Основные понятия финансового менеджмента

Финансовый менеджмент: понятие, сущность

Финансовый менеджмент – наука о том, как лучше использовать собственный и заемный капитал фирмы, как получить наибольшую прибыль при наименьшем риске, быстро прирастить капитал, сделать предприятие финансово привлекательным, устойчивым, платежеспособным и высоколиквидным.

Предметом изучения является управление денежными потоками и денежными отношениями.

Если говорить о предмете финансового менеджмента в целом, то это экономические, организационные, правовые и социальные вопросы, возникающие в процессе управления финансовыми отношениями на предприятии.

Целью финансового менеджмента является разработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности предприятия в целом или его отдельных производственно-хозяйственных звеньев. Такими целями могут быть: максимизация прибыли; достижение устойчивой нормы прибыли в плановом периоде; увеличение доходов руководящего состава; повышение курсовой стоимости акций предприятия. Главная цель финансового менеджмента заключается в максимизации благосостояния собственников предприятия в текущих и будущих периодах.

Основная задача финансового менеджмента – принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками ее финансирования.

Задачи финансового менеджмента на предприятии:

1) обеспечение формирования достаточности оборотных финансовых ресурсов необходимых для производственного и научно-технического развития;

2) достижение эффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов по важнейшим направлениям финансовой деятельности;

3) организация денежных потоков;

4) максимизация в условиях допустимого уровня коммерческого риска;

5) достижение финансовой устойчивости и платежеспособности;

6) оптимизация налоговых платежей;

7) внедрение системы финансового управления на основе бюджетирования

Финансовый менеджмент можно рассматривать с трех сторон: как систему экономического управления, как орган или аппарат управления, как форму предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент надо рассматривать как интегральное явление, имеющее разные формы проявления. С функциональной точки зрения финансовый менеджмент представляет собой систему экономического управления и часть финансового механизма. С институциональной точки зрения финансовый менеджмент есть орган управления. С организационной и правовой точки зрения финансовый менеджмент – это вид предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент как система управления направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Содержание финансового менеджмента составляет ответ на вопрос: как искусно руководить этим движением и отношениями. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма.

Выработка управляющих воздействий включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, и принятие решений. Осуществление управляющих воздействий охватывает передачу и при необходимости преобразование их в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления. Менеджмент во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями, поэтому любое действие менеджмента – мероприятие экономического характера.

Финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Стратегия – это общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решения. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии. Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

Формы и методы управления финансовыми ресурсами предприятия 

В условиях снижения деловой активности предприятий республики, вызванных влиянием негативных мировых тенденций, необходимы новые методы управления финансовыми ресурсами компаний. В статье рассмотрены современные подходы к управлению источниками финансирования корпораций. Автором дана научная оценка собственным и заемным источникам финансовых ресурсов, сформулированы факторы, определяющие политику предприятий в отношении заемных средств. Кроме того, особое внимание уделено условиям, определяющим структуру капитала на предприятиях, принципы соотношения между собственными и привлекаемыми финансовыми ресурсами

Современный этап дестабилизации требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.

В современных условиях на деятельность корпоративного сектора Казахстана оказали негативное влияние последствия мирового экономического кризиса. Замедление экономического роста и внутреннего спроса существенно ударило по предприятиям, ориентированным на внутреннего потребителя товаров и услуг. В частности, возросшее количество недействующих и неактивных предприятий может нести в себе риск банкротств, если база восстановления экономического роста не расширится за счет несырьевых отраслей экономики. При этом объективно, фазы падения и роста сказываются с определенным лагом на финансовой устойчивости предприятий.

Девальвация национальной валюты в феврале 2009 года и выбранные Национальным банком приоритеты денежно-кредитной политики позволили погасить спекулятивные ожидания на рынке, частично компенсировали потери предприятия от неблагоприятной ценовой конъюнктуры мировых товарных рынков.

Снижение цен на мировых товарных рынках, ужесточение условий кредитования и снижение внутреннего спроса ухудшили основные финансовые показатели корпоративного сектора. Основной спад показателей обусловлен резким ухудшением деятельности малых предприятий, на долю которых приходится порядка 30% общих активов корпоративного сектора.

Ухудшение финансовых показателей малых предприятий также отразилось на сокращении деловой активности всего корпоративного сектора – на долю малых предприятий приходится более 90% всех ликвидированных и предприятий-банкротов. Значительный рост группы временно недействующих и неизвестных предприятий может свидетельствовать о возможном дальнейшем росте количества банкротств .

Стабилизация и укрепление финансов реального сектора экономики затрудняются обострением проблем текущих и долгосрочных источников финансирования. Объем и структура финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем развития производства, его эффективностью: чем крупнее масштабы производства и выше его эффективность, тем больше при прочих равных условиях размеры мобилизуемых и используемых финансовых средств. В свою очередь величина финансовых ресурсов, инвестируемая в производство, создает предпосылки для его роста и совершенствования. В зависимости от того, куда и в каких объемах направляются финансовые ресурсы, формируются возможности обеспечения производства дополнительными мощностями. А это приводит к повышению технического уровня производства, созданию предпосылок для роста производительности труда в соответствующих отраслях.

Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом.

Рассмотрим основные подходы к управлению финансовыми ресурсами.

Собственный капитал составляет основу организации. Структурно собственный капитал действующего предприятия может быть представлен уставным фондом, резервным и добавочным капиталом, целевыми финансовыми фондами и нераспределенной прибылью. Собственные источники финансирования могут быть сформированы из внутренних и внешних источников финансовых ресурсов.

Внутренние источники финансовых ресурсов – преимущественная часть собственного капитала. К ним относятся амортизационные отчисления, играющие важную роль в организациях с высоким удельным весом амортизируемых внеоборотных активов и амортизационной политикой, включающей ускоренную и дополнительную амортизацию.

В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит дополнительному паевому или акционерному капиталу, который привлекается путем дополнительных взносов в уставный капитал или путем дополнительной эмиссии акций.

Управление собственным капиталом реализуется путем формирования финансовой политики предприятия, заключающейся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования организации.

Этапы разработки политики самофинансирования

  1. Анализ сложившегося потенциала собственных финансовых ресурсов. Их объем и динамика в предшествующем периоде; соотношение темпов прироста собственного капитала с темпам прироста активов и объема продаж; соотношение внешних и внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов, а также стоимость различных источников финансирования собственного капитала; состояние коэффициента автономии и самофинансирования и их динамика.
  2. Определение потребности в собственных финансовых ресурсах рассчитывается по формуле:

Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников (внутренних и внешних). В результате такой оценки принимаются управленческие решения относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов. В качестве таковых могут выступать изменение амортизационной политики; формирование эффективной политики распределения прибыли; решение об увеличении уставного капитала за счет роста долей пайщиков, расширение их числа или дополнительной эмиссии акций .

Внешние источники финансирования позволяют привлечь дополнительный капитал. Как известно, ни одно предприятие не обходится только самофинансированием. Привлечение внешних источников финансирования корпораций сегодня характеризуется широким многообразием. В то же время, возможности и масштабы использования заемных средств имеют разумные ограничения. Так, чрезмерное привлечение заемных средств грозит нарушением финансовой устойчивости предприятия.

По поводу привлечения заемных средств в зарубежной практике существуют различные мнения. Наиболее распространено мнение, что доля собственного капитала должна быть достаточно велика. Поскольку в организацию с высокой долей собственного капитала кредиторы вкладывают средства более охотно, постольку она с большей вероятностью может погасить долги за счет собственных средств. В противоположность данному мнению многим японским компаниям свойственна высокая доля привлеченного капитала, а значение этого показателя в среднем на 58% выше, чем, например, в американских корпорациях. Объясняется это тем, что в этих двух странах инвестиционные потоки имеют совершенно различную природу – в США основной поток инвестиций поступает от населения, в Японии – от банков. Поэтому высокое значение коэффициента концентрации привлеченного капитала свидетельствует о степени доверия к корпорации со стороны банков, а, значит, о ее финансовой надежности; напротив, низкое значение этого коэффициента для японской корпорации свидетельствует о ее неспособности получить кредиты в банке, что является определенным предостережением инвесторам и кредиторам .

Управление заемным капиталом – одна из важнейших функций финансового менеджмента. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить масштабы хозяйственной деятельности, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, повысить рыночную стоимость организации.

Политика привлечения заемных средств отражает механизм управления заемным капиталом. Она является частью финансовой стратегии предприятия. Этапы разработки политики привлечения заемных средств:

  • Анализ сложившейся практики привлечения и использования заемных средств. В результате данного анализа принимается решение о целесообразности их использования в сложившихся объемах и формах.
  • Определение целей привлечения заемных средств в будущем периоде. Возможные цели привлечения заемных средств – формирование недостающих объемов инвестиционных ресурсов; пополнение постоянной части оборотных активов; обеспечение формирования переменной части оборотных активов.
  • Определение предельного объема заимствования. Лимит использования заемных средств в хозяйственной деятельности определяется двумя факторами: эффектом финансового левериджа; финансовой устойчивостью организации в долгосрочной перспективе с позиций самого хозяйствующего субъекта и с позиций возможных его кредиторов.
  • Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников (внутренних и внешних) и общий размер средств, необходимых для желаемого объема заимствований.
  • Определение структуры заемных средств, привлекаемых на краткои долгосрочной основе, состав основных кредиторов. Формируются приемлемые условия привлечения заимствования.
  • Обеспечение эффективного использования кредитов и своевременных расчетов по ним. Долгосрочное финансирование имеет важное значение с позиций развития предприятия. Успешность повседневной деятельности предприятия в значительной степени определяется эффективностью управления краткосрочными активами и пассивами.

Основными видами заемного капитала являются облигационные займы и долгосрочные кредиты. С позиции эмитентов и инвесторов облигационный заем имеет свои плюсы и минусы. Эмитенту выгоден обоснованный выпуск облигаций, поскольку:

  • объем денежных средств, которыми будет распоряжаться предприятие, резко увеличится, появятся возможности для внедрения новых инвестиционных проектов;
  • выплаты держателям облигаций чаще всего осуществляются по стабильным, не подверженным резким колебаниям ставкам, что приводит к предсказуемости расходов по обслуживанию этого источника;
  • стоимость источника меньше;
  • источник дешевле в плане мобилизации средств;
  • процедура привлечения средств менее трудоемка.

Основной недостаток – выпуск займа приводит к повышению финансовой зависимости компании, т.е. к увеличению финансового риска ее деятельности. Если выплата дивидендов не является обязательной для компании, то расчеты по обязательствам перед держателями облигаций должны выполняться в обязательном порядке, несмотря на финансовые результаты текущей деятельности.

В процессе формирования капитала предприятия необходимо учитывать стоимость его привлечения из различных источников. При этом стоимость дополнительно привлекаемого капитала должна быть обязательно сопоставлена с размером дополнительного эффекта от его использования. Иными словами, объемы и темпы формирования капитала предприятия во многом определяются возможностями предстоящего эффективного его использования в операционном и инвестиционном процессе.

Правильная структура источников средств обеспечивает предприятию хороший уровень рентабельности собственного капитала и приемлемую финансовую устойчивость. Несмотря на высокую роль собственных средств, неразумно обходиться без заемных, так как они позволяют:

  • быстро расширить объем производства и сбыта в случае необходимости;
  • повысить рентабельность собственных средств за счет финансового рычага;
  • снизить предпринимательский риск, частично перекладывая его на кредиторов;
  • ограничить излишнее стремление акционеров к рискованным проектам при повышенном риске банкротства.

Выбор структуры капитала зависит от следующих факторов:

  • структура активов – более интенсивно используют займы фирмы, обладающие имуществом, подходящим для залогов;
  • темпы роста – быстро растущие фирмы более интенсивно используют внешнее финансирование, так как затраты на размещение акций выше, чем затраты на займы;
  • прибыльность – фирмы с высокой доходностью на вложенный капитал предпочитают ограничиваться собственными источниками, им хватает нераспределенной прибыли;
  • тяжесть налогового бремени – в таких условиях проявляется склонность предприятий к долговому финансированию из-за отнесения хотя бы части процентов за кредит на себестоимость.

Решения о финансировании оказывают влияние на результаты деятельности предприятия – изменяют уровень и структуру текущих затрат, суммы выплачиваемых процентов и налогов, величину чистой прибыли и коэффициенты финансовой устойчивости.

Рациональное соотношение между собственными и заемными средствами зависит от взаимодействия и иерархии стратегических и тактических целей предприятий, состояния всех видов рынков, складывающихся объективных и субъективных обстоятельств и далеко не всегда соответствует значениям, полученным в расчетах. Рациональное отношение не должно быть некоей застывшей цифрой, а лишь ориентиром для принятия конкретных решений в данный момент времени.

При оптимизации структуры капитала исходят из главной цели финансового менеджмента: установить такое соотношение между заемным и собственным капиталом, при котором стоимость акций компании достигает своего максимального значения.

Успешное управление финансовыми потоками базируется на проведении единой амортизационной политики компании, позволяющей осуществлять обновление производственного потенциала на новой технологической основе. При управлении финансовыми потоками должны быть использованы современные финансовые инструменты, распространенные в мировой практике. Это позволит компаниям сформировать наилучший инвестиционный портфель при оптимальном сочетании ценных бумаг с взаимодополняющими характеристиками.

Управление финансовыми потоками требует раскрытия информации, необходимой инвесторам для принятия решений о выборе направлений для инвестирования и осуществления постоянных контактов акционеров с руководством компании. Это предполагает регулярные меры по привлечению инвесторов и поддержку курса акций. Очевидно, что важной составной частью эффективного управления финансовыми потоками является идентификация и управление рисками.

По мнению многих аналитиков, кризис имеет позитивное следствие, которое выражается в том, что он способствует оздоровлению экономики. Сильные компании с хорошим менеджментом обеспечат себе более устойчивое положение на рынке, а слабые обанкротятся. Пути финансовой стабилизации посредством антикризисного управления и новых форм, применяемых за рубежом, рекомендуется адаптировать к нашим условиям.

Увеличение объема генерирования собственных финансовых ресурсов достигается с помощью оптимизации ценовой политики, сокращения суммы постоянных издержек, снижения уровня переменных издержек, осуществления эффективной налоговой политики, проведения ускоренной амортизации основных средств и нематериальных активов.

Сокращение необходимого объема потребления собственных финансовых ресурсов достигается за счет снижения инвестиционной активности предприятия во всех основных ее формах, обеспечения обновления операционных внеоборотных активов, осуществления дивидендной политики.

1.4 Особенности финансовой системы и финансового менеджмента в России

Российский рынок, как и большинство развивающихся рынков, тяготеет к «связанной» финансовой системе со всеми присущими ей чертами: слабое развитие контрактной системы, правовой базы, отсутствие прозрачности деятельности, а следовательно, неполнота информации. При этом к классической «связанной» системе, представленной множеством компаний Японии и Г ермании, добавляются проблемы развивающихся рынков: несогласованность по срокам активов и пассивов промышленных предприятий (когда долгосрочные активы покрываются краткосрочными обязательствами), доминирование обязательств в иностранной валюте, наличие теневой экономики и криминализация отдельных сфер деятельности. Привязка к банкам объясняется не только структурой собственности и слабым развитием фондового рынка, но и поиском путей ухода от высокого налогообложения, таможенных и экспортных пошлин, стремлением перейти от бартерных расчетов к денежным.
Имеется в российской экономике и характерный для «связанной» финансовой системы элемент перекрестного владения. Частично это объясняется выбором пути приватизации (акции компании получали поставщики и покупатели продукции), частично — попыткой замещения слабой контрактной системы, требующей вертикальной интеграции и единого финансового центра. Вокруг крупных банков сформировались финансовые группы с переплетенным директоратом, т.е. руководители одной компании входят в совет директоров компаний, включенных в группу.
Переход от административной системы управления во всех странах Восточной Европы породил проблемы, связанные с социальной сферой. Рыночные оценки неприемлемы для градообразующих предприятий или предприятий с большой социальной нагрузкой. В таких случаях следует учитывать множественность целей и искать особые способы функционирования. Часто эти проблемы находят решение в «связанной» финансовой системе, где временные трудности или постоянные объективные финансовые проблемы могут быть переложены на других участников. Зато при принятии инвестиционных и финансовых решений превалируют не рыночные подходы максимизации оценки капитала, а факторы сохранения «связанных» отношений. При слабом развитии контрактов и конкуренции на товарном рынке только отношения в цепочке «поставщик — потребитель — свой банк» могут обеспечить выживаемость компании и сохранить защищенность ее руководства.
В качестве примера рассмотрим принятие решений руководством ОАО «ВАЗ» по находящемуся в тяжелом финансовом положении дочернему предприятию АО «АвтоВАЗагрегат». АО «АвтоВАЗагрегат» является одним из поставщиков и играет важную роль в производственном цикле, так как производит нейтрализаторы, без оснащения которыми тольяттинские автомобили не могут идти на экспорт, поставляет автомобильные сиденья (20% потребностей ВАЗ) и другие комплектующие. К середине 1999 г. задолженность АО «АвтоВАЗагрегат» перед бюджетом достигла критического уровня, а начало процедуры банкротства с введением внешнего управления и фактическим переходом в «чужие руки» крайне опасно для ОАО «ВАЗ». Под гарантии ВАЗа местный банк предоставил АО «АвтоВАЗагрегат» кредит, позволивший погасить долги перед областным бюджетом и частично — федеральным. Низкая ставка процента по кредиту позволяет построить щадящую схему возврата долгов.
Стабилизация общественно-политической ситуации, создание финансовых и фондовых рынков, все большая интегрированность в мировую экономику и необходимость перехода от бартерных сделок к денежным расчетам приводят в России к повышению значимости финансового планирования и управления, когда финансовый менеджер начинает
восприниматься всеми службами не как проводник взаимозачетных схем или бартерных расчетов, не как консультант по обналичиванию или ревизор, отслеживающий денежные потоки в интересах собственника, а как полноправный участник разработки стратегических и тактических задач. Такое положение не всегда означает увеличение числа финансовых менеджеров или создание специальных финансовых служб на коммерческих предприятиях. Г ораздо важнее осознание специалистами по маркетингу, бухгалтерами, юристами компаний и высшим управленческим звеном важности освоения логики инвестиционных и финансовых решений, прогнозирования изменений финансовой среды. Это связано с тем, что и коммерческие, и маркетинговые решения, и процессы изменения структуры собственности, реорганизаций, поглощений и банкротств имеют финансовую подоплеку. Все специалисты, занимающиеся бизнесом, должны учитывать финансовые аспекты принимаемых решений, так как от этого зависит успех их дела.
Спрос на финансовые консультационные услуги в России меняется с изменением экономической ситуации. В 1991—1992 гг. преобладали услуги по финансовому консультированию, связанному с внешнеэкономической деятельностью (составление контрактов, таможенных документов, открытие оффшорных компаний и регулирование денежных потоков через них) и внедрением информационно-компьютерных систем анализа и прогнозирования денежных потоков, особенно на базе персональных компьютеров. В 1992—1994 гг. основными были услуги, связанные с приватизацией (оценка имущества, перспектив развития компаний, подбор схем изменения форм собственности, финансовые аспекты конкурсов и аукционов). С 1995 г. на первое место вышли вопросы, касающиеся инвестиционных проектов, составления бизнес-планов, оказания помощи в получении кредитов, минимизации налогообложения. Постепенный переход на денежные расчеты актуализировал финансовые вопросы маркетинга и управления оборотным капиталом. Создание крупных холдинговых компаний на базе банков и активные процессы слияний и поглощений, аукционная продажа государственных пакетов акций 1997—1998 гг. привели к повышению значимости вопросов оценки капитала, крупных пакетов акций, поиску эффективных схем обмена акций, оптимизации денежных потоков внутри холдинга, выходу на мировые финансовые рынки. С принятием и вступлением в действие с 1 марта 1998 г. Закона о банкротстве активизировались процессы поглощений через банкротство и актуальными стали вопросы сохранения финансовой устойчивости и финансовых схем банкротств. Кризисные процессы 1998 г. способствовали распространению выкупа собственности менеджерами и опять выдвинули на первое место финансовые аспекты передела собственности. Работа со стратегическими инвесторами, поиск венчурных инвесторов (при отсутствии портфельных) вновь привлекает внимание к агентским конфликтам. Появление с 1 июля 1999 г. налоговых выгод в привлечении капитала через облигационные займы предполагает работу с финансовыми институтами по размещению эмиссий и обращению облигаций на организованных площадках.
Анализируя изменение значимости финансовых задач, можно констатировать, что структура спроса на финансовые услуги в России меняется в направлении, принятом в рыночной экономике, что способствует появлению специфического класса финансовых менеджеров.
С учетом всего вышесказанного настоящий учебник, как, кстати заметить, и большинство учебных и практических пособий по финансовому менеджменту, построен на американской концепции управления капиталом и инвестициями фирмы.
Объяснений этому несколько. Говоря о различии двух финансовых систем, следует понимать, что и в США существуют компании, тесно связанные с банками и фактически демонстрирующие логику принятия решений в «связанной» системе. Примером служат малые предприятия или новые компании на ранних этапах развития. Поэтому в учебном процессе внимание акцентируется не на американских компаниях как таковых. Изучение американской концепции управления финансами предполагает, на наш взгляд, прежде всего рассмотрение некоего эталонного предприятия, функционирующего на рынке, приближенном к идеальному, где решения очищены от негативных факторов внешней среды (имеются в виду завышенные налоговые ставки, искажение рыночных сигналов, внеэкономическое принуждение и т.п.). Это не означает вместе с тем, что не будут рассматриваться внешняя среда или внутренние конфликты. Более того, учет различий в интересах позволит предложить новые модели и методы, например, оценки собственного капитала компании на основе опционной модели Блэка — Шоулса через учет конфликта интересов владельцев акций и владельцев заемного капитала (см. гл. 4). Внешние факторы будут постепенно накладываться на эталонное предприятие, чтобы прояснить логику принятия решений по управлению капиталом и инвестициями. Обвинения развитых фондовых рынков в «близорукости», вынуждающей менеджеров компаний заботиться только о ближайших перспективах (как часто подчеркиваемый недостаток американского фондового рынка), остаются эмпирически не доказанными, тем самым ставя под сомнение данный недостаток американской (аутсайдерской) концепции финансового менеджмента. «Связанная» система эффективно работает при слабости контрактных систем и недостаточности капитала. Можно говорить о большей эффективности «связанной» системы по сравнению с «рыночной» для развивающихся стран с высокими инвестиционными возможностями и недостаточностью капитала, когда практически любой вариант инвестирования эффективен. При открытии рынка для внешнего капитала отсутствие рыночных сигналов приводит к переинвестированию и в результате — к внеэкономическим действиям субъектов рынка. Открытое движение капитала требует гарантий возврата, что выражается в стремлении к правовой защите и ликвидности объектов инвестирования. Следовательно, для привлечения капитала с внешних рынков требуется развитая финансовая инфраструктура (фондовый рынок, правовая защищенность, учетные и аудиторские стандарты). Почти все страны, включая США, в отдельные моменты своей истории прошли через превалирование элементов «связанной» системы. Включение в общемировую финансовую систему требует перехода к рыночным отношениям. Гибридные формы часто оказываются нежизнеспособными, что ярко продемонстрировал Азиатский кризис 1997—1998 гг. Представляется, что принятие в качестве основы рыночных отношений соответствует естественному движению экономик развивающихся стран к открытию рынка капитала. Революция в информационных потоках и телекоммуникациях значительно меняет сущность финансовых услуг и работу менеджера по привлечению капитала. Индустрия финансовых услуг становится информационной индустрией. Страны со «связанной» финансовой системой вынуждены учитывать требования информационной открытости и адаптировать правила учета, принятия решений к требованиям внешних инвесторов. В последние годы наблюдаются процессы дерегулирования финансовых рынков. Например, в Германии в 1990-х гг. появился рынок коммерческих бумаг, увеличивается доля финансирования облигационными займами. С 1988 г. осуществляется постепенная дерегуляция японского финансового рынка — система мер адаптации к рыночным инвесторам Big Bang (появился рынок коммерческих бумаг, необеспеченные облигации, увеличилась эмиссия акций и облигаций и т.д.).
Учитывая все это, строить преподавание на логике «связанных» отношений, значит ориентироваться на вчерашний день.
Приступая к изучению логики управления финансами, необходимо усвоить прежде всего следующие основные положения.
Для акционеров компании рост цены акции на рынке означает возможность получения денежного выигрыша и повышения благосостояния. Аналогична ситуация и с владельцами облигаций, которые кроме купонного дохода могут рассчитывать на получение денежного выигрыша за счет роста цены облигации на рынке. Максимизация благосостояния собственников достигается при максимизации рыночной оценки всей компании (ее активов и, следовательно, капитала). Это базовое положение аугсайдерской концепции, в соответствии с которой управление собственниками возможно только косвенным образом через фондовый рынок.
Важно и другое положение — от увеличения рыночной оценки компании как функционирующей системы выигрывает общество. Это еще одно проявление известного механизма рыночной экономики, иногда называемого «невидимой рукой» Адама Смита, когда выигрыш отдельного инвестора становится общественным благом. И хотя можно привести исключения из этого правила, в большинстве случаев при разумно построенной системе функционирования экономики существует тесная связь между созданием рыночной стоимости (value creation) и повышением благосостояния всего общества.
Финансовый менеджер, решая конкретные задачи своей компании, ищет эффективную ценовую политику, занимается кредитным менеджментом, инвестирует средства в реальные и финансовые активы, ищет венчурных или стратегических инвесторов и в результате деятельности обеспечивает инвесторам — владельцам капитала требуемую доходность. На конкурентном рынке при сильной правовой базе более высокая доходность может быть получена не через ограничения рынка и устранение конкурентов, а только через реализацию конкурентных преимуществ (на товарном или финансовом рынке), а это означает выпуск товаров более высокого качества по приемлемой цене, удовлетворение растущих запросов потребителей, предложение инвесторам новых форм инвестирования, своевременную оплату труда наемных работников, добросовестные отношения с контрагентами, выплату налогов в бюджет и отчислений во внебюджетные фонды. Общество, представленное инвесторами (владельцами капитала), наемными работниками, потребителями и другими производителями, получает выгоду от расширения деятельности и эффективного использования ресурсов (природных, экономических, финансовых, человеческих). Чем более эффективно размещаются ресурсы, тем выше экономический рост и уровень жизни.
? Как вы считаете — задача минимизации стоимости капитала возникает только при установке на максимизацию рыночной оценки всего капитала или это требование существенно при любых других формулировках целей деятельности?
Различные элементы капитала направляются на реализацию инвестиционных или коммерческих решений (краткосрочных решений по выпуску продукции), в результате чего компания генерирует денежные потоки. Поиск оптимального сочетания элементов капитала и инвестиционных решений приводит к росту рыночной оценки компании, что показано на рис. 1.9.

Коммерческие решения : рост реализация; рентабельность продаж; оборачиваемость; жизненные циклы продукции
Стратегии
управления
Денежные ПОТОКИ (cash flows)


Инвестиционные решения: инвестиционные возможности; инвестирование в текущие активы; поглощения

Финансовые решения:
структура капитала; Стоимость
дивидендная политика; капитала
налоговое планирование; (cost of
структура займов capital)


Рис. 1.9. Факторы, влияющие на рыночную оценку компании
Заключение Финансовый менеджер принимает инвестиционные решения и управляет капиталом для достижения целевых установок, согласующихся с интересами всех участников предприятия. Интересы участников функционирующей организации (группы владельцев капитала, занятые, управленцы, поставщики и кредиторы) могут различаться, что потенциально приводит к конфликтам. Отделение функции владения от управления порождает главный агентский конфликт. Другой агентский конфликт возникает при привлечении заемных средств. Концепция агентских отношений не является универсальным способом моделирования финансовых решений в компаниях, однако учет агентских конфликтов позволяет лучше объяснить многие финансовые ситуации на развивающихся рынках (emerging markets), к которым относится и рынок России. Две компоненты определяют агентский конфликт: принятие решений в ситуации неопределенности и неприятие риска. При агентском конфликте принципал ищет механизмы воздействия на агента и вынужден нести потери — агентские затраты. Часть затрат — явные, они определяются издержками по организации контроля. Часть затрат не явные, их трудно вычислить, большей частью это упущенная выгода принципала в результате действий агента. Агентские затраты можно рассматривать как разницу между фактической оценкой компании и потенциальной, гипотетической ее ценностью, которая бы существовала в более совершенном мире, где интересы участников полностью совпадают. В интересах участников снизить агентские затраты. Отношения между участниками и распределение риска между ними накладывают отпечаток на принятие инвестиционных решений и решений по управлению капиталом компании. Целевые установки при принятии решений по управлению капиталом компании и инвестировании зависят от структуры собственности и финансовой инфраструктуры. Аутсайдерская концепция финансового менеджмента, которая является наиболее популярной и общепризнанной, исходит из целевой установки максимизации благосостояния владельцев собственного и заемного капитала компании. Эта целевая установка соответствует рыночной финансовой системе с распыленньтм собственньтм и заемньтм капиталом, развитьтм фондовьтм рынком и сильным правовым полем. Критерием принятия решений становится максимизация рыночной оценки капитала компании Гили, что равноценно, рыночной оценки компании (стоимости компании) как функционирующего субъекта рынка. Постановка задач финансовому менеджеру должна учитывать агентские конфликты и финансовое окружение. Система взаимоотношений должна строиться таким образом, чтобы исключить возможность оппортунистического поведения. Только в этом случае принимаемые менеджером инвестиционные и финансовые решения будут эффективны для всех владельцев капитала и общества. При несовершенстве взаимоотношений целевые установки меняются, и менеджер ставит собственные задачи по максимизации своего благосостояния (вывод активов и капитала при невозможности перераспределения собственности, перенос убытков на кредиторов или работников).
Вопросы. Задачи
О По приведенной ниже статье объясните различие в схемах управления компании «Даймлер-Бенц» и «Дженерал электрик». Является ли председатель правления компании представителем владельцев капитала или возглавляет исполнительный орган? Как избирается или назначается председатель правления? Вспомните имевшее место изменение устава в РАО ЕЭС России летом 1999 г. Какие пути видит председатель правления компании «Даймлер-Бенц» в максимизации рыночной цены акции? Какую роль играет показатель доходности (прибыльности)? Какие конфликты возникли в компании? Почему важна работа с акционерами? Должна ли реорганизация компании привести к изменению построения системы вознаграждения?
«Даймлер-Бенц» хочет повысить биржевую стоимость своих акций
Председатель группы «Даймлер-Бенц» Юрген Шремп готов приступить ко второму этапу внутренней реорганизации своей компании. Ранее руководство «Даймлер-Бенц» распродало убыточные подразделения и значительно сократило число рабочих мест.
Эксперты «Даймлер-Бенц» исследовали взаимосвязь между системой управления и прибыльностью компании. Данные исследования показали, что схема управления, при которой группы высших руководителей осуществляют прямой организационный и финансовый контроль за деятельностью каждого отделения, существенно эффективней той, которая принята в «Даймлер-Бенц». Все подразделения «Даймлер-Бенц» объединены финансово и юридически, а связь между советом директоров и производством осуществляют менеджеры.
К компаниям первой категории относятся американская группа «Дженерал электрик» и швейцарско-шведская группа «Эй-Би-Би». Шремп считает, что «Даймлер-Бенц» должна адаптировать к своим условиям данную модель управления. В конечном итоге такая система позволяет сократить руководящий состав и наладить непосредственную связь с производственными подразделениями. К важнейшим вопросам ближайшего будущего Шремп относит вопрос о путях дальнейшего развития основных подразделений компании: «Мерседеса», «Дазы» и «Даймлер-Бенц Интерсервис».
С юридической точки зрения структура компаний останется прежней для удобства взаимодействия с налоговыми службами.
Конечной целью всех преобразований председатель «Даймлер-Бенц» считает повышение биржевой стоимости акций компании. Сегодня наблюдатели и сотрудники компании единодушно признают, что в последнее время «Даймлер-Бенц» уделяла мало внимания своим акционерам. Ранее группа малых акционеров обвинила «Даймлер-Бенц» в сокрытии важной финансовой информации на прошлогоднем общем собрании акционеров.
Параллельно «Даймлер-Бенц» подвергается нападкам со стороны персонала и профсоюзов, которые опасаются возвращения компании к примитивным формам капиталистического управления.
В настоящее время в компании развернулись дебаты относительно заработной платы руководящих работников и зависимости между размером вознаграждения и эффективностью выполняемой ими работы.
«Финансовые известия «, 3 сентября 1996г
Прокомментируйте приведенные ниже высказывания генерального директора российской машиностроительной корпорации «Уралмашзаводы» К. А. Бендукидзе о значимости собственника в российской экономике и об изменении мотивов функционирования предприятий при преобразовании в компанию — акционерное общество.
«Я бы такой критерий ввел: хозяин тогда хозяин, когда он один. Более одного хозяина у предприятия быть не может. В цивилизованных странах все акционеры всегда выступают как один владелец. Отношения акционеров с компанией исчерпываются вопросами собственности. Приумножение капитала — это все, что интересует многочисленных собственников. А интересов подороже продать фанеру или подешевле купить экскаваторы на принадлежащем им предприятии у них не возникает. У нашей компании — «Уральские машиностроительные заводы» — много российских и иностранных акционеров. Но нас воспринимают и мы ведем себя как компания с одним хозяином. Только так можно избегать конфликта интересов.
Хозяин имеет дело не с предприятием, он имеет дело с компанией. Я бы сравнил компанию с живым существом, хотя это искусственное, конечно, образование. С каким- нибудь маленьким юрким мышонком ее объединяет желание жить вечно. Это не значит, что в уставе записано «Хочу жить вечно». Но в компании так выстраиваются мотивы, интересы, конфликты, что в итоге проступает стремление к вечной жизни. И в этом смысле компании по большому счету все равно чем заниматься. Известная компания «Маннесманн» многие годы, до конца 80-х, занималась тяжелым машиностроением, а в конце 80-х стала заниматься телекоммуникациями и недавно была продана как телекоммуникационная компания. «Интернешнл телефон энд телеграф» занималась телекоммуникациями, а сегодня ее бизнес — отдых и развлечения».
«Известия «, 18 апреля 2000 г.
Рекомендуемая литература
Основная
Бригхэм Ю. Энциклопедия финансового менеджмента. М.: РАГ. С: Экономика, 1998. С. 10—34.
The Modem Theory of Corporate Finance / Ed. by Clifford Smith. McGraw- Hill, 1994.
Дополнительная
Розанова Н.М., Авдашева С.Б. Лекции по теории отраслевых рынков. М.: ВШЭ, 1996. С. 18—34.
Briclkey J.A., Coles J.L., Terry R.L. The Board of Directors and the Enactment of Poison Pills//Journal of Financial Economics. 1994. Vol. 35. P. 371—390.
Atkinson S., Halvorsen R. The Relative Efficiency of Public and Private Firms in a Regulated Environment: The Case of U.S. Electric Utilities // Journal of Public Economics. 1986. Vol. 29. P. 281—294.
Brickley J.A., Coles J.L., Terry R.L. Outside Directors and the Adoption of Poison Pills // Journal of Financial Economics. 1994. Vol. 35. June. P. 371—390.
Brickley J.A. Dark F.H. The Choice of Organizational Form: The Case of Franchising//Journal of Financial Economics. 1987. Vol. 18. June. P. 401—420.
Brook Y., Rao R.K.S. Shareholder Wealth Effects of Directors’ Liability Limitation Provisions // Journal of Financial and Quantitative Analysis. 1994. Vol. 29. September. P. 481—497.
Byrd J.W., Hickman K.A. Do Outside Directors Monitor Managers? Evidence From Tender Offer Bids // Journal of Financial Economics. 1992. Vol. 32. October. P. 195—221.

Информационная система финансового менеджмента в организациях

Информационная система финансового менеджмента представляет собой процесс непрерывного целенаправленного отбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности организации.

Суть системы информационного обеспечения финансового менеджмента, ее широта и глубина определяются отраслевыми особенностями деятельности организаций, их организационно-правовой формы функционирования, объемом и степенью диверсификации финансовой деятельности и рядом других условий. Конкретные показатели системы формируются за счет как внешних, так и внутренних источников информации. В разрезе каждой из групп этих источников вся совокупность показателей, включаемых в информационную систему финансового менеджмента, предварительно классифицируется.

Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внешних источников, делится на четыре группы.

1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Являются основой проведения анализа и прогнозирования условий внешней финансовой среды функционирования организации при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности (стратегии развития ее активов и капитала, осуществление инвестиционной деятельности, формирование системы перспективных целевых показателей финансового менеджмента).

Показатели этой группы формируются из публикуемых данных государственной статистики.

Показатели первой группы подразделяются на два блока.

Первый блок «Показатели макроэкономического развития» включает информативные показатели, используемые в процессе управления финансами организации:

· темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода;

· объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде;

· денежные доходы населения;

· вклады населения в банках;

· индекс инфляции;

· учетная ставка Центрального банка РФ.

Во втором блоке «Показатели отраслевого развития» содержатся информативные показатели по отрасли, к которой принадлежит данная организация:

· объем произведенной (реализованной) продукции и его динамика;

· общая стоимость активов организации, в том числе оборотных;

· сумма собственного капитала организации;

· сумма балансовой прибыли организаций, в том числе по основной деятельности;

· ставка налогообложения прибыли по основной деятельности;

· ставки НДС и акцизного сбора на продукцию, выпускаемую организациями отрасли;

· индекс цен на продукцию отрасли в рассматриваемом периоде.

2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Служат для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых вложений и некоторых других аспектов финансового менеджмента.

Показатели указанной группы формируются на основе публикаций периодических коммерческих изданий, фондовых и валютных бирж, а также электронных источников информации.

Показатели второй группы также подразделяются на два блока информативных данных.

Первый блок «Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка фондовых инструментов» включает:

· виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций, и т.п.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке;

· котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов;

· объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов;

· сводный индекс динамики цен на фондовом рынке.

Во втором блоке «Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка денежных инструментов» содержатся:

· кредитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по срокам предоставления финансового кредита;

· депозитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по вкладам до востребования и срочным вкладам;

· официальный курс валют, которыми оперирует организация в процессе внешнеэкономической деятельности;

· курс покупки-продажи аналогичных видов валют, установленный коммерческими банками.

3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов. Используются в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов. Источник формирования показателей данной группы — публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации обязательны), соответствующие рейтинги с основными результативными показателями деятельности (по банкам, страховым компаниям), платные бизнес-справки, предоставляемые некоторыми информационными компаниями (получение такой информации должно осуществляться только легальными способами).

Состав информативных показателей каждого блока определяется конкретными целями управления финансами, объемом операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, длительностью партнерских отношений и другими условиями.

4. Нормативно-регулирующие показатели. Учитываются в процессе подготовки финансовых решений, связанных с особенностями государственного регулирования финансовой деятельности организаций. Показатели этой группы формируются, как правило, в разрезе двух блоков: «Нормативно-регулирующие показатели по различным аспектам финансовой деятельности организации» и «Нормативно-регулирующие показатели по вопросам функционирования отдельных сегментов финансового рынка». Источником их формирования являются нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления.

Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников, делится на три группы:

1. Показатели, характеризующие финансовое состояние и результаты финансовой деятельности по организации в целом. Названные показатели формируются из данных финансовой отчетности.

Финансовая отчетность – это система форм бухгалтерского и финансового отчета для целей предоставления обобщенной информации внутренним и внешним пользователям.

В финансовой отчетности в условиях рынка непосредственно заинтересованы две группы пользователей.

К первой группе относятся следующие внешние пользователи:

· акционеры компании, учредители, вкладчики, существующие и потенциальные собственники средств организации, которым требуется установить увеличение или уменьшение доли собственных средств и оценить эффективность использования ресурсов руководством компании;

· существующие и потенциальные кредиторы, использующие отчетность для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условия кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к предприятию как к клиенту;

· биржи ценных бумаг, оценивающие информацию, представленную в отчетности при регистрации соответствующих фирм, принимающие решения о необходимости изменения учета и составления отчетности;

· законодательные органы;

· юристы, нуждающиеся в отчетной информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при исчислении прибыли и выплате дивидендов, также для определения условий пенсионного обеспечения;

· пресса и информационные агентства, которым отчетность требуется для подготовки обзоров, оценки тенденции развития и анализа деятельности отдельных компаний и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;

· торгово-производственные ассоциации, использующие отчетность для статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне;

· профсоюзы, заинтересованные в отчетной информации для определения своих требований в отношении заработной платы и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли, к которой относится конкретное предприятие;

· поставщики и покупатели, устанавливающие деловые связи с клиентом;

· государство, прежде всего в лице органов, которые проверяют правильность составления документов, расчет налогов, формируют налоговую политику.

Вторую группу составляют внутренние пользователи:

· руководство компании;

· менеджеры соответствующих уровней, которые по данным отчетности оценивают потребности в финансовых ресурсах, правильность принятых инвестиционных решений и эффективность структуры капитала, определяют главные направления политики дивидендов, составляют прогнозные формы отчетности и осуществляют предварительные расчеты финансовых показателей предстоящих отчетных периодов, оценивают возможности слияния с другой фирмой или ее приобретения, структурной реорганизации компании;

· все структурные подразделения (филиалы и т.д.). Основными бухгалтерскими документами предприятия являются:

1) квартальный и годовой бухгалтерские балансы;

2) квартальный и годовой отчеты о финансовых результатах;

3) приложения к годовому балансу;

4) характеристика движения собственного капитала и фондов предприятия, движения заемных фондов;

5) информация о дебиторской и кредиторской задолженности;

6) сведения о финансовых вложениях и долгосрочных инвестициях;

7) справки о платежах в социальные фонды, налоговую инспекцию.

2. Показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности отдельных структурных подразделений организации. Используются для текущего и оперативного управления практически всеми аспектами финансовой деятельности организации, а в наибольшей степени – в процессе финансового обеспечения ее операционной деятельности. Названная группа показателей основывается на данных организуемого в организации управленческого учета.

В процессе построения системы информационного обеспечения управления финансовой деятельностью управленческий учет призван формировать группы показателей, отражающих объемы деятельности, сумму и состав затрат, сумму и состав получаемых доходов и др. Эти группы показателей подразделяются в процессе управленческого учета обычно по следующим блокам:

· сферам финансовой деятельности организации;

· регионам деятельности (если для организации характерна региональная диверсификация финансовой деятельности);

· центрам ответственности (созданным в организации центрам затрат, дохода, прибыли и инвестиций).

Управленческий учет строится индивидуально в каждой организации и должен быть в первую очередь подчинен задачам информативного обеспечения процесса оперативного управления финансовой деятельностью.

3. Нормативно-плановые показатели, связанные с финансовым развитием организации. Применяются в процессе текущего и оперативного контроля за ходом осуществления финансовой деятельности. Они формируются непосредственно в организации по двум блокам:

· система внутренних нормативов, регулирующих финансовое развитие организации. В нее включаются нормативы размеров отдельных видов активов организации, нормативы соотношения отдельных видов активов и структуры капитала, нормативы удельного расхода финансовых ресурсов и затрат и т.п.;

· система плановых показателей финансового развития организации. В ее состав включается совокупность показателей текущих и оперативных финансовых планов всех видов.

Использование представляющих интерес показателей, формируемых из внешних и внутренних источников, позволяет создать в каждой организации целенаправленную систему информационного обеспечения финансового менеджмента, ориентированную как на принятие стратегических финансовых решений, так и на эффективное текущее управление финансовой деятельностью.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В РФ

Финансовый менеджмент в секторе государственного управления представляет собой процесс выработки целей и задач управления государственными и муниципальными финансами и их реализацию при помощи формирования государственного и муниципального финансового механизма.

Основными целями государственного финансового менеджмента в условиях рынка являются:

-расчет потребностей государства в финансовых ресурсах, необходимых для реализации государственных функций, стратегических и тактических задач государства;

-формирование оптимальных механизмов по привлечению необходимых финансовых ресурсов;

-эффективное и результативное использование привлеченных финансовых ресурсов.

Главная задача государственного финансового менеджмента – обеспечение оптимальных результатов финансовой политики государства с учетом существующей социально-экономической и политической ситуации. Общепринятые критерии оценки результативности деятельности государства:

-темпы роста валового внутреннего продукта страны;

— объем инвестиций в % к валовому внутреннему продукту;

-уровень безработицы;

— валовый внутренний продукта на душу населения ;

-уровень инфляции;

-государственный долг в % к валовому внутреннему продукту;

-сальдо текущего счета платежного баланса страны;

-показатели состояния и уровень развития банковского сектора государства.

В зависимости от сфер управления, государственный менеджмент подразделяется на:

-бюджетный государственный менеджмент;

-налоговый государственный менеджмент;

-антикризисный государственный менеджмент;

-инвестиционный государственный менеджмент;

-государственный риск-менеджмент;

-банковский государственный менеджмент;

-отраслевой государственный менеджмент;

-валютный государственный менеджмент;

-страховой государственный менеджмент;

-кадровый государственный менеджмент.

Принятие управленческих финансовых решений по формированию и использованию государственных финансовых ресурсов должно быть направлено на высококачественное удовлетворение общественных потребностей при установленных объемах государственных расходов.

В странах, где существует практика финансового менеджмента в государственном секторе, стандарты и процедуры финансового менеджмента нормативно законодательно оформлены путем наличия:

— развернутой системы правовых актов, регламентирующих систему государственного финансового менеджмента;

— специальных агентств по финансовому менеджменту в органах исполнительной власти.

Современная система финансового менеджмента России в секторе государственного управления включает в себя два крупных компонента:

— условия реализации; (во-первых, это правовая база, предусматривающая наличие положения о государственном финансовом менеджменте; документов, регламентирующих процессы регулирования финансового менеджмента; системы нормативно- правовых и методических документов по реализации государственного финансового менеджмента. Во-вторых, существование системы подготовки кадров в сфере государственного менеджмента и аудита, т.е. обеспечение кадровой возможности функционирования системы);

-инструменты и процедуры (привязанные к этапам бюджетного процесса). Составление и рассмотрение бюджетов осуществляется в разрезе взаимоувязывания доходов, расходов, результатов и эффекта от полученных результатов. Исполнение бюджета предусматривает четкую реализацию всего комплекса оказания государственных услуг «с нуля» и «под ключ». Лучшие практики финансового менеджмента основаны на делегировании полномочий и ответственности за результаты и использованные ресурсы при существовании жесткой подотчетности. Распределение полномочий и ответственности закрепляется в ведомственных нормативных актах, доступных в восприятии, однозначно трактуемых и исключающих элементы дублирования. Принятие любых управленческих решений должно осуществляться с учетом их альтернативной доходности.

Внутренний контроль и аудит предусматривает следующие элементы системы контроля: наличие контрольных действий, контрольной среды, оценки рисков, обмена информацией, процедур мониторинга. Частота мониторинга зависит от специфики ведомства, но осуществляется не реже, чем ежемесячно. Результаты полугодовых оценок используются для принятия управленческих решений в сфере исполнения бюджета отчетного года, годовых – для оптимизации планирования и исполнения следующих бюджетов.

Важную роль в реализации современного финансового менеджмента играют государственные операционные менеджеры. Операционные менеджеры являются, по сути, связующим звеном между потребителем государственной услуги и органом, осуществляющем процессы предоставления данной услуги. Операционные менеджеры обладают главным преимуществом – информацией и владеют ситуацией, поэтому имеют возможность принимать гораздо более эффективные решения по использованию государственных ресурсов для достижения запланированных результатов.

Отдельного внимания заслуживает дорожное картирование. Дорожная карта – пошаговый сценарий достижения стратегических целей. Дорожная карта обеспечивает управление и улучшение каждого процесса благодаря применению цикла Деминга (модель непрерывного улучшения процессов), или PDCA (Plan-Do-Check-Act, т.е. «Планируй-Делай-Проверяй-Корректируй/Действуй»). Определение стратегической цели с формулировкой целеполагания, формирование основных шагов достижения цели, проверка эффективности выбранных решений, проведение корректировки по итогам аудирования достигнутого. Дорожная карта связывает между собой ожидание от идеи, стратегию и план развития процесса с выстраиванием во времени основных шагов этого процесса по принципу «прошлое – настоящее – будущее». Дорожные карты дают возможность просматривать не только вероятные сценарии и пути развития, но и их рентабельность.

Дорожные карты выполняют следующие функции:

-Планирования ситуации в развитии, с учетом политического, экономического, социального, технологического аспектов (прогноз);

-Управление развитием ситуации в зависимости от поставленных стратегических целей.

Дорожные карты различны по конкретным целям и временным периодам, создаются на срок до 10 лет. Отсутствие жесткой регламентации дает возможности вариативности, позволяет достигнуть высокого уровня информативности, доступности, наглядности и применять их как достойный инструмент принятия управленческих решений на государственном уровне.

Государственный финансовый менеджмент выполняет универсальные управленческие функции: прогнозирования, планирования, исполнения финансовых планов государства, контроля за эффективностью выполнения планов.

Расчет показателей качества финансового менеджмента осуществляется Министерством финансов Российской Федерации по каждому главному администратору средств федерального бюджета на основании Приказа Министерства финансов РФ от 13 апреля 2009 г. N 34н
“Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета”

Мониторинг качества государственного финансового менеджмента проводится ежеквартально в срок, не превышающий 40 календарных дней после завершения отчетного периода.

Показатели оценки качества государственного финансового менеджмента:

1. Среднесрочное финансовое планирование. Вес группы 30%:

-Качество планирования расходов. Вес показателя в группе (20%).
-Своевременность представления главными распорядителями средств федерального бюджета документов в Министерство финансов Российской Федерации (20%).
-Качество подготовки главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований (30 %).

-Востребованность бюджетных ассигнований (30%).
2. Исполнение бюджета в части расходов. Вес группы – 30 %.

3. Исполнение бюджета по доходам. Вес группы – 30 %:

-Отклонение от прогноза поступлений доходов на текущий финансовый год (35%).
-Эффективность управления дебиторской задолженностью по расчетам с дебиторами по доходам(10%).
-Качество правовой базы главного администратора доходов федерального бюджета по администрированию доходов (35%).
-Доля невыясненных поступлений, зачисленных в федеральный бюджет, и возвратов из федерального бюджета излишне уплаченных сумм (10 %).
-Наличие системы электронного документооборота с органами Федерального казначейства (10%).
4. Учет и отчетность. Вес группы – 10 %:

-Методические рекомендации по реализации государственной учетной политики (30 %).

-Наличие единой автоматизированной системы сбора бюджетной отчетности. ( 10 %).

-Применение получателями средств федерального бюджета программных средств по автоматизации бюджетного учета (10 %).

-Подготовка и внедрение управленческого учета (30 %).

-Степень реализации отраслевого (ведомственного) плана повышения эффективности бюджетных расходов(20 %).

5. Контроль и аудит Вес группы – 5 %:

-Осуществление мероприятий внутреннего контроля (10 %).

-Проведение инвентаризаций (10 %).

-Доля недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей
( 10 %).

-Качество организации внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля (35 %).

-Качество правового регулирования порядка ведения мониторинга результатов деятельности подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств ( 35 %).

6.Исполнение судебных актов. Вес группы – 5 %:

-Иски о возмещении ущерба (в денежном выражении) (7%).

-Иски о возмещении ущерба (в количественном выражении) (7%).

-Иски о взыскании задолженности (в денежном выражении) (7%).

-Иски о взыскании задолженности (в количественном выражении) (7%).

-Иски по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (в денежном выражении) (14%).

-Иски по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (в количественном выражении) (14%).

-Приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах подведомственных получателей в связи с нарушением процедур исполнения судебных актов (28%).

-Сумма, подлежащая взысканию по исполнительным документам (16%).

7. Кадровый потенциал финансового подразделения главных администраторов бюджетных средств. Вес группы – 5 %:

-Квалификация сотрудников финансового подразделения центрального аппарата (25%).

-Повышение квалификации сотрудников финансового подразделения центрального аппарата (15%).

-Укомплектованность финансового подразделения центрального аппарата (15%)..

-Ротация сотрудников финансового подразделения центрального аппарата в возрасте до 35 лет, имеющих стаж работы в подразделении более трех лет
(15%).

-Количество сотрудников финансового подразделения центрального аппарата в возрасте до 35 лет, имеющих стаж работы в подразделении более трех лет (15%).

-Премирование сотрудников центрального аппарата
(15%).

8. Управление активами. Вес группы – 5 %:

-Динамика объема материальных запасов (40%).

-Доля нарушений при распоряжении и управлении государственной собственностью (60%).

Итоговая оценка качества финансового менеджмента по каждому главному администратору средств федерального бюджета рассчитывается по формуле:


E – итоговая оценка по главному администратору средств федерального бюджета;
— вес i-ой группы показателей качества финансового менеджмента;
— коэффициент, корректирующий оценивание по i-ой группе показателей качества финансового менеджмента;
— вес j-ого показателя качества финансового менеджмента в i-ой группе показателей качества финансового менеджмента;
— оценка по j-му показателю качества финансового менеджмента в i-ой группе показателей качества финансового менеджмента.

Мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета за девять месяцев 2015 года проводился среди 78 главных администраторов бюджетных средств. За аналогичный период 2014 года мониторинг был осуществлен по 78 главным администраторам.

При расчете показателей учитывались отраслевые особенности, влияющие на качество финансового менеджмента. Средняя итоговая оценка по главным администраторам составила в 2015 году 66,8 балла по 100-балльной шкале, в аналогичном периоде 2014 года – 62,8 балла.

По результатам мониторинга качества финансового менеджмента, в пятерке лучших главных администраторов низменно удержалась только Федеральная миграционная служба с результатом в 84,2 балла ( в 2014 году – 87,2 балла); В число главных администраторов с наиболее низкими оценками второй год подряд попадает Министерство природных ресурсов Российской Федерации – 46,3 балла (42,5 баллов в 2014 году).

Средняя оценка по показателю «Качество среднесрочного финансового планирования составила 85,3 балла и улучшилась по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 3,1 балла.

В 2015 году по итогам 9 месяцев наихудшие оценки качества среднесрочного финансового планирования были выявлены у Федерального агентства специального строительства; Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств; Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям; Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Федерального агентства по делам молодежи.

При проведении мониторинга качества менеджмента по группе «Исполнение бюджета в части расходов» средний балл составил 44,4 с улучшением по аналогу 2014 года на 6,0 балла. По этой группе худшие показатели за 9 месяцев 2015 года сложились у Министерства природных ресурсов РФ; Министерства иностранных дел РФ; Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; Управления делами Президента РФ; Министерства транспорта РФ.

В третьей группе – » Исполнение бюджета по доходам» средний балл достиг отметки в 73,0 балла, улучшение составило 3,5 балла. Низких оценок удостоены за 9 месяцев 2015 года Федеральное агентство по туризму; Министерство природных ресурсов РФ; Федеральное агентство специального строительства и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

По четвертой группе показателей — «Учет и отчетность» — средний балл составил 69,7 балла по 100-балльной шкале. По сравнению с аналогичным периодом 2014 года оценка улучшилась на 5,9 балла. Минимальные результаты за 9 месяцев 2015 года были выявлены у Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств; Федерального архивного агентства; Федерального медико-биологического агентства; Федерального агентства специального строительства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

В группе «Контроль и аудит» средняя оценка остановилась на отметке 74,8 балла, в сравнении с аналогичным предыдущим периодом она улучшилась на 10,5 балла. Наименее благоприятные оценки по показателю контроль и аудит по итогам 9 месяцев 2015 года сложились у Федерального агентства по делам молодежи; Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству; Конституционого Суда Российской Федерации.

Средние показатели в группе «Исполнение судебных актов» составили 82 балла.

Анализ показателей в группе «Управление активами» выявил среднее значение на уровне 86,0 баллов, 60 главных администраторов имеют наилучшие оценки в 100 баллов. Наихудшие оценки по итогам 9 месяцев 2015 года сложились у Федерального агентства по туризму; Федерального медико-биологического агентства; Министерства экономического развития и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

По группе «Кадровый потенциал экономического подразделения главного администратора» по итогам 9 месяцев 2015 года результаты не были представлены, за аналогичный период 2014 года минимальные оценки по показателю были выявлены у Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока; Федерального агентства по недропользованию и Федеральной службы по аккредитации.

Таким образом, по итогам мониторинга качества финансового менеджмента за 9 месяцев 2015 года, сложилась следующая картина:

Таблица 1. Данные мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета за девять месяцев 2015 года

Наименование группы показателей

Средний балл

Качество среднесрочного финансового планирования

85,3

Исполнение бюджета по доходам

73,0

Учет и отчетность

69,7

Контроль и аудит

74,8

Исполнение судебных актов

82,0

Управление активами

86,0

Кадровый потенциал экономического подразделения главного администратора

Поделиться в соц. сетях

Библиографический список

  1. Приказ Министерства финансов РФ от 13 апреля 2009 г. N 34н “Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета”
  2. Отчёт Министерства финансов РФ «О результатах проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, за 9 месяцев 2015 года» // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации URL: (дата обращения 12.01.2015)

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Евдокимова Юлия Викторовна»