Овладение чтением письмом счетом основными навыками учебной

Тест по обществознанию «Наука и образование» (10 класс)

Тест по теме «Наука и образования»

I вариант

1. Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира. Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.

1) теоретическое обобщение фактов

2) констатация протекания отдельных событий

3) образность и оригинальность отражения объективной реальности

4) стремление к достоверному, истинному знанию

5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин

2. Найдите в приведённом ниже спис­ке характеристики тео­ре­ти­че­ско­го уровня на­уч­но­го познания. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) про­ве­де­ние контрольных измерений

2) вы­дви­же­ние и обос­но­ва­ние гипотез

3) со­зда­ние логической мо­де­ли изучаемого объекта

4) опи­са­ние изучаемых явлений

5) про­ве­де­ние научного эксперимента

6) объ­яс­не­ние существующих взаимосвязей

3. Найдите в приведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки про­цес­са гу­ма­ни­та­ри­за­ции об­ра­зо­ва­ния и об­ве­ди­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) учёт ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей школьников

2) со­кра­ще­ние учеб­но­го вре­ме­ни на му­зы­каль­ное образование

3) ком­пью­те­ри­за­ция об­ра­зо­ва­тель­но­го процесса

4) пре­по­да­ва­ние курса «Политология» на фа­куль­те­тах по тех­ни­че­ским специальностям

5) по­вы­ше­ние вни­ма­ния к изу­че­нию ино­стран­ных языков

6) вве­де­ние до­пол­ни­тель­но­го курса по ис­то­рии культуры

4. Выберите вер­ные суж­де­ния о тен­ден­ци­ях в раз­ви­тии об­ра­зо­ва­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Тен­ден­ция гу­ма­ни­за­ции про­яв­ля­ет­ся в сни­же­нии числа до­маш­них работ для учеников.

2) Тен­ден­ция гу­ма­ни­та­ри­за­ции про­яв­ля­ет­ся в по­вы­ше­нии вни­ма­ния в учеб­ном про­цес­се к таким предметам, как ис­то­рия и право.

3) Де­мо­кра­ти­за­ция об­ра­зо­ва­ния про­яв­ля­ет­ся в ре­а­ли­за­ции прин­ци­па рав­ных возможностей.

4) По­яв­ле­ние таких форм обу­че­ния как ди­стан­ци­он­ное образование, яв­ля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем тен­ден­ции интернационализации.

5) Внед­ре­ние элек­трон­ных по­со­бий в про­цесс обу­че­ния яв­ля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем тен­ден­ции информатизации.

5. Ученик вы­пол­нял про­ект по биологии. Какие при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что он ис­поль­зо­вал эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды познания? Вы­бе­ри­те из приведённого ниже спис­ка дан­ные ме­то­ды по­зна­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) разработал мо­дель экосистемы

2) проводил на­блю­де­ния в по­ле­вых условиях

3) изучил ли­те­ра­ту­ру по про­бле­ме исследования

4) использовал школь­ную ла­бо­ра­то­рию для про­ве­де­ния опытов

5) перед на­ча­лом ис­сле­до­ва­ния вы­дви­нул ра­бо­чую гипотезу, ко­то­рая по­лу­чи­ла подтверждение

6) описал ряд случаев, до этого не фи­гу­ри­ро­вав­ших в литературе

6. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются тенденциями в развитии современного образования.

1) гуманитаризация 3) гуманизация 5) информатизация

2) догматизация 4) интернационализация 6) идеологизация

7. Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми науки и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми примерами: к каж­дой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ФУНКЦИИ НАУКИ

A) экологи пре­ду­пре­ди­ли об опас­ном для живых ор­га­низ­мов загрязнении вод Байкала

1) производственная

Б) учёные раз­ра­бо­та­ли новую кон­струк­цию истребителя и ор­га­ни­зо­ва­ли её се­рий­ное производство

B) финансовые ана­ли­ти­ки высказали пред­по­ло­же­ния о тен­ден­ци­ях развития бан­ков­ской системы на бли­жай­шие годы

Г) поля аг­ро­фир­мы засеяли кукурузой, ко­то­рая в ре­зуль­та­те работы спе­ци­а­ли­стов по ген­ной инженерии стала не­до­ступ­на для вредителей

2) прогностическая

Д) ме­тео­ро­ло­ги высказали пред­по­ло­же­ние о том, что в ре­зуль­та­те изменения кли­ма­та практически ис­че­за­ет весна в сред­них широтах, после зим­них холодов сразу на­сту­па­ет летняя жара

Е) учёные-фармацевты сле­дят за ка­че­ством производимого ле­кар­ствен­но­го препарата

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

8. Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место пропусков.

____ (В) – ори­ен­та­ция об­ра­зо­ва­тель­ной си­сте­мы на раз­ви­тие и ста­нов­ле­ние от­но­ше­ний вза­им­но­го ува­же­ния уча­щих­ся и педагогов, ос­но­ван­ных на при­зна­нии прав каж­до­го человека, со­хра­не­нии и укреп­ле­нии здоровья,

чувства соб­ствен­но­го достоинства, фор­ми­ро­ва­нии лич­ност­но­го потенциала.

____ (Г) – уве­ли­че­ние учеб­но­го времени, от­во­ди­мо­го на изу­че­ние со­ци­аль­но­гу­ма­ни­тар­ных дисциплин; сво­бод­ное об­ще­ние с лю­дь­ми раз­ных национальностей, любых про­фес­сий и ____ (Д); хо­ро­шее зна­ние родного

языка и сво­бод­ное вла­де­ние иностранным; зна­ние на­ци­о­наль­ной и ми­ро­вой ис­то­рии и культуры; эко­но­ми­че­ская и ____ (Е) гра­мот­ность человека.

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов больше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов больше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

Список терминов:

1) тенденция

2) признак

3) элитарная

4) юридическая

5) интерес

6) гуманизация

7) специальность

8) образование

9) гуманитаризация

Тест по теме «Наука и образования»

II вариант

1. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование понятий

2) логическое выведение умозаключении

3) экспериментальное подтверждение результатов

4) открытость рациональной критике любого положения

5) опора на данные опыта чувственного познания

2. Укажите в при­ве­ден­ном перечне эм­пи­ри­че­ские методы на­уч­но­го познания

1) Ученые-вулканологи на­блю­да­ют за ак­тив­но­стью вулкана Этна

2) Ученые-историки вы­дви­ну­ли гипотезу про­ис­хож­де­ния названия «Русь» от при­бал­тий­ско­го племени ругов.

3) Эко­но­ми­сты теоретически обос­но­ва­ли перспективы раз­ви­тия глобальной экономики.

4) Эко­ло­ги провели при по­мо­щи специального зонда замер про­зрач­но­сти вод озера Байкал

5) Опытно-экспериментальным путем спе­ци­а­ли­сты в об­ла­сти генной ин­же­не­рии выявили ген, спо­соб­ству­ю­щий заболеванию раком.

3. Найдите в приведённом спис­ке проявления тен­ден­ции гуманизации об­ра­зо­ва­ния и об­ве­ди­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) увеличение ко­ли­че­ства учебных предметов

2) сокращение вре­ме­ни изучения есте­ствен­ных наук

3) ориентация на ин­те­ре­сы и склон­но­сти ученика

4) применение технологий, сбе­ре­га­ю­щих здоровье

5) особое вни­ма­ние нравственному воспитанию

6) компьютеризация об­ра­зо­ва­тель­но­го процесса

4. Выберите вер­ные суж­де­ния о новых тен­ден­ци­ях в об­ра­зо­ва­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Благодаря элек­трон­ной почте и ви­део­кон­фе­рен­ци­ям школы могут уста­нав­ли­вать и под­дер­жи­вать меж­ду­на­род­ные связи.

2) Дистанционное обу­че­ние при­об­ре­та­ет всё более ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние среди обу­ча­ю­щих­ся людей раз­лич­ных возрастов.

3) Гуманизация об­ра­зо­ва­ния пред­по­ла­га­ет уси­лен­ное вни­ма­ние к лич­но­сти учащегося, его интересам, запросам.

4) Современное об­ра­зо­ва­ние ори­ен­ти­ру­ет­ся на ком­пе­тен­ции учащихся, и по­это­му зна­ния ста­но­вят­ся ненужными.

5) Раньше вни­ма­ние уде­ля­лось не­пре­рыв­но­му образованию, а в на­сто­я­щее время пол­ная сред­няя школа обес­пе­чи­ва­ет до­ста­точ­ную об­ра­зо­ва­тель­ную подготовку.

5. Члены «Клуба лю­би­те­лей древностей», по­се­тив раскопки ряда древ­них городищ, вы­дви­ну­ли собственную вер­сию их возникновения. Од­на­ко профессиональное со­об­ще­ство археологов и ис­то­ри­ков признало дан­ную версию ненаучной.

Какие из приведённых ниже ос­но­ва­ний могли стать ос­но­вой такой оцен­ки ученых?

1) версия опро­вер­га­ла положения, при­ня­тые в науке

2) выводы чле­нов клуба не имели ло­ги­че­ских обоснований

3) предположения лю­би­те­лей древностей не по­лу­чи­ли практического подтверждения

4) версия со­дер­жа­ла положения, опи­ра­ю­щи­е­ся на веру и не име­ю­щие доказательств

5) участники раскопок, ар­хео­ло­ги и историки, не яв­ля­ют­ся членами клуба

6) разработчики вер­сии признают вме­ша­тель­ство неземного разума

6. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, обозначают естественные науки.

1) археология 2) геология 3) физика 4) ботаника 5) химия 6) педагогика

7. Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и функ­ци­я­ми образования: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

А) овла­де­ние чтением, письмом, счётом, ос­нов­ны­ми на­вы­ка­ми учеб­ной деятельности, эле­мен­та­ми тео­ре­ти­че­ско­го мышления

1) до­школь­ное образование

Б) осво­е­ние об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм не со­про­вож­да­ет­ся про­ве­де­ни­ем про­ме­жу­точ­ных ат­те­ста­ций и ито­го­вой ат­те­ста­ции обучающихся

В) ос­но­ва­но на ин­ди­ви­ду­а­ли­за­ции и про­фес­си­о­наль­ной ори­ен­та­ции со­дер­жа­ния образования

2) сред­нее общее образование

Г) к обу­че­нию не до­пус­ка­ют­ся учащиеся, не осво­ив­шие ос­нов­ной об­ра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы пред­ше­ству­ю­ще­го уров­ня об­ще­го образования

3) на­чаль­ное общее образование

Д) фор­ми­ро­ва­ние пред­по­сы­лок учеб­ной деятельности, со­хра­не­ние и укреп­ле­ние здо­ро­вья детей

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A

Б

В

Г

Д

8. Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов.

Выберите из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место пропусков.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

Список терминов:

1) образование 4) противоречие 7) субъективный

2) навык 5) объективный 8) научный

3) общение 6) международный 9) гуманизация

Ответы:

Как помочь ребенку в овладении счетом, чтением, письмом

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ОВЛАДЕНИИ СЧЕТОМ, ЧТЕНИЕМ, ПИСЬМОМ

Большинство родителей волнует вопрос следует ли обучать дошкольника чтению, письму, счету.

В детском саду проводятся занятия по чтению, счету и письму. Многие дети приходят в школу, овладев навыками слогового чтения.

Многие родители пытаются научить читать своих детей на материале «Азбуки». Самое главное здесь – не допустить грубых ошибок, которые потребовали бы переучивания. Самая частая ошибка родителей состоит в том, что с ребенком учат названия букв, а не звуков. Например, родители называют букву «мэ», а надо звук м. Это затрудняет слияние звуков при чтении, в результате чего формируется побуквенное чтение. Это усложняет путь от послогового чтения к чтению целыми словами. Прочтение же некоторых многосложных слов остается совершенно непонятным ребенку. Такие слова разгадываются им как ребусы. Например, слово открытка: о тэ кэ рэ ы тэ кэ а. Неудивительно, что смысл слова или предложения при побуквенном чтении, очень часто остается непонятым. Итак, чтение только слоговое. Требуйте от ребенка, чтобы он произносил первый звук до тех пор, пока не прочтет второй. На первых порах дети читают нараспев, выделяя гласные звуки и помогая себе тем самым сливать звуки в слоги, а слоги в слова.

Прежде, чем научиться читать, ребенок должен научиться слышать из каких звуков состоят слова, которые он произносит. Надо научить ребенка правильно произносить звуки. Процесс очень труден. Не забывайте, что ваш ребенок – еще ребенок, не требуйте от него больше, чем он может сделать. Некоторые родители, едва научив ребенка читать, перестают сами читать ему книги. Они считают, что тем самым ребенок скорее научится самостоятельному чтению. Но это далеко не так. Даже дети, начавшие читать с пятилетнего возраста, не могут читать столько сколько нужно для удовлетворения любознательности. Чтение книг родителями развивает мышление ребенка, дает ему новые образцы речи, расширяет словарный запас.

Таким образом, период обучение ребенка чтению, в семье должны быть как книги с короткими рассказами, сказками, доступными для самостоятельного чтения, так и более сложная литература, необходимая ребенку по возрасту.

Нужно ли обучать ребенка письму?

Обучение письму проводится по специальной методике безотрывного письма. Будет полезно, если родители не только займутся с детьми письмом печатных букв, но, прежде всего позаботятся о подготовке руки ребенка. Сюда входят такие упражнения как рисование, копирование, штриховка, раскрашивание, вырезание, лепка, выкладывание мозаики, рисование по точкам. Все это развивает мелкие мышцы руки, моторику рук и пространственную ориентировку (например: умение ориентироваться на строчке тетради, на клетчатой разлиновке). Проверено, что дети пришедшие с такой подготовкой, легко овладевают навыком безотрывного письма.

Теперь об обучении счету.

С шести-семи лет ребенок уже владеет некоторыми представлениями о числе, количестве, мере. К этому возрасту детьми усваивается прямой числовой ряд, у некоторых детей только до десяти, у других до двадцати и дальше. Некоторые родители выучивают с детьми числовой ряд до десяти и обратно наизусть. Часто он формируется спонтанно, в процессе игры и выполнения практических действий. Для правильного формирования числового ряда необходимо объяснить ребенку, что каждое число в числовом ряду больше предыдущего на единицу. Практически важно. Чтобы ребенок умел считать от заданного числа до другого в прямом и обратном порядке, например от трех до девяти, от двенадцати до четырех. Очень хорошо, если ребенок будет знаком с понятием «состав числа». Для начала лучше взять небольшие числа три или четыре. Ребенку предлагают разложить три палочки на две кучки. Очень скоро ребенок убедится, что возможны только два варианта: один и два или два и один. Такие же упражнения проводят и с другими числами.

Старшие дошкольники легче и с большим интересом решают простую задачу, чем числовой пример. Поэтому, если решение примера пять плюс три вызывает у них затруднение, то следует предложить задачу типа: «У тебя пять конфет. Мама дала еще три конфеты. Сколько конфет стало?» и ответ готов.

Как можно больше используйте практических упражнений, игр, которые требуют счета. Например, поставь столько тарелок, сколько человек в нашей семье. Сосчитай, сколько положили вилок на стол, хватит ли всем? Сколько не хватает? Сколько лишних?

Много игр и полезных советов при подготовке детей к школе родители могут найти в специальных изданиях для родителей будущих первоклассников.

Я умышленно ни разу не упомянула о безграничных возможностях интернета, компьютерной техники. Конечно, хорошо, если ребенок имеет некоторые навыки в работе с компьютером, но на первых этапах нового для ребенка периода школьной жизни ничто не сможет заменить значимую роль родителей, которые должны помочь ему плавно, безболезненно войти в школьную жизнь. Конечно, трудности будут. Но надо набраться терпения, выдержки, любви и доброты и наладить тесный контакт семьи и школы.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ ст 66 (ред. от 01.03.2020)

Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование

1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

4. Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).

5. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

6. По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

7. В образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.

8. За содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, включающее в себя обеспечение обучающихся в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием и организацию их хозяйственно-бытового обслуживания, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке.

9. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций в родительскую плату за содержание детей в образовательной организации, имеющей интернат, за осуществление присмотра и ухода за ребенком в группах продленного дня в таких организациях.

10. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

11. Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

12. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.06.2018 N 170-ФЗ.