнения родителей и учеников при выборе содержания, форм обучения (Англия и другие страны);
  • – расширение возможностей образования и доступа к нему, применение массовых форм образования (США, Япония, другие страны).

Россия не отстает от ведущих стран мира. По взвешенному критерию ЮНЕСКО, наша страна находится в десятке лучших образовательных систем мира. Все же нам необходимо быстро и эффективно решать многие актуальные проблемы, в частности:

  • – развивать новые формы образования, прежде всего дистанционного;
  • – демократизировать систему;
  • – внедрить развивающее, этнокультурное обучение;
  • – шире использовать активные и интерактивные технологии;
  • – улучшить партнерские отношения (сотрудничество) педагогов с учениками.

Главной парадигмой реформирования образования в России является стремление перейти к развивающему типу образования. Это означает, что воспитание и обучение должны оказывать содействие становлению образа жизни человека, строиться на диагностировании его развития, переходить к формированию активно-деятельностного отношении человека к миру и самому себе. В начале XXI в. мы имеем, в частности, следующие трудности с реализацией новой парадигмы:

  • – отсутствие четкой стратегии реформирования системы образования;
  • – перестройка системы на старых отношениях, изветшавшей материально-технической базе;
  • – не всегда взвешенное заимствование западных стандартов образования, несовершенных технологий без учета отечественных реалий;
  • – нарушение связи между воспитанием и образованием;
  • – отсутствие должных стимулов для наращивания качества образования.

Чтобы выяснить значимость образования для современного человека, социологи почти во всех странах мира проводят массовые опросы молодых людей от 17 до 30 лет и задают им один вопрос: «Что дало тебе полученное тобой образование?». Проведены такие исследования и в Российской Федерации. Увы, количество молодых людей, разочарованных полученным образованием, постоянно увеличивается. Многие отвечают, что образование ничем не помогло им в жизни. Ту простую работу, которую они выполняют, можно выполнять без всякого образования. Образование, считают они, – пустая трата времени, сил и денег.

Как вы думаете, почему появились такие оценки образования? Как должна реагировать система образования? Если от образования мало что зависит, то кто же захочет учиться?

Бакалавр, магистр и специалист = высшее образование.

«бакалавр»; «дипломированный специалист»; «магистр».

Не все знают, что специалист, магистр и бакалавр — это высшее образование, после которого обладатель диплома имеет право занимать должности, требующие наличие высшего образования. Эти ступени отличаются продолжительностью обучения в ВУЗе и насыщенностью программы теоретическими и прикладными дисциплинами. При этом в последние годы перешли на систему бакалавриата и магистрата, а дипломы специалистов остались преимущественно у выпускников прошлого столетия.

Ниже описаны уровни образования, установленные в России. А так же более подробно раскрыты понятия: специалист, бакалавр и магистр.

Уровни образования

В Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни:

  1. основное общее образование;
  2. среднее (полное) общее образование;
  3. начальное профессиональное образование;
  4. среднее профессиональное образование;
  5. высшее профессиональное образование;
  6. послевузовское профессиональное образование.
    В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

  • высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «бакалавр»;
  • высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации «дипломированный специалист»;
  • высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «магистр».

    Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:

  • для получения квалификации (степени) «бакалавр» не менее чем четыре года (именно этого срока обучения и придерживаются вузы);
  • для получения квалификации «дипломированный специалист» не менее чем пять лет (обычно 5 или 5,5 лет);
  • для получения квалификации (степени) «магистр» не менее чем шесть лет.

Степени «бакалавр» и «магистр» относят к первым научным степеням. Степень «магистр» позволяет в дальнейшем поступить в аспирантуру. Степень «бакалавр» обязательно предшествует получению диплома специалиста или магистра. По истечении первых четырех лет обучения в вузе необходимо определиться, какую ступень высшего образования вы будете осваивать дальше. Если в дальнейшем вы не собираетесь связывать свою жизнь с наукой или работой в вузе, то вам стоит остановить свой выбор на дипломе специалиста, иначе, выбирайте диплом магистра. Если у вас нет возможности продолжать обучение дальше, тогда можно становиться не дипломе бакалавра.

Следует отметить, что возможность получить диплом магистра может предоставить не любой вуз. К тому же вузы могут предоставлять такую возможность не по всем направлениям и специальностям. Информацию о ступенях высшего профессионального образования, доступных для вас на каждой специальности, можно найти в рекламных проспектах вуза или узнать в приемной комиссии вуза. Это не очень популярная тема среди абитуриентов, поэтому интересующую вас информацию можете получить не сразу.

Бакалавр

Диплом бакалавра — это диплом, подтверждающий успешное освоение второй ступени высшего профессионального образования.

Первой ступенью высшего профессионального образования является неполное высшее образование, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам не менее двух лет. После завершения обучения по данному уровню высшего профессионального образования студент может продолжить высшее образование (обычно это подразумевается по умолчанию) или, по желанию, без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании. Объем и содержание неполного высшего образования отражаются в приложении к диплому.

Следует отметить, что редкий работодатель придаст серьезное значение факту получения вами неполного высшего образования.

«Бакалавр» должен изучить не только общеобразовательные, но и общепрофессиональные дисциплины, а также специальные дисциплины и практику, имеющую профессиональное значение. Изучение программы завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику квалификации «бакалавр» и выдачей диплома.

Квалификация «бакалавр» дает полное право претендовать на должность, для которой квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего профессионального образования.

В действительности руководитель задумается о том стоит ли брать «недоученного» специалиста. Основания для отказа в приеме на работу всегда можно найти. Конечно, гораздо лучше принять дипломированного специалиста или магистра, которые прошли полный курс обучения в вузе.

Специалист и магистр

Освоение третьего уровня высшего профессионального образования может осуществляться по основным профессиональным образовательным программам двух типов, по завершении которых выдается диплом специалиста или диплом магистра1.

Основная программа, которая состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению и не менее двухлетней специализированной подготовки, включая практику, предполагающую научно-исследовательскую и (или) научно педагогическую деятельность выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее шести лет. Освоение программы завершается итоговой аттестацией, включая выпускную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации «магистр».

Основная профессиональная образовательная программа, включающая освоение гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин общенаучного характера, общепрофессиональные дисциплины, а также теоретическую и практическую подготовку по специальности и специализации, предполагающую различные виды профессиональной деятельности выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее пяти2 лет. Данная программа завершается итоговой аттестацией, включая дипломную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации специалиста – «инженер», «учитель», «экономист» и т.п.

1Некоторые направления не предполагают наличие магистрата.
2Обычно срок обучения специальностям, не предполагающим возможность получения степени «магистр», составляет пять лет, а по специальностям, предполагающим такую возможность, – пять с половиной лет.

Уровни высшего образования

  • Уровни высшего образования
  • Формы обучения

© .com

Современная система высшего образования в России построена по Болонскому принципу и включает несколько уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, ординатуру и другие.

Первый уровень

Бакалавриат

Это законченное высшее образование. Поступать на программы бакалавриата могут обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Учеба длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.

По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Второй уровень

Специалитет

© РУДН

В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет. По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.). Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.

Магистратура

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты. Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности. Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».

Выпускники магистратуры имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в аспирантуре.

Третий уровень – подготовка кадров высшей квалификации

© ННГУ

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

© КФУ

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.

Второе высшее образование

Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить. Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора). Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет). Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.

Первый и второй уровни образования

Вид образования Бакалавриат Специалитет Магистратура
Образовательный ценз при поступлении Среднее общее образование или его эквивалент Среднее общее образование или эквивалент Бакалавриат

Специалитет

Сроки обучения (очная форма) 4 года Не менее 5 лет 2 года
Получаемый документ об образовании Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра
Приобретаемая квалификация (степень) Академический бакалавр, прикладной бакалавр Специалист Магистр
Характер образования Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность
Форма итоговой государственной аттестации Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной квалификационной работы Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта) Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации
Дальнейшее обучение Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Место на рынке труда

Должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование

Третий уровень образования

Вид образования Аспирантура (адъюнктура – в вузах Вооруженных Сил России и Министерства внутренних дел России) Ординатура Ассистентура-стажировка
Образовательный ценз при поступлении Магистратура или специалитет Высшее медицинское или фармацевтическое образование Магистратура или специалитет в области культуры
Сроки обучения 3-4 года (очная),
4-5 (заочная)
Не более 2 лет 2 года, только очная форма
Выдаваемый документ об образовании Диплом об окончании аспирантуры Диплом об окончании ординатуры Диплом об окончании ассистентуры-стажировки
Приобретаемая квалификация (степень) Исследователь (квалификация), преподаватель-исследователь (квалификация),

кандидат наук (степень)

Специалист Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе
Характер образования Образовательная часть, педагогическая деятельность, практики, научно-исследовательская работа Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;

формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении

Индивидуальный учебный план под контролем руководителя и заведующим кафедрой высшего заведения
Форма итоговой госаттестации Три кандидатских экзамена, государственный экзамен,

защита диссертации

Трехступенчатый квалификационный экзамен Выпускная работа по творческо-исполнительской специальности (выступление, сольный концерт, спектакль, выставка или фильм)
Дальнейшая карьера в научной и профессиональной сфере Защита докторской диссертации Профессиональная переподготовка с целью освоения более узкой специализации, аспирантура Написание кандидатской диссертации для получения степени кандидата искусствоведения. Защита докторской диссертации
Место на рынке труда Исследовательская, аналитическая, научная деятельность в соответствии с квалификацией Работа в медицинских учреждениях по квалификации Педагогическая или профессиональная деятельность в области искусств в соответствии с квалификацией