Пилот проекта

Пилотный

Пилотный (тестовый, показательный, предварительный) – небольшой по масштабу, экспериментальный (проект, эксперимент, процесс), осуществляемый в размере определенной выборки и с ограничением времени, с целью исследования, анализа перспектив и минимизации рисков.

Пилотный проект – проект, осуществляемый с целью оценки целесообразности, требуемого времени, затрат, наличия или отсутствия побочных явлений и оценки размера эффекта (статистической изменчивости). Зачастую, пилотный проект – предтеча и миниатюра большого проекта, используемый исключительно как средство оценки перспектив проекта. К практике пилотного проекта часто прибегают до старта полномасштабного проекта, рассчитанного на длительную перспективу и предполагающего большие инвестиционные затраты.

Цель пилотного проекта – минимизация рисков, сокращение времени и затрат на разработку и запуск масштабного проекта.

Пилотный маркетинг – тестирование комплекса маркетинга на части целевой аудитории (в узком отраслевом сегменте, нише, территории), проводимое с целью выработки рекомендации по коррекции комплекса маркетинга продукта (характеристики продукта, цены, условия работы с дилерами, продвижение) для повышения его конкурентоспособности. Во время выполнения пилотного маркетинга проводятся маркетинговые мероприятия и оцениваются перспективы продукта, с учетом влияния конкуренции и поведения посредников в маркетинговом канале.

Пилотный маркетинговый анализ – это сбор ключевой информации, которая характеризует ситуацию на конкретной и ограниченной территории рынка. Пилотный маркетинговый анализ проводится с целью оценки будущего полномасштабного анализа. В пилотный маркетинговый анализ обычно вовлекают лишь часть целевой аудитории, ограниченной территориально или сегментно группыпотребителей, но не тех, кто будет входить в состав окончательной выборки или целевой группы. Это важно, если вовлекаемая в пилотный проект группа потребителей может влиять на последующее поведение всей целевой группы.

Пилотные продажи – продажа небольшого количества, тестового продукта, ограниченные по времени и территориально. Плотные продажи проводятся с целью оценки реакции рынка на новинку, оценки того, как будет вести себя потребитель в отношении нового продукта.Часто в коммерческих проектах, пилотные продажи используются с целью первоначальной продажи продукта и обеспечения количественной и качественной доказательной базы наличия в проекте коммерческого потенциала. Пилотные продажи используются с целью снижения стоимости запуска полномасштабного проекта, так как пилотные продажи дешевле, чем полномасштабные продажи.

Пилотный эксперимент часто используется для проверки качества модели полномасштабного проекта, которая затем может быть скорректирована, что повысит шансы на достижение проектом запланированных показателей. Пилотный эксперимент помогает менеджменту изучить риски, сопряженные с полномасштабным внедрением предлагаемых изменений процесса, и получить согласие заинтересованных лиц, которые сначала увидят результаты улучшений в малом масштабе. Иногда пилотный эксперимент вскрывает неожиданные проблемы, подлежащие корректировке до полного внедрения решения.

Если пилотный эксперимент прошел успешно, т.е. если в результате обнаружились не только непредвиденные проблемы, но и неожиданные возможности (особенно связанные с разработкой, рынком или обслуживанием), то риск, связанный с изменением, не слишком высок.

26 507 просмотров

Представьте ситуацию: ваш начальник попросил вас разработать новый сервис для привлечения или удержания клиентов и вы придумали несколько идей, которые могут сработать. Проблема в том, что вы точно не знаете, какая из идей лучше других. Также у вас нет времени и ресурсов для того, чтобы внедрить все идеи и выявить наиболее эффективную. Это один из примеров ситуации, когда можно прибегнуть к запуску так называемого пилотного проекта. Реализуя его, вы можете протестировать свои идеи в небольших масштабах прежде, чем возьмете на себя большие риски и привлечете ресурсы для реального проекта.

Зачем нужен пилотный проект?

Современный бизнес не может выжить и процветать, если не внедряет инновации, которые в свою очередь требуют разработки и применения новых идей. Инновации по своей сути всегда несут большие риски: основные предположения могут быть неправильными, в новых продуктах ваши клиенты могут не нуждаться, также как и в ваших идеях. Это очень непредсказуемая сфера бизнеса. Конечно, если проект сработал, находится масса людей, которые точно знали, что так и будет, однако им все равно никто не верит. Можно предсказать успех одного продукта в отдельности, но затем наверняка наступит момент больших заблуждений относительно других проектов.

Вот почему так важен пилотный проект. Тестируя идеи, вы можете приблизительно предсказать их успех в более крупном масштабе. Кроме того, это возможность учиться на своих ошибках, так как что они будут не такими катастрофическими, если бы речь шла о полном проекте. Вы можете дорабатывать и улучшать свои продукты и сервисы.

Пилотный проект может касаться самых простых (изменение приветственного сообщения на вашем сайте) или сложных вещей (тестирование нового продукта на небольшом количестве клиентов).

Пилотный проект и риск

Пилотные проекты могут показаться несовершенными, ведь даже в случае успешного тестирования никто не гарантирует вам успех. Однако это своего рода стартовая позиция, от которой можно отталкиваться и уже от вас зависит, какие выводы вы сделаете. В конце концов вы можете управлять рисками, ведь маневренность пилотного проекта очень высока. Поиск слабых мест в проекте тоже может сэкономить вам много денег и времени.

В краткосрочной перспективе пилотный проект может показаться слишком рискованным и не стоящим усилий. Но в долгосрочной — можно приобрести массу преимуществ, поэтому многие бизнесмены сходятся на том, что пилотные проекты чаще все-таки нужны. Вы учитесь понимать, почему некоторые идеи работают, а некоторые нет, что тоже можно считать хорошей причиной для внедрения этого метода.

Как организовать пилотный проект

1

Создание гипотезы

Так же, как и в научном эксперименте, первым шагом будет создание гипотезы: это ваше предположение о том, что случится, если ваш тест будет успешным. Это что-то вроде «Перемещение навигации сайта на левую сторону экрана поможет удерживать посетителей на нем дольше».

Когда вы создали гипотезу, ответьте на такие вопросы:

  • Можно ли измерить, что случится, если вы проведете определенные изменения? То есть вам нужно выяснить, провалится или будет успешным ваш тест в этих случаях.
  • Подходит ли ваша идея команде или организационной стратегии, целям и ценностям?

Если хотя бы на один вопрос ответ «нет», значит вам нужно пересмотреть свою гипотезу и улучшить ее.

Также крайне важно понять, при каких условиях эксперимент будет признан успешным. Как это измерить? Как выглядит успех в вашем случае? Скорее всего это будут цифры — запросы, количество посещений, продажи, доходы.

2

Разработка эксперимента

Что именно вы будете тестировать и на какой период рассчитан эксперимент? Тестирование нового продукта может показаться сравнительно простым — вам нужно запустить эксперимент на определенный промежуток времени и определить, как вы будете измерять успех проекта. Однако все становится намного сложнее, если вы создаете модификацию существующего продукта.

Предположим, вашей гипотезой было: «Открытие магазинов в 10 утра принесет больше прибыли». Если у вас четыре магазина, вам нужно их разместить в две условные группы — два магазина будут открываться в 10 утра, остальные два не изменят своего расписания. Через три месяца вы можете сравнить результаты и сделать вывод о том, стоит ли внедрять новое расписание для двух других магазинов. Конечно, ваши ставки повысятся, если у вас всего один магазин, да и пилотный проект создать не получится, однако наш пример с четырьмя магазинами является удачным.

Ваш эксперимент должен быть максимально простым. Чем сложнее он, чем больше самых разных факторов, тем более размытым получится результат. А чтобы получить более точный, могут понадобиться годы.

3

Запуск эксперимента

Проинформируйте всех сотрудников о начале эксперимента. Они должны знать почему вы его проводите и каким образом он будет проведен. Когда эксперимент начался, на первых порах нужно тщательно наблюдать за ним и выявлять факторы, которые могут помешать его чистоте. Например, на ваши продажи может повлиять плохая погода, поэтому тот факт, что вы открываетесь в 10 утра можно уже даже не рассматривать как реальный фактор.

Если же вы запускаете новый сервис или продукт, обязательно скажите своим клиентам об этом — это защитит вашу репутацию. К тому же люди обычно любят принимать участие в экспериментах и ценят, когда их просят об этом.

4

Анализ результатов

Сравните фактические результаты со своей гипотезой:

  • Что должно было случиться и что на самом деле случилось?
  • Есть ли разница? Почему?
  • Был ли эксперимент успешен?
  • Были ли непредвиденные обстоятельства во время проведения эксперимента? Как это можно использовать?

После проведения эксперимента вы чему-то научились и что-то поняли. Не сбрасывайте со счетов и свой личный опыт. Как можно использовать его для следующих экспериментов? Например, теперь вы можете предположить и проверить гипотезу, стоит ли открывать магазин в другое время.

Желаем вам удачи!

Ключевые слова:1Бизнес

Также читайте:

Пилотный проект – это небольшой пробный, экспериментальный проект который выполняется с целью выявления потенциальных сложностей и значимых факторов, которые могут повлиять на процесс основного проекта и на его результат. Основной проект – это проект аналогичный пилотному, особенности которого и пытаются выявить заранее, выполняя пилотный проект. Пилотный проект является эффективным решением для инновационных и высокотехнологичных проектов с большой степенью неопределенности результата и пути его достижения. Он помогает смоделировать основной проект, предсказать и спланировать его реализацию.

Воспользуйтесь нашими услугами

Любое изменение, даже обещающее большие выгоды, несет опасения, что что-то может пойти не так. Ведь обычно нет никакого практического способа доказать, что проблемы либо легко разрешимы, либо они слишком малы по сравнению с выгодами. Есть также опасения неизвестности – проблем, которые мы даже не можем себе представить. Часто бывает трудно даже перевести ценность полученных преимуществ в реальное влияние на цель.

Доказательством правильности концепции является логическое обоснование, что концепция работает. Теоретически, хорошее Дерево будущей реальности (FRT) может представить такое доказательство, но оно не может быть достаточно хорошим, чтобы устранить все возможные проблемы, особенно заранее неизвестные.

Более надежный способ доказательства – моделирование концепции. Тем не менее, моделирование требует тщательной проверки, что лежащие в его основе исходные посылки справедливы в реальности, где рассматривается концепция. Проверить исходные посылки, лежащие в основе компьютерной модели и разработанные другими людьми, задача нетривиальная. Одна категория исходных посылок, которую необходимо тщательно проверить, это поведение неопределенности. Другим важным аспектом является определение реальных последствий, которые не были включены в модель. Например, большинство моделей не учитывают аспекты поведения человека, такие как Закон Паркинсона.

Самый надежный способ доказать концепцию – запуск пилотного проекта (пилота). Пилот должен дать более полное представление о ценности решения, выявить негативные ветви и их влияние, обеспечивая возможность обрезать эти ветви или уменьшить их негативное воздействие.

Пилот создает значительные трудности. Требуется больше внимания менеджеров, чем обычно для подобного проекта. Все пилоты направлены на доказательство концепции. Поэтому первейшей задачей планирования пилот является определение концепции, которую требуется доказать, и полученные с ее помощью преимущества, включая оценку уменьшения неопределенности, благодаря пилоту.

Давайте рассмотрим пример пилотного проекта для доказательства концепции Критической цепи (CCPM). Цель концепции – завершение проекта в срок, предпочтительно даже раньше реалистичных ожиданий. Концепция CCPM включает в себя планирование Критической цепи, сокращение время задачи и установку буферов, в частности буфера проекта. Ключевым моментом на этапе применения управления буферами является использование единственного механизма приоритетов. Выбор конкретного проекта должен быть основан на опасения, что завершение этого проекта в срок возможно лишь при особом внимании к этому проекту, иначе, результат будет непредсказуем.

Важно понимать, что пилоты должны быть запущены только тогда, когда существует глубокое убеждение, что концепция предлагает значительную ценность, но также может нанести ущерб.

Вот основные факторы при разработке правильного пилота:

  • Возможность значительно уменьшить потенциальный ущерб от полного внедрения этой концепции.
  • Предоставление достоверной информации о ценности от полной реализации.
  • Ограниченное внимание со стороны руководства.
  • Ограниченный объем инвестиций в пилотный проект.
  • Ограниченные трудности для всей организации. Влияние пилота на ежедневное управление и деятельность организации в целом должно быть относительно низким.

Предложение для планирования пилота:

Определение априори показателей выполнения и правил принятия решений, чтобы понять, стоит ли внедрять концепцию в полном объеме после завершения пилота.

Речь идет о том, что если показатели и правила для такого решения не определены до реализации пилота, то существует высокая вероятность, что решение не будет принято, и ситуация, которая привела к пилоту – конфликт между верой в его ценность и обеспокоенность негативными явлениями, будет продолжаться до бесконечности.

Давайте рассмотрим кейс по внедрению пилота для реализации решения ТОС для цепи дистрибуции. Масштабы полного внедрения, которое могло бы охватывать крупный географический регион, множество региональных складов и огромное количество предприятий розничной торговли, делают принятие решения отказаться от текущих правил и перейти к динамическому решению ТОС очень трудным. Давайте перечислим некоторые разумные опасения менеджеров высшего звена:

  • Улучшение наличия товара не приведет к значительному улучшению продаж:
    • Например, поскольку клиенты всегда имеют разумные альтернативы.
    • Или, потому что короткие позиции не являются ходовыми.
  • Новые уровни запасов, а также их влияние на денежные потоки, могут быть по-прежнему высокими, может быть, даже выше, чем сейчас.
  • Транспортные расходы вырастут.
  • Возникнут новые трудности при загрузке грузовиков очень малыми партиями товаров множества SKU.
  • Привыкание к новым программным продуктам и их внедрение во многих местах займет много времени, вызывая проблемы в ежедневном управлении и тем самым нанося ущерб производительности.

Эти проблемы, в то же время, дают большие надежды на достижение решающего конкурентного преимущества за счет значительно улучшенной доступности и более низких уровней запасов, что приводит к решению запустить ограниченный пилот в качестве доказательства правильности концепции.

Как следует выбирать такой пилот?

Есть несколько возможных вариантов для реализации:

  1. Начать с реализации решения на центральном складе, но пока не внедрять его на региональных складах.
  2. Сфокусироваться на 3-4 региональных складах.
  3. Выбрать одно семейство продуктов, в том числе и ходовые, и неходовые, и охватить путь от центрального склада до нескольких (или даже всех) региональных складов.

Проблема определения характеристик хорошего пилота является одним из наиболее важных открытых проблем внедрения ТОС. Я настоятельно рекомендую TOCICO организовать публичное обсуждение несколькими известными экспертами TOC этой проблемы на следующей ежегодной конференции TOCICO.

Я хочу выразить свою собственную точку зрения на представленные выше варианты для пилотного проекта в цепи поставок.

Эффективность решения пополнения зависит от поддержания стабильного и гибкого потока, в соответствии с четким набором приоритетов, по всей цепи дистрибуции. Отношения с поставщиками должны быть тщательно продуманы заново, чтобы поддерживать настолько быстрое и частое пополнение, насколько это возможно. Большое количество различных поставщиков создает не меньшие трудности, чем огромное количество мелких розничных торговцев. И это часть общего плана внедрения – постепенно расти за счет поставщиков и розничной торговли.

Что пилот не может себе позволить, так это принести разочарование от результатов. Внедрение пилота только на центральном складе вызовет негативные последствия в участках цепи, которые не являются частью финального процесса. В регионах будут по-прежнему заказывать в относительно больших количествах, основываясь на своем локальном виде цепи поставок, заставляя центральный склад поддерживать высокие уровни запасов. Это легко может вызвать разочарование от результатов и отказ от полного внедрения решения.

Фокусировка внимания на ряде регионов вызывает две различных негативные ветви. Одна из них: до тех пор, пока центральный склад не может обеспечить быструю и надежную реакцию на запросы регионов, наличие товара в регионах находится под вопросом, что снова приводит к разочарованию. Другая отрицательная ветвь: регионы пилота могут потребовать и получить особое внимание. Это может привести к хорошим результатам пилота, но вызовет огромное сопротивление во всех других частях организации, потому что им придется работать в более жестких условиях.

Таким образом, я предпочел бы запустить пилотный проект на одном семействе продуктов, в том числе на центральном складе и во всех регионах для этого семейства продуктов. Я не вижу острой необходимости идти в розничную торговлю в рамках пилота, особенно когда она находятся в ведении другой организации. В результате пилота произойдет некоторое сокращение общих запасов на центральном складе плюс региональные склады, обеспечивая при этом отличную доступность. Розничные продавцы все еще могут заказать большими партиями, но большое количество ритейлеров позволит снизить негативное воздействие больших партий. Опыт приведет к лучшему пониманию реального воздействия на стоимость транспортировки и загрузки автомобилей, даже когда большинство грузовиков будут также перевозить товары, которые не являются частью пилота.

Я надеюсь, что этот пост поднимет обсуждение проблем в основе планирования пилотных проектов в различных решениях ТОС.

Воспользуйтесь нашими услугами

4.3. Выполнение пилотного проекта

Перед полномасштабным внедрением выбранного CASE-средства в организации выполняется пилотный проект, целью которого является экспериментальная проверка правильности решений, принятых на предыдущих этапах, и подготовка к внедрению.

Пилотный проект представляет собой первоначальное реальное использование CASE-средства в предназначенной для этого среде и обычно подразумевает более широкий масштаб использования CASE-средства по отношению к тому, который был достигнут во время оценки. Пилотный проект должен обладать многими из характеристик реальных проектов, для которых предназначено данное средство. Он преследует следующие цели:

  • подтвердить достоверность результатов оценки и выбора;
  • определить, действительно ли CASE-средство годится для использования в данной организации, и если да, то определить наиболее подходящую область его применения;
  • собрать информацию, необходимую для разработки плана практического внедрения;
  • приобрести собственный опыт использования CASE-средства.

Пилотный проект позволяет получить важную информацию, необходимую для оценки качества функционирования CASE-средства и его поддержки со стороны поставщика после того, как средство установлено.

Важной функцией пилотного проекта является принятие решения относительно приобретения или отказа от использования CASE-средства. Провал пилотного проекта позволяет избежать более значительных и дорогостоящих неудач в дальнейшем, поскольку пилотный проект обычно связан с приобретением относительно небольшого количества лицензий и обучением узкого круга специалистов.

Первоначальное использование новой CASE-технологии в пилотном проекте должно тщательно планироваться и контролироваться. Пилотный проект включает следующие шаги (рисунок 4.4).

Определение характеристик пилотного проекта

Пилотный проект должен обладать следующими характеристиками:

  • Область применения
  • . Чтобы облегчить окончательное определение области применения CASE-средства, предметная область пилотного проекта должна быть типичной для обычной деятельности организации. Пилотный проект должен помочь определить любую дополнительную технологию, обучение или поддержку, которые необходимы для перехода от пилотного проекта к широкомасштабному использованию средства. В рамках этих ограничений пилотный проект должен иметь небольшой, но значимый размер.

  • Масштабируемость
  • . Результаты, полученные в пилотном проекте, должны показать масштабируемость средства. Цель — получить четкое представление о масштабах проектов, для которых данное средство применимо.

Рис. 4.4. Шаги пилотного проекта

  • Представительность. Пилотный проект не должен быть необычным или уникальным для организации. CASE-средство должно использоваться для решения задач, относящихся к предметной области, хорошо понимаемой всей организацией.
  • Критичность
  • . Пилотный проект должен иметь существенную значимость, чтобы оказаться в центре внимания, но не должен быть критичным для успешной деятельности организации в целом. Необходимо осознавать, что первоначальное внедрение новой технологии подразумевает определенный риск. При выборе пилотного проекта приходится решать следующую дилемму: успех незначительного проекта может остаться незамеченным, с другой стороны, провал значимого проекта может вызвать чрезмерную критику.

  • Авторитетность
  • . Группа специалистов, участвующих в проекте, должна обладать высоким авторитетом, при этом результаты проекта будут всерьез восприняты остальными сотрудниками организации.

  • Характеристики проектной группы
  • . Проектная группа должна обладать готовностью к нововведениям, технической зрелостью и приемлемым уровнем опыта и знаний в данной технологии и предметной области. С другой стороны, группа должна отражать в миниатюре характеристики всей организации в целом.

В большинстве случаев существует баланс между желанием реализовать идеальный пилотный проект и реальными ограничениями организации. Организация должна выбрать пилотный проект таким образом, чтобы, во-первых, способ использования CASE-средства в нем совпадал с дальнейшими планами, и, во-вторых, перечисленные выше характеристики были сбалансированы с реальными условиями организации.

Кроме того, организация должна учитывать продолжительность пилотного проекта (и в целом процесса внедрения). Слишком продолжительный проект связан с риском потери интереса к нему со стороны руководства.

Планирование пилотного проекта

Планирование пилотного проекта должно по возможности вписываться в обычный процесс планирования проектов в организации. План должен содержать следующую информацию:

  • цели, задачи и критерии оценки;
  • персонал;
  • процедуры и соглашения;
  • обучение;
  • график и ресурсы.

Цели, задачи и критерии оценки

Ожидаемые результаты пилотного проекта должны быть четко определены. Степень соответствия этим результатам представляет собой основу для последующей оценки проекта. Для определения целей, задач и критериев оценки необходимо выполнить следующие действия:

  • описать проект в терминах ожидаемых результатов
  • (т.е. конечного продукта). Описание должно включать форму представления и содержание результатов. Должны быть четко определены договорные требования и соответствующие стандарты.

  • определить общие цели проекта
  • . Примером цели может быть определение степени улучшения качества проектной документации в результате применения CASE-средств.

  • определить конкретные задачи, реализующие поставленные цели
  • . Каждой цели можно поставить в соответствие одну или несколько конкретных задач с количественно оцениваемыми результатами. Примером такой задачи может быть сравнительный анализ качества документации, полученной с помощью CASE-средства и без него. Документация может включать спецификацию требований к ПО, высокоуровневые и детальные проектные спецификации.

  • определить критерии оценки результатов
  • . Чтобы определить степень успеха пилотного проекта, необходимо использовать набор критериев, основанных на упомянутых выше задачах. Примером критерия может быть степень непротиворечивости проектной документации и контролируемости выполнения требований к ПО. Значения критериев должны сравниваться с базовыми значениями, полученными до выполнения пилотного проекта.

Персонал

Специалисты, выбранные для участия в пилотном проекте, должны иметь соответствующий авторитет и влияние и быть сторонниками новой технологии. Группа должна включать как технических специалистов, так и менеджеров, заинтересованных в новой технологии и разбирающихся в ее использовании. Группа должна обладать высокими способностями к коммуникации, знанием особенностей организационных процессов и процедур, а также предметной области. Группа не должна, тем не менее, состоять полностью из специалистов высшего звена, она должна представлять средний уровень организации.

Многие CASE-средства обеспечивают возможности, связанные с генерацией проектной документации и конфигурационным управлением. Специалисты, связанные с этими и другими смежными аспектами разработки и сопровождения ПО, также должны быть включены в состав группы.

После завершения пилотного проекта группа должна быть открыта для обмена информацией с остальными специалистами организации относительно возможностей нового средства и опыта, полученного при его использовании. Может оказаться желательным рассредоточить членов проектной группы по всей организации с целью распространения их опыта и знаний.

Процедуры и соглашения

Необходимо четко определить процедуры и соглашения, регулирующие использование CASE-средств в пилотном проекте. Эта задача скорее всего может оказаться более долгой и сложной, чем ожидается, при этом может оказаться необходимым привлечение сторонних экспертов. Примерами процедур и соглашений, которые могут повлиять на успех пилотного проекта, являются методология, технические соглашения (в частности, по наименованиям и структуре каталогов, стандарты проектирования и программирования — см. подраздел 1.3) и организационные соглашения (в частности, учет использования ресурсов, авторизация, контроль изменений, процедуры экспертизы и подготовки отчетов, стандарты проверки качества).

В пилотном проекте по возможности должны использоваться принятые в организации процедуры и соглашения. С другой стороны, в течение пилотного проекта процедуры и соглашения имеют тенденцию к развитию и совершенствованию по мере накопления опыта применения средства. Существующие процедуры и соглашения могут оказаться неэффективными или чересчур ограничивающими. При этом те изменения, которые предлагается в них вносить, должны документироваться.

Обучение

Должны быть определены виды и объем обучения, необходимого для выполнения пилотного проекта. При планировании обучения нужно иметь в виду три вида потребностей: технические, управленческие и мотивационные. Ресурсы, требуемые для обучения (учебные аудитории и оборудование, преподаватели и учебные материалы), должны соответствовать плану пилотного проекта.

График обучения должен определять как специалистов, подлежащих обучению, так и виды обучения, которое они должны пройти. Обучение, которое проводится в период выполнения проекта, должно начинаться как можно быстрее после начала проекта. Обучение средствам, процессам или методам, которые не будут использоваться в течение нескольких месяцев после начала проекта, должно планироваться на то время, когда в них возникнет реальная потребность.

Поставщики CASE-средств обычно предлагают обучение использованию поставляемых ими средств. Помимо этого, для некоторых средств может быть необходимо обучение методологии. Некоторые виды обучения должны выполняться собственными силами. Такие виды обучения включают использование CASE-средства в контексте процессов, происходящих в организации, а также в совокупности с другими средствами в данной среде. Часть плана пилотного проекта, связанная с обучением, должна использоваться в качестве входа для плана практического внедрения.

При выборе необходимого обучения должны приниматься во внимание следующие факторы:

  • квалификация преподавателей;
  • соответствие обучения характеристикам конкретных групп специалистов (на-
    пример, обзорные курсы для менеджеров, подробные курсы для разработчиков);
  • возможность проведения курсов непосредственно на рабочих местах;
  • возможность проведения расширенных курсов;
  • возможность подготовки собственных преподавателей.

График и ресурсы

Должен быть разработан график, включающий ресурсы и сроки (этапы) проведения работ. Ресурсы включают персонал, технические средства, ПО и финансирование. Данные о персонале могут определять конкретных специалистов или требования к квалификации, необходимой для успешного выполнения пилотного проекта. Финансирование должно определяться отдельно по каждому виду работ: приобретение CASE-средств, установка, обучение, отдельные этапы проектирования.

Выполнение пилотного проекта

Пилотный проект должен выполняться в соответствии с планом. Организационная деятельность, связанная с выполнением пилотного проекта и подготовкой отчетов, должна выполняться в установленном порядке. Пилотная природа проекта требует специального внимания к вопросам приобретения, поддержки, экспертизы и обновления версий. Эти вопросы рассматриваются ниже.

Приобретение, установка и интеграция

После того, как CASE-средство выбрано, оно должно быть приобретено, интегрировано в проектную среду и настроено в соответствии с требованиями пилотного проекта. Границы этой деятельности зависят от тех действий, которые имели место в процессе оценки и выбора, а также от степени модификации средства, необходимой для его использования в проекте.

Процесс приобретения может включать подготовку контракта, переговоры, лицензирование и другую деятельность, которая выходит за рамки данных рекомендаций. Эта деятельность требует затрат времени и человеческих ресурсов, которые должны быть учтены при планировании. План должен предусматривать возможность отказа от выбранного средства на данном этапе из-за договорных разногласий.

После того, как процесс приобретения завершен, средство должно быть установлено, оттестировано и принято в эксплуатацию. Тестирование позволяет убедиться, что поставленный продукт соответствует требованиям контракта, обладает необходимой полнотой и корректностью. Этап приемки может быть предусмотрен контрактом, его реальный срок может отличаться от того, который был предусмотрен первоначально в плане пилотного проекта. Особое внимание необходимо уделить соблюдению всех требований поставщика к параметрам среды функционирования CASE-средства.

После завершения приемки может потребоваться настройка и интеграция. Настройка может включать модификацию интерфейсов, связанную с требованиями специалистов проектной группы, а также установкой прав доступа и привилегий. Настройка должна оставаться в рамках тех возможностей, которые предоставляет само средство. Не следует заниматься модификацией готовых продуктов на уровне исходных кодов.

Если новое средство должно использоваться в совокупности с некоторыми другими средствами, необходимо определить взаимодействие средств и требуемую интеграцию. Для интеграции новых средств с существующими может потребоваться построение специальных оболочек. Сложная интеграция может потребовать привлечения сторонних экспертов.

Поддержка

Доступная поддержка должна включать (по соглашению) «горячую линию» поставщика и поддержку местного поставщика, поддержку в самой организации, контакты с опытными пользователями в других организациях и участие в работе групп пользователей.

Внутренняя поддержка должна осуществляться специалистами, знакомыми с установкой средств и работой с ними. Существует несколько возможных вариантов получения такой поддержки (например, от специалиста данной организации, имеющего опыт предшествующей работы со средством; участников процесса оценки и выбора или опытного консультанта). Такой тип поддержки должен специальным образом планироваться и администрироваться. Особое внимание должно быть уделено средствам, работающим в сетях или обладающих репозиториями, поддерживающими многопользовательскую работу.

Периодические экспертизы

Обычные процедуры экспертизы проектов, существующие в организации, должны выполняться и для пилотного проекта, при этом особое внимание должно уделяться именно пилотным аспектам проекта. Помимо этого, результаты экспертиз должны служить мерой успешного использования CASE-средств.

Обновление версий

Пользователи CASE-средства могут ожидать периодического обновления версий со стороны поставщика в течение выполнения пилотного проекта. При этом необходимо тщательное отношение к интеграции этих версий. Следует заранее оценить влияние этих обновлений на ход проекта. Новые версии могут как обеспечить новые возможности, так и породить новые проблемы. Например, новая версия может потребовать видоизмененного или дополнительного обучения, а также может оказать отрицательное воздействие на уже выполненную к этому моменту работу.

Оценка пилотного проекта

После завершения пилотного проекта его результаты необходимо оценить и сопоставить их с изначальными потребностями организации, критериями успешного внедрения CASE-средств, базовыми метриками и критериями успеха пилотного проекта. Такая оценка должна установить возможные проблемы и важнейшие характеристики пилотного проекта, которые могут повлиять на пригодность CASE-средства для организации. Она должна также указать проекты или структурные подразделения внутри организации, для которых данное средство является подходящим. Помимо этого, оценка может дать информацию относительно совершенствования процесса внедрения в дальнейшем.

В процессе оценки пилотного проекта организация должна определить свою позицию по следующим трем вопросам:

  • Целесообразно ли внедрять CASE-средство ?
  • Какие конкретные особенности пилотного проекта привели к его успеху (или неудаче) ?
  • Какие проекты или подразделения в организации могли бы получить выгоду от использования средств ?

Принятие решения о целесообразности внедрения CASE-средств

На данном этапе процесса внедрения организация должна сделать существенные инвестиции в CASE-средства. Если средства удовлетворили или даже превысили ожидания организации, то решение о внедрении может быть принято достаточно просто и быстро.

С другой стороны, может оказаться, что в рамках пилотного проекта средства не оправдали тех ожиданий, которые на них возлагались, или же в пилотном проекте они использовались удовлетворительно, однако опыт показал, что дальнейшие вложения в средства не гарантируют успеха.

Возможны четыре категории результатов и соответствующих действий:

  • Пилотный проект потерпел неудачу, и его анализ показал неадекватность ожиданий организации. В этом случае организация может пересмотреть результаты проекта в контексте более реалистичных ожиданий.
  • Пилотный проект потерпел неудачу, и его анализ показал, что выбранные средства не удовлетворяют потребности организации. В этом случае организация может принять решение не внедрять данные средства, однако при этом также пересмотреть свои потребности и подход к оценке и выбору CASE-средств.
  • Пилотный проект потерпел неудачу, и его анализ показал наличие таких проблем, как неудачный выбор пилотного проекта, неадекватное обучение и недостаток ресурсов. В этом случае может оказаться достаточно сложно принять решение о том, следует ли вновь выполнить пилотный проект, продолжить работу по внедрению или отказаться от CASE-средств. Однако, независимо от принятого решения, процесс внедрения нуждается в пересмотре и повышенном внимании.
  • Пилотный проект завершился успешно, и признано целесообразным внедрять CASE-средства в некоторых подразделениях или, возможно, во всей организации в целом. В этом случае следующим шагом является определение наиболее подходящего масштаба внедрения.

В ряде случаев анализ пилотного проекта может показать, что причиной неудачи явился более чем один фактор. Последующие попытки внедрения CASE-технологии должны четко выявить все причины неудачи. В экстремальных случаях тщательный анализ может показать, что в настоящий момент организация просто не готова к успешному внедрению сложных CASE-средств. В такой ситуации организация может попытаться решить свои проблемы другими средствами.

Особенности пилотного проекта

Очень важно провести анализ пилотного проекта с тем, чтобы определить его элементы, являющиеся критическими для успеха, и определить степень отражения этими элементами деятельности организации в целом. Например, если в пилотном проекте участвуют самые лучшие программисты организации, он может закончиться успешно даже вопреки использованию CASE-средств, а не благодаря им. С другой стороны, CASE-средства могут быть применены для разработки приложения, для которого они явно не подходят по своим характеристикам. Тем не менее, такое использование могло бы указать на область наиболее рационального применения средств в данной организации.

Важнейшие характеристики пилотного проекта, не являющиеся представительными для организации в целом, могут включать следующие:

  • Процессы в пилотном проекте в чем-либо отличаются от процессов во всей организации.
  • Квалификация группы пилотного проекта не отражает квалификацию остальных специалистов организации.
  • Ресурсы, выделенные на выполнение проекта, отличаются от тех, которые выделяются для обычных проектов.
  • Предметная область или масштаб проекта не соответствуют другим проектам.

Выгода от использования CASE-средств

Пилотный проект следует сопоставить с деятельностью организации в целом с тем, чтобы определить наиболее существенное сходство и отличие. Например, если наиболее заинтересованные и квалифицированные участники проекта столкнулись с серьезными трудностями в освоении средств, то менее заинтересованным и квалифицированным программистам из других подразделений потребуется существенно большее обучение.

Пилотный проект может также показать, что средства целесообразно использовать для некоторых классов проектов и нецелесообразно для других. Например, средство формальной верификации может подходить для жизненно важных приложений и не подходить для менее критических приложений.

Перед разработкой плана перехода организация должна оценить ожидаемый эффект для различных подразделений или классов проектов. При этом следует учитывать, что некоторые подразделения могут не обладать необходимой квалификацией или ресурсами для использования CASE-средств.

Принятие решения о внедрении

Возможным решением должно быть одно из следующих:

  • Внедрить средство
  • . В этом случае рекомендуемый масштаб внедрения должен быть определен в терминах структурных подразделений и предметной области.

  • Выполнить дополнительный пилотный проект
  • . Такой вариант должен рассматриваться только в том случае, если остались конкретные неразрешенные вопросы относительно внедрения CASE-средства в организации. Новый пилотный проект должен быть таким, чтобы ответить на эти вопросы.

  • Отказаться от средства
  • . В этом случае причины отказа от конкретного средства должны быть определены в терминах потребностей организации или критериев, которые остались неудовлетворенными. Перед тем, как продолжить деятельность по внедрению CASE-средств, потребности организации должны быть пересмотрены на предмет своей обоснованности.

  • Отказаться от использования CASE-средств вообще
  • . Пилотный проект может показать, что организация либо не готова к внедрению CASE-средств, либо автоматизация данного аспекта процесса создания и сопровождения ПО не дает никакого эффекта для организации. В этом случае причины отказа от CASE-средств должны быть также определены в терминах потребностей организации или критериев, которые остались неудовлетворенными. При этом необходимо понимать отличие этого варианта от предыдущего, связанного с недостатками конкретного средства.

Результатом данного этапа является документ, в котором обсуждаются результаты пилотного проекта и детализируются решения по внедрению.

|