Перечень 2 преступлений экономической

Евразийский юридический портал

В соответствии с действующим законодательством, такое понятие как «преступления экономической направленности» законодательно до настоящего времени не определено. В уго­ловном кодексе присутствуют формулировки «преступления в сфере экономики» в качестве названия раздела VIII УК РФ, «пре­ступления в сфере экономической деятельности» в качестве на­звания главы 22 УК РФ. Раздел VIII УК РФ не содержит составов преступлений, имеющих отношение к экономическим. Это: должностные преступления, нецелевые расходования бюджет­ных средств, преступления в сфере компьютерных технологий, связанные с посягательством на интеллектуальную собственность и авторские права и др. Вместе с тем, в данном разделе присут­ствуют составы преступлений, которые не содержат экономиче­ской составляющей в предмете преступления, например: раз­бой, уничтожение или повреждение имущества.

В целях обеспечения единого подхода и полноты отраже­ния в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности в России с 1997 года, из­даются соответствующие подзаконные нормативные акты (ука­зания), которыми определены перечни различных категорий преступлений (в том числе преступлений экономической на­правленности) и обозначены критерии, на основании которых они соотносятся1. В настоящее время действует совместное ука­зание Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД Российской Федерации от 31 сентября 2014 №744/11/3 «О введе­нии в действие Перечня статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности», которым, в частности, определены преступные де­яния, имеющие экономическую направленность, анализ поло­жений которых позволяет заключить, что рассматриваемые ка­тегории преступлений дифференцируются на: «безусловные», «условные» и «условно-попутные преступления». При этом преступления экономической направленности включены в два Перечня. Перечень №1 содержит преступления, предваритель­ное расследование по которым производится в форме дозна­ния, Перечень №2 содержит преступления, расследование по которым производится в форме предварительного й следствия.

К первой группе преступлений экономической направлен­ности (безусловные преступления) относятся деяния, включенные в оба Перечня без каких либо условий. Ко второй группе престу­плений экономической направленности (условные преступления) относятся деяния, совершенные при определенных условиях. Следовательно, указание определило критерии (признаки), при которых выявленное преступление может быть отнесено к чис­лу преступлений экономической направленности, относящиеся к субъекту преступления, к объективной стороне преступления (деяние связано с процессом осуществления производственно­хозяйственной и финансовой деятельности либо под видом ее осуществления) и источнику выявления преступления (бухгалтер­ские документальные ревизии либо проверки контролирующих и надзорных органов). Кроме того, в указаниях определены условия, относящиеся к конкретным деяниям, при которых они могут быть отнесены к преступлениям экономической направленности.

К третьей группе преступлений экономической направ­ленности (условно-попутные преступления) относятся: 1) пре­ступления, предусмотренные ст. 163, ч. 3 ст. 175, ч. 1 ст. 309, ст.ст. 312, 315, 325, 327 УК РФ, только в случае их выявления при раскрытии преступлений, подпадающих под действие Переч­ня № 1 либо Перечня № 2.

Анализ статей УК РФ, включенных в рассмотренные Перечни, дают основания для вывода, что преступления экономической на­правленности определяются деяниями, связанными с производ­ственно-хозяйственной и финансовой деятельностью, совершенные широким кругом лиц (должностными, материально ответственны­ми и иными, выполняющими организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции; имеющими до­ступ к предмету преступного посягательства, но не обладающими указанными функциями; выполняющими обязанности по охране имущества или объекта, в котором оно хранится, без материальной ответственности). Вместе с тем, следует отметить, что подобного рода указания призваны обеспечить потребности статистического учета по разграничению компетенции аппаратов уголовного ро­зыска и аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями, а также для фиксации результатов их работы, нежели определить понятие преступления экономической направленности.

В литературе можно встретить следующие суждение о понятии преступлений экономической направленности. Часть авторов, например, А. В. Покаместов, полагают, что эти преступления получили свое название «преступления эконо­мической направленности» в статистических отчетах и из него формулируют определение. Другими авторами предлагается заменить понятие «преступления в сфере экономической дея­тельности» понятием «преступления экономической направ­ленности», которое не применяется на практике в статистиче­ской отчетности правоохранительных органов.

И. И. Рожков предложил все преступления, обладающие такими родовыми характеристиками, как: нанесение ущерба функционирующей экономической структуре; выполнение пре­ступных действий под видом законных хозяйственных операций; построение преступной деятельности на таких схемах информи­рования, как дезинформирование (ложь) и метадезинформиро­вание (обман), обозначить терминологическим словосочетанием «преступления экономической направленности».Некоторые ав­торы предпринимают попытку раскрыть данный вид преступле­ний через ряд присущих им признаков: сферой их совершения вы­ступают отношения собственности и хозяйственная деятельность; им свойственны корыстный характер, коллективность и аноним­ность жертв, существенный ущерб, длящийся систематический характер; их совершение осуществляется в процессе профессио­нальной деятельности, а посягательство направлено на порядок управления экономикой в различных отраслях хозяйства. Однако, как совершенно справедливо отмечено А. В. Шмониным, перечень предлагаемых признаков экономических преступлений не в пол­ной мере соответствует современной криминальной реальности.

Вместе с тем, анализ существующих точек зрения на определение рассматриваемого понятия и положений нор­мативных правовых актов позволяет присоединиться к ав­торам, определяющим данный вид преступлений через со­ставляющие его категории: «преступление», «экономика», «направленность». Под преступлениями, согласно ч.1 ст. 14 УК РФ, понимается виновно совершенные общественно опас­ные деяния, запрещенные УК РФ, под угрозой наказания. Эко­номика может быть определена как: 1) совокупность произ­водственных отношений, которые отвечают данной ступени развития производственных сил общества, господствующий способ производства в обществе; 2) организация, структура и состояние хозяйственной жизни или какой-либо отрасли хо­зяйственной деятельности; 3) научная дисциплина, которая изучает какую-либо отрасль производственной, хозяйствен­ной деятельности. Направленность понимается как устрем­ленность, сосредоточенность в каком-нибудь направлении. При этом, направленность тесно соприкасается с ориентаци­ей, под которой понимают: 1) умение выбрать направление, разобраться в обстановке или 2) направления во взглядах, в деятельности. В экономических отношениях ориентация мо­жет определяться как направленность действий экономиче­ского субъекта и выбор им такой направленности.

В связи с этим суть преступлений экономической направ­ленности проявляется в совершении деяний, ориентированных на причинение вреда материально-опосредованным (экономи­ческим) отношениям, складывающимся в процессе производ­ства, обмена, распределения и потребления материальных благ или под видом таких отношений либо обусловленными ими.

По нашему мнению, «экономический» признак, характеризую­щий преступления экономической направленности, выражает­ся, в первую очередь, не в том, что это деяние посягает на нор­мальную экономическую деятельность, а тем, что такое деяние определяется сферой совершения преступления — экономика. Преступления экономической направленности включают дея­ния, связанные с использованием существующего экономиче­ского механизма (совокупность организационно-экономических форм) для достижения своего преступного результата. При этом такие деяния могут быть в рамках экономико-правого механиз­ма, но допускающие нарушение этого механизма, либо деяния изначально являются криминальными видами экономической деятельности, но имеющими связи (в силу необходимости) с дей­ствующими экономико-правовыми механизмами.

Таким образом, под преступлениями экономической направленности можно понимать предусмотренные уголов­ным законодательством умышленные общественно опасные деяния, которые посягают на общественные отношения, воз­никающие в целях осуществления законной деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению мате­риальных благ и услуг, причиняющие или создающие воз­можность причинения вреда участникам таких отношений. При этом, эти деяния могут совершаться как субъектами, осу­ществляющими профессиональную деятельность на законном основании, так и теми, кто использует ее для совершения пре­ступления или имитирует ее осуществление для криминаль­ного использования процессов производства, обмена, распре­деления и потребления материальных благ.

ЗУБАТЫЙ Павел Петрович
адъюнкт кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России

Виды экономических преступлений и их классификация

Классификация экономических преступлений осуществлялась научными структурами ООН. Одна из первых таких классификаций, представленная в конце 70-х годов Институтом ООН Азии и Дальнего Востока по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (UNAFEI), включала в себя нарушения законов, направленных на совершенствование рыночной экономики и регулирующих рыночную экономику, нарушения финансового и налогового законодательства, коррупцию. Упрощенная схема экономических преступлений, особенно в странах, где давно утвердилась рыночная экономика, включает в себя следующие составы:

В публикациях ученых-криминологов и криминалистов США, Германии и других стран в области борьбы с экономической преступностью затрагиваются вопросы классификации. Некоторые классификации строятся по конкретному основанию, примером чего может служить классификация, разработанная немецким профессором Гюнтером Кайзером.

  • 1. Преступления против банковской и акционерной систем обмена, кредитной системы, системы страхования и свободы конкуренции, включая злоупотребление доверием и ложные банкротства, равно как и нарушения авторских прав и права маркировки.
  • 2. Уклонение от уплаты налогов, таможенные преступления, мошенничество с субсидиями, вымогательство, взятки.
  • 3. Нарушения законодательства об охране труда, преступления против потребителей, преступления против окружающей среды.
  • 4. Прочие мошенничества и спекуляция.

Таким образом, к преступлениям, характерным для всех стран рыночной экономики, а теперь и государств, вступающих в сферу рынка, относят следующие деяния.

  • 1. Преступления, связанные со злоупотреблениями капиталовложениями и причиняющие ущерб компаньонам, акционерам и др. (различные незаконные операции с бухгалтерскими документами, акциями, например их продажа несуществующим компаниям и т.д.).
  • 2. Преступления, заключающиеся в злоупотреблениях депозитным капиталом и причиняющие ущерб кредиторам, гарантам (ложные и наносящие ущерб кредиторам банкротства, мошенничества в области страхования, манипуляции с субсидиями).
  • 3. Преступления, связанные с нарушением правил свободной конкуренции (промышленный шпионаж, искусственное завышение или занижение цен, сговор о фиксировании цен, ложная реклама).
  • 4. Преступления, заключающиеся в нарушении прав потребителей (выпуск недоброкачественной продукции, влекущий за собой причинение физического вреда потребителям, различные мошенничества, причиняющие материальный ущерб потребителям).
  • 5. Преступления, связанные с незаконной эксплуатацией природы и причиняющие ущерб окружающей среде (загрязнение окружающей природной среды, нарушение правил строительства).
  • 6. Преступления, посягающие на финансовую систему государства (сокрытие прибыли, уклонение от уплаты налогов, нарушение контроля за торговлей и производством).
  • 7. Преступления, заключающиеся в злоупотреблениях в области социального страхования и пенсионного обеспечения; преступления, связанные с сознательным нарушением правил техники безопасности, которое причиняет материальный и физический ущерб работникам.
  • 8. Коммерческие взятки.
  • 9. Компьютерные преступления.

Следует подробнее остановиться на наиболее распространенных и серьезных экономических преступлениях.

Преступления, связанные с нарушением правил свободной конкуренции.

Сговор о Фиксировании цен. В соответствии с законодательством, само по себе фиксирование цен уже является незаконным. Любые махинации со структурой цен запрещаются законом. Однако преступлением считается только сговор между конкурентами о фиксировании цен. Сами по себе одинаковые цены не могут стать фиксированными и не являются нарушением закона. Как правило, комбинации с фиксированием цен являются уголовно наказуемыми даже, в том случае, если эти цены необходимы и обоснованы для получения законной прибыли от продажи товаров или предоставления услуг. Но в любом случае единообразие цен свидетельствует прежде всего об искусственно созданной ситуации. Доказательствами осуществившегося сговора, как правило, являются встречи между конкурентами, обмен перечнями цен, другими документами. Цель операции по фиксированию цен — устранить конкуренцию среди торговцев теми или иными товарами. Конкурирующие фирмы договариваются между собой продавать свои товары по согласованной цене. Такая согласованная цена обычно бывает выше той, которая преобладала бы в условиях конкуренции.

Другой распространенной формой фиксирования цен является их искусственное повышение или понижение. В этом случае конкуренты договариваются между собой о том, какая компания чем будет торговать и по какой цене. Отдельные предприниматели, действующие обособленно, могут по своему усмотрению на законном основании повышать цены и устанавливать их в наиболее выгодных для себя размерах, даже если это будет сделано в ущерб интересам потребителей. Такое повышение цен не является нарушением антимонопольного законодательства.

Злоупотребление преобладающей позицией на рынке. Это правонарушение выражается прежде всего в дискриминации цен, придерживании своих конкурентов посредством бойкота, отказа продавать их продукцию, запрета на поставку продукции, демпинга; в установлении величины цен и территориальных границ торговцам — посредникам, занимающимся перепродажей; в требовании покупать только у себя и пр. Ценовая дискриминация возникает тогда, когда продавцом применяется неодинаковое соотношение между ценами, с одной стороны, и издержками производства и распределения — с другой, при продаже одинаковых товаров различным покупателям. Чтобы стать ‘справедливой, цена должна быть близка к издержкам. Крупные фирмы используют всякого рода скидки для определенных групп покупателей или отдельных районов, чтобы потеснить соперников, добиться монопольного положения на рынке, которое позволит им повысить те же самые цены впоследствии и получить монопольно высокую прибыль.

Промышленный шпионаж. В настоящее время это преступление, как правило, совершается при помощи компьютера либо путем подкупа служащих конкурента. Преступление совершается с целью получения данных о научных разработках конкурента, о перспективах его деятельности, об организациях, продающих его товар, списков потребителей, расчетных документов.

Преступления, состоящие в злоупотреблении депозитным капиталом и причиняющие ущерб кредиторам, гарантам и пр.

Ложное банкротство. Ложное банкротство, как правило, является следствием злоупотреблений кредитом, полученным мошенническим путем от имени несуществующей фирмы, либо следствием махинаций с неуплатой налогов. При мошеннических операциях с кредитом преступление состоит из нескольких стадий:

  • — приобретение товара в кредит;
  • — продажа или другие действия, способствующие продаже приобретенного;
  • — сокрытие своих действий;
  • — неуплата кредиторам;
  • — подача петиции о банкротстве.

Такое банкротство квалифицируется как запланированное. Данное преступление может быть совершено либо тремя последовательными действиями, либо единовременно. При трехступенчатом банкротстве прежде всего создается новая фирма или компания. Затем открывается счет в банке и производятся операции. Компания начинает приобретать товар от нескольких поставщиков и незамедлительно берет кредит для оплаты товаров. Компания использует полученный кредит для поиска новых поставщиков и приобретения товара, откладывая в то же время уплату первоначальным партнерам. Компания увеличивает свои заказы на товары у всех поставщиков, затем товары продаются по заниженной цене скупщикам краденого либо Тем, кто купит товар, не интересуясь его происхождением. Предприниматели получают плату за товар, затем они либо скрываются, либо закрывают дело и объявляют о своем банкротстве. В другом случае преступники минуют две первые стадии махинации путем приобретения фирмы, которая уже существует и имеет большой кредит. Затем компания также увеличивает закупки и в заключении объявляет о своем банкротстве.

Мошенничество с субсидиями. Это преступление является одним из наиболее прибыльных и распространенных. Оно связано с получением официальных государственных субсидий лицами, не имеющими на это право. Государственные субсидии выдаются, как правило, на развитие сельскохозяйственных предприятий, на строительство, а также на торговые операции по импорту и экспорту. Наиболее часто, особенно в Германии, совершаются мошенничества с субсидиями, выданными на развитие внешней торговли. Так, например, правительство субсидирует торговые фирмы в том случае, если цены на мировом рынке слишком низки на продукцию этой страны, и их фирмы не конкурентоспособны, а правительство заинтересовано в продаже товаров. Особенно велики субсидии на продажу товаров в страны Африки и Азии. Поэтому фирме выгодно заключить фиктивный договор с этими странами через своих посредников, находящихся в этих странах, получить значительные субсидии, а товар продать в другие страны, торговля с которыми не дает права на получение столь значительных субсидий.

Другим видом мошенничества с субсидиями являются махинации при импортировании товаров. В данном случае преступники, получив субсидии на закупку товаров из развитых стран, приобретают их у стран «третьего мира» и выдают их за европейский. Эти махинации совершаются путем фальсификации документации на поставку товара, дачи взяток различным должностным лицам и пр.

Первые два вида мошенничества осуществляют фирмы, реально существующие, но довольно часто встречаются мошенничества, которые заключаются в том, что субсидии получают фиктивные фирмы. В этих случаях совершается двойное мошенничество — субсидии получают несуществующие фирмы, совершающие при этом и первые два вида мошенничества. Кроме того, преступникам, использующим фиктивные фирмы, удается избежать уплаты больших налогов на внешнюю торговлю.

Мошенничества с балансовыми ведомостями. Подделка балансовых ведомостей производится как с целью сокрытия растрат, мошенничества, махинаций с кредитом, так и для утаивания неблагоприятного финансового положения компании. Балансовые ведомости представляют собой показатель Кредитоспособности компании, поэтому их фальсификация используется с целью получения нового кредита, а также для привлечения акционеров. Наиболее распространенными являются мошенничества с капиталовложениями, которые являются следствием фальсификации балансовых ведомостей. Центральным звеном в преступлениях, связанных с балансовыми махинациями, являются так называемые, «скрытые резервы», представляющие собой часть реального капитала компании, которая не раскрывается посторонним лицам, если они будут просматривать балансовую ведомость. Таким образом, в ведомости не отражается реальный капитал компании, а часть средств утаивается от акционеров. Возражения против наличия «скрытых резервов» основываются на том, что их реализация в тот момент, когда компания находится в тяжелом финансовом положении, покрывает потерн компании я даже может обратить их в прибыль.

Преступления, посягающие на права потребителей.

В эту группу входят все преступления, связанные с мошенничествами в области торговли, производства товаров потребления и предоставления услуг потребителям и наносящие им ущерб. Так, в США в Едином законе о нечестной торговой практике 1964 г. перечисляются следующие виды преступной деятельности фирм и компаний:

  • — продажа товаров и предоставление услуг, выдаваемых за другие товары и услуги;
  • — введение в заблуждение относительно ресурсов, спонсоров, перечня товаров и услуг;
  • — использование фиктивных представительств и названий;
  • — представление товаров и услуг как якобы имеющих специальные характеристики, ингредиенты, преимущества, лучшее качество;
  • — представление товаров как новых и оригинальных, если в действительности они ухудшены, изменены, подержаны;
  • — представление товаров и услуг как имеющих особенные стандарты, качество или сорт, или особенный стиль и модель, которых в действительности нет;
  • — умышленное принижение достоинств товара и услуг конкурента и представление фальшивых доказательств этого;
  • — ложная реклама товаров и услуг;
  • — ложные заявления, связанные с обоснованием и размерами понижения цен;
  • — другие действия, вводящие в заблуждение.

Кроме того, в законодательстве практически всех стран предусматривается ответственность за выпуск недоброкачественных продуктов питания, медикаментов и пр.

Преступления, посягающие на финансовую систему государства.

Уклонение от уплаты налогов. Значительный ущерб наносят экономике действия корпораций по уклонению от уплаты налогов на прибыль, за внешнеторговые операции и пр. Как правило, этой деятельности корпораций предшествует другая незаконная деятельность, например, махинации с субсидиями, с кредитами, сокрытие прибыли и др.

Одной из форм мошенничества с налогами являете перенос компанией своих органов управления в страну, где производство товаров не облагается большими налогами. Производя товар в своей стране, предприниматели все документы, касающиеся их хозяйственной деятельности, держат в той стране, куда переведены их органы управления. В действительности же там никакого производства нет, но налогом будет облагаться фирма по законам той страны, где по документам осуществляется производственная деятельность.

Компании прибегают и к таким махинациям, как создание фиктивных фирм, перевод прибыли в благотворительные фонды, которая не облагается налогом, сокрытие счетов и подцепка балансовых ведомостей и пр.

Еще одно преступление, связанное с уклонением от уплаты налогов, — неуплата таможенного налога. В данном случае имеется в виду контрабандный провоз товаров, которые облагаются налогом. Преступники прибегают к фальшивым декларациям, фальшивым счетам и пр.

5. Компьютерные преступления.

Компьютерные преступления совершаются, как правило, служащими, допущенными к работе с ЭВМ. Клерки, администраторы и управляющие бывают чаще виновны в их совершении, чем профессиональные программисты. Из каждой тысячи таких преступлений, имевших место в США в последние годы, только семь были совершены профессиональными программистами. Несмотря на то, что проблема компьютерной преступности относительно новая, вопрос классификации применительно к ней разработан достаточно четко. Ученые выделяют следующие виды таких преступлений;

  • 1) физические злоупотребления, которые включают в себя: разрушение оборудования; уничтожение данных или программ; ввод ложных данных, кражу информации, записанной на различных носителях (распечатках, перфокартах, дискетах и т.п.);
  • 2) операционные злоупотребления, представляющие собой: мошенничество (выдача себя за другое лицо или использование прав другого лица); несанкционированное использование оконечного устройства;
  • 3) программные злоупотребления, которые включают в себя: различные способы изменения системы математического обеспечения, к которым, например, относятся так называемые «логическая бомба» и «троянский конь». Первый заключается в том, что в программу вводится команда компьютеру проделать в определенный момент какое-либо несанкционированное действие, второй предполагает включение в обычную программу своего задания;
  • 4) электронные злоупотребления, которые включают в себя схемные и аппаратные изменения, приводящие к тому же результату, что и изменение программ.

Существует и более краткая классификация, которая включает в себя:

  • 1) акты вандализма по отношению ко в всей ЭВМ или отдельным ее частям;
  • 2) кражи информации из ЭВМ;
  • 3) хищения с помощью ЭВМ.

Первый вид преступлений преследует цель нанести ущерб владельцу и вызвать задержку в работе путем вывода из строя ЭВМ. Так, восстановление стертых преступником меток на магнитной ленте требует значительных затрат времени и денежных средств. Кража информации из ЭВМ, а также ценных программ осуществляется с цепью подрыва репутации конкурента или передачи сведений конкурирующим фирмам. Исполнителями таких преступлений становятся лица, имеющие доступ к ЭВМ и хорошо осведомленные в делах фирмы. Хищения преследуют цель личного обогащения с помощью компьютера. Преступники могут похищать товары и другое имущество в крупных размерах, а также вводить в ЭВМ заказы и инструкции на доставку товаров в определенные места.

Наибольшую опасность представляют преступления, совершаемые в финансовой сфере. Простые манипуляции с вычислительной техникой дают возможность преступникам делать фиктивные ценные вклады, получать несуществующие прибыли.

Исследования уязвимости существующих вычислительных систем показали, что практически все стадии прохождения информации в ЭВМ могут быть подвергнуты преступному воздействию. Преступник может ввести в ЭВМ ложные или устаревшие данные, фиктивные счета и т.п.

Коммерческая взятка.

Коммерческая взятка определяется как дача или получение вознаграждения с целью повлиять на какого-либо служащего, чтобы он нарушил или не исполнил свои обязанности, возложенные на него его корпорацией или частным лицом. УК штата Нью-Йорк определяет это преступление следующим образом: «Лицо виновно в даче или получении коммерческой взятки, если оно предоставляет или дает согласие предоставить какую-либо выгоду или предлагает такую выгоду любому служащему, агенту или доверенному лицу без согласия своего начальника или главы корпорации. Любой служащий, агент или доверенное лицо виновен в получении коммерческой взятки, когда он без согласия своего директора или работодателя вымогает, принимает или соглашается принять какое-либо вознаграждение от другого лица и когда он понимает и соглашается, что это вознаграждение окажет влияние на его поведение при ведении дел его работодателя или главы корпорации».

Субъектами данного преступления признаются следующие лица: служащие или агенты; администраторы, попечители или другие доверенные лица; юристы, врачи, бухгалтеры, оценщики или другие профессиональные советники или информаторы; директора, партнеры, управляющий либо арбитр.

Обычно считается, что взятка представляет собой денежное вознаграждение, которое прямо передается агенту или доверенному лицу. Однако обычно все это происходит в завуалированной форме. Это может быть, например, приглашение на прием, оплаченный взяткодателями. Взятка может передаваться не непосредственно получателю, а через его жену, мужа, семью. В законодательстве штага Айова взяткой, например, признается получение для своего пользования, прямо или косвенно, любого подарка, комиссионных, скидки, вознаграждения. В законодательстве штата Миссисипи взяткой признается получение денег, товаров, движимого имущества, права на какие-либо действия агентом или его женой.

Контрабанда.

Контрабанда совершается только на территории двух и более государств и по признаваемому государствами международному обычаю является международным правонарушением. Наказание за контрабанду устанавливается в национальном административном или уголовном законодательстве.

До настоящего времени многостороннего соглашения по борьбе с контрабандой не принято. В этом отношении можно отметить лишь Конвенцию СТС о сотрудничестве в борьбе с нарушениями таможенных правил, принятую в 1977г. в Найроби (Кения).

По общему правилу контрабанда включает в себя незаконное перемещение каких-либо ценностей через границу различных государств. Ее опасность для международного правопорядка заключается в том, что она подрывает отношения дружбы и сотрудничества государств, монополию государств или иной порядок в области внешней торговли, наносит ущерб экономическому и культурному развитию государств.

В отличие от других преступлений контрабанда очень динамична, постоянно «совершенствуется» преступниками и ее модификации непредсказуемы. В настоящее время наибольшую опасность для международного сообщества представляет контрабанда оружия в горячие точки планеты. Нередко услугами контрабандистов пользуются представители отдельных государств, которые снабжают контрабандным оружием различные экстремистские, правые, левацкие, националистические, бандитские, откровенно фашистские группировки, а также террористов и просто уголовников.

Предметом контрабанды также являются не только стрелковое, но и другие виды оружия, боеприпасы и взрывчатые вещества. По данным ООН, услугами контрабандистов оружия пользуются и представители некоторых государств. «Существует также черный рынок оружия, в частности стрелкового оружия, который получатель может использовать в случае, если иностранные правительства не будут удовлетворять их потребности. Размеры этого рынка невозможно определить, и поэтому также невозможно представить его реальное значение».

На практике международно-правовая борьба с такой контрабандой не ведется потому, что оружие является законным объектом внешней торговли, а экспорт оружия — законным инструментом внешней политики.

В силу своей общественной опасности контрабанда известна национальному праву всех государств.

Легализация преступного дохода.

Легализация преступных доходов получила широкое распространение в странах с рыночной экономикой. Механизм этих преступлений сложный. Добытые преступным путем деньги вывозятся за границу и помещаются в разных странах на счета коммерческих банков.

На эти средства официальным путем приобретаются или создаются предприятия и банки, скупается иностранная валюта, заключаются внешнеэкономические и другие контракты. Соучастниками таких преступлений являются работники банков, скрывающие свои действия под предлогом сохранения банковской тайны.

Это преступление к числу международных уголовных отнесено Страсбургской конвенцией об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. Государства-участники взяли на себя обязательства объявить «отмывание» таких денег преступлением, принять законы о порядке розыска, изъятия и конфискации незаконно полученных средств, о снятии всех ограничений от разглашения либо недобросовестного использования работниками банков информации о вкладах своих клиентов.

Государства обязались юридически закрепить право доступа уполномоченным работникам правоохранительных органов к банковским операциям, позволяющим своевременное выявление этих преступлений.

Ряд государств, присоединившихся к этой Конвенции, уже внесли в свое законодательство существенные дополнения. К примеру, в Великобритании с 1994 г действует закон, в соответствии с которым работники всех банков, не сообщившие правоохранительным органам о необычных, подозрительных перемещениях денежных средств, могут быть привлечены к уголовной ответственности и получить от 2 до 14 лет лишения свободы.

Еще раньше в Нидерландах начал действовать закон, обязывающий банковских работников информировать правоохранительные органы о поступлении на счета своих клиентов сумм свыше 25 тыс. гульденов. О происхождении таких средств владелец счета обязан дать объяснение. Аналогичные нормы есть в США, Италии и других странах.

Определенный вклад в усиление борьбы с этими преступлениями внесли Международная конференция по предотвращению отмывания денег и использования доходов от преступной деятельности и борьбе с ними, проведенная ООН в г Курмайер (Италия) в июне 1994 г., и Всемирная конференция на уровне министров по организованной и транснациональной преступности, организованная ООН в г Неаполе (Италия) в ноябре 1994 г

На Всемирной конференции были приняты Неапольская политическая декларация и Глобальный план действий против организованной транснациональной преступности, которые в том же году были утверждены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.

В названной Декларации главы государств и правительств, министры и должностные лица правоохранительных органов приняли решение защитить свои страны от преступных доходов и от международных преступных организаций путем эффективных законодательных мер и оперативных средств.

Фальшивомонетничество.

Это изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных денег или ценных бумаг. Общественная опасность данного преступления обусловливается тем, что изготовлением и сбытом поддельных денег и ценных бумаг может быть нарушено нормальное денежное обращение.

Самое древнее международное уголовное преступление. Оно появилось одновременно с заменой натурального товарообмена денежным. Со временем фальшивомонетничеством стали заниматься не только отдельные лица, но и государства, которые подобными действиями пытались подорвать экономику других государств, ослабить их и добиться победы в войне. К таким действиям прибегал Наполеон в отношении России в период подготовки своей печально закончившейся интервенции. Известны факты изготовления фунтов стерлингов Великобритании фашистской Германией в период Второй мировой войны. Поддельные деньги и ценные бумаги используются и как средство подрыва экономики развивающихся государств. Например, в 1967 г. в Париже была обнаружена подпольная фабрика, которая печатала банкноты Республики Заир. При этом было изъято денег на сумму 15 млн. франков.

По данным Интерпола, только за период с 1946 по 1972 гг. этой организации удалось с помощью полиции других стран обнаружить и классифицировать около 6 млн. подделок денег и ценных бумаг в 89 странах мира. Однако специалисты считают, что даже эти по своим масштабам цифры не соответствуют действительности. Случаев фальшивомонетничества гораздо больше, далеко не все из них попадают в поле зрения полиции и раскрываются. Эти преступления совершают хорошо организованные группы, поддерживаемые иногда представителями коррумпированных властей. В 1968 г, например, разоблачена группа международных преступников численностью более ста человек. Они подделывали американские доллары и дорожные чеки с сигнатурой 26 наиболее известных банков различных стран мира. Центр организации находился в Латинской Америке, а один из филиалов — в Италии. Фальшивые чеки и доллары распространялись через «туристов» на всех континентах земного шара. Вскоре в окрестностях г. Болоньи в Италии была обнаружена типография фальшивомонетчиков, полиграфическое оборудование которой оценивалось в 50 млн. итальянских лир. Участники этого преступного «синдиката» были арестованы и осуждены во многих странах мира.

По информации Интерпола наиболее часто подделываются (около 80 %) американские доллары из-за их универсального использования. 100 долларовая банкнота является наиболее часто подделываемой. В качестве ответной меры, для обеспечения более стойкой защиты от подделки, американские власти в 1996г. выпустили новую 100 долларовую банкноту.

Деньги составляют основу экономической системы государства и поэтому очень важно, чтобы общество было уверенным в своей валюте, следовательно борьба с этим видом преступления не потеряла своей актуальности.

Необходимость международного сотрудничества в борьбе с этими преступлениями привела к заключению в 1929 г. Женевской конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков. Государства-участники взяли на себя обязательства в борьбе с фальшивомонетничеством не делать различия между подделкой собственных и иностранных денежных знаков и ценных бумаг и с одинаковой строгостью наказывать преступников. Оно объявлялось экстрадиционным международным уголовным преступлением.

Поэтому все страны — участники конвенции должны оказывать помощь заинтересованным странам в розыске и возвращении скрывшегося за границу изготовителя, сбытчика денежных знаков или их соучастников. С 1931 по 1995 г в рамках требований ст. 12 Женевской конвенции проведено восемь международных конференций по координации деятельности государств, крупнейших банков и эмиссионных учреждений в борьбе с этими преступлениями.

К денежным знакам Конвенция относит только находящиеся в обращении бумажные деньги и металлические монеты.

Государства-участники договорились строго наказывать:

  • 1) все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков, каков бы ни был способ, употребляемый для достижения этого результата;
  • 2) сбыт поддельных денежных знаков;
  • 3) действия, направленные к сбыту, ввозу в страну или получению, или добыванию для себя поддельных денежных знаков при условии, что их поддельный характер был известен;
  • 4) покушения на эти правонарушения и действия по умышленному соучастию;
  • 5) обманные действия по изготовлению, получению или приобретению для себя орудий или иных предметов, предназначенных по своей природе для изготовления поддельных денежных знаков или для изменения денежных знаков (ст. 3). К уголовной ответственности привлекаются граждане данной страны и лица, проживающие на ее территории, виновные как в подделке внутренних денежных знаков, так и иностранной валюты.

В соответствии со ст. 12 Конвенции дознание по таким делам ведется в рамках национального уголовного судопроизводства особо созданным Центральным Бюро, которое работает в контакте с банковскими учреждениями, полицией и подобными органами других стран. Это позволяет централизовать в масштабе государства все сведения, могущие облегчить розыск, пресечение и профилактику этих преступлений. В настоящее время все вопросы международного сотрудничества в рассматриваемой сфере международных отношений возложены на Интерпол.

В то же время целый ряд положений Конвенции устарел, а ее текст требует существенных изменений. В первую очередь это относится к расширению понятия «денежных знаков». Сегодня распространены подделки векселей, аккредитивов, чеков, знаков почтовой оплаты и других ценных бумаг. Однако в Конвенции такие деяния преступными не считаются. То же самое можно сказать о подделке денежных знаков, не находящихся в обращении, и о вывозе фальшивых денег за границу. Эти пробелы Конвенции вынуждены восполнять национальные нормы уголовного законодательства, а также двусторонние соглашения.

Преступления экономической направленности

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Термины и принятые сокращения

1. Персональные данные (ПД) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

2. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

4. Информационная система персональных данных (ИСПД) – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

5. Персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных, – ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе.

6. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

7. Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

8. Cookie – это часть данных, автоматически располагающаяся на жестком диске компьютера при каждом посещении веб-сайта. Таким образом, cookie – это уникальный идентификатор браузера для веб-сайта. Cookie дают возможность хранить информацию на сервере и помогают легче ориентироваться в веб-пространстве, а также позволяют осуществлять анализ сайта и оценку результатов. Большинство веб-браузеров разрешают использование cookie, однако можно изменить настройки для отказа от работы с cookie или отслеживания пути их рассылки. При этом некоторые ресурсы могут работать некорректно, если работа cookie в браузере будет запрещена.

9. Веб-отметки. На определенных веб-страницах или электронных письмах Оператор может использовать распространенную в Интернете технологию «веб-отметки» (также известную как «тэги» или «точная GIF-технология»). Веб-отметки помогают анализировать эффективность веб-сайтов, например, с помощью измерения числа посетителей сайта или количества «кликов», сделанных на ключевых позициях страницы сайта.

10. Оператор – организация, самостоятельно или совместно с другими лицами организующая и (или) осуществляющая обработку персональных данных, а также определяющая цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

11. Пользователь – пользователь сети Интернет.

12. Сайт – это веб ресурс https://lc-dv.ru, принадлежащий Обществу с ограниченной ответственностью «Правовой центр»

2. Общие положения

1. Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) составлена в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006 г., а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных и действует в отношении всех персональных данных, которые Оператор может получить от Пользователя во время использования им в сети Интернет Сайта.

2. Оператор обеспечивает защиту обрабатываемых персональных данных от несанкционированного доступа и разглашения, неправомерного использования или утраты в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

3. Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику. При внесении изменений в заголовке Политики указывается дата последнего обновления редакции. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.

4. Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ-152.

3. Принципы обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:

2. законности и справедливой основы;

3. ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;

4. недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;

5. недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;

6. обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;

7. соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;

8. недопущения обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;

9. обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;

10. уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Обработка персональных данных

1. Получение ПД.

1. Все ПД следует получать от самого субъекта ПД. Если ПД субъекта можно получить только у третьей стороны, то субъект должен быть уведомлен об этом или от него должно быть получено согласие.

2. Оператор должен сообщить субъекту ПД о целях, предполагаемых источниках и способах получения ПД, характере подлежащих получению ПД, перечне действий с ПД, сроке, в течение которого действует согласие, и порядке его отзыва, а также о последствиях отказа субъекта ПД дать письменное согласие на их получение.

3. Документы, содержащие ПД, создаются путем получения ПД по сети Интернет от субъекта ПД во время использования им Сайта.

2. Оператор производит обработку ПД при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее — общедоступные персональные данные);

7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

3. Оператор может обрабатывать ПД в следующих целях:

1. повышения осведомленности субъекта ПД о продуктах и услугах Оператора;

2. заключения с субъектом ПД договоров и их исполнения;

3. информирования субъекта ПД о новостях и предложениях Оператора;

4. идентификации субъекта ПД на Сайте;

5. обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов в области персональных данных.

4. Категории субъектов персональных данных. Обрабатываются ПД следующих субъектов ПД:

1. Физические лица, состоящие с Оператором в гражданско-правовых отношениях;

2. Физические лица, являющиеся Пользователями Сайта;

5. ПД, обрабатываемые Оператором, — данные, полученные от Пользователей Сайта.

6. Обработка персональных данных ведется:

1. – с использованием средств автоматизации;

2. – без использования средств автоматизации.

7. Хранение ПД.

1. ПД субъектов могут быть получены, проходить дальнейшую обработку и передаваться на хранение как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

2. ПД, зафиксированные на бумажных носителях, хранятся в запираемых шкафах либо в запираемых помещениях с ограниченным правом доступа.

3. ПД субъектов, обрабатываемые с использованием средств автоматизации в разных целях, хранятся в разных папках.

4. Не допускается хранение и размещение документов, содержащих ПД, в открытых электронных каталогах (файлообменниках) в ИСПД.

5. Хранение ПД в форме, позволяющей определить субъекта ПД, осуществляется не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

8. Уничтожение ПД.

1. Уничтожение документов (носителей), содержащих ПД, производится путем сожжения, дробления (измельчения), химического разложения, превращения в бесформенную массу или порошок. Для уничтожения бумажных документов допускается применение шредера.

2. ПД на электронных носителях уничтожаются путем стирания или форматирования носителя.

3. Факт уничтожения ПД подтверждается документально актом об уничтожении носителей.

9. Передача ПД.

1. Оператор передает ПД третьим лицам в следующих случаях:
– субъект выразил свое согласие на такие действия;
– передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.

2. Перечень лиц, которым передаются ПД.

Третьи лица, которым передаются ПД:
Оператор передает ПД ООО «Правовой центр» (который находится по адресу: г. Хабаровск, 680020, ул. Гамарника, 72, офис 301) для целей, указанных в п. 4.3 настоящей политики. Оператор поручает обработку ПД ООО «Правовой центр» с согласия субъекта ПД, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этими лицами договора. ООО «Правовой центр» осуществляют обработку персональных данных по поручению Оператора, обязаны соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152.

5. Защита персональных данных

1. В соответствии с требованиями нормативных документов Оператором создана система защиты персональных данных (СЗПД), состоящая из подсистем правовой, организационной и технической защиты.

2. Подсистема правовой защиты представляет собой комплекс правовых, организационно-распорядительных и нормативных документов, обеспечивающих создание, функционирование и совершенствование СЗПД.

3. Подсистема организационной защиты включает в себя организацию структуры управления СЗПД, разрешительной системы, защиты информации при работе с сотрудниками, партнерами и сторонними лицами.

4. Подсистема технической защиты включает в себя комплекс технических, программных, программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту ПД.

5. Основными мерами защиты ПД, используемыми Оператором, являются:

1. Назначение лица, ответственного за обработку ПД, которое осуществляет организацию обработки ПД, обучение и инструктаж, внутренний контроль за соблюдением учреждением и его работниками требований к защите ПД.

2. Определение актуальных угроз безопасности ПД при их обработке в ИСПД и разработка мер и мероприятий по защите ПД.

3. Разработка политики в отношении обработки персональных данных.

4. Установление правил доступа к ПД, обрабатываемым в ИСПД, а также обеспечение регистрации и учета всех действий, совершаемых с ПД в ИСПД.

5. Установление индивидуальных паролей доступа сотрудников в информационную систему в соответствии с их производственными обязанностями.

6. Применение средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия.

7. Сертифицированное антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемыми базами.

8. Соблюдение условий, обеспечивающих сохранность ПД и исключающих несанкционированный к ним доступ.

9. Обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие мер.

10. Восстановление ПД, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.

11. Обучение работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, документам, определяющим политику Оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

12. Осуществление внутреннего контроля и аудита.

6. Основные права субъекта ПД и обязанности Оператора

1. Основные права субъекта ПД.

Субъект имеет право на доступ к его персональным данным и следующим сведениям:

1. подтверждение факта обработки ПД Оператором;

2. правовые основания и цели обработки ПД;

3. цели и применяемые Оператором способы обработки ПД;

4. наименование и местонахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением работников Оператора), которые имеют доступ к ПД или которым могут быть раскрыты ПД на основании договора с Оператором или на основании федерального закона;

5. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

6. порядок осуществления субъектом ПД прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

7. наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку ПД по поручению Оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

8. обращение к Оператору и направление ему запросов;

9. обжалование действий или бездействия Оператора.

10. Пользователь Сайта может в любое время отозвать свое согласие на обработку ПД, направив электронное сообщение по адресу электронной почты: pavel@tylik.ru, либо направив письменное уведомление по адресу: 680020, г. Хабаровск, ул. Гамарника, дом 72, офис 301

11. . После получения такого сообщения обработка ПД Пользователя будет прекращена, а его ПД будут удалены, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена в соответствии с законодательством.

12. Обязанности Оператора.

Оператор обязан:

1. при сборе ПД предоставить информацию об обработке ПД;

2. в случаях если ПД были получены не от субъекта ПД, уведомить субъекта;

3. при отказе субъекта в предоставлении ПД субъекту разъясняются последствия такого отказа;

4. опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки ПД, к сведениям о реализуемых требованиях к защите ПД;

5. принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты ПД от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения ПД, а также от иных неправомерных действий в отношении ПД;

6. давать ответы на запросы и обращения субъектов ПД, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов ПД.

7. Особенности обработки и защиты данных, собираемых с использованием сети Интернет

1. Существуют два основных способа, с помощью которых Оператор получает данные с помощью сети Интернет:

1. Предоставление ПД субъектами ПД путем заполнения форм Сайта;

2. Автоматически собираемая информация.

Оператор может собирать и обрабатывать сведения, не являющимися ПД:

3. информацию об интересах Пользователей на Сайте на основе введенных поисковых запросов пользователей Сайта о реализуемых и предлагаемых к продаже услуг, товаров с целью предоставления актуальной информации Пользователям при использовании Сайта, а также обобщения и анализа информации, о том какие разделы Сайта, услуги, товары пользуются наибольшим спросом у Пользователей Сайта;

4. обработка и хранение поисковых запросов Пользователей Сайта с целью обобщения и создания статистики об использовании разделов Сайта.

2. Оператор автоматически получает некоторые виды информации, получаемой в процессе взаимодействия Пользователей с Сайтом, переписки по электронной почте и т. п. Речь идет о технологиях и сервисах, таких как сookie, Веб-отметки, а также приложения и инструменты Пользователя.

3. При этом Веб-отметки, сookie и другие мониторинговые технологии не дают возможность автоматически получать ПД. Если Пользователь Сайта по своему усмотрению предоставляет свои ПД, например, при заполнении формы обратной связи, то только тогда запускаются процессы автоматического сбора подробной информации для удобства пользования Сайтом и/или для совершенствования взаимодействия с Пользователями.

8. Заключительные положения

1. Настоящая Политика является локальным нормативным актом Оператора.

2. Настоящая Политика является общедоступной. Общедоступность настоящей Политики обеспечивается публикацией на Сайте Оператора.

3. Настоящая Политика может быть пересмотрена в любом из следующих случаев:

1. при изменении законодательства Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных;

2. в случаях получения предписаний от компетентных государственных органов на устранение несоответствий, затрагивающих область действия Политики

3. по решению Оператора;

4. при изменении целей и сроков обработки ПД;

5. при изменении организационной структуры, структуры информационных и/или телекоммуникационных систем (или введении новых);

6. при применении новых технологий обработки и защиты ПД (в т. ч. передачи, хранения);

7. при появлении необходимости в изменении процесса обработки ПД, связанной с деятельностью Оператора.

4. В случае неисполнения положений настоящей Политики Компания и ее работники несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицами, ответственными за организацию обработки Данных Компании, а также за безопасность персональных данных.

Виды преступлений в экономической сфере и ответственность за них

Объектом экономических правонарушений являются производство и распределение различных товаров и услуг. Преступление совершается умышленно, с прямым или косвенным намерением получить материальную выгоду. Тяжесть наказания зависит от величины причиненного ущерба и наличия специального состава.

Виды экономических преступлений

Противозаконные действия, нарушающие общественные отношения в области экономики, охватываются главой 22 УК. Данная глава содержит 32 статьи — от 169 до 200. Описываемые ими нарушения можно подразделить на 6 видов, касающихся:

  • Предпринимательской деятельности (ст.ст. 169–175, 191.1, 200.3 УК):
    1. препятствий со стороны должностных лиц;
    2. незаконных производства и сбыта товаров;
    3. ненадлежащей регистрации банковской деятельности, нанесшей ущерб клиентам;
    4. легализация имущественных ценностей, полученных противозаконным способом.
  • Выдачи кредита (ст.ст. 176, 177, 195–197 УК):
    1. получения кредита посредством предоставления ложной информации;
    2. неуплаты кредиторских взносов;
    3. нарушений процедуры банкротства;
    4. преднамеренное или фиктивное банкротство.
  • Монополизма и недобросовестной конкуренции (ст.ст. 178–180, 183, 184 УК):
    1. ограничения конкурентноспособности;
    2. принудительного заключения сделки или отказа от него;
    3. использования товарного знака без имеющихся на то оснований;
  • Разглашение коммерческой тайны УК РФ
  • Оборота денежных средств, акций, незаконные валютные операции (статьи УК РФ: 181, 185–187, 191, 192 УК):
    1. незаконной эмиссии ценных бумаг;
    2. изготовления и распространения поддельных банкнот или акций;
    3. нелегального оборота драгоценных металлов, камней, жемчуга.
  • Таможенного контроля (ст.ст. 189, 190, 193, 194, 200.1, 200.2 УК):
    1. перевозки контрабандных товаров;
    2. неуплаты таможенных взносов.
    3. Уклонения от налоговых выплат (ст.ст. 198–199.4 УК).

Предпринимательство

Знаете ли вы Признаками незаконной предпринимательской деятельности могут быть: обогащение при невозможности обоснования источников дохода; отсутствие обязательной лицензии; применение труда третьих лиц без соответствующего оформления и так далее. Подробнее можно прочитать в этой статье
Максимальное наказание за нарушения в сфере предпринимательства составляют:

  1. Штрафные санкции:
    1. 500 000 р. В случае с алкогольной продукцией — до 3 млн. р.;
    2. заработная плата за 3 г.
  2. Запрет на занятие данной деятельностью в течение 3 лет.
  3. Работы исправительного свойства на 2 г.
  4. Обязательный труд в течение 480 ч.
  5. Принудительная деятельность в течение 4 лет.
  6. Ограничение передвижения на 4 г.
  7. Взятие под стражу на 6 мес.
  8. Отбывание срока в течение 3 лет.

При наличии квалифицированного состава за совершение преступления экономической направленности статьи УК РФ предусматривают наказание в виде:

  1. Взысканий:
    1. 1 млн. 500 тыс. р. При незаконном обороте алкогольной продукции — до 4 млн. р.;
    2. доход за 5 лет.
  2. Запрета выполнять определенную работу в течение 3–5 лет.
  3. Исправительного труда в течение 2 лет.
  4. Обязательной трудовой деятельности в течение 480 ч.
  5. Труда принудительного характера на 5 лет.
  6. Ограниченного передвижения на 2 г.
  7. Заключения под стражей на 6 мес.
  8. Лишения свободы на 7 лет.

В случае с организацией азартных игр (ст. 171.2 УК) крупным считается убыток, стоимость которого превышает 6 млн. р. Лица, занимавшиеся незаконным сбором средств с участников долевого строительства жилых объектов, освобождаются от наказания, если:

  • изъятая сумма была полностью возмещена;
  • жилое здание было введено в эксплуатацию.

Кредит

Сколько дают за экономические преступления по статьям, касающихся кредитного долга и получения статуса банкрота:

  1. Штраф:
    1. 200 000 р. В случае с банкротным процессом сумма выше — до 500 000 р.;
    2. заработная плата за 18 мес. До 3 лет при банкротстве.
  2. Труд обязательного направления в течение 480 ч.
  3. Принуждающий труд на 5 лет.
  4. Ограниченность в передвижениях (при нарушениях, касающихся банкротства) на 2 г.
  5. Содержание в местах заключения в течение полугода.
  6. Лишение свободы на 6 лет.

Нецелевое использование заемных кредитных средств также квалифицируется как экономическое правонарушение. Так, например, имеет место быть частная мошенническая практика в виде заключения недействительного договора купли-продажи автомобиля между людьми, состоящими в сговоре.

Подробнее о мерах наказания за нецелевое использование кредита мы расскажем здесь https://lexconsult.online/7440-otvetstvennost-zaemshhika-kredita-ne-po-naznacheniyu

При квалифицирующих признаках (например, если использование кредита нанесло крупный ущерб государству или частным лицам) назначаются:

  1. Санкции:
    1. 100 000–300 000 р.;
    2. зарплата за 2 г.
  2. Ограничение свободы на 3 г.
  3. Обязательные работы в течение 480 ч.
  4. Исправительный труд на 2 г.
  5. Труд принудительного направления в течение 5 лет.
  6. Содержание в местах заключения до 5 лет.

Монополизм

Противоправные деяния, совершенные с целью устранить конкурентов, караются:

  1. Штрафом в размере:
    1. 300 000–500 000 р.;
    2. дохода за 3 г.
  2. Обязывающий труд в период 480 ч.
  3. Работами исправительного свойства на 2 г.
  4. Принудительным трудом на 4 г.
  5. Запрещением выполнять данные должностные обязанности в течение 3 лет.
  6. Ограничением передвижения на 2 г.
  7. Арестом на срок до полугода.
  8. Лишением свободы на 4 г.

Квалифицированные преступления, например, экономический шпионаж, сопровождающийся насилием или причинивший крупный убыток, наказываются:

  1. Запретом на определенные виды деятельности на 3 г.
  2. Штрафом величиной:
    1. в 1 млн. р. 500 тыс.;
    2. зарплаты за 5 лет.
  3. Обязательным трудом на 360 ч.
  4. Исправительным трудом на срок до 2 лет.
  5. Работами принудительного характера в течение 5 лет.
  6. Лишением свободы на 7 лет и до 10 лет в случае с принуждением к заключению сделки.

Особо крупным доходом относительно ст. 178 (Ограничение конкуренции) признаются 250 млн. р. Что касается особо крупного размера ущерба, таковой соответствует 30 млн. р. При этом виновный имеет возможность освободиться от наказания, если:

  • первым признается в совершенном деянии;
  • окажет содействие в расследовании дела;
  • возместит нанесенный ущерб;
  • его действия не имеют дополнительной квалификации по другой статье УК.

Финансы

При нарушениях, касающихся денежных средств, акций и драгоценных камней, назначают:

  1. Запрещение на работу в указанной сфере в течение 3 лет.
  2. Взыскания:
    1. 300 000 р. За манипулирование рынком или использование инсайдерской информации (ст. 185.6 УК) — до 500 000 р. За подделку купюр — до 1 млн. р.;
    2. заработок за 3 г. и за 5 лет — для фальшивомонетчиков.
  3. Обязательной деятельностью на 360 ч.
  4. Исправительный труд в течение 2 лет.
  5. Принудительный труд на 5 лет.
  6. Лишение свободы на 5 лет. При изготовлении поддельных банкнот — до 8 лет.

Преступление, совершенное организованной группой или приведшее к огромным убыткам, наказывается:

Обратите внимание Незаконный оборот драгоценных металлов преследуется по закону и предполагает наказание в виде штрафов и лишения свободы. Однако, стоит отметить, что угловная ответственность наступает лишь при наличии крупного ущерба в размере 1 500 000 рублей. Подробности читайте

  1. Запретом на работу в определенных сферах деятельности в течение 4 лет.
  2. Санкциями, соответствующими:
    1. 500 000 р. и 1 млн. 500 тыс. р. — в случае с манипулированием рынком в особо крупных размерах и распространением фальшивых банкнот;
    2. доходу за 5 лет.
  3. Обязательными работами в течение 480 ч.
  4. Деятельностью исправительного типа на 2 г.
  5. Принудительным трудом на 5 лет.
  6. Ограничением свободы в течение 2 лет.
  7. Лишением свободы на 7 лет и до 15 лет — за изготовление поддельных купюр организованной группой.

В случае с незаконным использованием инсайдерской информации крупным считается ущерб в размере от 3 млн. 750 тыс. р.

Таможенные платежи

За незаконный экспорт товаров или неуплату таможенных взносов предусмотрены:

  1. Запретом работать на указанных должностях сроком до 5 лет.
  2. Штраф величиной в:
    1. 500 000 р. При невозврате культурных ценностей или контрабанде алкогольной и табачной продукции — до 1 млн. р.;
    2. десятикратный размер контрабандных денежных средств;
    3. заработок за 5 лет.
  3. Деятельность обязательного характера в течение 480 ч.
  4. 5 лет принуждающего труда.
  5. Ограниченное передвижение на 3 г.
  6. Лишение свободы на срок до 5 лет и до 8 лет — в случае невозвращения культурных объектов в РФ.

При наличии квалифицированного состава за преступления в сфере экономики УК РФ предполагает назначение:

  1. Запрета на работу в определенных областях в течение 3 лет.
  2. Штрафного взыскания в размере:
    1. до 1 млн. р. и до 2 млн. р. — при контрабанде алкогольного и табачного товара (ст. 200.2 УК);
    2. в 15 раз большем незаконно перевезенных средств;
    3. заработной платы за 5 лет.
  3. Работ принудительного свойства в течение 5 лет.
  4. Ограничения свободы на 4 г.
  5. Лишения свободы на срок до 12 лет.

Крупным размером иностранной валюты, не перечисленной на счет российского банка (ст. 193 УК) признается сумма, превышающая 30 млн. р. Стоимость алкогольно-табачной продукции признается крупной, если она превышает 250 000 р. В указанную сумму не входит стоимость товара, разрешенная к перевозке без декларирования.

Налоги

За уклонение от уплаты налоговых и страховых взносов назначаются:

  1. Запрет на работу в некоторых областях в течение 3 лет.
  2. Штрафные санкции величиной в:
    1. 300 000 р. и 500 000 р. при сокрытии денег руководителем компании;
    2. трехлетний заработок.
  3. Принудительный труд на 5 лет.
  4. Заключение под арест на 6 мес.
  5. Лишение свободы на 2 г. и до 5 лет, если дело касается укрытия денежных средств предприятия (ст. 199.2 УК).

За уклонение от уплаты налогов, физические лица (простые граждане и ИП) несут ответственность. В случае неуплаты налогов на сумму свыше 3 тысяч рублей и сроком просрочки свыше 6 месяцев, налоговая служба вправе обратиться в суд с требованием принудительного изъятия долга. Подробнее о штрафах за неуплату налогов физическим лицом читайте в отдельной статье

А вот об ответственности за неуплату налогов юридическим лицом мы расскажем в статье

Квалифицированный состав предусматривает:

  1. Запрет занимать указанные вакансии на 3 г.
  2. Взыскания:
    1. 500 000 р.;
    2. аналогичные доходу за 5 лет.
  3. Принудительный труд в течение 5 лет.
  4. Лишение свободы на 4 г. и до 6 лет, если неплательщиком является предприятие (ст. 199 УК).

Крупной считается сумма налоговых платежей за 3 финансовых года, превышающая 900 000 р. (ст. 198 УК) и 5 млн. р. для организаций. Виновный освобождается от ответственности, если:

  • преступление совершено впервые;
  • задолженность была погашена.

Сроки давности

Срок давности по экономическим преступлениям, как и любым другим, зависит от степени тяжести и определяется статьей 78 УК. Так, срок давности составляет за противоправное деяние:

  • низкой степени тяжести — 2 г.;
  • средней тяжести — 6 лет;
  • тяжкое — 10 лет;
  • особо тяжкое — 15 лет.

Отсчет периода начинается со дня совершения преступления до вступления в силу судебного приговора. Если обвиняемый совершит новое деяние, срок его истечения будет рассчитываться отдельно. Течение срока может быть приостановлено, если виновный избегает следствия и судебного разбирательства или не выплачивает наложенные взыскания.

Что касается исковой давности, в течение которой возможно возмещение материального ущерба, ее длительность составляет 3 г. Этот срок отсчитывается с даты, когда права потерпевшего были нарушены или же он узнал об их
нарушении.

Указание Генпрокуратуры России N 487/11, МВД России N 1 от 12.07.2019 (ред. от 23.10.2019) «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»

Документ утратил силу или отменен

  • Указание
  • Приложение
    • Перечень N 1 преступлений по уголовным делам, предварительное расследование по которым производится в форме дознания
    • Перечень N 2 преступлений экономической направленности по уголовным делам, предварительное расследование по которым производится в форме предварительного следствия
      • Дополнительные условия, при которых выявленное преступление может быть отнесено к числу преступлений экономической направленности
    • Перечень N 3 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов, сильнодействующих веществ, растений (либо их частей), содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ
    • Перечень N 4 преступлений небольшой тяжести
    • Перечень N 5 преступлений средней тяжести
    • Перечень N 6 тяжких преступлений
    • Перечень N 7 особо тяжких преступлений
    • Перечень N 8 преступлений, в результате совершения которых возможна смерть потерпевших
    • Перечень N 9 преступлений, которые могут быть совершены организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией)
    • Перечень N 10 преступлений, которые могут быть совершены в значительном размере, а также в результате совершения которых возможно причинение значительного ущерба
    • Перечень N 11 преступлений, которые могут быть совершены в крупном размере, а также в результате совершения которых возможно причинение крупного ущерба
    • Перечень N 12 преступлений, которые могут быть совершены в особо крупном размере, а также в результате совершения которых возможно причинение особо крупного ущерба
    • Перечень N 13 преступлений, которые могут быть совершены с использованием своего служебного положения из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также преступлений, которые могут способствовать их совершению
    • Перечень N 14 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия
    • Перечень N 20 преступлений экстремистской направленности
    • Перечень N 21 преступлений, которые могут быть совершены группой лиц по предварительному сговору
    • Перечень N 22 преступлений террористического характера
    • Перечень N 23 преступлений коррупционной направленности
    • Перечень N 24 преступлений, связанных с оборонно-промышленным комплексом
      • Общие дополнительные условия, при которых выявленное преступление может быть отнесено к числу преступлений, связанных с оборонно-промышленным комплексом
      • Определенные (отдельные) дополнительные условия, при которых выявленное преступление может быть отнесено к числу преступлений, связанных с оборонно-промышленным комплексом
    • Перечни статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемые при формировании показателей форм статистической отчетности
    • Перечни статей Уголовного кодекса Российской Федерации, которые не используются при формировании показателей форм статистической отчетности, которые ранее применялись Министерством внутренних дел Российской Федерации для формирования показателей ведомственных форм статистической отчетности

Открыть полный текст документа