Ответственность за неуплату таможенных платежей

Уклонение от уплаты таможенных платежей — состав преступления, способы и ответственность

При перемещении товаров через границу необходимо делать денежные отчисления в бюджет Российской Федерации. Если этого не сделать, то такой поступок может быть расценен в качестве уклонения от уплаты таможенных платежей, за что предусмотрены штрафные санкции, а в некоторых случаях — уголовное преследование. Уголовное преследование возможно, когда размер платежей составляет более 1.000 МРОТ, в остальных случаях предусмотрено административное наказание.

Обязанность уплаты таможенных платежей

Таможенный кодекс РФ обязывает всех людей (как частных лиц, так и организации) при перемещении через границу товаров делать следующие отчисления в бюджет:

  • Основная таможенная пошлина на товары.
  • Многочисленные косвенные таможенные пошлины и сборы — за оформление, за хранение, за принятие предварительного решения и так далее.
  • НДС.
  • Акцизы.
  • Сборы, которые нужны для выдачи лицензии на товар.
  • Сборы, которые нужны для выдачи аттестата специалиста.

Размер пошлин регулируется законом «О таможенном тарифе».

При пересечении границы следует подавать таможенную декларацию обо всех товарах, которые будут ввозиться, а все выплаты следует осуществлять:

  • при подаче таможенной декларации,
  • перед подачей декларации.

В некоторых случаях плательщику может предоставляться отсрочка на срок до 2 месяцев.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Способы уклонения

Основные способы уклонения:

  • Занижение реальной стоимости товаров, чтобы снизить налогооблагаемую базу, как следствие — снизить общий размер таможенных пошлин.
  • Укрытие перемещаемого груза — человек может не указать в декларации некоторые товары и не уплатить за него таможенные пошлины.
  • Предоставление недостоверной информации с целью занижения налоговой базы или освобождения от уплаты тех или иных пошлин (например, алкогольные напитки могут быть указаны в декларации в качестве безалкогольных напитков — а значит, платить алкогольный акциз на них не придётся).

Фактически все противоправные действия, подпадающие под уклонение от уплаты таможенных платежей, связаны с прямым обманом — человек предоставляет работникам таможни поддельные документы с целью занижения налогооблагаемой базы либо для полного освобождения от уплаты налогов. Также человек может не обманывать таможенников напрямую, а просто не раскрывать всю правду (например, он может попытаться провезти через границу товар, которого нет в декларации).

Ответственность за нарушения уплаты и за неуплату

За неуплату таможенных платежей предусмотрена административная и уголовная ответственность. В большинстве случаев административная ответственность наступает, если размер ущерба составляет менее 1.000 МРОТ (напомним, что 1 МРОТ во второй половине 2017 года составляет 7.800 рублей), а сама административная ответственность регулируется статьей 16.22 КОаП. Фактически эта статья говорит не столько об уклонении, сколько о нарушении порядка оплаты или просрочке уплаты таможенных платежей.

Если всё-таки действия подпадают под эту статью, то придётся заплатить штраф в зависимости от юридического статуса:

  • Вы частное лицо — штраф составит 500 — 2.500 рублей.
  • Вы должностное лицо — штраф составит 5.000 — 10.000 рублей.
  • Вы юридическое лицо — штраф составит 30.000 — 50.000 рублей.

За неуплату платежей предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Статья 194 Уголовного Кодекса РФ

Если же размер ущерба превышает 1.000 МРОТ (то есть это преступление относится к категории крупных и особо крупных), то такое правонарушение может подпасть под статью 194 УК РФ. Основные признаки статьи 194 УК РФ следующие:

  • Объективная сторона преступления — это действие или бездействие человека, которое может проявляться по-разному. Это может быть укрытие товара, занижение его реальной рыночной стоимости (указание неправильных цифр в декларации, подделка документов и так далее), предоставление неверной информации, чтобы занизить налогооблагаемую базу либо полностью освободиться от уплаты налогов.
  • Субъективная сторона — это умысел. Иначе говоря, человек прекрасно понимает, что его поступки нарушат законодательство, повлияв на размер таможенных платежей, но он все равно желает уклониться. На момент совершения преступления человеку должно быть более 16 лет.
  • Достигнутый результат не имеет значения. Преступление считается оконченным в момент совершения действия или бездействия, что приводит к уклонению от уплаты платежей.

Для того, чтобы правильно рассчитать платежи начинающему бизнесмену надо знать порядок исчисления таможенных платежей. Опытные участники ВЭД настоятельно советуют производить расчёты самостоятельно.
Что такое генеральное обеспечение уплаты таможенных платежей . Это удобный инструмент для предпринимателей, заключивших долгосрочный контракт на поставки товаров.

Наказание за уклонение по УК

Наказание здесь следующее:

  • Если размер ущерба находится в пределах 1.000 — 3.000 МРОТ (то есть, преступление относится к категории крупных), то основное наказание — это штраф, который составляет 100.000 — 500.000 рублей или лишение заработной платы или любого другого дохода за предыдущие 2-3 года в пользу государства. Также могут применяться следующие наказания: принудительные работы (до 2 лет), лишение свободы (до 2 лет) и некоторые другие наказания.
  • Если размер ущерба составляет более 3.000 МРОТ (преступление относится к категории особо крупных) либо преступление совершено по предварительному сговору, то в таком случае предусмотрен штраф в размере 300.000 — 500.000 рублей или лишение заработной платы, или любого другого дохода, за предыдущие 1-3 года в пользу государства. Также могут применяться следующие наказания: принудительные работы (до 5 лет), лишение свободы (до 5 лет) и некоторые другие наказания.
  • Если размер ущерба составляет более 1.000 МРОТ (преступление относится к категории крупных и особо крупных), преступление совершено по предварительному сговору, а преступниками являются должностные лица. Или преступление сопровождается насилием по отношению к работникам таможни, то в таком случае человека лишают свободы (от 5 до 10 лет), а также ему следует выплатить штраф, который не должен превышать 1.000.000 рублей. Могут применяться и другие наказания.
  • Если размер ущерба равен или составляет более 1.000 МРОТ (преступление относится к категории крупных и особо крупных), преступление совершено по предварительному сговору, а преступниками являются должностные лица. Либо преступление сопровождается насилием по отношению к работникам таможни, а само преступление совершено организованной группой, то в таком случае человека лишают свободы (от 7 до 12 лет), а также ему следует выплатить штраф, который не должен превышать 1.000.000 рублей. Могут применяться и другие наказания.

В ряде случаев возможно освобождение от уголовного преследования, если преступник:

  • раскаялся,
  • способствовал следствию,
  • готов возместить все убытки.

В заключение

Если вы перевозите через границу какие-либо товары, то следует уплатить таможенные пошлины. Если же вы попытаетесь обойти закон (например, не сообщите всю информацию о товаре, подделаете документы и так далее), то вы будете нести административную или уголовную ответственность.

Если размер ущерба составляет менее 1.000 МРОТ, то наказание будет административным и составит не более 50.000 рублей (а в большинстве случаев вы можете отделаться штрафом в размере 500 — 2.500 рублей, если вы являетесь частным лицом). Если же размер ущерба превысит 1.000 МРОТ, то вы будете нести уголовную ответственность (статья 194 УК РФ).

Дополнительная информация об ответственности за уклонение от уплаты платежей в этом видео:

По статье 194 УК РФ предусмотрены следующие наказания — крупные штрафы, общественные работы, лишение свободы и некоторые другие наказания.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.

Бесплатная консультация по телефону:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Ответственность за неуплату таможенных платежей

За неуплату таможенных платежей предусмотрена административная и уголовная ответственность.

В соответствии с главой 16 ст. 16.22 КоАП нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Ответственность перед таможенными органами за уплату таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, хранящихся на складе временного хранения, несет владелец склада. Если договором владельца склада временного хранения с лицом, помещающим товары и транспортные средства на склад, предусмотрено, что ответственность за уплату таможенных платежей несет это лицо, то владелец такого склада несет солидарную ответственность с указанным лицом за уплату таможенных платежей. Если владельцем склада временного хранения является таможенный орган, ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, поместившее товары и транспортные средства на склад временного хранения, а при отсутствии такого лица — лицо, являющееся собственником или владельцем товаров и транспортных средств.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в неуплате таможенных платежей в установленные сроки.

Статья 16.22 КоАП РФ может применяться только в случае, когда деяние, выразившееся в неуплате таможенных платежей, представляет собой самостоятельное правонарушение. В случае если неуплата таможенных платежей сопряжена с недекларированием товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации или с их недостоверным декларированием, деяние лица полностью охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 или 2 ст.16.2 КоАП РФ, и не требует дополнительной квалификации по рассматриваемой статье. Применение ст.16.22 КоАП РФ по факту неисполнения требования об уплате налога, направленного в порядке ст.70 НК РФ, также является обоснованным только в случае, когда обязанность по уплате таможенных платежей возникает не в связи с заявлением недостоверных сведений, влияющих на взимание таможенных платежей, а непосредственно в связи с направлением такого требования (например, при совершения действий по использованию или распоряжению условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлены льготы) Иванов П.В. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей / Иванов П.В., Лавринов В.В. — М.: Юрлитинформ, 2012. — 240 c..

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей определена в статье 194 УК РФ. В ней указывается что, уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. Необходимо отметить, что уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает один миллион рублей, а в особо крупном размере — три миллиона рублей.

Непосредственным объектом этого преступления являются отношения, связанные с обязанностью физических и юридических лиц уплачивать различные налоги (платежи).

Уклонение от уплаты таможенных платежей с объективной стороны выражается в бездействии:

а) полном или частичном сокрытии объекта платежа

б) неуплате таможенных платежей при полной информации о таком объекте.

Лицо может уклоняться от уплаты таможенных платежей нескольких видов, но при этом необходимо, чтобы их совокупный размер составлял крупный размер в соответствии с примечанием к ст.194 УК.

Субъективная сторона — прямой умысел: лицо осознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает этого. При уклонении от уплаты нескольких платежей умыслом виновного должно охватываться, что в совокупности это деяние составляет единое преступление.

Субъектом является лицо, обязанное уплачивать таможенные платежи, т.е. декларант (лицо, перемещающее товары через таможенную границу РФ), и иные лица (например, владелец магазина беспошлинной торговли).

Из данного параграфа следует, что за неуплату таможенных платежей предусмотрена административная и уголовная ответственность, указаны статьи КоАП и УК РФ, которые это регламентируют и описаны санкции, которые применяются за это преступление.

Выводы по главе:

1. Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками самостоятельно. При взыскании таможенных платежей — таможенным органом государства — члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги. Сумма таможенных платежей подлежащих уплате или взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин.

2. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров или их физическая характеристика в натуральном выражении. Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. Для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза.

3. Сроки, установленные для уплаты таможенных платежей, различаются в зависимости от совершаемых с товарами операций. При ввозе товаров таможенные платежи подлежат уплате не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ, при вывозе товаров — не позднее дня подачи таможенной декларации. Изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов производится в форме отсрочки или рассрочки или обеспечением уплаты таможенных платежей денежными средствами, банковской гарантией, поручительством, залогом имущества. Неуплаченные своевременно таможенные платежи взыскиваются таможенным органом.

4. Под излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов подразумевается сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате.

5. За неуплату таможенных платежей предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате таможенных платежей



Таможенные платежи (таможенная пошлина, НДС, акцизы и таможенные сборы) уплачиваются лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу, при этом их уплата обеспечивается принудительной силой государства.
В соответствии со ст. 319 ТК РФ обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает при ввозе товаров с момента пересечения границы, а при вывозе — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Вместе с декларантом с 1 октября 2009 г. Таможенным кодексом РФ установлена и солидарная ответственность таможенного брокера за уплату таможенных платежей.
Частью 3 ст. 320 ТК РФ определено, что при неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении, уплате в неполном размере или с нарушением установленных сроков уплаты (несвоевременной уплате), ответственность перед таможенными органами несет лицо, на которое возложена соответствующая обязанность.
Юридическая ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таможенных платежей представлена в первую очередь составами, включенными в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Статьей 194 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. Важно отметить, что при квалификации деяния следует оценить, имелась ли у лица реальная возможность уплаты таможенных платежей, а также были ли совершены действия, свидетельствующие о намерении избежать такой уплаты, неправомерно получить льготы, необоснованно занизить таможенную стоимость и пр.
Образование состава данного преступления возможно при наличии крупного замера суммы, квалифицируемой в качестве уклонения от уплаты таможенных платежей. В примечании к данной статье крупным размером признается превышение суммы неуплаченных таможенных платежей в пятьсот тысяч рублей. Если же эта сумма составляет более одного миллиона пятиста тысяч рублей, уклонение от уплаты таможенных платежей считается совершенным в особо крупном размере и наказывается по ч. 2 ст. 194 УК РФ.
Статьей 16.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. При этом данная норма не предусматривает ответственности за нарушение сроков уплаты сборов за таможенное оформление.
Особое внимание следует уделить финансово-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таможенных платежей. Вопрос о ее существовании возник недавно и сразу же вызвал массу острых дискуссий. Большинство ученых-административистов придерживаются традиционной классификации юридической ответственности и считают, что финансово-правовая ответственность поглощается административной. Напротив, исследователи, занимающиеся финансово-правовой проблематикой, признают в финансовой самостоятельный вид юридической ответственности либо отмечают реальные перспективы ее обособления.
Комплексный характер таможенного законодательства отразился и на правовой природе юридической ответственности в данной сфере. Ее дуализм вытекает из существования, как подчеркивает А.Н. Козырин, двух основных видов общественных отношений, регулируемых таможенным правом: административно-правовых (касающихся различных ограничений на ввоз и вывоз товаров, порядка осуществления таможенного контроля, совершения таможенных операций и отправления таможенных формальностей) и финансово-правовых (связанных с взысканием таможенных налогов и сборов).

К числу общих финансово-правовых санкций относятся штрафы (не административные), пени, предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, закрытие бюджетных кредитов, изъятие бюджетных средств, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях. Безусловным признаком данных мер ответственности выступает наличие карательной и превентивной функций.
Особого внимания заслуживает вопрос о правовой природе пени. В гражданском законодательстве под пеней понимается разновидность неустойки. Она подлежит взысканию за каждый период (день) просрочки обязательства, не исполненного в установленный срок.
Пеня, несомненно, является мерой финансово-правового принуждения. Она применяется в случае совершения субъектом деяния, выразившегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате обязательных платежей. В налоговом законодательстве пеня согласно ч. 1 ст. 72 НК РФ названа способом обеспечения исполнения такой обязанности.
В Таможенном кодексе РФ правовая природа данной категории точно не формулируется, но и в число способов обеспечения уплаты таможенных платежей, исчерпывающий перечень которых дан в ст. 340, она не входит. Частью 1 ст. 349 ТК РФ установлено, что пени есть денежные суммы, которые лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов, обязано выплатить в случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки. Учитывая, что последнее обстоятельство содержит признаки правонарушения, на наш взгляд, имеются основания для отнесения пени в области таможенного дела к мере финансово-правовой ответственности.
Конституционный Суд РФ, выражая свою правовую позицию в решениях, неоднократно причислял пеню к разновидности санкций, отмечая при этом ее восстановительный характер. Целью взимания пени выступает компенсация потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок. Установление ее размера в процентном соотношении призвано возместить убытки, которые претерпело государство вследствие просрочки платежа. При этом государство освобождается от необходимости каждый раз доказывать размер таких убытков, поэтому «нормативная конструкция пени приняла в налоговом праве оценочный вид (заранее определяется размер возможного ущерба)». Однако, несмотря на восстановительный характер, пеня может и не компенсировать бюджетные потери, если они отсутствовали.

Как санкция, наказание, мера финансовой ответственности в области таможенного дела пеня характеризуется следующими признаками.
Во-первых, она выражается в материальном воздействии на правонарушителя и носит денежный характер. Взыскание пени сказывается в первую очередь на имущественном положении лица. Пеню нельзя погасить иным способом (например, натуральным выражением), кроме как уплатой денежных средств.
Во-вторых, пеня характеризуется восстановительным характером. Как имущественная санкция «пеня имеет целью возместить… организации те возможные убытки, которые она будет иметь из-за просрочки другой организацией своих обязанностей (по договору, по налогам и т.д.)». Потери доходной части федерального бюджета компенсируются за счет применения пени. Главная задача здесь — простимулировать нарушителя и добиться надлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. Уменьшение размера пеней, равно как и предоставление рассрочки или отсрочки их уплаты, не допускается.

В-третьих, пеня применяется в случае неуплаты в установленный срок таможенных платежей. Основанием ее назначения является возникшая недоимка. При этом не имеет значения, привлекается ли лицо к уголовной или административной ответственности за данное деяние. Таково фактическое основание взимания пени, нормативным же условием выступает регламентация пени нормами Таможенного кодекса РФ. Кроме того, начисление пени происходит независимо от вины плательщика, только лишь на основании факта просрочки внесения таможенных платежей.
В-четвертых, пеню можно назвать прогрессивно растущей санкцией. Ее размер зависит от срока исполнения субъектом обязанности по уплате таможенных платежей. Чем позднее будет погашена задолженность по сумме таможенных платежей, тем больший объем пени должен быть уплачен. Как правило, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных платежей, по день исполнения данной обязанности либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки включительно. Ее размер исчисляется в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, от суммы недоимки. Иными словами, пеня выступает в качестве штрафного процента.
В-пятых, пеня — безальтернативная мера ответственности. Она не может быть заменена иными санкциями (например, штрафом). Согласно ч. 6 ст. 349 ТК РФ пени уплачиваются независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства.
В-шестых, немаловажной чертой пени является то, что она обладает признаком фискальности. Таможенные органы обеспечивают перечисление ее в федеральный бюджет, тем самым формируя его доходную часть.
В-седьмых, таможенным законодательством определен особый порядок применения данного наказания. Так, их суммарный объем варьируется в зависимости от того, какому лицу выставляется требование об уплате таможенных платежей. Для поручителей и гарантов пени начисляются максимум за три месяца, а для иных лиц такое ограничение отсутствует.
В-восьмых, пеня, в отличие от других мер ответственности, взимается при осуществлении таможенными органами финансовой деятельности. Правом ее назначения обладают не правоохранительные подразделения таможенных органов, а звенья, входящие в экономический блок таможен (отделы федеральных таможенных доходов и учета денежных средств).
Интересна трактовка правовой природы пени в Украине. Под ней признается «плата в виде процентов, начисленных на сумму налогового долга (без учета пени), которая взимается с налогоплательщика в связи с несвоевременным погашением налогового обязательства». Таким образом, отрицается ее карательный характер, а данная категория устанавливается как вид обязательного платежа (платы). В законодательстве США встречается термин «штрафные убытки», которые взыскиваются с целью наказания виновного лица.

Функции пени в области таможенного дела отличаются спецификой. Если в налоговом праве пеня «выполняет две функции — стимулирующую и компенсационную», то в таможенном праве представляется логичным выделить четыре основные функции данной меры ответственности. Карательная функция заключается в наказании лица, виновного в образовании недоимки; превентивная функция нацелена на профилактику дальнейших правонарушений; восстановительная — обусловлена стремлением государства компенсировать потери бюджета, фискальная — означает включение ее в структуру доходов бюджетной системы.

Основанием назначения пени выступает совершение лицом финансового правонарушения. Такое нарушение выражается исключительно в неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок (просрочке). Данная формулировка сужает круг проступков до одного состава, выражающегося в неисполнении обязанности по уплате таможенных платежей. Вместе с тем эта обязанность может быть выполнена в ненадлежащей форме, а именно платежи уплачиваются в неполном объеме (например, при умышленном занижении таможенной стоимости товара). Интересно, что нормой ч. 7 ст. 323 ТК РФ предусматривается возможность доплаты таможенных пошлин, налогов. Законодателем указывается: «Уплата дополнительно исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов должна быть осуществлена в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Пени на дополнительную сумму таможенных пошлин, налогов, уплаченную в течение указанного срока, не начисляются». Последнее предложение означает взыскание пени за рамками 10-дневного срока. Следовательно, неполная уплата таможенных платежей также влечет применение меры ответственности в виде пени, что представляется разумным.
Следует отметить, что пеня по сравнению с другими мерами ответственности наиболее результативна. Она принуждает виновное лицо претерпеть в полной мере имущественные лишения, чего можно было бы избежать посредством законопослушности. По уровню эффективности санкций в известной мере можно судить о качестве правового воздействия на общественные отношения и поступки людей. Тем самым появляется возможность совершенствовать нормотворческую и правоприменительную практику.

Анализ основных способов уклонения от уплаты таможенной пошлины.

Несмотря на столь высокие показатели роста, взимание таможенных платежей осложнено проблемой уклонения от их уплаты, которое в значительной степени подрывает их защитное и регулирующее воздействие.

Недобросовестные участники ВЭД используют в основном две схемы уменьшения таможенных платежей:

занижение декларируемой таможенной стоимости товара посредством указания его уменьшенной по сравнению с реальной ценой;

ввоз товара под другим наименованием, использование «товара прикрытия», на который установлена низкая ставка пошлины.

Такие явления обуславливают существование такой проблемы, как «серый» импорт — ввоз товаров в страну с занижением таможенных платежей за счет недостоверного декларирования.

Есть еще одна схема — ввоз товаров физическими лицами, которая на сегодняшний день является полулегальным каналом поступления товаров без регистрации таможенными органами. Крупные фирмы, организовавшие бизнес на беспошлинном ввозе товаров под видом физических лиц, провозят товары в крупных объемах, дробя их на мелкие партии. Каждая партия оформляется по доверенности на подставное физическое лицо. Импортируемые по такой схеме потребительские товары в зависимости от размера партии ввозятся беспошлинно или облагаются пошлинами по льготным ставкам.

Негативные последствия такого положения сказываются не столько в том, что федеральный бюджет теряет доходы, сколько в нарушении условий равноправной конкуренции внутри страны, создании серьезных препятствий для развития внутреннего производства.

Сокрытие значительной части облагаемой таможенными платежами базы наносит немалый урон отечественным товаропроизводителям и законопослушным участникам внешнеэкономической деятельности и существенно ослабляет реализацию функций таможенных платежей.

Контрабанда

Утеря, ограбление или пожар и любые другие неприятности, связанные с уничтожением или утратой ввезенных в Россию, но еще не оформленных на таможне назначения иностранных товаров, позволяют не платить таможенные сборы. Это положение закона нередко используют контрабандисты, хотя и организационно, и технически подготовить и провести операцию с мнимой утратой или уничтожением товаров очень сложно. Те, кто занят легальной деятельностью, решаются на нее редко: слишком уж велик риск уголовного преследования; таким образом, контрабанду в чистом виде в основном использует незаконный бизнес.

2. Искусственное занижение транспортных расходов при определении таможенной стоимости товара

В контракте отдельно указываются транспортные расходы до и после прибытия груза на таможенную территорию РФ. При этом тариф «до границы» может оказаться значительно ниже тарифа перевозки груза по России. Таким образом, таможенная стоимость товара снижается, как и таможенные платежи, а потери, связанные с использованием невыгодных или вовсе убыточных тарифов, которые применяются на первом этапе следования груза, с лихвой компенсируются за счет завышенных тарифов, применяемых на втором этапе.

3. Контракт с учетом мнимых скидок

В контракте указывается цена товара с учетом скидок, хотя в действительности скидка покупателю не предоставляется.

В таких случаях обман может вскрыться, если таможенники ознакомятся с условиями предоставления скидок и потребуют доказательства того, что эти условия покупателем действительно выполнены и скидки использованы. Если, например, в контракте указано, что предоплата за товар является условием предоставления скидки, то потребуются документы, подтверждающие факт предоплаты, и сумма платежа в них должна совпадать с суммой контракта (это обязательно проверят). В отсутствие таких документов таможенники укажут, что оснований для снижения стоимости товара не возникло.

4. Ввоз товаров по контрактам, не являющимся сделками купли-продажи

При оформлении ввозимого товара на таможне предъявляется внешнеторговый контракт, однако декларант заявляет таможенный режим «переработка на таможенной территории». При этом в контракте указана сильно заниженная стоимость продуктов переработки.

В ходе проверки, например запросив информацию от производителя (о затратах на производство, цене и пр.), таможенный орган может выявить факт занижения заявленной таможенной стоимости. И хотя в этом случае таможенники не вправе пересчитать суммы сборов за таможенное оформление продуктов переработки (ст. 357.8 ТК РФ), в будущем к такому недобросовестному декларанту, при оформлении им новых партий товаров, гарантированно будут применяться усиленные меры контроля.

5. Товар ввозится в разобранном виде, и указываются неверные коды ТН ВЭД

Некие физические лица ввозили из Германии бывшие в эксплуатации пассажирские автобусы без мотора, оформляя их как «кузова городских автобусов с сиденьями и панелью приборов», и уплачивали пошлину по ставке 15 %. Примерно в тот же период эти же граждане отдельно ввозили «двигатели б/у для городских автобусов в комплекте с коробкой передач», уплачивая 5%-ную импортную пошлину. Затем в России двигатели монтировались на автобусы, после чего машины продавались. Если бы указанные граждане сразу ввозили «городской автобус», они должны были бы уплачивать таможенные платежи в гораздо большем размере.

В другом случае предприимчивые граждане удачно сэкономили, ввезя по частям седельный тягач МАЗ-537. Если бы это транспортное средство ввозилось целиком, пришлось бы уплатить высокую пошлину, устанавливаемую в зависимости от объема двигателя. В разобранном же виде некоторые части тягача ввозились беспошлинно, а на другие части ставки пошлины составили 15 и 5 %.

Подобные случаи не редкость. Однако нарушение может быть обнаружено не только таможенниками, но и, позднее, другими контролирующими органами. Например, известен случай, когда в ходе обычной проверки налоговики обнаружили, что на балансе организации числится импортное оборудование для лесопереработки. Покупка оборудования была подтверждена первичными документами и отражена в бухгалтерском учете, но собственник не смог представить документы, подтверждающие законность ввоза этого оборудования на таможенную территорию России. Информация об этом была направлена в таможенную инспекцию, которая провела свою проверку и установила, что оборудование ввозили по частям физические лица: в обычном багаже и без уплаты таможенных платежей.

6. Недостоверное декларирование с использованием товаров прикрытия

Эта схема в основном используется при ввозе товаров народного потребления (одежды, парфюмерии и пр.) и предполагает декларирование товаров, ввозимых на таможенную территорию, по подложным документам, под видом других товаров, облагаемых таможенной пошлиной по низким ставкам. В качестве товаров прикрытия, как правило, выбираются товары, которые не подпадают под действие профилей рисков (строительные конструкции и т. д.), а потому обычно не досматриваются в ходе таможенного оформления.

Нередко организации, которые применяют подобные схемы, формально действуют от имени компаний-однодневок (в основном такие компании имеют московскую регистрацию) по договорам комиссии. Получатель товара (комиссионер) на своем бухгалтерском балансе товар не отражает, относя его на забалансовый счет. В бухгалтерском учете комиссионер отражает только сумму полученного комиссионного вознаграждения (обычно примерно 1 % от стоимости полученного товара). Оплата за товар иностранному партнеру не производится.

7. Нецелевое использование технической помощи

Оборудование и другие материально-технические средства, ввозимые в качестве технической помощи конкретным получателям, подлежат исключительно целевому использованию. Это имущество нельзя передавать третьим лицам, не являющимся участниками конкретного проекта или программы, нельзя продавать или сдавать в аренду5. Однако это требование нередко нарушается.

Пример. При проверке использования оборудования для утилизации отходов, ввезенного в качестве технической помощи, таможенники выяснили, что этого оборудования у получателя помощи нет, а из документов следовало, что имущество было передано сторонней организации по договору ответственного хранения. Не поленившись, таможенники проверили этого хранителя, и оказалось, что без зазрения совести тот использует оборудование по своему усмотрению.

8. Заявление недостоверных сведений о стране происхождения товара

В некоторых случаях торгово-промышленные палаты стран — участниц соглашений о свободной торговле выдают сертификаты о стране происхождения товара на основании подложных коммерческих документов (накладных, счетов-фактур, договоров) без проверки их подлинности. В результате под видом товаров, якобы происходящих из стран, которым Россия в соответствии с международными договорами предоставляет тарифные преференции в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, ввозятся товары стран, не пользующихся преференциальным режимом, или стран, товары которых ввозятся в Россию с ограничениями.

9. Занижение сумм таможенных платежей при вывозе лома металлов под видом изделий из металла, бывших в употреблении

Крупные партии лома черных или цветных металлов декларируются в качестве изделий из черного или цветного металла, которые в большинстве случаев закон разрешает вывозить по нулевой ставке вывозной пошлины.

Эта схема, помимо уклонения от уплаты пошлин, позволяет недобросовестным экспортерам вывозить металл при отсутствии необходимой лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов.

В Приморье таможенные службы столкнулись с новым способом уклонения от уплаты ввозных таможенных пошлин, авторами которого оказались китайские бизнесмены.

Суть его в следующем. На китайской территории крупные партии товаров, которые предназначены для продажи в России, разбивают на мелкие, весом не более 50 килограммов и стоимостью не более 1000 долларов. Затем эти партии товаров передают специально нанятым гражданам России, которые перевозят товар через российско-китайскую границу. В соответствии с правилами перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, такой груз полностью освобождается от уплаты таможенных пошлин. И как только груз проходит таможенный контроль, его снова собирают в крупную партию и отправляют на реализацию.

Товар перевозят в основном жители Приморья, которые зарабатывают приблизительно 100-150 рублей за одну такую перевозку.

В Дальневосточной оперативной таможне признают, что юридически привлечь к ответственности таких нарушителей очень сложно.