Оценка деятельности казначейства

Система оценки эффективности деятельности Федерального казначейства, по оценке Министерства труда и социальной защиты РФ, является одной из лучших в РФ. Ведомством разработана и одобрена коллегией Федерального казначейства Концепция оценки эффективности деятельности — базовый документ, в котором очерчены основные контуры системы, определены этапы ее создания и шаги по дальнейшему совершенствованию.

Статья об оценке эффективности деятельности Федерального казначейства опубликована в августовском номере журнала «Бюджет». Мы приводим на сайте часть статьи без изменений.

Полный материал будет опубликован в августовском номере журнала «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

Согласно Концепции оценка эффективности представляет собой процесс постоянного мониторинга и анализа всех уровней и направлений деятельности органов Федерального казначейства при помощи разнообразных качественных и количественных индикаторов. Эта оценка позволяет делать выводы о состоянии и функционировании всей казначейской системы и предоставлять руководству ведомства объективную информацию для принятия соответствующих управленческих решений, направленных на повышение качества исполнения возложенных государственных функций, полномочий, эффективности использования выделенных ресурсов.

Система оценки эффективности деятельности состоит из внешней и внутренней оценок. Для того чтобы получить внешнюю оценку, территориальные органы ФК направляют запросы полномочным представителям Президента РФ по федеральным округам, руководителям высших органов государственной власти регионов, главам муниципальных образований, главным распорядителям бюджетных средств, а также проводят анкетирование клиентов, представителей гражданского общества в ходе рабочих встреч и совещаний. Результаты внешней оценки анализируют те структурные подразделения, по работе которых были получены замечания, также информация о внешней оценке поступает непосредственно руководителю Федерального казначейства. Замечания и предложения могут быть рассмотрены на контрольном совете ведомства в целях выработки общих подходов к совершенствованию деятельности.

Внутренняя оценка включает в себя оценку результативности деятельности государственного служащего, подразделения территориального органа, его руководителя, территориального органа в целом, а также качество взаимодействия территориального органа и центрального аппарата. Осуществление на регулярной основе мероприятий по внутренней и внешней оценке создает информационную основу для комплексной оценки эффективности деятельности Федерального казначейства.

Что уже сделано

В настоящее время в Федеральном казначействе внедрены:

— порядки определения и оценки результативности деятельности федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов;

— порядки определения и оценки результативности деятельности отделов центрального аппарата и территориальных отделов;

— порядок оценки результативности деятельности руководителей территориальных органов;

— порядки оценки результативности деятельности УФК и МОУ ФК. Составляются рейтинги ТОФК по итогам года;

— порядки внешней оценки деятельности Федерального казначейства.

В рамках подготовки предложений по оценке экономической и иной эффективности деятельности Федерального казначейства разработан проект порядка информирования общества и граждан об эффективности деятельности Федерального казначейства. При формировании этого документа использовались рекомендации открытого правительства по внедрению принципов и инструментов открытости деятельности федеральных органов власти, разработчиками был проведен обзор лучших практик их использования в секторе государственного управления (как отечественных, так и зарубежных).

Результатом данной работы должен стать документ, который бы информировал внешних пользователей о том, как работает Федеральное казначейство. К примеру, тот факт, что казначейство зарабатывает для федерального бюджета больше денег, чем тратит на организацию своей деятельности, общественно значимый и должен доводиться до сведения граждан.

Кроме того, Федеральное казначейство разработало проект порядка организации проведения оценки качества сервисов и информационных каналов, созданных для обратной связи с различными рефератными группами и членами экспертных и консультативных органов. Порядок создает основу для осуществления независимой внешней оценки качества информационных сервисов и каналов, используемых на официальном сайте ведомства, по итогам которой планируется их дорабатывать и усовершенствовать. «Мы предполагаем, что данный порядок станет неотъемлемым элементом комплексной системы оценки эффективности деятельности Федерального казначейства», — считает заместитель начальника управления внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства С. А. Мухин.

Итоги работы системы оценки

В 2014 году проводилась оценка эффективности деятельности 84 территориальных управлений, анализу не подвергались УФК по Республике Крым и городу Севастополю, так как там система оценки только начинает формироваться. Проводилась ежемесячная оценка результативности деятельности гражданских государственных служащих и ежеквартальная — отделов (рисунок 1). (слайд 4 из презентации Мухина) Результаты оценки были использованы для принятия управленческих решений, направленных, в частности, на материальное и моральное стимулирование сотрудников.

Что касается внешней оценки, то в 2014 году мероприятия по ее организации проводили не все территориальные управления, что, по мнению центрального аппарата, является существенной недоработкой. К примеру, запросы в муниципальные образования с целью проведения внешней оценки были направлены 79 территориальными органами, из них только 47 отправили запросы во все существующие в субъекте муниципалитеты. На рисунке 2 (слайд 6 презентации Мухина) представлены управления ФК, попавшие в первую десятку рейтинга по итогам деятельности ТОФК в 2014 году.