Особенности публичного выступления

Виды публичных выступлений

Публичные выступления – это не просто речь оратора с одним или несколькими слушателями. Это не разговор на площади, где порой одним жестом можно усмирить нахала или, наоборот, одной улыбкой расположить всю новую кампанию. Существует целая классификация публичных выступлений, без которой невозможно постичь теоретические азы ораторского мастерства. К ней относятся виды публичных выступлений по цели и по форме.

Типы выступлений по цели

Язык и стиль публичного выступления, его структура, эмоциональная составляющая и подбор выразительных средств, которые могут существенно отличаться друг от друга, напрямую зависят от цели. Например, доклады зачитываются ровным безэмоциональным тоном, стиль изложения – деловой, содержание – сухие факты и цифры. Поздравление или тост зачитываются в торжественном стиле, адресно, с использованием яркой образной речи, юмора и художественных средств выразительности.

Подготовку к выступлению следует начинать с постановки конкретной цели. Цель должна умещаться в простой глагол: разогреть, развеселить, убедить, заинтересовать, проинформировать и т. д.

Так, к примеру, разделяют следующие виды публичных выступлений по цели:

  1. Информационное публичное выступление. Цель такого выступления изложить определенную информацию. Нам привычнее называть такой вид выступлений докладом, сообщением, учительским монологом, лекцией, ответом ученика или студента.
  2. Соблюсти определенный протокол или этикет поможет протокольно-этикетное публичное выступление. Оратору и участникам такого выступления следует четко соблюдать процедуру его ведения: приветствие делегации, возможные поздравления, торжественное вступительное слово, хвалебная речь в адрес официального лица или организации, произнесение тостов.
  3. Развлекательное выступление, цель которого скорее развеселить публику колоритными байками, забавными тостами, поделиться казусами, поэтому и форма публичного выступления в данном случае может быть нестандартной (митинг, банкет, корпоративная встреча).
  4. Убеждающее публичное выступление призвано доказать позицию оратора, а также сделать её легитимной со стороны публики. Такой вид публичных выступлений характерен для политических, научных и общественных встреч с ярко выраженным агитационным и рекламным подтекстом.

Запишитесь на пробный урок
по актерскому мастерству

Типы публичных выступлений также могут стать смешанными и нести в себе сразу несколько видов по целям: развлекательную и информационную, убеждающую и официально-протокольную.

Стили выступлений по форме

Форма выступления определяется в соответствии с форматом мероприятия. На ее выбор влияет время, отведенное оратору для выступления, и его цель. Это может быть короткое информационное сообщение, длительная и подробная лекция или диалог с аудиторией в формате живой беседы. Ораторское искусство, помимо прочего, включается в себя умение правильно соотносить форму выступления с его содержанием и целью. Когда эти три компонента гармонично дополняют друг друга, речь оратора становится целостной, естественной и органичной. Делить такую речь на составные части затруднительно, т. к. она производит впечатление неделимого целого.

Форма выступления всегда соответствует цели: излишне будет зачитывать публике лекцию по метеорологии, если требуется всего лишь сообщить прогноз погоды на вечер.

Рассмотрим виды публичных выступлений по форме:

#1

Выступление. Подготовленное сообщение по заранее определенному вопросу. Отличается краткостью и может быть импровизированным, но обязательно по сформулированной для встречи теме.

#2

Доклад. Устное публичное выступление развернутого типа, которое широко раскрывает определенную проблему на конкретную тему. Время таких выступлений может составлять от нескольких минут до нескольких часов.

#3

Сообщение. Очень короткое выступление с освещением не более одной темы или вопроса. Информация должна быть четкой, конкретной, наглядной и исчерпывающей.

#4

Лекция. Стиль публичного выступления, при котором изложение происходит от лица специалиста в данной области.

#5

Беседа. Стили выступлений в данной форме могут быть более свободными и обязательно подразумевают взаимодействие с аудиторией путем её участия в формировании вопросов к выступающему. Таким образом, беседа подразумевает умелое сочетание монологов с разговором со слушателями, выслушивание их комментариев и ответы на их вопросы.

Таковы типологии публичных выступлений по двум типам: целям и форме. Более подробно узнать обо всех нюансах каждого вида публичных выступлений, а также на практике отточить свое искусство красноречия можно в студии актерского мастерства на курсе «Публичные выступления».

Как готовиться к публичному выступлению, как настроить себя на успех, что делать если аудитория не расположена к оратору? Ответы на все эти вопросы дают курсы ораторского мастерства. Наши педагоги удачно сочетают теоретическую подачу информации с практическими занятиями, которые придадут вам уверенность как оратору.

Основные трудности публичного выступления

Хорошая публичная речь — это искусство. Почему так трудно бывает хорошо выступить? Причин здесь обычно несколько: ора­тор волнуется, он забывает, о чем собирался говорить, боится вопросов, опасается, что не уложится в отведенное время, боит­ся, что его не поймут, не поверят ему, не уверен в себе и т.д.

Американский специалист в области ораторского искусства Ф. Снелл указывал на следующие трудности оратора:

— нельзя прервать выступление, когда хочется;

— нельзя рассчитывать на собеседников, успех зависит только от вас;

— трудно понять отношение аудитории к себе;

— слушатели сопоставляют вас с образцовыми ораторами, с теми, кого видят по телевизору;

— нельзя вести себя свободно, так, как хочется;

— по вашему выступлению о вас соста­вят мнение, которое потом будет трудно изменить.

70% начинающих ораторов считают неконтролируе­мый страх, охватывающий их перед началом выступления и продолжающийся во время речи, проблемой номер один.

В состояние аудиторного шока могут впадать не только начинающие ораторы, но и люди почтенные, прекрасно владеющие языком, письменной речью, но теряющие этот дар в многолюдном собрании. «Нечто подобное рассказы­вают про известного критика В.В. Стасова, который в клубе художников, желая прочесть лекцию, минут пять изображал из себя молчаливую, смущенную статую, постоял на эстраде, помялся да с тем и ушел, не сказав ни единого сло­ва».

Лучшим средством против страха является непрерыв­ная практика публичных выступлений. Очень страшно бывает в первый раз. Но даже первое выступление позво­лит оратору накопить некоторый опыт — знания о себе, о причинах своего волнения, о своих недостатках. Значит, есть надежда уже во второй раз многое предвидеть и мно­гого избежать.

Еще одно важное условие преодоления аудиторного шока — хорошая подготовка. Как говорил А.Ф. Кони, «размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду». Кроме того, первые выступления начинающего оратора должны проходить в небольшой, хорошо знакомой аудитории, и лишь когда первые навыки произнесения речи закрепятся, можно переходить в боль­шую и незнакомую аудиторию.

Конечно, следует отличать страх, когда сознание и воля парализованы, от волнения, творческого подъема. Большинство риторов указывает, что волнение, в отличие от страха, в небольших дозах даже полезно. Опасен стресс, причем не только для говорящего, но и для слушателей, которые, не разгадав истинного состояния выступающего, могут настроиться агрессивно против него и речи, так как внешние проявления стресса могут быть восприняты как сигнал агрессивного поведения оратора (резкий высокий тон, быстрый темп речи, нарушение ритма).

Действительно, трудностей много, поэтому первые выступле­ния людей часто оказываются неудачными. Надо учиться анали­зировать и исправлять свои ошибки.

Повышение эффективности публичного выступления

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Требования к публичной речи………………………………………4

Глава 2. Классификация видов речи………………………………………….6

Глава 3. Повышение эффективности публичного выступления…………..10

3.1 Как выступать с речью……………………………………………………10

3.2 Как произвести положительное впечатление…………………………..12

Заключение……………………………………………………………………13

Список использованной литературы……………………………………….14

Введение

Взаимоотношения специалистов в профессиональной деятельности становятся предметом все более пристального внимания ученых. Исследования психологов и социологов показывают, что до 70% управленческих решений принимается руководителем в устной форме, в процессе делового взаимодействия. Характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на успешность проведения бесед, деловых совещаний и переговоров, пресс-конференций и дискуссий, торгов и презентаций.

Овладение основами деловой коммуникации позволит специалистам эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, реализуя комфортно-психологическое общение и разнообразные стратегии и тактики, ориентирование на достижение компромисса и сотрудничества. А это, в свою очередь, снизит риск неблагоприятных последствий решений при ведении переговоров и консультировании, проведении деловых совещаний и собраний. Использование рациональных программ делового общения, адекватных коммуникативному намерению специалистов, позволит завоевать доверие в деловых кругах.

Важным элементом имиджа является умение выражать свои мысли.

Публичные речи могут быть включены в такие формы деловой коммуникации, как деловые совещания, конференции, дискуссии, презентации, а могут иметь и самостоятельное значение. Речь в деловой среде направлена на достижение прагматических1 целей, например речь адвоката – чтобы эффективно защитить клиента, речь руководителя на совещании – чтобы стимулировать высокопродуктивность работы его участников, для информирования, речь на митинге – чтобы убедить участников, склонить их к действию.

Глава 1. Требования к публичной речи

  1. Речь должна быть сначала и до конца захватывающе интересной и полезной. Французская поговорка гласит: «Хороший оратор должен иметь голову, а не только глотку!» Слушатели намного чаще, чем думают иные, точно чувствуют, на самом ли деле мельница речи перемалывает зерно, или она трещит так громко лишь оттого, что внутри пусто.
  2. Она должна быть составлена правильно в композиционном отношении и содержать вступление, основную часть и заключение.

У любой речи должна быть тщательно продумана внутренняя структура. Введение и основная часть должны дать ответы на следующие четыре вопроса.

Введение. Почему я говорю?

Основная часть. Каково существующее положение (Что было? Что есть? Что должно быть вместо этого? Как можно изменить существующее положение?)

Заключение содержит побуждение к действию: идти путем, о котором узнал оратор, и таким образом изменить существующее положение.

Речь должна быть ориентирована на слушателей в зависимости от того, предназначена она для индивидуального собеседования или для выступления перед большой аудиторией. Она может быть обращена к разнородной аудитории.

Сэр Гамильтон думал лаконично и связно, оставив нам пять заповедей искусства речи:

— Понять, что следует сказать;

— Упорядочить: что по делу, а что шутки ради;

— Облечь в слова и украсить слогом;

— Запечатлеть в памяти;

— Приятно и достойно изложить.

Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной подготовки, а для начинающих деловых людей это обязательное требование. Подготовка речи является творческой работой, доставляющей ее автору радость и импровизационный азарт. К такой подготовке относится прежде всего обдуманная последовательность всех этапов работы. Античный риторический канон выделял 5 этапов подготовки и произнесения речи.

1.ИНВЕНЦИЯ, или «нахождение», «изобретение». На этом этапе собирают и систематизируют необходимый для будущей речи материал.

2.ДИСПОЗИЦИЯ, или «расположение». Автор будущей речи обдумывает материал, структурирует его, связывает детали, готовит комментарии к материалу.

3.ЭЛОКУЦИЯ, или «словесное оформление мысли». В этой части осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной части, формулирование выступления и заключения, окончательная редакция текста.

4.МЕМОРИО, или «запоминание». На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, может быть даже выучить его наизусть и попробовать освоить риторически, то есть выделить места, где необходимы паузы, модуляция голоса, невербальная поддержка текста и другие проявления индивидуального ораторского стиля.

5.ПРОИЗНЕСЕНИЕ.

Глава 2. Классификация видов речи

Для эффективного выступления с речью деловому человеку недостаточно только выбрать ее тему, необходимо подумать и о назначении речи. Если человек берет слово, затем встает и начинает говорить, не имея ясного представления о том, чего ради он говорит и что, собственно, хочет сказать, то для такого выступления несомненно нет достаточного основания и оно недопустимо, так как отсутствует предмет речи.

Поль Л. Сопер в книге «Основы искусства речи. Книга о науке убеждать» дает следующие советы начинающим ораторам:

  1. Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и интересам

    Выбирайте круг вопросов, подготовка по которым может дать вам больше знаний, чем обладают ваши потенциальные слушатели, или тему из такой области, в которой у вас по крайней мере не меньший опыт, чем у слушателей. Выступающий должен иметь общественные интересы и широкий кругозор.

    «Нет такой специальной из ряда вон выходящей темы, чтобы не нашлось книги, способной предоставить материал по этой теме» — пишет Гамильтон и дает совет: «Читайте Сенеку, он по большинству тем дал блестящие и счастливо выраженные мысли».

  1. Подбирайте уместную тему

    Выбор темы зависит от места, времени и настроения публики, от актуальности конкретного момента. Официальный повод следует иногда использовать как исходный пункт для развития выбранной вами темы, которая, в свою очередь, может стать интересней и важней.

  1. Выбирайте тему, соответствующую аудитории

    Тема должна быть интересна, важна и понятна для слушателя. Это зависит, главным образом, от следующих факторов:

    а) основных интересов аудитории;

    б) групповых интересов;

    в) злободневных интересов;

    г) конкретных интересов;

    д) новизны темы;

    е) заложенных в теме полярных мнений.

    Существует несколько видов речи:

  1. Информационная речь. Цель информационной речи – обогатить аудиторию слушателей новыми знаниями, дать новое о предмете, процессе, явлении, пробудить любознательность. Это может быть повествование, описание, объяснение. Повествование – связный рассказ; описание – расчленяет предмет, показывает частности и придает им наглядный вид, как на картине; объяснение – показывает, каков предмет в действии или каково его устройство. Во всех информационных речах преобладает какая-либо одна из этих характерных черт.

    Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:

    — в ней не должно быть ничего спорного;

    — она должна пробуждать любознательность слушателя;

    — она должна удовлетворять запросы слушателя;

    — сообщение должно быть сделано на актуальную тему.

    2) Убеждающая речь. В реальной практике убеждающие речи рассматриваются как агитационные, в них любыми методами – логическими и иными – оратор убеждает согласиться с ним в сложном вопросе, по которому в обществе нет единой точки зрения. Во время убеждающей речи доказываются или опровергаются какие-либо положения, вызываются у слушателей те или иные чувства.

Предмет убеждающей речи – вопросы факта, свидетельствующие о том, что представляет истинную правду, а что нет, или вопросы поведения, то есть что следует предпринимать, а какие действия недопустимы.

Интерес аудитории к предмету речи стимулируется самой спорностью вопроса, и от оратора требуются ответы на вопросы: «Чему же верить?» или «Что делать?». Если предмет речи не вызывает у аудитории реального или потенциального интереса, или нельзя при обсуждении проблемы предложить ее решение (или хотя бы помочь в этом), то такая тема выступления не подходит для убеждающей речи. Чтобы избежать подобного рода ошибок необходимы следующие шаги:

  1. Выбирать действительно спорный и актуальный вопрос;
  2. Выбирать содержательную тему;
  3. Выбирать разрешимый вопрос. Несомненно, сама речь не может практически решить тот или иной вопрос, но продемонстрировать возможные пути, подходы к решению, обозначить те или иные варианты действий – это сделать оратору необходимо.

3)Призывающая к действию речь. Призывающая к действию речь также относится к числу агитационных, а следовательно, она должна содержать необходимые факты, пробуждать психическую восприимчивость, приводить к согласию, призывать к конкретному действию: к новому, к продолжению или прекращению прежнего.

Речь оратора в этом случае должна быть столь убедительной , чтобы у слушателей появилась потребность именно здесь и сейчас сделать то, о чем их просит оратор.

При выборе темы для речи, призывающей к действию, необходимо:

  1. Проверить, вызовет ли тема достаточный интерес у слушателя. Самая трудная аудитория для побуждающих речей – это индифферентная аудитория. Поэтому очень важно, как и в речах, описанных выше, выбрать волнующую слушателей тему, задевающую их интересы, провоцирующую потребность поддержать оратора. Это зависит от того, способен ли выступающий дать почувствовать слушателю, что вопрос идет о срочных, полезных и желательных действиях.
  2. Выяснить, способны ли слушатели к действию. Для ответа на этот вопрос необходимо соотнести не только интересы аудитории, но и ее особенности, например какой смысл предлагать слушателям приобрести что-либо, если у них нет средств или они уже сделали то, о чем их просят?
  3. Уточнить, не слишком ли сильная оппозиция? В некоторых аудиториях прямой призыв к действиям может не найти отклика по причине внутреннего противодействия, наличия оппозиции. Поэтому важно убедить хотя бы некоторых слушателей. Такая ситуация требует от оратора большой осторожности и в выборе цели выступления, и в определении обсуждения.

Оратору во время агитационной речи следует контролировать ситуацию, и если анализ свидетельствует, что своими призывами вы только обострите оппозицию, то необходимо на момент пожертвовать агитационной целью в пользу чисто информационной беседы.

Речи подобного типа обычно не планируются заранее и не готовятся длительное время, тематика их может меняться в зависимости от актуальных событий. Они представляют собой как бы «оперативные» речи, поэтому важными требованиями для них являются такие, как:

— излагать мысли таким образом, чтобы слушатели отождествляли получаемую информацию со своими проблемами и размышлениями;

— задевать личные мотивы слушателей, их интересы;

— кратко и эмоционально выражать мысли;

Секреты успешного публичного выступления

Медведкова Людмила Николаевна, учитель начальных классов Макеевской общеобразовательной школы № 102
Описание материала: Предлагаю вам статью «Секреты успешного публичного выступления». Данный материал будет полезен тем, кто сталкивается с публичными выступлениями. Эта статья поможет вам познакомиться с психологическими приёмами воздействия на аудиторию во время публичного выступления и правилами их применения.Секреты успешного публичного выступления
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с публичным выступлением. По мере того как мы развиваемся в этом направлении, начинаем задумываться об успешности публичных выступлений. Мы стремимся к тому, чтобы наше публичное выступление произвело впечатление на аудиторию, цель была достигнута и главная мысль была донесена до каждого слушателя. Именно такие критерии мы выдвигаем успешному выступлению.
В чем же заключается успешность публичного выступления? Может быть, в яркой презентации с невероятно профессиональными анимациями, графиками, диаграммами, клипартами? Или может в образе элегантно — модно одетого выступающего, что, конечно, не может не произвести впечатления на аудиторию. Что же движет успехом выступлений?
Попробуем с этим разобраться. Для начала сформулируем определение. Успешное выступление – симбиоз риторики, техник актёрского мастерства (подача) и психологических приёмов.
В этой статье мы познакомимся с психологическими приёмами воздействия на аудиторию. Другими слова с тем, что влияет на людей, на не подсознательном уровне, но зачастую производит неизгладимое впечатление на аудиторию. Оттого насколько мы осведомлены психологическими приёмами будет напрямую зависеть, какое мы произведём впечатление: хорошее или плохое?
Рассмотрим такие вопросы:
• Как правильно двигаться во время публичных выступлений
• Как правильно стоять. Понятие «основная стойка» оратора
• Куда деть руки во время выступления
• Как правильно жестикулировать.
Казалось бы, что в этом сложного, стой как обычно, жестикулируй как можешь. Ничего «секретного» в этом не может быть. Однако, специалисты по ораторскому искусству, риторики определили то, что поза и жесты выступающего могут рассказать гораздо больше, чем сам выступающий со своей презентацией. Поза и жесты расскажут аудитории, какой оратор перед ними: уверенный в себе человек, открытый, харизматичный или наоборот – замкнутая личность, которая сама не верит в то, что говорит.
Залог успешного выступления – доверие аудитории к выступающему. Если аудитория доверяет оратору, то воспринимает его слова не поверхностно, а пропуская через себя; она открыта и готова к изменениям, которых добивается оратор, благосклонна к нему и щедра на аплодисменты и позитивные эмоции.
Успешное публичное выступление — несколько секретов
Прежде чем выйти на сцену, следует обратить внимание на осанку: спина должна быть прямая, подбородок смотрит вверх, плечи расправлены. Заметьте, что уверенные в себе люди всегда имеют правильную осанку, а сутулость, опущение плеч говорит о слабом волевом характере, неуверенности и склонности к депрессии, такой тип оратора не вызовет доверия аудитории и все заготовленные речи сведутся на ноль, не произведут должного эффекта.
Двигайтесь уверенно, не семените, в ваших движениях не должно быть ничего суетливого. Повернитесь к аудитории, окиньте скользящим взглядом весь зал от первого ряда до последнего, слева направо. Подарите своё персональное внимание как можно большему количеству людей. Так вы наладите зрительный контакт. Обязательно улыбнитесь, сделайте это максимально искренно, чтобы установить позитивный настрой и завоевать симпатию слушателей.
Для ораторов существует понятие «основная стойка», то есть то положение, в котором вы будете пребывать во время выступления, и если будете двигаться во время выступления, то не забывайте возвращаться в это положение.
Основная стойка оратора — это главная стойка оратора, с которой надо начинать речь и проводить большую часть времени на сцене.
Разберем основную стойку:
1. Ноги должны быть на ширине плеч, ни шире, ни уже. Тянем себя за макушку мысленно за виртуальную длинную ниточку в космос. Позвоночник распрямляется, осанка прямая.
2. Вес тела переносим на 60 % на переднюю ногу. Появляется легкий наклон корпуса вперед, вектор на публику. Как будто бы вы шли вперед, но приостановились. Передней ногой считается та нога, на которой вам удобнее переносить вес тела. Это надо подобрать по ощущениям.
3. Руки вдоль корпуса, локти чуть прижаты, ладони слегка развернуты на публику. Учтите, что руки вдоль корпуса только вначале, пока вы еще не начали говорить. Когда включается речь, то и руки должны ее поддерживать выразительной жестикуляцией, помогая оратору выражать свои мысли.
4. Подбородок чуть выше линии горизонта.
5. Глаза устремлены на публику. На лице «улыбка Джоконды» — готовность к улыбке, полуулыбка.
Для того чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите место в центре.
Не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Пауза также вам поможет за несколько секунд изучить пространство вокруг вас, определить, как вы его будете использовать. Помните театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать.
Во время выступление необходимо двигаться по сцене, залу. Не стойте памятником перед аудиторией, старайтесь перемещаться небольшими шагами по сцене. Когда озвучите главную мысль своего выступления — можно приблизиться к слушателям, дабы подчеркнуть важность информации; задавая вопрос аудитории, отойдите немного назад, так вы снизите психологическое давление в этот момент. Все это поможет вам «оживить» своё выступление, сделает его более динамичным.
Выступающие чаще всего задают такие вопросы: » Что делать с руками?», «Как их правильно держать?»
Определим базовые положения рук выступающего:
1. Руки спокойно висят вдоль тела.
2. Руки домиком на уровне живота.
3. Руки с переплетенными пальцами (на уровне живота).
4. Одна ладонь лежит на другой (тоже на уровне живота).
Одним из важных структурных элементов выступающего является мимика и жесты. Мимика и жесты сопровождают мысль оратора, наглядно её демонстрируют, проясняют подтекст сказанного.
Мимика отображает настроение того, кто говорит, его отношение к предмету обсуждения.
Сопровождение речи соответствующими движениями мышц лица определяет искренность того, кто говорит, уровень заинтересованности смыслом сказанного. Мимика сопровождает и дополняет вербальную речь.
Получить наиболее целостное представление об ораторе и в немалой степени определяют успех его выступления — жесты. Жесты могут быть отрытыми и закрытыми.
Открытые жесты – это раскрытие рук ладонями вверх, это жест искренности и открытости.
Использование открытой жестикуляции способствует налаживанию контакта с аудиторией, создание доверительных отношений и формирование предпосылок для дальнейшего общения. А если мысленно обнять зал, к которому вы обращаетесь с речью, то эффект от выступления будет более выражен: найти общий язык и выстроить отношения с залом, побывавшим в ваших воображаемых объятиях будет гораздо легче.
Конечно, не стоит в течение всей речи протягивать к слушателям руки ладонями вперед – это уже будет выглядеть наигранно. Учитесь импровизировать. Не забывайте, что главное, это гармония ваших жестов, тона и речи, так вы будете выглядеть естественно и органично.
Самые лучшие жесты — на уровне груди. Они создают ощущение силы, спокойной властности и уверенности в себе. А прикосновения к телу, волосам и лицу создают впечатление неуверенности и озабоченности.
Тренируйтесь перед зеркалом. Можете записывать свои выступления на камеру, это поможет оценить себя со стороны, проанализировать использованные жесты, предопределить жесты для систематической отработки.
Что же такое закрытые жесты? Закрытые жесты — это все движения кулаков, манипуляции руками по направлению к себе и ладонями, «спрятанными» от зрителей.
Индира Ганди верно заметила, что рукопожатие невозможно, если руки сжаты в кулак.
Итак, для использования правильной жестикуляции во время публичных выступлений определим правила:
Симметрия
Жестикулировать следует двумя руками, так как если человек жестикулирует только одной рукой – то это часто смотрится неестественно.
Широта
Не бойтесь использовать широкие жесты во время выступления. Это поможет вам подчеркнуть весомость информации, предстать перед аудиторией открытым человеком, уверенным в себе. Не забывайте отрывать локти от боков, чтобы не было никакой скованности и зажатости в ваших жестах.
Законченность
Свободно жестикулируйте во время выступления и, если рождается новый жест, предоставьте ему шанс на существование, не прерывайте этот процесс.
Жесты, которых надо избегать во время публичных выступлений или жесты – паразиты:
1. Оратор выходит и становятся в позу с руками за спиной.
Создаётся впечатление будто человек что-то прячет за спиной. Такие жесты говорят о том, что выступающий закрыт, скован. Руки за спиной подсознательно ассоциируются с опасностью.
2. Оратор выходит и становится в позу с руками, скрещенными на груди в позе Наполеона.
Такой жест продемонстрирует аудитории надменность, превосходство оратора над слушателями.
3. Руки оратора скрещены не сзади, а спереди ниже пояса: «поза футболиста».
В такой позе читается закрытость. К тому же, только ленивый не спросит себя, что же он там защищает.
4. Руки в карманах
Такая поза выглядит откровенно вульгарно и аудитории является грубым нарушением этикета, после которого докладчик просто не воспринимается серьезно публикой.
Таким образом, осмысленное применение психологических приёмов поможет выступающему добиться успеха в публичных выступлениях, и стать не просто докладчиком, комментатором презентаций, а блестящим оратором.

Рекомендуем посмотреть:

Визитка учителя начальных для муниципального конкурса «Учитель года» Как справиться с волнением перед публичным выступлением Секреты публичного выступления преподавателя Публичное выступление. Этапы подготовки

Публичная речь: понятие, композиция, аргументация

Публичная речь (=ораторская) – воздействующая и убеждающая речь, которая произносится перед публикой.

Цель: изменить поведение аудитории, воздействовать на систему убеждений слушателей, на их чувства и эмоции.

Задачи: отстоять свою точку зрения, убедить других в правоте собственной концепции, склонить их к принятию этой точки зрения.

Виды публичных выступлений по форме:

· Сообщение.

· Выступление.

· Доклад.

· Лекция.

· Беседа.

Виды публичных выступлений по цели:

· Информационное (дает новое представление о предмете речи).

· Убеждающее (доказывает или опровергает какое-либо положение).

· Протокольно-этикетное (соответствует стандартам и требованиям нормативных документов).

· Агитационное (призывает к действию: к новому, к продолжению или прекращению прежнего).

· Развлекательное (потешает и развлекает слушателей).

Информационное выступление – выступление, целью которого является сообщение адресату новых фактов и теоретических положений, которые не нуждаются в доказательстве.

Убеждающее выступление – выступление, целью которого является доказательство истинности или ложности высказанного положения (тезиса).

Красиво, логично и выразительно говорить – ценилось всегда. Способности (природные или приобретенные), умение красиво и убедительно говорить называется красноречием.

Красноречие отличается по форме и содержанию, зависит от цели и задач публичного выступления.

Виды красноречия

Вид красноречия
Социально-политическое Выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, нравственно-этические темы, отчетные доклады на съездах, конференциях, собраниях, выступления по вопросам научно-технического прогресса, политические, дипломатические, военно-патриотические, агитаторские, парламентские, митинговые речи.
Академическое Учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение, научно-популярная лекция.
Судебное Речи, произносимые прокурором, адвокатом, обвиняемым и др.
Социально-бытовое Приветственная речь, юбилейная речь, застольная речь, поминальная речь.
Духовное (церковно-богословское) Проповедь; речи, посвященные знаменательным датам.

Качества публичной речи: доступность, эмоциональность, экспрессивность, последовательность (=логичность), выразительность (=богатство), целесообразность (соответствие речи цели говорящего или его речевому намерению).

В публичном выступлении допускается использование разговорной лексики, частично иностранной (заимствованной), крылатых слов и выражений, но недопустимы просторечные слова.

Этапы подготовки текста к публичному выступлению

· Записать мысли о предмете выступления (по Карнеги).

· Четко сформулировать тему, цель и основную мысль выступления.

· Ознакомиться с необходимой литературой и выбрать самое главное, то, что раскрывает основную проблему выступления.

· Составить рабочий план выступления.

· Написать основную часть текста выступления.

· Написать вступление и заключение выступления.

· Проверить логику изложения, отредактировать текст выступления.

· Подготовка произнесения речи (чтение вслух на время, перед зеркалом и т.д.).

Иногда короткие деловые сообщения не требуют тщательной подготовки. В этом случае можно использовать следующую схему:

· выбор темы;

· сбор материала;

· составление рабочего плана;

· написание основной части текста, а также введения и заключения;

· краткий просмотр всего текста (для проверки логики изложения материала, правильности расчета времени выступления).

Для того чтобы апеллировать к чувствам и эмоциям аудитории, необходимо при подготовке текста к публичному выступлению учитывать особенности конкретной речевой ситуации и выстраивать аргументацию с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме.