Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными

Особенности проведения воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными

13. Особенности проведения воспитательной работы с
несовершеннолетними осужденными

87. Воспитательная работа в ВК является составной частью единого учебно-воспитательного процесса и заключается в планомерном и целенаправленном воздействии на осужденных в целях их исправления. Воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными проводится дифференцировано с учетом психофизиологических особенностей, свойственных подростковому возрасту и индивидуальных психологических особенностей подростков с применением передовых форм и методов психолого-педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных.
88. Основой структурного деления коллектива осужденных в воспитательной колонии является отделение численностью 20-30 человек, сформированное по принципу психологической совместимости. Отряд объединяет 4-5 отделений. Руководит отделением воспитатель, отрядом начальник отряда (старший воспитатель). Отряд осужденных является организационным звеном в структуре ВК, обеспечивающим управление исправительно-воспитательным процессом и создание оптимальных условий отбывания осужденными уголовного наказания.
89. Сотрудники воспитательного аппарата принимают участие в решении вопросов, связанных с предоставлением осужденным краткосрочных выездов в связи с исключительными личными обстоятельствами, посещением культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами ВК в сопровождении сотрудников ВК или выход за пределы ВК в сопровождении родителей или других близких родственников, а также с изменениями условий отбывания наказания в ВК.
90. В воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными участвует Попечительский совет, формируемый из представителей государственных организаций, общественных объединений и граждан. Для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания помощи администрации при отрядах создаются родительские комитеты из родителей и других близких родственников осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником ВК.
91. В состав СВО входят: начальник отряда (старший воспитатель), воспитатели отделений, учителя, мастера производственной школы и производства, а также другие сотрудники ВК, имеющие навыки и умение работы с несовершеннолетними осужденными, представители родительского комитета. В заседаниях СВО разрешается принимать участие родственникам осужденных, членам общественных организаций и другим заинтересованным лицам.
92. Для рассмотрения вопросов координации действий всех служб в воспитании, обучении и трудовом использовании осужденных в ВК создается учебно-воспитательный совет (далее — УВС).
УВС является совещательным органом. Председателем УВС является начальник колонии, секретарем является начальник отдела (отделения, группы) специального учета. В состав УВС входят: заместители начальника колонии, начальники служб, директора общеобразовательной и профессиональной школ, начальники отрядов (старшие воспитатели), начальники цехов, старшие мастера, методист, психолог, библиотекарь, заведующий клубом, инструктор по физкультурно-спортивной работе, старший инспектор по трудовому и бытовому устройству, председатели родительских комитетов и Попечительского совета.
Состав УВС объявляется приказом начальника ВК на один год.
93. УВС обсуждает, разрабатывает предложения и принимает решения по вопросам:
1) выполнения комплексного плана воспитательной работы и его проекта на следующий квартал;
2) оперативной обстановки, состояния дисциплины;
3) деятельности самодеятельных организаций;
4) участия режимных, производственных служб и общественности в воспитательной работе;
5) организации школьного и профессионального образования осужденных;
6) хозяйственного и коммунального обеспечения, благоустройства жилых, спортивных и учебных объектов ВК;
7) взаимодействия с государственными органами по трудовому и бытовому устройству освобожденных;
8) рассмотрения перевода в льготные, строгие условия отбывания наказания.
9) жизнедеятельности ВК.
94. УВС колонии при ходатайств осужденного о помиловании выражает свое мнение по существу данного ходатайства.
95. Заседания УВС проводятся не реже одного раза в месяц. Решения принимаются большинством голосов при участии в заседании не менее половины его членов и после утверждения начальником ВК являются обязательными к исполнению всеми сотрудниками ВК.

Участие психологов в проведении воспитательной
работы с осужденными

105. Основными задачами психологов, при проведении воспитательной работы с осужденными, являются:
1) психодиагностика индивидуально-психологических особенностей личности осужденных, отбывающих уголовное наказание в ИУ и СИЗО уголовно-исполнительной системы, изучение и коррекция их индивидуального и группового поведения, исследование социально-психологических процессов в среде осужденных, прогнозирование и предупреждение негативных явлений в местах лишения свободы;
2) оказание психологической помощи осужденным в адаптации к условиям изоляции, социальной среде, режиму содержания, в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, оптимизации межличностных отношений, в подготовке к освобождению и ресоциализации.
106. Основными функциями психологов, при проведении воспитательной работы с осужденными, являются:
1) диагностическая функция — направлена на изучение личности осужденных;
2) консультативная функция — направлена на оказание психологической помощи осужденным в решении личных психологических проблем, а также консультационной помощи сотрудникам учреждения в решении служебных задач с учетом психологических факторов;
3) психокоррекционная — заключается в целенаправленном изменении социально-психологических установок и ценностных ориентаций личностей осужденных;
4) прогностическая и психопрофилактическая — состоит в прогнозировании поведения, своевременном предупреждении межличностных конфликтов, психоэмоциональных расстройств, невротических срывов, обусловленных изоляцией осужденных от общества;
5) просветительская — распространение необходимых психологических знаний среди осужденных и формирование у них доверия к психологу и позитивного отношения к его деятельности, повышение уровня психологической культуры и компетентности персонала;
6) исследовательская – направлена на оказание содействия научно-исследовательским учреждениям в проведении исследований и экспериментов в области пенитенциарной психологии, изучении различных социально-психологических явлений и процессов в местах лишения свободы.
107. Участие психологов обязательно в решении вопросов распределения осужденных по отрядам, представления осужденных к УДО, изменения вида ИУ, предоставления права передвижения без конвоя или сопровождения, изменения условий отбывания наказания, разрешения выезда за пределы ИУ.
108. В целях эффективного применения психоло-педагогических методов в воспитательной работе с осужденными, психологи ИУ, СИЗО:
1) запрашивают и получают от должностных лиц ИУ, СИЗО необходимую для осуществления профессиональной деятельности информацию, характеризующую личность и поведение осужденных (за исключением секретной);
2) контролируют ход выполнения рекомендаций, предложенных на основе психодиагностической работы с осужденными;
3) самостоятельно определяют объем, характер и содержание полученной в результате своей работы информации, предназначенной для ознакомления персонала, должностных и иных лиц;
4) сохраняют в тайне от обратившегося за помощью лица полученную в результате диагностического обследования или иным способом негативную психологическую информацию (если она не связана с совершением или подготовкой совершения преступления), а также корректируют сообщаемые ему сведения, если существует вероятность их отрицательного воздействия на психическое состояние индивида;
5) не указывают осужденным основную цель проведения психологической процедуры в случаях, когда ее разглашение может вызвать с их стороны негативное отношение к деятельности психологов, сотрудникам ИУ, СИЗО, привести к обострению социальной ситуации или нарушению нормального функционирования ИУ и СИЗО;
6) по согласованию с руководством ИУ, СИЗО привлекают специалистов, не состоящих в штате, для проведения консультативной, методической, практической работы и мероприятий, требующих особой квалификации;
7) вносят начальнику ИУ, СИЗО предложения, представляют в установленном порядке заявки по вопросам материально-технического оснащения и научно-методического обеспечения психологов;
8) отказываются от осуществления действий и проведения мероприятий, которые могут нанести ущерб его профессиональному статусу или причинить вред обратившемуся к нему за помощью лицу.
109. Психологи ИУ, СИЗО, при проведении воспитательной работы с осужденными:
1) обеспечивают исполнение приказов, указаний и распоряжений вышестоящих органов и должностных лиц;
2) соблюдают законность, служебную дисциплину;
3) строго хранят профессиональную тайну: не передают инструктивные материалы, не раскрывают основы психологических методов, содержание той или иной психологической методики лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую или психокоррекционную практику;
4) применяют в практической деятельности только те формы и методы работы, в которых они профессионально компетентны;
5) используют в своей работе методики диагностики и процедуры психологического воздействия, которые прошли достаточную апробацию в рамках современной психологической науки и являются безопасными для психофизиологического здоровья человека. Применяемые методики и способы влияния учитывают условия образа жизни и поведения обследуемых, их социально-демографические и криминологические характеристики;
6) при подборе психодиагностических и психокоррекционных методик руководствуются не субъективными предпочтениями и научными интересами, а исходят из требований надежности получаемых данных и эффективности воздействия, а также личности конкретного человека;
7) не распространяют полученную конфиденциальную информацию посторонним лицам (хранят письменные, аудиовизуальные и занесенные на магнитные носители психологические материалы, а также специальную методическую литературу в запираемом сейфе, при отсутствии надлежащих условий для хранения – шифруют полученные данные, в случае использования в работе компьютерной техники – устанавливают личный код доступа психолога к информации, занесенной на жесткий диск);
8) при исполнении заявок от сотрудников ИУ, СИЗО, дают разъяснения заказчикам о возможных последствиях умышленного либо случайного разглашения предоставляемой психологической информации, знакомят их с этическими принципами своей деятельности.

Приложение 1
к Правилам проведения воспитательной
работы с осужденными к лишению свободы

ДНЕВНИК
индивидуально-воспитательной работы осужденного

Фамилия ________________________________________________
Имя ____________________________________________________
Отчество________________________________________________
______________________________________________________________

Дата прибытия
в ИУ, отряд

Номер отряда

Причины перевода

21. Меры поощрения

Дата

Вид поощрения
в том числе
устные

За что поощрен

Кем поощрен

Дата и №
приказа,
постановления

22. Меры взыскания

Дата

Вид взыскания,
в том числе
устные

За что
наложено
взыскание

Кем
наложено

Дата и №
приказа,
постанов-
ления

Отметка о
погашении

23. Учет предоставляемых отпусков

Дата
отпуска

Количество
дней

Вид отпуска

Адрес
убытия

Примечание

24. Решения и рекомендации СВО, Комиссии ИУ ________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

25. Записи проведения индивидуально-воспитательных бесед

Дата

Запись беседы с выводами

Кем проведена
беседа

Примечание

26. Результаты работы по подготовке к освобождению ___________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

УКАЗАНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА

1) дневник хранится у начальника отряда, на которого возлагается ответственность за его ведение;
2) пункт 18 заполняется старшим инструктором-психологом в карантинном отделении;
3) в дневник индивидуально-воспитательной работы с осужденными заносятся также записи бесед начальником ИУ, его заместителями и членами СВО;
4) пункт 25 заполняется начальником отряда не реже одного раза в месяц;
5) при переводе в другое ИУ (освобождении) осужденного дневник приобщается к личному делу, при переводе в другой отряд передается начальнику

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

EDUCATIONAL WORK AS THE MEANS OF CORRECTION MINOR CONDEMNED TO THE DEPRIVATION OF THE FREEDOM

Сайб M.C.,

студентка 4 курса очной формы обучения Международного юридического институ та

Москва.

Россия Saib M.S.,

4th year student International Law Institute

Moscow. Russia

Аннотация: Наказание в уголовном праве — мера государственно­го воздействия на лиц, признанных виновными в совершении преступ­ления. Основной целью наказания является исправление осужденного и предупреждение подобных преступлений в будущем. В целях испра­вительного воздействия используются различные средства, среди которых значительную роль играет воспитательная работа. В дан­ной статье автор проанализирует сущность воспитательной рабо­ты с несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы, а также охарактеризует данный метод воздействия как средство ис­правления преступников.

Ключевые слова: исправление; воспитательная работа; несо­вершеннолетние осужденные; средство исправления.

The keywords: correction; educational work; juvenile offenders; means for correcting

Детская и подростковая преступность в России всегда была и на сегодняшний день является распространенным явлением. Борьба с преступностью среди несовершеннолетних имеет многоуровневый характер. Здесь имеет место не только контроль и надзор со стороны правоохранительных органов, а в первую очередь родители, на кото­рых государством возложена обязанность по воспитанию детей, лица, их заменяющие, учителя.

Упомянутые лица несут бремя воспитания детей и подростков, их задачей является привить ребенку моральные и нравственные ценности, вырастить социально здорового, общественно-полезного индивида. К сожалению, реальность такова, что подростки к мнению родителей и учителей прислушиваются в последнюю очередь, и, руководствуясь своими, не всегда правильными, взглядами совершают преступления. Нередко это тяжкие преступления.

Уголовное законодательство России предусматривает наказания для несовершеннолетних преступников. Конечно, это особая катего­рия преступников и меры наказания, применяемые к ним, тоже имеют свои отличительные черты и особенности. Целый раздел Уголовного кодекса посвящен именно особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Уголовный кодекс содержит наказания для несовершеннолетних, осужденных с лишением свободы и без такового. В данной статье рас­смотрим воспитательную работу с несовершеннолетними, осужден­ными к наказанию в виде лишения свободы.

В соответствии с действующим уголовно-исполнительным зако­нодательством России осужденные несовершеннолетние отбывают наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, где они содержатся раздельно от взрослых.

Это логично и является пре­дупреждением отрицательного влияния более опытных взрослых и, несомненно, более авторитетных преступников на несовершеннолет­них осужденных.

Осужденные несовершеннолетние, содержащиеся в воспитатель­ных колониях, отбывают наказание в обычных, облегченных, льгот­ных и строгих условиях. Четырехступенчатая система режимных тре- 151

бований стимулирует процесс исправления осужденных, способствует повышению эффективности воспитательного воздействия на них. Здесь необходимо учитывать тот факт, что осужденные могут быть переведены из одних условий пребывания в другие на основаниях и условиях, установленных законом. Представляется, что такая система очень удачна, поскольку психика и психология подростков, в частно­сти преступников, устроены так, что в них присутствуют элементы соревновательности, стремление быть первым, лучшим и т.д. Следо­вательно, указанная система отбывания наказания уже является ча­стью воспитательной работы, поскольку направляет осужденного к достижению более высоких успехов в учебе и труде.

В России исполнение наказания регулируется Уголовно-исполни­тельным кодексом. Глава 17 указанного закона содержит положения об исполнении наказания в виде лишения свободы в воспитательных ко­лониях. В данной главе не содержится прямых указаний относительно воспитательной работы с осужденными, и поэтому я вижу необходи­мым провести анализ имеющихся в законодательстве положений о ра­боте с данной категорией преступников и на основании этого сделать соответствующие выводы.

Говоря о воспитательной работе, необходимо определить ее цели, задачи и методы.

Воспитательная работа с осужденными направлена в первую оче­редь на их исправление, на формирование у них уважительного отно­шения к человеку, обществу, моральным и нравственным ценностям общества, к традициям, обычаям, культуре, труду. Важным направле­нием воспитательной работы является повышение уровня образования и культуры осужденных.

Это наиболее общие направления и цели воспитательной работы, которые характерны для осужденных всех категорий. Для несовершен­нолетних преступников необходимо учитывать множество факторов, которые определенно влияют на достижение целей воспитательной ра­боты. Среди таких факторов можно выделить:

• наследственно-биологические факторы: предрасположение к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, пато­логическая беременность, ненормальные роды, отрицательное влия­ние алкоголизма, употребления наркотиков;

• ближайшее социальное окружение подростка: семья, социаль­но-экономический статус родителей, отношения в семье, ценностные ориентации родителей, братьев, сестер, особенности воспитания под- 152

ростков, школа, отношение к учебе, отношения с учителями, положе­ние подростка в классе, ценностные ориентации одноклассников, дру­зья, их социальное положение, статус подростка в группе друзей;

• личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, ценностные ориен­тации подростка, уровень притязаний, самооценка и возможные кон­фликты в области самооценки, отношение к профессии: сознатель­ность выбора, место профессии в системе ценностей подростка, планы на будущее:

• правосознание подростка.

В воспитательных колониях для осужденных организован учеб­ный — воспитательный процесс. Это является неотъемлемой частью воспитательной работы, если не основной. Этот процесс направлен на формирование у осужденного подростка основ законопослушного по­ведения, добросовестного отношения к учебе и труду, повышение об­разовательного и культурного уровня. Осужденные имеют возмож­ность получать общее и среднее профессиональное образование.

В целях исправления образовательный процесс для данной кате­гории осужденных играет главнейшую роль.

Статья 142 УИК РФ указывает на возможность создания роди­тельских комитетов при отрядах колоний. По мнению законодателя, это повышает эффективность воспитательного воздействия на осуж­денных. Деятельность таких комитетов регулируется начальником воспитательной колонии.

Мы говорим о несовершеннолетних осужденных, о воспитатель­ной работе, направленной на их исправление. Безусловно, родители должны непосредственно участвовать в данном процессе. Во-первых, воспитание это их обязанность. Во-вторых, взаимодействие с родите­лями, семьей в совокупности с другими методами воспитательной ра­боты, несомненно, будет эффективно способствовать исправлению.

Наверняка, каждый из нас в жизни встречался с таким выражени­ем, как «кнут и пряник», с детства родители нас наказывали за плохое поведение и хвалили за послушание. Этот метод действует и в воспи­тательных колониях. Существует определенная законодательством система мер поощрения, применяемая к осужденным за хорошее по­ведение, добросовестное отношение к учебе, труду, за активное уча­стие в воспитательных мероприятиях. К таким мерам, помимо дос­рочного перевода из строгих условий отбывания наказания в обыч­ные, относятся:

• предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами колонии, но, разумеется, в со­провождении сотрудников данной колонии;

• предоставление права выхода за пределы колонии в сопровож­дении родителей или других близких родственников.

Помимо мер поощрения, существуют меры взыскания, которые применяются к осужденным за нарушение установленного порядка. К таким мерам в воспитательной колонии относятся:

• выговор;

• дисциплинарный штраф;

• лишение просмотра кинофильмов;

• водворение в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток с выводом на учебу.

Рассматриваемая категория осужденных — подростки. Во-первых, я уже говорила о том, что этот период психического развития лично­сти характерен стремлением к первенству, некоему лидерству и само­утверждению. И этот факт позволяет предположить, что осужденные так или иначе будут добиваться более выгодных условий отбывания наказания, а значит, стараться вести себя соответствующим образом для получения поощрения. Во-вторых, на подсознательном уровне, в той или иной степени, все равно каждый человек боится быть нака­занным. тем более предусмотренные меры взыскания довольно суро­вы. А осужденный и так находится в некомфортных для него условиях лишения свободы. Поэтому применение такой системы мер воспита­тельного воздействия, бесспорно, является стимулом к соблюдению установленного порядка и норм поведения, вырабатывает у осужден­ного стремление к добросовестной учебе, труду, что, в свою очередь, и является исправлением — целью воспитательной работы и наказания вообще.

Таким образом, чтобы подвести итог, следует обобщить все вы­шеизложенное .

Воспитательная колония — исправительное учреждение, где отбы­вают наказание несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы.

Основная цель наказания — исправление осужденного.

Одним из основных средств исправления осужденного в воспита­тельной колонии является воспитательная работа. Эта деятельность направлена на формирование уважительного отношения к человеку и
обществу, нравственным ценностям, традициям и обычаям, а также на повышение уровня образования и культуры осужденных.

В воспитательных колониях воспитательная работа включает в себя следующие меры: образовательную деятельность, меры поощре­ния и взыскания, возможность осужденных взаимодействовать с ро­дителями. Также одной из мер воспитательной работы следует счи­тать саму систему отбывания наказания, которая устанавливает четы­ре вида условий:

• обычные;

• облегченные;

• льготные;

• строгие.

В данной работе рассмотрены указанные меры и описано их влияние на процесс исправления осужденных. Отсюда совокупность этих мер положительно отразится на достижении основной цели нака­зания. А это значит, что воспитательная работа является одним из наиболее эффективных средств исправления несовершеннолетних осужденных.

Однако всегда следует учитывать индивидуальные особенности, личностные характеристики и многие другие психологические и соци­альные факторы, влияющие как на поведение подростка в целом, так и на его стремление к исправлению.

Список использованной литературы

1. Попова Е.Э. Общественное воздействие как основное средство ис­правления и его отражение в правовом статусе родственников и близких лиц осужденных к лишению свободы: Монография. — Lambert Academic Pablishing, 2012.

2. Попова Е.Э. Общественное воздействие в системе средств исправ­ления осужденных // Юридическая наука и практика: Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН Рос­сии /Гл. ред. Р.А. Ромашов. — Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2014.

6. Уголовно-исполнительное право: Учебник для бакалавров / Отв.

ред. А.С. Михлин. 4-е изд.. перераб. и доп. — М.: Юрайт. 2011.

Статья 284 УПК РФ. Осмотр вещественных доказательств

Текст статьи 284 УПК РФ в новой редакции.

1. Осмотр вещественных доказательств проводится в любой момент судебного следствия по ходатайству сторон. Лица, которым предъявлены вещественные доказательства, вправе обращать внимание суда на обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.

2. Осмотр вещественных доказательств может проводиться судом по месту их нахождения.

N 174-ФЗ, УПК РФ действующая редакция.

Комментарий к ст. 284 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.

1. Осмотр вещественных доказательств может производиться в любой момент судебного следствия после установления порядка исследования доказательств. Суд вправе, заслушав ходатайство сторон, принять решение о его проведении одновременно с допросом подсудимого, потерпевшего, свидетеля, эксперта, если по обстоятельствам дела указанным лицам необходимо предъявить вещественные доказательства. Наряду с составом суда в его проведении в судебном разбирательстве участвуют стороны и другие участники уголовного процесса (например, эксперт).

2. Осмотру в судебном заседании подлежат как те вещественные доказательства, которые представлены в суд, так и те, которые уже подвергались осмотру на предварительном следствии (дознании), были предметом экспертного исследования или использовались для проведения эксперимента.

3. В ходе осмотра подсудимому, потерпевшему, свидетелям и другим лицам, участвующим в осмотре, могут быть заданы вопросы, относящиеся к признакам вещественных доказательств или к обстоятельствам, связанным с ними.

4. Лица, участвующие в осмотре вещественного доказательства, вправе обращать внимание на определенные их признаки или обстоятельства, связанные с ними, и просить занести это в протокол судебного заседания.

5. В ходе осмотра вещественных доказательств суд, стороны и другие участники судебного разбирательства вправе пользоваться криминалистической техникой и иными научно-техническими средствами.

6. К участию в осмотре вещественных доказательств в случае необходимости привлекается специалист.

7. Вещественные доказательства, когда это необходимо для производства экспертизы, могут быть предъявлены для осмотра эксперту, в ходе которого он вправе задавать вопросы подсудимому, потерпевшему, свидетелям.

8. В случае, если вещественное доказательство не может быть доставлено в суд, оно осматривается на месте судом, сторонами, другими участниками судебного разбирательства.

9. Если вещественные доказательства нельзя было сохранить до судебного разбирательства и в деле имеется протокол их осмотра в стадии предварительного расследования, суд оглашает этот протокол.

10. Результаты осмотра, как и объяснения, данные в ходе осмотра участниками судебного разбирательства и другими лицами, заносятся в протокол судебного заседания.

Следующий комментарий к статье 284 УПК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 284 УПК, вы можете получить консультацию юриста.

1. В соответствии с требованиями устности и непосредственности сведения, которые несут в себе вещественные доказательства («немые свидетели»), могут быть положены в основу приговора лишь после их осмотра и устного судоговорения по ходу такого осмотра, что должно быть в обязательном порядке отражено в протоколе судебного заседания.

2. В исследовании вещественных доказательств могут принимать участие не только стороны и не только эксперты и специалисты; предметы и документы — вещественные доказательства — могут быть предъявлены и при допросе свидетелей.

3. Ход и результаты судебного осмотра вещественных доказательств должны быть понятны всем участникам судебного разбирательства и публике. Не является осмотром исследование объектов с помощью специальных технических средств, работа которых понятна только специалисту. Такое действие относится к разряду экспертных исследований.

4. По этим же, а также нравственным соображениям не могут быть осмотрены в судебном заседании в качестве вещественных доказательств человеческие останки, например отчлененный в результате эксгумации трупа потерпевшего человеческий череп с отверстием от пули. Его исследование — дело экспертов (медика и трасолога). Суду и сторонам представляются их заключение, фотографии, кинокадры, схемы, таблицы и т.п.

5. Осмотры громоздких вещественных доказательств, например поврежденных автомобилей, самолетов и др., суд вместе со сторонами производит в месте их нахождения. Ход и результаты осмотра фиксируются в протоколе судебного заседания на месте осмотра.

Осмотр вещественных доказательств

  • Вещественные доказательства могут быть осмотрены в любой момент судебного следствия по ходатайству сторон. Вещественные доказательства предъявляются для осмотра участникам процесса. Они вправе обращать внимание суда на обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и могут с разрешения председательствующего…
    (Уголовный процесс)
  • Осмотр вещественных доказательств.

    Вещественные доказательства могут быть осмотрены в любой момент судебного следствия по ходатайству сторон. Вещественные доказательства предъявляются для осмотра участникам процесса. Они вправе обращать внимание суда на обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и могут с разрешения председательствующего…
    (УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС)

  • В судебном заседании можно осматривать как вещественные доказательства, осмотренные в ходе проведения предварительного расследования, подвергшиеся экспертному исследованию, так и представленные непосредственно в суд. Целью осмотра может являться проверка подлинности вещественных доказательств, неизменности…
    (УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ )
  • Осмотр вещественных доказательств судом.

    Осмотр вещественных доказательств может проводиться в любой момент судебного следствия. Его можно совместить с допросом подсудимого, потерпевшего, свидетелей, если с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела это целесообразно. Однако, на наш взгляд, осмотру вещественного доказательства всегда должно…
    (УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО)

  • Осмотр и исследование письменных и вещественных доказательств по месту их нахождения

    Арбитражный суд может провести осмотр и исследование письменных и вещественных доказательств по месту их нахождения в случае невозможности или затруднительности доставки в суд (ст. 78 АПК). О проведении осмотра и исследования на месте судом выносится определение. Осмотр и исследование письменных и вещественных…
    (Арбитражный процесс)

  • Общие правила работы с документами. Следственный осмотр документов — вещественных доказательств

    Правила работы с документами в их историческом развитии Разоблачение подлогов документов, которые представляются участниками процесса и часто фигурируют в уголовных делах в качестве источников доказательств, всегда составляло одну из сложнейших задач правосудия. Причем не только уголовного, но…
    (Криминалистическая техника)

  • Осмотр и исследование вещественных доказательств, подвергающихся быстрой порче

    Вещественные доказательства, подвергающиеся быстрой порче, осматриваются немедленно и исследуются судом по месту их нахождения, после чего возвращаются лицу, представившему их для осмотра и исследования, или передаются организациям, которые могут их использовать по назначению. В последнем случае владельцу…
    (Справочник адвоката)

  • Арбитражный суд может провести осмотр и исследование письменных и вещественных доказательств по месту их нахождения в случае невозможности или затруднительности доставки их в суд (ст. 78 АПК РФ). О проведении осмотра и исследования на месте судом выносится определение. Осмотр и исследование письменных…
    (АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
  • Вещественные доказательства

    1. Вещественными доказательствами являются предметы, истребованные и представленные в суд в установленном законом порядке, которые своим внешним видом, формой, материальными признаками, свойствами, качеством, местом или временем нахождения могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение…
    (Гражданский процесс)

Постановлением Правительства РФ от 23.09.2019 № 1238 утверждено новое Положение о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства.

В соответствии с действующим порядком учёта, оценки и распоряжения имуществом, обращённым в собственность государства (утверждён постановлением Правительства от 29.05.2003 № 311), Росимущество обеспечивает приём, транспортировку, экспертизу, оценку, декларирование, сертификацию, реализацию, переработку (утилизацию), уничтожение в отношении всего объёма имущества, обращённого в собственность государства.

В целях совершенствования нормативных правовых актов, направленных на сокращение сроков принятия территориальными органами Росимущества обращённого в федеральную собственность имущества, подписанным постановлением утверждено новое Положение о распоряжении обращённым в собственность государства конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу ЕАЭС была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами.

В новом Положении переработка (утилизация) определена как основной способ распоряжения имуществом, обращённым в собственность государства. Это приведёт к минимизации сроков хранения, необходимых на период проведения соответствующих процедур.

По результатам анализа состава имущества, направляемого на реализацию по основному назначению, Росимущество, как и раньше, будет обеспечивать весь комплекс необходимых мероприятий для подготовки его к реализации.

Росимуществу в трехмесячный срок совместно с ФТС, МВД, ФССП, ФСБ и Следственным комитетом определить порядок и условия взаимодействия при передаче имущества, обращенного в собственность государства.

Постановление опубликовано на сайте Правительства РФ 24 сентября 2019 года.